Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 № 1150Постановление Кабинета
Министров Республики Татарстан
|
Премьер-министр |
И.Ш. Халиков |
Наименование программы |
Долгосрочная целевая программа "Дети Татарстана" на 2011-2013 годы (далее - Программа) |
||||
Дата принятия решения о разработке Программы |
Поручение Президента Республики Татарстан от 17.09.2010 N 25113-МР |
||||
Государственный заказчик |
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан |
||||
Основные разработчики Программы |
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан - координатор, Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство культуры Республики Татарстан, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерство внутренних дел по Республике Татарстан |
||||
Цель Программы |
Создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
||||
Задачи Программы |
Охрана здоровья детей и подростков, в т.ч. репродуктивного здоровья; обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество; создание условий для организации отдыха и оздоровления детей и подростков; выявление и поддержка одаренных детей; содействие становлению и развитию детского движения; совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; создание условий для социализации детей и подростков, их самоорганизации, самовыражения, организация активного и всестороннего досуга; переход к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
||||
Перечень подпрограмм |
1. Здоровое поколение; 2. Дети-инвалиды; 3. Создание условий для организации отдыха и оздоровления детей и подростков; 4. Одаренные дети; 5. Поддержка детских общественных объединений в Республике Татарстан; 6. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 7. Организация работы среди детей и подростков по месту жительства; 8. Дети-сироты |
||||
Сроки и этапы реализации Программы |
2011-2013 годы |
||||
Объемы и источники финансирования Программы по годам |
Объем средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан, носит прогнозный характер и подлежит ежегодной корректировке в установленном порядке при формировании проекта бюджета на соответствующий финансовый год с учетом уточнения перечня программных мероприятий, сроков и этапов их реализации в соответствии с достигнутыми результатами. Общий объем финансирования - 138060 тыс.рублей. Источник финансирования - средства бюджета Республики Татарстан. Финансирование Программы по годам, тыс.рублей: |
||||
Источник финансирования Программы |
Всего |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Средства бюджета Республики Татарстан |
138060,0 |
46020,0 |
46020,0 |
46020,0 |
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, которое уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей и вносит предложения по их изменению в Кабинет Министров Республики Татарстан. Исполнители Программы после осуществления программных мероприятий представляют в Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан ежеквартальные отчеты об исполнении мероприятий по установленной форме. Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет сводный ежеквартальный отчет в Министерство экономики Республики Татарстан |
||||
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Реализация мероприятий Программы позволит в 2013 году относительно 2010 года: обеспечить стабилизацию младенческой смертности на уровне 6,0 промилле на 1000 детей, родившихся живыми, промилле: в 2010 году - 6, в 2011 году - 6, в 2012 году - 6, в 2013 году - 6; обеспечить стабилизацию неонатальной смертности на уровне 3,7 промилле на 1000 детей, родившихся живыми, промилле: в 2010 году - 3,7, в 2011 году - 3,7, в 2012 году - 3,7, в 2013 году - 3,7; обеспечить увеличение количества школ, участвующих в конкурсе среди средних общеобразовательных школ, на лучшую постановку работы по организации здоровьесберегающей деятельности, процентов: в 2010 году - 0, в 2011 году - 15, в 2012 году - 30, в 2013 году - 45; увеличить долю инвалидов и детей с ограниченными возможностями, охваченных обучением, процентов: в 2010 году - 98, в 2011 году - 98, в 2012 году - 98,5, в 2013 году - 99; обеспечить рост удельного веса детей и молодежи, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления в общей численности детей и молодежи, процентов: в 2010 году - 45, в 2011 году - 45,5, в 2012 году - 50, в 2013 году - 52,5; обеспечить рост удельного веса детей школьного возраста, охваченных фестивалями, конкурсами, олимпиадами системы Министерства образования Республики Татарстан, процентов: в 2010 году - 91,3, в 2011 году - 91,3, в 2012 году - 91,5, в 2013 году - 91,5; обеспечить рост удельного веса детей - победителей республиканских, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей от общего количества детей, обучающихся в музыкальных, хореографических и художественных школах системы, процентов: в 2010 году - 5,0, в 2011 году - 5,0, в 2012 году - 5,2, в 2013 году - 5,4; обеспечить рост удельного веса детей охваченных фестивалями, конкурсами Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан в общей численности детей и молодежи, процентов: в 2010 году - 30,0, в 2011 году - 30,0, в 2012 году - 32,0, в 2013 году - 33,0; обеспечить рост удельного веса детей и молодежи, охваченной мероприятиями детских и молодежных общественных организаций, в общей численности детей и молодежи, процентов: в 2010 году - 84,1, в 2011 году - 84,1, в 2012 году - 84,6, в 2013 году - 85,0; обеспечить рост удельного веса детей, прошедших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, в общей численности детей, поставленных на учет в органах социальной защиты, процентов: в 2010 году - 8,0, в 2011 году - 8,0, в 2012 году - 8,2, в 2013 году - 8,3; обеспечить снижение удельного веса безнадзорных детей в общей численности детей Республики Татарстан, процентов: в 2010 году - 1,7, в 2011 году - 1,7, в 2012 году - 1,6, в 2013 году - 1,5; обеспечить рост удельного веса детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности в общей численности детей в возрасте 5-18 лет, процентов: в 2010 году - 86,1, в 2011 году - 92,1, в 2012 году - 92,6, в 2013 году - 93,4; стабилизировать долю детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях (усыновление, удочерение, опека и попечительство, приемная семья) граждан республики, процентов: в 2010 году - 89,0, в 2011 году - 89,0, в 2012 году - 89,0, в 2013 году - 90,0 |
По состоянию на 01.01.2009 в Республике Татарстан проживало 3768580 человек. Из них детское население составляет 721507 человек, или 19,1 процента (дети в возрасте 0-14 лет - 577967 человек, подростки в возрасте 15-17 лет - 143540 человек). На протяжении последних трех лет число детей в возрасте 0-17 лет снизилось на 0,5 процента. С 1999 года в Республике Татарстан действует республиканская программа "Дети Татарстана", которая направлена на улучшение положения и качества жизни детей и подростков республики, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, государственную поддержку детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Ранее действовавшие республиканские программы, утвержденные постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.12.1998 N 1907, от 10.04.2002 N 195, от 11.05.2005 N 211 и от 24.12.2007 N 743, также были направлены на улучшение положения детей, координацию усилий всех заинтересованных структур и объединение различных ресурсов по решению проблем детей, возникающих в новых социально-экономических условиях. Такой программно-целевой подход при реализации мер по улучшению положения детей доказал свою эффективность в Республике Татарстан.
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты реализации Республиканской программы "Дети Татарстана" по улучшению положения детей в Республике Татарстан, остается много проблем в сфере обеспечения жизнедеятельности детей, которые требуют решения на государственном уровне.
В 2007-2009 годах наблюдалась положительная динамика основных демографических показателей. В 2009 году общий коэффициент рождаемости составил 12,4 на 1000 среднегодового постоянного населения, что выше аналогичного показателя 2008 года на 5,1 процента (11,8) и показателя 2007 года на 13,8 процента (10,9). Детская смертность снизилась за последние 3 года на 21,2 процента (с 89,2 в 2007 году до 70,3 в 2009 году на 100000 соответствующего населения; в 2008 году - 73,7). Снижение показателя отмечается во всех возрастных группах, кроме детей возрастной группы 5-9 лет. Однако смертность детей увеличилась за счет роста смертности класса "Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин". Высокий уровень смертности продолжает сохраняться в возрастной группе 15-17 лет, смертность среди мальчиков в 1,7 раза выше, чем среди девочек.
Заболеваемость среди детей в возрасте от 0 до 14 лет включительно за 2007-2009 годы увеличилась на 15,7 процента (2007 год - 1639,6; 2008 год - 1669,5; 2009 год - 1896,8). Уровень заболеваемости среди подростков возрос за 2007-2009 годы на 8,9 процента, составил 1393,3 случая на 1000 населения соответствующего возраста (2007 год - 1279,3; 2008 год - 1246,6).
В структуре заболеваемости детского населения 0-14 лет продолжают лидировать заболевания органов дыхания, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, заболевания кожи и подкожной клетчатки, некоторые инфекционные и паразитарные болезни и болезни органов пищеварения. Среди подростков в структуре заболеваний ведущими остаются показатели класса болезней дыхания, мочеполовой, костно-мышечной системы, кожи и подкожной клетчатки, травмы и отравления.
В 2009 году сохранилась положительная динамика снижения показателей заболеваемости инфекционными заболеваниями, управляемыми средствами специфической иммунопрофилактики среди детей в возрасте до 14 лет. За последние 5 лет заболеваемость краснухой снизилась в 7 раз, эпидемическим паротитом - в 4,5 раза, туберкулезом - в 1,5 раза. С 2006 года не регистрируется заболеваемость корью. Однако заболеваемость психическими расстройствами у детей в возрасте 0-14 лет в 2009 году увеличилась на 25,3 процента, у подростков 15-17 лет уменьшилась почти вдвое. На диспансерном учете у психиатров состоит 7491 человек в возрасте 0-17 лет. Всего в 2009 году в республике зарегистрировано 17420 заболеваний психическими расстройствами среди детского населения, из них у детей в возрасте 0-14 лет - 13366 случаев, у подростков 15-17 лет - 4054 случая.
В 2009 году зарегистрировано 498 случаев заболеваемости всеми наркологическими болезнями (включая алкоголизм, алкогольные психозы, наркомании и токсикомании) среди детей в возрасте 0-17 лет, из них 48 - дети 0-14 лет, 450 - подростки 15-17 лет. В динамике за 2007-2009 годы показатель заболеваемости в возрастной группе 0-14 лет снизился на 36,2 процента, у подростков 15-17 лет - на 13,1 процента.
С 2006 года новой формой первичной профилактики наркомании стало проведение профилактических медицинских осмотров школьников, учащихся учреждений начального профессионального образования, студентов средних специальных учебных заведений и учреждений высшего профессионального образования на предмет выявления лиц, употребляющих наркотики. Целью профилактических осмотров является предупреждение развития наркомании. Всего с 2006 года осмотрено 505481 человек, выявлено 699 (1,4 процента от осмотренных) потребителей наркотических веществ. В 2009 году осмотрено 100242 человека (100,2 процента от плана); выявлено 72 (0,7 процента от числа осмотренных) потребителя наркотических веществ.
В 2009 году абсолютная численность детей-инвалидов в возрасте 0-17 лет (с учетом находящихся в интернатных учреждениях Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и Министерства образования и науки Республики Татарстан) составила 14079 детей (2008 год - 14849, 2007 год - 15962).
За последние три года уровень инвалидности детей 0-17 лет уменьшился на 7,2 процента, но по-прежнему остается высоким (2009 год - 195,1 на 10000 населения соответствующего возраста).
Показатели инвалидности среди детей 0-17 лет по классам заболеваний в 2009 году распределились следующим образом: болезни нервной системы - 48,1 случая на 10000 населения соответствующего возраста (2008 год - 47,6, 2007 год - 47,3), психические расстройства - 46,7 (2008 год - 46,4, 2007 год - 53,0), врожденные аномалии развития - 33,4 (2008 год - 35,7, 2007 год - 35,7), болезни глаза и его придаточного аппарата - 15,4 (2008 год - 15,8, 2007 год - 16,7).
В структуре первичной инвалидности по классам заболеваний лидирующие позиции занимают врожденные аномалии, заболевания нервной системы, психические расстройства.
Несмотря на проводимые в Республике Татарстан мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышения качества образования детей-инвалидов, остается нерешенным целый комплекс социальных, психолого-педагогических и медицинских проблем. Назрела необходимость решения на республиканском уровне вопросов обеспечения нормальной жизнедеятельности детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются.
Демографический спад оказывает серьезное влияние на ухудшение ситуации в сфере образования на всех ее уровнях. В большей степени он затронул образовательную школу. Число учащихся за период с 2005 по 2009 год сократилось на 58,8 тыс. человек (12,4 процента) и составило в 2005 году 440,5 тыс. человек, а в 2009 году - 385,7 тыс. человек. Контингент обучающихся уменьшился к 2009/2010 учебному году на 5847 человек по сравнению с 2008/2009 учебным годом. По состоянию на 01.01.2010 в образовательных учреждениях Республики Татарстан обучается 385691 человек. Негативное влияние на организм ребенка в образовательных учреждениях усиливается за счет несбалансированности режимов умственного труда и отдыха учащихся. В общеобразовательных школах с углубленным изучением предметов, лицеях, гимназиях, колледжах учащиеся подвергаются усиленной нагрузке.
Анализ состояния здоровья школьников, условий обучения и воспитания их в общеобразовательных учреждениях показывает, что вся инновационная работа, особенно изменения в содержании образования, требуют четкого и тщательного обоснования и контроля не только за качеством знаний. Всего в республике 2072 общеобразовательных школы, из них около 670 образовательных учреждений требуют капитального ремонта, 854 школы работают в 2 смены, в т.ч. 195 сельских школ. Однако в целом по республике отмечается устойчивая тенденция сокращения обучающихся во вторую смену. В 2009/2010 учебном году во вторую смену занимались 30,6 тыс. человек, или 7,96 процента от общего числа учащихся, в прошлом учебном году - 33,4 тыс. человек, или 8,52 процента. Несмотря на снижение количества учащихся, занимающихся во вторую смену, оно все же остается на достаточно высоком уровне. В ветхих зданиях размещаются 71 школа республики, не говоря уже об их материально-техническом оснащении.
Несмотря на ухудшение состояния здоровья детей и подростков в республике остается незначительной база действующих стационарных оздоровительных лагерей министерств и ведомств, предприятий и организаций - их в республике 133, однако данного количества недостаточно для полноценного отдыха и оздоровления детей и подростков Республики Татарстан. По-прежнему, постепенно разрушаясь, продолжают бездействовать около 30 стационарных лагерей предприятий и организаций.
Значительный вклад в воспитание вносят детские общественные организации. В Республике Татарстан действуют 50 республиканских детских организаций, которые охватывают более 400 тыс. детей. В 2008 году на Форуме юных граждан создана республиканская детская общественная организация "Совет детских организаций Республики Татарстан", объединившая в своих рядах все детские организации Республики Татарстан. В настоящее время в Республике Татарстан есть все необходимые условия для реализации богатейшего воспитательного потенциала детского движения, для поддержки детских инициатив и проектов.
В 22 муниципальных образованиях Республики Татарстан функционируют 212 подростковых клубов по месту жительства с охватом около 55 тыс. человек, что составляет 36,7 процента обеспеченности учреждениями для работы с детьми и подростками по месту жительства. Работа с детьми и подростками по месту жительства является одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики, поэтому необходима дальнейшая работа по совершенствованию инфраструктуры по месту жительства, дальнейшее укрепление ее материально-технической базы.
Несмотря на большую работу по поддержке одаренных детей в Республике Татарстан, последние еще не стали объектом усиленного внимания государственных органов, творческих союзов, университетов и научных школ. Требуется создание структур поиска и поддержки одаренных детей. Не проведены исследования, раскрывающие перспективы одаренных детей через 10-20 лет, как это принято в практике развитых государств.
По-прежнему в кризисной ситуации находится техническое творчество, туризм и детский спорт. Из года в год обостряются проблемы финансирования дополнительного образования детей. Низкий уровень доходов населения и уровня жизни большинства населения ограничивает возможности родителей в оплате дополнительного образования детей, в связи с чем появляется проблема доступности этого вида образования. При Министерстве образования и науки Республики Татарстан функционируют 188 учреждений дополнительного образования, из них спортивной направленности - 9, многопрофильных - 121, художественно-эстетического направления - 58. По данным Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, по состоянию на 01.01.2010 в Республике Татарстан насчитывалось 155 учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, из них 129 специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и 26 детско-юношеских спортивных школ. Общее число детей, занимающихся в спортивных школах, составляет 96687 человек. Это на 2113 учащихся меньше по сравнению с 2006 годом (98800 человек). Вместе с тем привлечение к занятиям физической культурой и спортом более широкого круга детей и подростков, превращение его в массовый спорт требует совместных усилий государственных, муниципальных и общественных организаций в части популяризации здорового образа жизни, физической культуры и спорта среди детей и подростков, а также сохранения и развития детских и подростковых спортивных клубов, любительских объединений и организаций по месту жительства.
Социальное здоровье общества во многом характеризуется отношением к сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Серьезную озабоченность вызывает тот факт, что незначительно уменьшается количество детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 01.01.2010 в республике выявлены и взяты на учет в количестве 1724 человек дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Меры, принимаемые в Республике Татарстан, по обеспечению гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во многом способствуют улучшению положения в данной сфере. По состоянию на 01.08.2010 функционируют 1290 приемных семей, где воспитываются 2136 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2008 году было 959 приемных семей, где воспитывалось 1506 приемных детей). Вследствие передачи воспитанников интернатных учреждений в семьи граждан сокращается их количество в учреждениях. В связи с вышеуказанной работой планируется поэтапное закрытие детских домов, к 2015 году останется 7-8 интернатных учреждений. Отсутствие Программы повлечет за собой снижение эффективности работы по созданию благоприятных условий для обеспечения жизнедеятельности детей-сирот, что приведет к сокращению числа детей, лишенных родительского попечения, передаваемых в семьи.
Продолжает оставаться высокой криминальная активность несовершеннолетних жителей республики. В 2009 году совершено 2100 преступлений с участием несовершеннолетних, в 2007 году - 3132, из них около 72 процентов составляют преступления корыстной направленности (кражи, грабежи, разбойные нападения и т.д.). По-прежнему остается высоким удельный вес преступности неработающих и необучающихся подростков. Снижается, но остается высокой рецидивная преступность среди несовершеннолетних (в 2007 году - 947, в 2008 году - 607, в 2009 году - 561). На криминальную ситуацию оказывает влияние резко обострившаяся проблема наркомании. При этом продолжает оставаться актуальной проблема подросткового пьянства: каждый шестой ребенок, совершивший преступление, находился в состоянии алкогольного опьянения. В последние годы, несмотря на некоторое снижение подростковой преступности, наблюдается тенденция ее омоложения. Наблюдается рост таких преступлений несовершеннолетних, как изнасилование (в 2009 году - 29 случаев, в 2007 году - 26 случаев), половое сношение с лицом, не достигшим 16 лет (в 2009 году - 27 случаев, в 2007 году - 21), развратные действия (в 2009 году - 26 случаев, в 2007 году - 10), вовлечение в занятие проституцией (в 2009 году - 8 случаев, в 2007 году - 2). Таким образом, существующие институты государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений не обеспечивают эффективной профилактики. Медленно развиваются учреждения досуга и дополнительного образования, социально-реабилитационные центры для дезадаптированных детей и другие службы социального обслуживания детей, подростков, семьи.
Не отвечает современным требованиям и нормативно-правовое, научно-методическое и кадровое обеспечение работы по решению проблем детства, их правовой и социальной защищенности, профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, их социальной реабилитации.
Программы федерального и республиканского уровней взаимно дополняют друг друга, что повышает эффективность работы с детьми, проживающими на территории Республики Татарстан.
Благополучие детей определяет будущее любой страны. Чем хуже качество жизни детей, тем выше риск роста в будущем масштабов бедности, ухудшения показателей здоровья, роста социальной напряженности и риска социальной и экономической нестабильности. Предотвращение и ослабление негативных тенденций является одной из ключевых задач государственной политики в отношении детей.
Цель Программы - создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи Программы:
обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в т.ч. репродуктивного здоровья;
профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности;
обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество;
создание условий для организации отдыха и оздоровления детей и подростков в оздоровительных лагерях;
сохранение государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, сохранение национального генофонда страны, развитие интеллектуального и творческого потенциала Республики Татарстан;
государственная поддержка детских общественных объединений Республики Татарстан;
совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
государственная поддержка работы с детьми и подростками по месту жительства;
постепенный переход от содержания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Достижение указанных цели и задач будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм, входящих в Программу.
Предлагается в структуре Программы выделить восемь подпрограмм:
"Здоровое поколение", "Дети-инвалиды", "Создание условий для организации отдыха и оздоровления детей и подростков", "Одаренные дети", "Поддержка детских общественных объединений в Республике Татарстан", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Организация работы среди детей и подростков по месту жительства", "Дети-сироты".
Задачей подпрограммы "Здоровое поколение" является охрана здоровья детей и подростков, в т.ч. репродуктивного здоровья.
Оценка реализации подпрограммы "Здоровое поколение" будет осуществляться по показателям, приведенным в таблице 1:
Таблица 1
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2010 год (базовый) |
Пороговые значения индикаторов по годам |
Ответственный исполнитель |
||
2011 |
2012 |
2013 |
|||||
1. |
Стабилизация младенческой смертности на уровне 6,0 промилле на 1000 детей, родившихся живыми |
промилле |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
Министерство здравоохранения Республики Татарстан |
2. |
Стабилизация неонатальной смертности на уровне 3,7 промилле на 1000 детей, родившихся живыми |
промилле |
3,7 |
3,7 |
3,7 |
3,7 |
Министерство здравоохранения Республики Татарстан |
3. |
Количество школ, участвующих в конкурсе среди средних общеобразовательных школ, на лучшую постановку работы по организации здоровьесберегающей деятельности, % |
процентов |
0 |
15 |
30 |
45 |
Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Задачей подпрограммы "Дети-инвалиды" является обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество. В ее рамках предусматриваются:
внедрение современных технологий в комплексную реабилитацию с целью максимального развития имеющихся умственных и физических возможностей детей-инвалидов;
содействие ресурсному обеспечению специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями для проведения комплексной реабилитации детей-инвалидов;
обеспечение территориальной доступности комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Оценка реализации подпрограммы "Дети-инвалиды" приведена в таблице 2:
Таблица 2
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2010 год (базовый) |
Пороговые значения индикаторов по годам |
Ответственный исполнитель |
||
2011 |
2012 |
2013 |
|||||
1. |
Доля инвалидов и детей с ограниченными возможностями, охваченных обучением, % |
процентов |
98,0 |
98,0 |
98,5 |
99,0 |
Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Задачей подпрограммы "Создание условий для организации отдыха и оздоровления детей и подростков" является создание условий для организации отдыха и оздоровления детей и подростков. В ее рамках предусматриваются:
поиск и внедрение новых технологий в сфере отдыха и оздоровления детей и подростков;
поддержка деятельности функционирующих лагерей бюджетной сферы;
создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогов, вожатых в сфере отдыха, оздоровления детей и подростков путем организации образовательной и творческой деятельности при обеспечении психолого-педагогического сопровождения.
Оценка реализации подпрограммы "Создание условий для организации отдыха и оздоровления детей и подростков" приведена в таблице 3:
Таблица 3
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2010 год (базовый) |
Пороговые значения индикаторов по годам |
Ответственный исполнитель |
||
2011 |
2012 |
2013 |
|||||
1. |
Удельный вес детей и молодежи, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления, в общей численности детей и молодежи, % |
процентов |
45,0 |
45,5 |
50,0 |
52,5 |
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство культуры Республики Татарстан, Министерство здравоохранения Республики Татарстан, исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан |
Задачей подпрограммы "Одаренные дети" является выявление и поддержка одаренных детей.
Оценка реализации подпрограммы "Одаренные дети" приведена в таблице 4:
Таблица 4
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2010 год (базовый) |
Пороговые значения индикаторов по годам |
Ответственный исполнитель |
||
2011 |
2012 |
2013 |
|||||
1. |
Удельный вес детей школьного возраста, охваченных фестивалями, конкурсами, олимпиадами Министерства образования Республики Татарстан, % |
процентов |
91,3 |
91,3 |
91,5 |
91,5 |
Министерство образования и науки Республики Татарстан |
2. |
Удельный вес детей - победителей республиканских, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей от общего количества детей, обучающихся в музыкальных, хореографических и художественных школах системы Министерства культуры Республики Татарстан, % |
процентов |
5,0 |
5,0 |
5,2 |
5,4 |
Министерство культуры Республики Татарстан |
3. |
Удельный вес детей, охваченных фестивалями, конкурсами Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, в общей численности детей и молодежи, % |
процентов |
30,0 |
30,0 |
32,0 |
33,0 |
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан |
В рамках подпрограммы "Поддержка детских общественных организаций в Республике Татарстан", задачей которой является содействие становлению и развитию детского движения, предусматриваются:
оказание помощи детским и подростковым общественным организациям и объединениям в информационной, правовой, методической, материально-технической и других сферах;
организация и проведение республиканских мероприятий для детских общественных организаций;
сотрудничество с международными, всероссийскими, межрегиональными, региональными и республиканскими детскими и подростковыми организациями и объединениями.
Оценка реализации подпрограммы "Поддержка детских организаций в Республике Татарстан" приведена в таблице 5:
Таблица 5
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2010 год (базовый) |
Пороговые значения индикаторов по годам |
Ответственный исполнитель |
||
2011 |
2012 |
2013 |
|||||
1. |
Удельный вес детей, молодежи, охваченной мероприятиями детских и молодежных общественных организаций, в общей численности детей и молодежи, % |
процентов |
84,1 |
84,1 |
84,6 |
85,0 |
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан |
В рамках подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", задачей которой является совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусматриваются:
создание условий для снижения уровня безнадзорности несовершеннолетних и сокращения числа совершаемых ими противоправных действий;
создание необходимых условий для развития сети учреждений, занимающихся профилактической и социально-реабилитационной работой с детьми и подростками;
обеспечение доступности социальной реабилитации и адаптации детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
создание условий для творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Оценка реализации подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" приведена в таблице 6:
Таблица 6
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2010 год (базовый) |
Пороговые значения индикаторов по годам |
Ответственный исполнитель |
||
2011 |
2012 |
2013 |
|||||
1. |
Удельный вес детей, прошедших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, в общей численности детей, поставленных на учет в органах социальной защиты, % |
процентов |
8,0 |
8,0 |
8,2 |
8,3 |
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан |
2. |
Удельный вес безнадзорных детей в общем количестве детей Республики Татарстан, % |
процентов |
1,7 |
1,7 |
1,6 |
1,5 |
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан |
Задачами подпрограммы "Организация работы среди детей и подростков по месту жительства" являются создание условий для социализации детей и подростков, их самоорганизации, самовыражения, организация активного и всестороннего досуга. В ее рамках предусматриваются:
реализация мер по повышению эффективности функционирования и координации деятельности учреждений по месту жительства;
создание благоприятных условий для организации активного досуга детей и подростков по месту жительства;
совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в учреждениях для детей и подростков по месту жительства;
снижение уровня социально-негативных явлений среди детей и подростков по месту жительства.
Оценка реализации подпрограммы "Организация работы среди детей и подростков по месту жительства" приведена в таблице 7:
Таблица 7
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2010 год (базовый) |
Пороговые значения индикаторов по годам |
Ответственный исполнитель |
||
2011 |
2012 |
2013 |
|||||
1. |
Удельный вес детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет, % |
количество |
86,1 |
92,1 |
92,6 |
93,4 |
Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, Министерство культуры Республики Татарстан, исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан |
Задачей подпрограммы "Дети-сироты" является переход к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Оценка реализации подпрограммы "Дети-сироты" приведена в таблице 8:
Таблица 8
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2010 год (базовый) |
Пороговые значения индикаторов по годам |
Ответственный исполнитель |
||
2011 |
2012 |
2013 |
|||||
1. |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях (усыновление, удочерение, опека и попечительство, приемная семья) граждан республики, в общей доле детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, % |
процентов |
89,0 |
89,0 |
89,0 |
90,0 |
Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Перечень мероприятий подпрограммы "Здоровое поколение" приведен в приложении N 1 к Программе и предполагает внедрение высокотехнологических методов диагностики и профилактики наследственных заболеваний и врожденных пороков развития у детей, а также профилактические мероприятия по заболеваемости, инвалидности и смертности в детском и подростковом возрасте.
Перечень мероприятий подпрограммы "Дети-инвалиды" приведен в приложении N 2 к Программе и предусматривает внедрение современных технологий в комплексную реабилитацию с целью максимального развития умственных и физических возможностей детей-инвалидов. Содействие ресурсному обеспечению специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями для проведения комплексной реабилитации детей-инвалидов, а также обеспечение территориальной доступности комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Перечень мероприятий подпрограммы "Создание условий для организации отдыха и оздоровления детей и подростков" приведен в приложении N 3 к Программе. В нем ставится задача по поддержке деятельности функционирующих лагерей бюджетной сферы, поиску и внедрению новых технологий в сфере летнего отдыха детей и подростков.
Перечень мероприятий подпрограммы "Одаренные дети" приведен в приложении N 4 к Программе. Подпрограммой предполагаются сохранение государственной системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки одаренных детей в соответствии с их способностями, разработка инновационных технологий выявления и поддержки одаренных детей.
Перечень мероприятий подпрограммы "Поддержка детских общественных организаций в Республике Татарстан" приведен в приложении N 5 к Программе и предполагает оказание помощи детским и подростковым общественным организациям в информационной, правовой, методической, материально-технической сферах. Сотрудничество с международными, всероссийскими, межрегиональными и республиканскими детскими и подростковыми организациями и объединениями.
Перечень мероприятий подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" приведен в приложении N 6 к Программе и предусматривает реализацию следующих мероприятий:
укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
создание условий для творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Перечень мероприятий подпрограммы "Организация работы среди детей и подростков по месту жительства" приведен в приложении N 7 к Программе. Подпрограммой предполагается реализация мер по повышению эффективности функционирования и координации деятельности учреждений по месту жительства, создания благоприятных условий для организации активного досуга детей и подростков по месту жительства, снижение уровня социально-негативных явлений среди детей и подростков по месту жительства.
Перечень мероприятий подпрограммы "Дети-сироты" приведен в приложении N 8 к Программе. Он предполагает постепенный переход от воспитания детей в государственных учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Затраты на реализацию Программы составляют 138060,0 тыс.рублей (в ценах соответствующих лет).
Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счет средств бюджета Республики Татарстан.
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан как государственный заказчик:
осуществляет координацию деятельности по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств бюджета Республики Татарстан;
подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
уточняет перечень целевых индикаторов и показателей эффективности Программы на соответствующий год и их поквартальную разбивку;
готовит ежеквартально отчет о ходе реализации Программы на основе информации, представленной участниками реализации подпрограмм и направляет его в Министерство экономики Республики Татарстан в установленном порядке.
Ответственность за своевременное и качественное выполнение мероприятий Программы, рациональное и целевое использование финансовых средств, выделяемых на ее реализацию, несут руководители министерств и ведомств - исполнители Программы.
Финансирование мероприятий осуществляется через министерства и ведомства, ответственные за их реализацию и являющиеся исполнителями настоящей Программы.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
улучшить качество жизни и здоровья детей;
повысить качество и доступность социальных услуг детям, в первую очередь семьям с детьми-инвалидами;
усовершенствовать государственную систему социальной защиты и поддержки несовершеннолетних, способную оказывать действенную помощь от экстренной и оперативной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, до долговременной работы и поддержки детей, нуждающихся в особой заботе государства.
Реализация мероприятий подпрограммы "Здоровое поколение" позволит продолжить совершенствование государственной поддержки службы материнства и детства, повысить доступность и качество медицинской помощи женщинам и детям, добиться к 2013 году улучшения основных показателей, а именно: стабилизировать младенческую смертность до 6,0 промилле на 1000 родившихся живыми и неонатальную смертность на уровне 3,7 промилле на 1000 детей, родившихся живыми.
Введение в деятельность средних общеобразовательных школ здоровьесберегающих технологий позволит снизить вредное воздействие школьных факторов риска на здоровье учащихся. Оценка проводится по следующему показателю: количество средних общеобразовательных школ, участвующих в конкурсе среди средних общеобразовательных школ, на лучшую постановку работы по организации здоровьесберегающей деятельности, довести до 45 процентов к 2013 году.
Оценка реализации подпрограммы "Дети-инвалиды" к 2013 году будет осуществляться по следующему показателю: доля инвалидов и детей с ограниченными возможностями, охваченных обучением, составит 99 процентов.
Реализация подпрограммы "Создание условий для организации отдыха и оздоровления детей и подростков" позволит сохранить и развить инфраструктуру отдыха детей и подростков, увеличить охват детей и подростков отдыхом в оздоровительных загородных лагерях до 52,5 процента.
В ходе реализации подпрограммы "Одаренные дети" будет создана государственная система выявления, развития и поддержки одаренных детей, охватывающая до 91,5 процента детского населения школьного возраста, направленная на сохранение национальной культуры, формирование будущей элиты в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Будет сформирована база данных о талантливых и одаренных детях школьного возраста с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения.
Число одаренных детей школьного возраста - победителей всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров, проведенных в рамках подпрограммы, увеличится к 2013 году на 1,2 процента по сравнению с данными 2010 года.
Дальнейшее развитие получит система республиканских конкурсных мероприятий по выявлению одаренных детей. Будут разработаны и внедрены инновационные технологии по выявлению и адресной поддержке одаренных детей.
Реализация мероприятий подпрограммы "Поддержка детских общественных объединений в Республике Татарстан" позволит активизировать детское движение в Республике Татарстан, сформировать базу данных о детях, состоящих в детских общественных организациях:
увеличить охват детей, состоящих в детских и подростковых общественных организациях, от общего количества детей Республики Татарстан на 3,2 процента;
оказать помощь детским и молодежным организациям и объединениям в информационной, правовой, методической, материально-технической и других сферах;
организовать проведение республиканских мероприятий для детских общественных организаций;
сформировать позитивное общественное мнение о детских организациях, в том числе через средства массовой информации;
организовать сотрудничество с международными, всероссийскими, межрегиональными, региональными и республиканскими детскими и молодежными организациями и объединениями.
Реализация подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" позволит создать необходимые условия для внедрения профилактических и реабилитационных технологий в деятельность учреждений социального обслуживания, занимающихся профилактической и социально-реабилитационной работой с детьми и подростками, а также снизить уровень безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних и сократить число совершаемых ими противоправных действий.
Оценка реализации подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" будет осуществляться по следующим показателям: доля детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, в общей численности детей, поставленных на учет в органах социальной защиты, вырастет до 8,3 процента, а доля безнадзорных детей в общей численности детей Республики Татарстан снизится до 1,5 процента.
Реализация мероприятий подпрограммы "Организация работы среди детей и подростков по месту жительства" будет способствовать повышению эффективности функционирования учреждений по месту жительства и качества учебно-воспитательного процесса, созданию благоприятных условий для организации активного досуга детей и подростков по месту жительства, снижению уровня социально-негативных явлений среди детей и подростков.
Оценка реализации подпрограммы "Организация работы среди детей и подростков по месту жительства" будет определяться по следующему показателю: удельный вес детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности в общей численности детей в возрасте 5-18 лет, к 2013 году достигнет 93,4 процента.
Мероприятия подпрограммы "Дети-сироты" направлены на создание условий для перехода от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Оценка реализации подпрограммы "Дети-сироты" к 2013 году будет осуществляться по следующему показателю: доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в семьи граждан, от общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составит 90,0 процента.
Положительная динамика по показателям Программы будет отражать эффективное использование государственных средств, направленных на улучшение качества жизни и здоровья детей.
Снижение затрат бюджета Республики Татарстан будет достигнуто за счет:
предотвращения получения детьми инвалидности вследствие проведения скрининга новорожденных и соответствующих профилактических мероприятий;
уменьшения числа детей школьного возраста, получающих инвалидность;
уменьшения числа детей школьного возраста, переходящих в 3 группу здоровья из 2 группы;
увеличение числа детей школьного возраста, переходящих в 1 группу здоровья из 2 группы;
увеличения относительной доли детей, оставшихся без попечения родителей и направляемых на воспитание в семьи граждан;
уменьшения числа правонарушений несовершеннолетних и снижения числа подростков, направляемых в исправительные учреждения;
Увеличение численности трудоспособного населения может быть достигнуто за счет:
уменьшения количества инвалидов;
предоставления возможности работать родителям, чьи дети не стали инвалидами;
предоставления возможности работать родителям вследствие проведения их детям реабилитационных мероприятий;
возможности трудоустроиться детям-инвалидам по достижении соответствующего возраста и вследствие проведения реабилитационных мероприятий;
уменьшения числа подростков, попадающих в исправительные учреждения.
Кроме того, существуют и другие положительные социально-экономические эффекты, не поддающиеся количественному описанию вследствие сложности и взаимосвязанности социальных процессов.
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 20 февраля
См. текст приложения в предыдущей редакции
Приложение N 1
к долгосрочной
целевой программе
"Дети Татарстана" на 2011-2013 годы
Наименование цели |
Наименование задачи |
Наименование основного мероприятия |
Срок выполнения основных мероприятий, годы |
Индикаторы оценки конечных результатов, единицы измерения |
Значения индикаторов по годам (по отношению к базовому году) |
Финансовое обеспечение, тыс.рублей |
Головные исполнители |
||||||||||
2010 (базовый год) |
2011 |
2012 |
2013 |
всего |
2011 |
2012 |
2013 |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
||||
Создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
Охрана здоровья детей и подростков, в т.ч. репродуктивного здоровья |
1.1. Закупка лекарственных препаратов для профилактики и лечения синдрома дыхательных расстройств у новорожденных |
2011-2013 |
Стабилизация младенческой смертности на уровне 6,0 промилле на 1000 детей, родившихся живыми, промилле. |
6 |
6 |
6 |
6 |
4250,0 |
1250,0 |
1500,0 |
1500,0 |
Министерство здравоохранения Республики Татарстан |
||||
1.2. Оснащение родовспомогательных учреждений и учреждений детства, современной лечебно-диагностической аппаратурой (неонатальными мониторами, аппаратами искусственной вентиляции легких, неонатальными инкубаторами, инфузоматами, аппаратами ультразвуковой и эндоскопической диагностики) |
2011-2013 |
Стабилизация неонатальной смертности на уровне 3,7 промилле на 1000 детей, родившихся живыми, промилле |
3,7 |
3,7 |
3,7 |
3,7 |
31040,0 |
7180,0 |
11930,0 |
11930,0 |
|||||||
1.3. Обеспечение реанимобилем для осуществления транспортировки новорожденных и недоношенных детей в отделения реанимации новорожденных |
2011 |
5000,0 |
5000,0 |
- |
- |
||||||||||||
1.4. Конкурс среди общеобразовательных учреждений на лучшую постановку работы по организации здоровьесберегающей деятельности |
2011-2013 |
Количество школ, участвующих в конкурсе средних общеобразовательных школ, на лучшую постановку работы, % |
0 |
15 |
30 |
45 |
1500,0 |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
Министерство образования и науки Республики, государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр "Костер" |
||||||
Организационно-обеспечивающие мероприятия, проводимые за счет средств текущего финансирования |
|||||||||||||||||
1.5. Разработка новых и совершенствование существующих технологий диагностики и лечения заболеваний детей и подростков |
2011-2013 |
Стабилизация младенческой и детской смертности |
|
|
|
|
за счет средств текущего финансирования |
Министерство здравоохранения Республики Татарстан |
|||||||||
Итого за счет средств бюджета Республики Татарстан |
41790,0 |
13930,0 |
13930,0 |
13930,0 |
|
||||||||||||
2024
Ноябрь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |