Расширенный поиск
Постановление Правительства Кировской области от 15.07.2003 № 48/185ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Утратилo силу - Постановление Правительства Кировской области от 28.09.2007 г. N 107/396 от 15.07.2003 N 48/185 г. Киров Об областной целевой программе "Реформирование и модернизация жилищно- коммунального комплекса Кировской области" на 2004- 2008 годы В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 N 797 "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", а также в целях реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса области Правительство Кировской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить областную целевую программу "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кировской области" на 2004-2008 годы (далее - Программа). Прилагается. 2. Провести эксперимент по внедрению экономической модели реформы жилищно-коммунального хозяйства в городе Кирово-Чепецке, в Омутнинском, Белохолуницком и Кильмезском районах. 3. Департаменту жилищно-коммунального комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области (Князькин Л. И.): 3.1. Обеспечить участие Кировской области в федеральной подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы". 3.2. Ежегодно до 1 сентября текущего года представлять в финансовое управление Кировской области проекты бюджетных заявок на реализацию мероприятий Программы с обоснованием объемов их финансирования в очередном финансовом году и обеспечивать своевременное проведение этих мероприятий. 4. Департаменту экономики при Правительстве области (Куимова Л. М.) ежегодно на основании предварительных бюджетных заявок включать Программу в перечень областных целевых программ, реализуемых на территории области. 5. Финансовому управлению Кировской области (Помаскин А. М.) ежегодно при формировании областного бюджета предусматривать финансирование мероприятий Программы. 6. Рекомендовать органам местного самоуправления области: 6.1. Разработать муниципальные программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса на 2004-2010 годы (далее - программы). 6.2. Создать необходимые условия для реализации программ и обеспечить их финансирование. 7. Постановление Правительства области от 12.11.2002 N 29/360 "Об областной целевой программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кировской области" на 2002-2010 годы" признать утратившим силу. 8. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Могилюка А. Л. Губернатор - Председатель Правительства Кировской области В. Н. Сергеенков УТВЕРЖДЕНА Постановлением Правительства Кировской области от 15.07.2003 N 48/185 ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Реформирование и модернизация жилищно- коммунального комплекса Кировской области" на 2004-2008 годы Паспорт областной целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кировской области" на 2004-2008 годы Наименование "Реформирование и модернизация жилищно- Программы коммунального комплекса Кировской области" Основание для принятия распоряжение Правительства области от решения о разработке 07.03.2002 N 67 "О подготовке программы Программы "Реформирование и модернизация жилищно- коммунального комплекса Кировской области на 2002-2010 годы" Заказчик Программы департамент жилищно-коммунального ком- плекса и социальной инфраструктуры Киров- ской области Основной разработчик департамент жилищно-коммунального комп- Программы лекса и социальной инфраструктуры Кировской области Цели Программы повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения населения; привлечение инвестиций в жилищно- коммунальный комплекс; улучшение качества предоставления жилищно- коммунальных услуг с одновременным снижением их себестоимости; адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг с использованием системы персонифи- цированных социальных счетов граждан Задачи Программы обеспечение финансового оздоровления отрас- ли жилищно-коммунального хозяйства (далее - отрасль ЖКХ); создание условий для снижения себестоимости и повышения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг; обеспечение инвестиционной привлекательно- сти жилищно-коммунального комплекса; оказание государственной поддержки модерни- зации жилищно-коммунального комплекса Сроки и этапы 2004-2008 годы: реализации Программы 1-й этап - 2004-2005 годы; 2-й этап - 2006- 2008 годы Мероприятия обеспечение финансовой стабилизации жилищ- Программы но-коммунального комплекса; совершенствование механизма предоставления гражданам льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; формирование рыночных механизмов функцио- нирования жилищно-коммунального комплекса; модернизация и техническое переоснащение жилищно-коммунального комплекса; формирование условий для привлечения инвес- тиций в жилищно-коммунальный комплекс Предполагаемый объем предполагаемый объем финансирования финансирования мероприятий по модернизации и техническому Программы переоснащению жилищно-коммунального комплекса - 11650,7 млн. рублей Основные источники субвенции и субсидии из федерального финансирования бюджета; Программы средства областного бюджета; средства бюджетов муниципальных образований (по согласованию); другие источники финансирования Ожидаемые конечные обеспечение финансовой стабилизации результаты реализации жилищно-коммунального комплекса; Программы улучшение качества и повышение надежности жилищно-коммунального обслуживания потребителей (в том числе населения); проведение модернизации и технического переоснащения жилищно-коммунального комплекса; обеспечение надежности работы коммунальных систем жизнеобеспечения, комфортности и безопасности условий проживания граждан; повышение эффективности работы организаций жилищно-коммунального хозяйства (далее - организации ЖКХ) и снижение себестоимости жилищно-коммунальных услуг; предотвращение критического уровня износа основных фондов в жилищно-коммунальном комплексе; повышение хозяйственной самостоятельности организаций ЖКХ и их ответственности за ка- чество обслуживания потребителей; создание эффективного механизма, стимули- рующего экономное использование организа- циями ЖКХ энергетических и материальных ресурсов, а также сокращение нерационального потребления коммунальных услуг при гаран- тийном и бесперебойном их предоставлении; повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса; социальная защита наиболее нуждающейся части населения при оплате жилищно-комму- нальных услуг Основные исполнители департамент жилищно-коммунального ком- мероприятий Программы плекса и социальной инфраструктуры Киров- ской области; финансовое управление Кировской области; органы местного самоуправления в случае финансирования мероприятий Программы из областного бюджета (по согласованию - в случае отсутствия финансирования из областного бюджета) Система организации департамент жилищно-коммунального ком- контроля за исполнением плекса и социальной инфраструктуры Киров- Программы ской области, государственная жилищная ин- спекция Кировской области и другие органы исполнительной власти области осуществляют контроль за реализацией Программы в соответ- ствии с порядком, утвержденным постановле- нием Правительства области от 05.02.2002 N 9/28 "О порядке разработки, утверждения и реализации целевых программ на территории области". Органы местного самоуправления в случае финансирования мероприятий Программы из областного бюджета (по согласованию - в случае отсутствия финансирования из областного бюджета) ежеквартально и по ито- гам деятельности за отчетный год представляют в департамент жилищно- коммунального комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области информацию о финансировании и выполнении мероприятий Программы. Департамент жилищно-коммунального ком- плекса и социальной инфраструктуры Киров- ской области ежеквартально и по итогам деятельности за отчетный год представляет информацию о финансировании и выполнении мероприятий Программы в департамент экономики при Правительстве области и Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно- коммунальному комплексу 1. Введение Настоящая Программа рассчитана на период с 2004 по 2008 год и включает в себя комплекс мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения и качественное предоставление населению жилищно-коммунальных услуг, а также мероприятий, способствующих ликвидации дотационности жилищно- коммунального комплекса и обеспечению режима устойчивого и достаточного финансирования. Кроме того, Программа предусматривает решение вопросов, касающихся модернизации жилищно-коммунального комплекса и ликвидации сверхнормативно изношенных основных фондов, использования ресурсосберегающих технологий, разработки и широкого внедрения мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования организаций ЖКХ, а также обеспечения инвестиционной привлекательности жилищно- коммунального комплекса. С учетом анализа эффективности выполнения мероприятий Программы будет разработана Программа на период с 2009 по 2010 год с предполагаемым объемом финансирования мероприятий по модернизации и техническому переоснащению жилищно-коммунального комплекса в размере 3600 млн. рублей. 2. Содержание проблемы, существующей в жилищно-коммунальном комплексе, и обоснование необходимости решения ее программными методами 2.1. Анализ технического состояния жилищно-коммунального комплекса Отрасль ЖКХ является ведущей отраслью муниципальной инфраструктуры. Стоимость основных фондов жилищно-коммунального комплекса составляет 56 млрд. рублей, это примерно 36% всех основных фондов области. На 01.01.2003 на территории области имеется 29,9 млн. квадратных метров жилищного фонда, из них 16,1 млн. квадратных метров находится в муниципальной собственности. Ветхий и аварийный жилищный фонд составляет 1,56 млн. квадратных метров. Жилищный фонд области оборудован различными видами благоустройства в среднем на 58,8%, в том числе холодным водоснабжением - на 74%, горячим водоснабжением - на 45%, водоотведением - на 51%, теплоснабжением - на 50%, газоснабжением - на 78%. Износ основных фондов жилищно-коммунального комплекса на 01.01.2003 составил: жилищного фонда - 36%; объектов теплового хозяйства и тепловых сетей - 45%; объектов водопроводного хозяйства - 64%; объектов канализационного хозяйства и сетей - 45%; объектов дорожно-мостового хозяйства - 50%; автомобильной и специальной техники - 90%. Ежегодный износ основного фонда жилищно-коммунального комплекса составляет 4-5%. В настоящее время ввиду недостаточности финансовых средств планово-предупредительный ремонт в жилищно-коммунальном комплексе фактически заменен проведением аварийно-восстановительных работ, затраты на которые в 2-3 раза выше. Ежедневно в области на объектах жилищно-коммунального хозяйства происходит от 30 до 50 аварийных ситуаций. В результате этого возникла насущная проблема, связанная со своевременностью проведения текущего и капитального ремонта жилищного фонда, качественным снабжением населения питьевой водой, модернизацией коммунальных систем жизнеобеспечения, ремонтом дорог и благоустройством придомовых территорий. 2.2. Анализ финансового состояния жилищно-коммунального комплекса Анализ обеспеченности финансовыми средствами жилищно- коммунального комплекса области за последние 5 лет показывает, что наблюдается устойчивая тенденция снижения объемов финансирования на 1 кв. метр общей площади жилого помещения при одновременном увеличении количества обслуживаемого жилищного фонда. Обеспеченность средствами на содержание отрасли ЖКХ в период с 1998 по 2002 год* ------------------------- * Не приводится Из диаграммы видно, что объем финансирования содержания жилищно- коммунального комплекса в 2002 году по сравнению с 1998 годом возрос на 14,3%, фактически финансовое обеспечение составило с учетом роста потребительских цен 36,2 рубля на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения, или 62,2% от выполненных работ в 1998 году. В 2002 году общая потребность в финансовых средствах на предоставление населению жилищно-коммунальных услуг составила 2603,3 млн. рублей, а фактически было выделено (с учетом платежей населения) всего 2164 млн. рублей. Ситуация в жилищно-коммунальном комплексе усугубляется еще и накопившейся задолженностью бюджетов всех уровней, образовавшейся из- за невыполнения ими своих обязательств перед организациями ЖКХ (на 01.01.2003 она равнялась 1660,5 млн. рублей). Кредиторская задолженность организаций ЖКХ на 01.01.2003 составила 2773,8 млн. рублей (из них по налоговым платежам в бюджет и внебюджетные фонды - 758,2 млн. рублей, перед ОАО "Кировэнерго" за потребленные энергоресурсы - 675,6 млн. рублей) и превысила дебиторскую задолженность в 1,9 раза (всего дебиторская задолженность - 1423,8 млн. рублей, из них задолженность бюджетных учреждений - 236,7 млн. рублей, населения - 329,8 млн. рублей). При этом по отношению к 2001 году рост кредиторской задолженности составил 470,1 млн. рублей, или 20,4%. Систематическое бюджетное недофинансирование привело к тому, что практически все муниципальные унитарные предприятия ЖКХ в настоящее время находятся на грани банкротства. В целом по отрасли убытки на 01.01.2003 составили 725,0 млн. рублей (в том числе за прошлые годы - 487,3 млн. рублей), а задолженность муниципальных унитарных предприятий ЖКХ по выдаче заработной платы достигла 65,1 млн. рублей, в том числе по срокам задержки - от 2 до 3 месяцев. Из-за критического финансового состояния жилищно-коммунального комплекса, низкой заработной платы (средняя заработная плата составляет 2725,2 рубля - это 89,5% от средней заработной платы, сложившейся в области на 01.01.2003) и несвоевременности ее выплаты текучесть кадров (особенно квалифицированных) в 2002 году превысила 45%. Восполнение потерянных кадров потребует от организаций ЖКХ не только дополнительных финансовых средств, но и времени для подготовки новых кадров. 2.3. Система экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе и ее основные проблемы Действующая система экономических отношений в жилищно- коммунальном комплексе характеризуется рядом недостатков, без устранения которых невозможна нормализация функционирования отрасли ЖКХ, повышение надежности, качества и снижение стоимости жилищно- коммунальных услуг: 2.3.1. На сегодняшний день основой экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе по-прежнему остается система бюджетного дотирования организаций ЖКХ. Наличие дотационности отрасли ЖКХ, отсутствие у потребителей жилищно-коммунальных услуг реальной возможности влиять на их количество и качество, а также сохранившееся со времен административной экономики централизованное управление деятельностью организаций ЖКХ и практически полное отсутствие конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг - вот главные причины, которые приводят к хроническому дефициту финансовых ресурсов, высокой себестоимости жилищно-коммунальных услуг, отсутствию экономических стимулов снижения издержек, неэффективной и нерентабельной работе организаций ЖКХ, высокому уровню потерь энергетических и других ресурсов. Многие проблемы бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса изначально кроются в самой системе планирования расходов на оказываемые жилищно-коммунальные услуги, причем как на федеральном и областном, так и муниципальном уровнях. Например, при планировании бюджетного финансирования на очередной финансовый год ожидаемый рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги в полном объеме практически не учитывается, потому что расходы бюджета рассчитываются исходя из планируемого индекса инфляции и роста потребительских цен, которые иногда бывают занижены. Именно поэтому утвержденные федеральные, областные и муниципальные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, как правило, не являются экономически обоснованными, да и устанавливаются они зачастую не до, а после утверждения федерального (областного, местного) бюджета. Кроме того, при утверждении бюджетов всех уровней в их расходную часть из года в год накопившаяся бюджетная задолженность за выполненные организациями ЖКХ работы и услуги включается не в полном объеме. Обостряют ситуацию также не соответствующие областным стандартам перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг установленные органами местного самоуправления финансово не обеспеченные муниципальные стандарты. В результате разницы между областными и муниципальными стандартами убытки организаций ЖКХ только в 2002 году составили 68,2 млн. рублей. Сравнительная диаграмма изменения стандартов уровня платежей населения с 2000 по 2002 год* ------------------------- * Не приводится На основании изложенного можно сделать вывод: тарифная политика в отрасли ЖКХ и бюджетный процесс фактически существуют независимо друг от друга. С одной стороны, органы государственной власти и органы местного самоуправления не в полной мере пользуются тарифной политикой как инструментом оптимизации бюджетных расходов; с другой стороны, при утверждении тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг не учитываются реальные финансовые возможности бюджета. Помимо вышеперечисленного отрицательно сказывается на финансовом положении жилищно-коммунального комплекса неполная компенсация расходов на предоставленные населению субсидии и льготы на оплату жилья и коммунальных услуг, к тому же последние установлены федеральным и областным законодательством либо совсем без указания источников финансирования, либо с недостаточным объемом финансирования. На 01.01.2003 задолженность бюджетов всех уровней по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот, составила 306,7 млн. рублей, в том числе за 2002 год - 201,2 млн. рублей (профинансирован был лишь 31%), а с предоставлением субсидий - 121,9 млн. рублей, в том числе за 2002 год - 62,6 млн. рублей (профинансировано было только 76,4%). Таким образом, несовершенство планирования расходов на содержание жилищно-коммунального комплекса приводит к росту бюджетной задолженности и ухудшению качества предоставляемых населению жилищно- коммунальных услуг. 2.3.2. За период проведения жилищно-коммунальной реформы не удалось полностью обеспечить в жилищно-коммунальном комплексе разграничение функций управления и хозяйственной деятельности. На территории области на 01.01.2003 всего создано 20 управлений "Служба заказчика" (в оперативное управление им передано 11,5 млн. квадратных метров жилищного фонда, что составляет 75% муниципального жилищного фонда). В результате работы управлений (особенно в части совершенствования договорных отношений между исполнителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг и систематического контроля за качеством и надежностью оказываемых услуг) был получен экономический эффект в сумме 30 млн. рублей. 2.3.3. Недостаточно активно в области развивается процесс создания управленческих организаций кондоминиумом в виде товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) и иных объединений собственников жилья. На 01.01.2003 зарегистрировано всего 80 кондоминиумов и 63 ТСЖ. Основными причинами, сдерживающими их создание, являются отсутствие на федеральном и областном уровнях механизмов экономической заинтересованности, позволяющих эффективно управлять кондоминиумом, а также несовершенство жилищного и гражданского законодательства, регламентирующего деятельность ТСЖ и иных объединений собственников. 2.3.4. В муниципальных образованиях неэффективно проводится работа по заключению с нанимателями жилого помещения договоров социального найма, а с собственниками жилья - договоров технического обслуживания жилищного фонда. По состоянию на 01.01.2003 заключено: договоров найма с 34,5% нанимателей, договоров технического обслуживания жилищного фонда с 30% собственников жилья. Одной из причин отсутствия договорных отношений является то, что федеральные типовые договоры по своему содержанию устарели и нет смысла их заключать, а новые типовые договоры Правительством Российской Федерации до сих пор не утверждены. 2.4. Система социальной защиты населения Установление областных и муниципальных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг осуществляется с учетом уровня доходов граждан, величины прожиточного минимума и проведения мероприятий по социальной защите малоимущих слоев населения. В 2002 году льготы на оплату жилья и коммунальных услуг были предоставлены 571,8 тыс. человек (что составляет 36,6% от численности населения области) на общую сумму 390,7 млн. рублей. Во всех муниципальных образованиях в настоящее время созданы отделы по начислению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. В связи с низким уровнем доходов населения расходы на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в 2002 году увеличились на 158,6 млн. рублей (то есть на 248%) и были предоставлены 84272 семьям (это 16,7% от населения области) на сумму 265,7 млн. рублей. Средний размер на выплату субсидий составил 263,7 рубля, в сравнении с соответствующим периодом 2001 года он увеличился на 137,3 рубля, или в 1,9 раза. 3. Цели и задачи Программы 3.1. Цели Программы: повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения населения; привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс; улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением их себестоимости; адресная социальная защита населения при оплате жилищно- коммунальных услуг с использованием системы персонифицированных социальных счетов граждан. 3.2. Задачи Программы: обеспечение финансового оздоровления отрасли ЖКХ; создание условий для снижения себестоимости и повышения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг; обеспечение инвестиционной привлекательности жилищно- коммунального комплекса; оказание государственной поддержки модернизации жилищно- коммунального комплекса. 4. Сроки и этапы реализации Программы Программа будет выполняться поэтапно в течение 2004-2008 годов: 4.1. На первом этапе (2004-2005 годы) предполагается реализовать мероприятия, направленные на: формирование необходимой законодательной и иной нормативной правовой базы для реализации задач Программы; проведение комплексного обследования технического состояния объектов жилищно-коммунального комплекса; инвентаризацию, реструктуризацию и погашение задолженности бюджетов всех уровней, бюджетных организаций и других потребителей (в том числе населения) перед организациями ЖКХ; прекращение практики перекрестного субсидирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги; ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и формирование нового механизма межбюджетных отношений; совершенствование договорных отношений при предоставлении жилищно-коммунальных услуг; совершенствование механизма социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг путем перехода к системе персонифицированных социальных счетов граждан; развитие конкурентных отношений в жилищно-коммунальном комплексе; переход к профессиональному управлению жилищно-коммунальным комплексом. 4.2. На втором этапе (2006-2008 годы) предполагается: реализовать стратегические мероприятия, направленные на обеспечение устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса области, на основе привлечения инвестиций; апробировать механизм привлечения инвестиционных ресурсов страховых компаний и облигационных займов; реализовать комплекс мер по снижению рисков кредитования путем предоставления государственных гарантий. 5. Мероприятия Программы Программой предусмотрены следующие направления проведения мероприятий по созданию организационно-управленческих и финансовых механизмов, обеспечивающих стабильную и эффективную работу жилищно- коммунального комплекса: 5.1. Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса В целях обеспечения стабильности и достаточности финансирования затрат на функционирование жилищно-коммунального комплекса предусматриваются в рамках данного направления следующие мероприятия: 5.1.1. Инвентаризация, реструктуризация и погашение задолженности организаций ЖКХ Пути реализации: проведение инвентаризации дебиторской, кредиторской задолженности и убытков организаций ЖКХ, оформление актов сверки, уточнение размера бюджетной задолженности и задолженности бюджетных учреждений перед организациями ЖКХ; разработка и утверждение порядка реструктуризации и погашения задолженности в жилищно-коммунальном комплексе области на основании федерального порядка; утверждение расходной части бюджета с учетом задолженности бюджета и бюджетных учреждений на весь срок реструктуризации; разработка упрощенной процедуры списания безнадежной просроченной задолженности населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги; переход от системы авансирования ресурсоснабжающим организациям ЖКХ платежей за поставку газа, тепловой и электрической энергии к ежемесячной оплате по факту поставки, как это установлено для населения. 5.1.2. Ликвидация дотационности жилищно-коммунального комплекса и обеспечение стабильного и достаточного текущего финансирования предоставленных жилищно-коммунальных услуг Пути реализации: поэтапный переход на полную оплату населением жилищно- коммунальных услуг путем ежегодного утверждения стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг; установление экономически обоснованных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг (с учетом индекса роста цен на платные услуги, оказываемые населению, планируемого изменения цен на энергоносители, эффективности мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства); установление дифференцированных для каждого муниципального образования стандартов предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц; утверждение расходной части бюджета с учетом установленных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, планируемых затрат на предоставление бюджетным организациям коммунальных услуг, а также планируемых затрат на предоставление населению льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; разработка и реализация порядка возмещения организациям ЖКХ убытков, возникающих в результате предоставления населению льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; утверждение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для конечного потребителя как сумму затрат всех организаций ЖКХ, участвующих в процессе предоставления конкретной жилищно-коммунальной услуги; создание прозрачного механизма формирования тарифов на жилищно- коммунальные услуги и целевого использования составляющих тарифа (амортизации, прибыли и так далее) на развитие и модернизацию жилищно- коммунального комплекса; установление платы за жилье в зависимости от его благоустройства, качества и местоположения; предоставление жилищно-коммунальных услуг на основании договоров, заключенных в соответствии с действующим законодательством; совершенствование системы мониторинга жилищно-коммунального комплекса с целью обеспечения соблюдения законных интересов и прав всех заинтересованных сторон (Кировской области как субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, организаций ЖКХ и потребителей). 5.2. Совершенствование механизма предоставления гражданам льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг При поэтапном переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг предоставление населению адресных льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг будет одной из основных форм бюджетного финансирования в жилищно-коммунальном комплексе, обеспечивающей доступность, надежность и качество жилищно-коммунальных услуг. Пути реализации: разработка методики расчета объема льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг исходя из стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, а также разработка методики проведения контроля за целевым использованием бюджетных средств; в соответствии с федеральным законодательством упорядочение системы предоставления льгот на оплату жилья и коммунальных услуг с указанием источников их финансирования; поэтапный перевод ряда льгот на оплату жилья и коммунальных услуг в категорию субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; разработка и реализация на территории области нового порядка предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; переход на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальных норм жилья и нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг исходя из расчета установленного стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи; включение в совокупный доход семьи денежного эквивалента всех полученных семьей льгот и социальных пособий, а также условного дохода от владения и пользования теми видами имущества, которые определены федеральным законодательством; создание системы и открытие персонифицированных социальных счетов граждан, на которые будут перечисляться бюджетные средства, предусмотренные на все виды социальной помощи, в том числе на компенсацию льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. 5.3. Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно- коммунального комплекса В целях формирования рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса предусматриваются следующие мероприятия: 5.3.1. Создание конкурентной среды в жилищно-коммунальном комплексе Пути реализации: завершение разделения в жилищно-коммунальном комплексе функций управления и хозяйствования; переход на управление жилищно-коммунальным комплексом путем конкурсного отбора управляющих компаний любой организационно-правовой формы; совершенствование договорных отношений (с применением договоров концессионного типа) между собственниками жилья (или уполномоченными организациями), управляющими компаниями, подрядными организациями и потребителями; включение затрат на предоставление услуг управляющей компании в стоимость жилищно-коммунальных услуг; переход на конкурсный отбор подрядчиков для технического обслуживания жилищного фонда, проведения капитального ремонта и иных специализированных работ (обслуживания лифтового хозяйства, вывоза бытового мусора, установки и обслуживания приборов учета и так далее). 5.3.2. Демонополизация отрасли ЖКХ Пути реализации: поэтапная приватизация муниципальных унитарных предприятий ЖКХ путем их акционирования; применение концессионных механизмов управления объектами жилищно- коммунального комплекса; создание специализированной информационно-вычислительной базы и открытие расчетно-кассовых центров для оперативного ежемесячного расчета платежей населения в зависимости от фактического потребления жилищно-коммунальных услуг. 5.3.3. Развитие экономических отношений в сфере энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения Пути реализации: установление тарифов на электрическую и тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение на основании единых принципов государственного тарифного регулирования и с учетом реальной возможности потребителей (населения и бюджетных организаций) оплатить данные услуги; переход на установление фиксированных тарифов на жилищно- коммунальные услуги на весь финансовый год; публичность системы тарифного регулирования; формирование локальных рынков тепловой энергии путем разделения монопольной транспортировки тепловой энергии и конкурентного технического производства; ликвидация системы перекрестного субсидирования населения за счет промышленных организаций; введение раздельного учета постоянных и переменных затрат в целях формирования двухставочных тарифов на тепловую энергию и воду; установление приборов учета коммунальных услуг в жилых помещениях и переход на оплату по фактическому объему потребления данных услуг; проведение независимых экспертиз и проверок в целях выявления заведомо нерациональных затрат при установлении тарифов на жилищно- коммунальные услуги. 5.3.4. Совершенствование договорных отношений при предоставлении населению жилищно-коммунальных услуг Пути реализации: перезаключение на основании новых типовых договоров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, с нанимателями жилого помещения - договоров социального найма, с собственниками приватизированных квартир - договоров технического обслуживания жилищного фонда; полный переход на предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в частном жилищном фонде, на основании письменных договоров, заключенных в соответствии с действующим законодательством; включение в договоры о предоставлении жилищно-коммунальных услуг условий, предусматривающих ответственность за несвоевременное и (или) некачественное их предоставление, а также за несвоевременную оплату оказанных услуг и невыполнение мероприятий по содержанию и текущему ремонту жилых помещений. 5.3.5. Создание условий для эффективной деятельности ТСЖ и других объединений собственников жилья Пути реализации: разработка на основании федерального законодательства, регламентирующего деятельность ТСЖ и иных объединений собственников, методических рекомендаций о порядке создания кондоминиумов, ТСЖ и иных объединений собственников; разработка и реализация порядка предоставления дотаций на финансирование затрат на текущий и капитальный ремонт кондоминиума; разработка и реализация (до открытия персонифицированных социальных счетов граждан) порядка возмещения ТСЖ и иным объединениям собственников убытков при предоставлении их членам льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; создание уполномоченных профессиональных управляющих компаний в целях передачи домовладельцами функций по управлению кондоминиумом. 5.4. Модернизация и техническое переоснащение жилищно- коммунального комплекса В целях модернизации и технического переоснащения жилищно- коммунального комплекса необходимо разработать и утвердить перспективные схемы развития систем газоснабжения, энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также завершить строительство объектов, обеспечивающих стабильное снабжение населения и бюджетных организаций жилищно-коммунальными услугами. В рамках данного направления предусматривается: 5.4.1. Модернизация и техническое переоснащение жилищного фонда Пути реализации: ремонт и утепление ограждающих конструкций зданий (в том числе кровель); установка домовых и квартирных приборов учета потребления ресурсов; ремонт и модернизация внутренних коммунальных систем жилых домов (отопления, водоснабжения и водоотведения); улучшение режимов вентиляции жилых помещений; ремонт и замена лифтового оборудования; использование энергоэффективных приборов освещения в местах общего пользования; установка энергоэффективного санитарно-технического оборудования. Из них приоритетными направлениями являются: реконструкция и ремонт совмещенных кровель жилых домов с использованием современных кровельных материалов; модернизация внутренних коммунальных систем жилых домов; установка квартирных приборов учета потребления ресурсов. 5.4.2. Модернизация и техническое переоснащение объектов коммунальной инфраструктуры 5.4.2.1. Модернизация и техническое переоснащение объектов теплоснабжения Пути реализации: завершение ремонтно-восстановительных работ на объектах теплоснабжения, находящихся в аварийном состоянии; перевод котельных в режим комбинированной выработки тепла и электроэнергии; закрытие неэффективных котельных; замена котлов в модернизируемых котельных на котлы с более высоким коэффициентом действия; использование модульных и блочных котельных; использование современных изолирующих материалов при передаче тепловой энергии; замена труб ветхих тепловых сетей на новые трубы из современных материалов; реконструкция тепловых пунктов с применением эффективного тепломеханического оборудования; оптимизация процессов горения в топках котлов и внедрение оптимальных графиков регулирования с использованием средств автоматики и контроля, перераспределения тепловых нагрузок за счет кольцевания тепловых сетей; использование частотно-регулируемых приводов насосных агрегатов в системе теплоснабжения; широкое использование режимных карт и аппаратуры контроля и диагностики состояния внутренней поверхности оборудования в системе теплоснабжения; замена тепловых сетей с применением новых методов прокладки бесканальным способом; проведение плановых режимно-наладочных работ в тепловых сетях и котельных. Из них приоритетными являются пути реализации, направленные на энергоресурсосбережение, а именно: установка приборов учета потребления тепловой энергии на границе балансовой ответственности; перевод котельных на местные и экономичные виды топлива. 5.4.2.2. Модернизация и техническое переоснащение водопроводно- канализационных объектов Пути реализации: завершение ремонтно-восстановительных работ на аварийных водопроводно-канализационных объектах; замена труб ветхих сетей водоснабжения и водоотведения на новые трубы из современных материалов; реконструкция, строительство и модернизация водозаборов подземных вод, водоочистных станций, водоводов, уличной водопроводной сети путем применения новейших материалов и технологий; использование частотно-регулируемых приводов насосных агрегатов в системе водоснабжения и водоотведения; применение аппаратуры контроля и диагностики состояния внутренней поверхности оборудования в системе водоснабжения; реконструкция, строительство и модернизация систем водоотведения и сооружений для очистки сточных вод путем применения новейших материалов и технологий; очистка водных ресурсов от промышленных и сельскохозяйственных отходов; обустройство зон санитарной охраны водозаборов и водопроводных сооружений. Из них приоритетными направлениями являются: установка приборов учета воды на границе балансовой ответственности; установка труб из полиэтилена. 5.4.3. Ремонт, реконструкция и строительство объектов благоустройства Пути реализации: ремонт и реконструкция дорожно-мостового хозяйства; ремонт транзитных улиц; реконструкция улиц; устройство дополнительных автостоянок; озеленение зон отдыха; установка спортивных площадок; обновление парка спецтехники путем заключения договоров лизинга; строительство комплексов по утилизации твердых бытовых отходов с применением современных технологий. Из них приоритетными направлениями являются: строительство в городе Кирове комплекса по утилизации бытовых отходов с применением современных технологий; обновление парка спецтехники путем заключения договоров лизинга. 5.5. Формирование условий для привлечения инвестиций в жилищно- коммунальный комплекс Возможность привлечения в жилищно-коммунальный комплекс долгосрочных инвестиционных ресурсов определяется в значительной степени тем потенциалом ресурсосбережения, которым обладает в настоящее время жилищно-коммунальный комплекс. Пути реализации: предоставление муниципальным образованиям и организациям ЖКХ бюджетных гарантий для получения банковских кредитов на модернизацию и техническое переоснащение жилищно-коммунального комплекса; предоставление муниципальным образованиям и организациям ЖКХ на возвратной и безвозвратной основе бюджетных финансовых ресурсов для реализации проектов модернизации и реконструкции жилищно-коммунального комплекса; предоставление на конкурсной основе бюджетных средств в целях софинансирования приоритетных и эффективных инвестиционных проектов модернизации и технического переоснащения жилищно-коммунального комплекса; разработка механизма привлечения кредитных средств коммерческих банков и частных кредиторов (в том числе и под бюджетные гарантии) для финансирования инвестиционных проектов модернизации и реконструкции жилищно-коммунального комплекса; разработка и утверждение положения о специализированном гарантийном агентстве; создание за счет бюджетных средств (в целях снижения стоимости кредитных и иных заемных средств) специализированных гарантийных агентств для выдачи муниципальным образованиям и организациям ЖКХ поручительств на получение кредитов коммерческих банков, направляемых на реализацию инвестиционных проектов; разработка и утверждение типового кредитного договора, по которому гарантийные агентства будут выдавать поручительства на получение кредитов коммерческих банков, а также разработка иных стандартизированных документов, сопровождающих данную сделку; создание фонда страхования жилья от непредвиденных природных, техногенных и иных обстоятельств в целях возмещения убытков при наступлении страховых случаев. 6. Ресурсное обеспечение Программы Затраты на реализацию Программы, которые складываются из затрат на модернизацию, реконструкцию и ремонт основных фондов жилищно- коммунального комплекса, на техническое переоснащение объектов коммунальной инфраструктуры, внедрение современных энергосберегающих технологий приведены в приложениях 1-3. Предполагаемый объем финансирования Программы: на мероприятия по модернизации и техническому переоснащению жилищно-коммунального комплекса -1 1650,7 млн. рублей; на покрытие затрат, связанных с предоставлением в 2003 году льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, - 934,7 млн. рублей (ежегодный объем финансирования на 2004-2008 годы будет определяться в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и области); на текущие затраты по установленным областным стандартам перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг в 2003 году - 425,1 млн. рублей (ежегодный объем финансирования на 2004-2008 годы будет определяться в соответствии с нормативными правовыми актами области и муниципальных образований); на реструктуризацию и погашение бюджетной задолженности и задолженности бюджетных организаций перед организациями ЖКХ, сложившейся на 01.01.2002 в сумме 542,9 млн. рублей (объем финансирования на 2004-2005 годы будет уточняться в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, области и муниципальных образований). 7. Механизм реализации Программы Участие органов исполнительной власти области в реализации Программы заключается: в развитии нормативно-правовой и методической базы по обеспечению финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса, формированию рыночных механизмов его функционирования и условий для привлечения инвестиций; в обеспечении проведения предусмотренных Программой преобразований в жилищно-коммунальном комплексе; в предоставлении на безвозвратной и возвратной основе бюджетных средств на модернизацию и техническое переоснащение жилищно- коммунального комплекса, выдаче бюджетных гарантий и иных формах поддержки привлечения заемных финансовых ресурсов; в финансировании мероприятий, касающихся адресной социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг; в осуществлении контроля за рациональным и целевым использованием бюджетных средств, направленных на реализацию Программы; в организации проведения эксперимента по введению персонифицированных социальных счетов граждан в городе Кирово-Чепецке, в Белохолуницком, Кильмезском и Омутнинском районах; в организации и развитии рыночных механизмов привлечения средств частных инвесторов для модернизации и технического переоснащения жилищно-коммунального комплекса в городе Кирово-Чепецке, в Белохолуницком, Кильмезском и Омутнинском районах. 8. Система организации контроля за исполнением Программы Контроль за реализацией Программы осуществляют департамент жилищно-коммунального комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области, государственная жилищная инспекция Кировской области и другие органы исполнительной власти области в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства области от 05.02.2002 N 9/28 "О порядке разработки, утверждения и реализации целевых программ на территории области". Органы местного самоуправления в случае финансирования мероприятий Программы из областного бюджета (по согласованию - в случае отсутствия финансирования из областного бюджета) ежеквартально и по итогам деятельности за отчетный год представляют в департамент жилищно-коммунального комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области информацию о финансировании и выполнении мероприятий Программы. Департамент жилищно-коммунального комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области ежеквартально и по итогам деятельности за отчетный год представляет информацию о финансировании и выполнении мероприятий Программы в департамент экономики при Правительстве области и Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. 9. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Успешная реализация Программы позволит: обеспечить финансовую стабилизацию жилищно-коммунального комплекса; улучшить качество и повысить надежность жилищно-коммунального обслуживания потребителей (в том числе населения); провести модернизацию и техническое переоснащение жилищно- коммунального комплекса; обеспечить надежность работы коммунальных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания граждан; повысить эффективность работы организаций ЖКХ и снизить себестоимость жилищно-коммунальных услуг; предотвратить критический уровень износа основных фондов в жилищно-коммунальном комплексе; повысить хозяйственную самостоятельность организаций ЖКХ и их ответственность за качество обслуживания потребителей; создать эффективный механизм, стимулирующий экономное использование организациями ЖКХ энергетических и материальных ресурсов, а также сокращение нерационального потребления коммунальных услуг при гарантийном и бесперебойном их предоставлении; повысить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса; социально защитить наиболее нуждающуюся часть населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. Предполагаемый экономический эффект от реализации Программы составит: от эффективности управления жилищно-коммунальным комплексом - 70 тыс. рублей в год; от мероприятий энергоресурсосбережения - 192 млн. рублей в год, в том числе: от оснащения объектов жилищно-коммунального комплекса приборами учета потребления энергии и воды - 171 млн. рублей в год, от перевода котельных на местные и экономичные виды топлива - 41 млн. рублей в год. Приложение N 1 к Программе Предполагаемая оценка объема работ по модернизации и техническому переоснащению жилищно-коммунального комплекса ---------------------------------------------------------------------- | | | | 2004-2008 годы | | | | |----------------------------| | N | Наименование | Единица | в том числе | | п/п | мероприятия |измерения|----------------------------| | | | | всего | 2004-2005|2006-2008| | | | | | годы | годы | |-----+-----------------------+---------+-------+----------+---------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |-----+-----------------------+---------+-------+----------+---------| | 1 | Модернизация и | | | | | | | техническое | | | | | | | переоснащение | | | | | | | жилищного фонда | | | | | |-----+-----------------------+---------+-------+----------+---------| | 1.1 | Реконструкция и |тыс.кв.м | 922 | 372 | 550 | | | ремонт совмещенных | | | | | | | кровель жилых домов с | | | | | | | использованием | домов | 1196 | 506 | 690 | | | современных | | | | | | | кровельных материалов | | | | | |-----+-----------------------+---------+-------+----------+---------| | 1.2 | Модернизация | Штук | 1632 | 682 | 950 | | | внутренних инженерных | | | | | | | систем жилых домов с | | | | | | | установкой приборов | | | | | | | квартирного учета | | | | | |-----+-----------------------+---------+-------+----------+---------| | 2 | Модернизация и | | | | | | | техническое | | | | | | | переоснащение | | | | | | | коммунальной | | | | | | | инфраструктуры | | | | | |-----+-----------------------+---------+-------+----------+---------| | 2.1 | Сети тепловые, | Км | 1238 | 698 | 540 | | | включая центральные | | | | | | | тепловые пункты | | | | | |-----+-----------------------+---------+-------+----------+---------| | 2.2 | Котельные | Штук | 361 | 183 | 178 | | | отопительные | | | | | |-----+-----------------------+---------+-------+----------+---------| | 2.3 | Сети водоснабжения | Км | 806 | 390 | 416 | |-----+-----------------------+---------+-------+----------+---------| | 2.4 | Водоочистные |тыс.куб.м| 162 | 82 | 80 | | | сооружения | в сутки | | | | |-----+-----------------------+---------+-------+----------+---------| | 2.5 | Сети канализации | Км | 243 | 120 | 123 | |-----+-----------------------+---------+-------+----------+---------| | 2.6 | Станции очистки |тыс.куб.м| 153 | 78 | 75 | | | сточных вод | в сутки | | | | |-----+-----------------------+---------+-------+----------+---------| | 2.7 | Мероприятия по | | | | | | | энергоресурсосбереже- | | | | | | | нию | | | | | |-----+-----------------------+---------+-------+----------+---------| |2.7.1| Оснащение приборами | штук | 13794 | 8744 | 5050 | | | учета потребления | | | | | | | тепла, воды | | | | | |-----+-----------------------+---------+-------+----------+---------| |2.7.2| Перевод котельных на | штук | 48 | 30 | 18 | | | местные и экономичные | | | | | | | виды топлива в | | | | | | | муниципальных | | | | | | | образованиях | | | | | |-----+-----------------------+---------+-------+----------+---------| | 2.8 | Оснащение | | | | | | | персональными | | | | | | | компьютерами | | | | | | | организаций ЖКХ | | | | | |-----+-----------------------+---------+-------+----------+---------| |2.8.1| Установка новых | штук | 80 | 80 | | | | персональных | | | | | | | компьютеров | | | | | |-----+-----------------------+---------+-------+----------+---------| |2.8.2| Модернизация | штук | 28 | 28 | | | | существующих | | | | | | | персональных | | | | | | | компьютеров | | | | | |-----+-----------------------+---------+-------+----------+---------| | 3 | Ремонт, реконструкция | | | | | | | и строительство | | | | | | | объектов | | | | | | | благоустройства | | | | | |-----+-----------------------+---------+-------+----------+---------| | 3.1 | Ремонт и | кв.м |3515,8 | 2035,8 | 1480 | | | реконструкция дорожно-| | | | | | | мостового хозяйства | | | | | |-----+-----------------------+---------+-------+----------+---------| | 3.2 | Ремонт транзитных | км | 56,4 | 26,4 | 30 | | | улиц | | | | | |-----+-----------------------+---------+-------+----------+---------| | 3.3 | Реконструкция улиц | км | 9,8 | 9,8 | | |-----+-----------------------+---------+-------+----------+---------| | 3.4 | Устройство | кв.м | 1360 | 400 | 960 | | | дополнительных | | | | | | | автостоянок | | | | | |-----+-----------------------+---------+-------+----------+---------| | 3.5 | Строительство в |тыс.т/год| 135 | 135 | | | | городе Кирове | | | | | | | комплекса по | | | | | | | утилизации твердых | | | | | | | бытовых отходов | | | | | ---------------------------------------------------------------------- Приложение N 2 к Программе Предполагаемая оценка объема затрат на модернизацию и техническое переоснащение жилищно-коммунального комплекса (млн. рублей в ценах 2003 года) ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | | Объем затрат на 2004-2008 годы | | N | Наименование мероприятия |----------------------------------------------------------| | п/п| | | в том числе | | | | |-------------------------------------------------| | | | всего | 2004 год| 2005 год| 2006 год| 2007 год| 2008 год| | | | | | | | | | |----+-----------------------------------------+--------+---------+---------+---------+---------+---------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |----+-----------------------------------------+--------+---------+---------+---------+---------+---------| | 1 | Модернизация и техническое переоснащение| | | | | | | | | жилищно-коммунального комплекса - всего | 11650,7| 2727,4 | 2981,6 | 2270 | 1783,2 | 1888,5 | | | в том числе модернизация и техническое | | | | | | | | | переоснащение жилищного фонда | 589,7 | 146,4 | 121,7 | 107,2 | 107,2 | 107,2 | |----+-----------------------------------------+--------+---------+---------+---------+---------+---------| | 2 | Модернизация и техническое переоснащение| | | | | | | | | коммунальной инфраструктуры - всего | 10675,7| 2363,4 | 2783,5 | 2071,4 | 1676 | 1781,4 | | | в том числе: | | | | | | | | | мероприятия по энергоресурсосбережению | 334,3 | 84,8 | 91,8 | 52,5 | 52.6 | 52,6 | | | оснащение персональными компьютерами | | | | | | | | | организаций ЖКХ | 2,3 | 0,9 | 0,7 | 0,7 | | | |----+-----------------------------------------+--------+---------+---------+---------+---------+---------| | 3 | Ремонт, реконструкция и строительство | | | | | | | | | объектов благоустройства - всего | 385,4 | 217,6 | 76,4 | 91,4 | | | | | в том числе строительство в городе | | | | | | | | | Кирове комплекса по утилизации твердых | | | | | | | | | бытовых отходов | 112,9 | 112,9 | | | | | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение N 3 к Программе Предполагаемые объемы финансирования затрат на модернизацию и техническое переоснащение жилищно-коммунального комплекса -------------------------------------------------------------------------------------- | | Объем финансирования на 2004-2008 годы | | |----------------------------------------------------------| | Источник | | в том числе | | финансирования | всего |-------------------------------------------------| | | | 2004 год| 2005 год| 2006 год| 2007 год| 2008 год| |-------------------------+--------+---------+---------+---------+---------+---------| | Общий объем средств | 11650,7| 2727,4 | 2981,6 | 2270 | 1783,2 | 1888,5 | | всех источников | | | | | | | | финансирования - всего | | | | | | | | в том числе субвенции и | 1168 | 273 | 300 | 227 | 178 | 190 | | субсидии из | | | | | | | | федерального бюджета | | | | | | | |-------------------------+--------+---------+---------+---------+---------+---------| | средства областного | 7088,2 | 1578,7 | 1947,5 | 1362 | 1070 | 1130 | | бюджета | | | | | | | |-------------------------+--------+---------+---------+---------+---------+---------| | другие источники | 3394,5 | 875,7 | 734,1 | 681 | 535,2 | 568,5 | | финансирования | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------- Примечание. Конкретные годовые объемы бюджетных средств будут устанавливаться при утверждении бюджетов на соответствующий финансовый год. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|