Расширенный поиск
Постановление Правительства Нижегородской области от 08.08.2003 № 238ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 08.08.2003г. N 238 Об утверждении Программы "Инновации и высокие технологии в промышленности Нижегородской области на период 2003-2005 гг." (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 22.12.2005 г. N 317) В соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", постановлением Правительства Нижегородской области от 2 сентября 2002 года N 215 "Об утверждении основных направлений промышленной политики Нижегородской области на 2003-2005гг." и в целях создания региональной инновационной системы Правительство Нижегородской области постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Программу "Инновации и высокие технологии в промышленности Нижегородской области на период 2003-2005 гг." (далее - Программа). 2. Министерству финансов Нижегородской области (В.В. Соболеву) предусмотреть при формировании проектов бюджетов Нижегородской области на 2004-2005 годы выделение средств на выполнение мероприятий Программы. 3. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора - члена Правительства Нижегородской области Ю.П.Сентюрина. Губернатор Г.М.Ходырев УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Нижегородской области от 08.08.2003 N 238 Программа "Инновации и высокие технологии в промышленности Нижегородской области на период 2003-2005гг." Паспорт Программы Наименование Инновации и высокие технологии в промышленности Программы Нижегородской области на период 2003-2005г.г. Основание для Федеральный Закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О разработки науке и государственной научно-технической политике" Программы Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом РФ 30 марта 2002г. Постановление Правительства Нижегородской области от 02.09.2002г. N 215 "Об утверждении основных направлений промышленной политики Нижегородской области на 2003-2005гг." Заказчик Программы Правительство Нижегородской области Разработчики Министерство промышленности и инноваций Нижегородской Программы области, при участии Совета по научно-технической и инновационной политике при Правительстве Нижегородской области Цель Программы Формирование региональной инновационной системы Срок реализации 2003 - 2005 годы Программы |————————————————|———————————————————————————————————————————————————————| |Предполагаемые |Прогнозируемые финансовые затраты на реализацию | |объемы и |Программы составят: 1600,655 млн. руб., в т.ч. | |источники |2004 год: | |финансирования |- средства федерального бюджета (прогноз) - 226 млн. | | |руб. | | |- средства областного бюджета - 34 млн. руб. | | |- внебюджетные средства - 740 млн. руб. | | |2005 год: | | |- средства федерального бюджета (прогноз) - 450 млн. | | |руб. | | |- средства областного бюджета - 30,655 млн. руб. | | |- внебюджетные средства 120 млн. руб. | | |Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при| | |формировании областного бюджета на соответствующий год | | | | |————————————————|———————————————————————————————————————————————————————| (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 22.12.2005 г. N 317) Ожидаемые конечные - создание региональной инновационной системы, результаты которая реализации определит приоритетные направления развития экономики Программы области и систему взаимодействия науки, промышленности, бизнеса, капитала; - увеличение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции и повышение ее конкурентоспособности. Контроль за Контроль за ходом реализации Программы, выполнения исполнением сроков и этапов осуществляет министерство промышленности Программы и инноваций Нижегородской области и представляет отчет в Правительство Нижегородской области. Список сокращений и аббревиатур НО - Нижегородская область Минпром НО - Министерство промышленности и инноваций Нижегородской области Минфин НО - Министерство финансов Нижегородской области Минэкономики НО - Министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области Минимущество НО - Министерство имущественных отношений Нижегородской области НИС - национальная инновационная система РИС - региональная инновационная система ИТЦ - инновационно-технологический центр ТИР - территория инновационного развития ППТ - передовые промышленные технологии НИОКР - научно-исследовательские опытно-конструкторские работы Содержание Введение 5 I. Инновационная деятельность. Основные проблемы, условия. 7 1.1.Мировые тенденции последнего десятилетия в инновационной деятельности 7 промышленно-развитых стран мира. 8 1.2.Инновационная деятельность в России. 1.3.Состояние, проблемы и условия инновационного развития 10 Нижегородской области II. Цели и задачи Программы 14 Ш. Система программных мероприятий 16 IV. Механизм реализации Программы. Система контроля за ходом ее 17 реализации V. Инвестиционная деятельность Нижегородской области как важная 19 составляющая инновационного процесса. VI. Ресурсное обеспечение Программы 21 VII. Ожидаемые результаты реализации Программы 23 ВВЕДЕНИЕ Программа "Инновации и высокие технологии в промышленности Нижегородской области" является реализацией единой промышленной политики, выработанной в соответствии с Концепцией промышленной политики Нижегородской области на 2002-2005гг. и Программой развития промышленности до 2015гг. В современных условиях уровень развития науки и технологий становится определяющим фактором в обеспечении конкурентоспособности, безопасности и устойчивого развития стран мира, условием их равноправной интеграции в мировую экономику. Все развитые страны мира все большее внимание уделяют развитию фундаментальной и прикладной науки и технологий. Мировой рынок научной и научно-технической продукции стал ареной жесткой конкуренции, а научно-техническая сфера - одним из важнейших факторов реализации геополитических интересов развитых стран. Увеличивающееся научно-технологическое отставание России от ведущих стран (около 45% используемых в производстве технологий имеют возраст более 10 лет), в том числе в области разработки новейших систем вооружений, военной и специальной техники, биотехнологий, информационных технологий, ведет к существенному ослаблению национальной безопасности Российской Федерации. Ориентация на экспорт сырьевых ресурсов не может быть гарантом эффективной экономической политики и устойчивого развития страны. Обеспечить экономическую, политическую и технологическую независимость России, реализовать ее право на последовательное и принципиальное отстаивание своих интересов, равноправную интеграцию в мировую экономику, проведение социально-ориентированной политики можно только при высоком уровне развития национальной научно-технической сферы, в том числе фундаментальной науки, наличии высококвалифицированных кадров, а самое главное - при условии создания высокоэффективной национальной инновационной системы. Развитие научно-технического комплекса должно обеспечивать первоочередную реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации: повышение качества жизни населения, обеспечение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, обеспечение обороны и безопасности. Базой для достижения этих целей является накопленный в России и Нижегородской области научно-технологический задел, развитая научно-техническая и производственная инфраструктура, научные кадры, сохранившая мировое признание система подготовки высококвалифицированных научных и инженерных кадров, опыт концентрации ресурсов и усилий на решении сложных экономических, научно-технологических и оборонных задач. Опыт развитых стран мира показывает, что наиболее эффективной является экономика, основанная на научных знаниях и базирующаяся на высокоэффективных национальных инновационных системах. I. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, УСЛОВИЯ. 1. 1.Мировые тенденции последнего десятилетия в инновационной деятельности промышленно развитых стран мира Разработка высокопроизводительных и энергосберегающих технологий, производство на их основе высокотехнологических товаров и услуг, выход с ними на мировые рынки, расширение международной интеграции в этой области стали для большинства промышленно развитых стран Западной Европы, США, Японии и стран Юго-Восточной Азии стратегией экономического роста и, по сути, сформировали новую экономическую модель. Ее основой стали национальные инновационные системы (НИС) промышленно развитых стран, отличающиеся методами взаимодействия между предприятиями и институциональной средой, в которой они действуют, научной и образовательной системами, регулированием в области интеллектуальной собственности. Наиболее распространенными моделями НИС являются модели США и Великобритании, отличающиеся наиболее полной автономией предпринимательства, Японии, которая предполагает создание технологического приоритета, но при этом акцент делает на конкретные технологии, которые доказали свою выгодность. Европейская модель, ориентированная на ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовые продукты на национальном и наднациональном уровне, а также на содействие распространению инноваций в сообществе. Государственная инновационная политика промышленно развитых стран состоит в обеспечении деятельности НИС, укреплении их слабых звеньев, вынуждающих фирмы к перемещению своих НИОКР за границу или делающих национальную экономику непривлекательной для инвестиций, и в устранении недостатков, мешающих различным звеньям НИС гармонично сотрудничать друг с другом. Общими тенденциями в инновационной сфере мировой экономической деятельности 1990-х годов являются: - рост числа производителей новых знаний и обострение конкуренции; - рост зависимости производителей товаров и услуг от производителей новых знаний; - рост значения малых предприятий как наиболее динамичного звена НИС; - дефицит высококвалифицированных создателей новых знаний и технологий и снижение квалификационных требований к производителям конечной продукции; - глобализация научно-производственного сектора мировой экономики и, как следствие, международное разделение труда и перераспределение добавленной стоимости от производителей товаров и услуг к владельцам технологий. 1. 2. Инновационная деятельность в России. В Советском Союзе существовала НИС, соответствующая административно-командному укладу экономики и ориентированная только на государство как на заказчика. В девяностые годы советская НИС как целостность перестала существовать, что привело к кардинальным изменениям в деятельности организаций, занимающихся исследованиями, разработками. Привыкшие к абсолютной финансовой поддержке государства и своей монополии на внутреннем рынке, в последние годы эти организации вынуждены конкурировать с лучшими мировыми производителями, не имея необходимой для этого системной организационной и финансовой поддержки, сформировавшейся в индустриально развитых странах с рыночной экономикой в виде НИС. Государством, частным сектором и международными организациями в России в последнее десятилетие был предпринят ряд мер по созданию структур (технопарки, инновационно-технологические центры, юридические, патентно-лицензионные и консалтинговые компании, новые финансовые институты) и элементов законодательной базы НИС рыночного типа. Федеральными органами исполнительной власти в 1998-2000 годах осуществлен комплекс мер по реализации Концепции инновационной политики, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 832. Однако как по объективным, так и по субъективным причинам эти элементы не объединились в целостную, ориентированную на рынок систему, а по отдельности - не дали комплексного эффекта, позволяющего стране преодолеть технологическое отставание. Несмотря на повышение доли продукции малых инновационных предприятий в валовом внутреннем продукте страны, интеграцию организации сферы образования, исследований и разработок, производства, сбыта и финансовых институтов в отдельные финансово-промышленные группы (отраслевые кластеры) и растущий интерес молодежи к техническому образованию, доля инновационно-активных предприятий в общем числе промышленных предприятий составляет лишь 5,2 % (в США - более 30 %). Располагая крупной научной базой (12 % от числа ученых во всем мире), Россия на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции имеет долю лишь в 0,3%, в то время как доля США составляет 36%, Японии - 30%. Ежегодный объем российского экспорта машин и оборудования в 6,5 раз ниже аналогичного показателя Южной Кореи, в 5,5 раза - Малайзии и в 2,5 раза - Таиланда. Сохраняются известные проблемы отечественной промышленности - низкие производительность труда, технические характеристики и качество продукции, хотя в последние два года в связи с наметившимся экономическим подъемом в ряде отраслей промышленности проявилась тенденция к закупке современного технологического оборудования (в основном зарубежного), позволяющего частично ослабить остроту указанных проблем. Основным источником финансирования инноваций являются собственные - и весьма ограниченные - средства предприятий, а роль бюджетов и частных инвестиций крайне мала, что тормозит рост конкурентоспособности выпускаемой продукции. Существенной проблемой развития перерабатывающих отраслей является то, что хотя в металлургии, химической, деревообрабатывающей и авиационной промышленности России еще сохраняется продуктовый ряд, конкурентоспособный на мировом рынке, значительная доля всех инвестиций поступает в энерго-сырьевой сектор. Такой "перекос" при отсутствии адекватного растущей экономике межсекторального перетока капитала консервирует отсталость ее перерабатывающих секторов и значительно усложняет задачу модернизации экономики. Исходя из объективных процессов глобализации экономики, все более свободного перемещения по планете товаров, капитала и рабочей силы, и ужесточения мировой конкуренции товаров, технологий и услуг, конкурентными преимуществами в XXI веке будут обладать страны сформировавшие современные НИС, основанные на знаниях и, благодаря этому, создающую большие долю добавленной стоимости за счет интеллектуальной составляющей. Таким образом, остро стоит вопрос, на какой основе Россия интегрируется в мировую экономику - как поставщик сырьевых ресурсов или как полноправный участник мирового пространства высокотехнологических программ товаров и услуг. В связи с этим Россия должна сделать выбор цели государственной инновационной политики: - (или) продолжение выборочной поддержки оставшихся фрагментов советской НИС и сложившихся элементов новой инфраструктуры, характерной для стран с топливно-сырьевой экономикой; - (или) создание НИС - целостной, способной к воспроизводству и саморазвитию национальной инновационной системы, ориентированной на подъем конкурентоспособности перерабатывающих отраслей, сохранение имеющихся у них рынков и экспансию на новые рынки. Движение к первой цели пусть не требует больших финансовых вложений государства, но консервирует существующую экономическую ситуацию и не обеспечит роста доходов и уровня жизни всего населения страны. Движение ко второй цели обеспечит в стратегическом плане гармоничное социально-экономическое развитие страны, но в тактическом плане вовсе не означает подавление топливно-сырьевого сектора экономики, который сегодня обеспечивает экспортно-импортный баланс России и может стать одним из существенных источников инвестиций в перерабатывающие отрасли. Учитывая конкурентные преимущества России, состоящие не только в природных богатствах и многоотраслевой промышленности, но, главным образом, в развитой системе образования и имеющемся человеческом капитале, Россия выбирает целью государственной инновационной политики преодоление деформированности структуры российской экономики, обусловленной ее топливно-сырьевой направленностью, и увеличение валового внутреннего продукта страны и благосостояния населения на основе активизации инновационной деятельности в перерабатывающих отраслях промышленности и поощрения роста производства и реализации на мировом рынке конкурентоспособной высокотехнологической продукции, содержащей большую долю добавленной стоимости за счет интеллектуальной составляющей. 1. 3. Состояние, проблемы и условия инновационного развития Нижегородской области. Очевидно, что эффективность функционирования непрерывного инновационного процесса в стране является суммарной функцией успешного выполнения инновационных проектов в отдельных организациях и предприятиях на микро уровне. Научно-технический потенциал, накопленный в Нижегородской области, позволяет осуществлять уникальные технологические разработки, конкурентоспособные на мировом рынке. На отдельных предприятиях образцы инновационной продукции имеют международные сертификаты. Однако для широкого внедрения их в производство необходимы средства и возможности для организации бизнеса, а также консолидация усилий в этом направлении на всех уровнях управления. В современных условиях для товаропроизводителей стало понятно, что без государственной поддержки невозможно решать проблемы развития инновационной инфраструктуры. Выполнением научных исследований и разработок в Нижегородской области занимаются 92 предприятия и организации, в том числе 7 НИИ Российской академии наук, 20 отраслевых НИИ, 22 конструкторских, проектно-конструкторских технологических и изыскательских организаций, 17 промышленных предприятий, 7 Вузов, 5 НИИ, подведомственных Вузам. В области активно функционируют организации различных форм собственности, деятельность которых направлена на развитие предприятий и организаций, малых фирм в научно-технической сфере, легализацию их деятельности, вовлечение научно-технического потенциала области в хозяйственный оборот. В том числе: - Технопарк Нижегородского политехнического университета, - Инновационно-технологический центр Нижегородского государственного университета, - Инновационный центр Волго-Вятской академии государственной службы, - Технопарк ВНИИЭФ-Конверсия (г. Саров), - Технопарк Авангард (г. Саров), - Нижегородский научно-информационный центр, - Экологический технопарк (г. Саров), - Нижегородский фонд поддержки малого бизнеса и др. Инновационная активность характеризуется наличием завершенных инноваций и степенью участия самих предприятий в их разработке. В течение последних трех лет порядка 15 % промышленных предприятий области имели завершенные инновации, т.е. новые или значительно усовершенствованные продукты, внедренные на рынки сбыта. В течение последних лет около 60% инновационно-активных предприятий осуществляли инновационные проекты на своем предприятии, более чем на трети предприятий имелись совместные проекты, а пятая часть - использовала разработки других предприятий и организаций; около половины инновационно-активных промышленных предприятий имели возможность приобретать новые технологии (технические достижения) и программные средства. Однако, в настоящее время, в период реформирования предприятий и целых отраслей, уровень активных предприятий, создающих и внедряющих в производство новые технологии, остается невысоким. В 2002 году число предприятий и организаций, создававших передовые производственные технологии (ППТ), составляло в общей численности обследованных крупных и средних предприятий области лишь 3,3 %, а доля предприятий, использовавших ППТ в своем производстве, не превышала четверти их совокупности. В 2002 году предприятиями и организациями области было использовано 10657 передовых производственных технологий, из них основная доля - 43 процента приходится на применение оборудования для производства, обработки и сборки, на долю связи и управления 36 процентов, на проектирование и инжиниринг - 17 процентов. Следует отметить, что с использованием передовых производственных технологий 24 организации (или 14 % от общего числа инновационно-активных) занимались также и их созданием. Всего было разработано 49 технологий, из них 59 процентов составили технологии по использованию компьютеров с целью производства, обработки и сборки продукции, 33 процента - проектирование и инжиниринг. Создателями передовых производственных технологий было получено 15 охранных документов, из них 13 патентов на изобретение и 2 свидетельства на полезную модель. Патенты на изобретения были приобретены предприятиями России, Австралии и Германии. Кроме этого, как и в предыдущем году 25% предприятий выполняло маркетинговые исследования, 30% - обучение и подготовку персонала, связанного с инновациями, 16% предприятий (1999г. - 13 %) занимались приобретением новых технологий. В условиях сложной экономической ситуации проблема финансирования инновационных проектов является для большинства предприятий трудноразрешимой. Тем не менее, на промышленных предприятиях области самофинансирование остается основным источником покрытия затрат на технологические инновации. В 2002 году за счет собственных средств предприятий, в том числе из прибыли, и за счет себестоимости выпускаемой продукции, доля финансирования общих инновационных затрат составляла 78 %. В то же время известно, что в рамках собственных накоплений предприятий инновации не могут приобрести динамизм и ускоренное развитие, т. к. для этого необходимы масштабные внешние инвестиции. Достаточно сложное финансовое положение в области, смена собственника и, в связи с этим, длительный период адаптации на некоторых крупных предприятиях, не способствовали привлечению иностранных инвестиций в экономику, а, следовательно, и в инновационные проекты 2002 года. Достаточно сказать, что доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий составила лишь 6,2%. Дополнительным механизмом развития инновационной деятельности предприятий должны стать кредиты, но только 0,4 процента (1999г. - 0,6 %) общих затрат на технологические инновации выполнено с привлечением кредитов и займов. В настоящее время данная ситуация в целом отображает взаимоотношения большинства предприятий реального сектора экономики с кредитными организациями. Как правило, неустойчивое финансовое положение, наличие кредиторской задолженности, а с другой стороны, высокие банковские ставки рефинансирования, делают проблематичным привлечения кредитов для предприятий. Особенно это касается долгосрочных кредитов, главной целью которых является техническое перевооружение производства, способствующее развитию инновационной деятельности. Поддержка инновационной деятельности из средств бюджета Нижегородской области с 1995 года не осуществлялась, что также явилось причиной низкой инновационной активности организаций области. При этом наблюдается ежегодное снижение численности работников, занимающихся научными исследованиями и разработками. За последние пять лет их численность сократилась на 14,3 процента, в том числе исследователей - на 15,3 процента, что может негативно сказаться на инновационном процессе в области. В то же время, динамика и качественный состав научных кадров служит индикатором экономического состояния, как отдельного региона, так и страны в целом. Большинством руководителей промышленных предприятий были отмечены следующие факторы, препятствующие инновациям: в экономическом блоке: - низкий платежеспособный спрос на новые продукты, - высокий экономический риск, - длительные сроки окупаемости; в производственном блоке: - невосприимчивость предприятий к нововведениям, - недостаток возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями, - неразвитость инновационной инфраструктуры. Факторы, которые в значительной и решающей степени препятствовали инновациям, замедляли инновационные процессы в течение последних трех лет: - недостаток собственных денежных средств, - высокая стоимость нововведений, - недостаток финансовой поддержки со стороны государства. Необходимо отметить ключевые проблемы, сдерживающие развитие инновационной деятельности в целом в стране и в области в частности: - отсутствие законов о государственной политике в научно-технической и инновационной сфере; - отсутствие целостной системы экономических и правовых механизмов регулирования процесса коммерциализации законченных НИОКР; - отсутствие эффективной инфраструктуры инновационной деятельности и защиты интеллектуальной собственности при трансферте наукоемких технологий; - отсутствие механизмов стимулирования товаропроизводителей к реализации инноваций как способа конкурентной борьбы. - отсутствие механизмов вовлечения в хозяйственный оборот местных технологических и интеллектуальных ресурсов; - отсутствие ориентации отечественных предприятий на отечественную прикладную науку как источник инноваций; - отсутствие в России механизмов финансирования рисковых проектов (Венчурное финансирование) - старение научных кадров, недостаточный приток молодежи, отток обученной молодежи из сферы науки. Таким образом, в настоящее время не вызывает сомнений, что совершенствование инновационных структур и управление инновационными процессами целесообразно осуществлять в рамках областной целевой программы. II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ. Целью разработки Программы является формирование региональной инновационной системы (РИС) как элемента национальной инновационной системы, обеспечивающей: - переход к инновационному пути развития области (формирование инновационного уклада) на основе выбранных приоритетов развития области; - создание условий для разработки, постановки на производство и выпуска высокотехнологичной, конкурентоспособной на мировом и отечественном рынках продукции; - реализацию принципа "баланса интересов" власти и бизнеса: обеспечение развития их социального партнерства. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: - разработка инновационных приоритетов области, ориентированных на освоение современных наукоемких технологий; - уточнение и конкретизация основных направлений научно-инновационного развития Нижегородской области, перечня критических технологий (национальные, военные, базовые, промышленные) Нижегородской области; - переход основных крупных, средних и малых предприятий реального сектора экономики на режим устойчивой инновационной активности; - развитие системы венчурного финансирования, в том числе на основе бюджета развития; - создание условий для формирования и функционирования инновационно- технологических центров; - обеспечение условий для создания региональных фондов и эффективной деятельности федеральных, межрегиональных и региональных фондов поддержки инновационной деятельности; - поддержка разработок в сфере высоких технологий с целью производства на их основе товаров и услуг и выхода на внутренние и внешние рынки, расширение международной интеграции, создание условий для привлечения зарубежных инвестиций; - поддержка предпринимательской деятельности в научно-технической сфере; - разработка мер государственной поддержки по активизации деятельности НИИ, исследовательских лабораторий, опытно-конструкторских бюро, экспериментальных и опытных заводов, повышения эффективности технопарков, инкубаторов технологий, инновационно-технологических центров, инновационно-промышленных комплексов, созданных при участии вузов, центров лицензирования и сертификации, лизинга, маркетинга и т.д.; - оказание организационной и методологической поддержки организациям, занимающимся созданием наукоемких технологий, в том числе технологий двойного назначения, в осуществлении партнерства с отраслями, регионами, ассоциациями экономического сотрудничества и другими хозяйствующими субъектами; - создание системы экспертизы (включая государственную) научно-технических и инновационных продуктов, программ, проектов, предложений и заявок; - формирование базы и системы учета инновационных проектов, результатов научно-технической деятельности, новой продукции и услуг, организация системы обмена научно-технической информацией субъектов инновационной деятельности; - формирование инновационной инфраструктуры, основанной на взаимодействии научно-исследовательских организаций, проектно-конструкторских бюро, малых внедренческих фирм, промышленных предприятий и других организаций, участников инновационных процессов; - организация системы обучения участников инновационной деятельности; - формирование единой региональной информационной системы на основе Интернет-технологий. Основу инновационного развития должны составить конкретные инновационные проекты, наиболее перспективные из которых получат всестороннюю, в том числе финансовую, поддержку Правительства Нижегородской области. III. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. Система программных мероприятий представляет ряд мер, которые сгруппированы в соответствии с основными задачами, скоординированы по срокам и ответственным исполнителям, и обеспечивают комплексный подход и координацию работ всех участников Программы с целью достижения намеченных результатов, и включает в себя следующие разделы: 1. Развитие инфраструктуры: - Формирование организационно-экономических и правовых условий инновационной деятельности; - Производственно-технологическая поддержка инновационной деятельности; - Информационная поддержка; - Подготовка и переподготовка кадров в области инновационно-технологического менеджмента. 1. Поддержка инновационных проектов. 2. Предоставление мер государственной поддержки субъектам инновационной деятельности. (См. Приложение) IV. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ. 1. Организация управления. Механизм достижения заявленных целей и реализации поставленных задач Программы предопределяет необходимость построения на новом этапе инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности как целостного комплекса осуществления данных видов деятельности, начиная с генерации и отработки новых научно-технических идей до выпуска и реализации созданной наукоемкой продукции. Одними из основных механизмов государственной поддержки инновационного пути развития экономики являются международные и федеральные целевые программы, концентрирующие средства федерального бюджета и внебюджетных источников на финансировании как научных исследований и опытно-конструкторских разработок, так и на освоении их в промышленном производстве. Требуется более активное участие ведущих предприятий области в федеральных и международных инвестиционных конкурсах. Система управления инновационными процессами в области должна сочетать государственное и общественное начала. Государственное управление осуществляется Правительством Нижегородской области и министерством промышленности и инноваций. Общественные начала в управлении инновационной политикой в области обеспечивает Совет по научно-технической и инновационной политике при Правительстве НО, созданный для определения основных направлений развития научно-технической и промышленной политики в области, проведения научно-технических экспертиз конкретных программ и проектов. В состав Совета входят работающие в Нижегородской области члены Российской академии наук, руководители научных учреждений, высших учебных заведений, общественных научных организаций, промышленных предприятий, НИИ, КБ, представители органов власти и управления, известные ученые и специалисты в области науки, техники, образования, производства. 2. Механизм управления. На региональном уровне поддержка инновационных процессов осуществляется через формирование и реализацию региональных программ, рассчитанных на один и на три года. 3. Разработка приоритетов и критических технологий Нижегородской области. Для системного обеспечения работы по реализации Программы первоочередной задачей является определение приоритетов и критических технологий Нижегородской области. 4. Формирование элементов региональной инновационной системы области (РИС) как ядра территории инновационного развития (ТИР). Формирование РИС будет осуществляться в рамках реализации Концепции создания территории инновационного развития в Нижегородской области. Координация работы осуществляется Правительством Нижегородской области. 5. Работа с малым бизнесом Взаимодействие малого бизнеса и РИС будет организовываться при содействии Минпрома НО, Минэкономики НО. 6. Работа с рационализаторами и изобретателями осуществляется при участии Торгово-промышленной палаты НО, Государственного образовательного учреждения министерства образования и науки НО "Нижегородский научно-информационный центр (ННИЦ)". 7. Работа с межрегиональными и федеральными структурами будет проводиться Правительством НО в соответствии с заключенными Соглашениями. 8. Подготовка кадров в области инновационного управления. Практика инновационной деятельности подсказывает необходимость особого внимания к кадровому обеспечению разработок, освоения и внедрения новой техники и наукоемких технологии. Кадровое сопровождение должно быть адекватным всем составляющим воспроизводственного процесса в системе "наука - производство - рынок": исследования и разработки, приобретение новых технологий, производственные проектно-конструкторские работы, производственное обслуживание новых технологических линий, маркетинговые исследования и т.д. Обучение и подготовка кадров для эффективной инновационной деятельности - наиболее важное и сложное звено современных научно-производственных систем. 9. Система контроля за ходом реализации Программы. Межведомственную координацию деятельности органов исполнительной власти, а также выполнение мероприятий Программы осуществляет министерство промышленности и инноваций Нижегородской области. Исполнители направляют отчет о реализации мероприятий в адрес министерства по истечении сроков, указанных в Программе. Минпром готовит ежегодные отчеты о ходе выполнения мероприятий Программы и на основе полученных данных проводит аналитическую работу. Контроль за ходом реализации Программы, выполнения сроков и этапов осуществляет Министерство промышленности и инноваций Нижегородской области и представляет отчет в Правительство Нижегородской области. V. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА. В настоящее время благодаря предпринятым мерам со стороны федеральных и областных органов власти сформировались факторы, оказывающие позитивное влияние на рост инвестиционной активности: - Поддержание макроэкономической стабильности, в том числе финансовой, которая обеспечивается последовательным улучшением собираемости налогов в бюджет и сдержанной финансовой политикой. - Существенно выросли золотовалютные резервы Банка России. В соответствии с принятым графиком обслуживается внешний государственный долг, без новых заимствований. Устойчивой и предсказуемой остается ситуация на валютном рынке. - Признание рыночного статуса российской экономики. - Повышение международных рейтингов страны с вероятностью дальнейшего перехода рейтингов в инвестиционный класс. - Оздоровление и реструктуризация банковской системы. Последовательное создание условий для развития финансового рынка позволяют рассчитывать на увеличение объемов кредитования банками предприятий промышленности и, соответственно, на получение дополнительных ресурсов для инвестирования реального сектора. - Высокий внешний спрос на сырьевые ресурсы постепенно трансформируется во внутренний спрос по технологическим цепочкам смежных секторов экономики, в т.ч. возрастают заказы на машины и оборудование. - Рост внутреннего потребительского спроса. В структуре промышленного производства высокими темпами развиваются отрасли, ориентированные преимущественно на внутренний спрос. В 1999-2001 году выполнялись мероприятия "Региональной программы стимулирования инвестиций в Нижегородской области", которая была утверждена постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 30.03.99 N 74. Программа имела своей целью активизацию инвестиционной деятельности в области, оценку инвестиционного потенциала Нижегородской области, совершенствование процесса привлечения инвестиций в экономику области. Реализация Программы позволила создать базовые условия для развития инвестиционной деятельности в Нижегородской области. Разработана нормативная база инвестиционной деятельности - Закон Нижегородской области от 22.06.2000 N 116-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области". Проведена работа по оценке инвестиционного потенциала области и созданию баз данных инвестиционных проектов Нижегородской области, свободных производственных и "зеленых" площадок для размещения новых производств. В сфере стимулирования привлечения инвестиций в экономику области и повышения инвестиционной привлекательности предприятий специалистам органов местного самоуправления и предприятий оказывалась методическая и консультационная помощь по бизнес-планированию и привлечению инвестиций в проекты предприятий. В соответствии с Законом Нижегородской области от 22.06.2000 N 116-З инвесторы имеют право на: а) получение льгот по: - налогу на прибыль; - налогу на имущество; - земельному налогу; б) получение инвестиционного налогового кредита; в) установление минимальных ставок арендной платы при аренде земельных участков на территории Нижегородской области; г) предоставление государственных гарантий Нижегородской области в обеспечение возврата привлекаемых денежных средств для осуществления инвестиционной деятельности; д) получение льгот при аренде объектов недвижимости государственной собственности Нижегородской области; е) получение преимущественного права на выкуп государственной доли Нижегородской области в объекте недвижимости; ж) частичное финансирование из государственных источников. В настоящее время нарабатывается правоприменительная практика реализации инвестиционной законодательной базы Нижегородской области. VI. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. Основными принципами организации ресурсной поддержки формирования и деятельности РИС являются: - концентрация ресурсов на выделенных приоритетах; - конкурсность предоставления ресурсной поддержки; - долевое участие государства в финансировании мероприятий; - контрактная форма отношений между заказчиком и исполнителем; - возвратность бюджетных финансовых средств. 6. 1. Финансовое обеспечение. Финансирование предусмотренных в Программе мероприятий планируется за счет трех основных видов источников: - средства федерального бюджета (федеральные целевые программы), областного бюджета и местных бюджетов; - средства из внебюджетных источников, в т.ч. средства коммерческих, инвестиционных и ипотечных банков, инвестиционных компаний и фондов, страховых организаций, инновационных (венчурных инновационных) фондов и иных институциональных инвесторов; - собственные средства субъектов инновационной деятельности. Потребность в бюджетных ресурсах будет ежегодно уточняться при подготовке бюджетной заявки на предстоящий финансовый год. Договоры и контракты на выполнение работ, предусмотренных программными мероприятиями, будут заключаться на конкурсной основе в соответствии с законодательством. 6. 2. Кадровое обеспечение. Многоуровневая подготовка и переподготовка кадров является важнейшей составляющей в обеспечении инновационной деятельности. Основными центрами, работающими в этом направлении, являются: - центры подготовки кадров для инновационной деятельности (при НОЦ НИТ, НГТУ, ННГУ и др.); - центр подготовки специалистов по ИПИ-технологиям (ОАО ПКО "Теплообменник" и т.д.); - Президентская программа подготовки кадров и др. Для обеспечения эффективности выполнения Программы необходимо также постоянно осуществлять подготовку работников органов исполнительной власти Нижегородской области по вопросам поддержки инновационно-технологической деятельности. 6. 3. Информационное обеспечение. Эффективное функционирование единого инновационного цикла "наука - производство - рынок" может быть достигнуто только при достаточной информационной обеспеченности всех этапов этого цикла. В рамках данной Программы проблема информационного обеспечения сводится к решению следующих задач: - формирование системы мониторинга инновационной деятельности в Нижегородской области, статистические и аналитические исследования инновационной сферы для обеспечения выработки и принятия решений; - создание информационных банков данных по основным составляющим инновационного процесса (проекты, фирмы, карды, ресурсы, продукция и конъюнктура рынков, и др.); - информационное взаимодействие участников Программы, в том числе, через глобальную сеть Интернет; - рекламно-презентационная деятельность: создание раздела по инновационной деятельности на сайте Правительства Нижегородской области, работа со СМИ и др.; - проведение тематических семинаров конференций, форумов и т.д. VII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАМММЫ Основным итогом реализации Программы должны стать бюджетный и экономический эффекты, которые достигаются за счет активизации научно-технической инновационной деятельности в Нижегородской области, создания соответствующей инфраструктуры, повышения эффективности экономических механизмов, координации и систематизации проводимых мероприятий. Реализация мероприятий по усовершенствованию законодательной базы, выработке новых механизмов привлечения инвестиций, позволят создать региональную инновационную систему, основными элементами которой должны стать: - перспективные технологии; - рынок перспективного продукта; - кадры; - финансы; - инфраструктура, базовыми элементами которой являются организации, осуществляющие инновационную деятельность. Предполагается увеличение доли инновационно-активных предприятий с 15% до 19%. ПРИЛОЖЕНИЕ к Программе "Инновации и высокие технологии в промышленности Нижегородской области на период 2003-2005гг." Программные мероприятия (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 22.12.2005 г. N 317) |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————-———————————-————————————————————| | N | Мероприятия | Исполнители | Срок | Предполагаемые объемы | |п/п | | | | финансирования, млн. руб. | | | | | | | | | | | | | | | | | |—————————————|———————————|————————————————————| | | | | | Федеральный | Областной | Внебюджетные | | | | | | бюджет | бюджет | источники | | | | | | | | финансирования | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| |1. |Разработка приоритетных | Минпром НО |II квартал| | | | | |направлений развития науки, | Совет по | 2003г. | | | | | |технологий и техники в |научно-технической| | | | | | |Нижегородской области. | и инновационной | | | | | | | | политике | | | | | | |Утверждение приоритетных | | III | | | | | |направлений развития науки, | | квартал | | | | | |технологий и техники в | | 2003 г. | | | | | |Нижегородской области | | | | | | | | Правительством Нижегородской| | | | | | | |области | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| |2. |Разработка перечня | Минпром НО |II квартал| | | | | |критических технологий | Совет по | 2003г. | | | | | |организаций Нижегородской |научно-технической| | | | | | |области | и инновационной | | | | | | | | политике | III | | | | | |Утверждение перечня | | квартал | | | | | |критических технологий | | 2003 г. | | | | | |организаций Нижегородской | | | | | | | |области Правительством | | | | | | | |Нижегородской области | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| |3. |Взаимодействие с субъектами | Минпром НО |постоянно | | | | | |инфраструктуры инновационной | | | | | | | |деятельности по вопросам | | | | | | | |реализации инновационной | | | | | | | |политики в области | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| |4. |Формирование структуры | Минпром НО | 2005 г. | | | | | |финансирования инновационных | Минэкономики НО | | | | | | |проектов через систему | Минфин НО | | | | | | |венчурного финансирования | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| |5. |Формирование региональной | Минпром НО | | | | | | |инновационной системы: | | | | | | | |- создание регионального | Минпром НО | 2004 г. | 3 | 6 | 100 | | |инновационно- | Минэкономики НО | | | | | | |технологического парка; |Технопарк НГТУ (по| | | | | | | | согласованию) | | | | | | | | Инновационно- | | | | | | | | технологический | | | | | | | | центр ННГУ (по | | | | | | | | согласованию) | | | | | | | | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| | |- выполнение научно- | Минпром НО | 2005 г. | | 12 | 110 | | |исследовательских работ (НИР)| | | | | | | |по созданию бизнес-центра | | | | | | | |регионального инновационно- | | | | | | | |технологического парка; | | | | | | | | | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| | |- создание кластера | Минпром НО | 2004 г. | 3 | 5 | 600 | | |территории инновационного | Минэкономики НО | | | | | | |развития на базе ННГУ; | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| | |- проведение НИР по созданию | Минпром НО | 2005 г. | 450 | 5 | 10 | | |бизнес-инкубатора как | | | | | | | |интегрирующего элемента | | | | | | | |инфраструктуры Нижегородского| | | | | | | |технопарка; | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| | |- разработка Концепции | Минпром НО | 2004 г. | | | | | |территории инновационного | | | | | | | |развития Нижегородской | | | | | | | |области; | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| | |- утверждение Концепции | Минпром НО | 2004 г. | | | | | |территории инновационного | | | | | | | |развития Нижегородской | | | | | | | |области Правительством | | | | | | | |Нижегородской области; | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| | |- создание инновационных | Минпром НО | | | | | | |центров в г.Арзамасе и | Минэкономики НО | | | | | | |г.Сарове; | | | | | | | | | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| | |- определение затрат на | Минпром НО | 2005 г. | | 0,124 | | | |подготовку территории | | | | | | | |площадок, предложенных для | | | | | | | |особой экономической зоны | | | | | | | |технико-внедренческого типа в| | | | | | | |Нижегородской области; | | | | | | | | | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| | |- предоставление материалов и| Минпром НО | 2005 г. | | 0,001 | | | |данных картографо- | | | | | | | |геодезического фонда | | | | | | | |(топографическая карта | | | | | | | |Дзержинского промышленного | | | | | | | |района) для участия в | | | | | | | |конкурсе Министерства | | | | | | | |экономического развития и | | | | | | | |торговли Российской Федерации| | | | | | | |по созданию особых | | | | | | | |экономических зон в | | | | | | | |Нижегородской области; | | | | | | | | | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| | |- расчет выхода площадей | Минпром НО | 2005 г. | | 0,169 | | | |нового строительства для | | | | | | | |площадок, предложенных для | | | | | | | |особой экономической зоны | | | | | | | |технико-внедренческого типа в| | | | | | | |Нижегородской области; | | | | | | | | | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| | |- разработка конкурсной | Минпром НО | 2005 г. | | 0,181 | | | |заявки в Министерство | | | | | | | |экономического развития и | | | | | | | |торговли Российской Федерации| | | | | | | |по выполнению перечня | | | | | | | |нефтехимических производств | | | | | | | |на территории Дзержинского | | | | | | | |промышленного района | | | | | | | |Нижегородской области; | | | | | | | | | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| | |- разработка конкурсной | Минпром НО | 2005 г. | | 0,18 | | | |заявки в Министерство | | | | | | | |экономического развития и | | | | | | | |торговли Российской Федерации| | | | | | | |по развитию инфраструктуры | | | | | | | |особой экономической | | | | | | | |промышленно-производственной | | | | | | | |зоны на территории | | | | | | | |Дзержинского промышленного | | | | | | | |района Нижегородской области;| | | | | | | | | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| | |- создание Центра поддержки | Минпром НО | 2005 г. | | 4,91 | | | |разработки инвестиционных | | | | | | | |проектов; | | | | | | | | | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| | |- выполнение НИР по | Минпром НО | 2005 г. | | 5 | | | |реализации комплексного | | | | | | | |инновационного проекта | | | | | | | |создания центра высоких | | | | | | | |медицинских технологий - | | | | | | | |Нижегородского | | | | | | | |онкологического научного | | | | | | | |центра; | | | | | | | | | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| | |- разработка бизнес-плана по | Минпром НО | 2005г. | | | | | |созданию высокотехнологичных | | | | | | | |и инновационных производств | | | | | | | |на территории северных | | | | | | | |районов Нижегородской области| | | | | | | | | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| |6. |Реализации инновационных | Минпром НО | | | | | | |проектов через участие | Минэкономики НО | 2004 г. | 200 | 2,4 | 20 | | |организаций области в | | | | | | | |федеральных целевых | | 2005 г. | | | | | |программах | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| |7. |Создание условий для развития| Минпром НО | 2004 г. | | 0,3 | | | |системы подготовки и | Минэкономики НО | | | | | | |переподготовки кадров в |Минобразования НО | | | | | | |области инноваций и |Технопарк НГТУ (по| | | | | | |научно-технического | согласованию) | | | | | | |предпринимательства, | ИТЦ ННГУ (по | | | | | | |обеспечивающих повышение | согласованию) | | | | | | |инновационной активности, | | | | | | | |коммерциализацию результатов | | | | | | | |научных исследований | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| |8. |Формирование информационной | Минпром НО |постоянно | | | | | |базы инновационных проектов, | | | | | | | |результатов | | | | | | | |научно-технической | | | | | | | |деятельности, новой продукции| | | | | | | |и услуг. | | | | | | | |Организация системы обмена | | | | | | | |научно-технической | | | | | | | |информацией субъектов | | | | | | | |инновационной деятельности | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| |9. |Формирование условий для | Минпром НО |постоянно | | | | | |создания региональных фондов | Минэкономики НО | | | | | | |и эффективной деятельности | Минфин НО | | | | | | |федеральных, межрегиональных | Минимущество НО | | | | | | |и региональных фондов | | | | | | | |поддержки инновационной | | | | | | | |деятельности | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| |10. |Формирование системы | Минпром НО |постоянно | | | | | |мониторинга инновационных | НОКГС | | | | | | |процессов на промышленных | | | | | | | |предприятиях области. | | | | | | | |Информационное обеспечение | | | | | | | |инновационной деятельности | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| |11. |Формирование перечня | Минпром НО | 2003 - | | | | | |приоритетных проектов в | Совет по | 2005 гг. | | | | | |Программу "Инновации и |научно-технической| | | | | | |высокие технологии в | и инновационной | | | | | | |промышленности Нижегородской | политике | | | | | | |области на 2003-2005 гг." | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| |12. |Разработка "годовых" Программ| Минпром НО | 2004 г. | | 0,1 | | | |инновационной деятельности в | Совет по | | | | | | |области: |научно-технической| | | | | | |1. Формирование программных | и инновационной | 2005 г. | | | | | |мероприятий на год; | политике | | | | | | | | Минфин НО | | | | | | |2. Организация конкурса | | | | | | | |инновационных проектов: | | | | | | | |- информационное обеспечение | | | | | | | |проведения конкурса | | | | | | | |инновационных проектов через | | | | | | | |средства массовой информации;| | | | | | | |- экспертная оценка | | | | | | | |инновационных проектов | | | | | | | | | | | | | | | |3. Финансирование | | 2004 г. | 20 | 20 | 20 | | |приоритетных инновационных | | | | | | | |проектов через компенсацию из| | 2005 г. | | 1,5 | | | |областного бюджета части | | | | | | | |процентной ставки по кредитам| | | | | | | |коммерческих банков на | | | | | | | |реализацию инновационных | | | | | | | |проектов | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| |13. |Разработка Концепции | Минпром НО |II квартал| | | | | |внедрения ИПИ - технологий на| | 2003 г. | | | | | |промышленных предприятиях | | | | | | | |Нижегородской области, | | | | | | | |Программы внедрения ИПИ - | | | | | | | |технологий на промышленных | | | | | | | |предприятиях | | | | | | | | | | | | | | | |Утверждение Программы | | III | | | | | |внедрения ИПИ - технологий на| | квартал | | | | | |промышленных предприятиях | | 2003 г. | | | | | |Правительством Нижегородской | | | | | | | |области | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| |14. |Подготовка и проведение | Минпром НО | | | | | | |конференций, обучающих | | 2004 г. | | 0,1 | | | |семинаров, совещаний, курсов | | | | | | | |по вопросам, способствующим | | 2005 г. | | 0,35 | | | |повышению инновационной | | | | | | | |активности предприятий и | | | | | | | |организаций, по проблематике | | | | | | | |ИПИ (СALS) -технологий; | | | | | | | |современным системам | | | | | | | |менеджмента и качества | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| |15. |Активизация работы со | Минпром НО | 2004 г. | | 0,1 | | | |средствами массовой | | | | | | | |информации, ориентированными | | 2005 г. | | 0,1 | | | |на развитие инновационного | | | | | | | |предпринимательства и | | | | | | | |повышение | | | | | | | |конкурентоспособности | | | | | | | |отечественных производителей,| | | | | | | |способствующих развитию | | | | | | | |инновационной деятельности. | | | | | | | |Обобщение опыта инновационно-| | | | | | | |активных организаций через | | | | | | | |средства массовой информации:| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| | |- издание материалов по | | 2005 г. | | 0,2 | | | |инвестиционно- инновационному| | | | | | | |потенциалу Нижегородской | | | | | | | |области; | | | | | | | | | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| | |- создание и поддержка | | 2005 г. | | 0,2 | | | |информационного сайта ИПИ | | | | | | | |Нижегородской области | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| |16. |Проведение конкурсов с целью | Минпром НО | 2005 г. | | 0,2 | | | |повышения качества | | | | | | | |выпускаемой хозяйствующими | | | | | | | |субъектами Нижегородской | | | | | | | |области продукции, в том | | | | | | | |числе конкурса на присуждение| | | | | | | |Премии Губернатора | | | | | | | |Нижегородской области за | | | | | | | |качество и | | | | | | | |конкурентоспособность | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| |17. |Организация экспозиций | Минпром НО | | | | | | |Нижегородской области на | | | | | | | |выставках: | | 2005 г. | | 0,2 | | | |- Московский международный | | | | | | | |салон инноваций и инвестиций | | | | | | | | - выставка и конференция | | 2005 г. | | 0,2 | | | |"Инновации нижегородцев - | | | | | | | |экономике региона" | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| |18. |Доработка в части | Минпром НО | 2005 г. | | 0,14 | | | |промышленного развития | | | | | | | |Нижегородской области и | | | | | | | |сопровождение программы | | | | | | | |"Экономическое и социальное | | | | | | | |развитие Нижегородской | | | | | | | |области на 2005-2010 гг." | | | | | | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| | |Итого: | | 2004 г. | 226 | 34 | 740 | | | | | 2005 г. | 450 | 30,655 | 120 | |————|—————————————————————————————|——————————————————|——————————|—————————————|———————————|————————————————————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|