Расширенный поиск
Закон Нижегородской области от 08.09.1999 № 66-ЗНИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН 08 сентября 1999 года N 66-З Утратил силу - Закон Нижегородской области от 02.06.2003 г. N 42-З О местном референдуме в Нижегородской области (В редакции Закона Нижегородской области от 01.12.2000 г. N 147-З) Глава I. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона 1. Настоящий Закон регулирует вопросы назначения, подготовки и проведения местных референдумов в Нижегородской области (далее - области) и определяет гарантии реализации гражданами Российской Федерации права на участие в местном референдуме. 2. Гарантии права на участие в местном референдуме граждан Российской Федерации, установленные настоящим Законом, другими законами области, могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений и дополнений в соответствующие законы. 3. В случае внесения изменений и дополнений в регулирующий проведение местного референдума Закон области, в регулирующие проведение местного референдума положения устава муниципального образования при проведении местного референдума указанные изменения и дополнения вступают в силу после проведения местного референдума. 4. Нормативные правовые акты о местном референдуме, принимаемые в области, не должны противоречить настоящему Закону. В случае, если нормативные правовые акты о местном референдуме, принимаемые в области, противоречат настоящему Закону, применяются нормы настоящего Закона. Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Законе 1. В настоящем Законе используются следующие термины: агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки агитации по вопросам местного референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования при проведении местного референдума; агитация по вопросам местного референдума - деятельность граждан Российской Федерации, инициативной группы местного референдума, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая участников местного референдума проводить местный референдум или отказаться от его проведения, голосовать или отказаться от голосования на местном референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на местный референдум вопрос; гарантии права на участие в местном референдуме - правовое, организационное, информационное и иное обеспечение права на участие в местном референдуме граждан Российской Федерации; кампания по проведению местного референдума - период со дня официального опубликования решения представительного органа местного самоуправления о проведении местного референдума до дня официального опубликования результатов местного референдума; комиссии местного референдума - коллегиальные органы, формируемые (образуемые) в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом, настоящим Законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение местных референдумов в области; наблюдатель - лицо, назначенное при проведении местного референдума инициативной группой по проведению местного референдума, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню местного референдума, или более высоком уровне; наблюдатель на местном референдуме уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии местного референдума в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов местного референдума, включая действия комиссии местного референдума по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов местного референдума; наблюдатель иностранный (международный) (иностранный (международный) наблюдатель) - лицо, представляющее иностранную или международную организацию, приобретающее право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением местного референдума в соответствии с установленным законом порядком; органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти; право на участие в местном референдуме - конституционное право граждан Российской Федерации участвовать в местном референдуме, в том числе голосовать по проектам нормативных правовых актов, действующим нормативным правовым актам, другим вопросам местного значения, находящимся в ведении муниципального образования; местный референдум - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом области, настоящим Законом, другими законами области, а также уставами муниципальных образований; участник местного референдума - гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в местном референдуме. 2. В настоящем Законе используются также иные термины в значениях, определенных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Статья 3. Правовая основа проведения местных референдумов в области Местные референдумы в области проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законом области "Об организации местного самоуправления в Нижегородской области", настоящим Законом, другими законами области, а также уставами муниципальных образований. Статья 4. Принципы проведения в области местного референдума 1. Местный референдум проводится на всей территории соответствующего муниципального образования (муниципальных образований). 2. Гражданин Российской Федерации участвует в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. 3. Участие гражданина Российской Федерации в местном референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в местном референдуме, а также на его свободное волеизъявление. 4. Местный референдум может проводиться одновременно с областным референдумом, выборами в органы государственной власти области, в органы местного самоуправления. В таком случае избирательные комиссии могут действовать в качестве комиссий местного референдума по решению соответствующих органов государственной власти области, органов местного самоуправления, осуществляющих формирование избирательных комиссий, которое принято в порядке, предусмотренном настоящим Законом. 5. Деятельность комиссий местного референдума при подготовке и проведении местного референдума, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов местного референдума осуществляется открыто и гласно. Статья 5. Право граждан на участие в местном референдуме 1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет и постоянно или преимущественно проживающий на территории соответствующего муниципального образования в области, вправе голосовать на местном референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами действиях по подготовке местного референдума. 2. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории местного референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в местном референдуме. 3. Гражданин Российской Федерации может участвовать в местном референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. 4. Не имеют права участвовать в местном референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 6. Обязательность проведения местного референдума 1. Местный референдум назначается и проводится в порядке и сроки, которые установлены настоящим Законом, уставом муниципального образования. 2. Принятие органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который в соответствии с настоящим Законом, уставом муниципального образования может быть вынесен на местный референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения местного референдума по данному вопросу. Статья 7. Вопросы местного референдума 1. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления. Вопросы отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, отзыва, отрешения от должности главы местного самоуправления в области не являются предметом регулирования настоящего Закона. 2. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы: а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов; б) о формировании состава органов местного самоуправления, персональном составе органов местного самоуправления; в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц местного самоуправления; г) о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования; д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. 3. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования. 4. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования. 5. Вопрос, выносимый на местный референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ. 6. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству области. 7. Не допускается установление ограничений для вопросов, выносимых на местный референдум, за исключением указанных в настоящей статье. Статья 8. Обстоятельства, исключающие проведение местного референдума 1. Местный референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, либо на территории, на которой предполагается проводить местный референдум, либо на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. 2. Уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого повторный местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Указанный срок не может превышать двух лет со дня официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума. 3. Не допускается установление обстоятельств, исключающих проведение местного референдума, за исключением указанных в настоящей статье. Статья 9. Инициатива проведения местного референдума Инициатива проведения местного референдума в области принадлежит: гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в местном референдуме; общественным объединениям, зарегистрированным органами юстиции не позднее чем за 6 месяцев до дня обращения в соответствующий представительный орган местного самоуправления с инициативой проведения местного референдума, уставы которых предусматривают участие в выборах; избирательным объединениям, зарегистрированным в органе юстиции того уровня, на котором предлагается провести референдум, или более высокого уровня; главе местного самоуправления соответствующего муниципального образования; группе депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления в количестве не менее одной трети от числа депутатов, установленного для данного представительного органа местного самоуправления. Статья 10. Назначение местного референдума 1. Местный референдум назначается представительным органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, уставом муниципального образования. Для назначения местного референдума в представительный орган местного самоуправления должны быть представлены подписи участников местного референдума в поддержку инициативы его проведения. При выдвижении инициативы проведения местного референдума главой местного самоуправления, группой депутатов представительного органа местного самоуправления сбор подписей участников местного референдума не производится. 2. Представительный орган местного самоуправления, уполномоченный в соответствии с настоящим Законом, уставом муниципального образования принять решение о назначении местного референдума, вправе отказать в назначении местного референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы о проведении местного референдума Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", устава и законов области, устава муниципального образования. Глава II. Порядок реализации инициативы проведения местного референдума Статья 11. Порядок реализации инициативы проведения местного референдума 1. Каждый избиратель или группа избирателей, имеющие право на участие в местном референдуме, а равно общественное объединение, зарегистрированное в установленном порядке, могут образовать инициативную группу по проведению местного референдума в количестве не менее 10 человек по проведению местного референдума для сбора подписей граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в местном референдуме, в поддержку инициативы проведения местного референдума. В случае, если инициатором проведения местного референдума является избирательное объединение, то в качестве инициативной группы по проведению местного референдума выступает руководящий орган избирательного объединения либо руководящий орган его регионального, местного отделения, местной организации независимо от своей численности. 2. Инициативная группа по проведению местного референдума обращается в избирательную комиссию муниципального образования, которая действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы. В случае, если постоянно действующая избирательная комиссия муниципального образования отсутствует, функции комиссии местного референдума до ее сформирования выполняет представительный орган местного самоуправления, а в случае отсутствия представительного органа местного самоуправления - избирательная комиссия Нижегородской области. (В редакции Закона Нижегородской области от 01.12.2000 г. N 147-З) 3. В ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума должны содержаться вопрос (вопросы) либо текст проекта нормативного правового акта, предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на местный референдум, и должны быть указаны фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории предполагаемого местного референдума. 4. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению местного референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения местного референдума. 5. Инициатива проведения местного референдума главой местного самоуправления, группой депутатов представительного органа местного самоуправления реализуется ими путем письменного заявления в соответствующий представительный орган местного самоуправления о выдвижении инициативы проведения местного референдума и регистрации их как инициаторов проведения местного референдума. В заявлении должны содержаться вопрос (вопросы) либо текст проекта нормативного правового акта, предлагаемого (предлагаемых) главой местного самоуправления, группой депутатов представительного органа местного самоуправления для вынесения на местный референдум. Заявление подписывается главой местного самоуправления, соответствующим числом депутатов. Статья 12. Рассмотрение заявления об инициативе проведения местного референдума 1. Орган, указанный в пункте 2 статьи 11 настоящего Закона, выдает письменное подтверждение о принятии документов с отметкой даты и времени их приема. 2. В случае, если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой (инициатором) по проведению референдума для внесения на голосование, не отвечает установленным в Федеральном законе "О гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящем Законе требованиям, орган, уполномоченный производить регистрацию инициативной группы в соответствии с пунктом 2 статьи 11 настоящего Закона, может согласовать с инициативной группой (инициатором) по проведению местного референдума новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса, выносимого на местный референдум. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на референдум, принадлежит исключительно инициативной группе по проведению референдума. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы (инициатора). 3. Орган, указанный в пункте 2 статьи 11 настоящего Закона, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязан рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона "О гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган местного самоуправления; в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы. 4. Представительный орган местного самоуправления обязан в течение 20 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 7 настоящего Закона. 5. В случае признания представительным органом местного самоуправления вопроса, выносимого на референдум, отвечающим требованиям статьи 7 настоящего Закона, орган, указанный в пункте 2 статьи 11 настоящего Закона, принимает решение о регистрации инициативной группы и выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. 6. В случае признания представительным органом местного самоуправления вопроса, выносимого на референдум, не отвечающим требованиям статьи 7 настоящего Закона, орган, указанный в пункте 2 статьи 11 настоящего Закона, отказывает в регистрации инициативной группы по проведению референдума. В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается решение соответствующего органа, в котором указываются основания отказа. 7. Основанием отказа в регистрации инициативной группы по проведению референдума может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава и законов области, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. (Статья в редакции Закона Нижегородской области от 01.12.2000 г. N 147-З) Статья 13. Порядок сбора подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума 1. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума может быть начат с момента получения инициативной группой регистрационного свидетельства и продолжается не менее 20 дней, но не более срока действия регистрационного свидетельства. При этом учитываются лишь подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается избирательной комиссией области и которое выдается инициативной группе по проведению местного референдума, действительно в течение 30 дней со дня его выдачи. 2. Сбор подписей организует инициативная группа по проведению местного референдума. Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа. 3. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на местный референдум. В случае вынесения на местный референдум проекта нормативного правового акта органа местного самоуправления лицо, собирающее подписи, должно представлять текст этого проекта участнику местного референдума по первому его требованию. 4. Подписи могут собираться среди участников местного референдума на всей территории предлагаемого референдума. Установление квот для сбора подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума в отдельных частях территории муниципального образования не допускается. 5. Иные вопросы порядка сбора подписей граждан, применительно к настоящему Закону, регулируются Законом области "О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области". 6. Подписные листы для сбора подписей участников местного референдума изготавливаются инициативной группой по форме, указанной в приложении к настоящему Закону. В каждом подписном листе указывается наименование муниципального образования, где проводится сбор подписей участников референдума, дата выдачи инициативной группе по проведению референдума регистрационного свидетельства, его регистрационный номер и наименование органа, зарегистрировавшего инициативную группу, формулировку вопроса (вопросов), предлагаемого для вынесения на референдум, фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа каждого участника референдума, его подпись и дату ее внесения. Указанные данные и подпись участника референдума вносятся им в подписной лист собственноручно. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, собиравшего подписи участников референдума, и уполномоченного представителя инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества и адреса мест жительства, даты рождения, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из этих лиц. 7. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа по проведению референдума подсчитывает общее количество собранных подписей граждан, о чем составляется итоговый протокол инициативной группы, в котором указывается дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы по проведению местного референдума передаются уполномоченными представителями инициативной группы в представительный орган местного самоуправления, выдавший регистрационное свидетельство. Статья 14. Количество подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума 1. Число подписей, необходимое для назначения местного референдума, устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с требованиями настоящего Закона, но не менее 2 процентов и не более 5 процентов от числа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, или 5 процентов, если число подписей не установлено уставом муниципального образования. Число граждан, имеющих право на участие в референдуме, определяется на основании данных регистрации участников референдума по состоянию на 1 января или 1 июля соответствующего года. Порядок представления подписей граждан и их проверки, применительно к настоящему Закону, регулируется Законом области "О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области". (В редакции Закона Нижегородской области от 01.12.2000 г. N 147-З) 2. В случае обнаружения среди проверяемых подписей доли недостоверных подписей, величина которой превышает 15 процентов, или недостаточного числа достоверных подписей для принятия решения о назначении референдума представительный орган местного самоуправления принимает решение об отказе в проведении референдума. Копия указанного решения направляется инициативной группе по проведению референдума. Члены данной инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума. Статья 15. Решение представительного органа местного самоуправления о проведении местного референдума 1. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления не позднее 30 дней после представления ему документов, необходимых для назначения референдума, в порядке, предусмотренном настоящим Законом. В решении о назначении референдума указываются дата его проведения, вопрос (вопросы) или проект нормативного правового акта, выносимого на референдум. 2. Представительный орган местного самоуправления назначает референдум по требованию инициаторов проведения местного референдума. 3. Отказ в назначении референдума возможен в случаях нарушения, установленной настоящим Законом процедуры инициирования проведения референдума. Решение представительного органа местного самоуправления об отказе в назначении референдума инициативная группа (инициатор) вправе обжаловать в судебном порядке. 4. Референдум назначается только на календарный выходной день. Не допускается назначение референдума на праздничный день. Срок со дня назначения референдума до дня голосования не может превышать 60 дней. 5. В соответствии с настоящим Законом, уставом муниципального образования дата проведения голосования на референдуме не позднее чем за 25 дней до дня проведения референдума может быть перенесена на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) представительным органом местного самоуправления, назначившим референдум, в целях совмещения проведения референдума с областным референдумом либо выборами в органы государственной власти области, в органы местного самоуправления. 6. Решение о назначении референдума, а также о перенесении даты голосования в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. Статья 16. Снятие инициативы проведения местного референдума 1. Инициативная группа (инициатор) по проведению местного референдума вправе до дня назначения представительным органом местного самоуправления местного референдума снять инициативу проведения местного референдума. Снятие инициативы инициативной группой (инициатором) оформляется в виде письменного заявления в представительный орган местного самоуправления. Заявление о снятии инициативы должно быть подписано большинством членов инициативной группы, группы депутатов, главой местного самоуправления. 2. В случае снятия инициативы в срок, указанный в пункте 1 настоящей статьи, процедура проведения местного референдума прекращается. Глава III. Регистрация (учет) участников местного референдума, составление списков участников местного референдума, образование участков местного референдума Статья 17. Регистрация (учет) участников местного референдума Регистрация (учет) участников местного референдума, применительно к настоящему Закону, проводится в порядке, установленном Законом области "О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области". Статья 18. Порядок составления списков участников местного референдума 1. При проведении местного референдума в целях реализации прав участников референдума, ознакомления участников референдума с данными о себе, а также в целях проведения голосования комиссией местного референдума муниципального образования составляются списки участников референдума. 2. Составление списков участников местного референдума, их представление для всеобщего ознакомления, внесение уточнений в списки участников местного референдума и рассмотрение заявлений граждан о невключении в список участников местного референдума осуществляются в порядке, предусмотренном Законом области "О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области". Статья 19. Образование участков местного референдума 1. Для проведения голосования и подсчета голосов участников местного референдума на территории проведения местного референдума образуются участки местного референдума. Участки местного референдума должны, как правило, совпадать с избирательными участками, образованными при проведении выборов в органы местного самоуправления. 2. Участки местного референдума, применительно к настоящему Закону, образуются не позднее чем за 30 дней до дня голосования на местном референдуме в порядке, установленном Законом области "О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области". Глава IV. Комиссии местного референдума Статья 20. Комиссии местного референдума 1. Подготовку и проведение местного референдума, обеспечение реализации и защиты права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в области осуществляют: комиссия местного референдума муниципального образования (далее - комиссия муниципального образования); территориальные комиссии местного референдума районов города Нижнего Новгорода (далее - территориальные комиссии). В случае, если территориальные комиссии не формируются, их полномочия осуществляет комиссия муниципального образования города Нижнего Новгорода; участковые комиссии местного референдума (далее - участковые комиссии). Избирательная комиссия области оказывает организационно-техническую и методическую помощь комиссиям, осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, иными законами области. 2. Совмещение избирательной комиссией, комиссией местного референдума полномочий по подготовке и проведению выборов и референдумов различных уровней возможно по решению вышестоящей (соответственно уровню выборов или референдума) избирательной комиссии, комиссии местного референдума, которое принято на основании обращения нижестоящей избирательной комиссии, комиссии местного референдума, согласованного соответственно с Законодательным Собранием области, органами местного самоуправления, назначившими указанные выборы, голосование на референдуме. 3. При отсутствии постоянно действующей избирательной комиссии муниципального образования представительный орган местного самоуправления в течение 14 дней со дня регистрации инициативной группы формирует комиссию муниципального образования. Территориальные комиссии формируются не позднее 7 дней со дня принятия решения о проведении референдума. (Статья в редакции Закона Нижегородской области от 01.12.2000 г. N 147-З) 4. Формирование участковых комиссий осуществляется не позднее трех дней после образования участков референдума. 5. Инициативная группа (инициатор) по проведению местного референдума могут назначить в состав комиссии муниципального образования, территориальных и участковых комиссий по одному члену этих комиссий с правом совещательного голоса. Члены комиссий с правом совещательного голоса могут быть назначены на период со дня, следующего за днем принятия представительным органом местного самоуправления решения о проведении местного референдума и до дня официального опубликования результатов местного референдума. 6. Формирование комиссий, применительно к настоящему Закону, осуществляется в порядке, установленном Законом области "О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области". Статья 21. Расформирование комиссии местного референдума В случае нарушения комиссией местного референдума права граждан на участие в референдуме, повлекшего признание недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов референдума, указанная комиссия референдума может быть расформирована в порядке, установленном статьей 25 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Статья 22. Полномочия комиссий местного референдума Полномочия членов комиссий местного референдума, а также организация деятельности комиссий, применительно к настоящему Закону, осуществляется в порядке, определенном Законом области "О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области". Глава V. Агитация и финансирование в период кампании по проведению местного референдума Статья 23. Право на агитацию при проведении местного референдума 1. Государство обеспечивает гражданам, общественным объединениям, политическим партиям при проведении местного референдума свободное проведение агитации в соответствии с федеральными законами, законами области. 2. Граждане Российской Федерации, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за проведение референдума или против его проведения, за участие в референдуме или против участия в нем, за или против вопросов, выносимых на референдум. 3. Агитация при проведении местного референдума начинается со дня опубликования решения о назначении референдума и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. 4. Формы и условия проведения агитационной кампании по проведению местного референдума аналогичны формам и условиям проведения агитационной кампании по выборам главы местного самоуправления, установленным Законом области "О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области". Статья 24. Гарантии права участников местного референдума на своевременное ознакомление с текстом проекта нормативного правового акта, выносимого на местный референдум В случае вынесения на местный референдум проекта нормативного правового акта органа местного самоуправления каждый избиратель не позднее чем за 30 дней до дня голосования имеет право получить текст этого проекта в органе местного самоуправления. Обязанность изготовления и распространения такого текста возлагается на инициативную группу (инициатора) по проведению местного референдума. Статья 25. Финансирование местного референдума 1. Расходы, связанные с инициированием местного референдума, производятся за счет инициаторов местного референдума. 2. Расходы, связанные с подготовкой и проведением голосования на местном референдуме, после принятия представительным органом местного самоуправления решения о назначении местного референдума, производятся за счет средств местного бюджета. 3. Инициаторы местного референдума со дня образования комиссии муниципального образования вправе создавать собственные фонды для финансирования агитации, оплаты работы представителей, доверенных лиц и т.п. 4. Финансовое обеспечение подготовки и проведения голосования на местном референдуме, вопросы создания инициатором местного референдума собственного фонда, учет денежных средств и финансовая отчетность, применительно к настоящему Закону, осуществляются в порядке, установленном Законом области "О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области". Глава VI. Голосование и определение результатов местного референдума Статья 26. Помещение для голосования Помещение для голосования предоставляется безвозмездно в распоряжение участковой комиссии главой соответствующей местной администрации. Помещение для голосования, применительно к настоящему Закону, должно удовлетворять требованиям Закона области "О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области", установленным для помещений для голосования. Статья 27. Бюллетень для голосования 1. Для участия в голосовании на местном референдуме каждый участник голосования получает бюллетень для голосования на местном референдуме (далее - бюллетень). 2. Форма и текст бюллетеня, а также порядок изготовления бюллетеней, их число, требования, предъявляемые к изготовлению бюллетеней, а также к выбраковке и хранению изготовленных бюллетеней, утверждаются комиссией муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня голосования на местном референдуме. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. 3. Бюллетени изготовляются не позднее чем за 15 дней до дня голосования исключительно по распоряжению и под наблюдением комиссии муниципального образования и являются документами строгой отчетности. Число бюллетеней, изготовленных в порядке, установленном настоящим Законом, не должно превышать более чем на 3 процента число зарегистрированных участников референдума. 4. В бюллетене для голосования на референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса или проекта нормативного правового акта и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "да" или "нет", под которыми помещаются пустые квадраты. 5. При вынесении на референдум нескольких вопросов, вариантов нормативного правового акта (его статьи, пункта), они могут включаться в один бюллетень для голосования на референдуме, при этом вопросы, варианты нормативного правового акта (его статьи, пункта) последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Если на референдум вынесены варианты нормативного правового акта (его статьи, пункта), то в бюллетене либо воспроизводится его (ее) текст, либо однозначно определяется содержание этого текста. 6. В случае проведения референдума в один день с областным референдумом, выборами в органы государственной власти области, в органы местного самоуправления, бюллетени для голосования на каждом референдуме или выборах изготавливаются на бумаге разных цветов либо каждый из них имеет отличительный знак. 7. Другие вопросы, связанные с содержанием и изготовлением бюллетеней, применительно к настоящему Закону, решаются в соответствии с Законом области "О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области". Статья 28. Порядок досрочного голосования в помещении комиссии местного референдума Досрочное голосование в помещении комиссий местного референдума, применительно к настоящему Закону, проводится по правилам досрочного голосования в помещении избирательной комиссии при выборах глав местного самоуправления, предусмотренным Законом области "О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области". Статья 29. Порядок голосования в день голосования 1. В день голосования на местном референдуме голосование проводится с 8.00 до 22.00 часов. 2. О времени и месте голосования участковые комиссии обязаны оповестить участников голосования не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом. 3. При решении иных вопросов, связанных с порядком голосования, применительно к настоящему Закону, применяются нормы Закона области "О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области". Статья 30. Порядок голосования вне помещения для голосования Голосование вне помещения для голосования, применительно к настоящему Закону, проводится по правилам голосования вне помещения для голосования при выборах глав местного самоуправления, предусмотренным Законом области "О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области". Статья 31. Протокол участковой комиссии об итогах голосования 1. Участковая комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующем участке местного референдума. 2. Протокол об итогах голосования, применительно к настоящему Закону, составляется с включением данных и в порядке, предусмотренном Законом области "О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области", за исключением строки "против всех". 3. Числа заносятся в строки протокола участковой комиссии об итогах голосования цифрами и прописью. Статья 32. Порядок подсчета голосов участников местного референдума на участке голосования и составления протокола об итогах голосования участковыми комиссиями 1. Подсчет голосов участников местного референдума осуществляется открыто и гласно членами участковой комиссии с правом решающего голоса. 2. Подсчет голосов и составление протокола об итогах голосования, применительно к настоящему Закону, производятся в порядке, предусмотренном Законом области "О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области". 3. Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования на участке незамедлительно направляется в комиссию муниципального образования и возврату в участковую комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, поступившие в комиссию жалобы (заявления) на нарушения законодательства, на основании которого проводится голосование, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии и составленные участковой комиссией акты. Заверенные копии указанных документов и решений комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола. 4. Второй экземпляр протокола вместе с бюллетенями, списками членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов участников голосования, а также печать участковой комиссии хранятся секретарем участковой комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы (срока полномочий) комиссии. 5. Третий экземпляр протокола (его копия) вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией. 6. Участковые комиссии вправе использовать при голосовании и подсчете голосов участников местного референдума технические средства подсчета голосов, в том числе сканеры бюллетеней для голосования на местном референдуме. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на участке, за исключением данных об общем числе проголосовавших участников местного референдума. Итоги голосования, полученные с помощью указанных технических средств, являются предварительной, не имеющей юридической силы информацией, если иное не предусмотрено федеральным законом. 7. Данные протокола об итогах голосования передаются по техническим каналам связи в электронном виде (в рамках государственной автоматизированной информационной системы либо иной технической системы) в вышестоящую комиссию референдума с обязательным последующим представлением первого экземпляра протокола об итогах голосования, а также всей документации местного референдума, включая бюллетени, в вышестоящую комиссию референдума при наступлении первой возможности непосредственно, либо иным способом, обеспечивающим сохранность документации и доставку ее по назначению. Статья 33. Обработка итогов голосования в комиссии муниципального образования 1. На основании данных первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из участковых комиссий, после предварительной проверки правильности их составления, комиссия муниципального образования путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через 3 дня со дня голосования устанавливает итоги голосования на территории проведения местного референдума. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий, осуществляют непосредственно члены комиссии муниципального образования с правом решающего голоса. 2. По итогам голосования комиссия муниципального образования составляет протокол, в который заносятся данные о числе участковых комиссий на территории проведения местного референдума, о числе поступивших протоколов участковых комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные данные по строкам протоколов участковых комиссий. 3. Протокол комиссии муниципального образования составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии муниципального образования с правом решающего голоса. К протоколу приобщается составляемая в трех экземплярах сводная таблица об итогах голосования в муниципальном образовании, включающая в себя полные данные всех поступивших в комиссию муниципального образования протоколов участковых комиссий об итогах голосования. Член комиссии муниципального образования с правом решающего голоса, который не согласен с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 4. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов комиссии муниципального образования, а также поступившие в указанную комиссию жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных федеральных законов, настоящего Закона, иных законов области и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений комиссии муниципального образования приобщаются ко второму экземпляру протокола. 5. Первый экземпляр протокола комиссии муниципального образования после его подписания вместе с первым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования незамедлительно направляется в соответствующий представительный орган местного самоуправления. 6. Второй экземпляр протокола вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования и списками членов комиссии муниципального образования с правом совещательного голоса, составлявшей протокол, наблюдателей, иных лиц, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, а также с другой документацией, предусмотренной федеральным законом, настоящим Законом, уставом муниципального образования, хранится секретарем комиссии муниципального образования в охраняемом помещении. 7. Третий экземпляр протокола и третий экземпляр сводной таблицы об итогах голосования предоставляются для ознакомления и снятия копий членам комиссии муниципального образования, составившей протокол, наблюдателям, иным лицам. 8. В случае, если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы комиссия муниципального образования выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов участковых комиссий), она вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. О принятом решении комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и иных лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в представительный орган местного самоуправления. 9. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах участковых комиссий об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из участковых комиссий, комиссия муниципального образования вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов участников голосования участковой комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов участников местного референдума на соответствующем участке референдума, на территории проведения местного референдума. Статья 34. Порядок определения результатов местного референдума 1. На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из участковых комиссий референдума, и после предварительной проверки правильности составления протоколов и сводных таблиц, комиссия муниципального образования путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через 7 дней со дня голосования определяет результаты референдума. 2. Суммирование данных, содержащихся в протоколах соответствующих комиссий, осуществляют лично члены комиссии муниципального образования с правом решающего голоса. 3. Комиссия муниципального образования составляет в трех экземплярах протокол о результатах референдума и сводную таблицу, которые подписываются всеми присутствующими членами комиссии муниципального образования с правом решающего голоса. В протокол вносятся число участковых комиссий, число поступивших протоколов участковых комиссий, а также суммарные данные по строкам протоколов соответствующих комиссий референдума. 4. Референдум признается комиссией муниципального образования не состоявшимся, если в нем приняло участие менее половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума на территории проведения референдума. Если референдум признан несостоявшимся, то по тому же вопросу он может быть проведен не ранее чем через два года. 5. Комиссия муниципального образования признает решение не принятым на референдуме, если за него проголосовало менее половины участников референдума, принявших участие в голосовании. Число участников референдума, принявших участие в референдуме, определяется по числу подписей участников референдума в списках участников референдума, получивших бюллетени. 6. Комиссия муниципального образования признает итоги голосования, результаты референдума недействительными: а) случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления участников референдума; б) в случае, если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части участков референдума; в) по решению суда. 7. При подписании протокола о результатах референдума члены комиссии муниципального образования, не согласные с содержанием протокола о результатах референдума, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К протоколу комиссии муниципального образования прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых комиссий, а также территориальных комиссий. 8. Протокол комиссии муниципального образования о результатах референдума составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии муниципального образования с правом решающего голоса. 9. Первый экземпляр протокола комиссии муниципального образования хранится у секретаря комиссии муниципального образования в охраняемом помещении. 10. Второй экземпляр протокола комиссии муниципального образования предоставляется представительному органу местного самоуправления. 11. Третий экземпляр протокола комиссии муниципального образования предоставляется для ознакомления членам комиссии муниципального образования с правом совещательного голоса, членам инициативной группы по проведению референдума, иным лицам. Статья 35. Повторный подсчет голосов участников местного референдума 1. Повторный подсчет голосов участников местного референдума на участке референдума проводится не позднее чем через 2 дня со дня голосования, на территории проведения референдума в целом - не позднее чем через 7 дней со дня голосования. 2. Повторный подсчет голосов проводится в присутствии члена (членов) комиссии муниципального образования с правом решающего голоса участковой комиссией, составившей и утвердившей протокол и сводную таблицу, подлежащие проверке, или комиссией, принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей. 3. Комиссия, осуществляющая проведение повторного подсчета голосов, извещает об этом членов соответствующей участковой комиссии, комиссии муниципального образования с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов участников референдума. 4. По итогам повторного подсчета голосов комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный подсчет голосов". Протокол незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и (или) в представительный орган местного самоуправления. Статья 36. Использование государственной автоматизированной информационной системы При проведении голосования на местном референдуме может использоваться государственная автоматизированная информационная система в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, настоящим Законом, иными законами области. Статья 37. Хранение документации местного референдума 1. Документация участковых комиссий, включая бюллетени, передается в комиссию муниципального образования не позднее 10 дней после официального объявления итогов голосования. 2. По завершению голосования комиссия муниципального образования сдает документацию местного референдума в архивы. 3. Документация комиссий местного референдума, включая бюллетени, подлежит хранению в течение сроков, установленных законом. 4. Порядок хранения и передачи в архив документов, связанных с подготовкой и проведением местного референдума, утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией области по согласованию с соответствующими государственными архивными органами. Статья 38. Опубликование итогов голосования и результатов местного референдума, вступление в силу решения, принятого на местном референдуме 1. Итоги голосования по каждому участку местного референдума, территории, на которую распространяется деятельность комиссии местного референдума, результаты местного референдума в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей комиссии местного референдума и непосредственно нижестоящих комиссий местного референдума, предоставляются для ознакомления участникам местного референдума, уполномоченным представителям инициативных групп по проведению местного референдума, общественных объединений, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию. Предоставление указанных данных осуществляет комиссия местного референдума. 2. Комиссия муниципального образования направляет общие данные о результатах местного референдума в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов местного референдума. 3. Официальное опубликование результатов местного референдума, а также данных о количестве голосов участников референдума, поданных за позиции "да" и "нет", осуществляется комиссией муниципального образования не позднее 20 дней после определения результатов референдума. 4. Комиссия муниципального образования официально публикует полные данные, которые содержатся в протоколе указанной комиссии референдума о результатах референдума, и данные, которые содержатся в протоколах непосредственно нижестоящих комиссий референдума об итогах голосования, на основании которых определялись результаты референдума, в течение двух месяцев со дня голосования. 5. Принятое на референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме. Статья 39. Юридическая сила решения, принятого на местном референдуме 1. Решение, принятое на местном референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Решение, принятое на местном референдуме, действует на территории соответствующего муниципального образования. 2. Решение, принятое на местном референдуме, регистрируется в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов соответствующего уровня. 3. Решение, принятое на местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на референдуме, но не ранее двух лет после его принятия либо признано недействительным в судебном порядке. 4. Отмена судом решения, принятого на местном референдуме, может быть произведена по следующим основаниям: нарушение установленного Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, уставом муниципального образования порядка проведения референдума, повлекшее невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления участников местного референдума; несоответствие настоящего Закона Конституции Российской Федерации, федеральному закону, действовавшему на момент проведения данного местного референдума, несоответствие устава муниципального образования, на основании которого проводился местный референдум, Конституции Российской Федерации, а также федеральному закону и настоящему Закону, действующему на момент проведения данного местного референдума, повлекшие невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления участников местного референдума; противоречие решения, принятого на местном референдуме, Конституции Российской Федерации, федеральному закону, настоящему Закону. 5. Признание итогов голосования недействительными более чем на одной четверти участков местного референдума влечет за собой признание недействительными результатов местного референдума. 6. Если для реализации решения, принятого на местном референдуме, требуется издание дополнительного нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на местном референдуме, определить срок подготовки данного нормативного правового акта. Глава VII. Обжалование нарушений права на участие в местном референдуме и ответственность за нарушения права на участие в местном референдуме граждан Российской Федерации Статья 40. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих права на участие в местном референдуме граждан Российской Федерации Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право на участие в местном референдуме граждан Российской Федерации, применительно к настоящему Закону, осуществляется в порядке, установленном Законом области "О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области". Статья 41. Основания для отмены решения комиссии местного референдума об итогах голосования и о результатах местного референдума Основаниями для отмены решения комиссии местного референдума об итогах голосования и о результатах местного референдума, применительно к настоящему Закону, являются основания, перечисленные в Законе области "О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области". Статья 42. Ответственность за нарушение права граждан на участие в местном референдуме 1. Лица, нарушающие право граждан на участие в местном референдуме, несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами. 2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых на местном референдуме, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральными законами. Глава VIII. Заключительные положения Статья 43. Вступление в силу настоящего Закона 1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 2. Признать утратившим силу Закон области от 12.09.96 N 46-З "О местном референдуме в Нижегородской области" со дня вступления в силу настоящего Закона. 3. Настоящий Закон не применяется при проведении местных референдумов, назначенных до его вступления в силу, за исключением статей 26-38. В случае несоответствия уставов муниципальных образований, устанавливающих порядок проведения местных референдумов, порядку, установленному статьями 26-38 настоящего Закона, применяются нормы настоящего Закона. Статья 44. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом Предложить органам местного самоуправления привести положения уставов муниципальных образований, иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления по вопросам местного референдума в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня вступления его в силу. Председатель Собрания Губернатор области А.А. Козерадский И.П. Скляров Приложение к Закону Нижегородской области от 08 сентября 1999 года N 66-З "О местном референдуме в Нижегородской области" Подписной лист ____________________________________________________________________ (наименование муниципального образования, где проводится сбор подписей участников местного референдума) ____________________________________________________________________ (наименование инициативной группы по проведению местного референдума) Дата выдачи Номер Дата Наименование органа, регистрационного регистрационного регистрации который свидетельства свидетельства зарегистрировал инициативную группу Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу о проведении местного референдума с формулировкой вопроса (вопросов): ____________________________________________________________________ NN Фамилия, имя, Дата Адрес места Серия и Дата Подпись отчество рождения жительства номер подписи п/п паспорта или заменяющего его документа 1 2 10 Подписной лист удостоверяю: __________________________________________ (фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, дата рождения, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи) __________________________________________ (Подпись и дата ее внесения) Уполномоченный представитель инициативной группы: ___________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, дата рождения, серия и номер паспорта или заменяющего его документа уполномоченного представителя инициативной группы) ___________________________________________________ (Подпись и дата ее внесения) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|