Расширенный поиск

Постановление администрации Оренбургской области от 11.12.2001 № 192-п

 
                  АДМИНИСТРАЦИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


11.12.2001 N 192-п


О  концепции финансового
оздоровления предприятий
Оренбургской области

     В целях  стабилизации  и   повышения   эффективности   экономики,
обеспечения   защиты  интересов  государства  в  вопросах  финансового
оздоровления предприятий Оренбургской области:
     1. Утвердить   концепцию   финансового  оздоровления  предприятий
Оренбургской  области   (далее   именуется   -   Концепция)   согласно
приложению.
     2. Структурным подразделениям администрации области,  на  которые
возложены  координация  и регулирование деятельности в соответствующих
отраслях  (сферах  управления),  организовать  работу  по   выполнению
Концепции.
     3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
заместителя  главы  администрации  области  - председателя комитета по
управлению государственным имуществом области Коннова М.Ф.
     4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

     Глава администрации          А. Чернышев



                                                УТВЕРЖДЕНА
                                                постановлением
                                                администрации области
                                                от 11.12.2001 N 192-п







                              КОНЦЕПЦИЯ
                финансового оздоровления  предприятий
                         Оренбургской области













                         С О Д Е Р Ж А Н И Е


Введение

1. Цели, задачи, обоснование необходимости разработки концепции

2. Причины кризиса, антикризисное регулирование

3. Мониторинг финансового состояния предприятий

4. Меры государственной поддержки предприятий области

5. Направления по оздоровлению предприятий основных отраслей
    области

6. Стимулирование высокоэффективных инвестиций

7. Совершенствование системы управления государственным
    имуществом

8. Кадровое обеспечение процесса финансового оздоровления

9. Взаимодействие администрации области с Территориальным
   органом Федеральной службы России по финансовому
   оздоровлению и банкротству в Оренбургской области

10. Ожидаемые результаты реализации концепции




     Введение

     Настоящая Концепция   определяет   основные  цели,  приоритеты  и
направления  по  достижению  финансового  оздоровления  предприятий  и
повышению производства в большинстве секторов экономики области.  Срок
действия Концепции - в течение 5 лет.

     1. Цели, задачи, обоснование необходимости Концепции

     Основной целью  Концепции  являются  выбор  наиболее  быстрого  и
целесообразного  направления  выхода  из  финансового  кризиса на путь
устойчивого     развития     экономики     области,     восстановление
платежеспособности градообразующих,  экономически и социально значимых
предприятий области,  создание благоприятного инвестиционного  климата
региона, эффективное управление государственной собственностью.
     Достижение поставленных в Концепции целей предполагается за счет:
     совершенствования мониторинга финансового состояния предприятий и
организаций области;
     осуществления контроля      за     эффективным     использованием
государственного имущества;
     оказания содействия  предприятиям  в восстановлении и наращивании
объемов продукции, увеличении выпуска конкурентоспособных изделий;
     подготовки инвестиционных предложений;
     взаимодействия администрации области  с  Территориальным  органом
Федеральной  службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в
Оренбургской области;
     организации подготовки специалистов по антикризисному управлению.
     В  течение  2000  -  2001  годов  в экономике области наблюдаются
положительные   тенденции   в   развитии  основных  макроэкономических
параметров.  Так,  в  2001  году  по сравнению с 2000 годом отмечается
рост  объема  производства продукции промышленных предприятий области,
увеличение  выпуска  основных  видов  продукции  сельского  хозяйства,
улучшение   показателей   грузооборота   и   перевозок   транспортными
предприятиями Оренбургской области.
     Однако следует  отметить  рост цен на продукцию в машиностроении,
нефтеперерабатывающей  промышленности,  а  также  на  отдельные   виды
продуктов питания и коммунальные услуги.
     Наряду с этим одной из причин продолжающегося финансового кризиса
является  низкий  объем  бюджетных поступлений.  По отраслям экономики
основная доля денежных поступлений в  бюджет  приходится  на  сырьевые
отрасли промышленности.
     В 2000  году  количество  убыточных  организаций  на   территории
области,  а также сумма полученного убытка, увеличились по сравнению с
1999 годом. В I полугодии 2001 года отрицательная тенденция продолжает
сохраняться.  На  всех  убыточных предприятиях полученная сумма убытка
возросла в 2 раза.  Из общей суммы  кредиторской  задолженности  около
половины   приходится   на   просроченную.  Пятую  часть  кредиторской
задолженности составили долги в бюджетную систему  области,  более  70
процентов  из  них - просроченные.  Основную долю в сумме просроченной
кредиторской задолженности занимают долги предприятий промышленности.
     Актуальность разработки    Концепции    объясняется   напряженной
социально-экономической  ситуацией  в  регионе,  финансовым   кризисом
предприятий   большинства   сфер   и   отраслей   экономики.  Проблема
платежеспособности  ведет  к  возникновению  вопроса  о   предпосылках
банкротства предприятий-должников.
     Разработка Концепции основана на:
     приоритетах в развитии реального сектора экономики,  как основной
составляющей налогооблагаемой базы;
     использовании внутренних   и  внешних  финансовых,  материальных,
трудовых и интеллектуальных ресурсов;
     эффективном управлении федеральной и областной собственностью;
     обеспечении высокого жизненного уровня населения  на  базе  роста
общественного производства, всестороннем развитии социальной сферы;
     систематическом контроле   администрации   области    за    ходом
социально-экономического развития региона.
     Применение мероприятий по предотвращению  банкротства,  внедрение
системы  антикризисного управления стали необходимыми в связи с ростом
неплатежей по налогам в бюджет  и  внебюджетные  фонды,  недостаточной
инвестиционной  активностью,  дефицитом  бюджета и другими негативными
факторами.

     2. Причины кризиса, антикризисное регулирование

     Кризис предприятия вызывается несоответствием возможностей, целей
и задач предприятия требованиям и возможностям рынка.
     Способом решения   подобных   проблем   или   устранения    самой
возможности  их  возникновения  является реструктуризация предприятия,
проводимая  на  основе  тщательно  разработанной   стратегии.   Однако
реструктуризацию  в полном объеме необходимо и возможно проводить лишь
при  первых  признаках  надвигающегося  кризиса,  тогда  как  в   зоне
"ближнего" банкротства ни времени, ни средств на нее уже нет.
     Мероприятия по выходу из кризиса можно разделить на тактические и
стратегические.
     Тактические (оперативные) мероприятия по выходу из кризиса  могут
быть  как  защитными  (сокращение  расходов,  закрытие  подразделений,
сокращение  персонала,  сокращение  производства  и  сбыта),   так   и
наступательными (активные маркетинговые исследования,  высокие цены на
продукцию,   использование    внутренних    резервов,    модернизация,
совершенствование  управления).  Оперативные  мероприятия по выходу из
кризиса состоят в установлении текущих убытков,  выявлении  внутренних
резервов,  привлечении  специалистов,  кадровых изменениях,  получении
кредитов, укреплении дисциплины и т.п.
     Суть стратегических  мероприятий  заключается  в анализе и оценке
положения   предприятия,   изучении   производственного    потенциала,
разработке  производственных  программ,  политике доходов,  инноваций,
разработке  общей  концепции  финансового  оздоровления   предприятия.
Деятельность,   необходимая  для  преодоления  состояния,  угрожающего
существованию предприятия,  при котором основным  вопросом  становится
выживание, характеризуется повышением интенсивности применения средств
и методов одновременно  связанных  с  проведением  быстрых  и  жестких
мероприятий.
     До момента  подачи  заявления  о  признании  должника  банкротом,
учредители  (участники)  должника  -  юридического  лица,  собственник
имущества  должника  -  унитарного  предприятия,  федеральные   органы
исполнительной   власти,   органы   исполнительной   власти  субъектов
Российской   Федерации,   органы   местного   самоуправления   обязаны
своевременно принимать меры по финансовому оздоровлению предприятий.
     В соответствии   со   своей   компетенцией   учредителями    либо
собственником имущества должника принимаются решения:
     о реорганизации должника;
     о продаже части имущества;
     о перепрофилировании и закрытии убыточных производств;
     о смене руководства и изменении системы управления должником;
     об оказании должнику финансовой поддержки;
     о применении  иных  мер,  направленных на финансовое оздоровление
организации-должника.
     Федеральные органы  исполнительной власти,  органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,  органы местного самоуправления
в  соответствии  с  их  компетенцией  и  в установленном порядке могут
осуществлять    реструктуризацию    задолженности    организации    по
обязательным   платежам   перед  бюджетом  соответствующих  уровней  и
государственными  внебюджетными  фондами,  принимать   на   содержание
находящиеся      на      балансе      организации-должника     объекты
социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, осуществлять
иные меры, направленные на предупреждение банкротства организаций.
     Требуют дополнительного правового  регулирования  такие  вопросы,
как  порядок  проведения соответствующих досудебных процедур,  условия
вхождения  в  них  и  порядок  прекращения,  последствия  успешного  и
безрезультатного  применения  мер  финансового  оздоровления,  порядок
взаимодействия досудебных процедур финансового оздоровления.
     Необходимо формирование   правового   режима,  который,  с  одной
стороны,  обеспечит эффективную защиту интересов кредиторов,  с другой
стороны, оградит собственника (инвестора) от риска утраты контроля над
своей  собственностью  в   результате   недобросовестного   применения
процедур банкротства.

     3. Мониторинг финансового состояния предприятий

     С целью  достижения  устойчивого  экономического  роста необходим
постоянный  мониторинг  предприятий,  имеющих   финансовые   проблемы,
который предусматривает:
     анализ финансово-экономического состояния предприятий;
     анализ использования имущества предприятий,  загрузки мощностей с
целью сокращения и ликвидации неперспективных производств;
     вовлечение в    хозяйственную    деятельность    излишнего    или
неиспользуемого оборудования,  реконструкцию действующих мощностей или
их консервацию, в зависимости от эффективности их использования;
     внедрение энергосберегающих технологий;
     размещение на  предприятиях  областных и муниципальных заказов на
изготовление  продукции,  оказание  услуг,  участие  в  федеральных  и
региональных программах;
     поиск инвесторов,  привлечение инвестиций (включая иностранные) в
экономику  предприятий,  сотрудничество с отечественными и зарубежными
консалтинговыми и инжиниринговыми институтами,  продвижение проектов в
мировые и российские финансово-кредитные учреждения;
     подготовку и переподготовку кадров в рыночных условиях.

     4. Меры государственной поддержки предприятий области

     Основными принципами   государственной   поддержки    предприятий
являются:
     сочетание государственных интересов и интересов предприятий;
     развитие конкуренции на товарных рынках области.
     Государственная поддержка включает в себя как нефинансовые, так и
финансовые меры поддержки.
     К числу нефинансовых мер относятся:
     содействие предприятиям   области   в   расширении   рынка  сбыта
продукции    через    развитие    внутриобластной     кооперации     и
внешнеэкономических  связей  области  с  другими субъектами Российской
Федерации;
     предоставление в  аренду государственного имущества,  в том числе
на льготных условиях;
     содействие предприятиям  в передаче в муниципальную собственность
ведомственных объектов социально-бытового и культурного назначения;
     участие государственных  органов  исполнительной власти области в
управлении государственными предприятиями и хозяйствующими  субъектами
с долей государственной собственности в уставном капитале,  а также их
имуществом;
     осуществление контроля   за   тарифной   политикой   в   отраслях
естественных монополий;
     содействие предприятиям   области   в   вопросах   их  участия  в
федеральных инвестиционных программах.
     Финансовые меры:
     предоставление кредита на льготных условиях;
     бюджетные гарантии для инвесторов;
     обеспечение сельскохозяйственной техникой на условиях лизинга  за
счет областного и федерального бюджетов;
     активное участие в проведении реструктуризации  задолженности  по
платежам в бюджеты всех уровней;
     обеспечение погашения  в   установленном   порядке   из   бюджета
кредиторской задолженности по субсидиям, субвенциям и другим выплатам.
     Одной из причин убыточности предприятий является завышенная  доля
энергоносителей  в  структуре  себестоимости,  что  обуславливает либо
высокие цены на продукцию,  либо низкую рентабельность деятельности. С
учетом энергообеспеченности Оренбургской области необходимо добиваться
снижения доли затрат предприятий на энергоносители,  в том числе путем
заключения   соглашений  между  администрацией  области  и  компаниями
естественных монополий.
     Сохранение проблемы   просроченной   задолженности   и   практики
платежей в неденежной форме является следствием  недостаточных  темпов
реструктуризации кредиторской задолженности предприятий.  Решение этой
проблемы возможно путем  принятия  мер,  направленных  на  обеспечение
жесткого  контроля  за  своевременностью  уплаты  налогов  и  сборов в
бюджет,  развитие  конкуренции  и   совершенствование   корпоративного
управления.
     Рентабельность  текущей  деятельности является одним из важнейших
показателей  действительного  финансового  состояния предприятия. Даже
при   других   не   вполне   удовлетворительных   показателях  наличие
рентабельности  свидетельствует  о  положительных  тенденциях. В то же
время   при   благополучии   всех   других  статистических  финансовых
показателей   отсутствие   рентабельности   по  основной  деятельности
предприятия  является  признаком возникших проблем, которые могут быть
причиной   ухудшения   финансового   состояния  в  будущем.  При  этом
значительную   роль   в  финансовом  оздоровлении  предприятий  играет
реструктуризация    кредиторской   задолженности   перед   федеральным
бюджетом,  которую предприятия-недоимщики до 1 декабря 2001 года могут
провести  в  соответствии  с  постановлениями Правительства Российской
Федерации  от  3  сентября  1999  года  N  1002  "О  порядке  и сроках
проведения  реструктуризации кредиторской задолженности по начисленным
пеням   и   штрафам  перед  федеральным  бюджетом"  (с  изменениями  и
дополнениями),  от  8  июня  2001  года  N  458  "О порядке и условиях
проведения  в  2001  году  реструктуризации просроченной задолженности
(основного  долга  и  процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных
предприятий  и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по
страховым  взносам  в бюджеты государственных внебюджетных фондов", от
1   октября   2001  года  N  699  "О  порядке  и  условиях  проведения
реструктуризации  задолженности по страховым взносам в государственные
социальные  внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся
у организаций по состоянию на 1 января 2001 года".
     В свою   очередь   постановлениями   администрации   области   от
04.09.2001 N 152-п утверждены порядок и условия проведения в 2001 году
реструктуризации   просроченной   задолженности   сельскохозяйственных
предприятий  по  региональным  налогам  и сборам,  от 13.08.01 N 136-п
утвержден    порядок    проведения    реструктуризации    кредиторской
задолженности   юридических   лиц   по   налогам  и  сборам,  а  также
задолженности по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом.
Органам    местного    самоуправления    рекомендовано    осуществлять
реструктуризацию задолженности организаций по обязательным платежам  в
местные   бюджеты   одновременно   с  осуществлением  реструктуризации
задолженности по региональным налогам и сборам.
     Основным критерием    получения    права    на   реструктуризацию
просроченной   задолженности   является   отсутствие   у   предприятия
задолженности по текущим платежам.
     Формирование системы  краткосрочного  и   долгосрочного   кредита
ставит своей целью создать,  одновременно с совершенствованием ценовых
соотношений  на  продукцию  сельского  хозяйства  и  других   отраслей
экономики  страны,  нормальные  условия  для  осуществления  текущей и
инвестиционной деятельности. Эта система включает:
     расширение сферы    льготного   краткосрочного   кредитования   и
постепенное снижение процентной ставки;
     государственную поддержку организации кредитной кооперации;
     формирование фонда  долгосрочного  кредитования  под  эффективные
инвестиционные проекты.
     При разработке  нормативной   базы   господдержки   целесообразен
переход  от  отраслевого  к  проектному принципу.  Практика применения
Закона Оренбургской области "О стимулировании инвестиционных  проектов
по  созданию импортозамещающих и экспортных производств в Оренбургской
области" показывает эффективность такого подхода.

     5. Направления  по  оздоровлению  предприятий  основных  отраслей
области

     В сложившихся   условиях  целью  экономической  политики  области
определено  формирование  на  базе  имеющихся  ресурсного,  трудового,
производственного   и   научно-технического  потенциалов  современного
высокотехнологического промышленного комплекса,  способного обеспечить
удовлетворение     потребностей     области     в    основных    видах
конкурентоспособной продукции,  выход  на  внешний  рынок,  увеличение
поступления денежных средств в бюджет, решение социальных вопросов.
     При этом   основными   направлениями   развития    промышленности
являются:
     стимулирование процессов   реструктуризации   и    реформирования
предприятий, повышение их эффективности и уровня рентабельности;
     изменение структуры   промышленного   производства   в    сторону
увеличения доли перерабатывающих отраслей;
     расширение производства импортозамещающей  и  ориентированной  на
экспорт продукции;
     активизация инновационной    и    инвестиционной    деятельности,
проведение активной научно-технической политики;
     расширение производства   товаров   народного   потребления   для
населения области.
     Учитывая современное    состояние    промышленности,    основными
мероприятиями,   направленными  на  преодоление  кризисного  положения
промышленных предприятий области, являются:
     совершенствование производственной      и      сырьевой      базы
металлургического  комплекса  области,  включая  завершение  работ  по
реконструкции и техническому перевооружению комбинатов;
     восстановление и  наращивание  добычи  бурых  углей,   расширение
осваиваемых месторождений;
     организация производства    и    увеличение     выпуска     новой
конкурентоспособной  продукции  предприятиями  машиностроения,  в  том
числе  сложной   наукоемкой   техники   (электротехнические   изделия,
летательные   аппараты,   автотехника  и  т.д.),  сельскохозяйственной
техники (жатки,  сеялки, опрыскиватели, плуги и др.) и запасных частей
для  нужд  сельхозтоваропроизводителей,  новых  видов  сложной бытовой
техники;
     расширение мер государственной поддержки промышленных предприятий
за счет привлечения бюджетных инвестиционных средств - фонда развития,
а также внебюджетных источников;
     проведение комплекса энерго- и ресурсосберегающих мероприятий;
     модернизация предприятий    легкой    промышленности,   внедрение
новейших технологий,  наращивание объемов выпуска  продукции  за  счет
расширения номенклатуры новых высококачественных,  конкурентоспособных
изделий;
     осуществление поставок     сельхозтоваропроизводителям    области
продукции машиностроительного комплекса на лизинговой основе;
     вовлечение в     хозяйственную     деятельность    излишнего    и
неиспользуемого оборудования предприятий и организаций;
     создание совместных предприятий;
     размещение областных  государственных  заказов  на   предприятиях
машиностроения  и  легкой  промышленности  с  целью оказания поддержки
местным товаропроизводителям;
     разработка механизма поддержки предприятий пищевой промышленности
с целью развития конкуренции на товарных рынках области;
     продолжение дальнейшего  совершенствования  структур управления и
межотраслевого взаимодействия предприятий области.
     С целью   решения  проблемы  загрузки  предприятий  целесообразно
приоритетное  развитие   определенной   отрасли,   которое   за   счет
мультипликационного   эффекта   повлечет  за  собой  загрузку  смежных
направлений.  Так,  развитие,  обустройство  и  вложение   средств   в
нефтегазовые   месторождения  Оренбургской  области  позволят  создать
надежную налогооблагаемую базу,  обеспечить  заказами  строительную  и
машиностроительную отрасли промышленности.
     Финансовое оздоровление  предприятий  промышленности,  транспорта
предполагает также комплекс мер, направленных на создание эффективного
собственника, обеспечивающего рентабельную работу своего предприятия.
     При этом необходимо каждому предприятию иметь:
     конкретный план развития предприятия на текущий год;
     план развития предприятия на среднесрочную перспективу;
     программу финансового   оздоровления   со   сроками    реализации
мероприятий   по   обеспечению   рентабельной   работы,   эффективного
управления по выполнению основных финансово-хозяйственных показателей.
     Основные организационно-правовые  меры развития агропромышленного
комплекса  предусматривают  приведение  организационно-правовых   форм
сельскохозяйственных предприятий в соответствие с нормами Гражданского
кодекса     Российской     Федерации,     содействие      формированию
конкурентоспособных   товаропроизводителей   -   наиболее  эффективных
собственников,   создание    вертикальной    интеграции,    разработку
нормативных правовых документов.
     Законодательной базой по реализации мер по обеспечению устойчивой
платежеспособности     сельскохозяйственных    предприятий    являются
Федеральный закон "О государственном  регулировании  агропромышленного
производства"   и   Закон   Оренбургской  области  "О  государственном
регулировании  сельскохозяйственного   производства   в   Оренбургской
области".
     Экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей
остается  критическим.  Одной  из  наиболее острых проблем,  требующих
незамедлительного решения,  является неплатежеспособность подавляющего
их числа. Несмотря на то, что удельный вес убыточных хозяйств снизился
в 2000 году до  48  процентов,  сумма  кредиторской  задолженности  по
сельскохозяйственным  предприятиям  увеличилась с 4,1 млрд.  рублей по
состоянию на 1 января 2000 года до 5,1 млрд.  рублей по состоянию на 1
января  2001  года.  Основными их кредиторами выступают бюджеты разных
уровней (12,3 процента),  внебюджетные фонды (42 процента), поставщики
(26 процентов).
     Главными причинами   неплатежеспособности    сельскохозяйственных
предприятий являются:
     нарушение ценовых соотношений на продукцию сельского хозяйства  и
других  отраслей  экономики  страны,  которое  привело  к  изъятию  из
аграрного сектора огромных средств, падению доходов, росту убыточности
производства,  невозможности  обновлять материально-техническую базу и
обеспечивать приемлемый уровень оплаты труда;
     разрушение нормальной   системы  краткосрочного  и  долгосрочного
кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей из-за чрезмерно
высоких процентных ставок по кредитам и убыточности производства;
     отсутствие механизмов  страхования  урожая   сельскохозяйственных
культур,  что  при периодически повторяющихся неблагоприятных погодных
условиях приводит к потере устойчивости производства;
     нерациональная политика   регулирования   рынка,   несовершенство
системы взаимоотношений сельскохозяйственных предприятий с бюджетом  и
внебюджетными  фондами,  существенные  расходы  на содержание сельской
социальной и инженерной инфраструктуры.
     В крайне сложном экономическом положении находятся и крестьянские
(фермерские) хозяйства,  большинство  которых  не  имеют  средств  для
приобретения  необходимых  материально-технических  ресурсов.  В  ряде
хозяйств несовершенными остаются формы внутрихозяйственной организации
и управления производством.
     В связи с  этим  при  решении  проблем  оздоровления  финансового
состояния  и  восстановления агропромышленного производства необходимо
учитывать:
     признание государством  своей доли ответственности за сложившееся
экономическое положение  сельскохозяйственных  товаропроизводителей  и
осуществление   мер   по   восстановлению   их   платежеспособности  и
производственного потенциала;
     необходимость комплексного   подхода  к  вопросам  восстановления
платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей,  имея  в
виду разработку и реализацию мер по недопущению в последующем возврата
к образованию и росту у большинства хозяйств просроченной кредиторской
задолженности  перед  бюджетами  всех уровней,  внебюджетными фондами,
поставщиками продукции и услуг;
     индивидуальный подход      к      каждому     неплатежеспособному
сельскохозяйственному   предприятию,    крестьянскому    (фермерскому)
хозяйству  с  тем,  чтобы  в  результате  проводимой работы обеспечить
реальное восстановление производства и социальной сферы;
     применение механизмов     банкротства     к    неплатежеспособным
сельскохозяйственным предприятиям только в  качестве  крайней  меры  с
обеспечением достаточных социальных гарантий членам их коллективов;
     четкое разграничение функций уполномоченных органов  федерального
уровня   и   субъектов   Российской   Федерации   по   оздоровлению  и
восстановлению агропромышленного производства.
     Агропромышленный комплекс   нуждается   в  поддержке  со  стороны
государства как на федеральном, так и на областном уровне.
     Исходя из  сложившейся  ситуации,  выделяются следующие важнейшие
направления структурной политики в агропромышленном комплексе:
     проведение финансового       оздоровления      отрасли      путем
реструктуризации задолженности сельхозтоваропроизводителей по платежам
в бюджеты и государственные внебюджетные фонды;
     осуществление мер по разработке и внедрению в действие механизмов
лизинговых    поставок   сельскохозяйственными   товаропроизводителями
машиностроительной продукции и племенного скота;
     развитие механизма    страхования   урожая   сельскохозяйственных
культур и системы страхования в сельском хозяйстве;
     формирование системы  долгосрочного и краткосрочного кредитования
предприятий и организаций агропромышленного комплекса;
     стимулирование инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве;
     формирование инвестиционных     фондов,      направленных      на
восстановление    и    модернизацию    производственного    потенциала
агропромышленного производства;
     завершение преобразования    земельных    отношений   на   основе
предоставления земель сельскохозяйственным предприятиям и гражданам  в
собственность,    бессрочное   постоянное   пользование,   пожизненное
наследуемое владение или аренду;  формирование  институтов  земельного
рынка;
     поддержка разнообразных     интегрированных      агропромышленных
формирований, включая перерабатывающие и обслуживающие предприятия;
     оказание государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям  в
пределах возможностей бюджета в форме субсидий, субвенций, инвестиций,
льготных кредитов;
     кооперирование сельскохозяйственных         товаропроизводителей,
создание  ими  кооперативов  по  агросервису,  взаимному   кредиту   и
страхованию;
     создание системы страхования урожая сельскохозяйственных  культур
с участием государственной поддержки;
     проведение санирования   и   реорганизации   сельскохозяйственных
предприятий  - несостоятельных должников,  обобщение и распространение
опыта реорганизованных сельскохозяйственных предприятий;
     сохранение значительной  доли  государственного сектора в области
семеноводства,   племенного   животноводства,   внедрение    передовых
технологий, организация научных исследований;
     оптимизация ценовых  соотношений   между   продукцией   сельского
хозяйства и другими отраслями экономики;
     установление оптимальных    договорных    цен    на    продукцию,
поставляемую по региональному заказу.
     Основными направлениями  оптимизации  ценовых  соотношений  между
продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики являются:
     удешевление материально-технических      ресурсов,       особенно
энергоресурсов, используемых в сельском хозяйстве;
     снижение и освобождение от акцизов на горюче-смазочные материалы,
приобретаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями;
     компенсация части затрат на приобретение новой техники,  а  также
минеральных удобрений и средств защиты растений;
     организация товарных закупок нереализованной на  свободном  рынке
сельскохозяйственной продукции, в первую очередь зерна;
     применение механизма гарантированных цен на продукцию, закупаемую
для региональных нужд;
     поддержка кооперации  и  формирования  интегрированных  структур,
объединяющих производство, переработку и торговлю сельскохозяйственной
продукцией,   сырьем   и   продовольствием   в    целях    привлечения
дополнительных  инвестиций  в  сельское  хозяйство  и  повышение  доли
сельскохозяйственных товаропроизводителей в конечной цене продукции.
     Развитие инвестиционной деятельности в АПК предполагает:
     расширение лизинга сельскохозяйственной техники;
     гарантии органов    управления    АПК   и   Россельхозбанка   для
коммерческих  банков  и  других  инвесторов,  осуществляющих  вложение
средств  в  восстановление и модернизацию материально-технической базы
АПК;
     выделение бюджетных    (включая    долевые)    ассигнований    на
осуществление проектов по мелиорации  земель  и  других  капиталоемких
проектов.
     Наряду с этим необходимо завершить передачу  объектов  социальной
сферы  на  балансы  местных  органов власти,  что позволит высвободить
значительные  средства  для  осуществления  текущей  и  инвестиционной
деятельности в сельском хозяйстве.
     В случае  реформирования   сельскохозяйственных   предприятий   в
обязательном  порядке  должна быть обеспечена полная социальная защита
членов их коллективов,  которая призвана не  допустить  безработицы  и
гарантировать    необходимые    рабочие    места,   организовать   при
необходимости за счет государства переквалификацию кадров.
     Такой подход       к       восстановлению      платежеспособности
сельскохозяйственных    товаропроизводителей    будет     одновременно
способствовать  преодолению  кризиса  агропромышленного  производства,
повышению доходности и улучшению социальных  условий  занятых  в  этой
отрасли, укреплению экономики страны.
     Концепция финансового  оздоровления   организаций   строительного
комплекса  исходит из научно-обоснованного прогноза развития экономики
области и  строительной  отрасли,  позволяющего  на  системной  основе
определять приоритеты развития строительного производства, учитывающие
отечественный и  мировой  опыт,  национальные  особенности  региона  и
России в целом.
     В этой связи на первый план выдвигается  программное  обеспечение
развития  строительного  комплекса,  предусматривающее  в ходе решения
острейших социально-экономических проблем области  и  поэтапный  вывод
организаций из сложного финансово-экономического положения.
     Принятые правительством области  и  утвержденные  Законодательным
Собранием  области программы:  "Активизация жилищного строительства на
территории  Оренбургской  области  в   2000-2002   годах",   "Развитие
материальной  базы  строительного  комплекса  Оренбургской  области  в
2001-2003  годах"  предусматривают   усиление   роли   государства   в
инвестиционно-строительной сфере.
     Приоритетные направления   развития   строительного    комплекса,
отраженные  в  программах,  напрямую влияют на финансово-экономическое
состояние организаций, поскольку предусматривают:
     корпоративное участие  бюджета  и  организаций  в  модернизации и
техническом   перевооружении   производственной   базы   строительного
комплекса;
     наращивание объемов инвестиций в строительный комплекс области;
     поддержку, сопровождение  и  реализацию совместно с организациями
перспективных инвестиционных проектов;
     создание благоприятных  условий  для  деятельности  инвесторов  и
заказчиков-застройщиков всех форм собственности;
     совершенствование финансово-кредитных     механизмов    поддержки
физических и юридических лиц, осуществляющих жилищное строительство
     (ипотека; товарные целевые займы);
     повышение уровня   информационного   и   кадрового    обеспечения
деятельности организаций строительного комплекса;
     активную законотворческую деятельность, направленную на повышение
эффективности работы организаций строительного комплекса;
     повышение роли  государственного   заказа   в   ходе   реализации
программы   капитального   строительства,   финансируемой  из  бюджета
области.
     Немаловажно участие   субъектов   малого   предпринимательства  в
распределении госзаказа,  процессах  реструктуризации  и  приватизации
предприятий,  так  как основная масса предпринимателей сосредоточена в
таких отраслях, как промышленность, строительство, сельское хозяйство,
торговля.
     Сложившаяся ситуация с  развитием  промышленного  производства  в
Оренбургской  области  требует  применения  безотлагательных мер.  Эти
конкретные меры применяются в Законах Оренбургской области "О создании
благоприятных условий для производителей товаров и услуг на территории
Оренбургской области",  "Об инновационной деятельности в  Оренбургской
области",  "О  стимулировании  деятельности  иностранных инвесторов на
территории Оренбургской области",  "О государственной поддержке малого
предпринимательства"   и   ряде   других,   связанных   с  эффективным
использованием  государственной  собственности   области.   Исполнение
перечисленных  законов,  разработка  и запуск механизмов,  связанных с
определением   приоритетов   и   финансовых   инструментов   поддержки
производителей  товаров  и  услуг,  завершение  порядка формирования и
использования  залогового  и  страхового  фондов   способствовало   бы
финансовому оздоровлению потенциально жизнеспособных предприятий.
     Предприятия будут  быстрее  "вставать  на  ноги"   при   активном
развитии  рынка  лизинговых  услуг,  как  наиболее  рациональной формы
кредитования в условиях нехватки средств. Развитие рынка корпоративных
ценных  бумаг  с  целью  привлечения  инвестиций  в экономику области,
содействие  расширению  вексельного  обращения  для  решения  проблемы
дефицита  оборотных средств также оказали бы положительное воздействие
на финансовое оздоровление предприятий.
     Необходимо сосредоточить   усилия   на   организации  эффективной
системы  социально-экономической  защиты  работников  наемного  труда,
включающей  механизмы  обеспечения  своевременной  выплаты  заработной
платы  и  создание  экономических  предпосылок  для  ее  пересмотра  в
соответствии   с   ростом   цен,  регулирование  занятости,  помощь  в
трудоустройстве  высвобождаемых  работников,   их   профориентации   и
переквалификации.
     Службам труда и занятости населения городов  следует  осуществить
корректировку  территориальных  программ  (схем) создания и сохранения
рабочих  мест  в  городах   области   с   участием   всех   источников
финансирования.
     Кроме этого,  данным  службам  совместно  с  органами  социальной
защиты    населения    Оренбургской   области   необходимо   проводить
целенаправленную работу по разработке программ,  связанных с  защитой,
переподготовкой   и   трудоустройством   высвобождаемых  работников  в
результате ликвидации организаций.

     6. Стимулирование высокоэффективных инвестиций

     По своему  содержанию  этап  стабилизации  финансового  положения
предприятий   -   это  этап  настойчивой,  систематической  работы  по
повышению эффективности экономики за счет структурных и иных факторов,
который    непосредственно    зависит   от   активности   предприятий,
предпринимателей,  организаторов  производства  и  финансов.  Добиться
возобновления  экономического роста возможно путем создания механизмов
стимулирования высокоэффективных инвестиций.
     Для создания благоприятного инвестиционного климата необходимо:
     добиться финансовой стабилизации;
     понизить риски,  сопряженные с инвестициями, для чего осуществить
необходимые институциональные преобразования;
     стимулировать накопления и их трансформацию в инвестиции;
     создавать условия  для  привлечения  иностранных   инвестиций   в
экономику области;
     с целью повышения инвестиционной привлекательности активизировать
работу  по  переоценке  активов предприятий для увеличения их рыночной
стоимости.
     Формирование благоприятного  инвестиционного климата возможно при
условии реализации областных Законов "О стимулировании  инвестиционных
проектов  по  созданию  импортозамещающих  и  экспортных производств в
Оренбургской  области",  "О   создании   благоприятных   условий   для
производителей товаров и услуг на территории Оренбургской области", "О
порядке предоставления гарантий за счет средств областного бюджета", в
которых    предусмотрена    государственная    поддержка   эффективных
инвестиционных проектов предприятий.
     Разработанные предприятиями   инвестиционные  проекты,  требующие
государственной  поддержки,   рассматриваются   областной   конкурсной
комиссией  по  рассмотрению инвестиционных проектов.  При этом органам
управления необходимо:
     ужесточить отбор   инвестиционных   проектов   для   рассмотрения
областной конкурсной комиссией;
     рассматривать инвестиционные проекты,  представляющие интерес для
развития области  и  удовлетворения  нужд  населения,  с  обязательным
экономическим эффектом;
     предоставлять инвестиции      платежеспособным      предприятиям,
выпускающим конкурентоспособную продукцию и способным в короткие сроки
погасить кредит.
     Важнейшим направлением  остается  реклама продукции предприятий с
их участием в ярмарках и выставках при активизации маркетинговых служб
товаропроизводителей.
     Финансовое оздоровление  неплатежеспособных   предприятий   может
потребовать   разработки   специальных   мероприятий   по  привлечению
инвесторов. С этой целью органам управления целесообразно:
     предоставлять инвесторам  необходимую информацию об организациях,
нуждающихся в финансовом оздоровлении,  а руководителям организаций  -
сведения о потенциальных инвесторах;
     ходатайствовать о предоставлении инвесторам  налоговых  льгот  по
платежам в областной и местные бюджеты, а также иных льгот;
     предоставлять инвесторам    право    участия     в     программах
реструктуризации  долгов  предприятий  в случае принятия инвестором на
себя правопреемства по обязательствам должника.
     В итоге  во  всех  отраслях  должен  быть  интенсифицирован рост,
прежде   всего,   конкурентоспособного,   эффективного   производства,
обеспечивающего  экономический  рост  и  повышение  эффективности всей
экономики.
     В соответствии  с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года "Об
инвестиционной  деятельности  в   Российской   Федерации"   субъектами
инвестиционной   деятельности,   осуществляемой  в  форме  капитальных
вложений,  являются  инвесторы,  заказчики,  подрядчики,  пользователи
объектов  капитальных  вложений  и  другие  лица.  Таким образом,  для
обеспечения возможности предприятий - налогоплательщиков (подрядчиков)
рассчитываться  своевременно  по  налогам  с  бюджетами всех уровней в
договорах  подряда  (контрактах)  требуется   гарантия   инвестора   о
финансировании  заказчика  в  соответствии  с  договорными  условиями.
Инвестиционный механизм,  реализуемый в Оренбургской  области,  должен
быть  четко  определен в областном Законе "О государственной поддержке
инвестиционной деятельности в Оренбургской области".
     Большая роль   в   преодолении  финансового  кризиса  предприятий
Оренбургской области принадлежит иностранным  инвестициям.  Проводимая
управлением  международных  и внешнеэкономических связей администрации
области работа по привлечению отечественных  и  зарубежных  инвесторов
позволяет  финансировать реорганизационные процедуры,  направленные на
предотвращение   несостоятельности   (банкротства)    предприятий    и
организаций.  Так, в сентябрьском аналитическом докладе инвестиционной
компании "Тройка  Диалог"  Оренбургская  область  отнесена  к  десятке
лучших регионов России по привлечению прямых иностранных инвестиций.
     Дальнейшая работа   по   реализации   принципов   государственной
политики в области привлечения иностранных инвестиций будет направлена
на  создание  благоприятного  инвестиционного  климата   и   оживление
инвестиционной деятельности.
     Реализация антикризисных мер  должна  привести  к  становлению  и
развитию  рынка  недвижимости,  что обеспечит механизм цивилизованного
ипотечного кредитования и появления гарантий возвратности инвестиций.

     7. Совершенствование системы управления государственным
имуществом

     Система управления  государственным  имуществом  используется как
неразрывное единство следующих  элементов:  обеспечение  обязательного
порядка определения способа достижения цели,  назначение руководителя,
порядок  выбора  управляющего,  контроль  за  объектами  управления  и
деятельностью  управляющих,  предоставление отчетности руководителями,
регламентация порядка принятия управленческих решений государственными
органами  на  основании  анализа  результатов  контроля  и отчетности.
Принцип эффективности управления  государственным  имуществом  области
заключается  в  достижении цели управления путем максимальной экономии
ресурсов.
     В структуре  собственности  хозяйствующих  субъектов области доля
государственных и муниципальных предприятий составляет 16,6  процента.
Из  200 государственных предприятий,  действующих в различных отраслях
народного хозяйства,  за 1 полугодие 2001 года деятельность  убыточных
уменьшилась  с  70  до  44 предприятий.  Несмотря на это,  сохраняется
тенденция  роста  суммы  кредиторской  задолженности.  По   итогам   1
полугодия  2001  года  долги  составили 4,0 млн.  рублей,  что на 14,3
процента  больше  суммы  задолженности  на   начало   текущего   года.
Наблюдается  высокий  износ  основных фондов (в среднем 60 процентов),
неполная   загруженность    мощностей,    что    также    влияет    на
неплатежеспособность государственных предприятий.
     Эффективному управлению государственным  имуществом  способствует
продолжение   создания  базы  данных,  то  есть  инвентаризация  всего
государственного имущества области,  позволяющая сформировать реестр с
техническими  и  стоимостными  характеристиками,  выявить  излишнее  и
неиспользуемое  имущество  для  последующей  реализации,  осуществлять
контроль  за  налоговыми  поступлениями,  определять механизм рыночной
стоимости объектов недвижимости.  Поскольку  стоимость,  установленная
путем  применения  коэффициентов переоценки основных фондов,  зачастую
превышает   фактическую   стоимость,   проведение   оценки    объектов
недвижимого имущества позволит установить их реальную стоимость.
     Необходимо предусмотреть  создание  и  постоянное   поддерживание
единой   информационной  системы,  содержащей  сведения  о  количестве
государственных  унитарных  предприятий,  их  основных  параметрах   и
государственном  имуществе,  находящемся  у  них  на  балансе.  Анализ
финансово-хозяйственной деятельности параллельно с  анализом  движения
основных   средств   (значительных)  даст  дополнительные  данные  для
контроля за эффективным использованием имущества.
     Проведение ревизии  ранее  заключенных  комитетом  по  управлению
государственным имуществом области  с  приватизируемыми  предприятиями
договоров    на   передачу   им   объектов   социально-культурного   и
коммунально-бытового назначения позволит решить вопрос об освобождении
предприятий  от  названных  объектов путем передачи их в муниципальную
собственность в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 7 марта 1995 года N 235.
     По согласованию с учреждением  юстиции  по  регистрации  прав  на
недвижимое  имущество  и  сделок с ним Оренбургской области необходимо
разработать  механизм,  направленный   на   ускорение   оформления   и
регистрации   прав   собственности   предприятий  на  выкупленные  ими
земельные участки для возможной  передачи  их  в  залог  под  кредиты,
предоставляемые предприятиям на реконструкцию производства и повышение
их платежеспособности.
     В целях  обеспечения  эффективного использования государственного
имущества,  поддержки неплатежеспособных предприятий,  защиты  прав  и
интересов    кредиторов,    работников    предприятий,   рационального
использования  средств  областного  бюджета  комитетом  по  управлению
государственным  имуществом  области  совместно с налоговыми органами,
департаментом администрации области по вопросам экономики,  комитетами
и  управлениями  администрации области проводятся заседания балансовой
комиссии  по  совершенствованию   системы   управления,   на   которых
рассматриваются   показатели  финансово-хозяйственной  деятельности  и
эффективность работы государственных предприятий Оренбургской области.
     Администрации городов   и   районов  области  проводят  заседания
рабочих групп,  созданных согласно  распоряжению  главы  администрации
области, с целью стабилизации работы предприятий, получения наибольшей
прибыли,     повышения     платежеспособности     и     предотвращения
несостоятельности (банкротства) предприятий.
     В целях  обеспечения  взаимодействия   в   сфере   управления   и
распоряжения   государственным   имуществом   области   комитетом   по
управлению   государственным   имуществом   образована    региональная
межотраслевая   комиссия.  В  целях  выработки  стратегии  дальнейшего
развития  предприятий,  расположенных   на   территории   Оренбургской
области,   и   с   учетом   результатов   их   финансово-хозяйственной
деятельности комиссия вносит предложения  по  проведению  мероприятий,
направленных  на  усиление  контроля  за  эффективностью использования
государственного имущества.
     Администрация области    не   считает   возможным   сохранять   и
поддерживать нежизнеспособные предприятия,  выпускающие продукцию,  не
пользующуюся  спросом,  существующие  посредством  дотаций  и льготных
кредитов.  При  заключении  контракта   с   руководителем   унитарного
предприятия  особое  внимание  обращается  на  уровень  компетенции  и
ответственность  руководителя  за  результаты  финансово-хозяйственной
деятельности.
     Пристальное внимание будет  уделено  тем  предприятиям,  которые,
обладая высоким производственным и рыночным потенциалом,  тем не менее
оказались в кризисном финансовом положении.
     В целях   повышения   финансовой   устойчивости   предприятий   и
восстановления платежеспособности могут быть использованы такие  меры,
как   смена  собственника,  включая  приватизацию,  выставление  части
имущества  на  аукционы,  выставление  предприятий  на  инвестиционные
конкурсы, привлечение займов под гарантии государства и другие.
     В сфере управления  государственной  собственностью  Оренбургской
области в рамках своей компетенции комитеты и управления администрации
области  помимо  общего  регулирования  и   координации   деятельности
государственных  унитарных  предприятий  и  государственных учреждений
государственной собственности представляют  в  комитет  по  управлению
государственным    имуществом   области   кандидатуры   на   должность
руководителей государственных унитарных предприятий для  заключения  с
ними трудовых соглашений (контрактов); вносят предложения в комитет по
управлению  государственным  имуществом   области   об   обращении   в
арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельными (банкротами)
предприятий-должников,       анализируют       финансово-хозяйственную
деятельность  предприятий  государственной  собственности Оренбургской
области,  а также хозяйствующих субъектов, в уставном капитале которых
имеется доля (вклад) Оренбургской области.
     Стимулирование развития     производства,     улучшение     общих
финансово-экономических    показателей    деятельности   хозяйственных
обществ,  привлечение инвестиций в обществах с  долей  государственной
собственности в уставном капитале должны осуществляться через институт
представителей   государства.    Активное    участие    представителей
государства  в  работе  органов  управления  названных  обществ должно
повлиять на улучшение показателей.
     Альтернативой институту  представителей  государства  может стать
привлечение к управлению пакетами акций  профессиональных  управляющих
посредством передачи акций в доверительное управление.
     Основными задачами доверительного управляющего акциями  являются:
проведение  мероприятий  по повышению курсовой стоимости и ликвидности
акций;   ликвидация   и   недопущение   в   дальнейшем   возникновения
задолженности  акционерного общества перед бюджетами всех уровней,  по
своевременной выплате заработной плате и иным платежам;  иные  задачи,
определяемые договором.
     Представители государства и  доверительные  управляющие  в  своих
действиях  обязаны  руководствоваться  Гражданским кодексом Российской
Федерации,  Федеральными  законами  "Об  акционерных  обществах",  "Об
обществах    с    ограниченной   ответственностью".   В   число   мер,
предпринимаемых названными лицами для вывода общества  из  финансового
кризиса и восстановления платежеспособности, входят:
     досрочное переизбрание генерального директора;
     осуществление крупной сделки;
     освоение новых   направлений   в   деятельности   и   привлечение
дополнительных инвестиций (регистрация эмиссии акций, облигаций);
     отчуждение акций, долей уставного капитала и другие.
     В целях  эффективности  участия Оренбургской области в управлении
принадлежащими ей долями в уставных  капиталах  частных  хозяйственных
обществ  и  товариществ возможна передача крупного пакета акций (более
25  процентов),  принадлежащего  области,   в   трастовое   управление
коммерческим  структурам  и  предпринимателям  с  условием  ликвидации
задолженности предприятий-должников.
     Осуществление процесса приватизации предполагается осуществлять в
рамках нового  закона  о  приватизации,  который  укрепляет  положение
государства как собственника принадлежащего ему имущества.
     Необходимо законодательное решение вопроса о  правах  акционерных
обществ,  созданных в процессе приватизации,  на ранее предоставленные
им  земельные  участки.  Создание  единого  имущественного  комплекса,
состоящего  из  предприятия  и  ранее  предоставленного ему земельного
участка,  позволит значительно повысить капитализацию предприятия, что
должно  привести  к  росту  его инвестиционной привлекательности.  Для
этого необходимо внедрить в практику включение  земельных  участков  в
уставный   капитал   государственных   унитарных  предприятий  при  их
преобразовании в процессе приватизации,  а также создать  условия  для
продажи  участков  созданным при приватизации акционерным обществам по
нормативной цене либо путем внесения в их уставные капиталы в качестве
вклада государства.

     8. Кадровое   обеспечение   процесса   финансового   оздоровления
предприятий области

     Несмотря на появившееся в  настоящее  время  некоторое  оживление
экономики  в  нашем регионе,  системного финансового оздоровления пока
нет.   Без   продуманной   государственной   политики,    концентрации
политической воли органов власти, профессиональных усилий специалистов
в направлении антикризисного  регулирования  и  управления  финансовое
оздоровление   экономики   стихийно   не  осуществится.  Антикризисное
регулирование  региональной  экономики  и   антикризисное   управление
отдельно   взятыми   предприятиями  могут  обеспечить  профессионально
подготовленные  антикризисные  управляющие,  к  которым  предъявляются
высокие требования.  Система соответствующей подготовки осуществляется
по утвержденной государственной типовой программе, функционирующей и в
нашей области.
     В работе  с  предприятиями,  находящимися  в  тяжелом  финансовом
положении,   необходимо   уделять   внимание  подготовке  и  поддержке
деятельности  профессиональных  антикризисных  управляющих.  В   целях
обеспечения  Арбитражного суда Оренбургской области квалифицированными
специалистами  по  антикризисному   управлению,   повышения   качества
арбитражного   управления   комитету   по  управлению  государственным
имуществом Оренбургской области совместно  с  Территориальным  органом
Федеральной  службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в
Оренбургской  области  необходимо  организовать  подбор  и  подготовку
специалистов   по  антикризисному  управлению  на  базе  Оренбургского
государственного университета за счет средств областного бюджета.
     Во избежание  неквалифицированных  и  нецелесообразных назначений
арбитражных  управляющих  на  предприятия-банкроты,  расположенные  на
территории  области,  необходимо совместно с главами районов и городов
разработать систему расстановки обученных кадров по территориальному и
отраслевому   принципу.   При   создании   благоприятных  условий  для
арбитражных управляющих и дальнейшем их  отборе  за  2-3  года  вполне
реально создать эффективно действующую антикризисную систему,  которая
внесет позитивный вклад в экономику.
     В деятельности   антикризисных  управляющих  необходимо  обратить
внимание   государственным   органам   управления    и    общественным
организациям    на    необходимость   более   активного   формирования
инфраструктуры системы финансового  оздоровления  предприятий  региона
(установление   льгот  по  налогообложению  средств,  направляемых  на
финансовое оздоровление предприятий,  создание  управляющих  компаний,
развитие сети консалтинговых оценочных,  риэлторских и страховых фирм,
специализирующихся в области антикризисного управления).
     Особое внимание  необходимо  уделить  становлению  и  эффективной
деятельности специализированных коммерческих и общественных  структур,
оказывающих  квалифицированные  аудиторские  и  консалтинговые  услуги
неплатежеспособным предприятиям.
     На территории  области  успешно работают и хорошо зарекомендовали
себя  такие  организации,  как  филиал   некоммерческого   партнерства
"Российская  гильдия  профессиональных  антикризисных  управляющих"  в
Оренбургской   области,   некоммерческое   партнерство    "Центр    по
антикризисному   управлению",  исполнительная  дирекция  Оренбургского
областного союза промышленников и предпринимателей (работодателей).  В
дальнейшем  целесообразно  осуществлять  дальнейшее  сотрудничество  с
этими организациями.
     Создание условий    для    существенного    повышения    качества
антикризисного управления возможно путем  стимулирования  деятельности
профессиональных   антикризисных   компаний,   специализирующихся   на
финансовом  оздоровлении  неплатежеспособных  организаций,   повышения
требований   к   уровню   профессиональной   подготовки  антикризисных
управляющих,  создания системы гарантирования и страхования  рисков  в
этой  сфере,  эффективного  контроля  за  деятельностью  антикризисных
управляющих,  обеспечивающего соблюдение  интересов  всех  кредиторов,
должников  и  собственников  имущества в процессе реализации процедуры
банкротства.

     9. Взаимодействие администрации области с Территориальным органом
Федеральной службы России по финансовому оздоровлению  в  Оренбургской
области

     В целях  обеспечения  защиты  интересов  государства  в  вопросах
финансового  оздоровления  предприятий  области,  детального анализа и
изучения финансово-экономического состояния предприятий, которые имеют
определяющее   значение   для  экономики  области,  являются  наиболее
экономически  и   социально   значимыми,   предотвращения   негативных
последствий  от  введения  процедур  банкротства администрации области
необходимо заключить  с  Территориальным  органом  Федеральной  службы
России  по  финансовому  оздоровлению  и  банкротству  в  Оренбургской
области  соглашение  о  сотрудничестве  и  взаимодействии.  Соглашение
должно предусматривать передачу администрацией области соответствующих
полномочий  по  представлению  интересов  Оренбургской   области   как
собственника   или   кредитора   при  решении  вопросов,  связанных  с
финансовым  оздоровлением  и  банкротством  предприятий   Оренбургской
области,   Территориальному   органу   Федеральной  службы  России  по
финансовому оздоровлению и банкротству в Оренбургской области.
     Территориальный орган   представляет   интересы   государства  по
обязательным платежам в бюджет области,  а  также  осуществляет  права
кредитора   по   бюджетным   ссудам  и  иным  денежным  обязательствам
организаций-должников  перед   областью   при   решении   вопросов   о
несостоятельности организаций.
     Администрация области    координирует    деятельность     органов
государства  и  управления  Оренбургской области в процессе реализации
Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с Территориальным органом
Федеральной службы России в Оренбургской области.

     10. Ожидаемые результаты реализации концепции

     Реализация Концепции   предполагает   в   финансово-экономическом
аспекте   достижение   улучшения   основных   финансовых   показателей
предприятий,  снижение  и погашение задолженности по налогам в бюджеты
всех  уровней  и  внебюджетные  фонды,  рост  уровня   рентабельности,
повышение прибыли от финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
     В социальном аспекте эффективность достигается за счет обучения и
переподготовки   работников   предприятий   и   организаций  в  период
проведения реорганизационных и ликвидационных  процедур,  приостановки
высвобождения   работников,   улучшения   условий   и  качества  жизни
населения.
     Усиление роли   государства   в  регулировании  экономики  должно
выразиться в первую очередь в восстановлении и развитии  производства,
сохранении     и     активизации    научно-технического    потенциала,
ценообразовании в  естественных,  в  том  числе  сырьевых  монополиях,
оздоровлении системы государственных финансов и нормализации денежного
обращения,  концентрации ресурсов на приоритетных отраслях  экономики,
повышении  эффективности социальной политики,  обеспечении защиты прав
собственности   и   других   условий   эффективного   функционирования
экономики.
     Ожидаемые конечные результаты реализации Концепции  -  достижение
улучшения  основных  финансовых  показателей  предприятий,  увеличение
поступлений в бюджет по налогам,  улучшение  условий  и  уровня  жизни
населения, стабилизация экономики.


Информация по документу
Читайте также