Расширенный поиск

Закон Оренбургской области от 17.11.1999 № 396/84-ОЗ

 
                         ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ

                              З А К О Н
                                    Утратил силу - Закон Оренбургской
                                                 области
                                    от 16.01.2007 г. N 943/218-IV-ОЗ
                        ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН

Принят Законодательным 
Собранием области                                  17 ноября 1999 года
 

      Настоящий   Закон   в  соответствии  с  Конституцией  Российской
Федерации,    Уставом   (Основным   Законом)   Оренбургской   области,
законодательством   Российской   Федерации   и   Оренбургской  области
регулирует   отношения,   связанные   с   реализацией   права  граждан
Российской  Федерации  на  обращения  в  органы государственной власти
Оренбургской  области  и  к  их  должностным  лицам, в органы местного
самоуправления  и  к их должностным лицам, а также в органы управления
организаций,  находящихся  на  территории Оренбургской области, и к их
руководителям  в связи с признанием, соблюдением, защитой прав, свобод
и законных интересов.

      ГЛАВА I. Общие положения
      Статья 1. Право граждан на обращение
      Граждане  Российской  Федерации  (далее - граждане) вправе лично
или   через   своих  представителей,  уполномоченных  в  установленном
Законом   порядке,   обращаться   в   органы   государственной  власти
Оренбургской  области  и  к  их  должностным  лицам,  органы  местного
самоуправления   и   к  их  должностным  лицам,  организации  и  к  их
руководителям  (далее  -  органы  и  должностные  лица), в компетенцию
которых входит разрешение поставленных в обращениях вопросов.
      Органы  и  должностные лица в соответствии с возложенными на них
полномочиями   обязаны   своевременно   и  по  существу  рассматривать
обращения  граждан и принимать по ним решения в порядке, установленном
законодательством  Российской  Федерации,  настоящим  Законом  и иными
нормативными правовыми актами Оренбургской области.
      Обращения  граждан,  поступившие  в органы и к должностным лицам
от  депутатов,  из  редакций  газет,  журналов,  телевидения,  радио и
других  средств массовой информации, по линии прямой телефонной связи,
рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Законом.
      Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
      Обращение   -   изложенное   в   письменной   или  устной  форме
индивидуальное   или   коллективное  предложение,  заявление,  жалоба,
ходатайство.
      Предложение  -  обращение  гражданина  конкретного характера, не
связанное   с   нарушением   его   прав,   направленное  на  улучшение
организации    и    деятельности    органов   государственной   власти
Оренбургской  области  и  органов местного самоуправления, организаций
вне  зависимости  от организационно-правовых форм, на решение вопросов
экономической,   политической,   социально-культурной  и  других  сфер
деятельности области.
      Заявление  -  обращение  гражданина  по поводу реализации прав и
свобод,     закрепленных     Конституцией     Российской    Федерации,
законодательством Российской Федерации и Оренбургской области.
      Жалоба  - обращение гражданина по поводу восстановления прав или
законных  интересов,  нарушенных  действиями (бездействием), решениями
органов либо должностных лиц.
      Ходатайство  -  письменное  обращение  гражданина  с  просьбой о
признании за ним определенного статуса, прав, свобод.
      Коллективное  обращение  - обращение двух или более граждан либо
обращение, принятое на митинге, собрании.
      Повторное  обращение  гражданина  -  обращение,  поступившее  от
одного  и  того же лица (группы лиц) по одному и тому же вопросу, если
со  времени  подачи  первого  обращения  истек установленный настоящим
Законом  для  рассмотрения  данного обращения срок или обратившийся не
согласен с принятым по его обращению решением.
      Анонимное  обращение  -  обращение,  не  содержащее сведений, по
которым можно установить личность обратившегося гражданина.
      Статья 3. Пределы действия настоящего Закона
      Действие  настоящего  Закона  распространяется  на все обращения
граждан, за исключением:
      -    обращений,    связанных    с   изобретениями,   открытиями,
рационализаторскими      предложениями     и     другими     объектами
интеллектуальных  прав,  порядок рассмотрения которых регламентируется
отраслевым законодательством Российской Федерации;
      -  обращений,  которые  рассматриваются  в  порядке  уголовного,
гражданского,  арбитражного судопроизводства, производства по делам об
административных правонарушениях;
      -  обращений,  отнесенных законодательством Российской Федерации
к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации;
      -  обращений,  вытекающих  из  отношений,  складывающихся внутри
коллективов,   организаций,   регулируемых   нормами  законодательства
Российской Федерации, их уставами и положениями;
      - запросов в архивы;
      -   иных   обращений,   в  отношении  которых  законодательством
Российской  Федерации  и  Оренбургской  области установлен специальный
порядок рассмотрения.
      Статья  4.  Основные принципы деятельности органов и должностных
лиц по рассмотрению обращений граждан
      Основными  принципами  деятельности органов и должностных лиц по
рассмотрению обращений граждан являются:
      -   защита   прав   и  свобод,  законных  интересов  человека  и
гражданина, укрепление законности и правопорядка;
      -  обязательность  рассмотрения  обращений граждан независимо от
их   пола,   возраста,  национальности,  принадлежности  к  социальным
группам и общественным объединениям;
      -   своевременность   и   объективность  рассмотрения  обращений
граждан.
      Статья 5. Язык производства при рассмотрении обращений граждан
      Рассмотрение обращений граждан ведется на русском языке.
      Статья б. Устные обращения граждан
      Устные  обращения  граждан  рассматриваются в тех случаях, когда
изложенные  в  них  факты  и  обстоятельства  очевидны  и  не  требуют
дополнительной   проверки,   а   личности  обратившихся  известны  или
установлены.
      На  устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной
форме.
      В   отдельных   случаях,   ввиду  сложного  характера  вопросов,
поставленных  в  устных  обращениях, либо необходимости дополнительной
проверки    изложенных   в   них   фактов,   должностные   лица   дают
соответствующие распоряжения в порядке подчиненности.
      Устные    обращения   граждан   регистрируются   немедленно   по
поступлении  и в случае необходимости ставятся на контроль, результаты
их   рассмотрения   доводятся   до  сведения  заинтересованных  лиц  в
установленном настоящим Законом порядке.
      Статья 7. Письменные обращения граждан
      Письменные  обращения  граждан  должны  содержать наименование и
адрес  органа или должностного лица, которым они адресованы, изложение
сути   обращения,  сведения,  по  которым  можно  установить  личность
(личности)  обратившихся  граждан, дату составления обращения и личную
подпись (подписи) обратившихся.
      Все    письменные   обращения   регистрируются   немедленно   по
поступлении,  результаты  рассмотрения  письменных  обращений  граждан
доводятся  до  сведения  заинтересованных лиц в порядке, установленном
настоящим Законом.
      Статья   8.  Подведомственность  дел  по  обращениям  граждан  и
адресаты обращений граждан
      Граждане  подают  свои  обращения органам и должностным лицам, к
непосредственной компетенции которых относится их рассмотрение.
      В  том  случае,  если  обращение  неподведомственно  органу  или
должностному   лицу,   оно   адресуется  в  пятидневный  срок  со  дня
поступления  органом  или  должностным  лицом,  к  которым  поступило,
органу   или  должностному  лицу,  к  компетенции  которого  относится
решение   поставленных   в  нем  вопросов.  Обратившимся  гражданам  в
письменном  ответе  после  передачи  обращения  по  подведомственности
сообщается, кому направлено на рассмотрение их обращение.
      Запрещается  направлять  на  рассмотрение  жалобы  тем органам и
должностным лицам, действия (бездействие) которых обжалуются.
      Возникающие   споры   о   подведомственности  обращений  граждан
рассматриваются  вышестоящим  органом  или  должностным  лицом  либо в
судебном порядке.
      Статья   9.   Основания   оставления   обращений   граждан   без
рассмотрения
      Не подлежат рассмотрению анонимные обращения граждан.
      Органы  и должностные лица вправе оставить обращения граждан без
рассмотрения в случаях:
      -  обращения  граждан  с  просьбой о толковании законодательства
Российской Федерации;
      -  обращения  граждан  с  просьбой о толковании законодательства
Оренбургской  области  к  органу  или должностному лицу, не наделенным
полномочием по его толкованию;
      -  подачи  обращений,  на  которые  не распространяется действие
настоящего Закона.
      В   случае   оставления   обращений   граждан  без  рассмотрения
обратившиеся  граждане  извещаются  об  органе или должностном лице, в
компетенцию которых входит рассмотрение данного обращения.
      Статья  10.  Неразглашение  сведений, ставших известными органам
или должностным лицам в связи с рассмотрением обращений граждан
      Запрещается   использование   и   распространение  информации  о
частной жизни лица без его согласия.
      По  мотивированной  просьбе  гражданина  не подлежат разглашению
сведения  о  его  фамилии,  имени,  отчестве,  местожительстве,  месте
работы или учебы.
      Статья 11. Доказательства по обращениям граждан
      При  подаче  обращений  гражданами в случае необходимости должны
быть представлены доказательства или указано место их нахождения.
      Доказательствами  являются любые достоверные фактические данные,
на  основании  которых  орган  либо  должностное лицо, рассматривающие
обращения    граждан,    устанавливают    наличие    или    отсутствие
обстоятельств,  обосновывающих требования, содержащиеся в обращении, и
иные  обстоятельства, имеющие значение для разрешения соответствующего
обращения.
      Доказательства  представляются  гражданами, подавшими обращение.
Доказательства    могут   представляться   также   и   иными   лицами,
заинтересованными в принятии решения по обращению.
      Если  представленные  доказательства  недостаточны,  органы  или
должностные  лица,  рассматривающие  обращение,  предлагают  гражданам
представить   дополнительные   доказательства   или   собирают  их  по
собственной инициативе в соответствии со своей компетенцией.
      Обстоятельства,     которые    признаны    общеизвестными,    не
доказываются.
      Факты,  установленные  вступившим  в  законную силу решением или
приговором суда, не подлежат повторному доказыванию.
      Статья   12.   Обязанности   органов   и   должностных   лиц  по
представлению письменных доказательств
      Органы  и  должностные  лица  по  официальным  запросам  обязаны
представлять  документы  и  другие  материалы,  имеющие  значение  для
рассмотрения   обращений   граждан   в   качестве   доказательств,  за
исключением тех, которые содержат государственную тайну.
      Статья 13. Сроки рассмотрения обращений граждан
      Заявления  и  жалобы  граждан  рассматриваются  в  срок не более
одного  месяца  со  дня их регистрации, а не требующие дополнительного
изучения  и  проверки  -  безотлагательно  и  должно быть завершено не
позднее чем в пятнадцатидневный срок.
      В   случае   необходимости   проведения   специальной  проверки,
истребования  дополнительных  материалов либо принятия других мер срок
рассмотрения  заявлений  и  жалоб  может  быть  в  порядке  исключения
продлен, но не более чем на один месяц.
      Предложения  и  ходатайства  граждан  рассматриваются  в срок не
более  одного  месяца  со  дня  регистрации.  В  случае  необходимости
дополнительного   изучения   предложений   или   ходатайств   срок  их
рассмотрения  может быть в порядке исключения продлен, но не более чем
на один месяц.
      В  случае  продления сроков рассмотрения обращений граждан орган
или  должностное  лицо, принявшие решение о продлении сроков, извещают
об этом обратившихся граждан.
      Статья  14.  Особенности  рассмотрения некоторых видов обращений
граждан
      Органы  и должностные лица могут устанавливать сокращенные сроки
рассмотрения   заявлений,   жалоб  и  ходатайств  отдельных  категорий
граждан.
      Рассмотрение  заявлений, жалоб и ходатайств, касающихся вопросов
защиты  прав  ребенка, а также предложения по предотвращению возможных
аварий,    катастроф   и   иных   чрезвычайных   ситуаций   начинается
безотлагательно   и   должно   быть   завершено   не   позднее  чем  в
пятнадцатидневный срок.
      Обращения,  свидетельствующие о многочисленных грубых нарушениях
законодательства,   систематическом   ущемлении   прав  граждан  и  не
получившие   соответствующей   оценки   со  стороны  органов  местного
самоуправления  и  их  должностных  лиц,  подлежат  проверке  органами
государственной  власти  Оренбургской  области, как правило, с выездом
на место.
      Обращения     граждан,    содержащие    одновременно    признаки
предложения,  жалобы,  заявления,  а  также  касающиеся  двух  и более
вопросов,   могут   направляться   органами   и  должностными  лицами,
принявшими  их  к  рассмотрению  в  пределах своей компетенции, другим
органам  и  должностным  лицам  в  соответствии  с  их  компетенцией и
подведомственностью  и  рассматриваются в срок до одного месяца со дня
регистрации.   В   случае   необходимости   дополнительного   изучения
обращений  срок  их  рассмотрения  может  быть  в  порядке  исключения
продлен, но не более чем на один месяц.
      Рассмотрение   повторных  и  коллективных  обращений  граждан  в
обязательном порядке ставится на контроль.
      Статья 15. Личный прием граждан
      Должностные лица обязаны проводить личный прием граждан.
      Прием   должен  проводиться  в  установленные  и  доведенные  до
сведения  граждан  дни  и часы, в удобное для них время, в необходимых
случаях - в вечерние часы, по месту работы и (или) жительства.
      Должностные   лица   несут   персональную   ответственность   за
организацию личного приема граждан и рассмотрение их обращений.
      Порядок   личного   приема   граждан  регулируется  положениями,
утвержденными соответствующими органами.

      ГЛАВА II. Рассмотрение предложений граждан
      Статья   16.   Обязанности   органов   и   должностных   лиц  по
рассмотрению предложений граждан
      Органы  и  должностные лица, к непосредственному ведению которых
относится  рассмотрение  и принятие решений по существу содержащихся в
предложении  вопросов,  обязаны  их рассмотреть в установленные сроки,
объективно  оценить,  принять  мотивированное  решение и дать ответ по
существу предложения.
      Статья     17.     Предложения    граждан,    направленные    на
совершенствование законодательства
      В  соответствии  с  Конституцией  Российской  Федерации, Уставом
(Основным  Законом)  Оренбургской  области граждане могут обращаться с
предложениями   по   совершенствованию  законодательства  Оренбургской
области  в  Законодательное  Собрание  Оренбургской области, к органам
исполнительной власти Оренбургской области.
      Предложения    граждан,    направленные   на   совершенствование
законодательства  области,  обобщаются  и  рассматриваются  комитетами
(комиссиями)  Законодательного Собрания Оренбургской области, органами
исполнительной  власти  Оренбургской  области  и могут учитываться при
составлении планов законопроектной работы.
      Порядок   рассмотрения   законодательных   предложений   граждан
определяется  Законодательным  Собранием Оренбургской области и главой
администрации Оренбургской области.

      ГЛАВА III. Рассмотрение заявлений граждан
      Статья   18.   Обязанности   органов   и   должностных   лиц  по
рассмотрению заявлений граждан
      Органы  и  должностные лица, принявшие к рассмотрению заявление,
поступившее от гражданина, обязаны:
      -  рассмотреть  заявление  по существу в установленные настоящим
Законом сроки;
      - принять обоснованное решение и обеспечить его исполнение;
      -  сообщить  заявителю  о  результатах  рассмотрения заявления и
принятом по нему решении;

      -  в случае неудовлетворения требований, изложенных в заявлении,
довести   до   сведения  заявителя  мотивы  отказа,  а  также  указать
возможный порядок обжалования принятого по заявлению решения.

      ГЛАВА IV. Рассмотрение жалоб граждан
      Статья 19. Подача жалобы
      Гражданин  вправе  обжаловать  любые  действия  (бездействие)  и
решения  органов  и  должностных  лиц, а также информацию, послужившую
основанием   для   совершения   ими  действий  (принятия  решений),  в
вышестоящий орган (должностному лицу).
      Жалоба  подается  вышестоящим  в  порядке  подчиненности органам
(должностным  лицам),  в непосредственном подчинении которых находятся
органы  и  должностные  лица,  решения  которых, а также неправомерные
действия (бездействие) которых обжалуются.
      Статья 20. Права граждан при рассмотрении жалобы
      Гражданин, обратившийся с жалобой, имеет право:
      -  лично довести до сведения должностного лица, рассматривающего
жалобу, обстоятельства, приведшие к нарушению его прав;
      -  представлять  дополнительные  сведения или ходатайствовать об
их   истребовании  органом  или  должностным  лицом,  рассматривающими
жалобу;
      -  получить  в установленный срок официальный ответ в письменной
форме о результатах рассмотрения жалобы;
      -  требовать  возмещения  морального  и  материального  ущерба в
установленном законом порядке;
      - пользоваться услугами доверенного лица, адвоката.
      Статья 21. Обязанности должностных лиц по рассмотрению жалобы
      Должностное  лицо,  в  компетенцию  которого входит рассмотрение
соответствующей жалобы, обязано:
      - принять жалобу и зарегистрировать ее;
      -  рассмотреть  жалобу  по  существу  в  установленный настоящим
Законом  срок, объективно оценить изложенные в ней факты, проверить их
достоверность;
      -   незамедлительно  принять  меры  к  пресечению  неправомерных
решений,  действий  (бездействия),  посягающих  на  права  и  законные
интересы граждан;
      -  в  случае  необходимости  выехать  на  место для обследования
обстоятельств,   породивших   жалобу,  истребовать  у  тех  органов  и
должностных  лиц, на которых поступила жалоба, необходимые материалы и
объяснения, пригласить свидетелей и специалистов;
      -  принять  мотивированное  и  основанное  на  законе решение по
жалобе и обеспечить его реальное исполнение;
      -  сообщить  гражданину  о  результатах  рассмотрения  жалобы  и
принятом  по  ней  решении  в  установленный  настоящим Законом срок в
письменной форме.
      Рассмотрение  жалобы  прекращается,  если  в  ходе проверки было
установлено,   что   автор  указал  ложные  фамилию,  адрес  и  другие
недостоверные сведения.
      Статья 22. Решение по жалобе
      По  итогам  рассмотрения  жалобы  принимается  одно из следующих
решений:
      -  о  полном или частичном удовлетворении жалобы, восстановлении
нарушенного права гражданина;
      - об отказе в полном или частичном удовлетворении жалобы.
      Решение  по  жалобе  должно  содержать мотивы и факты, ссылки на
конкретные  статьи  закона  или  иного  нормативного  правового  акта,
указание  об  отмене  или изменении обжалуемого решения; в необходимых
случаях  -  указание  о  необходимости  привлечения должностного лица,
принявшего     незаконное    решение,    к    установленной    законом
ответственности, а также порядок обжалования принятого решения.
      Гражданин   вправе  обжаловать  решение,  принятое  органом  или
должностным  лицом  по  его  первичной  жалобе,  в  вышестоящий  орган
(должностному    лицу)    или   в   суд   в   порядке,   установленном
законодательством Российской Федерации и Оренбургской области.
      Статья 23. Последствия принятия решения по жалобе
      Если  жалоба  признана  подлежащей  удовлетворению полностью или
частично,  орган  или  должностное  лицо, принявшие решение по жалобе,
обязаны  принять необходимые меры для восстановления нарушенного права
гражданина,  а  также  по  просьбе гражданина проинформировать об этом
заинтересованных в рассмотрении жалобы лиц.
      Если   порочащие   гражданина   сведения   были  опубликованы  в
средствах  массовой  информации,  орган  или  должностное лицо обязаны
принять  меры  к  публикации  опровержения  в  порядке,  установленном
Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации".

      ГЛАВА V. Рассмотрение ходатайств граждан
      Статья 24. Оформление и подача ходатайств
      Ходатайства   оформляются   в   случаях  и  по  вопросам,  прямо
установленным  законодательством  Российской  Федерации и Оренбургской
области.
      Ходатайства   подаются   в  органы  и  их  должностным  лицам  и
рассматриваются  в  сроки,  установленные законодательством Российской
Федерации и настоящим Законом.
      Ходатайства   принимаются   к   рассмотрению  при  наличии  всех
необходимых   и   правильно   оформленных   документов  по  специально
установленной форме.
      Статья  25.  Отказ  в  принятии  к  рассмотрению  и  регистрации
ходатайства
      При  отказе  в принятии к рассмотрению и регистрации ходатайства
заявителю  направляется  письменное  уведомление  с  указанием  причин
отказа и порядка обжалования решения.
      Статья 26. Решение по ходатайству
      О  решении,  принятом  по ходатайству, заявитель информируется в
течение десяти дней со дня его принятия.

      ГЛАВА VI. Коллективные обращения граждан
      Статья 27. Подача коллективных обращений
      Коллективные  обращения граждан рассматриваются в соответствии с
требованиями  статей  настоящего Закона (за исключением статей 6, 24 -
26),  регулирующих порядок подачи, рассмотрения письменных обращений в
виде предложений, заявлений, жалоб.
      Коллективные  обращения граждан, принятые на собраниях (сходах),
конференциях,   митингах,   подлежат   рассмотрению   так  же,  как  и
индивидуальные обращения, поданные в письменной форме.
      Коллективные   обращения   в   органы   государственной   власти
Оренбургской  области и органы местного самоуправления (петиции) могут
подаваться  от имени участников собрания (схода), конференции, митинга
выборными лицами, обладающими представительскими полномочиями.

      ГЛАВА  VII.  Ответственность  за  нарушение  законодательства об
обращениях граждан
      Статья  28.  Ответственность  за  нарушение  законодательства  о
рассмотрении обращений граждан
      Нарушение  установленного настоящим Законом порядка рассмотрения
обращений  граждан,  неправомерный отказ в их приеме, нарушение сроков
рассмотрения  обращений,  уклонение  от  объективного  разбирательства
обращений,  принятие  заведомо  необоснованного,  незаконного решения,
предоставление  недостоверной  информации  либо разглашение сведений о
частной  жизни  гражданина влекут ответственность виновных должностных
лиц в соответствии с установленным Законом порядком.
      Статья  29.  Ответственность за преследование гражданина в связи
с его обращением
      Преследование  гражданина  за  содержащуюся  в обращении критику
влечет  ответственность  виновных  должностных  лиц  в  соответствии с
законодательством Российской Федерации.
      Статья 30. Ответственность граждан за содержание их обращений
      Граждане,   чьи  обращения  содержат  материалы  клеветнического
характера,  выражения,  оскорбляющие  честь  и достоинство других лиц,
привлекаются  к  ответственности  в  соответствии  с законодательством
Российской Федерации.
      Граждане,  чьи  обращения  содержат  заведомо  ложные  сведения,
которые   влекут   значительные   материальные  затраты,  связанные  с
рассмотрением  обращений,  могут  быть  привлечены к ответственности в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
      Статья  31.  Ответственность за исполнение решений по обращениям
граждан
      Должностные  лица  органов  государственной  власти Оренбургской
области,  должностные  лица  органов  местного самоуправления, а также
руководители     предприятий,     учреждений,     организаций    несут
ответственность  за  неисполнение  или ненадлежащее исполнение решений
по  обращениям  граждан  в соответствии с законодательством Российской
Федерации и Оренбургской области.

      ГЛАВА   VIII.   Контроль   за  исполнением  законодательства  об
обращениях граждан
      Статья   32.   Контроль   за   соблюдением  законодательства  об
обращениях граждан
      Органы  и  должностные  лица  в  порядке  подчиненности  обязаны
систематически  проверять  состояние  дел  по  рассмотрению  обращений
граждан,  принимать  меры  к  устранению причин и условий, порождающих
нарушения  прав  и  охраняемых  Законом  интересов граждан, вызывающих
поступление повторных заявлений и жалоб.

      ГЛАВА IX. Заключительное положение
      Статья 33. Вступление в силу настоящего Закона
      Настоящий   Закон  вступает  в  силу  со  дня  его  официального
опубликования.

      Глава администрации 
      области          В.В. ЕЛАГИН

      7 декабря 1999 года N 396/84-ОЗ



Информация по документу
Читайте также