Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.06.2005 № 138 КАБИНЕТ МИНИСТРОВ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
01.06.2005 N 138
О Республиканской программе
содействия занятости населения в сельской местности Чувашской Республики
на 2005-2010 годы
(В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики
от 13.04.2006 № 90)
Во исполнение Закона Чувашской Республики от 25 ноября 2003 г. N 39 "Об утверждении Комплексной программы экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы", Указа Президента Чувашской Республики от 8 января 2004 г. N 1 "О дополнительных мерах по содействию занятости населения и повышению эффективности труда в сельской местности" и в целях реализации государственной политики в области занятости населения Чувашской Республики Кабинет Министров Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу содействия занятости населения в сельской местности Чувашской Республики на 2005-2010 годы (далее - Программа). 2. Определить Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики государственным заказчиком Программы. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики
от 13.04.2006 № 90)
3. При очередном уточнении республиканского бюджета Чувашской Республики внести Программу на утверждение Государственного Совета Чувашской Республики одновременно с соответствующим проектом закона Чувашской Республики. 4. Министерству финансов Чувашской Республики и Министерству экономического развития и торговли Чувашской Республики при разработке проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующие годы предусматривать выделение средств на финансирование мероприятий, предусмотренных Программой. Установить, что в ходе реализации Программы объемы финансирования
программных мероприятий подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики. 5. Органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой. 6. Рекомендовать органам местного самоуправления Чувашской Республики принять участие в финансировании Программы, разработать и утвердить местные целевые программы по содействию занятости населения
с учетом положений Программы. 7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.04.2006 № 90) Председатель
Кабинета Министров
Чувашской Республики С.Гапликов УТВЕРЖДЕНА
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 01.06.2005 N 138 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА
содействия занятости населения в сельской местности
Чувашской Республики на 2005-2010 годы
(В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики
от 13.04.2006 № 90)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы - Республиканская программа содействия занятости населения в сельской местности Чувашской Республики на 2005-2010 годы
Основания для разработки - Закон Чувашской Республики от 25 ноября 2003 г. N 39 "Об утверждении Комплексной программы экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы";
Указ Президента Чувашской Республики от 8 января 2004 г. N 1 "О дополнительных мерах по содействию занятости населения и повышению эффективности труда в сельской местности";
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2004 г. N 83 "О плане мероприятий по реализации Указа Президента Чувашской Республики "О дополнительных мерах по содействию занятости населения и повышению эффективности труда в сельской местности" Государственный заказчик - Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (В редакции Постановления
Кабинета Министров Чувашской
Республики от 13.04.2006 № 90)
Основные разработчики - Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики; Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.04.2006 № 90) Цели - содействие занятости населения в сельской местности Чувашской Республики, рост уровня жизни сельского населения, сокращение безработицы, снижение социальной напряженности в сельской местности
Задачи Программы - создание и сохранение рабочих мест в сельской местности;
развитие предпринимательства и личных подсобных хозяйств;
повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности безработных граждан в сельской местности путем содействия регулированию временной занятости и трудовой миграции; создание условий для мотивации к занятости в сельской местности;
расширение профессиональной переподготовки безработных граждан; привлечение для работы в сельской местности профессионально подготовленных специалистов;
информационно-методическое обеспечение занятости населения в сельской местности
Срок реализации Програм- - 2005-2010 годы
мы
Перечень основных меро- - совершенствование нормативно-правового приятий и договорного регулирования в целях содействия занятости населения в сельской местности;
развитие отраслей экономики и предпринимательства с целью создания и
сохранения рабочих мест;
содействие временной занятости, самозанятости, трудовой миграции и досугу населения в сельской местности;
развитие мотивации к труду, профессионального обучения и переподготовки;
информационно-методическое обеспечение
программных мероприятий
Исполнители - Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики, Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики, Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики, Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, Министерство по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики, Государственный комитет Чувашской Республики по связи и информатизации, органы местного самоуправления Чувашской Республики (по согласованию), Управление Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике (по согласованию), Территориальное управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике (по согласованию) (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.04.2006 № 90) Объемы и источники фи- - общий объем финансирования Программы в нансирования 2005-2010 годах - 797697 тыс. рублей, в том числе средства: федерального бюджета - 17984 тыс. рублей (предполагается);
республиканского бюджета Чувашской Республики - 21690 тыс. рублей; местных бюджетов - 35721 тыс. рублей (предполагается);
внебюджетных источников - 722302 тыс. рублей Ожидаемые конечные ре- - создание новых рабочих мест в сельской зультаты реализации Про- местности - 3381 рабочее место; граммы снижение уровня регистрируемой сельской безработицы до 1,35% Система организации и - контроль за реализацией Программы контроля за исполнением осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. (В редакции Постановления Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 13.04.2006 № 90)
Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 1 февраля представляют информацию в Министерство труда, социальной и демографической политики Чувашской Республики.
Министерство труда, социальной и демографической политики Чувашской Республики обобщает информацию и ежегодно в срок до 1 марта до 2011 г. докладывает Кабинету Министров Чувашской Республики о ходе выполнения Программы.
Введение
Республиканская программа содействия занятости населения в сельской местности Чувашской Республики на 2005-2010 годы (далее -
Программа) разработана в соответствии с Законом Чувашской Республики
от 25 ноября 2003 г. N 39 "Об утверждении Комплексной программы экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы", Указом Президента Чувашской Республики от 8 января 2004 г. N 1 "О дополнительных мерах по содействию занятости населения
и повышению эффективности труда в сельской местности", постановлением
Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2004 г. N 83 "О плане мероприятий по реализации Указа Президента Чувашской Республики "О дополнительных мерах по содействию занятости населения и повышению
эффективности труда в сельской местности". I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
В Послании Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2005 года "Великие
свершения требуют великих замыслов" одним из приоритетных направлений
социального развития в сельской местности обозначены меры по обеспечению эффективной занятости, расширению рынка труда, активизации человеческого потенциала. Сельская территория - сложная социально-экономическая система общества, в связи с чем стратегия изменения ситуации в сфере занятости
во многом определяется состоянием и перспективами решения проблем развития сельской инфраструктуры, развития производства и поддержания
предпринимательства. Плотность населения, человек на 1 кв. км
на 1 января 2004 года:
Российская Федерация 8,4 Приволжский федеральный
округ 29,8 Чувашская Республика 71,3 В Чувашской Республике, занимающей по плотности населения одно из первых мест в Российской Федерации, проблема явной и латентной безработицы в сельской местности становится все более острой. Положение усугубляется невысоким уровнем доходов сельского населения.
В сельской местности сохраняется отставание от среднереспубликанского
уровня среднемесячной заработной платы в крупных и средних организациях (на 1 января 2005 г. - от 20 до 60%).
Динамика среднегодовой численности занятых в экономике в 2000-2003 годах (тыс. человек)
------------------------T----------T----------T----------T-----------¬ ¦ ¦ 2000 год ¦ 2001 год ¦ 2002 год ¦ 2003 год ¦ +-----------------------+----------+----------+----------+-----------+ ¦ по республике ¦ 610,4 ¦ 609,5 ¦ 611,7 ¦ 606,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в сельском хозяйстве, ¦ 154,5 ¦ 135,9 ¦ 127,8 ¦ 109,9 ¦ ¦ включая крестьянские ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (фермерские) и личные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подсобные хозяйства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-----------------------+----------+----------+----------+------------ Продолжается процесс урбанизации: доля населения в сельской местности Чувашской Республики продолжает сокращаться, и, по прогнозным данным, к 2010 году его численность составит 481,2 тыс. человек, или 37,8% от общей численности населения. На начало 2005 года численность населения в сельской местности составила 508,1 тыс. человек, или 39,1% от общей численности населения в Чувашской Республике. Динамика численности населения в сельской местности Чувашской
Республики в 2001-2005 годах (тыс. человек) на начало года
-----------------T----------T----------T----------T----------T----------¬ ¦ ¦ 2001 год ¦ 2002 год ¦ 2003 год ¦ 2004 год ¦ 2005 год ¦
+----------------+----------+----------+----------+----------+----------+ ¦ все население ¦ 525,5 ¦ 519,7 ¦ 515,5 ¦ 510,2 ¦ 508,1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ трудоспособное ¦ 269,6 ¦ 271,4 ¦ 270,8 ¦ 274,9 ¦ ¦ ¦ население ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L----------------+----------+----------+----------+----------+----------- данные на начало 2001, 2002 годов - с учетом Всероссийской переписи населения 2002 года
По сравнению с 2001 годом численность населения в сельской местности уменьшилась на 17,4 тыс. человек, или на 3,1%, однако численность населения трудоспособного возраста (по данным на начало
2004 года) выросла на 2% и составила 274,9 тыс. человек, или 34,1% от
общей численности трудоспособного населения в Чувашской Республике. В
предстоящий десятилетний период прогнозируется рост численности лиц трудоспособного возраста до 278,8 тыс. человек, что определяет благоприятные перспективы социально-экономического развития села. Численность экономически активного населения в сельской местности
за 2001-2004 годы осталась практически на том же уровне (244 тыс.
человек). При этом численность занятых уменьшилась с 229 до 219 тыс. человек. Доля незанятых в численности экономически активного населения
составляет 25 тыс. человек, в числе которых - занятые за пределами республики, самозанятые различными видами деятельности без регистрации в качестве предпринимателей. Динамика численности экономически активного и занятого
населения в сельской местности в 2001-2004 годах (тыс. человек)
--------------------T----------T----------T----------T----------¬ ¦ ¦ 2001 год ¦ 2002 год ¦ 2003 год ¦ 2004 год ¦
+-------------------+----------+----------+----------+----------+ ¦ все население ¦ 245 ¦ 245 ¦ 239 ¦ 244 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ занятое население ¦ 229 ¦ 221 ¦ 216 ¦ 219 ¦ L-------------------+----------+----------+----------+----------- За последние годы из-за падения объемов производства, изменения социально-экономических условий существенно сократилось число занятых
в сельской местности. Так, среднегодовая численность работающих в крупных и средних организациях в 2004 году по сравнению с 2001 годом снизилась с 191,5 до 133,7 тыс. человек, или на 30,2%. Наибольшее снижение среднегодовой численности работающих по крупным и средним организациям (таблица 1) наблюдается в Шемуршинском (49,1%), Урмарском (46,3%), Янтиковском (42,9%), Канашском (37,1%), Мариинско-Посадском (36,9%) районах, наименьшее - в Цивильском (16,6%), Ядринском (20,8%),
Чебоксарском (21,9%), Моргаушском (24,4%) районах. Численность занятых в крупных и средних сельскохозяйственных организациях сельской местности уменьшилась с 83,0 до 47,2 тыс. человек, или на 56,8%. Вместе с тем в сложившейся ситуации на рынке труда проблема снижения количества работающих в организациях сельской местности не
является основной, поскольку еще не исчерпан потенциал развития предпринимательской инициативы и различных форм самозанятости сельского населения. Таблица 1
Среднегодовая численность работающих в районах Чувашской Республики
по крупным и средним организациям за 2001-2004 годы (тыс. человек)
-----------------------T----------T----------T----------T----------¬ ¦ Наименования районов ¦ 2001 год ¦ 2002 год ¦ 2003 год ¦ 2004 год ¦ +----------------------+----------+----------+----------+----------+ ¦ Алатырский ¦ 6,4 ¦ 6,1 ¦ 5,5 ¦ 4,9 ¦ ¦ Аликовский ¦ 7,8 ¦ 7,4 ¦ 6,6 ¦ 5,3 ¦ ¦ Батыревский ¦ 12,7 ¦ 12,0 ¦ 9,5 ¦ 8,2 ¦ ¦ Вурнарский ¦ 13,2 ¦ 12,9 ¦ 11,3 ¦ 9,3 ¦ ¦ Ибресинский ¦ 8,4 ¦ 8,2 ¦ 7,5 ¦ 5,8 ¦ ¦ Канашский ¦ 11,6 ¦ 10,9 ¦ 9,1 ¦ 7,3 ¦ ¦ Козловский ¦ 8,1 ¦ 7,6 ¦ 6,7 ¦ 5,4 ¦ ¦ Комсомольский ¦ 8,9 ¦ 8,9 ¦ 7,5 ¦ 6,4 ¦ ¦ Красноармейский ¦ 6,9 ¦ 6,8 ¦ 6,0 ¦ 4,6 ¦ ¦ Красночетайский ¦ 6,1 ¦ 5,6 ¦ 5,1 ¦ 4,4 ¦ ¦ Мариинско-Посадский ¦ 8,4 ¦ 7,8 ¦ 6,8 ¦ 5,3 ¦ ¦ Моргаушский ¦ 13,1 ¦ 12,3 ¦ 11,6 ¦ 9,9 ¦ ¦ Порецкий ¦ 5,4 ¦ 5,3 ¦ 5,0 ¦ 3,6 ¦ ¦ Урмарский ¦ 8,2 ¦ 7,3 ¦ 6,3 ¦ 4,4 ¦ ¦ Цивильский ¦ 12,0 ¦ 11,7 ¦ 11,3 ¦ 10,0 ¦ ¦ Чебоксарский ¦ 16,4 ¦ 16,5 ¦ 15,6 ¦ 12,8 ¦ ¦ Шемуршинский ¦ 5,5 ¦ 4,9 ¦ 3,8 ¦ 2,8 ¦ ¦ Шумерлинский ¦ 5,4 ¦ 5,2 ¦ 4,6 ¦ 3,5 ¦ ¦ Ядринский ¦ 12,5 ¦ 12,3 ¦ 11,7 ¦ 9,9 ¦ ¦ Яльчикский ¦ 8,2 ¦ 8,2 ¦ 7,3 ¦ 6,0 ¦ ¦ Янтиковский ¦ 6,3 ¦ 5,9 ¦ 4,9 ¦ 3,9 ¦ +----------------------+----------+----------+----------+----------+ ¦ Итого ¦ 191,5 ¦ 183,8 ¦ 163,7 ¦ 133,7 ¦ L----------------------+----------+----------+----------+----------- Динамика среднегодовой численности работающих в организациях сельской местности в 2001-2004 годах (тыс. человек)
---------------------T----------T----------T----------T-----------¬ ¦ ¦ 2001 год ¦ 2002 год ¦ 2003 год ¦ 2004 год ¦ +--------------------+----------+----------+----------+-----------+ ¦ сельская местность ¦ 191,5 ¦ 183,8 ¦ 163,7 ¦ 133,7 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сельское хозяйство ¦ 83 ¦ 75 ¦ 58,1 ¦ 47,2 ¦ L--------------------+----------+----------+----------+------------ На фоне снижения уровня занятости в сельской местности имеет место дефицит специалистов в сельскохозяйственном производстве, одной
из причин которого является отсутствие стимулирующих факторов и льгот для привлечения подготовленных специалистов, в том числе выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования соответствующей специализации. В последние годы после окончания таких образовательных учреждений в организациях агропромышленного комплекса
ежегодно трудоустраиваются не более 12% выпускников. Доля выпускников, трудоустраивающихся по специальности в сельскохозяйственных организациях, еще меньше.
Современное производство предъявляет новые, более высокие требования к профессиональному уровню работников, которые должны обладать высокой профессиональной мобильностью в условиях развивающейся сельской инфраструктуры. Однако невысокий уровень жизни
и распространение асоциальных явлений ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям. Низкий уровень подготовки и квалификации кадров в сельской местности негативно сказывается на состоянии дел с культурой производства, условиями и охраной труда в организациях, проблемы с которыми, в свою очередь, отражаются на перспективах их выживаемости в сложившихся рыночных условиях.
Проблемы развития кадрового потенциала в сельской местности наряду с ухудшением положения в производственной сфере непосредственно связаны с проблемой безработицы среди сельского населения. На 1 января
2005 г. численность зарегистрированных безработных в Чувашской Республике составила 13747 человек, из них в сельской местности - 3916. Динамика уровня регистрируемой безработицы
в сельской местности в 2001-2004 годах (%) 2001 год - 1,3
2002 год - 1,3
2003 год - 1,3
2004 год - 1,4
Уровень регистрируемой безработицы в сельской местности по сравнению с 2001 годом вырос с 1,3 до 1,4%. При этом наблюдается значительная дифференциация районов Чувашской Республики по уровню регистрируемой безработицы. Высокий его уровень отмечается в Алатырском (3,2%), Урмарском (2,4%), Шумерлинском и Яльчикском (2,2%)
районах, низкий - в Вурнарском и Моргаушском (0,7%), Ибресинском и Ядринском (0,9%) районах.
Динамика уровня безработицы в сельской местности
по методологии МОТ в 2001-2004 годах
2001 год - 6,8 2002 год - 10 2003 год - 9,8 2004 год - 10,5
Проблема трудоустройства высвобождающейся рабочей силы в сельской местности является приоритетной задачей государственной политики и будет еще более актуальной в ближайшей перспективе из-за внедрения более современной высокопроизводительной техники, технологии, без которых невозможно повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции по качеству в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Количество работников, высвобождаемых в сельскохозяйственных организациях за счет внедрения высокопроизводительных ресурсо- и энергосберегающих сельскохозяйственных технологий, к 2010 году ориентировочно достигнет
15 тыс. человек. С высвобождением персонала организаций сельской местности возникают условия для расширения возможностей по реализации предпринимательских способностей наиболее активной частью населения. С 2001 по 2004 год доля занятости в предпринимательстве и самозанятости
в общей численности занятых в сельской местности возросла с 16,4 до 34,4%. На 1 января 2005 г. количество крестьянских (фермерских) хозяйств достигло 1948, личных подсобных хозяйств - 210,2 тысячи. Анализ данных, предоставленных администрациями районов, о трудовых ресурсах и занятости населения в сельской местности за последние 4 года, а также о прогнозируемых показателях на период до 2010 года показывает, что подходы к этим проблемам в районах не всегда адекватны фактическому положению дел в районах. В большинстве районов не ведется учет занятости населения, не связанной с необходимостью заключения трудового договора (ведение домашних хозяйств с целью
производства сельскохозяйственной продукции для реализации, ремесленничество, работа по договорам подряда и другие), а также выезжающих на работу за пределы района, кроме случаев направления в другие регионы органами государственной службы занятости. Динамика численности граждан сельской местности, направленных на предприятия других регионов Российской Федерации
в 2001-2004 годах (человек)
2001 год - 704
2002 год - 520
2003 год - 554
2004 год - 589
В Алатырском, Комсомольском, Яльчикском, Мариинско-Посадском и Ядринском районах имеет место увеличение численности экономически активного населения. В Вурнарском, Мариинско-Посадском и Ядринском районах растет численность трудоспособного населения. В Комсомольском, Аликовском, Ядринском и Моргаушском районах наблюдается увеличение численности занятых при неблагоприятных показателях безработицы в целом. В Красноармейском, Чебоксарском, Канашском, Мариинско-Посадском и Янтиковском районах при относительно высоком уровне безработицы невысока трудовая миграция. В целом, на основании представленных сведений, не представляется возможным объективно проанализировать движение экономически активного населения и трудовых ресурсов в сельской местности в разрезе районов. Исходя из вышеприведенного анализа заслуживают внимания следующие выводы об особенностях занятости населения в сельской местности. Труд в организациях сельской местности малопривлекателен для населения как по условиям труда, так и по уровню его оплаты.
Недостаток финансовых средств и проблемы сельской инфраструктуры сдерживают развитие сельскохозяйственного производства и сельского предпринимательства. Администрациями районов ввиду отсутствия соответствующей методики
должным образом не проводится расчет баланса трудовых ресурсов. Не упорядочены и не контролируются трудовая миграция и отдельные виды самозанятости сельского населения. По социально-демографическому составу безработные граждане характеризуются следующим образом: женщин среди лиц, имеющих статус безработного, большинство. На 1 января 2005 г. в общей численности зарегистрированных безработных удельный вес женщин и молодежи в возрасте 16-29 лет составил соответственно от 84,2% и 64,0% (Моргаушский район) до 33,3% и 12,6% (Яльчикский район). Неблагоприятные условия труда и быта сельских тружеников, низкие заработная плата и эффективность производства обостряют проблему сохранения и развития кадрового потенциала в сельской местности. Многие руководители вынуждены сохранять избыточную численность работников для поддержания социальной стабильности, что еще более обостряет существующие проблемы. Проблему занятости населения в сельской местности следует рассматривать шире, учитывая вопросы организации досуга и удовлетворения основных социально-культурных потребностей населения. Таким образом, в целях содействия занятости населения в сельской местности требуют решения проблемы: развития отраслей экономики в сельской местности, несельскохозяйственных видов деятельности и соответствующей сельской инфраструктуры; мотивации к труду, сохранения и создания новых рабочих мест;
создания правовых, административных, институциональных и экономических условий для развития производства и предпринимательства
в сельской местности; упорядочения трудовой миграции и различных видов самозанятости;
переподготовки и повышения квалификации занятых в сельской местности, повышения конкурентоспособности сельских кадров на рынке труда; привлечения и закрепления для работы в секторах экономики специалистов, выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования; развития информационно-консультационного и правового обслуживания
населения в сельской местности, в том числе по вопросам предпринимательства и ведения личных подсобных хозяйств; активизации сельского туризма, досуга и занятости сельского населения в культурных мероприятиях. Опыт реализации Программы содействия занятости населения Чувашской Республики на 2004-2006 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2003 г. N 330, показывает, что существующие проблемы можно решить только объединенными усилиями и согласованными действиями населения, работодателей, органов государственной власти Чувашской Республики, Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике, органов местного самоуправления и общественных организаций. Проблемы занятости в сельской местности явно выражены и носят конкретный характер, в связи с чем потребовалась специальная программа, позволяющая обеспечить комплексное их решение с использованием программно-целевых методов, увязкой реализации мероприятий по срокам, ресурсам и исполнителям, а также организовать управление процессами и контроль за выполнением мероприятий.
II. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Целями Программы являются содействие занятости населения в сельской местности Чувашской Республики, рост уровня жизни сельского населения, сокращение безработицы, снижение социальной напряженности в
сельской местности. Исходя из поставленных целей, основными задачами Программы являются: создание и сохранение рабочих мест в сельской местности;
развитие предпринимательства и личных подсобных хозяйств;
повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности безработных граждан в сельской местности путем содействия регулированию временной занятости и трудовой миграции; создание условий для мотивации к занятости в сельской местности;
расширение профессиональной переподготовки безработных граждан;
привлечение для работы в сельской местности профессионально подготовленных специалистов; информационно-методическое обеспечение занятости населения в сельской местности. Способы и механизмы решения задач определены в основных мероприятиях Программы (приложение), реализация которых должна быть осуществлена в 2005-2010 годах.
III. Система программных мероприятий
Программа ориентирована, в первую очередь, на потенциал хозяйствующих субъектов при соответствующей государственной поддержке, особенно в вопросах развития сельской инфраструктуры. Мероприятия Программы разбиты на 5 разделов. 1. Совершенствование нормативно-правового и договорного регулирования в целях содействия занятости населения сельской местности. Предусматривается совершенствование механизма организации общественных работ и ярмарок вакансий, заключения территориально-отраслевых соглашений, самозанятости и трудовой миграции сельского населения. В целях выработки согласованной политики в вопросах регулирования трудовой миграции предусматривается создание
республиканской межведомственной комиссии по вопросам трудовой миграции населения в сельской местности. 2. Развитие отраслей экономики и предпринимательства с целью создания и сохранения рабочих мест. Мероприятия раздела нацелены на содействие развитию социальной, инженерной и общественной инфраструктуры в сельской местности, предпринимательства, туризма. Предусматриваются предоставление преференций в виде снижения размера арендной платы за землю, объектов
недвижимости и льгот по налогу на землю, а также меры, направленные на
сохранение жизни и здоровья работников в сельской местности, в том числе путем развития коллективно-договорных отношений в организациях.
3. Содействие временной занятости, самозанятости, трудовой миграции и досугу населения в сельской местности. В рамках действующего законодательства предусмотрены меры по организации и поддержке личных подсобных хозяйств, общественных работ, надомного труда, трудоустройства несовершеннолетних граждан. За счет развития системы профессиональной ориентации, профессионального обучения безработных граждан в сельской местности, проведения ярмарок
вакансий и предоставления им комплекса информационных услуг решается задача снижения напряженности на рынке труда в сельской местности. В целях отвлечения населения от проявлений антисоциального поведения, развития досуга и занятости их в культурных мероприятиях предусмотрена
реализация ряда культурных проектов. 4. Развитие мотивации к труду, профессиональной подготовки и переподготовки. Мероприятия раздела направлены на создание условий для привлечения в сельскую местность профессионально подготовленных специалистов, в том числе руководителей, повышения квалификации персонала организации и престижности сельскохозяйственных профессий. За счет совершенствования системы оплаты труда и приближения ее к величине прожиточного минимума предусматривается повышение уровня жизни населения в сельской местности. 5. Информационно-методическое обеспечение программных мероприятий. Путем реализации мероприятий раздела обеспечивается системный подход в информационной работе с сельским населением. Предусматриваются мониторинг рынка труда и расчет баланса трудовых ресурсов в сельской местности, развитие информационно-консультационных услуг и методическая помощь работодателям. IV. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация мероприятий Программы в 2005-2010 годах будет обеспечиваться за счет консолидации финансовых средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики с привлечением
средств местных бюджетов и внебюджетных источников. Из федерального бюджета будет полностью финансироваться социальная поддержка безработных граждан и частично мероприятия по содействию трудоустройству населения в сельской местности. На профессиональное обучение безработных граждан предусматривается софинансирование из республиканского бюджета Чувашской Республики. К софинансированию мероприятий по содействию трудоустройства населения в сельской местности предполагается привлечение средств местных бюджетов и работодателей. На развитие инфраструктуры в сельской местности в основном привлекаются внебюджетные средства.
Объемы и источники финансирования Программы
(тыс. рублей) -----------T--------T--------------------------------------------------- Годы ¦ Всего ¦ Источники финансирования реализа- ¦ +------------T------------T------------T------------ ции Про- ¦ ¦ федераль- ¦ республи- ¦ местные ¦ внебюд- граммы ¦ ¦ ный бюджет ¦ канский ¦ бюджеты ¦ жетные ис- ¦ ¦ (предполо- ¦ бюджет Чу- ¦ (предполо- ¦ точники ¦ ¦ жительно) ¦ вашской ¦ жительно) ¦ ¦ ¦ ¦ Республики ¦ ¦ -----------+--------+------------+------------+------------+------------ 2005 308868 3024 2720 25220 277904 2006 159768 2960 5320 2899 148589 2007 104786 2800 3950 1706 96330 2008 71051 2900 3100 1665 63386 2009 76902 3100 3200 1390 69212 2010 76322 3200 3400 2841 66881 Итого 797697 17984 21690 35721 722302 В целом на реализацию Программы предполагается направить 797697 тыс. рублей, из них доля средств федерального бюджета в общих затратах на реализацию мероприятий Программы составляет 2,3%, республиканского бюджета Чувашской Республики - 2,7%, местных бюджетов - 4,5% и внебюджетных источников - 90,5%. Объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке исходя из возможностей бюджетов всех уровней и инфляционных процессов. V. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Государственным заказчиком Программы является Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики
от 13.04.2006 № 90)
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей мероприятий, направленные на повышение занятости и доходов населения в
сельской местности. Основным исполнителем является Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, которое координирует деятельность органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления по выполнению программных мероприятий, контролирует использование финансовых средств республиканского бюджета Чувашской Республики, определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений Программы. Исполнителями Программы являются заинтересованные министерства и иные органы исполнительной власти Чувашской Республики, органы местного самоуправления, работодатели. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.04.2006 № 90)
Исполнители основных мероприятий Программы ежегодно к 10 февраля до 2011 года представляют в Министерство здравоохранения и социального
развития Чувашской Республики информацию о ходе реализации Программы для обобщения и последующего информирования Кабинета Министров Чувашской Республики не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики
от 13.04.2006 № 90)
VI. Оценка эффективности и социально-экономических последствий
реализации Программы
Эффективность Программы будет определяться позитивными изменениями занятости населения в сельской местности, обеспечением отраслей экономики в работниках требуемых профессий и квалификации, повышением уровня жизни в сельской местности, обеспечением социальных гарантий безработных граждан в сельской местности, совершенствованием
работы администраций муниципальных образований и органов государственной службы занятости в этой области. Реализация мероприятий позволит:
увеличить занятость населения в сельской местности и трудоустроить не менее 15000 человек; ежегодно временно трудоустраивать не менее 2100 несовершеннолетних граждан в сельской местности в возрасте от 14 до 18 лет; обеспечить профессиональную переподготовку с последующим трудоустройством не менее 6000 человек, проживающих в сельской местности; при проведении ярмарок вакансий трудоустроить не менее 6000 безработных граждан в сельской местности; привлечь к общественным работам около 4 тыс. жителей в сельской местности. Индикаторы ожидаемой эффективности реализации
мероприятий Программы
----------------------------------T----------T----------------------------------------- Наименование показателей ¦ Индика- ¦ Индикаторы хода реализации ¦ торы до ¦ Программы ¦ реализа- ¦
¦ ции Про- ¦ ¦ граммы ¦ +----------+------T------T------T------T------T------
¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ----------------------------------+----------+------+------+------+------+------+------ Создание новых рабочих мест в 644 720 665 595 508 443 450 сельской местности
Уровень сельской регистрируемой 1,40 1,40 1,39 1,38 1,37 1,36 1,35 безработицы (проц.)
Приложение к Республиканской программе содействия
занятости населения в сельской местности
Чувашской Республики на 2005-2010 годы
О С Н О В Н Ы Е М Е Р О П Р И Я Т И Я Республиканской программы содействия занятости населения
в сельской местности Чувашской Республики на 2005-2010 годы
(В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики
от 13.04.2006 № 90)
-------------------------T------------------T------------T-----------------T-----------------------------------------------------------T--------------- Мероприятия ¦ Исполнители ¦ Сроки ¦ Источники ¦ Объемы финансирования, тыс. рублей ¦ Результаты ¦ ¦ исполнения ¦ финансирова- ¦ (объемы затрат из федерального и местных бюджетов - ¦ выполнения ¦ ¦ (годы) ¦ ния ¦ ожидаемые) ¦ мероприятий ¦ ¦ ¦ +--------T--------T--------T--------T-------T-------T-------+ ¦ ¦ ¦ ¦ Всего ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ -------------------------+------------------+------------+-----------------+--------+--------+--------+--------+-------+-------+-------+--------------- I. Совершенствование нормативно-правового и договорного регулирования в целях содействия занятости населения в сельской местности
1.1. Совершенство- Минздравсоцраз- 2005-2010 в пределах бюд- развитие вание договорного вития Чувашии, жетных ассиг- временной регулирования про- УФГСЗН по Чу- нований, пре- занятости ведения обществен- вашской Рес- дусмотренных сельского ных работ и ярмарок публике* на основную населения вакансий деятельность 1.2. Содействие за- Минздравсоцразвития 2005-2010 в пределах бюд- создание ус- ключению террито- Чувашии, органы жетных ассиг- ловий для риально-отраслевых местного само- нований, пре- сохранения и соглашений о соци- управления* дусмотренных развития альном партнерстве, на основную трудового предусматривающих деятельность потенциала в регулирование во- сельской ме- просов занятости на- стности селения в сельской местности
1.3. Разработка и вне- Минздравсоцразвития 2007 в пределах бюд- регулирова- дрение в сельской Чувашии, жетных ассиг- ние трудовой местности механизма УФГСЗН по Чу- нований, пре- миграции и учета и координации вашской Рес- дусмотренных самозанято- трудовой миграции и публике, органы на основную сти самозанятости насе- местного само- деятельность ления управления 1.4. Совершенство- Минздравсоцразвития 2005-2010 в пределах бюд- развитие са- вание нормативно- Чувашии, жетных ассиг- мозанятости правового регулиро- Минсельхоз Чу- нований, пре- сельского вания учета дохода с вашии, Минэко- дусмотренных населения личного подсобного номразвития Чу- на основную хозяйства вашии деятельность 1.5. Нормативно- Минздравсоцразвития 2005-2010 в пределах бюд- создание ус- правовое и договор- Чувашии жетных ассиг- ловий для ное регулирование нований, пре- сохранения и деятельности по дусмотренных развития улучшению состоя- на основную трудового Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|