Расширенный поиск

Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 05.03.2013 № 146-р

 

          05.03.2013         146                                                  05.03.2013            146

 

                 Шупашкар хули                                                                г. Чебоксары

 

 

 

1. В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 436 «О порядке предоставления в 2011–2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования» утвердить прилагаемый Комплекс мер по модернизации системы общего образования Чувашской Республики в 2013 году и на период до 2020 года.

2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.

 

 

 

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики                                                                          И.Моторин

 

 

 

Утвержден

распоряжением Кабинета Министров

Чувашской Республики

от 05.03.2013   № 146-р

 

 

КОМПЛЕКС МЕР

по модернизации системы общего образования Чувашской Республики

в 2013 году и на период до 2020 года

 

 

Раздел I. Анализ реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования Чувашской Республики в 2011–2012 годах

 

1. Наиболее значимые результаты в общем образовании Чувашской Республики, достигнутые за счет реализации Комплекса мер по модернизации общего образования Чувашской Республики в 2011 году, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 июля 2011 г. № 252-р, и Комплекса мер по модернизации системы общего образования Чувашской Республики в 2012 году, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 февраля 2012 г. № 84-р, фиксируемые с использованием данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике – Чувашии, мониторинга национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», региональных мониторингов

Реализация Комплекса мер по модернизации общего образования Чувашской Республики в 2011 году, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 июля 2011 г. № 252-р, и Комплекса мер по модернизации системы общего образования Чувашской Республики в 2012 году, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 февраля 2012 г. № 84-р (далее – Комплекс мер), в 2011 и 2012 годах стала логическим продолжением приоритетных структурных реформ в школьном образовании, начатых в рамках приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». На его реализацию в 2011 и 2012 годах дополнительно было направлено 3,2 млрд. рублей.

Одним из основных социально значимых результатов реализации Комплекса мер в 2011 и 2012 годах стало повышение заработной платы педагогических работников системы общего образования. Впервые за последние десятилетия было заявлено о доведении средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений до средней зарплаты в Чувашской Республике. Для решения этой задачи в 2011–2012 годах дополнительно в систему школьного образования было направлено более 220 млн. рублей. В результате средняя зарплата учителей школ в целом за 2012 год составила 15928 рублей. Показатели результативности предоставления субсидии в части заработной платы учителей в 2011 и 2012 годах выполнены полностью. Благодаря реализации Комплекса мер в 2011 и 2012 годах доля стимулирующей части в фонде оплаты труда учителей (далее – ФОТ) увеличилась с 25 процентов в 2011 году до 33 процентов в 2012 году. При этом средний размер стимулирующих выплат учителям увеличился с 3128 рублей в 2011 году до 5195 рублей в 2012 году.

Еще одним важным результатом можно назвать существенное укрепление материально-технической базы школ и создание современных условий обучения в 79,1 процента школ республики. Более 223 млн. рублей было направлено на проведение ремонтных работ (замена окон, ремонт крыш, модернизация коммуникаций и др.), более 296 млн. рублей – на приобретение современного компьютерного, учебно-производственного и спортивного оборудования.

В результате реализации Комплекса мер в 2011–2012 годах в системе общего образования создан новый организационно-экономический механизм. Общеобразовательные учреждения республики финансируются по подушевому принципу, что позволило перейти от финансирования учреждений к финансированию потребителей образовательных услуг. Это стало реальной государственной гарантией финансового обеспечения права каждого ученика на получение качественных образовательных услуг независимо от места проживания.

Введение нормативного подушевого финансирования, новой системы оплаты труда педагогических работников, укрепление материально-технической базы наряду с повышением финансово-хозяйственной самостоятельности школ позволили сформировать конкурентную среду для образовательных учреждений и, как следствие, обеспечить повышение качества и доступности образования. Не менее важным следствием стала оптимизация сети школ, которая в свою очередь способствовала повышению эффективности бюджетных вложений в систему образования. Так, несмотря на уменьшение численности учащихся, их число в расчете на одного учителя практически сохраняется на уровне 2001 года и в 2012 году составило 13 человек (в России в среднем – 10,9). Наполняемость классов в среднем составила 19,18 человека (в России – 18).

В результате проведенной работы в Чувашии создана эффективная образовательная сеть школ различных моделей. В 138 базовых и кустовых школах сконцентрированы финансовые, материально-технические и педагогические ресурсы, что позволило организовать качественное профильное обучение для всех старшеклассников независимо от места их проживания. В базовые школы ежедневно на 305 автобусах подвозятся более 14 тыс. школьников из 1442 населенных пунктов (100-процентный охват всех нуждающихся в перевозке). Еще 21 автобус совершает разовые перевозки детей. За 2011–2012 годы практически полностью обновлены автобусы 2002–2003 годов выпуска, все автобусы оснащены системой спутниковой навигации ГЛОНАСС, что позволяет обеспечивать безопасность перевозок и эффективно использовать бюджетные средства.

Реализуется также ряд проектов, направленных на дальнейшее развитие профильного обучения, индивидуализации образования: созданы инженерно-технические классы в 35 школах, осуществляется республиканский проект «Мое образование» по внедрению технологий дифференциации и индивидуализации образования на старшей ступени обучения (в 45 школах) и др. Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее – Минобразования Чувашии) совместно с Государственной службой занятости населения Чувашской Республики выполняет план совместных мероприятий по профориентационной работе с учащимися школ. В каждом муниципальном районе и городском округе республики реализуется муниципальная программа профильного обучения.

Как результат, из года в год увеличивается доля выпускников 9-х классов, поступивших в образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования или на профильное обучение по программам среднего полного (общего) образования: в 2010 году – 83,8 процента, в 2011 году – 90,27 процента, в 2012 году – 92,6 процента (показатель 1.4 мониторинга национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»). Особый акцент при этом делается на поступлении детей в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования: в 2010 году –
33,0 процента, в 2011 году – 38,3 процента, в 2012 году – 41,4 процента. При этом значительно выросла доля выпускников, ориентированных на дальнейшее получение инженерно-технического образования в системе начального профессионального (с 76 процентов от общей численности поступивших в учреждения в 2010 году до 83 процентов в 2012 году) и среднего профессионального образования (с 48 процентов от общей численности поступивших в учреждения в
2010 году до 55 процентов в 2012 году).

Не менее важным направлением, получившим значительное развитие в ходе реализации Комплекса мер в 2011 и 2012 годах, является система работы с одаренными детьми. В республике создана сеть инновационных образовательных учреждений, проводятся интеллектуальные и творческие конкурсы различных уровней, реализуются индивидуальные программы сопровождения одаренных детей, внедрены механизмы материальной и моральной поддержки и др. Особые условия созданы в 10 гимназиях, 8 лицеях, 17 школах с углубленным изучением отдельных предметов и базовых школах в сельской местности (в них обучаются 36 процентов городских школьников и 66 процентов сельских школьников республики). Действует республиканский центр по работе с талантливыми детьми. Самым популярным мероприятием являются многоуровневые предметные олимпиады (показатели группы 3.1 мониторинга национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»). Результаты всероссийской олимпиады напрямую связаны с эффективностью организации предметных олимпиад на школьном и муниципальном уровнях. Если в 2010 году в школьном этапе приняли участие 61,2 процента учащихся, то в 2012 году – 80,0 процента.

Как показывают данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике – Чувашии, благодаря реализации Комплекса мер в 2011 и 2012 годах значительно улучшился ряд показателей, в том числе:

число персональных компьютеров на одну школу (2010 г. – 25 шт.,
2011 г. – 25 шт., 2012 г. – 31 шт.);

доля общеобразовательных учреждений, имеющих все виды благоустройства, в общем числе общеобразовательных учреждений (2010 г. – 62,6 процента, 2011 г. – 72,3 процента, 2012 г. – 79,1 процента);

доля обучающихся, пользующихся горячим питанием, в общей численности обучающихся (2010 г. – 91,6 процента, 2011 г. – 93,1 процента, 2012 г. –
93,5 процента);

доля учителей государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет, в общей численности учителей государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений (2010 г. – 6,4 процента, 2011 г. – 6,5 процента, 2012 г. – 7,7 процента).

Косвенным, но социально важным результатом модернизации системы школьного образования является функционирование дошкольных групп в каждой третьей школе в Чувашской Республике: создано более 4000 мест, что заменило строительство 20 новых детских садов.

Изменение условий работы в школе, насыщение школы современной техникой, смена приоритетов в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами – все это потребовало использования новых технологий в работе учителя, повышения его квалификационного уровня. Всего за 2011–2012 годы курсы повышения квалификации прошли 5057 педагогических работников общеобразовательных учреждений. Решается проблема работы в общеобразовательных учреждениях учителей без соответствующей квалификации («неспециалистов»), которых на начало 2012 года было 450 человек. В 2012 году переподготовку за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики прошли 240 «неспециалистов» (учителя начальных классов, физической культуры, иностранных языков, информатики и информационно-коммуни­кационных технологий, технологии, географии, специалисты по коррекционной педагогике и специальной психологии).

 

2. Опыт, наработанный в ходе реализации Комплекса мер в 2011–
2012 годах в республике, который может быть практически использован другими регионами

Наиболее эффективно в республике реализуется проект развития дистанционного образования детей-инвалидов, в 2012 году дистанционно обучались 180 учащихся с ограниченными возможностями здоровья, т.е. 100 процентов детей-инвалидов, не имеющих медицинских противопоказаний для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Сформирована республиканская сеть дистанционных муниципальных центров, включающих
103 общеобразовательных учреждения республики. Работа указанной сети координируется Республиканским центром дистанционного образования (далее – РЦДО).

Обучением в дистанционной форме занимаются 486 учителей с высшим педагогическим образованием, которые прошли специальные курсы повышения квалификации по программе «Использование средств информационно-коммуни­кационных технологий для обучения детей-инвалидов».

Обучение ведется по дистанционной индивидуальной форме на основе платформы, включающей в себя электронные журналы, электронные дневники, расписание, предметные курсы. Предметные курсы создаются каждым учителем по своему предмету в специальной учебной среде Moodle. В данной дистанционной оболочке собран весь необходимый учебный теоретический материал, а также материал для контроля знаний: практические задания, опросы, контрольные работы, итоговые тесты и т.д. В этой учебной среде педагоги размещают и такие информационные ресурсы, как презентации, видеоуроки, аудиофайлы, видеоролики, учебные фильмы, различные интерактивные задания. Все материалы размещены таким образом, что ученик может изучать новые темы курса как совместно с учителем, так и самостоятельно, а при необходимости – возвращаться к уже пройденному. Расписание занятий составляется с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, размещается на сайте РЦДО, а также в школьной образовательной сети dnevnik.ru.

Чувашия может также транслировать опыт формирования единой информационной образовательной среды. Все образовательные учреждения подключены к интрасети «Чувашия», а доступ в информационно-телекоммуникацион­ную сеть «Интернет» (далее – сеть «Интернет») организован через единую точку входа. Эта схема позволяет значительно снизить стоимость потребления трафика за счет локализации образовательных ресурсов сети «Интернет» (единый портал сайтов, единая почтовая служба, сервер видеотрансляций, единая система контент-фильтрации и др.). Средняя скорость Интернета в городе – 1,5 Мбт/с, в селе – 512 Кбт/с, а средняя скорость внутри интрасети «Чувашия» – 6 Мбт/с. Все школы имеют сайты в сети «Интернет». Действует около 20 сетевых методических интернет-сообществ учителей-предметников, организованных Ассоциацией учителей Чувашской Республики, что позволяет учителю получить оперативный доступ к новому педагогическому опыту, получить квалифицированную методическую помощь.

В настоящее время 161 общеобразовательное учреждение ведет электронные дневники и журналы (32,9 процента всех школ республики), домашние компьютеры учителей и учащихся интегрированы в единую образовательную сеть. Кроме того, в Аликовском районе создана пилотная площадка по внедрению единой автоматизированной информационной системы на муниципальном уровне. В результате руководство каждой школы и органы управления образованием имеют информационную базу для принятия управленческих решений без дополнительного сбора информации, что позволяет освободить учителя от несвойственных ему функций.

 

3. Социальные эффекты в системе общего образования от реализации Комплекса мер в 2011 и 2012 годах, выявленные в ходе мониторинга реализации государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования» на 2012–2020 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 декабря 2011 г. № 589

Повышение качества общего образования, которое выявляется в ходе проведения государственной итоговой аттестации выпускников в форме единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ). Средний балл ЕГЭ по русскому языку в 2012 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 3,78 балла и составил 65,79, по математике – остался на уровне 2010 года и составил 50,32 балла. Результаты ЕГЭ по обязательным предметам в 2012 году значительно выше среднероссийских показателей:

 

Предмет

Средний балл по Чувашской Республике

Средний балл по Российской Федерации

Русский язык

65,79

61,07

Математика

50,32

44,60

 

Доля сдавших 3 и более предмета в 2012 году составила 89,69 процента. Неуклонно растет количество выпускников, выбирающих предметы естественно-математического цикла. Так, по сравнению с 2010 годом доля выбравших физику выросла на 2,2 процента (2012 г. – 25,57 процента), химию – на 4,91 процента (2012 г. – 11,64 процента), биологию – на 4,26 процента (2012 г. – 19,27 процента). Данные показывают, что выбор выпускниками профиля подготовки начинает совпадать с реальными потребностями экономики в технических специалистах.

Развитие государственно-общественного управления системой образования. Созданы Республиканский союз попечителей образования, руководителей образовательных учреждений, Ассоциация учителей Чувашской Республики, муниципальные общественные советы. Все школы республики имеют попечительские или управляющие советы, оказывающие влияние на управление школой, на организацию учебного процесса и т.д. Повышение самостоятельности учреждений требует большей открытости их деятельности, что прежде всего отражается на официальном сайте. В настоящее время практически все школы размещают на своих сайтах информацию о материально-технической базе, финансово-хозяйственной деятельности, заработной плате учителей и т.д.

Повышение статуса педагогических работников, создание стимула для поддержки и привлечения высококвалифицированных кадров в систему общего образования. Введение новой системы оплаты труда и формирование доли стимулирования в общем фонде оплаты труда в размере более 30 процентов позволило создать систему дополнительной мотивации для качественной работы. Более 15 процентов результативных учителей республики получают заработную плату не менее чем в 1,5 раза выше средней заработной платы по региону. Сформирована республиканская система поддержки молодых педагогов. В республике 374 педагога (4 процента) имеют стаж работы менее 2 лет (2010 г. – 3,9 процента). В некоторых муниципалитетах, где приняты дополнительные меры стимулирования молодых педагогов, их доля составляет более 6 процентов (гг. Чебоксары, Новочебоксарск и др.).

Достигнутые значения показателей результативности предоставления субсидии в 2011, 2012 годах, объемы финансирования мероприятий Комплекса мер в 2012 году представлены в табл. 1–3.

 

Таблица 1

 

Значения показателей результативности предоставления субсидии

Чувашской Республике на конец 2011 года

 

 

№ пп

Наименование показателя

результативности предоставления субсидии

Значения показателя результативности предоставления субсидии

план

факт

1.

Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за
IV квартал 2011 года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за I квартал 2011 года (проценты)

106,5

107,65

2.

Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты)

10,5

10,5

2.1.

Начальное общее образование (проценты)

27,4

27,4

2.2.

Основное общее образование (проценты)

0

0

2.3.

Среднее (полное) общее образование (проценты)

0

0

3.

Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты)

20,0

20,0

4.

Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей (проценты)

12,0

12,0

5.

Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты)

9,6

17,0

6.

Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов

положительная

положительная

 

Таблица 2

 

Значения показателей результативности предоставления субсидии

Чувашской Республике на конец 2012 года

 

№ пп

Наименование показателя
результативности предоставления субсидии

Значения показателя результативности предоставления субсидии

план

факт

 

1

2

3

4

1.

Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за
IV квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации в прошлом году (проценты)

105,65

123,48

2.

Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты)

18,0

20,7

2.1.

Начальное общее образование (проценты)

51,0

51,1

2.2.

Основное общее образование (проценты)

0,2

0,3

2.3.

Среднее (полное) общее образование (проценты)

0

0

3.

Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты)

20,0

28,5

4.

Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений (проценты)

7,0

19,0

5.

Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты)

18,0

21,6

6.

Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов

положительная

положительная


Таблица 3

 

Объемы финансирования мероприятий Комплекса мер в 2012 году

(тыс. рублей)

 

№ п/п

Мероприятие

Объемы финансирования

всего

в том числе

федеральный бюджет

бюджет субъекта Российской Федерации

всего

региональный

бюджет

местные бюджеты

внебюджетные источники

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

1.

Приобретение оборудования, в том числе:

376458,2

376458,2

376458,2

376458,2

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

1.1.

Учебно-лабораторное оборудование

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

1.2.

Учебно-производст­венное оборудование

45308,9

45308,9

45308,9

45308,9

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

1.3.

Спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений

46164,4

46164,4

46164,4

46164,4

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

1.4.

Спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений

24196,5

24196,5

24196,5

24196,5

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

1.5.

Компьютерное оборудование

180540,4

180540,4

180540,4

180540,4

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

1.6.

Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся

10010,6

10010,6

10010,6

10010,6

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

1.7.

Оборудование для школьных столовых

70237,4

70237,4

70237,4

70237,4

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

1.8.

Оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

2.

Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся

96462,0

96462,0

96462,0

96462,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

3.

Пополнение фондов школьных библиотек

137144,400

137144,385

115513,200

115513,185

21631,2

21631,2

21631,2

21631,2

0,0

0,0

0,0

0,0

4.

Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования)

2390,0

2390,0

2390,0

2390,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

5.

Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей

10013,1

10013,1

10013,1

10013,1

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

6.

Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе:

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

6.1.

Увеличение пропускной способности и оплата интернет-тра­фика

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

6.2.

Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

7.

Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

8.

Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений

220756,500

220726,696

200226,500

200226,389

20530,000

20500,307

20530,000

20500,307

0,0

0,0

0,0

0,0

9.

Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Итого

843224,200

843194,381

801063,000

801062,874

42161,200

42131,507

42161,200

42131,507

0,0

0,0

0,0

0,0


Информация по документу
Читайте также