Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Кировской области от 26.03.2015 № 45/78

 

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПЯТОГО СОЗЫВА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от

26.03.2015

45/78

 

г. Киров

 

 

 

О докладе Законодательного Собрания Кировской области «О состоянии законодательства Кировской области   в 2014 году»

 

 

На основании статьи 42 Устава Кировской области Законодательное Собрание Кировской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить доклад Законодательного Собрания Кировской области «О состоянии законодательства Кировской области в 2014 году». Прилагается.

2. Опубликовать доклад Законодательного Собрания Кировской области «О состоянии законодательства Кировской области в 2014 году» на официальном сайте Законодательного Собрания Кировской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

И.о. Председателя

Законодательного Собрания

Кировской области                                                                               Н.Г.Бусыгин

 


 

 

УТВЕРЖДЕН

постановлением

Законодательного Собрания

Кировской области

 

 

от 26.03.2015 45/78

 

 

 

 

ДОКЛАД

Законодательного Собрания Кировской области

«О состоянии законодательства  Кировской области в 2014 году»

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

Раздел I. Современное состояние законодательства Кировской области. 4

1. Комитет по бюджету и налогам. 4

2. Комитет по экономическому развитию, промышленности, торговле и предпринимательству. 9

3. Комитет по энергетике, жилищно-коммунальному комплексу, строительству, транспорту и связи. 11

4. Комитет по законодательству и местному самоуправлению.. 14

5. Комитет по социальным вопросам. 17

6. Комитет по аграрным вопросам, переработке сельхозпродукции и развитию сельских территорий. 29

7. Комитет по экологической безопасности, природопользованию и лесному комплексу. 30

8. Комитет по регламенту, депутатской этике, реализации депутатских полномочий и информационной политике. 32

Раздел II. Проблемы законотворческой деятельности. 36

1. Анализ результатов взаимодействия с Федеральным Собранием Российской Федерации. 36

2. Анализ результатов взаимодействия с представительными органами местного самоуправления. 39

3. Взаимодействие с территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти. 42

Заключение. 44

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Целью доклада Законодательного Собрания Кировской области «О состоянии законодательства Кировской области в 2014 году» (далее – Доклад) является системный анализ состояния законодательства Кировской области в 2014 году, а также выработка предложений по совершенствованию законодательства Кировской области.

Доклад является продолжением работы, проведенной в 2014 году при подготовке доклада Законодательного Собрания Кировской области «О состоянии законодательства Кировской области», отражающего основные результаты деятельности за 20 лет существования законодательного органа Кировской области.

При подготовке Доклада в 2015 году было решено сосредоточиться на законотворческой деятельности комитетов Законодательного Собрания Кировской области за год. Данное решение нашло свое отражение в структуре Доклада, а именно: раздел I «Современное состояние законодательства Кировской области» подготовлен не по отраслям законодательства, а по направлениям деятельности комитетов.

Общие вопросы, касающиеся деятельности Законодательного Собрания Кировской области в целом, нашли свое отражение в разделе II «Проблемы законотворческой деятельности», в котором представлены результаты анализа взаимодействия с Федеральным Собранием Российской Федерации, с представительными органами местного самоуправления, а также взаимодействие с территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти.

По состоянию на начало 2014 года действовало 1120 законов области, из них базовых 397. За 2014 год было принято 127 законов области, из них 13 базовых законов, 2 закона о признании утратившими силу двух базовых законов области. По состоянию на 01.01.2015 на территории Кировской области действовали 1241 закон области, из них базовых 403.

Всего в 2014 году в Законодательное Собрание Кировской области внесено 130 проектов законов области, из них:

-   приняты в окончательном чтении – 118;

-   находятся в процедуре первого чтения – 4;

-   находятся в процедуре второго чтения – 2;

-   отклонены в первом чтении – 4;

-   отозваны субъектами законодательной инициативы – 4.

Субъектами законодательной инициативы принятых в 2014 году законов области выступали:

-   депутаты Законодательного Собрания Кировской области – 50;

-   Губернатор Кировской области – 51;

-   Правительство Кировской области – 10;

-   представительные органы муниципальных образований – 4;

-   прокурор Кировской области – 4;

-   Избирательная комиссия Кировской области – 7;

-   Контрольно-счетная палата Кировской области – 1.

Проведено 11 пленарных заседаний Законодательного Собрания Кировской области, на которых принято 127 законов Кировской области, из них базовых 13. Поддержано 15 проектов федеральных законов, внесено в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 4 законодательные инициативы, принято к рассмотрению 7 протестов прокуратуры Кировской области.

Более подробно указанная информация изложена далее.

 

РАЗДЕЛ I СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

1. Комитет по бюджету и налогам

 

Комитет по бюджету и налогам является ответственным за рассмотрение бюджетного и налогового законодательства, а также законодательства в сфере межбюджетного регулирования и имущественных отношений. Кроме того, на комитет возложены вопросы взаимодействия с Контрольно-счетной палатой Кировской области.

В 2014 году комитетом рассмотрено 25 законопроектов по профильным вопросам комитета.

Одним из основных направлений работы комитета была подготовка к рассмотрению Закона области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Закон принят в ноябре 2014 года. С целью более детального рассмотрения проекта бюджета в октябре 2014 года комитетом были организованы и проведены депутатские слушания, по результатам которых все предложения и замечания, высказанные депутатами, были обобщены и направлены на заключение Губернатору Кировской области.

Рассмотрены проекты законов Кировской области по профильным вопросам комитета:

проект закона «О бюджете Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

проекты законов «О внесении изменений в Закон Кировской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». В течение года поправки в областной бюджет 2014 года вносились 5 раз;

проекты законов «О внесении изменений в Закон Кировской области «О бюджете Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». В течение года поправки вносились 3 раза;

проекты законов «Об исполнении областного бюджета за 2013 год» и «Об исполнении бюджета Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2013 год».

Внесены изменения в законы области от 28.11.2002 № 114-ЗО «О транспортном налоге в Кировской области» и от 27.11.2003 № 209-ЗО «О налоге на имущество организаций в Кировской области» в части освобождения от уплаты налогов организаций почтовой связи при условии направления ими высвобожденных средств на ремонт, реставрацию, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение зданий, сооружений и помещений, в которых размещаются отделения связи.

В связи с многочисленными изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в 2014 году проведена значительная работа по подготовке и принятию изменений в законы области «О бюджетном процессе в Кировской области» и «О межбюджетных отношениях в Кировской области».

Проект закона области «О внесении изменений в Закон Кировской области «О бюджетном процессе в Кировской области» внесен Губернатором Кировской области в связи с необходимостью привести Закон области от 24.10.2013 № 336-ЗО «О бюджетном процессе в Кировской области» в соответствие с положениями федеральных законов от 04.10.2014 № 283-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 30 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и от 22.10.2014 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации». Основные изменения связаны с тем, что Бюджетным кодексом Российской Федерации вводится с 1 января 2015 года долгосрочное бюджетное планирование: бюджетный прогноз субъекта Российской Федерации на долгосрочный период разрабатывается каждые шесть лет на двенадцать и более лет на основе прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на соответствующий период. В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в областном законе предусмотрены полномочия Правительства Кировской области по установлению порядка разработки и утверждения, периода действия, а также требований к составу и содержанию бюджетного прогноза Кировской области и полномочия по утверждению бюджетного прогноза и изменений бюджетного прогноза. В целях формирования бюджетного прогноза разрабатывается в порядке, установленном Правительством Кировской области, прогноз социально-экономического развития области на долгосрочный период. Бюджетный прогноз служит основанием для составления проекта областного бюджета. Проект бюджетного прогноза представляется в Законодательное Собрание Кировской области одновременно с проектом закона области об областном бюджете. Также приведены в соответствие с изменениями Бюджетного кодекса Российской Федерации отдельные полномочия Правительства Кировской области, департамента финансов.

Законопроект «О внесении изменений в Закон Кировской области «О межбюджетных отношениях в Кировской области» внесен Губернатором Кировской области в связи с необходимостью привести Закон области от 28.09.2007 № 163-ЗО «О межбюджетных отношениях в Кировской области» в соответствие с положениями федеральных законов от 22.10.2014 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», от 24.11.2014 № 375-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием межбюджетных отношений», от 29.11.2014 № 383-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации». Предусмотрено установление единых нормативов отчислений в бюджеты городских округов в размере 15% от налога на доходы физических лиц, взимаемого как с граждан Российской Федерации, так и с иностранных граждан. Установлен для всех сельских поселений области единый норматив отчислений от НДФЛ, взимаемого на территориях сельских поселений, в размере 8% от подлежащего зачислению в бюджет муниципального района, и 20% единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на территориях сельских поселений, подлежащего зачислению в бюджет муниципального района. Изменяются условия предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета муниципальным образованиям: в отличие от ранее установленного порядка предусматривается учитывать долю дотаций из других бюджетов в бюджетах муниципальных образований (раньше было от межбюджетных трансфертов). Учтено введение Бюджетным кодексом Российской Федерации такой формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, как субвенции федеральному бюджету. Цели и условия предоставления субвенций федеральному бюджету из областного бюджета устанавливаются соглашениями между федеральным органом исполнительной власти и Правительством Кировской области.

Законопроект «О внесении изменения в статью 2 Закона Кировской области «О налоге на имущество организаций в Кировской области».

Законом Кировской области от 27.11.2003 № 209-ЗО «О налоге на имущество организаций в Кировской области» установлены пониженные налоговые ставки по налогу на имущество для частных инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территории Кировской области, в отношении предназначенных для реализации инвестиционного проекта вновь построенных, новых приобретенных, реконструированных, модернизированных, введенных в эксплуатацию и принятых к бухгалтерскому учету со дня начала финансирования инвестиционного проекта до начала текущего налогового периода объектов основных средств.

В связи с внесенными изменениями сохранены пониженные ставки налога на имущество организаций только для частных инвесторов, основной вид деятельности которых относится к обрабатывающим производствам (раздел C Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014).

Целью принятия указанного закона области является минимизация выпадающих доходов консолидированного бюджета и в то же время сохранение инвестиционной привлекательности Кировской области для частных инвесторов, реализующих крупные инфраструктурные проекты, значимые для экономики региона.

Законопроект «О внесении изменений в Закон Кировской области «О пониженной налоговой ставке налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков».

Законом Кировской области от 08.10.2012 № 199-ЗО «О пониженной налоговой ставке налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков» с 2014 года установлены пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль  для организаций, в которых отношение первоначальной стоимости новых, достроенных, дооборудованных, реконструированных, модернизированных и (или) прошедших техническое перевооружение объектов, принятых к бухгалтерскому учету в составе объектов основных средств в прошедшем налоговом периоде, к налоговой базе по налогу на прибыль за прошедший налоговый период составляет 30 и более процентов. При этом в расчете учитываются затраты, формирующие первоначальную стоимость основных средств по правилам бухгалтерского учета и учетной политики организации, а также затраты на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение основных средств, увеличившие стоимость основных средств.

Согласно внесенным изменениям принятый закон области, сохраняя пониженную налоговую ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для налогоплательщиков, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Кировской области, корректирует требования к виду деятельности организаций и объемам инвестиционной деятельности.

Проектом закона налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет устанавливается в размере 13,5% для организаций, основной вид деятельности которых относится к обрабатывающим производствам (раздел C Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014), в которых отношение первоначальной стоимости новых, реконструированных, модернизированных объектов, принятых к бухгалтерскому учету в составе объектов основных средств в прошедшем налоговом периоде, к налоговой базе по налогу на прибыль за прошедший налоговый период составляет 50 и более процентов.

Целью принятия закона также является минимизация выпадающих доходов областного бюджета и в то же время сохранение инвестиционной привлекательности Кировской области для частных инвесторов, реализующих крупные инфраструктурные проекты, значимые для экономики региона.

Комитетом рассмотрены также законопроекты:

«О внесении изменения в статью 2 Закона Кировской области «О патентной системе налогообложения на территории Кировской области»;

«О внесении изменений в Закон Кировской области «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Кировской области»;

«О внесении изменения в статью 6 Закона Кировской области «О Контрольно-счетной палате Кировской области»;

«О внесении изменений в отдельные законы Кировской области»;

«О внесении изменений в Закон Кировской области «О транспортном налоге в Кировской области»;

«О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность в Кировской области»;

«О внесении изменений в Закон Кировской области «О налоге на имущество организаций в Кировской области».

Правовым управлением аппарата Законодательного Собрания Кировской области проведены правовая и антикоррупционная экспертизы всех рассмотренных законопроектов. Из 25 заключений, подготовленных в 2014 году на законопроекты, внесенные в Законодательное Собрание Кировской области, по которым ответственным комитетом был определен комитет по бюджету и налогам, в 7 заключениях отражено, что по результатам правовой экспертизы установлены противоречия и несоответствия положений законопроектов действующему законодательству, замечания юридико-технического характера отмечены в 5 заключениях, в 13 заключениях отражено соответствие законопроекта действующему законодательству.

Одним из направлений деятельности комитета является рассмотрение на заседаниях комитета информации о проблемах действующего законодательства Кировской области.

В рамках указанного направления работы в феврале 2014 года на заседании комитета рассматривалась информация Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области (далее – Управление) о реализации Закона Кировской области от 29.11.2012 № 221-ЗО «О патентной системе налогообложения на территории Кировской области».

Одно из предложений Управления касалось необходимости внесения изменений в Закон Кировской области от 29.11.2012 № 221-ЗО «О патентной  системе налогообложения на территории Кировской области» в части введения индексации стоимости патента на коэффициент-дефлятор.

Учитывая, что пунктом 9 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что минимальный и максимальный размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода подлежат индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, комитетом было поддержано предложение Управления о необходимости  принятия изменения в закон Кировской области.

В феврале 2014 года в Законодательное Собрание врио Губернатора области был внесен проект закона «О внесении изменения в статью 2 Закона Кировской области «О патентной системе налогообложения на территории Кировской области».

Проект закона разработан в соответствии с пунктом 9 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что минимальный и максимальный размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода подлежат индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации коэффициент-дефлятор устанавливается ежегодно на каждый следующий календарный год федеральным органом исполнительной власти.

Проектом закона было предложено дополнить статью 2 Закона области «О патентной системе налогообложения на территории Кировской области» нормой, определяющей, что размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по каждому из видов предпринимательской деятельности подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, в целях реализации пункта 9 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации.

В феврале законопроект был принят в первом чтении и в мае – во втором чтении.

 

2.  Комитет по экономическому развитию, промышленности, торговле и предпринимательству

 

Деятельность комитета по экономическому развитию, промышленности, торговле и предпринимательству в 2014 году была направлена на совершенствование областного законодательства в сфере экономического развития Кировской области, промышленной политики и торговли, содействия развитию предпринимательства. Поскольку основная законодательная база Кировской области формировалась после формирования федерального законодательства в вышеуказанных сферах,  законодательство Кировской области совершенствуется ежегодно как путем принятия новых законов области, так и путем изменения действующих.

В течение 2014 года комитетом в качестве профильного (ответственного) рассмотрено и рекомендовано к принятию 8 профильных проектов законов области:

«О внесении изменений в Закон Кировской области «О развитии инновационной деятельности в Кировской области»;

«О внесении изменений в Закон Кировской области «О промышленной политике в Кировской области»;

«О внесении изменения в статью 4 Закона Кировской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Кировской области»;

«О внесении изменений в законы Кировской области «О разграничении полномочий органов государственной власти Кировской области в сфере регулирования торговой деятельности на территории Кировской области» и «Об основных направлениях социальной антиалкогольной политики в Кировской области»;

«О полномочиях органов государственной власти Кировской области и органов местного самоуправления Кировской области в сфере регулирования отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках в Кировской области»;

«О внесении изменения в статью 8 Закона Кировской области «О государственной поддержке ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства в Кировской области»;

«О внесении изменений в Закон Кировской области «О регулировании инвестиционной деятельности в Кировской области»;

«Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Кировской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской деятельности, и экспертизе нормативных правовых актов Кировской области и муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности».

За 2014 год правовым управлением аппарата Законодательного Собрания Кировской области проведено 8 правовых экспертиз проектов законов области. В ходе проведения экспертиз нарушений федерального и регионального законодательства, как и коррупциогенных факторов, в рассмотренных законопроектах выявлено не было. В отношении                      3 законопроектов имелись замечания юридико-технического характера.

За указанный период в качестве базовых законов области комитетом рассмотрены проекты законов «О полномочиях органов государственной власти Кировской области и органов местного самоуправления Кировской области в сфере регулирования отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках в Кировской области», «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Кировской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской деятельности, и экспертизе нормативных правовых актов Кировской области и муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности».

Остальные законопроекты предусматривали изменения в действующие законы Кировской области, большая часть из них были подготовлены в связи с необходимостью приведения регионального законодательства в соответствие с изменившимися нормами федерального законодательства.

 

3. Комитет по энергетике, жилищно-коммунальному комплексу, строительству, транспорту и связи

 

В 2014 году комитетом по энергетике, жилищно-коммунальному комплексу, строительству, транспорту и связи особое внимание уделялось совершенствованию законодательства Кировской области в сфере организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области, а также в сфере градостроительной деятельности. Основная законодательная база области в указанных сферах была сформирована ранее. В настоящее время осуществляется работа по ее совершенствованию в форме изменения существующих законов как в целях приведения их в соответствие с изменившимися федеральными нормативными правовыми актами, так и в связи с решением вопросов, возникших в правоприменительной практике.

В частности, в целях совершенствования областного законодательства в сфере организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области, комитетом рассмотрены и рекомендованы к принятию два законопроекта:

 «О внесении изменений в Закон Кировской области «О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области» и Закон Кировской области «О Фонде капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» (принят Закон Кировской области от 05.03.2014 № 392-ЗО);

«О внесении изменений в отдельные законы Кировской области» (принят Закон Кировской области от 31.07.2014 № 446-ЗО).

Указанными законами учтены изменения федерального законодательства, в частности по порядку управления созданной в Кировской области специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Кировской области, уточнены требования к содержанию региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Кировской области, установлен порядок ее актуализации, полномочия по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт с 2015 года переданы Правительству Кировской области.

Кроме того, велась работа по совершенствованию законодательства в сфере регулирования градостроительной деятельности – Законом области от 07.10.2014 № 457-ЗО «О внесении изменений в Закон Кировской области «О регулировании градостроительной деятельности в Кировской области» в соответствии с федеральным законодательством уточнены состав и сфера применения региональных нормативов градостроительного проектирования, расширен перечень случаев, когда не требуется получение разрешения на строительство.

В 2014 году комитетом в качестве ответственного комитета рассмотрен один базовый законопроект – проект закона области «О дополнительных случаях установления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения в границах населенных пунктов Кировской области», внесенный заместителем председателя комитета, депутатом Законодательного Собрания Кировской области М.В. Конышевым.

Данным законопроектом с учетом опыта других субъектов Российской Федерации реализуются полномочия законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставленные федеральным законодательством, по установлению дополнительных случаев, по которым допускается временное ограничение или прекращение движения по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения (в частности, недостаточная пропускная способность дорог; период строительства, реконструкции, капительного ремонта и ремонта инженерных коммуникаций в границах полос отвода автодорог; проведение публичных, а также массовых культурных мероприятий). Указанный законопроект был принят в первом чтении на пленарном заседании Законодательного Собрания Кировской области 24.07.2014. В 2015 году комитет планирует завершить работу над законопроектом.

Правовым управлением аппарата Законодательного Собрания Кировской области подготовлено и направлено на имя председателя комитета 14 заключений по итогам правовой и антикоррупционной экспертиз внесенных проектов законов области, 2 заключения по итогам правовой и антикоррупционной экспертиз внесенных проектов федеральных законов и 2 заключения по итогам правовой оценки законодательных предложений, внесенных депутатами Законодательного Собрания Кировской области. Результаты правовой и антикоррупционной оценки указанных документов свидетельствуют о высоком качестве их подготовки, поскольку противоречий действующему федеральному и областному законодательству, а также коррупциогенных факторов в них не выявлено.

При осуществлении контрольной функции комитетом особое внимание уделялось вопросам реализации законодательства в сферах жилищно-коммунального хозяйства, градостроительной деятельности и жилищного строительства, а также транспортного обслуживания.

В июле 2014 года депутатами комитета рассмотрена информация Правительства Кировской области «О ходе исполнения Закона Кировской области от 08.04.2013 № 278-ЗО «О мерах по защите прав граждан – участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Кировской области». Информацию докладывал заместитель главы департамента строительства и архитектуры Кировской области А.В. Перминов.

В докладе было отмечено, что на 01.01.2014 в Кировской области числилось 9 проблемных домов и 217 пострадавших граждан.

В соответствии с Законом Кировской области от 08.04.2013 № 278-ЗО «О мерах по защите прав граждан – участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Кировской области» принято 133 заявления о включении граждан в реестр проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья на территории Кировской области.

Решением комиссии включено в реестр проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья на территории Кировской области 108 граждан.

За 2014 год решены проблемы по 3 проблемным домам и по 156 пострадавшим гражданам. До конца года планировалось решить вопрос по 2 проблемным домам с решением проблемы 44 граждан.

На отчетную дату в области числилось 27 проблемных домов и 236 пострадавших граждан.

Депутаты комитета обратили внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающим в силу с 01.03.2015, использование механизмов предоставления дополнительной защиты данной категории граждан, предусмотренных Законом области от 08.04.2013 № 278-ЗО «О мерах по защите прав граждан – участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Кировской области» (предоставление новому застройщику, предоставившему меры защиты, в собственность бесплатно земельного участка), становится невозможным, поскольку исчерпывающий перечень оснований предоставления земельных участков в собственность бесплатно будет установлен в самом Земельном кодексе Российской Федерации и такое основание как предоставление мер защиты пострадавшим участникам долевого строительства жилья в нем отсутствует.

Комитет принял данную информацию к сведению и рекомендовал Правительству Кировской области завершить работу по предоставлению дополнительных мер по защите прав пострадавших участников строительства жилья на территории Кировской области в срок до 01.03.2015.

Кроме того, по представленной информации между департаментом строительства и архитектуры Кировской области и ОАО «Кировская региональная ипотечная корпорация» 10.01.2014 заключено соглашение о предоставлении мер поддержки пострадавшим участникам строительства жилья (далее – соглашение).

В соответствии с заключенным соглашением после исполнения обязательств перед пострадавшими участниками строительства жилья ОАО «Кировская региональная ипотечная корпорация» передается бесплатно в собственность земельный участок, находящийся в государственной собственности Кировской области.

Для обеспечения реализации указанного соглашения по предложению Правительства Кировской области в Закон Кировской области «О мерах по защите прав граждан – участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Кировской области» были внесены корректировки, связанные с уточнением порядка предоставления земельного участка, а именно, что данный земельный участок предоставляется бесплатно в собственность для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, полномочия Правительства Кировской области по установлению порядка предоставления земельного участка исключены в связи с тем, что в предлагаемой редакции данная процедура определяется в самом законе области.

В результате проведенного депутатами комитета и Правительством Кировской области анализа проект закона области «О внесении изменений в статью 7 Закона Кировской области «О мерах по защите прав граждан – участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Кировской области» принят в двух чтениях на пленарном заседании Законодательного Собрания Кировской области 25.07.2014.

 

4. Комитет по законодательству и местному самоуправлению

 

Работу комитета по законодательству и местному самоуправлению с учетом многообразия вопросов ведения комитета целесообразно рассматривать по блокам вопросов, требующих законодательного регулирования, а именно:

1) статус Кировской области как субъекта Российской Федерации: работа с Уставом Кировской области – основным законом Кировской области, ее официальными символами, включая административно-территориальное устройство Кировской области как субъекта Российской Федерации;

2) местное самоуправление, включая организацию и реорганизацию муниципальных образований, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;

3) государственное и муниципальное управление, включая деятельность органов государственной власти Кировской области на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, в том числе государственную и муниципальную службу, назначение на должности мировых судей Кировской области, представителей общественности в квалификационную коллегию судей Кировской области, избрание представителей Законодательного Собрания Кировской области в квалификационную комиссию Адвокатской палаты Кировской области, назначение Уполномоченных по правам человека и правам ребенка в Кировской области;

4) формирование органов государственной власти и местного самоуправления, Избирательной комиссии Кировской области как государственного органа, включая законодательство о выборах, референдумах и избирательных комиссиях в Кировской области;

5) законодательство в сфере общественной безопасности, защиты прав граждан на территории Кировской области, в том числе несовершеннолетних, включая административное законодательство, участие граждан в охране общественного порядка, создание условий для оказания бесплатной юридической помощи гражданам на территории Кировской области;

6) участие в формировании Общественной палаты Кировской области как одного из институтов гражданского общества, включая формирование правовой базы в сфере деятельности институтов гражданского общества на территории Кировской области;

7) формирование законодательной базы о системе нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области и порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Кировской области;

8) работа с проектами федеральных законов, включая подготовку проектов федеральных законов по вопросам ведения комитета в целях реализации Законодательным Собранием Кировской области конституционного права законодательной инициативы путем внесения проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;

9) работа с обращениями, поступающими в комитет;

10) решение иных вопросов, порученных Законодательным Собранием Кировской области.

В 2014 году в комитет было внесено 36 правовых заключений по проектам законов области, законодательным предложениям депутатов по подготовке проектов федеральных законов и одному обращению. Необходимо отметить, что при проведении антикоррупционной экспертизы законопроектов и законодательных предложений коррупциогенных факторов не выявлено.

Рассматривая работу комитета над законодательством области в сфере статуса Кировской области как субъекта Российской Федерации, следует отметить, что в 2014 году изменения в основной закон области – Устав Кировской области не вносились, законы об официальных символах области – гербе и флаге также не изменялись. Изменение законодательства об административно-территориальном устройстве Кировской области осуществлялось, можно сказать, в связи с жизненными изменениями границ населенных пунктов в Кировской области. Вместе с тем значимым событием можно отметить принятие Закона Кировской области от 13.11.2014 № 477-ЗО «Об использовании копии Знамени Победы в Кировской области» как подготовку Кировской области к празднованию 70-летней годовщины Великой Победы нашей Родины в Великой Отечественной войне.

Развитие законодательства о местном самоуправлении в основном осуществлялось в соответствие с развитием федерального законодательства, а также с учетом мнения населения в части изменения границ муниципальных образований, выраженного населением отдельных муниципальных образований, которое привело к реорганизации этих муниципальных образований. Пути реорганизации установлены законодательством, это объединение или разделение конкретных муниципальных образований, изменение статуса поселений. Принимались законы области о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

В блоке вопросов о государственном и муниципальном управлении, в который включены полномочия комитета по согласованию кандидатур на определенные должности, в частности, были согласованы кандидатуры для включения в список кандидатов на должность Уполномоченного по правам человека и кандидатура на должность Уполномоченного по правам ребенка в Кировской области, кандидатуры на должности заместителя Председателя Правительства Кировской области, представителей в квалификационную комиссию Адвокатской палаты Кировской области, в течение всего года согласовывались кандидатуры на должности мировых судей. Вносились так называемые «плановые» и «уточняющие» изменения в Закон Кировской области от 06.11.2012 № 219-ЗО (ред. от 09.12.2014) «Об Уполномоченном по правам ребенка в Кировской области» и Закон Кировской области от 09.11.2009 № 442-ЗО «Об Уполномоченном по правам человека в Кировской области».

Следует остановиться на блоке вопросов о формировании органов государственной власти и местного самоуправления, в который включено законодательство о выборах, референдумах и избирательных комиссиях. В 2014 году это было наиболее изменяемое законодательство области по количеству и объему изменений. Но изменения законов области связаны только с изменением федерального законодательства. Каких-либо иных положений в это законодательство области не вносилось.

Законодательство в сфере общественной безопасности, защиты прав граждан на территории Кировской области приводилось в соответствие с федеральным законодательством. Следует отметить, что был признан утратившим силу Закон Кировской области от 03.04.2003 № 146-ЗО «Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Кировской области» и принят Закон Кировской области от 11.11.2014 № 467-ЗО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с участием граждан в охране общественного порядка на территории Кировской области».

Достаточно кардинально изменился принцип формирования Общественной палаты Кировской области, законодательство о которой включено в самостоятельный блок вопросов об участии в формировании Общественной палаты Кировской области как одного из институтов гражданского общества. Так, в 2014 году принят Закон Кировской области от 07.10.2014 № 453-ЗО «О внесении изменений в Закон Кировской области «Об Общественной палате Кировской области», которым изменено число членов Общественной палаты с 50 на 48 человек. В это число входят 24 представителя региональных общероссийских общественных объединений, региональных общественных объединений, межрегиональных, местных общественных объединений и иных некоммерческих организаций, созданных и зарегистрированных в Кировской области; 12 граждан Российской Федерации, утверждаемых Губернатором Кировской области и 12 граждан Российской Федерации, утверждаемых постановлением Законодательного Собрания Кировской области. Прежние 50 человек представлялись по 25 человек Губернатором Кировской области и Законодательным Собранием Кировской области.

В блок вопросов о формировании законодательной базы о системе нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области и порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Кировской области входят два основополагающих закона Кировской области – «О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области» и «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Кировской области», изменения в которые вносились в связи с изменением федерального законодательства.

Работа с обращениями, поступающими в комитет, как и работа с самостоятельным блоком вопросов, в 2014 году осуществлялась по небольшому числу обращений. В частности, комитетом была высказана позиция по вопросу исчисления времени, то есть определения часового пояса для Кировской области как для Москвы, рассмотрено обращение депутата.

Таким образом, все вопросы, вносимые на рассмотрение комитета по законодательству и местному самоуправлению, независимо от отнесения их к какому-либо блоку вопросов рассматривались с учетом мнения каждого депутата – члена комитета, а также рекомендаций иных комитетов, на которых такие вопросы тоже рассматривались. Конструктивное совмещение всех составляющих работы комитета позволяло реализовать решения комитета на пленарных заседаниях Законодательного Собрания Кировской области.

 

5. Комитет по социальным вопросам

 

В 2014 году комитетом по социальным вопросам были рассмотрены 48 проектов законов Кировской области, из них 39 – профильные.

Большая часть рассмотренных законопроектов были подготовлены в связи с необходимостью приведения законодательства Кировской области в соответствие с изменившимся федеральным законодательством.

К числу базовых законов, рассмотренных в 2014 году и рекомендованных комитетом к принятию, относятся:

«О профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании на территории Кировской области»;

«О социальном обслуживании граждан в Кировской области»;

«О величине прожиточного минимума пенсионера на 2015 год»;

«О почетном звании «Заслуженный работник культуры Кировской области».

Закон Кировской области «О профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании на территории Кировской области».

Цель закона – создание на территории региона государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков с приоритетом мероприятий первичной профилактики и совершенствование организационного, нормативно-правового и ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности.

Законом установлены основные направления деятельности по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании на территории Кировской области.

Особое внимание уделено регулированию вопросов организации профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании на территории Кировской области в части деятельности органов исполнительной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, разработки, утверждения и реализации государственных программ Кировской области, предусматривающих мероприятия по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании.

Закон Кировской области «О социальном обслуживании граждан в Кировской области».

Данным законом, принятым в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»,  с 1 января 2015 года:

1) определяются полномочия органов государственной власти Кировской области в сфере социального обслуживания граждан;

2) устанавливается размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно (в полустационарной форме социального обслуживания граждан на дому) в размере полуторной величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения;

3) устанавливаются меры социальной поддержки и стимулирования работников областных государственных организаций социального обслуживания за счет средств областного бюджета;

4) утверждается перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками в форме социального обслуживания и срочных социальных услуг.

Закон Кировской области «О почетном звании «Заслуженный работник культуры Кировской области».

В соответствии с законом звание «Заслуженный работник культуры Кировской области» будет присваиваться работникам организаций, работающим в сфере культуры, искусства, радио и телевидения, образовательных организаций в сфере культуры и искусства, иным лицам, внесшим вклад в развитие культуры Кировской области, имеющим стаж работы в отрасли не менее 10 лет и работающим в представляющей организации не менее 5 лет.

В ходе обсуждения чаще других высказывались мнения о комплексном подходе к разработке закона области – необходим закон для всех категорий заслуженных работников, достойных почетного звания. Подход по отраслевому признаку  вызовет негатив со стороны граждан, работающих в здравоохранении, образовании, социальном обслуживании и других отраслях.  Отмечалось, что большинство субъектов не имеет таких званий. А там, где они есть, они связаны со статусом и механизмом льгот. Звучали предложения отложить принятие законопроекта для комплексной доработки. Однако, учитывая постоянное недофинансирование сферы культуры, большое количество работников, работающих в этой сфере за минимальную зарплату, особенно в музеях и муниципальных библиотеках, а также, что 2014 год – Год культуры в Российской Федерации, законопроект был поддержан комитетом и принят Законодательным Собранием Кировской области.

Закон Кировской области «О величине прожиточного минимума пенсионера в Кировской области на 2015 год».

Закон принят во исполнение пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», согласно которому величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О государственной социальной помощи», на соответствующий финансовый год устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания ежегодно законом субъекта Российской Федерации и доводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до сведения Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 1 ноября года, предшествующего наступлению финансового года, на который она установлена.

Величина прожиточного минимума пенсионера в Кировской области на 2015 год установлена в размере 6414 рублей (в 2014 году – 5968 рублей).

Нельзя не отметить еще два закона Кировской области, рассмотренных в 2014 году и рекомендованных комитетом к принятию.

Закон Кировской области «О внесении изменения в статью 12 Закона Кировской области «Об образовании в Кировской области».

Закон принят в целях поддержки обучающихся, показавших высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей. Установлено поощрение ученической медалью лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, освоивших образовательные программы среднего общего образования, успешно прошедших государственную итоговую аттестацию.

Закон Кировской области «О внесении изменений в Закон Кировской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию».

Законом установлена дополнительная мера социальной поддержки – компенсация задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, образовавшейся в период пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в период получения профессионального образования.

За 2014 год правовым управлением аппарата Законодательного Собрания Кировской области проведены правовая и антикоррупционная экспертизы 32 проектов законов Кировской области. По заключению правового управления 29 проектов соответствовали действующему федеральному и областному законодательству, коррупциогенных факторов выявлено не было. На 3 законопроекта, внесенные Губернатором Кировской области и Правительством Кировской области, даны отрицательные заключения. Основные замечания: несоответствие действующему законодательству, компиляция норм федерального законодательства, юридико-технические замечания.

Анализ законотворческой деятельности Законодательного Собрания Кировской области по итогам 2014 года показал, что сфера социального законодательства продолжает оставаться в центре внимания депутатов.

Члены комитета убеждены, что совершенствование правотворчества обязано сопровождаться повышением эффективности правоприменения. В связи с этим комитет ежегодно проводит тщательный анализ того, что уже принято, чтобы посмотреть, насколько эффективны принимаемые законы, как они показали себя в реальной жизни, и что нужно сделать для совершенствования законодательства. Оценка необходимости и полезности нормативного правового акта для граждан должна стать одним из основных критериев качества закона области.

В 2014 году приоритетными направлениями в контрольной деятельности комитета были вопросы реализации законодательства в сферах здравоохранения, образования, защиты прав и интересов детей, социальной защиты населения, культуры и молодежной политики.

В течение года комитет неоднократно заслушивал Правительство Кировской области, профильные департаменты и управления о том, как реализуются требования законодательства в социальной сфере и выполняются решения комитета по отдельно поднятым проблемам.

С момента вступления в силу Закона Кировской области от 05.12.2012 № 227-ЗО «Об охране здоровья граждан в Кировской области» комитет много внимания уделял вопросам организации, качества и доступности медицинской помощи населению области как в части совершенствования законодательства, так и в части снятия социальной напряженности.

Особое беспокойство депутатов вызывали вопросы организации работы «скорой помощи», перехода «скорой помощи» на транспортный аутсорсинг, работы санавиации.

В феврале 2014 года в целях изучения ситуации комитет заслушал информацию департамента здравоохранения Кировской области о совершенствовании оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в Кировской области.

Установлено, что в Кировской области  численность бригад скорой медицинской помощи (далее – СМП) даже выше, чем предусмотрено нормативом (137 при необходимых 132). Специализированная помощь оказывается двадцатью бригадами по 7 профилям: анестезиолого-реанимационные, кардиологические, неврологические, психиатрические, хирургические, педиатрические, интенсивной терапии.

 В соответствии с нормативами время ожидания СМП, за исключением санитарно-авиационной, составляет не более 20 минут, а в сельской местности не более 40 минут. Доля выездов бригад СМП со временем доезда до больного менее 20 минут составляет 80,3%.

Что актуально для Кировской области – отработана система оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Создана сеть травматологических центров, определены их уровни и зона ответственности, определена маршрутизация пациентов, пострадавших в ДТП.

В то же время были обозначены и проблемы, с которыми департамент здравоохранения сталкивается при организации работы СМП:

- обеспеченность кадрами составила 84%, а врачами – всего 64% (и это при увеличении заработной платы);

- состояние материально-технической базы СМП. Для оказания СМП в области использовались 195 автомобилей. 77,5% автомобилей СМП имеют срок эксплуатации более 5 лет и только 10,2% автомобилей СМП используются менее 3 лет. Медицинское оборудование 122 бригад СМП (89,1%) эксплуатируется с 2006-2007 года и нуждается в замене. Порядка 70% подразделений СМП требуют ремонта и улучшения условий размещения;

- территориальный фактор. Протяженность области с севера на юг – 570 км, с запада на восток – 440 км. Максимальное удаление населенного пункта от отделения СМП – 108 км;

- природный фактор. В паводковый период в зоне подтопления могут оказаться до 12 населенных пунктов в 7 муниципальных образованиях, а это около 655 домов с населением численностью до 3,6 тыс. человек. От традиционных путей сообщения могут быть отрезаны до 92 населенных пунктов с населением свыше 7,5 тыс. человек;

- демографический фактор. Плотность населения на территории региона – 11 чел/км2. В сельской местности поживает 25,5%;

- состояние путей сообщения. Только 14% дорог в области соответствуют нормативным требованиям.

Отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи организовано на базе Кировской областной клинической больницы и работает в режиме: 7 дней в неделю – 24 часа в сутки – 365 дней в году.

Отделение оснащено 5 реанимобилями с медоборудованием на базе автомобиля «Газель» 2008 года выпуска и 2 реанимобилями с медоборудованием на базе автомобиля «Форд» 2011 года выпуска. Ежегодно заключается государственный контракт на предоставление авиатранспорта.

Несмотря на трудности, служба скорой медицинской помощи совершенствуется. С 1 января 2013 года на территории г. Кирова успешно реализуется проект «Новая скорая помощь», то есть СМП г. Кирова перешла на транспортный аутсорсинг. Заключен договор на оказание услуги по найму 38 автомобилей СМП с экипажем на 3 года. Все бригады станции СМП г. Кирова укомплектованы новыми автомобилями СМП, обеспечено бесперебойное оказание СМП жителям г. Кирова и прилегающих территорий. В центральные районные больницы переданы 34 автомобиля СМП.

Комитет принял данную информацию к сведению и рекомендовал для совершенствования СМП следующие направления:

- подготовка медицинских кадров, в том числе по специальностям: хирургия, травматология и ортопедия, нейрохирургия, анестезиология-реаниматология, рентгенология, ультразвуковая диагностика и скорая медицинская помощь;

- привлечение кадров в систему здравоохранения, в том числе для работы в СМП;

- закрепление молодых специалистов, в том числе договорными обязательствами.

В 2014 году немаловажное значение имела работа, проведенная комитетом по анализу практики реализации законодательства в сфере обеспечения детей младшего возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях, а также развития системы общего образования.

В соответствии с Законом Кировской области «Об образовании в Кировской области» нормативное финансирование общеобразовательных учреждений с 01.01.2014 осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Кировской области «Об установлении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности общеобразовательных организаций Кировской области».

За период с 2006 по 2014 год нормативы финансового обеспечения на основное и среднее общее образование увеличились в 3,47 раза. В результате субвенция местным бюджетам на реализацию государственного стандарта общего образования увеличилась с 2006 по 2014 год в 2,1 раза при одновременном снижении контингента обучающихся и воспитанников в общеобразовательных учреждениях на 25%.

Реализация комплекса мер по модернизации региональных систем общего образования позволила увеличить среднюю заработную плату педагогических работников области с 8,8 тыс. рублей в первом квартале 2011 года до 18,8 тыс. рублей по итогам 2013 года. Кроме того, оплата труда педагогических работников общеобразовательных организаций области повышена с 01.01.2014 на 5,4%.

Однако после введения подушевого финансирования заработная плата учителей поставлена в зависимость от количества учеников, и это больно ударило по сельским школам, активизировался процесс их ликвидации, реорганизации.

Учитывая, что в Кировской области  большую часть составляют сельские школы, депутаты большое внимание уделяют именно малокомплектным школам.

По данным статистики, в текущем учебном году функционируют 573 общеобразовательные организации, в том числе 392 – в сельской местности, что составляет 68% от общего количества школ.

Комитет, приняв информации к сведению, рекомендовал Правительству Кировской области определиться с понятием «малокомплектная школа» и решить вопрос о финансировании указанных школ независимо от количества обучающихся.

Правительством Кировской области принято постановление «Об отнесении к малокомплектным образовательным организациям Кировской области образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы». Определены три критерия отнесения к малокомплектным образовательным организациям, которые учитываются одновременно:

- общеобразовательная организация является единственной на территории городского населенного пункта;

- в общеобразовательной организации отсутствуют параллельные классы;

- средняя наполняемость классов в общеобразовательной организации менее 25 человек.

Приказом департамента образования Кировской области к малокомплектным школам отнесены две организации. Таким образом, 394 школы будут финансироваться по нормативам, не зависящим от количества обучающихся. В этих школах обучаются 22 526 человек, что от общего количества обучающихся (123 008 человек) составляет 18%.

По сообщению департамента образования Кировской области, переход на финансирование малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, с учетом количества классов (классов-комплектов) планируется осуществить с 01.09.2015.

Особое значение в рамках мониторинга законодательства в сфере охраны семьи, материнства и детства имеет деятельность комитета по анализу практики реализации законов Кировской области, направленных на предупреждение причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.

К законодательству Кировской области в данном направлении относятся следующие нормативные правовые акты:

Закон Кировской области от 09.11.2009 № 440-ЗО «О мерах по обеспечению безопасного пребывания детей в общественных и иных местах на территории Кировской области» (далее – Закон области № 440-ЗО);

Закон Кировской области от 04.05.2007 № 106-ЗО «О порядке осуществления и финансирования деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов и иных детских учреждений, в пределах Кировской области» (далее – Закон области № 106-ЗО);

План мероприятий по реализации в 2013-2014 годах Стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы в Кировской области, утвержденный распоряжением Правительства Кировской области от 16.04.2013 № 93.

В мае 2014 года комитет заслушал информацию Правительства Кировской области о реализации в области государственной политики по защите детей от факторов, негативно влияющих на их развитие.

В области организована целенаправленная работа по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: активно внедряются программы обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность. Институтом развития образования в Кировской области и Центром социальной помощи семье и детям разработаны методические рекомендации по обеспечению информационной безопасности в современной медиасреде для педагогов, родителей, детей и подростков, которые размещены в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Проводятся семинары, круглые столы, совещания по данной тематике.

С целью совершенствования этой деятельности планируется разработать программу обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних в Кировской области на 2015 – 2017 годы.

Деятельность по перевозке несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов и иных детских учреждений урегулирована Законом области № 106-ЗО и осуществляется соответствующими службами в штатном режиме.

Социальный эффект реализации Закона области № 440-ЗО заключается в том, что к решению проблемы привлечена общественность. Практически во всех муниципальных образованиях области действуют экспертные группы, определяющие перечь мест, пребывание в которых детям запрещено или не допускается в ночное время суток без сопровождения взрослых. Важным в данном законе является также запрет на нахождение детей в ресторанах, барах, рюмочных. Благодаря реализации Закона области № 440-ЗО территория области становится более доброжелательной к детям.

В то же время в части, касающейся влияния данного закона области на динамику преступности несовершеннолетних и преступлений в отношении детей и подростков в ночное время, изменений не наблюдается.

В этой связи нельзя не отметить внесенный прокуратурой Кировской области проект закона области «О внесении изменений в Закон Кировской области «О мерах по обеспечению безопасного пребывания детей в общественных и иных местах на территории Кировской области».

Разработка данного законопроекта обусловлена наметившейся тенденцией роста количества несовершеннолетних, совершивших преступления в ночное время, а также числа подростков, пострадавших от данных преступлений. Законопроектом предлагалось установить дополнительную защиту их прав путем увеличения возраста детей, нахождение которых в ночное время в общественных и иных местах без сопровождения родителей не допускается, до 18 лет.

Однако законодательная инициатива, поддержанная комитетом, была отклонена Законодательным Собранием Кировской области.

Комитет принял к сведению информацию Правительства Кировской области о реализации на территории области государственной политики по защите детей от факторов, негативно влияющих на их развитие и здоровье.

За 2014 год комитетом была проанализирована реализация 2 законов области.

Целями мониторинга законов области явились комплексное изучение реализации правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной поддержки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, отдельным категориям граждан, удостоенных почетных званий СССР, РСФСР, Российской Федерации, а также оценка соответствия законов области планируемому при их принятии результату.

Закон Кировской области от 29.07.2011 № 43-ЗО  «О ежемесячной социальной выплате инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов» устанавливает ежемесячную социальную выплату для инвалидов в сумме 111 рублей, для семей, имеющих детей-инвалидов, – 333 рубля.

Численность получателей ЕДВ на 01.10.2014 составляет 88 820 человек. В областном бюджете на реализацию закона предусмотрено 92 951,7 тыс. рублей.

Закон Кировской области от 08.10.2012 № 202-ЗО «О мере социальной поддержки отдельных категорий граждан, удостоенных почетных званий СССР, РСФСР, Российской Федерации» устанавливает ежемесячную социальную выплату в размере 1 000 рублей гражданам, удостоенным почетных званий в сферах здравоохранения, культуры, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, ветеринарии.

Численность получателей на 01.10.2014 составляет 431 человек. На предоставление ЕДВ предусмотрено средств областного бюджета в размере 5 180,0 тыс. рублей.

Необходимо отметить, что у данных законов области трудная правоприменительная судьба – реализация обоих законов была приостановлена до 01.01.2014 в связи с недостатком средств областного бюджета. В 2014 году Губернатор Кировской области вновь внес в Законодательное Собрание Кировской области законопроект о приостановке действия указанных законов области до 01.01.2015, однако комитет не поддержал инициативу и рекомендовал Законодательному Собранию  отклонить данный законопроект. Решение комитета было поддержано Законодательным Собранием Кировской области.

Комитет принял к сведению информацию Правительства Кировской области о реализации указанных законов области.

По результатам проведения мониторинга законов области комитетом был выявлен положительный эффект их правоприменения. Действие законов области способствует повышению уровня социальной защищенности данных категорий граждан, проживающих на территории области и нуждающихся в поддержке.

2014 год был объявлен Годом культуры в Кировской области.

Комитет заслушал информацию Правительства области об итогах Года культуры в Кировской области, высказал ряд замечаний и предложений и принял ее к сведению.

В то же время одним из важных мероприятий 2014 года явилось проведение комитетом расширенного выездного заседания в с. Рябово Зуевского района Кировской области по вопросу реализации подпрограммы «Васнецовское Рябово» областной целевой программы «Развитие культуры Кировской области» на 2010 – 2014 годы.

Ознакомившись с объектами на территории историко-мемориального и ландшафтного музея-заповедника художников В.М. и А.М. Васнецовых, заслушав информацию департамента культуры, выступления руководителей Зуевского района, Контрольно-счетной палаты Кировской области и художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых, большинство депутатов Законодательного Собрания Кировской области, принявших в участие в заседании комитета, высказали мнение о неэффективном использовании средств, выделенных на реализацию программы, о низком качестве построенных в рамках программы объектов, о непродуманности программных мероприятий и об отсутствии надлежащего контроля со стороны государственных заказчиков – департамента культуры Кировской области и департамента строительства и архитектуры Кировской области за реализацией программных мероприятий.

Комитет поставил данный вопрос на контроль, предложил Контрольно-счетной палате Кировской области провести проверку законности и результативности использования бюджетных средств на реализацию областной целевой программы «Развитие культуры Кировской области» на 2010 – 2014 годы.

Правительству Кировской области рекомендовано:

1) в рамках стратегического планирования осуществлять деятельность, направленную на развитие культурно-исторической туристско-рекреационной зоны на территории с. Рябово Зуевского района, с учетом принципов преемственности и непрерывности, результативности и эффективности, ответственности и открытости;

2) разработать новую концепцию сохранения и развития историко-мемориального и ландшафтного музея-заповедника художников В.М. и А.М. Васнецовых на долгосрочный период, включающую мероприятия:

по сохранению исторической части с. Рябово (не допускающие повреждение, разрушение, уничтожение, изменение облика объектов, имеющих историческое значение, особенно дома-музея Васнецовых, мраморных надгробий над могилами родителей братьев Васнецовых, заповедной липы);

по строительству автомобильной дороги;

по развитию инфраструктуры села;

по реконструкции здания «Дома творчества»;

по созданию наблюдательного совета в целях мониторинга и контроля реализации проводимых мероприятий.

В декабре 2014 года Правительство Кировской области проинформировало комитет о результатах рассмотрения рекомендаций комитета, принятых по итогам рассмотрения вопроса о реализации подпрограммы «Васнецовское Рябово». В докладе отмечено, что разработана новая концепция сохранения и развития историко-мемориального и ландшафтного музея-заповедника художников В.М. и А.М. Васнецовых до 2020 года, которая была представлена на совещании у Губернатора Кировской области Н.Ю. Белых. В данной концепции учтены все замечания, высказанные на заседании комитета.

Информация принята к сведению, но вопрос оставлен на контроле комитета до окончания проверки Контрольно-счетной палаты Кировской области.

В 2014 году впервые с момента принятия Закона Кировской области от 02.03.2005 № 312-ЗО «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Кировской области» комитет заслушал управление по делам молодежи Кировской области о правоприменении данного закона.

Закон регулирует отношения, возникшие в связи с установлением и осуществлением органами исполнительной власти области мер государственной поддержки межрегиональных, региональных и местных молодежных и детских общественных объединений.

С 2009 года в Кировской области действует механизм поддержки и реализации молодежных инициатив в сфере государственной молодежной политики.

Ежегодно по итогам конкурсов, проводимых управлением по делам молодежи Кировской области, грантовую поддержку на реализацию проектов в сфере молодежной политики в общем объеме 5,0 – 5,5 млн. рублей получали от 6 до 8 общественных объединений – победителей конкурса.

В 2013 году по итогам конкурса общественных инициатив в сфере государственной молодежной политики в Кировской области и программ (проектов) в сфере отдыха и оздоровления молодежи 8 общественных объединений получили субсидии в общей сумме 1,175 млн. рублей. В 2014 году субсидии в общей сумме 737,8 тыс. рублей получили 7 общественных объединений.

В настоящее время разработан и находится на согласовании проект постановления Правительства Кировской области «Об утверждении Порядка ведения областного реестра детских и молодежных общественных объединений в Кировской области, пользующихся государственной поддержкой».

Помимо конкурсного отбора детских и молодежных общественных объединений в Кировской области государственная поддержка их деятельности предоставляется в виде бесплатного предоставления помещений в государственном учреждении Областной дворец молодежи.

Поддержка детских и молодежных общественных объединений в Кировской области востребована и активно осуществляется, являясь принципом общественно-государственного партнерства при реализации государственной молодежной политики на территории Кировской области.

Комитет, высказав предложения по формированию идеологии, по повышению эффективности проводимых управлением по делам молодежи мероприятий, по применению результатов социологических исследований, принял информацию к сведению.

Заслушивание информаций как форма контрольной деятельности комитета показало необходимость осуществления постоянного контроля за реализацией законов на территории Кировской области.

Важнейшими аспектами законодательной работы должны стать оценка конечного результата, влияние каждого закона на социально-экономическое развитие региона и выявление обратной связи с той группой населения, на которую направлен закон.

В сложных экономических условиях и при значительном объеме государственного долга области самой главной задачей органов государственной власти области является сохранение социальной стабильности, недопущение сокращения объема мер социальной поддержки малоимущих граждан, переход к оказанию адресной материальной помощи.

 

6.  Комитет по аграрным вопросам, переработке сельхозпродукции и развитию сельских территорий

 

В соответствии с Законом Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» в целях реализации государственных полномочий Кировской области по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, а также для предупреждения нападения безнадзорных животных на граждан и профилактики заболевания бешенством был принят базовый Закон Кировской области от 18.06.2014 № 416-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями Кировской области по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению».

Реализация положений данного закона требует ежегодного выделения средств из областного бюджета в соответствии с методикой расчета субвенций, утвержденной этим законом.

Всего за 2014 год комитетом рассмотрены 5 проектов законов области, на которые даны положительные заключения правового управления аппарата Законодательного Собрания Кировской области, коррупциогенных факторов не выявлено.

На заседаниях комитета информаций о проблемах действующего законодательства Кировской области не рассматривалось. Но комитетом была подготовлена информация о действии Закона Кировской области от 20.12.2011 № 110-ЗО «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим на постоянной основе должности руководителей сельскохозяйственных товаропроизводителей» для круглого стола на тему «Социально-экономическая и правовая защищенность работников АПК», проводимого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. В работе круглого стола принял участие председатель комитета Н.П. Киселев.

Закон Кировской области от 20.12.2011 № 110-ЗО «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим на постоянной основе должности руководителей сельскохозяйственных товаропроизводителей» направлен на укрепление кадрового состава руководителей сельскохозяйственных товаропроизводителей и повышение их заинтересованности в работе на длительную перспективу.

Действие закона распространяется на замещавших на постоянной основе должности руководителей сельскохозяйственных товаропроизводителей Кировской области лиц, вышедших на трудовую пенсию по старости или инвалидности в соответствии с федеральным законодательством и включенных в список, утверждаемый Губернатором Кировской области по представлению органа исполнительной власти Кировской области, осуществляющего функции в сфере развития агропромышленного комплекса.

Ежемесячная доплата к трудовой пенсии устанавливается и выплачивается при наличии общего стажа работы в должности руководителя сельскохозяйственного товаропроизводителя у мужчины – не менее 12 лет    6 месяцев, у женщины – не менее 10 лет, во время которых:

1) среднегодовая численность работников сельскохозяйственного товаропроизводителя была не менее 50 человек;


Информация по документу
Читайте также