Расширенный поиск
Закон Пензенской области от 16.09.1999 № 165-ЗПОРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН Пензенской области Утратил силу - Закон Пензенской области от 14.11.2006 г. N 1154-ЗПО Об охране труда в Пензенской области (В редакции Законов Пензенской области от 20.12.99 г. N 183-ЗПО; от 07.06.2002 г. N 369-ЗПО; от 07.04.2003 г. N 460-ЗПО; от 27.11.2003 г. N 541-ЗПО; от 02.11.2004 г. N 676-ЗПО) Принят Законодательным Собранием Пензенской области 10 сентября 1999 года Настоящий Закон устанавливает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками в организациях всех форм собственности, а также физических лиц, использующих наемный труд, находящихся в юрисдикции Российской Федерации, действующих на территории Пензенской области, и направленна создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Глава I. Общие положения Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия: о х р а н а т р у д а - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия; у с л о в и я т р у д а - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека; в р е д н ы й п р о и з в о д с т в е н н ы й ф а к т о р - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию; о п а с н ы й п р о и з в о д с т в е н н ы й ф а к т о р - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме; б е з о п а с н ы е у с л о в и я т р у д а - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы; р а б о ч е е м е с т о - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя; п о с т о я н н о е р а б о ч е е м е с т о - место на котором работающий находится большую часть своего рабочего времени (более 50 процентов или более 2-х часов непрерывно). Если при этом работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона; т р е б о в а н и я б е з о п а с н ы х у с л о в и й т р у д а - требования, установленные законодательными актами, нормативно-технической документацией, правилами и инструкциями, выполнение которых обеспечивает безопасность работающих; с р е д с т в а и н д и в и д у а л ь н о й и к о л л е к т и в н о й з а щ и т ы р а б о т н и к о в - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных факторов, а также для защиты от загрязнения; (В редакции Закона Пензенской области от 27.11.2003 г. N 541-ЗПО) н е с ч а с т н ы й с л у ч а й н а п р о и з в о д с т в е - событие, в результате которого работник получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных федеральными законами Российской Федерации случаях как на территории работодателя, так и за ее пределами при действиях в интересах работодателя, либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном работодателем, и которое повлекло необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть; п р о ф е с с и о н а л ь н о е з а б о л е в а н и е - хроническое или острое заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности; п р о ф е с с и о н а л ь н ы й р и с к - вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях; сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда; (В редакции Закона Пензенской области от 27.11.2003 г. N 541-ЗПО) работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделённый правом заключать трудовые договоры; (В редакции Закона Пензенской области от 27.11.2003 г. N 541-ЗПО) работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем; (В редакции Закона Пензенской области от 27.11.2003 г. N 541-ЗПО) представители работодателя - руководители организаций или уполномоченные им лица в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами; (В редакции Закона Пензенской области от 27.11.2003 г. N 541-ЗПО) представители работников - профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации; (В редакции Закона Пензенской области от 27.11.2003 г. N 541-ЗПО) п р о и з в о д с т в е н н а я д е я т е л ь н о с т ь - совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. Статья 2. Законодательство Пензенской области об охране труда и сфера его применения 1. На территории Пензенской области действуют Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", иные законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Пензенской области, настоящий Закон, другие нормативные правовые акты Пензенской области. (В редакции Закона Пензенской области от 27.11.2003 г. N 541-ЗПО) 2. Законодательные и нормативные правовые акты по охране труда Пензенской области могут устанавливать более высокие уровни гарантий реализации права работников на охрану труда, льгот и компенсаций, расширять и дополнять действие законодательных и нормативных актов по охране труда Российской Федерации. 3. Действие настоящего Закона распространяется на: 1) работодателей; 2) работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях; 3) членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии; 4) студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику; 5) военнослужащих, направляемых на работу в организации; 6) граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях. 4. На иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях под юрисдикцией Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда 1. Государственными требованиями охраны труда (далее - требования охраны труда), содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах Пензенской области об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. 2. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, указанными в пункте 3 статьи 2 настоящего Закона, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. 3. Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации. (В редакции Закона Пензенской области от 27.11.2003 г. N 541-ЗПО) Статья 4. Основные направления государственной политики в области охраны труда 1. Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются: 1) обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; 2) реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов Пензенской области об охране труда, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; 3) государственное управление охраной труда; 4) государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда; 5) содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; 6) расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 7) защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей, которая осуществляется на основе Закона "Об обязательном социальном страховании работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; 8) установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда; 9) координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности; 10) распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда; 11) участие государства в финансировании мероприятий по охране труда; 12) подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда; 13) организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях; 14) обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда; 15) международное сотрудничество в области охраны труда; 16) проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников; 17) установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей. 2. В соответствии с Федеральным законом реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Пензенской области и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда. Статья 5. Полномочия органов государственной власти Пензенской области в области охраны труда К полномочиям органов государственной власти Пензенской области в области охраны труда относятся: 1) реализация государственной политики в области охраны труда на территории Пензенской области; 2) принятие законов и иных нормативных правовых актов Пензенской области об охране труда; 3) государственное управление охраной труда на территории Пензенской области; 4) участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда; 5) разработка и утверждение областных целевых программ улучшения условий и охраны труда, контроль за их выполнением; 6) определение расходов на охрану труда за счет средств бюджета Пензенской области; (В редакции Закона Пензенской области от 27.11.2003 г. N 541-ЗПО) 7) разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда; 8) организация обучения специалистов по охране труда, проверки знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда; 9) организация и осуществление государственной экспертизы условий труда работников, сертификации работ по охране труда в организациях; (В редакции Закона Пензенской области от 02.11.2004 г. N 676-ЗПО) 10) передача в случае необходимости органам местного самоуправления отдельных полномочий на государственное управление охраной труда на территориях муниципальных образований; 11) другие полномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда. Статья 6. Полномочия Законодательного Собрания Пензенской области в сфере охраны труда Законодательное собрание Пензенской области: 1) в соответствии с федеральным законодательством принимает нормативные правовые акты по вопросам охраны труда в Пензенской области; 2) утверждает в составе бюджета Пензенской области финансирование областных целевых программ и мероприятий по охране труда; (В редакции Закона Пензенской области от 27.11.2003 г. N 541-ЗПО) 3) контролирует целевое использование средств бюджета Пензенской области в сфере охраны труда; (В редакции Закона Пензенской области от 27.11.2003 г. N 541-ЗПО) 4) осуществляет иные полномочия в сфере охраны труда, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пензенской области. Статья 7. Полномочия Правительства Пензенской области в сфере охраны труда (В редакции Закона Пензенской области от 27.11.2003 г. N 541-ЗПО) Правительство Пензенской области в сфере охраны труда: (В редакции Закона Пензенской области от 27.11.2003 г. N 541-ЗПО) 1) обеспечивает на территории области исполнение законодательства об охране труда; 2) проводит на территории области государственную политику в сфере охраны труда; 3) (Исключен - Закон Пензенской области от 27.11.2003 г. N 541-ЗПО) 4) принимает решение о формировании и совершенствовании системы управления охраной труда. Статья 8. (Утратила силу - Закон Пензенской области от 02.11.2004 г. N 676-ЗПО) Глава II. Право и гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда Статья 9. Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда В соответствии с федеральным законом каждый работник имеет право на: 1) рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; 2) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов; 4) отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности; 5) обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя; 6) обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; 7) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда; 8) запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда; 9) обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда; 10) личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания; 11) внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра; 12) компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Пензенской области, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда. Статья 10. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда 1. В соответствии с федеральным законом государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. 2. Условия труда, предусмотренные трудовым договором (контрактом), должны соответствовать требованиям охраны труда. 3. На время приостановления работ органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. 4. При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5. В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством Российской Федерации. 6. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), не влечет за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности. 7. В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. 8. В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований. Статья 11. Ограничение выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда 1. В соответствии с федеральным законом на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, а также лиц, которым указанные работы противопоказаны по состоянию здоровья. 2. В соответствии с федеральным законом перечни тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом консультаций с общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профессиональных союзов. 3. (Исключена - Закон Пензенской области от 20.12.99 г. N 183-ЗПО). Глава III. Обеспечение охраны труда Статья 12. Государственное управление охраной труда 1.-3. (Исключены - Закон Пензенской области от 27.11.2003 г. N 541-ЗПО) 4. Государственное управление охраной труда в Пензенской области осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области. (В редакции Закона Пензенской области от 07.06.2002 г. N 369-ЗПО) 5. (Исключен - Закон Пензенской области от 07.04.2003 г. N 460-ЗПО). 6. При Правительстве Пензенской области создается Межведомственная комиссия по охране труда для рассмотрения вопросов и подготовки предложений по проблемам в области охраны труда, координации деятельности органов управления охраной труда, привлечения ученых и специалистов в целях реализации государственных нормативных требований по охране труда. 7. Органы управления охраной труда всех уровней и службы охраны труда организаций образуют систему управления охраной труда в Пензенской области. Статья 13. Функции органов, осуществляющих государственное управление охраной труда 1. Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, осуществляя государственное управление охраной труда в Пензенской области, выполняет следующие функции: (В редакции Закона Пензенской области от 07.06.2002 г. N 369-ЗПО) 1) проведение государственной политики в Пензенской области на основе реализации федеральных и областных программ по охране труда; 2) разработку областных программ по улучшению условий и охраны труда и осуществление контроля за их реализацией; 3) (исключен - Закон Пензенской области от 07.04.2003 г. N 460-ЗПО); 4) разработку и осуществление совместно с заинтересованными организациями мер по обеспечению экономической заинтересованности работодателей в обеспечении здоровых и безопасных условий труда; 5) координацию работ и контроль за правильностью обеспечения и применения средств защиты; 6) разработку с привлечением заинтересованных организаций мероприятий по обобщению и распространению передового опыта в области охраны труда, проведение выставок средств индивидуальной защиты, приборов контроля и измерений, а также совещаний-семинаров по проблемам охраны труда; 7) оказание организационно методической помощи организациям в работе по охране труда; 8) организацию обучения и проверки знаний работников, включая руководителей и специалистов в области охраны труда; 9) координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по охране труда; 10) организацию разработки, согласование и утверждение в установленном порядке областных нормативных правовых актов по охране труда; 11) участие в ведомственном расследовании групповых несчастных случаев, несчастных случаев с тяжелым и смертельным исходом для принятия профилактических мер; 12) организацию государственной экспертизы условий труда работников, сертификации работ по охране труда в организациях; 13) подготовку ежегодных докладов Правительству Пензенской области о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда; 14) формирование банков данных по различным направлениям охраны труда; 15) обеспечение взаимодействия по вопросам охраны труда федеральных органов надзора, органов государственной власти и местного самоуправления, объединений работодателей, профессиональных союзов и других объединений работников; 2. Функции подразделений по охране труда органов государственной власти и местного самоуправления определяются органами государственной власти и органами местного самоуправления по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области. (В редакции Закона Пензенской области от 07.06.2002 г. N 369-ЗПО) Статья 14. Права органов, осуществляющих государственное управление охраной труда 1. Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, осуществляя государственное управление охраной труда в Пензенской области, имеет право: (В редакции Закона Пензенской области от 07.06.2002 г. N 369-ЗПО) 1) принимать распоряжения в пределах своей компетенции и другие нормативные акты по вопросам охраны труда, обязательные для исполнения всеми работодателями и давать разъяснения по их применению; 2) проводить проверку работы организаций по вопросам условий и охраны труда и при выявлении нарушения действующего законодательства обращаться в Государственную инспекцию труда по Пензенской области для принятия мер по устранению выявленных недостатков; 3) заслушивать отчеты и доклады руководителей органов управления и организаций области по вопросам охраны труда; 4) давать предложения в органы государственного надзора и контроля о привлечении к административной ответственности должностных лиц, работодателей, работников за нарушения законодательства, правил, норм и инструкций по охране труда; 5) запрашивать и получать в установленном порядке от организаций области информацию о состоянии условий и охраны труда. 2. Права подразделений по охране труда органов государственной власти и местного самоуправления определяются органами государственной власти и местного самоуправления по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области. (В редакции Закона Пензенской области от 07.06.2002 г. N 369-ЗПО) 3. Должностные лица органов, осуществляющих управление охраной труда в Пензенской области, имеют право беспрепятственного посещения организаций и доступа к необходимой информации. 4. Требования органов, осуществляющих управление охраной труда и предъявляемые в пределах их полномочий, подлежат исполнению должностными лицами всех организаций, действующих на соответствующей территории. Статья 15. Служба охраны труда в организации 1. В соответствии с федеральным законом в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 человек создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. 2. В соответствии с федеральным законом в организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации. При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. 3. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда. (В редакции Законов Пензенской области от 07.06.2002 г. N 369-ЗПО; от 27.11.2003 г. N 541-ЗПО) 4. Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю. 5. Специалисты службы охраны труда имеют право выдавать руководителям структурных подразделений и должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению недостатков, получать от них необходимые сведения и информацию, документацию, объяснения (в том числе в письменном виде) по вопросам охраны труда, требовать отстранения от работы лиц, которые не прошли медицинский осмотр, обучение, инструктаж, проверку знаний и не имеют допуска к соответствующим работам, не применяют средства индивидуальной защиты или не выполняют требования охраны труда. 6. Специалисты службы охраны труда имеют право направлять работодателю предложения о приостановке работы участков, машин, станков, оборудования и других средств производства, внутризаводских транспортных средств в случаях, создающих угрозу жизни и здоровью работников, о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования по охране труда. 7. Предписание специалиста службы охраны труда может в письменной форме отменить лишь работодатель. Статья 16. Комитеты (комиссии) по охране труда 1. В соответствии с федеральным законом в организациях с численностью более 10 работников работодателями создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. 2. Комитет (комиссия) по охране труда организует разработку раздела коллективного договора (соглашения) об охране труда, совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок. Статья 17. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда 1. В соответствии с федеральным законом обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя. 2. В соответствии с федеральным законом работодатель обязан обеспечить: 1) безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов; 2) применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников; 3) соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; 4) режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Пензенской области; 5) приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты, мыла, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; 6) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; 7) организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; 8) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации; 9) проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров; 10) недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний; 11) информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; 12) предоставления органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; 13) принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; 14) расследование в установленном Правительством Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 15) санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда; 16) беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 17) выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки; 18) обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 19) ознакомление работников с требованиями охраны труда. Статья 18. Обязанности работника в области охраны труда В соответствии с федеральным законом работник обязан: 1) соблюдать требования охраны труда; 2) правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты; 3) проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда; 4) немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); 5) проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования). Статья 19. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда 1. В соответствии с федеральным законом проекты, строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать требованиям охраны труда. 2. Запрещается строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии указанных в пункте 1 настоящей статьи проектов требованиям охраны труда, а также без разрешений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. 3. Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. 4. Запрещаются применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля и токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась. 5. В случае использования новых, не применяемых в организации ранее, вредных или опасных веществ работодатель обязан до использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда меры по сохранению жизни и здоровья работников. 6. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия. Статья 20. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты 1. В соответствии с федеральным законом на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. 2. Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников осуществляются за счет средств работодателя. Статья 21. Обучение по охране труда и профессиональная подготовка по охране труда 1. Все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. 2. Координацию процесса обучения по охране труда осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области и соответствующие структуры обучения во главе с Государственным межотраслевым центром охраны труда Пензенской области. (В редакции Закона Пензенской области от 07.06.2002 г. N 369-ЗПО) 3. Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. 4. Для лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда, на которой в соответствии с законодательством об охране труда требуется профессиональный отбор, работодатель обеспечивает обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. 5. В соответствии с федеральным законом государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. 6. В соответствии с федеральным законом государство обеспечивает профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования. Статья 22. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда 1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в рамках федеральных целевых программ осуществляется за счет средств федерального бюджета, областных целевых программ - за счёт средств бюджета Пензенской области, целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления, - за счёт средств местных бюджетов, а также внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. (В редакции Закона Пензенской области от 27.11.2003 г. N 541-ЗПО) 2. В соответствии с федеральным законом финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет: средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; добровольных взносов организаций и физических лиц. 3. В соответствии с федеральным законом финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов. 4. В Пензенской области в отраслях экономики, на территориях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Пензенской области. 5. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Статья 23. Разработка и реализация областных программ и мероприятий 1. В целях обеспечения реализации единой государственной политики в сфере охраны труда в Пензенской области разрабатываются областные целевые программы и мероприятия по охране труда. 2. Разработка областных целевых программ по улучшению условий и охраны труда осуществляется уполномоченным Правительством Пензенской области органом исполнительной власти Пензенской области с привлечением всех заинтересованных сторон. (В редакции Закона Пензенской области от 27.11.2003 г. N 541-ЗПО) 3. Заказчиком областных целевых программ является Правительство Пензенской области. 4. Областные целевые программы утверждаются Законодательным Собранием Пензенской области. (В редакции Закона Пензенской области от 27.11.2003 г. N 541-ЗПО) Глава IV. Научное обеспечение охраны труда Статья 24. Научное обеспечение охраны труда 1. Научное обеспечение работы по охране труда в Пензенской области осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области и заинтересованными организациями с целью создания необходимых условий для реализации государственной политики в сфере охраны труда, выполнения требований законодательства Российской Федерации и Пензенской области по охране труда. (В редакции Закона Пензенской области от 07.06.2002 г. N 369-ЗПО) 2. Все программы и мероприятия по охране труда, профилактике профессиональной заболеваемости строятся на научной основе, разрабатываются и реализуются с привлечением ученых и специалистов. 3. В программах по охране труда предусматривается обязательное проведение научных исследований по актуальным проблемам охраны труда, применительно к специфике трудовой деятельности на территории Пензенской области. 4. Результаты научных исследований в сфере охраны труда являются открытыми и доступными за исключением информации, составляющей государственную тайну. Глава V. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда Статья 25. Государственный надзор и контроль 1. В соответствии с федеральным законом государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда - единой федеральной централизованной системой государственных органов. Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством Российской Федерации. На территории Пензенской области государственный надзор и контроль за соблюдением охраны труда осуществляет Государственная инспекция труда по Пензенской области. 2. В соответствии с федеральным законом государственные инспектора труда при исполнении своих обязанностей имеют право: 1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм; 2) запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; 3) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ; 4) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; 5) предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; 6) приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений; 7) отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда; 8) запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников; 9) привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, при необходимости приглашать их в инспекцию труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности; 10) выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве. 3. В соответствии с федеральным законом государственные инспектора труда являются федеральными государственными служащими. 4. Государственные инспектора труда несут ответственность за противоправные действия или бездействие в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда наряду с федеральной инспекцией труда осуществляются федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий. Статья 26. Государственная экспертиза условий труда 1. Государственная экспертиза условий труда осуществляется Всероссийской государственной экспертизой условий труда и соответствующими подразделениями Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области. (В редакции Закона Пензенской области от 07.06.2002 г. N 369-ЗПО) 2. В соответствии с федеральным законом положение о Всероссийской государственной экспертизе условий труда утверждается Правительством Российской Федерации. 3. Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, оценка соответствия деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей безопасным условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях. Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или подразделения в связи с нарушениями требований охраны труда. 4. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, а также по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов. (В редакции Закона Пензенской области от 27.11.2003 г. N 541-ЗПО) 5. Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверений установленного образца посещать организации всех организационно-правовых форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда документацию. Статья 27. Общественный контроль за охраной труда 1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. 2. В соответствии с федеральным законом профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право: 1) осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда; 2) проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации; 3) принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование; 4) получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; 5) предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников; 6) осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда; 7) осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями; 8) принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов; 9) принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством Российской Федерации порядке; 10) обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве; 11) принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда. 3. В соответствии с федеральным законом уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. Глава VI. Ответственность за нарушение требований охраны труда Статья 28. Ответственность организаций за выпуск и поставки продукции, не соответствующей требованиям охраны труда Организации, выпускающие и поставляющие продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный вред в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Статья 29. Ответственность за нарушение требований охраны труда Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 30. Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда 1. В соответствии с федеральным законом в случаях, если деятельность организаций или их структурных подразделений, эксплуатация оборудования осуществляются с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация могут быть приостановлены в соответствии с предписаниями руководителей государственных инспекций труда и государственных инспекторов труда до устранения указанных нарушений. 2. Решения, принятые руководителями государственных инспекций труда и государственными инспекторами труда, могут быть обжалованы в административном порядке или в суд. Обжалование не приостанавливает выполнение предписаний до принятия решения в административном или судебном порядке. Статья 31. Ликвидация организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда Решение о ликвидации организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения принимается судом по требованию Министра здравоохранения и социального развития Пензенской области, ведающего вопросами охраны труда, или руководителей федеральной инспекции труда и ее территориальных органов при наличии заключения органа государственной экспертизы условий труда. (В редакции Закона Пензенской области от 02.11.2004 г. N 676-ЗПО) Глава VII. Заключительные положения Статья 32. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Губернатор Пензенской области В.К.Бочкарев г. Пенза 16 сентября 1999 года N 165-ЗПО Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|