Расширенный поиск
Постановление Правительства Нижегородской области от 26.02.2010 № 102ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 26 февраля 2010 года N 102 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013-2017 ГОДЫ (В редакции Постановлений Правительства Нижегородской области от 29.12.2010 г. N 957; от 22.11.2011 г. N 942) В целях разработки областной целевой программы "Экологическая безопасность Нижегородской области на 2013-2017 годы" Правительство Нижегородской области постановляет: (В редакции Постановлений Правительства Нижегородской области от 29.12.2010 г. N 957; от 22.11.2011 г. N 942) 1. Утвердить прилагаемую концепцию областной целевой программы "Экологическая безопасность Нижегородской области на 2013-2017 годы" (далее - концепция). (В редакции Постановлений Правительства Нижегородской области от 29.12.2010 г. N 957; от 22.11.2011 г. N 942) 2. Межведомственной рабочей группе, созданной распоряжением Правительства Нижегородской области от 7 декабря 2009 года N 3021-р, разработать областную целевую программу "Экологическая безопасность Нижегородской области на 2013-2017 годы" в соответствии с концепцией и представить в Правительство Нижегородской области в срок до 30 июня 2012 года. (В редакции Постановлений Правительства Нижегородской области от 29.12.2010 г. N 957; от 22.11.2011 г. N 942) 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А.Лебедева. Губернатор В.П. Шанцев УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Нижегородской области от 26 февраля 2010 года N 102 КОНЦЕПЦИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013-2017 ГОДЫ" (В редакции Постановлений Правительства Нижегородской области от 29.12.2010 г. N 957; от 22.11.2011 г. N 942) 1. Наименование концепции областной целевой программы Наименование концепции - Концепция областной целевой программы "Экологическая безопасность Нижегородской области на 2013-2017 годы" (далее - Концепция). (В редакции Постановлений Правительства Нижегородской области от 29.12.2010 г. N 957; от 22.11.2011 г. N 942) Основаниями для разработки Концепции являются: - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; - Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 1225-р; - Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537; - Основные положения региональной политики в Российской Федерации, одобренные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 1996 года N 327; - Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р; - Климатическая доктрина Российской Федерации, утвержденная распоряжением Президента РФ от 17 декабря 2009 года N 861-рп; - Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года N 127; - Закон Нижегородской области от 10 сентября 1996 года N 45-З "Об экологической безопасности"; - Стратегия сохранения биологического разнообразия Нижегородской области, утвержденная постановлением Администрации Нижегородской области от 20 декабря 2000 года N 320; - постановление Правительства Нижегородской области от 27 июня 2007 года N 203 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и мониторинга реализации областных целевых программ в Нижегородской области". 2. Анализ проблемы и причин ее возникновения Одной из главных задач на современном этапе развития России является формирование системы мер по обеспечению устойчивого развития, базирующихся на разработке и внедрении новых и максимальном использовании имеющихся экологически безопасных, энерго- и ресурсосберегающих, мало- и безотходных технологий. При этом особое внимание уделяется созданию правовых, организационных и экономических условий экологической переориентации экономики, социальной сферы и систем жизнеобеспечения в соответствии с требованиями рационального использования всех видов ресурсов, сохранения и улучшения состояния окружающей среды и природных комплексов. Экологическая безопасность - это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Нижегородская область относится к числу крупнейших индустриальных центров России с высокой долей перерабатывающей промышленности в экономике, что подразумевает наличие значительного вредного воздействия объектов экономики на окружающую природную среду и здоровье населения. Благодаря проводимой экологической политике и осуществлению природоохранных мероприятий экологическая обстановка в области в настоящее время в целом является стабильной. Вместе с тем, в области существуют серьезные экологические проблемы. Так, для Нижегородской области, как и практически для всех регионов России характерны условия выработки ресурсов оборудования производственных объектов, всех видов транспорта, резко возросшей автомобилизации городов, интенсивного использования природных ресурсов, увеличения и накопления отходов производства и потребления, которые способствуют возрастанию экологической напряженности. Анализ состояния окружающей среды свидетельствует о наличии негативных тенденций в изменении показателей ее качества. Основными проблемами экологической безопасности Нижегородской области в настоящее время являются: - изношенность технологического оборудования предприятий, магистральных трубопроводов и др., приводящая к возникновению потенциально опасных ситуаций с нанесением вреда окружающей среде; - сохранение использования устаревших технологий, приводящих к увеличению количества образуемых отходов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ; - ухудшение качества поверхностных и подземных вод; - ухудшение качества атмосферного воздуха в крупных населенных пунктах, в том числе в результате роста количества автотранспорта, не отвечающего современным экологическим требованиям; - увеличение количества образуемых отходов, требующих переработки и утилизации; - деградация природных экосистем, сокращение биологического разнообразия; - недостаточный учет экологических требований при разработке градостроительной документации; - увеличение вредного влияния загрязнения окружающей среды на состояние здоровья населения; - отсутствие экономических стимулов для внедрения малоотходных и безотходных технологий; - низкий уровень внедрения на предприятиях Нижегородской области систем экологического менеджмента (СЭМ); - низкий уровень экологической культуры населения. В Нижегородской области в 2009 году суммарные выбросы загрязняющих веществ от учтенных стационарных источников и автотранспорта составили 521,717 тыс. тонн, из них от стационарных источников - 160,568 тыс. тонн. Вклад автотранспорта в суммарное загрязнение атмосферного воздуха составляет почти 70 %. (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 29.12.2010 г. N 957) По сравнению с 2008 годом выбросы от автотранспорта уменьшились на 6,149 тыс. тонн, а от стационарных источников - на 5,734 тыс. тонн. За последние пять лет (с 2005 года по 2009 год) в Нижегородской области количество выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников уменьшилось на 6,017 тыс. тонн (3,6 %), от автотранспорта - увеличилось на 298,270 тыс. тонн (474,4 %). Суммарное увеличение выбросов от всех источников таким образом составило около 127 %. Наибольшую антропогенную нагрузку испытывает атмосферный воздух в городах Нижний Новгород, Кстово, Дзержинск (с общей численностью населения свыше 1,6 млн. человек). (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 29.12.2010 г. N 957) В санитарно-защитных зонах промпредприятий на территории Нижегородской области проживает 48630 человек, в том числе в санитарно-защитных зонах предприятий II класса в условиях возможного негативного влияния предприятий - 25119 человек. В городе Нижнем Новгороде в санитарно-защитных зонах промпредприятий проживает 11490 человек. Значительное негативное воздействие на водные объекты оказывает сброс недостаточно очищенных сточных вод. В 2009 году объем сброса сточных вод составил 1070,98 млн. куб. м (по сравнению с 1053,52 в 2008 году). В основном это нормативно чистые стоки - 679,6 млн. куб. м, что составляет 63,4 % общего объема сточных вод. Недостаточно очищенные сточные воды составляют 33 % объема стоков. Без очистки в поверхностные водоемы сбрасывается 2,4 % сточных вод и лишь незначительная часть - всего 1,1 % общего объема сточных вод - это нормативно-очищенные стоки. Объем недостаточно очищенных стоков (353,13 млн. куб. м) в 29 раз больше объема нормативно-очищенных сточных вод. Такое соотношение объясняется отсутствием очистных сооружений и неудовлетворительной работой подавляющего большинства имеющихся очистных сооружений области. Всего в 2009 году в поверхностные водные объекты было сброшено 248,38 тыс. тонн загрязняющих веществ. По массе сбрасываемых загрязняющих веществ преобладают такие загрязнители, как сухой остаток (68,1 %), сульфаты (16,9 %), хлориды (8,9 %). Наряду с увеличением объема сбрасываемых сточных вод в 2009 году по сравнению с 2008 годом, произошло и увеличение массы сброса загрязняющих веществ по большинству показателей. (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 29.12.2010 г. N 957) По данным Роспотребнадзора в 2009 году из 2704 источников водоснабжения 369 не отвечают санитарным требованиям из-за отсутствия зон санитарной охраны, что составляет 13,6 % (в 2008 году - 14,7 %). Удельный вес нестандартных проб воды в водоемах хозяйственно-питьевого водоснабжения по микробиологическим показателям увеличился по сравнению с 2007 годом в Балахнинском, Воскресенском, Городецком, Княгининском, Первомайском, Перевозском, Сергачском районах. На стабильно высоком уровне остается загрязнение воды водоисточников по санитарно-химическим показателям в Лукояновском, Павловском, Навашинском, Перевозском, Пильнинском, Сосновском, Сергачском, Шахунском районах, где от 30 до 80% исследованных проб воды не соответствуют требованиям СанПиН. (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 29.12.2010 г. N 957) Наиболее острой проблемой, способствующей ухудшению качества окружающей среды и нарастанию экологической напряженности, является загрязнение отходами производства и потребления. В 2009 году в Нижегородской области образовалась около 1,779 млн. тонн отходов производства и потребления. Наибольшее количество промышленных отходов в области образуется организациями и предприятиями обрабатывающих отраслей (пищевая, текстильная, обувная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, нефтехимическая, химическая, металлургическая, машиностроительная, электронная и др.). (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 29.12.2010 г. N 957) Существующая система сбора ТБО позволяет удалять из мест образования только 67% образующихся отходов, что в свою очередь приводит не только к загрязнению территорий и возможности несанкционированного размещения ТБО, но и к значительным экономическим потерям. В Нижегородской области в настоящее время функционирует 166 предприятий, эксплуатирующих зарегистрированные химически опасные производственные объекты и 27 биологических потенциально опасных объектов. Подавляющее большинство этих объектов было построено и введено в эксплуатацию 40-50 лет назад. При нормативных сроках эксплуатации до 15-20 лет химико-технологическое оборудование к настоящему времени многократно выслужило свои сроки, морально устарело и физически изношено. Среди промышленных объектов, использующих в технологическом процессе аварийно химически опасные вещества, самыми многочисленными являются предприятия, использующие в технологическом процессе аммиак и хлор. Значительное количество химически опасных объектов располагается в черте городской застройки, что требует принятия особых мер по обеспечению безопасности их функционирования и защите населения, проживающего вблизи этих объектов, от последствий аварий. За последние 50 лет на территории Нижегородской области в результате технологической переработки сырой нефти на нефтеперерабатывающем заводе в г.Кстово (ОАО "Лукойл Нижегороднефтеоргсинтез") и на бывшей дочерней организации ОАО "Фирма Варя" образовалось около 250 тыс. тонн остатков нефтепереработки - кислых гудронов. Данный вид продукта переработки нефти относится ко 2-му классу опасности, поскольку в нем находится водный раствор серной кислоты с содержанием серы от 0,5 до 30%. Кроме этого, на территории области имеются крупные шламонакопители: "Белое море" (завод "Капролактам") и полигон глубинного захоронения отходов (семазинов) ОАО "Дзержинское оргстекло". В Балахнинском районе расположен выведенный из эксплуатации в 1998 году полигон промышленных отходов бывшего ОАО "Корунд". Площадь полигона 18,2 га, объем накопленных отходов составляет 383 тыс. тонн. Объект потенциально опасен в связи с тем, что входит в охранную зону Тепловского водозабора, обеспечивающего питьевой водой город Дзержинск. В настоящее время в сельхозпредприятиях Нижегородской области имеется 112,85 тонн непригодных и (или) запрещенных к применению в сельском хозяйстве ядохимикатов. Цена утилизации (захоронения) 1 тонны пестицидов в настоящее время составляет 70 тыс. руб., включая сбор, затаривание и транспортировку. Прогнозные оценки на ближайшую перспективу показывают, что тенденция повышения вероятности аварий химической природы в ближайшем будущем будет сохраняться. Загрязнение вредными химическими веществами атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны, питьевой воды, почвы, продуктов питания и пищевого сырья свидетельствует о том, что проблема химической безопасности является одной из важнейших в области охраны здоровья населения. На территории Нижегородской области достоверно известны места 231 захоронения животных, павших от сибирской язвы, начиная с 1888 года. В том числе имеются сибиреязвенные скотомогильники, относящиеся к первой и второй группам опасности, т.е. расположенные в зонах вероятного затопления или непосредственно на территории поселений. На сегодняшний день определено местоположение всех сибиреязвенных скотомогильников с использованием GPS и создан тематический ГИС-слой. Кардинальное решение проблемы сибиреязвенных захоронений - их ликвидация, которая подразумевает создание бетонного саркофага. В течение последних лет в силу объективных причин практически перестала функционировать единая система государственного экологического мониторинга Нижегородской области. В 2009 году благодаря произошедшему расширению приборно-аналитического парка силами министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области и подведомственного ему автономного учреждения "Экология региона" начаты работы по осуществлению мониторинга состояния ряда водных объектов Нижегородской области, а также по контролю за состоянием атмосферного воздуха в крупных населенных пунктах. Тем не менее, для обоснованного принятия мер по экологическому контролю и управленческих решений требуется существенное расширение и совершенствование системы экологического мониторинга, в том числе возобновление формирования единого фонда данных экологического мониторинга с участием сведений органов исполнительной власти Нижегородской области и территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти. На территории Нижегородской области насчитывается 1375 гидротехнических сооружений (ГТС). По данным обследований Волжско-Окского управления Ростехнадзора 36 бесхозяйных ГТС представляют потенциальную опасность с точки зрения возникновения чрезвычайных ситуаций, из них 5 находятся в аварийном состоянии и подлежат ремонту. (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 29.12.2010 г. N 957) Одна из экологических особенностей Нижегородской области - большое разнообразие природных экосистем. При этом область является одним из лидирующих регионов Российской Федерации в сфере сохранения биологического разнообразия. В то же время, несмотря на принимаемые меры, состояние биоразнообразия области по ряду показателей вызывает серьезные опасения. В силу объективных причин к 90-м годам XX века в области произошло существенное обеднение биологического разнообразия, выразившееся в сокращении площадей большинства коренных типов природных сообществ и обеднении видового разнообразия. В Нижегородской области в неизмененном или малоизмененном виде сохранилось лишь 2,2% южнотаежных темнохвойных лесов, около 1% хвойно-широколиственных лесов, лишь 0,3% широколиственных лесов и 0,7% степей. Первичная растительность пойм сохранилась лишь на 4,4% своей былой площади. Сохранность болот составляет 40%, сосновых боров - чуть менее 10%. Изменение и уничтожение местообитаний приводит и к угрозе сокращения видового богатства. Сокращают численность, ареалы и исчезают многие виды животных и растений: из 1290 видов сосудистых растений области около 20% являются в различной степени уязвимыми, около 14% нуждаются в территориальной охране, а из 298 видов наземных позвоночных животных около 50% нуждаются в охране (в том числе около 30% - в территориальной). В Красную книгу Нижегородской области занесены 176 видов высших сосудистых растений, 121 вид позвоночных животных (в том числе млекопитающих - 30 видов, гнездящихся птиц - 70, пресмыкающихся - 3, земноводных - 1, рыб - 15, круглоротьгх - 2), а также 138 видов беспозвоночных животных. Площадь охотничьих угодий Нижегородской области - 6,8 млн. га. Преобладают лесные и сельскохозяйственные угодья. Наличие рек и водохранилищ обеспечивает наиболее массовую охоту на водоплавающих птиц. На площади 6,8 млн. га расположено 128 охотхозяйств, предоставленных в долгосрочное пользование 93 юридическим лицам. 8 % охотугодий являются общедоступными. Зарегистрировали свое право на охоту на территории области около 55 тысяч человек. (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 29.12.2010 г. N 957) На территории Нижегородской области обитают более 70 видов млекопитающих и птиц, являющихся объектами охоты. Наиболее значимые среди них - лось, кабан, медведь, зайцы, боровая дичь и водоплавающие птицы. Основной вид пользования охотничьими ресурсами - любительская и спортивная охота. В сезоне охоты 2009-2010 годов было добыто: лось - 258 особей, кабан - 1186, медведь - 25, глухарь - 586, тетерев - 2893, зайцы - 3081, водоплавающих птиц - около 40000 особей. (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 29.12.2010 г. N 957) В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" органам государственной власти субъектов федерации переданы дополнительные полномочия в сфере охоты - выдача охотничьих билетов, ведение государственного охотхозяйственного реестра, проведение территориального охотустройства и подготовка схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории области. Эти федеральные полномочия переданы в Нижегородскую область без финансирования. Кроме того, с 1 января 2008 года финансирование из федерального бюджета полномочий Российской Федерации, переданных для исполнения в Нижегородскую область, стало производиться в значительно меньших размерах, чем объемы средств, ранее направлявшиеся на их исполнение территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. В связи с этим требуется включение в областную целевую программу мероприятий по исполнению переданных полномочий в сфере охоты. (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 29.12.2010 г. N 957) В 1990-е гг. в Нижегородской области достигнуты большие успехи в расширении и совершенствовании региональной сети особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ). В конце 1980-х гг. на территории области существовало около 200 ООПТ, занимавших около 5% площади региона. Почти 70% площади ООПТ приходилось на охотничьи заказники, которые не обеспечивали достаточной охраны природных комплексов и объектов. К настоящему времени число ООПТ увеличилось вдвое, их площадь составляет около 7% территории области. Благодаря созданию заповедника, ряда комплексных природных заказников и большого числа памятников природы доля территорий, обеспечивающих сохранение в естественном состоянии наиболее важных для живых организмов природных экосистем, составляет около 2/3 общей площади ООПТ. Планируется дальнейшее расширение региональной сети ООПТ. Распоряжением Правительства Нижегородской области от 10 августа 2006 года N 591-р "Об особо охраняемых природных территориях" для создания еще 171 ООПТ зарезервировано 285 тыс. га. Существующие и зарезервированные ООПТ играют важную роль в сохранении разнообразия видов живых организмов и экосистем на территории Нижегородской области. В 2010 году в результате сложных метеоусловий - аномальной жары и засухи - в Нижегородской области сформировалась непростая противопожарная обстановка. Всего с начала пожароопасного сезона на территории области возникло 1250 лесных пожаров, общая площадь, пройденная огнём, превысила 187 тыс. га; около половины этой площади составили торфяные пожары. В результате пострадали многие природные комплексы, в том числе имеющие важное природоохранное значение и входящие в состав особо охраняемых природных территорий. Наиболее от лесных пожаров пострадали Выксунский (площадь, пройденная огнём, составила 69,1 тыс. га), Лысковский (54,5 тыс. га), Воротынский (25,5 тыс. га), Навашинский (9,5 тыс. га), Воскресенский (7,7 тыс. га), Кулебакский (2,4 тыс. га) районы. (Дополнен - Постановление Правительства Нижегородской области от 29.12.2010 г. N 957) В период горения лесов и торфяников при аномально жаркой и сухой погоде, способствующей накоплению вредных примесей в приземном слое атмосферы, в области сложился комплекс негативных для окружающей среды последствий, характеризующихся интенсивным задымлением воздуха в городах и иных населенных пунктах, резким увеличением концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; увеличением биомассы зоопланктона в поверхностных водоемах и водотоках, используемых в целях питьевого водоснабжения; снижением самоочищающей способности водных объектов в условиях низкой водности; угрозой радиоактивного загрязнения окружающей среды вследствие нестандартных ситуаций на РОО (г. Саров). (Дополнен - Постановление Правительства Нижегородской области от 29.12.2010 г. N 957) По мере обострения экологических проблем в городских и сельских поселениях, связанных с загрязнением воздуха, почвы и водоемов, возрастанием уровня шума, ухудшением микроклимата и условий проживания населения, возрастает значение зеленых насаждений в нормализации экологической обстановки и создании благоприятной окружающей среды. В соответствии с Законом Нижегородской области от 7 сентября 2007 года N 110-З "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" осуществляется ведение Реестра озелененных территорий общего пользования городов Нижегородской области, в который внесены данные о 362 таких территориях. В большинстве городов Нижегородской области не выполняется норматив площади озелененных территорий общего пользования на 1 жителя, установленный пунктом 1 статьи 10 Закона Нижегородской области от 7 сентября 2007 года N 110-З "Об охране озелененных территорий Нижегородской области". Соответствует норме или превышает ее данный показатель в городах Семенов, Урень, Ветлуга, Городец, Павлово, Навашино, Горбатов. Близок к нормативному данный показатель для городов Сэров и Выкса. Наиболее низкая обеспеченность жителей озелененными территориями общего пользования (в % от норматива) в городах Володарск (1%), Дзержинск (15%), Арзамас (7%), Кулебаки (18%), Княгинино (19%), Балахна и Бор (по 20%), Перевоз (24%), Первомайск (по 39 %), Шахунья (49%), Заволжье (50%). В Нижнем Новгороде по данным Реестра на 1 жителя приходится в среднем 4,4 м озелененных территорий общего пользования (28% от норматива). Нормативу не соответствует уровень озеленения ни в одном из районов города (от 7% в Советском районе до 67% в Приокском). Важным условием, способствующим повышению экологической безопасности в области, является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня, профессиональных навыков и знаний в области экологии. Низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны отнесен Экологической доктриной Российской Федерации к числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации. Эта проблема требует включения в областную целевую программу "Экологическая безопасность Нижегородской области на 2013-2017 годы" (далее - программа) мероприятий по повышению экологической культуры, экологическому образованию и просвещению. (В редакции Постановлений Правительства Нижегородской области от 29.12.2010 г. N 957; от 22.11.2011 г. N 942) Одним из основных инструментов в области экологической безопасности является нормативное правовое обеспечение. Для повышения эффективности правового механизма и в целях регулирования экологической безопасности необходимо совершенствование законодательства Нижегородской области в данной сфере. В последние годы проблеме экологической безопасности Нижегородской области уделяется все возрастающее, но по-прежнему недостаточное внимание. В структуре органов исполнительной власти области создано министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, действуют совет экологической безопасности, а также общественный совет по экологическим проблемам при Губернаторе Нижегородской области. Однако, в силу объективных финансово-экономических причин мероприятия, направленные на обеспечение экологической безопасности, реализуются недостаточно системно и не в полной мере, отсутствуют действенные механизмы, стимулирующие использование хозяйствующими субъектами природосберегающих технологий, материалов и оборудования. Нормативная правовая база в сфере обеспечения экологической безопасности Нижегородской области требует существенного пересмотра и совершенствования. Действовавшая до 2009 года областная целевая программа "Обеспечение гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнений окружающей среды Нижегородской области на 2007-2009 годы", которая была утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 13 ноября 2006 года N 378, признана утратившей силу постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2009 года N 267. Таким образом, в настоящее время на программном уровне в сфере экологической безопасности в Нижегородской области решаются только вопросы обращения с отходами производства и потребления (постановление Правительства Нижегородской области от 6 марта 2009 года N 104 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009-2014 годы"). Существующие проблемы в сфере обеспечения экологической безопасности области обусловили необходимость разработки областной целевой программы "Экологическая безопасность Нижегородской области на 2013-2017 годы" (далее - программа). (В редакции Постановлений Правительства Нижегородской области от 29.12.2010 г. N 957; от 22.11.2011 г. N 942) 3. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы стратегическим целям и приоритетным задачам в сфере государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Нижегородской области Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 года N 1225-р, определяет в качестве стратегической цели государственной политики в области экологии сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года N 537, рассматривает обеспечение экологической безопасности как важную составляющую национальной безопасности государства. Основные положения региональной политики в Российской Федерации, одобренные постановлением Правительства РФ от 23 марта 1996 года N 327, относят к основным направлениям региональной политики в сфере обеспечения экологической безопасности экологически обоснованное размещение производительных сил; экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства; рациональное использование природных ресурсов; предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах Российской Федерации между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия; предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций; обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем; совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования. Обеспечение безопасности населения, в том числе экологической, является одним из приоритетов Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года N 127 (далее - Стратегия). В качестве ключевых проблем Нижегородской области Стратегия называет и низкое качество жизни, включающее требующую улучшения экологическую обстановку и высокий уровень загрязнения природных объектов. Повышение качества окружающей среды и формирование имиджа экологически чистой территории является одной из задач ключевого направления деятельности Правительства области по реализации Стратегии. В соответствии с данными документами настоящей Концепцией предусматривается в качестве основной цели обеспечение экологической безопасности на территории Нижегородской области, что предполагает повышение защищенности компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий. 4. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом, включая прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода Обеспечение экологической безопасности является комплексной проблемой, направленной на создание системы политических, правовых, экономических, технологических и иных мер, направленных на обеспечение гарантий защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов граждан от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в настоящем и будущем времени. Комплексный и системный характер данной проблемы требует системных подходов к ее решению, наиболее предпочтительным из которых является решение программно-целевым методом. Требуемый уровень экологической безопасности не может быть обеспечен только в рамках основной деятельности органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области. Характер проблемы требует наличия долгосрочной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов как хозяйствующих субъектов, так и органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области. Программно-целевой метод бюджетного планирования по сравнению со сметным планированием обладает рядом преимуществ и позволяет обеспечить: - концентрацию ресурсов на решении приоритетных комплексных задач в сфере обеспечения экологической безопасности Нижегородской области; - длительный горизонт планирования, позволяющий оценить среднесрочные и долгосрочные эффекты; - системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей; - открытый порядок формирования и реализации программных мероприятий; - высокую степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий; - контроль за эффективностью расходования средств областного бюджета; - возможность в рамках программы комбинировать и объединить усилия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, частного сектора экономики, общественности. Отказ от использования программно-целевого метода негативно скажется на общем уровне обеспечения экологической безопасности Нижегородской области и в конечном счете может повлечь за собой ухудшение экологической ситуации, снижение инвестиционной привлекательности области, а также негативно повлиять на социально-экономическую ситуацию в целом. 5. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы Решение проблемы экологической безопасности Нижегородской области будет обеспечиваться формированием и реализацией системы программных мероприятий. В программу планируется включить мероприятия, направленные на решение основных задач, установленных настоящей Концепцией. В частности, программой будет предусмотрено: 5.1. Развитие интегрированной системы регионального экологического мониторинга: 5.1.1. Разработка проекта областного закона "Об экологическом мониторинге". 5.1.2. Развитие системы стационарных (в том числе автоматизированных) и передвижных постов контроля качества поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, других компонентов природной среды, а также территорий, находящихся в зоне влияния опасных биологических и химических объектов; содействие развитию сети аккредитованных экологических аналитических лабораторий. 5.1.3. Подготовка и заключение соглашений с субъектами экологического мониторинга о совместном ведении единого фонда данных. 5.1.4. Стимулирование развития локального экологического мониторинга на предприятиях. 5.1.5. Внедрение систем дистанционного мониторинга. 5.1.6. Ведение комплексного территориального кадастра природных ресурсов на основе геоинформационных технологий и систем. 5.1.7. Создание эффективной системы радиационного мониторинга территории Нижегородской области. 5.1.8. Осуществление мониторинга чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными изменениями в окружающей природной среде. 5.1.9. Внедрение системы мониторинга биоразнообразия наземных и водных экосистем. 5.1.10. Внедрение системы мониторинга особо охраняемых природных территорий. 5.1.11. Мониторинг эпизоотической обстановки в природных популяциях: - оценка и осуществление мониторинга орнитологической обстановки по гриппу птиц в природных сообществах на территории Нижегородской области; - оценка и осуществление мониторинга эпизоотической обстановки по бешенству и африканской чуме свиней. (Подпункт в редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 29.12.2010 г. N 957) 5.1.12. Мониторинг фитосанитарной обстановки. 5.1.13. Восстановление единой информационной системы государственного экологического мониторинга Нижегородской области. 5.1.14. Осуществление мониторинга объектов животного мира и среды их обитания. (Дополнен - Постановление Правительства Нижегородской области от 29.12.2010 г. N 957) 5.1.15. Разработка и реализация комплекса мер, направленных на обеспечение развития материально-технической базы и поддержания готовности систем мониторинга состояния окружающей среды к действиям в чрезвычайных ситуациях. (Дополнен - Постановление Правительства Нижегородской области от 29.12.2010 г. N 957) 5.2. Охрана и восстановление водных объектов: 5.2.1. Установление границ водоохранных зон. 5.2.2. Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, включая малые реки. 5.2.3. Реализация мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод. 5.2.4. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений: - инвентаризация и обследование технического состояния ГТС; - ликвидация бесхозяйности ГТС; - при наличии потребности - организация и осуществление капитального, ремонта ГТС; - проверка готовности ГТС к безаварийной эксплуатации при пропуске паводковых вод. 5.2.5. Содействие реализации инновационных пилотных проектов, направленных на снижение негативного воздействия на водные объекты. 5.2.6. Содействие реализации проектов по реконструкции, строительству, модернизации и эффективной эксплуатации систем очистки, обеззараживания и дезинвазии сточных вод. 5.2.7. Сокращение сбросов загрязняющих сточных вод за счет внедрения систем оборотного водоснабжения. 5.2.8. Содействие организации зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения населения. 5.3. Охрана атмосферного воздуха: 5.3.1. Поэтапный перевод общественного транспорта на автотранспорт, соответствующий экологическому классу "Евро-3". 5.3.2. Снижение доли жидкого топлива в топливном балансе предприятий. 5.3.3. Содействие оснащению источников выбросов в атмосферный воздух высокоэффективным газопылеулавливающим оборудованием. 5.3.4. Содействие уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха, и стимулирование производства и применения экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей. 5.3.5. Совершенствование системы государственного экологического контроля за охраной атмосферного воздуха; создание и поддержание системы учета и мониторинга основных загрязнителей атмосферного воздуха. 5.3.6. Развитие улично-дорожной сети населенных пунктов в целях уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. 5.3.7. Содействие проектированию и организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий и промышленных узлов, а также постепенному выводу из санитарно-защитных зон жилых домов, детских дошкольных, образовательных и лечебных учреждений. 5.4. Обеспечение химической и биологической безопасности: 5.4.1. Разработка регионального перечня опасных химических и биологических объектов, их инвентаризация и паспортизация. 5.4.2. Реализация мероприятий по мониторингу опасных химических веществ и биологических агентов. 5.4.3. Содействие реализации мероприятий по реабилитации загрязненных территорий, полной утилизации опасных химических и биологических отходов. 5.4.4. Разработка и реализация комплекса организационно-правовых, экономических и иных мер по выводу (перебазированию) из густонаселенных районов Нижегородской области либо реформированию (ликвидации), либо временной остановке деятельности опасных объектов, функционирование которых создает систематическую угрозу химической и биологической безопасности. 5.4.5. Обеспечение безопасности сибиреязвенных скотомогильников. 5.4.6. Развитие систем добровольной сертификации. 5.4.7. Создание препятствий для биологического загрязнения природной среды за счет инвазии заносных видов животных и растений. 5.4.8. Расширение использования экологически чистых природных территорий для организации оздоровления и отдыха населения. 5.5. Обеспечение радиационной безопасности: 5.5.1. Приведение в соответствие современным требованиям нормативной базы Нижегородской области, связанной с обеспечением радиационной безопасности населения. 5.5.2. Снижение доз облучения населения от медицинских рентгенорадиологических процедур. 5.5.3. Снижение доз облучения населения от природных источников ионизирующего излучения. 5.5.4. Создание эффективной системы аварийного реагирования Нижегородской области на чрезвычайные ситуации радиационного характера. 5.5.5. Ведение учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на территории Нижегородской области. 5.5.6. Совершенствование системы радиационно-гигиенической паспортизации Нижегородской области. 5.5.7. Решение иных актуальных вопросов, связанных с обеспечением радиационной безопасности населения. 5.6. Сохранение и восстановление природной среды: 5.6.1. Предотвращение дальнейшего сокращения разнообразия экосистем и видового богатства: - инвентаризация и охрана сохранившихся участков коренных природных сообществ (старовозрастные леса, луговые степи и пр.); (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 29.12.2010 г. N 957) - инвентаризация, мониторинг и сохранение основных центров биоразнообразия на территории Нижегородской области; - сохранение природных комплексов и объектов, имеющих международное и (или) общероссийское значение (например, водно-болотные угодья международного значения, ключевые места обитания видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красную книгу Нижегородской области и др.); - осуществление мероприятий, направленных на улучшение условий обитания объектов животного мира. (Дополнен - Постановление Правительства Нижегородской области от 29.12.2010 г. N 957) 5.6.2. Восстановление утраченного биоразнообразия: - разработка программы лесовосстановления и лесотехнических мероприятий, ориентированной на восстановление коренных природных сообществ, в том числе создание смешанных лесных культур и обеспечение условий для их нормального развития; - восстановление пойменных экосистем, в первую очередь на малых реках; - разработка научных основ реставрации нарушенных природных сообществ, восстановление исчезнувших с территории области видов живых организмов; - реализация программы биотехнических мероприятий по сохранению и восстановлению численности редких, исчезающих и нуждающихся в охране видов живых организмов; - разработка и реализация комплекса мер, направленных на восстановление природных комплексов, пострадавших в результате природных пожаров 2010 года; (Дополнен - Постановление Правительства Нижегородской области от 29.12.2010 г. N 957) - разработка и реализация программы обводнения нарушенных торфяников с целью восстановления экосистем и снижения пожарной опасности. (Дополнен - Постановление Правительства Нижегородской области от 29.12.2010 г. N 957) 5.6.3. Создание экономических, правовых, управленческих и иных механизмов, позволяющих обеспечить сохранение биоразнообразия на хозяйственно освоенных, интенсивно используемых человеком, а также на урбанизированных территориях: - разработка и внедрение конкретных мероприятий, направленных на оптимизацию взаимодействия и учет интересов сохранения биоразнообразия при планировании и осуществлении хозяйственной деятельности (в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, лесном хозяйстве, охоте и рыболовстве, туризме и рекреации, на транспорте, в городском и сельском планировании, водохозяйственной деятельности). 5.6.4. Обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий (ООПТ): - обеспечение формирования системы особо охраняемых природных территорий с доведением их суммарной площади до 8 % площади области; - завершение паспортизации ООПТ; - ведение государственного кадастра ООПТ; - содействие постановке земельных участков ООПТ на кадастровый учет; - обеспечение функционирования существующей системы охраны ООПТ (патрулирование территории, контроль за соблюдением режима охраны, маркировка границ и т.п.). 5.7. Охрана и развитие системы озелененных территорий в населенных пунктах 5.7.1. Учет и инвентаризация зеленого фонда: - ведение реестра озелененных территорий общего пользования городов Нижегородской области; - проведение инвентаризации озелененных территорий общего пользования, включая определение точных границ и площадей; - создание банка данных об озелененных территориях ограниченного использования и специального назначения. 5.7.2. Реализация мероприятий по охране озелененных территорий. 5.7.3. Развитие системы озелененных территорий: - создание новых озелененных территорий в муниципальных образованиях с целью доведения обеспеченности жителей озелененными территориями до нормативных показателей; - создание системы обеспечения муниципалитетов посадочным материалом для развития системы озелененных территорий; - реализация муниципальных проектов по благоустройству существующих озелененных территорий общего пользования. 5.8. Формирование экологической культуры: 5.8.1. Развитие системы дошкольного экологического воспитания: - создание условий для разработки учебно-методического комплекса (пакетов методических материалов, наглядных пособий и т.п.) для экологических занятий в детских садах; - осуществление методической помощи детским дошкольным учреждениям при создании эколого-развивающей среды (живые уголки, зимние сады, ландшафтные площадки, экологические тропы); - создание условий для развития программ экологического воспитания в детских садах через проведение ежегодных конкурсов на лучшую организацию данной работы. 5.8.2. Развитие системы школьного экологического образования: - экологизация курса "Природоведение" для начальной школы, предметных курсов для среднего звена (насыщение краеведческой информацией, акцент на местные экологические условия и проблемы), введение элективных экологических курсов на профильном уровне для старшего звена, развитие кружковой работы; - дальнейшее развитие экологической работы в школах путем проведения конкурсов на лучшую организацию данной работы. 5.8.3. Дополнительное экологическое образование: - содействие развитию в Нижегородской области детских экологических объединений в образовательных учреждениях; - содействие в проведении экологических лагерей и экспедиций, а также в реализации школьных сетевых экологических проектов ("Школьный экологический мониторинг", "Шефство школ над прилежащими озелененными территориями"); - организационно-методическая помощь в развитии кружковой работы, школьных лесничеств и детских творческих объединений на их базах; - создание условий проведения экологических акций и конкурсов различной направленности и тематики (энерго- и ресурсосбережение, управление отходами, охрана живой природы и т.п.); - создание условий участия обучающихся, студентов образовательных учреждений Нижегородской области, детских экологических объединений и иных коллективов в региональных, Всероссийских, международных детских и молодежных экологических акциях и проектах. 5.8.4. Экологическое образование социально уязвимых групп населения (детские дома, интернаты для детей-инвалидов, спецучреждения): - развитие и внедрение методик экологического образования, основанных на сенсорной экологии; разработка и внедрение специализированных курсов и методических пособий по экологии (например, для слабовидящих детей). 5.8.5. Постдипломное экологическое образование, переподготовка и повышение квалификации: - работников образовательных учреждений, специалистов системы государственного управления, специалистов экологических служб хозяйствующих субъектов, журналистов и др., в том числе по направлениям "экологический мониторинг", "экологический менеджмент", "обращение с отходами" и т.п. 5.8.6. Экологическое просвещение широких слоев населения: - издание и распространение материалов по экологизации поведения в быту и повседневной жизни; - издание и распространение информационных, агитационных и просветительских материалов экологической тематики, проведение кампании социальной рекламы; - работа со средствами массовой информации (ведение тематических экологических рубрик, специализированных передач на ТВ и радио, поддержка специализированных периодических печатных изданий и т.п.), изготовление и организация показа циклов экологических фильмов и мультфильмов; - издание книг экологической тематики; - поддержка системы особо охраняемых природных территорий, поддержка и экологизация деятельности зоопарков, Ботанического сада, дендрариев. Популяризация современных педагогических методик и технологий в деятельности образовательных учреждений в эколого-биологическом направлении, расширение и углубление знаний, приобретение умений и навыков по экологии, методам защиты природы среди обучающихся будет способствовать экологическому воспитанию, эколого-биологическому образованию, развитию и расширению профессиональных навыков и знаний в области экологии. Программой будут предусмотрены мероприятия по совершенствованию нормативно-правового регулирования всех перечисленных направлений обеспечения экологической безопасности. Оценивая преимущества и риски, связанные с реализацией мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией, можно предположить следующее. В условиях выхода из экономического кризиса рост производства неизбежно приведет к увеличению нагрузки на окружающую природную среду, росту сбросов и выбросов загрязняющих веществ, а также усилению использования природных ресурсов и накоплению отходов. В данной ситуации своевременная реализация мероприятий программы имеет исключительно важное значение для повышения уровня охраны окружающей среды, безопасности жизни и здоровья граждан, обеспечения инвестиционной привлекательности региона в целом. 6. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом Программу предполагается реализовать в 1 этап, в течение 2013-2017 годов. (В редакции Постановлений Правительства Нижегородской области от 29.12.2010 г. N 957; от 22.11.2011 г. N 942) При разработке программы будут определены конкретные сроки реализации каждого мероприятия. 7. Предложения по целям и задачам программы, индикаторам целей и показателям результативности решения задач программы 7.1. Основной целью программы является обеспечение экологической безопасности на территории Нижегородской области, что предполагает повышение защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий. 7.2. Основные задачи программы: - снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на компоненты окружающей среды и условия проживания; - обеспечение химической и биологической безопасности Нижегородской области; - сохранение и восстановление природной среды; - формирование экологической культуры. 7.3. Индикаторы целей и показатели результативности решения задач программы. Экологическая безопасность относится к категории больших систем, имеющих сложные внутренние и внешние взаимосвязи. Уровень экологической безопасности определяется комплексным взаимодействием различных факторов, которые в целом должны обеспечить достижение поставленных целей. Для оценки достижения цели программы предлагается использовать следующие индикаторы: - охват территории области единой системой государственного экологического мониторинга (количество точек отбора проб/повторяемость анализов); - доля уловленных и обезвреженных выбросов загрязняющих веществ к общему количеству загрязняющих веществ, отходящих от всех стационарных источников; - доля очищенных сточных вод в общем объеме водоотведения; - количество канализационных очистных сооружений, обеспечивающих эффективную очистку сточных вод по санитарно-химическим, микробиологическим, вирусологическим и паразитологическим показателям; - доля канализованных населенных пунктов; - количество сибиреязвенных скотомогильников, покрытых бетонными саркофагами; - снижение дозовой нагрузки при проведении медицинских рентгенологических процедур (на одно исследование); - снижение количества рентгеновского оборудования со сроком эксплуатации до 10 лет; - достоверность учета дозовой нагрузки при проведении рентгенологических исследований; - охват районов Нижегородской области (включая города Нижний Новгород и Дзержинск) системой непрерывного мониторинга за содержанием радионуклидов в атмосферном воздухе; - доля опасных объектов и территорий, в зоне влияния которых обеспечивается мониторинг состояния окружающей среды, в общем количестве опасных объектов и территорий; - доля опасных химических и биологических объектов, имеющих паспорта и декларации в общем количестве опасных химических и биологических объектов; - количество населения, проживающего в санитарно-защитных зонах; - число производимых на территории области продуктов питания, прошедших добровольную экологическую сертификацию; - снижение рисков аварий на гидротехнических сооружениях, создающих угрозу экологической безопасности; - количество бесхозяйных ГТС; - доля площади области, занятая особо охраняемыми природными территориями (ООПТ); - доля площади ООПТ, обеспеченная регулярной охраной (патрулированием); - доля мест обитания живых организмов, занесенных в Красную книгу Нижегородской области, обеспеченных территориальной охраной; - количество видов живых организмов, занесенных в Красную книгу Нижегородской области, которые переведены в более низкую категорию статуса или выведены из Красной книги; - площадь озелененных территорий общего пользования в населенных пунктах, приходящаяся на одного жителя; - плотность охотничьих ресурсов в свойственных угодьях; (Дополнен - Постановление Правительства Нижегородской области от 29.12.2010 г. N 957) - количество образовательных учреждений, вовлеченных в реализацию ОЦП; - количество слушателей (управленцев и специалистов), прошедших экологическую подготовку и переподготовку; - количество и тиражи подготовленных, изданных и распространенных экологических материалов (книги, брошюры, фильмы и т.п.); - количество проводимых детских экологических лагерей и экспедиций, иных экологических акций и мероприятий; - количество предприятий, внедривших и сертифицировавших систему экологического менеджмента. 8. Предложения по источникам финансирования, срокам и этапам реализации целевой программы Финансирование мероприятий программы планируется осуществить за счет средств организаций, федерального, областного и муниципальных бюджетов. Ориентировочный общий объем финансирования программы за весь период реализации из всех источников составит около 18 млрд. рублей. Окончательная стоимость выполнения мероприятий программы определится в ходе разработки программы, размещения государственных заказов в соответствии с требованиями действующего законодательства. Конкретные исполнители, объемы финансирования по исполнителям, источникам и по годам будут приведены в разрабатываемой программе. Указанные данные будут уточняться ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год. 9. Предварительная оценка ожидаемой эффективности предлагаемого варианта (вариантов) решения проблемы В результате реализации программы будет достигнут ряд положительных социальных и экономических эффектов, выразившихся в повышении уровня охраны окружающей среды, безопасности жизни и здоровья граждан, обеспечении инвестиционной привлекательности региона в целом. Реализация программных мероприятий позволит: уменьшить негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности на компоненты природной среды за счет снижения выбросов в атмосферный воздух и сбросов недостаточно очищенных сточных вод; снизить риск аварий гидротехнических сооружений; обеспечить сохранение и восстановление биологического разнообразия; снизить риск возникновения торфяных пожаров в последующие годы; (Дополнен - Постановление Правительства Нижегородской области от 29.12.2010 г. N 957) сформировать благоприятную окружающую среду в городах Нижегородской области, снизить риски возникновения экологозависимых заболеваний. Развитие системы мониторинга окружающей среды даст возможность объективно оценивать ее состояние (с определением источников и параметров загрязнения) и принимать оперативные меры по нормализации экологической обстановки. Осуществление предусмотренного программой комплекса мер по государственному регулированию природоохранной деятельности, включая экологическое нормирование и контроль, а также внедрение более совершенных экономических механизмов охраны окружающей природной среды, позволит обеспечить снижение антропогенных нагрузок на природные комплексы. 10. Предложения по государственным заказчикам и исполнителям областной целевой программы Государственными заказчиками программы являются министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области, министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области, министерство здравоохранения Нижегородской области, министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, министерство образования Нижегородской области, комитет государственного ветеринарного надзора Нижегородской области. Государственным заказчиком - координатором программы является министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области. Исполнителями мероприятий программы будут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области (при условии их участия), а также организации, привлекаемые к реализации программы в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". 11. Предложения по механизмам формирования мероприятий областной целевой программы, по возможным вариантам форм и методов управления реализацией областной целевой программы Мероприятия программы формируются на основе предложений участников программы (государственных заказчиков программы, исполнителей программы) с учетом требований пунктов 1.5, 1.8.1 Порядка разработки, реализации и мониторинга реализации областных целевых программ в Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 27 июня 2007 года N 203. Механизм реализации программы базируется на принципе взаимодействия государственных заказчиков и исполнителей программы, четкого разделения полномочий и ответственности участников программы. Формы и методы организации управления реализацией программы определяются Правительством Нижегородской области. Текущее управление реализацией программы и оперативный контроль за ходом ее выполнения обеспечиваются государственным заказчиком - координатором программы. Государственный заказчик - координатор программы: - совместно с иными государственными заказчиками, а также с исполнителями программы ежегодно уточняет и формирует перечень мероприятий по реализации программы, представляет в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий программы на очередной финансовый год и прогнозные объемы финансирования мероприятий программы; - обеспечивает согласованные действия участников программы по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств областного бюджета, подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе ее реализации, осуществляет текущий контроль за ходом работ по выполнению мероприятий программы; - осуществляет мониторинг результатов реализации мероприятий программы, формирование аналитической информации об их реализации, подготовку и представление в установленном порядке отчетности о реализации программы; - организует комплексные проверки выполнения работ по реализации программы; - согласовывает с основными участниками программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования; - организует внедрение и обеспечение применения информационных технологий в целях управления реализацией программы и контроля за выполнением мероприятий программы. Организации, выполняющие работы по государственным контрактам, привлекаются к участию в реализации программы на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". _________________________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|