Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.10.1999 № 736

                            Постановление
Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 октября 1999 г. N 736
  "О создании объединенных дежурно-диспетчерских служб в городах
                       Республики Татарстан"
  
      В  целях  дальнейшего  повышения  оперативности,   эффективности
действий   существующих  оперативно-дежурных  и  дежурно-диспетчерских
служб  при  угрозе  и  возникновении  аварий,  катастроф  и  стихийных
бедствий,  снижения  затрат  на  их  содержание,  уменьшения возможных
негативных последствий и ущерба от  чрезвычайных  ситуаций  в  городах
Республики   Татарстан,   дальнейшего  совершенствования  деятельности
территориальной подсистемы предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций,  а  также  во  исполнение поручения Правительства Российской
Федерации от 16 июля 1998 г. N БН-П4-20705 по вопросу создания  единых
дежурно-диспетчерских  служб  в  городах  Российской Федерации Кабинет
Министров Республики Татарстан постановляет:
      1. Принять предложение Министерства по делам гражданской обороны
и  чрезвычайным  ситуациям  Республики  Татарстан о поэтапном создании
объединенных дежурно-диспетчерских служб в городах Казани,  Набережные
Челны,  Нижнекамске,  Альметьевске, Бугульме, Лениногорске, Чистополе,
Зеленодольске на  базе  управлений  по  делам  гражданской  обороны  и
чрезвычайным  ситуациям  городов  Республики  Татарстан  с сохранением
существующего    порядка    работы    с     населением     действующих
дежурно-диспетчерских  служб  "01",  "02",  "03", "04", дежурных служб
объектов инфраструктуры.
      2.  Утвердить  прилагаемую   Концепцию   создания   объединенных
дежурно-диспетчерских служб в городах Республики Татарстан.
      3.  Рекомендовать  органам   местного   самоуправления   Казани,
Набережные  Челны,  Нижнекамска, Альметьевска, Бугульмы, Лениногорска,
Чистополя, Зеленодольска:
      разработать    и    утвердить    положения    об    объединенной
дежурно-диспетчерской  службе города, инструкции об обмене информацией
с объединенной дежурно-диспетчерской службой города,  перечень  сил  и
средств  постоянной  готовности,  привлекаемых  для  предупреждения  и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, и другие документы с учетом  местных
особенностей имеющейся инфраструктуры;
      предусмотреть  в  своих  бюджетах  ассигнования  на  создание  и
функционирование объединенных дежурно-диспетчерских служб.
      4. Министерству по  делам  гражданской  обороны  и  чрезвычайным
ситуациям  Республики  Татарстан  совместно с Министерством внутренних
дел Республики  Татарстан,  Министерством  здравоохранения  Республики
Татарстан,  Министерством  связи  Республики  Татарстан, Министерством
финансов   Республики   Татарстан,   Министерством   строительства   и
жилищно-коммунального  хозяйства  Республики  Татарстан  до 20 декабря
1999 года:
      внести в Кабинет Министров Республики  Татарстан  предложения  о
порядке  создания  и  источниках финансирования разработки и внедрения
объединенных  дежурно-диспетчерских   служб   в   городах   Республики
Татарстан,   возможности   установления   единого  телефонного  номера
сокращенного набора для  объединенных  дежурно-диспетчерских  служб  в
городах республики;
      разработать  программу   создания   и   внедрения   объединенной
дежурно-диспетчерской  службы  в  категорированных  городах Республики
Татарстан.
      5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
министра   по  делам  гражданской  обороны  и  чрезвычайным  ситуациям
Республики Татарстан Власова В.А.

Премьер-министр
Республики Татарстан                                    Р.Н.Минниханов

Заместитель Премьер-министра Республики
Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан                            И.Б.Фаттахов


Концепция создания объединенных дежурно-диспетчерских служб в городах 
 Республики Татарстан (утверждена постановлением КМ РТ от 29 октября  
                            1999 г. N 736)                            

    Определения, обозначения и сокращения, применяемые в Концепции    
создания объединенных дежурно-диспетчерских служб в городах Республики
  Татарстан согласно Государственному стандарту Российской Федерации  
                           ГОСТ Р 22.7.1-99                           

      В  настоящем   документе   применяются   следующие   термины   с
соответствующими определениями:
      объединенная дежурно-диспетчерская служба города  (ОДДС):  орган
повседневного  управления  городской подсистемы единой государственной
системы   предупреждения   и   ликвидации    чрезвычайных    ситуаций,
предназначенный  для  координации  действий  дежурных  и диспетчерских
(далее - дежурно-диспетчерских)  служб  города,  в  первую  очередь  -
имеющих  силы  и  средства  постоянной  готовности  к  реагированию на
возникающие чрезвычайные  ситуации:  экстренного  вызова  служб  "01",
"02",     "03"    и    "04",    служб    топливно-энергетического    и
жилищно-коммунального хозяйства, потенциально опасных объектов;
      объединенная  система  оперативно-диспетчерского  управления   в
чрезвычайных ситуациях (ОСОДУ): организационно-техническое объединение
ОДДС и взаимодействующих с ней городских дежурно-диспетчерских служб;
      пункт управления ОДДС (ПУ ОДДС): помещения, предназначенные  для
работы  дежурно-диспетчерского  персонала  и  оснащенные  необходимыми
техническими средствами управления, связи и оповещения;
      узел   связи   ОДДС   (УС   ОДДС):    организационно-техническое
объединение  средств  проводной  и  радиосвязи,  обеспечивающих  обмен
аудио- и видеоинформацией, передачу данных, а также команд и  сигналов
оповещения;
      центр  оповещения  ОДДС  (ЦО  ОДДС):  организационно-техническое
объединение специальных технических средств оповещения и персонального
вызова (пейджинга);
      комплекс    средств    автоматизации    ОДДС     (КСА     ОДДС):
организационно-техническое  объединение программно-технических средств
автоматизации управления, включающих в себя средства передачи,  ввода,
хранения, обработки и выдачи необходимых данных;
      автоматизированная  система   ОДДС   (АС   ОДДС):   совокупность
взаимосвязанных  систем  и  средств  связи, оповещения и автоматизации
управления,  обеспечивающих   автоматизированное   выполнение   задач,
возложенных на ОДДС.
      В тексте  данного  документа  приняты  следующие  обозначения  и
сокращения:
      Министерство  по  делам  гражданской  обороны   и   чрезвычайным
ситуациям Республики Татарстан (МЧС РТ);
      Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
города (УГОЧС города);
      чрезвычайная ситуация (ЧС);
      дежурно-диспетчерская служба (ДДС);
      единая государственная система предупреждения  и  ликвидации  ЧС
(РСЧС).

                              Содержание                              

      1. Цель создания ОДДС в городе
      1.1. Общие положения
      1.2. Назначение и объективная необходимость создания ОДДС города

      1.3. Основные задачи, ответственность и права ОДДС города
      2. Состав, порядок функционирования и создания ОДДС города
      2.1. Состав объединенной дежурно-диспетчерской службы города
      2.2. Функционирование ОДДС города
      2.3. Порядок создания ОДДС города
      2.3.1. Основные направления и этапы создания ОДДС города
      2.3.2. Порядок комплектования и подготовки кадров
      2.3.3. Организация несения дежурства
      3.  Обеспечение  создания  и  функционирования  ОДДС  в  городах
Республики Татарстан
      3.1. Нормативно-правовое обеспечение
      3.2. Нормативно-техническое обеспечение
      3.3. Финансовое обеспечение создания ОДДС в  городах  Республики
Татарстан


                    1. Цель создания ОДДС в городе                    

                         1.1. Общие положения                         

      1. В условиях принятия в Российской Федерации законов "О  защите
населения   и   территорий   от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и
техногенного  характера",  "О  безопасности",  "Об  охране  окружающей
природной  среды",  нормативно-правовых  актов Республики Татарстан по
предупреждению и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  определено,  что
главным  объектом  обеспечения  безопасности  рассматривается  сегодня
человек,  а  субъектом   -   государство.   Обеспечение   безопасности
(защищенности)  человека  заключается  в  ограничении или снятии угроз
безопасности,  т.е.  совокупности  условий   и   факторов,   создающих
опасность  жизненно важным интересам личности, и в первую очередь - ее
жизни и здоровью.
      2. Характерной особенностью городов является  большая  плотность
проживающего   населения,   концентрация   культурных  и  материальных
ценностей,  наличие  значительного  количества  потенциально   опасных
объектов.  Это  определяет высокую вероятность возникновения и тяжесть
возможных последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС), повышенную опасность
для жизни и здоровья городского населения.
      3. Предупреждение и ликвидация ЧС являются актуальными  задачами
органов   местного   самоуправления  и  существующих  городских  служб
(управления по делам гражданской  обороны  и  чрезвычайным  ситуациям,
государственной противопожарной службы, экстренной медицинской помощи,
служб  коммунального  хозяйства,  милиции,  государственной  инспекции
безопасности  дорожного  движения  и  др.)  и требуют, как правило, их
совместных действий.

   1.2. Назначение и объективная необходимость создания ОДДС города   

      4. В настоящее время при угрозе или ликвидации  ЧС  важную  роль
играют  дежурные  и диспетчерские органы вышеназванных городских служб
(далее  -  дежурно-диспетчерские  службы),  находящиеся  в  постоянной
готовности  к  действиям  и  уполномоченные  принимать соответствующие
решения для проведения необходимых экстренных мер.
      На многих объектах экономики и социальной  инфраструктуры  также
организовано круглосуточное дежурство.
      Однако   существующие   дежурно-диспетчерские    службы    (ДДС)
организационно  и  технически  не  объединены  в масштабах города, что
затрудняет их согласованные действия при ЧС.
      Анализ  принимаемых  сообщений  дежурно-диспетчерскими  службами
города  показывает,  что  они  вынуждены  реагировать на те обращения,
которые не свойственны профилю деятельности службы (в  дежурные  части
МВД  Республики  Татарстан  поступает  до  20%  такой информации), как
следствие, возникает отрыв персонала от исполнения  своих  должностных
обязанностей, потеря оперативности в решении функциональных задач.
      5.    При    угрозе    или    возникновении     крупномасштабных
(территориальных  и местных) ЧС (1) руководство и координация работ по
их предупреждению и ликвидации возлагаются на  исполнительный  комитет
муниципального  образования  и  его  специального органа - комиссию по
чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (КЧС (2), в
которую  входят  представители  всех  необходимых  городских  служб  и
управление по  делам  гражданской  обороны  и  чрезвычайным  ситуациям
(ГОЧС).
      При угрозе или  возникновении  ЧС  эти  органы  не  в  состоянии
немедленно   приступить   к  выполнению  своих  функций,  так  как  на
приведение их в готовность требуется определенное  время.  Поэтому  на
начальном  этапе  ликвидации  угрозы ЧС или возникшей крупной ЧС очень
важна скоординированная деятельность  имеющихся  дежурно-диспетчерских
служб города.
      Во многих случаях и в локальных ЧС необходимо также обеспечивать
совместные   действия   городских  служб.  Однако  органы  управления,
координирующие их работу, в городах, как правило, отсутствуют.
      6. Объединенная дежурно-диспетчерская служба города представляет
собой    штатное    подразделение    городского    управления    ГОЧС,
предназначенное для координации действий  дежурно-диспетчерских  служб
городского  подчинения  (в  первую  очередь  - имеющих силы и средства
быстрого реагирования на ЧС по экстренному вызову  служб  "01",  "02",
"03", службы медицины катастроф, "04", жилищно-коммунального хозяйства
и  др.)  в  рамках  объединенной   системы   оперативно-диспетчерского
управления в ЧС (ОСОДУ) города.
      7.  Целью  создания  ОДДС   является   повышение   оперативности
реагирования   исполнительных   комитетов   муниципальных   районов  и
городских округов и служб  города  на  угрозу  или  возникновение  ЧС,
эффективности  взаимодействия  привлекаемых  сил  и средств постоянной
готовности,    слаженности    их    совместных    действий,     уровня
информированности  исполнительных  комитетов  муниципальных  районов и
городских округов и служб о подобных фактах и принятых по ним мерах.
      8. Практический опыт создания подобных городских служб в  других
странах  (например,  службы  "911"  в  США  и  Канаде,  службы "112" в
Западной Европе) показал их высокую эффективность.
      В результате  создания  ОДДС  возможные  негативные  последствия
чрезвычайных ситуаций в городе должны существенно снизиться.

      1.3. Основные задачи, ответственность и права ОДДС города       

      9. ОДДС города призвана решать следующие основные задачи:
      сбор (в том числе у  населения  и  систем  мониторинга),  оценка
достоверности   и  распространение  между  ДДС  информации  об  угрозе
возникновения или факте ЧС, требующих  совместных  действий  городских
служб;
      обработка и анализ данных об обстановке,  определение  масштабов
ЧС и состава дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых для экстренного
реагирования, их оповещение;
      представление докладов (донесений) о сложившейся обстановке в ЧС
и  действиях  по ее ликвидации в исполнительный комитет муниципального
района и городского округа и вышестоящие органы управления;
      оценка  обстановки  и  контроль  за  ней,  принятие  решений  об
экстренных   мерах   по   ликвидации   ЧС   (в   пределах  полномочий,
установленных  вышестоящими  органами),   доведение   задач   до   сил
постоянной  готовности,  контроль  за  их  выполнением  и  организация
взаимодействия;
      информирование    об     обстановке     и     принятых     мерах
дежурно-диспетчерских   служб,  входящих  в  ОСОДУ  и  привлекаемых  к
ликвидации ЧС, сил постоянной готовности,  а  также  взаимодействующих
ДДС;
      обобщение  информации  (за  сутки  дежурства)   о   произошедших
аварийных  и нештатных ситуациях, сбоев в работе городского хозяйства,
ходе работ по  их  ликвидации  и  представление  итоговых  докладов  в
исполнительный  комитет  муниципального  района  и городского округа и
вышестоящие органы управления.
      10. ОДДС  города  должна  функционировать  круглосуточно,  иметь
соответствующие  полномочия  и  после  получения  данных об угрозе или
возникновении ЧС немедленно приступать к экстренным  действиям  по  ее
предотвращению или ликвидации.
      11. ОДДС при угрозе или возникновении ЧС наряду  с  руководством
исполнительного  комитета  муниципального района и городского округа и
городских  служб  должна  нести  ответственность  за   своевременность
принятия  необходимых  экстренных  мер  по  защите  и  спасению людей,
материальных и культурных ценностей.
      12. ОДДС должна иметь право самостоятельно принимать решения  по
защите  и  спасению  людей (в рамках своих полномочий), если возникшая
обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий  с
руководством города и (или) городских служб.
      13. ОДДС города является вышестоящим органом для всех  остальных
ДДС  города  по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС, а
также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС.

      2. Состав, порядок функционировании и создания ОДДС города      

     2.1. Состав объединенной дежурно-диспетчерской службы города     

      14. Состав объединенных дежурно-диспетчерских служб определяется
решением  исполнительного  комитета муниципального района и городского
округа с обязательным включением в него служб "01", "02", "03", службы
медицины      катастроф,     "04",     дежурно-диспетчерских     служб
жилищно-эксплуатационных  органов,  водо-канализационного   хозяйства,
электро- и теплосетей, диспетчеров предприятий транспорта.
      15.  Объединенная  дежурно-диспетчерская  служба  города  должна
включать     в     себя     личный     состав,    пункт    управления,
информационно-аналитическую и мобильную группы и другие  подразделения
в  зависимости  от местных условий (вариант представлен в приложении N
2, размещение - по существующей схеме).
      Совокупность взаимосвязанных систем и средств связи,  оповещения
и  автоматизации управления составляет автоматизированную систему (АС)
ОДДС.
      16. АС ОДДС должна представлять собой  локальную  вычислительную
сеть  (ЛВС),  включающую в себя автоматизированные рабочие места (АРМ)
должностных лиц дежурной смены на базе персональных ЭВМ (ПЭВМ).
      АС   ОДДС   города   должна    быть    связана    с    городским
информационно-управляющим     центром    или    абонентским    пунктом
автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС (3).

                  2.2. Функционирование ОДДС города                   

      17.  Дежурно-диспетчерские  службы,  входящие   в   объединенную
систему  оперативно-диспетчерского  управления,  функционируют  в трех
режимах:   повседневной   деятельности,   повышенной   готовности    и
чрезвычайной ситуации.
      18. В  режиме  повседневной  деятельности  дежурно-диспетчерские
службы   несут  круглосуточное  дежурство  и  находятся  в  постоянной
готовности к экстренному  реагированию  на  возникающие  экстремальные
ситуации.   В   этом  режиме  осуществляется  постоянный  контроль  за
обстановкой в городе,  поддерживаются  в  готовности  к  использованию
программно-технические  средства,  обеспечивается  сбор,  обобщение  и
анализ информации о возникающих аварийных  и  нештатных  ситуациях  за
сутки    дежурства,    представляются   соответствующие   доклады   по
подчиненности,  готовятся  и  корректируются  оперативные   планы   по
реагированию дежурно-диспетчерской службы на чрезвычайные ситуации.
      В   режиме   повседневной   деятельности   в   Единой    системе
оперативно-диспетчерского  управления  осуществляется  обмен следующей
информацией:
      обобщенными данными за сутки о возникших аварийных  и  нештатных
ситуациях,  сбоях  в  работе  городского  хозяйства,  принятых  мерах,
задействованных силах и средствах, ходе ликвидационных работ  и  мерах
по предупреждению ЧС;
      о наличии, состоянии и возможностях  сил  и  средств  постоянной
готовности.
      19.  Объединенная  дежурно-диспетчерская  служба  переводится  в
высшие  режимы  функционирования (повышенной готовности и чрезвычайной
ситуации),  когда  получен  прогноз  или  выявлен  факт  возникновения
чрезвычайной ситуации и требуются совместные действия городских служб,
входящих в объединенную систему оперативно-диспетчерского управления.
      20.  Порядок   перевода   в   высшие   режимы   функционирования
устанавливается   положением   об  объединенной  дежурно-диспетчерской
службе города. Порядок усиления  дежурных  смен  дежурно-диспетчерской
службы,  приведения  в готовность необходимых сил и средств постоянной
готовности  определяется  оперативным  планом  действий  для   каждого
возможного вида чрезвычайных ситуаций.
      21. Источниками информации для ОДДС могут быть:
      диспетчеры объектов инфраструктуры города;
      взаимодействующие ДДС городских служб "01", "02",  "03",  службы
медицины катастроф, "04";
      оперативные  дежурные  службы  (ОДС)  городских   районов   (для
г.Казани);
      диспетчерские службы потенциально опасных объектов;
      диспетчеры предприятий транспорта;
      население (в порядке личной инициативы);
      средства массовой информации.
      22. Прием первичной информации об угрозе или возникновении ЧС от
населения организуется в ОДДС, в ДДС городских служб.
      23. Информационное взаимодействие между ДДС, входящими в  ОСОДУ,
как  правило,  организуется  через  ОДДС.  При этом ОДДС от других ДДС
передается (принимается) информация обо  всех  аварийных  и  нештатных
ситуациях и сбоях а работе городского хозяйства.
      24.  Конкретный  состав   информационных   показателей,   формы,
критерии   и   порядок  их  представления  определяются  двусторонними
соглашениями об обмене информацией  между  ОДДС  и  взаимодействующими
ДДС.
      25. ОДДС анализирует и распространяет первичную информацию о  ЧС
между входящими в ОСОДУ ДДС.
      26. Вся информация, поступающая в  ОДДС,  анализируется  старшим
оперативным  дежурным  и  дежурной  сменой. В зависимости от масштаба,
характера принятых мер и высказанных предложений (просьб)  по  каждому
принятому  сообщению  принимаются  в установленном порядке необходимые
решения.
      27. ОДДС  обобщает  полученные  данные  об  обстановке,  готовит
рекомендации  по  совместным  действиям  ДДС  и доводит подготовленную
информацию до всех служб, привлекаемых к ликвидации ЧС или ее угрозы.

                  2.3. Порядок создания ОДДС города                   

       2.3.1. Основные направления и этапы создания ОДДС города       

      28.  Для  создания  ОДДС  города  необходимо  провести  комплекс
организационных   и  инженерно-технических  мероприятий  по  следующим
основным направлениям:
      определение  и  согласование  между   исполнительным   комитетом
муниципального  района  и городского округа и городскими службами цели
создания, задач, принципов построения и функционирования ОДДС, а также
состава  существующих дежурно-диспетчерских служб, взаимодействующих с
ОДДС;
      уточнение  городской  группировки  сил  и   средств   постоянной
готовности,    определение   и   согласование   основных   мероприятий
экстренного реагирования, выполнение которых должна организовать ОДДС;
      разработка порядка  информационного  обеспечения  ОДДС  во  всех
режимах ее функционирования;
      разработка     и     утверждение      необходимых      правовых,
организационно-методических   и   нормативно-технических   документов,
являющихся  основой  для  создания,  функционирования  и   дальнейшего
совершенствования ОДДС;
      совершенствование  существующих  систем   связи   и   оповещения
применительно к задачам и потребностям ОДДС;
      создание геоинформационной системы ОДДС и  ее  связь  с  другими
взаимодействующими системами.
      29. Основными этапами создания ОДДС являются:
      а) организационный, в течение которого решаются  организационные
вопросы построения, создания и функционирования ОДДС;
      6)  технический,  в  продолжение  которого   разрабатываются   и
внедряются программно-технические средства ОДДС города.
      30.   На   организационном   этапе    создания    ОДДС    города
разрабатываются следующие документы:
      положение об ОДДС города;
      инструкции по обмену информацией с ОДДС;
      план действий ОДДС при угрозе или возникновении ЧС;
      дополнения    и    изменения    в     действующие     инструкции
дежурно-диспетчерских служб (в части их взаимодействия с ОДДС);
      техническое задание (ТЗ) на создание автоматизированной  системы
(АС) ОДДС;
      другие регламентирующие документы (при необходимости);
      перечень сил и средств постоянной готовности,  привлекаемых  для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
      31. Технический этап создания ОДДС должен завершиться  вводом  в
штатную эксплуатацию АС ОДДС в составе следующих элементов:
      узел связи;
      центр оповещения;
      геоинформационная система.

          2.3.2. Порядок комплектования и подготовки кадров           

      32. Комплектование личным составом  ОДДС  города  осуществляется
под  руководством  начальника  управления ГОЧС и должно проводиться из
числа  лиц,  способных  оперативно  принимать  решения   в   кризисных
ситуациях и имеющих опыт работы в ДДС города.
      33.  Старшие  оперативные  дежурные,  их  помощники   и   другие
должностные  лица  дежурных  смен обязаны знать требования руководящих
документов, регламентирующих их деятельность  (положения,  инструкции,
план-графики  действий  и  другие),  уметь применять их в практической
работе, знать инфраструктуру города,  особенности  несения  службы  на
подведомственных им участках.
      34. Основными формами обучения должностных  лиц  ОДДС  являются:
тренировки  дежурных  смен  и  участие  дежурно-диспетчерских  служб в
учебных  мероприятиях  (учениях),   проводимых   по   планам   органов
управления  по  делам  ГО  и  ЧС,  а  также  занятия в соответствующих
учебно-методических центрах или на курсах.
      35. Совместные учебные мероприятия (занятия  по  профподготовке,
тренировки   и   учения),   проводимые   с   личным   составом   ОДДС,
осуществляются в соответствии с планом, разработанным заблаговременно,
который  после его согласования с соответствующими органами управления
и    службами    утверждается    главой    исполнительного    комитета
муниципального района и городского округа.
      36. Профессиональная  подготовка  должностных  лиц  ОДДС  должна
проводиться  ежемесячно (не менее 6 часов) под руководством начальника
ОДДС. При этом также целесообразно практиковать обучение  (раз  в  год
или  в  иные  сроки)  в  учебно-методических  центрах  МЧС  России  по
специальным программам.
      37. Другой активной формой подготовки органов ОДДС, направленной
на   совершенствование  профессиональных  навыков  должностных  лиц  и
слаживание дежурно-диспетчерских служб, являются  тренировки  дежурных
смен.
      В зависимости от учебных целей тренировки  дежурных  смен  могут
быть  совместными  и  раздельными.  К  совместным  тренировкам  обычно
привлекаются все ДДС  города,  и  они  проводятся,  как  правило,  под
руководством  комиссии  по  чрезвычайным  ситуациям города. Раздельные
тренировки дежурных смен разрабатываются и проводятся под руководством
непосредственных начальников служб.
      Кроме  проведения  тренировок   дежурных   смен,   ОДДС   города
необходимо  привлекать  к  участию  в  тренировках и учениях городских
органов   управления   и   сил,   предназначенных    для    проведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ.
      38. Занятия и тренировки  должны  проводиться  с  использованием
тренажеров,   средств  автоматизации  и  других  технических  средств,
установленных на рабочих местах дежурной смены.

                 2.3.3. Организация несения дежурства                 

      39. В пункте управления ОДДС города организуется  круглосуточное
дежурство силами дежурных смен.
      Состав  и  количество  дежурных  смен,  их  численность,   режим
дежурства  и  порядок  отдыха  определяются  исполнительным  комитетом
муниципального района и городского округа и отражаются  в  инструкциях
по несению дежурства и других нормативных документах.
      40. Дежурная смена ОДДС работает  по  утвержденному  графику.  В
состав  дежурных  смен  ОДДС  включаются:  начальник  смены  - старший
оперативный    дежурный,    его    помощник,     операторы-диспетчеры,
операторы-аналитики, оперативная мобильная группа, а также технический
персонал, обслуживающий средства связи,  оповещения,  автоматизации  и
другие технические средства, установленные в пункте управления.
      41. Дежурная смена обязана  знать  обстановку  в  городе,  иметь
данные  о составе ДДС, силах и средствах постоянной готовности, сроках
их готовности и способах вызова.
      42. Смену дежурных  целесообразно  производить  раз  в  сутки  в
установленное   исполнительным   комитетом   муниципального  района  и
городского округа время (рекомендуемое время - 8 часов утра).
      После  завершения  приема  и  сдачи   дежурства   и   оформления
соответствующих записей в книге дежурного старший оперативный дежурный
заступающей   смены   докладывает   начальнику   ОДДС   о    состоянии
дежурно-диспетчерской  службы  и  недостатках, обнаруженных при приеме
дежурства, которые не могли быть устранены предыдущей дежурной сменой.
      Дежурные  (диспетчеры)   взаимодействующих   служб   докладывают
старшему оперативному дежурному города о приеме и сдаче дежурства.
      Итоговое донесение за прошедшие сутки с  указанием  произошедших
аварийных  и  нештатных ситуациях, сбоях в работе городского хозяйства
по установленной форме и порядку представляется главе  исполнительного
комитета муниципального района и городского округа.

 3. Обеспечение создания и функционирования ОДДС в городах Республики 
                              Татарстан                               

      43. Создание ОДДС в городах  потребует  необходимого  для  этого
нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения.

                 3.1. Нормативно-правовое обеспечение                 

      44.  Для  придания  необходимого   юридического   статуса   ОДДС
настоящая  Концепция утверждается и вводится в действие постановлением
Кабинета Министров Республики Татарстан.
      45. Для  организации  создания  ОДДС  необходимо  разработать  и
утвердить в исполнительных комитетах муниципальных районов и городских
округов  положение  о  городской  объединенной   дежурно-диспетчерской
службе,  инструкцию  городским службам об обмене информацией с ОДДС, а
также другие необходимые нормативно-методические документы.

               3.2. Нормативно-техническое обеспечение                

      46.  Разработка  программного   обеспечения   для   создания   и
функционирования  ОДДС должна осуществляться в составе типовой АИУС, в
рамках ассоциации мониторинга  и  прогнозирования  ЧС  и  объединенных
дежурно-диспетчерских  служб с долевым финансированием из федерального
и местного бюджетов.
      Приобретение и установка  общего  программного  обеспечения  для
функционирования ОДДС должны проводиться централизованно. Это позволит
значительно снизить затраты на создание ОДДС.  Однако  при  разработке
программного    обеспечения   необходимо   учитывать   территориальные
особенности и возможности городов Республики Татарстан.
      В   целях    унификации    и    стандартизации    проектирования
автоматизированных  систем (АС) ОДДС назначена головная организация по
АС ОДДС - Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам
гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС).
      При этом для разработки необходимого методического, специального
программного   и  информационного  обеспечения  головной  организацией
должны      привлекаться      научно-исследовательские      учреждения
заинтересованных министерств (ведомств) Республики Татарстан.

    3.3. Финансовое обеспечение создания ОДДС в городах Республики    
                              Татарстан                               

      47.  Финансирование  разработки  и  создания  ОДДС   в   городах
предусматривается при долевом участии:
      разработка, создание типовых схем  ОДДС,  разработка  и  закупка
программного   обеспечения   -   из  федерального  и  республиканского
бюджетов;
      внедрение ОДДС  на  местах  -  из  республиканского  и  местного
бюджетов;
      поддержание ОДДС  в  постоянной  готовности  к  действиям  -  из
местного бюджета.
      48. Порядок поэтапного финансирования внедрения и развития  ОДДС
в   городах   Республики   Татарстан  предусмотрен  в  Государственной
комплексной   программе   Республики   Татарстан   по   предупреждению
чрезвычайных ситуаций на 1999-2003 годы (4).
      49. Вопрос о привлечении средств на обеспечение функционирования
ОДДС  за счет выполнения платных услуг (проводимых силами спасательных
служб и предоставляемых физическим и юридическим  лицам,  а  также  за
счет увеличения абонентской платы за телефон) необходимо разработать и
утвердить  на  федеральном   уровне,   предварительно   согласовав   с
республиканскими   органами  исполнительной  власти  перечень  платных
услуг, предоставляемых спасательными службами.
      Кроме  того,  необходимо  внести  соответствующие  изменения   в
нормативно-правовые     документы,    регламентирующие    деятельность
поисково-спасательных служб.


      (1) В соответствии с  Положением  о  классификации  чрезвычайных
ситуаций    природного    и   техногенного   характера,   утвержденным
постановлением Правительства РФ от 13.09.96 г. N 1094.
      (2) Создание комиссий по  чрезвычайным  ситуациям  предусмотрено
Положением   о   Единой   государственной   системе  предупреждения  и
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  (РСЧС),   введенным   в   действие
постановлением Правительства РФ от 05.11.95 г. N 1113 и постановлением
Кабинета Министров  Республики  Татарстан  от  01.02.99  г.  N  37  "О
территориальной  подсистеме  предупреждения  и ликвидации чрезвычайных
ситуаций Республики Татарстан".
      (3)  Создание  АИУС  РСЧС  предусмотрено   Федеральной   целевой
программой  "Создание  и  развитие  РСЧС",  одобренной  постановлением
Правительства РФ от 16.01.95 г. N 43.
      (4) Государственная комплексная программа  Республики  Татарстан
по  предупреждению  чрезвычайных ситуаций на 1999-2003 годы утверждена
постановлением Государственного  Совета  Республики  Татарстан  от  18
февраля 1999 года N 2009.


Информация по документу
Читайте также