Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.11.2014 № 396
13.11.2014 396 № 13.11.2014 № 396
Шупашкар хули г. Чебоксары О внесении изменений в Инвестиционную стратегию Чувашской Республики до 2020 года Кабинет Министров Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Инвестиционную стратегию Чувашской Республики до 2020 года, утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 октября 2013 г. № 406. 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики И.Моторин УтвержденЫ постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.11.2014 № 396 И З М Е Н Е Н И Я, которые вносятся в Инвестиционную стратегию Чувашской Республики до 2020 года 1. Абзац третий раздела «Введение» Инвестиционной стратегии Чувашской Республики до 2020 года (далее – Инвестиционная стратегия) изложить в следующей редакции: «Население Чувашской Республики (по данным на 1 января 2014 г.) составляет 1240,0 тыс. человек.». 2. Раздел 1 изложить в следующей редакции: «Раздел 1 Общие положения, цель, задачи и область применения Инвестиционной стратегии Чувашской Республики до 2020 года Инвестиционная стратегия Чувашской Республики до 2020 года (далее – Инвестиционная стратегия) является концепцией развития, определяющей долгосрочные цели и ожидаемые результаты деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики по созданию благоприятного инвестиционного климата в Чувашской Республике. Инвестиционная стратегия определяет принципы реализации государственной инвестиционной политики в Чувашской Республике. Инвестиционная стратегия разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года и обеспечивает достижение ожидаемых результатов ее развития по приоритетным направлениям. Принятие Инвестиционной стратегии акцентирует внимание на повышении инвестиционной привлекательности как ключевом элементе системы стратегических целей и задач Чувашской Республики. Под инвестициями в настоящей Инвестиционной стратегии следует понимать денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Инвестиции осуществляются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, собственных и заемных средств организаций (инвесторов), как расположенных на территории Чувашской Республики, так и привлекаемых в республику, в том числе и иностранных инвесторов. Оценка результатов и корректировка мероприятий Инвестиционной стратегии осуществляются ежегодно на основании сведений статистической отчетности органов исполнительной власти Чувашской Республики, реализующих мероприятия Инвестиционной стратегии. Нормативную базу инвестиционного развития Чувашской Республики составляют законодательные и иные правовые акты, принятые на федеральном и республиканском уровне. Правовые акты Российской Федерации: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212; федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. № 305; федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. № 848; федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. № 7; федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007–2016 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2006 г. № 540; федеральная целевая программа «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009–2020 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2008 г. № 652; федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2009 г. № 985; федеральная целевая программа «Жилище» на 2011–2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050; федеральная целевая программа «Чистая вода» на 2011–2017 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. № 1092; федеральная целевая программа «Культура России (2012–2018 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 186; федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 годах», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. № 350; Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717; федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2013–2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1406; федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598; государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 297; государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 317; государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 319; Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р; Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 2043-р; Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р; план мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1125-р; план мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1128-р; план мероприятий («дорожная карта») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 1144-р; план мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. № 2236-р; план мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2579-р; план мероприятий («дорожная карта») «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2013 г. № 317-р; план мероприятий («дорожная карта») «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2013 г. № 867-р; план мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 953-р; методика определения целевых значений показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и проведения сравнительной рейтинговой оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2014 г. № 570-р; иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Правовые акты Чувашской Республики: Конституция Чувашской Республики; Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. № 8 «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года»; Закон Чувашской Республики от 25 мая 2004 г. № 8 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике»; Закон Чувашской Республики от 20 декабря 2010 г. № 71 «Об участии Чувашской Республики в проектах государственно-частного партнерства»; Закон Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. № 57 «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике»; Закон Чувашской Республики от 29 сентября 2014 г. № 51 «О привлечении иностранных инвестиций в экономику Чувашской Республики»; Указ Президента Чувашской Республики от 29 декабря 2011 г. № 130 «О дополнительных мерах по стимулированию инвестиционной деятельности в Чувашской Республике»; Указ Главы Чувашской Республики от 15 октября 2012 г. № 114 «О дополнительных мерах по стимулированию развития жилищного строительства в Чувашской Республике»; Указ Главы Чувашской Республики от 13 февраля 2013 г. № 15 «О мерах по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в Чувашской Республике»; Указ Главы Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. № 74 «О Совете по улучшению инвестиционного климата при Главе Чувашской Республики»; распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 мая 2013 г. № 323-р; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 июня 2011 г. № 269 «О мерах по реализации Закона Чувашской Республики «Об участии Чувашской Республики в проектах государственно-частного партнерства»; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 марта 2010 г. № 84 «О Стратегии «Чувашия – биорегион» до 2020 года»; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 ноября 2012 г. № 532 «Об организационных мероприятиях по внедрению оценки регулирующего воздействия»; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 2 декабря 2013 г. № 482 «Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности»; государственные программы Чувашской Республики в основных отраслях экономики и социальной сфере; иные нормативные правовые акты Чувашской Республики. Органом исполнительной власти Чувашской Республики, координирующим реализацию Инвестиционной стратегии, является Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (далее – Минэкономразвития Чувашии). 1.1. Цель и задачи Инвестиционной стратегии Цель Инвестиционной стратегии – создание в Чувашской Республике благоприятного инвестиционного и делового климата, повышение объема привлекаемых из различных источников инвестиций в экономику республики для обеспечения динамичного экономического роста и повышения уровня жизни населения. Для достижения поставленной Инвестиционной стратегией цели необходимо решить следующие задачи: снижение влияния административных барьеров и инфраструктурных ограничений на развитие предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства; повышение эффективности системы государственной поддержки инвестиционной деятельности; формирование и продвижение имиджа (бренда) Чувашской Республики как открытого региона, благоприятного для осуществления инвестиционной деятельности; обеспечение инвесторов доступной инфраструктурой для размещения производственных и иных объектов; выравнивание инвестиционной привлекательности муниципальных образований; развитие высокотехнологичных отраслей экономики; поддержка малого и среднего предпринимательства; поддержка агропромышленного комплекса; совершенствование системы дополнительного профессионального образования по специальностям, соответствующим потребностям инвесторов и экономики Чувашской Республики; обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам; развитие туристско-рекреационного комплекса Чувашской Республики. 1.2. Основные параметры прогноза инвестиций в основной капитал в рамках социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года
1.3. Область применения Инвестиционной стратегии Инвестиционная стратегия предполагает следующие области применения: развитие региональной инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства; формирование условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику Чувашской Республики; формирование условий для создания и внедрения инновационных продуктов и новых экологических технологий; повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с бизнес-сообществом, в том числе в режиме «одного окна»; дальнейшее формирование профессионального и компетентного кадрового потенциала и развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, управленческих кадров (менеджеров), удовлетворяющих потребностям инвесторов и экономики Чувашской Республики.». 3. В разделе 2: в подразделе 2.1: таблицу первую изложить в следующей редакции:
в абзаце двадцать девятом слово «(переобучения)» заменить словами «и дополнительного профессионального образования»; подраздел 2.2 изложить в следующей редакции: «2.2. Анализ ближнего окружения Для сравнительного анализа были взяты наиболее близкие по географическому расположению субъекты Российской Федерации. Динамика валового регионального продукта (ВРП) Чувашской Республики демонстрирует стабильный рост, но по объемам ВРП Чувашская Республика значительно уступает ближайшим соседям – Республике Татарстан, Нижегородской области (диаграмма 1). Это обстоятельство можно объяснить тем, что размеры территории, численность населения этих регионов значительно превосходят аналогичные показатели Чувашской Республики. На 1 января 2014 г. в Нижегородской области численность населения составляла 3281,5 тыс. человек, Республике Татарстан – 3838,2 тыс. человек. Кроме того, указанные регионы исторически обладают большим промышленным потенциалом. Например, в Республике Татарстан большую долю в структуре ВРП занимает добыча полезных ископаемых. Диаграмма 1
По показателю ВРП на душу населения Чувашская Республика значительно уступает тем же наиболее крупным регионам – Нижегородской области и Республике Татарстан (диаграмма 2). Одним из факторов, существенно повлиявших на рост данного показателя Республики Татарстан, стало проведение в Казани XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года. Строительство объектов инфраструктуры спортивных соревнований привлекло значительные бюджетные и частные инвестиции в экономику Татарстана. Диаграмма 2
В 2010–2012 годах промышленный комплекс республики динамично развивался. Так, индекс промышленного производства составил в 2010–2012 годах соответственно 114,8, 112,4 и 107,1 процента. В 2013 году темпы промышленного производства замедлились в связи с падением спроса на рынке грузовых вагонов, индекс промышленного производства составил 100,3 процента (диаграмма 3). Диаграмма 3
К другим факторам, сдерживающим рост индекса промышленного производства Чувашской Республики, относятся: снижение спроса со стороны потребителей, сокращение заказов на производство, конкуренция со стороны иностранных производителей; неплатежеспособность потребителей, ухудшение условий оплаты поставленной продукции; недостаток оборотных средств при недоступности долгосрочного кредитования. Кредитные ставки продолжают оставаться высокими (15–17 процентов). По оценке, индекс промышленного производства за 2014 год составит 104 процента. Динамика индекса производства продукции сельского хозяйства по ПФО демонстрирует разнонаправленные показатели. В сравнении с соседними регионами этот показатель Чувашской Республики выше среднего по ПФО (диаграмма 4). Диаграмма 4 Индекспроизводства продукции сельского хозяйства, %
Доля инновационной продукции в ВРП Чувашии имеет стабильный годовой прирост, но республика отстает по этому показателю от некоторых соседних регионов, особенно от Республики Татарстан. Это можно объяснить спецификой структуры ВРП Татарстана, в которой преобладают высокотехнологичные производства, например нефтехимическое, где применение инноваций является стандартом (диаграмма 5). Диаграмма 5
По объемам ввода жилья в расчете на 1 тыс. человек Чувашская Республика уже долгое время удерживает 1 место среди регионов ПФО и ведущие позиции в Российской Федерации (диаграмма 6). Диаграмма 6
По показателю среднедушевых доходов населения Чувашская Республика значительно уступает ближайшим соседям – Республике Татарстан и Нижегородской области (диаграмма 7). Диаграмма 7
Выводы Правительство Российской Федерации прилагает усилия, направленные на диверсификацию российской экономики, снижение ее зависимости от сырьевого экспорта. Внедрение инновационных технологий предприятиями, кроме повышения конкурентоспособности их продукции и услуг, позволяет получать различные налоговые льготы. Экономика Российской Федерации сохраняет социальную направленность. На реализацию различных социальных программ выделяются значительные финансовые ресурсы. Это обстоятельство может способствовать привлечению в Чувашскую Республику значительных инвестиций из федерального бюджета на реализацию инвестиционных проектов, направленных на улучшение социальной инфраструктуры. Сравнение ряда показателей экономики Чувашской Республики и соседних регионов ПФО показывает, что экономика Чувашии уступает только наиболее крупным из них. При этом факторами, повышающими инвестиционную привлекательность данных регионов, являются: 1) богатая сырьевая база (Республика Татарстан); 2) исторически более крупное и более развитое промышленное производство (Нижегородская и Ульяновская области); 3) большая численность населения; 4) более развитая транспортная инфраструктура, в том числе инфраструктура воздушного транспорта; 5) природно-климатические условия (Ульяновская область). Есть показатели, по которым Чувашская Республика не уступает, а в некоторых случаях и превосходит соседние регионы. Это темпы ввода жилья на 1 тыс. человек и продолжительность жизни населения.». 4. В разделе 3: подраздел 3.1 изложить в следующей редакции: «3.1. Ресурсы экономики Чувашской Республики Промышленный комплекс Чувашской Республики Промышленный комплекс является основой экономики Чувашской Республики. На него приходится более одной трети валового регионального продукта, около 43 процентов налоговых поступлений в бюджеты всех уровней по Чувашской Республике и около 2,0 процента объема отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами организаций ПФО, в нем трудится каждый третий работающий в республике. Промышленным комплексом республики в 2013 году отгружено товаров, выполнено работ и оказано услуг собственного производства на сумму более 150,4 млрд. рублей (в 2012 г. – 152,9 млрд. рублей). Основная доля отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг приходится на организации обрабатывающих производств (85,3 процента). В структуре обрабатывающих производств по итогам 2013 года доминирующее положение занимали организации по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования (22,1 процента), производству пищевых продуктов, включая напитки, и табака (17,5 процента), производству транспортных средств и оборудования (15,1 процента), химическому производству (11,5 процента), металлургическому производству и производству готовых металлических изделий (7,8 процента), производству машин и оборудования (7,5 процента) и прочие (18,6 процента) (диаграмма 8). Диаграмма 8
Прирост индекса производства обеспечен в обработке древесины и производстве изделий из дерева (на 29,3 процента), производстве резиновых и пластмассовых изделий (на 24,9 процента), производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (на 19,4 процента), текстильном и швейном производстве (на 19,3 процента), целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности (на 11,4 процента), производстве транспортных средств и оборудования (на 2,9 процента), производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (на 1,3 процента). Двадцать семь организаций промышленного комплекса превысили миллиардный рубеж объема отгруженной продукции (в 2012 г. – 25). Среди них филиал ЗАО «Фирма «Август» – «ВЗСП», ООО «Промтрактор-Промлит», филиал ОАО «ТГК-5» – «Марий Эл и Чувашии», ОАО «ЭЛАРА», ОАО «Химпром», ОАО «АККОНД», ОАО «Промтрактор», ООО «Коммунальные технологии», ЗАО «Промтрактор-Вагон», филиал ОАО «Русгидро» – «Чебоксарская ГЭС», ОАО «ЧАЗ», филиал ОАО «МРСК «Волги» – «Чувашэнерго», ОАО «ШЗСА», ООО НПП «ЭКРА», ЗАО «ЧЭАЗ», ОАО «КАФ», ОАО «ВНИИР», ОАО «Завод «Чувашкабель», ОАО «Букет Чувашии», ЗАО «ЧП «Сеспель», ОАО «ЧПО им. В.И. Чапаева», ОАО «КААЗ», ООО ИЦ «Бреслер», ООО «ЧЭТА», ОАО «Газпром газораспределение Чебоксары» (ОАО «Чувашсетьгаз»), ООО «ЭЛИНОКС» и ОАО «Чувашторгтехника». Их доля в общем объеме отгруженной продукции предприятий промышленного комплекса республики превысила 57 процентов. Общая численность работающих на указанных предприятиях – свыше 41 тыс. человек, или около 43 процентов от занятых в промышленности. В 2013 году организациями промышленного комплекса республики уплачено платежей и сборов в бюджеты всех уровней на сумму 15,1 млрд. рублей (в 2012 г. – 14,1 млрд. рублей), в том числе организациями обрабатывающих производств – на сумму 13,0 млрд. рублей, или 10,4 копейки на рубль отгруженной продукции. Наибольшие платежи обеспечили организации по производству пищевых продуктов, включая напитки, и табака (17,3 копейки на рубль отгруженной продукции), по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования (14,3 копейки), по металлургическому производству и производству готовых металлических изделий (12,6 копейки). В аутсайдерах по уплате налогов на рубль отгруженной продукции – организации химического производства, ими уплачено по 3,5 копейки с каждого рубля отгруженной продукции. Внешнеэкономическая деятельность Чувашской Республики В 2013 году внешнеторговый оборот Чувашской Республики составил 396,8 млн. долларов США и по сравнению с 2012 годом уменьшился на 13,8 процента. При этом экспорт увеличился на 8,6 процента и составил 117,9 млн. долларов США, а импорт уменьшился на 20,7 процента и был равен 278,8 млн. долларов США. Торговыми партнерами Чувашской Республики являлись 77 стран. Доля стран дальнего зарубежья в товарообороте составила 76,1 процента, в том числе в экспорте – 39,4 процента, в импорте – 91,6 процента. В импорте товаров ведущее место занимали продукция химической промышленности – 50,9 процента от общего объема импорта, машиностроительная продукция – 34,3 процента. В товарной структуре экспорта республики преобладали продукция химической промышленности – 66,3 процента от общего объема экспорта, машиностроительная продукция – 23,1 процента (диаграммы 9 и 10). Диаграмма 9
Диаграмма 10
Агропромышленный комплекс Чувашской Республики В агропромышленный комплекс входят производители продукции сельского хозяйства и перерабатывающие ее предприятия. Несмотря на ряд объективных факторов, затрудняющих развитие сельского хозяйства (зона рискованного земледелия), агропромышленный комплекс занимает прочные позиции в структуре экономики Чувашской Республике. В сельском хозяйстве в 2013 году было занято 12,8 тыс. человек. Сегодня в сельском хозяйстве Чувашской Республики создается 9,6 процента ВРП. Основными стратегическими целями агропромышленного комплекса являются формирование эффективного высокотехнологичного и конкурентоспособного агропромышленного производства для улучшения продовольственного обеспечения населения, активное продвижение товаров и сельскохозяйственного сырья, произведенного в Чувашской Республике, на местный, межрегиональный и зарубежный рынки. Сложившаяся специализация сельского хозяйства – производство овощей, картофеля, молока, мяса, зерна, технических культур, хмеля и кормов для животноводства – соответствует природно-экономическим условиям республики. Выпуск продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за 2013 год составил 35,6 млрд. рублей, или 89,3 процента к уровню 2012 года. Основные отрасли животноводства – мясомолочное скотоводство, свиноводство, птицеводство и пчеловодство. В Чувашии занимаются разведением крупного рогатого скота молочного направления, свиней, овец, птицы (кур, гусей, уток). В республике имеются специализированные предприятия, занимающиеся прудовым рыбоводством. В 2013 году в хозяйствах всех категорий произведено 103,3 тыс. тонн скота и птицы на убой в живом весе, 422,2 тыс. тонн молока, 337,7 млн. штук яиц. В республике динамично развивается производство пищевых продуктов, включая напитки. Организациями по производству пищевых продуктов, включая напитки, ведется работа по улучшению качества и расширению ассортимента производимой продукции, проведению технического перевооружения и внедрению новейших технологий, международных стандартов качества, интеграции с производителями сельскохозяйственной продукции. В большом ассортименте производятся мясные и молочные продукты, кондитерские, хлебобулочные, макаронные изделия, алкогольная продукция, безалкогольные напитки, консервы, крахмалы, крупы, минеральная вода и другие продукты. Существует диспропорция между вывозимой за пределы Чувашской Республики продукцией сельского хозяйства и ввозимой на ее территорию. Особенно большая разница отмечена при ввозе/вывозе молока жидкого обработанного и колбасных изделий. За последние годы в республике совершен прорыв в развитии агропромышленного комплекса. Введение в оборот свободных земель позволяет увеличивать объемы производства продукции сельского хозяйства. Аграрная отрасль привлекательна для инвесторов. В Чувашии существуют все предпосылки для развития производства экологически безопасных продуктов и технологий. Проведены необходимые организационные мероприятия по созданию бренда Чувашской Республики для натуральной пищевой продукции: зарегистрирован товарный знак «Чувашский биопродукт», открыты специализированные магазины по продаже экологически чистой продукции. Строительство Строительная отрасль республики демонстрирует отличные результаты, находясь в лидерах как в ПФО, так и в Российской Федерации. В 2013 году в Чувашской Республике введено в эксплуатацию за счет всех источников финансирования 837,1 тыс. кв. метров жилья, или 102,3 процента к уровню 2012 года, в первом полугодии 2014 года – 248,7 тыс. кв. метров жилья, или 103,1 процента к аналогичному периоду прошлого года. Объем введенного индивидуальными застройщиками жилья в 2013 году составил 470,0 тыс. кв. метров жилья, или 90,8 процента к уровню 2012 года, в первом полугодии 2014 года – 95,5 тыс. кв. метров жилья, или 69,6 процента к аналогичному периоду 2013 года. В расчете на душу населения обеспеченность жильем на конец 2013 года составила 24,8 кв. метра. В 2013 году объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», составил 32033,5 млн. рублей, в первом полугодии 2014 года – 16299,5 млн. рублей. Собственными силами организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в 2013 году выполнено работ на 11762,1 млн. рублей (36,7 процента от общего объема выполненных работ), в первом полугодии 2014 года – 4857,3 млн. рублей (29,8 процента). Потребительский рынок Повышение платежеспособного спроса населения в 2013 году предопределило рост оборота розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению. Индекс физического объема оборота розничной торговли превысил уровень 2012 года на 4,1 процента, общественного питания – на 3,7 процента, платных услуг – на 2,2 процента. Продолжается процесс изменения структуры товарооборота в сторону увеличения доли непродовольственных товаров: на долю продовольственных товаров приходится 47,0 процента, а непродовольственных товаров – 53,0 процента (в 2012 г. – 47,4 и 52,6 процента соответственно). Превышение доли непродовольственных товаров характеризует повышение уровня жизни населения. Доля оборота в стационарной торговой сети достигла 94,2 процента. Сокращение удельного веса продаж на розничных рынках и ярмарках связано с тем, что покупатель все чаще отдает предпочтение более качественному обслуживанию на стационарных объектах торговли, а также с сокращением количества розничных рынков в связи с преобразованием их в торговые комплексы. Сохраняется инвестиционная привлекательность сферы потребительского рынка. В 2013 году в республике открыты и реконструированы 367 объектов потребительского рынка. Сумма инвестиций составила более 1,5 млрд. рублей, создано 1730 рабочих мест. Открыты крупные объекты – торгово-развлекательный центр «Волжский» (3,4 тыс. кв. м), торговый комплекс «Маяк» (500 кв. м) в г. Чебоксары, торговый комплекс Ибресинского райпо в пгт Ибреси (400 кв. м), кафе-пиццерия «Сеньора» Комсомольского райпо в с. Комсомольское, трактир «Старый амбар» на 300 посадочных мест, автоцентры «Рено» (585 кв. м) и «Шевроле-Опель» (585 кв. м) в г. Чебоксары и многие другие. Развивается безналичная форма расчетов, информатизация общества способствует развитию дистанционной торговли, кейтеринговой формы обслуживания. Обеспеченность площадью торговых объектов увеличилась на 2,0 процента. Превышение установленных нормативов обеспеченности площадью торговых объектов на 1000 жителей по состоянию на 1 января 2013 г. составляло 519 кв. метров, на 1 января 2014 г. – 530 кв. метров. Меры по снижению темпов роста цен на социально значимые продовольственные товары позволили Чувашской Республике в сентябре 2013 года войти в двадцатку лидеров рейтинга регионов Российской Федерации. Развитие конкуренции характеризует увеличение доли розничных торговых сетей в общем объеме товарооборота до 36,3 процента, в том числе местных торговых сетей – 5,5 процента. При этом оборот федеральных торговых сетей увеличивается более высокими темпами (118,0 процента), чем местных (108,6 процента). Это связано прежде всего с активной экспансией федеральных сетей в Чувашской Республике. В 2013 году населению Чувашской Республики оказано платных услуг на 38,6 млрд. рублей, что на 2,2 процента выше уровня 2012 года. Наиболее высокими темпами возросли объемы (в сопоставимых ценах) бытовых услуг – на 2,3 процента, связи – на 7,8 процента, жилищных – на 6,1 процента, туристских – на 4,8 процента, ветеринарных – на 5,9 процента. В 2013 году в структуре объема платных услуг населению 84,6 процента приходилось на коммунальные, транспортные услуги, услуги связи, бытовые услуги, услуги системы образования и медицинские услуги. Рост объема бытовых услуг в Чувашии имеет стабильную положительную динамику. В 2013 году он вырос в сопоставимых ценах на 2,3 процента (по итогам 2012 года – 103,2 процента). В 2013 году в структуре объема бытовых услуг 69,6 процента приходилось на долю четырех видов услуг: по ремонту и строительству жилья и других построек; техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования; парикмахерских и косметических услуг; по ремонту и пошиву швейных, меховых, кожаных и трикотажных изделий. Наиболее высокими темпами развивались следующие виды услуг: ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий (109,0 процента), техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования (117,5 процента), услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий (101,3 процента), парикмахерские и косметические услуги (102,7 процента). Быстрый рост конкуренции требует совершенствования форм обслуживания. Все больше организаций переходят на обслуживание покупателей и клиентов по безналичной форме расчетов. Сегодня в режиме онлайн возможно совершать платежи за электронные железнодорожные и авиабилеты, за бронирование мест в гостиницах, за оформление туристических путевок и другие виды услуг. Особое внимание организации сферы быта уделяют расширению спектра и повышению качества предоставляемых услуг. По состоянию на 1 января 2014 г. количество предприятий бытового обслуживания в Чувашии составляет 2136 единиц. В 2013 году их количество за счет открытия новых объектов увеличилось на 82 единицы. Доля новых объектов по оказанию бытовых услуг в общем количестве предприятий бытового обслуживания в Чувашии составила 3,5 процента, в г. Чебоксары – 6,9 процента. На вновь введенных предприятиях создано более 200 новых рабочих мест. К началу 2014 года на объектах бытового обслуживания насчитывается 7707 рабочих мест. Транспорт и связь В 2013 году объем грузоперевозок грузовыми автомобилями организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, всех видов деятельности составил 7,7 млн. тонн, грузооборот – 379,2 млн. тонн/км, объем пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования – 105,3 млн. пассажиров. Продолжается снижение объема перевозок пассажиров организациями автомобильного транспорта, не относящимися к субъектам малого предпринимательства (на 9,6 процента к 2012 году). Пассажирооборот крупных и средних организаций автомобильного транспорта составил 350,7 млн. пасс.-км. Численность работающих в сфере транспорта – 14,5 тыс. человек. Оборот организаций связи в 2013 году составил 7756,5 млн. рублей в действующих ценах (104,5 процента к 2012 году), в том числе объем платных услуг связи населению составил 6282,1 млн. рублей (107,2 процента к 2012 году). Индекс потребительских цен на услуги связи – 105,2 процента. Численность работающих в сфере связи – 5,2 тыс. человек. В Чувашии доступны все виды современной проводной и беспроводной связи. На данный момент в республике действуют 5 операторов сотовой связи, обеспечивающих покрытие всей территории республики. Рынок сотовой связи в республике полностью сформирован – сегодня практически каждый житель Чувашии пользуется мобильной связью, количество выданных sim-карт составляет 1692 sim-карты на 1 тыс. человек. Число пользователей кабельного телевидения составляет 125 тыс. человек. Количество принимаемых программ телевидения – 37, а при подключении к сети цифрового кабельного телевидения – до 70 и более. Финансовый и страховой сектор По состоянию на 1 января 2014 г. на территории Чувашской Республики функционировали 411 кредитных учреждений, включая 4 кредитные организации, 8 филиалов кредитных организаций других регионов (в том числе 1 отделение ОАО «Сбербанк России»), 82 операционных офиса, 33 кредитно-кассовых офиса, 142 дополнительных офиса, 137 операционных касс вне кассового узла, 4 представительства и 1 передвижной пункт кассовых операций. В перспективе роль таких инвестиционных ресурсов, как кредиты банков и заемные средства, будет возрастать. Вовлечение средств в инвестиционную деятельность в Чувашской Республике будет обеспечиваться за счет поиска эффективных производителей и активных инвесторов, расширенного привлечения иностранных инвестиций. По уровню развития страховой инфраструктуры республика находится на ведущих позициях в ПФО. Малый и средний бизнес Чувашская Республика входит в число регионов, где малое и среднее предпринимательство получило хорошее развитие, что создает высокий уровень сервиса для населения и предприятий крупного бизнеса. Среди субъектов малого и среднего предпринимательства преобладают предприятия оптовой и розничной торговли, по ремонту автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования, развит сектор оказания финансовых и правовых услуг. Согласно данным статистики по состоянию на 1 января 2014 г. в республике действует 46,2 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства. Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия, составило 14,7 тысячи. Оборот малых и средних предприятий в 2013 году составил 181,7 млрд. рублей и по сравнению с 2012 годом возрос на 14,4 процента. Наибольший рост оборота по сравнению с 2012 годом наблюдается в следующих сферах: строительство – на 26,4 процента, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – на 19,7 процента, обрабатывающие производства – на 17,0 процента, сельское хозяйство – на 8,0 процента. Объемы налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в 2013 году составили 2,1 млрд. рублей, что на 0,2 млрд. рублей больше, чем в 2012 году. Кадровый потенциал Численность населения, постоянно проживающего в Чувашской Республике, на 1 января 2014 г. составила 1240,0 тыс. человек, в том числе городского населения – 746,2 тыс. человек (60,2 процента), сельского – 493,8 тыс. человек (39,8 процента). Экономически активное население Чувашской Республики составляет 671,6 тыс. человек, или 54,1 процента от среднегодовой численности населения республики. Средний возраст занятых в экономике остается стабильным и составляет 40 лет. Среднегодовая численность занятых в экономике республики составляет 567,6 тыс. человек. При этом основное место работы для 50,9 процента трудоспособного населения Чувашской Республики – предприятия и организации. Распределение занятого населения по видам экономической деятельности сложилось следующим образом: обрабатывающие производства – 20,0 процента, оптовая и розничная торговля – 16,7 процента, сельское хозяйство – 13,7 процента, строительство – 8,7 процента, образование – 7,9 процента, здравоохранение и предоставление социальных услуг – 6,6 процента, транспорт и связь – 5,8 процента. Среди экономически активного населения 27,0 процента имеют высшее образование, 21,6 процента – среднее профессиональное образование, 24,7 процента – начальное профессиональное образование, 23,1 процента – основное общее и среднее общее образование. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения потребностей экономики республики – это работники трудоспособного возраста, обучающиеся с отрывом от производства, на начало года их число составило 57,5 тыс. человек. Большинство предприятий в Чувашской Республике в настоящий момент имеют большой научно-технический и кадровый потенциал. Создано 10 ресурсных центров в гг. Чебоксары, Новочебоксарске, Ядрине, Мариинском Посаде, Цивильске и пгт Вурнары для подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов по направлениям: энергетика и металлообработка, сварочное производство, сельское хозяйство и механизация сельского хозяйства, транспорт и строительство, общественное питание, швейное производство, строительство, деревообработка, плодоовощеводство. В целях поддержания и развития научно-технического и кадрового потенциала для машиностроительной и энергетической отрасли республики созданы ресурсные центры технологической подготовки высококвалифицированных рабочих, оснащенные современным учебным и технологическим оборудованием. Оснащение ресурсных центров современным оборудованием позволяет имитировать различные производственные процессы, адекватные профессиональной деятельности современного квалифицированного рабочего, что дает возможность готовить более конкурентоспособных выпускников и приводит к повышению доверия крупного бизнеса к системе дополнительного профессионального образования и развитию государственно-частного партнерства. Примером такого сотрудничества служит совместная деятельность ОАО «АК «Транснефть» с АУ Чувашской Республики СПО «Канашский транспортно-энергетический техникум» Минобразования Чувашии. Созданы и действуют такие ресурсные центры, как Межрегиональный учебно-производственный центр «MAZAK» по оказанию услуг дополнительного профессионального образования высококвалифицированных рабочих и специалистов в ООО «Компания корпоративного управления «Концерн «Тракторные заводы» и «Межрегиональный отраслевой ресурсный центр» в области электроэнергетики. На базе АУ Чувашской Республики СПО «Чебоксарский машиностроительный техникум» Минобразования Чувашии создан производственно-образовательный комплекс интегрированной двухуровневой подготовки кадров для высокотехнологичных производств. В БОУ Чувашской Республики СПО «Чебоксарский электромеханический колледж» Минобразования Чувашии в рамках договора о сотрудничестве ООО «Компания корпоративного управления «Концерн «Тракторные заводы» созданы единственный в России сертифицированный центр «Международный сварщик» (2012 г.) и отраслевой межрегиональный ресурсный центр в области энергетики, объединяющий в настоящее время 28 профессиональных образовательных организаций из 15 регионов России. 4 сентября 2013 г. в БОУ Чувашской Республики СПО «Чебоксарский электромеханический колледж» Минобразования Чувашии открыт ресурсный центр по подготовке рабочих и специалистов для производства и обслуживания высокотехнологичной электроники ОАО «ЭЛАРА». Совместно с ЗАО «ЧЭАЗ» проведена работа по созданию ресурсного центра, для которого предприятием разработаны программы обучения специалистов. Создано негосударственное образовательное учреждение «Научно-образовательный центр «ЭКРА», основной целью которого является обучение специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач в области электротехники, электроэнергетики и электроники. Промышленными предприятиями заключены договоры с образовательными организациями Чувашской Республики о сотрудничестве в целевой подготовке высококвалифицированных специалистов. Образование В Чувашской Республике действуют 22 образовательные организации высшего образования, из них 17 государственных и 5 негосударственных (крупнейшие: ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», ФГБОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия», Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, Чебоксарский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)» в г. Чебоксары Чувашской Республики, профессиональные образовательные организации. Наука Научно-технический комплекс Чувашской Республики представляет собой ряд организаций, осуществляющих научную, научно-техническую деятельность и подготовку научных кадров. Основная часть научного потенциала сосредоточена в ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», БНУ Чувашской Республики «Чувашский государственный институт гуманитарных наук» Минобразования Чувашии, ФГБОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия», Чебоксарском кооперативном институте (филиале) Российского университета кооперации, Чебоксарском политехническом институте (филиале) ФГБОУ ВПО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)» в г. Чебоксары Чувашской Республики, а также в ОАО «Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт релестроения с опытным производством», ОАО «ЭЛАРА», ОАО «АБС ЗЭиМ Автоматизация», Чебоксарском филиале Главного ботанического сада имени Н.В. Цицина Российской академии наук и других организациях. Исследования проводятся в области приоритетных направлений развития науки и техники и критических технологий Чувашской Республики и Российской Федерации, действуют более 90 научных школ, привлекающих к исследовательской работе одаренных студентов, аспирантов и молодых ученых. Для их профессионального роста и закрепления в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, формируются фонды поддержки молодых ученых и преподавателей, создаются новые учебно-научно-производственные лаборатории, которые предоставляют современное оборудование для выполнения научных исследований, проведения экспериментов студентам, аспирантам, молодым преподавателям и специалистам. По состоянию на 1 января 2014 г. в республике функционирует 9 советов по защите кандидатских и докторских диссертаций. Туризм Одной из приоритетных задач перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития в Чувашской Республике является обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма. В настоящее время в республике на рынке туризма оказанием услуг занимаются 143 туристские организации. К основным потокам туристов, прибывающих в Чувашскую Республику, относятся круизные туристы, бизнес-туристы, туристы, приехавшие на лечение и оздоровление в республиканские здравницы, спортивные делегации, транзитные автотуристы. Туризм как сектор экономики Чувашской Республики в валовом региональном продукте в 2012 году занимал около 0,3 процента против 0,2 процента в предыдущие годы. Планируется, что к 2020 году эта цифра достигнет 1,2 процента. Инфраструктурный комплекс Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием – 7,4 тыс. км. Действуют речной порт и международный аэропорт. На территории Чувашской Республики проходят 14 линий магистральных газопроводов и нефтепроводов. Протяженность железных дорог общего пользования составляет 422,4 км. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 марта 2010 г. № 321 «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации» в настоящее время Правительством Российской Федерации рассматривается проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва – Казань» (далее – ВСМ), включенный в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р. На территории Чувашской Республики ВСМ пройдет по Ядринскому, Моргаушскому, Чебоксарскому, Мариинско-Посадскому районам. При реализации проекта строительства ВСМ на территории Чувашской Республики планируется укладка главных железнодорожных путей длиной 236 км (эксплуатационная длина – 118 км). По расчетным данным Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, совокупный мультипликативный эффект от реализации проекта в Чувашской Республике ожидается в размере 51,6 млрд. рублей, количество созданных рабочих мест – 19,8 тыс. человек (без непосредственно занятых в строительстве или эксплуатации магистрали). Территория Чувашской Республики с небольшими расстояниями между муниципальными центрами позволяет минимизировать транспортные издержки. Наиболее развита инфраструктура в гг. Чебоксары и Новочебоксарске, где проживает значительная часть населения республики – 600 тыс. человек. Это указывает на неравномерное социально-экономическое развитие Чувашской Республики. В республике создаются инвестиционные площадки с оформленными земельными участками и готовой инфраструктурой, такие как индустриальные парки гг. Алатыря, Канаша, территория опережающего развития «Солнечная долина» (г. Новочебоксарск). В стадии реализации строительство индустриального парка г. Чебоксары. Однако существующего количества готовых инвестиционных площадок недостаточно для эффективного развития инвестиционного потенциала Чувашской Республики. Формирование земельных участков Общая площадь земельного фонда Чувашской Республики составляет 1834,5 тыс. га, из них 373,1 тыс. га, или 20,3 процента, составляют земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, 97,8 тыс. га, или 5,3 процента, составляют земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и 21,6 тыс. га, или 1,2 процента, составляют земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики. В соответствии с Указом Главы Чувашской Республики от 15 октября 2012 г. № 114 «О дополнительных мерах по стимулированию развития жилищного строительства в Чувашской Республике» создан Единый информационный ресурс о свободных от застройки земельных участках, расположенных на территории Чувашской Республики (далее – Единый информационный ресурс). Единый информационный ресурс формируется в целях обеспечения доступа к информации о земельных участках, предназначенных для строительства жилья экономического класса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, а также размещения объектов, предназначенных для создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов и иного развития территорий. В Единый информационный ресурс включено 186 земельных участков общей площадью 532 га, в том числе: 77 участков площадью 217 га для строительства жилья экономического класса; 109 участков площадью 315 га для размещения объектов, предназначенных для создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов и иного развития территорий. Единый информационный ресурс размещается на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и дает возможность получения всеми заинтересованными лицами информации о свободных земельных участках на территории Чувашской Республики.»; абзацы девятый – четырнадцатый подраздела 3.2 изложить в следующей редакции: «В 2013 году Чувашия вошла в число восьми лучших регионов Российской Федерации по эффективности реализации программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Практически завершена работа по формированию инфраструктуры поддержки предпринимательства. Действуют шесть бизнес-инкубаторов, два технопарка, созданы АНО «Гарантийный фонд Чувашской Республики», АНО «Агентство по поддержке малого бизнеса», Инновационный центр, Центр субконтрактации, Центр коллективного пользования, специализирующийся на нанотехнологиях и оснащенный уникальным исследовательским оборудованием, Центр молодежного инновационного творчества – открытая лаборатория, которая представляет собой зону свободного доступа, где молодежь может реализовывать свои технические идеи, обучаться и обмениваться опытом, Центр инжиниринга, Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства. В 2015 году завершится строительство индустриального парка и будет создан центр стандартизации, сертификации и испытаний. Объемы государственной поддержки предпринимательства увеличились с 155,8 млн. рублей в 2009 году до 357,7 млн. рублей в 2013 году. В 2014 году объем государственной поддержки, по оценке, составит 489,8 млн. рублей. Эффективность государственной поддержки предпринимательства подтверждается макроэкономическими показателями развития малого предпринимательства (оборот малых и средних предприятий в 2013 году увеличился по сравнению с 2012 годом на 14,4 процента, а объем налоговых поступлений – на 9,5 процента, что говорит о повышении эффективности производства малого бизнеса, увеличении производительности труда). Оказываются практически все формы государственной поддержки, действующие на территории Российской Федерации: финансовая, имущественная, организационно-консультационная, поддержка в области подготовки и переподготовки кадров. Особое внимание уделяется развитию молодежного, инновационного предпринимательства и развитию экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства. Предусмотрены новые формы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства – предоставление субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров. Одновременно с развитием предпринимательской инициативы в республике возникла проблема дефицита производственных площадей.»; подраздел 3.3 изложить в следующей редакции: «3.3. Основные показатели инвестиционной деятельности В 2013 году в основной капитал республики за счет всех источников финансирования вложено 59138,7 млн. рублей инвестиций, или 83,0 процента от уровня 2012 года (в сопоставимых ценах). Из общего объема инвестиций в основной капитал 28337,1 млн. рублей (47,9 процента) приходилось на долю организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, включая организации, средняя численность работников которых не превышает 15 человек (без учета средств организаций и населения на долевое строительство). Снижение темпов роста инвестиций в основной капитал связано с реализацией таких крупных инвестиционных проектов, как строительство предприятия по производству тонкопленочных солнечных модулей (20,1 млрд. рублей) и строительство моста через р. Суру (более 6 млрд. рублей), основные объемы инвестиций на реализацию которых направлены в 2011–2012 годах, когда наблюдался высокий темп роста инвестиций (в 2011 г. – 116,1 процента и в 2012 г. –106,9 процента). В 2013 году в организации республики от иностранных инвесторов поступило 4994,9 тыс. долларов США, с учетом рублевого поступления, пересчитанного в доллары. Инвестиции были получены из Германии, Польши и с Кипра. Основные показатели инвестиционной деятельности в Чувашской Республике
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|