Расширенный поиск
Закон Оренбургской области от 25.11.2005 № 2736/497-III-ОЗЗ А К О Н ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2010 ГОДЫ" (В редакции Законов Оренбургской области от 11.05.2006 г. N 165/42-IV-ОЗ; от 29.12.2006 г. N 873/174-IV-ОЗ; от 04.05.2008 г. N 2094/440-IV-OЗ; от 29.04.2010 г. N 3544/816-IV-ОЗ; от 17.11.2010 г. N 4007/918-IV-ОЗ) Принят Законодательным Собранием области 9 ноября 2005 года Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие научно-технической и инновационной деятельности в Оренбургской области на 2006-2010 годы". Статья 2. Правительству Оренбургской области при формировании бюджетов на 2006-2010 годы предусматривать необходимые ассигнования на финансирование указанной программы. (В редакции Закона Оренбургской области от 11.05.2006 г. N 165/42-IV-ОЗ) Статья 3. Рекомендовать органам местного самоуправления Оренбургской области при формировании бюджетов на 2006-2010 годы предусматривать необходимые ассигнования на финансирование мероприятий по инновационному развитию муниципальных образований. Статья 4. Настоящий Закон вступает в силу после его официального опубликования. Глава администрации (губернатор) Оренбургской области А.А.Чернышев г. Оренбург, Дом Советов 25 ноября 2005 года N 2736/497-III-ОЗ Приложение к Закону Оренбургской области от 25 ноября 2005 года N 2736/497-III-ОЗ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2010 ГОДЫ" (далее - Программа) (В редакции Законов Оренбургской области от 11.05.2006 г. N 165/42-IV-ОЗ; от 29.12.2006 г. N 873/174-IV-ОЗ; от 29.04.2010 г. N 3544/816-IV-ОЗ; от 17.11.2010 г. N 4007/918-IV-ОЗ) г. Оренбург 2005 год ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Основание для Федеральный закон от 06.10.99 N 184-ФЗ разработки "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации 30.03.2002 N Пр- 576; Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации, утвержденные Президентом Российской Федерации 30.03.2002 N Пр- 577; Перечень критических технологий Российской Федерации, утвержденный Президентом Российской Федерации 30.03.2002 N Пр-578; Закон Оренбургской области от 27.07.98 N 87/14-ОЗ "Об инновационной деятельности в Оренбургской области"; постановление администрации области от 27.05.2004 N 112-п "О плане действий администрации области в сфере научной и инновационной деятельности на 2004-2005 годы" Государственный Правительство Оренбургской области заказчик Основные Министерство промышленной политики и разработчики инноваций Оренбургской области, Оренбургский научный центр УрО РАН (В редакции Закона Оренбургской области от 11.05.2006 г. N 165/42-IV-ОЗ) Основная цель Ориентация научной деятельности на ускорение социально-экономического развития региона, создание региональной инновационной системы, направленной на обеспечение экономических, правовых и организационных условий для поэтапного перехода отраслей экономики области на инновационный путь развития на основе эффективного использования научно- технического потенциала, ускоренного внедрения и коммерциализации наукоемких технологий Основные задачи Определение и реализация приоритетов в сфере проблемно-ориентированных поисковых и прикладных исследований в интересах получения новых знаний, составляющих основу технологических инноваций и обеспечивающих конкурентоспособность экономики. Разработка нормативного, правового и методического обеспечения развития инновационной деятельности в области. Создание условий для становления и развития государственной поддержки инновационной деятельности в области. Содействие реализации на предприятиях и организациях области наукоемких инвестиционных проектов, разработка и распространение инновационных технологий. Содействие созданию и развитию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в отраслях экономики области. Формирование и развитие системы обучения и переподготовки кадров в сфере инноваций. Информационное обеспечение субъектов инновационной деятельности. Развитие межрегионального и международного сотрудничества в инновационной сфере. Содействие в привлечении частного и банковского капитала к внедрению инноваций в отраслях экономики области Срок и этапы Срок реализации Программы - 2006-2010 реализации годы. Этапы реализации Программы: первый этап - 2006-2007 годы. Совершенствование нормативной правовой базы и становление инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, создание условий для реализации научных и технологических приоритетов и внедрения инноваций на предприятиях различных отраслей экономики области; второй этап - 2008-2010 годы. Содействие в дальнейшем развитии областной инновационной системы, создание условий для ускоренного роста инновационного сектора в отраслях экономики области Перечень основных Реализация научных и технологических мероприятий приоритетов на основе финансируемых за счет средств областного бюджета проблемно-ориентированных поисковых исследований и прикладных разработок. Совершенствование и развитие кадрового потенциала в научно-технической и инновационной сферах. Создание системы информационного обеспечения научной и инновационной деятельности. Содействие образованию научно-производственных комплексов и стимулирование предприятий и организаций к внедрению инноваций. Государственная поддержка реализации инновационных проектов. Формирование и развитие инновационной инфраструктуры Исполнители Министерство промышленной политики и основных мероприятий инноваций Оренбургской области. Оренбургский научный центр УрО РАН, предприятия и организации существующей областной инновационной инфраструктуры, высшие учебные заведения, промышленные предприятия, отраслевые НИИ и КБ, научные организации и коллективы, организации инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, создаваемые в ходе реализации Программы (В редакции Закона Оренбургской области от 11.05.2006 г. N 165/42-IV-ОЗ) Объем и источники Общий объем финансирования Программы финансирования составляет 65,52 млн. рублей, в том числе: в 2006 году - 10,02 млн. рублей; в 2007 году - 13,95 млн. рублей; в 2008 году - 14,65 млн. рублей; в 2009 году - 15,9 млн. рублей; в 2010 году - 11,0 млн. рублей. (В редакции Законов Оренбургской области от 29.12.2006 г. N 873/174-IV-ОЗ; от 17.11.2010 г. N 4007/918-IV-ОЗ) Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Финансирование расходов, связанных с реализацией Программы, осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в областном бюджете на научные исследования на очередной финансовый год. В качестве дополнительных источников финансирования могут быть привлечены средства федерального и муниципальных бюджетов, российских и международных кредитно-финансовых организаций и фондов, средства предприятий и индивидуальных предпринимателей Ожидаемые конечные Внедрение новых технологий на результаты предприятиях и в организациях области. Повышение доли инновационной продукции в объеме реализованной промышленной продукции до 5-8 процентов. Увеличение количества предприятий, внедряющих научно-технические и инновационные разработки в производство, до 12-15 процентов. Дополнительные ежегодные поступления в бюджеты всех уровней составят к концу реализации Программы свыше 100 млн. рублей в год. Создание новых рабочих мест. Рост инвестиций на предприятиях области за счет развития инновационной деятельности до 10 процентов в год Система организации Административный контроль за контроля реализацией Программы и координацию деятельности исполнителей осуществляет министерство образования Оренбургской области. (В редакции Закона Оренбургской области от 29.04.2010 г. N 3544/816-IV-ОЗ) Контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляет министерство финансов Оренбургской области и другие контролирующие органы в соответствии с действующим законодательством. Система управления предусматривает постоянный мониторинг достигнутых результатов с коррекцией Программы на основе накопленного опыта и контроля запланированных показателей (В редакции Закона Оренбургской области от 11.05.2006 г. N 165/42-IV-ОЗ) 1. Анализ исходной ситуации и обоснование Программы Стабилизационные тенденции развития мировой экономики свидетельствуют о возрастающем влиянии научно-технической и инновационной деятельности на темпы экономического роста. Влияние научно-технического потенциала на социально-экономическое развитие региона оценивается удельным весом инновационной продукции в общем объеме продукции. Оренбургская область сохраняет высокий научно-технический потенциал, высококвалифицированные научные и инженерные кадры, имеет огромные природные ресурсы, большой потенциал внутреннего рынка. На начало 2005 года на территории Оренбургской области зарегистрировано свыше 30 научно-исследовательских и проектно- конструкторских организаций, 35 высших учебных заведений. В данных организациях трудятся около 300 докторов наук и более 2 500 кандидатов наук. Значительная роль в разработке и внедрении передовых технологий в регионе должна принадлежать научным организациям Оренбургской области. Ежегодно проводимые выставки научно- технических разработок научно-исследовательских и проектных организаций региона показали, что в организациях имеется научный и научно-технический задел для положительного решения большого объема задач. В связи с этим развитие инновационной сферы деятельности приобретает особую важность, так как именно в этой сфере происходит превращение научно-технического продукта, базирующегося на результатах фундаментальных и прикладных исследований, в рыночный товар с высокими потребительскими свойствами. Основными принципами, на базе которых формируется политика органов государственной власти Оренбургской области в части развития научно-технической и инновационной деятельности, являются получение новых знаний в области прикладной науки, решение актуальных научно-технических проблем, создание конкурентоспособной техники, новых технологий и материалов, развитие экспортного научно- технического потенциала, формирование рынка научно-технической продукции, эффективное управление результатами интеллектуальной деятельности и вовлечение ее в хозяйственный оборот. Разработка и внедрение высоких технологий на приоритетных направлениях социально-экономического развития Оренбургской области, то есть переход на инновационный путь развития, требуют серьезной работы по созданию соответствующей поставленным задачам рыночно ориентированной комплексной системы обеспечения научно- технической и инновационной деятельности в Оренбургской области при активном государственном участии в ходе ее создания и функционирования. В Оренбургской области за последнее десятилетие в экономике произошли коренные изменения, основанные на рыночных механизмах. В настоящее время наблюдается рост объемов производства в различных отраслях экономики. Но, несмотря на наметившиеся в последние годы определенные положительные сдвиги, более интенсивный рост промышленного производства сдерживается отсутствием достаточной научно-технической, маркетинговой и управляющей поддержки, которая позволила бы в короткие сроки преодолеть проблему продвижения на рынки новой продукции и (или) новых технологических процессов, а также обновления основных фондов производственной базы. На многих промышленных предприятиях Оренбургской области не обновляются технологии и основное производственное оборудование. Не развита инфраструктура поддержки инновационной деятельности. Области необходим интегрированный механизм (инновационные центры, техновнедренческие зоны, консалтинговые фирмы, информационно- правовые центры и т.д.) поддержки инновационной деятельности, обеспечивающий ускоренное продвижение инноваций на рынок, коммерциализацию завершенных НИОКР, а также инновационных проектов промышленных предприятий. К числу неблагоприятных факторов, влияющих на продвижение инновационных проектов, следует отнести снижение потенциала рынка труда, вызванное оттоком высококвалифицированных кадров из промышленности в другие сферы хозяйственной деятельности и, как следствие, трудности при формировании новых высокотехнологических производств. Лишь 7,5 процента предприятий и организаций производят наукоемкую продукцию, которая в общем объеме промышленного производства составляет 2,6 процента. Работающие в настоящее время на промышленных предприятиях специалисты не имеют достаточной подготовки и опыта в области инновационного менеджмента и бизнес-планирования. Отсутствие качественно выполненных бизнес-планов в значительной мере препятствует привлечению в инновационные проекты как прямых инвестиций, так и банковских кредитов. На современном этапе структурной перестройки и технологической модернизации отраслей экономики проблемы развития инновационной деятельности, а также создания условий для продвижения научно-технических разработок на рынок являются исключительно важными и актуальными для Оренбургской области и требуют формирования целостной системы мер государственного (областного) стимулирования инновационной деятельности в области на основе программно-целевого подхода. 2. Цель и задачи Программы. Срок и этапы ее реализации Целью областной целевой программы "Развитие научно- технической и инновационной деятельности в Оренбургской области на 2006-2010 годы" является ориентация научной деятельности на ускорение социально-экономического развития региона, создание региональной инновационной системы, направленной на обеспечение экономических, правовых и организационных условий для поэтапного перехода отраслей экономики области на инновационный путь развития на основе эффективного использования научно-технического потенциала, ускоренного внедрения и коммерциализации наукоемких технологий. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить и реализовать приоритеты в сфере проблемно- ориентированных поисковых и прикладных исследований в интересах получения новых знаний, составляющих основу технологических инноваций и обеспечивающих конкурентоспособность экономики; разработать нормативное, правовое и методическое обеспечение развития инновационной деятельности в области; создать условия для развития государственной поддержки инновационной деятельности в области; оказывать содействие в реализации на предприятиях и организациях области наукоемких инвестиционных проектов, в разработке и распространении инновационных технологий; оказывать содействие в создании и развитии инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в отраслях экономики области; сформировать и развить систему обучения и переподготовки кадров в сфере инноваций; организовать информационное обеспечение субъектов инновационной деятельности; способствовать развитию межрегионального и международного сотрудничества в инновационной сфере; содействовать привлечению частного и банковского капитала к внедрению инноваций в отраслях экономики области. Программа сформирована на основе принципа добровольности участия предприятий и организаций в мероприятиях по ее реализации. Программа ориентирована на предприятия и организации с устойчивым финансово-экономическим положением, имеющие детально проработанные перспективные планы собственной деятельности в виде комплексных программ развития на долгосрочный период или отдельных научных, инновационных и инвестиционных проектов. Реализация Программы осуществляется в два этапа. Первый этап - 2006-2007 годы. На этом этапе предстоит сформировать нормативно-правовую базу для развития инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, создать условия для реализации научных и технологических приоритетов и внедрения инноваций на предприятиях различных отраслей экономики области. Второй этап - 2008-2010 годы. На этом этапе планируется создание условий для ускоренного роста инновационного сектора в отраслях экономики области и оказание содействия в дальнейшем развитии областной инновационной системы. 3. Система программных мероприятий Областная целевая программа "Развитие научно-технической и инновационной деятельности в Оренбургской области на 2006-2010 годы" ориентирована как на потребности Оренбургской области, так и на потребности внешнего рынка других областей Приволжского федерального округа Российской Федерации. Система программных мероприятий (приложение 1) определяет скоординированный порядок работ по стимулированию предприятий и организаций к использованию научно-технического потенциала, внедрению наукоемких технологий, содействию в создании малых инновационных предприятий, привлечению внешних инвестиций в инновационную сферу, развитию инфраструктуры инновационной деятельности, рекламно-информационной поддержки и кадровому обеспечению участников Программы. Предлагаемые мероприятия Программы стимулируют предприятия к активизации работ по внедрению передовых технологий и освоению производства новых видов продукции, что в итоге определит дальнейшие перспективные направления их развития, укрепит финансово- экономическое положение и расширит налогооблагаемую базу. Предложенная структура Программы позволяет вести непрерывную работу по внесению в производство инновационных проектов и, таким образом, внедрять новые прогрессивные технологии, обеспечивающие быструю окупаемость финансовых ресурсов, потраченных на их внедрение. 4. Механизм реализации Программы Достижение основной цели Программы предполагает объединение усилий исполнительных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти и местного самоуправления Оренбургской области, организаций научно-технической и инновационной сферы и предприятий отраслей экономики области. Создание законодательного механизма реализации Программы включает в себя разработку и совершенствование нормативно-правовой базы, касающейся инновационной деятельности, вопросов научно- технического развития области, позволит рационально использовать бюджетные и налоговые полномочия Оренбургской области при оказании государственной (областной) поддержки научно-технической и инновационной деятельности. Проведение совместно с органами местного самоуправления единой политики в сфере научно-технической и инновационной деятельности предусматривает осуществление мер государственной поддержки муниципальных образований с высокой концентрацией научно- технического, промышленного и образовательного потенциала, разработку, утверждение и выполнение совместных планов мероприятий по развитию инновационной деятельности. Управление Программой осуществляет министерство образования Оренбургской области. (В редакции Закона Оренбургской области от 29.04.2010 г. N 3544/816-IV-ОЗ) Общее руководство и организация работ по реализации Программы осуществляются министром образования Оренбургской области. (В редакции Закона Оренбургской области от 29.04.2010 г. N 3544/816-IV-ОЗ) Координация исполнения Программы будет осуществляться за счет следующих организационных мероприятий: системного мониторинга осуществления этапов реализации Программы и ее отдельных мероприятий; формирования ежегодных планов действий Правительства Оренбургской области в сфере научной и инновационной деятельности; (В редакции Закона Оренбургской области от 11.05.2006 г. N 165/42-IV-ОЗ) разработки и реализации научного, методического, информационно-технического и организационного обеспечения реализации Программы; инициирования разработки и реализации отдельных работ по выполнению мероприятий Программы на уровне муниципальных образований области; ежегодного уточнения, корректировки с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств, целевых показателей и затрат по программным мероприятиям, механизма реализации Программы и состава исполнителей; организации экспертизы и конкурсного отбора инновационных проектов Программы на основе проведенных маркетинговых исследований спроса и предложений рынка инновационных ресурсов; представления интересов инновационно активных предприятий на федеральном и межрегиональном уровнях и в зарубежных организациях. Организационный механизм реализации Программы предусматривает: 1. Объединение предприятий и организаций в ассоциативные организации - региональные, межрегиональные, отраслевые, а также их участие в создании федеральных и областных научно-производственных центров, налаживании субконтракционных и кооперационных связей между ними. 2. Развитие инновационной инфраструктуры путем создания новых инновационных бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических, инновационно-производственных центров и др. Для ускоренного продвижения инноваций на рынок предполагается образование и использование технопарков в качестве лабораторно-производственной базы коллективного пользования. 3. Формирование финансово-кредитной, страховой инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в отраслях экономики. Экономический механизм реализации Программы включает в себя: 1. В рамках реализации федеральных целевых программ софинансирование разработки и внедрения научно-технических и инновационных проектов. Механизмы привлечения и использования долевых финансовых средств федерального уровня определяются соответствующими соглашениями, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Оренбургской области. 2. Привлечение внебюджетных средств для реализации перспективных инновационных проектов, в том числе через межрегиональные и международные венчурные ярмарки, фонды. Механизм и объемы привлечения финансовых средств из внебюджетных источников, федеральных и местных бюджетов будут уточняться по мере реализации Программы. Организациями-исполнителями могут являться предприятия и организации существующей областной инновационной инфраструктуры, высшие учебные заведения, промышленные предприятия, отраслевые НИИ и КБ, научные организации и коллективы, организации инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, создаваемые в ходе реализации Программы, и другие предприятия и организации, привлекаемые для участия в Программе по согласованию или на договорной основе. Обеспечение реализации Программы предусматривает объединение производственно-технологических и финансовых ресурсов с целью эффективной реализации Программы. Источниками производственно-технологических ресурсов для решения задач опытного и промышленного освоения инноваций будут являться областные научные организации, вузы, научно- производственные комплексы, малые инновационные предприятия и технопарки, высокотехнологичные компании, крупные и средние промышленные предприятия. 5. Ресурсное обеспечение Программы Одним из главных условий реализации Программы является ее стабильное финансовое обеспечение. Оно основывается на ее целевой ориентации и множественности источников финансирования. Финансирование осуществляется за счет привлечения средств бюджетов всех уровней и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации. Научно-технические и инновационные проекты, включенные в федеральные целевые, адресные и ведомственные программы на условиях софинансирования, будут финансироваться за счет средств областного бюджета в первоочередном порядке. На первом этапе Программа рассчитана на то, чтобы, используя эффективные для областного бюджета механизмы, облегчить предприятиям процесс внедрения перспективных технологий с целью привлечения инвестиций, в том числе банковских кредитов. На втором этапе в ходе совместной работы с реальными частными инвесторами, в том числе венчурными фондами и финансовыми организациями, предполагается создать систему финансирования инновационной деятельности, максимально использующую различные рыночные инструменты привлечения финансовых ресурсов. Основными источниками финансирования Программы являются: средства федерального бюджета, выделяемые на финансирование программ министерств и ведомств в части участия в них региональных целевых программ и проектов; средства федерального бюджета, выделяемые для финансирования в рамках ФЦП и ФАИП, бюджетов министерств и ведомств; средства областного бюджета, в том числе: а) бюджетные субсидии и субвенции на осуществление определенных целевых программных мероприятий; б) инвестиционный налоговый кредит; собственные средства участников Программы, полученные от проведения программных мероприятий, реализации инновационных проектов; средства внебюджетных источников (целевые отчисления от прибыли участников Программы; кредиты коммерческих банков, привлекаемые для реализации Программы под гарантии Правительства Оренбургской области; финансовые ресурсы специализированных международных фондов, программ, гранты). (В редакции Закона Оренбургской области от 11.05.2006 г. N 165/42-IV-ОЗ) Важнейшим источником финансирования Программы из федерального бюджета будет привлечение ассигнований на финансирование научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ промышленных предприятий, НИИ и КБ, вузов в рамках федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы. На активизацию инструментов стимулирования инновационной активности будет направлена реализация на территории области следующих федеральных целевых программ: "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 годы", "Национальная технологическая база на 2002-2006 годы", "Электронная Россия (2002-2010)" и др. Бюджетные средства будут использоваться для преодоления так называемого инновационного разрыва, когда необходимо перейти от лабораторного макета к промышленным образцам с отработанной технологией и технической документацией. После завершения стадии создания промышленных образцов начало производства должно обеспечиваться внебюджетными средствами. В качестве финансового обеспечения Программы планируются затраты из областного бюджета (приложение 2). В качестве дополнительных источников финансирования будут привлечены средства федерального и муниципальных бюджетов, российских и международных кредитно-финансовых организаций и фондов, средства предприятий и индивидуальных предпринимателей. Общий объем финансирования Программы из областного бюджета составляет 67,92 млн. рублей. 6. Ожидаемые результаты реализации Программы Программа призвана создать благоприятные экономические, организационные, правовые и иные условия для эффективного использования научно-технического потенциала и развития инновационной деятельности в отраслях экономики Оренбургской области в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, а также совершенствования механизмов предоставления финансовой, организационно-правовой, информационно- консультационной, маркетинговой и других видов поддержки инновационно активных промышленных предприятий, других организаций инновационной сферы на начальном этапе и формирования в конечном итоге самодостаточных, динамично развивающихся инновационных кластеров в отраслях экономики области. В соответствии с поставленными целями и задачами ежегодно, а также по окончании каждого из этапов реализации Программы представляются качественные, количественные результаты ее выполнения. В качестве основных индикаторов изменения социально- экономического положения региона в результате реализации программных мероприятий являются следующие показатели: доля инновационной продукции в валовом региональном продукте (ВРП); число созданных и сохраненных рабочих мест в целом и в отраслевом разрезе; инновационная составляющая рейтинга инвестиционной привлекательности региона; доля работающих в сфере высокотехнологичного производства относительно всех занятых в сфере производства; доля объема новой и усовершенствованной продукции в отраслевом разрезе; отношение инновационных затрат в производственном секторе к объему общего оборота; количество патентов, используемых в высокотехнологичных отраслях, приходящееся на 100 000 населения Оренбургской области; количество малых инновационных предприятий и их доли в ВРП; оценка влияния реализуемых в рамках Программы проектов и мероприятий на экологическую обстановку. В результате реализации Программы будут достигнуты следующие результаты: реализация перспективных и приоритетных для экономики области инновационных проектов с помощью финансовой и налоговой поддержки областного бюджета, которые не могут быть быстро и успешно реализованы в рамках действия только рыночных механизмов; организация системы обучения, повышения квалификации и информирования руководителей предприятий по вопросам управления инновационным развитием производства, коммерциализации технологий, защиты интеллектуальных прав на новые технологии; внедрение новых технологий на предприятиях области; формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Оренбургской области. Экономический эффект от реализации Программы выразится в следующем: в повышении удельного веса инновационной продукции в объеме реализованной промышленной продукции до 5-8 процентов; увеличении количества предприятий, внедряющих научно- технические и инновационные разработки в производство до 12-15 процентов; росте инвестиций на предприятиях области за счет развития инновационной деятельности до 10 процентов; выходе не менее 5-7 процентов предприятий промышленного комплекса области на международные рынки инновационных проектов и высокотехнологичной продукции; дополнительных ежегодных поступлениях в бюджеты всех уровней, которые к концу реализации Программы составят свыше 100 млн. рублей в год. Достигнутые количественные показатели развития инновационной деятельности в промышленности в значительной степени трансформируются в качественные социальные результаты: создание новых рабочих мест; рост заработной платы в инновационном секторе промышленности будет опережать средние годовые темпы роста по всему промышленному комплексу на 20-25 процентов; обеспечение условий для комплексного решения экологических проблем путем разработки и внедрения в производство энергоэффективных и экологически чистых технологий. 7. Организация управления и система контроля за исполнением Программы Административное руководство, контроль за ходом реализации Программы и координацию работы исполнителей программных мероприятий осуществляет министерство образования Оренбургской области, который в ходе реализации Программы: (В редакции Законов Оренбургской области от 11.05.2006 г. N 165/42-IV-ОЗ; от 29.04.2010 г. N 3544/816-IV-ОЗ) организует на конкурсной основе отбор исполнителей работ (услуг) по выполнению мероприятий Программы, готовит к заключению договоры и контракты в установленном законодательством порядке; осуществляет подготовку проектов постановлений и распоряжений Правительства Оренбургской области, других нормативных правовых документов, направленных на обеспечение реализации Программы; (В редакции Закона Оренбургской области от 11.05.2006 г. N 165/42-IV-ОЗ) осуществляет межведомственную координацию работ по выполнению программных мероприятий в Оренбургской области; проводит мониторинг реализации Программы и осуществляет контроль за целевым использованием средств областного бюджета с составлением итоговых отчетов, которые представляются в министерство финансов Оренбургской области, федеральным органам исполнительной власти, принимавшим участие в долевом финансировании программных мероприятий в установленном порядке; (В редакции Закона Оренбургской области от 11.05.2006 г. N 165/42-IV-ОЗ) проводит согласование объемов финансирования Программы; подготавливает предложения по корректировке Программы, в том числе по содержанию мероприятий, исполнителям, объемам и источникам финансирования. В соответствии с условиями заключенных соглашений предприятия и организации-исполнители программных мероприятий осуществляют оперативный контроль за их выполнением с представлением в министерство образования Оренбургской области ежеквартальных информационно-аналитических и финансовых отчетов о ходе их выполнения с отражением достигнутого уровня показателей социально-экономической эффективности. (В редакции Закона Оренбургской области от 29.04.2010 г. N 3544/816-IV-ОЗ) Контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется министерством финансов Оренбургской области и другими уполномоченными органами в соответствии с действующим законодательством в установленном порядке. (В редакции Закона Оренбургской области от 11.05.2006 г. N 165/42-IV-ОЗ) Приложение к Программе Программные мероприятия (В редакции Законов Оренбургской области от 11.05.2006 г. N 165/42-IV-ОЗ; от 04.05.2008 г. N 2094/440-IV-OЗ; от 29.04.2010 г. N 3544/816-IV-ОЗ) ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование мероприятия | Срок | Содержание | Ожидаемые результаты | | п/п | |выполне-| мероприятия | | | | | ния | | | |------|---------------------------|--------|-------------------------------|-----------------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |------|---------------------------|--------|-------------------------------|-----------------------------| | 1. Реализация научных и технологических приоритетов, обеспечивающих конкурентоспособность экономики | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1.1. |Проведение за счет средств| 2006- |Осуществление |Разработка научных проектов,| | |областного бюджета| 2010 |проблемно-ориентированных |имеющих важное значение для| | |проблемно-ориентированных | годы |фундаментальных, прикладных и|социально-экономического | | |поисковых исследований| |гуманитарных исследований |развития Оренбургской| | |прикладных разработок | | |области. Получение новых| | | | | |научных и научно-технических| | | | | |результатов | |------|---------------------------|--------|-------------------------------|-----------------------------| | 1.2. |Создание условий для| 2006- |Содействие проведению в|Обмен научным опытом,| | |развития и укрепления| 2010 |Оренбургской области|координация научных| | |научно-технического | годы |международных, всероссийских,|исследований и освещение| | |сотрудничества | |межрегиональных и региональных|достижений в области научных| | | | |научных и научно-практических|разработок | | | | |семинаров, симпозиумов,| | | | | |конференций | | |------|---------------------------|--------|-------------------------------|-----------------------------| | 1.3. |Организация системы| 2006- |Проведение ежегодных областных|Повышение престижа научного| | |поощрения лучших научных| 2010 |конкурсов на соискание премий|труда | | |коллективов и отдельных| годы |Правительства Оренбургской | | | |ученых | |области в сфере науки и техники| | |------|---------------------------|--------|-------------------------------|-----------------------------| | 2. Совершенствование и развитие кадрового потенциала в научно-технической и инновационной сферах | |------|--------------------------------------------------------------------------------------------------| | 2.1. |Создание и развитие системы| 2006- |Включение в учебные планы вузов|Подготовка кадрового резерва| | |подготовки кадров для | 2010 |предметов, касающихся|специалистов по развитию| | |для инновационной сферы| годы |инновационной тематики, защиты|инновационной деятельности. | | |деятельности, проведения | |интеллектуальной собственности| | | |конкурсов, выставок, | |и т.д.; обучение и| | | |конференций, направленных | |переподготовка кадров по| | | |на поддержку талантливой | |инновационным специальностям,| | | |молодежи | |в том числе организация| | | | | |стажировок студентов и| | | | | |аспирантов на промышленных| | | | | |предприятиях. | | | | | |Организация и проведение|Повышение квалификации| | | | |обучающих курсов, тренингов,|управленческих кадров и| | | | |обучающих семинаров,|специалистов промышленности,| | | | |научно-практических |государственных и| | | | |конференций, постоянно|муниципальных служащих в| | | | |действующего «круглого стола»|сфере инновационной| | | | |по проблемам инновационной|деятельности, привлечение| | | | |деятельности. |широкого круга ученых,| | | | | |специалистов для выработки| | | | | |рекомендаций по развитию| | | | | |инновационной деятельности. | | | | |Проведение ежегодных|Стимулирование научной и| | | | |научно-практических конференций|инновационной активности| | | | |молодых ученых и специалистов,|молодых ученых и специалистов| | | | |выставок научно-технического| | | | | |творчества молодежи конкурсов| | | | | |на соикание премий Губернатора| | | | | |Оренбургской области для| | | | | |молодых ученых | | (В редакции Закона Оренбургской области от 29.04.2010 г. N 3544/816-IV-ОЗ) |------|--------------------------------------------------------------------------------------------------| | 2.2. |Организация системы| 2006- |Организация проведения|Повышение привлекательности| | |конкурсного отбора и| 2010 |ежегодных областных конкурсов|труда и уровня| | |поощрения | годы |«Инженер года», «Лучшее|профессионализма | | |специалистов-инноваторов | |предприятие по внедрению|инженерно-технического | | | | |инноваций», «Изобретатель года»|персонала предприятий,| | | | | |формирование интереса к| | | | | |инженерному труду в| | | | | |молодежной среде, выявление| | | | | |лучших инженеров и| | | | | |изобретателей Оренбургской| | | | | |области | |------|--------------------------------------------------------------------------------------------------| | 3. Создание информационной системы развития научно-технической и инновационной деятельности | |------|---------------------------|--------|-------------------------------|-----------------------------| | 3.1. |Проведение мониторинга|2006 |Инвентаризация объектов|Формирование достоверной| | |состояния инновационной|-2010 |интеллектуальной собственности|картины состояния| | |деятельности в|годы |и перспективных|инновационной деятельности в| | |промышленности Оренбургской| |инновационно-технологических |области. | | |области | |разработок в области. | | | | | |Проведение комплексных|Выявление факторов, | | | | |маркетинговых исследований|сдерживающих развитие спроса| | | | |рынка перспективных технологий,|на инновационную продукцию,| | | | |потребителей инновационной|для выработки оптимальных| | | | |продукции и рынков ресурсов для|управленческих решений | | | | |обеспечения инновационной| | | | | |деятельности | | |------|---------------------------|--------|-------------------------------|-----------------------------| | 3.2. |Информационное обеспечение| 2006- |Размещение информационных|Освещение актуальных проблем| | |научной и инновационной| 2010 |материалов, посвященных науке и|развития инновационной| | |деятельности в Оренбургской| годы |инновациям, в средствах|деятельности и публичное| | |области | |массовой информации, в том|обсуждение путей их решения. | | | | |числе: | | | | | |организация циклов телепрограмм|Формирование положительного| | | | |и передач на радио; |общественного мнения и| | | | |публикация в региональных и|доведение информации о| | | | |общероссийских печатных|научно-технической и| | | | |изданиях. |инновационной деятельности до| | | | | |населения области. | | | | |Организация ежемесячного выхода|Популяризация научной и| | | | |периодического печатного|инновационной деятельности на| | | | |издания «Наука Оренбуржья». |территории области. | | | | |Участие в выпуске ежегодного|Доведение информации об| | | | |информационного каталога|инновационных проектах до| | | | |«Инновационные проекты|потенциальных инвесторов. | | | | |Оренбургской области» | | |------|---------------------------|--------|-------------------------------|-----------------------------| | 3.3. |Формирование единого| 2006- |Создание единой сети передачи|Формирование единого| | |информационного ресурса| 2010 |данных между вузами и НИИ|информационного портала для| | |научной и инновационной| годы |области. |обмена базами данных. | | |деятельности в Оренбургской| |Создание и сопровождение|Обеспечение быстрого доступа| | |области | |электронных баз данных|к наиболее актуальной и| | | | |инновационной деятельности в|достоверной информации об| | | | |Оренбургской области:|инновационной деятельности| | | | |инновационных проектов,|всем заинтересованным| | | | |потенциальных инвесторов,|пользователям. | | | | |заказчиков, поставщиков| | | | | |оборудования, подрядчиков и др.| | | | | |Создание и сопровождение|Обеспечение открытого| | | | |информационного Web-сайта в|Интернет-доступа к экспертным| | | | |сети Интернет, посвященного|системам и базам данных,| | | | |научной инновационной тематике,|оперативной информации о| | | | |и размещение на нем|научно-технической | | | | |информационных баз данных |деятельности и инновациях в| | | | | |области | |------|---------------------------|--------|-------------------------------|-----------------------------| | 3.4. |Организация и участие в| 2006- |Оказание содействия|Увеличение количества| | |выставках инновационных| 2010 |предприятиям и организациям|заключенных контрактов;| | |проектов и предложений | годы |области по их участию в|привлечение потенциальных| | | | |межрегиональных, всероссийских|инвесторов и деловых| | | | |и международных выставках|партнеров | | | | |научно-технических и| | | | | |инновационных проектов и| | | | | |разработок. Проведение коучинга| | | | | |предприятий | | |------|--------------------------------------------------------------------------------------------------| | 4. Содействие образованию научно-производственных комплексов и стимулирование крупных и средних | | промышленных предприятий к внедрению инноваций | |------|---------------------------|--------|-------------------------------|-----------------------------| | 4.1. |Стимулирование промышленных| 2006- |Создание благоприятных условий|Закрепление талантливой| | |предприятий к внедрению| 2010 |для привлечения молодых|молодежи на промышленных| | |инноваций | годы |инженерных кадров в|предприятиях. | | | | |промышленности к| | | | | |научно-техническому творчеству.| | | | | |Содействие внедрению на|Привлечение работников| | | | |промышленных предприятиях|промышленных предприятий к| | | | |системы стимулирования и|инновационной деятельности.| | | | |поощрения изобретательства. |Защита интеллектуальной| | | | | |собственности. | | | | |Оказание методической,|Повышение технического уровня| | | | |консультационной и иной помощи|и эффективности| | | | |предприятиям по развитию|производства; снижение| | | | |рационализации |затрат. Увеличение| | | | | |производительности труда | |------|---------------------------|--------|-------------------------------|-----------------------------| | 4.2. |Ориентация промышленных| 2006- |Внедрение на промышленных|Защита отечественного| | |предприятий на проведение| 2010 |предприятиях системы качества|производителя и региональных| | |мероприятий по повышению| годы |ISO-9000, стандарта|рынков промышленной продукции| | |конкурентоспособности | |ISO-9001/2000, OHSAS 18000 и|при вступлении России в ВТО. | | |выпускаемой продукции | |др., стандартов и|Улучшение качества| | | | |управленческих методик,|выпускаемой продукции,| | | | |разработанных объединением|организации труда и| | | | |«Росинформресурс», а также|управления | | | | |CALS/PLM-технологий и др. | | |------|---------------------------|--------|-------------------------------|-----------------------------| | 4.3. |Создание благоприятных| 2006- |Развитие бизнес-инкубаторов,|Внедрение научных разработок| | |условий для организации и| 2010 |технопарков, учебно- |ученых вузов и НИИ области в| | |развития | годы |производственных и научно- |производство. Создание| | |научно-производственных | |производственных комплексов, в |благоприятных условий для| | |комплексов, объединений | |том числе на базе научных |развития инновационных| | | | |учреждений. Содействие |предприятий | | | | |укреплению материально-| | | | | |технической базы организаций и | | | | | |предприятий за счет | | | | | |приобретения приборов и | | | | | |научного оборудования | | (В редакции Закона Оренбургской области от 04.05.2008 г. N 2094/440-IV-OЗ) |------|---------------------------|--------|-------------------------------|-----------------------------| | 5. Государственная поддержка реализации инновационных проектов | |------|--------------------------------------------------------------------------------------------------| | 5.1. |Внедрение механизма| 2006- |Организация конкурсного отбора|Повышение эффективности| | |конкурсного отбора| 2010 |инновационных проектов в|использования бюджетных| | |претендентов на разработку| годы |соответствии с приоритетами|средств. Обеспечение равного| | |и реализацию приоритетных| |научно-технического, |доступа субъектам| | |инновационных проектов.| |экономического и социального|инновационной деятельности к| | |Техническое сопровождение| |развития Оренбургской области |финансовым ресурсам | | |проектов по программе| | | | | |«Старт» и инновационных| | | | | |бизнес-проектов | | | | |------|---------------------------|--------|-------------------------------|-----------------------------| | 5.2. |Оказание государственной| 2006- |Содействие в привлечении|Увеличение объемов| | |поддержки предприятиям и| 2010 |средств федерального бюджета|финансирования из| | |организациям области,| годы |для реализации приоритетных|федерального бюджета| | |разрабатывающим и| |областных инновационных|научно-технических | | |внедряющим перспективные| |проектов. Стимулирование|разработок. Увеличение| | |инновационные проекты | |предприятий и организаций|госзаказа на поставку| | | | |различных форм собственности к|высокотехнологичной продукции| | | | |расширению их участия в|предприятий Оренбургской| | | | |федеральных целевых программах|области | | | | |и федеральной адресной| | | | | |инвестиционной программе,| | | | | |различных конкурсах, проводимых| | | | | |министерствами и ведомствами| | | | | |Российской Федерации | | |------|---------------------------|--------|-------------------------------|-----------------------------| | 5.3. |Формирование системы|2006 год|Участие в организации и|Создание корпоративного| | |финансово-экономического | |оказание содействия в развитии|организационно-финансового | | |обеспечения инновационной| |Оренбургского венчурного|механизма коммерциализации| | |деятельности, минимизации| |инновационного фонда, ОАО «Фонд|результатов инновационной| | |рыночных рисков | |содействия инновациям|деятельности. Создание малых| | | | |«Паутинка» |инновационных предприятий.| | | | | |Увеличение количества| | | | | |реализуемых инновационных| | | | | |проектов | |------|---------------------------|--------|-------------------------------|-----------------------------| | 6. Формирование и развитие инновационной инфраструктуры | |------|--------------------------------------------------------------------------------------------------| | 6.1. |Формирование системы| 2006- |Проведение инвентаризации уже|Выявление эффективно| | |производственно-технологиче| 2010 |действующих организаций|работающих инновационных| | |ской поддержки| годы |инфраструктуры инновационной|организаций. Определение| | |инновационной деятельности | |деятельности в области. |объема предоставляемых услуг,| | | | | |спроса на инновационную| | | | | |продукцию. | | | | |Участие в создании|Формирование технологической| | | | |промышленно-производственных и|и производственной| | | | |технико-внедренческих особых|бизнес-среды для развития| | | | |экономических зон на территории|инновационной деятельности в| | | | |области в соответствии с|промышленности области.| | | | |Федеральным законом от|Опытное и промышленное| | | | |22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых|освоение инноваций, выпуск и| | | | |экономических зонах в|реализация на рынке| | | | |Российской Федерации» |инновационной продукции.| | | | | |Формирование конкурентной| | | | | |среды. Улучшение| | | | | |финансово-экономического | | | | | |положения предприятий на| | | | | |основе формирования и| | | | | |развития инновационных «точек| | | | | |роста». Внедрение в| | | | | |производство новых видов| | | | | |наукоемкой промышленной| | | | | |продукции | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение 2 к Программе Перечень программных мероприятий и объем финансирования из областного бюджета (В редакции Законов Оренбургской области от 29.12.2006 г. N 873/174-IV-ОЗ; от 04.05.2008 г. N 2094/440-IV-OЗ; от 17.11.2010 г. N 4007/918-IV-ОЗ) ------------------------------------------------------------- | N | Наименование | Планируемый объем финансирования | | п/п| мероприятия | из средств областного бюджета, | | | | млн. рублей | | | |----------------------------------| | | | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |----|-------------------|------|------|------|------|------| | 1 |2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |----|-------------------|------|------|------|------|------| | 1. |Проведение за счет| | | | | | | |средств областного| | | | | | | |бюджета | | | | | | | |проблемно-ориентиро| | | | | | | |ванных поисковых| 6,0| 6,5| 7,0| 8,0| 8,16| | |исследований и| | | | | | | |прикладных | | | | | | | |разработок | | | | | | |----|-------------------|------|------|------|------|------| | 2. |Создание условий| | | | | | | |для развития и| | | | | | | |укрепления | 0,6| 0,7| 0,75| 0,8| 0,78| | |научно-технического| | | | | | | |сотрудничества | | | | | | |----|-------------------|------|------|------|------|------| | 3. |Организация системы| | | | | | | |поощрения лучших| | | | | | | |научных коллективов| 0,3| 0,4| 0,6| 0,6| 0,6| | |и отдельных ученых | | | | | | |----|-------------------|------|------|------|------|------| | 4. |Создание и развитие| | | | | | | |системы подготовки| | | | | | | |и переподготовки| | | | | | | |кадров для| 0,3| 0,45| 0,45| 0,5| 0,5| | |инновационной сферы| | | | | | | |деятельности | | | | | | |----|-------------------|------|------|------|------|------| | 5. |Организация системы| | | | | | | |конкурсного отбора| | | | | | | |и поощрения| -| -| -| -| -| | |специалистов-иннова| | | | | | | |торов | | | | | | |----|-------------------|------|------|------|------|------| | 6. |Проведение | | | | | | | |мониторинга | | | | | | | |состояния | | | | | | | |инновационной | -| -| 0,5| 0,5| - | | |деятельности в| | | | | | | |промышленности | | | | | | | |Оренбургской | | | | | | | |области | | | | | | (В редакции Закона Оренбургской области от 04.05.2008 г. N 2094/440-IV-OЗ) |----|-------------------|------|------|------|------|------| | 7. |Информационное | | | | | | | |обеспечение научной| | | | | | | |и инновационной| | | | | | | |деятельности в| 0,3| 0,3| 0,35| 0,4| 0,37| | |Оренбургской | | | | | | | |области | | | | | | |----|-------------------|------|------|------|------|------| | 8. |Формирование | | | | | | | |единого | | | | | | | |информационного | | | | | | | |ресурса научной и| 0,2| 0,2| 0,2| 0,2| - | | |инновационной | | | | | | | |деятельности в| | | | | | | |Оренбургской | | | | | | | |области | | | | | | |----|-------------------|------|------|------|------|------| | 9. |Организация и| | | | | | | |участие в выставках| | | | | | | |инновационных | 0,2| 0,4| 0,5| 0,5| 0,49| | |проектов и| | | | | | | |предложений | | | | | | |----|-------------------|------|------|------|------|------| |10. |Стимулирование | | | | | | | |промышленных | | | | | | | |предприятий к| -| -| -| -| -| | |внедрению инноваций| | | | | | | | | | | | | | |----|-------------------|------|------|------|------|------| |11. |Ориентация | | | | | | | |промышленных | | | | | | | |предприятий на| | | | | | | |проведение | | | | | | | |мероприятий по| -| -| -| -| -| | |повышению | | | | | | | |конкурентоспособнос| | | | | | | |ти выпускаемой| | | | | | | |продукции | | | | | | |----|-------------------|------|------|------|------|------| |12. |Создание | | | | | | | |благоприятных | | | | | | | |условий для| | | | | | | |организации и| | | | | | | |развития | -| -| 2,0| 2,0| - | | |научно-производстве| | | | | | | |нных комплексов,| | | | | | | |объединений | | | | | | (В редакции Закона Оренбургской области от 04.05.2008 г. N 2094/440-IV-OЗ) |----|-------------------|------|------|------|------|------| |13. |Внедрение механизма| | | | | | | |конкурсного отбора| | | | | | | |претендентов на| | | | | | | |разработку и| | | | | | | |реализацию | | | | | | | |приоритетных | | | | | | | |инновационных | | | | | | | |проектов. | 2,02| 5,0| 2,3| 2,4| 0,1| | |Техническое | | | | | | | |сопровождение | | | | | | | |проектов по| | | | | | | |программе «Старт» и| | | | | | | |инновационных | | | | | | | |бизнес-проектов | | | | | | |----|-------------------|------|------|------|------|------| |14. |Оказание | | | | | | | |государственной | | | | | | | |поддержки | | | | | | | |предприятиям и| | | | | | | |организациям | | | | | | | |области, | -| -| -| -| -| | |разрабатывающим и| | | | | | | |внедряющим | | | | | | | |перспективные | | | | | | | |инновационные | | | | | | | |проекты | | | | | | |----|-------------------|------|------|------|------|------| |15. |Формирование | | | | | | | |системы | | | | | | | |финансово-экономиче| | | | | | | |ского обеспечения| | | | | | | |инновационной | -| -| -| -| -| | |деятельности, | | | | | | | |минимизации | | | | | | | |рыночных рисков | | | | | | |----|-------------------|------|------|------|------|------| |16. |Формирование | | | | | | | |системы | | | | | | | |производственно-тех| | | | | | | |нологичес-кой | -| -| -| -| -| | |поддержки | | | | | | | |инновационной | | | | | | | |деятельности | | | | | | |----|-------------------|------|------|------|------|------| | |Всего по Программе | 10,02|13,95<|14,65<| 15,9| 11,0| | | | <*>| *>| *>| <*>| <*>| ------------------------------------------------------------- <*> В пределах бюджетных ассигнований. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|