Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.02.2011 № 60КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 25.02.2011 N 60 О Республиканской целевой программе комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011-2015 годы и на период до 2020 года В целях реализации Закона Чувашской Республики "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года", Указа Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 г. N 25 "О Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года" Кабинет Министров Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011-2015 годы и на период до 2020 года (далее - Программа). 2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики. 3. Установить, что: при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период Программа включается в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики; объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодному уточнению исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики. 4. Органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой. 5. Рекомендовать органам местного самоуправления, образовательным учреждениям профессионального образования принять активное участие в реализации мероприятий Программы. 6. Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики до 1 марта 2011 г. представить в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Республиканской целевой программы развития начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2010- 2020 годы, эффективности использования финансовых средств в 2010 году. 7. Признать утратившими силу: постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 апреля 2009 г. N 143 "О Республиканской целевой программе развития начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2010-2020 годы"; пункт 5 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 июня 2010 г. N 168 "О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Чувашской Республики"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 февраля 2011 г. N 47 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 апреля 2009 г. N 143". 8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики. И.о. Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики А.Иванов УТВЕРЖДЕНА постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.02.2011 N 60 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011-2015 годы и на период до 2020 года ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Программы - Республиканская целевая программа комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011-2015 годы и на период до 2020 года Основание для принятия - распоряжение Правительства решения о разработке Российской Федерации от 17 ноября Программы 2008 г. N 1662-р; Закон Чувашской Республики "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года"; Указ Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 г. N 25 "О Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года" Государственный заказчик - Министерство образования и Программы молодежной политики Чувашской Республики Основной разработчик - Министерство образования и Программы молодежной политики Чувашской Республики Цели и задачи Программы - цели Программы: создание и развитие конкурентоспособной и социально ориентированной системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающей инновационное развитие экономики Чувашской Республики; формирование конкурентоспособной, социально и профессионально мобильной личности, владеющей общечеловеческими нормами нравственности, культуры, здоровья и межличностного взаимодействия и способной обеспечивать устойчивое повышение качества собственной жизни и общества в целом; задачи Программы: интеграция бизнеса, науки и образования путем создания производственно-научно-образовател- ьного комплекса по кластерным группам; внедрение инновационных организационно-экономических моделей и механизмов, повышающих экономическую и социальную эффективность системы образования, обеспечивающих инвестиционную привлекательность и опережающее развитие системы профессионального образования; переход от государственно-общественного управления образованием к общественно-государственному управлению; создание республиканской системы прогнозирования и постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной специализации и квалификации с учетом общемировых тенденций; осуществление перехода на кредитно-модульную систему непрерывного профессионального образования, опережающую темпы развития экономики и позволяющую обеспечить гибкость, мобильность, личностную направленность получения образовательных услуг в соответствии с запросами рынка труда; создание мотивационных схем кадрового обновления системы профессионального образования, обеспечение образовательных учреждений профессионального образования квалифицированными педагогическими кадрами, способными работать в условиях постоянного обновления профессиональной деятельности; создание условий для формирования традиционных и трансверсальных компетентностей; обеспечение всеобщего доступа учащихся и студентов образовательных учреждений профессионального образования к образовательным ресурсам глобальной сети Интернет, внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения; создание условий для обеспечения роста самосознания и гражданского взросления общества путем воспитания толерантной, поликультурной личности; создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования здорового образа жизни; повышение потенциала личностной и профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе их социализации Важнейшие целевые ин- - рост к 2020 году: дикаторы и показатели доли работодателей, удовлетворенных Программы качеством подготовки выпускников: образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, до 90 процентов от числа опрошенных (в 2009 году - 35 процентов); образовательных учреждений высшего профессионального образования, до 75 процентов от числа опрошенных (в 2009 году - 25 процентов); доли населения трудоспособного возраста, охваченного непрерывным профессиональным образованием, до 60 процентов от общей численности населения трудоспособного возраста (в 2009 году - 28,5 процента); соотношения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы преподавателей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и среднемесячной заработной платы работников, занятых в экономике Чувашской Республики, до 115 процентов (в 2009 году - 107 процентов); доли численности профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений профессионального образования, повысившего квалификацию или прошедшего стажировку в организациях, до 50 процентов от общего количества штатных преподавателей (в 2009 году - 26 процентов); доли обучающихся в системе среднего и высшего профессионального образования по договорам о целевой контрактной подготовке до 20 процентов от числа обучающихся (в 2009 году - 7,6 процента); доли прошедших независимую сертификацию квалификаций из числа выпускников, подготовленных по очной форме в образовательных учреждениях: начального и среднего профессионального образования, до 33 процентов (в 2009 году - 1 процент); высшего профессионального образования, до 10 процентов (в 2009 году - 0 процентов); доли автономных учреждений в общем числе государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования до 100 процентов (в 2009 году - 16,2 процента); удельного веса образовательных учреждений профессионального образования, имеющих органы общественного управления, эффективно влияющие на формирование заказа на образовательные услуги, решение кадровых, экономических и других вопросов, до 100 процентов (в 2009 году - 43 процента); количества малых инновационных предприятий при научных учреждениях и учебных заведениях профессионального образования до 40 единиц (в 2009 году - 3 единицы); снижение к 2020 году: доли зарегистрированных в качестве безработных из числа выпускников учреждений: начального и среднего профессионального образования до 1,5 процента (в 2009 году - 4,9 процента); высшего профессионального образования до 1,5 процента (в 2009 году - 7,3 процента) Срок реализации Про- - 2011-2020 годы граммы Объемы и источники фи- - предполагаемый общий объем нансирования Программы финансирования на 2011-2020 годы составляет 1804575,4 тыс. рублей, в том числе: в 2011 году - 437959,0 тыс. рублей; в 2012 году - 291369,7 тыс. рублей; в 2013 году - 266561,9 тыс. рублей; в 2014 году - 306659,6 тыс. рублей; в 2015 году - 317363,8 тыс. рублей; в 2016 году - 67202,8 тыс. рублей; в 2017 году - 28020,6 тыс. рублей; в 2018 году - 28849,3 тыс. рублей; в 2019 году - 29680,5 тыс. рублей; в 2020 году - 30908,2 тыс. рублей; из них средства: федерального бюджета - 595854,6 тыс. рублей, в том числе: в 2011 году - 155950,5 тыс. рублей; в 2012 году - 144289,4 тыс. рублей; в 2013 году - 109936,3 тыс. рублей; в 2014 году - 90379,2 тыс. рублей; в 2015 году - 95299,2 тыс. рублей; республиканского бюджета Чувашской Республики - 486710,3 тыс. рублей, в том числе: в 2011 году - 50444,0 тыс. рублей; в 2012 году - 50444,0 тыс. рублей; в 2013 году - 50577,2 тыс. рублей; в 2014 году - 121589,0 тыс. рублей; в 2015 году - 121034,1 тыс. рублей; в 2016 году - 32962,8 тыс. рублей; в 2017 году - 14059,8 тыс. рублей; в 2018 году - 14499,3 тыс. рублей; в 2019 году - 15131,9 тыс. рублей; в 2020 году - 15968,2 тыс. рублей; внебюджетных источников - 722010,5 тыс. рублей, в том числе: в 2011 году - 231564,5 тыс. рублей; в 2012 году - 96636,3 тыс. рублей; в 2013 году - 106048,4 тыс. рублей; в 2014 году - 94691,4 тыс. рублей; в 2015 году - 101030,5 тыс. рублей; в 2016 году - 34240,0 тыс. рублей; в 2017 году - 13960,8 тыс. рублей; в 2018 году - 14350,0 тыс. рублей; в 2019 году - 14548,6 тыс. рублей; в 2020 году - 14940,0 тыс. рублей Ожидаемые результаты - достижение сбалансированности реализации Программы и спроса и предложения рабочей силы показатели социально-эко- на рынке труда; номической эффективно- снижение риска невостребованности сти выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда; повышение качества их подготовки в соответствии с потребностями инновационной экономики Система организации кон- - контроль за выполнением Программы троля за выполнением осуществляется Министерством Программы образования и молодежной политики Чувашской Республики. Исполнители основных мероприятий ежегодно к 15 февраля до 2021 года представляют государственному заказчику информацию о ходе реализации Программы. Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2021 года представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики доклады о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств. По окончании срока реализации Программы Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики до 20 февраля 2021 г. представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. После согласования с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерством финансов Чувашской Республики Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики до 1 марта 2021 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации, на основании которого до 1 апреля 2021 г. на заседании Кабинета Министров Чувашской Республики принимается решение о снятии с контроля данной Программы. Введение Республиканская целевая программа комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011-2015 годы и на период до 2020 года (далее - Программа) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшегося 31 августа 2010 года. Регламентирующими документами для разработки Программы являются Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Закон Чувашской Республики "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года", Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года, утвержденная Указом Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 г. N 25. I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа 1.1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Чувашской Республики В последние годы для Чувашской Республики были характерны положительные тенденции роста производства и существенные изменения в социальной сфере. В 2010 году индекс промышленного производства составил 114,8 процента. В январе-сентябре 2010 года в основной капитал республики за счет всех источников финансирования поступило на 23 процента больше средств, чем в аналогичный период 2009 года. Реальные денежные доходы населения в декабре 2010 года возросли на 6,4 процента по сравнению с декабрем 2009 года. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2010 году составила 12685,3 рубля, что на 10 процентов больше, чем в 2009 году. За 2000-2009 годы отмечен рост валового регионального продукта в 1,7 раза (2008-й к 2000 году), индекса промышленного производства - в 1,4 раза, объема инвестиций в основной капитал - в 2,8 раза, реальной заработной платы - в 3,1 раза, реальных денежных доходов населения - в 2,6 раза. Динамичное развитие Чувашии способствовало формированию мобильной экономики, ориентированной на открытость и добросовестное партнерство, обладающей значительными возможностями и потенциалом социально-экономического роста. Несмотря на положительную динамику, в настоящее время экономика Чувашской Республики, как и страны в целом, сталкивается со сложными проблемами. Появились новые вызовы устойчивому социально-экономическому развитию республики. Первый вызов - нестабильность мировой экономики, колебания мировых финансовых рынков. При этом результативная диверсификация экономики и полноценное инфраструктурное обустройство республики, выполненные в 2000-2009 годах, должны смягчить влияние мировых кризисных процессов. Второй вызов - значительное усиление роли человеческого фактора во всех областях экономики и общества. Квалифицированный персонал, который является носителем знаний, становится главным источником инноваций, определяющим в конечном счете глобальную конкурентоспособность социально-экономической системы. Отсюда повышение роли социальных сфер - образования, здравоохранения и др. Структурная перестройка и оптимизация производственных процессов привели к изменению потребности в рабочей силе, определив повышенный спрос работодателей на высококвалифицированные кадры. Начиная с 2008 года рынок труда начал формироваться под воздействием нарастающего дефицита рабочей силы из-за снижения численности населения трудоспособного возраста. Доля населения данной возрастной категории к 2020 году составит 56,4 процента против 63,1 процента на начало 2010 года. При этом в возрастной структуре трудоспособного населения увеличится доля населения старших возрастов (45 лет и старше) и сократится доля молодых (до 29 лет). В период экономического кризиса в реальном секторе экономики произошло резкое снижение производственной и инновационной активности. Снизился спрос на рабочую силу. По состоянию на 1 января 2011 г. на учете в центрах занятости населения в районах и городах в качестве зарегистрированных безработных граждан состояло 14,48 тыс. человек против 21,31 тыс. человек по состоянию на 1 января 2010 года. Уровень регистрируемой безработицы на начало 2011 года составил 2,11 процента по отношению к численности экономически активного населения (на 1 января 2010 г. - 3,08 процента). Наряду с общими проблемами особенно четко обозначились проблемы молодежи. В 2010 году в центры занятости населения в районах и городах за содействием в трудоустройстве обратились 3,9 тыс. выпускников учреждений профессионального образования и общеобразовательных школ (в 2009 году - 4,3 тыс. выпускников). На начало 2010 года средний возраст безработных граждан составил 35 лет, из них около 40 процентов - лица в возрасте до 30 лет. Тяжелое положение молодежи на рынке труда определяется также неблагоприятной тенденцией воспроизводства рабочих и специалистов. Качество и структура подготовки многих выпускников учреждений профессионального образования не отвечают требованиям экономики. В 2010 году при прогнозной потребности в 813 специалистах по укрупненной группе специальностей "Экономика и управление" было подготовлено 3627 экономистов и менеджеров. Прогнозная потребность также была превышена в 2 раза по таким направлениям подготовки, как "Естественные науки", "Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров", "Транспортные средства". В 2010 году на 10 тыс. населения охват всеми формами высшего образования составил 574 человека (по Российской Федерации - 512), среднего профессионального образования - 161 человек (по Российской Федерации - 168), а начального профессионального образования - лишь 65 человек (по Российской Федерации - 99). При этом на республиканском рынке труда более 80 процентов вакансий составляют специальности рабочих профессий, а удельный вес молодежи, осваивающей рабочие профессии, - лишь 27,9 процента от общего количества выпускников учреждений профессионального образования. Напряженность на рынке труда и существующая конкуренция за рабочее место ограничили возможности трудоустройства выпускников учебных заведений профессионального образования, из которых по своей специальности трудоустраиваются менее 50 процентов, а 605 выпускников вузов, ссузов и профессиональных училищ (4,1 процента от общего выпуска) в 2010 году стали безработными. Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве и трудоустройстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы в среде молодежи, особенно среди выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования. Очевидно, что для решения всего комплекса имеющихся проблем необходимо усиление государственного воздействия на экономику, связанного с приведением структуры подготовки кадров потребностям экономики. В связи с этим важнейшим направлением совместной работы органов исполнительной власти Чувашской Республики, объединений работодателей должно стать изменение механизмов формирования и распределения государственного задания и государственного заказа на подготовку кадров учреждениями профессионального образования на основе согласованного прогноза потребностей экономики и социальной сферы. Действующий сегодня механизм формирования государственного задания на подготовку кадров слабо связан с направлениями и масштабами социально-экономического развития Чувашской Республики. В то же время следует отметить, что меры, принятые органами исполнительной власти Чувашской Республики, позволили создать базу для решения проблемы кадрового обеспечения инновационных процессов в регионе. Начала меняться структура распределения бюджетных мест в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования в пользу приоритетных для социально-экономического развития специальностей. В частности, контрольные цифры приема в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизились по направлениям подготовки "Гуманитарные науки" в 2,8 раза, "Экономика и управление" - в 1,6 раза, в то же время сохранились объемы подготовки по востребованным экономикой республики направлениям. Проведена оптимизация объемов и профилей подготовки по рабочим профессиям и специальностям в учебных заведениях, подведомственных органам исполнительной власти Чувашской Республики. Ликвидирована подготовка по 22 профессиям начального профессионального образования и 18 специальностям среднего профессионального образования, в которых экономика республики не нуждалась. С 2008 года профессиональные училища переведены на подготовку кадров по договорам с работодателями. В 2010 году в формировании контрольных цифр приема в образовательные учреждения начального профессионального образования приняло участие более 750 организаций. Существующая сегодня в республике система профессионального образования смогла адаптироваться к сложным условиям социально-экономической трансформации. За последние 10 лет в ней произошли позитивные изменения по целому ряду системообразующих направлений, в том числе во внедрении нового организационно-экономического механизма, в оптимизации сети образовательных учреждений, создании системы общественно-государственного управления образованием и независимой системы оценки качества профессионального образования, модернизации учебно-материальной базы и др. При этом приоритетной задачей для решения кадровой проблемы стало дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального образования. В настоящее время лицензию на ведение образовательной деятельности имеют 96 государственных учреждений и 65 негосударственных организаций, деятельность которых направлена на постоянное обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей его жизни. В 23 вузах с филиалами, 27 ссузах и 17 профессиональных училищах обучаются 96,8 тыс. человек, в том числе по программам высшего профессионального образования - 68,2 тыс. человек по 166 специальностям (направлениям подготовки), по программам среднего профессионального образования - 20,5 тыс. человек по 97 специальностям и 8,3 тыс. человек по программам начального профессионального образования по 46 профессиям. В 2010 году ими было подготовлено 23,3 тыс. рабочих и специалистов. Профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования прошли 117,4 тыс. человек из числа взрослого населения. В этих конкурентных условиях для кадрового обеспечения региональноотраслевых экономических кластеров в республике созданы 5 учебных комплексов путем объединения материальных и кадровых ресурсов существующих государственных профессиональных училищ и техникумов. Новые учебные заведения реализуют программы не только среднего и начального профессионального образования, но и дополнительного образования взрослых (повышения квалификации, переподготовки кадров) и допрофессионального обучения учащихся общеобразовательных школ. Ими выполнен большой объем работы в рамках реализации мероприятий республиканских целевых программ снижения напряженности на рынке труда Чувашской Республики. Три учреждения среднего профессионального образования стали структурными подразделениями вузов. ФГОУ СПО "Чебоксарский электромеханический колледж" выиграло конкурс на участие в федеральном эксперименте по разработке программ прикладного бакалавриата по специальности "Технология машиностроения". С 2010 года указанное учебное заведение ведет подготовку рабочих и специалистов всех уровней профессионального образования. Постепенно система профессионального образования становится глубоко интегрированной, многоуровневой, многопрофильной, способной обеспечивать органическую связь между разными звеньями образования. В учебных заведениях идет процесс развития системы общественно-государственного управления образованием. В целях развития государственно-частного партнерства в системе профессионального образования решением Совета по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики создана рабочая группа по модернизации содержания профессионального образования и привлечению бизнес-структур в образовательный процесс. Созданы наблюдательные и управляющие советы, действуют Республиканский союз попечителей образования, Ассоциация учреждений профессионального образования при Торгово-промышленной палате Чувашской Республики, Совет ректоров высших учебных заведений Чувашской Республики и Совет директоров учреждений начального и среднего профессионального образования. Общественные органы начали активно влиять на организацию учебного процесса (формирование контрольных цифр приема в учреждения начального профессионального образования, экспертиза содержания учебных программ подготовки кадров, участие в работе комиссий при проведении итоговой аттестации выпускников). Следующий вызов - ускорение технологических изменений. В мире назревает переход на новый технологический уклад на основе развития нано-, био- и информационно-коммуникационных технологий. С учетом этого в системе профессионального образования начато формирование новой образовательной среды. В рамках реализации проекта "Реформа системы образования" для преодоления отставания материально-технической базы образовательных учреждений профессионального образования от требований современного высокотехнологичного производства на базе профессиональных училищ были созданы 11 ресурсных центров, оснащенных современным оборудованием. Логическим продолжением данного проекта в Чувашской Республике стал приоритетный национальный проект "Образование". В 2008-2009 годах государственную поддержку на подготовку рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств получили Чебоксарский электромеханический колледж и Чебоксарский машиностроительный техникум. Во многом благодаря конкурсной поддержке в данных учреждениях образования созданы центры технологической подготовки высококвалифицированных рабочих, которые стали важнейшими элементами машиностроительного кластера республики. Примерами эффективного государственно-частного партнерства стали успешная реализация проекта по модернизации профессионального училища N 22 г. Канаша и создание регионального центра подготовки и переподготовки рабочих по немецкой производственной технологии сухого строительства фирмы "KNAUF" на базе профессионального училища N 18 г. Чебоксары. За 2003-2010 годы дополнительно в развитие системы начального и среднего профессионального образования республики привлечено более 792,5 млн. рублей. Развивается инновационная инфраструктура высших учебных заведений. Так, в 2008 году Волжский филиал ГОУ ВПО "Московский автомобильно-дорожный институт" (ГТУ) в рамках конкурса Министерства экономического развития Российской Федерации по поддержке субъектов малого предпринимательства получил 5 млн. рублей на развитие технопарка "Интеграл". В целях создания условий для инновационной деятельности, развития прикладных научных исследований в вузах, расположенных на территории Чувашской Республики, созданы структуры, способствующие внедрению результатов интеллектуального труда в практику, в результате чего на данный момент функционируют 13 малых инновационных предприятий при вузах. В то же время вузы, расположенные на территории Чувашской Республики, не прошли конкурсного отбора для включения в сеть инновационно активных вузов России, в частности на создание национальных исследовательских университетов. Несмотря на значительные успехи, остается актуальной задача развития инновационной инфраструктуры вузов, расширения их взаимодействия с реальным сектором экономики. Значительное число заявок для участия в конкурсных мероприятиях подтверждают заинтересованность вузов в реализации мер по развитию передовых научных школ и направлений исследований. Подготовка специалистов для развивающихся высокотехнологичных секторов экономики возможна только в эффективной целостной образовательной среде, в которой одновременно реализуются следующие типы процессов: разработка и реализация образовательных технологий, обеспечивающих интеграцию проектных и исследовательских задач в учебном процессе; разработка, внедрение и распространение учебных практик, связанных с развитием различных производственных кластеров и отраслей реальной экономики; проведение исследований как фундаментального, так и прикладного характера. В этих условиях необходимо преодоление дифференциации через кооперацию вузов как на региональном, так и межрегиональном уровнях при сохранении и развитии необходимой конкурентной среды. Участие в различных проектах и программах в значительной степени содействовало развитию инфраструктуры учебных заведений и сформировало сеть инновационно активных учреждений, которые стали опорными точками новой современной сети учреждений профессионального образования. Вместе с тем существующая система финансирования образовательных учреждений не в полной мере учитывает затраты, необходимые для своевременного обновления учебного и технологического оборудования в соответствии с требованиями образовательных программ. В 2010 году доля расходов на приобретение оборудования по учреждениям начального и среднего профессионального образования составила менее 1 процента от общего объема расходов (в 2008 году - 1,16 процента). Сегодня стало очевидным отставание ресурсной базы некоторых учреждений профессионального образования от требований современной экономики, что заведомо ведет к низкому качеству профессиональной подготовки выпускников. К данной категории учебных заведений относятся профессиональные училища N 2 г. Канаша, N 6 г. Шумерли, N 7 с. Батырево, N 14 г. Новочебоксарска, N 27 пгт Кугеси, N 28 г. Мариинского Посада и Цивильский аграрно-технологический техникум, степень износа основных фондов которых достиг 70 процентов. Решение этой проблемы возможно только при повышении эффективности используемых ресурсов, активном привлечении внебюджетных источников и, следовательно, целенаправленной работе по усилению инвестиционной привлекательности и прозрачности финансирования, гибкости и эффективности учреждений профессионального образования, открытости их к внешним запросам. Действенным механизмом стимулирования образовательных учреждений к самостоятельному решению этих задач стал их перевод в автономные учреждения. В настоящее время 32,4 процента государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования путем изменения типа существующих государственных учреждений переведены в автономные учреждения. Процесс создания и функционирования автономных учреждений, в том числе на базе учреждений профессионального образования, подведомственных другим органам исполнительной власти Чувашской Республики, будет расширен. Важная роль отводится инновационной деятельности образовательных учреждений. Внедрение в учебный процесс инновационных технологий, современных средств и методов обучения стало нормой жизнедеятельности учебных заведений. Дальнейшее развитие получило сетевое взаимодействие ресурсных центров с общеобразовательными школами по организации профильного обучения, направленного на реализацию индивидуальных образовательных запросов, интересов и потребностей старшеклассников. В 2010/2011 учебном году в этот процесс вовлечены обучающиеся 27 общеобразовательных школ, 17 профессиональных училищ, 7 техникумов и вузов. Одним из основных факторов, оказывающих приоритетное влияние на успешность решения поставленных перед системой профессионального образования задач, является качество кадрового потенциала. В республике формируется современный корпус педагогов и управленцев, владеющих инновационной управленческой культурой, реализующих современные подходы к функционированию учреждений образования в режиме развития и способствующих повышению качества образования в целом. Численность профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений составляет 3102 человека, из них 9,3 процента имеют ученую степень доктора наук, 52,2 процента - кандидата наук. Педагогической деятельностью в системе начального и среднего профессионального образования заняты 1815 преподавателей и мастеров производственного обучения, из них 81,1 процента имеют высшее профессиональное образование, 33,4 процента - высшую квалификационную категорию. В образовательных учреждениях профессионального образования особое внимание уделяется созданию современных условий работы и повышению квалификации педагогических работников. В 2010 году в учреждениях начального и среднего профессионального образования их охват курсами повышения квалификации и стажировкой в организациях с высокотехнологичным производством составил 33,1 процента. Задачей текущего времени остается переподготовка преподавателей для работы с обучающимися из числа взрослого населения в связи с влиянием фактора демографической ситуации (сокращение учащихся 11-х классов в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 21,4 процента) и переориентацией профессиональных училищ и техникумов на профессиональную подготовку и переподготовку взрослого населения по сокращенным модульным программам. В целях стимулирования педагогических работников к непрерывному повышению квалификации, обеспечения результативности их работы модернизируется процедура проведения аттестации в системе начального и среднего профессионального образования. По новой схеме в 2010/2011 учебном году аттестацию прошли 200 педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования республики. Вместе с тем необходима дальнейшая работа по совершенствованию квалификационных характеристик, в частности по усилению значения научно-исследовательской составляющей в деятельности педагогических работников высшей школы. В настоящее время около 80 процентов педагогических работников трудятся в инновационном режиме. Широкое распространение получили такие продуктивные инновационные технологии, как технология модульного обучения, основанная на компетентностном подходе, технология модульного обучения, предложенная Международной организацией труда, метод проектов, технология "портфолио", кейс-технология, технология модерации и др. Практически во всех образовательных учреждениях профессионального образования активно используются информационно-коммуникативные технологии. Одним из главных факторов и значительным резервом повышения качества работы педагогов в системе профессионального образования является новая система дифференцированной оплаты труда, введенная с 1 января 2009 года. Она направлена на повышение эффективности и результативности деятельности каждого из них. Во всех образовательных учреждениях создана стимулирующая часть фонда оплаты труда, которая распределяется администрацией учреждения совместно с управляющим советом в зависимости от качества труда педагогических работников. Так, в 2010 году доля стимулирующих выплат в общем фонде оплаты труда работников образовательных учреждений начального профессионального образования, подведомственных Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Минобразования Чувашии), составила 41 процент, а в образовательных учреждениях среднего профессионального образования - 38 процентов. По сравнению с 2008 годом средняя зарплата преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования выросла на 6,6 процента и в 2010 году составила 13,1 тыс. рублей, в образовательных учреждениях начального профессионального образования - на 7 процентов и 13,2 тыс. рублей соответственно. С 2006 года образовательные учреждения начального профессионального образования переведены на нормативное подушевое финансирование на основе кластерных групп. Расходы консолидированного бюджета Чувашской Республики в расчете на одного обучающегося по программам начального профессионального образования за 2006-2010 годы возросли в 3,1 раза и составили 78,4 тыс. рублей. Однако рост финансирования профессионального образования в последние годы не привел к существенному повышению качества профессионального образования и научно-инновационной активности педагогических работников. По данным опроса, проведенного в 2010 году, доля работодателей, удовлетворенных качеством подготовки выпускников ссузов и профессиональных училищ, составляет 37 процентов, а выпускников вузов - 26 процентов. Следовательно, переход учреждений профессионального образования с 2011 года на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения представляет учебным заведениям широкие возможности для обновления содержания образовательных программ в соответствии с реальными запросами рынка труда. В то же время внедрение новых стандартов профессионального образования, построенных на компетентностном подходе, должно обеспечить приобретение обучающимися востребованных компетенций. Это обусловливает необходимость обновления системы оценки результатов освоения и качества реализации образовательных программ. В связи с этим еще одним необходимым фактором развития профессионального образования становится объективная, публичная, понятная система мониторинга и контроля качества образования, включающая наряду с государственной внешнюю независимую систему оценки качества образовательных учреждений, программ и результатов образования. В республике в последние годы идет процесс создания системы независимой оценки качества профессионального образования: с 2008 года на базе Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики функционирует Центр независимой сертификации квалификаций персонала. В 2008-2010 годах сертификация квалификаций выпускников проводилась выборочно по отдельным профессиям начального профессионального образования. В целях регулярного сопоставления результатов образования и конкретных потребностей социально-экономического развития республики предстоит расширить число профессий и специальностей, задействованных в процедуре независимой сертификации. В решении вопроса обеспечения экономики необходимыми кадровыми ресурсами положительную роль играет профессиональная ориентация выпускников общеобразовательных школ. В настоящее время не сложилась единая система профессиональной ориентации учащейся молодежи: учреждения общего образования и учреждения профессионального образования всех уровней ведут работу как отдельные подсистемы образования, не имеющие общих целевых установок и мотиваций. Центрами занятости населения в районах и городах в этом направлении ежегодно проводились месячники профориентации выпускников общеобразовательных учебных заведений с целью выбора последующей сферы деятельности с охватом более 17 тыс. обучающихся. В последние три года совместно с Минобразования Чувашии и Министерством культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики проводились акции волонтеров-профориентаторов среди учащейся молодежи с целью популяризации рабочих профессий, информирования о спросе и предложении на рынке труда, выбора профессий, востребованных на рынке труда, с охватом более 49,7 тыс. обучающихся. Информирование населения о востребованных на рынке труда профессиях осуществляется посредством средств массовой информации, официальных сайтов органов исполнительной власти Чувашской Республики в сети Интернет, выпуска и распространения в учебных учреждениях информационных буклетов, листовок, профессиограмм, создания сюжетов о рабочих профессиях на телевидении. Однако опросы старшеклассников школ показывают, что они не ориентированы на получение рабочих специальностей, лишь 7 процентов из них готовы обучаться рабочим профессиям (это в 5 раз меньше показателей 20-летней давности). Приоритетным критерием успешности общеобразовательной школы остается количество выпускников, поступивших в вузы. Данный критерий не учитывает востребованность выбранной специальности на рынке труда. Концепция непрерывного профессионального образования трактуется преимущественно как вертикальная траектория, вершиной которой является диплом о высшем образовании. В итоге необходимые любому обществу рабочие профессии оказались невостребованными. Следует отметить, что стало неизбежным создание для школьников условий, обеспечивающих возможность получения полноценного профильного образования, выбора курсов исходя из собственных склонностей и интересов. Наряду с ростом охвата школьников профильным обучением (в 2009/2010 учебном году этот показатель составил 93 процента) в республике ведется работа по созданию многокомплектных и многопрофильных школ старшей ступени. В новые федеральные образовательные стандарты, принятые в 2009 году, включена профориентационная работа. Перед общеобразовательной школой в качестве одной из важных целей поставлена задача подготовить учащихся к профессиональному выбору, то есть научить ориентироваться в мире профессий, ситуации на рынке труда, собственных интересах и возможностях, к условиям обучения в учреждениях профессионального образования, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля. Сейчас важно обеспечить формирование новых подходов к организации профориентационной работы, апробировать новые модели работы с учащимися с учетом потребности в подготовке кадров, востребованных экономикой Чувашской Республики. Все это свидетельствует о необходимости дальнейшего качественного преобразования всей системы непрерывного профессионального образования, неизбежности нового этапа модернизации, обеспечивающего соответствие системы профессионального образования потребностям новой инновационной экономики. Таким образом, профессиональное образование, сохраняя приоритетные ценности традиционного обучения, будет стремиться к индивидуализации траектории обучения, выбору образовательных технологий и построению образовательной среды, обеспечивающей достижение качественных результатов. 1.2. Обоснование решения проблемы программно-целевым методом Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов для осуществления инновационных процессов в Чувашской Республике в ходе реализации Республиканской комплексной программы инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2011 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2005 г. N 350, Республиканской программы действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2005-2007 годы и на период до 2011 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 мая 2005 г. N 129, пока еще рано утверждать, что процесс ее модернизации удовлетворяет потребностям общества. Реализация поставленных в Программе целей и задач требует применения эффективных механизмов и методов преодоления негативных явлений в сфере профессионального образования. Использование программно-целевого метода для решения проблем развития этой области направлено на создание условий для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами развития экономики Чувашии в условиях бюджетных ограничений. Программа как организационная основа государственной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. Автономное развитие каждого из этих элементов не позволит поднять систему профессионального образования на уровень, соответствующий современному этапу социально-экономического развития республики. Кроме того, реализация мероприятий Программы носит межведомственный и межотраслевой характер и направлена на развитие всех учреждений профессионального образования, реализующих программы подготовки рабочих кадров и специалистов, что позволит проводить единую образовательную политику в этой области. Решение задач Программы невозможно осуществить в рамках текущего финансирования, направленного исключительно на содержание подведомственных учреждений профессионального образования. Реализация комплекса мероприятий с помощью программно-целевого метода предусматривает создание централизованных механизмов их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений, фиксирующихся в образовании. Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как: усиление деградации материальной инфраструктуры профессионального образования, что к 2020 году может потребовать принятия экстренных мер по ее воссозданию; рост социальной напряженности, обусловленной дифференциацией качества предоставляемых учреждениями профессионального образования услуг; перенос срока создания эффективно функционирующей целостной системы непрерывного профессионального образования в Чувашской Республике. Вместе с тем при использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные: с недостатками в управлении Программой; с неверно выбранными приоритетами развития системы профессионального образования. Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов образовательной политики (органы исполнительной власти Чувашской Республики, образовательные организации), что приведет к возникновению диспропорций в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий и снижению эффективности использования бюджетных средств. Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований состояния профессионального образования может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации. Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития отрасли, могут быть вызваны изменениями государственной политики в сфере профессионального образования и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что также снизит эффективность использования бюджетных средств. Несоответствие заявленных целей и задач преобразований тем результатам, которые достигаются в процессе их реализации, может в значительной степени являться следствием того, что каждый из активно действующих в открытом образовательном пространстве субъектов интерпретирует эти цели и задачи по-своему. При отсутствии Программы, являющейся одним из основных инструментов единой государственной политики в сфере профессионального образования, все указанные противоречия своевременно не будут устранены и стоящие перед учреждениями образования задачи не найдут своего решения. В конечном счете не будут созданы единые условия для развития рыночных механизмов в сфере профессионального образования, увеличится разрыв между требованиями рынка труда и качеством образовательных услуг. II. Основные цели и задачи Программы, срок реализации Программы Для определения среднесрочных перспектив развития профессионального образования в Чувашской Республике в качестве исходных ориентиров принимаются инновационно активный сценарий преобразования общества и территории, предусмотренный в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, а также взаимосвязанные целевые установки, указанные в Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года. В ходе реализации Программы образовательные учреждения профессионального образования должны стать привлекательными для молодежи. Необходимо перейти от использования "экстенсивного", количественного подхода в развитии системы подготовки рабочих и специалистов к "интенсивному", качественному наращиванию возможностей в деле подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов путем формирования условий для инновационного развития учебных заведений, адресной поддержки инновационных образовательных программ и создания реальных возможностей целевого финансирования проектов развития отдельных образовательных учреждений. Основными целями Программы являются создание и развитие конкурентоспособной и социально ориентированной системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающей инновационное развитие экономики Чувашской Республики; формирование конкурентоспособной, социально и профессионально мобильной личности, владеющей общечеловеческими нормами нравственности, культуры, здоровья и межличностного взаимодействия и способной обеспечивать устойчивое повышение качества собственной жизни и общества в целом. Для достижения указанных целей предполагается решение следующих приоритетных задач: интеграция бизнеса, науки и образования путем создания производственно-научно-образовательного комплекса по кластерным группам; внедрение инновационных организационно-экономических моделей и механизмов, повышающих экономическую и социальную эффективность системы образования, обеспечивающих инвестиционную привлекательность и опережающее развитие системы профессионального образования; переход от государственно-общественного управления образованием к общественно-государственному управлению; создание республиканской системы прогнозирования и постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной специализации и квалификации с учетом общемировых тенденций; осуществление перехода на кредитно-модульную систему непрерывного профессионального образования, опережающую темпы развития экономики и позволяющую обеспечить гибкость, мобильность, личностную направленность получения образовательных услуг в соответствии с запросами рынка труда; создание мотивационных схем кадрового обновления системы профессионального образования, обеспечение образовательных учреждений профессионального образования квалифицированными педагогическими кадрами, способными работать в условиях постоянного обновления профессиональной деятельности; создание условий для формирования традиционных и трансверсальных компетентностей; обеспечение всеобщего доступа учащихся и студентов образовательных учреждений профессионального образования к образовательным ресурсам глобальной сети Интернет, внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения; создание условий для обеспечения роста самосознания и гражданского взросления общества путем воспитания толерантной, поликультурной личности; создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования здорового образа жизни; повышение потенциала личностной и профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе их социализации. Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет осуществляться в 2011-2020 годах. Эффективность реализации Программы определяется уровнем достижения показателей оценки эффективности ее реализации (приложение N 1). III. Перечень программных мероприятий Мероприятия по реализации Программы изложены в приложении N 2 к настоящей Программе. В Программу включены проекты, предусмотренные Стратегией развития образования в Чувашской Республике до 2040 года на среднесрочный период с учетом поставленных задач развития профессионального образования до 2020 года. Каждый проект направлен на достижение определенной инновационной цели (табл. 1). Таблица 1 Перечень проектов, предусмотренных Стратегией развития образования в Чувашской Республике до 2040 года —————|————————————————————————————|——————————————————————————————————————————— N | Наименование проектов | Инновационная цель проекта пп | | —————|————————————————————————————|——————————————————————————————————————————— 1. Менеджмент в образова- совершенствование процесса управления нии: государственно-об- образовательными учреждениями профес- щественное управление, сионального образования путем наделения самостоятельность, авто- управленческими функциями институтов номность, проектное уп- общественного участия; создание условий равление для повышения самостоятельности и авто- номности учебных заведений; достижение стратегических целей в управлении через систему проектов 2. Кадры в образовании: гори- создание условий для индивидуального зонтальная карьера, квали- профессионального развития и выстраива- фикации мирового уровня ния горизонтальной карьеры педагогиче- ских работников образовательных учрежде- ний профессионального образования, обес- печивающих решение задач подготовки ква- лифицированных кадров, динамично реаги- рующих на запросы регионального рынка труда 3. Содержание образования: содействие широкому применению модуль- компетентностный подход, но-компетентностного подхода в массовой универсальные компетен- образовательной практике для формирова- ции ния универсальных компетентностей обу- чающихся и достижения ими значимых ре- зультатов в обучении и выстраивании про- фессиональной карьеры 4. Структура образования: ин- совершенствование механизмов сетевого теграция, кредитно-модуль- взаимодействия и обеспечение условий для ная система перехода учреждений профессионального образования на реализацию модульных про- грамм по заказам работодателей для опере- жающего обеспечения инновационных от- раслей экономики востребованными кадра- ми, внедрение новых организационно- правовых форм образовательных учрежде- ний, развитие инфраструктуры непрерывно- го профессионального образования и меха- низмов государственно-частного партнерст- ва 5. Экономика в образовании: развитие форм многоканального финанси- многоканальное финанси- рования системы профессионального обра- рование зования, стимулирование инвестиций рабо- тодателей и частных потребителей образо- вательных услуг в повышение интеллекту- ально-профессионального потенциала ре- гиональной экономики 6. Маркетинг в образовании: содействие учреждениям профессионально- конкурентоспособные уч- го образования в повышении конкуренто- реждения, международная способности и расширение возможностей сертификация получения обучающимися международных сертификатов качества 7. Технологии в образовании: создание в учреждениях профессионального мультисервисная инфор- образования современной образовательной мационно-образовательная среды на основе использования интегриро- среда ванных телекоммуникационных систем, применение эффективных мировых практик для ее реализации 8. Качество образования: создание системы оценки сформированно- оценка сформированности сти универсальных компетенций обучаю- ключевых компетенций щихся на основе разработанных качествен- ных и количественных показателей Предлагаемый комплекс проектов представлен в виде программных мероприятий, направленных на эффективное использование потенциала системы образования в Чувашской Республике при соответствующей государственной поддержке. IV. Ресурсное обеспечение Программы Основными источниками финансирования Программы (табл. 2) являются: средства федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики для финансирования приоритетных направлений инвестиционных проектов развития образования; внебюджетные источники, в том числе средства, привлекаемые для реализации образовательных проектов. Программа предусматривает программно-целевое финансирование мероприятий, что соответствует принципам формирования республиканского бюджета Чувашской Республики. Механизм привлечения и использования финансовых средств федерального бюджета определяется соответствующими соглашениями, нормативными правовыми актами Российской Федерации. Программа предусматривает возможность софинансирования ряда конкретных проектов и мероприятий за счет средств федерального бюджета в рамках действующих федеральных целевых программ или средств республиканского бюджета Чувашской Республики (на конкурсной основе). Объем финансирования Программы составит 1804575,4 тыс. рублей, в том числе 595854,6 тыс. рублей (33 процента от общего объема финансирования) за счет средств федерального бюджета, 486710,3 тыс. рублей (27 процентов) - за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, 722010,5 тыс. рублей (40 процентов) - за счет средств внебюджетных источников. Таблица 2 Объемы финансирования Программы ———————————|———————————————————————————————————————————————————————————————— Годы | Объемы затрат по источникам финансирования, тыс. рублей реализа- |——————————————|—————————————————————|———————————————|——————————— ции Про- | из федераль- | из республиканского | из внебюджет- | всего граммы | ного бюджета | бюджета Чувашской | ных источни- | | | Республики | ков | ———————————|——————————————|—————————————————————|———————————————|——————————— 2011 155950,5 50444,0 231564,5 437959,0 2012 144289,4 50444,0 96636,3 291369,7 2013 109936,3 50577,2 106048,4 266561,9 2014 90379,2 121589,0 94691,4 306659,6 2015 95299,2 121034,1 101030,5 317363,8 2016 32962,8 34240,0 67202,8 2017 14059,8 13960,8 28020,6 2018 14499,3 14350,0 28849,3 2019 15131,9 14548,6 29680,5 2020 15968,2 14940,0 30908,2 Итого 595854,6 486710,3 722010,5 1804575,4 Объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению государственным заказчиком исходя из возможностей бюджетов всех уровней. V. Механизм реализации Программы Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей, осуществляемые в рамках комплекса проектов, охватывающих ключевые функциональные области сферы образования и обеспечивающих опережающее развитие системы профессионального образования в соответствии со Стратегией развития образования в Чувашской Республике до 2040 года и логикой современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики, разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации. Государственным заказчиком Программы является Минобразования Чувашии. Минобразования Чувашии обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления и образовательных учреждений профессионального образования, осуществляющих меры по выполнению Программы, согласованность действий по ее реализации, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, осуществляет взаимодействие с исполнителями Программы, а также общий контроль за реализацией Программы. Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 15 февраля до 2021 года информируют Минобразования Чувашии о ходе выполнения мероприятий Программы. Минобразования Чувашии: ежегодно к 1 марта до 2021 года представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики доклады о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств; по окончании срока реализации Программы до 20 февраля 2021 г. представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. После согласования с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерством финансов Чувашской Республики Минобразования Чувашии до 1 марта 2021 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации, на основании которого до 1 апреля 2021 г. на заседании Кабинета Министров Чувашской Республики принимается решение о снятии с контроля данной Программы. Информация о ходе и итогах реализации Программы открыта для широкой общественности и размещается на официальном сайте Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет. VI. Ожидаемые результаты реализации Программы, социально-экономическая эффективность Эффективность Программы определяется соотношением позитивных изменений, произошедших в системе подготовки рабочих и специалистов вследствие проведенных мер, и затрат на реализацию этих мер. В качестве целей управления, определяющих критерии оценки эффективности, приняты такие количественные показатели, как удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников профессионального образования, охват непрерывным профессиональным образованием населения трудоспособною возраста, соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы преподавателей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и среднемесячной заработной платы работников, занятых в экономике Чувашской Республики, рост доли численности профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений профессионального образования, повысившего квалификацию или прошедшего стажировку в организациях, рост доли обучающихся в системе среднего и высшего профессионального образования по договорам о целевой контрактной подготовке, рост доли прошедших независимую сертификацию квалификаций из числа выпускников начального, среднего и высшего профессионального образования, рост доли автономных учреждений начального и среднего профессионального образования, удельный вес учреждений профессионального образования, имеющих органы общественного управления, эффективно влияющие на формирование заказа на образовательные услуги, решение кадровых, экономических и других вопросов, количество малых инновационных предприятий при научных учреждениях и учебных заведениях профессионального образования, снижение доли зарегистрированных в качестве безработных из числа выпускников, подготовленных в учреждениях профессионального образования, которые базируются на данных статистического наблюдения, а также сведениях, получаемых в ходе реализации Программы. Реализация Программы позволит обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки выпускников учреждений профессионального и дополнительного образования в соответствии с требованиями рынка труда и занятости населения. Эффективность реализации Программы определяется уровнем достижения показателей в соответствии с Методикой расчета эффективности реализации Программы (приложение N 3). Приложение N 1 к Республиканской целевой программе комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011-2015 годы и на период до 2020 года П О К А З А Т Е Л И оценки эффективности реализации Республиканской целевой программы комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011-2015 годы и на период до 2020 года ——————|——————————————————————————————————|———————————————|——————————————————————————————————————————————————————— N | Показатели | Факт | Годы реализации Программы пп | |———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|——————— | | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 ——————|——————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|——————— 1. Доля работодателей, удовлетво- ренных качеством подготовки выпускников: образовательных учреждений на- 35,0 37,0 37,0 40,0 45,0 50,0 55,0 60,0 65,0 чального и среднего профессио- нального образования, процентов от числа опрошенных образовательных учреждений 25,0 26,0 30,0 35,0 41,0 48,0 55,0 60,0 65,0 высшего профессионального об- разования, процентов от числа опрошенных 2. Доля населения трудоспособного 28,5 28,7 29,2 29,7 30,7 31,7 33,5 39,0 44,0 возраста, охваченного непрерыв- ным профессиональным образо- ванием, процентов 3. Соотношение среднемесячной 107,0 107,0 107,2 108,0 108,3 109,0 109,2 109,5 110,0 номинальной начисленной зара- ботной платы преподавателей об- разовательных учреждений на- чального и среднего профессио- нального образования и средне- месячной заработной платы ра- ботников, занятых в экономике Чувашской Республики, процен- тов 4. Доля численности профессорско- 26,0 26,7 28,0 32,0 35,0 38,0 40,0 42,0 44,0 преподавательского состава обра- зовательных учреждений профес- сионального образования, повы- сившего квалификацию или про- шедшего стажировку в организа- циях, в общем количестве штат- ных преподавателей, процентов 5. Доля обучающихся в системе 7,6 7,7 10,0 13,0 15,0 20,0 20,0 20,0 20,0 среднего и высшего профессио- нального образования по догово- рам о целевой контрактной под- готовке в общем числе обучаю- щихся, процентов 6. Доля прошедших независимую сертификацию квалификаций из числа выпускников, подготов- ленных по очной форме в образо- вательных учреждениях: начального и среднего профес- 1,0 1,1 1,5 2,0 5,0 9,0 15,0 18,0 21,0 сионального образования, про- центов высшего профессионального об- 0,1 0,5 2,0 разования, процентов 7. Доля зарегистрированных в каче- стве безработных из числа выпу- скников образовательных учреж- дений: начального и среднего профес- 4,9 3,4 3,0 2,7 2,5 2,4 2,2 2,0 1,7 сионального образования, про- центов высшего профессионального об- 7,3 4,9 4,0 3,5 3,0 2,5 2,2 2,0 1,7 разования, процентов 8. Доля автономных учреждений в 16,2 32,4 59,5 59,5 73,0 86,5 100,0 100,0 100,0 общем числе государственных образовательных учреждений на- чального и среднего профессио- нального образования, процентов 9. Удельный вес образовательных 43,0 50,0 60,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 учреждений профессионального образования, имеющих органы общественного управления, эф- фективно влияющие на формиро- вание заказа на образовательные услуги, решение кадровых, эко- номических и других вопросов, процентов 10. Количество малых инновацион- 3 13 16 18 22 25 28 30 33 ных предприятий при научных учреждениях и учебных заведе- ниях профессионального образо- вания, единиц Приложение N 2 к Республиканской целевой программе комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011-2015 годы и на период до 2020 года М Е Р О П Р И Я Т И Я по реализации Республиканской целевой программы комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011-2015 годы и на период до 2020 года ————————|—————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————|————————|—————————————————————————————————————————————— N | Наименование мероприятий | Исполнители | Срок | Источники финансирования, тыс. рублей пп | | | испол- |———————————|———————————|——————————|——————————— | | | нения, | федераль- | республи- | внебюд- | всего | | | годы | ный бюд- | канский | жетные | | | | | жет* | бюджет | средства | | | | | | Чуваш- | | | | | | | ской Рес- | | | | | | | публики | | ————————|—————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————|————————|———————————|———————————|——————————|——————————— I. Реализация проекта "Менеджмент в образовании: государственно-общественное управление, самостоятельность, автономность, проектное управление" 1.1. Создание и развитие органов общественно- учреждения профессионального 2011- в пределах финансо- государственного управления в учреждени- образования**, Торгово-промыш- 2013 вых средств, преду- ях профессионального образования ленная палата Чувашской Респуб- смотренных на основ- лики** ную деятельность 1.2. Создание автономных и бюджетных учреж- Минобразования Чувашии, Мин- 2011- в пределах бюджетных дений путем изменения типа существую- культуры Чувашии, Минздравсоц- 2013 ассигнований, преду- щих учреждений начального и среднего развития Чувашии, Минспорт Чу- смотренных на ос- профессионального образования, подведом- вашии, Минимущество Чувашии новную деятельность ственных органам исполнительной власти Чувашской Республики 1.3. Внедрение в управление учреждениями учреждения профессионального 2011- в пределах бюджетных профессионального образования проектных образования, ГОУ "Чувашский 2013 ассигнований, преду- методов республиканский институт обра- смотренных на основ- зования" Минобразования Чува- ную деятельность шии, АУ Чувашской Республики ДПО "Учебно-методический центр" Минобразования Чувашии 1.4. Организация и проведение обучающих се- ГОУ "Чувашский республикан- 2011 200,0 200,0 минаров, стажировок и т.д. в целях развития ский институт образования" Мин- 2012 200,0 200,0 проектной культуры педагогических работ- образования Чувашии, АУ Чуваш- 2013 200,0 200,0 ников ской Республики ДПО "Учебно- Итого 600,0 600,0 методический центр" Минобразо- вания Чувашии, учреждения про- фессионального образования 1.5. Внедрение и развитие комплексных автома- учреждения профессионального 2011- в пределах бюджетных тизированных информационных систем уп- образования 2013 ассигнований, преду- равления в учреждениях профессионально- смотренных на основ- го образования ную деятельность 1.6. Внедрение в учреждениях профессиональ- учреждения профессионального 2011 450,0 1300,0 1750,0 ного образования систем менеджмента ка- образования, Минэкономразвития 2012 410,0 5000,0 5410,0 чества, сертификация аудиторов Чувашии, Минобразования Чува- 2013 450,0 5000,0 5450,0 шии 2014- в пределах бюджетных 2020 ассигнований, преду- смотренных на основ- ную деятельность Итого 1310,0 11300,0 12610,0 1.7. Проведение семинаров и конференций в учреждения высшего профессио- 2011 4500,0 1500,0 6000,0 рамках объединений (ассоциаций) высших нального образования** 2012 4500,0 1500,0 6000,0 учебных заведений Российской Федерации, 2013 4500,0 1500,0 6000,0 осуществляющих подготовку кадров для Итого 13500,0 4500,0 18000,0 экономики по приоритетным направлениям науки, техники и технологии 1.8. Проведение научно-практических конфе- Минобразования Чувашии, Совет 2014 250,0 250,0 500,0 ренций по проблемам влияния качества ректоров высших учебных заведе- 2016 300,0 300,0 600,0 предоставляемых образовательных услуг на ний Чувашской Республики**, Со- 2018 300,0 300,0 600,0 уровень жизни населения Чувашской Рес- вет директоров учреждений на- 2020 300,0 300,0 600,0 публики чального и среднего профессио- Итого 1150,0 1150,0 2300,0 нального образования Чувашской Республики** 1.9. Организация и проведение аудита деятель- Минобразования Чувашии 2013- в пределах бюджетных ности подведомственных учреждений на- 2020 ассигнований, преду- чального и среднего профессионального смотренных на основ- образования на предмет эффективности ную деятельность реализации инновационных управленческих механизмов 1.10. Проведение республиканского конкурса на Минобразования Чувашии, Мин- 2011 106,5 200,0 306,5 лучший проект инновационного комплекс- экономразвития Чувашии, АУ Чу- 2013 113,4 200,0 313,4 ного развития учреждения профессиональ- вашской Республики ДПО "Учеб- 2015 120,8 200,0 320,8 ного образования но-методический центр" Миноб- 2017 128,6 200,0 328,6 разования Чувашии, Совет ректо- 2019 137,0 200,0 337,0 ров высших учебных заведений Итого 606,3 1000,0 1606,3 Чувашской Республики, Совет ди- ректоров учреждений начального и среднего профессионального об- разования Чувашской Республики Итого по разделу I 2011 4500,0 556,5 3200,0 8256,5 2012 4500,0 410,0 6700,0 11610,0 2013 4500,0 563,4 6900,0 11963,4 2014 250,0 250,0 500,0 2015 120,8 200,0 320,8 2016 300,0 300,0 600,0 2017 128,6 200,0 328,6 2018 300,0 300,0 600,0 2019 137,0 200,0 337,0 2020 300,0 300,0 600,0 Итого 13500,0 30663 18550,0 351163 II. Реализация проекта "Кадры в образовании: горизонтальная карьера, квалификации мирового уровня" 2.1. Профессиональное совершенствование пе- Минобразования Чувашии, ГОУ 2011 120,0 60,0 50,0 230,0 дагогических кадров учреждений профес- "Чувашский республиканский ин- 2012 150,0 60,0 80,0 290,0 сионального образования в различных фор- ститут образования" Минобразо- 2013 200,0 60,0 100,0 360,0 мах с учетом индивидуальных образова- вания Чувашии, АУ Чувашской 2014 63,9 100,0 163,9 тельных траекторий путем академической Республики ДПО "Учебно- 2015 68,1 100,0 168,1 мобильности методический центр" Минобразо- 2016 72,5 100,0 172,5 вания Чувашии, учреждения про- 2017 77,2 100,0 177,2 фессионального образования 2018 82,2 100,0 182,2 2019 87,5 100,0 187,5 2020 93,2 100,0 193,2 Итого 470,0 724,6 930,0 2124,6 2.2. Создание условий для притока в учрежде- учреждения профессионального 2011- в пределах бюджетных ния профессионального образования моло- образования, Минобразования Чу- 2020 ассигнований, преду- дых ученых и специалистов вашии смотренных на основ- ную деятельность 2.3. Выполнение гарантированных обязательств Минобразования Чувашии, учреж- 2012 80,0 40,0 20,0 140,0 по организации повышения квалификации в дения профессионального образо- 2013 100,0 50,0 25,0 175,0 различных формах, а также сертификации вания 2014 80,0 40,0 20,0 140,0 молодых специалистов 2015 42,6 30,0 72,6 2016 45,4 30,0 75,4 2017 48,3 40,0 88,3 2018 51,4 50,0 101.4 2019 54,8 60,0 114,8 2020 58,4 60,0 118,4 Итого 260,0 430,9 335,0 1025,9 2.4. Обучение и повышение квалификации пе- ГОУ "Чувашский республикан- 2011 750,0 250,0 1000,0 дагогических работников по применению в ский институт образования" Мин- 2012 750,0 250,0 1000,0 образовательном процессе электронных об- образования Чувашии, учреждения 2013 750,0 250,0 1000,0 разовательных ресурсов нового поколения профессионального образования 2014 750,0 250,0 1000,0 2015 750,0 250,0 1000,0 2016- в пределах бюджетных 2020 ассигнований, преду- смотренных на основ- ную деятельность Итого 3750,0 1250,0 5000,0 2.5. Организация обучающих семинаров для пе- АУ Чувашской Республики ДПО 2011- в пределах бюджетных дагогических работников учреждений на- "Учебно-методический центр" 2015 ассигнований, преду- чального и среднего профессионального Минобразования Чувашии смотренных на основ- образования по формированию компетен- ную деятельность ций в сфере оказания образовательных ус- луг (операционных) населению 2.6. Создание в организациях с высокотехноло- Совет ректоров высших учебных 2012 125,0 40,0 165,0 гичным производством стажерских площа- заведений Чувашской Республики, 2013 150,0 50,0 200,0 док по кластерным группам Совет директоров учреждений на- 2014- в пределах финансо- чального и среднего профессио- 2020 вых средств, преду- нального образования Чувашской смотренных на основ- Республики, учреждения профес- ную деятельность сионального образования, Миноб- Итого 275,0 90,0 365,0 разования Чувашии, Торгово-про- мышленная палата Чувашской Республики 2.7. Организация работы по расширению сети Минобразования Чувашии, учреж- 2011- в пределах бюджетных образовательных учреждений, удовлетво- дения профессионального образо- 2020 ассигнований, преду- ряющих потребности педагогов в повыше- вания, ГОУ "Чувашский респуб- смотренных на основ- нии квалификации по новым формам ликанский институт образования" ную деятельность Минобразования Чувашии, АУ Чувашской Республики ДПО "Учебно-методический центр" Минобразования Чувашии 2.8. Мониторинг удовлетворенности педагогов Минобразования Чувашии, учреж- 2011 60,0 30,0 90,0 оказанными в процессе повышения квали- дения профессионального образо- 2012 60,0 30,0 90,0 фикации образовательными услугами вания 2013 60,0 30,0 90,0 2014 31,9 31,9 2015 34,0 34,0 2016 36,2 36,2 2017 38,6 38,6 2018 41,1 41,1 2019 43,8 43,8 2020 46,6 46,6 Итого 180,0 362,2 542,2 2.9. Организация технического сопровождения учреждения профессионального 2011- в пределах бюджетных педагогов, участвующих в развитии сетево- образования 2020 ассигнований, преду- го сообщества и транслирующих передовой смотренных на основ- педагогический опыт через Интернет ную деятельность 2.10. Планирование дальнейшего роста заработ- Минобразования Чувашии, Мин- 2011- в пределах бюджетных ной платы преподавателей и мастеров про- фин Чувашии, учреждения про- 2020 ассигнований, преду- изводственного обучения и приведение ее в фессионального образования смотренных на основ- соответствие со средней в экономике Чу- ную деятельность вашской Республики 2.11. Организация системной работы с препода- ГОУ "Чувашский республикан- 2011 60,0 30,0 15,0 105,0 вателями учреждений профессионального ский институт образования" Мин- 2012 80,0 40,0 20,0 140,0 образования по обучению их инновацион- образования Чувашии, АУ Чуваш- 2013 100,0 50,0 25,0 175,0 ным формам и методам организации учеб- ской Республики ДПО "Учебно- 2014 53,2 30,0 83,2 ного процесса методический центр" Минобразо- 2015 56,7 30,0 86,7 вания Чувашии, учреждения про- 2016 60,4 30,0 90,4 фессионального образования 2017 64,3 40,0 104,3 2018 68,5 40,0 108,5 2019 72,9 40,0 112,9 2020 77,7 40,0 117,7 Итого 240,0 573,7 310,0 1123,7 2.12. Включение педагогов учреждений началь- Совет директоров учреждений на- 2011- в пределах финансо- ного и среднего профессионального образо- чального и среднего профессио- 2020 вых средств, преду- вания в вузовское педагогическое сообще- нального образования Чувашской смотренных на основ- ство, привлечение их к совместным науч- Республики, Совет ректоров выс- ную деятельность ным исследованиям и разработкам ших учебных заведений Чуваш- ской Республики, учреждения профессионального образования, Минобразования Чувашии 2.13. Участие педагогических работников в меж- Минобразования Чувашии, Совет 2012 80,0 60,0 30,0 170,0 дународных, всероссийских и межрегио- директоров учреждений начально- 2013 125,0 100,0 50,0 275,0 нальных конференциях, семинарах, конкур- го и среднего профессионального 2014 106,5 100,0 206,5 сах образования Чувашской Респуб- 2015 113,4 100,0 213,4 лики, учреждения профессиональ- 2016 120,8 100,0 220,8 ного образования 2017 128,6 150,0 278,6 2018 137,0 150,0 287,0 2019 145,9 150,0 295,9 2020 155,4 150,0 305,4 Итого 205,0 1067,6 980,0 2252,6 2.14. Организация стажировок педагогических учреждения профессионального 2011 12000,0 4000,0 16000,0 работников и студентов в организациях, ве- образования, Минобразования Чу- 2012 12000,0 4000,0 16000,0 дущих российских и зарубежных высших вашии 2013 12000,0 4000,0 16000,0 учебных заведениях, в том числе в рамках 2014 1000,0 1000,0 объединений (ассоциаций) вузов Россий- 2015 1000,0 1000,0 ской Федерации 2016 1000,0 1000,0 2017 1000,0 1000,0 2018 1000,0 1000,0 2019 1000,0 1000,0 2020 1000,0 1000,0 Итого 36000,0 19000,0 55000,0 2.15. Проведение республиканского конкурса пе- Минобразования Чувашии, ГОУ 2012 138,4 150,0 288,4 дагогических работников учреждений на- "Чувашский республиканский ин- 2014 157,0 150,0 307,0 чального и среднего профессионального ститут образования" Минобразо- 2016 178,0 200,0 378,0 образования "Профессионал года" вания Чувашии, Совет директоров 2018 201,9 200,0 401,9 учреждений начального и среднего 2020 229,1 250,0 479,1 профессионального образования Итого 904,4 950,0 1854,4 Чувашской Республики Итого по разделу II 2011 12990,0 120,0 4315,0 17425,0 2012 13325,0 368,4 4590,0 18283,4 2013 13485,0 290,0 4500,0 18275,0 2014 830,0 452,5 1650,0 2932,5 2015 750,0 314,8 1510,0 2574,8 2016 5133 1460,0 19733 2017 357,0 1330,0 1687,0 2018 582,1 1540,0 2122,1 2019 404,9 1350,0 1754,9 2020 660,4 1600,0 2260,4 Итого 41380,0 4063,4 23845,0 69288,4 III. Реализация проекта "Содержание образования: компетентностный подход, универсальные компетенции" 3.1. Организация учебного процесса на основе учреждения профессионального 2011- в пределах бюджетных внедрения федеральных государственных образования, Минобразования Чу- 2015 ассигнований, преду- образовательных и профессиональных вашии, АУ Чувашской Республики смотренных на основ- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|