Расширенный поиск

Закон Нижегородской области от 12.09.1996 № 46-З

 
                        НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

                                ЗАКОН

     от 12.09.96                                            N 46-З

                                       Утратил силу - Закон
                                       Нижегородской области
                                       от 08.09.99 г. N 66-З

            О местном референдуме в Нижегородской области


                               ГЛАВА 1

                           ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Местный референдум

     Местный   референдум   в   Нижегородской  области  -  голосование
граждан,  проживающих  на  территории  соответствующего муниципального
образования  по наиболее важным вопросам местного значения, отнесенным
Конституцией    Российской    Федерации,   федеральными   законами   и
законодательством  Нижегородской  области  к  ведению соответствующего
муниципального образования.

     Статья 2. Законодательство о местном референдуме

     Законодательство  о  местном  референдуме  составляют Конституция
Российской   Федерации,   федеральные   законы,   Устав  Нижегородской
области,  настоящий  Закон,  законы  Нижегородской  области  и  уставы
муниципальных образований.

     Статья 3. Общие принципы проведения местного референдума

     Местный     референдум     проводится    на    всей    территории
соответствующего муниципального образования.
     Местный  референдум  проводится  на  основе  всеобщего  равного и
прямого   волеизъявления   при   тайном   голосовании.   Контроль   за
волеизъявлением граждан не допускается.
     Граждане  участвуют в местном референдуме на равных основаниях по
месту жительства.
     Граждане  участвуют  в  местном референдуме лично и каждый из них
обладает одним голосом.
     Участие  в местном референдуме является добровольным и свободным.
Никто  не  вправе воздействовать на гражданина с целью принудить его к
участию  или неучастию в местном референдуме, а также на его свободное
волеизъявление.

     Статья 4. Право граждан на участие в местном референдуме

     В  местном  референдуме  имеет право участвовать каждый гражданин
Российской   Федерации,  проживающий  на  территории  соответствующего
муниципального  образования  и  достигший  на день проведения местного
референдума 18 лет.
     В  местном  референдуме  не  участвуют граждане, признанный судом
недееспособными,  или  граждане, содержащиеся в местах лишения свободы
по приговору суда.
     Какие-либо  прямые  или  косвенные  ограничения  прав  граждан на
участие   в   местном  референдуме  в  зависимости  от  происхождения,
социального   и   имущественного  положения,  расовой  и  национальной
принадлежности,  пола,  языка,  отношения  к религии, принадлежности к
общественным  объединениям,  политических  и  иных  взглядов,  рода  и
характера занятий, времени проживания в данной местности запрещаются.

     Статья 5. Вопросы местного референдума.

     На   местный   референдум  могут  выноситься  следующие  вопросы,
относящиеся к ведению муниципального образования:
     принятие  устава  муниципального  образования,  иных  нормативных
правовых актов, внесение в них изменений;
     структура органов местного самоуправления;
     досрочное  прекращение  полномочий    представительного    органа
местн
     ого  самоуправления  ,  главы  местного самоуправления; выявление
мнения   местного   населения   по   изменению  границ  муниципального
образования; строительс
тво  или  мотивированное  запрещение  строительства   и
эксплуатации объектов муниципальной собственности;
     изменение  профиля  объектов    и    предприятий    муниципальной
собственности;
     установление  порядка  и  условий   приватизации    муниципальной
собственности;
     иные   вопросы   местного   значения,   отнесенные   Конституцией
Российской   Федерации,   законодательством   Российской  Федерации  и
Нижегородской  области  к компетенции соответствующих органов местного
самоуправления.
     На местный референдум не могут выноситься следующие вопросы:
     принятие  планов  и программ развития муниципального образования,
утверждение отчетов об их исполнении;
     принятие  и  изменение бюджета муниципального образования, отчета
об его исполнении;
     установление местных налогов, сборов и льгот по ним;
     принятие  чрезвычайных  и  срочных  мер по обеспечению здоровья и
безопасности населения;
     вопросы,    отнесенные    Конституцией    Российской   Федерации,
федеральными  законами  и законами Нижегородской области к компетенции
органов   государственной   власти   в  том  числе  к  государственным
полномочиям, которыми наделены органы местного самоуправления.
     Вопросы,  выносимые на местный референдум, не должны ограничивать
или  отменять  общепризнанные  права и свободы человека и гражданина и
конституционные гарантии их реализации.

     Статья 6. Агитация по вопросам, вынесенным на местный референдум

     Общественные  объединения,  граждане  вправе  в любых допускаемых
законом  формах  и  законными методами беспрепятственно вести агитацию
за   или   против  проведения  местного  референдума,  за  или  против
проведения  местного  референдума,  за  или  против  участия в местном
референдуме,  за или против вопроса или проекта решения, выносимого на
местный референдум.
     Агитация может проводиться:
     через средства массовой информации;
     путем  проведения  собраний  и  встреч  с  гражданами,  публичных
дебатов и дискуссий и иных мероприятий;
     путем   выпуска   и   (или)   распространения   печатных  и  иных
агитационных материалов;
     в иных не запрещенных законом формах.
     Запрещается  проведение  агитации, сопровождаемой предоставлением
гражданам  или  на  льготных  условиях  товаров, услуг (за исключением
информационных   услуг),  ценных  бумаг,  а  также  выплатой  денежных
средств.  Все  агитационные  материалы  должны содержать информацию об
организациях  и  о  лицах, ответственных за их выпуск. Распространение
анонимных агитационных материалов запрещается.
     Средства  массовой  информации,  финансируемые  за  счет местного
бюджета,  обязаны  обеспечить  равные  возможности для агитации за или
против вопроса, проекта решения, выносимого на местный референдум.
     Агитационные  материалы  с  согласия  собственника  или владельца
указанных  объектов  могут  быть  вывешены в любом помещении, на любом
здании,  сооружении и ином другом объекте, кроме помещений комиссий по
проведению   местного   референдума,  участков  местного  референдума,
административных  зданий  органов  государственной  власти  и  органов
местного самоуправления.
     Запрещается     проводить    агитацию,    распространять    любые
агитационные материалы:
     членам  комиссий по проведению местного референдума;
     воинским частям, военным учреждениям и организациям;
     государственным органам;
     благотворительным организациям и религиозным объединениям.
     Агитация  заканчивается  за  один  день  до  проведения  местного
референдума.  Агитационные  печатные  материалы,  ранее вывешенные вне
помещений  комиссий по проведению местного референдума, сохраняются на
прежних местах.
     Комиссии  по  проведению  местного  референдума,  поставленные  в
известность  о  нарушениях установленного порядка проведения агитации,
вправе   обратиться   в  соответствующие  органы  с  представлением  о
пресечении противоправной агитационной деятельности.

     Статья    7.    Гласность   в   деятельности   органов   местного
самоуправления,  общественных  объединений и комиссий при подготовке и
проведении местного референдума

     Деятельность   органов   местного   самоуправления,  комиссий  по
проведению    местного    референдума,    общественных    объединений,
участвующих   в   организации   и   проведении  местного  референдума,
осуществляется открыто и гласно.
     Все   решения,   касающиеся   подготовки  и  проведения  местного
референдума,  а  также  вопросы или иные решения, выносимые на местный
референдум,  подлежат  опубликованию  средствами массовой информации и
иными   средствами   в   течение  пяти  дней  с  момента  их  принятия
соответствующими органами.
     Органы  местного  самоуправления,  их  должностные  лица  обязаны
давать   соответствующие  разъяснения  по  существу  вопроса,  проекта
решения, выносимого на местный референдум.
     Местные  средства  массовой информации оповещают ход подготовки и
проведения   местного  референдума,  их  представителям  гарантируется
беспрепятственный  доступ  на  все  собрания,  заседания,  связанные с
подготовкой   и   проведением   местного   референдума,   и  получение
соответствующей информации.
     На  заседаниях комиссий по проведению местного референдума вправе
присутствовать  представители  средств  массовой  информации, депутаты
Государственной  Думы  Российской Федерации, Законодательного Собрания
Нижегородской     области,     представительного    органа    местного
самоуправления.
     В  день  проведения  местного  референдума  в помещениях участков
местного  референдума  с  момента начала работы участковой комиссии до
окончания   оформления   документов   об   итогах  голосования  вправе
присутствовать   наблюдатели,   направленные   инициативной   группой,
общественными   объединениями,   зарегистрированными  в  установленном
порядке, а также представители средств массовой информации.
     Полномочия  наблюдателя  должны  быть  удостоверены  в письменной
форме   общественным   объединением   или  инициативной  группой,  чьи
интересы  они  представляют,  с  указанием  фамилии,  имени, отчества,
места  жительства,  а  также  номера  участка местного референдума, на
который  они  направляются.  Их  полномочия  действительны  только при
предъявлении паспорта или заменяющего его документа.
     Предварительное  уведомление  участковой  комиссии  по проведению
местного  референдума  о  направлении  наблюдателя на участок местного
референдума не требуется.
     Наблюдатель вправе:
     знакомиться  со  списками  граждан,  имеющих  право  на участие в
местном референдуме;
     присутствовать  при  голосовании  граждан,  которые  по состоянию
здоровья  или  другим  уважительным  причинам  голосуют  вне помещения
участка местного референдума;
     присутствовать  при  подсчете  голосов  и  составлении  протокола
участковой  комиссии  по  проведению  местного  референдума  об итогах
голосования;
     обращаться   в   участковую   комиссию   по  проведению  местного
референдума с предложениями и замечаниями;
     обжаловать   действие   (бездействие)   участковой   комиссии   в
территориальную комиссию по проведению местного референдума.
     Предложения     и    замечания    наблюдателей    рассматриваются
председателем  участковой комиссии, а при необходимости - на заседании
участковой комиссии по проведению местного референдума.
     Вмешательство  наблюдателей  в  действие  комиссии  по проведению
местного референдума не допускается.

     Статья 8. Финансирование местного референдума

     Расходы,   связанные   с   подготовкой   и  проведением  местного
референдума,  с момента принятия решения о его назначении производится
за счет средств соответствующего местного бюджета.
     В  случае недостаточности средств местного бюджета при проведении
районного   (городского)  референдума  органы  государственной  власти
Нижегородской  области обеспечивают дополнительное целевое поступление
средств  в  соответствующий  местный  бюджет  в  порядке, определенном
Законодательным    Собранием    Нижегородской    области.   В   случае
недостаточности   средств   местного   бюджета  сельской  (поселковой)
территории    дополнительное    целевое    поступление    средств    в
соответствующий    местный   бюджет   обеспечивают   органы   местного
самоуправления района.
     Средства,   выделенные   на  организацию  и  проведение  местного
референдума    поступают    из   местного   бюджета   в   распоряжение
территориальной   комиссии   по  проведению  местного  референдума  на
основании  сметы предполагаемых расходов, утвержденной соответствующим
представительным органом местного самоуправления.
     Порядок  перечисления денежных средств участковым комиссиям, учет
поступления   и   расходования   бюджетных   средств,   выделенных  на
подготовку   и   проведение   местного   референдума,  устанавливаются
территориальной комиссией по проведению местного референдума.
     Формы   финансового   отчета   комиссий  по  проведению  местного
референдума    о   расходовании   денежных   средств   устанавливаются
финансовыми   органами   местной   администрации   в   соответствии  с
законодательством.
     Председатели   комиссий   по   проведению   местного  референдума
распоряжаются   денежными   средствами   и  несут  ответственность  за
соответствие  финансовых  документов  решениям  комиссий по финансовым
вопросам.
     Территориальная   комиссия  по  проведению  местного  референдума
представляет  финансовый отчет о расходовании средств местного бюджета
не позднее 40 дней после опубликования результатов голосования.
     Остатки  денежных  средств,  выделенных  комиссиям  по проведению
местного  референдума  из  местного бюджета на подготовку и проведение
местного  референдума  ,  и  неизрасходованные  ими на указанные цели,
возвращаются в местный бюджет.

                             ГЛАВА 2

                   НАЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

     Статья 9. Назначение местного референдума

     Решение    о    проведении   местного   референдума   принимается
представительным органом местного самоуправления.
     Представительный  орган  местного самоуправления обязан назначить
местный референдум по требованию:
     главы местного самоуправления (главы местной администрации);
     одной  трети  от  общего числа депутатов представительного органа
местного самоуправления;
     граждан, имеющих право на участие в местном референдуме.
     Число  подписей,  необходимое для назначения местного референдума
по  требованию  граждан, устанавливается в соответствии с требованиями
настоящего  Закона  и устава муниципального образования, но не менее 2
процентов  и  не  более  10 процентов от общего числа граждан, имеющих
право  на  участие  в  местном  референдуме  или  5 процентов, если не
определено уставом.
     Инициатива  проведения  местного  референдума  может  исходить от
общественных    объединений,    трудовых    коллективов   предприятий,
организаций  и  учреждений  независимо  от  их организационно-правовых
форм,  а  также  отдельных  граждан,  органов местного самоуправления,
действующих  на  соответствующей  территории.  В этом случае она может
быть  реализована через представительный орган местного самоуправления
и лиц, обладающих правом требования назначения местного референдума.
     В  период между назначением местного референдума и опубликованием
его  результатов  субъекты, упомянутые в части второй настоящей статьи
не   имеют   право   выдвигать   требование   о   назначении  местного
референдума,   а   соответствующий   представительный  орган  местного
самоуправления   не  вправе  принимать  решение  о  назначении  нового
местного референдума.

     Статья  10.  Порядок  реализации  права  требования  о назначении
местного  референдума главой местного самоуправле- ния (главой местной
администрации),    депутатами    представительного   органа   местного
самоуправления

     Требование   главы   местного   самоуправления   (главы   местной
администрации),    одной    трети    от    общего    числа   депутатов
представительного  органа  местного  самоуправления  оформляется ими в
письменном  виде  с  указанием вопроса, проекта решения, предлагаемого
для   вынесения   на   местный   референдум,  даты  его  проведения  и
подписывается   главой   местного   самоуправления   (главой   местной
администрации)  или  соответствующим числом депутатов и направляется в
представительный орган местного самоуправления.

     Статья   11.   Порядок  реализации  права  требования  граждан  о
назначении местного референдума

     Право  инициативы  сбора  подписей  под  требованием о назначении
местного   референдума   принадлежит  каждому  гражданину  или  группе
граждан,  проживающих  на  территории  соответствующего муниципального
образования, имеющих право на участие в местном референдуме.
     Граждане  реализуют  свое  право  на  сбор подписей добровольно и
самостоятельно.
     Сбор  подписей  организуют  и  осуществляют  инициативные  группы
местного  референдума  численностью  не  менее 5 человек, образуемые в
соответствии  с  требованиями  настоящего  Закона  из  числа  граждан,
имеющих право на участие в местном референдуме.
     Для   регистрации   инициативной   группы   достаточно  обращения
граждан,   имеющих   право   на   участие  в  местном  референдуме,  в
соответствующий   представительный  орган  местного  самоуправления  с
заявлением,  в  котором  указывается  формулировка  вопроса  или текст
проекта  решения,  предлагаемого  для вынесения на местный референдум,
фамилии,  имена,  отчества,  даты  рождения,  адреса места жительства,
номера   и   серии  паспортов  или  заменяющих  их  документов  членов
инициативной  группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени
инициативной   группы.  К  заявлению  должен  быть  приложен  протокол
собрания  инициативной  группы  на  котором  было  принято  решение  о
выдвижении  инициативы о проведении местного референдума и об избрании
уполномоченного  представителя.  Заявление подписывается всеми членами
инициативной группы.

     Статья 12. Регистрации инициативной группы местного референдума

     Регистрация  инициативной  группы  производится  представительным
органом местного самоуправления.
     Решение   представительного   органа  местного  самоуправления  о
регистрации  инициативной  группы  местного референдума с утверждением
формулировки  вопроса, проекта решения, предлагаемого для вынесения на
местный  референдум,  либо  о  мотивированном  отказе в ее регистрации
должно  быть  принято не позднее 10 дней с момента получения заявления
и  выдано уполномоченному представителю инициативной группы не позднее
трех дней с момента принятия данного решения.
     Отказ    в    регистрации    инициативной   группы   по   мотивам
нецелесообразности   не   допускается.   Основанием   для   отказа   в
регистрации   инициативной   группы   может   быть   только  нарушение
инициативной   группой  положений  Конституции  Российской  Федерации,
федерального  или  областного  законодательства, устава муниципального
образования.
     Отказ   в  регистрации  может  быть  обжалован  заинтересованными
лицами в суд.
     Данные   о   зарегистрированной  инициативной  группе  передаются
представительным   органом   местного   самоуправления  главе  местной
администрации.

     Статья  13.  Порядок  и сроки сбора подписей инициативной группой
местного референдума

     С  момента  получения  постановления  о  регистрации инициативная
группа   местного   референдума  вправе  организовать  и  осуществлять
беспрепятственный  сбор  подписей  на подписных листах с требованием о
назначении  местного  референдума.  Общий  период  сбора  подписей  не
должен   превышать   одного  месяца  со  дня  выдачи  постановления  о
регистрации  созданной  по  данному  референдуму  инициативной группы.
Расходы по сбору подписей несет инициативная группа.
     В   случае,   если   в   течение  этого  срока  не  было  собрано
необходимого  количества  подписей граждан, имеющих право на участие в
местном референдуме, дальнейший сбор подписей прекращается.
     С  требованием  о  назначении  местного  референдума  по  тому же
вопросу  разрешается  выступать не ранее, чем по истечении одного года
со   дня   прекращения   сбора  подписей  в  порядке,  предусмотренном
настоящим Законом. При этом ранее собранные подписи не учитываются.
     Подписи  собираются посредством внесения их в подписные листы. По
окончании  сбора  подписей  инициативная  группа  составляет  итоговый
протокол,  в котором указывается дата регистрации инициативной группы,
дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей.
     Подписные  листы,  пронумерованные  и  сброшюрованные,  экземпляр
итогового  протокола  инициативной группой передаются соответствующему
представительному  органу  местного  самоуправления, который проверяет
соблюдение  инициативной  группой  требований  настоящего  Закона  при
сборе  подписей.  При  обнаружении  в  подписных листах двух или более
подписей одного гражданина учитывается только одна подпись.

     Статья 14. Подписной лист местного референдума

     Листы  для  сбора  подписей  граждан под требованием о назначении
местного референдума (подписные листы) должны содержать:
     наименование  муниципального  образования,  где  проводится  сбор
подписей граждан, имеющих право на участие в местном референдуме;
     номер    постановления,    дата    регистрации   и   наименование
представительного  органа  местного самоуправления, зарегистрировавшей
инициативную группу по проведению местного референдума;
     формулировку  вопроса  или  проекта  решения,  предлагаемого  для
вынесения на местный референдум;
     фамилию,  имя,  отчество,  дату рождения, адрес места жительства,
номер   и   серию  паспорта  или  замещающего  его  документа  каждого
гражданина,  имеющего  право  на  участие  в  местном референдуме, его
подпись и дату подписания.
     Каждый   подписной   лист  должен  быть  заверен  подписью  лица,
собиравшего   подписи   граждан,   и   уполномоченного   представителя
инициативной  группы  с  указанием  даты  заверения,  фамилии,  имени,
отчества,  адреса  места  жительства,  даты  рождения,  номера и серии
паспорта  или  заменяющего  его  документа каждого из этих лиц. Бланки
подписных  листов  изготавливаются  по форме, указанной в приложении к
настоящему Закону.
     Глава   местной   администрации  обязан  обеспечить  инициативные
группы  бланками  подписных  листов в необходимом количестве, если это
предусмотрено уставом муниципального образования.

     Статья  15.  Принятие решения по требованию о назначении местного
референдума

     Представительный  орган местного самоуправления в течение 30 дней
со  дня  поступления  требования  о  назначении  местного  референдума
вправе принять одно из следующих решений:
     о  мотивированном  отклонении  требования  о  назначении местного
референдума   в  случае  нарушения  положений  Конституции  Российской
Федерации,    федерального,    областного   законодательства,   устава
муниципального образования;
     о назначении местного референдума.
     В  случае  принятия решения об отклонении требования о назначении
местного референдума оно может быть обжаловано в суд.
     В  решении о назначении местного референдума указываются дата его
проведения,  вопрос  или  проект,  выносимого  на  местный референдум,
решения.
     Вопросы,   выносимые  на  местный  референдум,  должны  исключать
множественность их толкования.
     Голосование  может  быть назначено на любой день и не позднее чем
за 70 дней до дня проведения местного референдума.
     Решение   представительного   органа  местного  самоуправления  о
назначении  местного  референдума  в  пятидневный  срок  публикуется в
средствах  массовой  информации  либо  иными  средствами  доводятся до
сведения граждан.
     Допускается   проведение   местного  референдума  одновременно  с
выборами   в  органы  государственной  власти  Нижегородской  области,
органы местного самоуправления и их должностных лиц.
     В  случае проведения местного референдума одновременно с выборами
по  решению  представительного  органа местного самоуправления функции
территориальной   и   участковых   комиссий   по  проведению  местного
референдума  могут  быть  возложены  на  соответствующие избирательные
комиссии.
     Территории   участков  местного  референдума  могут  совпадать  с
территориями   избирательных  участков,  образованных  для  проведения
выборов.

                              ГЛАВА 3.

                 ПОДГОТОВКА К МЕСТНОМУ РЕФЕРЕНДУМУ

     Статья 16. Комиссии по проведению местного референдума

     Для  подготовки  и  проведения  местного  референдума  образуются
следующие комиссии:
     территориальные   (районные,   городские,  поселковые,  сельские)
комиссии по проведению местного референдума;
     участковые комиссии по проведению местного референдума.
     При  подготовке  и  проведении  местного  референдума комиссии по
проведению   местного   референдума   в   пределах   своих  полномочий
независимы от органов местного самоуправления.

     Статья  17.  Порядок формирования комиссий по проведению местного
референдума

     Формирование   комиссий   по   проведению   местного  референдума
осуществляется  представительным  органом  местного  самоуправления на
основе   предложений   общественных   объединений,  собраний  граждан,
имеющих  право  на  участие  в  местном  референдуме, по месту работы,
службы,   учебы   и  жительства  в  соответствии  с  законодательством
Нижегородской области и уставом муниципального образования.
     Территориальная   комиссия  по  проведению  местного  референдума
формируется   представительным   органом  местного  самоуправления  не
позднее  чем  за  60  дней  до  дня  проведения местного референдума в
количестве 5-11 членов.
     Участковая    комиссия   по   проведению   местного   референдума
формируется   представительным   органом  местного  самоуправления  не
позднее  чем  за  40  дней  до  дня  проведения местного референдума в
количестве 5-11 членов.
     При   проведении   местного  референдума  по  вопросу  досрочного
прекращения   полномочий   главы   местного  самоуправления  в  состав
комиссий  по  проведению  местного  референдума  не  могут  включаться
близкие    родственники,    лица,   находящиеся   у   главы   местного
самоуправления в непосредственном подчинении.
     Председатель,  заместитель  председателя  и секретарь комиссии по
проведению  местного  референдума  избираются  тайным  голосованием на
первом заседании комиссии из числа ее членов.

     Статья  18.  Полномочия  территориальной  комиссии  по проведению
местного референдума

     Территориальная комиссия по проведению местного референдума:
     осуществляет  контроль  за  подготовкой  и  проведением  местного
референдума  на  соответствующей  территории,  обеспечивает соблюдение
настоящего Закона;
     координирует   деятельность  участковых  комиссий  по  проведению
местного  референдума,  рассматривает  заявления и жалобы на решения и
действия участковых комиссий и принимает по ним решения;
     устанавливает единую нумерацию участков местного референдума;
     распределяет   денежные   средства   на   финансовое  обеспечение
подготовки   и   проведения   местного   референдума,  на  обеспечение
деятельности  участковых  комиссий, контролирует целевое использование
указанных денежных средств;
     контролирует   обеспечение   участковых   избирательных  комиссий
помещениями,   транспортом,  средствами  связи,  рассматривает  другие
вопросы материально-технического обеспечения местного референдума;
     устанавливает   форму   бюллетеня   для  голосования  на  местном
референдуме,  форму  списков  граждан,  имеющих  право  на  участие  в
местном  референдуме,  протоколов  заседаний  комиссий  по  проведению
местного   референдума,  образцы  ящиков  для  голосования  и  печатей
комиссий, порядок хранения документации местного референдума;
     утверждает   текст   бюллетеня   для   голосования   на   местном
референдуме,  обеспечивает  их изготовление и снабжение ими участковых
комиссий;
     контролирует  своевременность  и правильность составления списков
граждан,   имеющих   право   на   участие  в  местном  референдуме,  и
предоставления их для всеобщего ознакомления;
     заслушивает     сообщения    руководителей    органов    местного
самоуправления,    их    структурных    подразделений,   муниципальных
предприятий,   организаций,  учреждений  по  вопросам  организационно-
технической подготовки и проведения местного референдума;
     содействует  организации  встреч,  лекций  и  других мероприятий,
направленных   на   разъяснение   сути  вопросов  или  иного  решения,
вынесенного на местный референдум;
     определяет   результаты  местного  референдума,  публикует  их  в
средствах массовой информации муниципального образования;
     устанавливает  порядок  хранения  и передачи в архив документации
местного референдума;
     осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
     Полномочия   территориальной   комиссии  по  проведению  местного
референдума прекращаются после представления финансового отчета.

     Статья  19. Полномочия участковой комиссии по проведению местного
референдума

     Участковая комиссия по проведению местного референдума:
     оповещает  население  об  адресе  и  о номере телефона участковой
комиссии,  времени  ее  работы,  а  также  о  дне  и  месте проведения
голосования;
     составляет   и   уточняет  список  граждан  по  участку  местного
референдума,  знакомит  с  ним  граждан,  имеющих  право  на участие в
местном   референдуме,   принимает   и   рассматривает   заявления   о
неточностях  в указанном списке, об ошибках и решает вопрос о внесении
в него соответствующих изменений и дополнений;
     обеспечивает  подготовку  и надлежащее оборудование помещение для
проведения голосования;
     контролирует    соблюдение   на   территории   участка   местного
референдума правил размещения агитационных материалов;
     организует голосование на участке местного референдума;
     производит  подсчет  голосов,  устанавливает итоги голосования по
участку   местного   референдума,   составляет   протокол   об  итогах
голосования  и  передает  его  территориальной  комиссии по проведению
местного референдума;
     рассматривает   заявления  и  жалобы  по  вопросам  подготовки  и
проведению   местного  референдума  и  принимает  по  ним  необходимые
решения;
     осуществляет   другие   полномочия,   предусмотренные   настоящим
Законом.
     Полномочия    участковой    комиссии   по   проведению   местного
референдума прекращаются после представления финансового отчета.

     Статья  20.  Статус  членов  комиссии  по  по проведению местного
референдума

     Члены   территориальной   и  участковой  комиссий  по  проведению
местного   референдума,  назначенные  в  соответствии  со  статьей  17
настоящего   Закона,   имеют   право   решающего   голоса   и  обязаны
присутствовать на всех заседаниях соответствующей комиссии.
     Инициативная    группа    местного    референдума,   общественные
объединения   после   формирования  комиссий  по  проведению  местного
референдума  вправе  назначить  в  соответствующие  комиссии по одному
члену комиссии с правом совещательного голоса.
     Члены  комиссии  по  проведению местного референдума как с правом
решающего голоса, так и с правом совещательного голоса:
     заблаговременно извещаются о заседаниях комиссиях;
     вправе  выступать  на  заседании комиссии, вносить предложения по
вопросам,   входящим   в   компетенцию   соответствующей  комиссии,  и
требовать проведения по ним голосования;
     вправе  задавать  другим  участникам заседания комиссии вопросы в
соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
     вправе   знакомиться   с   любыми   документами   и   материалами
соответствующей  и  нижестоящей  комиссий  и получать заверенные копии
этих документов.
     Члены  комиссии  по  проведению  местного  референдума  с  правом
совещательного   голоса   вправе  присутствовать  на  всех  заседаниях
соответствующей комиссии.
     При   принятии   решения   комиссией   по   проведению   местного
референдума   члены   комиссии   с   правом  совещательного  голоса  в
голосовании не участвуют.
     Полномочия   члена   комиссии   с  правом  совещательного  голоса
прекращаются после опубликования результатов местного референдума.
     Члены  комиссии  по  проведению  местного  референдума  с  правом
решающего  голоса может быть освобожден от обязанностей члена комиссии
до  истечения  срока полномочия по решению органа, его назначившего, в
случаях:
     подачи  членом  комиссии  заявления в письменной форме о сложении
своих полномочий:
     утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации;
     выезда  члена  комиссии  на  новое  место  жительство  за пределы
территории соответствующего муниципального образования;
     вступления  в  законную  силу  обвинительного  приговора  суда  в
отношении члена комиссии;
     признания  члена  комиссии  решением  суда, вступившем в законную
силу,     недееспособным,    ограниченно    дееспособным,    безвестно
отсутствующим или умершим.
     Выдвижение  и  назначение  нового  члена  в  состав  комиссии  по
проведению    местного   референдума   с   правом   решающего   голоса
производится в порядке, установленном настоящим Законом.
     Член    комиссии   с   правом   решающего   голоса   по   решению
соответствующей  комиссии  может  освобождаться  на время подготовки и
проведения  местного  референдума  от  выполнения производственных или
служебных   обязанностей.   Оплата   труда  члена  комиссии  с  правом
решающего   голоса   в  этом  случае  производится  за  счет  средств,
выделенных  из  местного бюджета на проведение местного референдума. В
течение  срока  своих  полномочий  он  не  может  быть  по  инициативе
администрации  (работодателя)  уволен  с  работы  или без его согласия
переведен на другую работу.

     Статья  21.  Организация  работы  комиссий по проведению местного
референдума

     Комиссии  по проведению местного референдума проводят свои первые
заседания не позднее трех дней с момента их формирования.
     Комиссии   по   проведению   местного   референдума  обеспечивают
своевременное   информирование   населения   через  средства  массовой
информации  и  иными  способами о составе комиссии, месте нахождения и
времени  работы,  об  образовании  участков  для  голосования, списках
граждан,  имеющих  право  на  участие  в  местном референдуме и других
обстоятельствах,   имеющих   значение   для  надлежащей  подготовки  и
проведения местного референдума.
     Деятельность   комиссий   по   проведению   местного  референдума
осуществляется  на основе коллегиальности. Заседание комиссии является
правомочным,  если  на  нем присутствует большинство от установленного
числа членов комиссии с правом решающего голоса.
     Решения    комиссий   об   избрании   председателя,   заместителя
председателя   и   секретаря   комиссии,   по   вопросам   финансового
обеспечения   подготовки   и   проведения   местного  референдума,  об
установлении  итогов  голосования,  о  признании  местного референдума
несостоявшимся  или  недействительным принимаются большинством голосов
от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса.
     Решения   комиссий   по   иным   вопросам   принимаются   простым
большинством   от   числа  присутствующих  членов  комиссии  с  правом
решающего голоса.
     При  принятии  решений  комиссии  в  случае равного числа голосов
"за" и "против" голос председателя комиссии является решающим.
     Решения    комиссии    по    проведению    местного   референдума
подписываются председателем и секретарем комиссии.
     Члены  комиссии,  не  согласные  с  решением, принятым комиссией,
вправе  выразить особое мнение, которое в письменной форме прилагается
к    протоколу    заседания   комиссии   и   доводятся   до   сведения
территориальной   комиссии   по  проведению  местного  референдума  не
позднее  чем  в течение трех дней, а за три дня до проведения местного
референдума и в день проведения - немедленно.
     Решения  комиссии  по проведению местного референдума, принятые в
пределах    ее    полномочий,   обязательны   для   органов   местного
самоуправления,   а  также  для  нижестоящих  комиссий  по  проведению
местного референдума.
     Заседания  комиссий  созываются и проводятся председателем или по
его   поручению   заместителем   председателя  комиссии,  а  также  по
требованию  не  менее  одной  трети членов комиссии с правом решающего
голоса.
     Комиссии  по  проведению  местного референдума могут создавать на
период   подготовки   и   проведения  местного  референдума  временные
аппараты,  структура  и штаты которых устанавливаются соответствующими
комиссиями в пределах выделенных им бюджетных средств.
     Комиссии  по проведению местного референдума вправе обращаться по
вопросам,  связанным с подготовкой и проведением местного референдума,
в    государственные    и   общественные   органы,   органы   местного
самоуправления,  общественные  объединения,  предприятия, организации,
учреждения   и   к  должностным  лицам,  которые  обязаны  рассмотреть
поставленный   вопрос   и   дать  комиссии  ответ  не  позднее  чем  в
трехдневный срок.

     Статья   22.   Содействие  деятельности  комиссий  по  проведению
местного референдума

     Органы  государственной  власти и органы местного самоуправления,
общественные   объединения,   предприятия,  организации  и  учреждения
независимо  от их организационно-правовых форм, а также их должностные
лица   обязаны   содействовать   комиссиям   по   проведению  местного
референдума  в  реализации их полномочий, в том числе в предоставлении
необходимых    для    проведения   местного   референдума   помещений,
транспорта,   средств   связи,   технического  оборудования,  а  также
предоставлять   сведения  и  материалы,  давать  ответы  на  обращения
комиссий  по проведению местного референдума в течение трех дней, а за
три  дня  до  дня  проведения местного референдума и в день проведения
местного референдума - немедленно.

     Статья  23. Обжалование решений и действий комиссий по проведению
местного референдума

     Решения  и  действия  (бездействие)  территориальной  комиссии по
проведению  местного  референдума  и  ее  должностных  лиц  могут быть
обжалованы в суд.
     Решения   и   действия   (бездействия)   участковых  комиссий  по
проведению  местного  референдума  и  их  должностных  лиц  могут быть
обжалованы   в  территориальную  избирательную  комиссию  или  в  суд.
Предварительное  обращение  в  территориальную  комиссию  не  является
обязательным  условием  для  обращения в суд. При этом территориальная
комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу вопроса.
     Решения  по  жалобам  (заявлениям), поступившим в территориальную
комиссию,  принимаются  в  пятидневный срок с момента поступления их в
комиссию,  а  за  пять дней до дня проведения местного референдума и в
день  проведения  местного  референдума  -  немедленно. В случае, если
факты,  содержащиеся  в  жалобах  (заявлениях), требуют дополнительной
проверки,  решения  по ним принимаются не позднее, чем в десятидневный
срок.
     Территориальная  комиссия  вправе принять самостоятельное решение
по существу жалобы (заявления), отменив решение участковой комиссии.
     Суды  и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу таким
образом,    чтобы    обеспечить   своевременное   рассмотрение   жалоб
(заявлений)   по  вопросам,  связанным  с  подготовкой  и  проведением
местного  референдума.  Решение  суда  по  существу жалобы (заявления)
является окончательным.

     Статья 24. Образование участков местного референдума
     Для  проведения  голосования  и подсчета голосов граждан, имеющих
право  на  участие  в местном референдуме, образуются участки местного
референдума.
     Участки    местного    референдума    образует    глава   местной
администрации   по   согласованию   с   территориальной  комиссией  по
проведению  местного  референдума  с  учетом местных и иных условий не
позднее  чем  за  45  дней  до дня проведения местного референдума, из
расчета  не  более  3000  граждан,  имеющих право на участие в местном
референдуме на каждый участок.
     В   больницах,   санаториях,   домах  отдыха,  иных  стационарных
лечебно-  профилактических  учреждениях  и  других  местах  временного
пребывания  граждан,  в  труднодоступных  и  отдаленных местах участки
местного   референдума  могут  образовываться  в  тот  же  срок,  а  в
исключительных   случаях  -  не  позднее  чем  за  пять  дней  до  дня
проведения местного референдума.
     Военнослужащие голосуют на общих участках местного референдума.
     По  решению территориальной комиссии участки могут образовываться
в  исключительных случаях и в воинских частях, обособленных, удаленных
от  поселений.  При  этом должен быть обеспечен доступ в помещение для
голосования  всем  членам комиссий по проведению местного референдума,
наблюдателям   по   предъявлению   соответствующего   удостоверения  о
полномочиях и паспорта или заменяющего его документа.
     В  этих  случаях  участки местного референдума образуют командиры
воинских  частей  по  решению  территориальной  комиссии по проведению
местного референдума.
     Списки  участков  местного  референдума  с  указанием  их границ,
адресов   и   номеров   телефонов   участковых  комиссий  должны  быть
опубликованы  соответствующей  комиссией в местной печати или доведены
до  сведения  населения  иными  способами не позднее чем за 40 дней до
дня проведения.

     Статья  25.  Списки  граждан,  имеющих право на участие в местном
референдуме

     Список  граждан,  имеющих право на участие в местном референдуме,
по  участку  местного референдума составляется участковой комиссией на
основании  сведений,  представляемых  главой  местной  администрации в
двух  экземплярах  по форме, утвержденной территориальной комиссией, и
подписывается председателем и секретарем участковой комиссии.
     Сведения,   необходимые  для  составления  списков,  направляются
главой  соответствующей местной администрации в участковую комиссию не
позднее чем за 40 дней до дня проведения местного референдума.
     Один  экземпляр  списка  граждан,  имеющих  право  на  участие  в
местном   референдуме,   остается  в  участковой  комиссии,  а  второй
экземпляр  передается  в территориальную комиссию не позднее чем за 16
дней до дня проведения местного референдума.
     Основанием  для включения гражданина, имеющего право на участие в
местном  референдуме,  в  список  по конкретному участку является факт
его  проживания  на  территории  данного  участка.  Гражданин, имеющий
право  на  участие  в местном референдуме, может быть включен в список
только на одном участке местного референдума.
     В  список  включаются  все  граждане,  имеющие право на участие в
местном  референдуме  на  момент  голосования.  Список  составляется в
алфавитном  или ином порядке (по поселениям, улицам, домам, а также на
основе  адресов граждан). В списке указываются фамилия, имя, отчество,
год  рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес
места жительства гражданина.
     Список  военнослужащих,  членов  их  семей и других граждан, если
они  проживают в пределах расположения воинской части, составляется на
основании    данных,   представляемых   командиром   воинской   части.
Военнослужащие,   проживающие   вне   пределов  расположения  воинских
частей, включаются в списки по месту жительства на общих основаниях.
     Списки  граждан, имеющих право на участие в местном референдуме и
находящиеся  в  день  проведения  местного  референдума  в санаториях,
домах  отдыха,  больницах,  иных стационарных лечебно-профилактических
учреждениях  и  других  местах  временного пребывания, составляются на
основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений.
     Студенты  и  аспиранты  дневной  формы обучения, имеющие право на
участие  в местном референдуме, проживающие в общежитиях, включаются в
списки по месту проживания на общих основаниях.
     Граждане,  имеющие  право  на  участие  в местном референдуме, но
поселившиеся   на   территории   участка  местного  референдума  после
предоставления  списка  для  всеобщего ознакомления, а также граждане,
по  какой-либо  иной  причине  не  включенные  в список, дополнительно
включаются  участковой  комиссией  в  указанный  список  на  основании
документов,   удостоверяющих   их   личность  и  подтверждающих  место
жительства на территории данного участка местного референдума.
     Списки  граждан,  имеющих право на участие в местном референдуме,
представляются  для  всеобщего ознакомления не позднее чем за тридцать
дней до дня проведения местного референдума.
     Каждый   гражданин   вправе   заявить  в  участковую  комиссию  о
невключении  его  в список граждан, имеющих право на участие в местном
референдуме, а также о любой ошибке или неточности в указанном списке.
     Участковая  комиссия обязана проверить заявление не позднее чем в
двухдневный  срок, а за три дня до проведения местного референдума и в
день   проведения   местного  референдума  -  немедленно  проверить  и
устранить  ошибку или неточности, внести необходимые исправления, либо
выдать  заявителю  копию  мотивированного  решения  об  отклонении его
заявления.  Это  решение  может  быть  им обжаловано в территориальную
комиссию  по  проведению  местного  референдума  или  в  суд,  которые
обязаны  рассмотреть  жалобу  (заявление) в трехдневный срок, а за три
дня  до  проведения  местного референдума и в день проведения местного
референдума - немедленно.
     Решение  суда  является  окончательным.  Исправления  в  списке в
соответствии  с  решением  суда  производится  участковой комиссией по
проведению местного референдума немедленно.
     Вносить  изменения  в  списки граждан, имеющих право на участие в
местном референдуме, после начала подсчета голосов запрещается.

                              ГЛАВА 4

                 ГОЛОСОВАНИЕ НА МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ
                    И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ

     Статья 26. Время и место голосования

     На  всех участках местного референдума голосование проводится с 8
до  22  часов  по  местному  времени.  О  времени  и месте голосования
участковая  комиссия  по  проведению  местного  референдума  оповещает
граждан  не  позднее  чем  за двадцать дней до дня проведения местного
референдума.
     На   участках   местного  референдума,  образованных  в  воинских
частях,  в  отдаленных  и труднодоступных районах, участковая комиссия
может   объявить   голосование   законченным  раньше  22  часов  ,если
проголосовали  все  граждане,  имеющие  право  на  участие  в  местном
референдуме, включенные в список.

     Статья 27. Помещение для голосования

     Помещения   для   работы   участковой   комиссии   и  голосования
предоставляется    в    распоряжение    участковой   комиссии   главой
соответствующей местной администрации безвозмездно.
     В  помещении  для  голосования  должны  быть определены места для
выдачи  бюллетеней для голосования на местном референдуме, установлены
ящики  для  голосования,  оборудованы  в достаточном количестве кабины
или  специально  оборудованные  места  для  тайного  голосования, либо
должны   быть  пригодные  для  тайного  голосования  комнаты.  Кабины,
специально  оборудованные  места  либо комнаты для тайного голосования
оснащаются   столиками   и  письменными  принадлежностями.  Применение
карандашей  при  заполнении  бюллетеней  для  голосования  на  местном
референдуме не допускается.
     В  помещении  для  голосования  либо  непосредственно  перед  ним
участковая  комиссия  оборудует  стенд,  на котором помещаются образцы
заполнения  бюллетеней  для  голосования на местном референдуме, текст
вопроса или проекта решения, выносимого на местный референдум.

     Статья 28. Бюллетень для голосования на местном референдуме

     В    бюллетене    для    голосования   на   местном   референдуме
воспроизводится  текст  вынесенного  на местный референдум вопроса или
проекта  решения  и  указываются  варианты  волеизъявления голосующего
словами  "за" и "против" или "да" и "нет" - в зависимости от того, как
сформулирован вопрос, под которыми помещаются пустые квадраты.
     При  вынесении  на  местный  референдум  несколько  вопросов  они
включаются  в  один  бюллетень для голосования на местном референдуме,
последовательно  нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными
линиями.   Альтернативные   проекты   решений   также  последовательно
нумеруются.
     В  случае  проведения  местного  референдума  в  один день с иным
референдумом,  выборами  в органы государственной власти Нижегородской
области,   органы   местного  самоуправления  и  их  должностных  лиц,
бюллетени   для   голосования   на   каждом  референдуме  или  выборах
изготавливаются  на  бумаге  разных  цветов,  либо каждый из них имеет
отличительный знак.
     Бюллетени печатаются на русском языке.
     Каждый  бюллетень  должен  содержать  разъяснения  о  порядке его
заполнения.
     Территориальная   комиссия  по  проведению  местного  референдума
утверждает  форму,  цвет  и текст бюллетеня для голосования не позднее
чем   за   двадцать  дней  до  дня  проведения  местного  референдума,
обеспечивает их изготовление.
     Участковые  комиссии  по проведению местного референдума получают
от  территориальной  комиссии бюллетени для голосования не позднее чем
за четыре дня до дня проведения местного референдума.
     Передача  бюллетеней  территориальной  комиссией  производится по
акту,  составленному  в  двух  экземплярах, один из которых остается в
территориальной   комиссии,  второй  передается  участковой  комиссии,
получившей бюллетени.
     По  каждому  участку  местного  референдума  число бюллетеней для
голосования  не  может  превышать  число  зарегистрированных  граждан,
имеющих   право  на  участие  в  местном  референдуме,  более  чем  на
полпроцента.  В правом верхнем углу бюллетеня для голосования ставятся
подписи  двух  членов  участковой комиссии, которые заверяются печатью
участковой   комиссии.  Незаверенные  участковой  комиссией  бюллетени
признаются  бюллетенями  неустановленной  формы и при подсчете голосов
не учитываются.

     Статья 29. Досрочное голосование

     Гражданин,  имеющий  право  на  участие  в  местном  референдуме,
который   в   день   голосования   по  тем  или  иным  причинам  будет
отсутствовать   по   месту   своего  проживания,  может  проголосовать
досрочно,    заполнив    бюллетень   для   голосования   в   помещении
территориальной  (за  15-4  дня  до  проведения местного референдума),
участковой  (за  3-1  день  до  дня  проведения  местного референдума)
комиссии. При этом не должна быть нарушена тайна голосования.
     Заполненный  бюллетень  гражданин  вкладывает  в конверт, который
заклеивается.  На  месте  склейки  на  конверте  ставятся подписи двух
членов  соответствующей  комиссии  по проведению местного референдума,
которые  заверяются  печатью  комиссии.  Территориальная  комиссия  по
проведению    местного    референдума    передает    список   досрочно
проголосовавших  граждан и конверты с их бюллетенями в соответствующую
участковую  комиссию  не  позднее  чем  за  3  дня  до  дня проведения
местного референдума.

     Статья 30. Голосование в день проведения местного референдума

     В  8  часов  по местному времени председатель участковой комиссии
объявляет  участок  местного референдума открытым и предъявляет членам
комиссии,  наблюдателям  и  присутствующим в помещении для голосования
гражданам все ящики для голосования, которые затем опечатываются.
     Перед   началом   общего   голосования   председатель  участковой
комиссии    предъявляет   присутствующим   конверты   с   заполненными
бюллетенями,  проверяет  их целостность, наличие на конвертах печати и
подписей  двух  членов  комиссии,  проверяется соответствие количества
конвертов  с  отметкой  в  списках  для  голосования.  Число конвертов
оглашается  и  заносится  в  протокол участковой комиссии. После этого
конверты  вскрываются  и  бюллетени опускаются в ящик для голосования.
После  этого  председатель  участковой  комиссии  приглашает  граждан,
имеющих   право   на  участие  в  местном  референдуме,  приступить  к
голосованию.
     Бюллетень  для  голосования  выдается по спискам граждан, имеющих
право  на  участие в местном референдуме, по предъявлению паспорта или
заменяющего  его документа. При получении бюллетеня для голосования на
местном  референдуме  гражданин  проставляет в списке граждан, имеющих
право  на  участие в местном референдуме, против своей фамилии серию и
номер  своего  паспорта или заменяющего его документа и расписывается.
С   согласия   гражданина   либо   по   его   просьбе  серия  и  номер
предъявляемого  им  паспорта  или заменяющего его документа могут быть
проставлены  в  списке  членом  участковой комиссии с правом решающего
голоса.   Гражданин  проверяет  правильность  произведенной  записи  и
расписывается.   В   случае,   если  гражданин  не  имеет  возможности
самостоятельно  расписаться  в получении бюллетеня для голосования, он
вправе  воспользоваться  помощью  другого  лица, за исключением членов
участковой  комиссии, наблюдателей. Лицо, оказавшее гражданину помощь,
указывает  свою  фамилию  и  расписывается  в  списке в графе "Подпись
гражданина о получении бюллетеня".
     Каждый  гражданин  голосует  лично.  Голосование за других лиц не
допускается.   Заполнение   бюллетеней   для  голосования  на  местном
референдуме  производится в кабине, специально оборудованном месте или
комнате  для тайного голосования, в которых не допускается присутствие
кого  бы  то  ни  было, за исключением этого гражданина. Гражданин, не
имеющий   возможность   самостоятельно   заполнить  бюллетень,  вправе
пригласить  в  кабину,  специально оборудованное место или комнату для
тайного  голосования  любое  лицо,  за  исключением  члена  участковой
комиссии, наблюдателя.
     В  тех  случаях,  когда  граждане,  имеющие  право  на  участие в
местном  референдуме,  не  могут  по  уважительным причинам прибыть на
участок  для  голосования, участковая комиссия при наличии устного или
письменного   заявления   поручает  двум  членам  участковой  комиссии
организовать  голосование  вне  помещения  участка.  В  этих  целях на
участке   местного  референдума  должно  быть  необходимое  количество
переносных  ящиков  для  голосования. Количество переносных ящиков для
голосования   определяется   решением  территориальной  комиссии.  При
проведении  голосования  вне  помещения  участка  местного референдума
вправе  присутствовать  наблюдатели,  если  они  находятся  на  данном
участке   для   голосования.   Устное   заявление   о   предоставлении
возможности   проголосовать   на   дому   должно   быть   подтверждено
гражданином  в  письменной  форме по прибытии к нему членов участковой
комиссии.  Одновременно  в  списке граждан, имеющих право на участие в
местном   референдуме,   делается   отметка   о   том,  что  гражданин
проголосовал  вне  помещения  для  голосования. При возвращении членов
участковой  комиссии  в  помещение  для голосования переносной ящик не
вскрывается до начала подсчета голосов.
     В  случае,  если  гражданин считает, что при заполнении бюллетеня
совершил  ошибку,  он  вправе  обратиться к члену участковой комиссии,
выдавшему  ему  бюллетень для голосования, с просьбой выдать ему новый
бюллетень  взамен  испорченного. Член участковой комиссии выдает новый
бюллетень,  делая  при  этом соответствующую отметку в списке граждан,
справа  от  фамилии соответствующего гражданина. Испорченный бюллетень
погашается, о чем составляется акт.
     Если  гражданин  голосует  за  принятие  вынесенного  на  местный
референдум  вопроса  или  проекта  решения,  он ставит знак "плюс" или
любой  иной  знак  в квадрате под словом "за" или "да". Если гражданин
голосует  против вынесенного на местный референдум вопроса или проекта
решения,  он  ставит  знак "плюс" или любой знак в квадрате под словом
"против" или "нет".
     Заполненный  бюллетень  для голосования гражданин опускает в ящик
для  голосования.  Ящики  для  голосования  должны  находиться  в поле
зрения членов участковой комиссии и наблюдателей.
     Председатель  участковой  комиссии следит за порядком в помещении
для  голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих
в помещении для голосования.
     Член  участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее
работе,  а  наблюдатель  удаляется  из помещения для голосования, если
они    нарушают   тайну   голосования   или   пытаются   повлиять   на
волеизъявление  гражданина.  Решение  об  этом  принимается участковой
комиссией по проведению местного референдума.
     По   истечении   времени   голосования   на  местном  референдуме
председатель   участковой  комиссии  объявляет  о  том,  что  получить
бюллетени  для  голосования  могут  только граждане, уже находящиеся в
помещении для голосования.

                             ГЛАВА 5

        ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ГРАЖДАН, ПРИНЯВШИХ УЧАСТИЕ В МЕСТНОМ
          РЕФЕРЕНДУМЕ И УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕСТНОГО
                           РЕФЕРЕНДУМА

     Статья  31.  Подсчет голосов граждан, принявших участие в местном
референдуме, участковой комиссией по проведению местного референдума

     После заявления председателя  участковой  комиссии  об  окончании
голосования участковая комиссия вскрывает ящики для голосования. Перед
вскрытием ящиков для голосования участковая  комиссия  подсчитывает  и
погашает  неиспользованные  бюллетени  для  голосования  на    местном
референдуме,  число этих бюллетеней оглашается и заносится в  протокол
участковой комиссии об итогах голосования,   после  чего  председатель
участковой  комиссии проверяет сохранность пломб или печатей на ящиках
для  голосования,  предлагает  удостовериться  в их сохранности членам
участковой комиссии, наблюдателям и вскрывает ящики для голосования.
     Вскрытие  ящиков  для  голосования  осуществляется  поочередно  -
вначале переносных ящиков для голосования,  затем стационарных  ящиков
для голосования.
     Число  бюллетеней  для  голосования  на   местном    референдуме,
находящихся в переносных ящиках для голосования,  не должно  превышать
число заявлений в письменной форме граждан  о  проведении  голосования
вне помещения участка местного референдума.
     В случае обнаружения в переносном ящике для голосования  большего
числа бюллетеней для голосования,  чем числа указанных заявлений,  все
бюллетени,  находящиеся в переносном ящике для голосования,   решением
участковой  комиссии  признаются  недействительными.    Этот  факт   с
указанием  фамилий  членов  участковой  комиссии,       обеспечивающих
проведение голосования вне  помещения  участка  местного  референдума,
отражается в акте, который прилагается к протоколу участковой комиссии
по проведению местного референдума.
     При подсчете голосов граждан,  имеющих право на участие в местном
референдуме,  прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы,
то есть не изготовленные  официально  либо  не  заверенные  участковой
комиссией и недействительные  бюллетени  для  голосования  на  местном
референдуме.  Недействительными считаются бюллетени для голосования на
местном референдуме,  по которым невозможно установить  волеизъявление
граждан,  имеющих право на участие в местном референдуме.    В  случае
сомнений  в  действительности  бюллетеня  для  голосования  участковая
комиссия разрешает  вопрос  голосованием.    При  принятии  решения  о
признании  бюллетений  для  голосования   на    местном    референдуме
недействительными  участковая  комиссия  указывает  на  его  оборотной
стороне причины его недействительности.    Эта  запись  подтверждается
подписями не менее трех членов участковой комиссии.   Недействительные
бюллетени упаковываются и хранятся отдельно от других  бюллетеней  для
голосования.
     Подсчет голосов граждан,  имеющих  право  на  участие  в  местном
референдуме,  должен проводиться членами участковой комиссии с  правом
решающего голоса без перерыва для получения итогов голосования,  о чем
должны  быть  извещены  все  члены  участковой  комиссии,    а   также
наблюдатели.
     Члены участковой  комиссии  по  проведению  местного  референдума
подсчитывают и заносят в  протокол  об  итогах  голосования  следующие
данные:
     число граждан,  имеющих право на участие в  местном  референдуме,
зарегистрированных по участку местного референдума,  включая  граждан,
внесенных в список дополнительно;
     число бюллетеней, полученных участковой комиссией;
     число погашенных бюллетеней;
     число бюллетеней, выданных гражданам в помещении участка местного
референдума;
     число бюллетеней, выданным гражданам, проголосовавшим досрочно;
     число бюллетеней,    выданным  гражданам,    проголосовавшим  вне
помещения участка местного референдума;
     число  бюллетеней,    содержащихся  в  переносных   ящиках    для
голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
     число  бюллетеней,    содержащихся  в  стационарных  ящиках   для
голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
     число  извлеченных  из  ящиков   для    голосования    бюллетеней
неустановленной формы;
     число действительных бюллетеней;
     число бюллетеней, признанных недействительными;
     число голосов,   поданных  за  вопрос,    вынесенный  на  местный
референдум;
     число голосов,  поданных против вопроса,  вынесенного на  местный
референдум.
     В случае вынесения на местный референдум альтернативных вариантов
решения вопроса в протокол  вносятся  все  варианты  и  число  голосов
граждан,  принявших участие в местном референдуме,  поданных за каждый
из вариантов,  а также число голосов граждан,    принявших  участие  в
местном референдуме, поданных против всех вариантов.
     Если на голосование выносилось одновременно  несколько  вопросов,
подсчет  голосов  и  составление  протокола   по    каждому    вопросу
производятся отдельно.
     После подсчета голосов граждан,    имеющих  право  на  участие  в
местном референдуме,    участковая  комиссия  по  проведению  местного
референдума  в  присутствии  всех  членов  участковой    комиссии    и
наблюдателей  составляет  в  трех  экземплярах  протокол  об    итогах
голосования,   который  подписывается  всеми  присутствующими  членами
участковой  комиссии  с  правом  решающего  голоса.    При  подписании
протокола  об  итогах  голосования  члены  участковой  комиссии,    не
согласные с  его  содержанием  или  отдельными  положениями,    вправе
составить особое мнение,  прилагаемое к протоколу,  о чем в  протоколе
делается соответствующая запись.
     Протоколы заполняются чернилами или шариковыми ручками. К первому
экземпляру  протокола  прилагаются  жалобы  (заявления)  на  нарушения
настоящего Закона ,  поступившие в участковую комиссию  по  проведению
местного референдума,  принятые по ним решения участковой комиссии,  а
также акты,  составленные в случае повреждении пломбы  или  печати  на
ящиках для голосования и о недействительных бюллетенях.
     Первый  экземпляр  протокола  участковой  комиссии   об    итогах
голосования  после  его  подписания  незамедлительно  направляется   в
территориальную комиссию по проведению местного референдума.
     Второй  экземпляр  протокола  участковой  комиссии   об    итогах
голосования вместе  с  опечатанными  бюллетенями  для  голосования  на
местном референдуме,  со списками членов участковой комиссии с  правом
совещательного голоса,  наблюдателей,  представителей средств массовой
информации, присутствующих при подсчете голосов,  хранятся у секретаря
участковой комиссии до окончания ее работы.
     Третий  экземпляр  протокола  участковой  комиссии   об    итогах
голосования  предоставляется  для  ознакомления   членам    участковой
комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям,  представителям
средств массовой информации.

     Статья 32. Установление результатов местного референдума

     Территориальная комиссия по проведению  местного  референдума  на
основании  подлинных  протоколов  всех  участковых   комиссий    путем
суммирования содержащихся в них данных не позднее одних суток  со  дня
проведения  местного  референдума  определяет   результаты    местного
референдума.
     Суммирование  данных,    содержащихся  в  протоколах   участковых
комиссий об итогах голосования,   осуществляют  непосредственно  члены
территориальной комиссии с правом решающего голоса.
     Территориальная  комиссия  по  проведению  местного   референдума
составляет протокол  о  результатах  местного  референдума,    который
подписывается всеми присутствующими членами территориальной комиссии с
правом решающего голоса и в который вносятся следующие данные:
     число участковых комиссий по проведению местного референдума;
     число  протоколов  участковых  комиссий  по  проведению  местного
референдума;
     число граждан имеющих право на  участие  в  местном  референдуме,
зарегистрированных на всей территории местного референдума,    включая
граждан, внесенных в список дополнительно;
     число бюллетеней, полученных участковыми комиссиями;
     число погашенных бюллетеней;
     число бюллетеней,    выданных  гражданам  в  помещениях  участков
местного референдума;
     число бюллетеней, выданных гражданам, проголосовавшим досрочно;
     число бюллетеней,    выданных  гражданам,    проголосовавшим  вне
помещений участков местного референдума;
     число  бюллетеней,    содержащихся  в  переносных   ящиках    для
голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
     число  бюллетеней,    содержащихся  в  стационарных  ящиках   для
голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
     число  извлеченных  из  ящиков   для    голосования    бюллетеней
неустановленной формы;
     число действительных бюллетеней;
     число бюллетеней, признанных недействительными;
     число голосов,   поданных  за  вопрос,    вынесенный  на  местный
референдум;
     число голосов,  поданных против вопроса,  вынесенного на  местный
референдум.
     Местный референдум признается несостоявшимся,  если в голосовании
приняло участие менее половины граждан,  имеющих право  на  участие  в
местном референдуме.  Число граждан,  принявших участие в голосовании,
определяется по числу подписей граждан в  списках  граждан,    имеющих
право на участие в местном референдуме,  при получении бюллетеней  для
голосования.
     Территориальная  комиссия  по  проведению  местного   референдума
признает решение принятым на местном референдуме, если за него в целом
на соответствующей территории проголосовало  более  половины  граждан,
принявших участие в голосовании, в противном случае местный референдум
признается несостоявшимся.   Если  на  местный  референдум  выносились
альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных  вариантов  не
получил  необходимого  числа  голосов,    то  все  варианты  считаются
отклоненными и местный референдум признается несостоявшимся.
     Если местный референдум признан несостоявшимся,  то  по  тому  же
вопросу он может быть проведен не ранее, чем через год.
     При  подписании  протокола  о  результатах   голосования    члены
территориальной комиссии,  не  согласные  с  содержанием  протокола  о
результатах местного референдума,  вправе приложить к  протоколу  свое
особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
     К протоколу территориальной комиссии прилагается сводная таблица,
которая включает данные протоколов всех участковых комиссий.
     Протокол  территориальной  комиссии  по    проведению    местного
референдума о результатах местного  референдума  составляется  в  двух
экземплярах  и    подписывается    всеми    присутствующими    членами
территориальной комиссии с правом решающего голоса.
     Первый экземпляр протокола  территориальной  комиссии  и  сводная
таблица вместе с протоколами участковых комиссий об итогах голосования
на соответствующем участке местного референдума,  со  списками  членов
территориальной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей,
представителей  средств  массовой  информации,    присутствующих   при
установлении результатов местного референдума и составления протокола,
хранятся у секретаря территориальной комиссии до окончания ее  работы.
К первому экземпляру протокола приобщаются также жалобы (заявления) на
нарушения настоящего Закона, поступившие в территориальную комиссию по
проведению местного референдума,  а  также  принятые  по  ним  решения
территориальной комиссии.
     Второй  экземпляр  протокола  территориальной  комиссии  и  копия
сводной таблицы представляются для ознакомления членам территориальной
комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям,  представителям
средств массовой информации.
     Результаты   местного    референдума    могут    быть    признаны
недействительными из-за допущенных в ходе местного референдума или при
подсчете голосов нарушений настоящего закона, повлиявших на результаты
голосования.  В этом случае территориальная комиссия  вправе  получить
соответствующим участковым комиссиям провести повторное голосование не
позднее тридцати дней со  дня  опубликования  решения  территориальной
комиссии по проведению местного референдума.

     Статья 33. Опубликование и вступление в силу  решения,  принятого
на местном референдуме

     Принятое на  местном  референдуме  решение  и  итоги  голосования
доводятся до  граждан  через  средства  массовой  информации  и  иными
средствами  территориальной  комиссией    по    проведению    местного
референдума не позднее 5 дней после определения  результатов  местного
референдума.
     Итоги голосования  по  каждому  участку  местного  референдума  в
объеме данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий об итогах
голосования, должны предоставляться для ознакомления любому гражданину
соответствующей территории, наблюдателю, а также представителю средств
массовой информации.
     Принятое на местном референдуме решение вступает в  силу  со  дня
его опубликования,  если иное не предусмотрено в формулировке вопроса,
принятого на местном референдуме.
     Если для реализации решения,  принятого на  местном  референдуме,
требуется  издание  нормативного  правового  акта,    орган   местного
самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять
акт в месячный срок.

     Статья 34. Использование     автоматизированной    информационной
системы

     В  случае   использования    в    ходе    местного    референдума
автоматизированной  информационной  системы  комиссия  по   проведению
местного референдума образует группу из числа членов комиссии с правом
решающего  голоса  и  членов  избирательной    комиссии    с    правом
совещательного    голоса    для    контроля    за       использованием
автоматизированной информационной системы.  Все члены  соответствующей
избирательной  комиссии  имеют  право  на   ознакомление    с    любой
информацией,  вводимой в автоматизированную информационную  систему  и
выводимой из нее.
     С момента начала  голосования  до  момента  подписания  протокола
территориальной  комиссией  о   результатах    местного    референдума
автоматизированная информационная система  используется  исключительно
для наблюдения за ходом  и  результатами  голосования  путем  передачи
данных от участковых комиссий территориальной комиссии.
     В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных от
информационного центра территориальной комиссии информационным центрам
участковых комиссий.
     Данные о  ходе  и  результатах  голосования,    полученные  через
автоматизированную информационную систему,   являются  предварительной
информацией, не имеющей юридического значения.
     К  протоколу  соответствующей  комиссии  по  проведению  местного
референдума об итогах голосования,  хранящемуся у секретаря  комиссии,
должен быть приложен текст компьютерной распечатки, содержащей данные,
введенные в автоматизированную информационную  систему.    Подлинность
компьютерной  распечатки  подтверждается  подписями   членов    группы
контроля за использованием автоматизированной информационной системы и
лица,  ответственного за введение в автоматизированную  информационную
систему информации.

     Статья 35. Юридическая  сила  решения,  принятого   на   местного
референдуме

     Решение,  принятое  на  местном  референдуме,    не  нуждается  в
утверждении какими-либо органами,  должностными лицами государственной
власти или местного самоуправления и обязательно для исполнения  всеми
расположенными   на    соответствующей    территории    предприятиями,
учреждениями, организациями,  независимо от их организационно-правовых
форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
     Решение,  принятое на местном референдуме,    действует  на  всей
территории соответствующего муниципального образования  и  может  быть
отменено  не  иначе  как  путем  принятия  решения  на  новом  местном
референдуме, а также может быть обжаловано в судебном порядке в случае
его  противоречия  настоящему  Закону,    законодательству  Российской
Федерации или Нижегородской области, уставу муниципального образования.

     Статья 36. Хранение  документации местного референдума

     По завершению местного референдума участковые комиссии сдают свою
документацию  в  территориальную  комиссию  по  проведению    местного
референдума  не  позднее  10  дней  после  опубликования   результатов
местного референдума.
     Территориальные комиссии по  окончании  своей  работы  сдают  всю
документацию в местный архив на постоянное хранение.    Бюллетени  для
голосования на местном референдуме по истечении года уничтожаются,   о
чем составляется акт.

                              ГЛАВА 6

             ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
                        О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ

     Статья 36. Ответственность  за   нарушение   законодательства   о
местном референдуме

     Лица,  препятствующие свободному  осуществлению  гражданином  его
права на  участие  в  местном  референдуме  путем  подкупа,    обмана,
применения физического насилия или угрозы  его  применения,    подлога
документов местного  референдума,    заведомо  неправильного  подсчета
голосов граждан,  имеющих право на участие в местном референдуме,  или
иным путем, либо препятствующие работе комиссий по проведению местного
референдума,   а  также  законной  деятельности  инициативной  группы,
наблюдателей,  либо препятствующие выполнению решения,   принятого  на
местном  референдуме,    несут    административную    или    уголовную
ответственность в соответствии с законодательством.

                             ГЛАВА 7

                     ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 37. Вступление в силу настоящего Закона.

    Настоящий  Закон  вступает  в  силу  со  дня   его    официального
опубликования.

     Председатель Собрания                   Губернатор области
           А.А.Козерадский                           Б.Е.Немцов

                                                        Приложение

                           ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
----------------------------------------------------------------------
(Наименование муниципального  образования,    где  собираются  подписи
граждан, имеющих право на участие в местном референдуме)
-----------------------------------------------------------------------
   Номер             Дата            Наименование представительного
постановления    регистрации         органа местного самоуправления,
                                     зарегистрировавшей инициативную
                                     группу по проведению
                                     местного референдума
----------------------------------------------------------------------
    Мы,  нижеподписавшиеся,    поддерживаем  инициативу  о  проведении
местного референдума с формулировкой вопроса (проекта решения)

 -- ------------ ---------- ---------- ------------- -------- -------
|NN|Фамилия,имя,|   Дата   |   Адрес  |Серия и номер|  Дата  |Подпись|
|пп|отчество    | рождения |   места  |паспорта или |        |       |
|  |            |          |жительства|заменяющего  |подписи |       |
|  |            |          |          |его документа|        |       |
|--|------------|----------|----------|-------------|--------|-------|
|1 |            |          |          |             |        |       |
|--|------------|----------|----------|-------------|--------|-------|
|2 |            |          |          |             |        |       |
|--|------------|----------|----------|-------------|--------|-------|
|..|            |          |          |             |        |       |
|--|------------|----------|----------|-------------|--------|-------|
|10|            |          |          |             |        |       |
 -- ------------ ---------- ---------- ------------- -------- -------
      Подписной лист удостоверяю -------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
(фамилия, имя, отчество, дата рождения,место жительства, серия и номер
паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи)
----------------------------------------------------------------------

                                                 ( Подпись и дата)

     Уполномоченный представитель ------------------------------------

----------------------------------------------------------------------
(фамилия, имя, отчество, дата рождения,место жительства, серия и номер
паспорта или заменяющего его документа  уполномоченного  представителя
инициативной группы)

                                                  (Подпись и дата)




Информация по документу
Читайте также