Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 17.06.2009 № 3047

 



        ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ
            СОБРАНИЕ
      ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
       
        ЧЕТВЕРТЫЙ СОЗЫВ

         ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  17 июня 2009 года  N 3047

г. Оренбург


Об     информации      "О ходе
выполнения Закона Оренбургской
области  от  29  августа  2005
года         N 2533/454-III-ОЗ
"Об областной          целевой
программе "Развитие ипотечного
кредитования  в   Оренбургской
области" на 2005-2010 годы"


     Заслушав  и  обсудив   информацию   "О ходе   выполнения   Закона
Оренбургской  области  от  29  августа  2005  года   N 2533/454-III-ОЗ
"Об областной целевой программе "Развитие  ипотечного  кредитования  в
Оренбургской области" на  2005-2010  годы",  Законодательное  Собрание
области

                       п о с т а н о в л я е т:

     1.  Принять  к  сведению  информацию  "О ходе  выполнения  Закона
Оренбургской  области  от  29  августа  2005  года   N 2533/454-III-ОЗ
"Об областной целевой программе "Развитие  ипотечного  кредитования  в
Оренбургской области" на 2005-2010 годы" (прилагается).
     2. Рекомендовать:
     2.1. Правительству Оренбургской области обеспечить финансирование
мероприятий программы в 2009 году в полном объеме;
     2.2.   министерству   строительства,   жилищно-коммунального    и
дорожного  хозяйства  Оренбургской  области   продолжить   работу   по
реализации мероприятий программы;
     2.3.   министерству   строительства,   жилищно-коммунального    и
дорожного  хозяйства  Оренбургской  области  совместно   с   комитетом
Законодательного   Собрания   области   по   вопросам   собственности,
природопользования   и   строительства   разработать   комплекс   мер,
направленных на решение проблем,  возникающих  при  реализации  Закона
Оренбургской  области  от  29  августа  2005  года   N 2533/454-III-ОЗ
"Об областной целевой программе "Развитие  ипотечного  кредитования  в
Оренбургской области" на 2005-2010 годы".
     3. Контроль за исполнением  данного  постановления  возложить  на
комитет Законодательного Собрания области по  вопросам  собственности,
природопользования и строительства.
     4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


Председатель Законодательного
Собрания Оренбургской области                              Д.В.Кулагин


                                           Приложение
                                           к постановлению
                                           Законодательного Собрания
                                           Оренбургской области
                                           от 17 июня 2009 года N 3047

                              Информация
о ходе выполнения Закона Оренбургской области от 29 августа 2005 года
N 2533/454-III-ОЗ "Об областной целевой программе "Развитие ипотечного
       кредитования в Оренбургской области" на 2005-2010 годы"

     Ипотечное  кредитование  как  одно   из   направлений   повышения
доступности граждан  к  жилью  стало  реализовываться  в  Оренбургской
области с 1997 года. Активное развитие ипотека получила в 2000 году  с
принятием 12 сентября 2000 года Закона Оренбургской области N 667/192-
ОЗ  "О развитии  ипотечного  жилищного  кредитования  в   Оренбургской
области".
     В 2005 году разработана и утверждена областная целевая  программа
"Развитие ипотечного кредитования в Оренбургской области" на 2005-2010
годы  (далее   -   Программа).   Необходимость   ее   законодательного
закрепления   обусловлена   тем,   что,   несмотря   на   создание   и
функционирование в  области  правовых  и  организационных  институтов,
ипотека не приобрела  массового  характера.  Причинами  этого  явились
также   недостаточное   финансирование   жилищного   строительства   и
ипотечного кредитования, низкие доходы  населения,  высокая  стоимость
жилья и, соответственно, недоступность его для широкого  круга  людей.
Учитывая, что в  Оренбургской  области  к  2005  году  уже  создана  и
функционировала система ипотечного жилищного кредитования,  реализация
программных мероприятий позволила бы обеспечить  координацию  действий
всех участников системы ипотечного кредитования, их  взаимодействие  с
органами  государственной   власти,   придать   этому   взаимодействию
долгосрочный плановый характер.
     Ожидаемыми конечными  результатами  Программы  являются  снижение
социальной напряженности, повышение социально-экономической активности
населения в вопросах строительства и приобретения  жилья,  активизация
рынка жилищного строительства за счет привлечения  средств  областного
бюджета и внебюджетных  инвестиций,  создание  дополнительных  рабочих
мест  за  счет  освоения  новых  производств  и  новых  технологий  по
увеличению   объемов   строительства   и   производства   строительных
материалов, уменьшение миграционного оттока и оказание  положительного
влияния на демографическую ситуацию.
     Мероприятия Программы  направлены  на  обеспечение  содействия  в
приобретении жилья не менее 18,28 тыс. семьям оренбуржцев, привлечение
внебюджетных  средств  в  объеме   не   менее   28712   млн.   рублей,
рефинансирование ипотечных жилищных кредитов в объеме не  менее  16672
млн.  рублей  через  федеральное  агентство  по  ипотечному  жилищному
кредитованию и иных инвесторов (банки,  пенсионные,  инвестиционные  и
паевые фонды, страховые компании), содействие вводу в эксплуатацию  не
менее 459 тыс. кв. метров жилья.
     Государственным заказчиком,  координатором  Программы  и  главным
распорядителем бюджетных средств является министерство  строительства,
жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.
     В   2005   году   для   реализации   Программы   принят   порядок
предоставления  и  использования   средств   областного   бюджета   на
возвратной основе для реализации областной целевой программы "Развитие
ипотечного кредитования в  Оренбургской  области"  на  2005-2010  годы
(далее   -   Порядок),   утвержденный   постановлением   администрации
Оренбургской области от 4 августа 2005 года N 214-п.
     В  соответствии  с  Порядком   уполномоченной   организацией   по
выполнению функций по реализации Программы определено  государственное
учреждение жилищного, коммунального  и  социального  строительства  по
Оренбургской области.
     Для исполнения функций по размещению средств  областного  бюджета
на возвратной основе в ипотечные жилищные кредиты и на  инвестирование
жилищного строительства с последующим переоформлением его в  ипотечные
жилищные кредиты государственное учреждение жилищного, коммунального и
социального  строительства  по  Оренбургской  области  привлекает   на
договорной  основе  ОАО  "Оренбургская  ипотечно-жилищная  корпорация"
(далее - Корпорация), которое является исполнителем Программы.
     Для получения ипотечных  жилищных  кредитов  Корпорация  передает
сформированные дела заемщиков в уполномоченный банк ОИКБ "Русь"  (ООО)
для принятия соответствующего решения.
     Во  исполнение  положений  Порядка  8  августа  2005  года  между
представителем   государственного    заказчика    -    государственным
учреждением  жилищного,  коммунального  и  социального   строительства
Оренбургской области и исполнителем - Корпорацией  заключен  агентский
договор N 1-А.
     Программные мероприятия  за  период  2005-2008  годов  обеспечили
следующие показатели (приложение).
     За период реализации Программы в 2005-2008 годах за счет  средств
областного  бюджета   выдано   1185   ипотечных   жилищных   кредитов,
инвестирование в строительство нового жилья за  счет  всех  источников
финансирования способствовало вводу в эксплуатацию 236 тыс. квадратных
метров жилья.
     Реализация  Программы   активизировала   работу   по   социальной
поддержке молодежи (Закон Оренбургской области от 23 ноября 2005  года
N 2731/487-III-ОЗ "О внесении изменений в Закон  Оренбургской  области
"Об областной  программе   "Обеспечение   жильем   молодых   семей   в
Оренбургской области на 2003-2010 годы"), работников  бюджетной  сферы
(постановление Правительства Оренбургской области от 02.06.2008 N 225-
п), что обеспечило платежеспособный спрос на рынке жилья.
     В ходе реализации Программы привлечение  внебюджетных  источников
составило на каждый бюджетный рубль 14,87 рубля.
     Несмотря на достигнутые позитивные результаты действия Программы,
существуют некоторые проблемы ее реализации.
     Часть проблем вызвана  изменившейся  в  2008  году  экономической
ситуацией в целом по  стране:  банки  перестали  выдавать  кредиты  (в
августе 2008 года 36 банков заявляли о выдаче  ипотечных  кредитов  на
территории  Оренбургской  области,  в   мае   2009   года   фактически
предоставляют кредиты только 9 банков); в центрах занятости  появились
первые уволенные в порядке оптимизации  расходов  предприятий;  растет
количество заемщиков, допускающих  неплатежи  по  ипотечным  кредитам;
ставки по ипотечным кредитам выросли на 30-45%.
     В  результате  среднемесячные  показатели  по  выдаче   ипотечных
кредитов в области всеми кредитными организациями  упали  в  3-4  раза
(таблица 1)
                                                                                  Таблица 1
--------------------------------------------------------------------------------------------
|   Год   |                    Выдано кредитов, в среднем за один месяц                    |
|         |--------------------------------------------------------------------------------|
|         |     за счет средств      | за счет рефинансирования |     всего ежемесячно     |
|         |    областного бюджета    |                          |                          |
|         |--------------------------+--------------------------+--------------------------|
|         | количество | сумма, тыс. | количество | сумма, тыс. | количество | сумма, тыс. |
|         |            |   рублей    |            |   рублей    |            |   рублей    |
|---------+------------+-------------+------------+-------------+------------+-------------|
| 2006    |     28     |   15120,0   |    479     |  296377,0   |    507     |  311497,0   |
|---------+------------+-------------+------------+-------------+------------+-------------|
| 2007    |     25     |   15527,0   |    676     |  492687,0   |    701     |  508214,0   |
|---------+------------+-------------+------------+-------------+------------+-------------|
| 2008    |     22     |   19750,0   |    570     |  521917,0   |    592     |  541667,0   |
|---------+------------+-------------+------------+-------------+------------+-------------|
| 2009<*> |     8      |   10325,0   |     ИЗ     |  110850,0   |    121     |  121175,0   |
--------------------------------------------------------------------------------------------
<*>По данным за четыре месяца 2009 года
     В  строительстве  жилья  впервые  за  последние  годы   перестали
закладывать новые объекты, ставя под угрозу не только планы области по
вводу в 2009 году, но и в 2010-2012 годах.
     Кроме этого, несмотря на  усилия  по  распространению  ипотечного
кредитования, в связи с высокой стоимостью жилья сохраняется  проблема
доступности ипотечных кредитов для широких масс населения Оренбургской
области.
     Имеются  также   некоторые   проблемы,   требующие   нормативного
урегулирования,  а  именно  отсутствуют  механизмы  возврата  досрочно
погашенных   заемщиками   кредитов   и   отбора    застройщиков    при
инвестировании жилищного строительства.
     В  связи  с  изменением  норм   Бюджетного   кодекса   Российской
Федерации, не предусматривающих предоставление  бюджетных  кредитов  в
рамках исполнения Программы, необходимо внести  изменения  в  механизм
реализации Программы.
     В  настоящее  время  на  рассмотрение  Законодательного  Собрания
вынесен проект закона Оренбургской  области  "О внесении  изменений  в
Закон Оренбургской области "Об областной целевой  программе  "Развитие
ипотечного кредитования в Оренбургской области" на 2005-2010 годы",  в
рамках  которого  планируется  урегулировать  вопросы   предоставления
ипотечных кредитов через развитие системы  рефинансирования  ипотечных
жилищных  кредитов  путем  увеличения  доли  Оренбургской  области   в
уставном   капитале   общества   с    ограниченной    ответственностью
"Оренбургское региональное ипотечное финансовое агентство".
     Позиция  министерства  строительства,   жилищно-коммунального   и
дорожного хозяйства области состоит в том,  что  возникающие  проблемы
можно решить только комплексом мер, направленных сначала на  смягчение
негативного  фона,  а  затем,  и   перелом   ситуации   в   позитивном
направлении, включая следующее:
     увеличить объем  средств,  которые  будут  направлены  работникам
бюджетной сферы  по  социальным  выплатам  на  уплату  первоначального
взноса при получении ипотечных кредитов;
     сформировать  маневренный  фонд  с  целью  обеспечения  временным
жильем граждан, допустивших дефолт по ипотечным кредитам и в отношении
которых есть решение суда о выселении из заложенной квартиры.
Указанные меры требуют серьезной проработки, должны быть своевременны
и основываться на нормах действующего законодательства.


                                                                                                      Приложение
                                                                                                      к информации о ходе выполнения
                                                                                                      Закона Оренбургской области
                                                                                                      от 29 августа 2005 года N 2533/454-III-ОЗ
                                                                                                      "Об областной целевой программе "Развитие
                                                                                                      ипотечного кредитования в Оренбургской
                                                                                                      области" на 2005-2010 годы"

                                     Перечень программных мероприятий и источники финансирования
                                                                                                                             (тыс. рублей)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|              Показатель               |     2005 год      |     2006 год      |     2007 год      |      2008 год      |  Итого за отчетный  |
|                                       |                   |                   |                   |                    |       период        |
|---------------------------------------+-------------------+-------------------+-------------------+--------------------+---------------------|
|                                       |  план   |  факт   |  план   |  факт   |  план   |  факт   |  план   |   факт   |   план   |   факт   |
|---------------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+----------+----------+----------|
| Финансирование из областного          | 97,0    | 90,2    | 143,0   | 143,0   | 176,0   | 156,0   | 280,0   | 235,2    | 696,0    | 624,4    |
| бюджета, в том числе:                 |         |         |         |         |         |         |         |          |          |          |
|---------------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+----------+----------+----------|
| инвестирование первичного жилья       | 50,0    | 55,5<*> | 79,0    | 85,1<*> | 84,0    | 115<*>  | 129,0   | 127,0<*> | 342,0    | 382,6    |
|---------------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+----------+----------+----------|
| кредитование индивидуальных           | 30,0    | 32,7<*> | 50,0    | 51,0<*> | 65,0    | 60,2<*> | 80,0    | 76,2<*>  | 225,0    | 220,1    |
| застройщиков                          |         |         |         |         |         |         |         |          |          |          |
|---------------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+----------+----------+----------|
| кредитование вторичного рынка         | 10,0    | 16,3<*> | 10,0    | 19,1<*> | 15,0    | 9,6<*>  | 35,0    | 33,9<*>  | 70,0     | 78,9     |
|---------------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+----------+----------+----------|
| субсидирование процентной ставки по   | 7,0     | 0,06    | 4,0     | 1,44    | 5,0     | 0,0     | 6,0     | 0,0      | 22,0     | 1,5      |
| коммерческим кредитам, привлекаемым   |         |         |         |         |         |         |         |          |          |          |
| в российских банках для               |         |         |         |         |         |         |         |          |          |          |
| инвестирования строительства нового   |         |         |         |         |         |         |         |          |          |          |
| жилья                                 |         |         |         |         |         |         |         |          |          |          |
|---------------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+----------+----------+----------|
| субсидирование для формирования       | 0,0     |         | 0,0     |         | 7,0     | 0,0     | 30,0    | 3,8      | 37,0     | 3,8      |
| первоначального взноса при получении  |         |         |         |         |         |         |         |          |          |          |
| ипотечного жилищного кредита          |         |         |         |         |         |         |         |          |          |          |
|---------------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+----------+----------+----------|
| привлечение внебюджетных средств в    | 568,0   | 1192,0  | 585,0   | 4536,0  | 3900,0  | 8637,0  | 7124,0  | 6277,0   | 12177,0  | 20642,0  |
| жилищное строительство и ипотечное    |         |         |         |         |         |         |         |          |          |          |
| кредитование, в том числе:            |         |         |         |         |         |         |         |          |          |          |
|---------------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+----------+----------+----------|
| средства кредитных организаций,       | 50,0    | 152,0   | 70,0    | 1012,0  | 200,0   | 2243,0  | 100,0   | 3454,0   | 420,0    | 6861,0   |
| привлекаемые на инвестирование        |         |         |         |         |         |         |         |          |          |          |
| строительства нового жилья            |         |         |         |         |         |         |         |          |          |          |
|---------------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+----------+----------+----------|
| средства кредитных организаций,       | 109,0   | 360,0   | 192,0   | 2584,0  | 1300,0  | 4167,0  | 1650,0  | 2043,0   | 3251,0   | 9154,0   |
| направляемые на ипотечное             |         |         |         |         |         |         |         |          |          |          |
| кредитование приобретения жилья на    |         |         |         |         |         |         |         |          |          |          |
| вторичном рынке, кредитование         |         |         |         |         |         |         |         |          |          |          |
| индивидуального жилья                 |         |         |         |         |         |         |         |          |          |          |
|---------------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+----------+----------+----------|
| средства инвесторов, привлекаемые для | 200,0   | 200,0   | 0,0     | 0,0     | 1000,0  | 1000,0  | 2900,0  | 0,0      | 4100,0   | 1200,0   |
| инвестирования строительства нового   |         |         |         |         |         |         |         |          |          |          |
| жилья                                 |         |         |         |         |         |         |         |          |          |          |
|---------------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+----------+----------+----------|
| средства заемщиков                    | 209,0   | 480,0   | 323,0   | 940,0   | 1400,0  | 1227,0  | 3374,0  | 780,0    | 5306,0   | 3427,0   |
|---------------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+----------+----------+----------|
| всего будет направлено на реализацию  | 665,0   | 1282,0  | 728,0   | 4679,0  | 4076,0  | 8793,0  | 7404,0  | 6516,0   | 12873,0  | 21270,0  |
| программных мероприятии               |         |         |         |         |         |         |         |          |          |          |
|---------------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+----------+----------+----------|
| Будет построено жилья, кв. м          | 39000,0 | 35686,0 | 54000,0 | 43673,0 | 66000,0 | 79473,0 | 90000,0 | 77117,0  | 249000,0 | 235948,0 |
|---------------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+----------+----------+----------|
| Будет предоставлено ипотечных         | 951,0   | 1326,0  | 1437,0  | 6083,0  | 3000,0  | 8419,0  | 3600,0  | 7123,0   | 8988,0   | 22951,0  |
| кредитов                              |         |         |         |         |         |         |         |          |          |          |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
<*> С учетом средств от возвратов по ранее выданным кредитам.


Информация по документу
Читайте также