Расширенный поиск

Постановление Правительства Нижегородской области от 10.11.2003 № 333

 
                 ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 10.11.2003г.                                       N 333

          Об утверждении Концепции "Нижегородская область -
                 территория инновационного развития"


     В   целях   реализации  государственной  инновационной  политики,
создания  условий,  стимулирующих развитие инновационной деятельности,
и  координации  взаимодействия  участников инновационного процесса и в
соответствии  с  Законом Нижегородской области от 15.09.2003 N 79-З "О
государственной  поддержке  инновационной деятельности в Нижегородской
области" Правительство Нижегородской области постановляет:
     1.   Считать   формирование  региональной  инновационной  системы
стратегическим направлением государственной политики области.
     2.  Утвердить  прилагаемую  Концепцию  "Нижегородская  область  -
территория инновационного развития".
     3.  Министерству промышленности и инноваций Нижегородской области
(В.И.Попову),  министерству  экономики  и развития предпринимательства
Нижегородской  области  (Г.К.Кузьминой),  министерству  образования  и
науки Нижегородской области (С.В.Наумову):
     3.  1.  В  двухмесячный  срок  разработать  план  мероприятий  по
реализации    Концепции    "Нижегородская    область    -   территория
инновационного развития".
     3.  2.  Совместно с управлением общественных связей Администрации
Губернатора   Нижегородской   области  (Г.И.Ходыревой)  активизировать
работу  по  пропаганде формирования территории инновационного развития
в Нижегородской области.
     4.  Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
первого  заместителя  Губернатора  - члена Правительства Нижегородской
области Ю.П.Сентюрина.


     И.о. Губернатора          В.П. Кириенко


                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Правительства
                                                 Нижегородской области
                                                   от 10.11.2003 N 333

                              КОНЦЕПЦИЯ
                 "Нижегородская область - территория
                       инновационного развития"

     Настоящая   концепция  обосновывает  целесообразность  реализации
проекта  "Нижегородская  область - территория инновационного развития"
с  целью ускорения экономического развития региона на базе привлечения
иностранного  капитала,  отечественных  инвестиций,  а  также  с целью
внедрения   новейших  научно-технических  достижений  и  технологий  в
производство  и  является одним из механизмов реализации инновационной
политики области.
     Концепция  разработана  в  соответствии   с   Основами   политики
Российской Федерации в области науки и технологий на  период  до  2010 
года и дальнейшую перспективу, Планом мероприятий на 2003-2005 годы по 
стимулированию  инноваций  и   развитию   венчурного   инвестирования, 
утвержденным  распоряжением  Правительства  Российской  Федерации   от 
21.08.2003 N  1187-р,  Законом  Нижегородской  области  от  15.09.2003 
N 79-З  "О  государственной  поддержке  инновационной  деятельности  в 
Нижегородской области", Программой "Инновации и высокие  технологии  в 
промышленности  Нижегородской  области  на  период   2003 - 2005 гг.", 
утвержденной постановлением  Правительства  Нижегородской  области  от 
08.08.2003 N 238.

             Анализ состояния инновационной деятельности
                       в Нижегородской области

     Выбор  инновационного  пути   развития   Нижегородской   области,
определение приоритетных направлений инновационной стратегии  основаны   
на анализе конкурентных преимуществ Нижегородской области.
     Важным конкурентным преимуществом региона является:
     -    наличие    мощного     интеллектуального     потенциала    в
научно-технической сфере и высококвалифицированных кадров.
     В настоящее время выполнением научных исследований и разработок в
Нижегородской  области  занимаются  92 предприятия и
организации, в том числе 7 НИИ Российской академии наук, 20 отраслевых   
НИИ, 22 конструкторских, проектно - конструкторских  технологических и  
изыскательских организаций, 17  промышленных  предприятий, 7  вузов, 5 
НИИ, подведомственных вузам.
     - наличие организаций различных форм собственности,  деятельность  
которых  направлена  на  вовлечение  научно - технического  потенциала 
региона в хозяйственный оборот.
     В    том   числе:   технопарк   Нижегородского   государственного
технического  университета  (НГТУ), инновационно-технологический центр
Нижегородского   государственного  университета  им.  Н.И.Лобачевского
(ННГУ),   технопарк  ВНИИЭФ-Конверсия  (г.Саров),  технопарк  Авангард
(г.Саров),  Нижегородский  научно-информационный  центр, Нижегородский
фонд поддержки малого бизнеса и др.
     - развитые высокотехнологические производства.
     Приоритетными  направлениями развития науки, технологий и техники
Нижегородской области на среднесрочную перспективу являются:
     информационно-телекоммуникационные   технологии   и  электроника,
авиационные  технологии,  машиностроение для атомной энергетики, новые
материалы,   химические  технологии,  новые  транспортные  технологии,
перспективные    вооружения,    военная    и    специальная   техника,
производственные  технологии,  технологии  живых  систем,  экология  и
рациональное природопользование, энергосберегающие технологии.
     -   отвечающая  современным  требованиям  многоуровневая  система
подготовки  кадров  по широкому спектру специальностей, востребованных
на рынке труда.
     В  области  работают  16  вузов  и  более 1500 средне-специальных
учебных заведений.
     - развитая транспортная и коммуникационная инфраструктура.
     -   сформированная   политическая  воля  органов  государственной
власти  области  в  отношении  необходимости перехода к инновационному
укладу экономики.
     В   то   же   время   анализ   динамики  развития  промышленности
Нижегородской    области   позволяет   отметить   стойкие   негативные
последствия   кризисных   явлений  в  экономике,  повлекших  за  собой
существенное  падение уровня инновационной активности с 60-70% в 60-80
гг., до 20% в начале 90-х годов XX века и, наконец, до 15% в 2002г.
     Переход  к  рыночным отношениям и экономический кризис отразились
на  состоянии  науки  в  связи  с невысоким уровнем ее финансирования.
Доля  расходов  государственного  бюджета  на  фундаментальные научные
исследования в последние годы составляла не более 0,1% от ВВП.
     Поддержка   инновационной   деятельности  из  средств  областного
бюджета  с  1995  года  не  осуществлялась, что также явилось причиной
низкой  инновационной  активности организаций региона. На промышленных
предприятиях  области  самофинансирование остается основным источником
покрытия затрат на технологические инновации.
     В    области    имеется    достаточный    потенциал   выполняемых
исследовательских  работ,  но  крайне  мал  удельный  вес  разработок-
конечной   стадии   НИОКР.   Доля   научно-технических  разработок  за
последние  годы  достигла своего пика в 2002 году, составив всего 26%,
что    противоречит   мировой   практике,   где   подобная   структура
характеризуется  в  среднем  следующими  отношениями:  фундаментальные
исследования- 15%, прикладные - 25-30%, разработки - 55-60%.
     При  этом  наблюдается ежегодное снижение численности работников,
занимающихся  научными  исследованиями  и  разработками.  За последние
пять   лет   их   численность   сократилась  на  14,3%,  в  том  числе
исследователей   -   на   15,3%,  что  может  негативно  сказаться  на
инновационном   процессе   в  области.  В  то  же  время,  динамика  и
качественный  состав  научных кадров служит индикатором экономического
состояния, как отдельного региона, так и страны в целом.
     Необходимо  отметить  ключевые  проблемы,  сдерживающие  развитие
инновационной деятельности в целом в стране и в области, в частности:
     1.   недостаточная  нормативно-правовая  база  о  государственной
политике в инновационной сфере;
     2.   отсутствие   целостной   системы  экономических  и  правовых
механизмов регулирования процесса коммерциализации законченных НИОКР;
     3.    отсутствие    эффективной    инфраструктуры   инновационной
деятельности  и  защиты  интеллектуальной  собственности при трансфере
наукоемких технологий;
     4.   отсутствие  механизмов  вовлечения  в  хозяйственный  оборот
местных технологических и интеллектуальных ресурсов;
     5.   недостаточная   ориентация   отечественных   предприятий  на
отечественную прикладную науку как источник инноваций;
     6.  слабое  развитие  механизмов финансирования рисковых проектов
(венчурное инвестирование);
     7.  старение научных кадров, недостаточный приток молодежи, отток
обученной молодежи из сферы науки.

      Цели и задачи проекта "Нижегородская область - территория
                       инновационного развития"

     Политику    Нижегородской    области    в    отношении   развития
инновационной    деятельности    целесообразно   строить   на   основе
консолидации  интересов  и ресурсов различных структур, от федеральных
органов   законодательной  и  исполнительной  власти  до  коммерческих
структур, в том числе и иностранных.
     Опыт  развитых стран показывает, что в наибольшей степени задачам
развития   инновационной   экономики   и  внешнеэкономических  связей,
увеличения  производства  и экспорта, реализации передовых технологий,
создания  стабильных источников доходов бюджета в современных условиях
отвечает создание территорий инновационного развития (ТИР).
     Территории  инновационного  развития  -  это территории с высоким
научно-техническим  потенциалом,  компактная  микромодель  общества  с
экономикой,   основанной   на   знаниях,   на   которых  введен  режим
экономического благоприятствования.
     ТИР  должны  стать  испытательным  полигоном  для отработки новых
элементов  включения  экономики  области  в  международное  разделение
труда и привлечения инвестиций.
     Основной  целью создания ТИР является активизация выпуска товаров
глубокой   промышленной   переработки   и   технологий,  в  том  числе
промышленного  назначения,  посредством использования интеллектуальной
собственности   и   осуществления  инноваций,  конкурентоспособных  на
внутреннем рынке Российской Федерации и на мировых рынках.
     Основными  задачами  проекта  "Нижегородская область - территория
инновационного развития" являются:
     -  разработка  и  принятие  нормативных правовых актов, создающих
благоприятные  правовые  и  экономические  условия  для  инновационной
деятельности на территории Нижегородской области;
     -  разработка  механизмов  и методики создания и функционирования
технико-внедренческих    зон    для    дальнейшего   тиражирования   в
Нижегородской области и других регионах России;
     -  создание  и развитие инфраструктуры инновационной деятельности
и инновационно-активных предприятий;
     -   разработка   и   внедрение   нормативной  базы,  регулирующей
коммерциализацию   результатов   НИОКР   и  обеспечивающей  юридически
значимые  действия и процедуры введения интеллектуальной собственности
в гражданский оборот;
     -  эффективное  использование научного и научно-образовательного,
научно-производственного потенциала области;
     -   привлечение  иностранного  и  отечественного  капиталов,  для
реализации    отобранных    на    конкурсной    основе   перспективных
инновационных  проектов,  развитие  механизмов финансирования рисковых
проектов;
     -   расширение   экспортного  потенциала  Нижегородской  области,
насыщение рынка импортозамещающей продукцией;
     -   подготовка   высококвалифицированных   менеджерских   кадров,
работающих   в   инновационной   сфере,  способных  управлять  моно  и
мегапроектами и др.

    Образования с высоким научно-техническим потенциалом области,
   перспективные с точки зрения возможности создания на их базе ТИР

     В   качестве  первого  этапа  проекта  целесообразно  рассмотреть
возможность  создания  компактных  модельных объектов, демонстрирующих
взаимодействие всех участников экономического процесса.
     На  основании  имеющегося  опыта  работы инновационных структур в
НГТУ,  ННГУ,  опыта  функционирования  ТПЗ  для  Нижегородской области
наиболее перспективными являются следующие модели:
     1.  Нижегородский региональный технопарк на базе университетского
комплекса  НГТУ. Эта модель ТИР не имеет территориальных ограничений и
выделяется  лишь  статусом  управляющей компании, которая осуществляет
исследовательские,    консалтинговые,    экспертные,    маркетинговые,
организационные,  информационные,  юридические, методологические и др.
услуги в области инновационных технологий.
     Региональный   технопарк   позволяет  развиваться,  в  том  числе
инновационным  фирмам,  работающим  в  промышленном секторе экономики,
для   деятельности   которых   необходимы   производственные  площади.
Объединение   инновационных   фирм,   как   юридического  лица,  будет
представлено   в   виде   некоммерческого   партнерства.   При   этом,
инновационная   фирма   (член  объединения),  пользуясь  всеми  видами
государственной   поддержки,   никоим  образом  не  стеснена  в  своей
производственной деятельности.
     Этот  проект  может  быть  реализован  в  настоящее  время,  т.к.
предпосылки  для  формирования регионального технопарка на сегодняшний
день практически уже созданы:
     принят  Закон  Нижегородской области "О государственной поддержке
инновационной  деятельности  в Нижегородской области", предоставляющий
преференции субъектам инфраструктуры инновационной деятельности;
     принята    Программа    "Инновации   и   высокие   технологии   в
промышленности   Нижегородской   области   на   период  2003-2005гг.",
утвержденная  постановлением  Правительства  Нижегородской  области от
08.08.2003  N  238,  в  которой  предусмотрено  выделение  средств  на
развитие инновационной инфраструктуры;
     реализация  этого  проекта  не  требует  значительных  финансовых
затрат,  т.к.  инфраструктура  уже создана, и по своим экономическим и
научным  показателям  Нижегородский технопарк при НГТУ занимает второе
место в России.
     2.   Кластер   инновационного   развития,   который  имеет  четко
определенные  границы.  Данному  типу  модели соответствует территория
инновационного  развития  с  границами  пр.  Гагарина - Окский откос -
Дворец  спорта  -  университетский  городок, включающая в себя базовый
университет  (ННГУ),  интегрированный  с  институтами  РАН;  земельный
участок,  на  котором  расположены  инновационно  - активные компании;
необходимые    элементы    инфраструктуры    поддержки   инновационной
деятельности.
     Целесообразность    создания    модельного    объекта   на   базе
Нижегородского  госуниверситета  обусловлена  тем,  что  ННГУ обладает
признанным      научно-образовательным      потенциалом,      развитой
инфраструктурой  и  практическим  опытом инновационной деятельности, а
также    является   одним   из   основных   участников   объединенного
учебно-научного   центра  "Нижегородский  объединенный  учебно-научный
центр университета и институтов РАН".
     Инновационная  территория  такого типа предназначена для развития
инновационных   фирм,   работающих   в   области   высоких  технологий
(Hi-Tech-технологий).
     3.   Создание   технопарков   в   промышленных   городах  области
(например, в Арзамасе, Дзержинске, Павлове, Сарове, на Бору).
     4.   Муниципальные   образования  -  наукограды,  государственные
научные   центры,  федеральные  центры  науки  и  высоких  технологий,
например, г. Саров.
     5.     Производственно-промышленная     зона    (ППЗ)    -    это
производственная  зона, когда на существующем промышленном предприятии
(далее  -  базовое  предприятие)  с целью повышения его инвестиционной
привлекательности,  финансовой  и экономической поддержки вводится для
участников зоны режим экономического благоприятствования.
     Прообразом   ППЗ  могут  служить  территориально-производственные
зоны   (ТПЗ).   В   Нижегородской   области  существует  богатый  опыт
функционирования  ТПЗ.  С  1995  по  2000  годы ТПЗ были созданы на 11
предприятиях области, в которых работали 51 фирма-участник ТПЗ.

               Ожидаемые результаты реализации проекта
     "Нижегородская область - территория инновационного развития"

     Реализация   проекта   предполагает  достижение  экономических  и
культурных  изменений  в  Нижегородской  области.  Эти изменения будут
носить  системный  характер  и  в  конечном  итоге  должны  обеспечить
повышение  конкурентоспособности региона. Основные результаты создания
ТИР  определяются  их  миссией, целями, приоритетными направлениями. С
точки  зрения  целевых  групп  создание ТИР и разработка Инновационной
стратегии будут иметь следующие результаты.

     Реализация Концепции обеспечит:
     для компаний региона:
     -    привлечение    ресурсов    (финансовых,    интеллектуальных,
человеческих и т.д.) для реализации инновационных проектов;
     - создание стартовых условий для малого инновационного бизнеса;
     - развитие инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса;
     -    улучшение   бизнес-культуры   и   повышение   инвестиционной
привлекательности региона;
     - рост предложения новых технологий для потребностей бизнеса;
     -   повышение   возможностей   для  подготовки  квалифицированных
специалистов;
     - рост авторитета бизнеса;
     - улучшение экономической и социальной среды в регионе.
     для    научных,    научно-производственных    и   образовательных
организаций:
     - формирование рынка НИОКР;
     -  накопление  опыта и знаний в области коммерциализации научного
потенциала;
     -  осуществление  взаимовыгодного сотрудничества с малым бизнесом
и крупными компаниями;
     - увеличение спроса на образовательные услуги.
     для организаций инновационной инфраструктуры:
     - развитие рынка услуг;
     - повышение возможностей инновационной инфраструктуры;
     - подготовку квалифицированных специалистов.
     Общими  результатами реализации создания ТИР, которые повлияют на
уровень жизни населения Нижегородской области в целом, являются:
     - увеличение налоговой базы и бюджетной обеспеченности;
     - создание новых рабочих мест;
     - повышение качества жизни;
     - повышение эффективности власти;
     - сокращение структурной безработицы.

                    Организация финансирования ТИР

     Большая    разнородность    типов    ТИР    осложняет   выработку
универсального механизма их финансирования.
     При  реализации  проекта  создания  ТИР  самым  сложным  вопросом
является    вопрос    финансирования    инженерного   обустройства   и
строительства   объектов   инфраструктуры   на   территории  ТИР.  Под
инфраструктурой     понимается     развитие     транспортной     сети,
водоэнергоснабжения,     телекоммуникаций,    строительство    офисов,
гостиниц, сети досуга.
     Основными путями привлечения необходимого капитала могут быть:
     -    средства    областного    и    местного   бюджетов   (прямое
финансирование, налоговые преференции и др.);
     - эмиссия уставного капитала компании развития ТИР;
     -  привлечение  кредитов  от  иностранных  фирм или отечественных
финансовых структур;
     -  взимание  предоплаты  за  пользование объектами инфраструктуры
ТИР с инвесторов и будущих резидентов ТИР и др.

                          Этапы создания ТИР

     Задачи  органов  государственной  власти Нижегородской области по
созданию  и развитию ТИР определяются необходимостью проведения единой
региональной   политики,   совершенствования  законодательной  и  иной
нормативной  базы  по  ТИР,  координации  и  упорядочению проводимых в
области работ по созданию и функционированию ТИР.
     На первом этапе:
     Разработка   стратегии   инновационной  деятельности  и  принятие
нормативной  правовой  базы  по  развитию инновационной деятельности в
Нижегородской области, в т.ч. и по созданию и функционированию ТИР:
     -   Закона   Нижегородской   области  от  15.09.2003  N  79-З  "О
государственной  поддержке  инновационной деятельности в Нижегородской
области";
     -  Программы  "Инновации  и  высокие  технологии в промышленности
Нижегородской    области   на   период   2003-2005гг.",   утвержденной
постановлением  Правительства  Нижегородской  области  от 08.08.2003 N
238;
     -  Концепции  "Нижегородская  область - территория инновационного
развития";
     На втором этапе:
     на федеральном уровне:
     -   подготовка  предложений  о  разработке  проекта  федерального
закона о территории инновационного развития в Нижегородской области;
     -   подготовка   предложений  о  разработке  проекта  федеральной
целевой программы "Создание и развитие ТИР в Нижегородской области";
     разработка   механизмов   привлечения  российских  и  иностранных
инвестиций;
     на областном и местном уровнях:
     -  разработка Программы развития ТИР и мониторинг реализации этой
программы;
     -  разработка  совместно  с  администрациями  городов  и  районов
предложений по созданию ТИР.


Информация по документу
Читайте также