Расширенный поиск

Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 18.02.1999 № 2009

                            Постановление
Государственного Совета Республики Татарстан от 18 февраля 1999г. N2009
 "О Государственной комплексной программе Республики Татарстан по
      предупреждению чрезвычайных ситуаций на 1999-2003 годы"

      Государственный Совет Республики Татарстан постановляет:
      1. Утвердить Государственную  комплексную  программу  Республики
Татарстан  по  предупреждению  чрезвычайных ситуаций на 1999-2003 годы
(прилагается).
      2. Контроль за исполнением Государственной комплексной программы
Республики   Татарстан  по  предупреждению  чрезвычайных  ситуаций  на
1999-2003  годы  возложить  на  постоянную  Комиссию  Государственного
Совета  Республики  Татарстан  по вопросам экологической безопасности,
природным ресурсам и природопользованию.

Председатель Государственного
Совета Республики Татарстан                           Ф.Х.Мухаметшин
г.Казань, 18 февраля 1999 года, N 2009



    Государственная комплексная программа Республики Татарстан по     
     предупреждению чрезвычайных ситуаций на 1999-2003 годы (утв.     
          постановлением ГС РТ от 18 февраля 1999 г. N 2009)          

                  Паспорт Государственной программы                   

Наименование Программы     Государственная комплексная программа  Респуб-
                           лики  Татарстан по предупреждению чрезвычайных
                           ситуаций на 1999-2003 годы

Основание для разработки   Решение  Комиссии  по  чрезвычайным  ситуациям
Программы                  Республики Татарстан от 17.03.98 года N 7-98

Государственный заказчик   Комиссия по  чрезвычайным ситуациям Республики
                           Татарстан

Разработчики Программы     Министерство по делам  гражданской  обороны  и
                           чрезвычайным  ситуациям  Республики Татарстан,
                           Министерство внутренних дел Республики Татарс-
                           тан,  Министерство  здравоохранения Республики
                           Татарстан, Министерство охраны окружающей сре-
                           ды и природных ресурсов Республики Татарстан

Исполнители                Министерства, ведомства,  предприятия  и науч-
                           но-исследовательские учреждения Республики Та-
                           тарстан

Цели и задачи Программы    Комплексное решение  проблемы снижения природ-
                           ных и техногенных рисков,  смягчение  последс-
                           твий стихийных бедствий,  аварий и катастроф в
                           интересах повышения уровня  безопасности  лич-
                           ности,  общества и окружающей среды. Мероприя-
                           тия направлены на решение следующих задач:
                           1. Подготовка необходимой нормативной,  право-
                           вой и методической базы для  нормирования  до-
                           пустимых рисков.
                           2. Разработка  технического  проекта  создания
                           региональной  информационно-аналитической сис-
                           темы и интеграции ведомственных подсистем.
                           3. Формирование  экономических механизмов сти-
                           мулирования деятельности по снижению рисков  и
                           смягчению последствий чрезвычайных ситуаций.
                           4. Повышение эффективности ликвидации последс-
                           твий чрезвычайных ситуаций природного и техно-
                           генного характера.
                           5. Совершенствование  подготовки  населения  и
                           специалистов к действиям по  предупреждению  и
                           ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Сроки и этапы реализации   1 этап - 1999-2000 годы.
                           2 этап - 2001-2003 годы.

Основные направления       1. Разработка и ввод в действие системы  госу-
Программы                  дарственного  регулирования в области снижения
                           рисков и  смягчения  последствий  чрезвычайных
                           ситуаций (нормативно-правовое, экономическое и
                           научно-методическое регулирование).
                           2. Разработка  и реализация системы мер по вы-
                           явлению опасностей, оценке риска и прогнозиро-
                           ванию чрезвычайных ситуаций, в том числе с ис-
                           пользованием средств и систем мониторинга.
                           3. Разработка и реализация системы мер по сни-
                           жению рисков чрезвычайных ситуаций  природного
                           и  техногенного характера и защите населения и
                           территорий.
                           4. Разработка и реализация системы мер по раз-
                           витию и совершенствованию сил ликвидации чрез-
                           вычайных ситуаций,  их техническому перевоору-
                           жению.
                           5. Разработка и реализация системы мер по под-
                           готовке населения и специалистов  к  действиям
                           по  предупреждению  и  ликвидации чрезвычайных
                           ситуаций.  Развитие методической и  материаль-
                           но-технической базы подготовки.

Ожидаемые результаты       В результате реализации Программы будут:
реализации программы       определены пути по преодолению неблагоприятной
                           тенденции  роста  количества  и масштабов пос-
                           ледствий чрезвычайных  ситуаций  природного  и
                           техногенного характера;
                           разработана система показателей  и  нормативов
                           приемлемого  природного  и техногенного риска,
                           проведены расчеты рисков для населения;
                           сокращены финансовые  затраты  по  сравнению с
                           величиной предотвращенного ущерба и  уменьшены
                           потери населения от чрезвычайных ситуаций;
                           достигнуто выполнение    аварийно-спасательных
                           работ  при  чрезвычайных ситуациях в требуемые
                           по медицинским показателям сроки;
                           значительно уменьшен вред,  наносимый здоровью
                           населения в результате чрезвычайных ситуаций.

Источники финансирования   Средства республиканского и  местных  бюджетов
                           Республики  Татарстан,  федерального  бюджета,
                           внебюджетных фондов,  средства  предприятий  и
                           организаций

    1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения     

      В Республике Татарстан ежегодно возникает более 30  чрезвычайных
ситуаций  природного  и  техногенного  характера, в результате которых
гибнут люди, а материальный ущерб исчисляется миллиардами рублей.
      Сохраняющаяся  тенденция  возрастания   чрезвычайных   ситуаций,
тяжесть  их  последствий  обоснованно  заставляют рассматривать их как
серьезную угрозу безопасности личности, общества и окружающей среды, а
также стабильности развития экономики республики.
      Анализ ситуаций,  оценка  рисков,  прогнозирование  чрезвычайных
ситуаций  и  разработка  сценариев  действий  по  их  предупреждению и
ликвидации  должны  базироваться   на   единой   системе   мониторинга
окружающей  природной  и  техногенной  среды,  использовании  новейших
информационных  технологий  сбора  и  обработки  данных  о   состоянии
территорий     и     объектов,     эффективной     интеграции     всех
информационно-аналитических    подсистем    Территориальной    системы
предупреждения   и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций.  Полученный  с
помощью современных методов мониторинга окружающей среды и  территорий
фактический   материал  ляжет  в  основу  реальной  карты  природного,
техногенного,  экологического  и  антропогенного  риска  в  Республике
Татарстан.
      Для деятельности по обеспечению безопасности, защиты населения и
территорий   от   чрезвычайных   ситуаций  природного  и  техногенного
характера необходима правовая основа.  Действующая  законодательная  и
нормативно-правовая  база декларирует обязанности по осуществлению мер
в области защиты населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,
однако  требования  многих  законодательных  документов не подкреплены
механизмом их  реализации.  В  них  не  предусмотрена  ответственность
юридических  и  физических  лиц за создание предпосылок к чрезвычайным
ситуациям.  Расчет   на   сознательное   и   ответственное   отношение
руководителей  всех  уровней  к выполнению задач по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, не подкрепленный соответствующими
финансовыми стимулами, а также санкциями, не дает должного эффекта.
      До настоящего времени в Республике Татарстан не решена  проблема
обезвреживания  обнаруженных  взрывоопасных предметов и предотвращения
угрозы взрывов.
      Работы   по   обезвреживанию   всех   взрывоопасных    предметов
осуществляют  сотрудники группы разминирования Министерства внутренних
дел -  нештатного  формирования,  созданного  из  числа  лиц,  имеющих
специальное  образование  и  опыт  работы с взрывчатыми веществами. Их
действия не регламентированы никакими нормативными документами.
      Необходимо  в  кратчайшие  сроки   создать   группу   из   числа
сотрудников  Министерства внутренних дел Республики Татарстан, военных
гарнизонов  и   Комитета   государственной   безопасности   Республики
Татарстан,  определить  ее  правовой  статус  и обеспечить необходимым
оборудованием.
      В   целях   решения   задач    по    обеспечению    безопасности
жизнедеятельности  населения Республики Татарстан на современном этапе
развития   Территориальной   системы   предупреждения   и   ликвидации
чрезвычайных  ситуаций  приоритетное значение приобретает формирование
общегосударственной политики, определяющей цель,  методы,  средства  и
организационные  формы  решения актуальных задач, что и легло в основу
Государственной  комплексной   программы   Республики   Татарстан   по
предупреждению чрезвычайных ситуаций на 1999-2003 годы.

    2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы     

      Государственная комплексная программа  Республики  Татарстан  по
предупреждению  чрезвычайных  ситуаций на 1999-2003 годы разработана в
соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 г. "О защите  населения
и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного
характера",  постановлением  Правительства  Российской  Федерации   от
05.11.95  г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций" и увязана с  Федеральной  программой
"Снижение   рисков   и  смягчение  последствий  чрезвычайных  ситуаций
природного и техногенного характера в  Российской  Федерации  до  2005
года".
      Целью Программы является комплексное решение  проблемы  снижения
природных   и   техногенных  рисков,  а  также  смягчение  последствий
стихийных бедствий,  аварий  и  катастроф  в  Республике  Татарстан  в
интересах повышения уровня безопасности населения и окружающей среды в
условиях возможных чрезвычайных ситуаций.
      Для  достижения  поставленных  целей  предусматривается  решение
следующих задач:
      - подготовка необходимой нормативной,  правовой  и  методической
базы для нормирования допустимых рисков;
      -  разработка   технического   проекта   создания   региональной
информационно-аналитической     системы     Территориальной    системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан
и  интеграции  ведомственных подсистем (мониторинг факторов опасности,
оценка ситуаций и прогнозирование чрезвычайных ситуаций  природного  и
техногенного  характера,  разработка  сценариев действий по ликвидации
чрезвычайных ситуаций);
      - повышение эффективности  ликвидаций  последствий  чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера;
      -  совершенствование   подготовки   населения   и   специалистов
Территориальной   системы  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций к  действиям  по  предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций.
      Программа реализуется в 2 этапа:
      1 этап (1999-2000 годы).
      На этом этапе предусматривается:
      разработка  научно-практических  основ   исследования   факторов
опасности и опасных взаимных причинно-следственных связей в окружающей
среде;
      проведение идентификации и районирования природно-техногенных  и
социально-экономических  факторов  опасности  на территории Республики
Татарстан с учетом трансграничных факторов;
      разработка пакета научно и практически обоснованных  методик  по
анализу   риска   и   синтеза  сценариев  целесообразных  действий  по
предупреждению    чрезвычайных    ситуаций,    снижению    вероятности
чрезвычайных ситуаций и ожидаемых ущербов;
      разработка  системы   контроля   факторов   опасности,   опасных
взаимосвязей   и   ситуаций,   интегрированной   с  системой  принятия
целесообразных и согласованных решений;
      развитие  ведомственных,  республиканских,  городских,  районных
систем мониторинга, прогнозирования и оценки чрезвычайных ситуаций;
      разработка  и  реализация  комплекса   мер   по   предупреждению
чрезвычайных ситуаций;
      развитие  страховых  фондов  аварийных  комплектов  документации
объектов экономики и жизнеобеспечения.
      2 этап (2001-2003 годы).
      На втором этапе предусматривается:
      осуществление    комплекса    долгосрочных    мероприятий     по
предупреждению  чрезвычайных  ситуаций,  снижению  рисков  и смягчению
последствий катастроф на территории Республики Татарстан, для  которых
комплексный риск является наибольшим и превышает допустимые значения;
      внедрение и обеспечение эксплуатации на  территориальном  уровне
системы  превентивных  мероприятий  на  объектах  повышенного  риска и
объектах систем жизнеобеспечения населения.

                  3. Система программных мероприятий                  

      Государственная программа состоит из 5 основных разделов:
      1.  Разработка  и  ввод  в  действие  системы   государственного
регулирования  в  области  снижения  рисков  и  смягчения  последствий
чрезвычайных   ситуаций    (нормативно-правовое,    экономическое    и
научно-методическое регулирование):
      совершенствование  нормативно-правового  обеспечения,  внедрение
декларирования  безопасности  промышленных  объектов  и лицензирования
потенциально  опасных  видов  деятельности,  развитие  страхования  от
чрезвычайных ситуаций;
      разработка  экономических  механизмов  и  нормативов  в  области
предупреждения  чрезвычайных  ситуаций и повышение уровня безопасности
функционирования потенциально опасных промышленных объектов.
      2. Разработка и реализация системы мер по  выявлению  опасности,
оценке  риска  и  прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе с
использованием средств и систем мониторинга:
      оценка уровня природного  и  техногенного  риска  на  территории
Республики Татарстан;
      разработка   технического    проекта    создания    региональной
информационно-аналитической     системы     Территориальной    системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан
и интеграции ведомственных подсистем;
      завершение создания автоматизированной информационно-управляющей
системы    Территориальной   системы   предупреждения   и   ликвидации
чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан.
      3. Разработка  и  реализация  системы  мер  по  снижению  рисков
чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного характера и защите
населения и территорий:
      разработка и реализация комплекса мер, обеспечивающих безопасный
и   поэтапный   вывод   из   производственного   процесса  изношенного
оборудования,   снижение   эксплуатационных   параметров   (нагрузок),
уменьшение межремонтных периодов;
      моделирование и системный  анализ  возможных  видов  опасностей,
угроз и вредных воздействий на население и окружающую природную среду,
а также мероприятий по комплексной защите от них;
      обеспечение   безопасности   населения,   проживающего    вблизи
радиационно и химически опасных объектов.
      4.  Разработка  и  реализация  системы   мер   по   развитию   и
совершенствованию    сил    ликвидации   чрезвычайных   ситуаций,   их
техническому перевооружению, а также по  развитию  системы  управления
Территориальной   системы  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций:
      оснащение  сил  постоянной  готовности  Территориальной  системы
предупреждения   и   ликвидации   чрезвычайных   ситуаций  основной  и
специальной техникой и оборудованием;
      разработка     и     осуществление     комплекса     мер      по
организационно-техническому    объединению    существующих   городских
дежурно-диспетчерских служб  (экстренного  вызова  "01",  "02",  "03",
"04",  жилищно-коммунального  хозяйства,  штабов  гражданской обороны,
объектов экономики и других);
      дальнейшее развитие системы управления  Территориальной  системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и силами ликвидации;
      техническое и организационное  обеспечение  функционирования  на
территориальном  уровне  системы страховых фондов аварийных комплектов
документации   объектов   повышенного   риска   и   объектов    систем
жизнеобеспечения   населения  как  части  информационного  обеспечения
Территориальной  системы  предупреждения  и  ликвидации   чрезвычайных
ситуаций Республики Татарстан.
      5. Разработка и реализация системы мер по подготовке населения и
специалистов   Территориальной  системы  предупреждения  и  ликвидации
чрезвычайных ситуаций, в том числе:
      организация обучения населения приемам самозащиты,  взаимопомощи
и  правилам  поведения в экстремальных условиях на основе разработки и
внедрения новых  современных  форм  и  технических  средств  обучения,
совершенствования  учебных  программ  и  пособий  для  всех  категорий
населения, а также специалистов Территориальной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан;
      создание  системы  профессиональной  подготовки   спасателей   и
руководителей  органов  управления к действиям в условиях чрезвычайных
ситуаций.

                  4. Оценка эффективности Программы                   

      В результате реализации Программы существенно повысится  уровень
защищенности   населения   и   территории   Республики   Татарстан  от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
      Будет разработана система показателей и  нормативов  приемлемого
природного   и   техногенного  риска,  проведены  расчеты  рисков  для
населения, что позволит обеспечить переход на нормирование  допустимых
рисков  и  снижение  реальных  рисков  для  населения,  проживающего в
районах, подверженных воздействию природных и техногенных опасностей.
      Проведение комплекса мер по выявлению опасностей и оценке  риска
чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных промышленных объектах на
основе  декларирования,  а  также  прогнозирование  опасных  природных
процессов  и  явлений,  в  том числе с использованием средств и систем
мониторинга и лабораторного контроля, позволит определить пути и  меры
по  преодолению неблагоприятной тенденции роста количества и масштабов
последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
      Реализация комплекса предупредительных мероприятий позволит,  по
предварительным  оценкам,  сократить  затраты по сравнению с величиной
предотвращенного ущерба и уменьшить потери населения  от  чрезвычайных
ситуаций, а в некоторых случаях - полностью избежать их.
      Совершенствование    механизма    государственного    управления
безопасностью  потенциально  опасных  объектов Республики Татарстан, в
том числе за счет приведения в действие экономических рычагов, создаст
условия   для   развития   и   эффективного  функционирования  системы
страхования от последствий аварий, катастроф и стихийных  бедствий.  В
результате  развития  рыночных  механизмов  регулирования безопасности
будет  достигнуто  снижение   затрат   республиканского   бюджета   на
ликвидацию   последствий   чрезвычайных   ситуаций   при  значительном
улучшении качества проводимых работ.
      Создание   эффективной   системы   документального   обеспечения
Территориальной   системы  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций путем использования  страховых  фондов  аварийных  комплектов
документации   на   объекты   повышенного   риска   и  объекты  систем
жизнеобеспечения населения позволит сократить сроки  принятия  решений
при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
      Завершение создания и оснащения мобильных  аварийно-спасательных
формирований  обеспечит  выполнение всего объема аварийно-спасательных
работ  при  чрезвычайных  ситуациях   в   требуемые   по   медицинским
показателям сроки.
      Уменьшение  количества  и  масштабов  последствий   чрезвычайных
ситуаций  природного  и  техногенного характера, вывод из эксплуатации
физически  и  морально  изношенного  оборудования,  переход  на  новые
безопасные,  энергосберегающие технологии позволят существенно снизить
нагрузку   на   экосистему   и   будут   способствовать   оздоровлению
экологической обстановки в республике.
      Улучшение подготовки  и  обеспечение  информацией  населения  по
вопросам,  связанным  с  профилактикой  и  действиями  в  чрезвычайных
ситуациях, позволит значительно уменьшить вред, наносимый  здоровью  и
жизни людей, снизить потери материальных и финансовых средств, а также
ущерб окружающей природной среде.

  5. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения  

      Программа реализуется в соответствии  с  порядком,  утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N
594 "О реализации  Федерального  закона  "О  поставках  продукции  для
федеральных  государственных  нужд", постановлением Кабинета Министров
Республики Татарстан от 19 марта 1996 г. N 201 "О поставках  продукции
для государственных нужд Республики Татарстан".
      Формы и методы реализации Программы определяются государственным
заказчиком   -   Комиссией   по   чрезвычайным   ситуациям  Республики
Татарстан.
      Координацию деятельности по  реализации  Программы  осуществляет
Министерство  по  делам  гражданской  обороны и чрезвычайным ситуациям
Республики Татарстан.
      Для организации работ по выполнению Программы создается  рабочая
группа,  возглавляемая  представителем  государственного  заказчика  и
состоящая из представителей заинтересованных министерств и ведомств.
      Порядок  финансирования  Программы,   учета   расходов   на   ее
выполнение,  а  также  отчетности  об использовании выделенных средств
определяется   нормативными   документами    Министерства    экономики
Республики  Татарстан,  Министерства  финансов  Республики  Татарстан,
Национального банка  Республики  Татарстан  и  Министерства  по  делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
      Контроль за выполнением Программы  осуществляет  Государственный
Совет  Республики Татарстан, Министерство по делам гражданской обороны
и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан ежегодно  до  1  февраля
представляет  в  Государственный  Совет Республики Татарстан доклады о
ходе выполнения Программы и эффективности  использования  бюджетных  и
других финансовых средств.

                     6. Финансирование Программы                      

      Общий объем ассигнований на финансирование Программы  составляет
94,39  млн.рублей.  В  том числе из средств республиканского бюджета -
64,89  млн.рублей  (1999  г.  -  4,0  млн.рублей;  2000  г.  -   11,83
млн.рублей;  2001 г. - 13,995 млн.рублей; 2002 г. - 16,985 млн.рублей;
2003 г. - 18,08 млн.рублей).
      Ряд мероприятий Программы будет выполняться за счет внебюджетных
фондов,  средств  местных  бюджетов, средств предприятий и организаций
республики.
      Объемы финансирования  мероприятий  Программы  будут  уточняться
Министерством   финансов   Республики   Татарстан   при   формировании
Республиканского бюджета Республики Татарстан на соответствующий год.


Информация по документу
Читайте также