Расширенный поиск

Закон Оренбургской области от 08.07.1997 № 109/28-ОЗ

                          ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ                         

                              З А К О Н  
                             
                                    Утратил силу - Закон Оренбургской
                                                 области
                                   от 04.07.2005 г. N 2357/433-III-ОЗ

             О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОРЕНБУРГСКОЙ             
                               ОБЛАСТИ                                
                 ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО                  
                       И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА                       

               (В редакции Законов Оренбургской области
  от 07.03.2003 г. N 65/5-III-ОЗ; от 11.03.2004 г. N 908/151-III-ОЗ)

     Принято Законодательным
     Собранием Оренбургской области                  25 июня 1997 года


     Настоящий  Закон  определяет  общие  для   Оренбургской   области 
организационно-правовые нормы  в  области  защиты  граждан  Российской 
Федерации, иностранных граждан  и  лиц  без  гражданства,  находящихся 
на   территории   Оренбургской   области   (далее - население),  всего 
земельного, водного, воздушного пространства или его части в  пределах 
Оренбургской   области,   объектов   производственного  и  социального 
назначения, а также окружающей  природной  среды  (далее - территории) 
от чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного  характера  (далее 
- чрезвычайной ситуации).
     Действие   настоящего   Закона   распространяется  на  отношения, 
возникающие в процессе  деятельности  органов  государственной  власти 
Оренбургской области, территориальных органов  государственной  власти 
(далее - администраций районов), органов  местного  самоуправления,  а 
также   предприятий,   учреждений   и  организаций  независимо  от  их 
организационно - правовой  формы и ведомственной принадлежности (далее 
- организации) и населения в области  защиты  населения  и  территорий 
от чрезвычайных ситуаций.

     Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Основные понятия

     Чрезвычайная  ситуация - обстановка  на  определенной  территории 
области, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, 
катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут  повлечь  или 
повлекли за  собой  человеческие  жертвы,  ущерб  здоровью  людей  или 
окружающей   природной   среде,  значительные  материальные  потери  и 
нарушение условий жизнедеятельности людей.

     Предупреждение   чрезвычайных   ситуаций - комплекс  мероприятий, 
проводимых заблаговременно и  направленных  на  максимально  возможное 
уменьшение риска  возникновения  чрезвычайных  ситуаций,  а  также  на 
сохранение   здоровья   людей,  снижение  размеров  ущерба  окружающей 
природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

     Ликвидация чрезвычайной ситуации - аварийно-спасательные и другие 
неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных  ситуаций 
и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение 
размеров ущерба окружающей природной среде и  материальных  потерь,  а 
также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций,  прекращение  действия 
характерных для чрезвычайных ситуаций опасных факторов.

     Зона чрезвычайной  ситуации - территория,  на  которой  сложилась 
чрезвычайная ситуация.

     Жизнеобеспечение населения  в  чрезвычайных  ситуациях - комплекс 
экономических, организационных, инженерно - технических  и  социальных 
мероприятий,   обеспечивающих   создание   и  поддержание  минимальных 
условий, необходимых для сохранения и поддержания  жизни,  здоровья  и 
работоспособности  людей  во  время  осуществления  эвакуации,  на  ее 
маршрутах и в местах размещения эвакуируемых.

     Источник     техногенной     чрезвычайной     ситуации  -  объект 
промышленности, энергетики, коммунального хозяйства или транспорта,  в 
результате деятельности которого на определенной территории нарушаются 
нормальные условия жизни и деятельности  людей,  возникает  угроза  их 
жизни и  здоровью,  наносится  ущерб  имуществу  населения,  народному 
хозяйству и окружающей природной среде.

     Потенциально опасный объект - объект,  на  котором  единовременно 
используют,  производят,  перерабатывают,  хранят  или  транспортируют 
радиоактивные,   пожаро - взрывоопасные,    опасные    химические    и 
биологические вещества или иные вещества,  создающие  реальную  угрозу 
возникновения чрезвычайной ситуации.
 
     Статья 2. Законодательство в области защиты населения и
               территорий от чрезвычайных ситуаций

     Законодательство в  области  защиты  населения  и  территорий  от 
чрезвычайных   ситуаций  состоит  из  Федерального  закона  "О  защите 
населения   и   территорий   от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и 
техногенного характера", принимаемых в соответствии с  ним  законов  и 
иных нормативных правовых актов Российской  Федерации  и  Оренбургской 
области.

     Статья 3. Цели настоящего Закона

     Целями настоящего Закона являются:
     - предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
     - снижение  размеров  ущерба,  потерь  и  ограничение   масштабов 
чрезвычайной ситуации;
     - ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий;
     - первоочередное   жизнеобеспечение   пострадавшего  населения  в 
результате возникновения чрезвычайных ситуаций.
     Не связанные с перечисленными в  части  первой  настоящей  статьи 
целями   отношения   по   восстановлению  территорий,  пострадавших  в 
результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.

     Статья 4. Оренбургская территориальная подсистема единой
               государственной системы предупреждения и 
               ликвидации чрезвычайных ситуаций

     Оренбургская территориальная  подсистема  единой  государственной 
системы предупреждения и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  (далее - 
Оренбургская   территориальная   подсистема)   состоит  из  звеньев  и 
объединяет органы управления, силы и средства  органов  исполнительной 
власти области, администраций районов, органов местного самоуправления 
и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по  защите 
населения   и   территорий   от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и 
техногенного   характера  и  является  частью  единой  государственной 
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     Основными   задачами   Оренбургской   территориальной  подсистемы 
являются:
     - разработка  и  реализация  правовых  и  экономических  норм  по 
обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     - осуществление   целевых   и   научно - технических    программ, 
направленных  на  предупреждение  чрезвычайных  ситуаций  и  повышение 
устойчивости   функционирования   организаций,   а   также    объектов 
социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
     - обеспечение готовности к действиям органов  управления,  сил  и 
средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и  ликвидации 
чрезвычайных ситуаций и их последствий;
     - сбор, обработка, обмен и выдача  информации  в  области  защиты 
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     - подготовка населения и должностных  лиц  органов  управления  к 
действиям в чрезвычайных ситуациях;
     - прогнозирование и оценка социально - экономических  последствий 
чрезвычайных ситуаций, организация наблюдения и контроля за состоянием 
окружающей природной среды и потенциально опасных объектов;
     - создание   резервов    финансовых,   материально - технических, 
продовольственных   ресурсов  и  медицинских  средств  для  ликвидации 
чрезвычайных ситуаций и их последствий;
     - осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля  в 
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     - ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий;
     - осуществление   мероприятий  по  социальной  защите  населения, 
пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
     - реализация прав и обязанностей населения в  области  защиты  от 
чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих  в  их 
ликвидации;
     - международное  сотрудничество  в  области  защиты  населения  и 
территорий от  чрезвычайных  ситуаций,  которое  определяется  рамками 
принятых соглашений, договоров и  других  нормативных  правовых  актов 
Российской Федерации и Оренбургской области.
     -  Организация,   состав  сил  и  средств,  порядок  деятельности
Оренбургской  территориальной  подсистемы  и  ее  звеньев определяются
нормативными  правовыми  актами  Оренбургской  области  и нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления.

     Статья 5. Классификация зон чрезвычайных ситуаций
                     
     Чрезвычайные  ситуации   на  территории  Оренбургской  области  в
зависимости  от  количества  людей,  пострадавших  в этих чрезвычайных
ситуациях,  размера материального ущерба, границ зон распространения и
других    факторов    подразделяются    на    чрезвычайные    ситуации
трансграничного,    федерального,    территориального,    местного   и
локального уровней.
     Статус   зон   чрезвычайных   ситуаций   устанавливает  областная
комиссия   по   чрезвычайным   ситуациям  и  утверждается  начальником
гражданской обороны.

     Статья 6. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций
                
     Границы  зон  чрезвычайных  ситуаций  определяются назначенными в
соответствии    с    законодательством    Российской    Федерации    и
законодательством   Оренбургской   области   руководителями  работ  по
ликвидации  чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных
ситуаций,  установленной  Правительством  Российской  Федерации  и  по
согласованию   с   исполнительными  органами  государственной  власти,
администрациями   районов   и  органами  местного  самоуправления,  на
территории которых сложились чрезвычайные ситуации.

     Статья 7. Гласность и информация в области защиты                     
               населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 
                      
     Информацию  в   области   защиты   населения   и   территорий  от
чрезвычайных   ситуаций   составляют   сведения   о  прогнозируемых  и
возникших  чрезвычайных  ситуациях, их последствия, а также сведения о
радиационной,  химической,  медико-биологической, взрывной, пожарной и
экологической безопасности на соответствующих территориях.
     Информация  в   области   защиты   населения   и   территорий  от
чрезвычайных  ситуаций, а также о деятельности органов государственной
власти,  администраций  районов,  органов  местного  самоуправления  и
организаций  в  этой области является гласной и открытой, если иное не
предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     Органы исполнительной  власти Оренбургской области, администрации
районов,  органы  местного  самоуправления и администрации организаций
организуют  оперативное  и  достоверное информирование населения через
средства   массовой   информации,   другими   возможными  способами  о
состоянии  защиты  населения  и  территорий от чрезвычайных ситуаций и
принятых  мерах  по  обеспечению  их  безопасности, о прогнозируемых и
возникших  чрезвычайных  ситуациях,  порядке действий, способах защиты
населения от них.
     Сокрытие,  несвоевременное   предоставление  либо  предоставление
должностными  лицами  заведомо  ложной  информации  в  области  защиты
населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  влечет  за собой
ответственность   в   соответствии   с   законодательством  Российской
Федерации.
     Порядок  обеспечения  населения,  органов  государственной власти
области,  администраций  районов,  органов  местного  самоуправления и
организаций  информацией  в  области  защиты населения и территорий от
чрезвычайных  ситуаций  устанавливается  законодательством  Российской
Федерации и Оренбургской области.
     Порядок  сбора  и обмена информацией по вопросам защиты населения
и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций в Оренбургской области между
органами   исполнительной  власти  области,  администрациями  районов,
органами   местного   самоуправления,   органами  управления  объектов
экономики  и  постоянно  действующими  органами управления, специально
уполномоченными  на  решение  задач  по  вопросам  защиты  населения и
территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  определяется  в соответствии с
действующим законодательством.
     Все   средства    массовой    информации   независимо   от   форм
собственности   и   ведомственной  принадлежности  обязаны  передавать
информацию  с  момента угрозы возникновения чрезвычайной ситуации и до
ее  ликвидации,  поступающую  от  дежурных служб органов управления по
делам  гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям вне всякой очереди
и безвозмездно.

     Статья 8. Основные принципы защиты населения и                        
               территорий от чрезвычайных ситуаций 
                                  
     Мероприятия,   направленные    на   предупреждение   чрезвычайных
ситуаций,  а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и
потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
     Планирование  и  осуществление  мероприятий по защите населения и
территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  проводятся  заблаговременно  с
учетом  экономических,  природных  и  иных характеристик, особенностей
территорий  и  степени  реальной  опасности возникновения чрезвычайных
ситуаций.
     Объем  и  содержание мероприятий по защите населения и территорий
от  чрезвычайных ситуаций определяются, исходя из принципа необходимой
достаточности и максимально возможного использования сил и средств.
     Ликвидация  чрезвычайных   ситуаций   осуществляется   силами   и
средствами     организаций,    органами    местного    самоуправления,
администраций  районов,  органов  исполнительной  власти  Оренбургской
области,  на  территории  которых сложилась чрезвычайная ситуация. При
недостаточности   вышеуказанных   сил   и   средств   в  установленном
законодательством  Российской  Федерации  порядке  привлекаются силы и
средства   федеральных   органов  исполнительной  власти.  Обеспечение
безопасности   в  организациях  соответствующей  территории,  а  также
создание  финансовых и материально-технических резервов для ликвидации
возможных    чрезвычайных   ситуаций   и   их   последствий   являются
обязательной   составной  частью  деятельности  каждой  организации  -
потенциального  источника  техногенных  чрезвычайных ситуаций, органов
государственной   власти  области,  администраций  районов  и  органов
местного самоуправления.

     Глава  II.  ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 
                 ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ,  АДМИНИСТРАЦИЙ  РАЙОНОВ  
                 И  ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ 
                 ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ 
                 СИТУАЦИЙ

     Статья 9. Полномочия Законодательного Собрания                        
               Оренбургской области в области защиты 
               населения и территорий от чрезвычайных 
               ситуаций
                                 
     Законодательное Собрание Оренбургской области:                        
     -  принимает в соответствии с Федеральными законами законы и иные
нормативные  правовые  акты в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
     -   утверждает    бюджетные    ассигнования   на   финансирование
деятельности  по  предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а
также их последствий;
     - осуществляет иные  полномочия  в  области  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций;

     Статья 10. Полномочия администрации Оренбургской области              
                в области защиты населения и территорий от                            
                чрезвычайных ситуаций 
                                                
     Администрация Оренбургской области:                                   
     -  определяет   в  соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации,  Уставом  Оренбургской области и настоящим Законом основные
направления  в  области  защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
     - издает  постановления и распоряжения в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их выполнение;
     - определяет  задачи,  функции,  порядок  деятельности,  права  и
обязанности   органов  исполнительной  власти  области,  администраций
районов  и  органов местного самоуправления в области защиты населения
и   территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,  осуществляет  руководство
Оренбургской территориальной подсистемой;
     -  формирует   комиссию   по   чрезвычайным   ситуациям  области,
эвакуационную  комиссию  области  и комиссию по повышению устойчивости
функционирования  объектов экономики области, осуществляет руководство
и    координацию    действий   соответствующих   служб,   организаций,
функционирующих  на  территории  области  в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
     - создает  при  органах  исполнительной  власти области постоянно
действующие  органы  управления,  специально уполномоченные на решение
задач   в  области  защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных
ситуаций;
     -  организует   проведение   научных  исследований  и  разработку
специальных   областных   программ   в   области  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их выполнение;
     - определяет  объемы  и  задания  областных  резервов финансовых,
материально-технических,   продовольственных  ресурсов  и  медицинских
средств   для   ликвидации   чрезвычайных   ситуаций,  а  также  сроки
накопления,  порядок  использования  и восполнения указанных резервов,
определяет места их хранения;
     -  принимает   решения   о   введении   соответствующих   режимов
функционирования   Оренбургской   территориальной   подсистемы   и  ее
звеньев,   о  персональном  руководстве  в  организации  и  проведении
аварийно-спасательных  работ,  при  недостаточности  собственных сил и
средств  обращается  к Правительству Российской Федерации за оказанием
помощи;
     - определяет  порядок сбора информации в области защиты населения
и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,  порядок  обмена  указанной
информацией  между  исполнительными органами государственной власти, а
также   территориальными  органами  управления  по  делам  гражданской
обороны   и   чрезвычайным   ситуациям,   обеспечивает   своевременное
оповещение  и  информирование  населения  об  угрозе возникновения или
возникновении чрезвычайной ситуации;
     - осуществляет  подготовку  и содержание в готовности необходимых
сил  и  средств  для  защиты  населения  и  территорий от чрезвычайных
ситуаций,  обучение  населения способам защиты и действиям в указанных
ситуациях;
     -  организует   и   проводит   аварийно-спасательные   и   другие
неотложные  работы,  а  также поддерживает общественный порядок в ходе
их проведения;
     - организует  и  контролирует  проведение декларирования объектов
по территориальному принципу;
     - координирует  работу по созданию единого российского страхового
фонда  документации промышленных объектов повышенного риска и объектов
жизнеобеспечения населения;
     - принимает  решения  о  проведении  эвакуационных  мероприятий в
чрезвычайных ситуациях и обеспечивает их проведение;
     -  содействует   устойчивому   функционированию   организаций   в
чрезвычайных ситуациях;
     -  финансирует   мероприятия   по   предотвращению  и  ликвидации
чрезвычайных ситуаций территориального уровня;
     - принимает  решение  о  потребности  в  ресурсах  для проведения
аварийно-спасательных  работ  и  полного  восстановления  объектов  на
основании представленных расчетов;
     -  финансирует   мероприятия   по   предотвращению  и  ликвидации
чрезвычайных   ситуаций   и   их   последствий   местного  уровня  при
недостаточности   сил   и  средств  администраций  районов  и  органов
местного самоуправления;
     -  проводит   заслушивание   руководства  администраций  районов,
органов   местного   самоуправления  и  руководителей  организаций  по
вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
     - Глава  администрации Оренбургской области является по должности
начальником гражданской обороны области.

     Статья 11. Полномочия администраций районов и органов                 
                местного самоуправления Оренбургской области в                        
                области защиты населения и территорий от                              
                чрезвычайных ситуаций
                                                 
     Администрации районов и органы местного самоуправления:               
     -  создают   при   администрациях   районов  и  органах  местного
самоуправления  постоянно  действующие  органы  управления, специально
уполномоченные   на   решение  задач  в  области  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
     - осуществляют  подготовку  и содержание в готовности необходимых
сил  и  средств  для  защиты  населения  и  территорий от чрезвычайных
ситуаций,  обучение  населения  способам  защиты  и  действиям  в этих
условиях;
     -  принимают   решения   о   введении   соответствующих   режимов
функционирования звеньев Оренбургской территориальной подсистемы;
     - принимают  решения  о эвакуационных мероприятиях в чрезвычайных
ситуациях и организуют их проведение;
     - осуществляют  в  установленном порядке сбор и обмен информацией
в  области  защиты  населения  и  территорий от чрезвычайных ситуаций,
обеспечивают  своевременное  оповещение  и информирование населения об
угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
     - осуществляют  финансирование   мероприятий  в   области  защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     -  создают   резервы   финансовых  и  материальных  ресурсов  для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     -  организуют   и   проводят   аварийно-спасательные   и   другие
неотложные  работы,  а  также поддерживают общественный порядок при их
проведении,  при  недостаточности собственных сил и средств обращаются
за помощью к органам исполнительной власти области;
     -  содействуют   устойчивому   функционированию   организаций   в
чрезвычайных ситуациях.

     -   Руководители    администраций   районов,   органов   местного
самоуправления   являются   по   должности   начальниками  гражданской
обороны.

     Глава III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ                       
                ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ                                      
                ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ                                                 

     Статья 12. Координирующие органы и органы управления по делам  
                гражданской  обороны  и чрезвычайным ситуациям 
                Оренбургской территориальной подсистемы
    
     Координирующими  органами Оренбургской территориальной подсистемы
являются   комиссии   по  чрезвычайным  ситуациям,  которые  создаются
органами  исполнительной  власти Оренбургской области, администрациями
районов,  органами  местного  самоуправления,  а также администрациями
организаций, предприятий всех форм собственности.
     Комиссии  по   чрезвычайным   ситуациям   в  городах,  районах  и
организациях   области   возглавляются   первыми   заместителями  глав
соответствующих  администраций  и  первыми заместителями руководителей
организаций и предприятий.
     Органами  управления  по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям  Оренбургской  территориальной подсистемы являются постоянно
действующие  органы  управления,  специально уполномоченные на решение
задач   в  области  защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных
ситуаций,  создаваемые  при  органах  исполнительной  власти  области,
администрациях районов, органах местного самоуправления, на объектах.
     Деятельность  органов  управления по  делам гражданской обороны и
чрезвычайным  ситуациям  осуществляется в соответствии с Положением об
органах   управления  по  делам  гражданской  обороны  и  чрезвычайным
ситуациям, утвержденным распоряжением главы администрации области.
     Органами повседневного  управления  Оренбургской  территориальной
подсистемы являются:
     -  дежурные   службы  комиссий  по  чрезвычайным  ситуациям  всех
уровней;
     - дежурные  службы  и  специализированные  подразделения  звеньев
функциональных подсистем;
     -   дежурные    диспетчерские    службы    и   специализированные
подразделения министерств и ведомств, организаций;
     - пункты  управления  органов  управления  по  делам  гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям всех уровней и их дежурные службы.

     Статья 13. Разграничение функций комиссией по                         
                чрезвычайным ситуациям 
                                               
     Ликвидацию   чрезвычайной   ситуации   организуют   комиссии   по
чрезвычайным   ситуациям.   Непосредственное  руководство  ликвидацией
чрезвычайной ситуации осуществляют:
     - объектовые  комиссии  по чрезвычайным ситуациям - при локальных
чрезвычайных    ситуациях,    распространение    которых    ограничено
производственным помещением;
     - объектовые  комиссии  по  чрезвычайным ситуациям с участием при
необходимости  оперативных  групп  районных, городских и ведомственных
комиссий  по  чрезвычайным  ситуациям  -  при  объектовых чрезвычайных
ситуациях, распространение которых ограничено территорией объекта;
     - комиссии  по чрезвычайным ситуациям администраций районов - при
местных    чрезвычайных    ситуациях,    в   зависимости   от   границ
распространения  чрезвычайной  ситуации  с  участием при необходимости
оперативной группы комиссии по чрезвычайным ситуациям области;
     -   комиссии   по   чрезвычайным   ситуациям   органов   местного
самоуправления  городов  и  районов области - при местных чрезвычайных
ситуациях,   в  зависимости  от  границ  распространения  чрезвычайной
ситуации  с  участием при необходимости оперативной группы комиссии по
чрезвычайным ситуациям области;
     - комиссии  по  чрезвычайным ситуациям Оренбургской области - при
чрезвычайных    ситуациях,    распространение    которых    ограничено
территорией области.

     Статья 14. Обязанности комиссий по чрезвычайным                       
                ситуациям территорий 
                                                 
     Обязанностями комиссий по чрезвычайным ситуациям являются:            
     -   руководство    деятельностью   Оренбургской   территориальной
подсистемы и ее звеньев на подведомственных территориях;
     - участие  в разработке и осуществлении государственных целевых и
научно-технических  программ  по проблемам предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуациях;
     -  разработка   и  осуществление  мероприятий  по  предотвращению
чрезвычайных   ситуаций,  уменьшению  ущерба  от  последствий  аварий,
катастроф,  стихийных  бедствий,  по  обеспечению  устойчивости работы
организаций в условиях чрезвычайных ситуаций;
     -  организация   и   координация   действий   служб   постоянного
наблюдения  и  контроля  за  состоянием природной Среды и потенциально
опасных    объектов,    прогнозирование    возможности   возникновения
чрезвычайных ситуаций и оценка их последствий;
     - обеспечение  постоянной  готовности  органов  управления, сил и
средств к действиям в чрезвычайных ситуациях;
     -   формирование    системы   экономических   и   правовых   мер,
направленных  на  предупреждение  чрезвычайных  ситуаций,  обеспечение
технической и экологической безопасности;
     -   координация   работы   по   созданию   резервов   финансовых,
продовольственных,  медицинских  и  материально-технических  ресурсов,
используемых  для  покрытия  расходов на профилактические мероприятия,
содержание    и    обеспечение   аварийно-спасательных   формирований,
ликвидацию  чрезвычайных  ситуаций  и их последствий и оказание помощи
пострадавшим;
     - координация  деятельности комиссий по чрезвычайным ситуациям на
подведомственных  территориях  в  вопросах предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
     -  организация   взаимодействия   с  комиссиями  по  чрезвычайным
ситуациям   сопредельных   областей,   городов,   районов,  с  военным
командованием    и    общественными    организациями    по    вопросам
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     - на  основании  соответствующего  решения начальника гражданской
обороны   о   введении  режимов  функционирования  приминают  на  себя
непосредственное     руководство     функционированием    Оренбургской
территориальной подсистемы;
     -  привлечение   формирований   и   трудоспособного  населения  к
аварийно-спасательным,  аварийно-восстановительным и другим неотложным
работам при возникновении чрезвычайных ситуаций;
     - руководство обучением  и  подготовкой специалистов Оренбургской
территориальной  подсистемы  и  населения  к  действиям в чрезвычайных
ситуациях;
     -  анализ,   обобщение   информации,  выработка  рекомендаций  по
действиям  населения  в  чрезвычайной  ситуации  и  доведение их через
средства массовой информации;
     - участие  в  подготовке  проектов  законов  и  иных  нормативных
правовых   актов   в   области   предупреждения,  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций и их последствий;

     Статья 15. Обязанности организаций, предприятий всех форм             
                собственности в области защиты населения и                            
                территорий от чрезвычайных ситуаций 
                                  
     Организации обязаны:                                                  
     - планировать  и  осуществлять  необходимые меры в области защиты
работников  организаций  и подведомственных объектов производственного
и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
     - планировать  и  проводить мероприятия по повышению устойчивости
функционирования    организаций    и   обеспечению   жизнедеятельности
работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
     -  обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к
применению  сил  и  средств  предупреждения  и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты
и  действиям в чрезвычайных ситуациях; (В редакции Закона Оренбургской
области от 11.03.2004 г. N 908/151-III-ОЗ)
     - создавать  и  поддерживать  в  постоянной  готовности локальные
системы оповещения с чрезвычайных ситуациях;
     - обеспечивать  организацию  и проведение аварийно-спасательных и
других     неотложных     работ     на    подведомственных    объектах
производственного  назначения  и  на  прилегающих  к ним территориях в
соответствии   с  планами  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций;
     - финансировать  мероприятия  по  защите работников организаций и
подведомственных  объектов  производственного и социального назначения
от чрезвычайных ситуаций;
     -  создавать  резервы  финансовых  и  материальных  ресурсов  для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     - предоставлять  в  установленном  порядке  информацию  в области
защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,  а также
оповещать   работников  организаций  об  угрозе  возникновения  или  о
возникновении чрезвычайных ситуаций.

     Статья 16. Участие общественных организаций в                         
                ликвидации чрезвычайных ситуаций 
                                     
     Общественные  объединения  могут  участвовать  в  мероприятиях  в
области  защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных ситуаций в
соответствии  с  законодательством  Российской Федерации, Оренбургской
области и со своими уставами.
     Общественные  объединения,  участвующие в ликвидации чрезвычайных
ситуаций,   действуют   под   руководством   соответствующих   органов
управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
     Участники  ликвидации   чрезвычайных   ситуаций  от  общественных
объединений  должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в
аттестационном порядке.

     Статья 17. Привлечение Вооруженных сил Российской                     
                Федерации, других войск и воинских формирований,                      
                дислоцированных на территории Оренбургской                            
                области, для ликвидации чрезвычайных ситуаций                         
                и их последствий  
                                                    
     Для   ликвидации   чрезвычайных   ситуаций   могут   привлекаться
специально  подготовленные  силы и средства Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск и воинских формирований.
     Порядок  их   привлечения   определяется  Президентом  Российской
Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Статья 18. Применение сил и средств органов внутренних дел            
                Российской Федерации и органов внутренних дел                         
                Оренбургской области при ликвидации чрезвычайных 
                ситуаций
             
     При  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  силы  и средства органов
внутренних   дел   Российской   Федерации   и  органы  внутренних  дел
Оренбургской   области   применяются   в   соответствии   с  задачами,
возложенными  на  органы  внутренних дел законами и иными нормативными
правовыми   актами   Российской  Федерации,  законами  и  нормативными
правовыми актами Оренбургской области.

     Глава IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ                      
               ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И                                
               ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И                                 
               СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПОСТРАДАВШИХ                                        

     Статья 19. Права граждан Российской Федерации в области               
                защиты населения и территорий от чрезвычайных                         
                ситуаций
                                                              
     1. Граждане Российской Федерации имеют право:                         
     -  на  защиту  жизни,  здоровья  и  личного  имущества  в  случае
возникновения чрезвычайных ситуаций;
     - в  соответствии  с  планами  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций
использовать  средства  коллективной  и индивидуальной защиты и другое
имущество   органов   исполнительной   власти  области,  администраций
районов,    органов    местного    самоуправления    и    организаций,
предназначенных для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
     -   быть   информированными   о   риске,   которому   они   могут
подвергнуться  в определенных местах пребывания на территории страны и
о мерах безопасности;
     - обращаться  лично,  а также направлять в государственные органы
и   органы  местного  самоуправления,  индивидуальные  и  коллективные
обращения  по  вопросам  защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
     -  участвовать   в   установленном   порядке  в  мероприятиях  по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     - на  возмещение  ущерба,  причиненного  их  здоровью и имуществу
вследствие чрезвычайных ситуаций;
     -  на   медицинское   обслуживание,   компенсации   и  льготы  за
проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
     -   на   бесплатное   государственное   социальное   страхование,
получение  компенсаций  и  льгот за ущерб, причиненный их здоровью при
выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     - на  пенсионное  обеспечение  в случае потери трудоспособности в
связи   с   увечьем   или   заболеванием,  полученным  при  выполнении
обязанностей   по   защите  населения  и  территорий  от  чрезвычайных
ситуаций,   в  порядке,  установленном  для  работников,  инвалидность
которых наступила вследствие трудового увечья;
     -  на   пенсионное   обеспечение   по  случаю  потери  кормильца,
погибшего  или  умершего  от  увечья  или заболевания, полученного при
выполнении   обязанностей   по   защите   населения  и  территорий  от
чрезвычайных  ситуаций,  в  порядке,  установленном для семей граждан,
погибших   или   умерших   от   увечья,   полученного  при  выполнении
гражданского    долга   по   спасению   человеческой   жизни,   охране
собственности и правопорядка.
     - Порядок  и  условия  государственного  социального страхования,
виды   и   размеры  компенсаций  и  льгот,  предоставляемых  гражданам
Российской  Федерации  в  соответствии  с  частью  1 настоящей статьи,
устанавливаются     законодательством     Российской    Федерации    и
законодательством Оренбургской области.

     Статья 20.  Обязанности  граждан  в  области  защиты  населения и
                 территорий от чрезвычайных ситуаций

     Граждане  Российской Федерации на территории Оренбургской области
обязаны:
     - соблюдать  законы  и  иные нормативные правовые акты Российской
Федерации,  Оренбургской  области и органов местного самоуправления по
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     - соблюдать  меры  безопасности  в  быту  и повседневной трудовой
деятельности,    не    допускать    нарушений    производственной    и
технологической  дисциплины,  требований  экологической  безопасности,
которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
     - изучать  основные  способы  защиты  населения  и  территорий от
чрезвычайных  ситуаций,  приемы  оказания  первой  медицинской  помощи
пострадавшим,  правила  пользования  коллективными  и  индивидуальными
средствами   защиты,   постоянно   совершенствовать   свои   знания  и
практические навыки в указанной области;
     -  выполнять   установленные  правила  поведения  и  рекомендации
органов   управления  по  делам  гражданской  обороны  и  чрезвычайным
ситуациям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
     -   при   необходимости   оказывать   содействие   в   проведении
аварийно-спасательных и других неотложных работ.

     Глава V. ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ                        
              ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ                                              

     Статья 21. Подготовка населения в области защиты                      
                от чрезвычайных ситуаций
                                              
     Порядок  подготовки  населения  в  области защиты от чрезвычайных
ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.
     Подготовка  населения   к   действиям  в  чрезвычайных  ситуациях
осуществляется   в   организациях,   в  том  числе  в  образовательных
учреждениях, а также по месту жительства.
     Руководители  и  другие работники органов государственной власти,
органов  местного  самоуправления  и организаций проходят подготовку к
действиям    в   чрезвычайных   ситуациях   в   учреждениях   среднего
профессионального   и   высшего   профессионального   образования,   в
образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях
повышения   квалификации,   на   курсах,  в  центрах  профессиональной
ориентации  и  в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и
непосредственно  по  месту  работы.  (В  редакции  Закона Оренбургской
области от 11.03.2004 г. N 908/151-III-ОЗ)

     Статья 22. Пропаганда знаний в области защиты населения и             
                территорий от чрезвычайных ситуаций
                                   
     Пропаганда  знаний  в  области  защиты  населения и территорий от
чрезвычайных  ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в
Оренбургскою  территориальную  подсистему,  совместно  с общественными
объединениями,  осуществляющими  свою  деятельность в области защиты и
спасения   людей,  органами  государственной  власти,  администрациями
районов,    органами    местного   самоуправления   и   организациями,
предприятиями всех форм собственности.
     Для  пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных   ситуаций   могут   использоваться   средства   массовой
информации, независимо от форм собственности.

     Глава VI. ПОРЯДОК ФИНАНСОВОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО                         
               ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ                                     
               НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ                                    

     Статья 23. Финансирование целевых программ
                            
     Финансирование  областных  целевых программ по защите населения и
территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,  по  обеспечению  устойчивости
функционирования  организаций осуществляется в соответствии с законами
и   другими  нормативными  правовыми  актами  Российской  Федерации  и
Оренбургской области.

     Статья 24. Финансирование органов управления, специально              
                уполномоченных  на  решение  задач  в  области  
                защиты населения и территорий от чрезвычайных 
                ситуаций

     Финансирование    деятельности   постоянно   действующих  органов
управления,  специально  уполномоченных  на  решение  задач  в области
защиты  населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется
за счет средств соответствующих бюджетов.
     (Статья в редакции Закона Оренбургской области от 07.03.2003 г. N
65/5-III-ОЗ)

     Статья 25. Финансирование мероприятий по ликвидации                   
                чрезвычайных ситуаций
                                                 
     Финансирование    мероприятий     по    ликвидации    последствий
чрезвычайных  ситуаций  в  зависимости от уровня чрезвычайных ситуаций
проводится за счет средств:
     - организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;             
     - федеральных органов исполнительной власти;                          
     - соответствующих бюджетов;                                           
     - страховых фондов;                                                   
     -  резервных   фондов,  созданных  для  финансирования  работ  по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
     - целевых кредитов банков;                                            
     - других источников.                                                  
     При  отсутствии   или   недостаточности   указанных  средств  для
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  выделяются  средства из резервного
фонда  Правительства  Российской  Федерации в порядке, устанавливаемом
Правительством Российской Федерации.

     Статья 26. Создание и использование резервов финансовых               
                и материальных ресурсов для ликвидации                                
                чрезвычайных ситуаций
                                                 
     Резервы  финансовых   и   материальных  ресурсов  для  ликвидации
чрезвычайных  ситуаций  создаются  заблаговременно в целях экстренного
привлечения  необходимых  средств  в случае возникновения чрезвычайных
ситуаций.
     Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:                       
     -  резервы   финансовых   и  материальных  ресурсов  Оренбургской
области - за счет средств областного бюджета;
     - резервы  финансовых  и  материальных ресурсов районов области -
за счет средств областного бюджета;
     - резервы  финансовых  и  материальных  ресурсов органов местного
самоуправления - за счет средств местных бюджетов;
     - резервы  финансовых  и материальных ресурсов объектов - за счет
собственных средств организаций.
     Порядок  создания  и  использования резервов, порядок восполнения
использованных  средств  этих  резервов определяется законодательством
Российской   Федерации,   законодательством   Оренбургской  области  и
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
     Законодательством Оренбургской  области,  нормативными  правовыми
актами   органов   местного   самоуправления  и  организаций  ежегодно
определяются  нормативы  отчислений  финансовых  средств  на  создание
резервов   для   проведения  мероприятий  по  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций и их последствий.

     Глава VII. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА, НАДЗОР И                       
                КОНТРОЛЬ В  ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И                                 
                ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ                                   

     Статья 27. Государственная экспертиза в области защиты                
                населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
                       
     Государственная   экспертиза    предполагаемых   для   реализации
проектов   и  решений  по  объектам  производственного  и  социального
назначения,  которые  могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или
могут  влиять   на  обеспечение  защиты  насе ления  и  территорий  от
чрезвычайных    ситуаций,   организуется   и   проводится   специально
уполномоченными   федеральными   органами   исполнительной   власти  и
органами  исполнительной  власти Оренбургской области в целях проверки
и  выявления  степени их соответствия установленным нормам, стандартам
и   правилам  и  осуществляется  в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации.
     В случае  необходимости  экспертиза предполагаемых для реализации
проектов   и  решений  по  объектам  производственного  и  социального
назначения  и  процессам,  которые могут быть источниками чрезвычайных
ситуаций   или   могут   влиять  на  обеспечение  защиты  населения  и
территорий  от  чрезвычайных ситуаций, может проводиться общественными
объединениями   и   независимыми  экспертами,  а  также  специалистами
международных   экспертных   организаций   в   порядке,  установленном
законодательством Российской Федерации.

     Статья 28. Надзор и контроль в области защиты населения               
                и территорий от чрезвычайных ситуаций
                                 
     Государственный  надзор  и  контроль в области защиты населения и
территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  проводятся  в  соответствии  с
задачами,  возложенными  на Оренбургскую территориальную подсистему, в
целях   проверки  полноты  выполнения  мероприятий  по  предупреждению
чрезвычайных  ситуаций  и  готовности должностных лиц, сил и средств к
действиям в случае их возникновения.
     Государственный   надзор   и   контроль   в   указанной   области
осуществляется  федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной   власти   Оренбургской   области   в   соответствии  с
законодательством    Российской    Федерации    и    законодательством
Оренбургской области.

     Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства              
                в области защиты населения и территорий от                            
                чрезвычайных ситуаций
                                                 
     Виновные   в   невыполнении   или   недобросовестном   выполнении
законодательства  по  защите  населения  и  территорий от чрезвычайных
ситуаций,  создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных
ситуаций,  непринятии  мер по защите жизни и сохранению здоровья людей
и   других   противоправных  действиях  должностные  лица  и  граждане
Российской    Федерации    несут   дисциплинарную,   административную,
гражданско-правовую  и  уголовную  ответственность,  а  организации  -
административную  и гражданско-правовую ответственность в соответствии
с   законодательством   Российской   Федерации   и   законодательством
Оренбургской области.

     Глава VIII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ РОССИЙСКОЙ                         
                 ФЕДЕРАЦИИ И ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ В                                    
                 ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ                                  
                  ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ                                              

     Статья 30. Международные договоры Российской Федерации                
                и Оренбургской области
                                                
     Если   международными    договорами    Российской   Федерации   и
Оренбургской   области  установлены  иные  правила,  чем  те,  которые
содержатся  в  законодательстве  Российской  Федерации  и Оренбургской
области  в  области  защиты  населения  и  территорий  от чрезвычайных
ситуаций, то применяются правила международных договоров.

     Глава IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ                                    

     Статья 31. Вступление настоящего Закона в силу
                        
     Настоящий  Закон   вступает   в  силу  со  дня  его  официального
опубликования.

     Статья 32. Приведение нормативных правовых актов в                    
                соответствие с настоящим Законом
                                      
     Законы и  иные  нормативные  правовые  акты  области, нормативные
правовые  акты органов местного самоуправления привести в соответствие
с  настоящим  Законом  в  течение двух месяцев со дня его вступления в
силу.


     Глава администрации                                                   
     Оренбургской области          В.В. Елагин                                       

     8 июля 1997 года N 109/28-03                                           


Информация по документу
Читайте также