Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.03.2011 № 205

                             Постановление                             
 Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 марта 2011 г. N 205
   "Об утверждении Концепции развития деятельности студенческих
    трудовых отрядов в Республике Татарстан на 2011-2013 годы"

      В целях создания условий для развития деятельности  студенческих
трудовых  отрядов  в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики
Татарстан постановляет:
      1.  Утвердить  прилагаемую   Концепцию   развития   деятельности
студенческих    трудовых    отрядов    в   Республике   Татарстан   на
2011-2013 годы.
      2. Министерству по делам молодежи, спорту и  туризму  Республики
Татарстан   до  10  апреля  2011 года  разработать  и  представить  на
утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан план  мероприятий
по  реализации  Концепции  развития деятельности студенческих трудовых
отрядов в Республике Татарстан на 2011-2013 годы.
      3. Признать утратившим  силу  постановление  Кабинета  Министров
Республики  Татарстан  от  29  ноября  2007 г.  N 665  "Об утверждении
Концепции  развития  деятельности  студенческих  трудовых  отрядов   в
Республике Татарстан на 2008-2010 годы".
      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
Министерство   по   делам   молодежи,   спорту  и  туризму  Республики
Татарстан.


Премьер-министр 
Республики Татарстан                                    И.Ш. Халиков



   Концепция развития деятельности студенческих трудовых отрядов в    
 Республике Татарстан на 2011-2013 годы (утв. постановлением КМ РТ от 
                       21 марта 2011 г. N 205)                        

                          1. Общие положения                          

      Настоящая Концепция развития деятельности студенческих  трудовых
отрядов  в  Республике Татарстан на 2011-2013 годы (далее - Концепция)
разработана в  соответствии  с  Конституцией  Российской  Федерации  и
Конституцией  Республики  Татарстан, Федеральным законом от 22.08.1996
N 125-ФЗ "О высшем  и  послевузовском  профессиональном  образовании",
Законом  Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании",
законами   Республики   Татарстан   от   19.10.1993   N 1982-ХII   "Об
образовании"  и  N 1983-ХII  "О  молодежи и государственной молодежной
политике  в   Республике   Татарстан",   распоряжением   Правительства
Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р.
      Настоящая  Концепция  является   основой   для   нормотворческой
деятельности   и  разработки  программ  и  проектов,  направленных  на
организацию занятости студенческой и учащейся  молодежи  в  Республике
Татарстан.

                      2. Характеристика проблемы                      

      В настоящее время ситуация на рынке труда такова, что  одной  из
категорий граждан, находящейся в сложном положении, является молодежь.
Особые трудности в адаптации к  современному  рынку  труда  испытывают
молодые   люди,   которые   не   имеют   достаточной  профессиональной
квалификации и практических  навыков.  Именно  молодые  специалисты  в
первую   очередь  обращаются  на  молодежные  биржи  труда,  в  центры
студенческих  трудовых  отрядов  и  государственные  органы  занятости
населения. По данным Министерства труда, занятости и социальной защиты
Республики Татарстан, на  1  июля  2010 года  в  Республике  Татарстан
официально  зарегистрированы  53323  безработных гражданина. От общего
количества  зарегистрированных  безработных  численность   граждан   в
возрасте  16-29  лет  составляет 17239 человек, или 32,3 процента. Это
вызывает  озабоченность  не   столько   своими   масштабами,   сколько
последствиями,  самым серьезным из которых является рост преступности,
наркомании и других социально  негативных  явлений  среди  безработной
молодежи.
      Привлечение учащейся  и  студенческой  молодежи  к  деятельности
студенческих  трудовых  отрядов (далее - студотряды) является одним из
механизмов обеспечения ее временной занятости  в  свободное  от  учебы
время  и  повышения  конкурентоспособности на современном рынке труда.
Движение  студотрядов  призвано   организовать   временную   занятость
обучающихся,   изъявивших   желание  работать,  и  является  одним  из
эффективных, массовых и интересных видов трудоустройства на  временные
и сезонные работы.
      Ранняя трудовая  адаптация  и  трудовая  мобильность  участников
студотрядов  являются  необходимыми  качествами  молодежи  в  условиях
неблагоприятной конъюнктуры рынка труда. Участие в работе  студотрядов
является  также  эффективным  инструментом  самореализации  личности и
формирования таких качеств, как  самостоятельность  и  ответственность
среди   молодежи   -  социально-демографической  группы,  объединяющей
население в возрасте от  14  до  30  лет,  который  является  периодом
важнейших  событий  жизненного  цикла  человека  -  завершения  общего
образования,   выбора   профессии   и   получения    профессионального
образования,   начала  трудовой  деятельности,  вступления  в  брак  и
создания семьи.
      С 2001 года движение студотрядов в Республике Татарстан обретает
массовый   характер  и  способствует  созданию  условий  для  освоения
практических умений и навыков будущими специалистами.  С  2001 года  в
Республике Татарстан (как и в целом по Российской Федерации) неуклонно
возрастает  количество  студотрядов  и  желающих  в  них  работать.  В
2006 году  было создано 188 отрядов общей численностью 6801 студент; в
2007 году - 216 отрядов численностью 8133 студента; в 2008 году -  231
отряд  численностью  9522  студента. В 2009 году было сформировано 207
трудовых отрядов общей численностью 8371 студент, в 2010 году -  более
200  отрядов  общей численностью более 9 тысяч студентов. Всего с 2001
по 2010 год в студотрядах состояло более 60 тысяч студентов учреждений
высшего    и   среднего   профессионального   образования   Республики
Татарстан. В ходе этой работы студенты и учащиеся получили возможность
закрепить  на  практике теоретические знания и навыки, приобретаемые в
учебном заведении, получая за это  заработную  плату,  средний  размер
которой в 2010 году составил 9,0 тыс.рублей.
       "Рис.  1.  Количество  сформированных   студенческих   трудовых
 отрядов в Республике Татарстан в 2001-2010 годах"
       "Рис. 2. Количество студентов, занятых в студенческих  трудовых
 отрядах в Республике Татарстан в 2001-2010 годах"

      Работа в  студотрядах  позволяет  также  освоить  дополнительные
профессиональные навыки и специальности, востребованные на современном
рынке труда,  в  том  числе  и  по  рабочим  профессиям.  Принимая  во
внимание   то,   что  рынок  перенасыщен  специалистами  гуманитарного
профиля, в то время как  на  многих  предприятиях  наблюдается  острая
нехватка   квалифицированных  рабочих  кадров,  работа  в  студотрядах
позволяет студентам учреждений высшего  профессионального  образования
освоить  дополнительные  специальности  рабочих профессий. В настоящее
время  студотряды  работают  по  многим  направлениям,  в   частности,
существуют        студотряды       строительные,       педагогические,
сельскохозяйственные, сервисные, экологические,  отряды  маркетологов,
по  благоустройству,  медицинские, отряды проводников вагонов дальнего
следования, археологические отряды, отряды спасателей и т.д.
      За последние три года нормативно-правовая база для  формирования
и   последующей   организации   деятельности  студотрядов  значительно
изменилась. В Законе Российской Федерации "Об  образовании"  определен
правовой   статус  студенческих  трудовых  отрядов  как  общественного
учреждения или общественной организации. В 2010 году в целях поддержки
движения  студотрядов  было  принято  распоряжение  Кабинета Министров
Республики Татарстан от 9 января 2010 г. N 109-р о мерах, направленных
на  решение  проблем  трудовой занятости студенческой молодежи. Однако
из-за отсутствия  комплексного  межведомственного  плана-программы  по
развитию движения студотрядов в Республике Татарстан нет возможности в
полной  мере  решать  вопросы,   связанные   с   подготовкой   кадров,
формированием  студотрядов  и  выделением  для  них  объемов  работ на
предприятиях и в организациях коммерческого сектора экономики.
      Необходимо   отметить,   что   в   рамках   Концепции   развития
деятельности  студенческих  трудовых отрядов в Республике Татарстан на
2008-2010 годы (далее  -  Концепция  2008-2010 годов)  увеличилось  не
только  количество  участников движения, но и районных и муниципальных
организаций,  занимающихся  вопросами  трудоустройства   молодежи.   В
настоящее  время в девяти муниципальных образованиях свою деятельность
осуществляют  районные  и  городские  центры  и   штабы   студотрядов,
молодежные  биржи  труда, имеющие различную форму собственности. Кроме
того, в четырех малых городах  и  трех  районах  Республики  Татарстан
штабы  и  центры  студенческих  отрядов  работают в форме общественных
объединений.  Их  продуктивная  деятельность   стала   возможной   при
осуществлении   ежегодной   грантовой  поддержки  в  рамках  Концепции
2008-2010 годов.
      Так, в 2009 году  наиболее  интересными  и  социально  значимыми
проектами   были   признаны   проекты,   направленные  на  создание  и
организацию    деятельности    первого    в    Российской    Федерации
круглогодичного студенческого молодежного строительного отряда "Казань
- 2013", оказание студенческим специализированным отрядом  юридической
и  психологической  помощи  населению г. Альметьевска, проект "Веселое
лето", направленный на создание и  организацию  трудовой  деятельности
педагогических   отрядов   во   дворах   жилых   комплексов  Заинского
муниципального района и т.д.
      В настоящее время студотряды в своей работе вышли не  просто  на
высокие количественные, но и качественные показатели. В зависимости от
направления деятельности они  все  больше  привлекаются  к  реализации
специальных  программ  и  проектов  как  на  муниципальном,  так  и на
республиканском и всероссийском уровнях:
      строительные отряды Республики Татарстан с 2008 года участвуют в
масштабных  строительных  кампаниях,  развернувшихся  в  г. Казани,  -
возведение  спортивных  и  инфраструктурных  объектов   в   преддверии
проведения  XXVII Всемирной студенческой летней универсиады 2013 года,
в г. Нижнекамске  -  участие  в  строительстве  нефтеперерабатывающего
завода  "ТАНЕКО", в г. Набережные Челны - многофункциональный комплекс
Больницы  скорой  медицинской  помощи,  в  муниципальных  образованиях
республики  - участие в программе реформирования жилищно-коммунального
хозяйства  в  части  капитального  ремонта  жилых  домов,  участие   в
строительстве   жилых   домов,  строящихся  в  рамках  республиканской
программы  ипотечного  кредитования,  а  также  социальных   объектов:
больниц,  школ,  детских  садов и т.д. В 2010 году строительные отряды
Татарстана  участвовали  в  возведении  инфраструктурных  объектов   в
г. Сочи,  возводимых  в  рамках  подготовки  к XXII Олимпийским зимним
играм 2014 года, а также в возведении  нефте-  и  газоперерабатывающих
установок на полуострове Ямал;
      педагогические отряды Республики Татарстан ежегодно участвуют  в
реализации  республиканской  программы  оздоровления  и отдыха детей в
детских оздоровительных  лагерях  Республики  Татарстан.  С  2005 года
деятельность  педагогических отрядов Республики Татарстан востребована
в санаторных комплексах и оздоровительных лагерях Краснодарского  края
Российской Федерации;
      студенческие сельскохозяйственные отряды,  деятельность  которых
направлена   на   поддержку   агропромышленного  комплекса  Республики
Татарстан, ежегодно  привлекаются  к  посевным  и  уборочным  работам,
работам на зернохранилищах и фермах;
      студенческие отряды проводников вагонов дальнего  следования  на
протяжении  4  лет работают в составе проводников Горьковской железной
дороги. Студенты высших учебных заведений  технической  направленности
имеют  возможность  не просто овладеть новой профессией, но и получить
практический опыт, а в будущем и гарантированное трудоустройство;
      особое    развитие    в    2010 году    получили    студенческие
археологические  отряды,  деятельность которых направлена на участие в
программе  восстановления  и   сохранения   памятников   духовного   и
исторического    наследия    Республики   Татарстан.   При   поддержке
Республиканского  фонда  возрождения  памятников  истории  и  культуры
Республики  Татарстан  их  деятельность была организована в Болгарском
историко-архитектурном     музее-заповеднике     и     Государственном
историко-архитектурном  и  художественном музее "Остров-град Свияжск".
Результатом их участия в восстановительных и археологических работах и
важным  событием  стало  обнаружение на о. Свияжск улицы XVIII века, а
также других артефактов, представляющих историческую ценность;
      студенческие отряды спасателей, обучение которых  осуществляется
на  базе  специализированного  центра подготовки Министерства по делам
гражданской обороны и  чрезвычайным  ситуациям  Республики  Татарстан,
обеспечивают  безопасность  детей  и  граждан,  отдыхающих  в  детских
оздоровительных лагерях и санаторных комплексах Республики Татарстан и
южных   регионов   Российской   Федерации,   а  также  на  территориях
муниципальных пляжей в городах и районах Республики Татарстан.  Особое
внимание  в  предстоящие  годы  необходимо уделить вопросу организации
работы по формированию, обучению патрульных лесничих отрядов, основной
задачей которых станет предупреждение лесных пожаров;
      студенческие  медицинские   отряды,   сформированные   на   базе
образовательных  учреждений системы здравоохранения, осуществляют свою
деятельность в детских поликлиниках, узкоспециализированных  больницах
и больницах общего профиля.
      Все  это  стало  возможным  в  рамках   реализации   мероприятий
Концепции  2008-2010 годов.  А  уже  в  2009 году,  в год празднования
50-летия движения студенческих трудовых отрядов Российской  Федерации,
государственное   учреждение   "Республиканский   центр   студенческих
трудовых отрядов" было  признано  лучшим  учреждением  по  организации
занятости студотрядов среди регионов Приволжского федерального округа.
      Настоящая   Концепция   определяет   приоритетные    направления
деятельности   студотрядов  в  Республике  Татарстан,  предусматривает
создание единой информационной  и  методической  базы  по  обеспечению
занятости  учащейся  и студенческой молодежи и организации их досуга в
свободное от работы  время  на  предстоящие  три  года.  При  нынешнем
разнообразии  форм  и методов формирования студотрядов на базе учебных
заведений  и  учреждений,  занимающихся  данными  вопросами,   назрела
необходимость  совершенствования организационных и правовых механизмов
деятельности  студотрядов,  повышения   уровня   их   профессиональной
подготовки  (дополнительное образование) и качества выполняемых работ.
Развитие экономики и решение социальных задач зависят  в  основном  от
притока  квалифицированных  ресурсов  в  производство  и  сферу услуг.
Поэтому настоящая Концепция не только предусматривает межведомственное
взаимодействие,  но  и  предполагает  участие  в  мероприятиях  по  ее
реализации  организаций  различных  форм  собственности   (выступающих
работодателями), что позволит создать на республиканском уровне единую
систему подготовки  специалистов,  обладающих  практическими  навыками
работы по окончании учебных заведений в различных отраслях экономики.
      В рамках выполнения Концепции  2008-2010 годов  стало  возможным
проводить   республиканский   тренинг-семинар  "Республиканская  школа
вожатых", основной  целью  которого  является  подготовка  с  участием
ведущих   специалистов   на   специализированных   курсах   участников
студенческих педагогических отрядов,  осуществляющих  свою  работу  на
базе   детских   оздоровительных   лагерей   и  санаторных  комплексов
Республики Татарстан и южных регионов России.
      В рамках мероприятий  по  реализации  Концепции  2008-2010 годов
были  проведены  курсы  по  обучению руководителей студотрядов основам
техники безопасности. Привлеченные специалисты и педагоги проводят  не
только  необходимый  курс  лекций,  но и демонстрируют на практике азы
строительного   дела   и   основные    принципы    безопасности    при
производственных   работах.   Это   позволило   более  профессионально
принимать участие в ремонтных работах в  рамках  реализации  Программы
реформирования    и   модернизации   жилищно-коммунального   комплекса
Республики   Татарстан   на   2004-2010 годы,   утвержденной   Законом
Республики Татарстан от 11 декабря 2004 г. N 65-ЗРТ.
      В рамках реализации Концепции  2008-2010 годов  стало  возможным
проводить  работу  и  по  индивидуальному  трудоустройству соискателей
различных категорий населения (подростки  и  студенческая  молодежь  в
возрасте  от  14  до 30 лет, желающие трудоустроиться в индивидуальном
порядке).
      В первом полугодии 2010 года с целью  получения  консультации  и
поиска  работы  в  государственном  учреждении  "Республиканский центр
студенческих  трудовых  отрядов"  встали   на   учет   424   человека.
Трудоустроены  184  человека. Из числа трудоустроенных: студенты - 125
человек, несовершеннолетние - 18 человек, имеющие высшее образование -
9   человек,   имеющие   среднее  профессиональное  образование  -  24
человека, имеющие среднее (полное) образование - 8 человек.  Ежедневно
специалистами  центра  проводятся  поиск вакантных мест, консультации,
тестирования,  индивидуальный  подбор  вакансий,  трудоустройство.  На
01.02.2011  в  базе данных Республиканского центра студотрядов имеется
1679 свободных вакантных мест для молодежи.

                  3. Участники реализации Концепции                   

      Участниками мероприятий по реализации настоящей Концепции  могут
быть:
      министерства и ведомства Республики Татарстан;
      исполнительные  комитеты  муниципальных  образований  Республики
Татарстан;
      учреждения  высшего  и  среднего  профессионального  образования
Республики Татарстан;
      государственные и муниципальные учреждения в сфере социальной  и
молодежной    политики   Республики   Татарстан,   в   том   числе   и
государственное   учреждение   "Республиканский   центр   студенческих
трудовых отрядов";
      бизнес-сообщество;
      средства массовой информации;
      студенческий трудовой  отряд  как  общественное  учреждение  или
общественная  организация,  созданная  обучающимися  в образовательных
учреждениях среднего  профессионального  и  высшего  профессионального
образования по очной форме обучения;
      общественные  организации  и  фонды   местного,   регионального,
федерального и международного уровней;
      центры студенческих трудовых отрядов,  существующие  в  качестве
организаций любой формы собственности, деятельность которых направлена
на развитие и поддержку студотрядов в  городах  и  районах  Республики
Татарстан,  ее  информационное  обеспечение  в  городских  и  районных
средствах массовой информации и организацию трудоустройства учащейся и
студенческой   молодежи,   в   том  числе  на  временные,  сезонные  и
постоянные работы в каникулярный и учебный периоды;
      зональные штабы студенческих трудовых отрядов как  совещательный
орган,  объединяющий  в себе представителей организаций различных форм
собственности,   занимающихся   вопросами   содействия    деятельности
студотрядов ряда муниципальных образований Республики Татарстан;
      иные организации.

    4. Основные цели, задачи и мероприятия по реализации Концепции    

      Сегодня  необходимо  повышение  эффективности   межведомственной
работы  по  организации  содействия занятости студенческой, учащейся и
незанятой   молодежи   на   основе   уже   апробированной    Концепции
2008-2010 годов.
      Решение проблем занятости и профессиональной подготовки учащейся
и  студенческой  молодежи  требует  выработки специальных механизмов и
технологии  эффективного  взаимодействия   всех   участников   данного
процесса.
      Исходя из приоритетов государственной  социальной  и  молодежной
политики,  основной  целью  реализации  настоящей  Концепции  является
социально-экономическая поддержка  учащейся  и  студенческой  молодежи
путем создания условий для получения профессиональных и дополнительных
трудовых навыков студентами в  период  обучения  в  высших  и  средних
специальных  учебных  заведениях посредством их участия в деятельности
студотрядов.
      Для достижения поставленной цели  необходимо  решение  следующих
задач:
      1)    Обозначение    приоритетных    направлений    деятельности
студотрядов.
      Исходя из отраслевой специфики в работе  студотрядов  выделяются
следующие приоритетные направления их деятельности:
      строительное    -     выполнение     ремонтно-строительных     и
дорожно-хозяйственных работ на объектах;
      сельскохозяйственное - выполнение сельскохозяйственных работ;
      педагогическое - выполнение  воспитательной  работы  в  качестве
вожатых,  педагогов-организаторов  в детских оздоровительных лагерях и
профилактической работы с детьми группы риска  и  другими  социальными
категориями населения;
      транспортное -  выполнение  работ  проводников  вагонов  поездов
дальнего следования на железнодорожном транспорте;
      археологическое - выполнение работ, связанных с восстановлением,
реставрацией  или  изучением  древних  памятников культурного наследия
Республики Татарстан, представляющих историческую ценность;
      промышленное - выполнение  производственных  работ  в  различных
отраслях промышленности;
      спасательное - выполнение  работ,  связанных  с  предупреждением
опасных  ситуаций  на  воде  (пляжи  детских оздоровительных лагерей и
санаторных комплексов Республики Татарстан и других регионов России);
      медицинское - выполнение работ  по  санитарному  и  медицинскому
обслуживанию   населения   Республики  Татарстан  на  базе  учреждений
здравоохранения Республики Татарстан;
      экологическое  -  выполнение  работ  по  уборке,  озеленению   и
развитию  инфраструктуры  придомовых  и  дворовых  территорий, парков,
скверов и зон отдыха горожан;
      маркетологическое - выполнение работ в сфере маркетинга;
      сервисное  -  выполнение  работ  в  сфере  услуг  (экскурсионное
обслуживание, обслуживание пассажирских вагонов в качестве проводников
и т.д.);
      культурно-массовое  -  выполнение  работ  в  сфере   организации
культурно-массовых  мероприятий  (проведение  благотворительных акций,
формирование концертных отрядов, агитационных бригад и т.д.).
      2) Выработка  методов  стимулирования  и  развития  деятельности
студотрядов.
      В   целях   обеспечения   наиболее   продуктивной   деятельности
студотрядов   предполагается   использование   следующих   методов  ее
стимулирования:
      Профессиональное стимулирование:
      расширение   свободы   выбора    участниками    студотрядов    в
профессиональном самоопределении;
      приобретение в  студотрядах  практических  навыков  по  основной
специальности  и  опыта  работы в коллективе, способствующих повышению
конкурентоспособности молодого специалиста на современном рынке труда;
      овладение      участниками      студотрядов      дополнительными
специальностями   и  профессиональными  навыками,  востребованными  на
современном рынке труда;
      предоставление  высшими  или  средними   специальными   учебными
заведениями  возможности  (в  порядке,  предусмотренном  их  уставами)
перехода  с  платного  обучения  на  бесплатное  активистов   движения
студотрядов  по  результатам  зачетных  и экзаменационных сессий и при
наличии свободных бюджетных мест на базе данного учебного заведения.
      Материальное стимулирование:
      оплата труда участников студотрядов их работодателями;
      материальное  поощрение  за  достижение  высоких  показателей  в
трудовой    деятельности    отдельных    участников   студотрядов   их
работодателями;
      грантовая поддержка и реализация студенческих социально значимых
проектов  в области организации новых или уже существующих направлений
деятельности студотрядов.
      Моральное стимулирование:
      присвоение  почетного  знака  Министерства  по  делам  молодежи,
спорту  и  туризму  Республики Татарстан "За вклад в развитие движения
студенческих трудовых отрядов Республики Татарстан";
      присвоение  наградного  знака  "За  вклад  в  развитие  движения
студенческих отрядов России" Молодежного общероссийского общественного
движения "Российские студенческие отряды";
      награждение активных  участников  студотрядов  благодарственными
письмами  Кабинета  Министров  Республики Татарстан, благодарственными
письмами,  почетными  грамотами  министерств  и  ведомств   Республики
Татарстан,   ценными   подарками   исходя   из   отраслевой  специфики
студотрядов;
      награждение  в   установленном   порядке   активных   участников
студотрядов   государственными   наградами,   знаками  отличия,  иными
наградами;
      проведение фестивалей,  слетов,  спартакиад  и  других  акций  с
приглашением наиболее активных участников студотрядов и организация их
встреч с государственными, политическими и общественными деятелями.
      Информационное стимулирование:
      освещение деятельности студотрядов и формирование положительного
образа их участников в средствах массовой информации;
      культивирование идеи профессионального и  социального  раскрытия
личности в ходе работы в трудовом отряде;
      повышение престижа рабочих специальностей среди молодежи.
      3)  Формирование  направлений  развития  структуры  деятельности
студотрядов.
      В целях системного привлечения учащейся и студенческой  молодежи
Республики  Татарстан  к  работе в студотрядов#, повышения доступности
оказываемых центрами студотрядов услуг и  информационного  обеспечения
деятельности студотрядов необходимо укрепление материально-технической
базы  Республиканского  центра  студотрядов,  центров  студотрядов   в
городах  Казани,  Елабуге,  Бугульме,  Чистополе и др., а также штабов
студотрядов  в  учреждениях  высшего   профессионального   образования
Республики Татарстан.
      Для поддержания  преемственности,  оказания  консультационной  и
шефской  помощи  в  деятельности  студотрядов  благоприятным  является
создание консультативно-совещательного органа, объединяющего ветеранов
движения студотрядов.
      4)  Выработка  проектного  подхода  к  организации  деятельности
студотрядов.
      Целью  проектного  подхода  является  обеспечение   системности,
последовательности,  планомерности  и обобщения приобретаемого опыта в
организации  деятельности  студотрядов.  Применение  данного   подхода
позволяет  приобрести  начальные  практические  навыки для эффективной
интеграции   в   профессиональную   жизнь   с    учетом    получаемого
профессионального  образования.  Кроме  того, он предполагает создание
экспериментальных  площадок  для  разработки  и   внедрения   реальных
инструментов  и механизмов практического сотрудничества между системой
государственного образования и рынком труда, что позволяет осуществить
межведомственную  координацию  заинтересованных структур в организации
деятельности студотрядов.
      Инновационность проектного  подхода  заключается  в  привлечении
студентов  к  работе над проектом не только в процессе его реализации,
но и на этапе разработки посредством  проведения  ежегодных  конкурсов
социально   значимых  проектов-программ  по  организации  деятельности
студотрядов.
      Задачами студенческих проектов могут являться решения  следующих
проблем:
      создание новых (временных или дополнительных) рабочих  мест  для
учащейся и студенческой молодежи;
      участие  студотрядов  в  реализации  приоритетных   национальных
проектов Российской Федерации;
      участие  студотрядов   в   реализации   проектов,   предлагаемых
Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации;
      выявление новых направлений формирования и развития деятельности
студотрядов;
      социальная поддержка неблагополучных категорий населения, в  том
числе  наркозависимых,  находящихся  в  состоянии ремиссии, и оказание
содействия в их трудоустройстве.
      В целях системной реализации настоящей Концепции Министерству по
делам  молодежи,  спорту  и  туризму  Республики  Татарстан необходимо
разработать и утвердить в установленном порядке  приказы  и  подписать
соответствующие   соглашения   с   участниками  реализации  Концепции,
направленные на:
      осуществление   эффективного    взаимодействия    по    вопросам
студотрядов  всех заинтересованных ведомств, организаций и учреждений,
органов местного самоуправления городских и  районных  (муниципальных)
образований;
      создание  новых  (временных  и  дополнительных)  рабочих   мест,
предназначенных  для  обеспечения  участия  студотрядов  в  выполнении
государственного и муниципального заказов;
      обеспечение соблюдения  охраны  труда,  медицинским  осмотром  и
необходимыми    специализированными    анализами,    здоровья   членов
студотрядов;
      определение и разработку  механизмов  перехода  Республиканского
центра студотрядов, центров и штабов студотрядов на самоокупаемость.
      Определение   форм   информационной    поддержки    деятельности
студотрядов.
      Осуществление информационной поддержки деятельности  студотрядов
возможно в следующих формах:
      освещение  в   государственных   телерадиовещательных   каналах,
студиях  кабельного  телевидения,  в  республиканских  и муниципальных
печатных  изданиях  и  в  сети  Интернет  мероприятий  по  организации
временной   и   сезонной   занятости   и  трудоустройства  учащейся  и
студенческой молодежи во внеучебное время;
      организация социальной рекламы в средствах массовой информации;
      организация  конкурсов  среди  средств  массовой  информации  на
лучшее  освещение деятельности студенческих трудовых отрядов различных
направлений деятельности;
      создание постоянно действующих рубрик о деятельности студотрядов
в  студенческих,  межвузовских,  районных и республиканских печатных и
электронных средствах массовой информации;
      создание    и     регулярное     обновление     интернет-портала
Республиканского  центра  студотрядов, информирующего общественность о
его деятельности и наличии вакансий в студотрядах;
      издание информационных материалов (брошюр, буклетов,  проспектов
и т.д.) для популяризации деятельности студотрядов;
      пропаганда участия молодежи в  работе  студотрядов  структурными
подразделениями  учебных  заведений  начального,  среднего  и  высшего
профессионального образования по социальной и воспитательной работе;
      проведение Республиканским центром студотрядов сбора  и  анализа
информации  об  организации  деятельности  студотрядов в муниципальных
образованиях и городских округах Республики Татарстан.
      Концепцию планируется реализовать в течение 2011-2013 годов.

  5. Ожидаемые результаты реализации Концепции и основные индикаторы  
                       оценки ее эффективности                        

      В рамках настоящей Концепции предполагается внедрение новых форм
и   механизмов  по  поддержке  деятельности  студотрядов  с  целью  их
максимального вовлечения в строительство различных социально  значимых
и  промышленных  объектов  Татарстана,  в  том  числе  объектов  XXVII
Всемирной летней универсиады в г. Казани, жилых  домов,  возводимых  в
рамках  республиканской программы социального ипотечного кредитования,
и т.д.
      Настоящая   Концепция   предполагает   участие   студотрядов   в
реализации     приоритетного     национального    проекта    "Развитие
агропромышленного  комплекса"  на  территории  Республики   Татарстан,
разработку  и  внедрение  новых  механизмов трудоустройства учащейся и
студенческой  молодежи  на  работы  в  различных  отраслях   хозяйства
Республики  Татарстан,  финансируемых  за счет средств бюджетов разных
уровней.   Это   позволит   повысить   эффективность    взаимодействия
министерств и ведомств по вопросу организации и поддержки студотрядов.
Вместе с тем предлагается организация работы по освещению в  средствах
массовой   информации   деятельности   студотрядов   как   одного   из
эффективных   механизмов   популяризации   рабочих   профессий   среди
студенческой и учащейся молодежи.
      Реализация настоящей Концепции позволит:
      довести  к  2011 году  численность  представителей  учащейся   и
студенческой  молодежи,  вовлеченных в деятельность студотрядов, до 10
тыс.человек;
      создать условия для устойчивого и планомерного развития движения
студотрядов      в      Республике      Татарстан,      способствующие
социально-экономической поддержке учащейся  и  студенческой  молодежи,
выражающиеся   в   повышении   качественного  показателя  деятельности
студотрядов в части увеличения оплаты  труда  участников  студотрядов,
объема  работ,  выполненных  участниками  студотрядов, информационного
охвата деятельности студотрядов;
      создать   эффективную   систему   и   механизмы   взаимодействия
заинтересованных   сторон,   участвующих  в  реализации  Концепции,  и
общественности.
      Основные индикаторы оценки  эффективности  реализации  настоящей
Концепции представлены в приложении к Концепции.

                                                                      

Информация по документу
Читайте также