Расширенный поиск
Закон Кировской области от 09.04.1996 № 13-ЗОЗ А К О Н КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ Утрачивает силу с 1 января 2006 года. Особенности осуществления местного самоуправления в области до 1 января 2006 года определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации - Закон Кировской области от 29.12.2004 г. N 292-ЗО О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ Принят Кировской областной Думой 28 марта 1996 года (В редакции Законов Кировской области от 04.06.97 г. N 3-ЗО; от 05.07.99 г. N 115-ЗО; от 31.10.2000 г. N 212-ЗО; от 04.12.2001 г. N 22-ЗО; от 02.04.2002 г. N 51-ЗО; от 19.12.2003 г. N 216-ЗО) ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия и термины 1. В отношении настоящего Закона понятия и термины используются в следующих значениях: муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Законом, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления; (В редакции Закона Кировской области от 31.10.2000 г. N 212-ЗО) вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым Уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим областным Законом; местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения; органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти; представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования; должностное лицо местного самоуправления - выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящиеся к категории государственных служащих; выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно Уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения; муниципальная собственность - собственность муниципального образования; местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления самостоятельно; муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. 2. Термины "муниципальный" и "местный" и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления. Статья 2. Цели и задачи Закона 1. Настоящий Закон устанавливает на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава области основы организации системы местного самоуправления в области и гарантии его осуществления, определяет место и роль местного самоуправления в системе власти, устанавливает права и обязанности населения по осуществлению местного самоуправления, составляет основу для законодательного регулирования органами государственной власти области вопросов организации местного самоуправления. 2. Закон действует на всей территории области. Законы и иные правовые акты области не могут противоречить настоящему Закону. Статья 3. Местное самоуправление 1. Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, Уставом Кировской области самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению путем референдумов, выборов, сходов и других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходящая из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. 2. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Статья 4. Правовая основа местного самоуправления 1. Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция Российской Федерации; федеральные законы; Устав области; законы области; настоящий Закон; уставы муниципальных образований. 2. Организация деятельности населения, выборных и других органов местного самоуправления, их должностных лиц по осуществлению местного самоуправления закрепляется в Уставе муниципального образования. Статья 5. Право граждан на участие в местном самоуправлении 1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане на основе международного договора имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. (В редакции Законов Кировской области от 04.06.97 г. N 3-ЗО; от 19.12.2003 г. N 216-ЗО) 2. При осуществлении местного самоуправления граждане Российской Федерации и иностранные граждане имеют право: участвовать в местных референдумах, сходах, выборах и других формах прямого волеизъявления; избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; обращаться в органы и к должностным лицам местного самоуправления; получать полную и объективную информацию о деятельности органов местного самоуправления, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина; защищать свои права на участие в местном самоуправлении в суде. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе. (Пункт в редакции Закона Кировской области от 19.12.2003 г. N 216-ЗО) Статья 6. Муниципальные образования 1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории области в муниципальных образованиях. Муниципальными образованиями в области являются районы, города областного значения с административно подчиненными территориями и иные населенные территории. 2. Жителями муниципального образования признаются лица, зарегистрированные по месту их жительства на территории муниципального образования. 3. Гражданин, не проживающий в муниципальном образовании, но имеющий на его территории на правах собственности недвижимое имущество, обязан соблюдать Устав этого муниципального образования. Статья 7. Употребление языков при осуществлении местного самоуправления 1. При осуществлении местного самоуправления в области употребляется государственный язык Российской Федерации - русский язык. 2. В местах компактного проживания на территории области граждан иных национальностей наряду с государственным языком при осуществлении местного самоуправления может употребляться язык большинства населения соответствующего муниципального образования. В этом случае обязательно обеспечивается перевод правовых актов и иных документов органов местного самоуправления на обоих языках. Такие акты и документы имеют одинаковую юридическую силу. Статья 8. Символика муниципальных образований Муниципальные образования вправе иметь собственную символику, отражающую их исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные особенности. ГЛАВА II. КОМПЕТЕНЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 9. Вопросы местного значения 1. Вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым Уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Законом и другими законодательными актами области к предметам ведения местного самоуправления, а также иные вопросы, не отнесенные законодательством Российской Федерации и области к ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти области и не исключенные законодательством из ведения местного самоуправления. 2. Основными вопросами местного значения в соответствии с федеральным законодательством являются: 1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением; 2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; 3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; 4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; 5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений; 6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования; (В редакции Закона Кировской области от 19.12.2003 г. N 216-ЗО) 7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; 8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью; 9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований; 10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства; 11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования; 12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения; 13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; 14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; 15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; 16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования; 17) организация утилизации и переработки бытовых отходов; 18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; 19) организация и содержание муниципальных архивов; 20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи; 21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; 22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании; 23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; 24) организация и содержание муниципальной информационной службы; 25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования; 26) создание условий для организации зрелищных мероприятий; 27) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании; 28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения; 29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования; 30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы. Статья 10. Полномочия муниципальных образований 1. Муниципальные образования наделяются полномочиями, установленными Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иными федеральными законами, Уставом и законами Кировской области, настоящим Законом. 2. Полномочия муниципальных образований по решению вопросов, не входящих в сферу правового регулирования органами государственной власти Российской Федерации и области, устанавливаются уставами муниципальных образований. Статья 11. Исполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий 1. Наделение органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными полномочиями органов государственной власти области осуществляется законом области с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна органам государственной власти области. Условия и порядок контроля, а также ответственность органов местного самоуправления за осуществление отдельных полномочий органов государственной власти определяются законом области. 2. Решения органов государственной власти области, влекущие дополнительные расходы местных бюджетов, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им средств. Статья 12. Передача полномочий по решению вопросов местного значения. Муниципальные образования вправе передавать полномочия по решению вопросов местного значения другим муниципальным образованиям по договору. ГЛАВА III. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 13. Территории муниципальных образований 1. Территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами области с учетом исторических и иных местных традиций. (В редакции Закона Кировской области от 31.10.2000 г. N 212-ЗО) 2. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Статья 14. Установление и изменение границ, наименование муниципального образования 1. Установление и изменение границ, наименование муниципального образования, в том числе при образовании и упразднении муниципальных образований, осуществляются Законодательным Собранием по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти области, в порядке, предусмотренном Законом области . (В редакции Законов Кировской области от 31.10.2000 г. N 212-ЗО; от 19.12.2003 г. N 216-ЗО) 2. Границы муниципального образования не могут быть изменены без учета мнения населения муниципального образования. Статья 15. Земельные отношения на территории муниципальных образований 1. Органы местного самоуправления муниципального образования осуществляют в пределах своих полномочий контроль за использованием земель на своей территории. 2. Порядок использования земель, переданных в ведение муниципального образования, устанавливается в соответствии с земельным, градостроительным и природоохранным законодательством. 3. Органы местного самоуправления могут в интересах муниципального образования устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации и области дополнительные условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. ГЛАВА IV. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 16. Определение организационных форм и структуры органов местного самоуправления 1. Организационные формы и структура органов местного самоуправления определяются муниципальным образованием самостоятельно и закрепляются в Уставе муниципального образования. 2. Решение об установлении организационной формы и структуры органов местного самоуправления принимается представительным органом местного самоуправления. Статья 17. Устав муниципального образования 1. Муниципальное образование принимает свой Устав. 2. Принятие Устава муниципального образования и внесение в него изменений осуществляется представительным органом местного самоуправления либо населением муниципального образования непосредственно и подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, установленном Законом области. 3. Основанием для отказа в государственной регистрации Устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и области. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в суд. 4. Правом внесения проекта Устава муниципального образования обладают: любой гражданин или группа граждан, обладающие избирательным правом; общественные и политические объединения граждан, местные отделения общероссийских и региональных объединений и партий, зарегистрированные на данной территории управлением юстиции администрации области; органы местного самоуправления. 5. В Уставе муниципального образования указываются: 1) границы и состав территории муниципального образования; 2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; 3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; 4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления; 5) наименование и полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления; 6) сроки полномочий членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления; 7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления; 8) основания и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; 9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления; 10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий; 11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления; 12) условия и порядок организации муниципальной службы; 13) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; 14) вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, с учетом исторических и иных местных традиций; 15) порядок изменения Устава муниципального образования; 16) иные положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами области. 6. Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации и вступает в силу после официального опубликования (обнародования). Статья 18. Органы и должностные лица муниципального образования 1. Местное самоуправление в муниципальных образованиях осуществляется выборными и другими органами, наделенными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом и Уставом муниципального образования. 2. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. 3. В муниципальных образованиях создаются представительные органы - выборные органы местного самоуправления, обладающие правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Выборным представительным органом в муниципальных образованиях Законодательное Собрание. (В редакции Закона Кировской области от 19.12.2003 г. N 216-ЗО) Уставом муниципального образования может быть предусмотрено иное наименование представительного органа. 4. Представительные полномочия муниципального образования могут осуществляться только выборными органами и выборными должностными лицами муниципального образования. 5. Количественный состав выборных органов устанавливается Уставом муниципального образования. Срок полномочий депутатов представительного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления устанавливается Уставом муниципального образования в соответствии с федеральным и областным законодательством и не может быть менее двух и более пяти лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. (В редакции Законов Кировской области от 31.10.2000 г. N 212-ЗО; от 04.12.2001 г. N 22-ЗО) 6. Для осуществления организационно - распорядительных и иных полномочий в порядке, определенном Уставом муниципального образования, создается орган местного самоуправления - администрация муниципального образования, возглавляемая главой администрации. (В редакции Закона Кировской области от 05.07.99 г. N 115-ЗО) Если Уставом муниципального образования не предусмотрено совмещение обязанностей главы муниципального образования и главы администрации, глава администрации муниципального образования может избираться населением непосредственно, либо, при необходимости, по решению представительного органа местного самоуправления принимается по контракту из числа кандидатур, предложенных на рассмотрение представительного органа. (В редакции Закона Кировской области от 05.07.99 г. N 115-ЗО) 7. Органы местного самоуправления не вправе принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к ведению органов государственной власти Российской Федерации и области. 8. Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с Уставом муниципального образования. (В редакции Закона Кировской области от 04.12.2001 г. N 22-ЗО) Статья 19. Представительный орган муниципального образования. 1. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной избирательной системе по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. (В редакции Закона Кировской области от 05.07.99 г. N 115-ЗО) Порядок проведения выборов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливаются Законом области и закрепляется в Уставе муниципального образования. 2. В исключительном ведении представительного органа муниципального образования находятся: 1) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 2) принятие планов и программ развития территории муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; 3) установление местных налогов и сборов, а также льгот по их уплате на основе законодательства Российской Федерации и области; 4) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; 5) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных Уставом муниципального образования (правила торговли, благоустройства, застройки и другие вопросы); 6) контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований. 7) (Исключен - Закон Кировской области от 02.04.2002 г. N 51-ЗО) Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке. 3. Полномочия представительного органа местного самоуправления устанавливаются Уставом муниципального образования в соответствии с законодательством. Статья 20. Глава муниципального образования 1. Уставом муниципального образования может предусматриваться должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. (В редакции Закона Кировской области от 05.07.99 г. N 115-ЗО) Официальное наименование указанного должностного лица - глава района, города и иного муниципального образования. Уставом муниципального образования может быть предусмотрено иное наименование главы муниципального образования. 2. Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава. (В редакции Закона Кировской области от 05.07.99 г. N 115-ЗО) В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, глава муниципального образования избирается в порядке, предусмотренном Уставом муниципального образования, в соответствии с федеральными законами и законами области. (В редакции Законов Кировской области от 05.07.99 г. N 115-ЗО; от 04.12.2001 г. N 22-ЗО) 3. Порядок проведения выборов главы муниципального образования устанавливается Законом области. Порядок избрания, срок и объем полномочий, должностные обязанности, права и ответственность главы муниципального образования закрепляются в Уставе муниципального образования. 4. Глава муниципального образования руководит органами местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования. Согласно Уставу муниципального образования, избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления. Глава муниципального образования подписывает акты, принимаемые представительным органом местного самоуправления. 5. Если Уставом муниципального образования предусмотрено совмещение обязанностей главы муниципального образования с обязанностями главы администрации муниципального образования, то глава муниципального образования руководит администрацией на принципах единоначалия. (В редакции Закона Кировской области от 05.07.99 г. N 115-ЗО) 6. Глава муниципального образования в соответствии с Уставом муниципального образования подотчетен населению непосредственно и представительному органу муниципального образования. Статья 21. Иные органы и должностные лица местного самоуправления 1. Уставом муниципального образования помимо представительных органов местного самоуправления и главы муниципального образования, указанных в статьях 18, 19 и 20 настоящего Закона, могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления, и должностные лица местного самоуправления. (Дополнен - Закон Кировской области от 05.07.99 г. N 115-ЗО) 2. Организационно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения осуществляются: органами и должностными лицами местного самоуправления; хозяйствующими субъектами на основе договора по поручению органов местного самоуправления. 3. Разделение полномочий между органами и должностными лицами местного самоуправления устанавливается Уставом муниципального образования. 4. Органы местного самоуправления вправе создавать структурные подразделения и избирать или принимать по трудовому договору (контракту) должностных лиц для осуществления отдельных полномочий, повышения эффективности управления во внутригородских территориальных образованиях (в городских районах, округах), сельских округах, городских и сельских поселениях, входящих в состав муниципального образования. 5. Полномочия и порядок формирования структурных подразделений, избрание или прием по трудовому договору (контракту) должностных лиц определяется Уставом муниципального образования. 6. Наименование иных органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок их формирования, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации их деятельности определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами области. Статья 22. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления 1. Органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Представительные органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают решения. Главы муниципальных образований в пределах своей компетенции издают постановления и распоряжения. Акты главы муниципального образования, имеющие нормативное содержание, затрагивающие права граждан, а также связанные с решением крупных вопросов экономического и социального развития, охраны общественного порядка, использованием муниципальной собственности и финансовых ресурсов, принимаются в форме постановлений. Глава муниципального образования имеет право вето на правовые акты представительного органа в соответствии с Уставом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении нормативный акт будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями от общего числа избранных депутатов представительного органа, он подлежит подписанию главой муниципального образования в порядке, предусмотренном Уставом муниципального образования. Глава администрации в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения. Наименование и виды правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются Уставом муниципального образования в соответствии с законами области. 2. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы, обязанности и интересы населения муниципального образования, вступают в силу после официального опубликования (обнародования). Форма опубликования определяется в Уставе муниципального образования. 3. Акты органов местного самоуправления, связанные с исполнением отдельных государственных полномочий, а также затрагивающие права и свободы граждан и юридических лиц, доводятся до сведения органов государственной власти области. Статья 23. Статус членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления 1. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства. 2. Срок полномочий депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления, устанавливается на срок полномочий представительного органа. 3. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица. 4. Глава муниципального образования, депутат, член выборного органа местного самоуправления, в соответствии с Уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе. 5. Уставами муниципальных образований в соответствии с Законом области может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и добровольного сложения своих полномочий. 6. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, Законом области. 7. Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора области. 8. Депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются Законом области. Статья 24. Муниципальная служба 1. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. 2. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется Уставом муниципального образования в соответствии с законами области и Федеральным законом. 3. Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе. Статья 25. Расходы на содержание органов и должностных лиц местного самоуправления Расходы, связанные с содержанием органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществляются за счет местного бюджета. Статья 26. Право муниципальных образований на объединение и выход из объединенного муниципального образования 1. Муниципальное образование имеет право на добровольное объединение с образованием нового муниципального образования. 2. Решение об объединении принимается населением непосредственно либо представительными органами местного самоуправления при их наличии на момент принятия такого решения, наделении их соответствующими полномочиями, закрепленными Уставом муниципального образования, и должно предусматривать: отказ от самостоятельного осуществления местного самоуправления каждым из объединяющихся муниципальных образований; передачу своих полномочий образованному в соответствии с настоящим Законом новому муниципальному образованию. 3. Вновь образованное муниципальное образование обладает всеми полномочиями, закрепленными за муниципальными образованиями настоящим Законом. 4. Муниципальные образования, вошедшие в состав объединенного муниципального образования, имеют право выхода из него для самостоятельного осуществления местного самоуправления. 5. Решение о выходе из объединенного муниципального образования принимается населением данного муниципального образования непосредственно и может быть осуществлено по истечении финансового года в соответствии с Законом области. Статья 27. Право муниципальных образований на образование совместных органов 1. Для исполнения отдельных полномочий по решению вопросов местного значения муниципальные образования имеют право образовывать совместные органы (советы, комиссии по вопросам образования, здравоохранения, распоряжения и управления совместной собственностью и другие) и устанавливать территории, на которых осуществляется их деятельность. 2. Образование совместных органов осуществляется на основании договора между органами местного самоуправления. 3. Объем полномочий совместных органов не может превышать объема полномочий органов местного самоуправления, их образовавших. Статья 28. Право органов местного самоуправления на участие в ассоциациях и заключение соглашений 1. Для разработки и осуществления совместных планов и программ, развития сотрудничества, реализации общих интересов органы муниципального образования вправе образовывать объединения в форме ассоциаций или союзов и заключать соглашения о сотрудничестве, в том числе с участием органов местного самоуправления других субъектов Российской Федерации и государств. 2. Ассоциациям и союзам не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления. (В редакции Закона Кировской области от 05.07.99 г. N 115-ЗО) 3. Конкретные формы, цели и порядок участия органов муниципального образования в ассоциациях определяются учредительными документами данных ассоциаций, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, законодательству области. 4. Ассоциации и союзы муниципальных образований подлежат регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций. ГЛАВА V. ФОРМЫ ПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН И ДРУГИЕ ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 29. Местный референдум 1. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается Уставом муниципального образования в соответствии с Законом области. 2. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления, обязательно для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности, находящимися на территории муниципального образования, а также гражданами. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Статья 30. Сход 1. Сход граждан является одной из форм прямого волеизъявления, посредством которого жители решают вопросы местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. 2. Порядок созыва и проведения схода, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются Уставом муниципального образования в соответствии с Законом области. Статья 31. Народная правотворческая инициатива Население в соответствии с Уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию). Статья 32. Обращения граждан в органы местного самоуправления 1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. 2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в соответствии с Законом. 3. Федеральным законом, законами области может быть установлена административная ответственность за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. Статья 33. Территориальное общественное самоуправление 1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с Уставом муниципального образования указанные органы могут являться юридическими лицами. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется Уставом муниципального образования в соответствии с законами области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. (В редакции Закона Кировской области от 04.12.2001 г. N 22-ЗО) 2. Население осуществляет территориальное общественное самоуправление непосредственно через собрания (сходы) и конференции жителей, а также через органы территориального общественного самоуправления. Статья 34. Правовой статус органов территориального общественного самоуправления 1. Органы территориального общественного самоуправления входят в систему местного самоуправления муниципальных образований. 2. Деятельность органов территориального общественного самоуправления регулируется актами органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом и другими законами области. 3. Основные нормы и принципы организации территориального общественного самоуправления устанавливаются Уставом муниципального образования в соответствии с законодательством. 4. Полномочия органов территориального общественного самоуправления устанавливаются положениями (уставами) этих органов в пределах их компетенции, предусмотренной Уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления муниципальных образований могут передавать отдельные свои полномочия органам территориального общественного самоуправления на основании решений и договоров с согласия органов территориального общественного самоуправления. Органам территориального общественного самоуправления не могут передаваться полномочия по принятию правовых актов, обязательных для исполнения органами местного самоуправления, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями. 5. Органы территориального общественного самоуправления подлежат регистрации в органах местного самоуправления в порядке, установленном актами органов местного самоуправления. 6. Органы территориального общественного самоуправления согласно Уставу муниципального образования могут являться юридическими лицами, в соответствии со своим Положением (Уставом), который подлежит регистрации в порядке, установленном Законом. ГЛАВА VI. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 35. Экономическая основа местного самоуправления Экономическую основу местного самоуправления составляют: природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), движимое и недвижимое имущество, входящие в состав муниципальной собственности, местные финансы, государственная собственность, переданная муниципальному образованию в хозяйственное ведение и оперативное управление, акции предприятий и банков, а также иные ресурсы, служащие удовлетворению потребностям населения муниципального образования. Статья 36. Муниципальная собственность 1. Имущество, принадлежащее на правах собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. 2. В состав муниципальной собственности входят муниципальные земли и другие природные ресурсы, средства местного бюджета и муниципальных внебюджетных фондов, имущество органов местного самоуправления, муниципальные предприятия, учреждения и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности муниципального образования. 3. Формирование муниципальной собственности происходит за счет: муниципальной собственности, имеющейся на момент вступления в силу настоящего Закона и передаваемой в соответствии с действующим законодательством; объектов (имущества) государственной собственности, передаваемых на безвозмездной основе в муниципальную собственность для выполнения полномочий местного самоуправления и отдельных государственных полномочий; имущества, находящегося на территории муниципального образования и не имеющего собственника; создания и приобретения объектов и имущества на законных основаниях. 4. Муниципальное образование самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью. 5. От имени муниципального образования право пользования и распоряжения муниципальной собственностью передается органам и должностным лицам местного самоуправления. Органы и должностные лица местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью в порядке, установленном Уставом муниципального образования. В случаях, предусмотренных настоящим Законом и уставами муниципальных образований, права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет население непосредственно. 6. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может передаваться в хозяйственное ведение и оперативное управление муниципальным предприятиям и учреждениям, органам территориального общественного самоуправления в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации. Органы муниципального образования в соответствии с Законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. 7. Муниципальная собственность признается, защищается государством равным образом наряду с частной, государственной и иными формами собственности и не может быть изъята иначе, как по суду, в случаях, предусмотренных законодательством. 8. Условия отчуждения, в том числе порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются самостоятельно представительными органами муниципального образования или населением непосредственно. (В редакции Закона Кировской области от 04.12.2001 г. N 22-ЗО) Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет. Статья 37. Финансовая основа местного самоуправления 1. Финансовую основу муниципального образования составляют средства местного бюджета и целевых фондов, ценные бумаги, кредитные и иные финансовые ресурсы в соответствии с законодательством Российской Федерации и области. 2. Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации и области местные налоги, сборы и иные платежи, являющиеся источниками финансовых средств для осуществления функций местного самоуправления, а также льготы по их уплате. (В редакции Закона Кировской области от 04.06.97 г. N 3-ЗО) 3. Население непосредственно - путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан - или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения. 4. Органы муниципального образования вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством. 5. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения. 6. Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами области получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, добываемыми на территории муниципального образования. Статья 38. Местный бюджет 1. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет - бюджет муниципального образования. В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями. 2. В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов области в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами области, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с Законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления. Средства от указанных источников зачисляются непосредственно в местный бюджет. 3. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. 4. Сумма превышения доходов над расходами местного бюджета по результатам отчетного года не подлежит изъятию органами государственной власти Российской Федерации и области и не может служить основанием для снижения нормативов отчислений от государственных налогов и сборов на следующий финансовый год. 5. В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий области. 6. Органы государственной власти не вмешиваются в формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, за исключением случаев целевого финансирования через местный бюджет планов и программ, реализуемых на территории муниципального образования. Расходование средств на целевые дотации и субвенции подконтрольно органам государственной власти. Статья 39. Обеспечение минимальных местных бюджетов 1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти области в соответствии с Законом обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. 2. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами области на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. 3. Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления доходных источников федеральными и областными законами на долговременной основе. В случаях, если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти области передают органам местного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета и бюджета области, при этом свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются. 4. Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти области отчислений от федеральных налогов и налогов области. 5. Показатели финансовой и хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и организаций подлежат учету органами государственной статистики в установленном порядке. Статья 40. Финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, компенсация дополнительных расходов органов местного самоуправления 1. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджете области. 2. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными и областными органами государственной власти, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в предела переданных им в качестве компенсации средств. Статья 41. Самостоятельная финансово-хозяйственная деятельность 1. Органы местного самоуправления вправе в соответствии с Законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. 2. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности. 3. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством. 4. Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально- культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств. 5. Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном Законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Статья 42. Комплексное социально-экономическое развитие территории муниципального образования 1. Органы государственной власти Российской Федерации и области содействуют комплексному социально-экономическому развитию территории муниципального образования. 2. Комплексное социально-экономическое развитие территории муниципального образования может осуществляться за счет: собственных средств муниципального образования, расходование которых осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно; средств федерального бюджета и бюджета области, передаваемых органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям, расположенным на территории муниципального образования, для реализации федеральных программ и программ экономического и социального развития области, порядок контроля и условия расходования средств в этом случае определяются договором или программой; иных средств, привлекаемых органами местного самоуправления на договорных условиях для развития территории. Статья 43. Взаимоотношения с субъектами хозяйственной деятельности 1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров. 2. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. 3. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами области. ГЛАВА VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 44. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением 1. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования. 2. Ответственность перед населением наступает в случае нарушения Устава муниципального образования, утраты органами и должностными лицами местного самоуправления доверия со стороны населения, в соответствии с Уставом муниципального образования. 3. Порядок отзыва и досрочного прекращения полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления муниципальным образованием устанавливается Уставом муниципального образования в соответствии с Законом области. 4. В случае принятия органом или должностным лицом местного самоуправления неправомерного решения оно может быть обжаловано в суд и арбитражный суд. Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений, действий или бездействия органов и должностных лиц местного самоуправления, возмещается ими на основании судебного решения. Статья 45. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством 1. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед государством в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом. (В редакции Закона Кировской области от 31.10.2000 г. N 212-ЗО) 2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, Устава области, федеральных законов, законов области, Устава муниципального образования. 3. Виды и формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за исполнение отдельных государственных полномочий, возложенных законами, устанавливаются этими законами. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами. 4. Виды и формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за исполнение условий договоров между органами местного самоуправления и органами государственной власти определяются этими договорами. 5. (Исключен - Закон Кировской области от 31.10.2000 г. N 212-ЗО) Заключение суда о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, Уставу области, федеральным законам, законам области, Уставу муниципального образования является основанием для рассмотрения Законодательным Собранием вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Прекращение полномочий органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и одновременное назначение новых выборов осуществляются в соответствии с Законом области. (В редакции Закона Кировской области от 19.12.2003 г. N 216-ЗО) ГЛАВА VIII. ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 46. Гарантии прав местного самоуправления 1. Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами области, настоящим Законом запрещается. 2. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. 3. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. 4. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законами. Статья 47. Защита интересов муниципальных образований 1. Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены. О результатах рассмотрения соответствующему органу и должностному лицу местного самоуправления в месячный срок должен быть дан мотивированный ответ. 2. Органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании. Порядок осуществления права законодательной инициативы регулируется Законом области. (В редакции Закона Кировской области от 19.12.2003 г. N 216-ЗО) 3. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными акты органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, нарушающие права местного самоуправления. ГЛАВА IX. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 48. Государственная поддержка местного самоуправления Органы государственной власти Российской Федерации и области способствуют становлению и развитию местного самоуправления, обеспечивают гарантированное Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами области участие граждан в решении вопросов местного значения, принимают программы поддержки местного самоуправления, создают условия организационно-правовой и финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления, создают и развивают систему подготовки кадров и повышения квалификации муниципальных служащих. Статья 49. Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления 1. Государственное регулирование местного самоуправления осуществляется законами Российской Федерации и области. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе заключать договоры и соглашения. 3. Для решения отдельных вопросов, разработки и реализации долгосрочных планов и программ, организации постоянного взаимодействия органы государственной власти и органы местного самоуправления могут создавать совместные координационные, консультативные, совещательные и иные рабочие органы как временные, так и постоянно действующие. Статья 50. Взаимодействие муниципальных образований с органами государственной власти 1. По вопросам государственного регулирования и государственной поддержки местного самоуправления, закрепления источников доходов и нормативов отчислений в местные бюджеты, выделения дотаций и субвенций, исполнения отдельных государственных полномочий, разработки и осуществления государственных и совместных планов и программ социально-экономического развития, реализации общих интересов муниципальные образования взаимодействуют напрямую с Законодательным Собранием, Губернатором и Правительством области, а также с представителями Губернатора в случае их назначения. (В редакции Законов Кировской области от 04.06.97 г. N 3-ЗО; от 19.12.2003 г. N 216-ЗО) 2. Муниципальное образование в органах государственной власти области представляет глава муниципального образования. По отдельным вопросам муниципального образования в органах государственной власти области могут представительствовать уполномоченные на то главой муниципального образования должностные лица. Статья 51. Государственный контроль деятельности органов местного самоуправления 1. Органы государственной власти Российской Федерации и области осуществляют контроль за выполнением органами и должностными лицами местного самоуправления действующего законодательства, а также возложенных на них Законом отдельных государственных полномочий. 2. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением федеральных законов, законов области и уставов муниципальных образований органами и должностными лицами местного самоуправления. Статья 52. Разрешение споров и разногласий Споры и разногласия между органами государственной власти Российской Федерации, области, органами и должностными лицами местного самоуправления разрешаются посредством согласительных процедур или судом. ГЛАВА X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 53. О вступлении в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 24,29,39 которые вступают в силу после принятия соответствующих законов области. Статья 54. О признании отдельных правовых актов области утратившими силу Постановления администрации области: от 20.01.94 N 4 "О выборах в Кировскую городскую Думу и утверждении временного Положения о системе органов местного самоуправления в городе Кирове"; от 08.02.94 N 13 "О системе местного самоуправления в области" утрачивают силу с момента регистрации Устава муниципального образования. Статья 55. Реформирование системы местного самоуправления С момента вступления настоящего Закона в силу в области осуществляется реформирование системы местного самоуправления с целью приведения ее в соответствие с настоящим Законом. Статья 56. Задачи реформы системы местного самоуправления В период реформирования системы местного самоуправления решаются следующие задачи: приведение полномочий муниципальных образований в соответствие с настоящим Законом; установление территорий муниципальных образований; формирование финансовой и экономической основы местного самоуправления, предусмотренной настоящим Законом; разработка, принятие и государственная регистрация уставов муниципальных образований; формирование организационных структур местного самоуправления, предусмотренных настоящим Законом и Уставом муниципального образования; создание системы взаимодействия органов и должностных лиц местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и области. Статья 57. Приведение полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления в соответствие с настоящим Законом 1. Органы и должностные лица местного самоуправления, избранные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и области, сохраняют свои полномочия до избрания (принятия по трудовому договору) соответствующего органа, должностного лица с учетом положений настоящего Закона. 2. Назначенные главы администраций (местного самоуправления) сохраняют свои полномочия до образования новых органов и должностных лиц местного самоуправления. Замещение вакантной должности главы администрации органа местного самоуправления осуществляется заместителем главы администрации. При отсутствии Устава муниципального образования, глава местного самоуправления (или исполняющий его обязанности) обязан обеспечить работу по подготовке и принятию Устава в течение трех месяцев. 3. За муниципальными образованиями сохраняются ранее возложенные на них государственные полномочия до принятия законов области, регламентирующих порядок и передачу отдельных государственных полномочий муниципальным образованиям. Статья 58. Проведение выборов представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления назначаются в порядке, предусмотренном федеральными законами и законами области. (В редакции Закона Кировской области от 04.12.2001 г. N 22-ЗО) Статья 59. Осуществление в период реформы полномочий местного самоуправления 1. Администрации районов, составляющих территорию области, исполняют полномочия местного самоуправления в отношении муниципальных образований, не создавших на момент вступления в силу настоящего Закона органы местного самоуправления. 2. Формирование сельских округов осуществляется в пределах границ районов области. 3. (Исключен - Закон Кировской области от 04.06.97 г. N 3-ЗО) Статья 60. Осуществление права на местный референдум в период реформы системы местного самоуправления До принятия соответствующего Закона области местные референдумы проводятся в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации с учетом статьи 29 настоящего Закона. Статья 61. Установление территорий муниципальных образований Установление и изменение границ муниципальных образований в соответствии с требованиями статей 13 и 14 настоящего Закона осуществляется Законодательным Собранием по мере представления органами местного самоуправления необходимых материалов в порядке, предусмотренном законодательством области. (В редакции Закона Кировской области от 19.12.2003 г. N 216-ЗО) Статья 62. Формирование муниципальной собственности 1. В период реформирования системы местного самоуправления завершается разграничение объектов муниципальной и государственной собственности. Предложения по формированию перечня объектов (имущества) муниципальной собственности, обеспечивающих решение вопросов местного значения, муниципальное образование или органы местного самоуправления определяют самостоятельно, исходя из полномочий, закрепленных за муниципальным образованием настоящим Законом. 2. В период реформирования системы местного самоуправления формирование муниципальной собственности, включая землю и иные природные ресурсы, происходит за счет: муниципальной собственности, имеющейся на момент вступления в силу настоящего Закона; объектов (имущества) государственной собственности, передаваемых на безвозмездной основе в муниципальную собственность для выполнения полномочий, предусмотренных настоящим Законом; имущества, находящегося на территории муниципального образования и не имеющего собственника; В целях обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципального образования ему могут передаваться на безвозмездной основе находящиеся в государственной собственности предприятия (включая акции приватизированных предприятий), расположенные на территории муниципального образования. 3. Приватизация объектов, обеспечивающих исполнение полномочий, предусмотренных настоящим Законом, по которым еще не завершен процесс разграничения собственности, осуществляется с согласия представительного органа местного самоуправления. 4. Органы государственной власти области обязаны в трехмесячный срок с момента представления рассмотреть предложения муниципального образования о передаче в его собственность объектов государственной собственности, обеспечивающих исполнение полномочий, закрепленных за муниципальным образованием настоящим Законом, и принять решение о передаче объектов в муниципальную собственность. 5. Передача объектов государственной собственности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и области. 6. Отказ в передаче объектов государственной собственности, обеспечивающих исполнение полномочий, закрепленных за муниципальным образованием настоящим Законом, возможен лишь в случае несоответствия назначения (профиля) данных объектов государственной собственности осуществлению указанных полномочий и может быть обжалован в судебном порядке. Статья 63. Формирование финансовой основы местного самоуправления 1. В период реформирования системы местного самоуправления определяются и закрепляются собственные источники доходов местных, бюджетов, а также нормативы отчислений от налогов, зачисляемых в бюджеты Российской Федерации и области, в совокупности достаточные для решения вопросов местного значения. До выхода соответствующих федеральных законов минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами области, исходя из бюджетных коэффициентов, дифференцированных по видам затрат, к базе предыдущего года. 2. В случае невозможности обеспечения минимальных местных бюджетов за счет всех существующих на территории муниципального образования доходов бюджета решение вопросов местного значения осуществляется: органами местного самоуправления в полном объеме при обязательной передаче недостающих средств органами государственной власти; органами местного самоуправления в части, обеспеченной собственными финансовыми ресурсами, с передачей органам государственной власти органами местного самоуправления по их решению отдельных полномочий по вопросам местного значения. В этом случае органами государственной власти совместно с органами местного самоуправления разрабатывается и осуществляется государственная программа экономического развития соответствующей территории, имеющая целью создание на территории муниципального образования условий для формирования доходной части местного бюджета, обеспечивающей решение вопросов местного значения за счет собственных источников. Органы государственной власти принимают программу экономического развития территории и осуществляют контроль за ее выполнением. Статья 64. Формирование правовой основы местного самоуправления и приведение правовых актов в соответствие с настоящим Законом 1. Администрация области в шестимесячный месячный срок после вступления в силу настоящего Закона разрабатывает и представляет на рассмотрение Законодательному Собраниию: (В редакции Закона Кировской области от 19.12.2003 г. N 216-ЗО) проекты законов, обеспечивающих приведение законодательства области, в том числе налогового и бюджетного, в соответствие с настоящим Законом; проекты законодательных актов, обеспечивающих правовую защиту органов местного самоуправления; проекты законодательных актов, устанавливающих ответственность за воспрепятствование осуществлению прав граждан на местное самоуправление, включая ответственность за нарушение установленных сроков проведения выборов органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; предложения по установлению минимальных государственных социальных стандартов в области до установления соответствующих стандартов в Российской Федерации; программу становления и развития местного самоуправления. 2. До приведения правовых актов органов государственной власти в соответствие с настоящим Законом действующие правовые акты применяются в той части, в которой они не противоречат настоящему Закону. 3. Администрация области и Законодательное Собрание обеспечивают приведение изданных ими законов, иных правовых актов в соответствие с настоящим Законом. (В редакции Закона Кировской области от 19.12.2003 г. N 216-ЗО) Глава администрации области В. Десятников г. Киров 9 апреля 1996 года N 13-ЗО Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|