Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 02.02.2010 № 27КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 02.02.2010 N 27 О Республиканской целевой программе энергосбережения в Чувашской Республике на 2010-2015 годы и на период до 2020 года (В редакции Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2010 г. N 404; от 12.05.2011 г. N 186; от 28.12.2011 г. N 644) В целях повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создания условий для надежного обеспечения населения и экономики Чувашской Республики энергоносителями, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 марта 2009 г. N 97 "О Концепции энергосбережения в Чувашской Республике на период до 2020 года" Кабинет Министров Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу энергосбережения в Чувашской Республике на 2010-2015 годы и на период до 2020 года (далее - Программа). 2. Утвердить Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики государственным заказчиком - координатором Программы. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2010 г. N 404) 3. Установить, что: при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период Программа включается в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики; объем финансирования мероприятий Программы подлежит ежегодному уточнению исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики. 4. Органам исполнительной власти Чувашской Республики организовать контроль за энергоэффективностью и энергосбережением в подведомственных организациях. 5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности принять участие в реализации мероприятий Программы. 6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2010 г. N 404) Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики С.Гапликов УТВЕРЖДЕНА постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 02.02.2010 N 27 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА энергосбережения в Чувашской Республике на 2010-2015 годы и на период до 2020 года (В редакции Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2010 г. N 404; от 12.05.2011 г. N 186; от 28.12.2011 г. N 644) ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Про- - Республиканская целевая программа граммы энергосбережения в Чувашской Республике на 2010-2015 годы и на период до 2020 года Основания для при- - Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N нятия решения о раз- 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении работке Программы энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р; распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р; перечень поручений Президента Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N Пр-1802ГС по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 2 июля 2009 г.; Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 марта 2009 г. N 97 "О Концепции энергосбережения в Чувашской Республике на период до 2020 года" Государственный - Министерство градостроительства и развития заказчик - коорди- общественной инфраструктуры Чувашской натор Программы Республики (Позиция в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2010 г. N 404) Основные разработ- - чики Программы Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2010 г. N 404) Цели Программы - повышение эффективности использования топливноэнергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий и снижение энергоемкости валового регионального продукта Задачи Программы - обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах экономики Чувашской Республики, в том числе за счет внедрения механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализации энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения; повышение эффективности энергетического комплекса Чувашской Республики; развитие перспективных направлений энергетики, разработка и реализация системных проектов повышения энергетической эффективности Важнейшие целевые - целевые индикаторы и показатели определены индикаторы и пока- в соответствии с постановлением затели Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (Позиция в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2010 г. N 404) Сроки и этапы реа- - I этап - 2010-2011 годы; лизации Программы II этап - 2012-2015 годы; III этап - 2016-2020 годы Объемы и источники - предполагаемый общий объем финансирования финансирования Про- Программы составляет 25182,5 млн. рублей, граммы в том числе: I этап - 2010-2011 годы - 20279,9 млн. рублей; II этап - 2012-2015 годы - 2999,6 млн. рублей; III этап - 2016-2020 годы - 1903 млн. рублей; в том числе: средства федерального бюджета - 355,6 млн. рублей, в том числе: I этап - 2010-2011 годы - 55,6 млн. рублей; II этап - 2012-2015 годы - 300 млн. рублей; средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 266,4 млн. рублей, в том числе: I этап - 2010-2011 годы - 62,5 млн. рублей; II этап - 2012-2015 годы - 99,9 млн. рублей; III этап - 2016-2020 годы - 104 млн. рублей; средства местных бюджетов - 532,4 млн. рублей, в том числе: I этап - 2010-2011 годы - 107,1 млн. рублей; II этап - 2012-2015 годы - 200,3 млн. рублей; III этап - 2016-2020 годы - 225,0 млн. рублей; внебюджетные источники - 24028,1 млн. рублей, в том числе: I этап - 2010-2011 годы - 20054,5 млн. рублей; II этап - 2012-2015 годы - 2399,5 млн. рублей; III этап - 2016-2020 годы - 1574,1 млн. рублей (Позиция в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.12.2011 г. N 644) Ожидаемые конеч- - обеспечение достижения за счет реализации ные результаты реа- мероприятий Программы: лизации Программы суммарной экономии затрат на энергию всеми и показатели бюд- потребителями энергоресурсов в размере жетной и социальной 3373,8 млн. рублей (в текущих ценах); эффективности экономии природных ресурсов и снижения уровня загрязнения окружающей среды в результате уменьшения объемов переработки первичных энергетических ресурсов; повышения качества жизни и улучшения здоровья населения Система организации - контроль за ходом выполнения Программы контроля за испол- осуществляет Министерство нением Программы градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики. Исполнители мероприятий Программы ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным, и ежегодно к 15 февраля до 2021 года предоставляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики. Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2021 года направляет доклад о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики. По окончании срока реализации Программы Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики до 20 февраля 2021 г. представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. После согласования с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерством финансов Чувашской Республики Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики до 1 марта 2021 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. (Позиция в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2010 г. N 404) Введение Республиканская целевая программа энергосбережения в Чувашской Республике на 2010-2015 годы и на период до 2020 года (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 марта 2009 г. N 97 "О Концепции энергосбережения в Чувашской Республике на период до 2020 года". Повышение энергетической эффективности и энергосбережения играет ключевую роль в обеспечении баланса энергетических ресурсов Чувашской Республики в условиях инновационного сценария развития экономики, реализация которого возможна лишь при снижении удельной энергоемкости валового внутреннего продукта. В Энергетической стратегии Чувашской Республики на период до 2020 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2005 г. N 349, определены задачи по повышению энергетической эффективности, позволяющие с учетом возможностей энергетического комплекса обеспечить развитие экономики в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами Чувашской Республики. В условиях реформирования энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, нарастающего дефицита и повышения стоимости энергоносителей и энергетических мощностей Программа должна заложить основу системы территориального энергетического менеджмента, обеспечивающего конкурентные ценовые преимущества и надежность энергоснабжения Чувашской Республики. Главной задачей всех участников процесса энергоснабжения и энергопотребления является комплексное использование всех рычагов управления для перехода на энергоэффективный путь развития. I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа В настоящее время экономика Чувашской Республики характеризуется повышенной энергоемкостью по сравнению со средними показателями Российской Федерации. Показатели энергетической эффективности в Чувашской Республике уступают среднероссийским показателям в 1,15 раза и более чем в 2 раза промышленно развитым странам с сопоставимыми климатическими условиями. Снижение энергоемкости производства, топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплексов является важнейшим стратегическим направлением, без реализации которого не может быть обеспечен прогнозируемый рост экономики страны и ее регионов, что актуально для ресурсозависимого региона - Чувашской Республики. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р определены стратегические направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, в том числе: разработка государственной программы энергосбережения, предусматривающей внедрение энергосберегающих технологий и реализацию энергоэффективных инновационных проектов, в том числе в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве, а также механизмов стимулирования энергосбережения в российской экономике; обеспечение ускоренного развития электро- и теплоэнергетики на основе экологически чистых технологий, использования твердого топлива и возобновляемых источников энергии; необходимость принятия мер по техническому регулированию, направленных на повышение энергетической эффективности таких отраслей экономики, как электроэнергетика, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт. В области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития предполагается обеспечение интенсивного технологического обновления массовых производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий. В области расширения глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях электроэнергетики планируются масштабное внедрение новых ресурсосберегающих технологий, расширение производства электроэнергии. Одним из основных топливно-энергетических ресурсов, потребляемых на территории Чувашской Республики, является природный газ. Структура потребления основных видов топливно-энергетических ресурсов приведена в табл. 1. Таблица 1 Структура потребления по видам энергоресурсов —————————————————|———————————————————|———————————————————|——————————————————— Показатель | 2006 год | 2007 год | 2008 год |——————|————————————|——————|————————————|——————|———————————— | % | тыс. т | % | тыс. т | % | тыс. т | | усл. топл. | | усл. топл. | | усл. топл. —————————————————|——————|————————————|——————|————————————|——————|———————————— Электроэнергия 14,6 613,6 13,8 604,8 15,5 609 Тепло 28,2 1190 28,1 1225,4 23,3 917,1 Уголь 0,4 16,6 0,2 9,8 0,1 3,8 Нефть 2,3 97 1,3 55,2 0,9 37,7 Природный газ 54,5 2296,9 56,6 2469,8 60,2 2368,1 В Чувашской Республике основными потребителями электрической энергии являются промышленные предприятия (более 40 процентов), что определяет отрасль промышленности как одну из самых энергоемких (табл. 2, рис. 1). Снижение энергоемкости промышленности является одним из главных направлений энергосбережения. Таблица 2 Динамика потребления электроэнергии за 2004-2008 годы в разрезе основных потребителей, млн. кВт.ч ————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|——————————————— Наименование | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год потребителей |————————|——————|————————|——————|————————|——————|————————|——————|————————|—————— | млн. | % | млн. | % | млн. | % | млн. | % | млн. | % | кВт.ч | | кВт.ч | | кВт.ч | | кВт.ч | | кВт.ч | ————————————————————|————————|——————|————————|——————|————————|——————|————————|——————|————————|—————— Промышленность 2082,9 44,1 2187,9 46 2285,5 45,8 2313,5 47 2242,8 45,3 Сельское хозяйст- 159 3,4 143 3 143 2,9 128 2,6 130 2,6 во Транспорт 836 17,7 895 18,8 929 18,6 840 17,1 1195 24,1 Строительство 89 1,9 91 1,9 92 1,8 108 2,2 95 1,9 Бюджетная сфера 206 4,4 205 4,4 212 4,2 214 4,4 212 4,3 Население 659,5 14 628,9 13,2 666,8 13,5 714,7 14,5 784,6 15,8 Прочие виды дея- 688,4 14,5 602,6 12,7 660,4 13,2 599,1 12,2 292,3 5,9 тельности Всего 4720,8 100 4753,4 100 4988,7 100 4917,3 100 4951,7 100 |————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————| | | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————| | промышленность | 44,1 | 46 | 45,8 | 47 | 45,3 | | сельское хозяйство | 3,4 | 3 | 2,9 | 2,6 | 2,6 | | транспорт | 17,7 | 18,8 | 18,6 | 17,1 | 24,1 | | строительство | 1,9 | 2,1 | 1,9 | 1,8 | 2,2 | | бюджетная сфера | 4,4 | 4,4 | 4,2 | 4,4 | 4,3 | | население | 14 | 13,2 | 13,5 | 14,5 | 15,8 | |————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————| Рис. 1. Доля потребления электроэнергии в разрезе основных потребителей Основным инструментом управления энергосбережением является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение республиканской и муниципальных целевых программ энергосбережения, а также целевых программ субъектов хозяйственной деятельности. Программа направлена на повышение эффективности энергетических обследований, учета и контроля за потреблением энергоресурсов, совершенствование системы нормирования в бюджетной сфере, разработку системы мониторинга внедряемых мероприятий по энергосбережению, стимулирование мер по снижению энергоемкости, формирование условий и механизмов, способствующих появлению и реализации проектов в области энергосбережения. В связи с этим Программа предусматривает осуществление комплекса организационных мер по пропаганде и популяризации вопросов энергосбережения, проведению конкурсов на лучшую постановку работы по энергосбережению среди промышленных предприятий, муниципальных образований, на освещение этой темы в средствах массовой информации, по повышению культуры энергопотребления среди населения, формированию и проведению энергосберегающей политики в Чувашской Республике, участию в межрегиональных, национальных и международных проектах. Дефицит энергии и ограниченность топливных ресурсов приводят к неизбежному переходу к нетрадиционным, альтернативным источникам энергии. Неуклонный рост цен на энергоносители, растущие выбросы углекислого газа, окислов азота и серы оказывают негативное воздействие на климат и экологию. Для Чувашской Республики решение этих вопросов возможно только путем инновационного развития, внедрения новых экономичных технологий и повышения эффективности уже имеющихся технологий. На протяжении более 30 последних лет государственная энергетическая стратегия всех промышленно развитых стран была направлена на энергосбережение и переход от ископаемого топлива к поиску альтернативных источников энергии, основанных на использовании возобновляемых экологически чистых источников энергии. Рациональное использование и экономное расходование органического топлива (угля, нефти, природного газа), повышение эффективности конечного потребления энергии во всех секторах экономики, развитие возобновляемых источников энергии (биомассы, гидроэнергии, солнечной энергии, энергии ветра и др.) могут обеспечить потребности в энергии и являются действенным средством повышения устойчивости развития экономики и сохранения окружающей среды. В Энергетической стратегии России на период до 2030 года обозначена необходимость расширения использования возобновляемых источников энергии, в том числе в целях: обеспечения устойчивого тепло- и электроснабжения населения и производства в зонах децентрализованного энергоснабжения; обеспечения гарантированного минимума энергоснабжения населения и производства в зонах централизованного энергоснабжения, испытывающих дефицит энергии, предотвращения ущерба от аварийных и ограничительных отключений; снижения вредных выбросов от энергетических установок в городах и населенных пунктах со сложной экологической обстановкой, а также в местах массового отдыха населения. Между тем Республиканской целевой программой развития энергетики Чувашской Республики на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 августа 2006 г. N 208, в целях обеспечения надежности теплоснабжения предусмотрены: установка резервных котлов на твердом топливе в котельной д. Новые Тренькасы Чебоксарского района; строительство установок резервного топлива в котельных на газовом топливе в МУЗ "Шумерлинская городская больница", МУЗ "Красночетайская центральная районная больница" (котельная "Квартальная"), МУП "Коммунальник", с. Шемурша. Не все газовые котельные организаций, в том числе социально значимых объектов, имеют сегодня резервные топливные хозяйства. Это создает угрозу безопасности теплоснабжения и в условиях ограниченности бюджетных средств вынуждает искать альтернативные, более дешевые в части проектирования, монтажа и эксплуатации установки резервного топливного хозяйства. Одним из таких вариантов является использование газогенераторных установок, позволяющих использовать любые органические отходы, включая пеллеты, древесный уголь, щепу и т.д. Получаемый силовой газ в зависимости от модификации газогенератора и используемого дополнительного оборудования может использоваться как для производства тепла, горячего водоснабжения, так и для производства в когенеративных установках электричества. При получении генераторного газа из древесины его теплотворная способность составляет 12-13 МДж/кг, удельная масса - 1,10 до 1,15 кг/куб. м. Выход газа в среднем составляет 1,8-2,5 куб. м на каждый килограмм газифицируемой древесины. Благодаря высокой эффективности процесса газификации (выход генераторного газа - 85-90 процентов), а также удобству использования газообразного топлива подобная схема сжигания является более чистым и эффективным способом получения тепла, чем сжигание твердого топлива непосредственно в топке котла. Еще одним важным преимуществом является то, что для работы газогенератора используется топливо низкого качества - опилки, измельченная кора, щепа, то есть топливо, малопригодное для сжигания в обычном котле. С учетом перспективы роста стоимости природного газа экономически оправданным является вариант перевода котлов, сжигающих природный газ, на сжигание генераторного газа. Кроме того, использование газогенераторных установок решает проблему утилизации низкосортной, нетоварной древесины в лесном хозяйстве Чувашской Республики, где на долю дровяной древесины приходится около 40 процентов лесных ресурсов. Реализация мероприятий по использованию газогенераторных установок позволит: снизить потребление энергоресурсов в топливно-энергетическом комплексе и сфере потребления; модернизировать отопительные котельные муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства и организаций бюджетной сферы; создать и освоить производство эффективного и энергосберегающего оборудования для отраслей топливно-энергетического комплекса; обеспечить экономию бюджетных расходов на оплату энергоресурсов в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном комплексе. Программа ориентирована на решение экономических задач и имеет социальную направленность. Все бюджетные средства и целевые средства энергосбережения в основном направляются на решение проблем, существующих на объектах жилищно-коммунального комплекса и в организациях бюджетной сферы. Это позволит минимизировать затраты бюджета на эксплуатацию этих объектов, сократить потребность в энергоносителях в данном секторе экономики. Основные сложности, которые могут возникнуть в ходе реализации Программы, определяются следующими факторами: неопределенностью конъюнктуры и неразвитостью институтов рынка энергосбережения; продолжающимся мировым экономическим кризисом; незавершенностью реформирования электроэнергетики; зависимостью регионального рынка энергоносителей от состояния и конъюнктуры российского и мирового энергетического рынка; отсутствием у потребителей заинтересованности в энергосбережении. В настоящее время создание условий для повышения эффективности использования энергии и других видов ресурсов в экономике является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Чувашской Республики. Для реализации Программы необходимо организовать работу по координации и управлению энергетической эффективностью, побудить интерес к проведению энергоэффективных мероприятий у всех участников процесса производства, передачи и потребления энергоресурсов. II. Цели и задачи Программы Основные цели Программы - повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий и снижение энергоемкости валового регионального продукта (ВРП). Программа направлена на формирование механизмов региональной политики в области энергосбережения и рационального потребления энергетических ресурсов, реализацию управленческих и технических проектов, внедрение инновационных технологий, достижение целевых ориентиров Энергетической стратегии России на период до 2030 года, Энергетической стратегии Чувашской Республики на период до 2020 года. Общая оценка вклада Программы в экономическое развитие Чувашской Республики заключается в обеспечении решения задачи по снижению энергоемкости ВРП к 2020 году на 40 процентов от уровня 2007 года (рис. 2). |————————————————————————————|——————|———————|———————|———————|——————|———————|——————| | | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |————————————————————————————|——————|———————|———————|———————|——————|———————|——————| | снижение энергоемкости | | 3 | 6,88 | 12,83 | 19,5 | 28,84 | 40 | | ВРП за счет структурных | | | | | | | | | преобразований в экономике | | | | | | | | | и реализации мероприятий | | | | | | | | | Программы | | | | | | | | |————————————————————————————|——————|———————|———————|———————|——————|———————|——————| | снижение энергоемкости | | 1 | 3,58 | 8,23 | 12 | 16,44 | 20,4 | | ВРП за счет структурных | | | | | | | | | преобразований в экономике | | | | | | | | |————————————————————————————|——————|———————|———————|———————|——————|———————|——————| Рис. 2. Снижение энергоемкости ВРП (от уровня 2007 года) за счет реализации мероприятий Программы Для достижения целей Программы предполагается решение ряда задач: обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах экономики Чувашской Республики, в том числе за счет внедрения механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализации энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения; повышение эффективности энергетического комплекса Чувашской Республики; развитие перспективных направлений энергетики, разработка и реализация системных проектов повышения энергетической эффективности. Показатели социально-экономической эффективности Программы приведены в табл. 3. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2010 г. N 404) Таблица 3 Показатели социально-экономической эффективности Программы (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2010 г. N 404) ———————————————————|————————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|—————— Показатели | Уро- | Уро- | Уро- | Уро- | Уро- | Уро- | Уро- | Уро- | Уро- | Уро- | Уро- | Уро- | вень | вень | вень | вень | вень | вень | вень | вень | вень | вень | вень | вень | 2007 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | (базо- | | | | | | | | | | | | вый) | | | | | | | | | | | ———————————————————|————————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|—————— Снижение энер- - - - - - - 2 3,3 4,6 7,5 12,4 19,6 гоемкости ВРП за счет реализа- ции мероприя- тий Программы (по сравнению с 2007 годом), % Доля потерь в 10,24 8,83 8,75 8,60 8,53 8,46 8,30 8,18 8,07 7,80 7,73 7,69 электрических сетях, % Показатель ком- умеренно эффективно эффективная плексной оценки эффективности деятельности Минпромэнерго Чувашии в сфе- ре государст- венных закупок III. Сроки и этапы исполнения Программы Программа реализуется в период с 2010 по 2020 год в три этапа: I этап - 2010-2011 годы; II этап - 2012-2015 годы; III этап - 2016-2020 годы. На I этапе проводятся организационные мероприятия и реализуются малозатратные мероприятия и высокоэффективные проекты с малым сроком окупаемости в 1-3 года, разрабатывается программа обучения и проводится обучение специалистов администраций муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, разрабатываются муниципальные программы энергосбережения, создается региональный центр энергетической эффективности, подготавливаются энергетические паспорта и организуются энергоаудит и учет топливно-энергетических ресурсов на промышленных предприятиях, в топливно-энергетическом комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере Чувашской Республики, разрабатывается проектно-сметная документация проектов в области энергосбережения. На II этапе осуществляются высокозатратные мероприятия, прежде всего у потребителей энергоресурсов, со сроком окупаемости свыше 4 лет, реализуются проекты, в том числе разработанные на I этапе, предусматривающие внедрение прогрессивных энергосберегающих технологий, энергоэффективного оборудования, завершается монтаж систем учета и регулирования энергоресурсов и воды в жилищном хозяйстве. На III этапе реализуются проекты по кардинальной замене систем тепло- и электроснабжения на основе энерготехнологических комплексов глубокого использования топливно-энергетических ресурсов (генерация) и современных систем транспорта, осуществляется диверсификация энергетической инфраструктуры и создаются предпосылки для перехода к альтернативной энергетике. IV. Система программных мероприятий Программные мероприятия представляют собой систему мер, которые сгруппированы по сферам реализации, скоординированы по срокам и ответственным исполнителям и обеспечивают комплексный подход и координацию работ всех участников Программы с целью достижения намеченных результатов. Реализация комплекса мероприятий с целью повышения энергоэффективности предусматривает действия по следующим направлениям: I. Организационные мероприятия на промышленных предприятиях, в топливно-энергетическом комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере. II. Мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности в отдельных секторах экономики: (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2010 г. N 404) 2.1. Энергоэффективность в промышленности. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2010 г. N 404) 2.2. Энергоэффективность в топливно-энергетическом комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве и коммунальной энергетике. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2010 г. N 404) 2.3. Энергоэффективность в сельском хозяйстве. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2010 г. N 404) 2.4. Энергоэффективность в жилищном фонде. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2010 г. N 404) 2.5. Энергоэффективность в бюджетной сфере. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2010 г. N 404) (Дополнен - Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2010 г. N 404) 2.7. Мероприятия по увеличению использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии. (Дополнен - Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2010 г. N 404) Мероприятия Программы представлены в приложении N 1. 4.1. Организационные мероприятия на промышленных предприятиях, в топливно-энергетическом комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере 4.1.1. Кадровое сопровождение реализации организационных мероприятий Для реализации задач, поставленных в Энергетической стратегии Чувашской Республики на период до 2020 года, необходимо обеспечить ее кадровое сопровождение, включающее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в области энергоэффективности и энергосбережения, информационное обеспечение. Программы курсов по переподготовке и повышению квалификации рассчитаны на специалистов, имеющих базовое техническое высшее образование или профессионально занимающихся вопросами энергоснабжения и энергопотребления. Это руководители энергетических служб предприятий, инженеры электро- и теплотехники, проектировщики строительных и других организаций, научные работники, специалисты жилищно-коммунального хозяйства и бюджетных учреждений. Цель правового блока - изучение существующей правовой и нормативной базы в области энерго- и ресурсосбережения. Методический блок предполагает изучение современных методик энергомониторинга, энергообследования, технико-экономического обоснования мероприятий по энерго- и ресурсосбережению и т.п. Тематика занятий специального блока направлена на освоение слушателями технологий повышения энергоэффективности с учетом специфики деятельности предприятий и организаций. Изучение современных информационно-аналитических систем поддержки мероприятий по энерго- и ресурсосбережению является целью информационного блока. При определении структуры курсов повышения квалификации решающим фактором являются цели и задачи, которые ставятся перед слушателями в рамках их проведения. Программы курсов повышения квалификации могут содержать несколько блоков: правовой, методический, специальный и информационный. Содержание блоков определяется сферами деятельности слушателей, которые условно разделяются на группы: производственная и непроизводственная сфера. 4.1.2. Разработка муниципальных программ энергосбережения, подготовка энергетических паспортов и организация энергоаудита на промышленных предприятиях, в топливно-энергетическом комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере Чувашской Республики Организационные мероприятия направлены на: разработку в соответствии с требованиями действующего законодательства и настоящей Программы муниципальных программ энергосбережения; проведение энергетических обследований; разработку и ведение энергетических паспортов; организацию энергоаудита и разработку программ энергосбережения организаций промышленного, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы Чувашской Республики. Процессу разработки программ энергосбережения предшествует проведение специализированной энергоаудиторской организацией энергетических обследований (не позднее чем за 3 года) организаций. 4.1.3. Тарифное стимулирование внедрения энергосберегающих мероприятий на предприятиях и организациях всех форм собственности Чувашской Республики Методология установления тарифов на электрическую, тепловую энергию и природный газ, стоимости услуг по их транспортировке определяется Правительством Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам. При этом Федеральной службой по тарифам устанавливаются тарифы на электрическую энергию и мощность, отпускаемую с оптового рынка энергии и мощности, оптовые цены на природный газ для промышленных потребителей и населения, стоимость услуг по транспортировке природного газа и нефтепродуктов. В настоящее время тарифы на электрическую и тепловую энергию устанавливаются методом экономически обоснованных расходов (затрат). Расходы на инвестиции при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии определяются на основе согласованных в установленном порядке инвестиционных программ (проектов) развития организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Средства на финансирование капитальных вложений, направляемых на развитие производства, определяются с учетом амортизационных отчислений и сумм долгосрочных заемных средств, а также условий их возврата. Указанные средства являются источниками финансирования строительства и реконструкции линий электропередачи, подстанций, увеличения сечения проводов и кабелей, увеличения мощности трансформаторов, расширения распределительных устройств и установки компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства) в целях обеспечения надежности работы электрических станций, присоединяемых энергопринимающих устройств и ранее присоединенных потребителей, а также строительства новых улиц в сельских населенных пунктах. При формировании тарифов на тепловую энергию в 2009 году учтены капитальные вложения всего по 5 регулируемым организациям в сфере теплоснабжения, что составляет более 5 процентов от общего их количества. Инвестиции при этом направляются на реконструкцию тепловых сетей, демонтаж подземных теплотрасс, модернизацию котельных, установку блочно-модульных котельных. Вместе с тем, учитывая, что нынешнее состояние объектов теплоснабжения требует модернизации, в республике проводится работа по увеличению числа организаций, которые осуществляют разработку проектов инвестиционных программ и расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данных программ. Кроме того, субъектам теплоэнергетики выделяются средства из бюджетов всех уровней. Однако в настоящее время отсутствует практика согласования таких решений и, соответственно, доведения принятых нормативных актов по данному решению до органов регулирования. Капитальные вложения в теплоэнергетику позволят снизить потери тепловой энергии, сократить расход условного топлива, что в конечном счете приведет к уменьшению энергоемкости производства тепловой энергии. Данные показатели необходимо учитывать органам регулирования при формировании тарифов на очередной период регулирования. В то же время следует отметить, что направление инвестиций в малых объемах в производство тепловой энергии не приведет к значительным изменениям в тарифном регулировании. Существующая степень износа объектов теплоснабжения в ряде случаев требует коренной модернизации для преодоления технической и технологической отсталости и производства энергоэффективной продукции в теплоэнергетике. Для дальнейшего тарифного стимулирования мероприятий по энергосбережению необходимо: 1. Внедрение в практику тарифного регулирования метода экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала. Ключевым принципом этого метода является долгосрочность государственного регулирования тарифов на электрическую энергию, которая основана на долгосрочной инвестиционной программе (проектах). 2. Установление тарифов с учетом нормативов, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации: на услуги по передаче электрической энергии - объема технологического расхода электрической энергии (потерь); на тепловую энергию - технологических потерь при передаче тепловой энергии и удельного расхода топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию от тепловых электрических станций и котельных. 3. Установление двухставочных тарифов на тепловую энергию, включающих в себя ставку платы за потребленную тепловую энергию из расчета платы за 1 Гкал тепловой энергии, ставку платы за тепловую мощность из расчета платы за 1 Гкал/ч тепловой нагрузки (устанавливается в договоре энергоснабжения) и предусматривающих оплату использования тепловой мощности объектов систем теплоснабжения с учетом их развития и оптимизации. Введение двухставочных тарифов позволит решить многие актуальные для систем теплоснабжения задачи, наиболее значимыми из которых являются: выравнивание финансовых потоков энергоснабжающих организаций за счет "мощностной" ставки, равномерно распределенной по году, что позволяет гораздо точнее осуществлять финансовое планирование деятельности компании, снижает потребность в привлекаемых средствах (снижение этой составляющей в тарифах); стимулирование к проведению энергосберегающих мероприятий, так как снижение выручки за проданное количество тепловой энергии в результате энергосбережения компенсируется снижением издержек на "топливную" составляющую, что не ведет к снижению рентабельности или прибыли; стимулирование к выравниванию договорной и фактической присоединенной мощности, что в свою очередь позволит оптимизировать энергетические балансы и высвободить дополнительные резервы мощностей, а впоследствии оптимизировать/снизить инвестиции в развитие мощностей; устранение экономических препятствий технологической оптимизации загрузки источников, работающих на единую сеть, что сделает возможным перевод котельных в пиковый режим работы без убытков при сохранении оплаты мощности. Это позволит не только оптимизировать загрузку источников, но и снизить стоимость вырабатываемой энергии за счет загрузки более эффективных источников и объемы неэффективно сжигаемого газа. 4.2. Энергоэффективность в промышленности Для повышения энергоэффективности в промышленности предусматривается реализация следующих основных мероприятий: внедрение энергоэффективного оборудования и энергосберегающих технологий; проведение мероприятий по дополнительной выработке электроэнергии, оптимизации схем использования энергоносителей; проведение базовых энергоэффективных мероприятий (модернизация, техническое перевооружение); проведение мероприятий по дополнительной выработке электроэнергии, оптимизации схем использования энергоносителей; внедрение технологий вторичного использования пара, конденсата, сбросных вод, охлаждающих потоков воды и воздуха, сжатого воздуха; совершенствование систем водоподготовки, водозабора, подачи воды; использование вторичных энергоресурсов и альтернативных видов топлива, в том числе горючих отходов производств; замена устаревших счетчиков на счетчики повышенного класса точности; оснащение предприятий современными техническими средствами учета и контроля на всех этапах выработки, передачи и потребления топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР); внедрение автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии. 4.3. Энергоэффективность в топливно-энергетическом комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве и коммунальной энергетике 4.3.1. Энергоэффективность на предприятиях топливно-энергетического комплекса Топливно-энергетический комплекс Чувашской Республики представлен генерирующими, энергосетевыми и энергосбытовыми организациями, а также системным оператором. Поставки природного газа в Чувашской Республике осуществляет ООО "Чувашрегионгаз" по газораспределительным сетям ОАО "Чувашсетьгаз". Приоритетными мероприятиями на предприятиях энергетического комплекса являются: развитие когенерационной выработки электрической энергии на основе круглогодичной тепловой нагрузки существующих и создаваемых систем теплоснабжения; расширение возможностей теплоэлектроцентралей (далее - ТЭЦ) по теплофикационной выработке электрической энергии с последующим подключением потребителей тепла к коллекторам станций; разработка схем перспективного развития с выделением зон централизованного и децентрализованного теплоснабжения; внедрение высокоэффективных парогазовых и газопоршневых технологий, имеющих электрический коэффициент полезного действия (далее - КПД) и полный КПД выше на 10-25 процентов КПД уже существующих на станциях Чувашской Республики технологий; разработка и создание многофункциональных энерготехнологических комплексов в коммунальном хозяйстве, промышленности, сельском хозяйстве и т.д., ориентированных на комплексное использование топливно-энергетических, а также возобновляемых ресурсов; проведение комплекса работ по техническому перевооружению, модернизации, оптимизации режимов работ существующего оборудования и перераспределению электрических и тепловых нагрузок; оснащение современными приборами учета и устройствами регулирования потребления энергоресурсов, замена устаревших счетчиков на счетчики повышенного класса точности; оснащение современными техническими средствами учета и контроля ТЭР на всех этапах выработки, передачи и потребления. 4.3.2. Энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве и коммунальной энергетике Для обеспечения энергетической эффективности населенных пунктов, повышения надежности энергообеспечения и теплоснабжения администрациям муниципальных районов и городских округов необходимо определить зоны средне- и высокоэтажной застройки с перспективной теплофикацией на основе централизованной схемы теплоснабжения и обеспечения источника резервными видами топлива, а также возможностью покрытия круглогодичной тепловой нагрузки для когенерационной выработки тепловой и электрической энергии. Следует пересмотреть генеральные планы сельских и городских поселений, городских округов, карты (схемы) планируемого размещения объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах сельского поселения и городского округа, в том числе с учетом факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций - прекращения или ограничения поставок энергоносителей. Нельзя допускать выдачу технических условий на теплоснабжение в зонах средне- и высокоэтажной застройки от индивидуальных источников (пристроенные, крышные, поквартирные) без резервного топлива. При малоэтажной застройке и низкой плотности теплопотребления, незначительных мощностях рекомендуется использовать децентрализованное теплоснабжение со строительством автономных котельных (встроенных, пристроенных, крышных, поквартирных) для снижения потерь в тепловых сетях, особенно там, где теплотрассы и теплоисточники физически изношены. С целью более эффективной загрузки систем энергообеспечения при проведении конкурсов на земельные участки под застройку следует сообщать застройщикам технические условия подключения к инженерным сетям и о резерве мощностей, разработать очередность выставления участков на аукционы в соответствии с резервами мощностей. Программные мероприятия предусматривают: создание системы государственного управления эффективностью использования энергетических ресурсов на территории Чувашской Республики; реализацию проектов энергосбережения на объектах жилищно-коммунального хозяйства. 4.3.2.1. Коммунальные котельные Предстоит создание информационной базы данных по всем коммунальным котельным, основой которой является энергетический паспорт котельной, а также проведение режимной наладки котлов и энергетических обследований для: оценки состояния технического учета и отчетности, нормирования и анализа показателей использования топлива; определения расхода электрической энергии, активной и реактивной мощности; анализа состояния оборудования, эффективности работы элементов технологической схемы; определения энергосберегающего потенциала; определения соответствия эксплуатации оборудования правилам технической эксплуатации; установления параметров систем химводоподготовки и качества воды; составления топливно-энергетического баланса котельной и баланса тепловой мощности в системе "источник (котельная) - тепловая сеть - потребители". Для повышения энергетической эффективности тепловой генерации предусматривается: увеличение количества котельных, на которых установлены системы автоматического управления технологическими процессами, что позволяет корректно и своевременно регулировать технологические параметры котловых агрегатов и значительно снизить возможность возникновения аварийных ситуаций в процессе эксплуатации теплосилового оборудования котельных, уменьшить удельный расход энергоресурсов на котельных; замена устаревшего газоиспользующего оборудования (нагревательные печи без регулирования и утилизации тепла, котлы типа "Универсал", "Энергия") на современное энергоэффективное с высоким КПД (не менее 90 процентов) и полностью автоматизированное; внедрение физико-химических методов водоподготовки для предотвращения накипеобразования в оборудовании; внедрение комплексных автоматизированных систем коммерческого и технологического учета энергоносителей (газа, электроэнергии, воды); замена трубчатых теплообменников на пластинчатые; внедрение частотно-регулируемых приводов на насосном и вентиляторном оборудовании. Обязательной является замена устаревших узлов учета расхода газа на современные приборы с применением электронных корректоров и вычислителей, а также систем учета электрической и тепловой энергии. Энергетический паспорт тепловой сети разрабатывается на основе проведения энергетического обследования. Обновление паспортов требуется проводить при модернизации тепловой сети и изменении материальной характеристики более чем на 5 процентов или один раз в 5 лет. Нормирование потерь тепловой энергии и потерь с теплоносителем, а также нормативов расхода электрической энергии при транспортировке теплоносителя требуется проводить в соответствии с Инструкцией по организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 325 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 марта 2009 г., регистрационный N 13513). Основными мероприятиями, позволяющими обеспечить фактические потери на уровне норматива, являются: гидравлическая наладка системы с использованием достоверной информации по потребителям; поддержание расчетных (проектных) режимов работы теплового оборудования; поддержание в нормативном состоянии тепловой изоляции трубопроводов; установка дополнительно к запорной арматуре регулирующей арматуры на ответвлениях и отводах к зданиям; внедрение автоматизированных систем диспетчеризации; внедрение современных теплообменных аппаратов и частотно-регулируемых приводов на центральных и индивидуальных тепловых пунктах. 4.3.2.2. Водоснабжение и водоотведение Требуется проведение энергоаудита объектов водоснабжения и водоотведения с составлением энергетических паспортов и определением: состояния водопроводных сетей, очистных сооружений; нормативных и фактических потерь; расхода электроэнергии на всей цепочке от водозабора до потребителя; баланса "выработка - потребление" воды; состояния канализационных систем, канализационных насосных станций, очистных сооружений; расхода электроэнергии на всей цепочке транспортировки канализационных стоков. Необходимы создание базы данных по коммунальным водопроводным сетям, внедрение частотно-регулируемых электроприводов на насосном оборудовании, замена изношенных водопроводных сетей, внедрение энергоэффективных методов очистки воды и сточных вод. Мероприятиями предусматриваются: модернизация насосных агрегатов водозаборных сооружений; внедрение автоматизированной системы оперативно-диспетчерского управления технологическими процессами, в том числе с установкой устройств частотного регулирования электроприводов; внедрение установок плавного пуска погружных насосов; внедрение автоматизированной системы управления технологическими процессами на биологических очистных сооружениях канализации; внедрение установок частотного регулирования электроприводами на очистных сооружениях канализации. 4.3.2.3. Электроснабжение Проведение энергоаудита должно завершаться составлением энергетических паспортов и определением: состояния распределительных пунктов, трансформаторных подстанций, кабельных и воздушных линий электропередачи; коэффициента загрузки трансформаторов подстанций и трансформаторных подстанций; нормативных и фактических потерь электрической энергии в электрических сетях при ее транспортировке потребителю; состояния изоляции; соответствия сечения проводов и кабелей токовым нагрузкам; расчета и выбора оптимальных режимов работы электрической сети (определение точек размыкания сети 6-10 кВ, отключение малонагруженных трансформаторов и т.п.); баланса активной и реактивной энергии и мощности в системе "источник - потребитель"; соответствия качества электрической энергии по параметру "отклонение напряжения". На основе материалов энергетического аудита разрабатываются инженерные мероприятия энергосбережения с определением технических и экономических показателей эффективности их внедрения. Основными мероприятиями, рекомендованными для снижения потерь в электрических сетях, являются: переход на передачу электрической энергии на более высокое напряжение (10, 20, 35 кВ); внедрение автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии на вводных распределительных устройствах; внедрение статических компенсаторов реактивной мощности; замещение выбывающих силовых трансформаторов на современные с низкими технологическими потерями; замена кабельных и воздушных линий электропередачи, не соответствующих по нагрузкам Правилам устройства электроустановок; замена неизолированных проводов линий электропередачи на самонесущие изолированные сшитым полиэтиленом провода, в том числе выпускаемые ОАО "Чебоксарский завод кабельных изделий "Чувашкабель". 4.4. Энергоэффективность в жилищном фонде Для дальнейшего повышения энергоэффективности в жилищном фонде предусматривается реализация следующих основных мероприятий: проведение работ по улучшению теплотехнических характеристик наружных ограждающих конструкций многоквартирных домов; реконструкция многоквартирных домов с переводом на поквартирную систему учета отопления; монтаж автоматизированных систем учета и регулирования энергоресурсов в многоквартирных домах; вынос внутрипанельных систем отопления в многоквартирных домах; монтаж установок автоматического включения освещения мест общего пользования в подъездах многоквартирных домов. 4.5. Энергоэффективность в сельском хозяйстве Для повышения энергоэффективности в сельском хозяйстве предусматривается реализация следующих основных мероприятий: внедрение технологий и оборудования для переработки навоза (помета) в удобрение и биогаз; реконструкция котельных и освоение производства блочно-модульных малых ТЭЦ для обеспечения сельскохозяйственных объектов теплом и электроэнергией; внедрение технологий и оборудования для процессов охлаждения молока и хранения овощной продукции с использованием естественного холода и вакуума. 4.6. Энергоэффективность в бюджетной сфере Утверждение нормативов энергопотребления, доведение лимитов ТЭР до организаций бюджетной сферы и ежегодное составление энергофинансовых балансов позволили добиться в организациях бюджетной сферы в 2006-2008 годах снижения объемов потребления ТЭР. Общие затраты ТЭР за три года снижены на 16,6 тыс. тонн условного топлива, или на 9,8 процента, при росте потребления электроэнергии на 4,6 процента (6,9 млн. кВт.ч) и газопотребления на 3,6 процента (1,6 млн. куб. м). Теплопотребление уменьшилось на 14,6 процента (86,6 тыс. Гкал). В связи с газификацией объектов теплоснабжения на 48,1 процента уменьшилось потребление каменного угля. Снижение затрат ТЭР достигнуто за счет выполнения организационных мероприятий, без включения затратных механизмов, только за счет упорядочения энергопотребления, рачительного отношения персонала к энергоресурсам. Однако резервы энергосбережения в бюджетной сфере далеко не исчерпаны, и для дальнейшего повышения энергоэффективности предусматриваются следующие мероприятия: повышение теплозащиты действующих общественных зданий и тепловых сетей и строительство новых в соответствии со СНиП; дальнейшее внедрение приборов учета, контроля и регулирования расхода энергоресурсов; внедрение экономичных источников электрического освещения; организация контроля за использованием энергетических и водных ресурсов в бюджетной сфере; нормирование потерь при производстве и транспортировке тепловой, электрической энергии, а также реализация мероприятий по обеспечению фактических потерь на уровне установленных норм; реализация проектов повышенной энергетической эффективности. 4.7. Расширение использования возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива на территории Чувашской Республики Выработка электрической энергии по принципу возобновляемых источников энергии осуществляется на Чебоксарской ГЭС, на долю которой приходится половина от всей выработки электрической энергии на территории Чувашской Республики. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 ноября 2010 г. N 383 утверждена Республиканская целевая программа поддержки развития моногорода Новочебоксарска на 2010-2015 годы, в рамках которой реализуется проект по созданию территории опережающего развития "Солнечная долина". Это территория максимального благоприятствования развитию новых высокотехнологичных бизнесов. Один из резидентов - ООО "Хевел", завод по производству тонкопленочных солнечных модулей мощностью 130 МВт (более 1 млн. солнечных модулей в год). Залогом стабильного развития экономики является надежность, безопасность и доступность энергоснабжения. Обеспечение энергетической безопасности экономики возможно путем повышения эффективности использования энергии. Это самый дешевый, быстрый и экологичный способ решения проблем, связанных с нехваткой энергии. Опыт внедрения энергосберегающих мероприятий и технологий показывает, что рациональное использование и экономное расходование ресурсов органического топлива (уголь, нефть, природный газ), повышение эффективности конечного потребления энергии во всех секторах экономики, развитие возобновляемых источников энергии (биомасса, гидроэнергия, солнечная энергия, энергия ветра и др.) - все это может обеспечить потребности человечества в энергии и является действенным средством устойчивого развития мировой экономики и сохранения окружающей среды. Среди альтернативных источников энергии в ближайшем будущем важное место будет принадлежать так называемой биоэнергетике. Одним из направлений использования биомассы является газификация древесной массы и топлива. До недавнего времени использование древесины сдерживалось низкой эффективностью традиционных энергопреобразователей - топок и печей. Вместе с тем высокая рентабельность может быть достигнута благодаря: применению современных технологий подготовки, брикетирования и транспортировки древесного топлива и его сжигания в современных установках; использованию в качестве топлива малоценных дешевых пород древесины. Во многих регионах уже используются установки по производству экологически чистой энергии, основанной в первую очередь на использовании древесных отходов. Так, в Нижегородской области принята Программа внедрения технологий использования отходов деревообработки в топливно-энергетическом хозяйстве области на 2006-2008 годы. Данной Программой предусмотрены создание предприятий по производству тепловой энергии с использованием в качестве топлива отходов переработки древесины вместо дорогих и неэкологичных ископаемых видов топлива; создание производства рафинированного биотоплива, а также высокоэффективного и импортозамещающего оборудования и материалов для топливно-энергетического комплекса с использованием новых научно-технических достижений; разработка и использование новых механизмов реализации энергосберегающих проектов, позволяющих привлечь отечественные и зарубежные инвестиции. В Чувашской Республике подобные работы только начинаются. В Ибресинском районе при государственной поддержке Чувашской Республики за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики реализуется инновационный проект по организации производства древесного угля и древесных гранул, поставки продукции осуществляются в основном за пределы республики. Создано малое предприятие ООО "Прайд-М", ориентированное на разработку и производство пиролизного и газогенераторного оборудования для утилизации отходов древесины и других органических отходов сельского хозяйства. С учетом перспектив роста стоимости природного газа экономически оправданным является вариант перевода котлов, сжигающих природный газ, на газогенераторный газ. Кроме того, использование газогенераторных установок позволяет решить проблему утилизации низкосортной, нетоварной древесины в лесном хозяйстве Чувашской Республики, где на долю дровяной древесины приходится около 40 процентов лесных ресурсов. (Подраздел в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2010 г. N 404) V. Ресурсное обеспечение Программы Объем финансирования программных мероприятий за период с 2010 по 2020 год должен составить 25182,5 млн. рублей (табл. 4), в том числе за счет: средств федерального бюджета - 355,6 млн. рублей (1,4 процента); средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 266,4 млн. рублей (1 процент); средств местных бюджетов - 532,4 млн. рублей (2,1 процента); внебюджетных источников - 24028,1 млн. рублей (95,5 процента). Основным критерием отбора технического проекта для финансирования из федерального бюджета и участия в Программе является его повышенная энергоэффективность, выраженная в прямой экономии средств, направляемых на выработку и приобретение ТЭР. В ходе реализации Программы объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики. Источниками финансовых ресурсов являются средства федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов, в том числе специализированных фондов федерального, республиканского и муниципального уровней (предполагаемые к созданию), а также средства кредитных организаций, лизинговых компаний и частных инвесторов, средства иных организаций. Таблица 4 Финансирование Программы на 2010-2015 годы и на период до 2020 года (млн. рублей) —————————————————————————|—————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————— Источники | Всего | В том числе по годам реализации финансирования | |—————————|————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|————————— | | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 —————————————————————————|—————————|—————————|————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|————————— Всего 25182,5 12373,3 7906,6 518,8 805,7 842,3 832,8 482,1 376,7 397,2 335,5 311,5 в том числе за счет средств: федерального бюджета 355,6 - 55,6 - 100 100 100 - - - - - республиканского бюд- 266,4 - 62,6 1,5 32 32,7 33,6 29,6 26,2 22,2 13 13 жета Чувашской Респуб- лики местных бюджетов 532,4 26,6 80,5 26,7 71 54,1 48,5 42,2 51,5 51,3 40 40 внебюджетных источни- 24028,1 12346,7 7707,9 490,6 602,7 655,5 650,7 410,3 299 323,7 282,5 258,5"; ков (Раздел в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.12.2011 г. N 644) VI. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения Механизм реализации Программы базируется на принципе взаимодействия органов государственной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и ответственности всех участников Программы, которые в конечном счете и реализуют мероприятия повышения энергетической эффективности. Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (далее - Минстрой Чувашии). (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2010 г. N 404) Минстрой Чувашии совместно с администрациями муниципальных районов и городских округов определяют направления развития энергоснабжения и энергоэффективности в Чувашской Республике. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2010 г. N 404) Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики осуществляет межведомственную координацию работ но энергосбережению и обеспечивает контроль за реализацией организационных и технических проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Органы исполнительной власти Чувашской Республики организуют мониторинг энергетической эффективности по подведомственным предприятиям и организациям, разработку программ энергосбережения совместно с руководителями бюджетных организаций, представляют информацию для объявления конкурсов на проекты повышения энергетической эффективности. Администрации муниципальных районов и городских округов организуют взаимодействие с координаторами Программы, ставят задачи по энергетической эффективности на местном уровне, контролируют эффективность предоставления коммунальных энергетических услуг и работу муниципальных энергетических компаний и компаний, управляющих жилищным фондом. Руководители бюджетных организаций организуют составление энергетических паспортов объектов, планирование и учет потребления энергетических ресурсов, а также ежегодную разработку мероприятий энергосбережения. Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики организует в рамках образовательного процесса воспитание бережного отношения молодежи к энергетическим ресурсам и получение специалистами в области энергосбережения профессиональных знаний и навыков по энергоэффективности. Контроль за реализацией Программы осуществляет Минстрой Чувашии. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2010 г. N 404) Исполнители мероприятий Программы представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Минстрой Чувашии: (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2010 г. N 404) ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным; (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2010 г. N 404) ежегодно до 15 февраля до 2021 года. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2010 г. N 404) Минстрой Чувашии ежегодно к 1 марта до 2021 года направляет доклад о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2010 г. N 404) По окончании срока реализации Программы Минстрой Чувашии до 20 февраля 2021 г. представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2010 г. N 404) После согласования с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерством финансов Чувашской Республики Минстрой Чувашии до 1 марта 2021 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. (Дополнен - Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2010 г. N 404) VII. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы и ее прогнозируемые результаты За счет реализации мероприятий Программы обеспечивается достижение суммарной экономии затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов в размере 3373,8 млн. рублей за весь срок реализации Программы (в текущих ценах). Учет топливно-энергетических ресурсов, их экономия, нормирование и лимитирование, оптимизация топливно-энергетического баланса и тарифное регулирование в Чувашской Республике позволят снизить неплатежи в топливно-энергетическом комплексе, в том числе в коммунальной энергетике и бюджетных учреждениях. Поддержание статуса стратегического направления по эффективному использованию топлива и энергии, внедрение идеологии бережного отношения к энергетическим ресурсам создадут конкурентные преимущества для устойчивого социально-экономического развития Чувашской Республики. Реализация Программы имеет благоприятные экологические последствия. Благодаря энергосбережению в промышленности и коммунальном хозяйстве достигается значительный экологический эффект за счет экономии природных ресурсов и снижения уровня загрязнения окружающей среды в результате уменьшения объемов переработки первичных энергетических ресурсов. Социально-экономическая эффективность реализации Программы выражается в повышении качества жизни и улучшении здоровья населения. Показателем экономической эффективности является достижение индикаторов Программы. Методика оценки социальной эффективности реализации Программы изложена в приложении N 2 к настоящей Программе. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2010 г. N 404) Оценка результативности Программы будет ежегодно отслеживаться на основании целевых индикаторов и показателей, указанных в приложении N 3 к настоящей Программе. (Дополнен - Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2010 г. N 404) Целевые индикаторы и показатели будут рассчитываться в соответствии с Методикой расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 7 июня 2010 г. N 273 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 июля 2010 г., регистрационный N 17927). (Дополнен - Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2010 г. N 404) Приложение N 1 к Республиканской целевой программе энергосбережения в Чувашской Республике на 2010-2015 годы и на период до 2020 года М Е Р О П Р И Я Т И Я Республиканской целевой программы энергосбережения в Чувашской Республике на 2010-2015 годы и на период до 2020 года (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.12.2011 г. N 644) ——————————————|—————————————————————————————————|———————————————————————|———————————|—————————————————————————————————————————————————————————————ч—————————————————|———————————————————————————————— N | Наименование мероприятий | Исполнители | Срок | Объем финансирования, тыс. рублей | Результат пп | | | испол- |————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| | | | нения | всего | в том числе | | | | (годы) | |——————————|—————————————————————|—————————————|———————————————————| | | | | | феде- | республиканский | местные | внебюджетные | | | | | | ральный | бюджет Чувашской | бюджеты | источники | | | | | | бюджет | Республики | | | ——————————————|—————————————————————————————————|———————————————————————|———————————|————————————|——————————|—————————————————————|—————————————|———————————————————|———————————————————————————————— I. Организационные мероприятия в организациях промышленности, бюджетной сферы, в топливно-энергетическом комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве 1.1. Разработка программы обучения Минстрой Чувашии 2010 в пределах средств, предусмотренных на текущую разработка программы обу- специалистов администраций деятельность чения муниципальных районов и го- родских округов Чувашской Рес- публики 1.2. Обучение специалистов админи- Минстрой Чувашии 2010 в пределах средств, предусмотренных на текущую обучение специалистов ад- страций муниципальных рай- деятельность министраций муниципаль- онов и городских округов Чу- ных районов и городских ок- вашской Республики ругов Чувашской Республики 2011 2780,7 2780,7 Итого 2780,7 2780,7 1.3. Разработка муниципальных про- органы местного са- 2010 в пределах средств, предусмотренных на текущую утвержденные муниципаль- грамм энергосбережения моуправления<*> деятельность ные программы энергосбе- режения 1.4. Создание регионального центра Минстрой Чувашии, 2010 в пределах средств, предусмотренных на текущую обучение специалистов орга- "Обучающий центр энергетиче- ФГБОУ ВПО "Чу- 2011 5561,4 5561,4 деятельность низаций в Чувашской Рес- ской эффективности" вашский государст- Итого 5561,4 5561,4 публике венный университет им. И.Н.Ульянова"<*> 1.5. Разработка энергетических пас- Минстрой Чувашии, 2010-2012 в пределах энергетические паспорта в портов в организациях промыш- Минэкономразвития средств, преду- организациях промышленно- ленности, топливно-энергети- Чувашии, Минздрав- смотренных на те- сти, топливно-энергетическо- ческого комплекса, жилищно- соцразвития Чува- кущую деятель- го комплекса, жилищно-ком- коммунального хозяйства и шии, Минобразова- ность организаций мунального хозяйства и бюд- бюджетной сферы Чувашской ния Чувашии, Мин- жетной сферы Чувашской Республики культуры Чувашии Республики 1.6. Энергоаудит в организациях Минстрой Чувашии 2010 в пределах средств, в пределах энергоаудит в организациях промышленности, топливно- предусмотренных средств, преду- промышленности, топливно- энергетического комплекса, жи- на текущую дея- смотренных на те- энергетического комплекса, лищно-коммунального хозяйст- тельность кущую деятель- жилищно-коммунального хо- ва и бюджетной сферы Чуваш- ность организаций зяйства и бюджетной сферы ской Республики Чувашской Республики 2011 40153,23 3513,78 24884,6 10093,67 1661,2 2012 в пределах средств, предусмотренных на текущую деятельность Итого 40153,25 3513,78 24884,6 10093,67 1661,2 1.7. Разработка проектно-сметной Минстрой Чувашии 2010-2012 в пределах проектно-сметная докумен- документации проектов в облас- средств, преду- тация проектов в области ти энергосбережения смотренных на те- энергосбережения кущую деятель- ность организаций 1.8. Учет потребления топливно- организации про- 2010-2013 в пределах средств, предусмотренных на текущую организация учета потребле- энергетических ресурсов в орга- мышленности, топ- деятельность ния топливно-энергетических низациях промышленности, топ- ливно-энергетическо- ресурсов в организациях про- ливно-энергетического комплек- го комплекса, жи- мышленности, топливно- са, жилищно-коммунального хо- лищно-коммунально- энергетического комплекса, зяйства и бюджетной сферы Чу- го хозяйства и бюд- жилищно-коммунального хо- вашской Республики жетной сферы Чу- зяйства и бюджетной сферы вашской Республики<*> Чувашской Республики 1.9. Разработка программ энергосбе- органы местного са- 2011 в пределах средств, предусмотренных на текущую утвержденные программы режения и повышения энергети- моуправления, субъ- деятельность энергосбережения и повы- ческой эффективности органи- екты естественных, шения энергетической эф- заций, осуществляющих регули- локальных монопо- фективности организаций, руемые виды деятельности, в лий<*>, организации осуществляющих регулируе- случае, если цены (тарифы) на коммунального ком- мые виды деятельности товары, услуги таких организа- плекса<*> ций подлежат установлению Госслужбой Чувашии по конку- рентной политике и тарифам в соответствии с утвержденными ею требованиями 1.10. Стимулирование производите- органы местного са- 2011 5561,4 5561,4 в пределах средств, предусмотренных на текущую повышение эффективности лей и потребителей энергетиче- моуправления 2012-2020 деятельность использования энергетиче- ских ресурсов, в том числе ин- ских ресурсов формационное обеспечение на Итого 5561,4 5561,4 территории Чувашской Респуб- лики мероприятий по энергосбе- режению и повышению энерге- тической эффективности 1.11. Выявление, постановка на учет и органы местного са- 2011-2020 в пределах средств, предусмотренных на текущую дея- учет потребления энергети- организация управления бесхо- моуправления, орга- тельность ческих ресурсов зяйных объектов недвижимого низации коммуналь- имущества, используемых для ного комплекса передачи энергетических ресур- сов 1.12. Анализ предоставления качества органы местного са- 2011-2020 в пределах средств, предусмотренных на текущую дея- анализ качества предостав- услуг электро-, тепло-, газо- и моуправления, орга- тельность ления услуг водоснабжения низации коммуналь- ного комплекса 1.13. Оценка аварийности и потерь в органы местного са- 2011-2020 в пределах средств, предусмотренных на текущую дея- повышение эффективности тепловых, электрических и во- моуправления, орга- тельность использования энергетиче- допроводных сетях низации коммуналь- ских ресурсов ного комплекса 1.14. Оптимизация режимов работы органы местного са- 2011 8713 8713 в пределах средств, предусмотренных на текущую дея- повышение эффективности энергоисточников, количества моуправления, орга- 2012-2020 тельность использования энергетиче- котельных и их установленной низации коммуналь- Итого 8713 8713 ских ресурсов мощности с учетом корректиро- ного комплекса вок энергоснабжения, местных условий и видов топлива 1.15. Создание при Государственной Государственная жи- 2012 1500 1500 определение соответствия жилищной инспекции Чуваш- лищная инспекция энергетической эффективно- ской Республики мобильной Чувашской Республи- сти многоквартирных домов технической лаборатории, осна- ки требованиям Федерального щенной средствами измерений и закона от 23 ноября 2009 г. технического контроля, предна- N 261-ФЗ "Об энергосбере- значенной для определения со- жении и о повышении энер- ответствия энергетической эф- гетической эффективности и фективности многоквартирных о внесении изменений в от- домов требованиям Федерально- дельные законодательные ак- го закона от 23 ноября 2009 г. ты Российской Федерации" N 261-ФЗ "Об энергосбереже- нии и о повышении энергетиче- ской эффективности и о внесе- нии изменений в отдельные за- конодательные акты Российской Федерации" 2011 62769,75 26130,28 24884,6 10093,67 1661,2 2012 1500 1500 Итого 64269,75 26130,28 26384,6 10093,67 1661,2 II. Мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности в отдельных секторах экономики 2.1. Энергоэффективность в промышленности 2.1.1. Установка абсорбционных теп- ОАО "Промтрак- 2017 10000 10000 снижение потребления энер- ловых насосов на очистных со- тор"<*> 2018 10000 10000 гоносителей до 15000 тыс. оружениях ОАО "Промтрактор" 2019 10000 10000 рублей/год для утилизации низкопотенци- 2020 10000 10000 ального тепла из системы обо- Итого 40000 40000 ротного водоснабжения 2.1.2. Установка частотных преобра- ОАО "Промтрактор" 2010 1500 1500 снижение потребления энер- зователей на насосных станциях 2011 1500 1500 гоносителей до 500 тыс. руб- хозяйственно-питьевого и горя- Итого 3000 3000 лей/год чего водоснабжения 2.1.3. Установка частотных преобра- ОАО "Промтрактор" 2014 7500 7500 снижение потребления энер- зователей на насосных станциях 2015 7500 7500 гоносителей до 11500 тыс. оборотного водоснабжения Итого 15000 15000 рублей/год 2.1.4. Реконструкция системы выра- ОАО "Промтрактор" 2014 31666 31666 снижение потребления энер- ботки и распределения сжатого 2015 31667 31667 гоносителей до 15000 тыс. воздуха с частичной децентрали- 2016 31667 31667 рублей/год зацией Итого 95000 95000 2.1.5. Реконструкция системы приточ- ОАО "Промтрактор" 2015 40000 40000 снижение потребления энер- ной вентиляции в производст- 2016 40000 40000 гоносителей до 15000 тыс. венных корпусах с установкой 2017 40000 40000 рублей/год газовых воздухонагревателей 2018 40000 40000 (для литейного комплекса) Итого 160000 160000 2.1.6. Внедрение компенсирующих ОАО "Промтрактор" 2018 24500 24500 экономия электроэнергии до устройств реактивной мощности 2019 24500 24500 10000 тыс. рублей за весь на дуговых электросталепла- Итого 49000 49000 срок реализации Программы вильных печах ДСП-25 2.1.7. Внедрение системы автоматиче- ОАО "Промтрактор" 2015 12500 12500 экономия электроэнергии до ского регулирования электриче- 2016 12500 12500 7000 тыс. рублей/год ской мощности энергоемкого Итого 25000 25000 оборудования 2.1.8. Модернизация системы освеще- ОАО "Промтрактор" 2011 3500 3500 экономия электроэнергии до ния производственных корпусов 2012 3500 3500 15000 тыс. рублей/год и наружного освещения на базе 2013 3500 3500 современных энергоэффектив- 2014 3500 3500 ных светильников 2015 3500 3500 2016 3500 3500 2017 3500 3500 2018 3500 3500 2019 3500 3500 2020 3500 3500 Итого 35000 35000 2.1.9. Перевод двухтрансформаторных ОАО "Промтрактор" 2010-2020 в пределах экономия электроэнергии за подстанций на однотрансформа- средств, преду- счет исключения потерь хо- торный режим работы смотренных на те- лостого хода до 2000 тыс. кущую деятель- рублей/год ность организации 2.1.10. Внедрение программы по уста- ОАО "Промтрактор" 2010 500 500 снижение затрат на энерго- новке приборов учета на элек- 2011 500 500 носители за счет оптимиза- трические и неэлектрические ве- 2012 500 500 ции режимов потребления личины 2013 500 500 2014 500 500 2015 500 500 2016 500 500 2017 500 500 2018 500 500 2019 500 500 Итого 5000 5000 2.1.11. Обучение персонала организа- ОАО "Промтрактор" 2010 500 500 снижение потребления энер- ции на курсах и семинарах по- 2011 500 500 горесурсов за счет их рацио- вышения квалификации по энер- 2012 500 500 нального использования гоэффективности производства 2013 500 500 2014 500 500 2015 500 500 2016 500 500 2017 500 500 2018 500 500 2019 500 500 2020 500 500 Итого 5500 5500 2.1.12. Совершенствование организа- ОАО "Промтрактор" 2010-2020 в пределах экономия энергоносителей до ции производства и проведение средств, преду- 9250 тыс. рублей/ год технологических мероприятий, смотренных на те- направленных на экономию кущую деятель- энергоресурсов ность организации Всего по ОАО "Промтрактор" 2010 2500 2500 2011 6000 6000 2012 4500 4500 2013 4500 4500 2014 43666 43666 2015 96167 96167 2016 88667 88667 2017 54500 54500 2018 79000 79000 2019 39000 39000 2020 14000 14000 Итого 432500 432500 2.1.13. Установка частотных преобра- ОАО "Чебоксарский 2010 900 900 снижение потребления элек- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|