Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.09.2011 № 771Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 сентября 2011 г. N 771 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан "Электронный Татарстан" (2011-2013 годы)" В целях повышения качества жизни населения Республики Татарстан за счет широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий, повышения эффективности системы государственного управления в Республике Татарстан, доступности и качества государственных услуг для граждан и организаций, а также открытости органов государственной власти на основе использования информационно-коммуникационных технологий Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет: 1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан "Электронный Татарстан" (2011-2013 годы)" (далее - Программа). 2. Министерству информатизации и связи Республики Татарстан определить на конкурсной основе исполнителей Программы на 2011-2013 годы и заключить с ними в установленном порядке государственные контракты. 3. Министерству финансов Республики Татарстан обеспечить финансирование мероприятий Программы за счет средств бюджета Республики Татарстан. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство информатизации и связи Республики Татарстан. Премьер-министр Республики Татарстан И.Ш. Халиков Долгосрочная целевая программа "Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан "Электронный Татарстан" (2011-2013 годы)" (утв. постановлением КМ РТ от 16 сентября 2011 г. N 771) Паспорт программы Термины и сокращения, используемые в Программе ВОЛС - волоконно-оптическая линия связи; ВРП - валовый региональный продукт; ГИСТ - Государственная интегрированная система телекоммуникаций; ИКТ - информационные и коммуникационные технологии; ИТ - информационные технологии; интернет-эквайринг - прием к оплате карт через Интернет с использованием специально разработанного web-интерфейса; инфомат - электронный информационный киоск, позволяющий получать электронные услуги в режиме самообслуживания; РКОД - Республиканский клинический онкологический диспансер; смарт-карта - пластиковая карта со встроенной микросхемой; ЦИТ РТ - Центр информационных технологий Республики Татарстан; ЭЦП - электронно-цифровая подпись; FISU (International University Sports Federation) - Международная федерация университетского спорта. 1. Анализ текущего состояния, проблемы развития и использования информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан и пути их разрешения с использованием программно-целевых методов В основу Программы заложена целостность подходов к повышению качества предоставления государственных, муниципальных и социально значимых услуг, исполнения государственных и муниципальных функций с использованием ИКТ. Характеристику проблемы формирования, развития и использования ИКТ в Республике Татарстан, учитывая комплексный характер процессов информатизации, целесообразно давать как по отношению к условиям (факторам) развития и широкомасштабного использования ИКТ, которые сложились в республике (экономическая среда, человеческий капитал, государственное регулирование сферы ИКТ), так и по отношению к основным направлениям электронного развития (использование ИКТ в государственном и муниципальном управлении, социально значимых сферах, таких как образование, здравоохранение, культура, а также приоритетных отраслях экономики). 1.1. Организация перехода на оказание государственных, муниципальных услуг в электронном виде Переход на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде в рамках проведения административной реформы является приоритетной задачей при оптимизации и совершенствовании процессов государственного управления на основе применения современных ИКТ, а также одним из ключевых направлений работ для достижения цели и задач развития информационного общества. Условия перехода на оказание услуг в электронном виде регламентируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 1555-р утвержден план перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 N 1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями. В соответствии с Планом, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.01.2011 N 21 "О Плане перехода на предоставление государственных, муниципальных и социально значимых услуг в электронном виде в Республике Татарстан", определен перечень услуг для перевода в электронный вид к 2013 году. За каждой услугой закреплены ответственные (министерства и ведомства Республики Татарстан, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления), обозначены сроки и этапы перевода. В целях обеспечения информационного взаимодействия и обмена сведениями, содержащимися в базах данных информационных систем исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в Республике Татарстан, а также подведомственных им организаций при оказании гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг и исполнении возложенных на них функций с использованием телекоммуникационных технологий в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 12.02.2009 N УП-69 "Об организации информационного взаимодействия в электронном виде органов исполнительной власти Республики Татарстан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления посредством использования ресурсов государственного информационного центра Республики Татарстан" создан государственный информационный центр Республики Татарстан. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.10.2010 N 864 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде на территории Республики Татарстан, в том числе с использованием универсальных электронных карт" утверждено Положение об информационной системе - государственном информационном центре Республики Татарстан, основной задачей которого является обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием ИКТ. Ежегодно жители Республики Татарстан теряют миллионы часов на личные посещения различных ведомств и государственных учреждений для представления бумажных заявлений, на ожидание в очередях, на оплату государственных пошлин и сборов, на получение информации, справок, выписок из документов и реестров. Основной целью перевода оказываемых услуг в электронный вид является избавление граждан от необходимости лично посещать ведомства и государственные учреждения, минимизировать количество необходимых для получения услуг действий и упростить жизненные ситуации, возникающие на этапах получения услуг. Обозначенные выше действия и ситуации разделяются на 4 ключевых типа, которые одновременно являются параметрами мониторинга хода перевода услуг в электронный вид: запросы; заявления; запись на прием к специалисту ведомства; оплата. Суммарное количество фактов оказания услуг в соответствии с обозначенной выше классификацией представляет итоговое значение объема оказанных в электронном виде услуг за отчетный период. При этом практический интерес для мониторинга представляет не количество оказанных услуг в электронном виде, а доля фактов предоставления услуг в электронном виде в общем объеме оказанных услуг за отчетный период. Значения доли электронных услуг установлены до 2013 года в соответствии с планом, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.01.2011 N 21 "О Плане перехода на предоставление государственных, муниципальных и социально значимых услуг в электронном виде в Республике Татарстан". Установленные значения достигаются путем внесения в административные регламенты предоставления услуг дифференцированных подходов для оказания услуг в традиционном и электронном видах, а также популяризацией среди населения способов электронного взаимодействия и каналов предоставления услуг в электронном виде. Развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры для оказания государственных, муниципальных и социально значимых услуг в электронном виде В Республике Татарстан предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде организовано через инфоматы и Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан (uslugi.tatarstan.ru), включая его мобильную версию (m.tatar.ru). Сегодня инфоматы позволяют любому гражданину получать электронные услуги в режиме самообслуживания: с их помощью можно получить информацию об услуге, заполнить и распечатать бланки, получить видеоконсультацию, направить запрос, записаться на прием, оплатить государственные пошлины, штрафы. Сегодня инфоматы присутствуют во всех муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан в количестве 145 штук. Повсеместному распространению инфоматов препятствует их высокая стоимость и затраты на сопровождение: необходимость постоянного технического обслуживания, замены расходных материалов, сопровождение платежного блока. Актуальным является вопрос разработки инфомата нового поколения с невысокой стоимостью базовой комплектации, позволяющего оказывать электронные услуги без существенных затрат на сопровождение терминального оборудования из-за отсутствия расходных материалов, необходимости постоянного технического сопровождения, а также с возможностью получения услуг с использованием универсальной электронной карты. Функционал по приему платежей должен быть реализован с использованием банковских карт по принципу интернет-эквайринга, что позволит существенно сэкономить на разработке инфомата ввиду отсутствия необходимости покупки дополнительного платежного оборудования в базовой комплектации. В Республике Татарстан с 1 декабря 2010 года единым интернет-ресурсом взаимодействия населения и хозяйствующих субъектов с органами государственной власти и местного самоуправления Республики Татарстан в части предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде является Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан (uslugi.tatarstan.ru). На Портале реализован и апробирован следующий ключевой функционал для возможности оказания электронных услуг: возможность подачи заявления на оказание услуги в электронном виде; возможность оплаты услуг в режиме реального времени (оплата государственных пошлин, административных взысканий (штрафов), налоговой задолженности, услуг жилищно-коммунального хозяйства, операторов связи: телефония, Интернет, телевидение и т.д.); возможность записи в электронные очереди (на прием к специалистам государственных и муниципальных учреждений). Актуализация сведений на Портале об услуге и регламенте ее предоставления производится соответствующими сотрудниками предоставляющего эту услугу учреждения или ведомства через функционал внутреннего контура "Электронное Правительство Республики Татарстан", что позволяет оперативно отражать на Портале всю информацию, включая ее изменение, о предоставляемых государственных и муниципальных услугах. Актуальной задачей развития инфраструктуры оказания услуг в рамках реализации настоящей Программы является создание на Портале личного кабинета, интегрированного с приложениями универсальной электронной карты, который предоставит пользователям доступ к истории операций, настройкам уведомлений по интересующим услугам, возможность отслеживания статуса поданных заявлений и подписке на интерактивные информаторы. С начала 2010 года в Республике Татарстан заработал Центр обслуживания аудио- и видеообращений граждан по вопросам оказания государственных и муниципальных услуг. В настоящее время Центр обслуживает ежедневно и в круглосуточном режиме следующие ключевые направления: информационно-справочная поддержка электронных услуг, оказываемых в Республике Татарстан посредством Портала государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан, а также инфоматов (обработка видеообращений граждан с установленных устройств); техническая поддержка инфоматов и Портала государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан, решение претензионных вопросов, запись в электронные очереди и т.д.; информационно-техническая поддержка государственных информационных систем и ресурсов Республики Татарстан и т.п. (проекты "Электронное образование", "Электронное здравоохранение" и т.п.). В декабре 2010 года в рамках пилотной зоны реализации комплексного проекта "Электронное здравоохранение" на территории г. Нижнекамска и Нижнекамского района Республики Татарстан создано территориальное подразделение Центра в г. Нижнекамске, осуществляющее запись на прием к врачу в любое учреждение здравоохранения г. Нижнекамска и Нижнекамского района по телефонному звонку. Одним из важных результатов реализации настоящей Программы станет возможность создания универсального контакт-центра, способного заменить многочисленные разрозненные "горячие" линии, с целью введения единого телефонного номера для обращений граждан, оптимизации каналов взаимодействия с населением и сокращения бюджетных расходов. Центр должен решить проблему организации единой точки входа для обращений по вопросам оказания государственных и муниципальных услуг, а также обращений, поступающих в государственные учреждения по телефону, подключение сезонных, временных и постоянных "горячих" линий (жилищно-коммунальное хозяйство, перевозки общественным транспортом и т.п.). В IV квартале 2009 года ЦИТ РТ приступил к активной работе по реализации проекта "Универсальная электронная карта" в Республике Татарстан с планом выпуска "пилотного" тиража карт в первом полугодии 2010 года в количестве 10 тыс. штук. Универсальная электронная карта реализуется в виде смарт-карты, работающей как в контактном, так и бесконтактном режимах; совмещает магнитную полосу для платежного приложения и встроенную микросхему (чип) для размещения иных приложений. Указанная карта является принципиально новой электронной картой гражданина, позволяющей формировать ЭЦП в соответствии с требованиями нормативных актов Российской Федерации и осуществлять юридически значимые действия в электронном виде, что необходимо для перехода к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде на уровне IV и V этапов в соответствии с методологией, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 1555-р (подача заявлений в электронном виде и получение государственных услуг полностью в электронном виде). ЦИТ РТ проводит работу по формированию необходимой инфраструктуры, при нем создан Удостоверяющий центр, позволяющий выдать 50000 ЭЦП жителям республики. Согласно пункту 4 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина по итогам заседания Правительственной комиссии по вопросам регионального развития "О развитии информационных технологий в субъектах Российской Федерации" от 08.02.2010 в г. Уфе Республика Татарстан вошла в число пилотных регионов для реализации проекта по переводу государственных услуг в электронный вид с использованием электронной карты. Также пилотными регионами определены Республика Башкортостан и Астраханская область. Это означает, что разрабатываемая электронная карта нового типа должна быть не региональной, а соответствовать требованиям, принимаемым на федеральном уровне. Выдача карт гражданам для обеспечения доступа к государственным, муниципальным и иным услугам, а также возможности оплаты указанных услуг в соответствии со сроками, установленными Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", начнется с 1 января 2012 года. Республика Татарстан вошла в число пилотных регионов, в которых универсальная электронная карта будет выдаваться с 1 ноября 2011 года. Однако до настоящего времени существуют значительные риски реализации проекта ввиду того, что: нормативно-правовая база по указанному вопросу находится в стадии своего формирования; недостаточно проработана финансовая модель проекта; отсутствуют централизованные технические решения и информационные системы поддержки процессов выдачи и обслуживания универсальных электронных карт. Развитие информационных и коммуникационных технологий в образовании В 2010 году в Республике Татарстан была принята Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы "Килэчэк" - "Будущее", утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1174. Основные направления Стратегии - это реализация проектов "Компьютер - учителю" и "Компьютер - школе". Для обеспечения доступа педагогов к сети Интернет с рабочих мест было принято решение по обеспечению школ беспроводными сетями и подключению школ с количеством учащихся более 300 человек к сети Интернет по ВОЛС. В 2010 году в школы было поставлено 25800 ноутбуков для педагогов, 11000 стационарных компьютеров, в 703 школах установлено 4450 точек беспроводного доступа к сети Интернет. 97 крупных школ республики переподключены на ВОЛС. Для работы педагогов в новых условиях была создана информационная система "Электронное образование в Республике Татарстан", которой пользуются 350 тысяч школьников и 240 тысяч родителей. Однако для реализации принятой Стратегии необходимо 100-процентное оснащение педагогов ноутбуками, обеспечение доступа в Интернет из любого учебного кабинета школы, что требует 100-процентного оснащения школ точками доступа к сети Wi-Fi и переподключение 437 наиболее крупных школ на ВОЛС. Формирование инфраструктуры обеспечит создание условий для повышения квалификации педагогов и улучшения качества образования в Республике Татарстан через использование единой электронной образовательной среды. Для этого необходимо дальнейшее развитие информационной системы в части интерактивных сервисов, предоставления мобильных услуг родителям. Обмен опытом педагогов в интерактивной среде и использование дистанционных технологий для обучения позволит повысить качество образовательных услуг в нашей республике. К основным проблемам развития ИКТ в образовании относятся: невозможность использования низкоскоростных линий связи (до 10 Мбит/с) в школах с сетью Wi-Fi и несколькими десятками ноутбуков и учителей; необходимость оснащения каждого предметного класса проектором и экраном для демонстрации электронного образовательного контента всем ученикам; отсутствие качественных электронных образовательных материалов для каждого учебного занятия по каждому предмету каждого года обучения. Развитие информационных и коммуникационных технологий в здравоохранении Основной тенденцией развития ИКТ в здравоохранении в Республике Татарстан в течение последних двух лет является переход от "лоскутной информатизации" к системному подходу, реализация крупных системных проектов. Создана информационная система "Диспетчерский центр Министерства здравоохранения Республики Татарстан", предназначенная для формирования маршрута пациента при оказании ему высокотехнологичной медицинской помощи и оптимизации использования дорогостоящих ресурсов здравоохранения. Цифровые рентгеновские снимки, томографии, ангиографии, видеозаписи УЗИ, полученные на более чем 80 аппаратах в разных районах республики, архивируются в Центральном архиве медицинских изображений Республики Татарстан. В рамках программы модернизации онкологической службы в 2010 году была проведена работа по информатизации всех ее подразделений. Единая информационная система внедрена более чем в 90 учреждениях по всей республике: в первичных онкокабинетах и онкоотделениях центральных районных больниц, поликлиник, городских больниц. В РКОД внедрена медицинская информационная система - почти 500 рабочих мест, которые охватывают все службы учреждения. Создан регистр единых электронных медицинских карт, который содержит более 350 тысяч электронных историй болезни. Благодаря тому, что система хранит все данные о жалобах, диагнозах, исследованиях и назначениях пациента, значительно повышаются качество оказываемого лечения, контроль и ответственность врачей на местах. Благодаря системе диспетчеризации пациент из любого района республики будет направлен в диспансер на прием в обозначенное время. Реализован проект по внедрению системы записи на прием к врачу с использованием удаленных средств "Электронная очередь" в масштабах Нижнекамского муниципального района. Были оснащены компьютерами рабочие места 600 врачей поликлинической службы, в том числе в селах, организован контакт-центр Нижнекамского района по приему звонков для записи к врачу. Сейчас пациенты могут записаться на прием к терапевту самостоятельно с помощью терминала, вызов пациента к врачу осуществляется с помощью информационного табло, которое расположено над дверью в кабинет. Запись терапевтом на повторный прием или к узкому специалисту осуществляется исключительно в электронном виде. Благодаря проведенным работам удалось значительно (примерно в три раза) снизить нагрузку на врачей в пиковые часы. Несмотря на значительные успехи отдельных учреждений и муниципальных образований в области информатизации здравоохранения, в целом по республике острыми остаются следующие проблемы: в области управления здравоохранением - проблема оперативного получения достоверных первичных данных об объемах и качестве медицинской помощи; в области оказания медицинской помощи - проблема максимально эффективного использования ресурсов и организации пациентопотока, справочно-информационной поддержки принятия врачебных решений, в том числе посредством предоставления оперативного доступа к полной и достоверной информации о здоровье пациента; в области взаимодействия органов и учреждений здравоохранения с населением - проблема прозрачности системы здравоохранения и предоставляемых услуг, проблема повышения уровня медицинской грамотности граждан. Основным препятствием в решении указанных проблем остается низкий уровень оснащенности врачебного персонала учреждений здравоохранения компьютерной техникой. Так, для 100-процентного перехода на ведение амбулаторных карт и историй болезни в электронном виде необходимо оснащение более 20 тысяч рабочих мест, при этом общее количество компьютеров в пользовании у врачебного персонала в настоящее время составляет менее 4 тысяч. Вопрос подключения учреждений здравоохранения к широкополосным каналам связи в целом решен, но по-прежнему острой остается проблема защиты персональных данных пациентов. Одной из важнейших задач в отрасли здравоохранения является организация персонифицированного учета предоставляемых услуг, которая может быть решена благодаря широкому распространению, универсальной электронной карты, выполняющей функции электронного полиса обязательного медицинского страхования. Развитие информационных и коммуникационных технологий в культуре и архивном деле В целях развития ИКТ-инфраструктуры библиотечной сети все центральные и республиканские библиотеки подключены к сети Интернет и оснащены современной компьютерной техникой. К началу 2011 года 31 процент сельских библиотек получили компьютерную технику. В 3 республиканских библиотеках (6 процентов от общего числа) внедрена и эксплуатируется единая автоматизированная библиотечная информационная система. На ее основе создан сводный электронный библиотечный каталог и портал Национальной электронной библиотеки Республики Татарстан. В электронный вид переведены и доступны на портале более 1700 редких книг из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан. Для ускорения темпов оцифровки архивных и музейных фондов Республики Татарстан в 2010 году закуплены специализированные сканеры, ноутбуки, программно-аппаратные комплексы для оцифровки аудио- и видеоматериалов, цифровые фотокамеры и средства создания мультимедийных 3D-роликов и моделей. Основной задачей в 2011-2013 годах является создание единого электронного информационного пространства библиотек Республики Татарстан и предоставление гражданам Республики Татарстан доступа к оцифрованным библиотечным ресурсам. Для этого планируется внедрение единой автоматизированной библиотечной системы в 80 процентах библиотек Республики Татарстан. Для доступа граждан к фондам музеев и архивов будут созданы информационные системы, которые станут доступными для граждан. Реализация организационных и технических мероприятий по информационной безопасности В связи с активным процессом перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид необходимо учитывать, что в информационных системах органов власти обрабатывается большой объем данных о жителях Российской Федерации. К данным системам предъявляются строгие требования по информационной безопасности. Для защиты персональных данных граждан, обрабатываемых в информационных системах органов власти и местного самоуправления Республики Татарстан, были разработаны организационные и технические мероприятия, которые позволят реализовать все требования законодательства и обеспечить эффективную работу в данной сфере. 1 июля 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 27.06.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", который предъявляет к организациям, обрабатывающим персональные данные граждан, строгие требования по организации защиты такой информации. Ключевыми моментами в обеспечении безопасности персональных данных в информационных системах являются: использование сертифицированных средств защиты информации, разработка и внедрение пакета организационно-распорядительных документов, а также проведение оценки соответствия рабочих мест требованиям безопасности информации. 1.2. Развитие государственной интегрированной системы телекоммуникаций для оптимизации процессов межведомственного и межуровневого взаимодействия органов государственной и муниципальной власти ГИСТ обеспечивает базовую инфраструктуру для внедрения информационных технологий в органы государственной власти и муниципальные образования Республики Татарстан. По состоянию на 1 января 2011 года к системе было подключено 9434 организации, 821 из которых - по ВОЛС. К концу 2011 года количество подключенных абонентов планируется увеличить до 11400, из которых 1440 будут подключены по ВОЛС. Строительство ВОЛС осуществляется в рамках инвестиционных программ операторов связи, осуществляющих деятельность на территории Республики Татарстан, что позволяет минимизировать затраты на подключение и последующее сопровождение линий связи. В связи с большой значимостью ГИСТ для функционирования всех сервисов проекта "Электронный Татарстан" особо важным является обеспечение высокого уровня надежности и отказоустойчивости. Функции по обеспечению отказоустойчивости и эксплуатации ГИСТ возлагаются на оператора, обеспечивающего поддержку всех узлов и абонентов системы в круглосуточном режиме. 1.3. Информационные и коммуникационные технологии для использования результатов космической деятельности Комплексное использование результатов космической деятельности и развитие геодезической инфраструктуры с внедрением на их основе геоинформационных технологий в экономику и систему государственного и муниципального управления обеспечивают принятие качественных решений при осуществлении законодательных, управленческих, технологических, экологических инициатив, планировании стратегических и оперативно-тактических задач социально-экономического развития. Одним из важнейших факторов стало принятие в 2008 году подпрограммы "Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Республики Татарстан" республиканской целевой программы "Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан ("Электронный Татарстан" 2008-2010 годы)", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.07.2008 N 513 "О республиканской целевой программе "Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан ("Электронный Татарстан" 2008-2010 годы)". Результатами реализации республиканской целевой программы по итогам 2010 года стали: охват 65 процентов территории республики системой дифференциальной коррекции и мониторинга, формирующей высокоточное навигационное поле Республики Татарстан, состоящей из 12 референцных станций, запуск вычислительного центра, осуществляющего сбор и архивацию полученных наблюдений, а также управление и предоставление потребителям дифференциальной информации в режиме реального времени и в режиме постобработки; создание базового картографического комплекта геопространственной информации на базе космических снимков среднего разрешения на территорию всей республики и снимков высокого разрешения всех городов, районных центров и социально значимых объектов; создание системы координации работы экстренных служб Республики Татарстан "ГЛОНАСС+112" с подключением 56 процентов дежурно-диспетчерских служб, оснащение 10 процентов транспортных средств экстренно-оперативных служб оборудованием навигационного позиционирования ГЛОНАСС/GPS, 100-процентное подключение к системе мониторинга школьных автобусов и 50 процентов служебного автотранспорта Правительства Республики Татарстан. Основным принципом дальнейшего развития единого геоинформационного пространства является системный (комплексный) подход к реализации мероприятий. Такой подход позволит в полной мере использовать взаимосвязанность, преемственность, интегрированность информационных ресурсов, возможность использования одной и той же исходной информации для реализации нескольких задач. Для достижения указанных целей в 2011-2013 годах планируется выполнить работы по 100-процентному покрытию территории Республики Татарстан единым высокоточным координатным пространством для обеспечения геодезической деятельности и выполнения других работ на основе глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS, оснащению 100 процентов подразделений дежурно-диспетчерских служб республики необходимой компьютерной техникой и оборудованием для функционирования системы "ГЛОНАСС+112" на территории всего Татарстана, подключению к системе "ГЛОНАСС+112" 100 процентов транспортных средств экстренных оперативных служб Республики Татарстан, реализации специальной системы связи для приема звонков по единому номеру "112" на всей территории республики посредством системы "ГЛОНАСС+112", созданию базы метаданных и геопортала для обеспечения доступа к пространственной информации, формируемой различными ведомствами, органов государственной власти, органов местного самоуправления и рядовых граждан. Это позволит оперативно обрабатывать актуальную информацию, существующую на текущий момент, сократить время принятия управленческого решения и время реакции при ликвидации чрезвычайных происшествий. 1.4. Создание информационной и коммуникационной инфраструктуры для подготовки и проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани В 2013 году в г. Казани будет проводиться XXVII Всемирная летняя универсиада. С целью соответствия требованиям FISU, а также для успешного проведения Универсиады необходимо внедрение современных информационных технологий во все ключевые бизнес-процессы мероприятия. В связи с этим на основании п. 3 раздела I протокола заседания Организационного комитета по подготовке и проведению XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани под председательством Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 10.07.2009 разработана концепция использования информационных и телекоммуникационных технологий при подготовке и проведении Универсиады. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1041 "Об утверждении правил предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан на софинансирование мероприятий в области информационно-коммуникационных и телекоммуникационных технологий для подготовки и проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани" определен порядок выделения соответствующей субсидии из федерального бюджета. Первоочередным мероприятием реализации концепции является разработка системного проекта, на основании которого будут разработаны и внедрены информационные системы по пяти основным направлениям: управление подготовкой; управление играми; безопасность; информационное обеспечение; техническое обеспечение. 1.5. Развитие ИКТ-отрасли Республики Татарстан Индустрия ИТ является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в мире. Своим ростом отрасль обязана расширению общего проникновения ИТ в бизнес-процессы организаций, механизмы государственного управления и повседневную жизнь людей. Анализ состояния отечественной ИТ-инфраструктуры показывает, что, несмотря на высокое качество проводимых разработок в России, она все еще значительно отстает от мировых лидеров ИТ-отрасли - США, Японии, стран Европейского союза по абсолютным показателям внедрения информационных технологий в экономику. К проблемам институционального характера относятся недостаток кадров для ИТ-отрасли, неразвитость ИТ-инфраструктуры, сложность механизмов финансирования, в том числе венчурного финансирования. Недостаток кадров для ИТ-отрасли также вызван несоответствием системы образования требованиям ИТ-отрасли. В учреждениях высшего профессионального образования остро ощущается нехватка преподавателей с современными знаниями. Отсутствуют механизмы субсидирования и выделения грантов для перспективных направлений развития. Слабая и неразвитая инфраструктура тормозит развитие целых направлений бизнеса, например, формирование и развитие электронной коммерции, передачу внутренних функций организаций сторонним специализированным компаниям и т.д. Важной для продвижения татарстанского ИТ-бизнеса мерой является создание инфраструктурных центров, призванных консолидировать все ИТ-ресурсы, создать условия для его ускоренного развития. В октябре 2009 года Республика Татарстан завершила строительство технопарка в сфере высоких технологий "ИТ-парк", который расположен в центре деловой части столицы Республики Татарстан. Общая его площадь составляет примерно 32 тыс. кв. метров. Деятельность технопарка направлена на создание условий для развития компаний ИТ-отрасли путем предоставления им качественных бизнес-услуг по низким тарифам. ИТ-парк полностью выполнил показатели, заложенные в бизнес-плане на 2010 год. Были достигнуты следующие показатели: всего на территории ИТ-парка размещены 24 компании-резидента; выручка резидентов за 2010 год составила 759 млн. рублей; общая численность сотрудников, работающих в компаниях-резидентах, составила 598 человек (850 человек по состоянию на 1 мая 2011 года); площадь помещений, сдаваемых в аренду, - 70 процентов от всех площадей ИТ-парка, или 9,9 тыс. кв. метров (100 процентов по состоянию на 1 мая 2011 года); годовой объем продаж бизнес-услуг технопарка составил в сумме 26,1 млн. рублей (за 8 месяцев 2011 года). Деятельность ИТ-парка направлена на увеличение доли инновационных продуктов в ВРП Республики Татарстан за счет вклада ИТ-компаний, с этой целью планируется проводить мероприятия и мастер-классы, выделять гранты на обучение по ИТ-специальностям, а также способствовать развитию резидентов ИТ-парка. В целях реализации комплексной программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.03.2006 N 328-р, и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2007 N 904 "О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание технопарков в сфере высоких технологий" формируется комплексная республиканская инфраструктура развития инновационных высокодоходных компаний в сфере информационных технологий. Следующим системообразующим инфраструктурным элементом в сфере высоких технологий станет ИТ-парк г. Набережные Челны, стратегическим направлением деятельности резидентов которого является внедрение новых ИКТ на крупнейших предприятиях камского промышленного узла - ОАО "КАМАЗ", ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Соллерс-Елабуга", ОАО "ТАНЕКО". Софинансирование строительства указанного объекта осуществляется за счет средств республиканского и федерального бюджетов в рамках соглашений о предоставлении субсидий бюджету Республики Татарстан, заключенных между Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерством информатизации и связи Республики Татарстан. 2. Цели и задачи, индикаторы оценки результатов Программы Основными целями Программы являются: 1. Повышение доступности и качества предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг, в том числе социально значимых, а также упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания; 2. Обеспечение высокого уровня организации проведения Универсиады 2013 года в г. Казани за счет использования современных ИКТ; 3. Стимулирование развития ИКТ-отрасли с целью диверсификации и создания новой точки роста экономики Республики Татарстан. Для достижения поставленных целей необходимо продолжить решение следующих задач: 1. Оптимизация порядка оказания и повышение качества государственных, муниципальных услуг на основе применения современных ИТ, в приоритетном порядке ориентированных на социально значимые сферы, в том числе образование, здравоохранение и культуру; 2. Повышение эффективности государственного и муниципального управления посредством внедрения ИКТ в деятельность органов государственной и муниципальной власти; 3. Создание единого геоинформационного пространства Республики Татарстан, обеспечение доступа населения, эксплуатирующих организаций и оперативных служб к пространственным данным Республики Татарстан с целью повышения эффективности принятия управленческих решений и контроля их исполнения; 4. Создание технической инфраструктуры для обеспечения безопасности, эффективности управления и расходования бюджетных средств при подготовке и проведении Универсиады 2013 года в г. Казани; 5. Увеличение доли инновационной продукции в ВРП Республики Татарстан за счет вклада ИТ-компаний путем создания условий для создания новых рабочих мест массовой подготовки ИКТ-специалистов и развития предпринимательства в указанной сфере. Реализация программы рассчитана на 2011-2013 годы и предусматривает развитие ИКТ в Республике Татарстан по следующим направлениям: 1. Повышение доступности и качества услуг, оказываемых исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления и поставщиками коммерческих социально значимых услуг. 2. Повышение степени внедрения ИКТ в приоритетные социально ориентированные сферы оказания услуг, такие как здравоохранение, образование и культура. 3. Развитие сферы ИКТ в Республике Татарстан с целью диверсификации и создания новой точки роста экономики республики. Первое направление предусматривает повышение доступности, качества и прозрачности процедур оказания услуг, предоставляемых организациям и гражданам. При этом целевым результатом работ в указанном направлении является полный постепенный переход на электронную форму предоставления услуг через широкое развитие ИКТ-инфраструктуры. В рамках указанного направления планируются: поэтапный перевод в электронный вид услуг, предусмотренных Планом перехода на предоставление государственных, муниципальных и социально значимых услуг в электронном виде в Республике Татарстан; развитие ИКТ-инфраструктуры оказания услуг, в том числе Портала государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан, расширение сети терминалов самообслуживания населения - инфоматов, создание единого центра обработки аудио-, видеообращений граждан, внедрение универсальной электронной карты; создание единого геоинформационного пространства Республики Татарстан, обеспечение доступа населения, эксплуатирующих организаций и оперативных служб к пространственным данным Республики Татарстан с целью повышения эффективности принятия управленческих решений и контроля их исполнения; проведение комплекса мероприятий, направленных на защиту персональных данных пользователей услуг. В рамках указанного направления необходимо: повысить уровень оснащения министерств и ведомств Республики Татарстан современным оборудованием, необходимым для автоматизации ключевых бизнес-процессов ведомств; сформировать систему организационно-распорядительных документов органов государственной власти, органов местного самоуправления и муниципальных образований республики в области оказания услуг и организации межведомственного взаимодействия; обеспечить информационную безопасность эксплуатируемых и вновь создаваемых информационных систем Республики Татарстан в части защиты персональных данных пользователей услуг. Реализация второго направления Программы предусматривает необходимость: формирования единой информационно-коммуникационной образовательной среды с целью повышения профессиональных компетенций педагогических работников и воспитания конкурентоспособной личности информационного общества; развития информационных технологий в здравоохранении, в том числе путем перехода к ведению медицинской документации в электронном виде, обеспечения возможности записи на прием к врачу и проведения исследований в заданное время с использованием удаленных средств, повышения уровня информированности населения об услугах в сфере здравоохранения; внедрения в учреждениях культуры и библиотеках Республики Татарстан единой автоматизированной информационной системы для ведения сводного электронного библиотечного каталога Республики Татарстан, каталога объектов культурного наследия, а также поддержки указанных систем каталогизации. Реализация третьего направления Программы планируется: во-первых, путем использования современных ИКТ при проведении мероприятий мирового уровня, ключевым из которых является Универсиада 2013 года в г. Казани; во-вторых, посредством формирования инфраструктуры поддержки и развития ИТ-отрасли. В рамках первого мероприятия планируется: обеспечить соответствие Универсиады 2013 года в г. Казани технологическим требованиям FISU; создать техническую инфраструктуру для обеспечения безопасности Универсиады 2013 года в г. Казани. В рамках второго долгосрочного проекта по развитию ИТ-отрасли планируется строительство площадок для бизнес-инкубирования ИТ-компаний и создание экономических и социальных предпосылок для их активного роста. Целевые показатели и индикаторы по годам реализации долгосрочной целевой программы "Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан "Электронный Татарстан" (2011-2013 годы)" приведены в приложении к настоящей Программе. 3. Комплекс мероприятий по реализации Программы Мероприятия Программы сформированы в соответствии с установленными сроками и ресурсами и обеспечивают достижение целей и решение задач настоящей Программы. Мероприятия Программы приведены в приложении к настоящей Программе. 4. Ресурсное обеспечение Программы Финансирование Программы осуществляется из средств бюджета Республики Татарстан и федерального бюджета. (тыс. рублей) Объем финансирования Программы подлежит ежегодному уточнению при формировании бюджета Республики Татарстан на соответствующий год в установленном порядке. Объемы и источники финансирования Программы приведены в приложении к настоящей Программе. 5. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения Государственный заказчик ежегодно направляет в Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан информацию о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств в составе докладов в соответствии с установленным порядком в случае финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Татарстан, а также ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в Министерство экономики Республики Татарстан статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации Программы. С целью обеспечения совместимости, стандартизации и унификации решений, принимаемых при реализации программных мероприятий, интеграции информационных систем при реализации Программы осуществляются технические координация и контроль, экспертиза программных мероприятий, проектов и подпрограмм в рамках реализации Программы. Эффективность управления Программой достигается за счет разработки и принятия системы нормативных документов, определяющих порядок выполнения и финансирования мероприятий Программы, включая положение о каждом из органов управления Программой, положение о порядке конкурсного финансирования инвестиционных проектов Программы и другие документы. В целях реализации Плана перехода на предоставление государственных, муниципальных и социально значимых услуг в электронном виде в Республике Татарстан в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.06.2011 N 945-р создана рабочая группа по организации перехода на оказание государственных, муниципальных и социально значимых услуг в электронном виде с включением в ее состав представителей органов региональной и федеральной власти. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.12.2010 N 1071 "О межведомственной рабочей группе по координации деятельности по созданию информационно-коммуникационной и телекоммуникационной инфраструктуры при подготовке и проведении XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани" в рамках организации работ по подготовке к проведению Универсиады создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли представители всех заинтересованных ведомств как республиканского, так и федерального уровней. 6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы В результате реализации Программы ожидается увеличение уровня проникновения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и соответствующего повышения эффективности их работы и уровня оказываемых ими государственных и муниципальных услуг. В результате реализации мероприятий Программы: будет оптимизирован порядок предоставления, повысится качество и доступность государственных, муниципальных и социально значимых услуг для населения и хозяйствующих субъектов на территории Республики Татарстан; будет обеспечена возможность оперативного реагирования на сигнал о происшествии и создана система статистического учета и контроля деятельности экстренных служб; снизятся организационные, временные и финансовые затраты, связанные с взаимодействием исполнительных органов государственной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов муниципального самоуправления; будет повышен уровень инвестиционной привлекательности Республики Татарстан путем демонстрации инновационности и высокотехнологичности подхода к проведению мероприятий мирового уровня на примере Универсиады 2013 года в г. Казани; будет увеличен ВРП Республики Татарстан за счет темпов роста инновационной продукции в ИТ-отрасли. Основополагающей задачей внедрения ИКТ является достижение принципиально нового качества оказания государственных, муниципальных и социально значимых услуг. Такой подход обеспечивает значительное сокращение времени на получение услуг и необходимой информации. К примеру, получение информации по электронному запросу позволяет сэкономить 0,5 человеко-часа, направление электронного заявления или электронная оплата - по 1 человеко-часу, а прием специалиста с предварительной записью через электронную очередь - до 2 человеко-часов. Ниже приведена сводная статистика предоставления электронных услуг в Республике Татарстан в первом полугодии 2011 года: Исходя из приведенных данных, а также указанных выше значений экономии человеко-часов для каждого интерактивного сервиса и среднего размера заработной платы работника за 1 рабочий час в размере 100 рублей (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан) приведен расчет экономического эффекта от внедрения электронных услуг за июнь 2011 года: Таким образом, в июне 2011 года было сэкономлено более 911 тыс. человеко-часов, что в пересчете с учетом средней заработной платы за 1 рабочий час в размере 100 рублей составляет 91,1 млн. рублей. Учитывая постоянный рост востребованности электронных государственных, муниципальных и социально значимых услуг за счет активной кампании по их продвижению и постоянно растущему уровню проникновения Интернета в Республике Татарстан, а также увеличение количества реализованных электронных услуг в соответствии с утвержденным планом перехода с установленными значениями доли фактов оказания услуг в электронном виде (ежегодные средние значения: 2011 г. - 20 процентов; 2012 г. - 30 процентов; 2013 г. - 40 процентов), можно рассчитать ежегодный экономический эффект от внедрения электронных услуг: Таким образом, с учетом вышеперечисленных параметров экономический и социальный эффект от реализации только мероприятия программы по переводу государственных, муниципальных и социально значимых услуг в электронный вид будет составлять порядка 7200 млн. рублей, при этом указанный эффект обеспечивает окупаемость затрат на реализацию всей Программы. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|