Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.04.2013 № 235

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 8 апреля 2013 г. N 235
"Об утверждении Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2020 годы"

(В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.08.2016 № 590)

 

 

 

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2020 годы" (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.

3. Министерству финансов Республики Татарстан ежегодно при формировании бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год предусматривать средства на реализацию мероприятий Программы с учетом возможностей и в пределах средств, направляемых на эти цели из бюджета Республики Татарстан.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.

 

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

 

 

Государственная программа
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2020 годы"
(утв. постановлением КМ РТ от 8 апреля
2013 г. N 235)

 

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 15 февраля 2016 г. N 93 в паспорт настоящей Программы внесены изменения

Паспорт программы

 

Наименование программы

Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2020 годы (далее - Государственная программа)

Государственный заказчик - координатор

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан

Цели и задачи Государственной программы

Цели:

повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития агропромышленного комплекса Республики Татарстан;

повышение финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса;

воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизация производства;

устойчивое развитие сельских территорий.

Задачи:

стимулирование роста производства и переработки основных видов продукции растениеводства, направленное на импортозамещение;

создание условий для комплексного развития и повышения эффективности производства продукции животноводства и продуктов ее переработки, направленное на импортозамещение;

повышение конкурентоспособности мясного скотоводства;

поддержание и дальнейшее развитие сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и улучшение качества жизни населения в сельской местности;

повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе технической и технологической модернизации производства за счет энергоресурсосбережения в растениеводстве, в животноводстве и переработке сельхозпродукции;

обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти и подведомственных учреждений в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности и формирование позитивного отношения к селу и сельскому образу жизни;

проведение комплексной мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;

обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции, повышение ее товарности за счет создания условий для ее сезонного хранения и подработки

Сроки и этапы реализации Государственной программы

2013-2020 годы.

Этапы реализации не выделяются

Перечень подпрограмм

Подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства".

Подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства".

Подпрограмма "Развитие мясного скотоводства".

Подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования".

Подпрограмма "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие".

Подпрограмма "Обеспечение реализации Государственной программы".

Подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий".

Подпрограмма "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения"

Подпрограмма "Бюджетные инвестиции и капитальный ремонт социальной и инженерной инфраструктуры в рамках Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2020 годы"

Объем финансирования с распределением по годам и источникам

Общий объем финансирования Государственной программы составит 121350154,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета, планируемых к привлечению, - 37433402,6 тыс. рублей, бюджета Республики Татарстан - 81817461,2 тыс. рублей и внебюджетных источников, планируемых к привлечению, - 2099290,8 тыс. рублей, из них на реализацию:

подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" - 46526776,6 тыс. рублей, в том числе за счет планируемых к привлечению средств федерального бюджета - 17743893,4 тыс. рублей и за счет средств бюджета Республики Татарстан - 28782883,2 тыс. рублей;

подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" - 27211687,1 тыс. рублей, в том числе за счет планируемых к привлечению средств федерального бюджета - 14297042,9 тыс. рублей и за счет средств бюджета Республики Татарстан - 12914644,2 тыс. рублей;

подпрограммы "Развитие мясного скотоводства" - 483160,2 тыс. рублей, в том числе за счет планируемых к привлечению средств федерального бюджета - 94318,2 тыс. рублей и за счет средств бюджета Республики Татарстан - 388842,0 тыс. рублей;

подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" - 3966909,5 тыс. рублей, в том числе за счет планируемых к привлечению средств федерального бюджета - 1490803,3 тыс. рублей и за счет средств бюджета Республики Татарстан - 2476106,2 тыс. рублей;

подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" - 13891755,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета Республики Татарстан - 13891755,8 тыс. рублей;

подпрограммы "Обеспечение реализации Государственной программы" - 4338568,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета Республики Татарстан - 4338568,7 тыс. рублей;

подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий" - 16135091,0 тыс. рублей, в том числе за счет планируемых к привлечению средств федерального бюджета - 1867469,3 тыс. рублей и за счет средств бюджета Республики Татарстан - 14267621,7 тыс. рублей;

подпрограммы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения" - 7086822,7 тыс. рублей, из планируемых к привлечению средств федерального бюджета - 1939875,5 тыс. рублей (из них на капитальные вложения - 756733,0 тыс. рублей), средств бюджета Республики Татарстан - 3047656,4 тыс. рублей и внебюджетных источников - 2099290,8 тыс. рублей;

подпрограммы "Бюджетные инвестиции и капитальный ремонт социальной и инженерной инфраструктуры в рамках Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2020 годы" - 1709383,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета Республики Татарстан - 1709383,0 тыс. рублей.

Объем ресурсного обеспечения реализации Государственной программы по годам составит:

Год

Объем средств, тыс. рублей

бюджет Республики Татарстан

федеральный бюджет, планируемый к привлечению

внебюджетные источники, планируемые к привлечению

2013

7821363,1

11078525,8

3437,0

2014

10387324,3

9851733,4

966203,8

2015

14876364,5

11989745,3

205300,0

2016

9179795,7

1636649,2

172100,0

2017

8270255,6

1785948,9

203250,0

2018

9796769,0

389000,0

183000,0

2019

10442876,0

360000,0

183000,0

2020

11042713,0

341800,0

183000,0

Всего

81817461,2

37433402,6

2099290,8

Суммы средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан, по направлениям Государственной программы будут ежегодно уточняться в соответствии с законом Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на очередной финансовый год.

Объем ресурсного обеспечения реализации Государственной программы за счет средств федерального бюджета будет определен в соответствии с ежегодно заключаемыми Министерством сельского хозяйства Российской Федерации с исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан соглашениями на условиях софинансирования расходов из бюджета Республики Татарстан

Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Государственной программы

Увеличение производства:

продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 году по отношению к 2012 году на 21,0 процента, в том числе продукции растениеводства - на 21,2 процента, продукции животноводства - на 20,8 процента;

пищевых продуктов на 32,7 процента;

обеспечение среднегодового темпа прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в размере 4,5 процента;

повышение среднего уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций до 15 процентов (с учетом субсидий);

увеличение среднемесячной номинальной заработной платы в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) до 21942 рублей;

повышение производительности труда к 2020 году в 1,5 раза к уровню 2013 года;

доведение доли высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году до 9,7 процента в среднегодовой численности занятого населения;

доведение удельного веса затрат на приобретение энергоресурсов в структуре затрат на основное производство продукции сельского хозяйства к 2020 году до 10,0 процента

 

I. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, основные проблемы и прогноз развития агропромышленного комплекса до 2020 года

 

Государственная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2020 годы" разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", базируется на основных положениях Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120, федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858, федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 99, и учитывает основные направления Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 22 апреля 2011 года N 13-ЗРТ, действующие целевые программы по вопросам развития агропромышленного комплекса Республики Татарстан.

Государственная программа учитывает результаты реализации республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008-2012 годы" и сохраняет преемственность с ее стратегией, приоритетами и основными положениями. Специфика настоящей Государственной программы заключается в переносе центра внимания на создание благоприятных социальных условий в сельской местности Республики Татарстан, первоочередной поддержке социальных программ и проведении необходимых социальных преобразований.

Государственная программа призвана создать необходимые условия для решения основных производственных, финансово-экономических и социальных проблем в сельском хозяйстве, пищевой и перерабатывающей отрасли, содействовать реализации всего комплекса целей социально-экономического развития Республики Татарстан на основе модернизации, инновационного развития и расширения использования программных методов управления.

В настоящее время агропромышленный комплекс и его основная отрасль - сельское хозяйство - являются ведущими системообразующими сферами экономики республики, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий. Сбалансированное и устойчивое развитие сельского хозяйства вносит непосредственный вклад в дальнейшее повышение уровня жизни населения Республики Татарстан.

Государственная программа определяет цели, задачи, направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей отрасли, мероприятия и финансовое обеспечение их реализации, ожидаемые результаты, характеризующие достижение целей. Она учитывает сложившиеся в последние годы позитивные и негативные изменения в макроэкономической политике и социально-экономическом положении аграрного сектора экономики республики, усиление воздействия на него процессов, связанных с экономическим кризисом и природными аномалиями, предупреждение рисков негативных последствий вступления России во Всемирную торговую организацию.

 

1. Общая характеристика состояния и основные проблемы развития агропромышленного комплекса Республики Татарстан

 

Аграрный сектор представляет собой значимую сферу народного хозяйства и играет важную роль в экономике Республики Татарстан. Развитие агропромышленного комплекса было и остается одним из стратегических приоритетов экономической и социальной политики Республики Татарстан. На поддержку аграрного сектора выделяется до 10 процентов средств бюджета Республики Татарстан.

Республика входит в тройку лидеров среди субъектов Российской Федерации по объему валовой сельскохозяйственной продукции и полностью удовлетворяет потребности населения в основных продуктах питания. В Республике Татарстан самый дешевый минимальный набор продуктов питания среди субъектов Российской Федерации.

Общая земельная площадь республики составляет 6,8 млн. га, в т.ч. сельхозугодий - 4,5 млн. га, из них 3,4 млн. га пашни. Численность населения, проживающего в сельской местности, - 925 тыс. человек, что составляет 24,3 процента населения Республики Татарстан.

В 2011 году объем продукции сельского хозяйства всех категорий сельхозпроизводителей составил 150,4 млрд. рублей (128,2 процента к уровню 2008 года). Из общего объема производства 50,1 процента занимает продукция растениеводства, остальные 49,9 процента - продукция животноводства. Доля продукции растениеводства в сравнении с 2008 годом уменьшилась на 4,5 процентных пункта, доля продукции животноводства увеличилась соответственно на 4,5 процентных пункта.

В последние годы отрасль растениеводства развивалась достаточно динамично, за исключением 2009, 2010 и 2012 годов, когда значительный ущерб развитию отрасли нанесла засуха. Фактическое производство основных сельскохозяйственных культур во всех категориях хозяйств республики в 2011 году составило: зерна - 4,9 млн. тонн, что в 7 раз больше показателя 2010 года, сахарной свеклы (фабричной), основной технической культуры, - 1,9 млн. тонн, производство картофеля составило 1,4 млн. тонн и возросло в 2,7 раза при увеличении убранных площадей на 0,1 процента и росте урожайности в 2,7 раза.

Валовый сбор овощей открытого грунта во всех категориях хозяйств увеличился на 34,1 процента. С учетом защищенного грунта в республике собрано 319,3 тыс. тонн овощей, что на 29,8 процента больше показателя 2010 года.

Развитое и стабильное земледелие является основой эффективного и полноценного животноводства. Республика Татарстан отличается значительным потенциалом развития животноводства. Имея высокий уровень плотности поголовья скота и птицы, республика наращивает свой вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны. В хозяйствах всех категорий в 2011 году насчитывается 1,1 млн. голов крупного рогатого скота, в т.ч. 404,2 тыс. коров, 705,7 тыс. голов свиней, 401,4 тыс. голов овец и коз, 15,6 млн. голов птицы.

В 2011 году было произведено (во всех категориях сельхозпроизводителей) 1933 тыс. тонн молока (106,1 процента к уровню 2008 года), 428,0 тыс. тонн скота и птицы на убой (в живом весе) (109,3 процента к уровню 2008 года), 1145,4 млн. штук яиц (112,5 процента к уровню 2008 года).

В общем объеме производства животноводческой продукции сохраняется высокой доля производства в хозяйствах населения. В 2011 году населением производилось 33 процента мяса, 36,5 процента молока, 26,3 процента яиц (в 2010 году 33,7; 35,1; 26,8 процента соответственно). В расчете на душу населения производство мяса (в убойном весе) и яиц в 2011 году осталось на уровне 2010 года и составило 76 кг и 301 штуку соответственно. Снизилось производство молока на душу населения, которое составило 510 кг (в 2010 году - 512 килограммов).

В сельскохозяйственных организациях в 2011 году производство мяса (скот и птица на убой) возросло на 1,2 процента по сравнению с предыдущим годом, производство яиц - на 0,7 процента, а производство молока снизилось на 2,8 процента. В структуре производства мяса (скот и птица на убой в живом весе) в сельскохозяйственных организациях наибольший удельный вес составляет мясо птицы - 45 процентов, на долю мяса крупного рогатого скота приходится 25,9 процента, свинины - 28,7 процента.

В целом же, имея 2,3 процента сельхозугодий страны, республика производит 5 процентов сельхозпродукции в Российской Федерации.

В республике сформировалась реальная многоукладная экономика. За собственными стратегическими инвесторами и частными компаниями - половина федеральной пашни и скота, самые современные технологии и техника.

В агропромышленном комплексе Республики Татарстан функционируют более 15 тысяч сельхозформирований различных форм собственности и 413,3 тысячи личных подсобных хозяйств.

Результативно работают 40 молокозаводов, 5 мясокомбинатов и более 100 цехов по мясопереработке, 3 сахарных завода, крупный тепличный комбинат "Майский", 10 птицефабрик, в т.ч. ООО "Челны-Бройлер" на 5,5 млн. птиц, ОАО СХП "Юбилейное" на 2,4 млн. птиц, свинокомплексы ООО "Камский бекон" на 220 тыс. голов, ООО "Татмит Агро" на 40,2 тыс. голов, ООО "Авангард" на 61,3 тыс. голов, 14 мегаферм по производству молока.

Важнейшими факторами, определяющими вектор развития сельского хозяйства, стали эффективное использование имеющейся пашни и поголовья скота и птицы, оптимизация затрат за счет внедрения ресурсосберегающих и инновационных технологий, повышение деловой активности сельского населения, поддержка малых форм предпринимательства на селе. Благодаря системной модернизации и обновлению предприятий отрасли удалось стабилизировать и увеличить объемы производства продукции, укрепить статус республики как территории с развитым агропромышленным комплексом.

С началом реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008-2012 годы" появилась возможность улучшения развития семейного товарного хозяйства с поддержкой государства. По направлению "Стимулирование развития малых форм хозяйствования" за 2006-2011 годы выдано более 76 тысяч кредитов на сумму 16,2 млрд. рублей, в т.ч. частным подворьям и гражданам - 12,9 млрд. рублей. На удешевление полученных кредитов выплачены субсидии на сумму 1,4 млрд. рублей.

Для расширения сбыта сельхозпродукции, производимой малыми формами хозяйствования действует Агропромышленный парк в г. Казани. На базе Агропромышленного парка, единственного в России по своим масштабам, создана вся необходимая бизнес-инфраструктура для предоставления услуг как потребителям, так и резидентам этого уникального комплекса. Еще 7 таких парков будут созданы на базе действующих районных потребительских обществ.

Важнейшей проблемой дальнейшего развития предприятий агропромышленного комплекса Республики Татарстан является обеспечение его квалифицированными кадрами. Современное сельскохозяйственное производство с его многоукладной формой собственности предъявляет высокие требования к профессиональному уровню руководителей и специалистов. В республике в целях улучшения качества подготовки специалистов для работы в сельскохозяйственном производстве был сформирован образовательный кластер агропромышленного комплекса, который представляет собой пример взаимовыгодного сотрудничества аграрных учебных учреждений и работодателей - крупных инвесторов и агрофирм. С 2010 года в Республике Татарстан реализуется Программа формирования и развития управленческого потенциала кадрового резерва агропромышленного комплекса республики.

Высокий удельный вес сельского населения в общей численности населения республики обусловил приоритетность в социально-экономической политике комплексного и устойчивого развития сельских территорий, полноценного инфраструктурного обустройства села. Проведению активной социальной политики, максимальному использованию внутренних резервов роста экономики села во многом способствовала последовательная реализация республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008-2012 годы".

С 2003 года в Республике Татарстан реализуется федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858. Согласно программе было предусмотрено финансирование строительства инженерных сетей, объектов соцкультбыта, здравоохранения, жилья и др. С 2006 года в рамках указанной программы стали проводиться мероприятия по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, работающих в сельской местности.

За 2006-2012 годы на реализацию вышеуказанных мероприятий выделено 6488,491 млн. рублей (в т.ч. из бюджета Российской Федерации - 2684,069 млн. рублей, из бюджета Республики Татарстан - 3804,422 млн. рублей), из них для обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов - 5369,826 млн. рублей.

Государственную поддержку с 2006 года по 01.01.2013 получили 8394 семьи. Ввод жилья на 01.01.2013 составил 885,2 тыс. кв. метров (в том числе в 2012 году - 119,4 тыс. кв. метров).

В результате выполнения Соглашения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан от 13 марта 2012 года N 466/10 "О порядке и условиях предоставления субсидий из федерального бюджета Республике Татарстан на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и развитию социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности" по федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" и дополнительного соглашения от 19 декабря 2012 года N 2769/10 на 2012 год достигнуты следующие показатели:

мероприятия строительства (приобретения) жилья профинансированы на 1097,133 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 372,725 млн. рублей (100 процентов) и бюджета Республики Татарстан - 724,408 млн. рублей (100 процентов). За 12 месяцев 2012 года введено 119,4 тыс. кв. метров жилья, в том числе 90,8 тыс. кв. метров жилья для молодых семей и молодых специалистов;

мероприятия развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности профинансированы на 202,707 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 68,92 млн. рублей (100 процентов) (водоснабжение - 39,8 млн. рублей, газификация - 11,8 млн. рублей, фельдшерско-акушерские пункты - 17,32 млн. рублей) и из бюджета Республики Татарстан - 133,787 млн. рублей (100 процентов) (водоснабжение - 77,259 млн. рублей, газификация - 22,906 млн. рублей, фельдшерско-акушерские пункты - 33,622 млн. рублей). В целом на мероприятия, предусмотренные федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2013 года", планируется направить 450 млн. рублей за счет средств бюджета Республики Татарстан.

Все 43 сельских района подключены к государственной интегрированной системе телекоммуникаций Республики Татарстан.

Вместе с тем, несмотря на принятые меры, сохраняются проблемы обеспечения устойчивого экономического развития агропромышленного комплекса Республики Татарстан. Мировой финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 году, негативно отразился на инвестиционном климате в экономике страны, всех регионов и Республики Татарстан в том числе. Как следствие, осложнилось поступательное развитие агропромышленного комплекса республики, возникли серьезные проблемы снижения уровня рентабельности сельскохозяйственного производства и роста "закредитованности" хозяйств, решение которых должно быть учтено в Государственной программе.

Основными проблемами развития агропромышленного комплекса Республики Татарстан являются:

опережающее сокращение основных производственных фондов по сравнению с их вводом, сокращение и старение парка основных видов сельскохозяйственной техники;

слабые темпы внедрения современных инновационных технологий в растениеводство и животноводство из-за низкой платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей и уровня технической и технологической оснащенности для внедрения инноваций;

недостаточные темпы институциональных преобразований, слабое развитие малых форм предпринимательства в сферах организации производства и первичной переработки;

низкая инвестиционная привлекательность сельскохозяйственных товаропроизводителей, финансовая неустойчивость сельскохозяйственных организаций, труднодоступность кредитных ресурсов в условиях "закредитованности", недостаток залогового обеспечения, неразвитость ипотечного кредитования;

отток трудовых ресурсов из сектора сельского хозяйства и дефицит квалифицированных кадров, что связано с актуальными проблемами социального и экономического характера (отсутствием в сельской местности альтернативной занятости, недостаточной обеспеченностью сельского населения жильем, низким уровнем развития социальной и инженерной инфраструктуры и др.).

 

2. Прогноз развития агропромышленного комплекса Республики Татарстан до 2020 года

 

При разработке Государственной программы учитывалась возрастающая роль агропромышленного комплекса в экономике и социальной сфере республики, что определяется:

важностью сельского хозяйства как основной отрасли сельских территорий, которая формирует в значительной мере уровень занятости и доходов сельского населения, влияет на демографические процессы, заселение и освоение сельской местности, выполняя этим важнейшую функцию сохранения территориальной целостности, традиций и культур;

воздействием на улучшение окружающей среды, в том числе на состояние сельскохозяйственных угодий, обеспечение здорового питания, рост продолжительности жизни населения.

Динамика развития агропромышленного комплекса до 2020 года будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, проявится эффект реализации системы мероприятий по повышению устойчивости агропромышленного производства, принятых в последние годы, с другой стороны, сохранится сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями мирового экономического кризиса и вероятностью его второй волны, что определяет риски для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики республики.

Факторами, способствующими росту агропромышленного производства республики, являются:

природно-экономический потенциал для производства конкурентоспособной продукции;

потенциальная емкость агропродовольственного рынка;

институциональные преобразования;

восприимчивость отрасли к внедрению инноваций;

расширение использования программных методов управления и информационно-коммуникационных технологий.

Одновременно факторами, сдерживающими развитие отрасли, выступают:

либерализация рынка энергоресурсов, рост цен на материально-технические средства, потребляемые в отрасли;

продолжающееся отставание технико-технологического уровня агропромышленного производства;

усиление дифференциации сельскохозяйственных товаропроизводителей по уровню доходов, а также банкротство отдельных сельскохозяйственных товаропроизводителей;

сохранение отставания социальной инфраструктуры сельских территорий от промышленных центров и городов, доходов занятых сельскохозяйственной деятельностью - от доходов работников других сфер экономики;

падение престижа сельскохозяйственного труда в гражданском обществе.

Прогноз реализации Государственной программы основывается на необходимости и актуальности достижения значений ее основных показателей (индикаторов), а также индикаторов реализации подпрограмм, включенных в Государственную программу.

С учетом всех факторов основные показатели Государственной программы имеют следующие прогнозные значения:

индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2020 году к 2012 году - 121,0 процента, в том числе продукции растениеводства - 121,2 процента, продукции животноводства - 120,8 процента;

индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, в 2020 году к 2012 году - 132,7 процента;

индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2020 году к 2012 году - 136,0 процента;

уровень рентабельности по всей хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций к 2020 году - не менее 10-15 процентов (с учетом субсидий);

среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) в 2020 году - 21942 рубля.

 

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) реализации Государственной программы, ожидаемые конечные результаты, сроки ее реализации

 

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 29 июня 2015 г. N 468 в подраздел 1 раздела II настоящей Программы внесены изменения

См. текст подраздела в предыдущей редакции

1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы

 

Переход агропромышленного комплекса Республики Татарстан на инновационный путь развития предусматривает реализацию системы мер, направленных на повышение его конкурентоспособности и кардинальное улучшение социального развития сельских территорий.

В растениеводстве основными направлениями развития будут поддержание почвенного плодородия (сохранение, воспроизводство и рациональное использование плодородия земель сельскохозяйственного назначения), агрохимические и мелиоративные мероприятия, применение минеральных удобрений и средств защиты растений, биологизация земледелия, освоение новых технологий выращивания сельскохозяйственных культур, расширение посевных площадей под высокоурожайными сортами и гибридами.

В животноводстве наращивание объемов производства мяса, молока, яиц будет обеспечено за счет улучшения генетического потенциала животных, государственной поддержки племенных организаций, создания благоприятных условий инвестиционной политики в указанной сфере деятельности.

Перспективным направлением развития агропромышленного комплекса Республики Татарстан является разработка и внедрение энергосберегающих технологий, основанных на принципах бережливости.

Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса.

К основным приоритетам в области агропромышленного комплекса республики следует отнести:

в сфере производства - развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства (молочного и мясного скотоводства, птицеводства, свиноводства, производства зерна, картофеля, овощей, плодов и ягод), техническое перевооружение, развитие пищевой и перерабатывающей промышленности;

в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий и развитие несельскохозяйственной деятельности в качестве условий сохранения и привлечения трудовых ресурсов;

в экономической сфере - повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей как условие перехода к инновационной модели развития агропромышленного комплекса;

в институциональной сфере - развитие кооперации, интеграционных связей в агропромышленном комплексе и формирование продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров;

в сфере управленческого, научного и кадрового обеспечения - создание необходимых условий для формирования инновационного агропромышленного комплекса.

 

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 29 июня 2015 г. N 468 в подраздел 2 раздела II настоящей Программы внесены изменения

См. текст подраздела в предыдущей редакции

2. Цели и задачи реализации Государственной программы

 

Целями Государственной программы являются:

повышение конкурентоспособности местной сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития агропромышленного комплекса Республики Татарстан;

повышение финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса;

воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизация производства;

устойчивое развитие сельских территорий.

Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач, реализуемых в рамках подпрограмм, включенных в Государственную программу:

стимулирование роста производства и переработки основных видов продукции растениеводства, направленное на импортозамещение;

создание условий для комплексного развития и повышения эффективности производства продукции животноводства и продуктов ее переработки, направленное на импортозамещение;

повышение конкурентоспособности мясного скотоводства;

поддержание и дальнейшее развитие сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и улучшение качества жизни населения в сельской местности;

повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе технической и технологической модернизации производства за счет энергоресурсосбережения в растениеводстве, в животноводстве и переработке сельхозпродукции;

обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти и подведомственных учреждений в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности и формирование позитивного отношения к селу и сельскому образу жизни;

проведение комплексной мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;

обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции, повышение ее товарности за счет создания условий для ее сезонного хранения и подработки.

 

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 29 июня 2015 г. N 468 в подраздел 3 раздела II настоящей Программы внесены изменения

См. текст подраздела в предыдущей редакции

3. Показатели (индикаторы) реализации Государственной программы

 

Показатели (индикаторы) реализации Государственной программы оцениваются в целом для Государственной программы и по каждой из подпрограмм Государственной программы.

Эти показатели (индикаторы) предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации Государственной программы и включенных в нее подпрограмм.

К общим показателям (индикаторам) реализации Государственной программы относятся:

индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах);

индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах);

индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах);

индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах);

индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства;

рентабельность сельскохозяйственных организаций;

индекс производительности труда по крупным и средним предприятиям (добавленная стоимость на одного работника);

доля высокопроизводительных рабочих мест в среднегодовой численности занятого населения;

среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства);

удельный вес затрат на приобретение энергоресурсов в структуре затрат на основное производство продукции сельского хозяйства;

Цели, задачи, индикаторы оценки Государственной программы приведены в таблице 1.

 

4. Сроки реализации Государственной программы

 

Государственную программу предполагается реализовать в 2013-2020 годах.

 

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 15 февраля 2016 г. N 93 в раздел III настоящей Программы внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции

III. Обобщенная характеристика основных мероприятий Государственной программы и ее подпрограмм

 

Подпрограммы и включенные в них основные мероприятия, а также целевые программы представляют комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение текущих и перспективных целей и задач, обеспечивающих социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса на основе модернизации и перехода к инновационной модели функционирования.

Подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" включает следующие основные мероприятия:

развитие элитного семеноводства;

поддержка закладки и ухода за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями;

государственная поддержка кредитования подотрасли растениеводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства;

управление рисками в подотраслях растениеводства;

повышение плодородия почв и вовлечение неиспользуемых земель сельскохозяйственных угодий в сельскохозяйственный оборот.

В качестве целевых индикаторов указанной подпрограммы используются объемы производства основных видов продукции растениеводства, пищевых продуктов, выпускаемых из растениеводческого сырья.

В подпрограмме "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" выделяются следующие основные мероприятия:

государственная поддержка племенного животноводства;

развитие молочного скотоводства;

развитие овцеводства и козоводства;

обеспечение проведения противоэпизоотических мероприятий;

государственная поддержка кредитования подотрасли животноводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства;

управление рисками в подотраслях животноводства.

Индикаторами реализации указанной подпрограммы являются объемы производства скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий, сыров, масла сливочного, производственных мощностей по убою скота и его первичной переработке.

Подпрограмма "Развитие мясного скотоводства" включает следующие основные мероприятия:

развитие племенной базы мясного скотоводства;

субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для мясного скотоводства.

Индикатором реализации указанной подпрограммы является поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, полученного от скрещивания со специализированными мясными породами, в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования" представляет собой дальнейшее развитие мероприятий в области поддержки малого предпринимательства и включает следующие основные мероприятия:

поддержка начинающих фермеров;

развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;

государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования.

Индикаторами указанной подпрограммы являются количество крестьянских (фермерских) хозяйств, начинающих фермеров, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки, количество построенных или реконструированных семейных животноводческих ферм.

Подпрограмма "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" включает следующие основные мероприятия:

обновление парка сельскохозяйственной техники;

реализация перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе;

развитие биотехнологий.

Индикаторами реализации указанной подпрограммы являются:

объемы приобретения новой техники сельскохозяйственными товаропроизводителями всех форм собственности;

энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций на 100 га посевной площади (суммарная номинальная мощность двигателей тракторов, комбайнов и самоходных машин);

количество реализованных инновационных проектов;

рост применения биологических средств защиты растений и микробиологических удобрений в растениеводстве;

удельный вес отходов сельскохозяйственного производства, переработанных методами биотехнологии.

Подпрограмма "Обеспечение реализации Государственной программы" включает следующие основные мероприятия:

совершенствование управленческого обеспечения реализации Государственной программы;

развитие кадрового обеспечения реализации Государственной программы;

развитие научного обеспечения реализации Государственной программы;

внедрение современных информационных технологий и формирование государственных информационных ресурсов в сфере управления агропромышленным комплексом.

Индикаторами реализации указанной подпрограммы являются:

доля государственных гражданских служащих Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, прошедших повышение квалификации в течение последних 3 лет;

укомплектованность должностей государственной гражданской службы в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан;

доля муниципальных органов управления агропромышленного комплекса, использующих государственные информационные ресурсы в сферах обеспечения продовольственной безопасности и управления агропромышленным комплексом;

объем средств, поступивших научным организациям по договорам с предприятиями на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (оказание научно-технических услуг).

Подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий" предусматривает осуществление следующих основных мероприятий:

улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;

развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности;

поддержка комплексной компактной застройки сельских поселений.

Индикаторами реализации мероприятий указанной подпрограммы являются ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов, ввод в действие объектов социально-инженерной инфраструктуры села, количество сельских поселений, в которых реализованы проекты комплексной компактной застройки.

Подпрограмма "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения" предусматривает осуществление следующих основных мероприятий:

строительство и реконструкция оросительных и осушительных систем, а также отдельно расположенных гидротехнических сооружений;

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

культуртехнические, агролесомелиоративные и фитомелиоративные мероприятия;

противопаводковые мероприятия.

Индикаторами реализации указанной подпрограммы являются:

предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий за счет проведения культуртехнических работ, агролесомелиорации и фитомелиорации опустыненных земель;

прирост сельскохозяйственной продукции за годы реализации Государственной программы;

создание новых рабочих мест.

Подпрограмма "Бюджетные инвестиции и капитальный ремонт социальной и инженерной инфраструктуры в рамках Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2020 годы" предусматривает осуществление следующих основных мероприятий:

капитальный ремонт коровников;

строительство модульно-блочных ветеринарных пунктов в населенных пунктах;

капитальный ремонт зданий подведомственных учреждений Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан;

капитальный ремонт зданий управлений сельского хозяйства и продовольствия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в муниципальных районах Республики Татарстан.

Индикаторами реализации указанной подпрограммы является количество отремонтированных коровников, зданий подведомственных учреждений Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан, зданий управлений сельского хозяйства и продовольствия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в муниципальных районах Республики Татарстан и построенных модульно-блочных ветеринарных пунктов в населенных пунктах.

 

IV. Основные меры правового регулирования, направленные на достижение целей (решение задач) Государственной программы

 

Правовое регулирование в сфере агропромышленного комплекса в Республике Татарстан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан в сфере развития агропромышленного комплекса.

Меры правового регулирования направлены на решение следующих задач:

определение объема ассигнований за счет средств бюджета Республики Татарстан на финансирование Государственной программы;

установление порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от организационно-правовых форм;

определение комплекса организационных мер по закупке техники, минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов, запасных частей, семян, вовлечению в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения с привлечением кредитных ресурсов, бюджетных и собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей.

С целью реализации Государственной программы планируется заключение соглашения с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации о сотрудничестве при реализации Государственной программы и софинансировании мероприятий, разработка порядков предоставления финансовой помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан и приказов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.

Для достижения целей и конечных результатов Государственной программы в случае необходимости потребуются ее корректировка с учетом выделяемых на ее реализацию средств и уточнение целевых индикаторов, показателей и затрат по мероприятиям.

 

V. Обоснование выделения подпрограмм и включения их в состав Государственной программы

 

Перечень подпрограмм установлен для достижения целей и решения задач, определенных основополагающими документами, в части развития агропромышленного комплекса, а именно для увеличения объема различных видов сельскохозяйственной продукции.

Структура и перечень подпрограмм соответствуют принципам программно-целевого управления экономикой, охватывают все основные сферы агропромышленного производства - производство сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов, их реализацию, технико-технологическое и информационное обеспечение, институциональные преобразования и социальное развитие сельских территорий, а также управление реализацией Государственной программы.

Состав подпрограмм рассчитан на комплексное развитие агропромышленного комплекса и его основных сфер, а также на получение высокого синергетического эффекта в целом для экономики Республики Татарстан.

 

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 15 февраля 2016 г. N 93 в раздел VI настоящей Программы внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции

VI. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы

 

Общий объем финансирования Государственной программы составит 121350154,6 тыс. рублей, в том числе за счет планируемых к привлечению средств федерального бюджета - 37433402,6 тыс. рублей, за счет средств бюджета Республики Татарстан - 81817461,2 тыс. рублей, за счет планируемых к привлечению средств внебюджетных источников - 2099290,8 тыс. рублей.

Средства федерального бюджета будут предоставляться бюджету Республики Татарстан на условиях софинансирования расходов бюджета Республики Татарстан, объемы финансирования которых будут определены в соответствии с ежегодно заключаемыми Министерством сельского хозяйства Российской Федерации с Правительством Республики Татарстан соглашениями.

Для обеспечения своевременного и полного финансирования мероприятий Государственной программы необходимо соблюдать следующие требования:

комплексное планирование развития территорий, в том числе установление функциональных зон, определение планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значений, наличие схем территориального планирования муниципальных районов и генпланов поселений в соответствии с требованием Градостроительного кодекса Российской Федерации;

оценка инвестиционных проектов исходя из степени обеспечения эффективного взаимодействия малых, средних и крупных форм хозяйствования, включая организации потребительской кооперации, от выращивания до переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции;

создание современной инфраструктуры в сельской местности на основе разработанных планов развития социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (проектно-сметной документации) в местах реализации инвестиционных проектов;

осуществление мероприятий по реструктуризации и оптимизации сети социальной инфраструктуры в сельской местности;

улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе за счет участия муниципальных образований в различных формах поддержки нуждающихся граждан, проживающих в сельской местности;

степень консолидации финансовых ресурсов для развития сельской инфраструктуры и жилищного строительства с возможным созданием целевого фонда муниципального развития.

Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы на 2013-2020 годы приведено в таблице 2.

 

VII. Риски реализации Государственной программы и меры по управлению этими рисками

 

При реализации Государственной программы предпринимаются меры, направленные на снижение последствий рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов.

К рискам при реализации Государственной программы относятся:

погодно-климатические, биологические риски, связанные с запоздалым или слишком ранним севом, затянувшейся уборкой урожая, плохими условиями хранения продукции, болезни животных и вредители растений, что приводит к прямым потерям продукции, повышению затрат и снижению прибыли сельскохозяйственных товаропроизводителей;

финансово-бюджетные риски, связанные с уменьшением объема бюджетных ассигнований на развитие сельского хозяйства из федерального и республиканского бюджетов;

конкурентные риски, связанные со вступлением России во Всемирную торговую организацию, что в переходном периоде может привести к:

снижению инвестиционной привлекательности и рентабельности предприятий;

сокращению рабочих мест, снижению доходов и уровня жизни на селе;

управленческие риски, связанные с качеством управления как на уровне сельского хозяйства в целом, так и на уровне каждого сельскохозяйственного товаропроизводителя.

При реализации мероприятий Государственной программы предусматривается учет указанных групп рисков путем:

совершенствования и развития механизмов страхования и внедрения инновационных технологий в агропромышленном комплексе;

большей согласованности политики, параметров и процессов экономического развития на федеральном и республиканском уровнях, заключения соглашений с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации о софинансировании мероприятий Государственной программы;

создания условий для скорейшего перевода отрасли на новую технологическую основу, повышения ее конкурентоспособности, обеспечение финансирования в полном объеме мероприятий Государственной программы;

усиления внимания к реализации мероприятий по повышению качества менеджмента и администрирования в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан и сельскохозяйственных организациях;

участия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в реализации Плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на адаптацию отдельных отраслей экономики к условиям Всемирной торговой организации.

 

VIII. Оценка эффективности реализации Государственной программы

 

Эффективность реализации Государственной программы в целом оценивается исходя из достижения установленных значений каждого из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году.

Индексы производства продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов указывают на эффективность реализуемых мер в сфере производства, индекс физического объема инвестиций - на возможность осуществления модернизации и инновационного развития, динамика уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях - на эффективность производства и экономического механизма их функционирования, уровень оплаты труда в сельском хозяйстве - на степень решения социальных проблем отрасли.

Стоимостные показатели рассчитываются, как правило, в сопоставимых ценах соответствующего года, которые являются базой для расчета динамики и темпов их изменения по сравнению с предыдущим годом или иным периодом.

Показатели реализации подпрограмм предполагают оценку интегрированного эффекта от реализации основных мероприятий или указывают на результативность наиболее существенных направлений государственной поддержки агропромышленного комплекса.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан ежеквартально обобщает и анализирует статистическую и ведомственную отчетность по использованию бюджетных средств и показателей реализации Государственной программы. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в Министерство экономики Республики Татарстан статистическую, справочную и аналитическую отчетность о подготовке и реализации государственных программ, а также эффективности использования финансовых средств с заполнением формы, представленной в приложении N 5 к Порядку разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан готовит до 15 мая года, следующего за отчетным годом, республиканский доклад о ходе и результатах реализации Государственной программы. В республиканском докладе дается оценка хода реализации Государственной программы, ее подпрограмм за прошедший год (по наиболее значимым показателям (индикаторам) - нарастающим итогом). В отношении каждой подпрограммы проводится анализ выполнения намеченных задач, достижения предусмотренных в них значений показателей (индикаторов) и эффективности использования бюджетных средств.

Указанный республиканский доклад представляется в установленном порядке в Кабинет Министров Республики Татарстан и размещается на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Оценка эффективности реализации Государственной программы проводится на основе оценки:

степени достижения целей и решения задач Государственной программы путем сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов Государственной программы и их плановых значений;

степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и иных источников ресурсного обеспечения Государственной программы путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования подпрограмм и основных мероприятий Государственной программы по каждому источнику ресурсного обеспечения (федеральный бюджет, бюджет Республики Татарстан, внебюджетные источники).

Оценка эффективности реализации Государственной программы проводится Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным.

 


Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 29 июня 2015 г. N 468 в таблицу 1 настоящей Программы внесены изменения

См. текст таблицы в предыдущей редакции

Таблица 1

 

Цели, задачи, индикаторы оценки результатов Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2020 годы"

 

Наименование цели

Наименование задачи

Индикаторы оценки конечных результатов, единицы измерения

Значения индикаторов

2012 (базовый) год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития агропромышленного комплекса Республики Татарстан

 

Повышение финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса

 

Воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизация производства

 

Устойчивое развитие сельских территорий

Стимулирование роста производства и переработки основных видов продукции растениеводства, направленное на импортозамещение;

создание условий для комплексного развития и повышения эффективности производства продукции животноводства и продуктов ее переработки, направленное на импортозамещение;

повышение конкурентоспособности мясного скотоводства;

поддержание и дальнейшее развитие сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и улучшение качества жизни населения в сельской местности;

повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе технической и технологической модернизации производства за счет энергоресурсосбережения в растениеводстве, в животноводстве и переработке сельхозпродукции;

обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти и подведомственных учреждений в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности и формирование позитивного отношения к селу и сельскому образу жизни;

проведение комплексной мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;

обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции, повышение ее товарности за счет создания условий для ее сезонного хранения и подработки.

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), процентов к предыдущему году

93,1

102,2

102,5

102,7

103,1

101,9

101,9

101,9

101,9

Индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах), процентов к предыдущему году

84,0

102,8

102,9

102,8

102,5

101,8

101,8

101,6

101,4

Индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах), процентов к предыдущему году

102,3

101,5

102

102,5

103,8

102

102,1

102,1

102,3

Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах), процентов к предыдущему году

114,4

103,1

103,3

103,7

104,1

104,2

104,3

104,3

104,3

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, процентов к предыдущему году

104

104

104,1

104,2

104,3

104,5

104,8

104,9

105

Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий), процентов

12

13

12

13

13

13

14

15

15

Индекс производительности труда по крупным и средним предприятиям (добавленная стоимость на одного работника), процентов к предыдущему году

105,4

98,98

104,4

106,9

107,0

107,0

107,0

107,0

107,0

Доля высокопроизводительных рабочих мест в среднегодовой численности занятого населения, процентов

1,5

2,2

2,7

3,3

4,4

5,5

6,6

8,5

9,7

Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства), рублей

11618

12132

12477

13939

15918

16779

17295

19188

21942

Удельный вес затрат на приобретение энергоресурсов в структуре затрат на основное производство продукции сельского хозяйства, процентов

9,9

10,0

10,3

10,3

10,2

10,2

10,1

10,1

10,0

 

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 15 февраля 2016 г. N 93 таблица 2 настоящей Программы изложена в новой редакции

См. текст таблицы в предыдущей редакции

Таблица 2

 

Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2020 годы"

 

(тыс. рублей)

Наименование подпрограммы

Источник финансирования

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Всего по Государственной программе

всего

18903325,9

21205261,5

27071409,8

10988544,9

10259454,5

10368769,0

10985876,0

11567513,0

федеральный бюджет*

11078525,8

9851733,4

11989745,3

1636649,2

1785948,9

389000,0

360000,0

341800,0

бюджет Республики Татарстан

7821363,1

10387324,3

14876364,5

9179795,7

8270255,6

9796769,0

10442876,0

11042713,0

внебюджетные источники**

3437,0

966203,8

205300,0

172100,0

203250,0

183000,0

183000,0

183000,0

Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства

всего

9646326,2

8235638,6

11757808,4

3135422,1

2488074,3

3265106,0

3764404,0

4233997,0

федеральный бюджет*

5664617,9

4082490,4

6073788,7

891422,1

1031574,3

*

*

*

бюджет Республики Татарстан

3981708,3

4153148,2

5684019,7

2244000,0

1456500,0

3265106,0

3764404,0

4233997,0

Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства

всего

6392010,4

5968027,7

8301706,0

1699749,6

1366832,4

1215081,0

1166151,0

1102129,0

федеральный бюджет*

4572089,3

4360598,7

4334423,1

698155,0

332076,8

*

*

*

бюджет Республики Татарстан

1819921,1

1607429,0

3967582,9

1001594,6

1034755,6

1215081,0

1166151,0

1102129,0

Развитие мясного скотоводства

всего

3024,0

24522,2

185277,1

19197,1

8297,8

68106,0

82595,0

92141,0

федеральный бюджет*

3024,0

22522,2

67277,1

1197,1

297,8

*

*

*

бюджет Республики Татарстан

-

2000,0

118000,0

18000,0

8000,0

68106,0

82595,0

92141,0

Поддержка малых форм хозяйствования

всего

824261,4

657002,8

702020,3

326000,0

195000,0

396250,0

419650,0

446725,0

федеральный бюджет*

429058,2

468502,8

593242,3

*

*

*

*

*

бюджет Республики Татарстан

395203,2

188500,0

108778,0

326000,0

195000,0

396250,0

419650,0

446725,0

Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие

всего

351947,0

1709193,8

1894192,0

2106100,0

1940000,0

1835226,0

1966776,0

2088321,0

федеральный бюджет*

-

-

-

*

*

*

*

*

бюджет Республики Татарстан

351947,0

1709193,8

1894192,0

2106100,0

1940000,0

1835226,0

1966776,0

2088321,0

Обеспечение реализации Государственной программы

всего

304271,0

251483,4

833714,3

916500,0

881500,0

357400,0

380200,0

413500,0

федеральный бюджет*

-

-

-

*

*

*

*

*

бюджет Республики Татарстан

304271,0

251483,4

833714,3

916500,0

881500,0

357400,0

380200,0

413500,0

Устойчивое развитие сельских территорий

всего

970500,4

2749122,3

1444228,2

1553240,1

2354500,0

2354500,0

2354500,0

2354500,0

федеральный бюджет*

373679,4

740687,3

753102,6

*

*

*

*

*

бюджет Республики Татарстан

596821,0

2008435,0

691125,6

1553240,1

2354500,0

2354500,0

2354500,0

2354500,0

Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения

всего

410985,5

1610270,7

862441,5

612975,0

1025250

877100,0

851600,0

836200,0

федеральный бюджет*

36057,0

176932,0

168211,5

45875,0

422000,0

389000,0

360000,0

341800,0

бюджет Республики Татарстан

371491,5

467134,9

488930,0

395000,0

400000,0

305100,0

308600,0

311400,0

внебюджетные источники**

3437,0

966203,8

205300,0

172100,0

203250,0

183000,0

183000,0

183000,0

Бюджетные инвестиции и капитальный ремонт социальной и инженерной инфраструктуры в рамках Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2020 годы"

всего

-

-

1090022,0

619361,0

-

-

-

-

федеральный бюджет*

-

-

-

*

*

*

*

*

бюджет Республики Татарстан

-

-

1090022,0

619361,0

-

-

-

-


Информация по документу
Читайте также