Расширенный поиск
Закон Государственного Совета Чувашской Республики от 05.12.2011 № 98ЗАКОН ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ Принят Государственным Советом Чувашской Республики 22 ноября 2011 года Статья 1 Внести в Закон Чувашской Республики от 25 ноября 2003 года N 41 "О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике" (Ведомости Государственного Совета Чувашской Республики, 2003, N 57; 2005, N 63; 2006, N 66, 70; 2007, N 73; 2009, N 80, 82; 2010, N 85; 2011, N 88) следующие изменения: 1) пункт 1 статьи 3 изложить в следующей редакции: "1. Выборы депутатов представительных органов городских и сельских поселений, а также депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов с численностью менее 20 депутатов проводятся по мажоритарной системе относительного большинства на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. При нечетном числе депутатских мандатов между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, распределяется на один депутатский мандат больше числа таких мандатов, приходящихся на одномандатные избирательные округа."; 2) пункт 2 статьи 4 после слов "пунктами 6 и 9 статьи 81-1" дополнить словами "и пунктом 4 статьи 82"; 3) в статье 10: дополнить пунктом 15-1 следующего содержания: "15-1. Сведения о численности на соответствующей территории избирателей, являющихся инвалидами, с указанием групп инвалидности представляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года в порядке, предусмотренном пунктом 16.1 статьи 20 Федерального закона."; в абзаце втором пункта 16 слово "телерадиовещания" заменить словами "осуществляющих теле- и (или) радиовещание,"; 4) в статье 12: пункт 8 после слов "со статьей 69-1 Закона Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики," дополнить словами "предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования,"; пункт 9 дополнить подпунктом "г" следующего содержания: "г) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования."; в пункте 11: дополнить подпунктом "з-1" следующего содержания: "з-1) заверяет списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями по единому избирательному округу, одномандатным избирательным округам; регистрирует списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями по единому избирательному округу;"; подпункт "к" изложить в следующей редакции: "к) утверждает формы избирательных бюллетеней; утверждает тексты избирательных бюллетеней для голосования на выборах главы муниципального образования и депутатов представительного органа муниципального образования по единому избирательному округу; обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и снабжение ими участковых избирательных комиссий;"; 5) в статье 14: пункт 4 после слов "со статьей 69-1 Закона Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики," дополнить словами "предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования,"; пункт 5 дополнить подпунктом "г" следующего содержания: "г) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования."; в подпункте "в" пункта 6 слова "текст бюллетеня в избирательном округе" заменить словами "текст избирательного бюллетеня для голосования по одномандатному избирательному округу"; 6) в статье 15: пункт 3 после слов "со статьей 69-1 Закона Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики," дополнить словами "предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования,"; пункт 4 дополнить подпунктом "г" следующего содержания: "г) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования."; 7) в пункте 2 статьи 16: первое предложение изложить в следующей редакции: "2. На всех заседаниях избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении участковой, территориальной избирательными комиссиями работы со списками избирателей, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка."; третье предложение изложить в следующей редакции: "Избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, осуществляется работа с указанными избирательными документами."; 8) в статье 19: пункт 1 после слова "непосредственно" дополнить словами "либо в составе списка кандидатов"; дополнить пунктом 2-1 следующего содержания: "2-1. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах в органы местного самоуправления."; в пункте 3 слова "Президентом Чувашской Республики" заменить словами "Главой Чувашской Республики"; пункт 6 дополнить предложением следующего содержания: "Данное правило не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному избирательному округу и в составе списка кандидатов."; 9) в статье 20: пункт 1 после слова "кандидатов" дополнить словами ", списка кандидатов"; пункт 2 изложить в следующей редакции: "2. О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке."; в первом предложении пункта 3 слова "иным законом" заменить словами "настоящим Законом"; первое предложение пункта 4 после слов "источниках доходов кандидата" дополнить словами "(каждого кандидата из списка кандидатов)", после слов "принадлежащем кандидату" дополнить словами "(каждому кандидату из списка кандидатов)"; в пункте 5 слова ", если иное не предусмотрено законом Чувашской Республики" исключить; первое предложение пункта 6 после слова "кандидат" дополнить словами "(кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов)"; 10) в статье 22: наименование изложить в следующей редакции: "Статья 22. Выдвижение избирательными объединениями кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидатов на должность главы муниципального образования"; пункт 1 изложить в следующей редакции: "1. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть при проведении выборов выборного должностного лица одного кандидата. Кандидаты по одномандатным избирательным округам выдвигаются избирательным объединением списком, в котором определяется, по какому одномандатному избирательному округу выдвигается каждый кандидат."; в пункте 2: в подпункте "г" слова ", подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц" заменить словами "о государственной регистрации избирательного объединения"; подпункт "д" изложить в следующей редакции: "д) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;"; подпункт "ж" после слов "органом политической партии" дополнить словами ", иного общественного объединения"; дополнить пунктами 5-1 - 5-3 следующего содержания: "5-1. Решение съезда (конференции, общего собрания) либо иного органа, предусмотренного уставом избирательного объединения, о выдвижении кандидата на должность главы муниципального образования оформляется протоколом (иным документом, предусмотренным уставом), в котором указываются дата принятия решения, кандидат, выдвинутый избирательным объединением, число зарегистрированных делегатов (участников) съезда (конференции, общего собрания), число делегатов (участников), необходимое для принятия указанного решения в соответствии с уставом политической партии, иного общественного объединения, а также итоги голосования по указанному решению. Решение заверяется подписью руководителя и печатью политической партии, ее регионального отделения (иного структурного подразделения), иного общественного объединения, его регионального или местного отделения. 5-2. Одновременно с решением, указанным в пункте 51 настоящей статьи, уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в избирательную комиссию муниципального образования следующие документы: а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании; б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения; в) список уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием сведений о них, перечисленных в подпункте "в" пункта 2 настоящей статьи. 5-3. В случае, если избирательным объединением в одну и ту же избирательную комиссию муниципального образования представляются документы в связи с выдвижением кандидатов на должность главы муниципального образования, кандидатов по одномандатным избирательным округам или списка кандидатов по единому избирательному округу, документы, указанные в подпунктах "г", "д" пункта 2, подпунктах "а" и "б" пункта 52 настоящей статьи и подпунктах "а", "б" пункта 4 статьи 221 настоящего Закона, представляются один раз."; пункт 6 изложить в следующей редакции: "6. Выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий."; 11) дополнить статьей 22-1 следующего содержания: "Статья 22-1. Выдвижение избирательным объединением списка кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования по единому избирательному округу 1. Выдвижение политическими партиями списка кандидатов по единому избирательному округу осуществляется на съезде политической партии, конференции или общем собрании ее регионального отделения, общем собрании иного структурного подразделения политической партии (либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии) в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". 2. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов. В список кандидатов по единому избирательному округу могут входить кандидаты, выдвигаемые тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатным избирательным округам. Кандидат на одних и тех же выборах может дать согласие баллотироваться только одному избирательному объединению. Кандидат, выдвинутый по единому избирательному округу избирательным объединением, не может на одних и тех же выборах выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения. 3. Решение съезда (конференции, общего собрания), иного органа, предусмотренного уставом политической партии, о выдвижении списка кандидатов по единому избирательному округу оформляется протоколом (иным документом, предусмотренным уставом), в котором должны быть указаны: а) число делегатов, присутствовавших на съезде политической партии или конференции ее регионального отделения, участников общего собрания регионального отделения, иного структурного подразделения политической партии, число присутствовавших членов иного органа, предусмотренного уставом политической партии; б) число делегатов (участников, членов), необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии; в) решение о выдвижении списка кандидатов и итоги голосования по этому решению (с приложением списка кандидатов по единому избирательному округу). При этом указанное решение заверяется печатью избирательного объединения и подписью его руководителя; г) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, в том числе уполномоченных представителей по финансовым вопросам; д) дата принятия решения; е) место проведения. 4. Одновременно со списком кандидатов по единому избирательному округу уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования следующие документы: а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании; б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения; в) решение съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии о выдвижении списка кандидатов; г) список уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием сведений о них, перечисленных в подпункте "в" пункта 2 статьи 22 настоящего Закона; д) официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии; е) если в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" в список кандидатов включены кандидатуры, предложенные общественным объединением, не являющимся политической партией, или его структурным подразделением, нотариально удостоверенную копию соглашения, предусмотренную пунктом 11 статьи 26 Федерального закона "О политических партиях", и список граждан, включенных на основании этого соглашения в список кандидатов; ж) в отношении каждого из кандидатов документы, указанные в пунктах 3 и 4 статьи 20 настоящего Закона. 5. Список кандидатов по единому избирательному округу представляется на бумажном носителе по форме, утверждаемой избирательной комиссией муниципального образования. Список кандидатов по единому избирательному округу должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом). 6. Состав списка кандидатов по единому избирательному округу и порядок размещения в нем кандидатов определяются избирательным объединением. Список кандидатов должен быть разбит (полностью или частично) на общемуниципальную часть и муниципальные части, соответствующие территории одного одномандатного избирательного округа (далее - муниципальные части), при этом должно быть указано, какой территории единого избирательного округа (каким одномандатным избирательным округам) соответствует каждая из муниципальных частей списка кандидатов. Каждая из муниципальных частей списка должна включать не менее двух кандидатов. 7. Общемуниципальная часть списка кандидатов, в которую внесены кандидаты, не входящие в муниципальные части, может включать в себя не более трех кандидатов. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов только один раз. 8. Общее число кандидатов, выдвигаемых избирательным объединением по единому избирательному округу, не может превышать количество мандатов, распределяемых по единому избирательному округу, более чем в два с половиной раза. 9. Избирательное объединение вправе выдвигать в составе списка кандидатов по единому избирательному округу лиц, не являющихся членами данного избирательного объединения. 10. Избирательная комиссия муниципального образования в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", Федеральным законом. 11. После представления списка кандидатов в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием (в том числе исключением) кандидатов."; 12) в статье 23: наименование дополнить словами "(списка кандидатов)"; в пункте 1: абзац первый после слова "кандидатов" дополнить словами "(списка кандидатов)"; абзац второй изложить в следующей редакции: "Подписные листы изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 6-8 к Федеральному закону."; пункт 2 после слов "кандидатов в депутаты," дополнить словами "списка кандидатов, кандидатов", после слов "для кандидата на должность главы муниципального образования" дополнить словами ", списка кандидатов"; пункт 4 после слова "кандидатов" дополнить словами ", списка кандидатов"; 13) статью 24 изложить в следующей редакции: "Статья 24. Регистрация кандидатов, списка кандидатов 1. Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 20 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии, указанной в пунктах 2, 3 и 4 настоящей статьи. Документы для регистрации кандидата, списка кандидатов представляются в соответствующую избирательную комиссию не позднее 40 дней до дня голосования до 18 часов. Соответствующая избирательная комиссия в течение десяти дней с момента представления документов для регистрации кандидатов, списка кандидатов принимает решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации указанного кандидата, списка кандидатов. 2. Регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допущен к распределению депутатских мандатов (федеральному списку кандидатов которой передан депутатский мандат в соответствии со статьей 821 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"), а также регистрация кандидатов, списка кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей при условии, что указанное официальное опубликование состоялось раньше представления в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов. Регистрация такого кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании решения о выдвижении этого кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом. На основании указанного решения без сбора подписей избирателей осуществляется также регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, списки кандидатов которой были допущены к распределению депутатских мандатов (спискам кандидатов которой переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона) в действующих на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации, и регистрация кандидатов, списка кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии). Список политических партий, на которые распространяется действие абзаца первого настоящего пункта, составляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, размещается на ее сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновляется по результатам выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти. 3. Регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики допущен к распределению депутатских мандатов (списку кандидатов которой передан депутатский мандат в соответствии со статьей 691 Закона Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики"), а также регистрация кандидатов, списка кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей при условии, что указанное официальное опубликование состоялось раньше представления в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов. Регистрация такого кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании решения о выдвижении этого кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом. Список политических партий, на которые распространяется действие абзаца первого настоящего пункта, составляется Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики, размещается на ее сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновляется по результатам выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики. 4. Регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов представительного органа этого муниципального образования (при выборах в органы местного самоуправления поселения - также на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов представительного органа соответствующего муниципального района) допущен к распределению депутатских мандатов, а также регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональным отделением или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей при условии, что указанное официальное опубликование состоялось раньше представления в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов. Регистрация такого кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании решения о выдвижении этого кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом. Список политических партий, на которые распространяется действие абзаца первого настоящего пункта, составляется избирательной комиссией, организующей выборы депутатов представительного органа соответствующего муниципального образования, размещается на ее сайте и (или) по ее обращению на сайте Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновляется по результатам выборов депутатов представительного органа этого муниципального образования. 5. При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. 6. Количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на четыре подписи. 7. Избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. 8. Подписные листы представляются в соответствующие избирательные комиссии в сброшюрованном и пронумерованном виде. Если территория избирательного округа включает несколько административно-территориальных единиц, то подписные листы должны быть сброшюрованы по административно-территориальным единицам, где проводился сбор подписей. Вместе с подписными листами в избирательную комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде. При приеме подписных листов избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и затем выдает уполномоченному представителю или кандидату подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием общего числа подписных листов, общего числа подписей избирателей на всех подписных листах, даты и времени их приема. 9. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов должен быть заверен уполномоченным представителем избирательного объединения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа уполномоченный представитель избирательного объединения, кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения. При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя. 10. Проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата, списка кандидатов. В случае, если необходимое для регистрации количество подписей не превышает 200 подписей, проверке подлежат все подписи. Подписные листы отбираются для проверки посредством случайной выборки (жребия) на заседании соответствующей избирательной комиссии. При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки. 11. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, списка кандидатов, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в соответствующую избирательную комиссию. 12. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными. 13. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных. Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается. 14. Недействительными признаются: а) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, списка кандидатов; б) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом; в) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписи в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи; г) подписи избирателей без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист; д) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом; е) подписи избирателей с исправлением в дате ее внесения в подписной лист, если это исправление специально не оговорено избирателем, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно; ж) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей; з) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно; и) все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 6-8 к Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктом 9 статьи 37 Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона; к) подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 Федерального закона; л) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист; м) все подписи избирателей в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с пунктом 16 статьи 37 Федерального закона (если составление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, предусмотрено законом); н) подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом; о) все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидата. 15. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках). Исключение составляют случаи, предусмотренные подпунктами "з", "и", "м" и "о" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона. 16. Специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с подпунктами "з", "и", "м" и "о" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона. 17. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов. 18. Если на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований ко дню голосования в избирательном округе окажется зарегистрированным только один кандидат, голосование в данном избирательном округе проводится по одной кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании. 19. Порядок регистрации кандидатов, списка кандидатов, основания отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов регулируются статьей 38 Федерального закона."; 14) пункт 2 статьи 25 изложить в следующей редакции: "2. От имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам, доверенные лица, а в случае выдвижения кандидата в составе списка кандидатов также уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список."; 15) дополнить статьей 25-1 следующего содержания: "Статья 25-1. Уполномоченные представители избирательного объединения 1. Избирательное объединение назначает представителей, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом представлять избирательное объединение по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения в выборах в органы местного самоуправления. Избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов по единому избирательному округу, назначает также уполномоченных представителей по финансовым вопросам. 2. Уполномоченные представители назначаются решением съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения либо решением органа, уполномоченного на то съездом (конференцией, общего собрания) избирательного объединения. В соответствующем решении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер, дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) каждого уполномоченного представителя, а также объем его полномочий. Для уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам указывается также, что он имеет право подписи платежных (расчетных) документов. 3. Уполномоченный представитель избирательного объединения осуществляет свои функции на основании решения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, а уполномоченный представитель избирательного объединения по финансовым вопросам - также на основании нотариально удостоверенной и оформленной в установленном законодательством порядке доверенности, в которой указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер, дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), полномочия указанного лица и приводится оттиск печати для финансовых документов избирательного объединения. 4. В списке уполномоченных представителей избирательного объединения указываются сведения о них, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, а также номер телефона (при его наличии) каждого уполномоченного представителя избирательного объединения, а для уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам - также сведения о том, что он является уполномоченным представителем избирательного объединения по финансовым вопросам. К данному списку прилагается письменное согласие каждого из перечисленных лиц осуществлять указанную деятельность. 5. Уполномоченные представители избирательного объединения по финансовым вопросам подлежат регистрации избирательной комиссией муниципального образования на основании решения и доверенности, предусмотренных соответственно пунктами 2 и 3 настоящей статьи, при предъявлении уполномоченным представителем по финансовым вопросам паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. 6. Избирательное объединение по решению уполномоченного на то органа избирательного объединения вправе в любое время прекратить полномочия уполномоченного представителя, письменно известив его об этом и направив копию соответствующего решения в избирательную комиссию муниципального образования. 7. Срок полномочий уполномоченных представителей избирательного объединения начинается со дня их назначения и истекает с момента утраты своего статуса всеми кандидатами, выдвинутыми в составе соответствующего списка кандидатов назначившего их избирательного объединения, но не позднее дня официального опубликования общих результатов выборов. Срок полномочий уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам истекает через 60 дней со дня голосования, а в случае, если ведется судебное разбирательство с участием назначившего его избирательного объединения, - со дня, следующего за днем вступления в законную силу решения суда. 8. Уполномоченные представители избирательных объединений не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения."; 16) пункт 1 статьи 27 дополнить абзацем следующего содержания: "Избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов, список кандидатов, вправе назначить до 50 доверенных лиц."; 17) первое предложение пункта 2 статьи 30 после слов "выдвижения кандидата" дополнить словами ", списка кандидатов"; 18) в статье 33: пункт 3 изложить в следующей редакции: "3. По заявке зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, зарегистрировавшего список кандидатов, помещение, пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящееся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляется собственником, владельцем помещения на время, установленное избирательной комиссией муниципального образования, зарегистрированному кандидату, его доверенным лицам, представителям избирательного объединения для встреч с избирателями. При этом избирательная комиссия муниципального образования обязана обеспечить равные условия проведения указанных мероприятий для зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов."; в пункте 4: в абзаце первом слова "одному зарегистрированному кандидату" заменить словами "одному зарегистрированному кандидату, избирательному объединению", слова "другому зарегистрированному кандидату" заменить словами "другому зарегистрированному кандидату, избирательному объединению"; в абзаце втором слова "зарегистрированному кандидату" заменить словами "зарегистрированному кандидату, избирательному объединению", слова "другим зарегистрированным кандидатам" заменить словами "другим зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям"; в пункте 5 слова "зарегистрированному кандидату" заменить словами "зарегистрированному кандидату, избирательному объединению", слова "других зарегистрированных кандидатов" заменить словами "других зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений", слова "сети общего пользования Интернет" заменить словами "сети "Интернет"; в пункте 6 слова "их доверенных лиц" заменить словами "их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов,"; в пункте 7 слово "Кандидаты" заменить словами "Кандидаты, избирательные объединения"; в пункте 8: во втором предложении слова "их доверенных лиц" заменить словами "их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов,"; в третьем предложении слова "их доверенные лица" заменить словами "их доверенные лица, представители всех избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов,"; 19) в статье 34: в пункте 1: абзац первый после слов "зарегистрированными кандидатами," дополнить словами "избирательными объединениями, выдвинувшими зарегистрированные списки кандидатов по единому избирательному округу,"; третье предложение абзаца второго после слов "зарегистрированным кандидатам" дополнить словами ", избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированные списки кандидатов по единому избирательному округу,"; пункт 2 изложить в следующей редакции: "2. Предоставление печатных площадей зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему зарегистрированный список кандидатов по единому избирательному округу, за плату производится на условиях договора по их требованию. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированные списки кандидатов по единому избирательному округу. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированные списки кандидатов, вправе за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированной печатной площади печатную площадь в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на число зарегистрированных кандидатов, указанных избирательных объединений. Дата опубликования печатного материала кандидата определяется жеребьевкой, проводимой редакцией периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц."; первое предложение пункта 4 после слов "фонда какого кандидата" дополнить словами ", избирательного объединения"; пункт 7 признать утратившим силу; в пункте 8 слова "зарегистрированными кандидатами" заменить словами "зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, выдвинувшими зарегистрированные списки кандидатов по единому избирательному округу,", слова "зарегистрированных кандидатов" заменить словами "зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений"; 20) в абзаце втором статьи 35 слово "кандидатами" заменить словами "кандидатами, избирательными объединениями"; 21) в статье 38: пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания: "Избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями. Кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, не вправе создавать собственные избирательные фонды."; дополнить пунктом 4-1 следующего содержания: "4-1. Избирательные фонды избирательных объединений могут создаваться за счет: а) собственных средств избирательного объединения, которые не могут превышать 30 процентов предельных размеров расходования средств избирательного фонда избирательного объединения; б) добровольных пожертвований граждан, каждое из которых не может превышать 5 процентов предельных размеров расходования средств избирательного фонда избирательного объединения; в) добровольных пожертвований юридических лиц, каждое из которых не может превышать 20 процентов предельных размеров расходования средств избирательного фонда избирательного объединения."; абзац первый пункта 5 дополнить предложением следующего содержания: "Предельный размер расходования средств избирательного фонда избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов по единому избирательному округу, не может превышать 6 миллионов рублей."; в первом предложении пункта 6 слова "кандидата, установленная в пунктах 4 и 5" заменить словами "кандидата, избирательного объединения, установленная в пунктах 4, 4-1 и 5"; абзац второй пункта 7 изложить в следующей редакции: "Финансовые операции по оплате расходов со специальных избирательных счетов кандидатов, избирательных объединений, которые не представили в установленном настоящим Законом порядке в соответствующую избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации, либо получили отказ в регистрации, либо отозвали свое заявление о согласии баллотироваться, либо сняли свою кандидатуру, либо были отозваны выдвинувшим их избирательным объединением, либо отозвали список кандидатов, либо в отношении которых было принято решение об отмене или аннулировании регистрации, прекращаются кредитными организациями по указанию соответствующей избирательной комиссии."; 22) в пункте 1 статьи 42 слова "за 14 и менее дней до дня голосования" заменить словами "за 30 и менее дней до дня, предшествующего дню голосования,"; 23) в статье 43: в пункте 1 слово "бюллетень" заменить словами "бюллетень (бюллетени)"; пункт 2 изложить в следующей редакции: "2. Форма и текст избирательного бюллетеня, число избирательных бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением избирательных бюллетеней утверждаются соответствующими избирательными комиссиями не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне."; дополнить пунктом 4-1 следующего содержания: "4-1. При проведении голосования за списки кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, в избирательном бюллетене в порядке, определяемом жеребьевкой, размещаются краткие наименования, а также эмблемы зарегистрировавших списки кандидатов избирательных объединений (если они были представлены в избирательную комиссию муниципального образования) в одноцветном исполнении. Жеребьевку проводит избирательная комиссия муниципального образования с участием уполномоченных представителей избирательных объединений не позднее чем за 30 дней до дня голосования. Номер, полученный избирательным объединением в результате жеребьевки, сохраняется до окончания избирательной кампании. Под наименованием избирательного объединения помещаются фамилия, имя и отчество каждого из первых трех кандидатов из общемуниципальной части списка кандидатов, выдвинутого данным избирательным объединением. В каждом одномандатном избирательном округе в избирательном бюллетене после названных сведений указываются также фамилия, имя и отчество каждого из первых двух кандидатов из соответствующей муниципальной части списка кандидатов. При этом, если в списке кандидатов отсутствует общемуниципальная часть, в избирательном бюллетене указываются название муниципальной части списка кандидатов, а также фамилия, имя и отчество каждого из первых двух кандидатов из соответствующей муниципальной части списка кандидатов. Справа от наименования каждого избирательного объединения помещается пустой квадрат."; в пункте 5: абзац первый изложить в следующей редакции: "5. При проведении голосования за кандидатов на выборах выборного должностного лица местного самоуправления, депутатов представительного органа муниципального образования по одномандатным избирательным округам фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке, при этом бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов:"; абзац десятый изложить в следующей редакции: "Если зарегистрированный кандидат, выдвинутый непосредственно, в соответствии с пунктом 3 статьи 20 настоящего Закона указал принадлежность к политической партии, иному общественному объединению, в бюллетене указываются краткое наименование соответствующей политической партии, иного общественного объединения и статус кандидата в этой политической партии, ином общественном объединении."; пункт 15 изложить в следующей редакции: "15. В случае выбытия из списка кандидатов зарегистрированного кандидата, фамилия, имя и отчество которого указаны в бюллетене, отмены или аннулирования регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу после изготовления бюллетеней соответствующие избирательные комиссии по указанию избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов по единому избирательному округу, вычеркивают в избирательных бюллетенях сведения о таких кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших такие списки кандидатов. При необходимости внесения в изготовленный избирательный бюллетень изменений, касающихся сведений о кандидате, об избирательном объединении, эти изменения по решению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов по единому избирательному округу, могут быть внесены членами территориальной, окружной или участковой избирательной комиссии от руки либо с использованием технических средств."; пункт 16 изложить в следующей редакции: "16. В случае принятия в соответствии с законом менее чем за десять дней до дня голосования решений о регистрации кандидатов, списков кандидатов после изготовления бюллетеней комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, вправе принять решение о внесении в изготовленные бюллетени данных об указанном зарегистрированном кандидате, списке кандидатов от руки или с использованием технических средств."; 24) пункт 1 статьи 46 изложить в следующей редакции: "1. При проведении выборов выборного должностного лица местного самоуправления, а также при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по мажоритарной избирательной системе участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. При проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по смешанной избирательной системе участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования двумя протоколами об итогах голосования на соответствующем избирательном участке: протоколом N 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и протоколом N 2 об итогах голосования по единому избирательному округу."; 25) в статье 48: наименование изложить в следующей редакции: "Статья 48. Порядок определения результатов выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатному избирательному округу и результатов выборов выборного должностного лица местного самоуправления"; второе предложение пункта 6 исключить; дополнить пунктом 6-1 следующего содержания: "6-1. В случае, если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом по одномандатному избирательному округу либо выборным должностным лицом, не выполнит требование, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи, соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании такого кандидата избранным."; 26) дополнить статьями 48-1 - 48-3 следующего содержания: "Статья 48-1. Определение результатов выборов при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по единому избирательному округу 1. На основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов об итогах голосования, полученных из участковых избирательных комиссий, избирательная комиссия муниципального образования после предварительной проверки правильности составления указанных протоколов путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через семь дней после дня голосования определяет результаты выборов. Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов лично. О результатах выборов составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. 2. Число избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы по единому избирательному округу, обнаруженных в ящиках для голосования. 3. Списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, получают указанные мандаты в соответствии с методикой, предусмотренной статьей 482 настоящего Закона. При этом до применения указанной методики из каждого списка кандидатов исключаются депутаты, избранные по одномандатным избирательным округам. 4. Депутатские мандаты распределяются между зарегистрированными кандидатами из списка кандидатов в соответствии с порядком размещения кандидатов в списке, установленным при регистрации этого списка в избирательной комиссии муниципального образования и рассматриваемым как порядок очередности получения депутатских мандатов. 5. Избирательная комиссия муниципального образования составляет протокол о результатах выборов депутатов представительного органа муниципального образования по единому избирательному округу, в который вносятся следующие данные: а) число участковых избирательных комиссий в соответствующем избирательном округе; б) число протоколов об итогах голосования, поступивших из участковых избирательных комиссий, на основании которых составлен данный протокол; в) число избирательных участков, итоги голосования по которым были признаны недействительными; г) суммарное число избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования на избирательных участках, итоги голосования по которым были признаны недействительными; д) суммарные данные по всем строкам, содержащимся в протоколах N 2 об итогах голосования, поступивших из участковых избирательных комиссий; е) число голосов избирателей, поданных за каждый список кандидатов, и доля голосов (в процентах), поданных за каждый список кандидатов, от числа избирателей, принявших участие в голосовании; ж) в случае признания выборов действительными - наименования избирательных объединений и число депутатских мандатов, причитающихся каждому из указанных списков; з) фамилии, имена и отчества зарегистрированных кандидатов, избранных депутатами представительного органа муниципального образования, из каждого списка кандидатов. 6. На основании протокола о результатах выборов депутатов представительного органа муниципального образования по единому избирательному округу избирательная комиссия муниципального образования принимает решение о результатах выборов депутатов представительного органа муниципального образования по данному избирательному округу. 7. Избирательная комиссия муниципального образования после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. 8. В случае, если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом в составе списка кандидатов, не выполнит требование, предусмотренное пунктом 7 настоящей статьи, его депутатский мандат передается другому зарегистрированному кандидату в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 9 статьи 48-2 настоящего Закона. 9. Избирательная комиссия муниципального образования признает результаты выборов по единому избирательному округу не состоявшимися в случаях, если менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили право принять участие в распределении депутатских мандатов. 10. Избирательная комиссия муниципального образования признает результаты выборов по единому избирательному округу недействительными: а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; б) в случае, если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа внесенных в них избирателей на момент окончания голосования в едином избирательном округе; в) по решению суда. Статья 48-2. Распределение депутатских мандатов между списками кандидатов, внутри списка кандидатов 1. Избирательная комиссия муниципального образования подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по единому избирательному округу и отдельно по каждому списку кандидатов. 2. Число голосов избирателей, полученных каждым списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, последовательно делится на числа из ряда возрастающих натуральных чисел (делителей) начиная с двух до числа депутатских мандатов, распределяемых по единому избирательному округу. Полученные по всем спискам кандидатов частные, определенные с точностью до шестого знака после запятой, располагаются по убывающей (в случае равенства числовых значений нескольких частных первым становится частное списка кандидатов, получившего большее число голосов избирателей, а в случае равенства голосов - частное списка кандидатов, зарегистрированного ранее). Частное, порядковый номер которого равен числу распределяемых депутатских мандатов, является избирательной квотой, а число равных ей или превышающих ее частных, которое имеет каждый список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, есть число депутатских мандатов, получаемых соответствующим списком кандидатов. Если в результате распределения депутатских мандатов список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, не получает ни одного депутатского мандата, то этому списку кандидатов передается последний подлежащий распределению депутатский мандат. 3. Затем производится распределение депутатских мандатов внутри каждого списка кандидатов по единому избирательному округу. 4. Депутатские мандаты, полученные списком кандидатов, переходят в первую очередь кандидатам, включенным в общемуниципальную часть списка кандидатов. 5. Оставшиеся после предоставления депутатских мандатов кандидатам из общемуниципальной части списка кандидатов депутатские мандаты, причитающиеся данному списку кандидатов, распределяются внутри списка кандидатов между муниципальными частями списка кандидатов, в которых остались кандидаты, следующим образом. Сумма голосов избирателей, поданных за список кандидатов в каждой из территорий, которым соответствуют муниципальные части списка кандидатов (далее - голоса избирателей, поданные за муниципальные части списка кандидатов), делится на число оставшихся не распределенными внутри списка кандидатов депутатских мандатов. Полученный результат есть избирательное частное данного списка кандидатов. Число голосов избирателей, поданных за каждую из муниципальных частей списка кандидатов, делится на избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующая муниципальная часть списка кандидатов. Если после указанных действий остаются нераспределенными депутатские мандаты, причитающиеся данному списку кандидатов, они передаются по одному тем муниципальным частям списка кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления числа голосов избирателей, поданных за каждую из муниципальных частей списка кандидатов, на избирательное частное данного списка кандидатов. При равенстве дробных частей преимущество отдается той муниципальной части списка кандидатов, за которую было подано большее число голосов избирателей. 6. Если в процессе распределения депутатских мандатов внутри списка кандидатов в одной муниципальной части списка кандидатов или нескольких муниципальных частей списка кандидатов не оказалось нужного числа зарегистрированных кандидатов, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты подлежат дополнительному распределению между муниципальными частями того же списка кандидатов, в которых имеются зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов. Если на момент проведения дополнительного распределения депутатских мандатов окажутся муниципальные части списка кандидатов, не получившие депутатских мандатов в процессе их распределения в соответствии с настоящим пунктом, и среди них окажутся муниципальные части, в которых имеются зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов, мандаты передаются по одному каждой из указанных муниципальных частей списка кандидатов. При этом сохраняется очередность передачи депутатских мандатов (в соответствии со значениями дробных частей), определяемая на основе первоначально вычисленного избирательного частного. Если в процессе дополнительного распределения после исчерпания муниципальных частей списка кандидатов, не получивших депутатских мандатов в процессе их распределения в соответствии со значениями дробных частей, остаются нераспределенные депутатские мандаты, они распределяются по одному тем муниципальным частям списка кандидатов, в которых оказывается наименьшим коэффициент дополнительного распределения, вычисляемый для каждой из муниципальных частей списка кандидатов, в которых имеются зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов. Названный коэффициент вычисляется путем деления числа полученных муниципальной частью списка кандидатов депутатских мандатов на число полученных ею голосов избирателей. При равных значениях указанного коэффициента депутатский мандат передается той муниципальной части списка кандидатов, которая получила большее число голосов избирателей. Если после такого распределения число дополнительно распределяемых депутатских мандатов окажется больше числа муниципальных частей списка кандидатов, которые могут их получить, процедура дополнительного распределения повторяется необходимое число раз, при этом указанный коэффициент каждый раз вычисляется заново. 7. Если после первоначального распределения депутатских мандатов в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, зарегистрированный кандидат из общемуниципальной части списка кандидатов отказался от получения депутатского мандата или если зарегистрированный кандидат из общемуниципальной части списка кандидатов не сложил несовместимые со статусом депутата представительного органа муниципального образования полномочия, а также если депутатский мандат из общемуниципальной части списка кандидатов оказался свободен в силу иных оснований, указанный мандат передается в муниципальную часть списка кандидатов, определяемую по предложению коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии. Решение об этом представляется данным органом в избирательную комиссию муниципального образования не позднее семи дней со дня получения соответствующего запроса. 8. Если после первоначального распределения депутатских мандатов внутри списка кандидатов зарегистрированный кандидат, включенный в муниципальную часть списка кандидатов, отказался от получения депутатского мандата или если зарегистрированный кандидат, включенный в муниципальную часть списка кандидатов, не сложил несовместимые со статусом депутата представительного органа муниципального образования полномочия, а также если депутатский мандат, распределенный зарегистрированному кандидату, включенному в муниципальную часть списка кандидатов, оказался свободен в силу иных оснований, он передается зарегистрированному кандидату из того же списка кандидатов. Депутатский мандат передается первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату из числа зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов и включенных в ту же муниципальную часть списка кандидатов, что и зарегистрированный кандидат, депутатский мандат которого оказался вакантным. Если в соответствующей муниципальной части списка кандидатов отсутствуют зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов, оказавшийся вакантным депутатский мандат подлежит распределению между другими муниципальными частями того же списка кандидатов в соответствии с методикой дополнительного распределения депутатских мандатов, предусмотренной пунктом 6 настоящей статьи. 9. Если в процессе распределения депутатских мандатов внутри списка кандидатов по единому избирательному округу не окажется зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты остаются вакантными до следующих основных выборов депутатов соответствующего представительного органа муниципального образования. Статья 48-3. Замещение вакантного депутатского мандата по единому избирательному округу 1. В случае досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального образования, избранного в результате распределения депутатских мандатов по единому избирательному округу, избирательная комиссия муниципального образования передает вакантный депутатский мандат другому зарегистрированному кандидату из того же списка кандидатов в порядке, предусмотренном пунктами 7 и 8 статьи 48-2 настоящего Закона. 2. Если в списке кандидатов по единому избирательному округу, допущенном к распределению депутатских мандатов, не осталось зарегистрированных кандидатов, имеющих право замещать вакантный депутатский мандат, этот депутатский мандат остается вакантным до следующих основных выборов депутатов соответствующего представительного органа муниципального образования."; 27) в статье 49: пункт 3 дополнить предложением следующего содержания: "Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть."; дополнить пунктами 6-9 следующего содержания: "6. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, передача вакантного депутатского мандата осуществляется избирательной комиссией муниципального образования в порядке, предусмотренном пунктами 7 и 8 настоящей статьи. Депутатский мандат не может быть передан зарегистрированному кандидату, который ранее получил депутатский мандат и полномочия которого также были прекращены досрочно, если его вакантный депутатский мандат не замещен. 7. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган регионального отделения политической партии или иного структурного подразделения (если это предусмотрено уставом политической партии), в составе списка кандидатов которой этот депутат был избран, вправе предложить для замещения вакантного депутатского мандата кандидатуру зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов. Кандидатура может быть предложена только из числа кандидатов, включенных в ту муниципальную часть списка кандидатов (общемуниципальную часть списка кандидатов), что и депутат, чьи полномочия прекращены досрочно. В случае, если в соответствующей муниципальной части списка кандидатов (общемуниципальной части списка кандидатов) остались только зарегистрированные кандидаты, замещающие депутатские мандаты, и (или) зарегистрированные кандидаты, не замещающие депутатских мандатов и письменно сообщившие в коллегиальный постоянно действующий руководящий орган регионального отделения политической партии или иного структурного подразделения о своем отказе от замещения этого вакантного депутатского мандата, указанный орган регионального отделения политической партии или иного структурного подразделения вправе предложить кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из иной муниципальной части списка кандидатов. 8. Кандидатура зарегистрированного кандидата для замещения в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи вакантного депутатского мандата может быть предложена в течение 14 дней со дня принятия представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий депутата. Предложение кандидатуры осуществляется в порядке, предусмотренном уставом политической партии. Избирательная комиссия муниципального образования передает вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату, предложенному коллегиальным постоянно действующим руководящим органом регионального отделения политической партии или иного структурного подразделения. 9. Зарегистрированный кандидат, включенный в список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, или в список кандидатов, которому переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 48-2 настоящего Закона, исключается из указанного списка в случае: 1) подачи зарегистрированным кандидатом письменного заявления об исключении его из списка кандидатов; 2) утраты зарегистрированным кандидатом пассивного избирательного права; 3) вступления зарегистрированного кандидата в члены иной политической партии, чем политическая партия, в список кандидатов которой он включен; 4) невыполнения зарегистрированным кандидатом требования, предусмотренного пунктом 6 статьи 70 Федерального закона; 5) реализации зарегистрированным кандидатом права на участие в замещении (получении) депутатского мандата; 6) признания зарегистрированного кандидата безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании вступившего в законную силу решения суда; 7) смерти зарегистрированного кандидата."; 28) в статье 50: в пункте 2 слово "кандидатов" заменить словами "кандидатов (списков кандидатов)"; в пункте 3 слова "каждым из кандидатов" заменить словами "каждым из кандидатов (списком кандидатов)"; 29) приложения 1-4 признать утратившими силу. Статья 2 Внести в Закон Чувашской Республики от 18 октября 2004 года N 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике" (Ведомости Государственного Совета Чувашской Республики, 2004, N 60; 2005, N 63, 64; 2006, N 66, 69, 72; 2007, N 73, 74; 2008, N 76, 77; 2009, N 80, 81; 2010, N 84, 86, 87; 2011, N 89, 91) следующие изменения: 1) статью 18 дополнить частью 1.1 следующего содержания: "1.1. Не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом Чувашской Республики могут быть определены условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств."; 2) статью 19 дополнить частью 1.1 следующего содержания: "1.1. В случае, если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется."; 3) дополнить статьей 30.1 следующего содержания: "Статья 30.1. Фракции в представительном органе муниципального образования 1. Депутаты представительного органа муниципального образования, избранные в составе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), входят в депутатские объединения (во фракции) (далее - фракция), за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи. Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным избирательным округам, и депутаты (депутат), избранные (избранный) в составе списка кандидатов политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), указанной в части 10 настоящей статьи. 2. Порядок деятельности фракций определяется настоящей статьей и регламентом либо иным актом представительного органа муниципального образования. 3. Фракции организуют свою деятельность на основе свободного, конструктивного, коллективного обсуждения вопросов и обладают равными правами. 4. Фракции самостоятельно определяют структуру, основные цели и задачи, направления своей деятельности. 5. Фракция избирает из своего состава руководителя фракции. 6. Для начала деятельности фракции руководитель фракции направляет председательствующему на заседании представительного органа муниципального образования письменное уведомление об образовании фракции. К уведомлению прилагаются протокол организационного собрания фракции, включающего решение о целях ее образования, о ее официальном названии, списочном составе, а также о лицах, уполномоченных выступать от имени фракции и представлять ее на заседаниях представительного органа муниципального образования, в государственных органах, общественных объединениях, письменные заявления депутатов представительного органа муниципального образования о вхождении во фракцию. 7. Решения фракции принимаются, как правило, открытым голосованием. Фракция может принять решение о проведении тайного голосования. Решения фракции принимаются большинством голосов от общего числа депутатов, входящих во фракцию. 8. Председательствующий на заседании представительного органа муниципального образования уведомляет депутатов о создании фракции. Регистрация фракции производится путем внесения соответствующей записи в протокол заседания представительного органа муниципального образования. Фракция подлежит регистрации независимо от числа ее членов. 9. При изменении состава соответствующей фракции ее руководитель обязан в течение пяти дней направить информацию об этом председателю представительного органа муниципального образования. 10. В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в представительном органе муниципального образования, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи. 11. Депутат, избранный в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией (ее региональным отделением или иным структурным подразделением), не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран. 12. Депутат, избранный по одномандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии, указанной в части 10 настоящей статьи, и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит. 13. Депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии, указанной в части 10 настоящей статьи, и вступивший в политическую партию, которая имеет свою фракцию в представительном органе муниципального образования, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее. 14. Несоблюдение требований, предусмотренных частями 11-13 настоящей статьи, влечет за собой прекращение депутатских полномочий.". Статья 3 1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением абзаца пятого пункта 8 статьи 1 настоящего Закона. Абзац пятый пункта 8 статьи 1 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2012 года. 2. Положения статьи 30.1 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года N 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике" (в редакции настоящего Закона) применяются к депутатам, входящим во фракции, и к фракциям в представительных органах муниципальных образований, голосование на выборах в которые состоялось после дня вступления в силу Федерального закона от 20 марта 2011 года N 38-ФЗ "О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов". Президент Чувашской Республики М.Игнатьев г. Чебоксары 5 декабря 2011 года N 98 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|