Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.07.2014 № 537Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 июля 2014 г. N 537 "Об утверждении Концепции развития деятельности студенческих и молодежных трудовых отрядов в Республике Татарстан на 2014-2017 годы" В целях создания условий для развития деятельности студенческих и молодежных трудовых отрядов в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития деятельности студенческих и молодежных трудовых отрядов в Республике Татарстан на 2014-2017 годы. 2. Министерству по делам молодежи и спорту Республики Татарстан разработать и представить на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан план мероприятий по реализации утвержденной настоящим постановлением Концепции развития деятельности студенческих и молодежных трудовых отрядов в Республике Татарстан на 2014-2017 годы. 3. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.03.2011 N 205 "Об утверждении Концепции развития деятельности студенческих трудовых отрядов в Республике Татарстан на 2011 - 2013 годы". 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан. И.о. Премьер-министра Республики Татарстан А.В. Песошин Концепция развития деятельности студенческих и молодежных трудовых отрядов в Республике Татарстан на 2014-2017 годы (утв. постановлением КМ РТ от 25 июля 2014 г. N 537) 1. Общие положения Настоящая Концепция развития деятельности студенческих и молодежных трудовых отрядов в Республике Татарстан на 2014-2017 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами от 28 декабря 2010 года N 428-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части развития движения студенческих отрядов", от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р, отдельными положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 03.04.2012, Конституцией Республики Татарстан, Законом Республики Татарстан от 19 октября 1993 года N 1983-XII "О молодежи и государственной молодежной политике в Республике Татарстан". Экономика инноваций, основанная на мотивации и повсеместном внедрении технологических новшеств, курс на которую взят в Российской Федерации и Республике Татарстан, предъявляет качественно новые требования к человеческому капиталу, диктует структурные изменения на молодежном рынке труда. Формируются запросы на профессионалов с высокой способностью к обучению, восприимчивостью к новым знаниям в междисциплинарных сферах, умеющих оценивать риски, принимать решения в условиях высокой неопределенности. Повышается спрос на команды, способные комплексно подходить к решению нетривиальных задач. Особенно востребованными становятся управленцы, умеющие видеть, ставить, свободно решать возникающие перед обществом задачи, в том числе производственного характера. Максимально эффективное развитие, использование интеллектуально-творческих, трудовых способностей человека как ключевых факторов формирования человеческого капитала становится важнейшим элементом государственной политики, нацеленной на повышение конкурентоспособности, в том числе через развитие системы трудовой занятости в студенческих и молодежных отрядах. Концепция нацелена на создание единой открытой межведомственной республиканской системы поддержки и сопровождения механизмов трудоустройства студенческой и безработной молодежи. В ней определены цели, задачи, основные принципы, механизмы, направления ее реализации, сформулированы ожидаемые результаты. Концепция представляет собой документ стратегического характера, отражающий общее видение проблемы, принципиальные подходы к ее решению, которые должны быть положены в основу разрабатываемых и осуществляемых мер в данной сфере деятельности. Концепция разработана с учетом задач реализации Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы. В ней предусмотрено выстраивание системы правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового обеспечения эффективного развития и реализации трудового потенциала молодежи в Республике Татарстан. Ключевую роль в этом должно сыграть объединение в этих целях на принципах социального партнерства работодателей, представителей бизнеса, научного сообщества, органов государственной и муниципальной власти, общественных объединений, некоммерческих организаций. Реализация Концепции позволит создать дополнительные механизмы и условия для максимального привлечения студентов организаций среднего профессионального и высшего образования Республики Татарстан к реализации государственных программ, проектов, направленных на повышение общего уровня благосостояния как на муниципальном, так и на региональном уровнях. Настоящая Концепция является основой для нормотворческой деятельности, разработки программ и проектов, направленных на организацию трудовой занятости студенческой, незанятой, учащейся молодежи в Республике Татарстан. 2. Характеристика проблемы В настоящее время ситуация на рынке труда такова, что одной из категорий граждан, находящейся в сложном положении, является молодежь. Особые трудности в адаптации к современному рынку труда испытывают молодые люди, которые не имеют достаточной профессиональной квалификации и практических навыков. Именно молодые специалисты в первую очередь обращаются в молодежные биржи труда, центры студенческих трудовых отрядов и в государственные органы занятости населения. В связи с профессионально-квалификационным, а также территориальным несоответствием спроса и предложения рабочей силы отдельные организации республики продолжают испытывать дефицит рабочей силы, особенно высококвалифицированных кадров по отдельным профессиям. Это предопределяет необходимость планирования специального комплекса мероприятий в области регулирования рынка труда. По итогам обследований, проводимых Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, численность экономически активного населения республики с 2009 года увеличивается. В структуре экономически активного населения наблюдается тенденция роста численности занятых в экономике при уменьшении общей численности безработных. В то же время необходимо отметить, что согласно прогнозным данным Министерства экономического развития Российской Федерации в течение 2013-2020 годов в России будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста, что приведет к снижению численности экономически активного населения и, как следствие, к сокращению предложения трудовых ресурсов. В Республике Татарстан не прогнозируется значительного сокращения численности занятых в экономике. Регион является миграционно привлекаемым в Российской Федерации. За 2012 год количество иностранных граждан, поставленных на миграционный учет в республике, составило 144859 человек (в 2011 году - 118266 человек). Количество иностранных граждан, прибывающих в республику, с 2010 года увеличивается. Ежегодно количество граждан, поставленных на миграционный учет, составляет более 115 тыс. человек. На протяжении последних пяти лет количество постоянно и временно проживающих в Республике Татарстан увеличивается. Если в 2008 году численность иностранных граждан, проживающих в республике, составляла более 10 тыс. человек, то на 1 января 2013 года этот показатель увеличился до 19 тыс. человек. Вышеуказанные данные говорят о том, что потенциал трудоспособной части населения, особенно молодежи, в нашем регионе используется не в полной мере. Привлечение трудовых ресурсов извне, создание условий для их пребывания в республике и успешная реализация масштабных производственных проектов повышают риск увязнуть в решении стратегически важной задачи: формирование высококвалифицированного потенциала из числа местной молодежи, создание приемлемых условий труда. Современный этап социально-экономического развития Республики Татарстан диктует необходимость подготовки конкурентоспособных работников и с этой целью - совершенствования системы профессионального образования, достижения баланса структур профессионального образования и спроса на рабочую силу. Рынок труда испытывает дефицит кадров по рабочим профессиям, престиж которых значительно утерян, отсутствует преемственность кадров. Не хватает рабочих кадров в сферах строительства и жилищно-коммунального хозяйства, машиностроения, сельского хозяйства, транспорта, обслуживания населения. Подготовку высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям современного производства, невозможно осуществлять без постоянного развития новых форм трудоустройства на этапе обучения в вузе по профилю получаемого образования (пусть даже на 1 сезон), модернизации материально-технической базы учебных заведений, оснащения их современной компьютерной техникой, оборудованием. Основными проблемами современного рынка труда остаются: несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда; низкая трудовая мобильность граждан; трудоустройство отдельных категорий граждан, испытывающих сложности при трудоустройстве в силу различных причин (социальных, физических и иных) и являющихся наименее конкурентоспособными. По проведенным Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан обследованиям, за I квартал 2013 г. численность экономически активного населения составила 1999,3 тыс. человек, или 52 процента от общей численности населения республики, из них 1 906 тыс. человек были заняты в экономике и 93,3 тыс. человек не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные). Уровень общей безработицы в Республике Татарстан за I квартал 2013 года (4,7 процента от численности экономически активного населения) ниже аналогичного показателя по Российской Федерации (5,8 процента) и ниже аналогичного показателя по Приволжскому федеральному округу (5,4 процента). По данным мониторинга, проводимого Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, численность работающих в режиме неполного рабочего времени на 06.05.2013 составила 2,2 тыс. человек. За январь-апрель 2013 года в органы службы занятости обратились по различным вопросам 165,5 тыс. человек, в том числе приняты на учет в качестве ищущих работу 26,1 тыс. человек. Численность зарегистрированных в органах службы занятости Республики Татарстан безработных граждан на 1 мая 2013 года составила 23612 человек. После незначительного увеличения численности безработных граждан в течение I квартала 2013 года ситуация в апреле стабилизировалась, численность зарегистрированных безработных приблизилась к данным на начало года (23267 человек). Уровень регистрируемой безработицы в настоящее время равен 1,15 процента от численности экономически активного населения. Ниже среднереспубликанского уровень регистрируемой безработицы наблюдается в Лаишевском (0,38 процента), Пестречинском (0,45 процента), Актанышском (0,49 процента), Апастовском (0,58 процента) муниципальных районах и городах Казани (0,86 процента), Бугульме (0,96 процента). Выше среднереспубликанского уровень безработицы отмечен в городах Чистополе (3,14 процента), Азнакаево (2,73 процента), Бавлы (2,39 процента), Заинске (2,1 процента), Елабуге (2,0 процента), а также в Тетюшском муниципальном районе (2,4 процента). На 1 мая 2013 года уровень регистрируемой безработицы по моногородам следующий: г. Зеленодольск - 3,98 процента (на 01.01.2013 - 4,10 процента); г. Менделеевск - 1,89 процента (на 01.01.2013 - 2,65 процента); г. Нижнекамск - 1,06 процента (на 01.01.2013 - 0,93 процента); г. Набережные Челны - 1,24 процента (на 01.01.2013 - 1,10 процента); г. Чистополь - 3,52 процента (на 01.01.2013 - 4,21 процента); г. Елабуга - 1,89 процента (на 01.01.2013 - 1,84 процента). Самое высокое по республике значение показателя "Уровень регистрируемой безработицы" - в пгт. Камские Поляны (5,92 процента). В составе безработных 60,0 процента составляют женщины, молодежь в возрасте 16-29 лет - 22,3 процента (по данным на 01.05.2012). Доля граждан, уволившихся по собственному желанию, составила 65,5 процента (на 01.05.2012 - 48,8 процента), 14,3 процента - граждане, уволенные в связи с ликвидацией организации (на 01.05.2012 - 16,9 процента). Существующие трудности в трудоустройстве студентов и выпускников организаций среднего профессионального и высшего образования Республики Татарстан вызывают озабоченность не столько своими масштабами, сколько последствиями, самыми серьезными из которых являются рост преступности, наркомании, других социально негативных явлений. Привлечение студенческой и незанятой молодежи к деятельности студенческих и молодежных трудовых отрядов (далее - трудовые отряды) является одним из механизмов обеспечения ее занятости и повышения конкурентоспособности на современном рынке труда. В движении трудовых отрядов участвует молодежь определенной возрастной группы, на которую приходится пик безработицы. В то же время указанное движение является одним из самых эффективных, массовых и интересных видов трудоустройства на временные и сезонные работы. Ранняя трудовая адаптация, трудовая мобильность участников трудовых отрядов являются необходимыми качествами молодежи в условиях неблагоприятной конъюнктуры рынка труда и эффективным инструментом самореализации личности, формирования таких качеств, как самостоятельность, ответственность. С 2001 года движение трудовых отрядов в Республике Татарстан обрело массовый характер и способствует созданию условий для освоения практических умений и навыков будущими специалистами. В Республике Татарстан (как и в целом по Российской Федерации) неуклонно возрастает количество трудовых отрядов и желающих в них работать. Например, если в 2006 году было создано 188 отрядов общей численностью 6801 студент, то по итогам 2012 года в Татарстане работу в студенческих отрядах получил 10321 студент. В ходе этой работы студенты и учащиеся получили возможность закрепить на практике теоретические знания и навыки, приобретаемые в учебном заведении, получая за это заработную плату, размер которой в 2012 году составил от 15,0 до 34,0 тыс. рублей в месяц. Работа в трудовых отрядах позволяет также освоить дополнительные профессиональные навыки и специальности, востребованные на современном рынке труда, в том числе по рабочим профессиям. Принимая во внимание то, что рынок перенасыщен специалистами гуманитарного профиля, в то время как на многих предприятиях наблюдается острая нехватка квалифицированных рабочих кадров, работа в трудовых отрядах позволяет студентам организаций среднего профессионального и высшего образования Республики Татарстан освоить дополнительные специальности рабочих профессий. В настоящее время трудовые отряды работают по следующим направлениям: строительные, педагогические, сельскохозяйственные, сервисные, экологические, благоустройство лесного фонда и городских территорий, медицинские отряды, отряды проводников вагонов дальнего следования, археологические отряды, отряды спасателей и т.д. Необходимо отметить, что в рамках Концепции развития деятельности студенческих трудовых отрядов в Республике Татарстан на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.03.2011 N 205 "Об утверждении Концепции развитии деятельности студенческих трудовых отрядов в Республике Татарстан на 2011-2013 годы (далее - Концепция на 2011-2013 годы), увеличилось не только количество участников движения, но и районных, муниципальных организаций, занимающихся вопросами трудоустройства молодежи. В настоящее время в девяти муниципальных образованиях Республики Татарстан свою деятельность осуществляют районные и городские центры, штабы трудовых отрядов, молодежные биржи труда, имеющие различные формы собственности. "Рисунок 1. Количество студентов, занятых в студенческих трудовых отрядах в Республике Татарстан, с 2001 по 2013 год" "Рисунок 2. Количество студенческих трудовых отрядах в Республике Татарстан с 2001 по 2013 год" В настоящее время в зависимости от направления деятельности трудовые отряды все больше привлекаются к реализации социально значимых программ, проектов на муниципальном, республиканском и всероссийском уровнях. Трудовые отряды Татарстана на протяжении последних четырех лет участвовали в масштабных строительных кампаниях, развернувшихся в г. Казани, - возведение спортивных и инфраструктурных объектов XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года (Деревня Универсиады, Академия тенниса, Дворец единоборств "Ак Барс", спортивные комплексы "Москва", "Тезуче", "Итиль", плавательные бассейны и футбольный стадион "Казань Арена" на 45 тыс. мест). Также трудовые отряды участвовали в строительстве нефтеперерабатывающего завода "ТАНЕКО" в г. Нижнекамске, Больницы скорой медицинской помощи в г. Набережные Челны, в реализации программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных образованиях республики. Сохраняя традиции выездных отрядов, Татарстан представлен и на всероссийских молодежных стройках: объектах XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, газоперерабатывающих станциях на полуострове Ямал, объектах Саммита "АТЭС-2012" в г. Владивостоке. Количество видов работ, выполняемых стройотрядами, увеличилось: каменная кладка, вязка арматуры, сооружение опалубки, плотницкие, бетонные, отделочные и общестроительные работы. Педагогические отряды Республики Татарстан ежегодно участвуют в реализации региональных мероприятий по организации оздоровления, отдыха и занятости детей, работая вожатыми, инструкторами по физической культуре, походному туризму, педагогами-организаторами в детских оздоровительных лагерях Республики Татарстан. С 2005 года их деятельность востребована также в санаторных комплексах и оздоровительных лагерях Краснодарского края. Студенческие сельскохозяйственные отряды, деятельность которых направлена на поддержку агропромышленного комплекса Республики Татарстан, ежегодно привлекаются к посевным и уборочным работам, работам на зернохранилищах и фермах. Студенческие отряды проводников вагонов дальнего следования на протяжении последних 5 лет осуществляют свою деятельность на базе Свердловской и Горьковской железных дорог. Студенты образовательных организаций высшего образования имеют возможность не просто овладеть новой профессией, но и получить практический опыт, а в будущем - и гарантированное трудоустройство. Особое развитие с 2010 года получили студенческие археологические отряды, которые принимают участие в реализации программы восстановления и сохранения памятников культурного и исторического наследия Татарстана. При поддержке Республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры их деятельность организована в Болгарском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике и Государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике "Остров-град "Свияжск". Студенческие медицинские отряды, сформированные на базе профильных организаций среднего профессионального и высшего образования Республики Татарстан, осуществляют свою деятельность в детских лагерях и больницах общего профиля. С 2012 года медицинские отряды привлекаются для работы в составе младшего медицинского персонала в детских оздоровительных лагерях Краснодарского края. С 2013 года продолжена реализация ежегодных программ привлечения студенческих трудовых отрядов для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в лесном фонде Республики Татарстан. В 2014-2017 годах планируется организация новых направлений деятельности отрядов. Среди них - научно-производственные отряды, деятельность которых будет осуществляться на базе структурных подразделений, малых предприятий образовательных организаций высшего образования Республики Татарстан. Ниже представлены основные причины и факторы, влияющие на выбор студентами вторичных форм трудоустройства, обеспечивающих стабильную динамику показателей движения студенческих трудовых отрядов. В условиях рыночного реформирования российской экономики наряду с сокращением численности и доли занятого в экономике трудоспособного населения быстро увеличивается контингент студентов очной формы обучения, сочетающих обучение с работой в различных сферах деятельности. Сегодня трудовой деятельностью охвачены уже несколько миллионов студентов, еще больше студентов ищут работу. Таким образом, трудовая деятельность студентов приобрела в современном российском обществе массовый характер. В процессе трудовой деятельности у студенческой молодежи формируются новые представления о роли профессии и профессиональных достижений в жизни, целях профессиональной деятельности и о способах их достижения, меняются ценностные ориентиры, критерии социальной дифференциации. Принимая во внимание, что развитие экономики региона, решение социальных задач зависят в основном от притока квалифицированных ресурсов в производство, настоящая Концепция предусматривает не только межведомственное взаимодействие, но и участие в ее реализации предприятий и организаций коммерческого сектора Республики Татарстан, осуществляющих свою деятельность в различных отраслях ее экономики. В рамках Концепции на 2011-2013 годы стало возможным организовать Республиканскую школу вожатых, основной целью которой является профессиональная подготовка участников студенческих педагогических отрядов. Также подобная практика профессиональной подготовки в ежегодном режиме проводится для студенческих отрядов спасателей, проводников вагонов поездов дальнего следования, механизированных отрядов и т.д. Регулярно проводятся курсы по основам техники безопасности и охраны труда. Стало возможным проводить работу по индивидуальному трудоустройству соискателей различных категорий населения (подростки и молодежь в возрасте от 14 до 30 лет, не имеющие постоянной работы и желающие трудоустроиться в индивидуальном порядке). 3. Структура организации деятельности трудовых отрядов в Республике Татарстан Студенческий трудовой отряд - это объединение студентов организаций среднего профессионального и высшего образования Республики Татарстан различных форм обучения, добровольно изъявивших желание в свободное от учебы и (или) основной работы время участвовать в творческой, социально полезной и значимой деятельности в различных отраслях хозяйства. В зависимости от продолжительности функционирования трудовые отряды разделяются на постоянные (круглогодичные) и временные (формируемые для выполнения конкретной производственной задачи, социального заказа). В зависимости от места функционирования трудовые отряды подразделяются на стационарные, деятельность которых осуществляется в пределах домашнего региона, и выездные, работающие за его пределами. Кроме того, отряды подразделяются на профильные, члены которых выполняют работы в соответствии с получаемой в учебном заведении специальностью, и непрофильные, когда выполняются работы, связанные с прохождением дополнительного обучения в соответствии с направлением отряда. Штаб студенческих трудовых отрядов - это общественная структура (объединение, подразделение) организации среднего профессионального или высшего образования, основными задачами которой являются первичное формирование трудовых отрядов, информационное сопровождение и привлечение учащейся и студенческой молодежи к участию в деятельности республиканского движения трудовых отрядов в данных учебных заведениях. Центр студенческих трудовых отрядов - это муниципальное учреждение или автономная некоммерческая организация, учрежденная исполнительными комитетами муниципальных образований. Основными задачами центра трудовых отрядов являются развитие и координация деятельности трудовых отрядов, информационное обеспечение в средствах массовой информации, организация трудоустройства студенческой и незанятой молодежи, в том числе на временные, сезонные и постоянные работы в каникулярный и учебный периоды в городах и районах республики. Зональный штаб студенческих трудовых отрядов - это совещательный орган, объединяющий в себе организации различных форм собственности, занимающиеся вопросами развития деятельности трудовых отрядов ряда муниципальных образований Республики Татарстан. Республиканский центр студенческих трудовых отрядов - это некоммерческая организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения, основными задачами которой являются развитие движения трудовых отрядов, координация и обеспечение контроля над организацией их деятельности, взаимодействие с органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях, осуществление методической, правовой и информационной поддержки трудовых отрядов в Республике Татарстан. Окружной штаб студенческих трудовых отрядов Приволжского федерального округа - это совещательный орган, основными задачами которого являются разработка и реализация мероприятий по поддержке деятельности трудовых отрядов в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа. 4. Основные цели, задачи и сроки реализации Концепции Настоящая Концепция направлена на повышение эффективности межведомственной работы по организации содействия в трудовой занятости студенческой, учащейся и незанятой молодежи на основе уже апробированной Концепции на 2011-2013 годы. Решение проблем занятости и профессиональной подготовки учащейся и студенческой молодежи требует выработки специальных механизмов и технологии эффективного взаимодействия всех участников данного процесса. Исходя из приоритетов государственной социальной и молодежной политики, основной целью реализации настоящей Концепции является социально-экономическая поддержка учащейся и студенческой молодежи путем создания условий для получения профессиональных и дополнительных трудовых навыков студентами, другими категориями молодежи в период обучения в организациях среднего профессионального и высшего образования Республики Татарстан посредством их участия в деятельности трудовых отрядов. Масштабность поставленной в рамках Концепции цели требует разработки комплекса мероприятий. В этой связи сформированы следующие позиции: 1. Обеспечение реализации государственной молодежной политики в части содействия занятости молодежи, развития кадрового потенциала для различных отраслей экономики Республики Татарстан, включая: повышение качества и доступности государственных услуг в сфере содействия в труде на временные, сезонные и постоянные работы; повышение эффективности содействия трудоустройству молодых выпускников-специалистов; содействие сохранению действующих и созданию новых временных, сезонных и постоянных рабочих мест. 2. Разработка и внедрение действенных механизмов развития профильных трудовых отрядов, позволяющих в будущем удовлетворить внутренние потребности отраслевых предприятий экономики Республики Татарстан в высокопрофессиональных и конкурентоспособных кадрах, квалифицированных рабочих, служащих и специалистах среднего звена. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1) Обозначение приоритетных направлений деятельности трудовых отрядов. Исходя из отраслевой специфики трудовых отрядов, выделяются следующие приоритетные направления их деятельности: строительное направление - выполнение ремонтно-строительных и дорожно-хозяйственных работ на объектах; сельскохозяйственное направление - выполнение работ в агропромышленном комплексе; педагогическое направление - выполнение воспитательной работы в качестве вожатых, педагогов-организаторов в детских оздоровительных лагерях и профилактической работы с детьми группы риска, другими социальными категориями; транспортное направление - выполнение работ в качестве проводников вагонов поездов дальнего следования на железнодорожном транспорте; археологическое направление - выполнение работ, связанных с восстановлением, реставрацией или изучением древних памятников культурного, исторического наследия Республики Татарстан, представляющих историческую ценность; промышленное направление - выполнение производственных работ в различных отраслях промышленности; спасательное направление - выполнение работ, связанных с предупреждением опасных ситуаций на воде (пляжи детских оздоровительных лагерей и санаторных комплексов Республики Татарстан и других регионов России); медицинское направление - выполнение работ по санитарному и медицинскому обслуживанию населения Республики Татарстан на базе учреждений здравоохранения Республики Татарстан; экологическое направление - выполнение работ по уборке, озеленению и развитию инфраструктуры придомовых и дворовых территорий, парков, скверов и городских зон отдыха; сервисное направление - выполнение работ в сфере услуг (организация питания, проживания, обеспечение работы торговых комплексов и т.д.); культурно-массовое направление - выполнение работ в сфере организации культурно-массовых мероприятий (проведение благотворительных акций, формирование концертных отрядов, агитационных бригад и т.д.). 2) Выработка методов стимулирования и развития деятельности студенческих трудовых отрядов. В целях обеспечения наиболее продуктивной деятельности трудовых отрядов предполагается использование следующих методов ее стимулирования: профессиональное стимулирование: предоставление возможности получения дополнительного образования (специализированные курсы повышения квалификации, узкопрофильные краткосрочные программы и т.д.); расширение свободы выбора будущей профессии участниками трудовых отрядов в профессиональном самоопределении; приобретение в трудовых отрядах практических навыков по основной специальности и опыта работы в коллективе, способствующих повышению конкурентоспособности молодого специалиста на современном рынке труда; овладение участниками трудовых отрядов дополнительными специальностями и профессиональными навыками, востребованными на современном рынке труда; материальное стимулирование: материальное поощрение за достижение высоких производственных показателей (за счет средств предприятия-работодателя); грантовая поддержка и реализация социально значимых проектов в области обеспечения занятости учащейся молодежи, а также проектов, направленных на организацию деятельности малых форм предпринимательской деятельности незанятой (официально безработной) молодежи через создание дополнительных рабочих мест на базе малых предприятий; моральное стимулирование: награждение почетным знаком "За вклад в развитие движения студенческих трудовых отрядов Республики Татарстан"; награждение почетным знаком "За вклад в развитие движения студенческих трудовых отрядов Российской Федерации"; поощрение активных участников трудовых отрядов благодарственными письмами Кабинета Министров Республики Татарстан, благодарственными письмами, почетными грамотами министерств и ведомств Республики Татарстан, ценными подарками исходя из отраслевой специфики трудовых отрядов; награждение активных участников трудовых отрядов государственными наградами, правительственными знаками, знаками отличия, иными наградами; проведение фестивалей, слетов, спартакиад, других мероприятий с приглашением наиболее активных участников трудовых отрядов и организация их встреч с государственными, политическими и общественными деятелями; информационное стимулирование: освещение деятельности трудовых отрядов и формирование положительного образа его участников в средствах массовой информации; культивирование идеи профессионального и социального раскрытия личности в ходе работы в трудовом отряде; повышение престижа рабочих специальностей среди молодежи. 3) Формирование направлений развития структуры деятельности трудовых отрядов. В целях системного привлечения учащейся и студенческой молодежи Республики Татарстан к работе в трудовых отрядах, повышения доступности оказываемых центрами трудовых отрядов услуг и информационного обеспечения их деятельности необходимо: укрепление материально-технической базы Республиканского центра студенческих трудовых отрядов; создание центров трудовых отрядов различных форм собственности по принципу зональной принадлежности в Лениногорском, Арском, Тетюшском, Верхнеуслонском и других муниципальных районах, а также штабов трудовых отрядов в организациях среднего профессионального и высшего образования Республики Татарстан; создание ассоциации ветеранов движения трудовых отрядов для поддержания преемственности, оказания консультационной и шефской помощи в организации деятельности трудовых отрядов. 4) Выработка проектного подхода в организации деятельности трудовых отрядов. Целью проектного подхода является обеспечение системности, последовательности, планомерности и обобщения приобретаемого опыта в организации деятельности трудовых отрядов. Инновационность проектного подхода заключается в привлечении студентов к работе над проектом не только в процессе его реализации, но и на этапе разработки. Предусматриваются проведение ежегодных конкурсов на грантовую поддержку проектов и программ, направленных на разработку, внедрение новых форм обеспечения занятости студенческой и учащейся молодежи. Задачей проектов является решение следующих проблем: создание новых (временных или дополнительных) рабочих мест для учащейся и студенческой молодежи на базе предприятий и организаций различных форм собственности; участие трудовых отрядов в реализации приоритетных национальных проектов Российской Федерации; участие трудовых отрядов в реализации проектов, включенных в Стратегию государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р; выявление новых направлений формирования и развития деятельности трудовых отрядов; социальная поддержка и оказание социально неблагополучным категориям населения содействия в трудоустройстве. В целях системной реализации настоящей Концепции необходимо разработать и утвердить в установленном порядке приказы и соглашения Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан и других адресатов Концепции, регламентирующие республиканское нормативное правовое поле деятельности трудовых отрядов и направленные на: осуществление эффективной координации работы по вопросам трудовых отрядов всех заинтересованных ведомств, организаций и учреждений, органов местного самоуправления городских и районных (муниципальных) образований; создание новых (временных и дополнительных) рабочих мест для участников трудовых отрядов, в том числе используя механизмы государственного и муниципального заказов; соблюдение правил охраны труда, проведение медицинских осмотров и необходимых специализированных анализов, обеспечение здоровья членов трудовых отрядов; поддержку инициатив молодых граждан в развитии инновационных подходов в организации трудовой занятости среди учащейся и студенческой молодежи, в том числе и поддержку собственных малых предприятий трудовых отрядов через грантовую поддержку бизнес-проектов, разработанных и представленных молодыми гражданами, официально зарегистрированными в качестве безработных в районных или городских центрах занятости населения муниципальных образований Республики Татарстан. 5) Определение форм информационной поддержки деятельности трудовых отрядов. Информационная поддержка деятельности трудовых отрядов осуществляется в средствах массовой информации в следующих формах: освещение в передачах государственных телерадиовещательных каналов, кабельного телевидения, в республиканских и муниципальных печатных изданиях, в сети Интернет мероприятий по организации временной и сезонной занятости и трудоустройства учащейся, студенческой и незанятой молодежи; организация социальной рекламы в средствах массовой информации; организация конкурсов среди средств массовой информации на лучшее освещение работы трудовых отрядов различных направлений деятельности; создание постоянно действующих рубрик о деятельности трудовых отрядов в студенческих, межвузовских, районных и республиканских печатных и электронных средствах массовой информации; создание и регулярное обновление интернет-портала Республиканского центра студенческих трудовых отрядов, информирующего общественность о деятельности центра и наличии вакансий в трудовых отрядах; издание информационных материалов (брошюр, буклетов, проспектов и т.д.) для популяризации деятельности трудовых отрядов; пропаганда участия молодежи в работе трудовых отрядов структурными подразделениями учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования по социальной и воспитательной работе; проведение Республиканским центром студенческих трудовых отрядов мониторинга деятельности трудовых отрядов. Концепцию планируется реализовать в течение 2014-2017 годов. 5. Участники реализации Концепции Участниками реализации настоящей Концепции являются: министерства и ведомства Республики Татарстан; исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан; организации среднего профессионального и высшего образования Республики Татарстан; государственные и муниципальные учреждения в сфере социальной и молодежной политики Республики Татарстан; бизнес-сообщество; средства массовой информации; общественные организации и фонды местного, регионального, федерального и международного уровней. 6. Механизм реализации Концепции Межведомственный координационный совет по вопросам развития деятельности трудовых отрядов, созданный в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.08.2005 N 1260-р, разрабатывает предложения по реализации Концепции и привлечению необходимых для этого ресурсов, обеспечивает взаимодействие органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, организаций, учреждений, участвующих в реализации Концепции, вносит в адрес Кабинета Министров Республики Татарстан иные предложения по совершенствованию механизмов межведомственного взаимодействия в части развития трудовых отрядов в Республике Татарстан. Кабинет Министров Республики Татарстан утверждает план мероприятий, направленный на реализацию Концепции, определяет ресурсное обеспечение, сроки его выполнения, а также принимает нормативные правовые акты, направленные на реализацию его основных положений. В целях организации работы по исполнению плана мероприятий Концепции Кабинет Министров Республики Татарстан принимает решение об определении уполномоченного органа (министерство, учреждение) и обеспечивает необходимые условия для его деятельности. 7. Ожидаемые результаты реализации Концепции и основные индикаторы оценки ее эффективности Реализация настоящей Концепции позволит: достичь установленного уровня показателей, определенных Программой социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 22 апреля 2011 года N 13-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы", в том числе довести к 2017 году численность представителей учащейся и студенческой молодежи, вовлеченной в деятельность трудовых отрядов, до 12 тыс. человек; создать условия для устойчивого и планомерного развития движения трудовых отрядов в Республике Татарстан, способствующие социально-экономической поддержке учащейся и студенческой молодежи; создать эффективную систему и механизмы взаимодействия заинтересованных сторон - адресатов Концепции и общественности. При реализации Концепции предполагается достижение следующих результатов: 1. Объединение студенческой, незанятой молодежи Республики Татарстан в составе республиканского молодежного движения с целью организации занятости. 2. Снижение количества совершенных преступлений, проявлений асоциального поведения в молодежной среде. 3. Привлечение максимально возможного количества представителей студенческой и незанятой молодежи к реализации государственных программ, различных проектов на муниципальном, региональном, федеральном уровнях. 4. Сокращение оттока трудоспособной молодежи из Республики Татарстан. 5. Формирование кадрового резерва для различных секторов экономики республики. Основными индикаторами оценки эффективности реализации настоящей Концепции являются: количественный показатель - количество созданных трудовых отрядов и представителей учащейся и студенческой молодежи, вовлеченных в их деятельность. Индикаторы оценки реализации Концепции развития деятельности студенческих трудовых отрядов на 2014-2017 годы в разрезе муниципальных образований Республики Татарстан представлены в следующей таблице: Таблица Индикаторы оценки реализации Концепции развития деятельности студенческих трудовых отрядов в Республике Татарстан на 2014-2017 годы качественный показатель - увеличение оплаты труда участников трудовых отрядов, объема выполненных ими работ, в том числе в рамках государственного и муниципального заказов, охвата дополнительным обучением членов трудовых отрядов и информационного охвата их деятельности (по данным мониторинга). Приоритетные направления деятельности, проекты, программы республиканского движения студенческих, молодежных трудовых отрядов Принимая во внимание возможность и необходимость формирования профильных трудовых отрядов на базе отдельного кластера учебных заведений, представляется необходимым привлечение студенческих отрядов к следующим приоритетным республиканским проектам и программам: программные мероприятия по организации отдыха детей и молодежи, их оздоровления и занятости; строительство участка международной автомагистрали "Западный Китай - Западная Европа", расположенного в пределах Республики Татарстан; строительство участков высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва - Екатеринбург", расположенной в пределах Республики Татарстан; благоустройство и сохранение лесного фонда Республики Татарстан; программные мероприятия, направленные на проведение посевных, уборочных кампаний, совершенствование работы предприятий агропромышленного комплекса Республики Татарстан; строительство жилых, производственных, инфраструктурных объектов города-спутника технико-внедренческого типа "Иннополис"; строительство крупных производственных, социально значимых, инфраструктурных объектов в городах и районах Республики Татарстан. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|