Расширенный поиск

Постановление Правительства Оренбургской области от 30.09.2015 № 770-пп

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

30.09.2015                               г. Оренбург                             № 770-пп

 

 

О проекте областного бюджета на 2016 год,

прогнозе областного бюджета на плановый период

2017 и 2018 годов и прогнозе консолидированного бюджета

Оренбургской области на 2016–2018 годы

 

(В редакции Постановления Правительства Оренбургской области

от 14.12.2015 № 967-пп)

 

Рассмотрев проект областного бюджета на 2016 год, прогноз областного бюджета на плановый период 2017 и 2018 годов и прогноз консолидированного бюджета Оренбургской области на 2016–2018 годы, Правительство Оренбургской области п о с т а н о в л я е т:

1. Одобрить:

1.1. Основные направления налоговой политики Оренбургской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов согласно приложению № 1.

1.2. Основные направления бюджетной политики Оренбургской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов согласно приложению № 2.

1.3. Основные показатели проекта областного бюджета на 2016 год, прогноза областного бюджета на плановый период 2017 и 2018 годов и прогноза консолидированного бюджета Оренбургской области на 2016–2018 годы согласно приложению № 3.

1.4. Значения отдельных показателей результативности государственных программ Оренбургской области на 2016–2018 годы согласно приложению № 4.

2. Министерству финансов Оренбургской области (Мошкова Т.Г.) подготовить проект закона Оренбургской области «Об областном бюджете на 2016 год» для внесения его на рассмотрение Законодательного Собрания Оренбургской области.

3. Рекомендовать администрациям муниципальных образований Оренбургской области:

3.1. Организовать работу по разработке проектов местных бюджетов таким образом, чтобы проекты решений о местных бюджетах были внесены в представительные органы муниципальных образований Оренбургской области не позднее 15 ноября текущего года.

3.2. При формировании соответствующих проектов бюджетов исходить из необходимости:

последовательного расширения собственной налоговой базы, прежде всего, за счет поддержки малого и среднего предпринимательства;

оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления;

повышения качества бюджетного планирования, отказа от второстепенных и менее значимых расходов;

запрета устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Оренбургской области к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления;

составления сбалансированных бюджетов муниципальных образований области.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра финансов Оренбургской области Мошкову Т.Г.

5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

 

 

Губернатор –

председатель Правительства                           Ю.А.Берг

 

 

 

Приложение № 1

к постановлению

Правительства области

от 30.09.2015 № 770-пп

 

 

Основные направления налоговой политики

Оренбургской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов

 

Основные направления налоговой политики Оренбургской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (далее – основные направления налоговой политики) разработаны с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, бюджетного прогноза Оренбургской области на долгосрочный период до 2030 года. Кроме того, при определении налоговой политики на ближайшую перспективу использованы сценарные условия социально-экономического развития Оренбургской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.

Основные направления налоговой политики подготовлены с целью составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Основные направления налоговой политики также необходимо учитывать при подготовке проектов бюджетов муниципальных образований Оренбургской области (далее муниципальных образований).

Главными задачами основных направлений налоговой политики являются обеспечение сбалансированности бюджета и развитие предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность области на внутреннем и внешнем рынках.

Цель реализации налоговой политики Оренбургской области –дальнейшее повышение эффективности налоговой системы.

В Оренбургской области предстоит в очередном году и плановом периоде интегрировать положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в региональные нормативные правовые акты.

При этом налоговая политика должна быть направлена на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Оренбургской области.

 

Основные итоги реализации

налоговой политики

 

Величина налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Оренбургской области в объеме валового регионального продукта (далее – ВРП) на протяжении последних семи лет остается неизменной. В 2012–2014 годах наблюдалось снижение доли налоговых и неналоговых доходов в общем объеме валового регионального продукта по причине инфляционных процессов. Данные, приведенные в таблице 1, свидетельствуют о стабильной налоговой нагрузке в области.

 

Таблица 1. Доходы консолидированного бюджета Оренбургской области

в 2008–2014 годах

(процентов к валовому

региональному продукту)

п/п

Наименование

доходов

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Доходы – всего (налоговые и неналоговые)

10,82

10,05

10,85

10,6

10,73

10,37

9,49

2.

Налоговые доходы – всего,

в том числе:

10,04

9,27

10,09

9,84

9,99

9,6

8,81

налог на прибыль организаций

4,18

3,23

3,79

4,15

4,08

3,44

3,56

 

налог на доходы физических лиц

3,14

3,15

3,4

3,09

3,23

3,33

2,88

 

акцизы

0,37

0,54

0,72

0,71

0,73

0,75

0,56

 

имущественные налоги

1,22

1,46

1,62

1,39

1,45

1,59

1,37

 

В структуре налоговых и неналоговых доходов областного бюджета наибольший удельный вес занимает налог на прибыль организаций.

Несмотря на влияние в 2014 году неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры, фактическое исполнение по налогу на прибыль с учетом высокого курса иностранных валют значительно превысило показатели 2013 года.

В первом полугодии 2015 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, поступления налога на прибыль снизились в результате возврата (зачета) переплаты по предоставленным организациями налоговым декларациям к уменьшению за предыдущий налоговый период.

Кроме того, на фактическое исполнение налога на прибыль непосредственное влияние оказывает создание консолидированных групп налогоплательщиков (далее – КГН). Данные по поступлению налога на прибыль организаций в связи с созданием консолидированных групп налогоплательщиков представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. Изменение поступлений налога на прибыль организаций в связи с созданием консолидированных групп налогоплательщиков

 

 

 

 

 

(млн. рублей)

Наименование

2011 год

2012 год

Отклонение – 2012 год

от 2011 года

(+, –)

2013 год

Отклонение – 2013

год

от 2012 года

(+, –)

2014 год

Отклонение – 2014 год

от 2013 года

(+, –)

Поступило налога в бюджет области от организаций, входящих в КГН

4 737

5 041

304

3 261

–1 779

3 968

707

 

По итогам проведенного Министерством финансов Российской Федерации анализа, основанного на данных ФНС России по результатам 2013 и 2014 годов, в условиях создания КГН и без учета объединения организаций в КГН функционирование КГН привело к росту поступлений в бюджет Оренбургской области.

В абсолютном выражении в 2014 году наблюдался рост поступлений от КГН в сравнении с 2013 годом, что, тем не менее, не позволило достигнуть показателей 2012 года. Исполнение по налогу на прибыль организаций в 2014 году на 1 073 млн. рублей ниже поступлений 2012 года.

Существенным недостатком действующего режима КГН является сложность анализа и прогнозирования бюджетных доходов на уровне Оренбургской области в связи с отсутствием доступа должностных лиц министерства финансов области к некоторым сведениям о налогоплательщиках, входящих в КГН, которые составляют налоговую тайну.

В целях активизации инвестиционного и инновационного процесса, создания благоприятных условий инвесторам в 2014 году установлен порядок принятия решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по уплате налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в областной бюджет, и по региональным налогам в Оренбургской области.

В рамках совершенствования налогообложения субъектов малого предпринимательства внесены изменения в Закон Оренбургской области от 14 ноября 2012 года № 1156/343-V-ОЗ «О патентной системе налогообложения», в соответствии с которыми с 1 января 2015 года предусмотрена дифференциация потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода исходя из группы муниципальных образований (3 группы), что позволяет оптимально распределить налоговую нагрузку на предпринимателей, осуществляющих деятельность на менее экономически развитых территориях.

Законом также предоставлена возможность дифференциации потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от:

средней численности наемных работников;

площади сдаваемых в аренду жилых и нежилых помещений, земельных участков.

Исполнение областного бюджета по доходам в 2014 году осуществлялось с учетом положений, установленных постановлением Правительства Оренбургской области от 10 января 2014 года № 2-п «О плане мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Оренбургской области, оптимизации бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики в Оренбургской области на 2014–2017 годы (по оздоровлению государственных финансов Оренбургской области)», а также указом Губернатора Оренбургской области от 25 декабря 2014 года № 907-ук «О мерах по реализации Закона Оренбургской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

С 1 января 2015 года налог на доходы физических лиц с доходов, полученных иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность на основании патента, зачисляется в областной бюджет по нормативу 100,0 процента.

На 2015 год установлен коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда на территории Оренбургской области, применяемый для исчисления суммы налога и подачи налоговой декларации иностранными гражданами, работающими на основании патентов по найму у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой в Российской Федерации.

По налогу на имущество организаций и по налогу на имущество физических лиц в Оренбургской области в 2015 году не осуществлен переход к исчислению соответствующих сумм налогов на имущество исходя из кадастровой стоимости, за исключением налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

По имущественным налогам с 1 января 2015 года предусмотрены единые сроки уплаты физическими лицами транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц – не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В рамках содействия развитию малого и среднего предпринимательства принят Закон Оренбургской области от 28 апреля 2015 года № 3105/843-V-ОЗ «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы», в соответствии с которым устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Оренбургской области в отношении видов предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах.

Индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные и осуществляющие предпринимательскую деятельность в вышеуказанных сферах деятельности, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов при применении упрощенной системы налогообложения и непрерывно не более двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет при применении патентной системы налогообложения. Данные положения применяются до 31 декабря 2020 года.

 

Налоговые расходы консолидированного бюджета Оренбургской области

Налоговыми расходами консолидированного бюджета Оренбургской области являются выпадающие доходы бюджета, обусловленные применением налоговых льгот и иных инструментов (преференций), установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

 

 

 


Таблица 3. Налоговые расходы консолидированного бюджета Оренбургской области в 2011–2014 годах

по видам налогов

 

 

Наименование налога

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

льготы, установленные на

льготы, установленные на

льготы, установленные на

льготы, установленные на

федеральном уровне

региональном уровне

местном уровне

федеральном уровне

региональном уровне

местном уровне

федеральном уровне

региональном уровне

местном уровне

федеральном уровне

региональном уровне

местном уровне

Налог на прибыль организаций

296,9

3 230,5

х

453,5

3 432,2

х

289,7

3 104,2

х

854,6

4 356,7

х

Налог на имущество организаций

1 120,8

1 323,7

х

1 198,0

1 296,9

х

29,3

1 268,9

х

40,4

1 378,9

х

Налог на имущество физических лиц

101,4

х

0,6

120,9

х

1,4

136,3

х

1,2

 

169,2

х

 

1,3

Транспортный налог

1,1

213,7

х

1,3

179,7

х

8,2

189,4

х

2,3

225,6

х

Земельный налог

8,1

х

538,5

10,6

х

308,6

47,0

х

447,8

52,3

х

450,9

Итого

1 528,3

4 767,9

539,1

1 784,3

4 908,8

310,0

510,5

4 562,5

449,0

1 118,8

5 961,2

452,2

ВРП

553 804,5

629 369,8

632 244,9

772 525,2

В процентах к ВРП

0,3

0,9

0,1

0,3

0,8

0,0

0,1

0,7

0,1

0,1

0,8

0,1

 

 

 

 

 


Стратегические направления

налоговой политики Оренбургской области на 2016–2018 годы

 

Налоговая политика Оренбургской области направлена на безусловное соблюдение законодательства Российской Федерации.

В процесс составления, утверждения и исполнения бюджета в ближайшее время предстоит интегрировать процесс ведения перечня и реестра источников доходов бюджета, для чего необходимо разработать и утвердить порядки их формирования.

В течение очередного трехлетнего периода поддержка благоприятного инвестиционного климата будет осуществляться с использованием соответствующих механизмов государственной поддержки в виде пониженной ставки налога на прибыль организаций или льготы по налогу на имущество организаций, установленных налоговым законодательством Российской Федерации.

В основу налогообложения доходов физических лиц должен быть положен принцип совершенствования контроля за полнотой и своевременностью его уплаты.

Необходимо на постоянной основе осуществлять мониторинг динамики фонда заработной платы, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы как в целом по экономике в Оренбургской области, так и в муниципальных образованиях, а также сумм налоговых вычетов.

В современном налоговом законодательстве огромное внимание уделяется кадастровой оценке имущества. Наиважнейшей задачей для всех уровней власти в Оренбургской области является актуализация кадастровой стоимости объектов имущества. От качества этой работы зависят доходная часть бюджетов и реальная налоговая нагрузка на налогоплательщиков.

В целях реализации положений НК РФ планируется принять ряд принципиальных решений по определению налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Для перехода на определение налоговой базы исходя из кадастровой оценки имущества по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц, используемое для предпринимательской деятельности, необходимо утвердить перечень в отношении следующих видов недвижимого имущества:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;

2) нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Установление даты перехода на определение налоговой базы исходя из кадастровой оценки имущества по налогу на имущество физических лиц на уровне Оренбургской области как субъекта Российской Федерации потребует от муниципальных образований пересмотра местных нормативных правовых актов по налогу на имущество физических лиц (налогооблагаемая база, налоговые ставки и т.д.).

В целях дальнейшего налогового стимулирования развития малого предпринимательства предлагается существенно расширить перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения по всем видам деятельности, предусмотренным НК РФ.

         В качестве поддержки бизнеса предполагается рассмотреть следующие вопросы:

о распространении права на применении двухлетних «налоговых каникул» по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения на деятельность в сфере бытовых услуг;

об особенностях применения патентной системы налогообложения (в части патента для самозанятых физических лиц, не имеющих наемных работников) после установления соответствующих положений на федеральном уровне;

о снижении ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, с 1 января 2016 года.

В целях оптимизации налоговых льгот, не влияющих на стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности, а также не имеющих социального эффекта, органам государственной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований необходимо ежегодно производить оценку их эффективности. При этом должны соблюдаться принципы адресности и нуждаемости получателей налоговых льгот.

Приоритетным направлением налоговой политики Оренбургской области на 2016–2018 годы является интегрирование предоставляемых в соответствии с законодательством Оренбургской области налоговых льгот в государственные программы области.

В целях обеспечения бюджетной устойчивости в Оренбургской области с учетом реализации государственной политики Российской Федерации в части недопущения налоговой нагрузки особое значение имеют повышение эффективности мер урегулирования налоговой и неналоговой задолженности и снижение рисков образования новой задолженности.

_____________________

 

 

 

Приложение № 2

к постановлению

Правительства области

от 30.09.2015 № 770-пп

 

 

Основные направления

бюджетной политики Оренбургской области на 2016 год

и на плановый период 2017 и 2018 годов

 

Основные направления бюджетной политики Оренбургской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов разработаны с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597–599, № 606 (далее – указы Президента), стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, бюджетного прогноза Оренбургской области на долгосрочный период до 2030 года, государственных программ Оренбургской области (далее – государственные программы). Кроме того, при определении бюджетной политики на ближайшую перспективу использованы сценарные условия социально-экономического развития Оренбургской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.

Отличительной особенностью основных направлений бюджетной политики является отражение длящихся мероприятий, направленных на реализацию комплекса мер по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Оренбургской области в 2015 году.

 

Итоги реализации бюджетной политики в 2014 году и

первой половине 2015 года

 

Реализация бюджетной политики в 2014 году и первой половине 2015 года осуществлялась в качественно новых экономических условиях. Падение цен на традиционные товары российского экспорта, введение экономических санкций и замедление потенциальных темпов роста российской экономики на фоне накопившихся структурных дисбалансов определяли внешние и внутренние условия, отличающиеся от ожиданий, которые закладывались при формировании бюджетов.

При этом расходы областного бюджета были ориентированы на достижение целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, и реализацию стратегических направлений развития Оренбургской области. Как следствие, областной бюджет имел ярко выраженную социальную направленность.

В указанный период в необходимом объеме было обеспечено выполнение всех обязательств перед гражданами, жестко выдерживались все целевые индикаторы повышения оплаты труда в бюджетном секторе, а также сроки выплаты заработной платы, активно велось обновление и создание социальной инфраструктуры.

В Оренбургской области размер средней заработной платы на одного работника по экономике по итогам 2014 года сложился на уровне 23 469,0 рубля, а по итогам первого полугодия 2015 года составил 23 890,2 рубля.

Целевые показатели увеличения средней заработной платы педагогам общего, дошкольного, дополнительного образования, преподавателям системы среднего профессионального и высшего образования, работникам культуры, врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу, социальным работникам за 2014 год и первое полугодие 2015 года достигнуты.

Практически был достигнут показатель по педагогам образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

За первое полугодие 2015 года размер средней заработной платы по данной категории работников составил 23 035,6 рубля, или 99,0 процента от средней заработной платы в регионе.

Активно поддерживался и реальный сектор экономики: сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, осуществлялись ремонт и строительство дорог, мостов и других сооружений. Действовали программы поддержки малого и среднего бизнеса, машиностроения, транспорта.

Начиная с 2014 года осуществлен переход на принцип планирования и исполнения областного бюджета на основе государственных программ. Охват расходов областного бюджета мероприятиями государственных программ в 2014 году составил 87,0 процента, в 2015 году данный показатель составил 96,0 процента.

С целью обеспечения единства государственной политики в сфере программного планирования бюджета функции по методической поддержке, разработке, реализации и оценке эффективности государственных программ были переданы министерству финансов области.

В 2014 году реализовывались мероприятия 17 государственных программ Оренбургской области и региональная программа «Модернизация здравоохранения Оренбургской области» на 2011–2016 годы с общим объемом финансирования 68,4 млрд. рублей. По результатам проведенной оценки эффективности их реализации за отчетный год 12 государственных программ показали высокий уровень эффективности, 3 – средний уровень эффективности, 2 – удовлетворительный уровень эффективности.

С 1 января 2015 года реализуются мероприятия 23 государственных программ Оренбургской области, из них 14 – в рамках направления «Новое качество жизни», 5 – в рамках направления «Инновационное развитие и модернизация экономики», 2 – в рамках направления «Сбалансированное развитие Оренбургской области», 2 – в рамках направления «Эффективное государство» и региональная программа «Модернизация здравоохранения Оренбургской области» на 2011–2016 годы. Объем расходов на указанные цели запланирован в сумме 77,8 млрд. рублей.

Областными учреждениями принимались меры, направленные на повышение эффективности расходования бюджетных средств.

С 2015 года во всех государственных учреждениях работникам, получающим минимальный размер оплаты труда, уральский коэффициент установлен сверх минимального размера оплаты труда.

В целях повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований Оренбургской области (далее – муниципальных образований) и укрепления доходной базы местного самоуправления в Оренбургской области по предложению Правительства области с 1 июля 2015 года увеличены нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований от налога на доходы физических лиц.

В рамках решения задачи повышения эффективности бюджетных расходов в 2015 году объединены муниципальные образования город Гай и сельские поселения, находящиеся на территории Гайского района, и город Сорочинск и сельские поселения, находящиеся на территории Сорочинского района. До конца года планируется завершить процесс объединения в четырех муниципальных образованиях Оренбургской области (Кувандыкский, Соль-Илецкий, Ясненский и Абдулинский районы), в результате чего количество муниципальных образований с 607 в 2014 году будет уменьшено до 489 в 2016 году.

В целях оптимизации состава и структуры межбюджетных трансфертов в Оренбургской области произведена консолидация субвенций: объединены субвенции по опеке, приемным семьям и патронатному воспитанию детей. Данный инструмент положительно расценивается и муниципальными образованиями Оренбургской области.

В соответствии с указом Губернатора Оренбургской области от 25 декабря 2014 года № 907-ук «О мерах по реализации Закона Оренбургской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в 2015 году уменьшены бюджетные ассигнования и дефицит областного бюджета на 2,0 млрд. рублей. Кроме того, были сокращены расходы и дефицит областного бюджета в 2016 году на 4,0 млрд. рублей, в 2017 году – на 4,9 млрд. рублей.

Муниципальными образованиями Оренбургской области также разработаны мероприятия по обеспечению финансово-экономической стабильности на 2015 год, включающие увеличение доходных источников местных бюджетов и меры по оптимизации расходов.

В целях экономии расходов областного бюджета упорядочены расходы на служебные командировки, оплату теплоэнергии, электроэнергии, водоснабжения и водоотведения, услуг связи в натуральном выражении, а также на использование материальных запасов (бумага, заправка картриджей, горюче-смазочные материалы и другие), ограничены расходы на приобретение служебных легковых автомобилей.

 

Стратегические направления, цели и задачи бюджетной политики

на 2016–2018 годы

 

В основе составления областного бюджета Оренбургской области на 2016 год использовался бюджетный прогноз на долгосрочный период до 2030 года.

Формирование и исполнение бюджета в программной форме будет сопровождаться внедрением современных информационных систем, в частности системы «Электронный бюджет», которая призвана сформировать единое информационное пространство, отвечающее современным требованиям государственного управления и решающая задачи обеспечения прозрачности финансово-хозяйственной деятельности, осуществления юридически значимого документооборота в электронном виде, сокращения времени обработки финансовой и управленческой документации и формирования отчетности.

Соблюдение принципа единства бюджетной системы Российской Федерации в среднесрочном периоде будет обеспечиваться, в том числе, за счет применения единой классификации, единых перечней государственных услуг.

Обеспечение принятых расходных обязательств Оренбургской области источниками финансирования, а не увеличение новых расходных обязательств является необходимым условием реализации государственной политики в планируемом периоде. На 2016–2018 годы устанавливается приоритет исполнения действующих расходных обязательств.

Вместе с тем реализация какого-либо из рисков (значительное падение цен на нефть, уменьшение потребительских возможностей покупателей импортной продукции) может привести к недополучению областным бюджетом доходов, источников финансирования дефицита либо необходимости повышения отдельных направлений расходов.

Рассмотрение предложений по принятию новых расходных обязательств будет осуществляться после соответствующей оценки их эффективности, пересмотра нормативных правовых актов, устанавливающих действующие расходные обязательства Оренбургской области, и учитываться при условии оптимизации расходов в пределах утвержденных бюджетных ассигнований.

В 2016 году индексация оплаты труда государственных гражданских служащих Оренбургской области производиться не будет.

Основными направлениями бюджетной политики на 2016–2018 годы являются:

1) реализация первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Оренбургской области, определенных указом Губернатора Оренбургской области от 12 февраля 2015 года № 78-ук «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Оренбургской области в 2015 году и на период 20162017 годов»;

2) обеспечение планирования расходов на оплату труда исходя из параметров повышения заработной платы работникам государственных и муниципальных учреждений Оренбургской области, поименованных в указах Президента социально-экономической направленности, установленных в планах мероприятий изменений в отраслях социальной сферы («дорожных картах»);

3) реализация принципа нуждаемости и повышение адресности предоставления мер социальной поддержки, в том числе изменение условий назначения отдельных мер социальной поддержки и дополнительных требований для отнесения к категории получателей, а также видов, форм предоставления или назначения отдельных мер социальной поддержки;

4) приведение показателей государственных и муниципальных заданий на оказание услуг (выполнение работ) в соответствие с показателями, установленными в государственных (муниципальных) программах;

5) продолжение проведения мероприятий, направленных на внедрение новых механизмов управления финансами:

а) введение «эффективного контракта» с работниками государственных учреждений Оренбургской области;

б) совершенствование расчета нормативных затрат на оказание услуг государственными учреждениями Оренбургской области;

в) развитие механизма нормативно-подушевого финансирования расходов;

г) развитие механизма универсального расчета затрат на оказание однотипных услуг;

д) совершенствование методологии формирования субсидий на софинансирование расходов местных бюджетов в части дальнейшего внедрения показателей, характеризующих результативность и эффективность предоставления субсидий;

е) введение методики оценки эффективности социальных выплат и мер социальной поддержки населения, установленных нормативными правовыми актами Оренбургской области;

6) оптимизация численности, типа и организационно-правовой формы государственных учреждений Оренбургской области;

7) сокращение неэффективных расходов государственных учреждений Оренбургской области, отчуждение их непрофильного имущества, а также прекращение реализации ими функций, не обусловленных полномочиями Оренбургской области;

8) финансовое обеспечение выплаты уральского коэффициента сверх минимального размера оплаты труда;

9) применение ведомственных перечней государственных услуг и работ, сформированных в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ для формирования государственного задания.

Формирование бюджетных ассигнований на поддержку отраслей экономики планируется осуществлять с учетом необходимости выполнения приоритетных мероприятий, обеспечивающих решение задач, поставленных в указах Президента, повышения качества программно-целевого планирования и обеспечения роста эффективности использования бюджетных ассигнований.

Планируется провести анализ целесообразности мер государственной поддержки в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области» на 2013–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 31 августа 2012 года № 751-пп, не влияющих непосредственно на результат сельскохозяйственного производства, а также не оказывающих стимулирующего воздействия на повышение эффективности производственной деятельности и расширение производства сельскохозяйственной продукции.

В рамках реализации государственной программы «Развитие транспортной системы Оренбургской области» на 2015–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 30 апреля 2014 года № 272-пп, за счет средств областного бюджета продолжится поддержка транспортной отрасли, основанной на модели удовлетворения спроса пассажиров на транспортное обслуживание всеми видами транспорта.

Финансирование мероприятий в сфере дорожного хозяйства будет направлено на развитие и увеличение пропускной способности сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, а также местного значения, прирост протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям.

Создание условий для обеспечения устойчивого роста экономики и повышения эффективности государственного управления в Оренбургской области в рамках реализации мероприятий государственной программы «Экономическое развитие Оренбургской области» на 2014–2015 годы и на перспективу до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 10 октября 2013 года № 767-пп, будет ориентировано на поддержку импортозамещения, производства высокотехнологичных товаров, содействие развитию малого и среднего предпринимательства. Планируется оказание государственной поддержки предприятиям обрабатывающей промышленности, организациям, осуществляющим реализацию социально значимых инвестиционных проектов в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности в рамках законодательства Российской Федерации, с учетом обеспечения социально-экономической значимости и бюджетной эффективности использования бюджетных средств. Их финансирование будет осуществляться исходя из возможностей областного бюджета.

Государственные программы Оренбургской области, направленные на развитие жилищно-коммунального хозяйства, ориентированы на достижение целевых показателей приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» и положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600.

 

Особенности бюджетной политики в сфере

межбюджетных отношений

 

Система межбюджетного регулирования на территории Оренбургской области выстраивается с учетом оптимального баланса бюджетной обеспеченности как государственных, так и муниципальных полномочий. Сохраняется предоставление муниципальным образованиям области дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

При определении объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов применяются положения Бюджетного кодекса Российской Федерации в части недопущения снижения критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований по сравнению со значением критерия, установленным законом об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

С учетом значительной доли межбюджетных трансфертов местным бюджетам в расходах областного бюджета будут реализовываться следующие направления:

создание условий для повышения эффективности расходов местных бюджетов и разработка комплекса мер по укреплению финансовой дисциплины, соблюдению органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области (далее – органы местного самоуправления) требований бюджетного законодательства, в том числе путем предоставления стимулирующих межбюджетных трансфертов местным бюджетам;

совершенствование структуры межбюджетных трансфертов и порядка (методик) их предоставления;

минимизация (исключение) неиспользованных остатков целевых средств в местных бюджетах;

укрупнение межбюджетных трансфертов с применением направлений их использования (следует предоставить больше прав муниципалитетам по определению приоритетов социально-экономического развития);

распределение субсидий, предоставляемых муниципальным образованиям из областного бюджета до начала очередного финансового года;

применение механизма перечисления целевых межбюджетных трансфертов под фактическую потребность, что позволит практически полностью исключить наличие неиспользованного остатка целевых средств в бюджетах муниципальных образований, обеспечит повышение эффективности и прозрачности расходов муниципальных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты.

Повышению эффективности расходования средств способствует изменение подходов к принятию решений по остаткам межбюджетных субсидий.

Решение о наличии потребности в остатках целевых средств и возврате межбюджетных субсидий бюджетам муниципальных образований «текущего характера» принимается при условии, что субсидии предоставлены в отчетном финансовом году, в то время как по остаткам субсидий прошлых лет в обязательном порядке принимается решение об отсутствии потребности в них.

Решение о наличии потребности в остатках целевых средств и возврате субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности («капитальные» субсидии) принимается по субсидиям, предоставленным как в отчетном финансовом году, так и (или) в году, предшествующем отчетному.

Основной задачей в сфере предоставления субвенций является обеспечение достаточности средств областного бюджета, направляемых на исполнение «делегированных» полномочий.

Размер средств, необходимых для выравнивания бюджетной обеспеченности преобразованных путем объединения сельских поселений, входящих в состав муниципального района Оренбургской области, производится исходя из состава сельских поселений, входивших в состав муниципального района Оренбургской области до их преобразования.

В соответствии с законами Оренбургской области преобразованным муниципальным образованиям будет предоставляться дотация на сбалансированность местных бюджетов в размере, равном объему средств, предусмотренных на 2016 год на выполнение полномочий Оренбургской области по предоставлению дотаций бюджетам поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности за счет средств областного бюджета, предусмотренных Законом Оренбургской области 8 декабря 2014 года № 2809/775-V-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

 

Повышение эффективности бюджетных расходов

 

Задача повышения эффективности бюджетных расходов выходит на первый план. Необходимо активно использовать оценку эффективности бюджетных расходов уже на этапе планирования расходов.

Основными задачами ближайших лет по повышению эффективности бюджетных расходов являются:

повышение эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования;

создание условий для повышения качества предоставления государственных услуг;

обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, общественного контроля за их эффективностью и результативностью.

Главным инструментом, который призван обеспечить повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированности на достижение целей государственной политики, должны стать государственные программы.

Развитие методологии разработки государственных программ, повышение качества государственных программ Оренбургской области, эффективности их реализации будет производиться по следующим направлениям:

обязательное отражение в государственных программах показателей стратегических документов и их целевых значений, что должно обеспечить полное соответствие государственных программ приоритетам политики Оренбургской области;

обеспечение полноты отражения всего комплекса мер и инструментов политики (налоговых льгот, мер тарифного регулирования, нормативного регулирования, участия в управлении организациями и предприятиями);

формирование системы аудита эффективности государственных программ, включающей оценку качества формирования каждой государственной программы и оценку эффективности ее реализации (результаты такого аудита должны учитываться при формировании параметров финансового обеспечения государственных программ на дальнейшую перспективу);

оказание систематической поддержки реализации муниципальных программ, осуществление которых является необходимым условием достижения результатов соответствующих государственных программ.

Реализация целей стратегического развития Оренбургской области должна осуществляться в рамках государственных программ, объединяющих регулятивные инструменты и бюджетные ассигнования областного бюджета.

Органы исполнительной власти, реализующие государственные программы должны осуществлять распределение предельных объемов бюджетных ассигнований, доведенных министерством финансов Оренбургской области по конкретным мероприятиям государственных программ (кодам бюджетной классификации). Таким образом, ответственные исполнители могут уточнить подходы к определению параметров финансового обеспечения конкретных мероприятий, самостоятельно определять расходные приоритеты в рамках соответствующих государственных программ, неся ответственность за достижение целевых индикаторов и ожидаемых результатов их реализации.

В рамках решения задачи повышения эффективности оказания государственных и муниципальных услуг продолжается работа по рациональному и экономному использованию бюджетных средств посредством оптимизации структуры бюджетной сети, в том числе за счет ликвидации или преобразования государственных (муниципальных) учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления).

Должна быть завершена работа по формированию нормативных затрат на оказание государственных и муниципальных услуг на основе общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в установленной сфере деятельности.

Одной из главных задач экономической и бюджетной политики предстоящего периода является обеспечение опережающего по сравнению с ростом зарплат в экономике темпов роста производительности труда.

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства будут осуществляться с учетом необходимости финансового обеспечения в полном объеме пусковых строек и объектов в целях ускорения ввода объектов и недопущения удорожания строительства, оптимизации расходов по переходящим стройкам и объектам. Вложение средств предусматривается также в инвестиционные проекты, направленные на решение задач, поставленных в указах Президента и создающих условия для экономического роста, соответствующих целям государственной политики и направленных на достижение целевых показателей государственных программ.

При осуществлении бюджетных инвестиций предполагается использование механизмов государственно-частного партнерства, позволяющих привлечь инвестиции и услуги частных компаний для решения государственных задач.

В целях повышения эффективности бюджетных расходов и обеспечения ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию бюджетные инвестиции планируются с учетом нормативных сроков строительства объектов.

Повышению качества планирования бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений способствует включение данных расходов в бюджет только при условии наличия решения об осуществлении капитальных вложений или согласованного со всеми заинтересованными органами исполнительной власти Оренбургской области проекта такого решения.

В целях оптимизации расходов бюджета на осуществление бюджетных инвестиций необходимо решить ряд вопросов, связанных с использованием целевых средств, предоставляемых из бюджета в виде взносов в уставные капиталы компаний с государственным участием.

Для решения задач повышения эффективности бюджетных расходов необходимо:

ужесточить контроль за использованием компаниями с государственным участием средств;

выработать механизм возврата хозяйственным обществом целевых взносов в случае недостижения показателей эффективности использования средств.

С целью повышения эффективности бюджетных расходов необходимо обеспечить широкое вовлечение граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, общественного контроля за их эффективностью и результативностью.

Для обеспечения прозрачности и открытости государственных финансов, повышения доступности и понятности информации о бюджете осуществляется публикация интернет-брошюры «Бюджета для граждан» к закону об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, создается интернет-портал «Открытый бюджет».

Для того чтобы повысить заинтересованность населения в области информации по бюджету, обеспечить участие граждан в распределении бюджетных средств на региональном и муниципальном уровне, будет создаваться методологическая база по внедрению «инициативного бюджетирования». К 2018 году практика инициативного бюджетирования будет распространена в большинстве муниципальных образований.

 

Совершенствование управления исполнением

областного бюджета

 

Управление исполнением областного бюджета ориентировано на повышение эффективности использования бюджетных средств, повышение качества управления средствами областного бюджета и строгое соблюдение бюджетной дисциплины всеми участниками бюджетного процесса, включая:

исполнение областного бюджета на основе кассового плана;

планирование кассовых разрывов и резервов их покрытия;

совершенствование управления ликвидностью областного бюджета в целях эффективного использования бюджетных средств;

совершенствование процедуры кассового исполнения областного бюджета, осуществляемого через лицевые счета, открытые в министерстве финансов Оренбургской области и в Управлении Федерального казначейства по Оренбургской области;

принятие главными распорядителями бюджетных средств бюджетных обязательств только в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств;

обеспечение жесткого контроля за отсутствием кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в первую очередь – по заработной плате и социальным выплатам;

совершенствование методов и усиление предварительного контроля в части санкционирования операций по расходованию бюджетных средств в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения областного бюджета;

осуществление контроля за соответствием планов закупок и планов-графиков закупок объемам финансового обеспечения, предусмотренным в расходах областного бюджета для их осуществления;

совершенствование системы учета и отчетности в государственном секторе Оренбургской области.

 

Дефицит бюджета и государственный долг

 

В условиях экономии бюджетных средств одним из важных направлений бюджетной политики является ограничение дефицита бюджета. В 2016 году предельный размер дефицита должен составлять не более 3,25 процента от доходов бюджета без учета объема безвозмездных поступлений, и к 2018 году предельный размер дефицита бюджета Оренбургской области должен составить не более 1–2 процентов от доходов бюджета без учета объема безвозмездных поступлений.

В целях минимизации имеющихся рисков несбалансированности областного и муниципальных бюджетов органы государственной власти (органы местного самоуправления) должны обеспечить направление дополнительных поступлений по доходам на снижение бюджетного дефицита, а не на увеличение расходных обязательств.

Политика в области управления государственным долгом Оренбургской области на 2016–2018 годы будет направлена на:

обеспечение сбалансированности областного бюджета при сохранении высокой степени долговой устойчивости;

развитие рыночных инструментов государственных заимствований;

поддержание достигнутого уровня долгосрочного кредитного рейтинга Оренбургской области;

обеспечение своевременного и полного исполнения долговых обязательств и сохранение объема государственного долга Оренбургской области на экономически безопасном уровне;

совершенствование учета и отчетности по обслуживанию государственного долга и обеспечение раскрытия информации о долге;

выполнение условий соглашений о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита областного бюджета.

Основными источниками финансирования дефицита областного бюджета будут являться кредиты кредитных организаций, государственные ценные бумаги, средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности, снижение остатков средств на счетах по учету средств областного бюджета.

____________

 

 

 


Информация по документу
Читайте также