Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.10.2013 № 823

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 31 октября 2013 г. N 823
"Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014-2020 годы"

(В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.06.2017 № 423)

 

 

 

В целях создания условий для гармоничного развития экономики Республики Татарстан и обеспечения роста уровня жизни населения Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014-2020 годы" (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство экономики Республики Татарстан.

3. Министерству финансов Республики Татарстан ежегодно при формировании бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год предусматривать средства на реализацию мероприятий Программы с учетом возможностей и в пределах средств, направляемых на указанные цели из бюджета Республики Татарстан.

4. Признать с 1 января 2014 года утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.07.2012 N 628 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Молодежное предпринимательство в Республике Татарстан на 2012-2016 годы".

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики Республики Татарстан.

 

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

 

 



Государственная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014-2020 годы" (утв. постановлением КМ РТ от 31 октября 2013 г. N 823)

 


Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 23 июня 2017 г. N 423 в паспорт настоящей Программы внесены изменения

См. текст паспорта в предыдущей редакции

Паспорт государственной программы

 

Наименование программы

государственная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014-2020 годы" (далее - Программа)

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство экономики Республики Татарстан

Государственные заказчики Программы

Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан;

Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан;

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан; Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам;

Комитет Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу;

Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам;

Министерство информатизации и связи Республики Татарстан;

Академия наук Республики Татарстан

Основные разработчики Программы

Министерство экономики Республики Татарстан;

Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан;

Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан;

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан;

Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам;

Комитет Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу;

Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам

Совет муниципальных образований Республики Татарстан

Цель Программы

Создание благоприятных условий для гармоничного развития экономики Республики Татарстан и обеспечения роста уровня жизни населения Республики Татарстан

Задачи Программы

1. Повышение эффективности государственного управления, увеличение активности жителей в общественно-политической жизни Республики Татарстан, создание условий для развития инновационной деятельности и промышленного производства;

2. Создание условий для эффективного функционирования и развития малого и среднего предпринимательства как важнейшего компонента формирования инновационной экономики, а также увеличение его вклада в решение задач социально-экономического развития Республики Татарстан

3. Стимулирование социально ориентированной деятельности некоммерческих организаций

4. Повышение производительности труда и рост числа высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях Республики Татарстан

5. Создание условий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности Камского инновационного территориально-производственного кластера (далее - Кластер) до мирового уровня

6. Формирование действенного механизма получения экономических преимуществ за счет эффективного управления интеллектуальной собственностью

6.1. Формирование благоприятных условий для развития конкурентоспособных промышленных производств на территории Республики Татарстан;

7. Повышение инвестиционной привлекательности и деловой активности малого и среднего бизнеса

Сроки и этапы реализации Программы

2014-2020 годы

I этап: 2014-2016 годы

II этап: 2017-2020 годы

Перечень подпрограмм

1. Совершенствование государственной экономической политики в Республике Татарстан на 2014-2020 годы;

2. Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014-2017 годы

3. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Татарстан на 2014-2020 годы

4. Повышение производительности труда на предприятиях Республики Татарстан на 2015-2020 годы

5. Развитие Камского инновационного территориально-производственного кластера на 2015-2018 годы

6. Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2016-2020 годы

6.1. Создание и развитие индустриальных (промышленных) парков и промышленных площадок муниципального уровня на территории Республики Татарстан на 2017-2020 годы

7. Бюджетные инвестиции и капитальный ремонт социальной и инженерной инфраструктуры в рамках государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014-2020 годы"

Объемы финансирования Программы с разбивкой по годам и источникам

Общий объем финансирования Программы составляет 17737702,94502 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета Республики Татарстан - 12686706,46762 тыс. рублей; за счет планируемых к привлечению средств федерального бюджета - 4361635,59740 тыс. рублей; за счет планируемых к привлечению средств местных бюджетов - 3786,30 тыс. рублей и внебюджетных источников - 685574,58 тыс. рублей.

Год

Объем средств, тыс. рублей

всего

бюджет Республики Татарстан

средства, планируемые к привлечению из

федерального бюджета

местного бюджета

внебюджетных источников

2014

3669180,11820

1794954,54562

1717775,57258

*(1)

100,0

156350,00

2015

3778805,29009

1908009,59

1701821,12009

*(3)

150,0

168824,58

2016

3202255,21463

2457901,0

596181,71463

*(4)

472,5

147700,00

2017

2720385,7421

2419438,552

248762,1901*(1)

760,0

51425,00

2018

1521079,56

1369798,26

97095,0*(1)

761,30

53425,00

2019

1426139,76

1371952,26

*(1)

762,5

53425,00

2020

1419857,26

1364652,26

*(1)

780,0

54425,00

Итого

17737702,94502

12686706,46762

4361635,59740

3786,3

685574,58

Примечание: объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов.

*(1) Объем ресурсного обеспечения Программы за счет средств федерального бюджета определяется ежегодно по итогам конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета.

*(2) В том числе 193209,83529 тыс. рублей - остаток неосвоенных средств федеральных субсидий, полученных в 2012-2013 годах на реализацию мероприятий Республиканской программы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1151, освоенный в 2014 году.

*(3) В том числе 437206,63906 тыс. рублей - остаток неосвоенных средств федеральных субсидий, полученных в 2014 году на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014-2017 годы", освоенный в 2015 году.

*(4) В том числе 1364,34855 тыс. рублей - остаток неосвоенных средств федеральных субсидий, полученных в 2015 году на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014-2017 годы", освоенный в 2016 году.

Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы (индикаторы оценки результатов) с разбивкой по годам и показатели бюджетной эффективности Программы

Реализация программных мероприятий в полном объеме позволит достичь:

увеличения объема валового регионального продукта (далее - ВРП) в 1,2 раза в сопоставимых ценах в 2020 году к уровню 2013 года;

увеличения объема промышленного производства в 2020 году к уровню 2013 года в 1,3 раза;

увеличения объема инвестиций на 10,8 процента в сопоставимых ценах в 2020 году к уровню 2013 года;

увеличения объема прямых иностранных инвестиций в расчете на одного жителя Республики Татарстан к 2020 году до 180 долларов США;

абзац шестой утратил силу;

Информация об изменениях:

См. текст абзаца шестого

увеличения доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микропредприятиях, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения к 2016 году до 25 процентов;

увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения к 2016 году до 35 единиц;

увеличения доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства до 22 процентов;

увеличения удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций до 22 процентов;

увеличения уровня удовлетворенности заявителей Республики Татарстан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году до 90 процентов;

увеличения доли граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, к 2020 году до 90 процентов;

увеличения доли экспорта несырьевой продукции в общем объеме производства до 31 процента;

сохранение доли открытых аукционов в электронной форме в общем числе размещенных закупок на уровне 85 процентов;

увеличения доли конкурентных закупок (количество участников более одного к общей сумме торгов) до 72,7 процента;

сохранения отношения количества регулируемых организаций, обратившихся с заявлением об утверждении тарифов (цен), к количеству организаций, в отношении которых принято решение органа государственного регулирования тарифов, на уровне 100 процентов;

разработки генеральных планов во всех сельских поселениях;

ежегодной корректировки схемы территориального планирования Республики Татарстан;

сохранения доли информационных материалов, представленных в срок, от их общего числа на уровне 100 процентов;

сохранения доли выполненных мероприятий, предусмотренных утвержденными программами (планами) по реализации мер антикоррупционной политики в Комитете Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу, на уровне 100 процентов;

сохранение доли стоимости контрактов, заключенных по результатам несостоявшихся конкурентных способов закупок, в общей стоимости заключенных контрактов на уровне 30 процентов;

увеличения количества социально ориентированных некоммерческих организаций, которым оказана поддержка, до 122 единиц;

увеличения к 2020 году количества территориальных общественных самоуправлений на территории Республики Татарстан до 373 единиц;

роста доли жителей, объединенных в территориальные общественные самоуправления от общего числа жителей Республики Татарстан до 36 процентов к 2016 году;

увеличения производительности труда на предприятиях Республики Татарстан в 1,2 раза к концу 2020 года относительно показателя 2014 года;

увеличения доли высокопроизводительных рабочих мест в среднегодовой численности населения в 1,3 раза к концу 2020 года относительно показателя 2014 года;

увеличение выработки на одного работника организаций - участников Кластера в стоимостном выражении к 2018 году составит 6 процентов;

увеличение объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями Кластера либо одной или более организацией - участником Кластера совместно с иностранными организациями, до 5 процентов ежегодно;

увеличения к 2020 году количества резидентов до 1817 единиц.

 


Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 24 ноября 2014 г. N 901 в раздел I настоящей Программы внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции

I. Общая характеристика сферы реализации Программы, проблемы и пути их решения

 

Республика Татарстан отличается выгодным территориальным расположением, характеризующимся высоким уровнем развития энергетической, транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры.

Кроме того, в Республике Татарстан проводится эффективная государственная политика, направленная на поддержку ее социально-экономического и инновационного развития.

На территории Республики Татарстан в 43 муниципальных районах, 2 городских округах к началу 2013 года проживают 3822,0 тыс. человек, в том числе 2900,7 тыс. человек составляет городское население, 921,3 тыс. человек - сельское.

Республика Татарстан относится к высокоурбанизированным регионам. Городское население республики к началу 2013 года составляет 75,9 процента, при этом абсолютное большинство жителей республики (68,4 процента) проживает в 14 городах республиканского значения. На долю остальных 8 городов и 18 поселков городского типа приходится 7,5 процента населения. В 29 районах республики наблюдается преобладание сельского населения.

Вклад территорий в промышленное производство республики весьма неравнозначен: в 2012 году на долю 4 территориальных единиц приходилось 82,7 процента промышленного производства. Так, вклад Альметьевского муниципального района составляет 29,5 процента, Нижнекамского - 24,9 процента, городских округов Набережные Челны и Казани - 12,9 процента и 15,5 процента соответственно. При этом уровень межмуниципальной дифференциации по эффективности производства составляет сотни раз: если в Альметьевском районе в 2012 году одним работающим произведено промышленной продукции на сумму 5,9 млн. рублей, то в Кайбицком районе этот показатель равен 3,3 тыс. рублей.

По объему валового территориального продукта на душу населения (по оценке 2012 года) дифференциация составила 9,4 раза - от 1008,8 тыс. рублей в Альметьевском до 107,8 тыс. рублей в Мамадышском районе. Существенна и дифференциация по объему инвестиций на душу населения: от 14,2 тыс. рублей в Муслюмовском муниципальном районе до 617,0 тыс. рублей в Менделеевском муниципальном районе.

Существует значительная дифференциация в развитии промышленных районов и крупных городов, производящих высокотехнологичную продукцию, и районов и малых городов, имеющих преимущественно сельскохозяйственную специализацию.

Сегодня уровень заработной платы в сельскохозяйственных районах ниже, чем в промышленных, в среднем в 2 раза, уровень жизни - в 4 раза, объем добавленной стоимости на душу населения - в 10 - 70 раз, объем произведенных товаров и услуг на душу населения - в 10 - 130 раз.

При этом даже в соседних районах (например, в Лаишевском и Рыбно-Слободском) может наблюдаться значительная разница в основных показателях социально-экономического развития, что обусловлено как объективными факторами (наличие ряда перспективных инвестиционных проектов), так и субъективными (активность и инициативность руководства и населения районов).

В связи с этим в целях рациональной организации территориального управления целесообразно рассматривать социально-экономическое развитие республики в разрезе экономических зон - центров тяготения: Казанская агломерация, Набережночелнинская агломерация, Юго-Восточная экономическая зона, Предволжская экономическая зона, Предкамская экономическая зона, Закамская экономическая зона.

В состав Казанской агломерации входят городской округ Казань и шесть муниципальных районов: Верхнеуслонский, Высокогорский, Зеленодольский, Лаишевский, Пестречинский, Атнинский. Географически зона расположена в северо-западной части Республики Татарстан по обоим берегам Волги.

В районе сосредоточены предприятия химического и нефтехимического производства, предприятия оборонно-промышленного комплекса, лесопереработки, легкой и пищевой промышленности.

В 2012 году при поддержке руководства Российской Федерации в Верхнеуслонском и Лаишевском районах началась реализация уникального проекта - строительство особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Иннополис" (далее - Иннополис). Концепция Иннополиса разработана совместно с сингапурскими коллегами. Проект уникален тем, что на одной площадке будут созданы необходимые условия для комфортного проживания и работы молодых специалистов IT-сферы и членов их семей, социальная инфраструктура, построены жилые дома, детские сады, школы, спортивные и оздоровительные учреждения, то есть здесь будут обеспечены условия для комфортной жизни, учебы, работы и отдыха. В городе Иннополис будут проживать 155 тыс. жителей, работать 60 тыс. высококвалифицированных специалистов в IT-сфере. В Иннополис будут приглашены ведущие IT-компании не только России, но и мира. Здесь же будет открыт один из наиболее важных его элементов - первый федеральный IT-университет совместно с Казанским (Приволжским) федеральным университетом и ведущим IT-университетом США Carnegie Mellon. На этой территории создана особая экономическая зона технико-внедренческого типа, что обеспечит привлечение дополнительных иностранных инвестиций в IT-отрасль республики и создаст конкурентные налоговые преференции для резидентов технопарков.

Деловой центр "СМАРТ Сити Казань" (далее - СМАРТ Сити Казань) - проект создания нового городского пространства для развития деловой, образовательной, научно-исследовательской активности с целью стимулирования и развития перспективных отраслей экономики Татарстана. В проекте учитываются последние достижения в области урбанистики и инженерной инфраструктуры. СМАРТ Сити Казань - это "умный город" с современными комфортными условиями для ведения бизнеса татарстанскими, российскими и международными компаниями, а также для проживания и отдыха их сотрудников.

СМАРТ Сити Казань располагается на площади около 650 гектаров в 3 километрах от международного аэропорта "Казань" и 15 километрах от центра города. Через территорию СМАРТ Сити Казань проходит железнодорожная ветка интермодальных перевозок "Аэроэкспресс", которая соединит новый город с международным аэропортом и центром столицы.

Куратором проекта от Кабинета Министров Республики Татарстан выступает Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан, оператором - специально созданная государственная структура: ОАО "Корпорация развития Республики Татарстан".

Генеральный план проекта разработан малазийским консорциумом в составе "AJM Planning & Urban Design Group", "Straits Consulting Engineers", "Amanah Capital Group Limited" при взаимодействии с ГУП "Татинвестгражданпроект".

Территория проекта поделена на 4 основные зоны исходя из функционального назначения:

1. Международный общественно-деловой центр (225 гектаров);

2. Центр образования и науки (228 гектаров);

3. Особая экономическая зона (102 гектара);

4. Парковая зона (88 гектаров).

Исходя из перспективных отраслевых компонентов Республики Татарстан, определены основные кластеры, которые будут представлены в СМАРТ Сити Казань и должны стать экономическими точками роста для всего региона, в том числе:

а) медицинский кластер. В рамках кластера запланировано открытие медицинских клиник, лабораторных и диагностических центров, центров исследований и разработок для фармацевтики. Практическое производство разработок медицинского кластера, оборудования, медицинское и биомедицинское производства разместятся на территории в 102 гектара, получившей статус особой экономической зоны;

б) образовательный кластер. Предпосылкой развития указанного кластера является повышение привлекательности региона для самих жителей путем создания таких объектов, как Университет туризма и гостеприимства, факультеты зарубежных учреждений высшего профессионального образования, медицинские исследовательские и образовательные центры;

в) кластер высокотехнологичного производства. Этот кластер будет сосредоточен в особой экономической зоне. На ее территории будут располагаться объекты чистого и высокотехнологичного производства, которые получат доступ к федеральным преференциям;

г) туристический кластер. Его создание обусловлено транспортной доступностью, близостью к международному аэропорту "Казань" и совершенно новым подходом к градостроительству, который учитывает потребности населения в отдыхе, рекреационных зонах и позволит развивать такие сегменты, как бизнес-туризм, медицинский туризм, образовательный туризм и урбанистический туризм.

Объектами кластера являются транзитная гостиница, научно-исследовательский центр, парки, музеи современного искусства.

Ожидаемый эффект для Республики Татарстан с прогнозом на 20 лет - создание 70 тыс. рабочих мест, привлечение 10 млрд. долларов США инвестиций.

Для стимулирования участников реализации проекта СМАРТ Сити Казань разрабатываются "инвестиционно-стимулирующие пакеты" по трем направлениям, в том числе:

Пакет-1 (на этапе строительства - для инвесторов). Он направлен на оптимизацию реализации инвестиционно-строительных проектов: предоставление готовых площадок для строительства с подведенными сетями и дорогами; ускорение процедур согласований исходно-разрешительной документации; решение вопросов льготного налогообложения инвестиционного проекта с предоставлением налоговых каникул на определённый период;

Пакет-2 (для резидентов). Он направлен на создание стимулирующих условий для размещения представительств компаний: решение вопросов обеспечения визовой, юридической поддержки, а также предоставления налоговых преференций на доходы компаний;

Пакет-3 (для научной деятельности, для компаний и частных лиц, деятельность которых направлена на создание услуг с высокой добавленной стоимостью (исследования, высокотехнологичное производство и т.п.)). Планируется разработать налоговые преференции на доходы компаний, а также на доходы и социальные отчисления лиц, занятых в отрасли.

Основными отраслями специализации Казанской агломерации являются комплексы отраслей обрабатывающей промышленности и сфера услуг, то есть отрасли, использующие квалифицированные кадры и крупный потенциал, накопленный в военно-промышленном комплексе. Структура промышленного производства представлена, прежде всего, машиностроением и металлообработкой (самолето- и вертолетостроением, судостроением, приборостроением, производством моторов, компрессорного оборудования, медицинских приборов и инструментов, оптико-механической продукции и др.), химической и нефтехимической промышленностью, промышленностью строительных материалов, электроэнергетикой, пищевой и легкой промышленностью, деревообработкой, полиграфической промышленностью.

Набережночелнинская агломерация расположена в северо-восточной части Республики Татарстан по обоим берегам р. Камы, включает городской округ Набережные Челны и девять муниципальных районов: Агрызский, Актанышский, Мензелинский, Муслюмовский, Менделеевский, Елабужский, Нижнекамский, Тукаевский, Заинский.

Главными отраслями промышленности являются машиностроение (автомобилестроение, электротехническая промышленность), химическая и нефтехимическая промышленность. Из других отраслей представлены нефтедобыча, электроэнергетика, промышленность строительных материалов, пищевая промышленность.

В рамках развития кластерной политики в Республике Татарстан разработана Программа развития Камского инновационного территориально-производственного кластера на период до 2020 года (далее - Кластер). Кластер вошел в перечень приоритетных инновационных территориальных кластеров среди субъектов Российской Федерации, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым.

Территориально Кластер расположен в северо-восточной части Республики Татарстан по обоим берегам р. Камы, включает городской округ Набережные Челны и пять муниципальных районов: Елабужский, Заинский, Менделеевский, Нижнекамский, Тукаевский.

К конкурентным преимуществам Кластера относятся выгодное экономико-географическое положение, наличие автомобильных и железных дорог (в т.ч. прохождение федеральной трассы М-7 "Волга"), международного аэропорта "Бегишево", сети трубопроводов, обеспечивающей удобные поставки сырья и продукции для российских потребителей и на экспорт. Через р. Каму, впадающую в р. Волгу, есть выход в систему судоходных каналов, через которые возможна отгрузка в бассейны Черного и Балтийского морей.

В состав участников Кластера вошли предприятия (ОАО "Нижнекамскнефтехим", нефтехимический комплекс ОАО "Татнефть", ОАО "КАМАЗ", ООО "Форд Соллерс Холдинг", ОАО "ТАНЕКО", ОАО "ТАИФ-НК", ОАО "ОЭЗ ППТ "Алабуга" и др.), организации, научно-исследовательские и научно-образовательные учреждения, инфраструктурные организации, находящиеся на территории базирования Кластера, а также Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет.

В Кластере сосредоточен мощный инновационный потенциал, определяющий указанную территорию в качестве точки роста не только Республики Татарстан, но и Российской Федерации в целом. Ключевые инвестиционные проекты Кластера характеризуются своей уникальностью и высоким уровнем добавленной стоимости.

Инновационное развитие Кластера обеспечивается тесной кооперацией предприятий с научно-образовательными центрами. Благодаря активному взаимодействию с наукой доля инновационной продукции на территории Кластера составляет 22,3 процента. Это выше, чем в среднем по Республике Татарстан и Российской Федерации.

Значительный вклад в развитие этой территории вносит особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Алабуга" (далее - ОЭЗ ППТ "Алабуга"), которая является еще одной точкой роста экономики республики и обеспечивает более 70 процентов производства всех особых экономических зон Российской Федерации.

ОЭЗ ППТ "Алабуга" предоставляет инвесторам полностью подготовленную промышленную, инженерную, транспортную и таможенную инфраструктуру, а также ряд налоговых и таможенных льгот. На ее территории уже зарегистрированы 35 компаний-резидентов, среди которых такие известные компании мирового бизнеса, как Ford-Sollers, Saint-Gobain, Air Liquide, Rockwool, Sisecam, Hayat Group и др., с объемом заявленных инвестиций более 3 млрд. долларов США. К 2015 году в ОЭЗ ППТ "Алабуга" планируется привлечь до 60 компаний-резидентов с объемом инвестиций более 6 млрд. долларов США.

Юго-Восточная экономическая зона включает восемь муниципальных районов: Альметьевский, Азнакаевский, Бугульминский, Бавлинский, Лениногорский, Сармановский, Черемшанский и Ютазинский.

Экономика этой зоны имеет ярко выраженную специализацию: нефтедобыча и производство нефтяного оборудования.

Географически зона располагается в юго-восточной части Республики Татарстан, в недрах которой находятся крупные запасы нефти, попутных газов, природных битумов, строительных материалов, минеральных вод и лечебных грязей, что определяет ее специализацию, прежде всего, как добывающей экономической зоны.

Предволжская экономическая зона включает шесть муниципальных районов - Апастовский, Буинский, Дрожжановский, Кайбицкий, Камско-Устьинский и Тетюшский.

Экономика района базируется на предприятиях пищевой промышленности, сельского хозяйства, промышленности строительных материалов.

Предкамская экономическая зона занимает большую территорию в северной части Республики Татарстан - 16,3 процента территории республики. Она включает семь муниципальных районов - Арский, Балтасинский, Кукморский, Мамадышский, Рыбно-Слободский, Сабинский, Тюлячинский.

Экономика базируется на предприятиях агропромышленного комплекса, промышленности строительных материалов, пищевой промышленности.

Закамская экономическая зона расположена в южной части республики на левобережье р. Камы, включает семь муниципальных районов - Алькеевский, Алексеевский, Аксубаевский, Новошешминский, Нурлатский, Спасский, Чистопольский.

В экономическом отношении Закамская экономическая зона - индустриально-аграрный район, ориентированный на добычу нефти, точное машиностроение, а также производство и переработку сельскохозяйственной продукции.

Основными отраслями специализации промышленности Закамской экономической зоны являются топливная и пищевая промышленность, машиностроение, а также промышленность строительных материалов, энергетика, лесная и легкая промышленность. Основная промышленность сосредоточена в городах Нурлат и Чистополе, в меньшей степени - в других административных центрах муниципальных районов.

Республика Татарстан является одним из наиболее развитых и благоприятных для инвестирования регионов Российской Федерации. Создание благоприятного инвестиционного климата и стимулирование инвестиционной деятельности являются важнейшими направлениями деятельности органов государственной власти Республики Татарстан. Именно эти составляющие во многом определяют перспективы расширенного производства, инновационного развития, конкурентоспособности промышленности региона. Следует отметить, что в последние годы наблюдается устойчивое улучшение показателей инвестиционной привлекательности Республики Татарстан.

В 2012 году Республика Татарстан демонстрировала стабильные показатели роста, превышающие среднероссийские. Так, ВРП Республики Татарстан достиг 1415 млрд. рублей, превысив уровень 2011 года в сопоставимых ценах на 5,5 процента и превзойдя среднероссийские темпы роста (3,4 процента). Динамика ВРП обусловлена, прежде всего, ростом обрабатывающих производств (112,8 процента к уровню 2011 года), строительства (112,6 процента), высокими темпами роста товарооборота (116,4 процента).

Доля инновационной продукции в ВРП, по оценке, в 2012 году составила 19,5 процента. Энергоемкость ВРП, по оценке, снизилась на 5,4 процента по сравнению с 2011 годом и составила 22,06 т.у.т./млн. рублей в сопоставимых ценах 2007 года.

Производительность труда (ВРП на одного занятого в экономике) в 2012 году, по оценке, увеличилась в сопоставимых ценах на 5,4 процента по сравнению с уровнем 2011 года и составила 776,7 тыс. рублей. В 2012 году доля добавленной стоимости в выпуске товаров и услуг (эффективность производства) крупными, средними и малыми коммерческими предприятиями Республики Татарстан, по оценке, составила 38 процентов, что выше уровня 2011 года на 0,3 процентных пункта.

Являясь одним из наиболее промышленно развитых субъектов Российской Федерации, Республика Татарстан демонстрирует значительный рост своего промышленного производства, объем которого в 2012 году возрос в сопоставимых ценах по сравнению с предыдущим годом на 7 процентов (в Российской Федерации - на 2,6 процента).

Наиболее высокие темпы роста отмечались в производстве нефтепродуктов - на 25,6 процента, производстве прочих неметаллических минеральных продуктов - на 23,5 процента, производстве машин и оборудования - на 26,8 процента, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий - на 26,4 процента.

Высокие темпы роста по итогам года отмечены также в производстве резиновых и пластмассовых изделий (на 11 процентов), производстве пищевых продуктов, включая напитки и табак (на 14,4 процента), текстильном и швейном производстве (на 14 процентов).

Привлечение инвестиций для Республики Татарстан является одним из главных направлений в стратегии социально-экономического развития.

Республика Татарстан входит в число наиболее привлекательных для инвестирования регионов России, что обусловлено оптимальным сочетанием высокого инвестиционного потенциала и низкого инвестиционного риска. Это подтверждается данными международных рейтинговых агентств.

По данным российского рейтингового агентства "Эксперт РА", по итогам 2011-2012 годов в общем рейтинге 83 российских регионов Республика Татарстан относится к числу "опорных регионов-лидеров". По итогам 2012 года Татарстан занял 5 место (группа "Максимальный потенциал - минимальный риск (1A")), переместившись с 10 места (группа "Средний потенциал - умеренный риск (2В)"), на котором находился по итогам 2011 года.

В течение последних лет отмечается устойчивая динамика развития региона, благодаря целенаправленной политике удалось достичь заметных результатов в вопросе привлечения инвестиций в экономику республики и создания комфортного инвестиционного климата.

Согласно данным за 2012 год, объем инвестиций в основной капитал составил 464,7 млрд. рублей, что на 8,7 процента больше показателя 2011 года. Доля инвестиций в основной капитал в ВРП составила 32,8 процента (в 2011 году - 30,9 процента). Инвестиционная активность была подкреплена ростом объемов кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Объем кредитов реальному сектору, по информации Национального банка Республики Татарстан, увеличился в 2012 году на 10,9 процента и составил 456,1 млрд. рублей. Кроме того, в 2012 году объем прибыли предприятий и организаций увеличился и составил 260,4 млрд. рублей. Доля прибыльных предприятий и организаций возросла до 80 процентов в общем количестве предприятий и организаций республики.

Возрос удельный вес собственных средств предприятий и организаций, направленных на инвестиционные цели (с 45,5 процента в 2011 году до 48,3 процента в 2012 году), в основном за счет средств прибыли (16,0 и 21,4 процента соответственно). На долю привлеченных средств приходилось 51,7 процента (в 2011 году - 54,5 процента).

По видам экономической деятельности инвестиции преимущественно направлялись в обрабатывающий сектор экономики - 27,1 процента; операции с недвижимым имуществом - 16,2 процента, транспорт и связь - 17,5 процента; добычу полезных ископаемых - 11 процентов. Рост инвестиций в основной капитал сопровождался ростом объема работ по виду деятельности "Строительство". В 2012 году прирост объема работ по данному виду деятельности составил 17,3 процента к уровню 2011 года. По объему работ по виду деятельности "Строительство" Республика Татарстан занимает 6 место в Российской Федерации.

Экономический потенциал Республики Татарстан огромен. Благоприятный инвестиционный климат сохраняется за счет стабильного развития региона и постоянно совершенствующейся законодательной базы. Это позволяет рассчитывать на стабильный приток в республику иностранных и отечественных инвестиций.

Одним из ключевых факторов, обусловивших в последнее десятилетие радикальные структурные сдвиги в мировой экономике, является повышение экономической роли инноваций. В этой связи вопросы модернизации и инновационного переустройства экономики остаются ключевыми направлениями социально-экономических преобразований.

К факторам, способствующим успешному развитию инновационной системы Республики Татарстан, можно отнести систематические усилия по налаживанию и укреплению сотрудничества между производственным, исследовательским и образовательным секторами.

Кроме того, улучшению инвестиционной привлекательности Республики Татарстан способствует повышение уровня инновационного развития, и, наоборот, для большего привлечения инвестиций в инновации необходимо, чтобы республика была достаточно привлекательна для инвесторов, что позволит обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, снизить себестоимость выпускаемой продукции, освоить выпуск новой конкурентоспособной продукции, проникнуть на мировые рынки товаров и услуг и т.д.

Формированию инвестиционной привлекательности Республики Татарстан способствует размещение производительных сил в виде индустриальных парков, создаваемых на новых площадках, обеспеченных инженерной инфраструктурой, на которых без лишних административных процедур инвестор может в минимальные сроки начать производство своей продукции.

В связи с вышеизложенным рост инвестиционной привлекательности Республики Татарстан, повышение уровня инновационного развития и, соответственно, конкурентоспособности являются на сегодняшний день приоритетными задачами.

Необходимо отметить, что все проводимые мероприятия в рамках указанных направлений оказывают положительное влияние на экономику республики в целом.

Не отвечает задачам модернизации и сложившаяся отраслевая структура российского малого и среднего бизнеса, которая качественно отстает от уровня развития малого и среднего бизнеса в европейских странах, где количественный показатель и вклад производственных компаний значительно выше и доминирует над торговым сектором экономики.

Созданные элементы инновационной системы и увеличение государственного финансирования не запустили в должной степени модернизационные процессы и пока не привели к необходимым структурным изменениям и диверсификации экономики.

Не удалось переломить ряд значимых для инновационного развития негативных тенденций. Необходимо ускорение процесса интеграции национальной инновационной системы в глобальную, повышение инновационной активности и эффективности работы компаний, в том числе государственных. Требуется большее взаимодействие науки и бизнеса в целях повышения уровня коммерциализации научных разработок до уровня развитых стран Организации экономического сотрудничества и развития.

В настоящее время ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в экономике, а также его неэффективная структура - избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок.

Нерешенным остается и ряд других серьезных проблем, которые могут свести к нулю результативность деятельности правительства и бизнеса в части инновационного развития экономики республики.

В первую очередь это:

высокие риски ведения предпринимательской деятельности;

наличие административных барьеров (чрезмерное количество установленных норм, запретов, внутренних инструкций и т.п., зачастую противоречащих друг другу), прежде всего для развития малого и среднего бизнеса, в том числе инновационного;

недостаточный уровень информированности населения о государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (отсутствие системы регулярного информирования населения Республики Татарстан о мероприятиях, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства);

незаинтересованность кредитных организаций в финансировании рискового инновационного бизнеса;

недостаточный уровень содействия в реализации инвестиционных проектов в муниципальных районах республики;

сокращение количества организаций, выполняющих научные исследования и разработки (снижение инновационной активности на производственных предприятиях; недостаток денежных средств, высокая стоимость нововведений, низкий уровень господдержки и экономические риски, связанные с инновациями);

недостаточное развитие механизмов государственно-частного партнерства, ограниченная эффективность государственных инвестиций;

недостаточный кадровый, в том числе управленческий, потенциал для развития инновационных секторов экономики и модернизации традиционных отраслей.

Последовательное решение перечисленных проблем позволит существенно улучшить инновационное развитие Республики Татарстан. Вместе с тем выход на устойчивый инновационный путь развития возможен лишь тогда, когда инновации станут основой функционирования всех компонентов системы рыночного хозяйствования: формирования структуры производства и его технической базы, совершенствования систем управления, развития человеческого фактора производства. Только в этом случае возможен переход от инноваций как "точечного" экономического феномена к преимущественно инновационному пути развития экономики в целом.

В настоящее время значимой составляющей общественно-политического и экономического развития республики становятся некоммерческие организации, которые оперативно реагируют на необходимость решения актуальных социальных проблем, возникающих в процессе модернизации общества, действуют в стратегически важных направлениях социально-экономического развития Республики Татарстан.

Социально ориентированные некоммерческие организации, отражая интересы различных, в первую очередь социально не защищенных, групп населения, играют значительную роль в развитии демократии, участвуя в выработке и принятии важных решений, формировании общественного мнения по многообразным аспектам жизни общества, чувства патриотизма и гражданской ответственности, активной жизненной позиции, внедрении новых форм самоорганизации и самоуправления.

В целом налаженные конкурсные механизмы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, меры содействия выдвигаемым ими социальным инициативам являются основой становления единой системы общественно-государственного взаимодействия, основанного на программно-целевом подходе и технологиях социального проектирования.

Ключевой задачей, стоящей перед Республикой Татарстан, является обеспечение конкурентоспособности отраслей экономики. Актуальность этой задачи в последние годы возросла в связи с организацией Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана и членством Российской Федерации во Всемирной торговой организации. Все более глубокая интеграция России в международную торговлю способствует созданию более жесткой конкурентной среды для бизнеса, что заставляет искать пути повышения эффективности предприятий.

Основным фактором обеспечения экономического роста и конкурентоспособности экономики является повышение производительности труда. Влияние фактора производительности одинаково значимо как на макроэкономическом уровне, так и на уровне отдельных предприятий.

Производительность с макроэкономической точки зрения является одним из основных факторов повышения благосостояния республики. При этом именно возможность более эффективно производить товары и оказывать услуги позволяет обеспечить качественный прирост добавленной стоимости, т.е. ВРП, а не просто его валовое увеличение. Эффективное производство способствует повышению объема и качества производимых товаров и оказываемых услуг и, в конечном счете, улучшению качества жизни населения.

На уровне отдельного предприятия повышение производительности труда позволяет обеспечить конкурентоспособность бизнеса - сократить издержки, накопить инвестиционный капитал, выполнить свои обязательства перед акционерами, работниками и государством.

Существенным моментом в рамках реализации настоящей Программы является минимизация возможных рисков, которые могут возникнуть в ходе ее выполнения и тем самым способны негативно сказаться на ее результатах.

Риски, связанные с реализацией Программы, можно подразделить на внутренние, которые относятся к сфере компетенции государственного заказчика - координатора Программы и соисполнителей Программы, и внешние, наступление или ненаступление которых не зависит от действий государственного заказчика - координатора Программы и ее соисполнителей.

К внутренним рискам относятся:

низкая исполнительская дисциплина ответственных исполнителей и соисполнителей Программы, а также должностных лиц, ответственных за выполнение мероприятий Программы;

несвоевременная разработка, согласование и принятие документов, обеспечивающих выполнение мероприятий Программы;

неэффективная организация и управление процессом реализации мероприятий Программы;

низкая эффективность использования бюджетных средств в рамках Программы;

необоснованное перераспределение средств в ходе исполнения программных мероприятий;

отсутствие или недостаточность межведомственной координации в ходе реализации программных мероприятий;

неполное выполнение мероприятий Программы.

Мерами управления внутренними рисками являются:

детальное планирование хода реализации Программы;

оперативный мониторинг выполнения мероприятий Программы;

своевременная актуализация ежегодных планов реализации Программы, в том числе корректировка состава и сроков исполнения мероприятий с сохранением ожидаемых результатов мероприятий Программы.

К внешним рискам можно отнести следующие:

деятельность органов государственной власти (дублирование и несогласованность мероприятий в рамках Программы и других государственных программ Республики Татарстан);

возникновение дестабилизирующих общественных процессов (пассивное сопротивление отдельных граждан и общественных организаций, вызванное этическими, моральными, культурными и религиозными причинами);

возможность снижения темпов экономического роста, ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, усиление инфляции;

финансовые риски, связанные с недостаточным уровнем бюджетного финансирования мероприятий Программы, вызванные возникновением бюджетного дефицита.

 

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 23 июня 2017 г. N 423 раздел II настоящей Программы изложен в новой редакции

См. текст раздела в предыдущей редакции

II. Основные цели, задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов Программы, сроки и этапы ее реализации

 

Цель Программы - создание благоприятных условий для гармоничного развития экономики Республики Татарстан и обеспечения роста уровня жизни населения Республики Татарстан.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

1. Повышение эффективности государственного управления, увеличение активности жителей в общественно-политической жизни Республики Татарстан, создание условий для развития инновационной деятельности и промышленного производства;

2. Создание условий для эффективного функционирования и развития малого и среднего предпринимательства как важнейшего компонента формирования инновационной экономики, а также увеличение его вклада в решение задач социально-экономического развития Республики Татарстан;

3. Стимулирование социально ориентированной деятельности некоммерческих организаций;

4. Повышение производительности труда и рост числа высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях Республики Татарстан;

5. Создание условий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности Кластера;

6. Формирование действенного механизма получения экономических преимуществ за счет эффективного управления интеллектуальной собственностью;

7. Повышение инвестиционной привлекательности и деловой активности малого и среднего бизнеса;

8. Формирование благоприятных условий для развития конкурентоспособных промышленных производств на территории Республики Татарстан.

Масштабность поставленной цели требует разработки комплекса мероприятий. В этой связи в настоящей Программе предусмотрена реализация следующих подпрограмм:

1) "Совершенствование государственной экономической политики в Республике Татарстан на 2014-2020 годы";

2) "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014-2017 годы";

3) "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Татарстан на 2014-2020 годы";

4) "Повышение производительности труда на предприятиях Республики Татарстан на 2015-2020 годы";

5) "Развитие Камского инновационного территориально-производственного кластера на 2015-2018 годы";

6) "Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2016-2020 годы";

7) "Бюджетные инвестиции и капитальный ремонт социальной и инженерной инфраструктуры";

8) "Создание и развитие индустриальных (промышленных) парков и промышленных площадок муниципального уровня на территории Республики Татарстан на 2017-2020 годы".

Основные цели, задачи, индикаторы оценки результатов целей и задач, а также объемы финансирования мероприятий представлены в приложениях к подпрограммам.

Основными макроэкономическими показателями, характеризующими результаты экономических преобразований и формирования инновационной экономики в рамках реализации Программы, являются:

увеличение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного человека до 165 тыс. рублей;

увеличение объема прямых иностранных инвестиций в расчете на одного жителя Республики Татарстан к 2020 году до 180 долларов США;

обеспечение высокого качества предоставления органами исполнительной власти государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан;

увеличение доли продукции, работ, услуг субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме валового регионального продукта к 2016 году до 34 процентов;

улучшение условий для эффективного функционирования и развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан: снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие внешнеэкономических связей для продвижения продукции на региональные и зарубежные рынки;

увеличение количества социально ориентированных некоммерческих организаций, которым оказана поддержка, до 180 единиц;

увеличение производительности труда в 1,2 раза и доли высокопроизводительных рабочих мест в среднегодовой численности занятого населения в 1,3 раза к концу 2020 года относительно показателя 2014 года;

увеличение выработки на одного работника организаций - участников Кластера в стоимостном выражении к 2018 году составит 6 процентов;

увеличение объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями Кластера либо одной или более организацией - участником Кластера совместно с иностранными организациями, до 5 процентов ежегодно.

Таким образом, системы целей, задач и мероприятий, предусмотренные в рамках каждой из подпрограмм, в комплексе наиболее полно охватывают весь диапазон приоритетных направлений экономического развития и в максимальной степени способствуют достижению целей и конечных результатов настоящей Программы.

На создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса направлены мероприятия по:

содействию технологическому перевооружению производства и повышению производительности труда субъектов малого и среднего предпринимательства в промышленности, а также созданию условий для устойчивого развития малых форм хозяйствования в сельской местности;

содействию внедрению технологий, необходимых для производства инновационной и конкурентоспособной продукции;

повышению доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства;

созданию новых форм и развитию имеющейся инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

развитию кадрового потенциала предпринимательства;

повышению качества оказания государственных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе научно-методического, нормативно-правового и консультационного обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства;

вовлечению экономически активного населения в предпринимательскую деятельность;

развитию внешнеэкономических связей, созданию условий для продвижения продукции, производимой субъектами малого и среднего предпринимательства, на региональные и зарубежные рынки.

На повышение эффективности государственного управления и создание условий для развития инновационной деятельности и промышленного производства Республики Татарстан направлены мероприятия по организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", продвижению продукции республиканских предприятий на внутренние и внешние рынки, поддержанию актуального состояния документов территориального планирования (схемы территориального планирования Республики Татарстан и муниципальных районов Республики Татарстан, генеральных планов городских округов, городских и сельских поселений), развитию инновационного пояса университетов, созданию системы управления интеллектуальной собственностью, установлению тарифов по регулируемым видам деятельности.

На повышение производительности труда на предприятиях республики направлены мероприятия по:

стимулированию предприятий республики к проведению эффективных преобразований, направленных на повышение производительности труда;

созданию благоприятных внешних условий и снятию текущих (инфраструктурных, ресурсных, в том числе кадровых, и административных) ограничений для развития и повышения производительности предприятий Республики Татарстан;

повышению эффективности деятельности предприятий Республики Татарстан с использованием принципов и инструментов методики бережливого производства.

На создание условий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности Кластера до мирового уровня, направлены мероприятия по:

разработке и содействию реализации проектов развития территориального Кластера, выполняемых совместно двумя и более организациями - участниками Кластера;

организации подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировок кадров, предоставления консультационных услуг в интересах организаций - участников Кластера;

оказанию содействия организациям - участникам Кластера в выводе на рынок новых продуктов (услуг), развитии их кооперации в научно-технической сфере, в том числе с иностранными организациями;

развитию на территориях, на которых расположен Кластер, объектов инновационной, образовательной, транспортной, энергетической, инженерной, экологической и социальной инфраструктур;

обеспечению текущей деятельности специализированной организации Кластера - ассоциации "Некоммерческое партнерство "Камский инновационный территориально-производственный кластер".

Описание ожидаемых результатов реализации цели и задач Программы, а также финансирование Программы в разрезе подпрограмм представлены в приложениях N 1, 2 к настоящей Программе.

Общий срок реализации Программы: 2014-2020 годы.

I этап: 2014-2016 годы;

II этап: 2017-2020 годы.

В рамках I этапа планируется:

разработать и принять нормативные правовые акты, регулирующие сферу экономического и инновационного развития Республики Татарстан;

совершенствовать механизмы, обеспечивающие доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и материальным ресурсам, а также направленные на содействие в устранении административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства;

осуществить координацию действий некоммерческого сектора социально ориентированной направленности в сфере государственно-общественных отношений, создать единые подходы в работе с организованными общественными инициативами и устранить дублирование деятельности органов государственной власти и некоммерческого сектора;

сформировать основу для системной работы по повышению производительности труда и обеспечению конкурентоспособности предприятий Республики Татарстан.

В рамках II этапа планируется:

продолжить реализацию мер инвестиционного и инновационного характера, закрепляющих достигнутые позитивные изменения, на базе нормативных правовых актов Республики Татарстан, в результате чего будет обеспечено динамичное развитие экономики, позволяющее ускоренными темпами решать вопросы повышения качества жизни населения;

обеспечить реализацию мероприятий, направленных на повышение эффективности государственного управления экономическим развитием Республики Татарстан.

 

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 23 июня 2017 г. N 423 раздел III настоящей Программы изложен в новой редакции

См. текст раздела в предыдущей редакции

III. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

 

Общий объем финансирования Программы составляет 17737702,94502 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета Республики Татарстан - 12686706,46762 тыс. рублей; за счет планируемых к привлечению средств федерального бюджета - 4361635,59740 тыс. рублей; за счет планируемых к привлечению средств местных бюджетов - 3786,30 тыс. рублей и внебюджетных источников - 685574,58 тыс. рублей.

 


Год

Объем средств, тыс. рублей

всего

бюджет Республики Татарстан

средства, планируемые к привлечению из

федерального бюджета

местного бюджета

внебюджетных источников

2014

3669180,11820

1794954,54562

1717775,57258*(2)

100,0

156350,00

2015

3778805,29009

1908009,59

1701821,12009*(3)

150,0

168824,58

2016

3202255,21463

2457901,0

596181,71463*(4)

472,5

147700,00

2017

2720385,7421

2419438,552

248762,1901*(1)

760,0

51425,00

2018

1521079,56

1369798,26

97095,0*(1)

761,30

53425,00

2019

1426139,76

1371952,26

*(1)

762,5

53425,00

2020

1419857,26

1364652,26

*(1)

780,0

54425,00

Итого

17737702,94502

12686706,46762

4361635,59740

3786,3

685574,58

 

Примечание: объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов.

*(1) Объем ресурсного обеспечения Программы за счет средств федерального бюджета определяется ежегодно по итогам конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета.

*(2) В том числе 193209,83529 тыс. рублей - остаток неосвоенных средств федеральных субсидий, полученных в 2012-2013 годах на реализацию мероприятий Республиканской программы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1151, освоенный в 2014 году.

*(3) В том числе 437206,63906 тыс. рублей - остаток неосвоенных средств федеральных субсидий, полученных в 2014 году на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014-2017 годы", освоенный в 2015 году.

*(4) В том числе 1364,34855 тыс. рублей - остаток неосвоенных средств федеральных субсидий, полученных в 2015 году на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014-2017 годы", освоенный в 2016 году.

 


IV. Механизм реализации Программы

 

Министерство экономики Республики Татарстан обеспечивает координацию деятельности государственных органов Республики Татарстан, их структурных подразделений и иных организаций, осуществляющих меры по выполнению Программы, согласованность действий по ее реализации, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, осуществляет взаимодействие с исполнителями Программы, а также общий контроль за ее реализацией.

Соисполнители Программы ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в Министерство экономики Республики Татарстан информацию о ходе реализации мероприятий Программы.

Министерство экономики Республики Татарстан ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, формирует сводную статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы, а также эффективности использования финансовых средств в соответствии с формой, установленной приложением N 5 к Порядку разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199, и ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, направляет в Министерство финансов Республики Татарстан информацию о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.

Для достижения целей и конечных результатов Программы в случае необходимости потребуется ее корректировка с учетом выделяемых на ее реализацию средств и уточнения целевых индикаторов, показателей и затрат по ее мероприятиям.

 

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 31 марта 2016 г. N 190 в раздел V настоящей Программы внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции

V. Оценка социально-экономической эффективности Программы

 

Эффективность реализации Программы оценивается исходя из:

степени достижения цели и решения задач Программы путем сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов и их плановых значений;

степени соответствия ресурсного обеспечения Программы запланированному уровню затрат и эффективности использования средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования подпрограмм и мероприятий Программы по каждому источнику ресурсного обеспечения.

Кроме того, реализация мероприятий Программы будет способствовать:

повышению эффективности государственного управления и выработке единого системного подхода по формированию стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития Республики Татарстан;

оптимизации порядка предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций);

повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг;

совершенствованию системы государственных и муниципальных заказов в Республике Татарстан путем повышения эффективности расходования бюджетных средств, информационной прозрачности государственных закупок, повышения квалифицированных специалистов в сфере государственного заказа;

увеличению количества приоритетных проектов, реализуемых при поддержке Правительства Республики Татарстан с участием иностранных инвесторов;

повышению инвестиционной открытости Республики Татарстан, формированию ее позитивного имиджа и позволит обеспечить создание благоприятных условий для развития инвестиционного, инновационного и предпринимательского климата в Республике Татарстан;

развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

развитию механизмов, направленных на содействие в устранении административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства;

повышению производительности труда и конкурентоспособности предприятий Республики Татарстан;

созданию условий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности Кластера до мирового уровня;

созданию условий, обеспечивающих развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан.

 


Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 23 июня 2017 г. N 423 настоящее приложение изложено в новой редакции

См. текст приложения в предыдущей редакции

Приложение N 1
к
государственной программе
"Экономическое развитие и инновационная
экономика Республики Татарстан
на 2014-2020 годы"

 

Цели, задачи, индикаторы оценки результатов государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014-2020 годы"

 

Наименование цели

Наименование задачи

Индикаторы оценки конечных результатов, единица измерения

Значения индикаторов по годам

2013 год (базовый)

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Создание благоприятных условий для гармоничного развития экономики Республики Татарстан и обеспечения роста уровня жизни населения Республики Татарстан

Повышение эффективности государственного управления, увеличение активности жителей в общественно-политической жизни Республики Татарстан, создание условий для развития инновационной деятельности и промышленного производства; создание условий для эффективного функционирования и развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) как важнейшего компонента формирования инновационной экономики, а также увеличение его вклада в решение задач социально-экономического развития Республики Татарстан

Индекс физического объема валового регионального продукта, процентов

102,4

102,1

100,0

102,5

103,1

104,2

103,1

103,9

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного человека, тыс. рублей

121,5

131,4

148,9

148,0

150,0

155,0

160,0

165,0

Объем прямых иностранных инвестиций в расчете на одного жителя Республики Татарстан, долларов США

106,6

113,3

134,6

55,0

150,0

160,0

170,0

180,0

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микропредприятиях, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения, процентов

26,4

27,0

26,0

25,0

25,0

-

-

-

Количество субъектов МСП (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения, единиц

36,6

37,0

36,0

35,0

35,0

-

-

-

Доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства, процентов

22,0

21,5

21,3

21,3

21,4

21,6

21,8

22

Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций, процентов

18,7

18,9

19,5

20,0

20,5

21

21,5

22

Уровень удовлетворенности заявителей Республики Татарстан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг, процентов

60

60

60

80

85

90

90

-

Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, процентов

40

40

90

90

90

90

90

90

Доля экспорта несырьевой продукции в общем объеме производства, процентов

26,3

25,4

22,1

20,0

20,8

21,3

21,5

21,7

Доля аукционов в электронной форме от общего числа проведенных торгов, процентов

94,0

94,2

96,2

85,0

85,0

85,0

85,0

85,0

Доля конкурентных закупок (количество участников более одного к общему количеству торгов), процентов

69,9

70,1

70,5

87,6

71,32

72,78

72,26

72,7

 

 

Отношение количества регулируемых организаций, обратившихся с заявлением об утверждении тарифов (цен), к количеству организаций, в отношении которых принято решение органа государственного регулирования тарифов, процентов

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

 

Количество разработанных генеральных планов поселений, штук

30

-

6

-

 

 

 

 

Ежегодная корректировка схемы территориального планирования Республики Татарстан, раз

1

1

1

1

 

 

 

 

Доля выполненных мероприятий, предусмотренных утвержденными программами (планами) по реализации мер антикоррупционной политики в Комитете Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу, процентов

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Доля информационных материалов, представленных в срок, от их общего числа, процентов

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Доля стоимости контрактов, заключенных по результатам несостоявшихся конкурентных способов закупок, в общей стоимости заключенных контрактов, процентов

8,38

6,7

5,05

15,0

30,0

30,0

30,0

30,0

Количество территориальных общественных самоуправлений (далее - ТОС) на территории Республики Татарстан, единиц

116

331

338

347

-

-

-

-

Доля жителей, объединенных в ТОС, от общего числа жителей Республики Татарстан, процентов

19

35

35

36

-

-

-

-

Стимулирование социально ориентированной деятельности некоммерческих организаций

Количество социально ориентированных некоммерческих организаций, которым оказана поддержка, единиц

120

204

202

164

не менее 96

не менее 104

не менее 112

не менее 122

Повышение производительности труда и рост числа высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях Республики Татарстан

Индекс производительности труда на предприятиях республики, в процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах

103,1

102,8

100,7

102,9

103,5

104,6

103,5

104,0

Доля высокопроизводительных рабочих мест в среднегодовой численности занятого населения, процентов

26,9

30,0

28,0

33,6

35,3

37,0

38,2

40,8

Создание условий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности Камского инновационного территориально-производственного кластера (далее - Кластер) до мирового уровня

Рост выработки на одного работника организаций - участников Кластера в стоимостном выражении (по отношению к предыдущему году, процентов)

0

0

4

5

6

6

-

-

Рост объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями Кластера либо одной или более организацией - участником Кластера совместно с иностранными организациями, в стоимостном выражении (по отношению к предыдущему году, процентов)

0

0

5

5

5

5

-

-

 

Создание условий, обеспечивающих развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан

Количество предприятий, участвующих в создании систем управления правами на интеллектуальную собственность предприятий, единиц

-

-

-

-

2

2

2

2

Автоматизированная информационно-аналитическая система "Интеллектуальный потенциал Республики Татарстан", единиц

-

-

-

-

-

1

-

-

Количество специалистов, прошедших подготовку и переподготовку кадров в сфере управления интеллектуальной собственностью, человек

-

-

-

-

100

100

100

100

Количество обследованных предприятий и организаций с целью инвентаризации, экспертизы, выявления охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности и их оценка, выявление проблем в сфере осуществления технологических инноваций, продвижение технологий на российский и международный рынки, единиц

-

-

-

-

3

3

3

3

Количество научно-технических, экономических и методических мероприятий, единиц

-

-

-

3

3

4

4

4

Количество созданных центров поддержки технологий и инноваций Республики Татарстан, единиц

-

-

-

16

17

18

19

20

Создание и развитие индустриальных (промышленных) парков и промышленных площадок муниципального уровня на территории Республики Татарстан на 2017-2020 годы

Количество получателей государственной поддержки, единиц

 

 

 

 

11

9

8

8


Информация по документу
Читайте также