Расширенный поиск
Постановление Законодательного Собрания Кировской области от 03.02.2003 № 21/3ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 03.02.2003 N 21/3 г. Киров Об отчете контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Кировской области за 2002 год В соответствии со ст. 14 Закона Кировской области "О контрольно- счетной палате Законодательного Собрания Кировской области" от 05.03.02 г. N 46-ЗО Законодательное Собрание области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить отчет о работе контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания области. Прилагается. 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Законодательного Собрания Кировской области А. Н. Стрельников Утвержден: Постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 03.02.2003 N 21/3 ОТЧЕТ о работе Контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Кировской области за 2002 год. Деятельность контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Кировской области осуществляется в соответствии с Законом области "О контрольно-счетной палате Законодательного Собрания области" от 05.03.02 г. N 46-ЗО. Контрольные мероприятия контрольно-счетная палата Законодательного Собрания области начала с апреля 2002 года после назначения первого председателя палаты 28.03.02 г., приступившего к исполнению своих обязанностей 22.04.02 г. Штат контрольно-счетной палаты на 2002 год был определен в количестве 5 единиц. Первое, что сделано - заключены соглашения о взаимодействии с правоохранительными и контролирующими органами, что должно сделать работу более эффективной. Соглашения заключены с: - Контрольно-ревизионным управление Министерства финансов РФ в Кировской области от 31.05.02 г., - Управлением Министерства России по налогам и сборам по Кировской области от 24.05.02 г., - Центральным банком РФ в лице главного управления банка России по Кировской области, - Прокуратурой Кировской области от 16.05.02 г. - Управлением внутренних дел Кировской области от 13.05.02 г., - УФСНП России по Кировской области от 24.05.02 г. Подготовлено и согласовано со всеми заинтересованными органами постановление Законодательного Собрания "О перечне отчетности и оперативной информации, представляемой в контрольно-счетную палату" (Постановление от 27.06.02 г. N 15/45). Согласно постановлению информацию представляют: - финансовое управление Кировской области, - УМНС России по Кировской области, - Управление федерального казначейства по Кировской области, - Кировский областной комитет государственной статистики. Проделана большая работа по изучению методических указаний технико-экономических норм и нормативов контрольной и экспертноаналитической деятельности счетных палат, а также бюджетного законодательства. В связи с тем, что контрольно-счетная палата начала работать не с начала года, и необходимая информация об областном бюджете в Законодательное Собрание ранее не представлялась, проведена трудоемкая работа по созданию базы данных об областном бюджете, начиная с 1999 года, которая позволила разработать аналитические материалы к заключениям контрольно-счетной палаты. 1. Проведены проверки в рамках подготовки заключения на отчет Правительства "Об исполнении областного бюджета за 2001 год", на основании которых составлены: 1.1. Заключение по результатам рассмотрения справки N 2 от 22.03.02 г. контрольно-счетной комиссии по проверке финансового управления и письма Правительства Кировской области от 01.04.02 г. 1.2. Справка проверки отдела бухгалтерского учета Правительства Кировской области (08.05.02 г.). 1.3. Справка встречной проверки в Главном управлении Центрального банка РФ по Кировской области (29.04.02 г.). 1.4. Заключение по проверке расходования средств областного внебюджетного фонда за 2001 год (28.05.02 г.). 1.5. Справка проверки в финансовом управлении соблюдения порядка предоставления отсрочек по уплате налогов и сборов, 1.6. Справка проверки в финансовом управлении соблюдения порядка предоставления бюджетных кредитов. 1.7. Акт проверки финуправления по отдельным вопросам программы Министерства финансов проверки бюджетов субъектов, получивших помощь из федерального бюджета. 1.8. Справка встречной проверки РКЦ Центрального банка РФ по Кировской области (11.07.02 г.). 1.9. Справка встречной проверки в филиале коммерческого сберегательного банка РФ Кировской области (11.07.02 г.). 1.10. Заключение по результатам встречной проверки в кредитных учреждениях по вопросу наличия средств областного бюджета и движения денежных средств на них за 2001 год. 1.11. Аналитические материалы по данным первичного учета финансового управления по бюджету 2001 года (на 33 листах). Учитывая, что заключение об исполнении областного бюджета может быть подготовлено в двух формах: на основании внешнего аудита отчета Правительства и на основании проверок, была выбрана более сложная форма и проведены проверки по осуществлению бюджетного процесса в финансовом управлении, в отделе бухгалтерского учета Правительства по расходованию средств внебюджетного фонда, встречные проверки в кредитных учреждениях. 2. Проверками финансового управления установлены существенные нарушения Бюджетного Кодекса РФ на всех стадиях бюджетного процесса в ходе исполнения областного бюджета 2001 года: 2.1. Депутаты информировались не в полном объеме о финансовых операциях, в т. ч. об основаниях внесения поправок в закон о бюджете. К проекту бюджета на 2001 год сведения о кредитах, предоставленных из областного бюджета в 2000 году, финансовым управлением предоставлены депутатам областной Думы не в полном объеме. Сведения представлены на сумму 2352,0 тыс. рублей, из них погашенные кредиты - 291,4 тыс. руб. Не доведены до депутатов сведения о выданных кредитах на сумму 10421,3 тыс. руб., из них не возвращены в 2000 г. на сумму 7033,3 тыс. руб. 2.2. В нарушение бюджетных стандартов, установленных ст. 181 Бюджетного Кодекса, проект областного бюджета был разработан финансовым управлением по расходам только в соответствии с функциональной классификацией. Статья 181 БК РФ предусматривает утверждение расходов кроме функциональной классификации в соответствии с ведомственной и экономической классификацией. В результате не обеспечена прозрачность бюджета, не утверждены расходы по главным распорядителям средств. 2.3. В нарушение Бюджетного Кодекса РФ кассовое исполнение областного бюджета осуществляется не путем казначейского исполнения органами федерального казначейства, а через лицевые счета, открытые в финансовом управлении. 2.4. Не учтены в доходах областного бюджета доходы от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, которых поступило за 2001 г. в учреждения, финансируемые из областного бюджета, 76339 тыс. руб. 2.5. Нарушается порядок предоставления бюджетных кредитов. Лимиты предоставления кредитов Законом "О бюджете" не установлены. Всего в 2001 году выдано кредитов на сумму 6530,0 тыс. руб., в том числе: остаток непогашенных кредитов на 1.01.02 4885,9 тыс. руб. На 405 тыс. руб. выдано бюджетных кредитов физическим лицам на срок от 2 до 5 лет под 10% годовых, что не предусмотрено Бюджетным Кодексом. 2.6. Без внесения поправок в Закон "О бюджете" внесены изменения в доходную и расходную части бюджета. По доходам план увеличен на 50818,0 тыс. руб., по расходам на 148451,0 тыс. руб., т.е. произведено осуществление расходов сверх сумм, предусмотренных в Законе "Об областном бюджете на 2001 год". Сводная бюджетная роспись - основной документ, на основании которого производится финансирование, утвержденное через 81 день (6.04.01 г.) после утверждения бюджета. Статья 217 БК РФ предусматривает утверждение бюджетной росписи через 17 дней. Имело место расходование средств до внесения изменений в Закон "О бюджете" и в бюджетную роспись. 2.7. На 97753,0 тыс. руб. финансовое управление создало свободный источник финансирования за счет завышения расходов областного бюджета. 2.8. Без утверждения лимита предоставления отсрочек, рассрочек Законом "О бюджете на 2001 год" и наличии задолженности по ссудам перед федеральным бюджетом, в нарушение Бюджетного Кодекса были предоставлены отсрочки по уплате налогов на сумму 84849,8 тыс. руб., в том числе по федеральным налогам в части, зачисляемой в областной бюджет 70,7 млн. руб. 2.9. Передача полномочий центра по начислению пенсий в отделение Пенсионного Фонда РФ и штатной численности в количестве 133 единиц не повлекла адекватного сокращения численности аппарата управления. По Постановлению Правительства за счет переданной численности предельная численность аппарата управления увеличена на 73 единицы. 2.10. Нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц по городам Киров, Слободской и Кирово-Чепецк изменены в сторону уменьшения, в то время как доля, зачисляемая в бюджет субъекта - Кировская область, увеличивалась по годам: 1999 - 75%, 2000 - 84%, 2001-99%. 2.11. При полном объеме полученных средств из Федерального бюджета не полностью переданы муниципальным образованиям предусмотренные Законом "О бюджете" дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. 2.12. Не полностью были переданы ассигнования муниципальным образованиям из Фонда компенсации от предусмотренных в Законе "О бюджете" на реализацию федеральных законов: "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". 2.13. При централизации расходов на заготовку топлива в областном бюджете в сумме 228 млн. руб. и предусмотренной передачей расходов по взаимным расчетам местным бюджетам по фактически полученному топливу, в плане регулирования бюджета из нижестоящих бюджетов исключены эти расходы. Т.е. нижестоящие бюджеты оставлены без источников финансирования расходов на топливо. Размеры дотации определялись исходя из расходов, уменьшенных на суммы централизованных расходов на топливо. Кроме того, сверхнормативные расходы на топливо зачтены в счет задолженности нижестоящих бюджетов по ссудам 83,8 млн. руб., в счет дотаций 8,4 млн. руб. Передача расходов из областного бюджета местным бюджетам по взаимным расчетам привела к значительному ухудшению финансов муниципальных образований не только в 2001 году, но и поставила их в зависимость от областного бюджета в 2002 году в виде необоснованной задолженности по ссудам на покрытие временного кассового разрыва. 2.14. Из-за созданной системы расчетов потери бюджета в виде неполученного возмещения НДС по топливу составили 55900,0 тыс. руб. 2.15. Имелись нарушения основ межбюджетных отношений по нижестоящим бюджетам. 2.16. Без права, которое должно даваться Законом "О бюджете" на очередной финансовый год, без Положения, которое должно утверждаться Правительством, выданы ссуды на покрытие временного кассового разрыва нижестоящим бюджетам в сумме 569461 тыс. руб. В заключении были отражены и другие нарушения. Правительству области направлено представление об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства. Заключение контрольно-счетной палаты рассмотрено на заседании Правительства, с председателями комитетов и комиссий, на депутатских слушаниях (15.07.02). По результатам рассмотрения заключения принято распоряжение Правительства области (от 15.07.2002 г. N 257), Постановление Законодательного Собрания (от 18.07.2002 N 16/193). Получены две информации Правительства области (от 18.09.2002 и от 30.10.2002 г.) по выполнению мероприятий по устранению недостатков, выявленных контрольно-счетной палатой Законодательного Собрания области при проверке отчета "Об исполнении областного бюджета за 2001 год". Согласно указанным информациям в основном замечания контрольно- счетной палаты по проверке отчета Правительства области "Об исполнении областного бюджета за 2001 год" учтены при формировании бюджета 2003 года. В 2002 году установлен контроль и приняты меры, в т.ч. принудительные, по возврату кредитов и ссуд, финансовыми отделами, подразделениями финансового управления проведены проверки целевого использования бюджетных кредитов. В пределах не перечисленных дотаций за 2001 год списана задолженность по бюджетным ссудам 6 районов области на 7,9 млн. руб. Финансовым управлением взят на постоянный контроль вопрос о своевременном представлении поправок нижестоящим бюджетам, Законодательному Собранию области. Отменены решения по предоставлению отсрочек по федеральным налогам. При разработке бюджета 2003 года учтены предложения и замечания контрольно-счетной палаты, в частности: - Включены в доходную часть областного бюджета доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъекта. Для обеспечения объективности и реальности проведен анализ структуры платных услуг бюджетных учреждений за 2001 год и 9 мес. 2002 года, определено ожидаемое поступление в 2003 году. - Предусмотрено планирование расходов на топливо в бюджетах районов и городов в соответствии с балансом потребления и заготовки топлива. - Разработаны среднеусловные нормативы бюджетной обеспеченности муниципальных образований в целях обеспечения единой системы планирования финансовых средств. - Разработана методика расчета дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности бюджетам муниципальных образований. Подготовка заключения в сжатые сроки, уже в июле 2002 года, что достаточно быстро, т.к. начали работу в апреле, позволяла Правительству области учесть выявленные нарушения в ходе исполнения бюджета 2002 года и при формировании бюджета 2003 года. Требования контрольно-счетной палаты заключаются в необходимости сделать бюджет прозрачным и осуществлять бюджетный процесс в строгом соответствии с требованиями бюджетного законодательства, не нарушать права нижестоящих бюджетов. Если реакция Правительства области на заключение контрольно- счетной палаты была конструктивной, то этого нельзя сказать о реакции финансового управления, которое не признавало в заключение даже требования Бюджетного Кодекса РФ. Ход выполнения представления Правительством области находится на постоянном контроле контрольно-счетной палаты. На основании информации Правительства области и контрольно-аналитической работы в 2002 году контрольно-счетной палатой подготовлены две информации (от 23.09.2002 и от 16.12.2002 г.) об устранении нарушений, выявленных по результатам проверки отчета Правительства "Об исполнении областного бюджета за 2001 год". 3. Задачами контрольно-счетной палаты является установление контроля на всех стадиях бюджетного процесса: при формировании и утверждении бюджета, при внесении изменений и дополнений в закон об областном бюджете, при исполнении областного бюджета, при рассмотрении и утверждении отчета об исполнении областного бюджета. 3.1. Исходя из этих задач, контрольно-счетной палатой сделан анализ отчета об исполнении областного бюджета за 1 полугодие 2002 года, 9 месяцев 2002 г., подготовлена аналитическая записка об исполнении областного бюджета за 8 месяцев 2002 года. Анализ исполнения бюджета по доходам свидетельствуют о невыполнении планов в течение года по налогу на прибыль. Причиной невыполнения плана по налогу на прибыль являлось значительное ухудшение финансовых показателей предприятий и рост удельного веса убыточных предприятий. Изменения в методике начисления налога на прибыль в связи с изменениями в гл. 25 НК в результате предоставленной возможности отнесения необходимых расходов на себестоимость существенно повлияли на снижение поступления этого доходного источника. Причиной невыполнения задания по налогу на доходы физических лиц явилось его несоответствие налогооблагаемой базе. Задание по налогу на доходы физических лиц на 2002 год утверждено с ростом к согласованной налогооблагаемой базе на 22,8%. Налогооблагаемая база согласовывалась с главами администраций районов и городов, налоговыми, финансовыми органами, департаментом экономики с подписанием протокола согласования. Увеличение планов после согласования на значительные суммы не увеличивает доверия к исполнительным органам власти, а также подрывает стимул к выполнению явно завышенного плана. Бюджет 2002 года был сбалансирован по доходам и расходам. Вместе с тем, в течение года расходы производились в суммах больших, чем получены доходы. Дефицит областного бюджета на 01.07.02 г. составил 266,9 млн. руб., на 01.09.02 г. - 298,6 млн. руб., на 01.10.02 г. - 307,7 млн. руб. В качестве источников покрытия дефицита бюджета использовались ссуды из Федерального Бюджета (390 млн. руб. на 01.10.02 г.), кредиты (62 млн. руб. на 01.10.02 г.), остатки средств на счетах областного бюджета. Основные суммы перерасхода допускались по статье "Прочие расходы". Причиной перерасхода явилась выдача ссуд нижестоящим бюджетам. За 9 мес. 2002 года выдано ссуд нижестоящим бюджетам на 620,5 млн. руб. Остаток непогашенных ссуд на 01.10.02 г. составил 827 млн. руб. В соответствии с Протоколом от 27.06.02 г. "Об оздоровлении государственных и муниципальных финансов Кировской области", подписанное Губернатором области и зам. министра финансов, Постановлением Правительства области от 03.09.02 г. рекомендовано органам местного самоуправления с 01.09.02 г. направлять не менее 50% собственных доходов на выплату заработной платы работникам бюджетных учреждений. В сентябре 2002 года направлено по консолидированному бюджету области собственных доходов на заработную плату с начислениями 33,9%, в том числе по районам 51,1%, по г. Кирову 35,2%. За 9 мес. 2002 года увеличился государственный внутренний долг бюджета субъекта на 116 млн. руб. (без учета гарантий). В этих условиях Правительство области вынуждено было принять Постановление (от 15.10.02 г.) "О введение с 1 ноября 2002 года режима сокращения расходов областного бюджета на 15% от ассигнований, предусмотренных на материальные затраты по плану 4 кв. 2002 года. 3.2. Контрольно-счетной палатой подготовлены: - анализ изменений, внесенных в Закон области "Об областном бюджете на 2002 год" по состоянию на 01.08.2002 г.; - заключения на проекты законов области "О внесении изменений и дополнений в Закон "Об областном бюджете на 2002 год" (от 26.11.02 и от 24.12.02 г.). 3.2.1. По результатам всех внесенных 6 изменений по состоянию на 01.08.02 г. в Закон "Об областном бюджете на 2002 год" доходы и расходы увеличены на 269464,5 тыс. руб. или на 4,4%. Налоговые доходы увеличены на 151567 тыс. руб. или на 5,5%, неналоговые доходы увеличены на 85205 тыс. руб. или на 58%, безвозмездные перечисления из федерального бюджета увеличены на 32692,5 тыс. руб. или на 16,2%. Изменения по расходам внесены в 20 разделов из 25 разделов, утвержденных в бюджете в соответствии с функциональной классификацией расходов. По 16 разделам из 20 расходы увеличены к первоначально утвержденным от 0,04% до 74,3%. Уменьшение расходов по 4 разделам связано с перераспределением расходов между разделами. Резервный фонд Губернатора в бюджете утвержден в сумме 38 млн. руб., после утверждения бюджета уже в январе вносится первая поправка на уменьшение резервного фонда до 6 млн. руб. Необходимость во второй поправке возникла в связи с тем, что не были определены лимиты при разработке проекта бюджета (верхний предел государственного долга, в т.ч. предел объема обязательств по государственным гарантиям). При внесении изменений (третья поправка) по уточнению отчислений от налога на доходы физических лиц необходимость в них отпала. При своевременном изучении законодательства такие поправки можно было не вносить. Допущена неточность при установлении общих цифр по доходам и расходам, неточные формулировки. При своевременном утверждении смет доходов и расходов целевых бюджетных фондов не было бы необходимости внесения изменений. Изменения по расходам, внесенные в Закон пятой поправкой, коснулись 17 разделов бюджета из 25 утвержденных в соответствии с функциональной классификацией. Общая сумма выделенных средств на дополнительные расходы составила 207178,5 тыс. руб., из них за счет дополнительных доходов 67692,5 тыс. руб., за счет перераспределения расходов 139486 тыс. руб. Средства закладываются в бюджете на одни цели, а затем перераспределяются в значительных объемах на другие цели - свидетельство некачественной разработки бюджета. Допущено несоответствие текстовой статьи (24) Закона "Об областном бюджете на 2002 год" разделу XXI 21 Закона на 7730 тыс. руб. Сумма дотации районам уменьшена поправкой в закон на 68085 тыс. руб. и увеличена городам на 75815 тыс. руб. При этом средства, подлежащие передаче городам в виде дотации, в нарушение прав бюджетов городов поставлены на взаимные расчеты в нарушение действующих указаний Минфина РФ. Учитывая, что дотация подлежит передаче нижестоящим бюджетам денежными средствами, нельзя не поставить под сомнение обоснованность передачи сумм дотаций городам не в виде прямых дотаций, а через взаимные расчеты (которые, как показал анализ 2001 года передаются денежными средствами только на 17%). 3.2.2. Проектом закона области "О внесении изменений и дополнений в Закон Кировской области "Об областном бюджете на 2002 год" от 26.11.02 г. предлагалось внести изменения в ст. 16 Закона области "Об областном бюджете на 2002 год" в связи с распределением недоимки в сумме 283222 тыс. руб. по видам доходных источников. Фактически, финансовым управлением эти изменения были внесены в начале года и в квартальных отчетах об исполнении бюджета на 01.04.2002, на 01.07.2002, на 01.10.2002 в графе "Бюджеты, принятые законодательными органами государственной власти в установленном порядке" (годовые назначения) отражает план по конкретным налогам с учетом недоимки без утверждения Законодательным Собранием. Предлагалось уменьшить плановые назначения по расходам на сумму закрытой экономии в объеме 341772 тыс. руб., утвержденной отдельной строкой в статье 17 Закона Кировской области "Об областном бюджете на 2002 год". Фактически на основании постановления Правительства области от 05.02.2002 г. N 9/27 экономия уже закрыта в начале года. В отчетах об исполнении бюджета годовые назначения по расходам отражались в течение года с учетом экономии по разделам расходов. Поэтому может быть поставлен вопрос о достоверности квартальных отчетов об исполнении бюджета за 2002 год по графе назначено "Бюджеты, принятые законодательными органами государственной власти, в установленном порядке" как по доходам, так и по расходам. В целом доходы и расходы областного бюджета увеличены на 186485 тыс. руб. (часть расходов увеличена за счет перераспределения по разделам расходов, утвержденных в бюджете). Изменения по расходам коснулись 25 разделов бюджета из 25 разделов, утвержденных в соответствии с функциональной классификацией. При сопоставлении представленных документов с пояснительной запиской финансового управления получилась искаженная картина предлагаемых изменений по разделам, т.к. не были представлены сведения о распределении экономии по отраслям. Эти данные предоставлены дополнительно 25.11.2002 г., с учетом этих данных произведен дополнительный расчет предлагаемых изменений в закон об областном бюджете. Общая сумма выделенных средств на дополнительные расходы составила 317110 тыс. руб. Самое большое увеличение расходов предусмотрено по разделу "Финансовая помощь бюджетам других уровней" +339407,7 тыс. руб., в т.ч. увеличение по строке "Взаимные расчеты" на 284919,3 тыс. руб. Уточненная сумма "Взаимных расчетов" составила уже с учетом внесенных изменений 370443,3 тыс. руб. В пояснительной записке финансового управления расшифровка была дана по взаимным расчетам только на 44733 тыс. руб. Финансовым управлением не представлены в полном объеме пояснения о причинах увеличения взаимных расчетов на 284,9 млн. руб. Продолжается практика прошлых лет. В законе об областном бюджете на 2002 заложены расходы на выплату задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы области в сумме 103000 тыс. рублей. Уже в феврале в соответствии с постановлением Правительства области от 05.02.2002 N 9/27 переданы расходы по взаимным расчетам местным бюджетам в сумме 87550 млн. руб. Если эти суммы передаются денежными средствами, то нет никакого смысла закладывать их в областном бюджете и в начале финансового года передавать нижестоящим бюджетам. Они могут сразу закладываться в бюджеты муниципальных образований при составлении плана регулирования. При сопоставлении показателей, утвержденных в законе о бюджете, с показателями отчетов об исполнении бюджетов установлено несоответствие отражения отдельных расходов в законе кодам, определенным в отчетности об исполнении бюджета. Так, фонд безопасности движения в отчете об исполнении бюджета должен отражаться по коду 31 (30) "Целевые фонды", в законе о бюджете на 2002 год отражен по коду 05 "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства". Расходы на "Строительство, архитектуру и градостроительство" в отчете об исполнении бюджета подлежат отражению по коду 07 "Промышленность, энергетика и строительство", в законе о бюджете эти расходы отражены в разделе XXIV. "Целевой бюджетный экологический фонд" в отчете об исполнении бюджета подлежит отражению по коду 31 (12) "Целевые фонды", в законе о бюджете на 2002 год отражен по разделу "Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов" код 09. Расходы по разделу "Дорожное хозяйство" в отчете об исполнении бюджета подлежат отражению в разделе 26 (00), в законе о бюджете на 2002 год отражена по коду 10 "Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика". Расходы по разделу "Туризм" в отчете подлежат отражению по коду 30 (05), отражены в законе о бюджете на 2002 год по коду 17 "Здравоохранение и физическая культура". В отчете об исполнении бюджета не предусмотрено кодов по разделам "Экономия по расходам", "Недоимка". Коды в отчете об исполнении бюджета соответствуют бюджетной классификации. Следовательно, разработчики бюджета допустили при формировании бюджета 2002 года отступления от кодов расходов, предусмотренных в бюджетной классификации. Кроме того, несоответствие кодов в законе о бюджете и в отчете об исполнении бюджета затрудняет анализ хода исполнения бюджета. Несмотря на предыдущие замечания, финансовым управлением снова в представленном законопроекте не были подсчитаны итоги по распределенным дотациям, субсидиям, субвенциям между районами, городами. Таким образом: - Не соблюдалось бюджетное законодательство, изменения вносились по доходам и расходам в закон об областном бюджете до утверждения их Законодательным Собранием. - Квартальные отчеты об исполнении бюджета в течение 2002 года недостоверны по назначенным платежам и расходам. Внесение изменений по планам произведено без соблюдения установленного законами порядка. - Продолжается практика некачественного предоставления законопроектов, без расшифровки всех причин внесения изменений в закон об областном бюджете. - Изменения, внесенные в законопроект, коснулись всех разделов бюджета по расходам. 3.2.3. Проектом закона области "О внесении изменений и дополнений в Закон Кировской области "Об областном бюджете на 2002 год" от 24.12.02 г. нарушена процедура внесения законопроектов Правительством области в Законодательное Собрание области (срок предоставления 16.12.02 г. представлен 23.12.02 г.), снова не учитываются ранее отмеченные замечания от контрольно-счетной палаты (не подсчитываются суммовые итоги, не объясняются причины перераспределения ассигнований по районам, городам области). Наряду с внесенными изменениями в связи с увеличением ассигнований из федерального бюджета перераспределены средства между бюджетами муниципальных образований без достаточного обоснования причин. 4. В целях совершенствования бюджетного процесса осуществлено ряд мероприятий: 4.1. В течение 5 месяцев велась напряженная работа по доработке законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Закон Кировской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Кировской области", пока он не был приведен в соответствие с Бюджетным Кодексом РФ. Закон принят в октябре 2002 года. В заключение правового управления Законодательного Собрания совместно с Контрольно-счетной палатой области сделаны замечания по 25 статьям внесенного законопроекта. 4.2. Проведен "Анализ обеспеченности дошкольными учреждениями, учреждениями общего образования, учреждениями здравоохранения Кировской области, эффективности их использования и обоснованности расчетов бюджетной обеспеченности (от 16.10.02). При анализе использовались: - социальные нормативы и нормы (одобрены распоряжением Правительства РФ от 03.07.96 г. N 1063-р (с изменениями от 14.07.01 г.), рекомендованные к использованию при формировании проектов бюджетов субъектов и местных бюджетов. - расчеты нормативной потребности в учреждениях социальной сферы в 2001-2003 годах департамента экономики при Правительстве области. Цена вопроса: дошкольные учреждения - 25,8 млн. руб., учреждения общего образования - 13,6 млн. руб., учреждения здравоохранения - 36,4 млн. руб. Т.е. если рассчитывать потребность в бюджетных средствах на содержание вышеуказанных учреждений исходя из социальных нормативов их потребности бюджетные ассигнования могут быть уменьшены на 2003 год на 75,8 млн. руб. Сверх нормативов в области по прогнозу на 2003 год имеется 23048 мест в дошкольных образовательных учреждениях, 75324 места в учреждениях общего образования, 4286 коек, превышены мощности амбулаторно-поликлинических учреждений на 6632 посещения в смену, имеется больше врачей на 515, среднего медицинского персонала на 2615 человек. Число мест в дошкольных учреждениях превышает количество детей по оценке 2002 года на 10948, по прогнозу на 2003 год на 10076. Число мест в учреждениях общего образования превышает количество учащихся по оценке 2002 года на 43208, по прогнозу на 2003 год на 50522. Расчеты бюджетной обеспеченности делаются по усредненным показателям без дифференцирования. Так, не учитывается специализация коечной сети. При значительном превышении количественных показателей по сети учреждений социальной сферы качество их не соответствует современным требованиям (материально-техническое обеспечение). Областная и муниципальная собственность - учреждения дошкольного, общего образования, здравоохранения используются неэффективно, нерационально используются площади. Расчеты бюджетной обеспеченности по дошкольным учреждениям, учреждениям общего образования производятся на 1 ребенка, на 1 учащегося. Вместе с тем коммунальные услуги на содержание мест сверх норматива (исходя из средних расходов на 1 место в 2001 году), в 2003 году составят всего 75,3 млн. руб., в том числе по дошкольным учреждениям 21,8 млн. руб., по учреждениям общего образования 53,5 млн. руб. Назрела острая необходимость оптимизации бюджетной сети. Необходимо составить социально-экономический паспорт каждого района, города, на основе инвентаризации бюджетной сети. Сопоставить фактические показатели по сети с нормативами. Разработать планы мероприятий по оптимизации сети бюджетных учреждений. 4.3. Подготовлено заключение "О законности формирования межбюджетных отношений с учетом областной и муниципальной собственности" (18.10.02 г.) которым установлено: В основе построения любых бюджетных систем, любых экономических отношений лежат отношения собственности. Поэтому в основе распределения расходных полномочий должно лежать положение о том, кто является собственником данного учреждения, в чьем ведении оно находится, кто несет ответственность за его обязательства. В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ (ст. 87 п. 1), с Законом Кировской области "Об управлении государственным имуществом Кировской области" от 03,07.01 г. N 5-ЗО гл. 11 ст. 31 п. 4 учреждения, находящиеся в муниципальной собственности, должны финансироваться из местных бюджетов, учреждения, находящиеся в областной собственности - из областного бюджета. В 2002 году не финансировались из областного бюджета 179 учреждений здравоохранения, 8 учреждений образования, 5 учреждений культуры, находящиеся в областной собственности. В результате местные бюджеты перегружены обязательствами, не имеют возможности обеспечить сбалансированность своих бюджетов, вынуждены проводить политику частичного исполнения возложенных на них обязательств, накапливая безнадежную задолженность. Предоставление органам местного самоуправления реальных расходных полномочий, сбалансированных с финансовыми ресурсами, - ключевая задача реформы межбюджетных отношений (Постановление Правительства РФ от 15.08.01 г. N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года"). Вместе с тем, расходы на содержание за счет областного бюджета 5 учреждений культуры, находящихся в федеральной собственности, составили за первое полугодие 2002 года 8593,8 тыс. руб. Содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности, должно осуществляться исключительно из федерального бюджета (ст. 84 Бюджетного Кодекса). 4.4. Подготовлена аналитическая записка "О проблемах, которые невозможно решить в рамках одного бюджетного года" (от 21.10.02 г.). Вышеуказанные документы Правительством области приняты к рассмотрению и проработке, что нашло конкретное отражение в законе об областном бюджете на 2003 год: 4.4.1. Контрольно-счетной палатой был поставлен вопрос о необходимости определения приоритетов в условиях недостатка средств. В законопроекте ко второму чтению была выделена отдельная статья, определяющая приоритеты расходования бюджетных средств; 4.4.2. Был поставлен вопрос о необходимости платить по обязательствам. В областном бюджете на 2003 год, несмотря на сложности, предусмотрены ассигнования на частичное погашение кредиторской задолженности прошлых лет (50 млн. руб. на погашение задолженности по детским пособиям, 229 млн. руб. на погашение задолженности ЖКХ). В постановлении Законодательного Собрания Правительству области поручено в 1 квартале 2003 г. изыскать 450 млн. руб. для оказания помощи бюджетам муниципальных образований; 4.4.3. Обострялась проблема необходимости списания необоснованной задолженности по ссудам с целью оздоровления финансов муниципальных образований. Предусмотрена возможность списания 30% задолженности муниципальных образований по состоянию на 01.01.2003 года по ссудам, выданным за счет средств областного бюджета; 4.4.4. Поставлен вопрос о необходимости оптимизации бюджетной сети и расчета реальной бюджетной обеспеченности. Правительством области создана рабочая группа по проработке и решению этого объемного вопроса; 4.4.5. Обозначена проблема о необходимости соотнести расходные полномочия с вопросами собственности. Вопрос в стадии проработки, есть информации и письма Правительства. 5. В рамках совершенствования бюджетного процесса Законодательным Собранием предложено Правительству области разработать следующие законопроекты: 5.1. "О дополнительных по отношению к установленным Налоговым Кодексом РФ основаниях и иных условиях изменения сроков уплаты налогов (сборов)"; 5.2 "О порядке предоставления бюджетных кредитов из областного бюджета"; 5.3 "О государственных правовых гарантиях Кировской области"; 5.4 "О межбюджетных отношениях в Кировской области"; 5.5 "О выдаче бюджетных ссуд из областного бюджета". Цель этих предложений - сделать бюджетный процесс стабильным, понятным, чтобы условия, определенные в законах, действовали не один год, чтобы эти вопросы не вызывали ежегодный спор при формировании бюджета на очередной финансовый год. Эти предложения не получили поддержки в Правительстве области. Мы намерены снова вернуться к этим предложениям в 2003 году, т.к. разработка этих законов, и в первую очередь "О межбюджетных отношениях в Кировской области", могут снять многие проблемы и спорные вопросы. 6. Контрольно-счетная палата приняла активное участие в работе по формированию областного бюджета на 2003 год. Подготовлено ряд документов: - Особенности бюджета 2003 года (24.09.02); - Заключение на рекомендации по формированию проекта бюджета на 2003 год, разработанные финансовым управлением (07.08.02); - Обоснование необходимости разработки бюджета субъекта в соответствии с экономической классификацией (28.10.02). На внесенный законопроект (в первом чтении) об областном бюджете на 2003 год контрольно-счетной палатой подготовлено объемное заключение (20.11.02). Замечания касались вопросов осуществления бюджетного процесса, межбюджетных отношений, полноты и качества представленных документов, так: с проектом областного бюджета не были представлены: - прогноз социально-экономического развития; - прогноз сводного финансового баланса на очередной финансовый год (14.11.2002 представлен); - план развития государственного и муниципального сектора экономики; - структура государственного муниципального долга и программа внутренних и внешних заимствований; - объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы в форме дотаций, субвенций и субсидий из Федерального фонда компенсации в разрезе муниципальных образований; Проект Программы управления государственным имуществом не содержал в себе показатели социально-экономической эффективности использования имущества области. Правительством области не было принято достаточных мер по формированию проекта бюджета в строгом соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и иных законодательных актов. Не выполнено представление контрольно-счетной палаты от 23.07.2002 о необходимости разработки проекта закона об областном бюджете на 2003 год в соответствии с экономической классификацией расходов. Функциональная классификация в законопроекте была представлена только двумя уровнями - разделы и подразделы. Законопроект предоставлял Правительству области право в ходе исполнения бюджета вносить изменения в ведомственную и функциональную структуру, что не предусмотрено ни Бюджетным кодексом Российской Федерации, ни Законом области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Кировской области" от 23.09.99 N 130-ЗО. Не в полной мере учитывалось представление контрольно-счетной палаты по выполнению требований Бюджетного кодекса в части, касающейся форм, порядка предоставления и расчета финансовой помощи из областного бюджета бюджетам муниципальных образований. Законопроект давал Правительству области право предоставлять бюджетные кредиты. Однако порядок предоставления бюджетных кредитов, как этого требует БК РФ, не был установлен. При утверждении бюджета должны быть указаны лимиты предоставления бюджетных кредитов на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничение по субъектам использования бюджетных кредитов. Это требование в законопроекте, установившей лимит предоставления бюджетных кредитов, не учитывалось. Значительное количество учреждений здравоохранения, учреждений культуры, учреждений образования, находящихся в областной собственности, в 2002 году финансировались за счет бюджетов органов местного самоуправления. Финансирование этих учреждений в 2003 году также предусмотрено за счет местных бюджетов. Из 47 текстовых статей законопроекта об областном бюджете на 2003 год 21 статья не соответствовала законодательству. Требовал тщательной доработки законопроект по расходам в соответствии с функциональной и ведомственной классификациями. При формировании бюджета на 2003 год не было учтено представление контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания области о необходимости сохранения положительной практики, наработанной в области по расчету доходов при планировании бюджета от налогооблагаемой базы, исходя из экономического потенциала территорий, совместно с налоговыми органами, департаментом экономики и финансовыми органами с главами администраций. Структура расходов областного бюджета, предусмотренная в законопроекте, свидетельствовала о преимущественно затратном характере бюджетных расходов, о недостаточной направленности бюджетной политики на обеспечение устойчивого экономического роста. В бюджете на 2003 год бюджетная обеспеченность определена, исходя из кассовых расходов за 2001 год, т.е. недофинансирование прошлых лет перекладывается на бюджет планируемого года. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 года N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" осуждена эта практика. В проекте областного бюджета на 2003 год не учтены задачи бюджетной политики, которые содержаться в Бюджетном послании Губернатора - Председателя Правительства области в части принятия всех мер к максимальному сокращению кредиторской задолженности бюджетных учреждений, в том числе за коммунальные услуги. В проекте бюджета на 2003 год не учтена кредиторская задолженность прошлых лет. Законопроектом предельный объем государственного долга устанавливается в размере 360 млн. руб., в том числе предельный объем обязательств по государственным гарантиям 60 млн. руб. Не было учтено поручительство АКБ "Вятка-банк" АРКО, срок погашения по которому предусмотрен с 4 квартала 2004 года в сумме 98 млн. руб. Данные гарантии должны подтверждаться бюджетом. Лимит отсрочек, рассрочек на 2002 год установлен в сумме 20 млн. руб. Законопроектом предлагалось увеличить предельный лимит отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов по уплате областных налогов и сборов на 2003 год в сумме до 50 млн. руб. По обоснованности его увеличения сделано замечание контрольно-счетной палатой. Сокращается доходный потенциал бюджетной системы области в целом. В результате проводимой в области бюджетной политики доходные источники и в т.ч. налоговые доходы все больше централизуются в областном бюджете. Не были предусмотрены ассигнования на реализацию целевых программ. Растворение ассигнований на реализацию целевых программ в общей сумме расходов стирает преимущества программно-целевого метода финансирования расходов областного бюджета. Передачу выбора приоритетов финансирования главным распорядителем средств не может себе позволить даже бюджет - "донор". Заключение контрольно-счетной палаты на проект закона области "Об областном бюджете на 2003 год" рассмотрено у руководителя Законодательного Собрания (15.11.02), на рабочей группе (18.11.02), с председателями комитетов и комиссий Законодательного Собрания области (19.11.02), на депутатских слушаниях (21.11.02). Текст заключения доведен до всех депутатов Законодательного Собрания. Таким образом, заключение контрольно-счетной палаты явилось предметом серьезного рассмотрения. На депутатские слушания были приглашены главы администраций всех районов и городов области. Ко второму чтению в основном все замечания учтены, но вновь были введены три статьи, противоречащие бюджетному законодательству. При поддержке комитета по бюджету и налогам они были исключены из закона. Контрольно-счетная палата работает в тесном взаимодействии с правовым управлением Законодательного Собрания. Председатель контрольно-счетной палаты принимает постоянное участие в заседаниях комитета по бюджету и налогам, а также в заседаниях Правительства области. 7. В течение 2002 года проведена проверка Государственного лечебно-профилактического учреждения "Кировский областной госпиталь ветеранов войн" (июль-август). Проверкой установлены отдельные нарушения: - не выполнялись Распоряжения Правительства области "О разработке прогнозных данных по бюджету области" относительно к каждому финансовому году, согласно которого устанавливается срок предоставления прогнозных данных; - не выполнялись ст. 220, 221 Бюджетного Кодекса РФ, которые устанавливают порядок и сроки предоставления смет доходов и расходов; - не внесены изменения в Устав госпиталя; - не ведется регистрация входящей и сходящей финансовой документации по бюджетным денежным средствам. 8. Проведена проверка использования денежных средств, предусмотренных в областном бюджете на 2002 год на заготовку топлива для нужд предприятий жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы районов и городов области (ноябрь-декабрь). Для получения полной картины расчетов проведены проверки в 2-х департаментах, в 1 отделе, 1 управлении Правительства области и в одном областном государственном учреждении. Составлено 5 актов проверок. В 1 квартале 2003 года все материалы будут обобщены, заключение будет доведено до сведения депутатов Законодательного Собрания. 9. В конце 2002 года по просьбе Губернатора области начата совместная проверка с правоохранительными органами правильности использования средств территориального дорожного фонда. Кроме консультантов контрольно-счетной палаты в бригаду вошли сотрудники областной прокуратуры, налоговой полиции, налоговой инспекции, УБЭП УВД. Проверяется большой период времени, начиная с 2000 года. В 2002 году контрольно-счетная палата приняла участие в третьей и четвертой конференциях Ассоциации Контрольно-счетных органов РФ. На 01.01.2003 года укомплектовано 4 штатные единицы. Контрольно- счетной палате в декабре 2002 года выделен 1 компьютер. Оказалось очень не просто подобрать кадры: желающие имеются, но готовых кадров для такой работы практически нет. Необходимы кадры с высокими моральными качествами, знаниями и опытом работы, творческие, настроенные на добро. Это требуют задачи внешнего финансового контроля. В СМИ начали появляться сообщения о деятельности КСП. Все запланированные мероприятия в 2002 году выполнены, проводилась дополнительная работа, кроме пунктов, предусмотренных в плане. В 2003 году перед контрольно-счетной палатой стоят большие задачи как в контроле за совершенствованием бюджетного процесса, так и в контроле за расходованием средств. Учитывая численность работников, усилия будут сконцентрированы только на самых главных направлениях работы. Постараемся более тесно работать с депутатами Законодательного Собрания. Контроль должен быть созидающим. Главную задачу мы видим в обеспечении прозрачности, реалистичности, достоверности бюджетного процесса, а в конечном итоге в консолидации всех сил общества на увеличение доходов бюджета и обеспечении эффективного использования средств, а значит, чтобы люди жили лучше. Председатель контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Кировской области Т. М. Яговкина Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|