Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.09.2015 № 688

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 17 сентября 2015 г. N 688
"Об утверждении Концепции инклюзии в социальной политике Республики Татарстан на 2015-2018 годы"

 

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию инклюзии в социальной политике Республики Татарстан на 2015-2018 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.

 

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

 

 



Концепция инклюзии в социальной политике Республики Татарстан на 2015-2018 годы (утв. постановлением КМ РТ от 17 сентября 2015 г. N 688)

 

1. Общие положения

 

Концепция инклюзии в социальной политике Республики Татарстан на 2015-2018 годы (далее - Концепция) определяет совокупность целей, задач и приоритетов, обеспечивающих реализацию единой стратегии Республики Татарстан по формированию и развитию правовых, экономических и организационных условий для эффективной социализации различных слоев населения в демократическом обществе, правовом государстве с рыночной экономикой.

Термин "инклюзия" происходит от латинского слова "inclusio" - "заключение, включение".

Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы", постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2013 N 1023 "Об утверждении государственной программы "Социальная поддержка граждан Республики Татарстан" на 2014-2020 годы" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.

Настоящая Концепция является основой для нормотворческой деятельности, разработки программ, ориентированных на развитие инклюзии в социальной политике Республики Татарстан.

 

2. Мировая и отечественная практика социальной инклюзии

 

Законодательные инициативы в сфере социальной инклюзии до конца XX века как за рубежом, так и в России проявлялись фрагментарно и не носили устойчивой тенденции. Данная деятельность регламентировалась косвенными законодательными актами, нормативными правовыми документами, в частности декларациями, конвенциями, конституциями, законами об образовании и социальной защите, миграции и др. С 1995 года в русле международного гуманитарного права принимаются новые нормативные акты, государство поворачивается к проблемам социально уязвимых групп населения, в том числе и в сфере получения профессионального (начального, среднего, высшего, а также дополнительного) образования.

В ряде стран мира внедряются стратегии социальной инклюзии, проводится мониторинг их реализации. Политический курс на социальную инклюзию принят Великобританией, Канадой, Австралией и многими другими государствами, в том числе и странами Европейского Союза. Например, Национальный план социальной инклюзии Словакии предполагает три стратегические цели: 1) поддержка занятости и трудоспособности групп, сталкивающихся с риском социального исключения, 2) аккумуляция неотъемлемых ресурсов, позволяющих людям вести достойную жизнь, поддерживая их мотивацию к самообеспечению и независимости, 3) применение комплексного подхода, чтобы совладать с социальным исключением в поселениях цыган.

В Европейском Союзе разработана специальная методология оценки социальной защиты и социальной инклюзии, которая основана на взаимном обследовании (peer review), которое осуществляется между странами Европейского Союза. Взаимное обследование - это ключевой инструмент так называемого социального "открытого метода координации" ('Open Method of Coordination'). Они позволяют организовать открытую дискуссию по политике и практике социальной защиты и социальной инклюзии в различных странах Европейского Союза и способствуют процессу обмена информацией и взаимообучению.

Среди программ, подвергаемых оценкам, есть те, что направлены на инвалидов, мигрантов, меньшинства, социально уязвимые группы женщин и детей, а сфокусированы они на проблемах занятости, социального обслуживания, здравоохранения, образования. При этом главным акцентом является активная социальная инклюзия, предполагающая участие разных факторов и субъектов социального действия, направленная на достижение ощутимых эффектов.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция) есть реализация стратегических целей, которые предполагают условия интенсивного и инновационного развития социальной политики с учетом таких требований, как достижение социального согласия, содействие развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, снижение социального неравенства.

Концепция декларирует переход от системы массового образования к образованию для всех, причем в задачу модернизации образования входит создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а к 2020 году - расширение возможностей обучения таких детей в неспециализированных образовательных организациях для получения качественного образования в современных условиях. Кроме того, из обозначенного в Концепции приоритета "создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями" следует необходимость развития образовательных услуг, в том числе на уровне высшего профессионального образования и социальной инклюзии.

 

3. Анализ состояния и тенденций развития инклюзии в социальной политике

 

Важнейшая задача современного общества - развитие инклюзивных процессов, которые обеспечивают социальное равенство, высококачественное образование и культуру открытых отношений.

Эта задача может быть решена посредством формирования инклюзивной политики, которая является основой развития инклюзии в социальной сфере, в том числе образовании, культуре и широкой практике.

Под понятием "инклюзия" понимаются демократические в своей основе принципы и действия по включению индивида или группы, в том числе лиц с ограниченными возможностями, в более широкое сообщество, в первую очередь, в общий поток образовательного процесса, помощь в преодолении географических неудобств и экономических различий. Сюда можно отнести и преодоление дискриминации по полу, возрасту, здоровью и каким-либо другим признакам. В контур инклюзии в качестве объектов социальной инклюзии включаются люди, нуждающиеся в особом подходе и имеющие особые потребности. Это потребности, которые связаны как с постоянными, так и с временными причинами и обусловлены особенностями физического и (или) психического состояния человека, социально-экономическими, культурными, религиозными, национальными, языковыми и другими факторами. Другими словами, инклюзия означает стремление к преодолению неравенства, обретению свободы и нового качества жизни.

Сегодня инклюзию исследователи видят в основном в образовании людей с ограниченными возможностями здоровья, но этим, безусловно, нельзя ограничиваться.

К объектам социальной инклюзии относятся: люди с ограниченными возможностями здоровья; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети из приемных семей; одаренные личности; представители этнических меньшинств; лица, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях; студенты-иностранцы; трудовые мигранты; пожилые люди.

То есть это те, для кого в процессе их жизнедеятельности необходимо создавать специальные условия и применять адаптивные технологии образования и социализации.

Обеспечение социальной инклюзии является процессом, направленным на удовлетворение самых разнообразных потребностей детей, молодежи и взрослых разных возрастных групп, включая пенсионеров, путем расширения их участия в обучении, культурной деятельности и иной жизни общества.

Так, например, стало очевидным, что трудовая миграция для России - не вопрос выбора, а вопрос необходимости. Мигранты становятся важнейшим элементом поддержания потенциала экономического развития, сохранения стабильности в отдельных регионах, обеспечения национальной безопасности. Массовый приток иноэтничных мигрантов может стать глобальной проблемой, если не удастся обеспечить инклюзию тех из них, кто работает на легальных основаниях и связывает свое будущее с Россией, и превратить их в лояльных членов общества независимо от этнической и религиозной принадлежности.

Адаптация, под которой понимается приспособление мигрантов к принимающему сообществу, необходимое, но недостаточное условие инклюзии. Адаптация предполагает лишь знание местных традиций и норм и поведение с их учетом, но не предполагает встречное постижение принимающим населением культур мигрантов. Не являются решением проблемы сегрегация и ассимиляция, ведущая к отказу мигрантов от собственной культуры.

Предполагается, что:

а) инклюзия - процесс, при котором иностранных граждан принимают в обществе в индивидуальном порядке и как группу;

б) ответственность за инклюзию лежит на самих мигрантах, правительстве, организациях и населении принимающей страны;

в) принимающее общество несет ответственность за то, чтобы формальные права мигрантов были установлены таким образом, что индивидуум (мигрант) имеет возможность участвовать в экономической, социальной, культурной и гражданской жизни;

г) мигранты, в свою очередь, уважают фундаментальные нормы и ценности принимающей страны и активно участвуют в процессе инклюзии без потери своей собственной идентичности.

Все вышесказанное относится и к иноэтничным лицам, прибывающим в республику на учебу и по иным жизненным обстоятельствам.

Очевидно, что наиболее важным блоком социальной инклюзии является сектор образования.

Инклюзивное образование закреплено в отдельной статье Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": "инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей".

Концептуально инклюзивное образование сводится к четырем аспектам:

усиление образовательного коллектива (группы, класса) - все обучающиеся должны быть членами коллектива или группы так, чтобы они могли принимать участие в его жизни вместе с другими;

укрепление участия - каждый должен вносить свой вклад в коллектив исходя из своих способностей;

повышение демократичности - каждый должен быть услышан и все обучающиеся и их близкие люди должны иметь возможность выражения своих интересов;

улучшение результата - каждый должен получить качественное обучение.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц;

оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

Республика Татарстан является одним из передовых регионов России, инициатором реализации многих государственных программ, в том числе и в сфере образования. Законодательное закрепление образования лиц с особыми образовательными потребностями вместе со своими сверстниками в условиях образовательных организаций требует мобилизации усилий всех секторов общества для построения в республике новой модели образования, доступной для всех категорий населения. Гарантией возможности обеспечения социального равенства для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в Республике Татарстан является реализация государственной программы "Социальная поддержка граждан Республики Татарстан" на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2013 N 1023, благодаря которой к 2020 году ожидается значительное повышение уровня доступности социальных объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп.

В числе основных мероприятий программы - обеспечение доступности общеобразовательных организаций, учреждений профессионального образования для беспрепятственного доступа инвалидов с учетом их особых потребностей.

В настоящее время в Республике Татарстан функционируют 1890 дошкольных образовательных организаций, где обеспечена защита прав детей-инвалидов на дошкольное образование, создано 51 специальное (коррекционное) учреждение, более 1,5 тысячи детей охвачены домашней формой обучения, активно развивается дистанционная форма обучения детей-инвалидов в общеобразовательных организациях. Лица с инвалидностью имеют возможность учиться в 69 профессиональных образовательных организациях. Однако современная система образования Республики Татарстан требует дальнейшего совершенствования для повышения уровня ее доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, для других категорий граждан, чьи образовательные потребности имеют свои особенности.

Педагогическая практика и локальный опыт реализации идей инклюзивного образования в образовательных организациях всех уровней образования показывают, что необходимо создать преемственную систему инклюзивного образования, охватывающую все уровни образования: дошкольное образование, общеобразовательную организацию, профессиональное и дополнительное образование. Системность инклюзивного образования заключается в том, что его организация ориентирована на разнообразные категории населения, включение которых в образовательную деятельность выстраивается с учетом особенностей их образовательных потребностей.

Международное законодательство в области инклюзивного образования имеет более чем полувековую историю развития. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.), Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Саламанкская декларация закрепляют право каждого человека на доступное образование на всех его ступенях, вводят запрет на проявление любой дискриминации в области образования.

Что касается других аспектов системы социальной инклюзии, то отдельные ее направления успешно реализуются как за рубежом, так и в Российской Федерации. К таким направлениям можно отнести, например, систему социальной адаптации трудовых мигрантов, развитие института приемных семей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, института приемных семей для пожилых граждан, создание центров развития для одаренных детей и ряд других.

Однако необходимо констатировать, что сегодня в Российской Федерации, в том числе и в Республике Татарстан, можно выделить лишь отдельные разрозненные фрагменты социальной инклюзии (образовательные организации, реабилитационные центры, центры социальной защиты и социального обслуживания, медицинские организации, предприятия и организации, пеницитарные учреждения, культовые учреждения, общественные организации). Более того, как правило, они имеют свои различные (локальные) цели, отсутствует единая методическая и правовая база. Как правило, специалисты, занимающиеся инклюзивным образованием, имеют недостаточную для этого квалификацию, и в целом программы подготовки эклектичны и оторваны от реальной практики. По мнению экспертов, сегодня в Республике Татарстан существуют проблемы системного характера, что обусловлено непроработанностью целостного контекста социальной политики. Это выражается в отсутствии:

комплексного межведомственного подхода в долгосрочной политике;

понимания и поддержки в обществе интересов, связанных с продвижением инклюзивного образования и социальной инклюзии.

Таким образом, региональная модель инклюзивной политики предполагает как решение частных проблем, так и в целом формирование новой культуры общественных отношений - инклюзивной культуры. Лучшие образцы мировой практики убедительно доказывают возможность реализации инклюзивных подходов, неутопичность самой идеи и эффективность социальных изменений.

В качестве инструмента функционального анализа излагаемых в настоящей Концепции предложений по решению проблем институционального характера определены институциональные факторы:

нормативное правовое обеспечение;

кадровое обеспечение системы инклюзивного образования и социализации;

инфраструктурное развитие;

инклюзивная культура.

 

4. Адресаты Концепции

 

Адресатами настоящей Концепции являются:

представители различных слоев населения;

министерства и ведомства Республики Татарстан;

исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан;

государственные и муниципальные организации в сфере социальной и молодежной политики Республики Татарстан;

Ассоциация работодателей и предпринимателей Республики Татарстан;

организации Республики Татарстан;

средства массовой информации;

общественные организации и фонды местного, регионального, федерального и международного уровней;

Общественная палата Республики Татарстан.

 

5. Цель и задачи региональной модели инклюзивной политики

 

Целью создания в республике региональной модели инклюзивной политики является реализация региональной стратегии, обеспечивающей необходимые условия для обучения и профессиональной подготовки детей, молодежи и взрослых, имеющих особые потребности и нуждающихся в социокультурной адаптации.

Задачами создания региональной модели инклюзивной политики являются:

включение региональной инклюзивной политики (на первом этапе в сферах инклюзивного образования и ряда аспектов социальной инклюзии) в долгосрочную программу устойчивого социально-экономического развития Республики Татарстан;

координация действий всех заинтересованных структур для реализации комплексного межведомственного подхода, обеспечивающего процессы инклюзии в регионе;

обеспечение общественного понимания и поддержки в продвижении идей и принципов инклюзии, в том числе в сфере образования;

обеспечение безбарьерной среды в получении всех видов и уровней услуг: от архитектурной, транспортной доступности до адаптивных образовательных программ и инклюзивных технологий;

переориентация и направленность педагогического сообщества на реализацию инклюзивных подходов в образовании;

формирование модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для формирования готовности к работе в условиях непрерывного инклюзивного образования;

аккумулирование опыта специальных (коррекционных) образовательных организаций, в том числе опыта использования специальных средств обучения и воспитания по внедрению в педагогическую практику общеобразовательной школы;

создание механизмов, стимулирующих возникновение общественных формирований, в том числе молодежных сообществ, ориентированных на реализацию инклюзивной политики;

реализация участия людей с инвалидностью в трудовой жизни.

 

6. Основные направления реализации Концепции

 

Основные направления реализации Концепции вытекают из ее задач и отражают приоритеты их выполнения.

6.1. Нормативное правовое обеспечение развития региональной инклюзивной политики.

Региональная модель инклюзивной политики может быть создана лишь при наличии базовых нормативных правовых документов в виде законов, указов, постановлений, методических материалов, административных регламентов, проектов программ и проектов в областях подготовки специалистов в сфере образования, семейного воспитания, развития инфраструктуры.

Именно неразвитостью нормативной правовой базы обусловлена фрагментарность системы и высокая степень инерционности развития даже существующих ее отдельных элементов.

Для реализации данной задачи необходимы:

разработка программ, направленных на реализацию Концепции;

разработка и принятие закона Республики Татарстан об инклюзивной политике;

разработка постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан, административных и функциональных регламентов реализации региональной модели инклюзивной политики;

разработка регламента межведомственного взаимодействия в реализации Концепции.

6.2. Кадровое обеспечение системы инклюзивного образования и социализации.

Подготовка кадров является одним из условий реализации региональной модели инклюзивной политики. В настоящий момент решение этого комплекса проблем оказывается наименее обеспеченным как организационно, так и методически.

Не уделяется должного внимания подготовке специалистов в этой области как при получении базового образования, так и в системе переподготовки и повышения квалификации.

Практически отсутствуют учебно-методические и дидактические средства, позволяющие реализовать разноуровневое обучение детей инклюзивных групп и классов.

Для решения поставленной задачи необходимы:

проведение аккредитации действующих программ в сфере инклюзивного образования с целью распространения образцов лучшей практики;

включение в программу повышения квалификации работников образовательных организаций разделов, связанных с инклюзивным образованием и социализацией лиц, нуждающихся в особом подходе;

разработка пакета нормативных правовых актов по мониторингу реализации региональной модели инклюзивной политики в части оценки эффективности работы профильных организаций и специалистов в них;

формирование в текущем году и в последующие годы государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации (с последующей аттестацией) работников, осуществляющих деятельность в рамках региональной модели инклюзивной политики;

проведение регулярных циклов переподготовки и повышения квалификации с последующей аттестацией работников организаций социального обслуживания, здравоохранения, образования, предприятий и организаций, в компетенцию которых входят полномочия по работе с объектами региональной модели инклюзивной политики;

проведение семинаров по обучению методикам и технологиям работы с объектами региональной модели инклюзивной политики;

обеспечение регулярного проведения занятий с родителями и другими родственниками, в семьях которых имеются лица с ограниченными возможностями здоровья.

6.3. Обеспечение общественного понимания и поддержки в продвижении идей и принципов инклюзии, в том числе в сфере образования.

Как уже было отмечено ранее, сегодня не объединенные функционально и организационно элементы региональной модели инклюзивной политики находятся в различной степени развития. Кроме того, их ролевые функции не определены, отсутствует единый центр ответственности в виде исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан.

Для решения данной задачи необходимы:

формирование реестра организаций в сфере инклюзивного образования и социализации;

определение основных направлений деятельности организаций по внедрению и сопровождению инклюзивных процессов в республике;

принятие решения об определении на уровне республики центров ответственности за развитие инклюзивной политики со стороны органов исполнительной власти;

создание координационного совета по вопросам инклюзивного образования и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

6.4. Формирование инклюзивной культуры

В современном обществе важно сформировать культуру отношения к объектам региональной модели инклюзивной политики, в основе которой - желание помочь, сопереживание, толерантность. На сегодняшний день можно отметить существенное ухудшение ситуации по трудоустройству лиц, освободившихся из мест лишения свободы, невнимательное, небрежное отношение к лицам, находящимся на обслуживании в специализированных учреждениях, унижающее достоинство отношение к сверстникам, имеющим либо ограниченные физические возможности, либо обладающим нестандартным поведением, или одаренным и талантливым детям (вундеркиндам), что свойственно для образовательных организаций практически всех уровней.

Что касается отражения в средствах массовой информации процессов, происходящих в этой сфере, то здесь можно отметить лишь два направления:

как позитивное направление - трансляция и показ на телевидении соревнований паралимпийцев;

как негативное - отношение к инвалидам со стороны работодателей, коммунальных служб, медицинских организаций, родителей детей, совместно обучающихся с детьми с ограниченными возможностями, и т.д.

Учитывая, что формирование другой, новой культуры отношения к указанной категории лиц требует длительного времени и системной, последовательной работы органов власти и высокопрофессиональных специалистов в сфере инклюзивного образования и социализации, на первом этапе предлагается реализовать следующие мероприятия:

мониторинг реализации квотирования рабочих мест для инвалидов на предприятиях и организациях;

привлечение лиц с ограниченными возможностями здоровья к деятельности общественных приемных;

обеспечение реализации государственной программы "Социальная поддержка граждан Республики Татарстан" на 2014-2020 годы.

6.5. Переориентация и направленность педагогического сообщества на реализацию инклюзивных подходов в образовании

В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" (2010 г.), представленной Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым, инклюзивному подходу в образовании отводится особая роль: "Новая школа - это школа для всех. В любом среднем образовательном учреждении будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени". Создание такой школы ставит перед политиками, законодателями, педагогическим сообществом задачу изменения привычных представлений о формах и содержании обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время в Республике Татарстан применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях;

интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных организациях;

инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

Введение совместного образования состоит не просто в техническом переводе детей-инвалидов в массовые образовательные организации. Этот процесс требует управленческого, организационно-хозяйственного, нормативного, методического и кадрового обеспечения, реорганизации образовательно-воспитательного процесса традиционных дошкольных и общеобразовательных организаций в связи с приходом к обучению детей с особыми образовательными потребностями.

В этой связи Министерству образования и науки Республики Татарстан и образовательным организациям республики необходимо решать следующие задачи:

организация системной работы по созданию условий инфраструктуры для осуществления инклюзивного образования;

формирование сети базовых образовательных организаций по реализации инклюзивного образования;

организация и проведение методических семинаров по развитию инклюзивного образования;

повышение квалификации и переподготовка кадров системы специального образования;

организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

активное использование современных компьютерных технологий, позволяющих проводить дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья;

разработка учебных планов, программ, адаптированных с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья на основе разрабатываемых федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья;

работа со здоровыми детьми, обучающимися вместе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также их родителями, формирование толерантного и адекватного поведения, создание здоровой среды в детском коллективе.

 

7. Характеристика инфраструктуры для развития социальной инклюзии в Республике Татарстан

 

1. Образовательные организации.

Практически все образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Республики Татарстан, занимаются обучением лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также одаренных и талантливых людей. Но, как правило, образовательные организации больше ориентированы на образовательные услуги и меньше на социализацию этих категорий. Вместе с тем некоторые образовательные организации высшего образования - негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Университет управления "ТИСБИ" (далее - Университет управления "ТИСБИ"), федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева", частное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Институт экономики, управления и права" (далее - Институт экономики, управления и права) осуществляют эту деятельность уже в течение нескольких лет. Более того, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.12.2011 N 1000 создан научно-образовательный кластер негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Университет управления "ТИСБИ" с ориентацией на деятельность по инклюзивному образованию людей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время в Университете управления "ТИСБИ" обучаются 122 студента-инвалида, из них по очной форме обучения - 31 человек, по заочной форме обучения - 6 человек, по дистанционной форме - 85 человек.

За 16 лет в Университете управления "ТИСБИ" выстроена система многоуровневого профобразования инвалидов, а также социально-психолого-педагогическое сопровождение студентов и их родителей; созданы модель социального партнерства в профессиональном обучении инвалидов и взаимодействия с бизнес-сообществом; окружной учебно-методический центр по обучению инвалидов как специализированное подразделение Университета управления "ТИСБИ".

Также в период обучения в образовательной организации высшего образования студенты-инвалиды имеют возможность получить дополнительные рабочие профессии (парикмахер, водитель, бухгалтер, дизайнер и др.), а также пройти обучение на курсах бизнес-планирования, 1C - бухгалтерии, основ дизайна.

На базе образовательной организации высшего образования в сентябре 2013 года создан Республиканский межвузовский центр по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее - Межвузовский центр). Решение о создании Межвузовского центра было принято на совместном совещании представителей образовательных организаций высшего образования, в которых обучаются в общей сложности 367 инвалидов. Часть из них живут в общежитиях, часть - на съемных квартирах, а некоторые являются жителями г. Казани и близлежащих населенных пунктов.

Основными задачами Межвузовского центра являются:

координация работы образовательных организаций высшего образования Республики Татарстан по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья в целях обмена опытом преподавания;

трансляции современных адаптивных и информационных технологий;

обеспечение взаимодействия образовательных организаций высшего образования, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Татарстан, с общественными организациями и органами государственной власти по вопросам профориентации, профессионального обучения и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья;

оказание научно-методической помощи образовательным организациям высшего образования в организации и проведении повышения квалификации педагогических работников (составление учебно-тематических планов, подбор лекторского состава) в целях обеспечения качества обучения, адаптации и социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья;

развитие партнерства со школами-интернатами, иными образовательными и реабилитационными центрами, обучающими детей с ограниченными возможностями здоровья;

организация профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева" обучаются 63 инвалида по слуху по следующим направлениям:

радиотехника;

материаловедение и технологии материалов;

инфокоммуникационные технологии и системы связи.

В течение последних трех лет в Институте экономики, управления и права ведутся исследования фундаментальных, технологических, практических аспектов инклюзивного образования. Создана кафедра теоретической и инклюзивной педагогики, которая разрабатывает научно-методические подходы к созданию непрерывной системы инклюзивного образования с учетом преемственности всех его уровней.

Сегодня в Институте экономики, управления и права (с филиалами) обучаются 53 инвалида. При институте функционируют несколько реабилитационных и образовательных центров для детей дошкольного возраста, а также Академия творчества и развития "Созвездие талантов" (далее - Академия), где созданы все условия для эстетического, духовного и физического развития детей и взрослых.

В рамках работы Академии реализован социальный проект - Центр адаптации, реабилитации и ресоциализации людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации "VERA".

В целях содействия в исследовании и реализации идей инклюзивного образования как фактора создания инклюзивного общества на базе Института экономики, управления и права создан Международный центр инклюзивного образования (далее - Центр).

Целью деятельности Центра является популяризация зарубежного опыта развития инклюзивного образования в Российской Федерации, создание сообщества исследователей и практиков, реализующих и развивающих инклюзивное образование в России и за рубежом.

Также в Институте экономики, управления и права создан Центр тестирования по русскому языку, который осуществляет тестирование мигрантов на знание русского языка и их обучение русскому языку.

Впервые в Республике Татарстан образовательная организация высшего образования осуществляет подготовку 10 магистров, 63 бакалавров по направлению "Психолого-педагогическое образование" (профиль "педагогика и психология инклюзивного образования"), состоится выпуск 32 специалистов по дефектологии.

2. Пенитенциарные учреждения.

Определенная работа проводится и в системе пенитенциарных учреждений (тюрьмы, колонии, поселения или иные закрытые учреждения, предназначенные для отбывания уголовного наказания, а также для предварительного заключения лиц, подозреваемых в преступлении).

На сегодняшний день в целях социальной адаптации и дальнейшего трудоустройства освободившихся из мест лишения свободы проводится работа по их обучению. Пожалуй, это одна из наиболее сложных для ресоциализации категорий населения в связи с нежеланием работодателей заключать с ними трудовые соглашения, с наличием жилищных проблем и др.

По итогам 2013 года количество осужденных, освободившихся из мест лишения свободы и обучающихся в профессиональных образовательных организациях, составляет:

в государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Нижнекамский агропромышленный колледж" - 100 человек;

в государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Лениногорский политехнический колледж" - 150 человек;

в государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Мамадышский профессиональный колледж N 87" - 100 человек;

в государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Казанский машиностроительный техникум" - 78 человек;

в государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Казанский политехнический колледж" - 25 человек.

3. Сектор социального обслуживания.

Учреждениями государственного сектора социального обслуживания в Республике Татарстан являются:

1) учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей);

2) социальные приюты для детей и подростков;

3) социально-реабилитационные учреждения для взрослых инвалидов;

4) комплексные центры социального обслуживания населения;

5) реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями;

6) центры социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий;

7) территориальные центры социальной помощи семье и детям;

8) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

9) центры социально-психологической помощи населению.

Кроме того, в республике функционируют следующие государственные учреждения, оказывающие социальную, психолого-медико-педагогическую помощь:

 

Наименование учреждения

Наименование предоставляемых услуг

Учреждения Министерства образования и науки Республики Татарстан

Государственное автономное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в медико-социальной и психолого-педагогической помощи "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Росток"

Оказание психолого-медико-педагогической помощи детям, подросткам, имеющим проблемы в развитии, обучении, адаптации в образовательной среде

Учреждения Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан

Государственное бюджетное учреждение "Республиканский центр социально-психологической помощи населению "Зеркало"

Методическая работа в установленной сфере деятельности

Обеспечение формирования и развития государственной системы социально-психологической помощи населению Республики Татарстан

Государственное бюджетное учреждение "Республиканский информационно-методический центр социальной помощи семье и детям "Гаилэ"

Методическая помощь в установленной сфере деятельности

Государственное учреждение "Республиканский центр образования, социальной реабилитации и профессиональной подготовки слепых и слабовидящих"

Реализация программ по социальной реабилитации инвалидов

 

Также на базе государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Республики Татарстан" осуществляется дополнительное профессиональное образование работников организаций, оказывающих психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

4. Специализированные медицинские организации системы здравоохранения.

В Республике Татарстан функционируют:

государственное автономное учреждение здравоохранения "Республиканский наркологический диспансер", филиалы в городах Альметьевске, Бугульме, Нижнекамске, Набережные Челны;

государственное автономное учреждение здравоохранения "Республиканская психоневрологическая больница", филиалы в городах Альметьевске, Зеленодольске, Нижнекамске, Набережные Челны.

5. Культовые учреждения.

В Республике Татарстан зарегистрированы 1594 религиозные организации, в том числе Русской православной церкви - 305; истинно-православной церкви - 2; старообрядцев - 5; римско-католической церкви - 2; армянской апостольской церкви-1; ислама - 1193; буддизма - 1; иудаизма ортодоксального - 3; евангельских христиан - баптистов - 6; христиан веры евангельской - 5; евангельских христиан - 26; христиан веры евангельской - пятидесятников - 17; адвентистов седьмого дня - 10; лютеран - 5; реформатской церкви - 1; новоапостольской церкви - 1; свидетелей Иеговых - 5; церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормонов) - 1; церкви последнего завета - 1; сознания кришны (вайшнавов) - 2; веры бахай - 1; иных вероисповеданий - 1. В республике действуют две централизованные религиозные организации - Духовное управление мусульман Республики Татарстан и Татарстанская митрополия. При Казанской епархии осуществляют деятельность 9 монастырей, 1 духовная семинария, при Духовном управлении мусульман Республики Татарстан - 10 мусульманских религиозных образовательных организаций, в том числе Российский исламский институт.

Межконфессиональное сотрудничество в интересах всех граждан Республики Татарстан развивается по различным направлениям, в том числе и в реализации социально значимых проектов: профилактика наркотизации, работа с социально незащищенными слоями населения, реабилитация лиц с ограниченными возможностями, ведется идеологическая, разъяснительная работа с гражданами, находящимися в исправительных учреждениях, колониях. В настоящее время в 7 исправительных учреждениях Республики Татарстан функционируют храмы и мечети. Действуют молитвенные комнаты. Библиотеки исправительных учреждений обеспечиваются религиозной литературой.

6. Общественные организации.

Большую роль в жизни лиц, нуждающихся в особом подходе, играют общественные организации (объединения). Благодаря общественным организациям осуществляется интеграция лиц, нуждающихся в особом подходе, в общество, создаются условия для социальных контактов и профессиональной самореализации.

Общественные организации разделяют по видам оказываемой помощи:

материальная и моральная поддержка (оперативная помощь людям, оказавшимся в экстремальной ситуации, лицам без определенного места жительства, обучение детей, находящихся в приютах, "социальных палатах", "социальных группах");

правовая помощь (бесплатные юридические услуги и консультации для молодежи, правовая поддержка призывников, военнослужащих);

помощь социально незащищенным группам (инвалидные, "афганские", ветеранские организации);

реабилитация граждан (защита интересов женщин, детей, пожилого населения, психологическая и медицинская реабилитация, психологическая и материальная реабилитация немногочисленных коренных народов, реабилитация подростков, организация помощи для больных отдельными заболеваниями);

обучение, развитие, семинары, проведение межрегиональных конференций, акций;

другие (профилактика наркотической, алкогольной зависимости среди молодого поколения, трудоустройство молодежи, консультационная и информационная помощь в привлечении социальных грантов, сохранение природных объектов и объектов культурного наследия, находящихся на грани уничтожения; развитие внутреннего туризма).

 

Наименование организации (объединения)

Направление деятельности организации

1

2

Ассамблея народов Татарстана

Сохранение и развитие языков народов Татарстана;

сохранение и развитие нематериального наследия (фольклора, традиций и обычаев) народов Татарстана;

выпуск изданий различного типа и формата по национальной и этнокультурной тематике;

участие в решении миграционных проблем (проводятся тренинги и лекции по социальной и психологической адаптации мигрантов в Татарстане, семинары, встречи мигрантов с представителями республиканских и местных властей)

Движение молодых ученых и специалистов

Содействие эффективной профессиональной деятельности молодых ученых и закрепление талантливой молодежи в научно-образовательной среде и высокотехнологичных секторах экономики

Общественная организация ветеранов (инвалидов) войны и военной службы Республики Татарстан

Защита социально-экономических, политических, трудовых, личных прав, чести и достоинства ветеранов и членов их семей, улучшение их материального благосостояния, жилищных условий, торгового, медицинского и других видов обслуживания;

осуществление благотворительной деятельности с использованием средств организации, средств общероссийских и других благотворительных фондов, а также благотворительной помощи зарубежных стран и их общественных организаций в установленном законом порядке;

утверждение в общественном сознании убеждения, что забота о ветеранах и жертвах войны является нравственным долгом общества и государства;

взаимодействие с государственными учреждениями, общественными объединениями в работе по развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан и духовно-нравственному развитию молодежи Республики Татарстан;

участие в деятельности международного ветеранского движения за упрочение мира и безопасности народов на основе норм международного права и российского законодательства

Татарстанский республиканский молодежный общественный фонд "Сэлэт"

Работа с одаренными детьми и молодежью;

оказание одаренным детям и молодежи реальной помощи в духовном и профессиональном становлении;

широкое внедрение идеи приоритета интеллекта и духовности в цивилизованном обществе;

участие в формировании интеллектуально-духовной элиты, обладающей прогрессивным мышлением, способной поддерживать гармонию общечеловеческих ценностей и этнической индивидуальности

Федерация профсоюзов Республики Татарстан

Защита трудовых, гражданских и личных прав граждан, в том числе лиц, нуждающихся в особом подходе

Региональная общественная организация ветеранов (пенсионеров) Республики Татарстан

Защита гражданских, социально-экономических, трудовых и личных прав ветеранов;

улучшение материального положения, медицинского и бытового обслуживания ветеранов;

юридическая помощь ветеранам и членам их семей;

патриотическое воспитание молодежи;

военно-историческая работа

Татарское республиканское отделение Общественной организации Всероссийского общества глухих

Выражение и защита прав и интересов граждан с нарушениями слуха, их социальная реабилитация и интеграция в современное общество, обеспечение равных с другими гражданами возможностей

Татарская региональная организация Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых"

Защита прав и интересов инвалидов по зрению, их социальная поддержка, реабилитация, социальная интеграция и содействие обеспечению равных с другими гражданами возможностей

Татарская республиканская организация Всероссийского общества инвалидов

Защита прав и интересов инвалидов;

обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни общества;

интеграция инвалидов в общественную жизнь

Благотворительная общественная организация Республики Татарстан "Детям"

Оказание различной помощи детям-сиротам, находящимся в социальных учреждениях;

оказание различной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, одинокие матери, находящиеся в затруднительном материальном положении);

разработка проектов и мероприятий, способствующих социальной адаптации детей-сирот, а также их дополнительному лечению и реабилитации

Региональное отделение Союза пенсионеров России в Республике Татарстан

Оказание всесторонней помощи в решении социальных и бытовых проблем пенсионеров и лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование;

участие в реализации федеральных и региональных программ, направленных на повышение уровня жизни пенсионеров;

проведение работ по созданию рабочих мест для пенсионеров;

привлечение отечественных и зарубежных инвесторов и спонсоров для финансирования программ, направленных на обеспечение повышения жизненного уровня пенсионеров

Автономная некоммерческая организация "Ассоциация содействия больным синдромом Ретта"

Оказание помощи в образовании детям с редкими заболеваниями

Благотворительный фонд "Окно в НАДЕЖДУ"

Организация образовательного процесса для детей с множественными нарушениями в развитии

 

8. Этапы реализации Концепции

 

Предполагаются три этапа реализации Концепции, сроки которых будут обусловлены ее ресурсным обеспечением.

Первый из них предусматривает создание основных механизмов и включение региональной инклюзивной политики в долгосрочную программу социально- экономического развития Республики Татарстан

Второй - отработку технологий по реализации ключевых направлений и механизмов взаимодействия субъектов (организаций, учреждений), участвующих в реализации Концепции.

Третий - выстраивание целостной системы работы по реализации инклюзии в социальной политике Республики Татарстан.

 

9. Ожидаемые результаты реализации Концепции

 

При реализации Концепции предполагается достичь следующих результатов:

1. Создание нормативного правового сопровождения и программ реализации инклюзии в социальной политике Республики Татарстан.

2. Обеспечение государственной поддержки для создания безбарьерной среды в получении всех видов и уровней услуг от архитектурной, транспортной доступности до адаптивных образовательных программ и инклюзивных технологий.

3. Увеличение числа образовательных организаций, обеспечивающих реализацию инклюзивного образования.

4. Увеличение числа специалистов, прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации в сфере инклюзивного образования и социализации.

5. Увеличение числа рабочих мест для инвалидов на предприятиях и в организациях.


Информация по документу
Читайте также