Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.07.2013 № 531Постановление Кабинета
Министров Республики Татарстан
|
Премьер-министр |
И.Ш. Халиков |
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 29 апреля
Наименование программы |
Государственная программа "Развитие лесного хозяйства Республики Татарстан на 2014-2020 годы" (далее - Программа) |
|||
Государственный заказчик Программы |
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан |
|||
Основной разработчик Программы |
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан |
|||
Цели Программы |
Повышение эффективности профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров, защиты лесов от вредных организмов и неблагоприятных факторов; формирование условий для интенсификации использования лесов и качественного выполнения работ по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов на территории Республики Татарстан; обеспечение эффективного воспроизводства лесов |
|||
Задачи Программы |
1. Обеспечение охраны лесов от пожаров, защиты их от вредителей и болезней, поддержание санитарного состояния лесов, необходимого для их устойчивого развития. 2. Повышение эффективности использования лесов. 3. Сохранение и воспроизводство лесов как сырьевой базы, обеспечивающей потребности экономики и населения в древесной и недревесной продукции при гарантийном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций леса. 4. Повышение доступности лесов для обеспечения их использования, охраны, защиты и воспроизводства |
|||
Сроки и этапы реализации Программы |
2014-2020 годы. I этап: 2014-2016 годы, II этап: 2017-2018 годы, III этап: 2019-2020 годы |
|||
Перечень подпрограмм |
1. "Охрана и защита лесов на 2014-2020 годы". 2. "Использование лесов на 2014-2020 годы". 3. "Воспроизводство лесов на 2014-2020 годы". 4. "Строительство и содержание лесных дорог на 2014-2020 годы". 5. "Обеспечение реализации Государственной программы Республики Татарстан "Развитие лесного хозяйства Республики Татарстан на 2014-2020 годы" |
|||
Объемы финансирования Программы с распределением по годам и источникам |
Общий объем финансирования Программы составляет 6593624,9 тыс. рублей, в том числе: средства бюджета Республики Татарстан 2538198,3 тыс. рублей; выделяемые в установленном порядке средства федерального бюджета - 2911832,7 тыс. рублей; предполагаемые средства из внебюджетных источников - 1143593,9 тыс. рублей. |
|||
(тыс. рублей) |
||||
Год |
Средства бюджета Республики Татарстан |
Средства федерального бюджета |
Средства из внебюджетных источников |
|
2014 |
610744,5 |
416278,9 |
162428,9 |
|
2015 |
633697,5 |
550586,6 |
163020,5 |
|
2016 |
256401,5 |
389368,4 |
168428,9 |
|
2017 |
259338,7 |
388899,7 |
162428,9 |
|
2018 |
259338,7 |
388899,7 |
162428,9 |
|
2019 |
259338,7 |
388899,7 |
162428,9 |
|
2020 |
259338,7 |
388899,7 |
162428,9 |
|
Всего |
2538198,3 |
2911832,7 |
1143593,9 |
|
Примечание: объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов |
||||
Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы (индикаторы оценки результатов) с разбивкой по годам и показатели бюджетной эффективности Программы |
Реализация Программы позволит достичь к 1. Сокращения удельной площади земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от пожаров, на территории Республики Татарстан до 0,004 процента. 2. Обеспечения сохранности площади лесов, выполняющих защитные функции, от общей площади лесов на уровне 45 процентов. 3. Увеличения освоения расчетной лесосеки до 39,8 процента. 4. Увеличения объема платежей в бюджетную систему Российской
Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в
расчете на 5. Сохранения покрытой лесом площади на уровне 100 процентов. 6. Сохранения отношения площади искусственного лесовосстановления к площади выбытия лесов в результате сплошных рубок и гибели лесов на уровне 98 процентов. 7. Увеличения протяженности лесных дорог (противопожарных,
лесохозяйственных) до 8. Сохранения темпа роста заработной платы работников лесного хозяйства, в процентах к предыдущему году на уровне 101,1 процента. 9. Сокращения объемов незаконных рубок (ежегодно) на 2 процента |
Настоящая Программа разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2593-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы" и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и перечня государственных программ Республики Татарстан".
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан реализует от имени Российской Федерации право владения, пользования и распоряжения лесами, осуществляет их охрану, защиту и воспроизводство.
Республика Татарстан относится к малолесным регионам Российской Федерации. Лесистость по республике составляет 17,5 процента, по районам она крайне неравномерна и колеблется от 2,8 до 41,3 процента. Общая площадь лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, на 1 января 2013 года составляет 1271,1 тыс. гектаров. Средний возраст насаждений - 46 лет. В республике на душу населения приходится 0,33 гектара лесов. Леса республики имеют многоцелевое значение и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции, режим пользования ими требует высокого уровня ведения лесного хозяйства.
Запасы лесных ресурсов Республики Татарстан, исчисленные при составлении лесохозяйственных регламентов, составляют 189,8 млн. куб. метров. Общий годовой объем заготовки древесины при всех видах рубок составляет 2292 тыс. куб. метров, в том числе при рубках спелых и перестойных лесных насаждений (установленная годовая расчетная лесосека по рубкам главного пользования) - 1404,9 тыс. куб. метров. Использование расчетной лесосеки за 2010-2012 годы составило 26-36 процентов.
В среднем по республике ежегодно с одного гектара покрытых
лесом земель вырубается
В лесном хозяйстве Республики Татарстан накопились системные проблемы, от решения которых зависит эффективное и рациональное использование лесных ресурсов Республики Татарстан при безусловном сохранении глобальной экологической значимости леса.
Недостаточное финансирование лесного хозяйства, охраны и защиты лесов от пожаров отрицательно сказалось не только на выполнении запланированных мероприятий по лесовосстановлению, строительству лесных дорог, охране лесов от вредителей и др., но и на технологическом уровне выполнения лесохозяйственных мероприятий и состоянии лесов, что привело к резкому истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесной отрасли. Имеющегося количества технических средств недостаточно для проведения запланированных мероприятий, и они сильно изношены. Сократились исследования в области управления лесами, информатизации, мониторинга состояния лесов, сертификации лесной продукции, лесоустройства, применения дистанционных методов оценки состояния лесов, подверженных естественному и антропогенному воздействию.
Эти проблемы препятствуют повышению эффективности охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества.
Настоящая Программа определяет цели, задачи и основные направления развития лесного хозяйства в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, ресурсного, кадрового, научно-технического обеспечения развития лесного хозяйства, механизмы реализации мероприятий Программы и показатели оценки их результативности.
В настоящее время наиболее острыми проблемами лесного хозяйства являются:
обеспечение своевременного восстановления непокрытых лесом земель лесного фонда;
охрана, защита лесов от пожаров и вредителей;
существенное недоиспользование основного лесного ресурса и запасов спелых и перестойных лесов;
недостаточная точность оценки ресурсного потенциала лесов;
низкий технический уровень лесохозяйственного производства;
высокий износ машин и механизмов для воспроизводства лесов и ухода за лесами, основных производственных фондов в лесозаготовке и переработке леса;
дефицит кадрового состава;
низкая инновационная активность и инвестиционная привлекательность лесной отрасли и в связи с этим недостаточное использование расчетной лесосеки;
недостаточное финансирование лесного хозяйства, не позволяющее охватить полностью территорию лесов мероприятиями по локализации и ликвидации очагов распространения вредных организмов.
Решение этих проблем требует координации действий органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления в Республике Татарстан, принятия мер по поддержке эффективных инвестиционных проектов, выделению лесных ресурсов, подбору промышленных площадок, содействию в формировании социально-производственной инфраструктуры, а также по другим направлениям, проведения мероприятий по интенсификации ведения лесного хозяйства, подъема его на более высокий современный уровень, нового подхода к организации непрерывного многоцелевого использования лесов, применения новых технологий и прогрессивных методов инвентаризации лесных ресурсов и управления хозяйством в лесах.
Для решения таких сложных многоуровневых проблем целесообразно применить программно-целевой метод, позволяющий консолидировать усилия всех заинтересованных сторон, исключить параллельное решение одних и тех же задач, аккумулировать финансовые вложения из различных источников на решение наиболее проблемных вопросов.
Риски в реализации Программы связаны со следующими основными факторами:
недостаточное финансирование Программы;
нарушение научно обоснованной системы выполнения лесохозяйственных мероприятий;
влияние природных факторов (засуха, подтопления, резкое изменение уровня подземных вод и др.);
опустынивание земель, водная и ветровая эрозия;
ухудшение экологической обстановки.
Одним из важных рисков является потеря насаждений в результате лесных пожаров, заболеваний, засухи, уничтожения их насекомыми и фитопатогенами.
Среди основных факторов, обусловивших появление системных проблем в развитии лесного комплекса, следует выделить:
негативное влияние нефтехимического и промышленного производства, а также антропогенных факторов (высокие рекреационные нагрузки, лесные пожары, очаги вредителей и болезней) на лесной фонд;
нарушение биологического разнообразия лесов. В результате интенсивного освоения лесов изменяется их ресурсный и экологический потенциал, видовое разнообразие;
недостаток мощностей по глубокой переработке древесины, способных переработать в конкурентоспособную продукцию низкокачественную, мягколиственную и тонкомерную древесину, а также древесные отходы лесозаготовок и деревообработки;
использование устаревших технологий, машин и оборудования с высокой долей ручного труда и низкой производительностью. В лесозаготовительном и лесопильном производстве используются физически и морально устаревшая техника и технологии, энергоемкое и низкопроизводительное оборудование;
снижение престижности специальностей по лесному хозяйству из-за невысокого уровня заработной платы и низкого уровня социальных гарантий;
неудовлетворительное научное обеспечение лесного хозяйства;
представленность эксплуатационных запасов в основном мягколиственной древесиной, низкотоварными древостоями;
недостаточная эффективность системы управления лесным хозяйством и осуществления государственного лесного контроля;
низкий уровень технической оснащенности лесохозяйственных работ;
слаборазвитая сеть лесных дорог.
Разрушена действовавшая ранее система опытных и специализированных предприятий лесного хозяйства, в которых осуществлялись внедрение и опытно-производственная проверка научных рекомендаций.
Учитывая, что Лесной план субъектов Российской Федерации разрабатывался в соответствии с требованиями, утвержденными Министерством природных ресурсов Российской Федерации, некоторые вопросы стратегии управления лесным комплексом Республики Татарстан не нашли в нем отражение, в т.ч.:
не указан и не определен план действий по достижению планируемых целевых показателей;
не в полной мере определены организационно-правовые механизмы реализации мероприятий Лесного плана;
не определены конкретные цели и задачи создания научно-образовательного центра "Лесной кластер Республики Татарстан";
не ведется достоверный учет ввозимой и вывозимой продукции лесного комплекса Республики Татарстан.
Основными приоритетными направлениями развития лесного комплекса Республики Татарстан являются:
развитие нормативной базы в рамках разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области лесных отношений;
создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов;
резкое сокращение незаконных рубок и нелегального оборота древесины;
увеличение объемов заготовки древесины;
развитие лесной транспортной инфраструктуры, включающей обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодичного действия, внедрением высокотехнологичных лесозаготовительных машин и оборудования, что позволит существенно увеличить объемы использования лесов.
Без решения назревших проблем в лесном хозяйстве могут произойти необратимые последствия, а именно:
несвоевременное проведение лесохозяйственных мероприятий, накопление перестойных и низкокачественных лесных насаждений, распространение болезней и вредителей леса;
отсутствие лесных участков с назначенными лесохозяйственными мероприятиями, в том числе на арендуемых лесных участках, отказ арендаторов от аренды;
снижение объема лесозаготовок, уменьшение финансовых средств на ведение лесного хозяйства;
снижение объема противопожарных мероприятий, возможное увеличение площади лесных земель, пройденных лесными пожарами, незаконными порубками.
Лесной фонд Республики Татарстан представлен двумя категориями лесов: защитные - 48 процентов и эксплуатационные - 52 процента от общей площади лесов республики.
Леса, выполняющие водоохранные, рекреационные и защитные функции на площади 302 тыс. гектаров, исключены из расчета рубок спелых и перестойных насаждений, что составляет 26,5 процента от покрытой лесом площади.
Леса Республики Татарстан расположены в двух лесорастительных зонах: зоне хвойно-широколиственных лесов и лесостепной зоне. Поэтому для них характерны как таежные, так и степные виды растительности и животных. По республике проходит южная граница естественного распространения ели и пихты, северная граница дуба и северо-восточная граница ясеня. В ведении Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан находится 96,6 процента общей площади лесов республики.
К лесам, не входящим в лесной фонд, относятся леса на землях Министерства обороны Российской Федерации, леса на землях населенных пунктов, леса на землях иных категорий и леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий.
Из покрытой лесом площади хвойные насаждения занимают 23,9 процента, твердолиственные - 16,8 процента (из них дубовые высокоствольные - 9 процентов), мягколиственные и кустарники - 59,3 процента. Породный состав лесных насаждений Республики Татарстан разнообразен и представлен: сосной - 16,4 процента, елью - 6,9 процента, дубом (высокоствольным и низкоствольным) - 14,7 процента, березой - 17,5 процента, осиной - 20,8 процента, липой мелколистной - 17,9 процента.
На долю молодняков приходится 26,4 процента, средневозрастных - 35,1 процента, приспевающих - 15,6 процента, спелых и перестойных - 22,9 процента покрытой лесом площади.
Особо охраняемые территории выделены и взяты под охрану на площади 13,4 тыс. гектаров, в их числе 38 лесных памятников природы и природных заказников республиканского значения.
Зеленые зоны выделены вокруг 22 городских и сельских поселений на площади 132,9 тыс. гектаров. Эти леса выполняют рекреационные функции. В последние годы интенсивно осваиваются для рекреации леса государственных казенных учреждений Пригородного, Зеленодольского, Нижнекамского, Елабужского, Приволжского, Лаишевского, Альметьевского, Бугульминского, Лениногорского, Азнакаевского и других лесничеств.
В основном Республика Татарстан ввозит продукцию лесопромышленного комплекса других регионов, это косвенно свидетельствует о том, что существуют резервы по увеличению переработки древесных ресурсов внутри Республики Татарстан.
Несмотря на имевшуюся в последние годы положительную динамику в объемах производства продукции деревообрабатывающих предприятий республики, объемы использования внутренних лесосырьевых запасов имели тенденцию к снижению. Это явление неблагоприятно сказывается на качественном состоянии лесов республики. Недоиспользование расчетной лесосеки ведет к накоплению спелых и особенно перестойных насаждений. Преобладание перестойных и спелых насаждений в лесах приводит к снижению товарности древесины, увеличению пожарной опасности лесов, созданию благоприятных условий для развития болезней и вредных организмов, потерям санитарно-защитных свойств лесов. Поэтому одним из приоритетных направлений развития лесного хозяйства на предстоящий период является необходимость увеличения объемов заготовки и переработки древесины. С учетом преобладания в лесах республики малоценных пород и необходимости эффективного использования лесного сырья возникает потребность в строительстве на территории республики предприятий по глубокой переработке древесины.
Одной из основных задач Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан является осуществление функций федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) путем применения в лесном законодательстве административно-правовых методов. Федеральный государственный лесной надзор является одной из важных функций государственного управления и одновременно способом обеспечения законности, строгого соблюдения и исполнения норм права участниками лесных отношений.
Основными направлениями деятельности Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан в целях повышения качества федерального государственного лесного надзора являются:
повышение уровня обеспечения охраны лесов от нарушений лесного законодательства, в том числе нелегальных лесозаготовок;
создание условий для безопасного и рационального лесопользования;
минимизация ущерба, причиненного в результате лесных пожаров, вредителями, болезнями леса;
постепенное увеличение численности должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор, федеральный государственный пожарный надзор в лесах;
создание условий для эффективной борьбы с нелегальными рубками и другими лесонарушениями на основе системы учета и контроля заготовленной, приобретенной и переработанной древесины;
совершенствование механизма привлечения к ответственности за нарушения лесного законодательства.
В целях совершенствования федерального государственного лесного надзора должностные лица уполномоченного органа государственного управления лесами наделяются полномочиями по федеральному государственному лесному надзору, обеспечиваются в соответствии с законодательством служебным оружием, формой и государственной защитой, необходимыми для осуществления возложенных функций и реализации национальной лесной политики.
Дальнейшее совершенствование осуществления государственных функций в области лесных отношений предполагает:
повышение правового статуса лесов как особого объекта, тесно связанного с землей и определяющего режим использования земель, на которых они произрастают;
совершенствование системы государственного управления лесами и лесным хозяйством;
определение форм собственности на городские леса;
уточнение порядка отнесения лесов к защитным и соответствующим категориям защитных лесов;
совершенствование системы платежей за использование лесов, в том числе введение процедуры возмещения потерь при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, проведение лесоустройства (проектирование лесных участков, таксация лесов и проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов) за счет бюджетной системы Российской Федерации;
повышение правового статуса и расширение функций лесоустройства как основы кадастрового учета лесов, ведения лесного реестра, лесного планирования и лесоуправления;
переход к стратегии управления лесными пожарами на основе лесопожарного районирования лесов;
совершенствование порядка ведения хозяйственной деятельности в лесах;
определение порядка создания и функционирования объектов лесной инфраструктуры.
Проводимая реформа лесной отрасли проходит в условиях становления принципиально новой системы лесных отношений в части:
предоставления широких прав субъектам Российской Федерации;
действия нового порядка доступа к лесному ресурсу, обусловленного инвестиционными приоритетами;
повышения ответственности бизнеса за ведение лесного хозяйства;
определения принципов освоения лесов, поставленных в зависимость от их целевого назначения и видов лесопользования.
Лесной комплекс традиционно является значимым элементом социально-экономического развития и обеспечения экологической безопасности Республики Татарстан.
В ходе проведения реформы лесного хозяйства достигнут ряд позитивных результатов:
сформирована система управления в области использования лесов;
утверждены документы лесного планирования;
выполняются ежегодные планы поступления доходов от использования лесов в бюджетную систему Российской Федерации.
В развитие правовых норм Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, предусмотренными статьей 82 Лесного кодекса Российской Федерации, в Республике Татарстан приняты и введены в действие:
Закон Республики Татарстан от 22 мая 2008 года N 22-ЗРТ "Об использовании лесов в Республике Татарстан", регулирующий правоотношения в части:
заготовки древесины гражданами для собственных нужд;
нормативов заготовки древесины гражданами для собственных нужд;
исключительных случаев заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений;
порядка заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд;
правил использования лесов для ведения охотничьего хозяйства;
Указ Президента Республики Татарстан от 16 марта 2009 года N УП-146 "Об утверждении Лесного плана Республики Татарстан";
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2009 N 151 "Об утверждении лесохозяйственных регламентов";
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.02.2010 N 61 "Об утверждении Стратегии развития лесного хозяйства Республики Татарстан на период до 2018 года".
Для формирования правовых и экономических механизмов государственного регулирования в сфере лесных отношений целесообразно:
инициировать разработку предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты в области лесных отношений, в том числе в части:
совершенствования порядка и системы осуществления федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах;
совершенствования механизма привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства;
определения нормативов под конкретные виды лесопользования с учетом предельно допустимых нагрузок на лесной фонд;
совершенствования правил использования лесных участков под осуществление видов лесопользования;
создания условий для эффективной борьбы с нелегальными рубками и другими лесонарушениями на основе системы учета и контроля заготовленной, приобретенной и переработанной древесины;
определения порядка хранения и реализации древесины, не вывезенной лесопользователями в установленный срок, а также древесины, образовавшейся от незаконных рубок (секвестрованной древесины);
законодательного закрепления основания для запрета пребывания в лесах независимо от их целевого назначения - установление особого противопожарного режима в лесах;
законодательного закрепления размещения заказа на проведение противопожарного обустройства лесов без продажи лесных насаждений для заготовки древесины;
нормативно-правового регулирования владения, пользования и распоряжения лесными насаждениями, осуществляющими защитные и техногенные функции (древесно-кустарниковая растительность);
информационного взаимодействия со службой кадастра и регистрации;
инициировать разработку законодательных инициатив Республики Татарстан в части внесения дополнений в Закон Республики Татарстан от 22 мая 2008 года N 22-ЗРТ "Об использовании лесов в Республике Татарстан" об определении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан в области лесных отношений.
Установление четких границ лесных участков возможно только при проведении землеустроительных и лесоустроительных работ (межевании) и постановке на кадастровый учет, а масштабы проводимых работ по лесоустройству и постановке на кадастровый учет лесных участков недостаточны.
Соответственно, усиление координации и взаимодействия соответствующих государственных исполнительных органов в предотвращении нарушений законодательства в сфере лесных отношений остается необходимым и целесообразным.
Приоритетными направлениями совершенствования федерального государственного надзора необходимо определить:
повышение уровня профессиональной подготовки государственных лесных инспекторов посредством получения дополнительного образования и проведения системной служебной подготовки;
использование всех правовых средств и методов в борьбе с нарушениями лесного законодательства;
организацию действенного федерального государственного лесного надзора по предупреждению, выявлению и предотвращению нарушений лесного законодательства, включая самовольное занятие гражданами и юридическими лицами лесных участков;
государственную защиту государственных лесных инспекторов, обеспечение их современными приборами глобальной системы позиционирования (GPS), служебным оружием и специальными средствами защиты, транспортными средствами и средствами связи для выполнения служебных обязанностей;
учет добытой, приобретенной и перерабатываемой древесины с определением механизма регулирования и реализации;
механизм охраны лесов от незаконных рубок, иных нарушений лесного законодательства и наступающих в связи с этим правовых последствий.
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 9 июля
См. текст раздела в предыдущей редакции
Целями Программы являются:
повышение эффективности профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров, защиты лесов от вредных организмов и неблагоприятных факторов;
формирование условий для интенсификации использования лесов и качественного выполнения работ по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов на территории Республики Татарстан;
обеспечение эффективного воспроизводства лесов.
В соответствии с указанными целями и с учетом основных проблем лесного хозяйства и прогноза его развития Программа предусматривает решение следующих задач:
обеспечение охраны лесов от пожаров, защиты их от вредителей и болезней, поддержание санитарного состояния лесов, необходимого для их устойчивого развития;
повышение эффективности использования лесов;
сохранение и воспроизводство лесов как сырьевой базы, обеспечивающей потребности экономики и населения в древесной и недревесной продукции при гарантийном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций леса;
повышение доступности лесов для обеспечения их использования, охраны, защиты и воспроизводства.
Для выполнения указанных задач в условиях ограниченных финансовых ресурсов выделены следующие приоритетные направления:
определение ресурсного потенциала лесов Республики Татарстан, совершенствование организационной, технической и технологической базы лесоустроительных работ, переход в перспективе к постоянному лесоустройству на основе компьютеризации, геоинформационных технологий (далее - ГИС-технологии);
воспроизводство ресурсного потенциала лесов, повышение их продуктивности и качества путем оптимизации методов лесовосстановительных работ, использование достижений лесной генетики и селекции в лесном семеноводстве, применение современных технологий воспроизводства лесов;
улучшение породного состава лесных насаждений, сокращение незаконных порубок и теневого оборота древесины;
совершенствование организации работ по созданию и отнесению земель, занятых противоэрозионными лесными насаждениями, придорожными снегозащитными лесными полосами, в земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью;
охрана лесов от пожаров путем обеспечения оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров с привлечением наземной и авиационной охраны лесов, создания дополнительной сети пожарно-химических станций, материально-техническое оснащение лесопожарных служб, проведение предупредительных (профилактических) противопожарных мероприятий, создание системы мониторинга лесных пожаров;
совершенствование системы государственного лесного контроля и надзора, противодействия нарушениям лесного законодательства и нелегальному обороту древесины;
совершенствование нормативно-правовой базы и информационных систем, разработка экономических и экологических обоснований в области управления и ведения лесного хозяйства, лесопользования, лесовосстановления, охраны и защиты леса, разработка проектов комплексной реабилитации лесных земель, нарушенных вследствие интенсивного антропогенного воздействия;
глубокая переработка древесины на базе современного высокотехнологичного оборудования.
Система мероприятий Программы направлена на достижение намеченной цели и решение поставленных задач.
Мероприятиями Программы предусматриваются:
техническое перевооружение лесохозяйственных, лесовосстановительных, противопожарных и лесоохранных работ;
разработка новых технологий и внедрение технических средств с целью обеспечения безотходного, природосберегающего использования лесных ресурсов;
увеличение площади ценных лесных насаждений;
улучшение санитарного состояния лесов, строительство дорог лесохозяйственного и противопожарного назначения;
создание республиканского резервного фонда лесных семян на случай, выращивание посадочного материала для лесовосстановления и лесоразведения в неурожайные на лесные семена годы;
научное обеспечение изучения и воспроизводства лесных ресурсов с целью разработки новых прогрессивных технологий и методов воспроизводства лесных ресурсов;
совершенствование механизмов экономического и правового регулирования лесопользования, внедрения ГИС-технологий и систем.
Ввиду многостороннего значения лесов Республики Татарстан при разработке Программы учитывалась ее комплексная экологическая, лесохозяйственная и социально-экономическая направленность.
В целях обеспечения комплексного подхода к достижению целей и решению задач в Программе предусмотрена реализация следующих подпрограмм:
"Охрана и защита лесов на 2014-2020 годы";
"Использование лесов на 2014-2020 годы";
"Воспроизводство лесов на 2014-2020 годы";
"Обеспечение реализации Государственной программы Республики Татарстан "Развитие лесного хозяйства Республики Татарстан на 2014-2020 годы";
"Строительство и содержание лесных дорог на 2014-2020 годы".
Основные цели, задачи, индикаторы оценки результатов, а также объемы финансирования мероприятий Программы в разрезе подпрограмм представлены в приложениях N 1 и N 2 к Программе.
Реализация Программы рассчитана на 2014-2020 годы, выполнение мероприятий намечено в три этапа:
на первом этапе (2014-2016 годы) предполагается создание эффективной системы управления охраной лесов от пожаров, вредных организмов и неблагоприятных факторов, ведение государственного лесного реестра и государственной инвентаризации лесов, проведение лесоустройства, укрепление материально-технической базы, гарантированного воспроизводства лесов;
на втором этапе (2017-2018 годы) предполагается интенсификация использования лесов на основе дальнейшего совершенствования арендных отношений, ведение лесного реестра, совершенствование государственного лесного надзора, системы государственного пожарного надзора, своевременное выполнение мероприятий по воспроизводству, охране и защите лесов;
на третьем этапе (2019-2020 годы) предполагается обновление производства, расширение налоговой базы и собственных источников финансирования, повышение доходности лесного хозяйства, полное освоение расчетной лесосеки, выполнение мероприятий по воспроизводству, охране и защите лесов.
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 29 апреля
См. текст раздела в предыдущей редакции
Общий объем финансирования Программы составляет 6593624,9 тыс. рублей, в том числе:
средства бюджета Республики Татарстан - 2538198,3 тыс. рублей; выделяемые в установленном порядке средства федерального бюджета - 2911832,7 тыс. рублей;
предполагаемые средства из внебюджетных источников - 1143593,9 тыс. рублей.
(тыс. рублей) |
|||
Год |
Средства бюджета Республики Татарстан |
Средства федерального бюджета |
Средства из внебюджетных источников |
2014 |
610744,5 |
416278,9 |
162428,9 |
2015 |
633697,5 |
550586,6 |
163020,5 |
2016 |
256401,5 |
389368,4 |
168428,9 |
2017 |
259338,7 |
388899,7 |
162428,9 |
2018 |
259338,7 |
388899,7 |
162428,9 |
2019 |
259338,7 |
388899,7 |
162428,9 |
2020 |
259338,7 |
388899,7 |
162428,9 |
Всего |
2538198,3 |
2911832,7 |
1143593,9 |
Примечание: Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов.
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 4 июня
См. текст раздела в предыдущей редакции
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан является государственным заказчиком настоящей Программы, осуществляет управление реализацией Программы, несет ответственность за исполнение Программы, осуществляет мониторинг выполнения программных мероприятий, координацию деятельности исполнителей Программы на основе периодической отчетности для обеспечения их согласованных действий, контроль за рациональным использованием исполнителями выделяемых финансовых средств, текущую работу по подготовке и реализации мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с другими органами исполнительной власти республики, подготовку и представление в установленном порядке сводной бюджетной заявки на финансирование мероприятий Программы на очередной финансовый год.
Приобретение оборудования, выполнение работ и оказание услуг, указанных в Программе, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Потребность подведомственных Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан казенных и бюджетных учреждений в трудовых ресурсах в сфере лесного хозяйства определяется в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.03.2014 N 208 "Об утверждении регламента прогнозирования потребности экономики Республики Татарстан в подготовке кадров и формирования государственного заказа Республики Татарстан на подготовку кадров с высшим и средним профессиональным образованием и ускоренную подготовку кадров" и распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.01.2015 N 83-р;
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет расходы на реализацию программных мероприятий и целевые показатели Программы.
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Министерство экономики Республики Татарстан статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы по установленной форме.
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 29 апреля
См. текст раздела в предыдущей редакции
Реализация Программы будет способствовать сбалансированному социально-экономическому развитию республики и реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Для оценки успешности реализации Программы сформирована система показателей, определяющих эффективность реализации отдельных механизмов и конкретных мероприятий.
Реализация мероприятий Программы позволит достичь к 2020 году:
сокращения удельной площади земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от пожаров, на территории Республики Татарстан до 0,004 процента;
обеспечения сохранности доли лесов, выполняющих защитные функции, от общей площади лесов на уровне 45 процентов;
увеличения освоения расчетной лесосеки на уровне 39,8 процента;
увеличения объема платежей в бюджетную
систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях
лесного фонда, в расчете на
сохранения покрытых лесом площадей на уровне 100 процентов;
сохранения отношения площади искусственного лесовосстановления к площади выбытия лесов в результате сплошных рубок и гибели лесов на уровне 98 процентов;
увеличения протяженности лесных дорог
(противопожарных, лесохозяйственных) до
сохранения темпов роста заработной платы работников лесного хозяйства к предыдущему году на уровне 101,1 процента;
сокращения объемов незаконных рубок леса (ежегодно) на 2 процента.
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 29 апреля
См. текст приложения в предыдущей редакции
Приложение N 1
к Государственной
программе
"Развитие лесного
хозяйства Республики Татарстан на 2014-2020 годы"
Наименование цели |
Наименование задачи |
Индикаторы оценки конечных результатов, единица измерения |
Значения индикаторов |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Повышение эффективности профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров, защиты лесов от вредных организмов и неблагоприятных факторов; формирование условий для интенсификации использования лесов и качественного выполнения работ по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов на территории Республики Татарстан; обеспечение эффективного воспроизводства лесов |
Обеспечение охраны лесов от пожаров, защиты их от вредителей и болезней, поддержание санитарного состояния лесов, необходимого для их устойчивого развития |
удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от пожаров, на территории Республики Татарстан, процентов |
- |
- |
- |
0,004 |
0,004 |
0,004 |
0,004 |
0,004 |
сохранность лесов, выполняющих защитные функции, от общей площади лесов, процентов |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
||
повышение эффективности использования лесов |
освоение расчетной лесосеки, процентов |
40,3 |
40,3 |
40,5 |
36,9 |
37,6 |
38,4 |
39,1 |
39,8 |
|
объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от
использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на |
98,5 |
127,6 |
227,8 |
116,2 |
105,9 |
107,8 |
108,6 |
110,2 |
||
темп роста заработной платы работников лесного хозяйства к предыдущему году, процентов |
101,1 |
101,1 |
101,1 |
101,1 |
101,1 |
101,1 |
101,1 |
101,1 |
||
сокращение объемов незаконных рубок леса ежегодно, процентов |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
||
Сохранение и воспроизводство лесов как сырьевой базы, обеспечивающей потребности экономики и населения в древесной и недревесной продукции при гарантийном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций леса |
сохранение покрытой лесом площади, процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
отношение площади искусственного лесовосстановления к площади выбытия лесов в результате сплошных рубок и гибели лесов, процентов |
83,0 |
121,5 |
106,3 |
98,0 |
98,0 |
98,0 |
98,0 |
98,0 |
||
Повышение доступности лесов для обеспечения их использования, охраны, защиты и воспроизводства |
протяженность лесных дорог (противопожарных, лесохозяйственных), километров |
- |
22 |
38 |
53 |
53 |
53 |
53 |
53 |
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 29 апреля
См. текст приложения в предыдущей редакции
Приложение N 2
к Государственной
программе
"Развитие лесного
хозяйства Республики Татарстан на 2014-2020 годы"
Наименование Подпрограммы |
Источник |
Объем финансирования по годам, тыс. рублей |
||||||
финансирования |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
"Охрана и защита лесов на 2014-2020 годы" |
бюджет Республики Татарстан |
114230,3 |
107339,6 |
101635,7 |
103760,3 |
103760,3 |
103760,3 |
103760,3 |
федеральный бюджет |
50346,8 |
208859,9 |
33580,8 |
27253,0 |
27253,0 |
27253,0 |
27253,0 |
|
"Использование лесов на 2014-2020 годы" |
бюджет Республики Татарстан |
409558,3 |
458390,5 |
79074,2 |
79185,3 |
79185,3 |
79185,3 |
79185,3 |
федеральный бюджет |
45988,7 |
19689,1 |
45407,3 |
21672,4 |
21672,4 |
21672,4 |
21672,4 |
|
внебюджетные источники |
12428,9 |
12428,9 |
12428,9 |
12428,9 |
12428,9 |
12428,9 |
12428,9 |
|
"Воспроизводство лесов на 2014-2020 годы" |
бюджет Республики Татарстан |
63655,9 |
67967,4 |
69691,6 |
76393,1 |
76393,1 |
76393,1 |
76393,1 |
федеральный бюджет |
43236,7 |
45201,2 |
28337,8 |
61426,7 |
61426,7 |
61426,7 |
61426,7 |
|
внебюджетные источники |
150000,0 |
150000,0 |
150000,0 |
150000,0 |
150000,0 |
150000,0 |
150000,0 |
|
"Строительство и содержание лесных дорог на 2014-2020 годы" |
бюджет Республики Татарстан |
23300,0 |
- |
6000,0 |
- |
- |
- |
- |
внебюджетные источники |
- |
591,60 |
6000,0 |
- |
- |
- |
- |
|
"Обеспечение реализации Государственной программы Республики Татарстан "Развитие лесного хозяйства Республики Татарстан на 2014-2020 годы" |
бюджет Республики Татарстан |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
федеральный бюджет |
276706,7 |
276836,4 |
282042,5 |
278547,6 |
278547,6 |
278547,6 |
278547,6 |
|
Всего по Программе, в том числе: |
1189452,3 |
1347304,6 |
814198,8 |
810667,3 |
810667,3 |
810667,3 |
810667,3 |
|
Бюджет Республики Татарстан |
610744,5 |
633697,5 |
256401,5 |
259338,7 |
259338,7 |
259338,7 |
259338,7 |
|
Федеральный бюджет |
416278,9 |
550586,6 |
389368,4 |
388899,7 |
388899,7 |
388899,7 |
388899,7 |
|
Внебюджетные источники |
162428,9 |
163020,5 |
168428,9 |
162428,9 |
162428,9 |
162428,9 |
162428,9 |
2024
Ноябрь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |