Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.09.2015 № 707Постановление Кабинета
Министров Республики Татарстан
|
И.о. Премьер-министра |
И.Ш. Халиков |
1.1. План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года (далее - План мероприятий) разработан на основе положений Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года (далее - Стратегия) на период реализации Стратегии в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Законом Республики Татарстан от 16 марта 2015 года N 12-ЗРТ
"О стратегическом планировании в Республике Татарстан".
1.2. План мероприятий представляет собой документ стратегического планирования, содержащий стратегические цели и задачи социально-экономического развития Республики Татарстан, показатели реализации Стратегии (индикаторы), комплекс мероприятий по реализации основных направлений Стратегии и перечень государственных программ.
1.3. План мероприятий (с учетом мероприятий, реализация которых начата в более ранние периоды) предусматривает четыре этапа: 2016-2018 годы, 2019-2021 годы, 2022-2024 годы, 2025-2030 годы (в соответствии с периодами бюджетного планирования).
1.4. План мероприятий направлен на реализацию базового сценария Стратегии.
1.5. План мероприятий является ориентиром для разработки новых и корректировки действующих государственных программ (подпрограмм) Республики Татарстан.
1.6. Реализация Плана мероприятий осуществляется в рамках бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ, предусматриваемых в бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Главная стратегическая цель (далее - ГСЦ) |
|
ГСЦ |
Татарстан-2030 - глобальный конкурентоспособный устойчивый регион, драйвер полюса роста "Волга-Кама". Татарстан - лидер по качеству взаимосвязанного развития человеческого капитала, институтов, инфраструктуры, экономики, внешней интеграции (осевой евразийский регион России) и внутреннего пространства; регион с опережающими темпами развития, высокой включенностью в международное разделение труда. |
Стратегические цели (далее - СЦ) |
|
СЦ-1 |
Человеческий капитал. Накопленный человеческий капитал обеспечивает конкурентоспособность Республики Татарстан. Республика лидирует в накоплении человеческого капитала как ключевого актива через создание условий достижения высокого качества жизни. |
СЦ-2 |
Пространство, реальный капитал. Сбалансированное территориально-пространственное развитие обеспечивает высокую конкурентоспособность среды; инфраструктура глобально конкурентоспособна. Производственные фонды эффективно используются. |
СЦ-3 |
Рынки. Отрасли специализации Республики Татарстан конкурентоспособны на межрегиональных и глобальных рынках. |
СЦ-4 |
Институты. Сбалансированная система государственных, частных и государственно-частных институтов обеспечивает устойчивое развитие конкурентоспособных кластеров, предпринимательства (малого и среднего бизнеса), внутреннее территориальное развитие и внешнюю интеграцию. |
СЦ-5 |
Инновации и информация. Республика лидирует в развитии "умной экономики", создании и коммерциализации новых материалов, продуктов и технологий. |
СЦ-6 |
Природные ресурсы. Природные ресурсы эффективно используются на базе принципов устойчивого развития. |
СЦ-7 |
Финансовый капитал. Республика инвестиционно привлекательна на мировом уровне. Финансовая система высокоэффективна. |
Цели (далее - Ц) и задачи (далее - З) по направлениям: |
|
Человеческий капитал |
|
СЦ-1 |
Накопленный человеческий капитал обеспечивает конкурентоспособность Республики Татарстан. Республика лидирует в накоплении человеческого капитала как ключевого актива через создание условий достижения высокого качества жизни. |
Ц-1.1 |
Татарстан - растущий регион с высокой рождаемостью и устойчивым миграционным притоком населения. |
З-1.1.0.1 |
Обеспечить дальнейший рост рождаемости за счет увеличения доли семей с двумя и тремя детьми. |
З-1.1.0.2 |
Создать условия для совмещения женщинами выполнения родительских обязанностей с трудовой занятостью. |
З-1.1.0.3 |
Обеспечить рост ожидаемой продолжительности предстоящей жизни за счет снижения смертности в трудоспособном возрасте и смертности от управляемых причин. |
З-1.1.0.4 |
Смягчить негативные последствия влияния старения населения на социально-экономическое развитие региона. |
З-1.1.0.5 |
Обеспечить условия для регулируемого притока населения и трудовых мигрантов. |
З-1.1.0.6 |
Создать условия для сокращения оттока из республики молодого населения, квалифицированных специалистов. |
З-1.1.0.7 |
Реализовать комплекс мер по содействию адаптации и интеграции мигрантов в республике. |
Ц-1.2 |
Система образования обеспечивает формирование человеческого капитала, соответствующего потребностям общества и экономики Татарстана. |
Ц-1.2.1 |
Семьи обеспечены эффективной помощью во всестороннем развитии детей и их подготовке к обучению в школе. |
З-1.2.1.1 |
Провести всестороннее исследование состояния дошкольного образования Республики Татарстан. |
З-1.2.1.2 |
Модернизировать инфраструктуру с учетом возможностей гибкого использования, внедрить современные мультимедийные технологии. |
З-1.2.1.3 |
Увеличить долю негосударственного сектора в сфере дошкольного образования. |
З-1.2.1.4 |
Разработать образовательные программы на основе новых федеральных государственных образовательных стандартов с учетом поликультурного пространства Республики Татарстан и современных технологий. |
З-1.2.1.5 |
Создать систему сопровождения раннего развития детей в семьях и яслях. |
З-1.2.1.6 |
Разработать систему межведомственной координации сопровождения детей. |
З-1.2.1.7 |
Сформировать систему индивидуального сопровождения развития детей для ранней идентификации трудностей и помощи в их разрешении. |
Ц-1.2.2 |
Общее образование обеспечивает социализацию и высокие образовательные достижения каждого школьника с учетом индивидуальных особенностей, развитие навыков в сфере информационных технологий. |
З-1.2.2.1 |
Создать среду, интегрирующую современные архитектурные, управленческие, технологические и педагогические решения. |
З-1.2.2.2 |
Разработать механизмы, обеспечивающие равенство доступа к образовательным ресурсам. |
З-1.2.2.3 |
Обеспечить инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья. |
З-1.2.2.4 |
Расширить возможности семей, местного сообщества, бизнеса для участия в образовательном процессе, оценке качества образования и управлении школами. |
З-1.2.2.5 |
Обеспечить высокий уровень индивидуализации образования и академической мобильности обучающихся за счет развития современных форм обучения, включая профильное обучение, за счет интеграции общего и дополнительного образования. |
З-1.2.2.6 |
Сформировать республиканскую систему оценки качества образования. |
З-1.2.2.7 |
Придать приоритетное развитие образованию в сфере информационных технологий и математики для достижения лидерства в Российской Федерации. |
З-1.2.2.8 |
Осуществлять выявление и поддержку талантливых детей и молодежи. |
З-1.2.2.9 |
Модернизировать систему педагогического образования. |
З-1.2.2.10 |
Обеспечить приток лучших молодых педагогических кадров и их профессиональное развитие. |
З-1.2.2.11 |
Сформировать корпус директоров-лидеров, реализующих стратегии развития школ как самообучающихся организаций. |
З-1.2.2.12 |
Обеспечить организационно-методическое сопровождение развития республиканской системы детско-юношеских организаций и движений благотворительной, гражданско-патриотической, экологической и иной направленности. |
З-1.2.2.13 |
Обеспечить реализацию государственной национальной политики. |
Ц-1.2.3 |
Масштабы и качество профессионального образования отвечают требованиям инновационной экономики и социальным запросам населения, налажено эффективное системное управление профессиональными образовательными организациями. |
З-1.2.3.1 |
Повысить гибкость образовательных программ, создать различным категориям населения условия для профессионального обучения в течение всей жизни. |
З-1.2.3.2 |
Провести оптимизацию сети профессиональных образовательных организаций. |
З-1.2.3.3 |
Сформировать эффективные партнерства с работодателями, в том числе с инновационными предприятиями. |
З-1.2.3.4 |
Создать систему общественно-профессиональной аккредитации программ профессионального обучения и сертификации выпускников профессиональных образовательных организаций. |
З-1.2.3.5 |
Провести ребрендинг системы среднего профессионального образования. |
З-1.2.3.6 |
Осуществить подготовку кадров для системы среднего профессионального образования. |
Ц-1.2.4 |
Татарстан - конкурентоспособный центр высшего образования и науки, регион-лидер, привлекающий таланты. |
З-1.2.4.1 |
Достичь глобально конкурентоспособного качества образования в ведущих исследовательских и инновационных университетах. |
З-1.2.4.2 |
Обеспечить удовлетворительное качество массового высшего образования. |
З-1.2.4.3 |
Развить партнерство с ведущими организациями высшего образования Российской Федерации и иностранными университетами. |
З-1.2.4.4 |
Развить партнерство с инновационными секторами экономики Татарстана. |
З-1.2.4.5 |
Сформировать группы организаций высшего образования по профилям: глобально-федеральные организации высшего образования, способные конкурировать на федеральном и международном рынках высшего образования; организации высшего образования с сильным бакалавриатом, работающие на обеспечение экономических запросов региона и макрорегиона (в том числе в партнерстве с учреждениями среднего профессионального образования); организации высшего образования широкого профиля, обеспечивающие спрос населения на качественные социально-экономические и гуманитарные специальности (в том числе на "удаленных" территориях). |
З-1.2.4.6 |
Повысить качество филиальной сети организаций высшего образования через создание на ее базе системы непрерывного образования (в том числе для населения, активно включенного в трудовую деятельность). |
З-1.2.4.7 |
Развить механизмы координации и взаимодействия системы высшего образования с работодателями региона и макрорегиона, особенно с инновационными компаниями. |
З-1.2.4.8 |
Наладить в организациях высшего образования систему коммерциализации идей и разработок. |
Ц-1.3 |
Сохранение здоровья и продление долголетия - приоритеты населения и системы здравоохранения Республики Татарстан. |
З-1.3.0.1 |
Повысить мотивацию персонала и укрепить кадровый потенциал отрасли. |
З-1.3.0.2 |
Снизить смертность от отдельных заболеваний (болезней системы кровообращения, травм от дорожно-транспортных происшествий, новообразований, туберкулеза и др.). |
З-1.3.0.3 |
Сформировать модели поведения, способствующие снижению развития заболеваний и сохранению здоровья у населения. |
З-1.3.0.4 |
Модернизировать систему здравоохранения для повышения ее эффективности. |
З-1.3.0.5 |
Повысить мотивацию работодателей к сохранению здоровья работников, созданию условий труда, направленных на предупреждение развития профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний. |
З-1.3.0.6 |
Расширить ресурсную базу здравоохранения, создать в медицине точки роста экономики. |
З-1.3.0.7 |
Повысить глобальную конкурентоспособность системы здравоохранения Татарстана, сделать доступными инновационные технологии для населения республики и жителей других регионов, сохранить и увеличить кадровый потенциал отрасли, привлечь инвестиции в экономику Республики Татарстан. |
З-1.3.0.8 |
Повысить эффективность существующей системы здравоохранения за счет внедрения перспективных и современных моделей оказания помощи и постепенного перевода медицинского персонала на частную практику при сохранении государственного заказа. |
З-1.3.0.9 |
Удовлетворить дифференцированные потребности населения в медицинской помощи за счет разделения систем медицинского и социального страхования, внедрения долгосрочного накопительного страхования от катастрофических рисков в условиях повышения индивидуальной ответственности застрахованных за сохранение своего здоровья. |
Ц-1.4 |
Качество и разнообразие культурной жизни стали реальными факторами притяжения и накопления человеческого капитала. |
З-1.4.0.1 |
Содействовать высоким достижениям Республики Татарстан в сфере культуры и искусства. |
З-1.4.0.2 |
Обеспечить расширенное воспроизводство творческих кадров за счет улучшения системы образования в сфере культуры и искусства, реальной кооперации и интеграции образовательных организаций общего и дополнительного образования и учреждений культуры. |
З-1.4.0.3 |
Сохранить и актуализировать культурное наследие как фактор въездного культурного туризма. |
З-1.4.0.4 |
Создать условия для интенсивного развития творческих индустрий и повышения их конкурентоспособности за счет расширения внутреннего рынка и возможностей для экспорта. |
З-1.4.0.5 |
Обеспечить опережающее развитие культурной инфраструктуры в городских агломерациях. |
З-1.4.0.6 |
Обеспечить доступность высоких образцов культуры и участия в культурной жизни для жителей сельских и отдаленных территорий за счет распространения передвижных культурно-информационных комплексов и гастрольной деятельности. |
З-1.4.0.7 |
Повысить общую культуру общения и поведения. |
Ц-1.5 |
Гибкий рынок труда, системы содействия занятости и социальной защиты обеспечивают эффективную занятость и получение конкурентных доходов от вложений в человеческий капитал. |
З-1.5.0.1 |
Привлекать и удерживать в Республике Татарстан кадры для инновационной экономики. |
З-1.5.0.2 |
Внедрить модель рынка труда, обеспечивающую гибкость, защищенность и управляемость. |
З-1.5.0.3 |
Повысить эффективность и результативность деятельности служб занятости за счет установления четких целей для активных мер поддержки занятости. |
З-1.5.0.4 |
Облегчить территориальную мобильность населения и трудовую миграцию в пределах республики для более эффективного использования рабочей силы. |
З-1.5.0.5 |
Привлечь на рынок труда экономически неактивное население республики, особенно женщин с детьми, трудовых мигрантов из других регионов, стимулировать население пенсионного возраста сохранять трудовую активность. |
З-1.5.0.6 |
Повысить уровень социальной защищенности бедных семей с детьми посредством программ, реализуемых на основе оценки нуждаемости и принципов социального контракта. |
З-1.5.0.7 |
Повысить качество и доступность социального обслуживания для пожилых лиц с целью содействия активному долголетию. |
Пространство, реальный капитал |
|
СЦ-2 |
Сбалансированное территориально-пространственное развитие обеспечивает высокую конкурентоспособность среды; инфраструктура глобально конкурентоспособна. Производственные фонды эффективно используются. |
Ц-2.1 |
Пространство предоставляет условия для сохранения и привлечения человеческих ресурсов, для полноценного развития личности на разных возрастных этапах и в контексте разных жизненных укладов. |
Ц-2.2 |
Пространственное развитие ориентировано на социально-экономические факторы и географическое положение Республики Татарстан - расположение в центре Евразии. |
Ц-2.3 |
Пространственные решения содействуют повышению статуса Республики Татарстан в мировом сообществе, фиксации уникального места в мировой системе разделения труда и технологий. |
Ц-2.4 |
Пространство соответствует передовым стандартам и способствует продвижению новых технологических укладов. |
Ц-2.5 |
На территории республики сохранено единое социокультурное пространство. |
Ц-2.6 |
Сформирован трехъядерный Волго-Камский метрополис сетевого типа, объединяющий три агломерации: Казанскую, Камскую и Альметьевскую, развивающиеся на основе интеллектуальных и экологически чистых технологий и решений. |
Ц-2.7 |
Достигнуты высокие показатели качества транспортно-коммуникационной системы, которые обеспечивают требуемую доступность для пассажирских передвижений. |
Ц-2.8 |
В Республике Татарстан высокая синергия всех внутренних, межагломерационных, межрегиональных транспортных направлений, а также международных транспортных коридоров: сформирован устойчивый скоростной транспортный каркас полюса роста "Волга-Кама". |
З-2.0.0.1 |
Обеспечить население республики прогнозируемой численностью 4182 тыс. человек (прирост в 350 тыс. человек по сравнению с 2013 годом) качественным пространством жизнедеятельности и занятостью в сферах деятельности, связанных с использованием имеющихся ресурсов четвертого технологического уклада и активным переходом к деятельности в пятом укладе к 2020 году с перспективой включения в шестой технологический уклад до 2030 года. |
З-2.0.0.2 |
Повысить показатели качества транспортно-коммуникационной системы. Транспортно-коммуникационная система должна обеспечить доступность для пассажирских передвижений: в пределах 30 минут - пешеходные связи внутри жилых и деловых районов; в пределах 0,5-1 часа - центральных деловых районов (ядер) агломераций для населения агломераций; в пределах 1,5-2 часов между центральными деловыми районами (ядрами) агломераций; в пределах 3-4 часов - с центрами агломераций соседних регионов; в пределах 4-8 часов - с городами Москвой и Санкт-Петербургом на различных видах транспорта. |
З-2.0.0.3 |
Перейти на новый уровень управления пространством с использованием перспективных информационных технологий. В новой системе управления должны быть представлены все структурные элементы пространства и все владельцы, должны быть внедрены методы коллективного управления. |
Рынки |
|
СЦ-3 |
Отрасли специализации Республики Татарстан конкурентоспособны на межрегиональных и глобальных рынках. |
Ц-3.1 |
В Республике Татарстан эффективно действует глобально конкурентоспособный вертикально интегрированный нефтегазохимический кластер и связанные с ним, но относительно обособленные инновационные кластеры "Умные материалы" (новые пластики и композиты) и "Биосистемы", генерирующие высокую долю добавленной стоимости. |
Ц-3.2 |
В Республике Татарстан эффективно действует энергетический кластер и связанный с ним инновационный кластер "Устойчивая энергетика". |
Ц-3.3 |
В Республике Татарстан эффективно работает глобально конкурентоспособный машиностроительный кластер, состоящий из вертикально интегрированных субкластеров, генерирующих высокую долю добавленной стоимости: "Автомобилестроение", "Авиастроение", "Судостроение" (с созданием конвергентного инновационного кластера "Умные машины"); создан и эффективно функционирует инновационный кластер "Умное оборудование"; происходит кластерное развитие в металлургии, легкой, деревообрабатывающей и мебельной промышленности. |
Ц-3.4 |
В Республике Татарстан эффективно работает конкурентоспособный вертикально интегрированный кластер агропромышленного комплекса, ориентированный на высокое качество продукции и генерацию добавленной стоимости; в его рамках действуют базовые субкластеры: "Зерновой", "Сахарный", "Масложировой", "Овощной", "Картофельный", "Плодово-ягодный", "Мясной", "Молочный", "Аквакультура", а также обособленный инновационный кластер "Экопитание". |
Ц-3.5 |
В Республике Татарстан достигнута глобальная конкурентоспособность инфраструктуры: эффективно функционируют транспортно-логистический кластер "Евразийский хаб", кластер "Строительство и новые строительные материалы", развиваются жилищно-коммунальное хозяйство и телекоммуникации, а также инновационный кластер "Умная инфраструктура". |
Ц-3.6 |
В Республике Татарстан эффективно работает конкурентоспособный кластер "Торговля и потребительские сервисы": стабильный рост за счет развития глобального конкурентного рынка для максимально полного удовлетворения потребностей населения (минимальная цена при максимальном качестве товара, доступность и комфорт инфраструктуры, высокий уровень сервиса). Татарстан - территория торговли и услуг "24 на 7", современный центр коммерции евразийского масштаба. Развитие классических видов торговли и потребительских сервисов, переориентирование на современные формы, а также широкое распространение форм удаленной и электронной коммерции. |
Ц-3.7 |
В Республике Татарстан эффективно работают конкурентоспособные кластеры: "Финансы и профессиональные услуги", "Слияние цивилизаций" (культура, туризм и рекреация), а также инновационный кластер "Умные информационные технологии". |
Ц-3.8 |
В Республике Татарстан эффективно работают конкурентоспособные социально-инновационные кластеры: "Наука и образование" (включая 14 научно-образовательных субкластеров, с формированием инновационного кластера "Smart-образование"), "Здравоохранение" (включая 3 территориальных субкластера, с формированием инновационного кластера "Здоровый образ жизни"). |
Институты |
|
СЦ-4 |
Сбалансированная система государственных, частных и государственно-частных институтов обеспечивает устойчивое развитие конкурентоспособных кластеров, предпринимательства (малого и среднего бизнеса), внутреннее территориальное развитие и внешнюю интеграцию. |
Ц-4.1 |
В Республике Татарстан создана и эффективно работает система стратегического управления развитием Республики Татарстан - "живая" система управления будущим - комплексная гармоничная система управления, нацеленная на устойчивое развитие, на создание условий повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни, способная оперативно реагировать на изменения в конкурентной среде, используя гибкий механизм взаимодействия власти, бизнеса и общества в рамках постоянно действующих проектных площадок и рабочих групп, диагностирующих внутреннюю и внешнюю среду и разрабатывающих, актуализирующих и контролирующих набор синхронизированных стратегических инструментов. |
З-4.1.0.1 |
Определить и обеспечить мониторинг стратегических приоритетов развития Республики Татарстан. |
З-4.1.0.2 |
Обеспечить вовлеченность власти, бизнеса и общества в решение вопросов развития республики в рамках проектных площадок. |
З-4.1.0.3 |
Обеспечить кластерную активацию. |
З-4.1.0.4 |
Обеспечить синхронизацию механизмов отраслевого и территориального планирования с созданием организационных структур (институтов и агентств развития), деятельность которых будет направлена на реализацию стратегических программ и проектов. |
З-4.1.0.5 |
Обеспечить внедрение в управление развитием механизмов государственно-частного партнерства и повышение эффективности расходов регионального бюджета на государственное управление. |
З-4.1.0.6 |
Обеспечить мониторинг и актуализацию Стратегии. |
Ц-4.2 |
В Республике Татарстан сформирован портфель конкурентоспособных кластеров "современной" и "умной" экономики. |
Ключевыми кластерами являются: кластеры нефтегазохимического и энергетического комплексов, машиностроительный кластер, кластер "Наука и образование" и 10 инновационных кластеров (в рамках флагманского проекта "Татарстанская технологическая инициатива"), имеющие наивысший приоритет в силу их определяющего влияния на успешное развитие экономики Республики Татарстан и достижение ею глобальной конкурентоспособности.
Промежуточные цели:
2016 год - зонная кластерная активация. В Республике Татарстан активно развивается Камский кластер и осуществляются выявление и реализация кластерных инициатив на уровне трех экономических зон; выявлены региональные кластеры, обладающие высоким потенциалом, способные стать конкурентоспособными на межрегиональном и (или) глобальном уровнях.
2017-2021 годы - выстраивание кластерной системы. В Республике Татарстан осуществляется формирование базовых кластеров "современной экономики", а также в связке с ними инновационных кластеров "умной экономики", способных быть катализаторами изменений, а в будущем - полноценными лидерами развития.
З-4.2.0.1 |
Обеспечить кластеры кадровыми ресурсами (поиск, привлечение, совершенствование и удержание лидеров и ключевых специалистов кластеров). |
З-4.2.0.2 |
Обеспечить снятие инфраструктурных ограничений; стимулировать создание высококачественной инфраструктуры и основных фондов. |
З-4.2.0.3 |
Выявить и обеспечить развитие конкурентоспособных клиентоориентированных отраслей и продуктов, лежащих в основе каждого из кластеров. |
З-4.2.0.4 |
Стимулировать институциональное развитие кластеров; обеспечить снижение административных барьеров; определить ключевых игроков и создать институты развития кластеров. |
З-4.2.0.5 |
Стимулировать лидерство в инновациях. |
З-4.2.0.6 |
Обеспечить эффективное и устойчивое использование природных ресурсов. |
З-4.2.0.7 |
Повысить доступность финансовых ресурсов для предприятий кластеров, совершенствовать финансовые механизмы поддержки кластеров. |
Ц-4.3 |
Татарстан - комфортный регион для ведения бизнеса с высокой долей малого и среднего предпринимательства (далее - МСП). |
З-4.3.0.1 |
Стимулировать развитие кадрового потенциала предпринимательства, рост предпринимательской инициативы и расширение доступа предпринимателей к человеческому капиталу в Республике Татарстан. |
З-4.3.0.2 |
Обеспечить качество и доступность инфраструктуры и фондов для предпринимателей, включая субъекты МСП. |
З-4.3.0.3 |
Стимулировать субъекты предпринимательства к расширению рыночной доли и повышению эффективности бизнеса. |
З-4.3.0.4 |
Снизить административные барьеры и создать максимально комфортные условия ведения бизнеса; укрепить сотрудничество и координацию в сфере поддержки бизнеса и предпринимательства. |
З-4.3.0.5 |
Создать благоприятную цельную экосистему инноваций, увеличить долю инновационного предпринимательства. |
З-4.3.0.6 |
Обеспечить равный доступ к природным ресурсам для предпринимателей, включая субъекты МСП. |
З-4.3.0.7 |
Повысить доступность финансовых ресурсов, совершенствовать финансовые механизмы поддержки предпринимательства; стимулировать развитие предпринимательства в инвестиционно-финансовой сфере, включая субъекты МСП. |
Инновации и информация |
|
СЦ-5 |
В Республике Татарстан сформирована полноценная экосистема инноваций, способствующая лидерству Республики Татарстан в развитии "умной экономики", создании и коммерциализации новых материалов, продуктов и технологий и глобальной конкурентоспособности республики. |
Ц-5.1 |
Высокий уровень инновационности экономики и социальной сферы. |
Ц-5.2 |
Высокий уровень развития и доступности технологий. |
Ц-5.3 |
Высокое качество информационно-коммуникационной системы. |
З-5.0.0.1 |
Обеспечить привлечение, подготовку, совершенствование и удержание кадровых ресурсов для инновационной системы. |
З-5.0.0.2 |
Обеспечить развитие инновационно-инвестиционной инфраструктуры. |
З-5.0.0.3 |
Стимулировать формирование спроса на инновации через открытость инновационной экосистемы. |
З-5.0.0.4 |
Развивать инновационную саморегулируемую и саморазвивающуюся систему через стимулирование развития формальных и неформальных внутренних институтов и создание Института инновационного развития Республики Татарстан. |
З-5.0.0.5 |
Стимулировать систему финансирования инноваций; развитие рынка венчурных инвестиций. |
Природные ресурсы |
|
СЦ-6 |
Природные ресурсы эффективно используются на базе принципов устойчивого развития. |
Ц-6.1 |
Высокая эффективность использования природных ресурсов. |
Ц-6.2 |
Высокая устойчивость развития (соблюдение сбалансированного потребления природных ресурсов, исходя из объективных потребностей будущих поколений и природы в целом). |
Ц-6.3 |
Высокая эффективность использования земельных ресурсов. |
3-6.0.0.1 |
Обеспечить системный и рациональный подход к использованию природных ресурсов в Республике Татарстан: определить набор имеющихся природных ресурсов и актуализировать реестр; определить потребность в ресурсах со стороны предприятий и проектов; сформировать прогнозный баланс ресурсов, необходимый для реализации проектов; производить ежеквартальный мониторинг рациональности использования ресурсной базы. |
З-6.0.0.2 |
Обеспечить формирование и развитие системы устойчивого развития. |
З-6.0.0.3 |
Обеспечить снижение экологической нагрузки на окружающую среду: совершенствовать систему контроля в сфере обращения с природными ресурсами; повысить эффективность экологических требований к производственным технологиям и ответственность за их нарушение; осуществлять государственную поддержку эколого-ориентированных проектов. |
З-6.0.0.4 |
Обеспечить высокую эффективность использования земель. |
З-6.0.0.5 |
Разработать комплексную программу обращения с отходами и обеспечить ее реализацию (организовать максимально эффективный сбор и глубокую переработку отходов). |
Финансовый капитал |
|
СЦ-7 |
Республика инвестиционно привлекательна на мировом уровне. Финансовая система высокоэффективна. |
Ц-7.1 |
Высокая доступность финансовых ресурсов (высокая инвестиционная привлекательность и эффективность инвестиций). |
Ц-7.2 |
Высокая эффективность финансовой системы. |
З-7.0.0.1 |
Обеспечить привлечение, развитие и удержание лучших кадров для финансовой системы; повысить финансовую грамотность бизнеса и населения. |
З-7.0.0.2 |
Повысить качество и доступность инвестиционной инфраструктуры и фондов. |
З-7.0.0.3 |
Стимулировать развитие инвестиционного рынка и повышение доступности инвестиционных ресурсов. |
З-7.0.0.4 |
Обеспечить качественное сопровождение инвестиционного развития со стороны органов государственной и муниципальной власти. |
З-7.0.0.5 |
Обеспечить лидерство в применении инновационных методов и инструментов инвестиционного развития. |
З-7.0.0.6 |
Обеспечить равный доступ инвесторов к природным ресурсам в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов. |
З-7.0.0.7 |
Совершенствовать финансовые механизмы инвестиционной системы; обеспечить стимулирование участников инвестиционного процесса, реализующих приоритетные инвестиционные проекты; расширить перечень инструментов государственной поддержки. |
Код цели |
Цель |
Наименование показателя |
Значения показателя по этапам реализации Стратегии*(1) |
||||||||
2013 год |
2014 год |
2015 год (прогноз) |
2016 год (прогноз) |
2017 год (прогноз) |
2018 год (прогноз) |
2021 год (прогноз) |
2024 год (прогноз) |
2030 год (прогноз) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
Главная стратегическая цель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ГСЦ |
Татарстан-2030 - глобальный конкурентоспособный устойчивый регион, драйвер полюса роста "Волга-Кама". Татарстан - лидер по качеству взаимосвязанного развития человеческого капитала, институтов, инфраструктуры, экономики, внешней интеграции (осевой евразийский регион России) и внутреннего пространства; регион с опережающими темпами развития, высокой включенностью в международное разделение труда |
Валовый региональный продукт на душу населения по паритету покупательной способности, тыс. долларов США, в ценах 2013 года |
20,9 |
21,1 |
20,9 |
21,3 |
22,0 |
23,0 |
25,0 |
28,0 |
35,0 |
Накопленный темп роста валового регионального продукта (в сопоставимых ценах к 2015 году), процентов |
|
|
|
102,4 |
105,9 |
109,0 |
125,0 |
144,0 |
180,0 |
||
|
Человеческий капитал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СЦ-1 |
Накопленный человеческий капитал обеспечивает конкурентоспособность Республики Татарстан. Республика лидирует в накоплении человеческого капитала как ключевого актива через создание условий достижения высокого качества жизни |
Производительность труда, млн. рублей |
0,85 |
0,90 |
0,95 |
1,01 |
1,09 |
1,17 |
1,43 |
1,76 |
2,58 |
|
|
Среднегодовая численность населения, тыс. человек |
3830 |
3847 |
3856 |
3873 |
3885 |
3897 |
3956 |
4069 |
4182 |
|
|
Обеспеченность общей площадью жилья в расчете на одного жителя, кв. метров |
24,2 |
24,7 |
25,1 |
25,6 |
26,0 |
26,5 |
27,6 |
28,1 |
30,0 |
Ц-1.1 |
Татарстан - растущий регион с высокой рождаемостью и устойчивым миграционным притоком населения |
Суммарный коэффициент рождаемости, человек |
1,832 |
1,844 |
1,852 |
1,865 |
1,879 |
1,881 |
1,885 |
1,889 |
1,902 |
|
|
Миграционный прирост, тыс. человек |
5,9 |
7,2 |
3,6 |
2,5 |
5,2 |
5,1 |
18,6 |
16,4 |
3,1 |
Ц-1.2 |
Система образования обеспечивает формирование человеческого капитала, соответствующего потребностям общества и экономики Татарстана |
Доля лиц, имеющих профессиональное образование, в общем числе занятых, процентов |
72 |
73 |
75 |
77 |
78 |
80 |
85 |
90 |
95 |
Ц-1.2.1 |
Семьи обеспечены эффективной помощью во всестороннем развитии детей и их подготовке к обучению в школе |
Обеспеченность детей старше трех лет местами в детских садах, процентов |
85 |
90 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
|
Охват детей дошкольным образованием, процентов |
68,5 |
71,8 |
72,0 |
72,5 |
73,0 |
74,0 |
75,0 |
77,0 |
80,0 |
Ц-1.2.2 |
Общее образование обеспечивает социализацию и высокие образовательные достижения каждого школьника с учетом индивидуальных особенностей, развитие навыков в сфере информационных технологий |
Удельный вес учащихся организаций общего образования, обучающихся в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом, процентов |
22,7 |
42,6 |
45,0 |
53,0 |
63,0 |
73,0 |
99,0 |
100,0 |
100,0 |
|
|
Удельный вес учащихся, занимающихся в первую смену, к общему числу учащихся, процентов |
91,46 |
92,60 |
92,63 |
93,0 |
93,30 |
93,60 |
95,0 |
97,0 |
100,0 |
|
|
Удельный вес численности педагогических работников, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку в текущем году, процентов |
16,7 |
16,7 |
17,0 |
18,0 |
20,0 |
22,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
|
|
Доля муниципальных образований, имеющих психолого-педагогические центры и службы в системе образования, процентов |
17,8 |
46,7 |
55,6 |
55,6 |
57,8 |
60,0 |
62,2 |
64,5 |
70,0 |
|
|
Доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей в возрасте 5-18 лет, процентов |
107,8 |
105,3 |
103,2 |
101,0 |
98,3 |
94,8 |
97,0 |
100,0 |
100,0 |
|
|
Доля родителей, охваченных сопровождением по повышению психолого-педагогической компетентности, процентов |
78,4 |
81,3 |
85,1 |
96,0 |
97,5 |
98,5 |
99,3 |
100,0 |
100,0 |
Ц-1.2.3 |
Масштабы и качество профессионального образования отвечают требованиям инновационной экономики и социальным запросам населения, налажено эффективное системное управление профессиональными образовательными организациями |
Доля выпускников профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся в первый год после окончания обучения, процентов |
44,1 |
46,7 |
53,5 |
58,1 |
62,8 |
67,5 |
78,0 |
82,0 |
85,0 |
Ц-1.2.4 |
Татарстан - конкурентоспособный центр высшего образования и науки, регион-лидер, привлекающий таланты |
Доля выпускников организаций высшего образования, трудоустроившихся в первый год после окончания обучения, процентов |
54,8 |
55,2 |
55,6 |
55,9 |
56,3 |
56,7 |
59,7 |
61,7 |
65,0 |
|
|
Доля иностранных студентов в образовательных организациях высшего образования в Республике Татарстан в общей численности студентов, процентов |
2,6 |
3,2 |
3,7 |
4,3 |
4,8 |
5,4 |
5,7 |
6,0 |
6,6 |
Ц-1.3 |
Сохранение здоровья и продление долголетия - приоритеты населения и системы здравоохранения Республики Татарстан |
Ожидаемая продолжительность жизни, лет |
72,12 |
72,17 |
72,60 |
72,90 |
73,10 |
73,40 |
74,20 |
74,60 |
75,30 |
|
|
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, процентов |
31 |
33 |
35 |
36 |
37 |
38 |
41 |
45 |
50 |
Ц-1.4 |
Качество и разнообразие культурной жизни стали реальными факторами притяжения и накопления человеческого капитала |
Количество поддержанных проектов в сфере культуры и искусства на конкурсной основе, единиц |
78 |
78 |
79 |
79 |
79 |
79 |
85 |
90 |
100 |
|
|
Увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей, процентов |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
10 |
|
|
Увеличение доли публичных библиотек, подключенных к сети "Интернет", в общем количестве публичных библиотек Республики Татарстан, процентов |
78 |
80 |
82 |
84 |
87 |
90 |
100 |
100 |
100 |
|
|
Увеличение доли учреждений культуры, перешедших на работу в автоматизированной системе продажи билетов в электронном виде, процентов |
|
|
45 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
|
|
Увеличение количества виртуальных музеев, созданных при государственных и муниципальных музеях Республики Татарстан, единиц |
1 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
Увеличение доли охвата населения услугами учреждений культуры, процентов, в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
театрально-зрелищные учреждения |
33 |
34 |
36 |
38 |
39 |
40 |
40 |
41 |
43 |
|
|
музеи |
67 |
68 |
70 |
72 |
84 |
86 |
90 |
92 |
95 |
|
|
библиотеки |
39,2 |
39,2 |
39,4 |
39,5 |
39,6 |
39,7 |
39,7 |
39,7 |
39,7 |
|
|
кино (с учетом всех форм собственности) |
86,0 |
86,0 |
87,0 |
87,3 |
87,3 |
87,4 |
87,4 |
90,0 |
95 |
|
|
Доля национальных фильмов в общем объеме кинопроката, процентов |
35 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
41 |
41 |
45 |
|
|
Увеличение количества реализованных молодежных некоммерческих проектов, единиц |
|
|
15 |
15 |
16 |
17 |
19 |
20 |
25 |
Ц-1.5 |
Гибкий рынок труда, системы содействия занятости и социальной защиты обеспечивают эффективную занятость и получение конкурентных доходов от вложений в человеческий капитал |
Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда), процентов |
4,0 |
3,9 |
4,5 |
4,5 |
4,2 |
3,9 |
3,9 |
3,8 |
3,7 |
|
|
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек |
1817,7 |
1817,0 |
1817,0 |
1817,2 |
1817,8 |
1827,0 |
1883,0 |
1963,0 |
1986,0 |
|
|
Темп роста среднедушевых денежных доходов населения, в процентах к предыдущему году |
109,0 |
113,8 |
103,2 |
107,2 |
106,8 |
106,0 |
106,7 |
107,9 |
110,0 |
|
|
Доля получателей мер государственной социальной помощи на основе социального контракта, процентов |
2,3 |
3,6 |
4,9 |
6,2 |
7,5 |
8,8 |
11,6 |
14,4 |
20,0 |
|
Пространство, реальный капитал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СЦ-2 |
Сбалансированное территориально-пространственное развитие обеспечивает высокую конкурентоспособность среды; инфраструктура глобально конкурентоспособна. Производственные фонды эффективно используются |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ц-2.1 |
Пространство предоставляет условия для сохранения и привлечения человеческих ресурсов, для полноценного развития личности на разных возрастных этапах и в контексте разных жизненных укладов |
Средняя обеспеченность общественной инфраструктурой муниципальных районов и городских округов в соответствии с социальными гарантиями обеспеченности общественной инфраструктурой, процентов |
86 |
87 |
88 |
89 |
90 |
91 |
93 |
95 |
100 |
Ц-2.2 |
Пространственное развитие ориентировано на социально-экономические факторы и географическое положение Республики Татарстан - расположение в центре Евразии |
Количество схем территориального планирования муниципальных районов Республики Татарстан, корректируемых в связи с реализацией стратегических программ |
|
|
|
18 |
18 |
22 |
22 |
26 |
30 |
Ц-2.3 |
Пространственные решения содействуют повышению статуса Республики Татарстан в мировом сообществе, фиксации уникального места в мировой системе разделения труда и технологий |
Классификация Казани по индексу инновационных городов Innovation Cities(тм) Index |
3 NODE |
3 NODE |
3 NODE |
3 NODE |
3 NODE |
3 NODE |
2 HUB |
2 HUB |
2 HUB |
Ц-2.4 |
Пространство соответствует передовым стандартам и способствует продвижению новых технологических укладов |
Степень износа основных фондов, процентов |
44,6 |
40,9 |
39,1 |
37,6 |
36,3 |
34,9 |
32,1 |
30,2 |
26,2 |
Ц-2.5 |
На территории республики сохранено единое социокультурное пространство |
Дифференциация доходов населения по муниципальным образованиям, раз |
3,9 |
4,0 |
4,0 |
3,9 |
3,9 |
3,8 |
3,7 |
3,6 |
3,4 |
Ц-2.6 |
Сформирован трехъядерный Волго-Камский метрополис сетевого типа, объединяющий три агломерации: Казанскую, Камскую и Альметьевскую, развивающиеся на основе интеллектуальных и экологически чистых технологий и решений |
Количество функционирующих координационных советов агломераций |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
Ц-2.7 |
Достигнуты высокие показатели качества транспортно-коммуникационной системы, которые обеспечивают требуемую доступность для пассажирских передвижений |
Протяженность автодорожной сети с улучшенными транспортно-эксплуатационными качествами по результатам строительства и реконструкции дорог, километров |
5039 |
5277 |
5392 |
5507 |
5622 |
5737 |
6082 |
6422 |
7112 |
|
|
Протяженность скоростных и высокоскоростных железнодорожных линий, километров |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
43 |
43 |
336 |
Ц-2.8 |
В Республике Татарстан высокая синергия всех внутренних, межагломерационных, межрегиональных транспортных направлений, а также международных транспортных коридоров: сформирован устойчивый скоростной транспортный каркас полюса роста "Волга-Кама" |
Пассажирооборот аэропортов, млн. человек в год |
2,25 |
2,50 |
2,50 |
2,80 |
3,0 |
3,70 |
4,30 |
5,50 |
7,30 |
|
|
Пассажиропоток по всем видам транспорта общего пользования, млн. человек в год |
398 |
399 |
403 |
405 |
407 |
415 |
425 |
437 |
461 |
|
Рынки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СЦ-3 |
Отрасли специализации Республики Татарстан конкурентоспособны на межрегиональных и глобальных рынках |
Доля экспорта Республики Татарстан в общем объеме экспорта Российской Федерации, процентов |
4,2 |
4,0 |
3,7 |
3,5 |
3,2 |
3,0 |
4,0 |
4,2 |
5,0 |
|
|
Доля экспорта несырьевой продукции в общем объеме экспорта, процентов |
54,2 |
54,8 |
55,3 |
55,9 |
56,4 |
57,0 |
75,0 |
78,0 |
85,0 |
Ц-3.1 |
В Республике Татарстан эффективно действует глобально конкурентоспособный вертикально интегрированный нефтегазохимический кластер и связанные с ним, но относительно обособленные инновационные кластеры "Умные материалы" (новые пластики и композиты) и "Биосистемы", генерирующие высокую долю добавленной стоимости |
Производительность труда нефтегазохимического комплекса, тыс. рублей |
3872 |
4086 |
4002 |
4355 |
4744 |
5181 |
6579 |
8478 |
12659 |
Ц-3.2 |
В Республике Татарстан эффективно действует энергетический кластер и связанный с ним инновационный кластер "Устойчивая энергетика" |
Производительность труда энергетического комплекса, тыс. рублей |
1226 |
1202 |
1257 |
1386 |
1490 |
1588 |
1863 |
2113 |
2351 |
Ц-3.3 |
В Республике Татарстан эффективно работает глобально конкурентоспособный машиностроительный кластер, состоящий из вертикально интегрированных субкластеров, генерирующих высокую долю добавленной стоимости: "Автомобилестроение", "Авиастроение", "Судостроение" (с созданием конвергентного инновационного кластера "Умные машины"); создан и эффективно функционирует инновационный кластер "Умное оборудование"; происходит кластерное развитие в металлургии, легкой, деревообрабатывающей и мебельной промышленности |
Производительность труда машиностроительного комплекса, тыс. рублей |
594 |
609 |
659 |
724 |
785 |
853 |
1121 |
1438 |
2063 |
Производительность труда агропромышленного комплекса, тыс. рублей |
|||||||||||
Производительность труда строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, тыс. рублей |
|||||||||||
Производительность труда транспортно-логистического комплекса, тыс. рублей |
|||||||||||
Производительность труда телекоммуникационного комплекса, тыс. рублей |
|||||||||||
Производительность труда комплекса государственных и частных услуг, тыс. рублей |
|||||||||||
Производительность труда информационно-технологического комплекса, тыс. рублей |
|||||||||||
Производительность труда туристско-рекреационного комплекса, тыс. рублей |
|||||||||||
Производительность труда научно-образовательного комплекса, тыс. рублей |
|||||||||||
Производительность труда комплекса здравоохранения и социальных услуг, тыс. рублей |
|||||||||||
Доля продукции, производимой в рамках кластеров, в общем объеме продукции, процентов |
|||||||||||
Высокий уровень инновационности экономики и социальной сферы |
Доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства, процентов |
||||||||||
Затраты на информационно-коммуникационные технологии на душу населения, тыс. рублей на человека |
|||||||||||
Природные ресурсы эффективно используются на базе принципов устойчивого развития |
|||||||||||
Доля рекультивированных земель в общей площади загрязненных земель, процентов |
|||||||||||
Вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, тыс. гектаров |
|||||||||||
Продукция сельского хозяйства на 1 гектар сельскохозяйственных земель, тыс. рублей |
|||||||||||
Республика инвестиционно привлекательна на мировом уровне. Финансовая система высокоэффективна |
Прямые иностранные инвестиции накопленным итогом, млн. долларов США |
||||||||||
Доля Республики Татарстан в суммарных российских инвестициях в основной капитал, процентов |
|||||||||||
Предоставленные кредиты к валовому региональному продукту, процентов |
2024
Ноябрь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |