Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 05.10.2005 № 246КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 05.10.2005 N 246 О Республиканской комплексной программе ускоренного внедрения во все сферы экономики Чувашской Республики международных стандартов качества на 2005-2010 годы (программа "Качество") В целях достижения устойчивой тенденции повышения качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг предприятий и организаций Чувашской Республики, во исполнение Указа Президента Чувашской Республики от 31 марта 2005 г. N 32 "О мерах по ускоренному внедрению в Чувашской Республике международных стандартов качества" Кабинет Министров Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Республиканскую комплексную программу ускоренного внедрения во все сферы экономики Чувашской Республики международных стандартов качества на 2005-2010 годы (программа "Качество") (далее - Программа). 2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики. 3. Органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой. 4. Министерству финансов Чувашской Республики и Министерству промышленности и энергетики Чувашской Республики осуществлять финансирование мероприятий Программы в пределах средств, предусматриваемых ежегодно в республиканском бюджете Чувашской Республики, с привлечением внебюджетных источников. 5. При очередном уточнении республиканского бюджета Чувашской Республики на 2005 год внести Программу на утверждение Государственного Совета Чувашской Республики одновременно с проектом закона Чувашской Республики "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2005 год". 6. Рекомендовать: органам местного самоуправления и организациям, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, принять участие в реализации и финансировании программных мероприятий; органам местного самоуправления предусмотреть при разработке муниципальных целевых программ в области управления качеством меры по созданию благоприятных условий для ускоренного внедрения международных стандартов качества в Чувашской Республике. 7. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 октября 2001 г. N 224 "О Республиканской целевой программе управления качеством в Чувашской Республике на 2001-2004 годы (программа "Качество")". 8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики. Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики С.Гапликов УТВЕРЖДЕНА постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 05.10.2005 N 246 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ускоренного внедрения во все сферы экономики Чувашской Республики международных стандартов качества на 2005-2010 годы (программа "Качество") ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Про- - Республиканская комплексная программа граммы ускоренного внедрения во все сферы экономики Чувашской Республики международных стандартов качества на 2005-2010 годы (программа "Качество") Основание для разра- - Послание Президента Чувашской Республики ботки Программы Н.В.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2005 года "Великие свершения требуют великих замыслов"; Указ Президента Чувашской Республики от 31 марта 2005 г. N 32 "О мерах по ускоренному внедрению в Чувашской Республике международных стандартов качества" Государственный за- - Министерство промышленности и энергетики казчик Чувашской Республики Основной разработчик - Министерство промышленности и энергетики Программы Чувашской Республики Цели Программы - реализация государственной политики Чувашской Республики в области качества, повышение конкурентоспособности Чувашской Республики с помощью внедрения международно признанных технологий и методов управления качеством Задачи Программы - создание правовых, экономических, организационных и социальных условий, способствующих повышению качества и конкурентоспособности товаров, работ и услуг, обеспечивающих динамичное развитие экономики Чувашской Республики; содействие повышению экспортного потенциала товаропроизводителей Чувашской Республики, повышение конкурентоспособности продукции предприятий Чувашской Республики на внутреннем и внешнем рынках за счет внедрения технологий качества; динамичное развитие конкурентоспособности Чувашской Республики в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО); повышение гарантий качества и имиджа предприятий и организаций Чувашской Республики через внедрение в них систем менеджмента качества и их независимое подтверждение российскими и зарубежными сертификационными органами; воспитание у руководителей и специалистов организаций Чувашской Республики осознания экономической целесообразности и выгодности качества через эффективные формы обучения, внедрения международных технологий и методов; обучение основам менеджмента качества организаций экономики, органов государственного управления и администраций районов и городов Чувашской Республики; подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области качества; внедрение систем менеджмента качества в работу органов государственного управления, администраций районов и городов Чувашской Республики, социальную сферу, здравоохранение, систему образования Чувашской Республики; улучшение состояния окружающей среды за счет внедрения организациями Чувашской Республики систем экологического менеджмента; внедрение рейтинговой оценки достижений в области качества территорий и организаций Чувашской Республики как механизма соревновательности; информационно-методическая поддержка предприятий в решении проблем качества и делового совершенствования; совершенствование организации, координация, а также внутренняя и внешняя мотивация работ по качеству на территории Чувашской Республики (проведение выставок, конкурсов, конференций, семинаров, круглых столов по вопросам качества); формирование обстановки общественной нетерпимости к низкому качеству продукции (работ, услуг) и ее производителям. Сроки реализации - 2005-2010 годы Программы Перечень приоритет- - ведущая роль руководства. Включает в себя ных мероприятий Про- правовой и организационный механизмы; граммы ориентация на потребителя. В условиях современного рынка все поставщики ориентируются на потребности потенциальных клиентов, стараясь максимально удовлетворить выдвигаемые ими требования; вовлечение персонала. Вовлечение населения, молодежи, учебных заведений республики, органов государственного управления всех уровней в активную плодотворную работу по повышению качества; подходы, ориентированные на процессы. Включают в себя процессные подходы в организации управления, организации деятельности и развертывании бизнес-цепочек; системный подход в управлении. Особое место в процессе внедрения системы менеджмента качества и подготовке ее к сертификации отводится выбору органа по сертификации, аккредитованного в данной области; принятие решений на основе фактов. Решения, принятые на основе фактов, значительно повышают эффективность управленческих решений, позволяют накапливать информацию, которая в дальнейшем превращается в знания; взаимовыгодные отношения с поставщиками. В качестве поставщиков ресурсов, технологий, консалтинговых услуг и др. рассматриваются организации, работающие или создаваемые на республиканском рынке в области качества и управления; постоянное совершенствование. Включает в себя совершенствование действующих систем менеджмента качества организаций Чувашской Республики на соответствие международным стандартам качества ISO Исполнители меро- - Министерство промышленности и энергетики приятий Программы Чувашской Республики, Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики, Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерство по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Государственный комитет Чувашской Республики по связи и информатизации, Государственная ветеринарная служба Чувашской Республики, администрации районов и городов Чувашской Республики (по согласованию), федеральное государственное учреждение "Чувашский центр стандартизации, метрологии и сертификации" (далее - ФГУ "Чувашский ЦСМ") (по согласованию), Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике (далее - ТУ Роспотребнадзора по Чувашской Республике) (по согласованию), Торгово-промышленная палата Чувашской Республики (по согласованию), открытое акционерное общество "Республиканский научно-технологический комплекс в области качества" (по согласованию), организации Чувашской Республики (по согласованию) Объемы и источники - общий объем финансирования - 277,99 млн. финансирования Про- рублей, граммы в том числе: средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 4,87 млн. рублей (1,75% от общего объема); внебюджетные источники - 273,12 млн. рублей (98,25%) Ожидаемые конечные - повышение конкурентоспособности Чувашской результаты реализации Республики, рейтинга ее инвестиционной Программы привлекательности; совершенствование качества технологических процессов, выпуск конкурентоспособной продукции, расширение рынков ее сбыта, в том числе путем развития сотрудничества со стратегическими партнерами Чувашской Республики; оказание содействия в подготовке хозяйствующих субъектов Чувашской Республики к работе в условиях членства России в ВТО; рост количества организаций, имеющих сертифицированные системы менеджмента качества на соответствие международным стандартам, более чем в 6 раз по сравнению с 2004 годом; ресертификация систем менеджмента качества в 38 организациях Чувашской Республики; внедрение систем менеджмента качества в 15 органах исполнительной власти и 26 администрациях районов и городов Чувашской Республики; создание республиканской инновационной инфраструктуры в области качества; развитие республиканской системы подготовки специалистов в сфере качества, направленной на соединение теоретической и практической подготовки; обучение в учебных центрах по новым технологиям управления качеством и производством более 1000 руководителей и специалистов предприятий и организаций; проведение тотального обучения основам менеджмента качества на всех уровнях - от системы дошкольного образования до повышения квалификации руководителей и специалистов организаций Чувашской Республики Система организации - исполнители программных мероприятий ежегодно контроля за исполне- до 2011 года к 5 февраля года, следующего за нием Программы отчетным, информируют Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики о ходе выполнения Программы. Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики информирует Кабинет Министров Чувашской Республики о ходе реализации Программы ежегодно до 2011 года к 1 марта года, следующего за отчетным. Введение Республиканская комплексная программа ускоренного внедрения во все сферы экономики Чувашской Республики международных стандартов качества на 2005-2010 годы (программа "Качество") (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2005 года "Великие свершения требуют великих замыслов", Указом Президента Чувашской Республики от 31 марта 2005 г. N 32 "О мерах по ускоренному внедрению в Чувашской Республике международных стандартов качества" с использованием основ Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001-2001 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь". Настоящая Программа является логическим продолжением Республиканской целевой программы управления качеством в Чувашской Республике на 2001-2004 годы (программа "Качество"), утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 октября 2001 г. N 224, вторым этапом реализации государственной политики Чувашской Республики в области качества. В Программе используются отдельные термины и определения Международной организации по стандартизации ISO (приложение N 1). I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами 1.1. Итоги реализации Республиканской целевой программы управления качеством в Чувашской Республике на 2001-2004 годы (программа "Качество") В 2004 году завершилась реализация мероприятий Республиканской целевой программы управления качеством в Чувашской Республике (программа "Качество") на 2001-2004 годы, позволившей создать организационную, инженерно-техническую, кадровую, мотивационную и информационную базы для успешной реализации мероприятий настоящей Программы. Основные показатели вышеуказанной Программы выполнены, среди них: освоение более 200 наименований 78 видов новой и модернизированной продукции; сертификация систем менеджмента качества на соответствие международным стандартам ISO серии 9000 в 38 организациях, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Чувашской Республики; доля продукции, изготавливаемой организациями, сертифицировавшими системы качества по ISO 9000, в общем объеме промышленного производства по республике достигла 42%; доля продукции, поставляемой на экспорт организациями, имеющими сертификаты соответствия ISO 9000, в общем объеме экспорта Чувашской Республики достигла 59%; сертификация систем экологического менеджмента на соответствие международным стандартам ИСО серии 14000 в 2 организациях Чувашской Республики; начата подготовка к сертификации систем менеджмента на соответствие специализированным международным стандартам, в том числе на соответствие требованиям стандарта ИСО/ТУ 16949, акционерными обществами "ЗЭиМЛайн", "Научно-производственный комплекс "Элара", "Автокомплект"; введение специальностей "Управление качеством", "Стандартизация и сертификация" (в электронике, машиностроении и приборостроении) на базе Чувашского государственного университета имени И.Н.Ульянова, "Управление качеством" - на базе Межнационального гуманитарно-технического университета Поволжья и Филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Чебоксары - Института туризма и сервиса; обучение вопросам менеджмента качества и экологического менеджмента, технологического регулирования на различных учебных курсах, конференциях и семинарах (как на республиканском уровне, так и на уровне отдельных предприятий) более 1400 специалистов предприятий и организаций Чувашской Республики (не включая студентов вузов), в том числе более 50 аудиторов, 40 государственных и муниципальных служащих; постоянное участие более 30 ведущих предприятий Чувашской Республики во всероссийских и республиканских конкурсах в области качества и достижение высоких результатов, в том числе завоевание премии и диплома лауреата конкурса Правительства Российской Федерации в области качества открытым акционерным обществом "Научно-производственный комплекс "Элара"; 27 званий лауреатов и 74 дипломов Всероссийской программы-конкурса "100 лучших товаров России"; 45 платиновых знаков качества, 143 золотых и 37 серебряных знаков выставки-конкурса "Всероссийская марка. Знак качества XXI века"; 12 званий лауреатов конкурса премий Президента Чувашской Республики в области качества и 56 званий лауреатов республиканского конкурса "Марка Чувашской Республики"; ежегодное проведение республиканских научно-практических конференций, посвященных Всемирному дню качества, участие в которых приняли специалисты из 10 регионов Российской Федерации. 3 стран СНГ и 3 стран дальнего зарубежья. 1.2. Необходимость разработки Программы Система бездефектного изготовления продукции, система бездефектного труда, комплексная система управления качеством продукции, система менеджмента качества по международным стандартам ИСО серии 9000 - это важнейшие этапы в решении проблемы качества, пройденные Российской Федерацией за последние 50 лет. Аналогичный путь прошли и другие страны мира, причем за последние 15 лет многие из них продвинулись значительно дальше, чем Россия. Всеобщий менеджмент качества (TQМ) как философия качества XXI века сегодня уже стал официально признанной национальной идеей в США, Японии, Англии, Германии, Швеции, Швейцарии, Корее, Сингапуре, Гонконге, Малайзии, Бразилии. Ежегодно к этому списку добавляются новые страны. Общепризнанно на мировом уровне, что XXI век будет веком качества, так как в условиях глобального рынка уровень качества товаров, услуг и менеджмента становится главным, определяющим фактором конкурентоспособности, а значит, и благополучия любых предприятий, организаций, регионов, стран. Международная сертификация субъектов рынка и их персонала является неотъемлемой составляющей современных инновационных процессов и повышения капитализации, текущей и перспективной конкурентоспособности организаций и экономик стран в целом. Число организаций, сертифицированных по международным стандартам ISO 9000, в мире ежегодно увеличивается в среднем на 10% и достигло около 650 тыс. в 160 ведущих странах мира. Ежегодный темп роста сертифицированных организаций по международным стандартам ISO 14000 составляет около 40% (приложение N 2). В США и Западной Европе в настоящее время сертифицировано 75-80% существующих компаний. В Чувашской Республике число сертифицированных по ISO 9000 организаций составляет лишь 0,2% от общего количества организаций экономики (приложение N 3), по международным стандартам ISO 14000 - только 2 предприятия: акционерные общества "Чебоксарский электроаппаратный завод" и "Элпри". Конкурентоспособные производства, соответствующие международному уровню качества, сосредоточены в основном в г. Чебоксары (64% от числа организаций, системы менеджмента качества которых сертифицированы на соответствие международным стандартам ISO 9000 или национальным стандартам ГОСТ Р ИСО 9001-2001). Высокая доля убыточных предприятий подтверждает неконкурентоспособность производства. Несмотря на позитивные сдвиги в целом по промышленности Чувашской Республики, каждое четвертое промышленное предприятие нерентабельно. Таблица 1 Показатели эффективности промышленного производства ----------------------------------T-------T-------T-------T-------T----------- ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ I полуго- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дие ----------------------------------+-------+-------+-------+-------+----------- Индекс промышленного производ- 104,5 103,7 107,7 109,7 103,3 ства, в % к предыдущему году Удельный вес убыточных органи- 32,5 44,9 40,8 35,4 37,3* заций в общем числе предприятий промышленности, в % ____________________ * Данные ОКВЭД по обрабатывающим производствам за 5 месяцев. Другим подтверждением неконкурентоспособности производства является ограниченный экспортный потенциал Чувашской Республики, который в основном сконцентрирован в 2-х городах - Чебоксары и Новочебоксарске (приложение N 4). Вместе с тем в связи с предстоящим в 2006 году вступлением России в ВТО для российских предприятий важнейшее значение приобретает рост уровня ответственности бизнеса перед потребителями продукции и услуг, связанный с введением глобальных технических регламентов. Рынок качественной сертификации в России находится в стадии формирования. Поголовная и резкая отмена государственного лицензирования (особенно в жизненно важных секторах - жилищном строительстве, производстве лекарственных средств, продуктов питания и других) ведет к резкому снижению качества производимых товаров и услуг. Цена подобной экспансии "свободного" рынка - десятки тысяч жизней и здоровье миллионов граждан России. Предстоящее вступление России в ВТО усложнит ситуацию на внутреннем рынке, приведет к увеличению поставок на российский рынок, в том числе и в Чувашскую Республику, продукции и услуг зарубежных фирм. Оптимальное соотношение "цена - качество" большей части продукции импортного производства существенно обострит конкуренцию на внутреннем рынке. Противостоять внешним и внутренним конкурентам предприятия смогут только при условии внедрения современных методов менеджмента качества. Сертифицированные системы менеджмента качества позволяют отечественному предпринимательству встраиваться в мировые процессы поставки финансовых и иных ресурсов, товаров и услуг. Цель международных стандартов - обеспечение заданного качества продукции (услуг) благодаря использованию современных методов расчета рисков, повышению организованности, ответственности персонала и руководства бизнес-структур. Применение международных стандартов повышает конкурентоспособность, снижает издержки и риски не только отдельных хозяйствующих субъектов, но и отраслей и регионов. Новые международные стандарты, в том числе ISO 9001, распространяются сегодня на все сферы деятельности: промышленность и инновации, финансовые и иные услуги, сферу управления, включая госаппарат. Этими стандартами устанавливаются новые требования к производителям товаров и услуг, инвестиционным процессам, содержанию и формам экспертных заключений и др. Ключевыми при этом являются технические регламенты, распределяющие ответственность в секторах экономики и государственного регулирования. Наряду с этим Федеральный закон "О техническом регулировании" уже обязывает всех производителей и потребителей продукции (услуг) для повышения ответственности за качество и безопасность применять в России технические регламенты, гармонизированные с международными стандартами. В странах с рыночной экономикой подобные регламенты успешно реализуются на основе стандарта ISO 9001, служащего основой прочих регламентов. На основе сертификации производится соответствующее страхование финансовых рисков гражданской и профессиональной ответственности бизнеса перед потребителями товаров и услуг с учетом вводимых в действие общероссийских технических регламентов. Современные системы всеобщего менеджмента качества - это, прежде всего, социальные, а не только технические системы. Они позволят каждой организации самостоятельно решать многие проблемы качества жизни членов своего трудового коллектива и окажут положительное воздействие на другие организации и общество в целом. Повсеместное же внедрение и совершенствование таких систем обеспечит достижение главной цели - устойчивого развития Чувашской Республики, формирования нового качества жизни, соответствующего социальной рыночной экономике. Экономический рост должен достигаться не просто за счет прироста валового регионального продукта, а за счет увеличения доли качественной продукции, товаров длительного пользования и развития сферы услуг. II. Цели, задачи и сроки реализации Программы Всеобщее стремление к качеству, настоящая приверженность качеству должны стать истинным смыслом деятельности всех и во всем в ближайшее и будущее время. Основные цели программы "Качество" - реализация государственной политики Чувашской Республики в области качества, повышение конкурентоспособности Чувашской Республики с помощью внедрения международно признанных технологий и методов управления качеством. Основными направлениями государственной политики Чувашской Республики в области качества на 2005-2010 годы являются: устойчивое развитие Чувашской Республики на пути к реальному благополучию, непрерывному поступательному повышению качества жизни; разработка, реализация и постоянное совершенствование политики в области качества на принципах всеобщего управления качеством; внедрение во все сферы жизнедеятельности Чувашской Республики новых технологий управления, международных и национальных стандартов по менеджменту качества, охране окружающей среды, социальной ответственности, здравоохранению, образованию и других; создание предпосылок для всеобщего постоянного стремления к качеству. Основными задачами программы "Качество" являются: создание правовых, экономических, организационных и социальных условий, способствующих повышению качества и конкурентоспособности товаров, работ и услуг, обеспечивающих динамичное развитие экономики Чувашской Республики; содействие повышению экспортного потенциала товаропроизводителей Чувашской Республики, повышение конкурентоспособности продукции предприятий Чувашской Республики на внутреннем и внешнем рынках за счет внедрения технологий качества; динамичное развитие конкурентоспособности Чувашской Республики в условиях вступления России в ВТО; повышение гарантий качества и имиджа предприятий и организаций Чувашской Республики через внедрение в них систем менеджмента качества и их независимое подтверждение российскими и зарубежными сертификационными органами; воспитание у руководителей и специалистов организаций Чувашской Республики осознания экономической целесообразности и выгодности качества через эффективные формы обучения, внедрения международных технологий и методов; обучение основам менеджмента качества организаций экономики, органов государственного управления и администраций районов и городов Чувашской Республики; подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области качества; внедрение систем менеджмента качества в работу органов государственного управления, администраций районов и городов Чувашской Республики, социальную сферу, здравоохранение, систему образования Чувашской Республики; улучшение состояния окружающей среды за счет внедрения организациями Чувашской Республики систем экологического менеджмента; внедрение рейтинговой оценки достижений в области качества территорий и организаций Чувашской Республики как механизма соревновательности; информационно-методическая поддержка предприятий в решении проблем качества и делового совершенствования; совершенствование организации, координация, а также внутренняя и внешняя мотивация работ по качеству на территории Чувашской Республики (проведение выставок, конкурсов, конференций, семинаров, круглых столов по вопросам качества); формирование обстановки общественной нетерпимости к низкому качеству продукции (работ, услуг) и ее производителям. III. Система программных мероприятий Исходя из государственной политики Чувашской Республики в области качества мероприятия Программы базируются на 8 принципах всеобщего управления на основе качества (total qualiti management) (приложение N 5): ведущая роль руководства (мотивация качества); ориентация на потребителя; вовлечение персонала; подходы, ориентированные на процессы; системный подход в управлении; принятие решений на основе фактов; взаимовыгодные отношения с поставщиками; постоянное усовершенствование. Эти принципы универсальные: они не зависят от рода, вида или характера деятельности, организационной структуры и других факторов. 3.1. Ведущая роль руководства (мотивация качества) Кабинет Министров Чувашской Республики осуществляет реализацию принятых обязательств в отношении разработки и внедрения Программы и непрерывного совершенствования ее эффективности путем: утверждения приоритетов государственной политики Чувашской Республики в области качества; установления законодательных требований; определения целей и задач политики в области качества; проведения постоянного анализа и усовершенствования механизмов политики в области качества; обеспечения требуемыми ресурсами. Раздел направлен на создание условий, стимулирующих хозяйствующих субъектов к техническому совершенствованию производств, внедрению современных технологических процессов, выпуску высококачественных изделий. Мероприятия раздела включают в себя правовой и организационный механизмы. Правовой механизм: 1. Разработка проекта постановления Кабинета Министров Чувашской Республики об обеспечении качества в строительном комплексе Чувашской Республики и его последующая реализация. 2. Субсидирование на конкурсной основе процентных ставок по заемным средствам, направляемым субъектами малого предпринимательства на реализацию инвестиционных проектов, предусматривающих внедрение и сертификацию систем менеджмента качества. Организационный механизм: 1. Формирование открытого акционерного общества "Республиканский научно-технологический комплекс в области качества" (далее - РНТК "Качество"). На первом этапе в 2005 году создается юридическое лицо, основным направлением деятельности которого станут разработка, внедрение и подготовка к сертификации организаций на соответствие международным стандартам качества. К 2007 году планируется сформировать научно-технологический комплекс, объединяющий процессы подготовки и переподготовки кадров, научно-методической разработки и внедрения технологий управления, сертификации, информационной, маркетинговой и консалтинговой поддержки малых предприятий в области качества. 2. Организация и проведение республиканских конкурсов в области качества, в том числе утвержденных Указом Президента Чувашской Республики от 9 ноября 1999 г. N 81 "Об учреждении премий Президента Чувашской Республики в области качества", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 апреля 2002 г. N 120 "О конкурсе "Марка качества Чувашской Республики". Учреждение номинации на лучшую систему управления качеством образовательного процесса среди учреждений профессионального образования в рамках конкурса "Марка качества Чувашской Республики". Для мотивации повышения качества товаров и услуг активизируется работа по развитию механизма соревновательности в деле обеспечения качества выпускаемых изделий и труда среди товаропроизводителей через систематическую рейтинговую оценку их деятельности, проведение республиканских конкурсов в области качества, широкое информирование населения о достижениях в этой работе. Действенным средством стимулирования работ по улучшению качества в мире стало проведение конкурсов в области качества, в настоящее время проводимых более чем в 30 странах мира. Специалисты считают, что участие предприятий в конкурсе по качеству - это на 10% борьба за победу и на 90% - объективная оценка своих возможностей. Постоянное участие организаций Чувашской Республики в выставках, конкурсах, посвященных вопросам качества, не только носит пропагандистский и рекламный характер, но и оказывает руководству и специалистам предприятий и организаций методическую помощь, нацеливает их на достижение высоких результатов в области качества, позволяет уяснить роли и задачи органов управления и общественных организаций в решении проблем в области качества. Благодаря этому акцентируется внимание специалистов на современных методах и инструментах управления качеством, например, на восприятии имиджа организации и ее продукции не только потребителями, но и персоналом, на анализе динамики изменения результатов, сопоставлении с данными других организаций (бенчмаркинг). Становится очевидным, что достижение успехов в конкурсах, выставках, тендерах в настоящее время невозможно без внедрения системы качества, ее сертификации, а использование критериев премий и конкурсов в области качества, самооценки своей деятельности является надежной основой эффективного функционирования организации, достижения ее делового совершенствования и успехов в бизнесе. 3. Создание и организация деятельности республиканского "Клуба менеджеров качества". 3.2. Ориентация на потребителя Понятие качества из старой трактовки "соответствие определенным стандартам" переросло в термин "удовлетворение требований потребителя". Именно поэтому в условиях современного рынка все поставщики ориентируются на потребности потенциальных клиентов, стараясь максимально удовлетворить предъявляемые ими требования. Ориентируясь на удовлетворение потребностей организаций и населения Чувашии в вопросах качества, Программа предусматривает: 1. Организацию и проведение итоговых республиканских конференций, посвященных Всемирному дню качества, которые позволяют вовлечь в движение за всеобщее качество как можно большее количество организаций, осветить наиболее актуальные проблемы и методы их решения. 2. Формирование системы анкетирования организаций и населения, позволяющей выявить степень удовлетворенности мероприятиями государственной политики Чувашской Республики в области качества. Результаты анкетирования будут публиковаться на сайте Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики (далее - Минпромэнерго Чувашии) и учитываться при совершенствовании работы в области качества. 3. Внедрение в организациях Чувашской Республики ИПИ(CALS)-технологий (технологий информационной поддержки жизненного цикла изделий) и КМК-технологий (компьютерных технологий менеджмента качества). 4. Совершенствование инфраструктуры бытового обслуживания населения в муниципальных образованиях Чувашской Республики (создание и развитие комплексных приемных пунктов по оказанию набора качественных социально важных услуг, центров сервисного и социально-культурного обслуживания населения). 3.3. Вовлечение персонала Воспитание культуры качества является ключевой задачей пропаганды всей системы воспитания начиная со школьной скамьи. В пропаганде этой идеи должны участвовать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации, средства массовой информации. Раздел сориентирован на вовлечение населения, молодежи, учебных заведений Чувашской Республики, органов государственного управления всех уровней в активную плодотворную работу по повышению качества. Для выполнения мероприятий раздела предусматривается использование потенциала РНТК "Качество", которое наделяется правами научно-методического органа по вопросам качества, и учебного центра по управлению качеством (далее - УЦУК). К учебному процессу будут привлечены высококвалифицированные отечественные и зарубежные специалисты. Задачами УЦУК будут являться обучение руководителей и специалистов хозяйствующих субъектов современным формам и методам управления качеством выпускаемой продукции, ведение их профессиональной переподготовки, помощь в изучении международных стандартов качества, эффективном использовании их в практической работе. Значительная роль в реализации Программы отводится учебным заведениям, осуществляющим целевую подготовку специалистов по качеству и научно-педагогических кадров. Предусматриваются соединение процесса обучения будущих менеджеров по качеству с их практической работой на базе РНТК "Качество", непосредственное вовлечение студентов в реализацию проектов по созданию систем менеджмента качества в хозяйствующих субъектах. Раздел предусматривает: 1. Организацию: постоянно действующего семинара по проблемам качества для руководителей различного уровня; учебно-практических семинаров по внедрению систем менеджмента качества в органах государственного и муниципального управления; отраслевых, межотраслевых и межрегиональных семинаров, конференций по менеджменту качества, обмену опытом внедрения и сертификации систем качества в соответствии с международными стандартами ISO 9000, условиям работы в рамках ВТО; республиканских отраслевых конкурсов "Лучший по профессии", в том числе конкурсов профмастерства "Лучший менеджер по качеству Чувашской Республики"; республиканского конкурса на лучшую студенческую работу по стандартизации, метрологии и сертификации. 2. Подготовку для организаций экономики Чувашской Республики сертифицированных аудиторов и менеджеров по качеству с привлечением аккредитованных внешних обучающих организаций. 3. Разработку и реализацию проекта подготовки команд менеджеров по качеству для работы в сельской местности на основе передовых технологий отбора, стажировок и обучения. 4. Проведение межвузовских семинаров по проблемам менеджмента качества образовательного процесса. 5. Организацию на базе РНТК "Качество": корпоративного института качества; практики студентов 3-5 курсов, обучающихся по специальности "Менеджмент качества"; центра студенческих инициатив в области управления качеством. 6. Формирование и реализацию республиканского проекта "Обучение школьников в области качества". Предполагается обучение школьников 9-10 классов средних общеобразовательных школ в рамках уроков "Экономика" и "Правоведение". В программу обучения предполагается включить разъяснение понятия качества и знакомство с его эволюцией для восприятия учащимися качества как национальной идеи в России и за рубежом, изучение основных положений федеральных законов "О защите прав потребителей" и "О техническом регулировании", обзор международных стандартов качества. 7. Продвижение на территории Чувашской Республики общероссийского проекта "Дети и стандарты ИСО 14000" (The Kids ISO 14000 Programme). ИСО расширяет содействие Экопрограмме для детей, цели которой - развитие экологических познаний у детей всего мира и их активное участие в мероприятиях по охране окружающей среды. Программа разработана и функционирует под руководством Японской некоммерческой неправительственной организации (ArTech) и пользуется поддержкой Университета ООН (UNU) и Дирекции экологической программы ООН. В основе проекта лежат организационные принципы стандартов ИСО серии 14000. В мероприятиях уже участвуют более 300 тыс. школьников из разных стран мира. 3.4. Процессный подход Процессный подход имеет несколько аспектов: процессный подход в организации управления, процессный подход в организации деятельности и процессный подход в развертывании бизнес-цепочек. Условно в разделе Программы процессы разбиты на несколько групп. Управленческие функции: 1. Формирование механизма государственно-общественного управления качеством общего среднего образования. 2. Формирование системы управления качеством в здравоохранении. 3. Разработка и внедрение систем менеджмента качества в органах исполнительной власти Чувашской Республики (приложение N 6). Административная реформа государственного управления, начатая в Российской Федерации в 2003 году, предполагает перенос акцентов со структурных изменений на реформирование содержания и внутренних механизмов деятельности органов исполнительной власти. Важнейшим результатом реформы должно стать использование всеми органами исполнительной власти в своей работе комплексной системы целеполагания и показателей результативности деятельности. Предусматриваются обязательное документирование административных процессов, разработка административных регламентов и должностных регламентов, открытых карт взаимодействия и других документов внутренней деятельности. Все перечисленное (цели, показатели, подходы, документы) органично совмещается с международными стандартами по менеджменту качества ISO 9000 и ведет к необходимости подготовки и сертификации государственных структур и госслужащих всех уровней на соответствие требованиям международных стандартов ISO 9000. Менеджмент ресурсов - процессы управления информацией, документацией, оборудованием, закупаемым сырьем и комплектующими элементами, персоналом, производственной средой и инфраструктурой, финансами - предусматривает: 1. Информационное сопровождение мероприятий, направленных на реализацию государственной политики Чувашской Республики в области качества, республиканскими, районными и городскими средствами массовой информации. 2. Формирование электронной библиотеки документов, методик и информационно-аналитических материалов в области качества на базе РНТК "Качество". Измерение, анализ и улучшение; техническое и технологическое обслуживание: 1. Обеспечение создания и функционирования технологических лабораторий качества на предприятиях всех форм собственности, производящих пищевые продукты, проведение производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрение систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий. 2. Организация и совершенствование деятельности метрологических служб организаций промышленности Чувашской Республики, измерительных и испытательных лабораторий организаций, экспертиза метрологического обеспечения измерительных систем, используемых организациями Чувашской Республики. Определение и анализ требований потребителей: проведение анкетирования населения и организаций Чувашской Республики по независимой потребительской оценке качества продукции товаропроизводителей республики. 3.5. Системный подход в управлении Наиболее целесообразным и эффективным механизмом реализации задач Программы для всех предприятий, организаций, органов государственного и муниципального управления Чувашской Республики принято считать повсеместное внедрение в них и последующее развитие современных комплексных систем, построенных на основе модели "всеобщего менеджмента качества", новейших международных и национальных стандартов по менеджменту качества, охране окружающей среды, социальной ответственности, здравоохранению, образованию и других. Особое место в процессе внедрения системы менеджмента качества и подготовке ее к сертификации отводится выбору органа по сертификации, аккредитованного в данной области. Системный подход в реализации Программы нацелен на реализацию следующих мероприятий: 1. Внедрение и сертификация в организациях всех сфер экономики Чувашской Республики систем менеджмента качества на соответствие международным стандартам ISO 9000 и 14000 (приложение N 7), в том числе интегрированных систем менеджмента качества. Предполагается государственная поддержка в создании и подготовке к сертификации систем менеджмента качества в организациях культуры, социальной сферы и сельского хозяйства. 2. Внедрение и сертификация крупными организациями Чувашской Республики систем социального менеджмента и менеджмента промышленной безопасности и здоровья на соответствие международным стандартам SA8000 и OHSAS 18001. 3. Оказание методической, организационной и консалтинговой помощи организациям Чувашской Республики, особенно субъектам малого предпринимательства, организациям социальной сферы и сельского хозяйства по вопросам системного менеджмента качества и сертификации. 4. Создание и обеспечение функционирования в организациях пищевой промышленности систем управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов НАССР, способствующих повышению безопасности пищевых продуктов и расширению экспортных возможностей организаций пищевой промышленности и сельхозтоваропроизводителей. 5. Формирование механизма привлечения грантов международных финансовых институтов и других организаций для финансирования мероприятий по внедрению систем менеджмента качества, подготовки специалистов, реализации целевых проектов в области качества. 6. Развитие инфраструктуры в области качества (приложение N 8). Программой предусматриваются создание и развитие на базе РНТК "Качество" следующих структур: бизнес-инкубатора фирм, специализирующихся в области управленческих технологий, в том числе технологий управления качества, разработки информационных и программных продуктов; электронной библиотеки правовых документов, методических и информационных материалов в области управления; центра студенческих инициатив; корпоративного института качества; научно-исследовательского и методического центра в области управленческих технологий и других. 3.6. Принятие решений на основе фактов В Программе идет речь не столько о применении каких-то статистических или других методов оценки, сколько о механизмах принятия решений, в том числе с использованием наиболее распространенных в мировой практике технологий, например, бенчмаркинга. Решения, принятые на основе фактов, значительно повышают эффективность управленческих решений, позволяют накапливать информацию, которая в дальнейшем превращается в знания. Раздел предусматривает: 1. Проведение систематических рейтинговых оценок качества деятельности организаций экономики Чувашской Республики. 2. Проведение систематических рейтинговых оценок качества деятельности администраций районов и городов Чувашской Республики (постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 июля 2002 г. N 201 "О совершенствовании методики подведения итогов экономического соревнования между районами, городами Чувашской Республики" (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 февраля 2005 г. N 24). 3. Мониторинг качества продуктов, реализуемых на рынках Чувашской Республики, путем: обязательного подтверждения соответствия потенциально опасной продукции требованиям нормативных документов на дорыночной стадии с маркированием знаком допуска на рынок; добровольной сертификации и декларирования изготовителем соответствия продукции заявленному качеству, что очень важно для продукции, дефекты которой могут обнаружиться только в процессе эксплуатации. 4. Применение методов бенчмаркинга при изучении опыта регионов Российской Федерации и зарубежных стран в сфере разработки и проведения политики в области качества. Применение результатов изучения опыта регионов Российской Федерации и зарубежных стран при совершенствовании государственной политики Чувашской Республики в области качества. 5. Создание республиканского центра бенчмаркинга на базе РНТК "Качество". 6. Создание информационных банков данных (с публикацией информации в СМИ, сети Интранет) о: качестве и безопасности лекарственных средств, ввозимых на территорию Чувашской Республики; правонарушителях, выявленных в сфере незаконного производства и оборота спирта и алкогольной продукции; недобросовестных производителях пищевой продукции; организациях Чувашской Республики, производящих и реализующих некачественные товары народного потребления. 7. Анализ ситуации и разработка механизмов адаптации организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Чувашской Республики, к возрастающей импортной конкуренции и работе в условиях вступления России в ВТО. 8. Анализ и повышение качества начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Чувашской Республики. Разработка и внедрение параметров качества и методики анализа качества начального и общего среднего образования. Составление и опубликование в СМИ Чувашской Республики рейтинга образовательных учреждений по параметрам качества. 9. Создание и развитие системы мониторинга качества и безопасности товаров (услуг). При формировании механизма защиты республиканского рынка от недоброкачественной и фальсифицированной продукции необходимо руководствоваться принципом неотвратимости ответственности изготовителя за выпуск некачественной продукции. С этой целью необходимо разработать систему государственного и общественного контроля и надзора, которая позволяла бы своевременно выявлять недоброкачественную и фальсифицированную продукцию и пресекать ее реализацию. Четкая реализация принципа неотвратимости ответственности изготовителя за качество продукции будет способствовать установлению устойчивых связей производителя с надежными поставщиками. 3.7. Взаимовыгодные отношения с поставщиками В качестве поставщиков ресурсов, технологий, консалтинговых услуг и др. рассматриваются организации, осуществляющие свою деятельность в области качества и управления. Предполагаются установление и развитие сотрудничества с российскими организациями в области качества: 1. Разработка и заключение соглашений о сотрудничестве и партнерстве между Кабинетом Министров Чувашской Республики и: Всероссийской организацией качества; Ассоциацией по сертификации "Русский регистр". 2. Создание бизнес-инкубатора технологий в области качества и управления на базе РНТК "Качество". 3. Создание в Чувашской Республике представительств (филиалов) международно признанных органов по сертификации. 3.8. Постоянное совершенствование Раздел предусматривает мероприятия, направленные на корректировку и улучшение системы качества: 1. Совершенствование действующих систем менеджмента качества организаций Чувашской Республики. 2. Развитие инфраструктуры Товарных рынков (тароупаковочной индустрии, республиканских маркетинговых центров, оптовых рынков, рекламы). 3. Развитие внутрифирменного обучения в организациях Чувашской Республики, корпоративных программ обучения - от руководителей высшего звена до рабочих. 4. Совершенствование действующих систем качества аптечных организаций в соответствии с международными стандартами серии ISO. 5. Продвижение на территории Чувашской Республики общероссийского проекта "Лучший опыт - для лучшей жизни". 6. Разработка системы совершенствования метрологического обеспечения и испытательной базы в Чувашской Республике. 7. Мониторинг настоящей Программы, внесение корректировок и предложений по ее совершенствованию. IV. Ресурсное обеспечение Программы Основными источниками реализации мероприятий Программы являются: средства республиканского бюджета Чувашской Республики - для финансирования приоритетных направлений государственной политики Чувашской Республики в области качества; внебюджетные источники, в том числе собственные средства организаций, привлекаемые внешние инвестиционные ресурсы. Объем финансирования Программы подлежит ежегодной корректировке исходя из возможностей бюджетов всех уровней. Таблица 2 Объемы и источники финансирования Программы по годам ее реализации -----------------------T--------T------------------------------------------------ Общие объемы затрат ¦ 2005- ¦ в том числе по годам реализации, млн. рублей по источникам финан- +--------+-------T-------T-------T-------T--------T------- сирования ¦ 2010 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ годы ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год -----------------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------+------- Всего 277,99 20,69 41,91 63,63 47,11 50,72 53,92 в том числе: республиканский бюд- 4,87 0,64 0,66 0,77 1,00 0,87 0,92 жет Чувашской Рес- публики доля в общем объе- 1,75 ме затрат на реали- зацию программы, в% внебюджетные источ- 273,12 20,05 41,25 62,86 46,11 49,85 53,00 ники доля в общем объе- 98,25 ме затрат на реали- зацию программы, в % V. Механизм реализации Программы Государственным заказчиком-координатором Программы является Минпромэнерго Чувашии. Реализация Программы предусматривает взаимодействие органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, промышленных предприятий, общественных организаций. Задачи государственного заказчика-координатора: совершенствование нормативных правовых актов в области качества; контроль за эффективным использованием средств республиканского бюджета Чувашской Республики для реализации Программы; повышение профессионально-квалификационного уровня управленческого персонала; оказание содействия в привлечении дополнительных инвестиционных ресурсов для финансирования основных мероприятий Программы; содействие в создании систем менеджмента качества, соответствующих международным стандартам, в организациях Чувашской Республики; координация деятельности исполнителей Программы, в том числе их взаимодействия; оказание методической помощи муниципальным образованиям в формировании муниципальных программ "Качество"; организация мониторинга программных мероприятий и подготовка предложений Кабинету Министров Чувашской Республики по совершенствованию Программы. VI. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - Минпромэнерго Чувашии, который обеспечивает согласованность действий по реализации программных мероприятий, целевому, эффективному использованию бюджетных средств, осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти Чувашской Республики, ответственными за выполнение программных мероприятий, а также общий контроль за реализацией Программы. Исполнители программных мероприятий ежегодно до 2011 года к 5 февраля года, следующего за отчетным, информируют Минпромэнерго Чувашии о ходе выполнения Программы. Минпромэнерго Чувашии информирует Кабинет Министров Чувашской Республики о ходе реализации Программы ежегодно до 2011 года к 1 марта года, следующего за отчетным. VII. Ожидаемые результаты реализации и индикаторы эффективности реализации Программы Хозяйственная самостоятельность организаций и частных предпринимателей не только не исключает возможности, но и предполагает необходимость централизованного и координированного решения целого ряда общих задач на региональном уровне, к которым относятся и важнейшая проблема повышения качества и конкурентоспособности продукции, адаптация хозяйствующих субъектов к работе в условиях ВТО. В связи с этим в основу мероприятий заложен системный комплексный подход, учитывающий вопросы экономики, экологии, духовно-нравственного развития населения Чувашской Республики, направленный на формирование и реализацию социально-экономической политики по улучшению качества и конкурентоспособности. Успешная реализация Программы позволит: повысить конкурентоспособность Чувашской Республики, рейтинг ее инвестиционной привлекательности; динамично развивать производство конкурентоспособной продукции, расширять рынки ее сбыта, в том числе путем развития сотрудничества со стратегическими партнерами Чувашской Республики; содействовать подготовке хозяйствующих субъектов Чувашской Республики к работе в условиях членства России в ВТО; разработать, внедрить и сертифицировать системы менеджмента качества на базе международных стандартов ISO 9000 и 14000, SA8000 и др. более чем в 230 организациях экономики Чувашской Республики; достичь роста количества сертифицированных по международным стандартам организаций более чем в 6 раз к уровню 2004 года; ресертифицировать системы менеджмента качества в 38 организациях Чувашской Республики; внедрить системы менеджмента качества в 15 органах исполнительной власти и 26 администрациях районов и городов Чувашской Республики; создать республиканскую инновационную инфраструктуру в области качества; развивать республиканскую систему подготовки специалистов в сфере качества, направленную на соединение теоретической и практической подготовки; обучить в учебных центрах по новым технологиям управления качеством и производством более 1000 руководителей и специалистов предприятий и организаций; провести обучение основам менеджмента качества на всех уровнях - от системы дошкольного образования до повышения квалификации руководителей и специалистов организаций экономики Чувашской Республики; реализовать проект подготовки команд менеджеров по качеству для работы в сельской местности на основе передовых технологий отбора, стажировок и обучения; создать республиканскую информационную базу с внедрением программы мониторинга показателей качества и работ в области качества. Чистый дополнительный доход республиканского бюджета Чувашской Республики за все годы реализации Программы составит 220,8 млн. рублей*, на каждый рубль вложенных бюджетом средств будет получен 81 рубль дохода. __________________ * Рассчитано путем дисконтирования при ставке ЦБ РФ 13%. Таблица 3 Индикаторы эффективности реализации Программы ---------------------------T-------T------T------T--------T--------T-------T--------T------- Индикаторы ¦ Еди- ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ ница ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ изме- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---------------------------+-------+------+------+--------+--------+-------+--------+------- Темп роста отгруженной % 100 115 в 1,3- в 1,5- в в 2,2- в продукции (к 2004 году в 1,4 1,7 1,8-2 2,5 2,5-3 действующих ценах) раза раза раза раза раза Удельный вес убыточных % 35,4 не не не не не не организаций в общем чис- бо- бо- бо- бо- бо- бо- ле предприятий промыш- лее лее лее лее лее лее ленности 35,0 35,0 34,0 32,0 30,0 28,0 Темп роста экспорта (к % 100 103 107 118 130 142 155 2004 году) Межрегиональный торго- % 100 104 108 115 123 130 140 вый оборот (к 2004 году без учета роста цен) Доля сертифицированных % 3,5 4,48 5,5 8,5 15,0 23,0 27,3 по ISO 9000 организаций в общем количестве круп- ных и средних организа- ций экономики Приложение N 1 к Республиканской комплексной программе ускоренного внедрения во все сферы экономики Чувашской Республики международных стандартов качества на 2005-2010 годы ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, используемые в программе "Качество" К серии международных стандартов качества программой "Качество" отнесены стандарты: ISO 9000 (International Organization for Standardization) - системы менеджмента качества (далее - СМК). Являются универсальной основой для построения СМК в любой организации, независимо от области деятельности, на основе процессного подхода, когда моделируется и внедряется наиболее оптимальная цепь "преобразований-процессов", гарантирующая, что потребности потребителей воспринимаются производителем и воплощаются в продукте без искажений; ISO 14000 - системы экологического менеджмента; SA 8000 (Social Accountabiliti) - системы социального и этического менеджмента; OHSAS 18001 (Occupational Health and Safety Assessment Series) - системы менеджмента промышленной безопасности и здоровья; ISO/TS 16949 - системы менеджмента качества для поставщиков, производителей автомобилей; ISO 13485 и ISO 13488 (Medical devices - Qualitiу management systems - system requairements for regulatory purposes) - требования к СМК организаций, производящих медицинские изделия; ВS 7799 - управление информационной безопасностью; TL 9000 (Qualiti Excelence for Supplis of Telecommunications) - СМК для телекоммуникационной отрасли; НАССР - анализ рисков и критические контрольные точки. Это предупредительный метод, используемый в пищевой промышленности как гарантия безопасности производимых продуктов питания; CALS (Continuous Acquisition and Life cycle Support) - совокупность принципов и технологий информационной поддержки жизненного цикла продукции на всех его стадиях, основанная на использовании единого информационного пространства, обеспечивающая взаимодействие всех участников этого цикла: заказчиков продукции, поставщиков (производителей) эксплуатационных и ремонтных предприятий, транспортных и складских предприятий. Приложение N 2 к Республиканской комплексной программе ускоренного внедрения во все сферы экономики Чувашской Республики международных стандартов качества на 2005-2010 годы В Н Е Д Р Е Н И Е систем менеджмента качества на соответствие международным стандартам ISO 9000 и 14000 за 2003 год по странам мира* ----------------------T---------------------------T------------------------------ Наименование ¦ ISO 9000 ¦ ISO 14000 стран мира +-------------T-------------+----------------T------------- ¦ количество ¦ темп роста, ¦ количество ¦ темп роста, ¦ организаций ¦ % ¦ организаций ¦ % ----------------------+-------------+-------------+----------------+------------- Европа 267732 93 31721 137 в том числе: Беларусь 120 104 4 400 Великобритания 69151 113 5460 187 Германия 24889 70 4144 112 Греция 2000 63 126 142 Италия 64120 105 3066 142 Латвия 75 81 20 100 Литва 324 116 72 218 Россия 2118 124 48 209 Украина 387 43 7 175 Финляндия 2058 110 1128 150 Франция 18007 91 2344 160 Чехия 8968 106 519 163 Америка 69927 104 6907 126 в том числе: Бразилия 7012 89 1008 112 Канада 12759 103 1274 120 США 41571 107 3533 135 Африка 4624 102 626 150 в том числе: Египет 754 117 195 193 Южная Африка 2796 107 378 143 Азия 211602 123 25394 135 в том числе: Индия 10198 126 879 145 Казахстан 225 271 4 400 Китай 96715 128 5064 181 Корея 12846 88 1495 140 Турция 3975 101 240 178 Япония 55916 165 13416 126 Австралия и Океания 32798 112 1407 90 Всего 536683 104 66055 134 ___________________ * Использована статистическая база сайта Международной организации по стандартизации (International Organization for Standartization). Рис. 1 В Н Е Д Р Е Н И Е систем менеджмента качества в мировой экономике по отраслям за 2003 год Оптовая и розничная торговля - 10,9% Электроника, информационные технологии и телекоммуникации - 15,4% Электрооборудование - 24,4% Здоровье, безопасность и окружающая среда - 4,4% Научно-техническая сфера - 9,2% Специальные технологии - 0,8% Строительство - 2,1% Металлургия - 26,5% Сельское хозяйство и пищевая промышленность - 6,3% Рис. 2 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ сертифицированных по ISO 9000 организаций по отраслям в России машиностроение - 22% электросвязь - 2% военная промышленность - 3% авиационная промышленность - 3% электроника - 3% кабельная промышленность - 4% пищевая промышленность - 6% химия - 8% металлургия - 11% электротехника и приборостроение - 13% услуги - 13% другие отрасли - 12% Приложение N 3 к Республиканской комплексной программе ускоренного внедрения во все сферы экономики Чувашской Республики международных стандартов качества на 2005-2010 годы РАСПРЕДЕЛЕНИЕ организаций, сертифицированных на соответствие международным стандартам ISO 9000, по районам и городам Чувашской Республики (по состоянию на 1 июля 2005 года) -----------------------T---------T----------------------T----------------------- Наименование ¦ Всего ¦ В том числе ¦ Доля сертифициро- районов и городов ¦ органи- ¦ ¦ ванных организаций ¦ заций ¦ ¦ в общем количестве ¦ эконо- +-------T--------------+------------T---------- ¦ мики ¦ круп- ¦ имеющих ¦ организа- ¦ крупных ¦ ¦ ныхи ¦ сертификаты ¦ ций эко- ¦ и сред- ¦ ¦ сред- ¦ соответствия ¦ номики, ¦ них ор- ¦ ¦ них ¦ международ- ¦ в % ¦ ганиза- ¦ ¦ ¦ ным стандар- ¦ ¦ ций, в % ¦ ¦ ¦ там ISO 9000 ¦ ¦ -----------------------+---------+-------+--------------+------------+---------- Чувашская Республика 20991 825 38 0,18 4,48 г. Чебоксары 11729 378 25 0,20 6,34 г. Алатырь 423 32 4 0,94 12,5 г. Канаш 611 38 2 0,33 5,26 г. Новочебоксарск 1369 68 3 0,22 4,41 г. Шумерля 420 35 2 0,47 5,71 Алатырский 200 9 - - - Аликовский 189 8 - - - Батыревский 395 14 - - Вурнарский 369 17 - - - Ибресинский 322 11 - - - Канашский 358 9 - - - Козловский 359 19 1 0,28 5,26 Комсомольский 215 10 - - - Красноармейский 240 8 - - - Красночетайский 169 7 - - Мариинско-Посадский 334 13 - - - Моргаушский 307 15 - - - Порецкий 211 11 - - - Урмарский 317 10 - - - Цивильский 385 22 - - - Чебоксарский 971 41 1 0,10 2,44 Шемуршинский 161 6 - - - Шумерлинский 118 5 - - - Ядринский 429 20 - - - Яльчикский 211 10 - - - Янтиковский 179 9 - - - Приложение N 4 к Республиканской комплексной программе ускоренного внедрения во все сферы экономики Чувашской Республики международных стандартов качества на 2005-2010 годы РАСПРЕДЕЛЕНИЕ экспортного потенциала Чувашской Республики по районам и городам -----------------------T---------------------T------------------------------T------------------------------T------------------------------T--------------------------------------------------------- Наименование ¦ 2000 год ¦ 2001 год ¦ 2002 год ¦ 2003 год ¦ 2004 год районов и городов +---------T-----------+---------T-----------T--------+---------T-----------T--------+---------T-----------T--------+---------T------------T-----------T--------T------------- ¦ кол-во ¦ объем ¦ кол-во ¦ объем ¦ темп ¦ кол-во ¦ объем ¦ темп ¦ кол-во ¦ объем ¦ темп ¦ кол-во ¦ доля ¦ объем ¦ темп ¦ доля ¦ экспор- ¦ экспорта, ¦ экспор- ¦ экспорта, ¦ роста, ¦ экспор- ¦ экспорта, ¦ роста, ¦ экспор- ¦ экспорта, ¦ роста, ¦ экспор- ¦ территории ¦ экспорта, ¦ роста, ¦ в объеме ¦ теров ¦ тыс. дол- ¦ теров ¦ тыс. дол- ¦ % ¦ теров ¦ тыс. дол- ¦ % ¦ теров ¦ тыс. дол- ¦ % ¦ теров ¦ в экспорт- ¦ тыс. дол- ¦ % ¦ экспорта ¦ ¦ ларов ¦ ¦ ларов ¦ ¦ ¦ ларов ¦ ¦ ¦ ларов ¦ ¦ ¦ ном потен- ¦ ларов ¦ ¦ республики, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ циале рес- ¦ ¦ ¦ % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ публики, % ¦ ¦ ¦ -----------------------+---------+-----------+---------+-----------+--------+---------+-----------+--------+---------+-----------+--------+---------+------------+-----------+--------+------------- Чувашская Республика 117 44866 116 64646 144,1 115 84285 130,4 117 105773 125,5 137 100,0 107524,0 101,7 100,0 г. Чебоксары 96 25185,3 98 44852,9 178,1 98 64874,4 144,6 95 84124,6 129,7 117 85,4 70909,5 84,3 65,9 г. Алатырь 3 8,9 2 8,8 98,9 2 26,5 301,6 2 30,1 113,6 2 1,5 111,1 369,1 0,1 г. Канаш 4 188,3 2 48,0 25,5 2 136,2 283,8 4 368,2 270,3 3 2,2 1112,3 302,1 1,0 г. Новочебоксарск 5 18799,0 5 19012,0 101,1 5 17107 90,0 7 18725,2 109,5 8 5,8 29835,3 159,3 27,7 г. Шумерля 2 352,9 2 203,6 57,7 2 1602,6 787,1 3 237,1 14,8 3 2,2 113,6 47,9 0,1 Алатырский 2 109,4 2 161,9 148,0 2 144,8 89,4 1 192,7 133,1 1 0,7 199,0 103,3 0,2 Аликовский - - - - - - - - 1 10,7 - - - - - - Батыревский - - - - - - - - - - - - - - - - Вурнарский 2 105,3 2 77,1 73,2 1 210,0 272,4 1 1949,3 928,2 1 0,7 5178,5 265,7 4,8 Ибресинский 1 68,2 1 59,2 86,8 1 31,4 53,0 1 27,2 86,6 1 0,7 35,2 129,4 0,0 Канашский - - - - - - - - 1 55,5 - - - - 0,0 - Козловский 1 41,4 1 15,0 36,2 - - - - - - 1 0,7 29,5 - - Комсомольский - - - - - - - - - - - - - - - - Красноармейский - - - - - - - - - - - - - - - - Красночетайский - - - - - - - - - - - - - - - - Мариинско-Посадский - - - - - 1 27,1 - - - - - - - - - Моргаушский - - - - - - - - - - - - - - - - Порецкий - - - - - - - - - - - - - - - - Урмарский - - - - - - - - - - - - - - - - Цивильский 1 7 - - - - - - - - - - - - - - Чебоксарский - - 1 208,1 - 1 124,8 60,0 1 52,2 41,8 - - - - - Шемуршинский - - - - - - - - - - - - - - - - Шумерлинский - - - - - - - - - - - - - - - - Ядринский - - - - - - - - - - - - - - - - Яльчикский - - - - - - - - - - - - - - - - Янтиковский - - - - - - - - - - - - - - - - Приложение N 5 к Республиканской комплексной программе ускоренного внедрения во все сферы экономики Чувашской Республики международных стандартов качества на 2005-2010 годы СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ Республиканской комплексной программы ускоренного внедрения во все сферы экономики Чувашской Республика международных стандартов качества на 2005-2010 годы (программа "Качество") ---------T---------------------------------T------------------------T---------------T-----------------T----------T---------------------------------------------------------- N ¦ Наименование ¦ Исполнители ¦ Сроки ¦ Источники ¦ Всего ¦ Объем финансирования, тыс. рублей пп ¦ мероприятий ¦ ¦ исполнения ¦ финансирова- ¦ +---------T---------T---------T---------T---------T-------- ¦ ¦ ¦ ¦ ния ¦ ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ---------+---------------------------------+------------------------+---------------+-----------------+----------+---------+---------+---------+---------+---------+-------- Раздел I. Ведущая роль руководства (мотивация качества) Правовой механизм 1.1. Разработка и реализация по- Минстрой Чувашии 2005 г. в пределах - - - - - - - становления Кабинета Мини- средств, преду- стров Чувашской Республики смотренных на об обеспечении качества в текущую дея- строительном комплексе Чу- тельность вашской Республики 1.2. Разработка порядка организа- ТУ Роспотребнад- 2005-2006 гг. в пределах - - - - - - - ции социально-гигиенического зора по Чувашской средств, преду- мониторинга среды обитания Республике*, смотренных на человека, качества, безопасно- Минэкономразвития текущую дея- сти пищевых продуктов и здо- Чувашии тельность ровья населения на территории Чувашской Республики на 2006-2010 годы 1.3. Субсидирование на конкурс- Минэкономразвития 2006-2010 гг. в пределах - - - - - - - ной основе процентных ставок Чувашии ежегодно средств, преду- по заемным средствам, на- смотренных на правляемым субъектами мало- государствен- го предпринимательства на ную поддержку реализацию инвестиционных малого бизнеса проектов, предусматривающих внедрение и сертификацию систем менеджмента качества Организационный механизм 1.4. Формирование ОАО "Респуб- Минпромэнерго Чу- 2005-2007 гг. внебюджетные 1000,0 1000,0 - - - - - ликанский научно-техноло- вашии, средства гический комплекс в области администрация управления качеством" (да- г. Чебоксары* лее - РНТК "Качество") 1.5. Организация и проведение Минпромэнерго Чу- 2005-2010 гг. республикан- 562,6 100,6 82,0 100,0 80,0 100,0 100,0 конкурса на соискание премий вашии, ежегодно ский бюджет Президента Чувашской Рес- ФГУ "Чувашский Чувашской публики в области качества ЦСМ"*, Республики организации* внебюджетные 1140,0 100,0 150,0 200,0 210,0 230,0 250,0 средства 1.6. Организация и проведение Минпромэнерго Чу- 2005-2010 гг. республикан- 525,0 85,0 85,0 85,0 90,0 90,0 90,0 конкурса "Марка качества Чу- вашии, ежегодно ский бюджет вашской Республики" ФГУ "Чувашский Чувашской ЦСМ", Республики организации внебюджетные 980,0 80,0 100,0 150,0 150,0 250,0 250,0 средства 1.7. Организация участия органи- ФГУ "Чувашский 2005-2010 гг. внебюджетные 3940,0 480,0 630,0 690,0 700,0 720,0 720,0 заций Чувашской Республики ЦСМ", ежегодно средства во Всероссийской программе- Минпромэнерго Чу- конкурсе "100 лучших товаров вашии, России" организации 1.8. Выпуск информационно- Минпромэнерго Чу- 2005-2010 гг. республикан- 807,4 277,4 90,0 90,0 100,0 100,0 150,0 рекламных каталогов об орга- вашии ежегодно ский бюджет низациях Чувашской Респуб- Чувашской лики - победителях республи- Республики канских конкурсов в области качества, о реализации государ- ственной политики Чувашской Республики в области качества 1.9. Организация и проведение Минпромэнерго Чу- 2005 г. внебюджетные 1043,2 1043,2 - - - - - I Всероссийской конференции вашии средства "Бенчмаркинг как основа соз- дания конкурентоспособного предприятия". Распространение российского и международного опыта по бенчмаркингу среди организа- ций Чувашской Республики 1.10. Создание и организация дея- Минпромэнерго Чу- 2006 г. внебюджетные 920,0 - 160,0 160,0 200,0 200,0 200,0 тельности республиканского вашии, средства "Клуба менеджеров качества" Торгово-промыш- ленная палата Чу- вашской Республи- ки*, РНТК "Качество", ФГУ "Чувашский ЦСМ" 1.11. Учреждение номинации на Минпромэнерго Чу- ежегодно в пределах - - - - - - - лучшую систему управления вашии, начиная с средств, преду- качеством образовательного Минобразования 2006 г. смотренных на процесса среди учреждений Чувашии, текущую дея- профессионального образова- ФГУ "Чувашский тельность ния в рамках конкурса "Марка ЦСМ" качества Чувашской Респуб- лики" Раздел II. Ориентация на потребителя 2.1. Проведение анкетирования ор- отраслевые мини- ежегодно в пределах - - - - - - - ганизаций Чувашской Респуб- стерства средств, преду- лики и общественности, по- смотренных на зволяющего выявить степень текущую дея- удовлетворенности и предло- тельность жения по совершенствованию государственной политики Чу- вашской Республики в области качества 2.2. Организация и проведение Минпромэнерго Чу- 2005-2010 гг. республикан- 557,5 98,5 84,0 85,0 90,0 100,0 100,0 итоговых республиканских вашии, ежегодно ский бюджет конференций в области каче- Торгово-промышлен- Чувашской ства, посвященных Всемирно- ная палата Чуваш- Республики му дню качества и Европей- ской Республики, ской неделе качества ФГУ "Чувашский ЦСМ" 2.3. Стимулирование внедрения в отраслевые мини- 2005-2010 гг. в пределах - - - - - - - организациях Чувашской Рес- стерства и ведомст- ежегодно средств, преду- публики ИПИ (CALS)-техноло- ва, смотренных на гий (технологий информаци- организации текущую дея- онной поддержки жизненного тельность цикла изделий) и КМК-техно- логий (компьютерных техно- логий менеджмента качества) 2.4. Совершенствование инфра- Минэкономразвития 2006-2010 гг. в пределах - - - - - - - структуры бытового обслужи- Чувашии, ежегодно средств, преду- вания населения в муници- администрации рай- смотренных на пальных образованиях Чуваш- онов и городов Чу- текущую дея- ской Республики вашской Республи- тельность ки* Раздел III. Вовлечение персонала 3.1. Организация консультацион- Минпромэнерго Чу- 2006-2010 гг. республикан- 54,5 - 54,5 - - - - ного семинара по проблемам вашии, постоянно ский бюджет качества для руководителей РНТК "Качество" Чувашской различного уровня Республики внебюджетные 870,0 - 100,00 160,0 180,0 200,0 230,0 средства 3.2. Организация учебно-практи- Минпромэнерго Чу- 2005-2010 гг. республикан- 358,0 58,0 60,0 60,0 60,0 60,0 60,0 ческих семинаров по внедре- вашии, ежегодно ский бюджет нию систем менеджмента ка- РНТК "Качество" Чувашской чества в органах государст- Республики венного и муниципального управления 3.3. Организация учебно-практи- Минпромэнерго Чу- 2006-2010 г. внебюджетные 1410,0 - 160,0 200,0 250,0 350,0 450,0 ческих отраслевых, межотрас- вашии, средства левых и межрегиональных се- РНТК "Качество", минаров, конференций по ме- отраслевые мини- неджменту качества, обмену стерства опытом внедрения и сертифи- кации систем качества в соот- ветствии с международными стандартами ISO 9000 и 14000, к работе в условиях вступле- ния России в ВТО 3.4. Организация конкурса профес- Минпромэнерго Чу- 2007-2010 гг. внебюджетные 1150,0 - - 250,0 300,0 300,0 300,0 сионального мастерства "Луч- вашии, ежегодно средства ший менеджер по качеству Чу- РНТК "Качество", вашской Республики" ФГУ "Чувашский ЦСМ", Совет по присужде- нию премий Прези- дента Чувашской Республики в об- ласти качества 3.5. Организация республиканских отраслевые мини- 2005-2010 гг. в пределах - - - - - - - отраслевых конкурсов "Луч- стерства ежегодно средств, преду- ший по профессии" смотренных на текущую дея- тельность 3.6. Организация республиканско- Минобразования 2006-2010 гг. республикан- 100,0 - 20,0 20,0 20,0 20,0 20,0 го конкурса на лучшую сту- Чувашии, ежегодно ский бюджет денческую работу по стандар- Минпромэнерго Чу- Чувашской тизации, метрологии и серти- вашии, Республики фикации ФГУ "Чувашский ЦСМ" 3.7. Подготовка для организаций РНТК "Качество", 2006-2010 гг. внебюджетные 1050,0 - 150,0 200,0 200,0 250,0 250,0 Чувашской Республики серти- организации ежегодно средства фицированных аудиторов и менеджеров по качеству с при- влечением аккредитованных внешних обучающих органи- заций 3.8. Подготовка команд менедже- Минпромэнерго Чу- 2007-2008 гг. республикан- 100,0 - - 50,0 50,0 - - ров по качеству для работы в вашии, ский бюджет агропромышленном комплексе Минсельхоз Чува- Чувашской на основе передовых техноло- шии, Республики гий отбора, стажировок и обу- РНТК "Качество" внебюджетные 850,0 - - 150,0 150,0 250,0 300,0 чения средства 3.9. Проведение семинаров по про- Минобразования ежегодно в пределах - - - - - - - блемам менеджмента качества Чувашии средств, преду- образовательного процесса смотренных на текущую дея- тельность 3.10. Создание на базе РНТК "Каче- Минпромэнерго Чу- 2007-2008 гг. внебюджетные 550,0 - - 300,0 250,0 - _ ство" корпоративного инсти- вашии, средства тута качества РНТК "Качество" 3.11. Организация практики студен- Минпромэнерго Чу- 2007-2008 гг. в пределах - - - - - - - тов 3-5 курсов, обучающихся вашии, средств, преду- по специальности "Менедж- РНТК "Качество" смотренных на мент качества", на базе РНТК текущую дея- "Качество" тельность 3.12. Создание на базе РНТК "Каче- Минпромэнерго Чу- 2007-2008 гг. республикан- 50,0 - - 50,0 - - - ство" центра студенческих вашии, ский бюджет инициатив в области управле- РНТК "Качество" Чувашской ния качеством Республики внебюджетные 350,0 - - 50,0 100,0 100,0 100,0 средства 3.13. Формирование и реализация Минобразования 2006-2010 гг. в пределах - - - - - - - республиканского проекта Чувашии, ежегодно средств, преду- "Обучение школьников в об- Минпромэнерго Чу- смотренных на ласти качества" вашии текущую дея- тельность 3.14. Продвижение на территории Минпромэнерго Чу- 2006-2010 гг. республикан- 15,0 - 15,0 - - - - Чувашской Республики обще- вашии ежегодно ский бюджет российского проекта "Дети и Чувашской стандарты ИСО 14000" (Nhe Республики Kids ISO 14000 Programme) внебюджетные 950,0 - 150,0 150,0 200,0 200,0 250,0 средства 3.15. Организация и проведение Минобразования 2006-2010 гг. в пределах - - - - - - - системы учебных занятий в Чувашии средств, преду- учреждениях профессиональ- смотренных на ного образования по формиро- текущую дея- ванию у обучающихся и сту- тельность дентов навыков оценки каче- ства выполненной работы 3.16. Проведение конкурса среди Минпромэнерго Чу- 2005 г. республикан- 20,0 20,0 - - - - - журналистов Чувашской Рес- вашии, ский бюджет публики на лучшую работу по Совет по присужде- Чувашской освещению проблем и пропа- нию премий Прези- Республики ганде работ в области качест- дента Чувашской ва Республики в об- ласти качества Раздел IV. Процессный подход 4.1. Формирование механизма го- Минобразования 2005-2006 гг. в пределах - - - - - - - сударственно-общественного Чувашии средств, преду- управления качеством средне- смотренных на го (полного) общего образова- текущую дея- ния тельность 4.2. Разработка мероприятий по Минздравсоцразви- 2006-2007 гг. в пределах - - - - - - - формированию системы управ- тия Чувашии, средств, преду- ления качеством в здравоохра- администрации рай- смотренных на нении онов и городов текущую дея- тельность 4.3. Разработка и внедрение систем отраслевые мини- 2005-2008 гг. республикан- 300,0 - 100,0 100,0 100,0 - - менеджмента качества в орга- стерства ский бюджет нах исполнительной власти Чувашской Чувашской Республики Республики внебюджетные 2200,0 - 700,0 750,0 750,0 - - средства 4.4. Разработка и внедрение систем администрации рай- 2005-2008 гг. внебюджетные 3200,0 - 700,0 850,0 850,0 800,0 - менеджмента качества в орга- онов и городов Чу- средства нах местного самоуправления вашской Республи- ки 4.5. Информационное сопровожде- отраслевые мини- 2005-2010 гг. в пределах - - - - - - - ние мероприятий, направлен- стерства и ведомст- постоянно средств, преду- ных на реализацию государст- ва, смотренных на венной политики Чувашской Минкультуры Чу- текущую дея- Республики в области качест- вашии тельность ва, республиканскими, район- ными и городскими средства- ми массовой информации в со- ответствии с утвержденным отраслевым министерством (ведомством) и согласованным с СМИ медиа-планом 4.6. Формирование электронной РНТК "Качество", 2007-2008 гг. республикан- 50,0 - - 50,0 - - - библиотеки документов, мето- Минпромэнерго Чу- ский бюджет дик и информационно-анали- вашии, Чувашской тических материалов в области Торгово-промыш- Республики качества на базе РНТК "Каче- ленная палата Чу- внебюджетные 120,0 - - 50,0 70,0 - - ство" вашской Республи- средства ки 4.7. Обеспечение создания и функ- ФГУ "Чувашский 2005-2010 гг. в пределах - - - - - - - ционирования технологиче- ЦСМ", постоянно средств, преду- ских лабораторий качества в организации смотренных на организациях любых форм текущую дея- собственности, производящих тельность пищевые продукты, для прове- дения производственного кон- троля за качеством и безопас- ностью пищевых продуктов, материалов и изделий, усло- виями их изготовления, хране- ния, перевозок и реализации, внедрение систем управления качеством пищевых продук- тов, материалов и изделий 4.8. Организация и совершенство- ФГУ "Чувашский 2005-2010 гг. в пределах - - - - - - - вание деятельности метроло- ЦСМ", ежегодно средств, преду- гических служб организаций организации смотренных на промышленности Чувашской текущую дея- Республики, измерительных и тельность испытательных лабораторий организаций, экспертиза мет- рологического обеспечения измерительных систем, ис- пользуемых организациями Чувашской Республики 4.9. Разработка методических до- Минэкономразвития 2007-2008 гг. в пределах - - - - - - - кументов по системе качества Чувашии, средств, преду- товаров и торгового обслужи- РНТК "Качество" смотренных на вания в соответствии с требо- текущую дея- ваниями ИСО 9000 и 14000 тельность 4.10. Разработка процедуры обще- Минобразования 2005-2006 гг. в пределах - - - - - - - ственной аккредитации обще- Чувашии средств, преду- образовательных школ смотренных на текущую дея- тельность 4.11. Проведение анкетирования на- ТУ Роспотребнад- 2006-2010 гг. в пределах - - - - - - - селения и организаций по не- зора по Чувашской ежегодно средств, преду- зависимой потребительской Республике, смотренных на оценке качества продукции то- Минпромэнерго Чу- текущую дея- варопроизводителей Чуваш- вашии тельность ской Республики Раздел V. Системный подход в управлении 5.1. Внедрение и сертификация в РНТК "Качество", 2005-2010 гг. внебюджетные 47650,0 750,0 7400,0 16500,0 6000,0 7700,0 9300,0 организациях всех сфер эко- организации постоянно средства номики Чувашской Республи- ки систем менеджмента каче- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|