Расширенный поиск

Постановление Государственного Совета Удмуртской Республики от 27.04.2010 № 433-4

 
                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ                          
               ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ          


     Об отчете Администрации Президента и Правительства Удмуртской    
      Республики о состоянии мер по противодействию коррупционным     
                  проявлениям в Удмуртской Республике                 


     Заслушав, представленный в  соответствии  со  статьей  12  Закона
Удмуртской  Республики  от  20  сентября 2007 года N 55-рз «О мерах по
противодействию коррупционным проявлениям  в  Удмуртской  Республике»,
отчет  о  состоянии мер по противодействию коррупционным проявлениям в
Удмуртской Республике,  Государственный  Совет  Удмуртской  Республики
постановляет:
     1.  Отчет  о  состоянии  мер  по  противодействию   коррупционным
проявлениям в Удмуртской Республике принять к сведению.
     2.  Настоящее  постановление  направить   Президенту   Удмуртской
Республики и в Правительство Удмуртской Республики.
     3.   Настоящее  постановление  вступает  в  силу  с  момента  его
принятия.


     Председатель Государственного Совета
     Удмуртской Республики           А.В.Соловьев


     г. Ижевск
     27 апреля 2010 года
     N 433-4



                                            Приложение к постановлению
                                               Государственного Совета 
                                                 Удмуртской Республики
                                        от 27 апреля 2010 года N 433-4
                                                                      
                                   Отчет                              
       Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики 
    о состоянии мер по противодействию коррупционным проявлениям и    
реализации государственными органами Удмуртской Республики в 2009 году
  мер антикоррупционной политики в Удмуртской Республике 

                            I. Введение

      Реформирование  системы  государственного  управления  в  России
является  одним  из  важных условий ускорения социально-экономического
развития страны. Распоряжением Правительства Российской  Федерации  от
25  октября  2005  года  N  1789-р одобрена Концепция административной
реформы в Российской Федерации в 2006 – 2010 годах, в  соответствии  с
которой   одним   из  основных  направлений  административной  реформы
является противодействие  коррупции.  Коррупционность  государственных
структур  и  должностных  лиц  препятствует  развитию государственного
управления, влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны
бизнес-сообщества  и  населения. Коррупция представляет собой реальную
угрозу нормальному  функционированию  публичной  власти,  верховенству
закона,   правам   человека  и  социальной  справедливости,  коррупция
подрывает  доверие  населения   к   власти,   существенно   затрудняет
экономическое развитие.

        II. Основные задачи в сфере противодействия коррупции в 2009  
                                 году    
                             
      При  реализации  мероприятий,  направленных  на  противодействие
коррупции,     государственные     органы     Удмуртской    Республики
руководствовались как федеральными правовыми актами, так  и  правовыми
актами Удмуртской Республики.
      Основными   задачами   деятельности   государственных    органов
Удмуртской   Республики  (далее  –  государственные  органы)  в  сфере
противодействия коррупции в 2009 году являлись:
      1)   создание системы противодействия коррупции  в  деятельности
государственных органов Удмуртской Республики;
      2)    повышение  эффективности  взаимодействия   государственных
органов и общества в сфере государственного управления;
      3)    формирование  антикоррупционного  общественного  сознания,
характеризующегося   нетерпимостью   лиц,  замещающих  государственные
должности Удмуртской Республики, государственных гражданских  служащих
Удмуртской   Республики,   граждан   и   организаций  к  коррупционным
действиям;
      4)      предупреждение    коррупционных     правонарушений     и
противодействие  условиям, порождающим коррупцию, в первую очередь при
разработке,  принятии   и   реализации   правовых   актов   Удмуртской
Республики;
      5)   содействие реализации прав граждан и организаций на  доступ
к  информации  о фактах коррупции и коррупционных факторах, а также на
их свободное освещение в средствах массовой информации.
      По  итогам  реализации  указанных  задач  в  2009   году   можно
констатировать,  что  в  целом  государственные  органы  справились  с
поставленными задачами.

 III. Основные направления деятельности государственных органов в
            сфере противодействия коррупции в 2009 году
        
      1. Меры по формированию правовой базы противодействия коррупции 
                в деятельности государственных органов                
      В 2007 – 2009 годах в Удмуртской  Республике  была  сформирована
правовая база, необходимая для осуществления государственными органами
мероприятий по профилактике и предупреждению коррупции.
      За 2007 – 2009 годы в Удмуртской Республике:
      1)   приняты и реализуются Закон Удмуртской Республики «О  мерах
по  противодействию коррупционным проявлениям в Удмуртской Республике»
и Программа противодействия коррупции в Удмуртской Республике на  2009
– 2010 годы;
      2)   приняты указы Президента Удмуртской Республики:
      «О   порядке   антикоррупционной   экспертизы   правовых   актов
Удмуртской Республики и их проектов»;
      «О  Перечне  должностей   государственной   гражданской   службы
Удмуртской  Республики,  при  назначении  на  которые  граждане  и при
замещении  которых  государственные  гражданские  служащие  Удмуртской
Республики обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе
и  обязательствах  имущественного  характера,  а  также   сведения   о
доходах,  об имуществе и обязательствах имущественного характера своих
супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;
      «О  Порядке  размещения  сведений  о  доходах,  об  имуществе  и
обязательствах     имущественного     характера     лиц,    замещающих
государственные  должности  Удмуртской   Республики,   государственных
гражданских  служащих  Удмуртской  Республики  и  членов  их  семей на
официальных сайтах государственных  органов  Удмуртской  Республики  и
представления этих сведений общероссийским и республиканским средствам
массовой информации для опубликования»;
      «О порядке представления гражданином, претендующим на  замещение
должности  государственной  гражданской  службы Удмуртской Республики,
государственным гражданским служащим Удмуртской Республики сведений  о
своих  доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
и сведений о доходах, об  имуществе  и  обязательствах  имущественного
характера членов своей семьи»;
      «О порядке представления гражданином, претендующим на  замещение
государственной  должности  Удмуртской  Республики,  лицом, замещающим
государственную  должность  Удмуртской  Республики  сведений  о  своих
доходах,  об  имуществе  и  обязательствах  имущественного характера и
сведений о  доходах,  об  имуществе  и  обязательствах  имущественного
характера членов своей семьи».
      В целях приведения законодательных актов Удмуртской Республики в
соответствие    с    федеральным    законодательством   Администрацией
Президента и Правительства Удмуртской  Республики  в  2009  году  были
подготовлены   и   Президентом   Удмуртской   Республики   внесены  на
рассмотрение Государственного  Совета  Удмуртской  Республики  проекты
законов Удмуртской Республики:
      «О внесении изменений в отдельные законы  Удмуртской  Республики
по вопросу представления лицами, замещающими государственные должности
Удмуртской  Республики,  и  государственными  гражданскими   служащими
Удмуртской  Республики  сведений  о  своих  доходах,  об  имуществе  и
обязательствах имущественного  характера  и  сведений  о  доходах,  об
имуществе  и  обязательствах  имущественного  характера  членов  своей
семьи»;
      «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О мерах  по
противодействию коррупционным проявлениям в Удмуртской Республике»;
      3)  распоряжением  Руководителя   Администрации   Президента   и
Правительства   Удмуртской   Республики   утвержден   Типовой  порядок
уведомления  представителя  нанимателя  о  фактах  обращения  в  целях
склонения    государственного    гражданского   служащего   Удмуртской
Республики к совершению  коррупционных  правонарушений  и  организации
проверки сведений, содержащихся в уведомлении. На основании указанного
Типового порядка государственные органы в течение 2009 года  утвердили
свои аналогичные акты.
      Безусловно, формирование правовой  базы  в  целях  осуществления
государственными органами мероприятий по профилактике и предупреждению
коррупции в дальнейшем будет продолжаться как в  связи  с  изменениями
федерального  законодательства,  так  и  с  учетом  иных  потребностей
государственных органов в рассматриваемой сфере.
      2.    Организационные    меры    по   формированию    механизмов   
противодействия  коррупции  в  деятельности государственных органов 
      В 2009 году  одной  из  главных  задач  государственных  органов
являлись   выработка   и   реализация   системы  организационных  мер,
направленных на обеспечение реализации мероприятий по  противодействию
коррупции во всех ее проявлениях, и координация их исполнения.
      Важнейшим  аспектом   совершенствования   деятельности   каждого
государственного  органа в данной сфере должны были стать разработка и
реализация планов (программ) государственных органов по  реализации  в
2009 году мероприятий Программы противодействия коррупции в Удмуртской
Республике  на  2009  –  2010  годы  с  указанием   должностных   лиц,
ответственных  за  их  реализацию,  разработка  и  утверждение перечня
коррупционно  опасных  должностей  в  каждом  государственном  органе,
который  должен  позволить  локализовать  и сконцентрировать усилия по
противодействию  коррупции  на  наиболее   приоритетных   направлениях
деятельности. Для формирования указанного перечня коррупционно опасных
должностей каждому государственному органу  необходимо  было  провести
анализ   должностных   обязанностей  лиц,  замещающих  государственные
должности  Удмуртской  Республики,   и   государственных   гражданских
служащих  Удмуртской  Республики, исполнение которых в наибольшей мере
подвержено риску коррупционных проявлений.
      В частности, исполнение  таких  должностных  обязанностей  может
быть  связано с непосредственным предоставлением государственных услуг
заявителям, а также иными непосредственными контактами с гражданами  и
организациями,  осуществлением  контрольных  и  надзорных мероприятий,
подготовкой и принятием решений о распределении бюджетных  средств,  а
также  распределением  ограниченного  ресурса, подготовкой и принятием
решений,   связанных   с   осуществлением   государственных   закупок,
подготовкой  и  принятием  решений  о  выдаче  лицензий  и разрешений,
осуществлением  регистрационных  действий,  подготовкой  и   принятием
решений  по  республиканским  целевым  программам и другим программам,
предусматривающим выделение бюджетных средств, подготовкой и принятием
решений,   связанных  с  назначениями  на  государственные  должности,
замещение которых связано с риском коррупционных проявлений.
      В целях реализации вышеуказанных мер  в  каждом  государственном
органе решением руководителя определены:
      1)      должностное   лицо,    ответственное    за    реализацию
антикоррупционной  политики  в  государственном органе, в том числе за
реализацию   мер,   направленных   на   предупреждение   коррупционных
проявлений;
      2)    должностное  лицо,  ответственное  за   взаимодействие   с
государственным органом по реализации антикоррупционной политики;
      В   государственных   органах   проведен   анализ    должностных
обязанностей  лиц,  замещающих  государственные  должности  Удмуртской
Республики,  и   государственных   гражданских   служащих   Удмуртской
Республики,  исполнение  которых  в  наибольшей  мере подвержено риску
коррупционных проявлений и утверждены:
      1)   План (программа) государственного органа  по  реализации  в
2009 году мероприятий Программы противодействия коррупции в Удмуртской
Республике на 2009 – 2010 годы;
      2)     Перечень    коррупционно    опасных    функций    (услуг)
государственного органа;
      3)   Перечень коррупционно опасных  должностей  государственного
органа.  В  Перечень  коррупционно опасных должностей государственного
органа,  в  первую  очередь,  включены  те  государственные  должности
Удмуртской  Республики  и должности государственной гражданской службы
Удмуртской Республики, исполнение должностных обязанностей по  которым
подвержено   риску  коррупционных  проявлений,  и  должности,  которые
связаны  с  непосредственным  предоставлением  государственных   услуг
заявителям.
      3.  Внедрение  антикоррупционных механизмов в  рамках реализации 
кадровой политики в Удмуртской Республике       
      Целью реализации мероприятий,  направленных  на  противодействие
коррупции  в рамках реализации кадровой политики, явилось установление
исключающей коррупцию системы подбора и расстановки  кадров,  введения
механизмов   урегулирования  конфликта  интересов  на  государственной
гражданской  службе   Удмуртской   Республики,   а   также   процедуры
предотвращения  и  устранения  нарушений  правил  служебного поведения
государственных гражданских служащих Удмуртской Республики.
      В рамках реализации данных мероприятий  в  2009  году  проведена
следующая работа.
      1.  В  течение  2009  года  создана   необходимая   правовая   и
организационная    база    для   представления   лицами,   замещающими
государственные должности Удмуртской  Республики,  и  государственными
гражданскими  служащими  Удмуртской  Республики  сведений  о доходах и
имуществе, принадлежащем им на праве собственности, а также о доходах,
об  имуществе  и  обязательствах  имущественного  характера  членов их
семей в соответствии с новым изменившимся порядком. Указанный  порядок
в   деятельности   всех  государственных  органов  в  настоящее  время
применяется  в  полном  объеме.  Представленные  лицами,   замещающими
государственные  должности  Удмуртской  Республики  и государственными
гражданскими служащими Удмуртской Республики сведения о своих доходах,
об  имуществе  и  обязательствах имущественного характера и сведения о
доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов
своей  семьи  будут  размещены  на  официальный сайтах государственных
органов в срок до  15  мая  2010  года,  а  также  будут  по  запросам
представляться  общероссийским  и  республиканским  средствам массовой
информации для опубликования.
      В  2009   году   в   установленном   законодательством   порядке
государственными  органами была проведена проверка сведений о доходах,
имуществе и обязательствах  имущественного  характера  государственных
гражданских  служащих  Удмуртской  Республики,  представленных за 2008
год.  В  результате  проверки  были  установлены  факты  представления
отдельными    государственными   гражданскими   служащими   Удмуртской
Республики недостоверных  сведений.  В  ряде  государственных  органов
Удмуртской  Республики  в  результате  проверок  сведений  о  доходах,
имуществе и обязательствах имущественного характера  было  выявлено  4
факта представления отдельными государственными гражданскими служащими
Удмуртской Республики недостоверных сведений о своем  имуществе  (в  3
случаях  не указаны транспортные средства, находящиеся в собственности
гражданина, в 1 случае – участие в  составе  учредителей  коммерческой
организации).    Государственные   гражданские   служащие   Удмуртской
Республики, виновные  в  представлении  недостоверных  сведений,  были
привлечены к дисциплинарной ответственности.
      В ходе организации и проведения работы по проверке достоверности
сведений    о   своих   доходах,   об   имуществе   и   обязательствах
имущественного  характера  и  сведения  о  доходах,  об  имуществе   и
обязательствах    имущественного   характера   членов   своей   семьи,
представленных   лицами,   замещающими    государственные    должности
Удмуртской   Республики   и  государственными  гражданскими  служащими
Удмуртской Республики, выявлена следующая проблема.
      В  настоящее  время   Федеральный   закон   «О   противодействии
коррупции»,  а  также Федеральный закон «О государственной гражданской
службе Российской Федерации»  возлагают  на  государственных  служащих
обязанность  представлять  сведения  о своих доходах и об имуществе, а
соответствующие государственные  органы  в  лице  их  руководителей  и
кадровых  служб  обязаны  указанные сведения проверять. Декларирование
государственными служащими своих доходов и имущества является одним из
основных   антикоррупционных   механизмов  в  системе  государственной
службы.
      В то же время действующее законодательство Российской  Федерации
не   позволяет   руководителям   и  кадровым  службам  соответствующих
государственных органов эффективно проверять достоверность  и  полноту
представленных  служащими  сведений,  так  как не содержит обязанность
государственных   органов,   органов   местного    самоуправления    и
организаций,  в  том  числе  банковских  и иных кредитных организаций,
представлять  представителю  нанимателя  (руководителю   органа)   или
уполномоченному  ему  лицу  сведения  (информацию)  об имеющихся у них
данных  о  доходах,  об  имуществе  и  обязательствах   имущественного
характера  государственного  или муниципального служащего, его супруги
(супруга) и несовершеннолетних детей.  В  связи  с  данной   ситуацией
проверить  достоверность и полноту представленных  служащими  сведений
в  большинстве  случаев просто  не представляется возможным.
      2.     Кадровыми  службами  государственных  органов  проводится
анализ   уведомлений   и   соответствующих  договоров  государственных
гражданских  служащих   Удмуртской   Республики,   занимающихся   иной
оплачиваемой  деятельностью,  на  наличие  (отсутствие)  и возможность
возникновения конфликта интересов. В целом государственные гражданские
служащие  Удмуртской  Республики соблюдают требования законодательства
о    необходимости    предварительного    уведомления    руководителей
соответствующего  государственного  органа о занятии иной оплачиваемой
деятельностью, не влекущей возникновения конфликта интересов.  Тем  не
менее,   за   рассматриваемый  период  выявлен  1  факт  осуществления
государственным  гражданским  служащим  Удмуртской   Республики   иной
оплачиваемой  работы  без  предварительного  уведомления представителя
нанимателя. По итогам проведения служебной проверки указанный служащий
был привлечен к дисциплинарной ответственности.
      3.    В  целях  соблюдения  требований  к  служебному  поведению
гражданских   служащих  и  предотвращения  конфликта  интересов  в  35
государственных органах созданы и  действуют  комиссии  по  соблюдению
требований    к    служебному   поведению   гражданских   служащих   и
урегулированию конфликтов интересов. Комиссии по соблюдению требований
к   служебному   поведению   гражданских   служащих  и  урегулированию
конфликтов  интересов   осуществляют   свою   деятельность   по   мере
поступления  соответствующих  сообщений  о  нарушении государственными
гражданскими служащим Удмуртской Республики требований   к  служебному
поведению  гражданских  служащих  и  (или) совершения государственными
гражданскими  служащими   Удмуртской   Республики   деяний,   влекущих
возникновение  конфликта интересов. В течение 2009 года было проведено
2 заседания указанных комиссий, на одном из них был рассмотрен  вопрос
о нарушении государственным гражданским служащим Удмуртской Республики
запретов, связанных с государственной гражданской службой,  по  итогам
которого   указанный   служащий   был   привлечен   к   дисциплинарной
ответственности.
      В  целях  обеспечения  деятельности   комиссии   по   соблюдению
требований    к    служебному   поведению   гражданских   служащих   и
урегулированию конфликтов интересов, а также  обеспечения  возможности
сообщения    в   государственные   органы   информации   о   нарушении
государственными   гражданскими   служащими   Удмуртской    Республики
требований   к  служебному  поведению  гражданских  служащих  и  (или)
совершения   государственными   гражданскими   служащими    Удмуртской
Республики деяний, влекущих возникновение конфликта интересов, а также
фактах совершения коррупционных  деяний  со  стороны  лиц,  замещающих
государственные  должности  Удмуртской  Республики,  и государственных
гражданских служащих Удмуртской Республики на  сайтах  государственных
органов  Удмуртской  Республики,  а  также на информационных стендах в
помещениях государственных органов размещена информация о комиссиях по
соблюдению   требований   к   служебному   поведению   государственных
гражданских служащих Удмуртской Республики и урегулированию  конфликта
интересов.
      4. В государственных органах организованы рассмотрение и  анализ
обращений граждан и организаций на предмет наличия информации о фактах
совершения   коррупционных   деяний   со   стороны   лиц,   замещающих
государственные  должности  Удмуртской  Республики  и  государственных
гражданских служащих Удмуртской Республики.  В  2009  году  обращений,
содержащих   информацию  о  совершении  коррупционных  деяний  лицами,
замещающими  государственные   должности   Удмуртской   Республики   и
государственными   гражданскими   служащими  Удмуртской  Республики  в
государственные органы не поступало.
      5.  Администрацией   Президента   и   Правительства   Удмуртской
Республики,  как  государственным органом, ответственным за реализацию
антикоррупционной  политики   в   Удмуртской   Республике,   в   целях
недопущения   нарушения   Федерального   закона   «О   государственной
гражданской службе Российской Федерации» подготовлены и направлены  во
все   государственные  органы  Удмуртской  Республики  разъяснения  по
вопросу  получения  лицами,  замещающими   государственные   должности
Удмуртской   Республики,  и  государственными  гражданскими  служащими
Удмуртской Республики подарков и иных вознаграждений от  физических  и
юридических лиц.
      Эффективное противодействие коррупции в государственных  органах
невозможно   без   совершенствования   системы   внутреннего  контроля
деятельности должностных  лиц  государственных  органов.  В  настоящее
время    рассматривается    вопрос    о   внедрении   в   деятельность
государственных органов следующих механизмов:
      1)   создание  в  государственных  органах  собственной  системы
внутреннего  контроля,  основанной  на  внедрении  открытых  и гласных
процедур  при  осуществлении  действий,  связанных   с   потенциальной
возможностью   совершения   коррупционных   правонарушений,  выработке
механизмов  параллельной  и  перекрестной  взаимопроверки  документов,
создании  морально –  психологического климата, формирующего отношение
к фактам коррупции как явлению безнравственному,  не  совместимому  со
статусом государственного  гражданского служащего;
      2)   совершенствование механизма проведения  служебных  проверок
на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том
числе жалоб и обращений граждан и организаций, а  также  публикаций  в
средствах  массовой  информации.  С  этой целью должна быть продолжена
работа  по   повышению   эффективности   реализации   мероприятий   по
целенаправленному  сбору,  фиксации  и детальному рассмотрению данных,
свидетельствующих о фактах коррупции.
      Отдельным направлением внутреннего контроля должна стать система
постоянного  мониторинга  имущественного  положения должностных лиц, в
том числе на основе выборочного анализа представленных ими сведений  о
своих  доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а
также  о  доходах,  об  имуществе  и   обязательствах   имущественного
характера  членов их семей, а также организация анализа стиля и образа
жизни тех должностных лиц, в отношении которых имеются жалобы  граждан
и  организаций, негативные публикации в средствах массовой информации.
В то же время указанная работа не может целенаправленно  и  эффективно
проводиться  без  совершенствования законодательства в данной сфере. В
настоящее  время  федеральное  законодательство   не   предусматривает
возможность  соотнесения  (мониторинга)  полученных  должностным лицом
доходов и имеющегося  у  него  имущества,  а  также  расходов  данного
должностного  лица.  Введение  такого  мониторинга  самостоятельно  на
уровне субъекта Российской Федерации не представляется возможным,  так
как  сопряжено  с  определенными  ограничениями прав и свобод граждан,
введение  которых  возможно  только  в  соответствии  с    федеральным
законом.   В   то   же  время  при  поддержке  необходимости  введения
мониторинга  имущественного  положения  должностных  лиц  со   стороны
Президента  Удмуртской Республики и Государственного Совета Удмуртской
Республики возможна разработка  и  внесение  государственным  органом,
ответственным  за  реализацию  антикоррупционной политики в Удмуртской
Республике,    соответствующей    законодательной     инициативы     в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
      4. Организация и проведение антикоррупционной экспертизы    
правовых актов Удмуртской Республики и их проектов          
      Противодействие коррупции,  помимо  организационных  и  кадровых
мероприятий,  должно  включать в себя мероприятия по совершенствованию
качества  правотворческой  деятельности,  в  частности   и   правового
регулирования  в  целом,  путем  исключения  из  правовых  актов норм,
порождающих коррупцию и создающих условия для совершения коррупционных
деяний,  а  также недопущения включения в проекты правовых актов таких
норм.
      В рамках указанной деятельности необходимо нормативно ограничить
возможность   принятия   управленческих  решений  по  усмотрению  лиц,
замещающих  государственные   должности   Удмуртской   Республики,   и
государственных    гражданских    служащих    Удмуртской   Республики.
Одновременно необходимо исключить  возможность  появления  в  правовом
акте  норм,  усложняющих (прямо или косвенно) управленческий процесс и
формирующих тем самым питательную среду для проявлений коррупции.
      Решение данной задачи осуществлялось  государственными  органами
путем   проведения   антикоррупционной   экспертизы   правовых   актов
Удмуртской  Республики  и  их  проектов,  вносимых   на   рассмотрение
государственных органов.
      В целях организации проведения  антикоррупционной  экспертизы  и
реализации  Закона  Удмуртской  Республики «О мерах по противодействию
коррупционным  проявлениям  в  Удмуртской  Республике»   и   Программы
противодействия  коррупции в Удмуртской Республике на 2009 – 2010 годы
был принят Указ Президента Удмуртской Республики от 16 марта 2009 года
N   48     «О  порядке  антикоррупционной  экспертизы  правовых  актов
Удмуртской  Республики    и     их    проектов».      В     дальнейшем
обязанность     проведения  антикоррупционной  экспертизы  также  была
закреплена  Федеральным  законом  «Об   антикоррупционной   экспертизе
нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
      Следует  отметить,   что   государственные   органы   по-разному
относятся к организации и проведению антикоррупционной экспертизы.
      В   соответствии   с   Порядком   проведения   антикоррупционной
экспертизы   правовых  актов  Удмуртской  Республики  и  их  проектов,
утвержденным вышеназванным Указом  Президента  Удмуртской  Республики,
обязательной   экспертизе   подлежат  правовые  акты,  устанавливающие
контрольно-надзорные,  распорядительные,   разрешительные   полномочия
государственных  органов  Удмуртской Республики, а также полномочия по
оказанию  государственных  услуг  гражданам  и  организациям,  включая
порядок и сроки реализации вышеуказанных полномочий.
      В основном государственные органы осуществляют антикоррупционную
экспертизу в рамках указанных положений.
      В то же время,  отдельные  государственные  органы  осуществляют
антикоррупционную  экспертизу  всех  принимаемых ими проектов правовых
актов. Например, Министерством торговли  и  бытовых  услуг  Удмуртской
Республики проведена экспертиза 346 правовых актов, комитетом по делам
архивов при Правительстве Удмуртской Республики – 58.
      Выявленные  коррупциогенные  факторы  устраняются   из   текстов
проектов правовых актов Удмуртской Республики, за исключением случаев,
когда  их  наличие  в  правовых  актах  вызвано  наличием  аналогичных
факторов  в  правовых  актах  Российской Федерации, в целях реализации
которых приняты  вышеуказанные  правовые  акты  Удмуртской  Республики
(фактор навязанной коррупциогенности).
      При  проведении  антикоррупционной  экспертизы  правовых   актов
Удмуртской Республики и их проектов были выявлены следующие проблемы.
      В    связи     с     вступлением     в     силу     Федерального
закона     «Об  антикоррупционной   экспертизе   нормативных  правовых
актов  и  проектов нормативных правовых актов» органы  государственной
власти   должны  осуществлять  антикоррупционную  экспертизу  согласно
Методике проведения экспертизы проектов нормативных правовых  актов  и
иных  документов  в  целях  выявления  в них положений, способствующих
созданию условий для проявления коррупции, утвержденной Правительством
Российской  Федерации.  В  то  же  время  указанная Методика носит, по
сути, рамочный характер,  приведенное  в  ней  описание  коррупционных
факторов  довольно  условно  и  позволяет  разным экспертам при прочих
равных условиях делать различные выводы о наличии или отсутствии  того
или  иного фактора, а также делать различные описания одного и того же
коррупционного фактора  (например,  в  указанной  Методике  содержится
всего 11 коррупциогенных факторов, в то время как в Порядке проведения
антикоррупционной экспертизы правовых актов  Удмуртской  Республики  и
их  проектов,  утвержденном Указом Президента Удмуртской Республики, –
22 таких фактора).
      Кроме  того,  в  рамках   организации   работы   по   проведению
антикоррупционной  экспертизы  требует своего разрешения вопрос о том,
кто  вправе  поставить  окончательную  точку  в  споре  о  наличии   и
отсутствии  коррупционного  фактора  в  тексте правового акта (проекте
правового  акта).  В  настоящее  время  антикоррупционную   экспертизу
правого  акта  субъекта  могут  проводить  органы  прокуратуры, органы
Министерства  юстиции  Российской  Федерации  и  сами  государственные
органы  субъекта  Российской  Федерации,  при  этом  позиции указанных
органов могут быть различными. В то же  время  действенного  механизма
разрешения  такой  спорной  ситуации  в настоящее время нет - судебные
органы  наделены  соответствующими  полномочиями  только  в  отношении
установления   факта   несоответствия   акта  правовому  акту  большей
юридической силы, но не в отношении установления наличия  (отсутствия)
в правовом акте коррупционных факторов.
      В  2009  году  антикоррупционная   экспертиза   правовых   актов
Удмуртской  Республики  и  их  проектов  в большинстве государственных
органов  только   начала     реализовываться,      в     2010     году
указанную      работу      необходимо   продолжить   и   повысить   ее
эффективность.
      В целях реализации указанной задачи в первую очередь необходимо:
      1)     подготовить   для   соответствующих    должностных    лиц
рекомендации по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов
Удмуртской Республики и их проектов;
      2)     добиться   обязательного   проведения   и    рассмотрения
результатов   проведения   антикоррупционной   экспертизы   на  стадии
разработки проектов правовых актов;
      3)   обучить как можно большее число  государственных  служащих,
участвующих   в   разработке   правовых   актов,   навыкам  проведения
антикоррупционной экспертизы;
      4)   организовать и осуществлять, в  том  числе  с  привлечением
общественности,  постоянный мониторинг реализации действующих правовых
актов  Удмуртской  Республики  в  целях  выявления  в  их   положениях
коррупциогенных    факторов    и    иных   положений,   способствующих
возникновению коррупционных проявлений.
       5. Формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции. 
   Установление обратной связи с получателями государственных услуг   
      В  государственных  органах  в  2009  году   было   организовано
проведение  семинаров  и учебных занятий, направленных на формирование
нетерпимого  отношения  к  проявлениям  коррупции  со   стороны   лиц,
замещающих   государственные   должности   Удмуртской   Республики,  и
государственных гражданских служащих Удмуртской Республики, граждан  и
организаций.  Основная  задача  таких  занятий  –  формирование у лиц,
замещающих  государственные   должности   Удмуртской   Республики,   и
государственных  гражданских  служащих Удмуртской Республики осознания
важности и ответственности государственной службы как  формы  служения
обществу  и государству, разъяснение лицам, замещающим государственные
должности  Удмуртской  Республики,   и   государственным   гражданским
служащим    Удмуртской    Республики   вопросов   ответственности   за
коррупционные   правонарушения,   основных   положений    федерального
законодательства,  а  также  законодательства Удмуртской Республики по
противодействию коррупции, ситуаций конфликта интересов  и  механизмов
его  преодоления,  формирование  ясного  представления  о  действиях и
проявлениях  в  деятельности  должностных  лиц,  рассматриваемых   как
коррупционные.
      В рамках организации и проведения антикоррупционного образования
в  учебные планы курсов профессиональной подготовки и профессиональной
переподготовки государственных гражданских служащих, курсов  повышения
квалификации   государственных  гражданских  служащих,  обучившихся  в
филиале ФГОУ ВПО «Уральская  академия  государственной  службы»  в  г.
Ижевске,  включены  вопросы  антикоррупционной  тематики.  В 2009 году
количество государственных служащих Удмуртской  Республики,  прошедших
обучение по данному направлению, составило 566 человек.
      Перед государственными органами поставлена и выполняется  задача
по   обеспечению   информирования   своих  сотрудников  о  результатах
проведенных служебных проверок, обстоятельствах совершения  выявленных
коррупционных   деяний  и  принятых  мерах  по  отношению  к  виновным
должностным лицам, а также отражению в средствах  массовой  информации
фактов    привлечения    к    ответственности   должностных   лиц   за
правонарушения, связанные с использованием служебного положения.
      В  государственных  органах  Удмуртской  Республики  организован
мониторинг  и  анализ  публикаций  в  средствах массовой информации, а
также обращений граждан и организаций на предмет наличия информации  о
фактах  совершения  коррупционных  деяний  со  стороны лиц, замещающих
государственные должности  Удмуртской  Республики,  и  государственных
гражданских  служащих  Удмуртской  Республики,  а  также  организована
проверка таких фактов. В 2009 году таких обращений  в  государственные
органы не поступало и таких публикаций в средствах массовой информации
выявлено не было.
      В 2009 году в государственных органах обеспечивалось  соблюдение
правил   приема   граждан   руководителями   государственных   органов
Удмуртской  Республики.  Например,  с  целью  доведения   до   граждан
информации о принимаемых государственными органами решениях, выявления
волнующих население проблем и их решения,  в  том  числе  по  вопросам
противодействия  коррупции  в  деятельности государственных органов, в
соответствии с распоряжением Президента Удмуртской  Республики  от  22
апреля  2009  года  N  78-РП  «О  мерах  по обеспечению личного приема
граждан и организации встреч  с  трудовыми  коллективами  должностными
лицами   исполнительных   органов  государственной  власти  Удмуртской
Республики»  в  2009  году   руководителями   исполнительных   органов
государственной  власти  Удмуртской Республики утверждены перечни лиц,
уполномоченных  на  проведение  личного  приема  граждан,   обеспечено
проведение    личного    приема   граждан   руководителями   и   иными
уполномоченными на прием лицами исполнительных органов государственной
власти  Удмуртской  Республики,  обеспечено  информирование граждан, в
том числе через средства массовой информации, о времени, дате и  месте
приема    по   согласованию   с   органами   местного   самоуправления
соответствующих  муниципальных  образований  организовано   проведение
выездных  приемов  в  муниципальных образованиях и встречи с трудовыми
коллективами организаций.
      В дальнейшем в целях повышения эффективности  обратной  связи  с
получателями   государственных  услуг  государственные  органы  должны
разработать комплекс  мероприятий,  обеспечивающих  заинтересованность
граждан    и    организаций    в    информировании    государственного
органа   о выявлении фактов коррупции со стороны его должностных лиц и
привлечении указанных должностных лиц к ответственности.
             IV. Основные итоги реализации мероприятий в сфере        
                противодействия коррупции в 2009 году                 
      Реализация в 2009 году  государственными  органами  мероприятий,
направленных на противодействие коррупции позволила:
      1)   создать организационную основу противодействия коррупции  в
деятельности государственных органов;
      2)   сформировать нормативную базу противодействия коррупции;
      3)    осуществить   анализ   функций   (услуг),   осуществляемых
(предоставляемых) государственными органами и формирование для каждого
государственного органа Перечня коррупционно опасных  функций  (услуг)
и Перечня коррупционно опасных должностей;
      4)    организовать  и  осуществить  мониторинг  отклонения   цен
заключения   договоров  (контрактов)  от  среднерыночного  уровня  при
осуществлении  государственных  закупок   для   государственных   нужд
Удмуртской Республики;
      5)   ввести в практику работы всех государственных органов и  их
должностных лиц антикоррупционную экспертизу правовых актов Удмуртской
Республики и их проектов.
      В 2010 году указанную  работу  необходимо  продолжить  с  учетом
положений и задач, отраженных в национальной стратегии противодействия
коррупции и национальном плане противодействия  коррупции  на  2010  –
2011  годы,  которые утверждены Указом Президента Российской Федерации
от 13 апреля 2010 года N 460.
      При этом должны быть достигнуты такие цели, как:
      1)  повышение  эффективности   государственного   управления   и
качества и доступности государственных услуг;
      2)   укрепление доверия населения к государству, к  деятельности
государственных  органов  Удмуртской  Республики,  повышения  уважения
граждан   к   государственной    гражданской    службе    и    статусу
государственного гражданского служащего;
      3)    уменьшение  издержек  бизнес-сообщества   на   преодоление
административных барьеров;
      4)       снижение    уровня    коррупции    при    осуществлении
государственными органами своих полномочий, в том числе снижения числа
злоупотреблений  при  осуществлении   полномочий   со   стороны   лиц,
замещающих   государственные   должности   Удмуртской   Республики,  и
государственных гражданских  служащих Удмуртской Республики,  а  также
со  стороны  иных  лиц  и  организаций, осуществляющих государственные
полномочия;
      5)   формирование мониторинга реализации  мер,  направленных  на
противодействие  коррупции  в соответствии с показателями, отражающими
долю граждан и организаций, сталкивающихся с проявлением  коррупции  в
деятельности  государственных  органов  Удмуртской  Республики,  в том
числе официально обратившихся с жалобами и заявлениями  на  проявления
коррупции    в   деятельности   государственных   органов   Удмуртской
Республики;
      6)   определение объема выявленных коррупционных  рынков,  объем
посреднических   рынков   при   предоставлении  государственных  услуг
государственными   органами   Удмуртской    Республики    и    уровень
удовлетворенности  заявителей качеством и доступностью государственных
услуг.

Информация по документу
Читайте также