Расширенный поиск

Закон Кировской области от 09.04.1996 № 15-ЗО

 


                               З А К О Н
                           Кировской области

                                     Утратилo силу - Закон Кировской
                                    области от 09.11.2009 г. N 443-ЗО

   О защите населения и территории Кировской области от чрезвычайных
             ситуаций природного и техногенного характера

               Принят областной Думой 28 марта 1996 года

   (В редакции Законов Кировской области от 03.10.2002 г. N 104-ЗО;
                      от 29.12.2004 г. N 302-ЗО)

     Действие настоящего   закона   распространяется   на   отношения,
возникающие  в  процессе  деятельности  органов государственной власти
Кировской  области,   органов   местного   самоуправления,   а   также
предприятий,    учреждений    и    организаций,   независимо   от   их
организационно-правовой формы,  и населения, в деле защиты населения и
территории от чрезвычайных ситуаций.

                       ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     СТАТЬЯ 1. Основные понятия

     Чрезвычайная   ситуация   -   это  обстановка   на   определенной
территории,  сложившаяся  в  результате  аварии,  опасного  природного
явления,  катастрофы,  стихийного или иного  бедствия,  которые  могут
повлечь  или  повлекли  за собой человеческие жертвы,  ущерб  здоровью
людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери
и нарушение условий жизнедеятельности людей.
     Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс  мероприятий,
проводимых  заблаговременно и направленных  на  максимально  возможное
уменьшение  риска  возникновения чрезвычайных  ситуаций,  а  также  на
сохранение   здоровья  людей,  снижение  размеров  ущерба   окружающей
природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
     Ликвидация  чрезвычайных  ситуаций - это аварийно-спасательные  и
другие  неотложные  работы, проводимые при возникновении  чрезвычайных
ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей,
снижение  размеров  ущерба окружающей природной среде  и  материальных
потерь,  а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение
действия характерных для них опасных факторов.
     Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась
чрезвычайная ситуация.
     Режим  чрезвычайной  ситуации - режим функционирования  областной
системы   предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных   ситуаций,   ее
отдельных   подсистем   или   звеньев,  вводимый   при   возникновении
чрезвычайной  ситуации на подведомственной территории и  особо  важных
объектах  или  в  связи  с возникновением зоны  чрезвычайной  ситуации
крупного масштаба.

     СТАТЬЯ 2.   Законодательство Кировской области о защите населения
                 и территории от чрезвычайных ситуаций

     Законодательство  области  о защите  населения  и  территории  от
чрезвычайных  ситуаций  основывается  на  соответствующих   положениях
Конституции  Российской  Федерации,  федеральном  законе   "О   защите
населения   и   территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  природного   и
техногенного  характера", принимаемых в соответствии с ним  законов  и
иных  нормативных  правовых актов Российской Федерации  и  состоит  из
настоящего  закона "О защите населения и территории Кировской  области
от  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и  иных
нормативных правовых актов области.

     СТАТЬЯ 3. Цели закона

     Целями настоящего закона являются:
     предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
     снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
     ликвидация чрезвычайных ситуаций.

     СТАТЬЯ 4.   Областная   система  предупреждения  и   действий   в
                 чрезвычайных ситуациях

     Областная   система  предупреждения  и  действий  в  чрезвычайных
ситуациях  объединяет комиссии по чрезвычайным ситуациям и  ликвидации
последствий  стихийных  бедствий (далее -  комиссии  по  ЧС),  силы  и
средства   Правительства  области,  органов  местного  самоуправления,
организаций,  в полномочия которых входит решение вопросов  по  защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. (В   редакции  Закона
Кировской области от 03.10.2002 г. N 104-ЗО)
     Основными задачами областной системы предупреждения и действий  в
чрезвычайных ситуациях являются:
     обеспечение  готовности  к действиям органов  управления,  сил  и
средств,  предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
     участие в разработке и осуществлении целевых и научно-технических
программ,  направленных  на  предупреждение  чрезвычайных  ситуаций  и
повышение устойчивости функционирования организаций, а также  объектов
социального назначения;
     сбор,  обработка,  обмен  и выдача информации  в  области  защиты
населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
     подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
     прогнозирование  и  оценка  социально-экономических   последствий
чрезвычайных ситуаций;
     ликвидация чрезвычайных ситуаций;
     осуществление   мероприятий  по  социальной   защите   населения,
пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;
     создание   резервов  финансовых  и  материальных   ресурсов   для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     осуществление государственной экспертизы, надзора  и  контроля  в
области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
     реализация  прав  и  обязанностей населения в области  защиты  от
чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих  в  их
ликвидации.
     Состав  сил  и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия
основных  элементов,  а также иные вопросы функционирования  областной
системы   предупреждения   и   действий   в   чрезвычайных   ситуациях
определяются Правительством  области. (В   редакции  Закона  Кировской
области от 03.10.2002 г. N 104-ЗО)

     СТАТЬЯ 5.   Гласность  и информация в области защиты населения  и
                 территории от чрезвычайных ситуаций

     Органы    государственной   власти   области,   органы   местного
самоуправления,   организации   обязаны   оперативно   и    достоверно
информировать население через средства массовой информации и  по  иным
каналам  о  состоянии  защиты населения и территории  от  чрезвычайных
ситуаций   и   принятых  мерах  по  обеспечению  их  безопасности,   о
прогнозируемых  и  возникших  чрезвычайных  ситуациях,  о  приемах   и
способах защиты населения от них.

     Порядок обеспечения населения, органов местного самоуправления  и
организаций  информацией по вопросам защиты населения и территории  от
чрезвычайных ситуаций определяется Правительством  области.         (В
редакции Закона Кировской области от 03.10.2002 г. N 104-ЗО)

     СТАТЬЯ 6.   Основные  принципы защиты населения и  территории  от
                 чрезвычайных ситуаций

     Планирование  и осуществление мероприятий по защите  населения  и
территории от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических,
природных   и   иных   характеристик  и  степени  реальной   опасности
возникновения чрезвычайных ситуаций.
     Ликвидация   чрезвычайных   ситуаций  осуществляется   силами   и
средствами    организаций,   органов   местного    самоуправления    и
Правительства  области. (В    редакции    Закона   Кировской   области
от 03.10.2002 г. N 104-ЗО)
     При  недостаточности  указанных сил  и  средств  в  установленном
законодательством  Российской Федерации  порядке  привлекаются  другие
силы и средства.
     Мероприятия,    направленные   на   предупреждение   чрезвычайных
ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба  и
потерь, в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

          ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
         ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ
        ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

     СТАТЬЯ  7.  Полномочия  Правительства  области по вопросам защиты
                 населения и территории от чрезвычайных ситуаций

     Правительство области в рамках своих полномочий:
     а)   координирует  деятельность  органов  исполнительной   власти
области  по  предотвращению стихийных бедствий, аварий и  катастроф  и
ликвидации их последствий;
     б) осуществляет другие  полномочия,  предусмотренные  Федеральным
законом  "О  защите  населения и территорий от  чрезвычайных  ситуаций
природного и техногенного характера".
     (Статья      в      редакции     Закона     Кировской     области
от 03.10.2002 г. N 104-ЗО)

     СТАТЬЯ  8. Полномочия Законодательного Собрания Кировской области
                в области защиты населения и территории от 
                чрезвычайных ситуаций (В   редакции  Закона  Кировской
                области от 03.10.2002 г. N 104-ЗО)

     Законодательное   Собрание  Кировской  области: (В       редакции
Закона Кировской области от 03.10.2002 г. N 104-ЗО)
     а) осуществляет   законодательное  регулирование  и  обеспечивает
единообразие законов  в  области  защиты  населения  и  территории  от
чрезвычайных ситуаций;
     б) утверждает бюджетные ассигнования  на  создание  финансовых  и
материальных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

     СТАТЬЯ 9.   Полномочия органов местного самоуправления в  области
                 защиты   населения  и  территории   от   чрезвычайных
                 ситуаций

     Органы местного самоуправления:
     а)  создают  при  органах местного самоуправления комиссии по ЧС,
которые  возглавляет  руководитель  органа местного самоуправления или
его заместитель; (В      редакции     Закона     Кировской     области
от 29.12.2004 г. N 302-ЗО)
     б) (Исключен        -        Закон        Кировской       области
от 03.10.2002 г. N 104-ЗО)
     б) осуществляют другие  полномочия,  предусмотренные  федеральным
законом  "О  защите  населения  и  территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.

     СТАТЬЯ 10.  Создание  оперативных органов управления по  вопросам
                 гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям

     Органы   государственной  власти  области  создают  комиссию   по
чрезвычайным  ситуациям, орган повседневного управления, определяют  и
создают  силы  и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций.

     СТАТЬЯ 11. Комиссия по чрезвычайным ситуациям

     Комиссия  по  чрезвычайным  ситуациям осуществляет  межотраслевое
регулирование  в  области  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций,  а  также  координацию деятельности  органов  исполнительной
власти области.
     Основными задачами комиссии являются:
     обеспечение   управления  областной  системы   предупреждения   и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     руководство   работами   по   ликвидации   последствий    крупных
чрезвычайных ситуаций на территории области, определение,  создание  и
обеспечение готовности сил и средств, необходимых для этих целей;
     организация разработки и реализации областных целевых  и  научно-
технических  программ,  направленных  на  предотвращение  чрезвычайных
ситуаций,    защиту    населения   и   на    повышение    устойчивости
функционирования объектов народного хозяйства при возникновении ЧС;
     организация  работ по созданию резервов финансовых и материальных
ресурсов,  предназначенных  для  ликвидации  последствий  чрезвычайных
ситуаций;
     организация  подготовки  населения,  должностных  лиц  и  личного
состава  формирований  областной системы предупреждения  и  ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
     осуществление на территории области государственного  надзора  за
выполнением  мероприятий  по предупреждению  чрезвычайных  ситуаций  и
действиям при их возникновении.

     СТАТЬЯ 12. (Утратила    силу    -    Закон    Кировской   области
от 29.12.2004 г. N 302-ЗО)

     СТАТЬЯ 13.  Силы   и   средства  области  для  предупреждения   и
                 ликвидации чрезвычайных ситуаций

     Органы   исполнительной   власти  области  определяют  и  создают
аварийно-спасательные,   аварийно-   восстановительные   формирования,
службы   наблюдения   и   контроля  для  предупреждения  и  ликвидации
чрезвычайных  ситуаций, а также разрабатывают и утверждают положения о
данных формированиях, определяют их структуру и состав. (В    редакции
Закона Кировской области от 29.12.2004 г. N 302-ЗО)

     СТАТЬЯ 14.  Обязанности организаций в области защиты населения  и
                 территории от чрезвычайных ситуаций

     Организации обязаны:
     а) планировать и осуществлять необходимые меры в  области  защиты
работников и подведомственных объектов производственного и социального
назначения от чрезвычайных ситуаций;
     б) проводить     мероприятия     по     повышению    устойчивости
функционирования   организаций   и    обеспечению    жизнедеятельности
работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
     в) обеспечивать создание,  подготовку и поддержание в  готовности
сил  и  средств  по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
обучение  работников  способам  защиты  и  действиям  в   чрезвычайных
ситуациях;
     г) создавать и поддерживать  в  постоянной  готовности  локальные
системы  оповещения  о чрезвычайных ситуациях,  оповещать работников и
население,  проживающее  в  зоне  возможного  заражения,   об   угрозе
возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
     д) финансировать мероприятия по защите работников организаций  на
подведомственных  объектах  производственного и социального назначения
от чрезвычайных ситуаций и создавать резервы финансовых и материальных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     е) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных  и
других     неотложных     работ     на    подведомственных    объектах
производственного,  социального назначения  и  на  прилегающих  к  ним
территориях  в  соответствии  с  планами  предупреждения  и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.

     СТАТЬЯ 15.  Участие   общественных   объединений   в   ликвидации
                 чрезвычайных ситуаций

     Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях  защиты
населения и территории области от чрезвычайных ситуаций в соответствии
с  законодательством  Российской Федерации и со своими  уставами,  под
руководством председателя соответствующей комиссии по ЧС.
     Участники   ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  от   общественных
объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную  в
аттестационном порядке.
     Ответственность  за  решение  вопросов,  связанных  с  перевозкой
членов  общественных  объединений  к  зоне  чрезвычайных  ситуаций   и
обратно,  организацией размещения, питания, оплаты труда, медицинского
и  других видов обеспечения их деятельности возлагается на комиссии по
ЧС.

     СТАТЬЯ 16.  Права  и  обязанности населения в области  защиты  от
                 чрезвычайных ситуаций

     Население,  проживающее на территории области,  имеет  право:  на
защиту  жизни,  здоровья  и личного имущества в  случае  возникновения
чрезвычайной ситуации;
     на  использование средств коллективной и индивидуальной защиты  и
другое имущество, предназначенное для защиты населения в
     соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     на  обращение  лично  и  коллективно в государственные  органы  и
органы   местного  самоуправления  по  вопросам  защиты  населения   и
территории от чрезвычайных ситуаций.
     Порядок и условия государственного социального страхования,  виды
и  размеры  компенсаций  и льгот в области защиты  жизни,  здоровья  и
личного   имущества  в  случае  возникновения  чрезвычайных   ситуаций
устанавливаются  законодательством Российской  Федерации  и  правовыми
актами Кировской области.
     Население, проживающее на территории области, обязано:
     соблюдать  законы  и  иные нормативные правовые  акты  по  защите
населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
     изучать  основные  способы  защиты  населения  и  территории   от
чрезвычайных  ситуаций,  приемы оказания  первой  медицинской  помощи,
правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
     выполнять   установленные  правила   поведения   при   угрозе   и
возникновении чрезвычайных ситуаций;
     при  необходимости  оказывать содействие в  проведении  аварийно-
спасательных работ.

     СТАТЬЯ 17.  Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных
                 ситуаций

     Подготовка   населения  к  действиям  в  чрезвычайных   ситуациях
является    обязательной   и   осуществляется   в   организациях,    в
образовательных учреждениях, а также по месту жительства.
     Порядок  подготовки  населения определяют  органы  исполнительной
власти  районов  и городов, руководители организаций в соответствии  с
организационными указаниями начальника гражданской обороны области.
     Подготовка  руководителей и специалистов, а также  сил  областной
системы   предупреждения   и   действий   в   чрезвычайных   ситуациях
осуществляется  в  учреждениях среднего  и  высшего  профессионального
образования, в учебно-методическом центре по делам гражданской обороны
и  чрезвычайным ситуациям, в учреждениях повышения квалификации  и  по
месту работы.

     СТАТЬЯ 18.  Пропаганда  знаний  в  области  защиты  населения   и
                 территории от чрезвычайных ситуаций

     Пропаганда  знаний  в области защиты населения  и  территории  от
чрезвычайных  ситуаций  обеспечивается  комиссиями  по  ЧС,   органами
местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
     Для пропаганды указанных знаний обязательно используются средства
массовой информации.

     СТАТЬЯ 19.  Порядок  финансирования  и материального  обеспечения
                 мероприятий  по  защите  населения  и  территории  от
                 чрезвычайных ситуаций

     Финансирование комиссии по ЧС и мероприятий по защите населения и
территории  от  чрезвычайных ситуаций осуществляется за  счет  средств
соответствующих    бюджетов    территориальных    целевых    программ,
утверждаемых и финансируемых в установленном Правительством порядке.
     Для  ликвидации  чрезвычайных ситуаций заблаговременно  создаются
резервы  финансовых  и  материальных  ресурсов.  Перечень  материалов,
оборудования, места их хранения, поддержание их в готовности и порядок
заимствования определяется Правительством  области. (В        редакции
Закона Кировской области от 03.10.2002 г. N 104-ЗО)
     В   представляемом   на   утверждение  Законодательному  Собранию
Кировской  области годовом бюджете предусматривается отдельной статьей
выделение  финансовых  средств  для  защиты  населения и территории от
чрезвычайных ситуаций. (В    редакции    Закона    Кировской   области
от 03.10.2002 г. N 104-ЗО)
     Органы  местного  самоуправления, организации  обязаны  создавать
резервы  финансовых  и  материальных средств самостоятельно  с  учетом
рекомендаций Правительства  области. (В   редакции   Закона  Кировской
области от 03.10.2002 г. N 104-ЗО)
     Финансирование  мероприятий по ликвидации  чрезвычайных  ситуаций
проводится   за   счет  средств  организаций,  находящихся   в   зонах
чрезвычайных  ситуаций,  средств  федеральных  органов  исполнительной
власти,  бюджета области, местных бюджетов, страховых фондов и  других
источников.
     При   отсутствии  или  недостаточности  указанных   средств   для
ликвидации  чрезвычайных ситуаций могут выделяться средства резервного
фонда  Правительства  Российской Федерации  в  порядке,  установленном
Правительством Российской Федерации.

     СТАТЬЯ 20.  Экспертиза,  надзор  и  контроль  в  области   защиты
                 населения и территории от чрезвычайных ситуаций

     Экспертиза,  надзор  и  контроль в  области  защиты  населения  и
территории  от  чрезвычайных  ситуаций  проводятся  в  соответствии  с
задачами, возложенными на областную систему предупреждения и  действий
в  чрезвычайных ситуациях, готовности должностных лиц, сил и средств к
действиям в случае их возникновения.
     Порядок надзора и контроля определяется Правительством  области.
(В редакции Закона Кировской области от 03.10.2002 г. N 104-ЗО)

     СТАТЬЯ 21.  Ответственность за нарушение правовых  и  нормативных
                 актов  в  области  защиты населения и  территории  от
                 чрезвычайных ситуаций

     Виновные  в  невыполнении настоящего закона или иных  правовых  и
нормативных   актов  в  области  защиты  населения  и  территории   от
чрезвычайных   ситуаций,  создании  условий   и   предпосылок   к   их
возникновению,  непринятии мер по защите жизни и  сохранению  здоровья
людей  и в других противоправных действиях должностные лица и граждане
несут   дисциплинарную,   административную,   гражданско-правовую    и
уголовную   ответственность,  а  организации  -   административную   и
гражданско-правовую  ответственность  в  соответствии  с   действующим
законодательством.

     СТАТЬЯ 22. Вступление настоящего закона в силу

     Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.


Глава администрации
области   В. Десятников

г. Киров
9 апреля 1996 года
N 15-ЗО


Информация по документу
Читайте также