Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.11.2010 № 385КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 22.11.2010 N 385 О республиканской целевой программе "Развитие биоэкономики в Чувашской Республике до 2020 года" В целях формирования единого инновационного пространства развития биоэкономики в Чувашской Республике и во исполнение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 марта 2010 г. N 84 "О Стратегии "Чувашия - биорегион" до 2020 года" Кабинет Министров Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие биоэкономики в Чувашской Республике до 2020 года" (далее - Программа). 2. Утвердить Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики государственным заказчиком - координатором Программы. 3. Установить, что: при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период Программа включается в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики; объем финансирования мероприятий Программы подлежит ежегодному уточнению исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики. 4. Органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой. 5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов, организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности принять участие в реализации мероприятий Программы. 6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики. Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики Н.Суслонова УТВЕРЖДЕНА постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.11.2010 N 385 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие биоэкономики в Чувашской Республике до 2020 года" ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Про- - республиканская целевая программа граммы "Развитие биоэкономики в Чувашской Республике до 2020 года" Основание для приня- - Закон Чувашской Республики "О Стратегии тия решения о разра- социально-экономического развития ботке Программы Чувашской Республики до 2020 года"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 марта 2010 г. N 84 "О Стратегии "Чувашия - биорегион" до 2020 года" Государственный за- - Министерство экономического развития, казчик - координатор промышленности и торговли Чувашской Программы Республики Основной разработчик - Министерство экономического развития, Программы промышленности и торговли Чувашской Республики Цель Программы - формирование на территории Чувашской Республики высокотехнологичных секторов инновационной экономики, ориентированных на использование биотехнологий во всех сферах деятельности Задачи Программы - интеграция имеющихся в Чувашской Республике ресурсов и организационных структур, их сосредоточение на приоритетных направлениях развития биотехнологий; развитие производственной и инновационной инфраструктуры биоэкономики, включая создание систем научно-технологического, информационного, кадрового, маркетингового обеспечения; создание нормативной, информационной, финансовой среды, способствующей интенсификации развития биоэкономики; создание единого образовательного пространства биотехнологической направленности; совершенствование системы подготовки, переподготовки и закрепления кадров на территории Чувашской Республики для обеспечения научно-исследовательской деятельности и потребностей биотехнологических предприятий; обеспечение конкурентоспособности сектора прикладных исследований и разработок, включающее внедрение проектного финансирования организаций науки, обновление приборной и стендовой базы исследовательских центров, поддержку малого инновационного бизнеса, стимулирование участия организаций в международных научно-исследовательских и технологических проектах; вовлечение органов местного самоуправления муниципальных районов Чувашской Республики в процесс стимулирования и развития биотехнологий на местах; создание среды активизации спроса организаций на продукты биотехнологий; внедрение биотехнологий как в производственной, так и в непроизводственной сферах (промышленность, энергетика, сельское хозяйство, бытовое и медицинское обслуживание населения и пр.); формирование системы "зеленого природопользования", внедрение экологических императивов, способствующих минимизации антропогенного воздействия в процессе интенсификации производственной и иной деятельности; формирование территориальных биотехнологических кластеров, объединяющих разработку и производство высокотехнологичной биопродукции, способствующих эффективному взаимодействию участников республиканского рынка биоиндустрии; повышение экологической культуры населения, формирование положительных потребительских настроений в отношении продукции биоиндустрии Важнейшие целевые - увеличение к 2020 году: индикаторы и показа- числа организаций, использующих тели Программы биотехнологии, в 2 раза; количества специализированных объектов инфраструктуры - не менее 5; количества созданных новых рабочих мест в сфере биотехнологий - не менее 370 Сроки реализации - 2010-2020 годы Программы Объемы и источники - предполагаемый общий объем финансирования Про- финансирования за 2010-2020 годы граммы составляет 17451,327 млн. рублей (в ценах 2010 года), в том числе: в 2010 году - 933,11 млн. рублей; в 2011 году - 1006,48 млн. рублей; в 2012 году - 1194,245 млн. рублей; в 2013 году - 5303,66 млн. рублей; в 2014 году - 1821,56 млн. рублей; в 2015 году - 1476,577 млн. рублей; в 2016 году - 1460,375 млн. рублей; в 2017 году - 1527,31 млн. рублей; в 2018 году - 1292,34 млн. рублей; в 2019 году - 1365,57 млн. рублей; в 2020 году - 70,1 млн. рублей; из них средства: республиканского бюджета Чувашской Республики - 171,65 млн. рублей, в том числе: в 2010 году - 153 млн. рублей; в 2011 году - 0,05 млн. рублей; в 2012 году - 0,05 млн. рублей; в 2013 году - 5,8 млн. рублей; в 2014 году - 2,7 млн. рублей; в 2015 году - 5,05 млн. рублей; в 2016 году - 5,0 млн. рублей; бюджетов муниципальных районов - 37,5 млн. рублей, в том числе: в 2013 году - 1 млн. рублей; в 2014 году - 19,5 млн. рублей; в 2015 году - 11,5 млн. рублей; в 2016 году - 3,5 млн. рублей; в 2017 году - 0,5 млн. рублей; в 2018 году - 0,5 млн. рублей; в 2019 году - 0,5 млн. рублей; в 2020 году - 0,5 млн. рублей; внебюджетных источников - 17242,177 млн. рублей, в том числе: в 2010 году - 780,11 млн. рублей: в 2011 году - 1006,43 млн. рублей; в 2012 году - 1194,195 млн. рублей; в 2013 году - 5296,86 млн. рублей; в 2014 году - 1799,36 млн. рублей; в 2015 году - 1460,027 млн. рублей; в 2016 году - 1451,875 млн. рублей; в 2017 году - 1526,81 млн. рублей; в 2018 году - 1291,84 млн. рублей; в 2019 году - 1365,07 млн. рублей; в 2020 году - 69,6 млн. рублей Планируемые резуль- - в результате реализации Программы к 2021 таты реализации Про- году ожидается: граммы и показатели создание в Чувашской Республике бюджетной и социаль- биоэкономики здоровья человека, ной эффективности окружающей среды, сельского хозяйства, в том числе за счет создания биотехнологических кластеров; формирование и развитие инфраструктуры биоэкономики; снижение экологической напряженности за счет вовлечения в переработку биомассы, отходов производства и вторресурсов; создание альтернативной сырьевой базы для развития пищевой промышленности, белково-кормовой базы для развития животноводства (снижение импортозависимости); развитие биоэнергетики для стабильного снабжения энергоресурсами муниципальных районов; повышение экономической эффективности лесопромышленного комплекса и сельского хозяйства; увеличение количества рабочих мест в муниципальных районах; повышение конкурентоспособности аграрного сектора Чувашской Республики через повышение производительности и качества получаемых продуктов; обеспечение дополнительных поступлений во все уровни бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетная эффективность определяется положительным сальдо суммарного потока в бюджетной сфере за анализируемый период, а также ростом поступления доходов в бюджеты всех уровней и увеличением валового регионального продукта. Чистый дополнительный доход республиканского бюджета Чувашской Республики за все годы реализации Программы планируется в объеме свыше 1500 млн. рублей, что более чем в 8 раз перекрывает бюджетные затраты. Социальная эффективность Программы определяется созданием до 370 новых рабочих мест в муниципальных районах и повышением уровня заработной платы работников, занятых в сельскохозяйственных организациях, внедривших биотехнологии, в 2 раза к моменту окончания реализации Программы Система организации - контроль за ходом выполнения Программы контроля за выполне- осуществляет Министерство экономического нием Программы развития, промышленности и торговли Чувашской Республики. Исполнители мероприятий Программы представляют: ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики (в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения) статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы; ежегодно до 15 февраля до 2021 года информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики. Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики: ежегодно до 1 марта до 2021 года представляет в Министерство финансов Чувашской Республики, а в части мероприятий Программы, которые содержат разделы по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам гражданского назначения, - в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики доклад о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств, подготовленный на основе форм и схем, предусмотренных в составе докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Чувашской Республики; по окончании срока реализации Программы: до 20 февраля 2021 г. представляет в Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации; до 1 марта 2021 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. Введение Республиканская целевая программа "Развитие биоэкономики в Чувашской Республике до 2020 года" (далее - Программа) является инструментом реализации Стратегии "Чувашия - биорегион" до 2020 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 марта 2010 г. N 84. Программа направлена на достижение цели трансформации Чувашской Республики в биорегион и коррелирована с задачами и подходами: Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года; Стратегии "Чувашия - биорегион" до 2020 года. I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа 1.1. Постановка проблемы для решения программно-целевым методом По заключению экспертов Организации Объединенных Наций, в XXI веке биотехнологии будут определять развитие человечества во всех сферах его деятельности, в первую очередь в получении продуктов питания, медицинских препаратов, в сельском хозяйстве, экологии, энергетике. Для вовлечения в процесс инновационных преобразований по реализации Стратегии "Чувашия - биорегион" до 2020 года субъектов экономической деятельности (сельскохозяйственного производства, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, строительства, транспорта, здравоохранения, науки и образования) необходим широкий спектр активных механизмов, позволяющих не только наблюдать за ситуацией, но и влиять на нее. Именно программно-целевой метод обеспечивает реализацию одновременно трех типов интеграции: пространственной (охватывает все муниципальные районы Чувашской Республики); временной (соблюдение четкой последовательности этапов и единства этапных мероприятий); объектной (реализация политики в области стандартов и регламентов, развития сельского хозяйства и социальной сферы, стимулирования малого бизнеса и предпринимательства, инвестиционной и налоговой политики, политики в области межрегиональных и внешнеэкономических связей, поддержки системы высшего образования и фундаментальных исследований). Применение программно-целевого метода необходимо для: комплексного обеспечения достижения миссии, целей и задач Стратегии "Чувашия - биорегион" до 2020 года; базового развития интеллектуального потенциала и человеческого капитала биоэкономики; решения проблемных вопросов биотехнологических процессов в Чувашской Республике. 1.2. Основные проблемные вопросы, на решение которых направлена Программа 1.2.1. Подготовка специалистов для биоэкономики в Чувашской Республике В Чувашской Республике рынок образовательных услуг государственных и негосударственных учреждений профессионального образования слабо связан с рынком труда и инновационным развитием Чувашии. Из 22 высших и 31 среднеспециального образовательных учреждений потенциально подготовку специалистов в сфере биотехнологий могут осуществлять не более семи (табл. 1.1 приложения N 1). Специалист, получивший среднеспециальное образование в сфере технологий обработки сырья и производства пищевых продуктов, практически не имеет возможности продолжить обучение в республике. Из 146 направлений и специальностей, по которым ведется подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием, ни одно не предполагает обучение непосредственно в сфере биотехнологий. Отдельные дисциплины преподаются в рамках специальностей по растениеводству, животноводству, агрономии. Ситуация осложняется и тем, что потребности в специалистах по применению биотехнологий в пределах нашей республики небольшие (не более 10- 15 человек в год), следовательно, учебные заведения не заинтересованы в их обучении даже на контрактной основе. В республике функционируют 10 советов по защите кандидатских и докторских диссертаций. С 2005 года наблюдается тенденция к росту численности аспирантов в вузах (диаграмма 1.1 приложения N 1). Их число к 2009 году выросло в 1,53 раза, однако выпуск аспирантов с защитой диссертации по отдельным специальностям не превышает 40 процентов. Несмотря на более высокие показатели относительно среднероссийского уровня (30 процентов), прослеживается недостаточная мотивация ведения исследовательской деятельности. Одновременно наблюдается отсутствие как кандидатских, так и докторских диссертаций по вопросам разработок в сфере биотехнологий. 1.2.2. Научая база Наличие определенной "массы" интеллектуальной собственности и вовлечение ее в рыночный оборот способствуют более интенсивному ее внедрению в производственную и социальную сферы. За период с 2005 года количество заявок на изобретения и полезные модели, поданных резидентами Чувашской Республики в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, выросло в 1,4 раза, а количество патентов, выданных резидентам Чувашской Республики, - в 1,7 раза (диаграммы 1.2 и 1.3 приложения N 1). Однако данные темпы роста недостаточны для качественного рывка в сфере наращивания интеллектуального потенциала и обеспечения базы развития нано- и биотехнологической промышленности в регионе. Так, по количеству полученных патентов в расчете на 1 млн. жителей Чувашская Республика занимает 58-е место в рейтинге субъектов Российской Федерации, причем ни один из патентов не относится к сфере биотехнологий. Всего в 2009 году физическими лицами, проживающими в Чувашской Республике, и юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории Чувашской Республики, было подано 125 заявок на изобретения и 108 заявок на полезные модели, 43 процента из них исходили от физических и 57 процентов от юридических лиц. Фактически же патентной защитой было обеспечено 119 (95 процентов) и 108 (79 процентов) заявок соответственно. По показателю количества поданных заявок республику опережают не только такие признанные лидеры, как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирская область, но и регионы, имеющие более низкие социально-экономические показатели, как-то: Ивановская область, Пермский край. Среди регионов, сопоставимых с Чувашской Республикой по площади и совокупности имеющихся природных ресурсов, Чувашия занимает среднюю позицию (диаграмма 1.4 приложения N 1). В сравнении же с европейскими странами республика опережает только Литву и Люксембург (диаграмма 1.5 приложения N 1). Инертность исследовательской деятельности сочетается с традиционной неразвитостью механизмов коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в Чувашской Республике, в результате чего средний процент коммерциализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ вузовской науки составляет всего 65 процентов. 1.2.3. Недостаточное развитие интеграционных процессов бизнеса и учреждений образования Общеизвестно, что в США наука практически создается в системе высшего образования. Каждый университетский профессор курирует не один десяток студентов, между которыми он распределяет договорную работу, заказанную какой-либо компанией. В вузах республики студенческий потенциал практически не используется. Нарушается причинно-следственная связь: учащиеся не только не вовлечены в исследовательский процесс, но и не представляют реальные потребности и проблемы промышленных предприятий, а предусмотренная для этих целей производственная практика превращена в написание типовых отчетов о социально-экономическом положении субъектов бизнеса на основе бухгалтерской отчетности. Десинхронизация рынка труда и рынка образовательных услуг привела к тому, что наблюдается временной разрыв в 5-8 лет между возникновением потребности в специалистах инновационной экономики и готовностью высших учебных заведений удовлетворить кадровый голод. Отсутствие необходимых навыков и знаний приводит к удешевлению трудовых ресурсов. Так, доля годового фонда заработной платы в объеме валового регионального продукта по республике составляет всего 43,7 процента (в развитых странах - 75 процентов). Вместе с тем дешевый труд малопроизводителен, подавляет инициативу, консервирует низкий уровень организации и условий труда и в конечном счете обусловливает низкий уровень жизни населения. 1.2.4. Низкая инновационная активность организаций Доля организаций, производящих инновационные продукты на основе био- и нанотехнологий, в общем количестве организаций обрабатывающих производств в Чувашской Республике составляет 0,2 процента. Ежегодный прирост рынка биотехнологической промышленности в мире составляет около 7 процентов. Предприятия Индии вырабатывают до 2/3 всех вакцин в мире. США являются лидером по производству биоэтанола с долей 48,9 процента мирового производства. Бразилии удается удовлетворять почти 50 процентов внутреннего спроса на топливо за счет биодизеля, 2/3 автотранспортных средств в стране могут ездить на биотопливе. Китай вырывается в лидеры по разведению генетически модифицированных растений. В условиях глобализации биоэкономики Чувашская Республика вовлечена в потребление продукции мировой биоиндустрии, причем потребление это растет, поэтому внедрение биотехнологий предприятиями республики просто необходимо с точки зрения укрепления конкурентоспособности выпускаемой продукции и обеспечения собственной сырьевой базы. Основные направления, по которым наблюдается наиболее интенсивное развитие биотехнологий в мире (табл. 1.2 и 1.3 приложения N 1), могут быть реализованы и предприятиями Чувашской Республики. 1.2.5. Инновационная инертность органов местного самоуправления муниципальных районов В условиях ограниченности финансовых ресурсов органы местного самоуправления муниципальных районов направляют усилия на решение текущих проблем, не развивая приоритетные направления, определенные Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года. При этом не обеспечивается инновационная направленность развития территорий. Так, в рамках республиканского конкурса на получение гранта для создания и развития инновационной инфраструктуры в муниципальном образовании Аликовским и Ибресинским районами были подготовлены проекты, однако конкретных шагов к самостоятельному осуществлению разработанных проектов без привлечения средств из республиканского бюджета Чувашской Республики не было сделано. От активности и эффективности деятельности органов местного самоуправления напрямую зависят возможности инновационного развития муниципальных образований. Вместе с тем действенные рычаги работы в этом направлении у органов местного самоуправления ограниченны. В этих условиях положительным моментом в реализации инновационной стратегии территориального развития могло бы стать в качестве ключевого направления расширение современных форм взаимодействия администраций с бизнес-сообществом и учебными заведениями (создание технопарков, бизнес-инкубаторов, агентств по передаче технологий и др.) Однако муниципальные служащие не всегда обладают необходимыми знаниями и пониманием сути новых форм сотрудничества. 1.2.6. Отсутствие необходимых элементов инфраструктуры биоэкономики Неотъемлемым условием успешного развития современной биоэкономики, обеспечивающим развитие, интеграцию и специализацию ее участников, является высокий уровень развития ее инфраструктурных элементов начиная с рынков сбыта биотехнологической продукции и заканчивая исследовательскими центрами и биотехнологическими площадками. Наличие инфраструктуры повышает инвестиционную привлекательность проектов. Так, специалисты Национального совета биодизеля (Вашингтон, США) выявили положительную корреляцию между количеством заправочных станций, реализующих биодизель, и темпами роста инвестиций в отрасль. Так, в 2009 году появление дополнительной колонки, на которой можно заправиться биодизелем, способствовало дополнительному притоку средств на его производство в размере 23-25 тыс. долларов. 1.2.7. Замедление темпов развития Чувашской Республики, связанное с мировым финансовым кризисом Ухудшение социально-экономических показателей республики, связанное с рецессией мировой экономики, значительно скорректировало планы развития организаций всех видов экономической деятельности. Особенно большой спад наблюдался в сфере добычи полезных ископаемых, машиностроении, металлургическом производстве. За 2009 год индекс промышленного производства составил 71,6 процента (по России - 90,7 процента), в том числе в обрабатывающих производствах - 69,2 процента (по России - 84,8 процента), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 92,3 процента (по России - 96,1 процента). Вместе с тем положительной динамикой характеризовалось развитие сельского хозяйства (105,2 процента). Для большинства стран мира последствия кризиса оказались не столь значительными. Так, падение внутреннего валового продукта США составило всего 2,5 процента, а экономика Китая показала рост в 7 процентов. Анализ экономической активности хозяйствующих субъектов после кризиса 1998 года показал, что инновационные услуги и технологии оказались более востребованными по сравнению со среднерыночным уровнем. Все это свидетельствует о том, что кризис проявляется спадом для тех, кто не умеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и своевременно реагировать на них. Для передовых, мобильных экономик и предприятий он, напротив, выступает толчком к модернизации, переходу на инновационное развитие. В условиях экономического кризиса биотехнология предоставляет исключительные возможности для развития реального сектора экономики, в том числе за счет роста малых предприятий, что позволяет решать такие проблемы, как развитие депрессивных территорий, повышение занятости, снижение себестоимости производства, переход на использование возобновляемого сырья и др. 1.2.8. Несовершенство механизмов коммерциализации разработок и управления интеллектуальной собственностью Отставания и диспропорции в сфере создания и использования передовых производственных технологий в совокупности с традиционной неразвитостью механизмов коммерциализации объектов интеллектуальной собственности значительно тормозят инновационное развитие Чувашской Республики. В создавшихся условиях необходимо дальнейшее расширение спектра инструментов по поддержке инвестиционной и инновационной деятельности как в части стимулирования спроса промышленности на новые технологические решения, так и в части предложения - стимулирование прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Директор Российского научно-исследовательского института интеллектуальной собственности доктор юридических наук В.Н.Лопатин, выступая на межрегиональном форуме-выставке "Чувашия - биорегион", отметил, что именно формирование рынка интеллектуальной собственности способствовало переходу США, Японии, Китая и многих других стран к инновационной экономике. Согласно докладу Национального разведывательного совета США 2009 года "Мир после кризиса. Глобальные тенденции - 2025" США сохранят доминирующую позицию в трех областях: интеллектуальная собственность; искушенность в бизнесе для стимулирования инноваций; поощрение творческого подхода. Индия в этой области достигнет паритета с США в научном и человеческом капитале, а Китай - в правительственной восприимчивости к инновациям в бизнесе. По данным проверок Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, в России в большинстве организаций нематериальные активы практически отсутствуют (до 1-2 процентов). Зарубежный полувековой опыт капитализации за счет нематериальных активов на основе интеллектуальной собственности практически никак не учитывается и не используется. 1.2.9. Законодательное регулирование и государственное стимулирование развития биоэкономики В настоящее время усилиями органов государственной власти в республике созданы отдельные элементы системы поддержки инновационно-индустриального развития (венчурный фонд, технопарки, центр коллективного доступа и пр.), но, несмотря на положительный опыт целого ряда инициатив, прорыва в области инновационного развития экономики не произошло. Главной проблемой остается отсутствие действенных экономических механизмов, стимулирующих инвестирование как в инновационную сферу, разработку биотехнологий, так и в их коммерциализацию. Важнейшим условием развития этих механизмов в Чувашской Республике, как и в России в целом, является наличие совершенной законодательной и нормативной базы. На сегодня не принято ни одного федерального закона, в котором было бы законодательно закреплено понятие и определено содержание деятельности в сфере биотехнологий. Таким образом, действующая система правового регулирования биотехнологий не отвечает требованиям времени. В то же время законодательная база значительно проработана в странах, широко использующих биотехнологии. Например, в США она состоит из разделов, включающих в себя не только регулирующие законы и нормативные акты (стандарты), но и судебную практику в сфере: производства пищевых продуктов методами генной инженерии; применения ветеринарных и прочих сельскохозяйственных препаратов; разработки и производства лекарственных средств; биоэнергетики; генной инженерии. В США еще в августе 2005 г. был подписан закон об энергетической политике (Energy Policy Act), предусматривающий субсидии и налоговые льготы производителям этанола, который позволил увеличить производство этого вида топлива к 2009 году более чем в 1,5 раза. Законом "О биомассе", в котором ставится задача к 2025 году довести объем продукции из возобновляемого сырья до 25 процентов, предусмотрена система дотирования фермерских хозяйств, формирующих сырьевую базу производства биотоплива. В Европейском союзе также достаточно четко отлажена система регулирования в области биотоплива. Так, например, определены квоты для производства биотоплива по странам. Директива Европейского союза 2003 года по использованию биологических источников энергии предусматривает, что доля биодизеля в структуре моторного топлива (биодизель + биоэтанол) должна достичь в 2010 году 5,75 процента. В Китае в 2000 году принята национальная программа производства и применения биоэтаиола. Опираясь на мировой опыт, учитывая приоритетные направления развития биотехнологий па территории Чувашской Республики, необходимо в кратчайшие сроки разработать и принять пакет законов и подзаконных актов о биоэнергетике с целью стимулирования, поддержки и развития биоэнергетических технологий (в первую очередь технологий получения теплоты из твердой биомассы и технологий получения и использования биогаза, а затем всех других видов технологий). 1.2.10. Отсутствие комплексности подходов и ресурсов в развитии биоэкопомики Добиться высоких результатов в сфере внедрения новых технологий, подходов к природопользованию, формированию "экологического мышления" невозможно в условиях разобщенности хозяйствующих субъектов и отсутствия межотраслевого взаимодействия. Наличие перерабатывающих мощностей требует обеспечения соответствующей сырьевой базы, инфраструктуры, регулирующих нормативов. Комплексное и системное взаимодействие предприятий, использующих биотехнологии, но относящихся к разным отраслям, возможно обеспечить лишь посредством создания биотехнологического кластера. Преимущества, получаемые при этом бизнес-структурами, связаны с существенным снижением барьеров выхода на рынки сбыта продукции и поставок сырья и материалов, рабочей силы, уменьшением затрат за счет эффекта масштаба, который проявляется при кооперации производителей и потребителей. 1.3. Возможные варианты решения проблемных вопросов, оценка преимуществ и основных рисков Анализ характеристик стратегических вариантов инновационного развития Чувашской Республики на период до 2020 года, проведенный на основе матричного позиционирования вариантов стратегических альтернатив создания в Чувашской Республике биоэкономики, подтверждает необходимость реализации Программы кластерным подходом. Матричная структура взаимодействия биотехнологических комплексов внутри каждого муниципального образования позволит обеспечить наиболее эффективный механизм формирования биотехнологического кластера Чувашской Республики (рисунок). Уровень риска реализации Программы в соответствии с принятой Стратегией "Чувашия - биорегион" до 2020 года оценивается как умеренный (шкала надежности находится в пределах 0,15-0,75). Стадии инноваций в сфе- I научно-исследовательские разработки ре биотехнологий: II опытно-конструкторские разработки III коммерциализация (приобретение) технологий IV промышленное производство Биотехнологический кластер Использование биотехнологий для ^ решения экологических проблем | | | Формирование собственной сырье- | вой базы | | Производство биотехнологической | продукции | | Совершенствование биотехнологи- | ческих процессов переработки се- | льскохозяйственного сырья | ————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————————" | 2010-2011 го- 2012-2015 годы, 2016-2020 годы, | ды, краткосроч- среднесрочный долгосрочный | ный период период период Технологическая карта (траектория) наиболее значимых основных направлений Программы Анализ возможных рисков реализации Программы и меры их преодоления отражены в табл. 1. Таблица 1 Системные риски реализации Программы и направления их преодоления ————————————————|—————————————————————————————————|————————————————————————————— Тип | Факторы | Меры риска | риска | преодоления рисков ————————————————|—————————————————————————————————|————————————————————————————— Технологиче- неверный выбор оборудования, мониторинг реализуемых ский нехватка специалистов в области проектов, предоставление проектирования, внедрения и консультационной и ин- реализации проектов, недостатки формационной поддержки в эффективном управлении тех- ническим персоналом, допущен- ные при проектировании ошибки Экономический сохранение инфляционных тен- ежегодное уточнение объе- денций в экономике, возникно- мов финансирования с уче- вение дефицита бюджета, изме- том реальных возможно- нение налогового законодатель- стей республиканского ства бюджета Чувашской Рес- публики, конкурсный отбор проектов для финансирова- ния за счет средств респуб- ликанского Чувашской Рес- публики Экологический природно-климатические анома- страхование сельскохозяй- лии, изменения законодательства ственных и предпринима- в сфере защиты окружающей тельских рисков со сторо- среды ны разработчиков Финансовый отсутствие финансирования биз- применение механизмов нес-проектов в сфере биотехно- государственно-частного логий, изменение условий ком- партнерства при реализа- мерческого кредитования ции наиболее крупных про- ектов Юридический отсутствие правовых актов в разработка соответствую- сфере биоэнергетики, регули- щих нормативных право- рующих оборот биотехнологиче- вых актов на уровне Чу- ской продукции вашской Республики Конъюнктур- низкая востребованность био- популяризация биотехно- ный технологической продукции логий, формирование по- рынком, изменение рыночной ложительных потребитель- конъюнктуры вследствие вступ- ских настроений в отноше- ления России во Всемирную тор- нии продукции биоиндуст- говую организацию рии, разработка механиз- мов стимулирования спроса на биотехнологическую продукцию II. Основная цель и задачи Программы Цель Программы - формирование на территории Чувашской Республики высокотехнологичных секторов инновационной экономики, ориентированных на использование биотехнологий во всех сферах деятельности. Для достижения этой цели предполагается решение ряда задач: интеграция имеющихся в Чувашской Республике ресурсов и организационных структур, их сосредоточение на приоритетных направлениях развития биотехнологий; развитие производственной и инновационной инфраструктуры биоэкономики, включая создание систем научно-технологического, информационного, кадрового, маркетингового обеспечения; создание нормативной, информационной, финансовой среды, способствующей интенсификации развития биоэкономики; создание единого образовательного пространства биотехнологической направленности; совершенствование системы подготовки, переподготовки и закрепления кадров на территории Чувашской Республики для обеспечения научно-исследовательской деятельности и потребностей биотехнологических предприятий; обеспечение конкурентоспособности сектора прикладных исследований и разработок, включающее внедрение проектного финансирования организаций пауки, обновление приборной и стендовой базы исследовательских центров, поддержку малого инновационного бизнеса, стимулирование участия организаций в международных научно-исследовательских и технологических проектах; вовлечение органов местного самоуправления муниципальных районов Чувашской Республики в процесс стимулирования и развития биотехнологий на местах; создание среды активизации спроса организаций на продукты биотехнологий; внедрение биотехнологий как в производственной, так и в непроизводственной сферах (промышленность, энергетика, сельское хозяйство, бытовое и медицинское обслуживание населения и пр.); формирование системы "зеленого природопользования", внедрение экологических императивов, способствующих минимизации антропогенного воздействия в процессе интенсификации производственной и иной деятельности; формирование территориальных биотехнологических кластеров, объединяющих разработку и производство высокотехнологичной биопродукции, способствующих эффективному взаимодействию участников республиканского рынка биоиндустрии; повышение экологической культуры населения, формирование положительных потребительских настроений в отношении продукции биоиндустрии. III. Перечень программных мероприятий Система программных мероприятий представляет собой комплекс мер, которые сгруппированы по этапам и сферам реализации, скоординированы по срокам и исполнителям и обеспечивают комплексный подход и координацию деятельности всех участников Программы с целью достижения планируемых результатов (приложение N 2). Основной этап реализации Программы направлен на коммерциализацию и внедрение биотехнологий на всей территории Чувашской Республики с целью достижения показателя прироста производства продукции сельского хозяйства на душу населения, определенного Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года (приложение N 3), и отражает приоритетные направления развития биоэкономики на основе имеющегося ресурсного потенциала и возможных направлений кластеризации. Заключительный этап Программы направлен на ускорение процесса диффузии биотехнологий, формирования "зеленого природопользования" и внедрения в практику экологических императивов. В рамках каждого этана Программы предусматривается выполнение конкретных мероприятий на основе проектно-ориентированного метода (табл. 2). Перечень мероприятий Программы определяется приоритетными направлениями Стратегии "Чувашия - биорегион" до 2020 года. Таблица 2 Структурное построение системы программных мероприятий и целевое назначение подсистемных этапов —————|————————————————————————————|————————————————————————————————————————————— N | Наименование | Целевое назначение пп | подсистемных этапов | подсистемного этапа —————|————————————————————————————|————————————————————————————————————————————— Этап 1. Генерация знаний и ресурсов 1. Совершенствование систе- создание и развитие эффективных механиз- мы подготовки, переподго- мов подготовки специалистов и научных товки и закрепления кадров кадров в области биотехнологий, создание для обеспечения научно- единого образовательного пространства био- исследовательской дея- технологической направленности тельности и потребностей биотехнологических пред- приятий 2. Формирование конкуренто- формирование и реализация перспективных способного сектора иссле- научно-исследовательских, опытно-конст- дований и разработок в об- рукторских и технологических работ; осу- ласти биотехнологий ществление интеграции науки, промышлен- ности, малого и среднего предприниматель- ства на основе рыночных механизмов ком- мерциализации объектов интеллектуальной собственности и передачи технологий 3. Создание среды, способст- создание стимулирующих механизмов госу- вующей интенсификации дарственной поддержки формирования и раз- развития биоэкономики вития нового высокотехнологичного сектора - биоэкономики; совершенствование норма- тивной правовой базы, регулирующей произ- водство и оборот продукции биотехнологиче- ских предприятий Этап 2. Формирование конкурентоспособного сектора исследований и разработок в области биотехнологий 4. Коммерциализация и вне- создание новой высокотехнологичной отрас- дрение биотехнологий ли - биоиндустрии и позиционирование Чу- вашской Республики на рынке высокотехно- логичной продукции; развитие альтернатив- ной энергетики 5. Диффузия биотехнологий. создание на территории Чувашской Респуб- Формирование "зеленого лики благоприятной среды для расширения природопользования", вне- сфер применения биотехнологий и роста дрение экологических им- биоэкономики перативов Этап 3. Формирование биотехнологического кластера Чувашской Республики 6. Формирование территори- оптимизация производственных и техноло- альных биотехнологиче- гических цепочек создания добавленной ских кластеров, объеди- стоимости; рациональное использование няющих разработку и про- биоресурсов и повышение качества жизни изводство высокотехноло- населения Чувашской Республики гичной биопродукции IV. Ресурсное обеспечение Программы Предполагаемый общий объем финансирования Программы в 2010-2020 годах составляет 17451,327 млн. рублей (табл. 3), в том числе за счет средств: республиканского бюджета Чувашской Республики - 171,65 млн. рублей (0,98 процента); бюджетов муниципальных районов - 37,5 млн. рублей (0,21 процента); внебюджетных источников - 17242,177 млн. рублей (98,81 процента). В ходе реализации Программы объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом реальных возможностей бюджетов муниципальных районов и республиканского бюджета Чувашской Республики. Таблица 3 Финансирование Программы на 2010-2020 годы (млн. рублей) ——————————————|———————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————— Источники | Всего | В том числе по годам реализации финансиро- | |————————|—————————|——————————|—————————|—————————|——————————|——————————|—————————|—————————|—————————|—————— вания | | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 ——————————————|———————————|————————|—————————|——————————|—————————|—————————|——————————|——————————|—————————|—————————|—————————|—————— Всего 17451,327 933,11 1006,48 1194,245 5303,66 1821,56 1476,577 1460,375 1527,31 1292,34 1365,57 70,1 в том чис- ле за счет средств: бюджетов 37,5 0 0 0 1 19,5 11,5 3,5 0,5 0,5 0,5 0,5 муниципаль- ных районов республи- 171,65 153 0,05 0,05 5,8 2,7 5,05 5 - - - - канского бюджета Чувашской Республики внебюджет- 17242,177 780,11 1006,43 1194,195 5296,86 1799,36 1460,027 1451,875 1526,81 1291,84 1365,07 69,6 ных источ- ников Для эффективной реализации Программы необходима ресурсная интеграция, которая предусматривает объединение информационных, интеллектуальных, производственно-технологических, управленческих и финансовых ресурсов. Информационные ресурсы, необходимые прежде всего для актуализации направлений внедрения биотехнологий с учетом мировых тенденций и оперативного мониторинга эффективности реализации программных мероприятий, многовариантны и включают в себя базы данных, статистические отчеты, патентный анализ, научные публикации и материалы конференций, форумов и специализированных аналитических агентств. Ресурсными источниками интеллектуального капитала являются научные организации, высшие учебные заведения, малые инновационные предприятия и технопарки, высокотехнологичные компании и научные центры в Чувашской Республике, а также аналогичные организации из других регионов Российской Федерации и зарубежных стран. Источниками производственно-технологических ресурсов для* решения задач опытного и промышленного освоения биотехнологий являются крупные и средние организации, а также малые инновационные предприятия. Источниками финансовых ресурсов являются кредитные организации, частные инвесторы, собственные средства организаций, средства республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов. V. Механизм управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения Для проектирования, создания и развития биоэкономики Чувашской Республики применены методы системного анализа, долгосрочного прогнозирования, программно-целевого подхода, индикативного планирования. Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (далее - Минэкономразвития Чувашии). Реализация Программы предусматривает взаимодействие ее субъектов: органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, организаций всех сфер жизнедеятельности, общественных объединений и населения Чувашской Республики. Управление реализацией Программы включает в себя совокупность преактивного и индикативного механизмов анализа, контроля, координации, формирования и финансирования программных мероприятий, а также взаимодействия субъектов Программы. В работе механизмов реализации Программы ключевая роль отводится рабочей группе, состоящей из представителей органов исполнительной власти Чувашской Республики, организаций инновационной инфраструктуры, высших учебных заведений. В функции рабочей группы входят: определение приоритетных направлений развития биоэкономики в Чувашской Республике; разработка механизма корректировки программных мероприятий и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы; определение процедуры обеспечения публичности информации о результатах мониторинга реализации Программы, достигнутых целевых показателях; организация и проведение конкурсов в составе программных мероприятий. Функции, реализуемые участниками управляющего механизма, разграничены компетенцией соответствующих субъектов: органы исполнительной власти Чувашской Республики - определение стратегических направлений, создание условий и стимулов развития биоэкономики в Чувашской Республике, повышение качества жизни и обеспечение социальной защиты населения, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности во всех сферах жизнедеятельности, развитие международного сотрудничества с целью развития биоэкономики; органы местного самоуправления - выявление и развитие конкурентных преимуществ муниципальных районов, создание условий и стимулов функционирования конкретных объектов биоэкономики, развитие межрегионального и межмуниципального сотрудничества с целью развития биоэкономики; организации и учреждения науки - проведение фундаментальных исследований в сфере биотехнологий, проведение прикладных исследований и повышение эффективности существующих промышленных технологий, сопровождение и научная поддержка коммерциализируемых технологий (проектирование, экспертиза, лабораторные исследования), обеспечение производств высококвалифицированными кадрами, участие во всероссийских и международных научных программах и проектах в сфере биотехнологий; учреждения образования - разработка учебных программ, методического обеспечения специальностей в соответствии с потребностями биотехнологических предприятий, подготовка кадров для научных и промышленных организаций, участие в международных и межрегиональных программах, конференциях, форумах биотехнологической направленности; общественные объединения - популяризация биотехнологий, независимый экологический и финансовый контроль; бизнес-сообщество - коммерциализация научных разработок, организация сбора и переработки биомассы, стимулирование сбыта биотехнологической продукции. Механизм взаимодействия участников Программы отражен в дорожной карте реализации программных мероприятий (приложение N 4). Государственный заказчик Программы - Минэкономразвития Чувашии в ходе реализации Программы координирует деятельность основных исполнителей по выполнению программных мероприятий, контролирует целенаправленное и эффективное использование финансовых средств и выполнение намеченных мероприятий, формирует и ежегодно направляет в Министерство финансов Чувашской Республики бюджетную заявку на ассигнования, необходимые для реализации Программы. Исполнители мероприятий Программы представляют: ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития Чувашии и Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики (в части НИОКР гражданского назначения) статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы; ежегодно до 15 февраля до 2021 года информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Минэкономразвития Чувашии. Минэкономразвития Чувашии: ежегодно до 1 марта до 2021 года представляет в Министерство финансов Чувашской Республики, а в части мероприятий Программы, которые содержат разделы по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам гражданского назначения, - в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики доклад о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств, подготовленный на основе форм и схем, предусмотренных в составе докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Чувашской Республики; по окончании срока реализации Программы: до 20 февраля 2021 г. представляет в Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации; до 1 марта 2021 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. VI. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы Целевые индикаторы ожидаемой эффективности реализации Программы представлены в приложении N 5. В соответствии с ними к 2020 году прогнозируется: рост числа организаций, использующих биотехнологии, в 2 раза по сравнению с показателями 2010 года; создание не менее 5 специализированных объектов инфраструктуры; создание ежегодно не менее 25 новых рабочих мест в организациях, использующих биотехнологии, начиная с 2011 года. Реализация Программы позволит одновременно решить такие актуальные экономические, социальные и экологические задачи, как: создание в Чувашской Республике биоэкономики здоровья человека, окружающей среды, сельского хозяйства, в том числе за счет создания биотехнологических кластеров; формирование и развитие инфраструктуры биоэкономики; снижение экологической напряженности за счет вовлечения в переработку биомассы, отходов производства и вторресурсов; создание альтернативной сырьевой базы для развития пищевой промышленности, белково-кормовой базы для развития животноводства (снижение импортозависмости); развитие биоэнергетики для стабильного снабжения энергоресурсами муниципальных районов; повышение экономической эффективности лесопромышленного комплекса и сельского хозяйства; увеличение количества рабочих мест в муниципальных районах; повышение конкурентоспособности аграрного сектора Чувашской Республики через повышение производительности и качества получаемых продуктов; обеспечение дополнительных поступлений доходов во все уровни бюджетной системы Российской Федерации. Технико-экономическое обоснование Программы приведено в приложении N 6. Бюджетная эффективность определяется положительным сальдо суммарного потока в бюджетной сфере за анализируемый период, а также ростом поступления доходов в бюджеты всех уровней и увеличением валового регионального продукта. Чистый дополнительный доход республиканского бюджета Чувашской Республики за все годы реализации Программы составит свыше 1500 млн. рублей, что более чем в 8 раз перекрывает бюджетные затраты. Социальная эффективность Программы определяется созданием до 370 новых рабочих мест в муниципальных районах и повышением уровня заработной платы работников, занятых в сельскохозяйственных организациях, внедривших биотехнологии, в 2 раза за период реализации Программы. Эффективность реализации Программы определяется в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации Программы (приложение N 7). Приложение N 1 к республиканской целевой программе "Развитие биоэкономики в Чувашской Республике до 2020 года" СПРАВОЧНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ к разделу I "Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа" республиканской целевой программы "Развитие биоэкономики в Чувашской Республике до 2020 года" Содержание приложения: Таблица 1.1. Учреждения образования в Чувашской Республике, обладающие потенциалом подготовки специалистов в области биотехнологий Диаграмма 1.1. Динамика численности обучающихся в аспирантурах, созданных в высших учебных заведениях, осуществляющих свою деятельность на территории Чувашской Республики Диаграмма 1.2. Динамика патентных заявок, поданных резидентами Чувашской Республики Диаграмма 1.3. Динамика количества патентов, полученных резидентами Чувашской Республики Диаграмма 1.4. Количество патентных заявок, поданных резидентами субъектов Российской Федерации, сопоставимых с Чувашской Республикой по площади и совокупности располагаемых природных ресурсов, в 2009 году Диаграмма 1.5. Количество патентных заявок, поданных резидентами отдельных европейских стран и резидентами Чувашской Республики, в 2006 году Таблица 1.2. Структура основных биотехнологий, применяемых в сельском хозяйстве Таблица 1.3. Структура основных биотехнологий, применяемых в немедицинской промышленности Таблица 1.1 Учреждения образования в Чувашской Республике, обладающие потенциалом подготовки специалистов в области биотехнологий —————|———————————————————|————————————————————————|———————|——————————|—————————————————— N | Наименование | Специальность | Годы | Количе- | Количество тру- пп | образовательных | (специализация) | вы- | ство вы- | доустроенных, | учреждений | | пуска | пускни- | человек | | | спе- | ков, че- |———————|—————————— | | | циа- | ловек | всего | в том | | | лис- | | | числе по | | | тов | | | заявкам | | | | | | пред- | | | | | | приятий —————|———————————————————|————————————————————————|———————|——————————|———————|—————————— Среднеспециальные учебные заведения 1. ФГОУ СПО технология молока и 2007 33 18 - "Алатырский молочных продуктов 2008 27 17 - сельскохозяйст- 2009 22 16 4 венный техни- кум" 2. ФГОУ СПО "Вур- агрономия 2009 23 4 - нарский сельско- хозяйственный технология мясных про- 2009 45 11 - техникум" дуктов ветеринария 2009 24 12 - 3. РГОУ СПО "Че- технология продукции 2009 - - - боксарский тех- общественного питания никум технологии питания и ком- мерции" 4. НОУ СПО "Ново- технология молока и 2007 45 33 18 чебоксарский тех- молочных продуктов 2008 30 23 13 никум приклад- 2009 19 15 10 ной биотехноло- гии" технология мяса и мяс- 2007 43 26 9 ных продуктов 2008 24 17 8 2009 16 4 4 технология продуктов 2007 29 27 20 общественного питания 2008 59 43 26 2009 36 24 16 5. ФГОУ СПО "Эко- технология хранения и 2009 172 101 - номико-техноло- переработки зерна; гический кол- технология бродильных ледж" производств и виноде- лие; технология хлеба, кон- дитерских и макарон- ных изделий; технология продукции общественного питания Высшие учебные заведения 6. ФГОУ ВПО "Чу- охрана окружающей 2007 46 - - вашский государ- среды 2008 26 - - ственный универ- 2009 47 - - ситет имени И.Н.Ульянова" 7. ФГОУ ВПО "Чу- технология производст- 2007 93 29 27 вашская государ- ва и переработки сель- 2008 61 28 25 ственная сельско- скохозяйственной про- 2009 97 32 29 хозяйственная дукции академия" агрономия 2007 81 42 37 2008 93 38 36 2009 112 26 25 зоотехния 2007 58 25 22 2008 31 24 21 2009 46 10 10 ветеринария 2007 52 34 32 2008 44 29 28 2009 62 26 26 Диаграмма 1.1 Динамика численности обучающихся в аспирантурах, созданных в высших учебных заведениях, осуществляющих свою деятельность на территории Чувашской Республики, человек 2005 - 531 2006 - 672 2007 - 765 2008 - 729 2009 - 812 Диаграмма 1.2 Динамика патентных заявок, поданных резидентами Чувашской Республики, шт. 2005 - 166 2006 - 189 2007 - 202 2008 - 233 2009 - 240 Диаграмма 1.3 Динамика количества патентов, полученных резидентами Чувашской Республики, шт. 2005 - 118 2006 - 126 2007 - 136 2008 - 180 2009 - 204 Диаграмма 1.4 Количество патентных заявок, поданных резидентами субъектов Российской Федерации, сопоставимых с Чувашской Республикой по площади и совокупности располагаемых природных ресурсов, в 2009 году, шт. [Рисунок в электронном виде не приводится, смотри бумажный документ] Диаграмма 1.5 Количество патентных заявок, поданных резидентами отдельных европейских стран и резидентами Чувашской Республики, в 2006 году, шт. Германия - 15457 Франция - 10697 Испания - 1902 Румыния - 527 Ирландия - 286 Венгрия - 140 Латвия - 81 Литва - 59 Люксенбург - 23 Чувашская Республика - 72 Таблица 1.2 Структура основных биотехнологий, применяемых в сельском хозяйстве ———————————————————————————————————————|—————————————————————————————————————— Растениеводство | Животноводство ———————————————————————————————————————|—————————————————————————————————————— Семена растений, устойчивых к герби- Производство аминокислот (пищевые цидам добавки для животных) Семена растений, устойчивых к насе- Диагностика продуктов (свежесть, от- комым-вредителям сутствие возбудителей инфекций) Семена растений, устойчивых к виру- Биопестициды сам Семена растений с добавленными Вакцины для животных свойствами (повышенное содержание аминокислот, жирных кислот) Выведение новых пород животных и аквакультур Таблица 1.3 Структура основных биотехнологий, применяемых в немедицинской промышленности ————————————————————————————————————————|—————————————————————————————— Промышленность | Экология ————————————————————————————————————————|—————————————————————————————— Пищевая отрасль: Биовосстановление почв добавки к мясной продукции, дрожжи, ферменты для пивной, винной и молоч- ной промышленности Саморазлагающиеся материалы Очистка промышленных отходов Биореагенты Восстановление лесов Препараты, альтернативные химикатам в целлюлозно-бумажной промышленности Энзимы Немедицинские диагностики Приложение N 2 к республиканской целевой программе "Развитие биоэкономики в Чувашской Республике до 2020 года" СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ по реализации республиканской целевой программы "Развитие биоэкономики в Чувашской Республике до 2020 года" ——————————|—————————————————————————————|————————————————|————————————|——————————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————— N | Наименование | Исполнители | Сроки | Объем финансирования, тыс. рублей | Планируемый пп | мероприятий | | исполнения |———————————|————————————————|————————————|————————————————| результат | | | (годы) | всего | республикан- | бюджеты | внебюджетные | | | | | | ский бюджет | муници- | источники** | | | | | | Чувашской Рес- | пальных | | | | | | | публики | районов* | | ——————————|—————————————————————————————|————————————————|————————————|———————————|————————————————|————————————|————————————————|———————————————————————————————— Этап 1. Генерация знаний и ресурсов I. Совершенствование системы подготовки, переподготовки и закрепления кадров для обеспечения научно-исследовательской деятельности и потребностей биотехнологических предприятий 1.1. Выработка мер подготовки межведомст- 2010-2012 - в пределах - - выработка согласованных мер профильных кадров, вклю- венная рабо- бюджетных по решению проблемы обес- чая полный цикл междис- чая группа, ассигнований, печения кадрами предпри- циплинарных знаний в об- сформирован- предусмотрен- ятий, использующих биотех- ласти биотехнологий ная из пред- ных на основ- нологии ставителей ную деятель- органов ис- ность полнительной власти Чу- вашской Рес- публики 1.2. Открытие магистратуры по высшие учеб- 2010-2011 - - - в пределах подготовка специалистов и подготовке специалистов в ные заведе- ассигнований, научных кадров в области сфере установок альтерна- ния*** предусмот- биоэнергетики тивной и возобновляемой ренных на электроэнергетики, в том основную числе в сфере биоэнергети- деятельность ки 1.3. Создание интерактивных высшие учеб- 2010-2015 - - - в пределах популяризация биотехнологий научно-популярных ресур- ные заведе- ассигнований, сов ния, органи- предусмот- зации инно- ренных на вационной основную инфраструк- деятельность туры*** 1.4. Открытие кружков биотех- учреждения 2011-2015 - - в преде- - создание единого образова- нологической направлен- дополнитель- лах бюд- тельного пространства био- ности в учреждениях до- ного образо- жетных технологической направлен- полнительного образова- вания*** ассигно- ности, стимулирование ис- ния ваний, следовательской работы преду- школьников смотрен- ных на основ- ную дея- тель- ность 1.5. Разработка и внедрение высшие учеб- 2011-2014 - - - в пределах формирование методических образовательных программ ные заведе- ассигнований, основ, подготовка специали- и учебных планов подго- ния предусмот- стов и научных кадров в об- товки кадров в сфере био- ренных на ласти био- и нанотехнологий фармацевтики основную деятельность 1.6. Открытие на биолого- ГОУ ВПО 2012-2016 - - - в пределах подготовка специалистов и химическом факультете по "Чувашский ассигнований, научных кадров в области специальностям "Химия" и государствен- предусмот- био- и нанотехнологий, под- "Биология" специализа- ный педаго- ренных на готовка преподавателей по ций: гический уни- основную данным направлениям "Бионанофармацевтика", верситет име- деятельность "Бионанотехнологии" ни И.Я.Яко- влева"*** 1.7. Создание современных высшие учеб- 2010-2020 - - - в пределах обеспечение учебного процес- учебных и методических ные заведе- ассигнований, са необходимыми учебными и пособий по биотехнологи- ния, органи- предусмот- методическими пособиями, в ям зации инно- ренных на том числе в электронной фор- вационной основную ме, с видеоиллюстративным инфраструк- деятельность материалом или видеокурсом туры 1.8. Организация и проведение Минэконом- 2011 50 50 - - привлечение внимания твор- республиканского конкурса развития Чу- 2012 50 50 - - ческой молодежи к инноваци- среди молодежи "Лучший вашии, орга- 2013 50 50 - - онной деятельности в области бизнес-план инновацион- низации на 2014 50 50 - - био- и нанотехнологий, уча- ного проекта по созданию конкурсной 2015 50 50 - - стие победителей республи- продуктов биоиндустрии" основе канского конкурса в конкурсе на соискание премий для спо- собной и талантливой моло- дежи в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" 1.9. Пропаганда и популяриза- органы ис- 2010-2020 - в пределах - в пределах повышение экологической ция биотехнологий, фор- полнительной бюджетных ассигнований, культуры населения, форми- мирование "зеленого" власти Чу- ассигнований, предусмот- рование положительных по- мышления вашской Рес- предусмотрен- ренных на требительских настроений в публики, ор- ных на основ- основную отношении продукции биоин- ганизации ин- ную деятель- деятельность дустрии новационной ность инфраструк- туры, высшие учебные за- ведения II. Формирование конкурентоспособного сектора исследований и разработок в области биотехнологий 2.1. Проведение НИОКТР в высшие учеб- 2010-2020 - - в пределах ас- обеспечение потребностей ор- области биотехнологий, в ные заведе- сигнований, ганизаций республики в био- том числе по тематике, ния, научно- предусмотрен- технологических разработках предлагаемой бизнес-сооб- исследова- ных на основ- ществом тельские ор- ную деятель- ганизации*** ность 2.2. Организация и проведение Минэконом- 2012-2016 - в пределах - - формирование "портфеля про- конкурса НИОКР по ут- развития Чу- бюджетных ектов и исследований" при- вержденным проектным вашии ассигнований, кладной направленности для направлениям предусмотрен- развития биоиндустрии на ных на основ- территории Чувашской Рес- ную деятель- публики, создание и развитие ность на базе НИОКР малых пред- приятий в научно-технической сфере 2.3. Форсайтные исследования высшие учеб- 2010-2020 - в пределах - - предотвращение пробелов в направлений развития био- ные заведе- бюджетных видении развития биотехно- технологий ния, научно- ассигнований, логий в Чувашской Республи- исследова- предусмотрен- ке и своевременное внесение тельские ор- ных на основ- изменений в республиканскую ганизации ную деятель- целевую программу "Развитие ность биоэкономики в Чувашской Республике до 2020 года" (да- лее - Программа) 2.4. Создание системы инфор- Минэконом- 2011-2013 - в пределах - - информационное сопровож- мационного и маркетинго- развития Чу- бюджетных дение проектов в области био- вого обеспечения проектов, вашии, Мин- ассигнований, технологий реализуемых в области сельхоз Чу- предусмотрен- биотехнологий вашии, ТПП ных на основ- Чувашской ную деятель- Республи- ность ки*** 2.5. Разработка предложений Минэконом- 2011-2013 - в пределах - - формирование объективной по формированию стати- развития Чу- бюджетных картины состояния и потен- стического инструментария вашии, Мин- ассигнований, циала биотехнологической с целью оценки и анализа сельхоз Чу- предусмотрен- отрасли Чувашской Республи- уровня развития биотехно- вашии, Чу- ных на основ- ки логий в Чувашской Рес- вашстат*** ную деятель- публике ность 2.6. Проведение мониторинга и Минэконом- 2010-2020 - в пределах - - объективная оценка развития комплексного анализа со- развития Чу- бюджетных биотехнологической отрасли стояния развития биотех- вашии, Мин- ассигнований, для своевременной актуализа- нологий в Чувашской Рес- сельхоз Чу- предусмотрен- ции Стратегии "Чувашия - публике вашии, Чу- ных на основ- биорегион" до 2020 года вашстат ную деятель- ность III. Создание среды, способствующей интенсификации развития биоэкономики 3.1. Создание рабочей группы органы ис- 2010 - в пределах - в пределах ас- повышение оперативности и по реализации Программы полнительной бюджетных сигнований, согласованности действий власти Чу- ассигнований, предусмотрен- участников проектов в сфере вашской Рес- предусмотрен- ных на основ- биотехнологий, реализация публики, ор- ных на основ- ную деятель- принципа "одного окна" для ганизации ную деятель- ность организаций, внедряющих инновацион- ность биотехнологии в производстве ной инфра- структуры, высшие учеб- ные заведе- ния 3.2. Разработка биотехнологи- администра- 2010-2011 - в пределах в пределах - обеспечение формирования и ческих программ муници- ции муници- бюджетных бюджет- эффективного развития био- пальных районов пальных рай- ассигнований, ных ассиг- экономики на всей территории онов***, Мин- предусмотрен- нований, Чувашской Республики экономразви- ных на основ- преду- тия Чувашии ную деятель- смотрен- (координация, ность ных на методическая основную и консульта- деятель- ционная под- ность держка) 3.3. Проведение анализа зако- Минэконом- 2010-2011 - в пределах - - внесение необходимых изме- нодательной базы, касаю- развития Чу- бюджетных нений в законы и иные норма- щейся вопросов развития вашии ассигнований, тивные правовые акты Чуваш- биотехнологий в Чуваш- предусмотрен- ской Республики, разработка ской Республике ных на основ- новых нормативных правовых ную деятель- актов с целью стимулирова- ность ния внедрения биотехнологий и спроса на продукты биотех- нологий 3.4. Разработка механизма го- Минэконом- 2011 - в пределах - - создание стимулирующих ме- сударственной поддержки развития Чу- бюджетных ханизмов государственной организаций, использую- вашии, Мин- ассигнований, поддержки формирования и щих и внедряющих био- сельхоз Чува- предусмотрен- развития нового высокотехно- технологии (субсидирова- шии ных на основ- логичного сектора - биоэко- ние процентных ставок по ную деятель- номики кредитам, лизинговым пла- ность тежам) 3.5. Развитие межрегионально- Минэконом- 2010-2020 - в пределах - - участие во всероссийских и го и международного со- развития Чу- бюджетных международных конференци- трудничества в сфере био вашии ассигнований, ях, форумах по биотехнологи- технологий предусмотрен- ям, трансфер перспективных ных на основ- технологий ную деятель- ность 3.6. Организация и проведение органы ис- 2013 - в пределах - - решение вопросов рациональ- общественных слушаний и полнительной бюджетных ас- ного использования биологи- принятие резолюции о власти Чу- сигнований, ческой продуктивности, оцен- биомассе вашской Рес- предусмотрен- ка и анализ структуры биомас- публики, об- ных на основ- сы и обеспечение ее расши- щественные ную деятель- ренного воспроизводства организа- ность ции*** 3.7. Создание единого инфор- Минэконом- 2010-2020 - в пределах - - повышение степени информи- мационного массива об развития Чу- бюджетных ас- рованности научных и произ- исследованиях в сфере вашии, Мин- сигнований, водственных предприятий, биотехнологий, внедряе- сельхоз Чу- предусмотрен- инвестиционных институтов мых и реализованных про- вашии ных на основ- ектах в сфере биотехноло- ную деятель- гий ность 3.8. Развитие альтернативных Минэконом- 2012-2020 - в пределах - - повышение энергоэффектив- источников энергии и сы- развития Чу- бюджетных ас- ности, снижение зависимости рья на основе возобнов- вашии, орга- сигнований, от углеводородной энергетики ляемых биоресурсов низации на предусмотрен- конкурсной ных на основ- основе ную деятель- ность Этап 2. Формирование конкурентоспособного сектора исследований и разработок в области биотехнологий IV. Коммерциализация и внедрение биотехнологий 4.1. Внедрение биотехнологий на территории Алатырского района 4.1.1. Производство биомассы администра- 2011 1000 - - 1000 вовлечение в оборот необра- сельскохозяйственного на- ция Алатыр- 2012 1000 - - 1000 батываемых сельхозугодий значения на необрабаты- ского рай- 2013 1500 - - 1500 ваемых сельхозугодьях она***, спе- 2014 1500 - - 1500 циализиро- 2015 1500 - - 1500 ванные орга- 2016 2000 - - 2000 низации*** 2017 2000 - - 2000 2018 2000 - - 2000 2019 2000 - - 2000 2020 1000 - - 1000 4.1.2. Организация производства администра- 2015 1000 - - 1000 развитие источников альтер- древесных гранул (пеллет) ция Алатыр- 2016 5500 - - 5500 нативного топлива ского района, 2017 1500 - - 1500 специализи- рованные ор- ганизации 4.1.3. Восстановление цеха хвой- администра- 2012 5000 - - 5000 производство биодобавок для но-витаминной муки ция Алатыр- сельскохозяйственного жи- ского района, вотноводства и птицеводства лесоперера- батывающие предпри- ятия*** 4.2. Внедрение биотехнологий на территории Аликовского района 4.2.1. Создание производств по администра- 2015 25000 - - 25000 решение проблемы утилиза- выработке биогаза на базе ция Аликов- 2016 15000 - - 15000 ции отходов растениеводства сельскохозяйственных ского рай- и животноводства, развитие кооперативов она***, СХПК альтернативной энергетики "Новый путь"***, СХПК "Звез- да" *** 4.2.2. Возделывание рапса для администра- 2014 1000 - - 1000 обеспечение сырьевой базы производства биотоплива ция Аликов- 2015 1200 - - 1200 производства биодизеля ского района, 2016 800 - - 800 специализи- рованные ор- ганизации 4.2.3. Возделывание картофеля с администра- 2010 70 - - 70 повышение качества произво- применением биогумуса ция Аликов- 2011 80 - - 80 димой сельхозпродукции ского района, 2012 80 - - 80 специализи- 2013 100 - - 100 рованные ор- 2014 100 - - 100 ганизации 2015 100 - - 100 2016 100 - - 100 2017 100 - - 100 2018 125 - - 125 4.2.4. Внедрение биологических администра- 2011 1000 - - 1000 применение экологически средств защиты растений ция Аликов- 2012 1000 - - 1000 чистых технологий в расте- ского района, 2013 1000 - - 1000 ниеводстве специализи- 2014 1000 - - 1000 рованные ор- 2015 1000 - - 1000 ганизации 2016 1000 - - 1000 2017 1000 - - 1000 4.3. Внедрение биотехнологий на территории Батыревского района 4.3.1. Строительство теплиц при администра- 2013 5000 - - 5000 решение проблемы утилиза- животноводческих поме- ция Батырев- 2014 5000 - - 5000 ции отходов растениеводства щениях с использованием ского рай- и животноводства, развитие навоза для подогрева она***, спе- альтернативной энергетики циализиро- ванные орга- низации 4.3.2. Реконструкция Первомай- администра- 2016 8000 - - 8000 развитие промышленного ского крахмалзавода ция Батырев- производства, использующего ского района, биотехнологии ОАО "Перво- майский крах- малзавод" *** 4.3.3. Строительство цеха по пе- администра- 2017 8000 - - 8000 решение проблемы утилиза- реработке отходов забоя ция Батырев- ции отходов животноводства животных ского района, специализи- рованные ор- ганизации 4.3.4. Строительство цеха по пе- администра- 2015 3000 - - 3000 развитие промышленного реработке подсолнечника ция Батырев- производства, использующего ского района, биотехнологии специализи- рованные ор- ганизации 4.4. Внедрение биотехнологий на территории Вурнарского района 4.4.1. Производство пробиотиче- администра- 2018 146000 - - 146000 создание сырьевой базы вне- ских, пребиотических и ция Вурнар- 2019 54000 - - 54000 дрения новых технологий в симбиотических препара- ского рай- 2020 8000 - - 8000 кормлении домашнего скота тов для сельского хозяйст- она***, ООО ва из отходов животновод- "Вурнарский ства мясокомби- нат"*** 4.4.2. Организация переработки администра- 2013 6500 - - 6500 решение проблемы утилиза- отходов мясомолочных ция Вурнар- 2014 5000 - - 5000 ции отходов животноводства, ферм (животноводческих ского района, 2015 4500 - - 4500 развитие альтернативной комплексов) в биогаз, ООО "Вур- энергетики твердые и жидкие органи- нарский мя- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|