Расширенный поиск
Закон Нижегородской области от 28.03.2002 № 17-ЗНИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН от 28.03.2002 N 17-З Утратил силу - Закон Нижегородской области от 30.12.2005 г. N 222-З Об охоте и ведении охотничьего хозяйства в Нижегородской области Принят Законодательным Собранием 28 февраля 2002 года (В редакции Закона Нижегородской области от 05.03.2004 г. N 18-З) Настоящий Закон регулирует отношения в сфере охоты и охотничьего хозяйства на территории Нижегородской области и направлен на: а) защиту государственных интересов по вопросам сохранения биологического разнообразия, охраны объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, (далее - охотничьи животные) и среды их обитания; б) рациональное освоение охотничьих ресурсов Нижегородской области в интересах ее населения: в) развитие охотничьего хозяйства; г) сохранение национальных охотничьих традиций; д) защиту прав и интересов граждан и юридических лиц; е) обеспечение потребностей граждан в культурном и здоровом отдыхе в природных условиях. ГЛАВА I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Правовое регулирование в сфере охоты и охотничьего хозяйства 1. Законодательство Нижегородской области об охоте и охотничьем хозяйстве основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов "О животном мире", "Об особо охраняемых природных территориях", "Об охране окружающей среды", иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Нижегородской области и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним законов области, иных нормативных правовых актов органов государственной власти Нижегородской области. 2. Нормы законодательства о животном мире, содержащиеся в других законах области и нормативных правовых актах органов государственной власти Нижегородской области и касающиеся охотничьих животных, не должны противоречить нормам настоящего Закона. 3. Имущественные отношения в сфере охоты и охотничьего хозяйства регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О животном мире", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статья 2. Охота 1. Охота - вид пользования животным миром, в процессе которого осуществляется выслеживание, преследование с целью добывания, а также сама добыча диких птиц и зверей, находящихся в состоянии естественной свободы. 2. Нахождение в охотничьих угодьях с не зачехленным оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и иными орудиями охоты либо с добытой продукцией охоты рассматривается как охота. 3. К продукции охоты относятся добытые в процессе охоты охотничьи животные и полученные от них мясо, шкуры, рога, внутренние органы и иные части их тела. 4. Охота допускается только с соблюдением Правил охоты на территории Нижегородской области. 5. Охота является любительской и спортивной. Статья 3. Охотничье хозяйство 1. Охотничье хозяйство - это отрасль природопользования, которая на единой правовой, экономической и научно-технической основе обеспечивает устойчивое использование, охрану и воспроизводство охотничьих животных и среды их обитания, а также удовлетворяет потребности общества в пищевых продуктах, промышленном и лекарственно-техническом сырье (барсучий, медвежий жир, медвежья желчь, бобровая струя и прочие), изделиях и рекреации. 2. Деятельность в сфере охотничьего хозяйства основывается на долгосрочном пользовании животным миром и включает: а) осуществление мероприятий по охране, воспроизводству и сохранению охотничьих животных; б) осуществление мероприятий по сохранению и улучшению среды обитания охотничьих животных; в) учет численности охотничьих животных и контроль за качеством среды их обитания; г) рациональное использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; д) развитие сферы услуг, связанных с осуществлением охоты, туризма и рекреации; е) развитие производства, связанного с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией продукции охоты; ж) пропаганду целей, задач и методов ведения охотничьего хозяйства, охраны животного мира. ГЛАВА II ОБЪЕКТЫ И УЧАСТНИКИ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОХОТЫ И ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА Статья 4. Объекты отношений в сфере охоты и охотничьего хозяйства Объектами отношений в сфере охоты и охотничьего хозяйства являются охотничьи животные и территории, необходимые для осуществления пользования охотничьими животными (далее - охотничьи угодья). Статья 5. Охотничьи животные 1. Охотничьи животные - объекты животного мира (птицы и млекопитающие, кроме видов, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Нижегородской области), отнесенные в установленном порядке к объектам охоты. 2. В соответствии с законодательством Российской Федерации перечень охотничьих животных составляется специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Нижегородской области (далее - Охотуправление Нижегородской области) по согласованию с Правительством Нижегородской области и утверждается Правительством Российской Федерации. Статья 6. Право государственной собственности на охотничьи животные 1. В соответствии с Федеральным законом "О животном мире" охотничьи животные, находящиеся в состоянии естественной свободы на территории Нижегородской области, являются государственной собственностью. 2. Отношения, по владению, пользованию и распоряжению охотничьими животными, находящимися в состоянии естественной свободы, полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, регулируются Федеральным законом "О животном мире", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Нижегородской области. 3. В соответствии с федеральным законодательством охотничьи животные, изъятые из естественной среды обитания в установленном порядке, и полученная от них продукция (продукция охоты) могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными и продукцией охоты регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, Федеральным законом "О животном мире", федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области. Статья 7. Охотничьи угодья 1. Охотничьи угодья - среда обитания охотничьих животных, включающая все земельные, лесные и водопокрытые площади, а также воздушное пространство над ними, которые могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства. Охотничьи угодья - комплексный природный объект, обеспечивающий возможность и условия существования охотничьих животных, осуществления охоты и ведения охотничьего хозяйства, независимо от форм собственности на землю, охраняются законодательством Российской Федерации и Нижегородской области. 2. Охотничьи угодья разделяются на: а) угодья, предоставленные охотпользователям для осуществления долгосрочного пользования охотничьими животными; б) угодья общего пользования не предоставленные охотпользователям для осуществления долгосрочного пользования охотничьими животными; в) угодья, закрытые для охоты. 3. Порядок предоставления охотничьих угодий для осуществления пользования охотничьими животными определяется в соответствии с действующим законодательством. Статья 8. Участники отношений в сфере охоты и охотничьего хозяйства 1. Участниками отношений в сфере охоты и охотничьего хозяйства являются органы государственной власти и органы местного самоуправления Нижегородской области; специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания - управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Нижегородской области, иные специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания; пользователи охотничьими животными - юридические лица и индивидуальные предприниматели (охотпользователи) и граждане (охотники), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области предоставлены в пользование охотничьи животные. (В редакции Закона Нижегородской области от 05.03.2004 г. N 18-З) 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления Нижегородской области участвуют в отношениях в сфере охоты и охотничьего хозяйства в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области. 3. В соответствии с федеральным законодательством Охотуправление Нижегородской области участвует в отношениях в сфере охоты и охотничьего хозяйства на основании Положения об управлении, утверждаемого соответствующим федеральным органом исполнительной власти - Департаментом по охране и развитию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и согласованного с Губернатором Нижегородской области. 4. Иные специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания участвуют в отношениях в сфере охоты и охотничьего хозяйства в пределах своей компетенции. 5. В отношениях в сфере охоты и охотничьего хозяйства охотпользователи участвуют на основании долгосрочной лицензии на право пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты. 6. Граждане (охотники) участвуют в отношениях в сфере охоты и охотничьего хозяйства на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества охотничьих животных в определенном месте или на конкретный срок. ГЛАВА III СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ, КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОХОТНИЧЬИХ ЖИВОТНЫХ Статья 9. Государственное управление в сфере охраны, контроля и регулирования использования охотничьих животных Государственное управление в сфере охраны, контроля и регулирования использования охотничьих животных на территории Нижегородской области осуществляется органами государственной власти Нижегородской области, Охотуправлением Нижегородской области, другими специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в пределах своей компетенции. Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия в области охраны и использования охотничьих животных в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области с передачей необходимых для осуществления указанных полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Статья 10. Основные принципы государственного управления в сфере охраны, контроля и регулирования использования охотничьих животных Государственное управление в сфере охраны, контроля и регулирования использования, охотничьих животных основано на принципах рационального природопользования, включающих: 1) обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира; 2) поддержку деятельности, направленную на охрану животного мира и среды его обитания; 3) обеспечение условий реализации охотником его права на охоту; 4) обеспечение приоритетности долгосрочного пользования охотничьими животными; 5) отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами; 6) платность пользования охотничьими животными; 7) недопустимость совмещения функций государственного контроля в сфере охоты с хозяйственной деятельностью по использованию охотничьих животных; 8) сохранение национальных охотничьих традиций, совместимых с требованиями охраны охотничьих угодий, устойчивого использования и воспроизводства охотничьих животных; 9) привлечение граждан и их общественных объединений к решению задач в сфере охраны, устойчивого использования и воспроизводства охотничьих животных и охотничьих угодий; 10) осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности. Статья 11. Полномочия Законодательного Собрания Нижегородской области в сфере охоты и ведения охотничьего хозяйства К полномочиям Законодательного Собрания Нижегородской области в сфере охоты и ведения охотничьего хозяйства относятся: 1) принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере охоты и ведения охотничьего хозяйства; 2) осуществление контроля за исполнением на территории области требований настоящего Закона; 3) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Нижегородской области. Статья 12. Полномочия Правительства Нижегородской области в сфере охоты и ведения охотничьего хозяйства К полномочиям Правительства Нижегородской области в сфере охоты и ведения охотничьего хозяйства относятся: 1) принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охоты и ведения охотничьего хозяйства; 2) участие в разработке и реализации федеральных программ в области организации охоты и ведения охотничьего хозяйства; 3) разработка и реализация областных программ и мероприятий в области организации охоты и ведения охотничьего хозяйства; 4) участие в проведении экологической экспертизы проектов хозяйственной деятельности, влияющих на состояние охотничьих животных и среды их обитания; (В редакции Закона Нижегородской области от 05.03.2004 г. N 18-З) 5) оказание финансового и организационно-технического содействия в охране и воспроизводстве охотничьих животных; 6) утверждение Правил охоты на территории Нижегородской области и контроль за их соблюдением в пределах своей компетенции; 7) обеспечение населения необходимой информацией о состоянии охотничьих животных, обитающих на территории области; 8) установление правил, лимитов и нормативов в области использования охотничьих животных в пределах своей компетенции; 9) введение ограничений на использование охотничьих животных в целях их охраны и воспроизводства; 10) предоставление права пользования объектами животного мира, относящимися к собственности Нижегородской области; 11) государственный контроль за использованием объектов животного мира и среды их обитания в пределах своей компетенции; 12) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Нижегородской области. Статья 13. Полномочия органов местного самоуправления Нижегородской области в сфере охоты и ведения охотничьего хозяйства К ведению органов местного самоуправления Нижегородской области в сфере охоты и ведения охотничьего хозяйства относятся: 1) участие в разработке и реализации мероприятий в области ведения охотничьего хозяйства; 2) участие в проведении экологической экспертизы проектов хозяйственной деятельности, влияющей на состояние охотничьих животных и среды их обитания, в пределах своей компетенции; (В редакции Закона Нижегородской области от 05.03.2004 г. N 18-З) 3) содействие в охране и воспроизводстве охотничьих животных; 4) контроль за соблюдением Правил охоты Нижегородской области на территории муниципального образования; 5) обеспечение населения необходимой информацией о состоянии охотничьих животных, обитающих на территории муниципального образования. Статья 14. Основные полномочия специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Нижегородской области 1. В соответствии с федеральным законодательством основными функциями специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Нижегородской области являются: организация и осуществление охраны и регулирование использования объектов животного мира; осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством объектов животного мира, обеспечением их охраны, а также состоянием и качеством среды обитания объектов животного мира; организация и ведение государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира; осуществление нормирования в области использования и охраны животного мира и среды его обитания; участие в проведении экологической экспертизы; (В редакции Закона Нижегородской области от 05.03.2004 г. N 18-З) осуществление иной деятельности по государственному регулированию использования и охраны животного мира и среды его обитания. 2. Охотуправление Нижегородской области действует на основании Положения об управлении по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Нижегородской области. Охотуправление Нижегородской области: а) разрабатывает и организует реализацию программ по охране и рациональному использованию охотничьих животных и среды их обитания; б) (Исключен - Закон Нижегородской области от 05.03.2004 г. N 18-З) в) организует и осуществляет в установленном порядке выдачу (аннулирование) разрешений (лицензий) на пользование охотничьими животными; г) в соответствии с Типовыми правилами охоты в Российской Федерации в установленном порядке разрабатывает и вносит на утверждение в Правительство Нижегородской области правила охоты; д) принимает участие в согласовании материалов на размещение промышленных и иных объектов, влияющих на среду обитания охотничьих животных; е) осуществляет государственное управление и государственный контроль за охраной и использованием охотничьих животных, включая контроль в области ведения охотничьего хозяйства; ж) в установленном порядке определяет научно-обоснованные квоты на использование охотничьих животных и осуществляет контроль за их соблюдением; з) вносит предложения в Правительство Нижегородской области по ограничению, приостановлению или запрету охоты по отдельным охотничьим хозяйствам и видам охотничьих животных на определенной территории и на определенный срок; и) ведет учет охотпользователей; к) привлекает общественные организации для осуществления мероприятий по охране и воспроизводству охотничьих животных; организует общественную охотничью инспекцию; л) налагает в установленном порядке административные взыскания на юридических и физических лиц, виновных в нарушении законодательных актов по охране охотничьих животных; предъявляет иски за ущерб, нанесенный охотничьим животным; м) организует, обеспечивает контроль за проведением учета охотничьих животных, проводит контрольные учеты на территории, закрепленной за юридическими лицами, а также учет охотничьих животных на территории государственных охотничьих заказников и охотничьих угодий общего пользования; н) проводит мероприятия по регулированию численности охотничьих животных; о) осуществляет выдачу удостоверений (охотничьих билетов) на право охоты, выдает разрешения (лицензии) на право добычи охотничьих животных; согласовывает с Департаментом по охране и развитию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации объемы добычи видов охотничьих животных; п) осуществляет контроль за деятельностью кинологических организаций в части ведения охотничьего собаководства; р) осуществляет иные предусмотренные действующим законодательством полномочия. Статья 15. Государственный контроль в сфере регулировании охоты 1. В соответствии с федеральным законодательством государственный контроль в сфере регулирования охоты осуществляет Охотуправление Нижегородской области во взаимодействии с органами государственной власти Нижегородской области и специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю, регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. 2. Государственный контроль в сфере регулирования охоты обеспечивает: а) соблюдение государственными органами, юридическими лицами и гражданами требований Федерального закона "О животном мире", настоящего Закона и других нормативных правовых актов Российской Федерации и Нижегородской области в сфере охраны и рационального использования охотничьих животных; б) соблюдение охотпользователями установленных в долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира условий; в) своевременное представление охотпользователями Охотуправлению Нижегородской области сведений об охране, воспроизводстве, численности и использовании охотничьих животных по установленным формам. 3. В соответствии с федеральным законодательством порядок государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания устанавливается Правительством Российской Федерации. Статья 16. Государственный надзор за охраной и использованием охотничьих животных на территории Нижегородской области 1. В соответствии с федеральным законодательством государственный надзор за охраной и использованием охотничьих животных на территории Нижегородской области осуществляют Охотуправление Нижегородской области, другие специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, природоохранная прокуратура, а также правоохранительные органы в пределах их компетенции. 2. В соответствий с федеральным законодательством порядок осуществления государственного надзора за охраной и использованием охотничьих животных на территории Нижегородской области, компетенция и полномочия государственных органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяются положениями об этих органах. Статья 17. Государственный учет, государственный кадастр и государственный мониторинг объектов животного мира В соответствии с Федеральным законом "О животном мире" государственный учет, государственный кадастр и государственный мониторинг объектов животного мира осуществляют специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Статья 18. Участие граждан и юридических лиц в охране и воспроизводстве охотничьих животных и среды их обитания 1. Граждане и юридические лица, включая общественные объединения, участвуют в реализации государственных программ и мероприятиях по охране и воспроизводству охотничьих животных, сохранению и восстановлению охотничьих угодий в порядке, установленном действующим законодательством. Органы государственной власти при осуществлении своих полномочий в сфере охоты и охотничьего хозяйства учитывают предложения и рекомендации граждан и юридических лиц. 2. Для усиления охраны охотничьих животных граждане могут привлекаться в качестве общественных охотничьих инспекторов. Привлечение (регистрация) граждан в качестве общественных охотничьих инспекторов осуществляется Охотуправлением Нижегородской области. В соответствии с федеральным законодательством положение об общественной охотничьей инспекции утверждается Департаментом по охране и развитию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации., Статья 19. Задачи охраны и воспроизводства охотничьих животных, охраны охотничьих угодий 1. Охрана охотничьих животных и охотничьих угодий обеспечивает сохранение биоразнообразия охотничьих животных, среды их обитания, воспроизводство и рациональное использование. 2. Для решения задач, направленных на охрану, воспроизводство и рациональное использование охотничьих животных, улучшение среды их обитания, разрабатываются и реализуются специальные государственные программы и комплексы административных, экономических, хозяйственных, оперативных и иных мер. 3. Реализация федеральных, разработка и реализация областных и местных программ по охране охотничьих животных осуществляются в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Статья 20. Организация и осуществление охраны охотничьих животных и охотничьих угодий 1. Охрану охотничьих животных и охотничьих угодий на территории Нижегородской области организует и осуществляет Охотуправление Нижегородской области совместно с другими специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. 2. Органы государственной власти Нижегородской области и органы местного самоуправления участвуют в организации охраны охотничьих животных и охотничьих угодий в пределах их компетенции в соответствии с действующим законодательством. 3. На территориях, предоставленных охотпользователям для осуществления долгосрочного пользования охотничьими животными, обязанности по обеспечению охраны охотничьих животных и охотничьих угодий возлагаются также на охотпользователей. Статья 21. Права должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания 1. Должностные лица специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания при выполнении задач по охране государственного охотничьего фонда в соответствии с предоставленными федеральным законодательством полномочиями имеют право: а) посещать организации с целью проверки соблюдения законодательства об охране животного мира. По результатам проверок составлять акты и протоколы, давать обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений и выносить постановления по наложению штрафов за выявленные нарушения; б) вносить предложения по ограничению или приостановлению деятельности организаций и иных объектов, независимо от их организационно-правовых форм, если она осуществляется с нарушением законодательства об охране и регулированию использования ресурсов животного мира; в) вносить предложения об изъятии в установленном порядке охотничьих угодий, в случае нарушения порядка пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты; г) в пределах своей компетенции рассматривать дела об административных правонарушениях в области охраны животного мира, включая охотничьих животных; д) предъявлять юридическим и физическим лицам иски о возмещении ущерба, причиненного в результате нарушения законодательства об охране и использовании ресурсов животного мира; е) изымать у лиц, нарушивших законодательство об охране животного мира, находящиеся при них орудия добычи животных, транспортные средства и предметы, явившиеся орудиями браконьерства, а также незаконно добытую продукцию охоты, соответствующие документы с оформлением изъятия в установленном порядке; ж) аннулировать, в установленном порядке разрешения (лицензии) на пользование объектами животного мира при нарушении условий, установленных в лицензии; и) требовать от должностных лиц, юридических лиц и от отдельных граждан письменные объяснения по поводу нарушений законодательства об охране животного мира; к) организовать и проводить мероприятия по регулированию численности диких животных, наносящих ущерб сельскому, лесному и охотничьему хозяйству; л) согласовывать мероприятия и осуществлять государственный контроль за отловом, расселением, акклиматизацией, реакклиматизацией, интродукцией объектов животного мира; м) осуществлять взаимодействие с экологическими общественными организациями, привлекать население к участию в природоохранной деятельности; н) участвовать в рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы охотничьего хозяйства, в органах государственной власти; о) получать в установленном порядке от юридических лиц и граждан, ведущих охотничье хозяйство, материалы по вопросам охраны, воспроизводства и использования охотничьего фонда; п) давать в пределах своей компетенции юридическим лицам, а также гражданам, ведущим охотничье хозяйство, обязательные указания об устранении ими нарушений требований по ведению охотничьего хозяйства; р) должностные лица специально уполномоченных органов имеют право ношения служебного (табельного) огнестрельного оружия в соответствии с табелем вооружения, ношения нагрудного знака и форменного обмундирования установленного образца, использования при исполнении служебных обязанностей личного огнестрельного и холодного оружия и спецсредств. 2. Должностные лица охотпользователей, на которых в соответствии с пунктом 3 статьи 20 настоящего Закона возложены обязанности по обеспечению охраны охотничьих животных и охотничьих угодий, имеют право на территории охотничьих угодий, предоставленных этому охотпользователю для осуществления пользования животным миром, проверять у граждан документы на право осуществления охоты и использования охотничьих животных. Статья 22. Обеспечение прав должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания 1. В соответствии с федеральным законодательством должностные лица специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания при исполнении своих служебных обязанностей являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства. Незаконное вмешательство в деятельность специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и их должностных лиц с целью повлиять на принимаемые ими решения не допускается и влечет ответственность, установленную действующим законодательством, 2. Оскорбление должностного лица специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, угроза, сопротивление, насилие или посягательство на жизнь, здоровье и имущество влекут ответственность, предусмотренную действующим законодательством. 3. Законное распоряжение или требование должностного лица специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания обязательны для исполнения всеми юридическими лицами, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности, и гражданами. Невыполнение законных требований должностного лица специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а также другие действия, препятствующие выполнению возложенных на это должностное лицо обязанностей по охране охотничьих животных, влекут за собой ответственность в порядке, установленной законодательством. Статья 23. Требования но охране охотничьих животных и охотничьих угодий 1. Юридические лица и граждане при осуществлении любой хозяйственной деятельности обязаны выполнять требования Федерального закона "О животном мире" и настоящего Закона по охране охотничьих животных и среды их обитания. 2. Обязательной мерой охраны охотничьих животных является государственная экологическая экспертиза хозяйственного решения, неспособного повлиять, на охотничьих животных и охотничьи угодья, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области. 3. В проектах организации и развития предприятий лесного хозяйства из планов рубок леса должны быть исключены участки лесного фонда в порядке, установленном законодательством: а) с токами глухарей; б) с поселениями бобров и барсуков. 4. Отвод участков охотничьих угодий под застройку, дачные участки и иные цели согласовывается со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. ГЛАВА V ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ОХОТЫ Статья 24. Условия пользования охотничьими животными 1. Охотпользователи реализуют предоставленные им права, пользования охотничьими животными на условиях и в пределах, установленных Федеральным законом "О животном мире" и настоящим Законом. 2. Пользование охотничьими животными осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования охотничьими животными в границах определенной территории и акватории. (В редакции Закона Нижегородской области от 05.03.2004 г. N 18-З) 3. Пользователи объектами животного мира, осуществляющие изъятие объектов животного мира из среды их обитания в соответствии с частью четвертой статьи 34 Федерального закона "О животном мире", уплачивают сбор за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. (В редакции Закона Нижегородской области от 05.03.2004 г. N 18-З) 4. Пользование охотничьими животными должно осуществляться: а) с обеспечением мер по охране и воспроизводству охотничьих животных, сохранению и улучшению среды их обитания; б) с соблюдением федеральных и областных правил, стандартов, нормативов и лимитов пользования охотничьими животными; в) гуманными способами, не допускающими жестокого обращения с животными; г) с учетом интересов пользователей другими видами природных ресурсов. Статья 25. Правила охоты 1. Порядок осуществления охоты на территории Нижегородской области регулируется соответствующими Правилами охоты, разрабатываемыми Охотуправлением Нижегородской области в соответствии с Типовыми правилами охоты на территории Российской Федерации и утверждаемыми Правительством Нижегородской области. 2. Правила охоты включают: а) предельные сроки и порядок осуществления охоты; б) обязанности охотников; в) виды охотничьих животных, охота на которые разрешена, и виды, запрещенные к изъятию; г) регулирование численности животных, наносящих ущерб охотничьему хозяйству; д) перечень запрещенных к использованию орудий и способов добывания охотничьих животных; е) перечень территорий, на которых охота ограничена или запрещена; ж) порядок оформления документов на охотничью продукцию, добытую или приобретенную в установленном порядке; з) ответственность за нарушение Правил охоты; и) контроль за исполнением Правил охоты. Статья 26. Порядок предоставления гражданам права на охоту на территории Нижегородской области 1. Правом на охоту на территории Нижегородской области пользуются все граждане с разрешенным к обороту на территории Нижегородской области охотничьим оружием, зарегистрированным в установленном законодательством порядке, другими разрешенными орудиями охоты, а также с охотничьими собаками и ловчими птицами. Право охоты с охотничьим оружием имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста. 2. Документом, удостоверяющим предоставление гражданину права на охоту, является охотничий билет с отметкой о сдаче испытаний по охотничьему минимуму (Правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению охотничьим огнестрельным оружием) и уплате государственной пошлины. 3. Государственный охотничий билет выдается Охотуправлением Нижегородской области; членские охотничьи билеты - общественными охотничьими организациями, в соответствии с их уставами, с отметкой о сдаче испытаний по охотничьему минимуму и уплате государственной пошлины. 4. Испытания по охотничьему минимуму принимают комиссии, создаваемые при Охотуправлении Нижегородской области и правлениях общественных охотничьих организаций. 5. Порядок проведения испытаний и программу охотничьего минимума устанавливает Департамент по охране и развитию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. 6. Каждый гражданин вправе сдавать испытания по программе охотничьего минимума после самостоятельной подготовки или после окончания специальных курсов, организуемых Охотуправлением Нижегородской области или общественными охотничьими организациями. Статья 27. Предоставление права на охоту иностранным гражданам Право на охоту на территории Нижегородской области иностранным гражданам предоставляется после уплаты ими государственной пошлины, устанавливаемой законодательством Российской Федерации, ознакомления с Правилами охоты и получения именной разовой лицензии, выдаваемой в соответствии с действующим законодательством. Статья 28. Реализация права на охоту гражданами 1. Реализация права на охоту гражданами осуществляется свободно, путем осуществления охоты в соответствии с действующим законодательством. Приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории отдается российским юридическим лицам и гражданам Российской Федерации. 2. При осуществлении охоты гражданин обязан при себе иметь: а) удостоверение на право охоты - охотничий билет установленного образца; б) именную разовую лицензию на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; в) при оружейной охоте - разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение охотничьего оружия; г) при осуществлении охоты с ловчими птицами - разрешение (лицензию) на их содержание. Статья 29. Незаконная охота Незаконной охотой признаются противоправные действия граждан и должностных лиц, выражающиеся: а) в осуществлении охоты без документов, перечисленных в пункте 2 статьи 28 настоящего Закона; б) в осуществлении охоты на особо охраняемых природных территориях и их охранных зонах, если их режим предусматривает запрет охоты; в) в осуществлении охоты в запрещенные сроки и (или) в охотничьих угодьях, где охота запрещена; г) в осуществлении охоты с применением оружия и других орудий, способов и технических средств, запрещенных Правилами охоты; д) в добывании охотничьих животных сверх количества, указанного в именной разовой лицензии, а также в добывании животных того пола и возраста, охота на которых запрещена; е) в добывании видов охотничьих животных, охота на которых запрещена. Статья 30. Лишение граждан права на охоту 1. Лишение гражданина права на охоту может производиться по решению суда в случае нарушения правил охоты, а также правил осуществления других видов пользования животным миром и в иных случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации. 2. Лишение гражданина права на охоту производится в порядке и на срок, установленные федеральным законодательством. 3. По истечении установленного срока лишения права на охоту гражданин может восстановить его после сдачи испытаний по охотничьему минимуму. Статья 31. Права и обязанности охотника 1. Охотник - гражданин имеет право: а) на охоту во всех охотничьих угодьях на территории Нижегородской области, кроме угодий, закрытых для охоты; б) приоритета на получение именной разовой лицензии на осуществление охоты в охотничьих угодьях, на территории которых он проживает, при условии выполнения установленных охотпользователем и единых для всех охотников требований; в) собственности на добытую им охотничью продукцию, если иное не предусмотрено договором с охотпользователем. 2. Охотник обязан: а) соблюдать Правила охоты; б) иметь при себе на охоте документы, перечисленные в пункте 2 статьи 28 настоящего Закона, и предъявлять их по первому требованию должностных лиц, уполномоченных настоящим Законом осуществлять охрану животного мира и среду его обитания; в) соблюдать правила безопасности при обращении с охотничьим оружием; г) в установленный срок возвращать именные разовые лицензии на охоту по месту их получения с указанием результатов охоты. Статья 32. Права и обязанности охотника - иностранного гражданина 1. Охотник - иностранный гражданин имеет право: а) на охоту на территории Нижегородской области на условиях и в пределах, указанных в приглашении на охоту или в договоре о предоставлении охоты, заключаемом между охотником и охотпользователем, либо юридическим лицом, имеющим лицензию на данный вид деятельности; б) на вывоз добытой им охотничьей продукции за пределы территории Российской Федерации на условиях, предусмотренных договором с охотпользователем, в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями. 2. Охотник - иностранный гражданин обязан: а) соблюдать законодательство Российской Федерации и Нижегородской области. Правила охоты на территории Нижегородской области; б) соблюдать правила безопасности при обращении с охотничьим оружием. Статья 33. Предоставление права долгосрочного пользования охотничьими животными в определенных границах охотничьих угодий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. (В редакции Закона Нижегородской области от 05.03.2004 г. N 18-З) 1. Заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает заявку установленного образца в комиссию по охотничьему хозяйству Нижегородской области, созданную органом исполнительной власти Нижегородской области и действующую на основании соответствующего Положения. (В редакции Закона Нижегородской области от 05.03.2004 г. N 18-З) По результатам рассмотрения заявок комиссия принимает решение о предоставлении заявленной территории, необходимой для осуществления Пользования животным миром, либо об отказе в предоставлении территории. Предоставление в пользование территорий, необходимых для у осуществления пользования животным миром, должно происходить гласно с учетом интересов местного населения. 2. В случае поступления одной заявки при отсутствии оснований для отказа заявителю, а также при наличии согласия охотпользователя на выполнение требований пользования охотничьими животными и объема работ по охране и воспроизводству объектов животного мира комиссия принимает решение о предоставлении заявленной территории, которое оформляется протоколом. 3. В случае поступления более одной заявки комиссией организуется и проводится конкурс. Организации, принимающие участие в конкурсе, не позднее чем, за, десять дней до проведения конкурсного заседания представляют в комиссию предложения по проведению и (или) участию в финансировании проведения работ по охране и воспроизводству охотничьих животных. Комиссия на заседании рассматривает поступившие материалы и принимает по ним предварительное решение о признании одного из претендентов победителем конкурса. Комиссия знакомит участников конкурса с предварительным решением. Если стороны не меняют своих предложений, решение признается окончательным. Если один из претендентов увеличивает свои обязательства, проводится устный конкурс. Комиссией оформляется протокол о признании победителем одного из участников конкурса. 4. Правительство Нижегородской области на основании решения комиссии, заключения Охотуправления Нижегородской области после согласования с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, со специально уполномоченным органом управления и использования водного фонда условий предоставления охотничьих угодий принимает распоряжение о предоставлении этой территории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области. 5. На основании распоряжения Правительства Нижегородской области между комитетом охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области и охотпользователем заключается договор о предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством. 6. Участки лесного фонда охотпользователям предоставляются в пользование для нужд охотничьего хозяйства в порядке, установленном лесным законодательством. 7. На основании распоряжения Правительства Нижегородской области и договора о предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования охотничьими животными, Охотуправлением Нижегородской области охотпользователю выдается долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира в соответствии с действующим законодательством. 8. Преимущественное право долгосрочного пользования охотничьими животными в определенных границах охотничьих угодий, с учетом антимонопольных требований, отдается: а) охотпользователям, ранее осуществлявшим пользование охотничьими животными на данной территории; б) собственникам и владельцам земельных участков на принадлежащих им земельных участках; в) охотпользователям, гарантирующим финансирование биотехнических мероприятий в суммах и объемах, превышающих минимально необходимые затраты. Статья 34. Содержание договора о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными Договор о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными, должен содержать сведения о заявителе, площади охотничьих угодий, срок, на который охотничьи угодья предоставлены охотпользователю, права и обязанности охотпользователя и комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области, условия пользования охотничьими животными, условия прекращения действия договора, а также иные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Статья 35. Содержание долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира В соответствии с федеральным законодательством лицензия на пользование объектами животного мира содержит: а) сведения об охотпользователе; б) перечень разрешенных видов пользования животным миром; в) перечень видов объектов животного мира, передаваемых в пользование для охоты; г) границы и площадь территории, акватории, предоставленной для осуществления пользования животным миром; д) срок действия лицензии; е) условия пользования животным миром, а также территориями, акваториями, необходимыми для осуществления пользования животным миром. Статья 36. Права и обязанности охотпользователей 1. Охотпользователи имеют право: а) добывать охотничьих животных, предоставленных в пользование, с соблюдением нормативов допустимой плотности охотничьих животных, установленных в долгосрочной лицензии на момент заключения договора; б) пользоваться без разрешения охотничьими животными, приобретенными для расселения на закрепленной территории, если эти охотничьи животные содержатся в полувольных условиях; в) собственности на добытые охотничьи животные и продукцию, полученную от них; г) выдавать гражданам именные разовые лицензии на использование охотничьих животных в пределах установленных норм, квот и лимитов; д) заключать договоры с юридическими лицами и гражданами на использование ими охотничьих животных с одновременной выдачей именных разовых лицензий; е) вести подсобное хозяйство, включая переработку продукции, полученной в процессе осуществления разрешенных видов пользования охотничьими животными, и производить изделия из такой продукции; ж) реализовывать произведенные продукцию и изделия; з) на предоставляемой в пользование территории получать земельные участки для производственных и иных целей в порядке, установленном гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации; и) возводить на полученных в установленном порядке земельных участках постоянные или временные постройки, сооружения и дороги, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности, связанной с пользованием охотничьими животными; к) предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями юридических лиц и граждан, повлекшими за собой гибель охотничьих животных, ухудшение среды их обитания, за необоснованное ограничение права пользования охотничьими животными, права собственности на полученную продукцию, в случаях ограничения или прекращения права пользования охотничьими животными при изменении статуса земель, а также неправомерного изъятия охотничьих угодий с учетом упущенной выгоды; л) оказывать воздействие на среду обитания охотничьих животных для улучшения состояния охотничьих угодий и охотничьих животных по согласованию с собственниками земель, землевладельцами, землепользователями, владельцами лесного фонда и специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. 2. Охотпользователи обязаны: а) осуществлять только указанные в лицензии виды пользования охотничьими животными; б) соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования охотничьими животными; в) применять при пользовании охотничьими угодьями способы, не нарушающие целостности естественных сообществ; г) не допускать разрушения или ухудшения среды обитания охотничьих животных; д) осуществлять учет численности и оценку состояния используемых охотничьих животных, а также оценку состояния среды их обитания; в установленные сроки и по установленным формам представлять информацию о численности, состоянии используемых охотничьих животных в Охотуправление Нижегородской области; е) проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство охотничьих животных, в том числе организовывать воспроизводственные участки площадью не менее 10 процентов в предоставленных охотничьих угодьях; ж) оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира; з) обеспечивать охрану охотничьих животных, а также животных, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Нижегородской области, в границах предоставленных охотничьих угодий; и) применять гуманные способы охоты. Статья 37. Основания прекращения права пользования охотничьими животными и охотничьими угодьями 1. Право пользования охотничьими животными и охотничьими угодьями может быть прекращено полностью или частично в случаях: а) отказа от пользования; б) истечения установленного срока пользования; в) нарушений законодательства Российской Федерации и Нижегородской области об охране окружающей природной среды и условий пользования животным миром, оговоренных в лицензии на пользование охотничьими животными; г) возникновения необходимости в изъятии из пользования охотничьих животных в целях их охраны; д) использования территории (акватории) для государственных нужд, не совместимых с осуществлением пользования охотничьими животными; е) ликвидации юридического лица - охотпользователя. 2. Право пользования охотничьими животными в случаях, предусмотренных подпунктами "а", "б", "в", "е" пункта 1 настоящей статьи прекращается путем аннулирования соответствующими органами предоставленных ими лицензий на пользование охотничьими животными. Право пользования охотничьими животными в случаях, предусмотренных подпунктами "г", "д" пункта 1 настоящей статьи, прекращается путем аннулирования лицензии с согласия сторон либо в судебном порядке. Решение о прекращении права пользования охотничьими животными может быть обжаловано в суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке. ГЛАВА VI ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОХОТНИЧЬИХ ЖИВОТНЫХ Статья 38. Цели и задачи экономического регулирования охраны и использования охотничьих животных Экономическое регулирование охраны и использования охотничьих животных осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О животном мире" и предусматривает: 1) установление и регулирование экономических отношений в сфере охраны и использования охотничьих животных, в том числе между органами государственной власти Нижегородской области" специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, охотпользователями, гражданами и пользователями иными видами природных ресурсов; 2) формирование системы платежей за пользование охотничьими животными для создания стабильной экономической основы охраны, воспроизводства и устойчивого использования охотничьих животных; 3) экономическую защиту государственных интересов в сфере охраны и использования охотничьих животных; 4) экономическую защиту охотпользователей. Статья 39. Структура экономического регулирования охраны и использования охотничьих животных Экономическое регулирование охраны и использования охотничьих животных включает в себя: а) учет и экономическую оценку охотничьих животных; б) экономически обоснованную систему платежей за пользование охотничьими животными; в) бюджетное финансирование мероприятий по охране и воспроизводству охотничьих животных; г) экономически обоснованную систему штрафов и исков за нарушение законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира; д) целенаправленное использование средств, получаемых от реализации конфискованных орудий незаконного добывания охотничьих животных, в том числе транспортных средств и продукции охоты в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также добровольных взносов граждан и юридических лиц. Статья 40. Сборы за пользование охотничьими животными 1. Пользователи охотничьими животными, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование охотничьими животными, уплачивают сборы за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 2. Уплата сбора за пользование охотничьими животными не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране объектов животного мира, среды их обитания и возмещения причиненного им вреда. 3. Сверхлимитное и нерациональное пользование объектами животного мира влечет взыскание штрафа в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. Средства, указанные в пункте 1 настоящей статьи, поступающие в целевой бюджетный фонд "Областной экологический фонд", направляются на реализацию мероприятий по использованию, охране и воспроизводству охотничьих животных, их защиту от вредных воздействий, ведение государственного мониторинга, научно-исследовательские работы, а также иные цели, связанные с охраной, воспроизводством и устойчивым использованием охотничьих животных и среды их обитания. (Статья в редакции Закона Нижегородской области от 05.03.2004 г. N 18-З) Статья 41. Сбор за выдачу лицензии на пользование животным миром Сбор за выдачу лицензии на пользование животным миром охотничьими животными поступает на счет Охотуправления Нижегородской области и используется на оплату расходов, связанных с выдачей лицензии. Размер сбора определяется исходя из расходов на экспертизу заявок на пользование охотничьими животными, организационных и иных, расходов, связанных с выдачей лицензии. Порядок определения размеров сбора за выдачу долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, устанавливается федеральным законодательством. Статья 42. Экономическое стимулирование охраны воспроизводства и устойчивого использования охотничьих животных Экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и устойчивого использования охотничьих животных включает: 1) установление налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использование охотничьих животных, а также охрану и улучшение охотничьих угодий; 2) предоставление юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству охотничьих животных; 3) премирование должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану охотничьих животных, за выявление нарушений законодательства в Российской Федерации об охране и использовании животного мира. ГЛАВА VII ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА Статья 43. Административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность за нарушение настоящего Закона В соответствии с федеральным законодательством юридические лица, должностные лица и граждане, виновные в совершении следующих правонарушений: 1) причинение ущерба государственному охотничьему фонду; 2) нарушение среды обитания охотничьих животных, самовольное переселение и акклиматизация охотничьих животных; 3) осуществление незаконной охоты, предусмотренной статьей 30 настоящего Закона; 4) нарушение требований по предотвращению гибели охотничьих животных в процессе хозяйственной деятельности и эксплуатации транспортных средств; 5) уничтожение или повреждение знаков, зданий, сооружений или другого имущества, принадлежащего охотпользователям или специально уполномоченным органам по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания; 6) нарушение установленного порядка выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира и именных разовых лицензий на изъятие охотничьих животных из среды их обитания; 7) сокрытие или искажение информации о состоянии и численности охотничьих животных, имеющей важное значение, для безопасности населения и домашних животных, устойчивого использования охотничьих животных, их воспроизводства и качества охотничьих угодий, - несут гражданскую, административную и уголовную ответственность. Статья 44. Порядок разрешения споров по вопросам охраны и использования охотничьих животных В соответствии с федеральным законодательством споры по вопросам охраны и использования охотничьих животных и среды их обитания разрешаются судом или арбитражным судом в установленном порядке. ГЛАВА VIII ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 45. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Губернатор области Г.М.Ходырев Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|