Расширенный поиск

Постановление администрации Оренбургской области от 16.05.2001 № 90-п

 
                  АДМИНИСТРАЦИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е




16.05.2001 N 90-п

Об  утверждении  программы
страховой защиты населения
и  территорий Оренбургской
области  от  природных   и
техногенных катастроф


     В соответствии  с  Законом  Оренбургской  области  от  25.06.97 N
109/28-ОЗ "О защите населения и территорий  от  чрезвычайных  ситуаций
природного  и  техногенного  характера",  постановлением Правительства
Российской Федерации от 1  октября  1998  года  N  1139  "Об  основных
направлениях  развития  национальной  системы страхования в Российской
Федерации  в  1998-2000  годах",  распоряжением  главы   администрации
области  от  20.09.2000  N  1032-р  "О  разработке программы страховой
защиты населения и территорий Оренбургской области":
     1. Утвердить  программу  страховой  защиты населения и территорий
Оренбургской области  от  природных  и  техногенных  катастроф  (далее
именуется - Программа). (Приложение).
     2. Рекомендовать территориальным отделениям  федеральных  органов
исполнительной  власти,  осуществляющим  контрольные  и разрешительные
функции в области промышленной безопасности, охраны окружающей среды и
экологической безопасности, безопасности дорожного движения:
     Оренбургскому управлению Госгортехнадзора  России,  Оренбургскому
отделу  инспекций  Волжского  межрегионального территориального округа
Госатомнадзора России,  Оренбургскому областному отделению  Российской
транспортной    инспекции,    управлению   государственной   инспекции
безопасности дорожного движения  УВД  Оренбургской  области,  Комитету
природных   ресурсов   по   Оренбургской  области  принять  участие  в
реализации разделов  Программы,  касающихся  поднадзорных  объектов  и
видов деятельности.
     3. Признать  утратившим   силу   пункт   3   распоряжения   главы
администрации  области  от 20.09.2000 N 1032-р "О разработке программы
страховой защиты населения и территорий Оренбургской области".
     4. Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить на
первого  заместителя  главы  администрации  области   -   председателя
комиссии  по  чрезвычайным  ситуациям  Оренбургской области Зелепухина
А.Г.,  начальника  главного  управления  по  делам  ГОЧС   -   первого
заместителя   начальника   гражданской  обороны  Оренбургской  области
Еремина М.Н.
     5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.


     Первый  заместитель
     главы администрации          А.Г. Зелепухин



                                                Приложение
                                                к постановлению
                                                администрации области
                                                от 16.05.2001  N 90-п






                          П Р О Г Р А М М А
         страховой защиты населения и территорий Оренбургской
             области от природных и техногенных катастроф










                          Паспорт Программы


     Наименование Программы  -  программа страховой защиты населения и
территорий Оренбургской области от природных и техногенных катастроф

     Наименование, дата  и  номер  принятия   решения   о   разработке
Программы  -  постановление  Правительства  Российской  Федерации от 1
октября  1998  года  N  1139  "Об   основных   направлениях   развития
национальной  системы  страхования  Российской  Федерации  в 1998-2000
годах";
     приказ МЧС  России  от  11 мая 1999 года N 261 "О мероприятиях по
совершенствованию  и  развитию  в   субъектах   Российской   Федерации
страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций";
     распоряжение главы администрации области от 20.09.2000  N  1032-р
"О  разработке  программы  страховой  защиты  населения  и  территорий
Оренбургской области"

     Заказчик Программы - администрация Оренбургской области

     Цели Программы -  повышение  эффективности  защиты  имущественных
интересов граждан и юридических лиц области;
     обеспечение реальной   компенсации   убытков   (ущерба,   вреда),
причиняемых   в  результате  природных  явлений,  техногенных  аварий,
катастроф и других  чрезвычайных  ситуаций  за  счет  страхования  при
снижении нагрузки на бюджет;
     предупреждение и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций

     Основные задачи Программы  -  выявление  и  регистрация  основных
источников техногенных и природных рисков на территории области;
     управление рисками,   связанными    с    эксплуатацией    опасных
производственных объектов и гидротехнических сооружений;
     управление рисками,   связанными   с    природопользованием,    и
построение  системы страхования гражданской ответственности владельцев
транспортных средств и
     ответственности грузоперевозчиков опасных грузов;
     организация экологического страхования в области;
     разработка и     реализация    мер,    обеспечивающих    создание
предприятиями  и  организациями  резервов  финансовых  и  материальных
ресурсов  для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - ЧС),
подготовку и поддержание в готовности сил и средств по  предупреждению
и ликвидации ЧС, повышение устойчивости функционирования в случае ЧС;
     разработка и  внедрение   методологии   финансового   обеспечения
компенсации  ущерба  вследствие гибели сельскохозяйственных культур по
причине стихийных бедствий и неблагоприятных погодных условий;
     организация страхового   воспитания  населения,  руководителей  и
персонала хозяйствующих субъектов в действующей системе обучения;
     разработка системы требований к страховым компаниям,  участвующим
в организации страховой  защиты  населения  и  территорий  области  от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
     создание внебюджетного   фонда   "Предупреждение   и   ликвидация
чрезвычайных   ситуаций",   обеспечивающего   реализацию   программных
мероприятий;
     создание центра   мониторинга   и   прогнозирования  чрезвычайных
ситуаций

     Сроки реализации Программы - 2001-2003 годы

     Основные исполнители Программы - главное управление по делам ГОЧС
Оренбургской  области,  территориальные  отделения федеральных органов
исполнительной власти,  осуществляющие  контрольные  и  разрешительные
функции   на   территории   области   (по  согласованию),  департамент
администрации  области  по   вопросам   агропромышленного   комплекса,
администрации  муниципальных  образований  области  (по согласованию),
страховые компании (по согласованию)

     Источники финансирования   Программы   -   доходы   от   оказания
экспертных   услуг,   отчисления   страховщиков  на  предупредительные
мероприятия,  финансовые средства резервов предприятий  и  организаций
для ликвидации ЧС

     Ожидаемые конечные  результаты  реализации  Программы  - снижение
затрат областного и  местных  бюджетов  муниципальных  образований  на
предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на 20-30%;
     обеспечение компенсации   потерь   населению    и    территориям,
обусловленных  техногенными  и  природными рисками,  за счет повышения
уровня охвата страховой защитой;
     уменьшение времени  страхового  возмещения  потерь  и компенсация
ущерба конкретно  пострадавшим  населению  и  территориям  в  объемах,
адекватных масштабам чрезвычайной ситуации;
     создание в  регионе  сводного  территориального  реестра  опасных
объектов,   базы   данных  источников  риска,  системы  мониторинга  и
прогнозирования  чрезвычайных  ситуаций  природного   и   техногенного
характера,  создание  условий  для осуществления оптимальной страховой
тарифной политики при страховании гражданской ответственности;
     оптимизация управления    риском   с   целью   предупреждения   и
минимизации возможного ущерба,  обеспечение  соответствия  вероятности
возникновения ЧС и размеров страховых тарифов;
     обеспечение стабильности  страхового  рынка,   создание   системы
информационного   обеспечения   органов  государственного  управления,
местного самоуправления и населения о результатах страховой защиты;
     разработка условий     и     методов    страхования    в    сфере
сельскохозяйственного  производства  с  целью   защиты   имущественных
интересов товаропроизводителей от природных рисков;
     повышение уровня знаний населения и  юридических  лиц  в  области
страховой защиты;
     разработка системы требований  исполнительной  власти  области  в
вопросах    информационно-аналитического    обеспечения    результатов
страхования,   осуществление   мероприятий   по   размещению   средств
страховщиков,  аккумулируемых  в  рамках приоритетных (привлекательных
для страховщиков) видов страхования и др.;
     формирование системы страховых услуг в сфере эксплуатации опасных
объектов,  природопользования,  при обращении с опасными и  токсичными
отходами

     Система организации   контроля   за   исполнением   Программы   -
управление и контроль за реализацией осуществляет дирекция Программы




    1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
                        программными методами

     Деятельность органов  государственной  власти  области,   органов
местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций
независимо от организационно-правовой формы в области предупреждения и
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  регулируется  Законом Оренбургской
области от 25.06.97 N  109/28-ОЗ  "О  защите  населения  и  территорий
Оренбургской   области   от   чрезвычайных   ситуаций   природного   и
техногенного  характера",  основанным  на  соответствующих  положениях
Конституции  Российской  Федерации,  Федеральных законов от 21 декабря
1994 года N 68-ФЗ "О защите населения  и  территорий  от  чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера",  от 21 июля 1997 года N
116-ФЗ   "О   промышленной   безопасности   опасных   производственных
объектов",  от  25  сентября  1999  года  N  158-ФЗ  "О лицензировании
отдельных видов деятельности" и принимаемых в соответствии с ними иных
нормативных   правовых   актов  Российской  Федерации  и  Оренбургской
области.
     Реализация Программы    рассчитана    на   содействие   страховым
компаниям,  которые  успели  зарекомендовать  себя   на   региональном
страховом   рынке   и,  в  свою  очередь,  были  бы  заинтересованы  в
установлении  прочных  и  долговременных  связей  с   государственными
институтами,  осуществляющими  контрольные и разрешительные функции на
территории области,  прежде всего с МЧС России,  Федеральным горным  и
промышленным   надзором   России,   Министерством  природных  ресурсов
Российской  Федерации,  Транспортной  инспекцией   Минтранса   России,
Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России.
     Опыт работы  страховых  компаний  свидетельствует  о  возможности
организации    следующих    форм    взаимодействия    страховщиков   и
государственных органов:
     реализация программ  обязательного  страхования  в  установленном
законом порядке;
     формирование страховых     пулов    государственными    органами,
уполномоченными на проведение страхования;
     совместное исследование   причин   возникновения  и  профилактика
(предупреждение) чрезвычайных ситуаций;
     участие в   реализации  программ  страховой  защиты  населения  и
территорий области.
     Необходимость комплексного   решения  вопросов  развития  системы
страхования в рамках Программы очевидна.
     Одной из   основных   трудностей   при   организации  страхования
гражданской ответственности предприятий,  эксплуатирующих потенциально
опасные   объекты,  является  адекватное  риску  определение  размеров
страховых тарифов из-за отсутствия надежных  статистических  данных  о
ранее   происшедших   авариях   и  прогнозных  решений,  в  том  числе
относительно развития опасных геологических процессов в регионе.
     Между тем   страховой   тариф   при   страховании  техногенных  и
экологических  рисков,  являясь  его   качественной   характеристикой,
позволяет   создать   условия,  когда  эксплуатация  производственного
объекта из-за соответствующих риску  платежей  становится  невыгодной.
Предприятию  выгодней вкладывать средства в безопасность промышленного
производства и тем самым объективно снижать тарифы страхования.


                          2. Цели Программы

     Главной целью    Программы    является   создание   условий   для
формирования  нормативной  и  экономической  базы   страховой   защиты
населения  и  территорий области от техногенных и природных рисков при
одновременном снижении бюджетных затрат на предупреждение и ликвидацию
чрезвычайных  ситуаций.  При  этом  достигается  обеспечение  за  счет
страхования  полной  или  частичной  компенсации  потерь  населению  и
территориям области, обусловленных техногенными и природными рисками.
     Реализация Программы  предполагает  создание   компьютерных   баз
данных техногенных и природных рисков,  организацию службы мониторинга
и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, выработку единых методических
принципов    организации    страхования    в    рамках    действующего
законодательства  и  ведомственных  нормативных  актов,  принимая   во
внимание следующее:
     правила размещения     страховых     резервов     устанавливаются
Департаментом  страхового  надзора  Министерства  финансов  Российской
Федерации;
     обязательное страхование     гражданской    ответственности    за
причинение вреда при эксплуатации опасных  объектов  осуществляется  в
соответствии  с  Федеральным  законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О
промышленной  безопасности   потенциально   опасных   производственных
объектов".

                     3. Основные задачи Программы

     Для достижения главной цели необходимо решение следующих задач:
     завершение формирования сводного территориального реестра опасных
объектов   области   и   определение  на  этой  основе  количественных
характеристик основных техногенных рисков;
     анализ статистических   данных   и   определение   количественных
характеристик   рисков   эксплуатации   гидротехнических   сооружений,
природных   и   экологических   рисков,   рисков   в   сфере  водо-  и
природопользования,  создание  центра  мониторинга  и  прогнозирования
чрезвычайной ситуации;
     анализ прогноза социально-экономического развития области в части
обеспечения   безопасной   жизнедеятельности  и  формирование  системы
исходных данных для оценки эффективности различных вариантов страховой
защиты населения и территорий;
     разработка мер  правового  и  экономического  регулирования   для
обеспечения  эффективности  страховой защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
     создание системы    информационного   обеспечения   населения   и
территорий от техногенных и природных рисков;
     обеспечение стабильности  системы  страхования  области  за  счет
защиты добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждения и
пресечения  монополизма,  контроля  за выполнением соглашений и других
согласованных  действий  страховых  организаций,  в   том   числе   по
установлению тарифов на страховые услуги;
     организация страхового воспитания населения и юридических лиц;
     создание и построение основ общества взаимного страхования (далее
именуется   -    ОВС)    товаропроизводителей    сельскохозяйственного
производства  на основе централизации средств пайщиков ОВС (собираемые
страховые премии ОВС могут значительно смягчить,  а иногда и полностью
компенсировать  ущерб,  вызванный гибелью сельскохозяйственных культур
из-за стихийных бедствий и неблагоприятных погодных условий).

                    4. Сроки выполнения Программы

     Программа рассчитана на три  года  (2001-2003  годы).  Исходя  из
достигнутых   результатов,   будет   определено   дальнейшее  развитие
Программы,  связанное с разработкой мероприятий  по  предупреждению  и
смягчению   последствий  промышленных  аварий  и  стихийных  бедствий,
повышению инвестиционного потенциала области за счет страхования.

                  5. Система программных мероприятий

     В рамках     Программы     предусмотрен     ряд      мероприятий,
скоординированных по времени и направленных на повышение эффективности
страховой защиты граждан и юридических лиц области  от  техногенных  и
природных рисков.
     Мероприятия Программы  распределены  на  взаимосвязанные   блоки,
позволяющие обеспечить выполнение программных целей и задач:
     формирование базы данных  в  главном  управлении  по  делам  ГОЧС
Оренбургской области о техногенных, экологических и природных рисках и
создание системы оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации  и
происшествия (страховые случаи);
     управление риском;
     создание методической  базы  для  внедрения  перспективных  видов
страхования, подпрограмм и планов совершенствования и развития;
     страховое воспитание   населения   и   персонала   предприятий  и
организаций;
     организация взаимодействия  администрации  области  со страховыми
компаниями.
     К числу  программных  мероприятий  отнесена деятельность главного
управления по делам  ГОЧС  Оренбургской  области  по  созданию  центра
мониторинга  и  прогнозирования  чрезвычайных  ситуаций,  объединенной
единой дежурной  диспетчерской  службы  г.  Оренбурга  и  Оренбургской
области  (далее  именуется  - ЕДДС),  разработка паспорта безопасности
региона в соответствии с ГОСТ Р 22.2.03-97.
     Программа разработана  в  соответствии  с  Законами  Оренбургской
области от 25.06.97 N  109/28-ОЗ  "О  защите  населения  и  территорий
Оренбургской   области   от   чрезвычайных   ситуаций   природного   и
техногенного  характера",  от  26.11.99  N   372/78-ОЗ   "О   внесении
дополнений   в  Закон  Оренбургской  области  "О  защите  населения  и
территорий Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций природного  и
техногенного характера",  распоряжением главы администрации области от
20.09.2000 N 1032-р "О разработке программы страховой защиты населения
и территорий Оренбургской области".
     Действие Программы распространяется на отношения,  возникающие  в
процессе    деятельности   по   реализации   программных   мероприятий
территориальных отделений федеральных органов  исполнительной  власти,
органов государственного управления области,  местного самоуправления,
субъектов хозяйствования и населения.
     В основу  формирования  Программы  заложен экономический механизм
регулирования безопасности  населения  и  территорий  от  чрезвычайных
ситуаций с учетом следующих факторов:
     уровня природного и техногенного риска;
     состояния и перспектив социально-экономического развития региона;
     уровня развития  социальной  сферы  и  качества  среды   обитания
населения;
     уровня защищенности населения существующей системой мер защиты (в
том числе за счет страхования) от чрезвычайных ситуаций.
     Программные мероприятия по  управлению  риском  включают  в  себя
основные  процедуры  государственного  регулирования в вопросах защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
     государственную экспертизу  проектов  строительства  и размещения
потенциально опасных объектов экономики и жилой застройки;
     декларирование безопасности опасных производственных объектов;
     лицензирование опасных видов эксплуатационной деятельности;
     государственный надзор  технической  безопасности  на всех этапах
создания,  эксплуатации и снятия с эксплуатации  потенциально  опасных
объектов.
     К основным мероприятиям по экономическому регулированию  вопросов
предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных ситуаций отнесены все виды
страхования гражданской ответственности за  причинение  вреда  третьим
лицам и страхование от катастрофических (природных) рисков.
     Программные мероприятия   по   выявлению,    оценке    и    учету
(идентификации)  техногенных,  природных  и  экологических  источников
риска предусматривают:
     формирование сводного  реестра  опасных производственных объектов
области,  его  уточнение  и  дополнение   на   основании   результатов
декларирования,  лицензирования,  экспертизы и инспектирования опасных
производственных  объектов,  сведений  об  условиях  хранения  опасных
веществ и токсичных отходов;
     инвентаризацию водных   объектов    и    формирование    регистра
гидротехнических сооружений области;
     создание объединенной ЕДДС г.  Оренбурга и Оренбургской области и
центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
     развитие сети наблюдения и лабораторного контроля за обнаружением
(выявлением)  загрязнения  окружающей  природной  среды,  в  том числе
автоматического контроля в системе "предприятие - территория";
     формирование электронной    карты    природных,   техногенных   и
экологических рисков и ее зонирование по  типу  и  степени  проявления
опасности для населения и территорий области.
     Все работы по Программе проводятся в соответствии  с  действующим
законодательством   Российской  Федерации  и  Оренбургской  области  в
условиях открытости для заинтересованных юридических и физических лиц.

                  6. Ресурсное обеспечение Программы

     Для реализации Программы привлекаются  территориальные  отделения
федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие госнадзорную
деятельность    (по    согласованию),    структурные     подразделения
администрации   области   и   органов   местного   самоуправления  (по
согласованию,  в рамках решаемых  задач),  а  также  наиболее  крупные
страховые организации (по согласованию).
     Денежные средства  из  областного   и   местного   бюджетов   для
реализации Программы не требуются. Источником финансирования отдельных
мероприятий Программы,  связанных с  привлечением  экспертных  и  иных
организаций,  предполагается  внебюджетный фонд главного управления по
делам  ГОЧС  Оренбургской   области   "Предупреждение   и   ликвидация
чрезвычайных  ситуаций",  преследующий социальные,  благотворительные,
образовательные и другие общественно полезные цели  в  области  защиты
населения   и   территорий   от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и
техногенного характера.
     Источником формирования  средств  фонда  являются платные услуги,
оказываемые главным управлением по  делам  ГОЧС  Оренбургской  области
юридическим  и  физическим  лицам,  не являющимся бюджетополучателями,
благотворительные пожертвования граждан и юридических лиц,  отчисления
страховых компаний из резервов предупредительных мероприятий и др.
     Ресурсное обеспечение Программы осуществляет объединенная ЕДДС г.
Оренбурга и Оренбургской области, которая создается в составе главного
управления по  делам  гражданской  обороны  и  чрезвычайным  ситуациям
Оренбургской  области в соответствии с Законом Оренбургской области от
26.06.97 N 109/28-ОЗ "О защите  населения  и  территорий  Оренбургской
области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",
распоряжением главы администрации  области  от  25.05.98  N  516-р  "О
создании  Единой  дежурной  диспетчерской службы Оренбургской области"
для выполнения следующих функций:
     координация деятельности   единых  дежурных  диспетчерских  служб
муниципальных образований области, в полномочия которых входит решение
вопросов  защиты  населения  и  территорий  от чрезвычайных ситуаций и
происшествий природного и техногенного характера (страховых случаев);
     осуществление оперативного  реагирования на чрезвычайные ситуации
и своевременное принятие экстренных мер по  защите  жизни  и  здоровья
людей,  материальных  и  культурных  ценностей,  окружающей  природной
среды;
     обеспечение информационной  поддержки  управленческих  решений на
всех уровнях государственного управления  и  местного  самоуправления,
принимаемых  в  интересах  обеспечения безопасности населения и защиты
окружающей среды.
     Центр  мониторинга  и  прогнозирования обеспечит заблаговременное
представление   страховым   организациям   прогнозной   информации  об
авариях,  катастрофах  и стихийных бедствиях в форме компьютерной базы
данных,  включающей  в  себя инженерно-технические, физико-химические,
биологические,    физико-географические    и   другие   характеристики
страхового  события.  Результаты  прогнозирования  формируются  в виде
таблиц,  графиков, карт области, в том числе электронных, и словесного
описания.
     Данные мониторинга  и  прогнозирования ЧС используются страховыми
компаниями  для  определения   оптимальных   тарифов   страхования   и
проведения актуарных расчетов.

                   7. Механизм реализации Программы

     Заказчиком Программы является администрация области.  К участию в
реализации Программы привлекаются:
     территориальные отделения   федеральных   органов  исполнительной
власти, осуществляющие госнадзорную деятельность (по согласованию);
     структурные подразделения администрации области;
     администрации муниципальных     образований      области      (по
согласованию);
     специализированные экспертные организации (по согласованию);
     хозяйствующие субъекты (по согласованию);
     страховые организации на основании соглашений о сотрудничестве  с
администрацией области.
     Финансирование  объединенной  ЕДДС  г.  Оренбурга  и Оренбургской
области  для реагирования на чрезвычайные ситуации и иные происшествия
и  бедствия  (страховые  случаи)  проводится  из  областного и местных
бюджетов (по согласованию).
     Центр мониторинга   и   прогнозирования   чрезвычайных   ситуаций
(страховых  событий)  создается  в  форме некоммерческого учреждения с
правом юридического лица,  при этом статистическую,  прогнозную и иную
информацию об авариях, катастрофах и стихийных бедствиях предоставляет
на договорной основе заинтересованным организациям.
     Идентификацию источников      риска,     разработку     сценариев
предполагаемых чрезвычайных ситуаций и определение  возможного  ущерба
от  них осуществляют организации,  эксплуатирующие опасные объекты или
специализированные независимые экспертные организации.
     Страховые организации    участвуют   в   реализации   мероприятий
Программы на принципах конкуренции в  соответствии  с  антимонопольным
законодательством.

                 8. Организация управления Программой
                  и контроль за ходом ее реализации

     Управление осуществляет дирекция Программы.
     Обеспечение работы   дирекции   Программы   по   контролю  за  ее
реализацией  возлагается  на  главное   управление   по   делам   ГОЧС
Оренбургской области.


                 9. Оценка эффективности мероприятий,
                      предусмотренных Программой

     В качестве    критериев    оценки    эффективности   мероприятий,
предусмотренных Программой, принимаются:
     уровень страховой  защиты  суммарных  рисков  предпринимательской
деятельности,  жизни,  здоровья и имущественных интересов  граждан  от
возможных   природных  и  техногенных  катастроф  как  отношение  доли
застрахованных рисков ко всей  совокупности  потенциальных  рисков  на
территории области;
     уровень бюджетных   затрат   на   предупреждение   и   ликвидацию
последствий природных и техногенных катастроф.
     Расчетными показателями  эффективности   последствий   реализации
Программы являются:
     снижение затрат  из  областного  бюджета   и   местных   бюджетов
муниципальных  образований на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных
ситуаций на 20-30%;
     достижение к  2003  году  уровня  страховой  защиты имущественных
интересов  физических  лиц,  связанных  с  владением,  пользованием  и
распоряжением недвижимым имуществом, до 10 минимальных размеров оплаты
труда (увеличение на 30- 40%);
     достижение к  2005  году  уровня  страховой  защиты имущественных
интересов юридических  лиц  (предприятий  промышленности,  транспорта,
энергетики,  сельского хозяйства), связанных с владением, пользованием
и распоряжением  имущества,  возмещением  причиненного  третьим  лицам
вреда,  позволяющей  обеспечить  устойчивое  функционирование  объекта
экономики   в    условиях    возникновения    чрезвычайных    ситуаций
(восстановление  основных производственных фондов не менее чем на 50%;
восстановление оборотных средств не менее чем на 25%).
     Количественная оценка   эффективности  экологических  последствий
реализации Программы в настоящее  время  затруднена  из-за  отсутствия
нормативной  базы,  регламентирующей  нормы страховой защиты природных
ресурсов и среды обитания от вредных последствий  техногенеза.  Однако
статистические  данные о выплатах страхового возмещения по происшедшим
страховым случаям,  связанным  с  авариями  на  нефтепродуктопроводах,
свидетельствуют  о  том,  что  реализация  Программы позволит в рамках
Федерального закона от 21 июля 1997  года  N  116-ФЗ  "О  промышленной
безопасности  опасных  производственных  объектов"  создать  страховые
резервы  для  страхового  возмещения,  достаточного   для   проведения
мероприятий по рекультивации почвенного покрова и очистки загрязненных
водоемов  и  рек,  что  в  целом  может  благоприятно   сказаться   на
экологической обстановке в Оренбургской области.



                        Мероприятия программы
     страховой защиты населения и территорий Оренбургской области
     от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
---------------------------------------------------------------------------
 N ¦  Наименование         ¦Организация -     ¦Сроки     ¦ Ожидаемые
п/п¦  мероприятия          ¦исполнитель       ¦исполнения¦ результаты
---------------------------------------------------------------------------
 1. Формирование базы данных о техногенных, экологических и природных
 рисках и создание системы оперативного реагирования на чрезвычайные
              ситуации, происшествия (страховые случаи)

1.1. Формирование   перечня  Главное управле-  постоянно  ускорение процес-
опасных    производственных  ние по делам                 са регистрации
объектов,  гидротехнических  ГОЧС Оренбург-               организаций и
сооружений,        хранилищ  ской области,                предприятий, обя-
токсичных  отходов  и  др.,  Оренбургское                 занных лицензи-
контроль его полноты         управление Гос-              ровать свою дея-
                             гортехнадзора                тельность и стра-
                             России, Оренбург-            ховать ответст-
                             ский отдел ин-               венность за при-
                             спекции Волжско-             чинение вреда на-
                             го межрегиональ-             селению и терри-
                             ного территори-              ториям области
                             ального округа
                             Госатомнадзора
                             России, Управле-
                             ние Оренбурггос-
                             энергонадзора

1.2. Формирование  перечней  Комитет природ-   IV кв.     регистрация орга-
шламонакопителей и хранилищ  ных ресурсов по   2001г.     низаций, чья дея-
опасных токсичных отходов    Оренбургской об-             тельность по об-
                             ласти, комитет по            ращению опасных
                             природоохранной              токсичных отхо-
                             деятельности и               дов подлежит ли-
                             мониторингу ок-              цензированию и
                             ружающей среды               страхованию от-
                             администрации                ветственности за
                             области                      причинение вреда

1.3.          Осуществление  главное управле-  IV кв.     определение ли-
мероприятий по  определению  ние по делам      2001г. -   мита ответствен-
количественных               ГОЧС Оренбург-    IV кв.     ности организа-
характеристик техногенных и  ской области,     2002г.     ций, эксплуати-
природных   рисков  (в  том  Оренбургское                 рующих опасные
числе рисков при  различных  управление Гос-              объекты, по воз-
сценариях            аварий  гортехнадзора                мещению вреда
гидротехнических             России, Оренбург-            населению и тер-
сооружений)  с привлечением  ский отдел ин-               риториям при
специализированных           спекций Волжско-             возникновении
экспертных организаций       го межрегиональ-             чрезвычайных си-
                             ного территори-              туаций
                             ального округа
                             Госатомнадзора
                             России, управле-
                             ние Оренбурггос-
                             энергонадзора,
                             комитет по при-
                             родоохранной
                             деятельности и
                             мониторингу ок-
                             ружающей среды
                             администрации
                             области

1.4. Формирование     банка  Комитет природ-   III кв.    определение ли-
данных     по     возможным  ных ресурсов по   2001 г.    мита ответствен-
ущербам,    связанным     с  Оренбургской об-             ности организа-
водохозяйственной            ласти, главное               ций - водопользо-
деятельностью        (сброс  управление по де-            вателей
сточных  вод  с  токсичными  лам ГОЧС Орен-
веществами       и        с  бургской области,
возбудителями  инфекционных  комитет по при-
заболеваний,  сверхлимитный  родоохранной
и несанкционированный забор  деятельности и
или сброс (пропуск) воды  в  мониторингу ок-
объемах      и     режимах,  ружающей среды
существенно   влияющих   на  администрации
состояние водного объекта)   области

1.5.             Проведение  государственная   III кв.    разработка меро-
количественного     анализа  инспекция безо-   2001г.     приятий по сни-
рисков      (ущерба)     за  пасности дорож-              жению ущерба,
1998-2000  годы,  связанных  ного движения                формирование
со страхованием гражданской  УВД Оренбург-                достаточных стра-
ответственности  владельцев  ской области                 ховых резервов,
автотранспортных средств за                               оптимизация
нанесение  вреда  жизни   и                               страховых тари-
здоровью   граждан   и   за                               фов
повреждение    транспортных
средств,      принадлежащих
другим лицам

1.6.             Проведение  Комитет природ-   IV кв.     разработка меро-
количественного     анализа  ных ресурсов по   2001г.     приятий по сни-
рисков     (ущерба)      за  Оренбургской об-             жению ущерба,
1998-2000 годы, связанных с  ласти, главное               страхование граж-
ответственностью             управление по де-            данской ответст-
перевозчиков опасных грузов  лам ГОЧС Орен-               венности перевоз-
за    вред,     причиненный  бургской области,            чиков опасных
третьим  лицам и окружающей  комитет по при-              грузов, формиро-
среде                        родоохранной                 вание достаточ-
                             деятельности и               ных страховых ре-
                             мониторингу ок-              зервов, оптимиза-
                             ружающей среды               ция страховых та-
                             администрации                рифов.
                             области, област-             Ведение учета пе-
                             ное отделение                ревозки опасных
                             Российской                   грузов
                             транспортной ин-
                             спекции

1.7. Проведение     анализа  Комитет природ-   IV кв.     разработка меро-
рисков,     связанных     с  ных ресурсов по   2001г.     приятий по сни-
непреднамеренным нарушением  Оренбургской об-             жению ущерба,
технологических норм добычи  ласти, главное               формирование
и   переработки   природных  управление по де-            достаточных стра-
ресурсов,  и определение на  лам ГОЧС Орен-               ховых резервов,
этой  основе количественных  бургской области,            оптимизация
характеристик   рисков    в  комитет по при-              страховых тари-
сфере природопользования     родоохранной                 фов
                             деятельности и
                             мониторингу ок-
                             ружающей среды
                             администрации
                             области

1.8. Создание        центра  главное управле-  III кв.    своевременное по-
мониторинга               и  ние по делам      2001 г.    лучение прогнозов
прогнозирования              ГОЧС Оренбург-               возникновения и
чрезвычайных       ситуаций  ской области                 развития чрезвы-
природного  и  техногенного                               чайных ситуаций;
характера                                                 подготовка и про-
                                                          ведение преду-
                                                          предительных ме-
                                                          роприятий

1.9. Наполнение электронной  главное управле-  IV кв.     получение свое-
карты  области сведениями о  ние по делам      2001г.     временной и объ-
населении  и   территориях,  ГОЧС Оренбург-               ективной инфор-
подверженных    воздействию  ской области                 мации для прогно-
опасных  объектов,  влиянию                               зирования воз-
опасных   геологических   и                               никновения и раз-
гидрометеорологических                                    вития чрезвычай-
процессов     и     явлений                               ных ситуаций
(провалы земной поверхности
из-за    карстообразования,
оползни,        наводнения,
ураганы и др.).

1.10. Разработка   паспорта  главное управле-  II кв.     использование в
безопасности   Оренбургской  ние по делам      2001 г.    целях наполнения
области  в  соответствии  с  ГОЧС Оренбург-               информацией
ГОСТ Р 22.2.03-97            ской области                 электронной кар-
                                                          ты Оренбургской
                                                          области и управ-
                                                          ления риском

1.11. Разработка  комплекса  объекты экономи-  IV кв.     снижение вероят-
мероприятий   по   снижению  ки, главное управ-2001г.     ности возникно-
степени       риска       и  ление по делам               вения чрезвычай-
предупреждению чрезвычайных  ГОЧС Оренбург-               ных ситуаций, по-
ситуаций                     ской области,                вышение эффек-
                             Оренбургское                 тивности исполь-
                             управление Гос-              зования резервов
                             гортехнадзора                предупредительны
                             России, Оренбург-            х мероприятий
                             ский отдел ин-               страховых органи-
                             спекций Приволж-             заций
                             ского межрегио-
                             нального террито-
                             риального округа
                             Госатомнадзора
                             России, управле-
                             ние Оренбурггос-
                             энергонадзора

1.12. Создание объединенной  главное управле-  I кв.      получение опера-
ЕДДС    г.    Оренбурга   и  ние по делам      2002г.     тивной информа-
Оренбургской  области   для  ГОЧС Оренбург-               ции о страховых
оперативного   реагирования  ской области                 случаях, принятие
на чрезвычайные ситуации  и                               мер и выработка
происшествия                                              управленческих
                                                          решений для ми
                                                          нимизации ущерба

                         2. Мероприятия по управлению риском

2.1. Уточнение    и,    при  главное управле-  II кв.     устранение или
необходимости,  переработка  ние по делам      2001г.     минимизация рис-
планов      действий     по  ГОЧС Оренбург-               ков возникнове-
предупреждению и ликвидации  ской области, хо-            ния чрезвычайных
чрезвычайных   ситуаций  на  зяйствующие                  ситуаций
объектах экономики           субъекты

2.2. Обеспечение   контроля  главное управле-  в соответ- формирование
за    соблюдением   условий  ние по делам      ствии с    реестра лицензий;
выдачи  лицензий  по  видам  ГОЧС Оренбург-    графиком   выполнение усло-
деятельности,                ской области,                вий лицензирова-
представляющих    опасность  Оренбургское                 ния, подтвер-
для     третьих    лиц    и  управление Гос-              ждающих безо-
окружающей     среды      в  гортехнадзора                пасность эксплуа-
соответствии              с  России, Оренбург-            тации объекта;
законодательством            ский отдел ин-               выполнение уста-
Российской Федерации         спекций Волжско-             новленных требо-
                             го межрегиональ-             ваний об обяза-
                             ного территори-              тельном страхова-
                             ального округа               нии гражданской
                             Госатомнадзора               ответственности
                             России, управле-             за причинение
                             ние Оренбурггос-             вреда организа-
                             энергонадзора,               циями - лицензиа-
                             областное отделе-            тами; иницииро-
                             ние Российской               вание доброволь-
                             транспортной ин-             ного страхования
                             спекции                      гражданской от-
                                                          ветственности за
                                                          причинение вреда
                                                          населению, дру-
                                                          гим объектам эко-
                                                          номики и окру-
                                                          жающей среде

2.3. Контроль   за    ходом  главное управле-  в соответ- обеспечение все-
декларирования безопасности  ние по делам      ствии с    стороннего анали-
промышленных   объектов   и  ГОЧС Оренбург-    графиком   за техногенных
гидротехнических сооружений  ской области,                рисков в целях
                             Оренбургское                 обеспечения на-
                             управление Гос-              дежной страховой
                             гортехнадзора                защиты населения
                             России, Оренбург-            и территорий
                             ский отдел ин-               Оренбургской об-
                             спекций Волжско-             ласти
                             го межрегиональ-
                             ного территори-
                             ального округа
                             Госатомнадзора
                             России, Комитет
                             природных ресур-
                             сов по Оренбург-
                             ской области,
                             управление Орен-
                             бурггосэнергонад-
                             зора

2.4. Оценка      готовности  главное управле-  в соответ- устранение или
потенциально        опасных  ние по делам      ствии с    минимизация воз-
объектов  к  локализации  и  ГОЧС Оренбург-    планом ос- можных отрица-
ликвидации     чрезвычайных  ской области      новных ме- тельных последст-
ситуаций      и      выдача                    роприятий  вий риска, повы-
соответствующих  заключений                    по преду-  шение роли ли-
в  порядке,   установленном                    преждению  цензирования в
Приказом  МЧС  России от 26                    и ликвида- решении вопросов
мая 1999 года N 284                            ции чрез-  предупреждения
                                               вычайных   чрезвычайных си-
                                               ситуаций   туаций

         3. Создание методической базы для внедрения перспективных
          видов  страхования, подготовка аналитических материалов,
              подпрограмм, планов совершенствования и развития

3.1.             Разработка  Комитет природ-   II кв.     организация стра-
методических   рекомендаций  ных ресурсов по   2001 г.    хования граждан-
по  организации страхования  Оренбургской об-             ской ответствен-
гражданской ответственности  ласти, комитет по            ности водопользо-
водопользователей        за  природоохранной              вателей за причи-
причинение   вреда   водным  деятельности и               нение вреда как
объектам   (государственной  мониторингу ок-              элемента страхо-
собственности)               ружающей среды               вой защиты насе-
                             администрации                ления и террито-
                             области, страхо-             рий
                             вые компании

3.2. Построение   элементов  Комитет природ-   II кв.     развитие страхо-
экологического  страхования  ных ресурсов по   2001г.     вания граждан-
в    рамках    Федерального  Оренбургской об-             ской ответствен-
закона от 21 июля 1997 года  ласти, Оренбург-             ности хозяйст-
N   116   "О   промышленной  ское областное               вующих субъектов
безопасности        опасных  отделение транс-             за причинение
производственных объектов",  портной инспек-              вреда населению и
предусматривающих            ции, главное                 окружающей при-
страхование при:             управление по де-            родной среде
эксплуатации        опасных  лам ГОЧС Орен-
производственных объектов;   бургской области,
обращении с        опасными  комитет по при-
токсичными отходами;         родоохранной
перевозке опасных грузов     деятельности и
                             мониторингу ок-
                             ружающей среды
                             администрации
                             области, страхо-
                             вые организации

3.3. Разработка    методики  главное управле-  I кв.      централизация
создания общества взаимного  ние по делам      2002 г.    средств товаро-
страхования                  ГОЧС Оренбург-               производителей -
товаропроизводителей         ской области,                членов
сельхозпродукции с целью ее  страховые компа-             (пайщиков) обще-
защиты от гибели, вызванной  нии, департамент             ства взаимного
стихийными бедствиями        администрации                страхования, не
                             области по вопро-            предназначенных
                             сам агропромыш-              для получения
                             ленного комплек-             прибыли, позво-
                             са                           лит обеспечить
                                                          страховую защиту
                                                          посевных площа-
                                                          дей при мини-
                                                          мальных затратах

3.4. Разработка мероприятий  государственная   II кв.     обеспечение за-
по     расширению     круга  инспекция безо-   2002 г.    щиты имущест-
автовладельцев,              пасности дорож-              венных интересов
застраховавших         свою  ного движения                граждан, постра-
гражданскую ответственность  УВД Оренбург-                давших в резуль-
за причинение вреда третьим  ской области,                тате дорожно-
лицам,  в  том  числе   для  страховые компа-             транспортных
получения    автовладельцем  нии                          происшествий
"Зеленой карты"

3.5. Разработка     системы  главное управле-  IV кв.     получение исход-
показателей,                 ние по делам      2002г.     ных данных для
характеризующих              ГОЧС Оренбург-               формирования
социально-экономическую      ской области, де-            проекта областно-
эффективность     страховой  партамент адми-              го бюджета в час-
защиты      населения     и  нистрации облас-             ти планирования
территорий от  чрезвычайных  ти по вопросам               финансовых
ситуаций    природного    и  экономики                    средств на преду-
техногенного характера                                    преждение и лик-
                                                          видацию чрезвы-
                                                          чайных ситуаций

                         4. Финансовое обеспечение Программы

4.1. Формирование            главное управле-  постоянно  оперативное фи-
централизованного   резерва  ние по делам                 нансирование ме-
для          финансирования  ГОЧС Оренбург-               роприятий по
предупредительных            ской области,                предупреждению
мероприятий  из  отчислений  страховые компа-             и локализации
страховых         компаний,  нии                          чрезвычайных си-
работающих по Программе                                   туаций

4.2. Разработка           и  департамент ад-   постоянно  развитие эконо-
реализация  мероприятий  по  министрации об-              мического потен-
инвестированию        части  ласти по вопросам            циала Оренбург-
страховых     резервов    в  экономики, глав-             ской области.
экономику      Оренбургской  ное управление по            Снижение нагруз-
области  в  соответствии  с  делам ГОЧС                   ки на бюджет
действующим                  Оренбургской об-
законодательством            ласти, финансовое
                             управление адми-
                             нистрации облас-
                             ти, страховые
                             компании

4.3. Контроль за наличием и  главное управле-  постоянно  при рас-
достаточностью     резервов  ние по делам                 смотрении
финансовых  и  материальных  ГОЧС Оренбург-               деклараций
ресурсов   для   ликвидации  ской области                 безопаснос
чрезвычайных   ситуаций  на                               ти и мате-
хозяйствующих  субъектах  в                               риалов по
соответствии   со   ст.  14                               лицензиров
Федерального закона  от  21                               анию про-
декабря  1994  года N 68 "О                               изводст-
защите     населения      и                               венной дея-
территорий  от чрезвычайных                               тельности
ситуаций    природного    и                               материальное
техногенного  характера"  и                               обеспечение ме-
ст.    1079    Гражданского                               роприятий по ли-
кодекса          Российской                               квидации чрезвы-
Федерации                                                 чайных ситуаций

4.4. Осуществление  мер  по  главное управле-  постоянно  снижение нагруз-
необходимому    финансовому  ние по делам                 ки на бюджет, га-
обеспечению       объектов,  ГОЧС Оренбург-               рантированное
представляющих       угрозу  ской области,                возмещение
населению  и  территории  с  страховые компа-             ущерба третьим
целью возмещения возможного  нии                          лицам в случае
ущерба третьим лицам                                      аварии на опасном
                                                          объекте


       5. Мероприятия по страховому воспитанию населения, руководителей
                       и персонала предприятий и организаций

5.1. Включение     вопросов  главное управле-  2001г.-    оценка результа-
организации       страховой  ние по делам      2003г.     тов организации
защиты в повестку ежегодных  ГОЧС Оренбург-               страховой защиты
подведений     итогов     с  ской области                 в муниципальных
руководящим составом Единой                               образованиях об-
государственной     системы                               ласти
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных       ситуаций
(далее по тексту - РСЧС) на
областном  и  муниципальном
уровнях

5.2. Включение     учебного  главное управле-  ежегодно,  формирование у
курса   "Страховая   защита  ние по делам      начиная с  обучаемых теоре-
населения  и  территорий от  ГОЧС Оренбург-    2001г.     тических знаний в
техногенных   и   природных  ской области                 области страхова-
(катастрофических)  рисков"                               ния
в   программу    подготовки
руководящего        состава
областной подсистемы РСЧС

5.3. Проверка      вопросов  главное управле-  согласно   отработка взаимо-
организации       страховой  ние по делам      плану ос-  действия органов
защиты   в   ходе   учений,  ГОЧС Оренбург-    новных     управления муни-
тактикоспециальных  занятий  ской области      мероприя-  ципальных обра-
и инспекций в муниципальных                    тий по под-зований, предста-
образованиях       области,                    готовке    вителей главного
предприятиях, учреждениях и                    РСЧС об-   управления по де-
организациях                                   ласти на   лам ГОЧС области
                                               текущий    и страховщиков
                                               год


5.4. Включение  результатов  главное управле-  ежеквар-   получение опера-
работы    по    организации  ние по делам      тально     тивной информа-
страховой     защиты      в  ГОЧС Оренбург-               ции о результатах
ежеквартальную   отчетность  ской области                 работы по органи-
муниципальных образований в                               зации страховой
системе РСЧС                                              защиты в муници-
                                                          пальных образо-
                                                          ваниях

5.5. Подготовка  ежегодного  главное управле-  ежегодно   оценка эффектив-
анализа состояния страховой  ние по делам                 ности проведен-
защиты   на   областном   и  ГОЧС Оренбург-               ной работы за год
муниципальном уровнях        ской области

5.6. Организация работы  со  главное управле-  по отдель- повышение ин-
СМИ  по  вопросам страховой  ние по делам      ному плану формированности
защиты,          проведение  ГОЧС Оренбург-    на 2001г.  населения о стра-
семинаров                 с  ской области      и 2002г.   ховой защите
пресс-секретарями      глав
муниципальных  образований,
организация        "круглых
столов"  с корреспондентами
СМИ,  выступления в  СМИ  с
отчетами    о    выполнении
Программы

      6. Организация взаимодействия администрации Оренбургской области
                           со страховыми компаниями

6.1. Составление    перечня  департамент ад-   IV кв.     получение ин-
страховых          компаний  министрации об-   2001г.     формации о ха-
(организаций),               ласти по вопросам            рактере и объемах
предоставляющих   страховые  экономики, Орен-             страховых услуг,
услуги в области             бургский област-             оказываемых гра-
                             ной комитет госу-            жданам и юриди-
                             дарственной ста-             ческим лицам об-
                             тистики                      ласти

6.2. Заключение  соглашений  главное управле-  II кв.     выбор компаний
о    сотрудничестве   между  ние по делам      2001г.     для наилучшей
администрацией Оренбургской  ГОЧС Оренбург-               организации стра-
области     и    страховыми  ской области                 ховой защиты в
компаниями                                                соответствии с
                                                          Программой

6.3. Разработка     системы  администрация     III кв.    контроль качества
информационно-аналитическо-  Оренбургской об-  2001г.     предоставляемой
го              обеспечения  ласти, страховые             страховой защиты
администрации  области   об  компании
итогах            страховой
деятельности



Информация по документу
Читайте также