Расширенный поиск
Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 29.11.1994 № 2244-XIIЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН О ВЫБОРАХ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные принципы выборов народных депутатов Республики Татарстан Выборы народных депутатов Республики Татарстан проводятся по избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Республики Татарстан в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Республики Татарстан с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. (Дополнен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305) Статья 2. Избирательное право 1. Право избирать и быть избранным имеют граждане Республики Татарстан, достигшие 18 лет. 2. Какие-либо прямые или косвенные ограничения избирательных прав граждан Республики Татарстан в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, времени проживания в данной местности, рода и характера занятий и иных обстоятельств запрещаются. 3. Не могут быть избранными и не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы(Исключен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305). Статья 3. Назначение выборов народных депутатов Республики Татарстан 1. Выборы народных депутатов Республики Татарстан назначаются Государственным Советом Республики Татарстан не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий народных депутатов. 2. По решению Государственного Совета Республики Татарстан выборы в Государственный Совет Республики Татарстан могут быть перенесены на другой срок, но не более чем на четыре месяца. (Дополнен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305) 2. Сообщение о дне выборов публикуется в печати. Статья 4. Выборы народных депутатов Республики Татарстан 1. Государственный Совет Республики Татарстан состоит из 130 народных депутатов, избираемых по одномандатным административно - территориальным и территориальным избирательным округам. 2. Административно - территориальный избирательный округ образуется в районе, городе республиканского подчинения и районе в городе. В каждом из них избирается один народный депутат. 3. Территориальные избирательные округа образуются на основе единой нормы представительства с допускаемым отклонением числа избирателей в них от нормы до 15 процентов. От каждого территориального избирательного округа избирается один народный депутат. Право выдвижения кандидатов в народные депутаты Республики Татарстан принадлежит: собраниям избирателей по месту работы (учебы, службы) и по месту жительства; избирателям в порядке самовыдвижения; избирательным объединениям и избирательным блокам, зарегистрированным в установленном законом порядке. Перечень политических общественных объединений, зарегистрированных в установленном законом порядке на уровне, соответствующем уровню выборов, представляется в Центральную избирательную комиссию Республики Татарстан Министерством юстиции Республики Татарстан не позднее 7 дней после обнародования дня выборов. Выдвижение кандидата возможно при условии представления лицом письменного заявления о согласии баллотироваться, в котором указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), занимаемая должность, сведения о неснятых или непогашенных судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения), и дается обязательство, в случае проведения одновременных выборов и в Государственную Думу Российской Федерации, баллотироваться лишь в одном избирательном округе, а в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Указанное заявление вместе с уведомлением о начале сбора подписей направляется в соответствующую избирательную комиссию. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305) Статья 6. Расходы, связанные с выборами народных депутатов Республики Татарстан. Материальное обеспечение выборов 1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов народных депутатов, производятся за счет средств Республиканского бюджета Республики Татарстан. 2. Государственные предприятия, учреждения, организации и органы на период подготовки и проведения выборов предоставляют безвозмездно в распоряжение избирательных комиссий помещения, необходимое оборудование и транспортные средства. 3. Средства, выделенные из Республиканского бюджета Республики Татарстан на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Республики Татарстан не позднее 25 дней после назначения выборов и немедленно распределяются ею между всеми избирательными комиссиями в течении трех дней. В случае необходимости выделенные средства индексируются. 4. Отчет о расходовании выделенных из Республиканского бюджета Республики Татарстан средств Центральная избирательная комиссия (Исключен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305)Республики Татарстан представляет Государственному Совету Республики Татарстан не позднее 60 дней после официального опубликования результатов выборов, а окружные комиссии - в Центральную избирательную комиссию не позднее 30 дней. 5. Для финансирования предвыборной агитации кандидатов в народные депутаты могут создаваться избирательные фонды из средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию Центральной или окружной избирательными комиссиями, собственных средств, а также добровольных пожертвований, взносов физических и юридических лиц, в том числе общественных формирований. Пожертвования или взносы со стороны иностранных государств, организаций и граждан не допускаются. Все денежные средства, поступающие в избирательные фонды кандидатов в народные депутаты, перечисляются на специальный счет кандидата в народные депутаты в банке, который открывается соответствующей окружной избирательной комиссией после регистрации кандидата в народные депутаты в течение трех календарных дней. 6. Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается Центральной избирательной комиссией (Исключен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305)Республики Татарстан до начала регистрации кандидата в народные депутаты. 7. После определения результатов выборов окружная избирательная комиссия обязана представить в Центральную избирательную комиссию финансовый отчет с указанием источника денежных поступлений в избирательные фонды кандидатов и фактических расходов указанных средств. Форма финансового отчета устанавливается Центральной избирательной комиссией по согласованию с Министерством финансов Республики Татарстан. 8. Денежные средства избирательных фондов, не израсходованные на цели предвыборной агитации кандидатов в народные депутаты, после завершения выборов в размере, пропорциональном размеру денежных средств, выделенных кандидату Центральной или окружной избирательными комиссиями, направляются в Республиканский бюджет Республики Татарстан. Статья 7. Проведение выборов народных депутатов Республики Татарстан избирательными комиссиями Организацию и проведение выборов народных депутатов обеспечивают избирательные комиссии. В решении всех вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов, избирательные комиссии в пределах полномочий, установленных настоящим Законом, самостоятельны. Статья 8. Гласность при подготовке и проведении выборов народных депутатов Республики Татарстан 1. Деятельность избирательных комиссий, государственных и общественных органов и органов местного самоуправления, участвующих в организации и проведении выборов народных депутатов Республики Татарстан, осуществляется открыто и гласно. 2. Избирательные комиссии информируют граждан о своей работе, об образовании избирательных округов, составе, месте нахождения и времени работы избирательных комиссий и списках избирателей. Избирательные комиссии доводят до сведения граждан итоги регистрации кандидатов в народные депутаты, биографические данные о зарегистрированных кандидатах в народные депутаты, результаты голосования по каждому кандидату в народные депутаты и итоги выборов. 3. На заседаниях избирательных комиссий, в том числе при регистрации кандидатов в народные депутаты, пломбировании или опечатывании избирательных ящиков перед началом голосования, подсчете голосов на избирательном участке, определении результатов выборов по избирательному округу, подведении общих итогов выборов, а также на всех других собраниях и заседаниях, связанных с выборами, вправе присутствовать представители собраний избирателей по месту работы (учебы, службы) и по месту жительства, партий, профессиональных союзов и других общественных объединений, органов государственной власти, средств массовой информации, а также доверенные лица кандидатов в народные депутаты. Полномочия указанных представителей должны быть удостоверены соответствующим документом направивших их организаций, предъявляемом вместе с документом, удостоверяющим личность. О намерении представителей присутствовать в день выборов в помещениях для голосования либо на заседаниях избирательных комиссий должно быть сообщено в соответствующие избирательные комиссии не позднее чем за день до выборов. (Исключен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305) 4. Представители и наблюдатели вправе: а) знакомиться со списками избирателей; б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования; в) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания бюллетеней для голосования; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов; д) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования; е) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования и результатах выборов; изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие избирательные комиссии, в том числе списка лиц, присутствовавших при голосовании. По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана выдать или заверить указанные копии; ж) обжаловать действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, иной избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд; з) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях."; статью дополнить пунктом 5 следующего содержания: "5. Представители и наблюдатели, участвующие на заседаниях избирательных комиссий, присутствующие при голосовании и подведении итогов выборов, не вправе: а) выдавать избирателям избирательные бюллетени и открепительные удостоверения; б) расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений; в) заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюллетени; г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; д) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии подсчете избирательных бюллетеней и голосов избирателей; е) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии; ж) вести агитацию среди избирателей; з) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305) 4. Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения выборов народных депутатов Республики Татарстан. ГЛАВА II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 9. Образование избирательных округов по выборам народных депутатов Республики Татарстан 1. Избирательные округа образуются Центральной избирательной комиссией (Исключен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305)Республики Татарстан. 2. Список избирательных округов с указанием числа избирателей в округе, места их расположения, описанием границ и входящих в них административно - территориальных единиц публикуются Центральной избирательной комиссией (Исключен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305)Республики Татарстан не позднее чем за 85 дней до дня выборов. Статья 10. Образование избирательных участков по выборам народных депутатов Республики Татарстан 1. Избирательные участки образуются не позднее чем за 75 дней до выборов решениями глав администраций районов, городов, районов в городах из расчета от 100 до 3000 избирателей. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов. 2. Избирательные участки, образованные в воинских частях, входят в избирательные округа по месту расположения частей. 3. Избирательные участки, образованные в санаториях и домах отдыха, в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, входят в избирательные округа соответственно по месту их нахождения. 4. Список избирательных участков с указанием их номеров, адресов и описанием границ публикуется соответствующей администрацией в местной печати в течение трех дней после их образования. 5. Избирательные участки являются едиными для всех избирательных округов по выборам народных депутатов Республики Татарстан. Статья 11. Списки избирателей и порядок их составления 1. Администрация района, города, района в городе, органы местного самоуправления обеспечивают учет избирателей и передают участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях, проживающих на соответствующей территории, необходимые для составления списков избирателей. 2. Списки избирателей - военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в районах расположения воинских частей, составляются на основе данных, представляемых командирами воинских частей. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. 3. Списки избирателей по избирательным участкам, образованным в санаториях и домах отдыха, больницах и других стационарных лечебных учреждениях, составляются на основе данных, представляемых руководителями указанных учреждений. 4.список избирателей составляется в двух экземплярах, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии, заверяется печатью участковой избирательной комиссии (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305) (Исключен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305) Республики Татарстан. В список избирателей включаются все граждане Республики Татарстан, достигшие ко дню или в день выборов 18 лет, постоянно или временно проживающие к моменту составления списка на территории данного избирательного участка и имеющие право участвовать в голосовании. Избиратель не может быть включен в списки избирателей на других избирательных участках. Список подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления за двадцать дней до выборов. 5. Гражданам обеспечивается возможность ознакомиться со списком избирателей и проверить правильность его составления в помещении участковой избирательной комиссии. Каждому гражданину предоставляется право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в указании данных об избирателе. Заявление о неправильностях в списке рассматривается участковой избирательной комиссией, которая обязана в течение 24 часов (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305) в день выборов немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления в список либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение может быть обжаловано в районный (городской) суд (Исключен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305), который обязан рассмотреть жалобу в трехдневный срок а в день голосования - немедленно (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305). Решение районного (городского) суда окончательное. Исправление в списке избирателей в соответствии с решением суда производится немедленно участковой избирательной комиссией. 6. Избиратели, прибывшие к новому месту жительства после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления либо в силу различных обстоятельств не включенные в основной список избирателей, включаются по их просьбе и по предъявлении ими документов, подтверждающих место жительства, в дополнительный список избирателей. Дополнительный список избирателей подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. ГЛАВА III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 12. Система избирательных комиссий Для проведения выборов народных депутатов Республики Татарстан образуются избирательные комиссии: а) Центральная избирательная комиссия (Исключен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305)Республики Татарстан; б) окружные избирательные комиссии (Исключен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305) Республики Татарстан; в) участковые избирательные комиссии (Исключен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305)Республики Татарстан. Статья 13. Образование Центральной избирательной комиссии (Исключен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305)Республики Татарстан 1. Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан формируется в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и 12 членов комиссии не позднее чем за 90 дней до выборов народных депутатов Республики Татарстан. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305) 2. Председатель Центральной избирательной комиссии утверждается Государственным Советом Республики Татарстан по представлению Президента Республики Татарстан. 3. Центральная избирательная комиссия утверждается Государственным Советом Республики Татарстан. При этом половина членов комиссии представляется Председателем Государственного Совета Республики Татарстан , а другая половина - Президентом Республики Татарстан с учетом предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства, Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан предыдущего состава (Дополнен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305). Статья 14. Полномочия Центральной избирательной комиссии (Исключен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305)Республики Татарстан 1. Центральная избирательная комиссия: а) осуществляет на всей территории Республики Татарстан контроль за исполнением настоящего Закона и обеспечивает его единообразное применение, дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона и входит в случае необходимости в Государственный Совет Республики Татарстан с представлениями о его толковании; б) направляет деятельность избирательных комиссий; в) образует избирательные округа; г) распределяет денежные средства, выделенные из Республиканского бюджета Республики Татарстан, по избирательным комиссиям и контролирует их целевое использование, контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения выборов; д) устанавливает формы и утверждает тексты бланков избирательных бюллетеней (Исключен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305), списков избирателей, протоколов регистрации и подведения итогов голосования, других избирательных документов, образцы избирательных ящиков и печатей избирательных комиссий, порядок хранения избирательных документов; е) регистрирует избранных народных депутатов, подводит итоги выборов в целом по республике, публикует в печати сообщения об итогах выборов и список избранных народных депутатов Республики Татарстан; ж) решает вопросы, связанные с проведением повторного голосования и повторных выборов; з) решает вопросы, связанные с организацией отзыва народных депутатов Республики Татарстан; и) назначает выборы народных депутатов вместо выбывших и обеспечивает их проведение; к) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия избирательных комиссий, отменяет решения этих комиссий, приостанавливает их действие либо принимает другие решения по этим вопросам; л) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими законами Республики Татарстан. 2. Решения Центральной избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и должностных лиц, которые обязаны оказывать ей содействие и представлять необходимые для ее работы сведения и материалы. 3. Центральная избирательная комиссия действует до образования Центральной избирательной комиссии в новом составе в связи с назначением выборов народных депутатов Республики Татарстан нового созыва. Статья 15. Образование окружных избирательных комиссий Окружная избирательная комиссия образуется Центральной избирательной комиссией в каждом избирательном округе по выборам народных депутатов Республики Татарстан в составе председателя и 10 - 12 членов не позднее 75 дней до выборов. При этом половина членов окружных избирательных комиссий предлагается президиумами представительных органов государственной власти районов, городов республиканского подчинения, а другая половина - главами местной администрации. Окружные избирательные комиссии формируются с учетом предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. (Дополнен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305) Статья 16. Полномочия окружной избирательной комиссии 1. Окружная избирательная комиссия: а) действует под руководством Центральной избирательной комиссии и осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на территории избирательного округа; б) направляет деятельность участковых избирательных комиссий; устанавливает нумерацию избирательных участков по избирательному округу; в) регистрирует выдвинутых кандидатов в народные депутаты, их доверенных лиц и выдает им соответствующие удостоверения; г) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов в народные депутаты; д) распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными Центральной избирательной комиссией для проведения выборов по избирательному округу; е) обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и снабжение ими участковых избирательных комиссий; выдает избирателям открепительные удостоверения для голосования (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305) ж) устанавливает результаты выборов по округу и передает их в Центральную избирательную комиссию, выдает удостоверение избранному народному депутату Республики Татарстан, обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в архив; з) организует проведение повторного голосования и повторных выборов, а также выборы народного депутата вместо выбывшего; и) контролирует обеспечение участковых комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально - технического обеспечения выборов; к) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения; л) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом. 2. Срок полномочий окружных избирательных комиссий заканчивается после избрания депутата и утверждения Центральной избирательной комиссией отчета о расходовании средств на организацию и проведение выборов народных депутатов Республики Татарстан. 3. Функции и полномочия окружных избирательных комиссий административно - территориальных округов выполняют соответствующие районные, городские, районные в городе избирательные комиссии. (Дополнен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305) Статья 17. Образование участковых избирательных комиссий Участковые избирательные комиссии образуются президиумами местных Советов народных депутатов по представлению соответствующих местных администраций в составе председателя комиссии и 6 - 14 членов не позднее чем за 60 дней до выборов. на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. (Дополнен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305) Статья 18. Полномочия участковой избирательной комиссии 1. Участковая избирательная комиссия: а) составляет список избирателей по избирательному участку; б) проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений; в) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, предусмотренных настоящим Законом; г) оповещает население о месте нахождения участковой избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне, времени выборов и месте голосования; д) обеспечивает подготовку помещения для голосования и избирательных ящиков; выдает избирателям открепительные удостоверения для голосования. (Дополнен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305) е) организует на избирательном участке голосование в день выборов; ж) производит подсчет голосов, поданных за кандидатов в народные депутаты, определяет результаты голосования на избирательном участке, обеспечивает их передачу соответствующим окружным избирательным комиссиям и подготовку документации к сдаче в архив; з) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения; и) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом. 2. Срок полномочий участковых избирательных комиссий заканчивается после избрания депутата и передачи ею избирательной документации соответствующей окружной избирательной комиссии. Статус членов избирательных комиссий Членами комиссии с правом решающего голоса не могут быть депутаты, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица собраний избирателей и избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов или лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии. Член избирательной комиссии: заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии; вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования; вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, избирательными бюллетенями), включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков избирателей, избирательных бюллетеней), требовать заверения этих копий. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случае: письменного заявления члена избирательной комиссии о сложении своих полномочий; выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Татарстан; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии; признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; утраты гражданства Республики Татарстан; систематического невыполнения обязанностей членом избирательной комиссии по представлению избирательной комиссии; наличия иных оснований, предусмотренных настоящим Законом. Председателю и секретарю окружной и участковой избирательных комиссий, освобожденным от основной работы в случае проведения одновременных республиканских и федеральных выборов за 60 дней до дня выборов, ежемесячно производится оплата труда за счет средств Республиканского бюджета Республики Татарстан, выделенных на проведение выборов, в размерах, не превышающих семикратный размер минимальной заработной платы. Другим членам избирательных комиссий, освобожденным на период подготовки и проведения выборов от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение выборов, не ниже средней заработной платы по основному месту работы. В течение срока своих полномочий член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса на период проведения выборов не может быть привлечен без согласия Прокурора Республики Татарстан к уголовной ответственности или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. После регистрации избирательной комиссией кандидата данный кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса. Член комиссии с правом совещательного голоса не может быть одновременно членом иной избирательной комиссии. Член комиссии с правом совещательного голоса обладает всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов. Член комиссии с правом совещательного голоса не имеет право: выдавать открепительные удостоверения для голосования, избирательные бюллетени; участвовать в сортировке и подсчете избирательных бюллетеней; участвовать в составлении протокола об итогах голосования и результатах выборов; принимать участие в голосовании при принятии решений избирательной комиссией; подписывать решения избирательной комиссии.". Статья 15. Пункт 3 статьи 19 изложить в следующей редакции: "3. Решения избирательной комиссии принимаются открытым или тайным голосованием. Решения избирательной комиссии об избрании заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, о регистрации кандидатов в народные депутаты, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, об установлении результатов выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов принимаются на заседании соответствующей избирательной комиссии большинством голосов от общего числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. При принятии решений избирательными комиссиями в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя избирательной комиссии является решающим. Решение избирательной комиссии подписывается председателем и секретарем избирательной комиссии. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем избирательной комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов и в день выборов - немедленно. (Дополнен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305) Статья 19. Организация работы избирательных комиссий 1. Заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются на заседании соответствующей избирательной комиссии. 2. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей состава комиссии. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети состава избирательной комиссии. 3. Решения избирательной комиссии принимаются открытым или тайным голосованием простым большинством голосов от присутствующих на заседании членов избирательной комиссии. Члены избирательной комиссии, не согласные с ее решением, вправе высказать особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу заседания избирательной комиссии. 4. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми республиканскими и местными органами государственной власти, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями. 5. Решения и действия Центральной избирательной комиссии могут быть обжалованы в Верховном суде Республики Татарстан в порядке, установленном законом. Решения и действия других избирательных комиссий могут быть обжалованы в вышестоящей избирательной комиссии или в районном (городском) суде в порядке, установленном законом. При этом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. Решение Верховного суда Республики Татарстан является окончательным. 6. Вышестоящая избирательная комиссия рассматривает жалобы на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий и обязана не позднее чем в пятидневный срок дать ответ по существу, а в день выборов - немедленно. (Исключен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305) 8. Смета расходов, связанных с деятельностью Центральной избирательной комиссии, включается в Республиканский бюджет Республики Татарстан отдельной строкой. 9. Все государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения их задач. 10. Избирательные комиссии имеют право обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, в государственные и общественные органы, к предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленные вопросы и дать избирательным комиссиям ответ не позднее чем в трехдневный срок. ГЛАВА IV. ВЫДВИЖЕНИЕ и регистрация (Дополнен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305) КАНДИДАТОВ В НАРОДНЫЕ ДЕПУТАТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Статья 20. Несовместимость статуса народного депутата с должностным положением В соответствии с Конституцией Республики Татарстан не могут быть депутатами министры, председатели государственных комитетов и другие члены Кабинета Министров Республики Татарстан, за исключением Премьер - министра, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Татарстан, а также судьи. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305) Статья 21. Порядок выдвижения кандидатов в народные депутаты Республики Татарстан в избирательном округе 1. Выдвижение кандидатов в народные депутаты Республики Татарстан начинается за 70 дней и заканчивается не позднее 30 дней до выборов. 2. Контроль за выдвижением кандидатов в народные депутаты обеспечивают окружные избирательные комиссии. 3. Кандидатов в народные депутаты Республики Татарстан могут выдвигать непосредственно избиратели путем самовыдвижения, а также собрания избирателей по месту работы (учебы, службы) и месту жительства, избирательные объединения и избирательные блоки, зарегистрированные в установленном законом порядке. О выдвижении кандидата уведомляется соответствующая окружная избирательная комиссия, в которой будет осуществляться регистрация кандидата. Самовыдвижение осуществляется путем подачи письменного заявления кандидатом в соответствующую избирательную комиссию с полными биографическими данными и уведомлением о последующем сборе подписей в свою поддержку. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305) Собрание избирателей по месту работы (учебы, службы) и месту жительства вправе выдвигать по избирательному округу не более одного кандидата в народные депутаты. Собрание правомочно, если на нем присутствует не менее 100 избирателей. Правомочность собрания устанавливается на основании итогов регистрации его участников. Собрания избирателей могут созываться по инициативе органов представительной и исполнительной власти, избирателей округа, партий, профессиональных союзов и других общественных объединений, администраций предприятий, организаций, учебных заведений, командования воинской части. (Исключен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305)общественные объединения или избирательные блоки этих формирований вправе выдвигать по одному кандидату в народные депутаты в каждом избирательном округе. Избирательные объединения и избирательные блоки вправе выдвигать по одному кандидату в народные депутаты в каждом избирательном округе. На собраниях избирателей и при принятии решений избирательными объединениями и избирательными блоками создаются условия для обсуждения неограниченного числа кандидатур. Каждый участник собрания избирателей, член избирательного объединения, избирательного блока имеет право вносить предложения о кандидатах в народные депутаты, участвовать в их обсуждении, поддерживать предлагаемые кандидатуры либо вносить предложения об их отводе, предлагать для обсуждения в качестве кандидата в народные депутаты свою кандидатуру. Решение о выдвижении кандидата в народные депутаты принимается открытым или тайным голосованием. Порядок голосования и другие процедурные вопросы устанавливаются собранием избирателей. Кандидат в народные депутаты считается выдвинутым, если за него проголосовало более половины участников собрания избирателей. Избирательные объединения и избирательные блоки принимают решение о выдвижении кандидата в народные депутаты в порядке, определенном их учредительными документами. О выдвижении кандидата в народные депутаты составляется протокол. О принятом решении сообщается кандидату в народные депутаты не позднее, чем в двухдневный срок. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305) 4. Для регистрации кандидата в народные депутаты требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее двух процентов избирателей округа. Подписные листы изготавливаются по формам, установленным в приложениях к настоящему Закону. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, род занятий и постоянное место жительства кандидата в народные депутаты. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у кандидата гражданства иностранного государства в подписном листе должно указываться наименование соответствующего иностранного государства. (Дополнен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305) 5. Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает фамилию, инициалы, дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или иного удостоверения личности. Подписной лист удостоверяется лицом, собравшим подписи, с указанием фамилии, имени, отчества этого лица, адреса, серии и номера его паспорта или иного удостоверения личности и лицом, за выдвижение которого собраны подписи."Данные об избирателях, ставящих свою подпись в поддержку кандидата, могут вноситься в подписной лист лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата.". В конце абзаца добавить: "Указанные данные вносятся не иначе как рукописным способом." (Дополнен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305) Удостоверением личности считается любой документ, имеющий полную запись фамилии, имени, отчества, фотографию, скрепленную печатью, номер, где и когда выдан, прямое или косвенное подтверждение местопроживания на территории округа. 6. Подписи избирателей запрещается собирать в рабочие часы в трудовых коллективах, стационарных лечебных учреждениях. Предлагать избирателю или требовать от него какие-либо вознаграждения за подпись в поддержку кандидата в народные депутаты недопустимо. 7. Окружная избирательная комиссия вправе проверить достоверность представленных документов по выдвижению кандидата в народные депутаты и подписей избирателей в его поддержку. 8. Кандидатами в народные депутаты по административно - территориальным избирательным округам выдвигаются граждане Республики Татарстан, постоянно проживающие или работающие на территории данного избирательного округа. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305) 9. Кандидатами в народные депутаты по территориальным избирательным округам выдвигаются граждане Республики Татарстан, работающие или проживающие на территории Республики Татарстан. При этом выдвижение кандидата от избирателей правомочно, если избиратели работают или проживают на территории того округа, по которому выдвигают кандидата. (Дополнен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305) Статья 22. Регистрация кандидатов в народные депутаты Республики Татарстан 1. Кандидаты в народные депутаты, выдвинутые по административно - территориальным и территориальным избирательным округам, регистрируются окружными избирательными комиссиями. 2. Для принятия решения о регистрации кандидатов в народные депутаты не позднее 30 дней до выборов инициаторы выдвижения кандидата в народные депутаты или сам кандидат представляют в окружную избирательную комиссию протокол о выдвижении кандидата в народные депутаты, подписные листы с числом подписей избирателей в поддержку кандидата в народные депутаты, установленные настоящим Законом, и заявление кандидата в народные депутаты о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. При этом лица, подпадающие под действие статьи 20 настоящего Закона, в своих заявлениях указывают о намерении освободить занимаемые должности в случае избрания их народными депутатами Республики Татарстан либо сообщают о снятии своих кандидатур. Для регистрации кандидатов в окружную избирательную комиссию должны быть представлены также сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии декларации о доходах гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов). В случае, если в соответствии с законодательством о налогах и сборах гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять декларацию о доходах, представляется справка о совокупной величине его доходов за год, предшествующий году назначения выборов, из организации по месту получения доходов. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, представляются по форме, установленной в приложении к настоящему Закону. Окружная избирательная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений, представляемых в соответствии с настоящей статьей. (Дополнен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305) 3. Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата в народные депутаты требованиям настоящего Закона и в течение 5 дней регистрирует его. О регистрации кандидатов в народные депутаты окружная избирательная комиссия составляет протокол, который вместе с заявлениями кандидатов в народные депутаты в трехдневный срок представляется в Центральную избирательную комиссию. 4. Отказ в регистрации может быть обжалован в пятидневный срок в Центральную избирательную комиссию. 5. Кандидат в народные депутаты может баллотироваться только в одном избирательном округе по выборам либо от административно - территориальной единицы, либо в округе, образованном на основе единой нормы представительства. 6. Окружная избирательная комиссия не позднее чем на пятый день после регистрации кандидатов в народные депутаты публикует в печати сообщение о регистрации с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, занимаемой должности (рода занятий) и места работы каждого кандидата в народные депутаты. 7. Каждому зарегистрированному кандидату в народные депутаты окружная избирательная комиссия выдает удостоверение. 8. В случае обнаружения недействительных подписей в подписных листах, если количество оставшихся подписей меньше установленного числа для регистрации согласно требованиям настоящего Закона, регистрация кандидата в народные депутаты аннулируется в судебном порядке. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305) 8. Кандидат в народные депутаты не может состоять в Центральной, окружной или участковой избирательных комиссиях. Лицо, выдвинутое кандидатом в народные депутаты и состоящее в одной из указанных избирательных комиссий, считается освобожденным от обязанностей в избирательной комиссии с момента регистрации его кандидатом в народные депутаты. 9. Если в избирательном округе после регистрации кандидатов в народные депутаты и до дня выборов не останется ни одного кандидата в народные депутаты, выборы в этом избирательном округе по решению Центральной избирательной комиссии откладываются и проводятся в сроки, установленные настоящим Законом. Статья 23. Права и обязанности кандидатов в народные депутаты Республики Татарстан 1. Кандидат в народные депутаты имеет право на отпуск без сохранения заработной платы с момента регистрации до дня опубликования результатов выборов. За этот период средний заработок или иной регулярный доход, начисленный ему за предшествующие дате регистрации 3 месяца, но в размере, не превышающем 7-кратный размер минимальной заработной платы, ежемесячно выплачивается кандидату в народные депутаты окружной избирательной комиссией, зарегистрировавшей его, из средств Республиканского бюджета Республики Татарстан, предназначенных для проведения выборов. 2. Кандидаты в народные депутаты со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов имеют право пользоваться бесплатно любыми видами общественного транспорта, включая пригородный, кроме такси и заказных рейсов на других видах транспорта на территории Республики Татарстан. Расходы на эти поездки возмещаются из средств Республиканского бюджета Республики Татарстан, выделенных на проведение выборов, Центральной и соответствующими окружными и избирательными комиссиями. 3. Кандидат в народные депутаты может иметь до пяти доверенных лиц, которые помогают ему в проведении избирательной кампании. Доверенные лица ведут агитацию за избрание кандидата народным депутатом Республики Татарстан, представляют его интересы во взаимоотношениях с государственными и общественными органами, а также в избирательных комиссиях. Кандидат в народные депутаты определяет доверенных лиц по своему усмотрению, несет ответственность за их действия и вправе в любое время заменять их. Доверенные лица кандидата в народные депутаты регистрируются соответствующей окружной избирательной комиссией. Избирательная комиссия после регистрации доверенных лиц выдает им удостоверения. 4. Доверенное лицо не может состоять ни в одной из избирательных комиссий округа. (Исключен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305) 6. Кандидат в народные депутаты имеет право выступать на предвыборных и иных собраниях, в печати, по телевидению, радио, получать необходимые справочные и информационные материалы. При этом условия для всех кандидатов в народные депутаты должны быть равными. 7. Кандидат в народные депутаты в любое время до выборов может снять свою кандидатуру, обратившись с заявлением об этом в соответствующую окружную избирательную комиссию. Если снятие кандидатуры не вызвано серьезным заболеванием или переездом за пределы республики, кандидат возмещает в бюджет средства, полученные им на проведение предвыборной кампании. 8. Инициаторы выдвижения кандидата в народные депутаты имеют право в любое время до выборов отменить свое решение о выдвижении кандидата в народные депутаты. 9. Об отмене решения о выдвижении кандидата в народные депутаты или о снятии кандидатом своей кандидатуры избирательные комиссии доводят до сведения населения соответствующего избирательного округа. 10. Кандидат в народные депутаты Республики Татарстан не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, без согласия Прокурора Республики Татарстан (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305). ГЛАВА V. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 24. Право на участие в предвыборной агитации Граждане Республики Татарстан, общественные объединения имеют право беспрепятственно вести агитацию "за" или "против" кандидатов в народные депутаты Республики Татарстан. Статья 25. Порядок проведения предвыборных мероприятий 1. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в народные депутаты и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов в народные депутаты и их доверенных лиц с избирателями. Заявления о безвозмездном выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления в 3-дневный срок и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом окружной избирательной комиссией. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности всем кандидатам в народные депутаты. 2. Предвыборные мероприятия организуются и проводятся в порядке, установленном законодательством. 3. Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы членам избирательных комиссий, а также в помещениях избирательных комиссий и в помещениях для голосования. Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305) Статья 26. Сроки проведения агитационной кампании Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидата и прекращается с 0 часов накануне дня, предшествующего дню выборов. В течение дня, предшествующего дню выборов, и в день голосования любая предвыборная агитация запрещается. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305) Статья 27. Предвыборная агитация через средства массовой информации 1. За 10 дней до выборов запрещается проведение и опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с предстоящими выборами. 2. Средства массовой информации (печать, радио, телевидение), одним из учредителей которых являются государственные органы, организации, учреждения, а также средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет средств Республиканского бюджета Республики Татарстан, обязаны обеспечивать равные возможности (по продолжительности выступления, времени выхода в эфир, объему печатного материала и другим условиям) для предвыборных выступлений всем зарегистрированным кандидатам в депутаты. Порядок выступлений кандидатов в народные депутаты устанавливается и контролируется окружными избирательными комиссиями по жребию и изменению не подлежит. Коммерческие выступления не допускаются. Статья 28. Выпуск агитационных печатных материалов 1. Партии, профессиональные союзы, другие общественные объединения, блоки общественных объединений, кандидаты в народные депутаты вправе выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. 2. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях, лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Не допускается распространение измышлений, позорящих кандидатов в народные депутаты, унижающих их честь и достоинство. 3. Центральная, окружные избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных и порочащих кандидатов в народные депутаты агитационных материалов, а также материалов, призывающих к насильственному свержению законно избранных органов государственной власти, разжигающих социальную, национальную и религиозную рознь, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в правоохранительные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. Правоохранительные органы обязаны в трехдневный срок рассмотреть такое представление. 4. На зданиях и помещениях, где размещаются избирательные комиссии и избирательные участки, в общественном транспорте вывешивание агитационных печатных материалов запрещается. На других объектах вывешивание указанных материалов разрешается с согласия их собственника или владельца. ГЛАВА VI. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ И ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ВЫБОРОВ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Статья 29. Помещение для голосования 1. Голосование проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи избирательных бюллетеней. Избирательные ящики для голосования устанавливаются таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования. Вся процедура голосования, за исключением заполнения избирательного бюллетеня голосующим в кабине или комнате для голосования, должна находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором размещает информационные материалы о всех зарегистрированных по данному округу кандидатах. В случае наличия у зарегистрированного кандидата неснятой или непогашенной судимости в информационных материалах должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у зарегистрированного кандидата гражданства иностранного государства в информационных материалах должно указываться наименование соответствующего иностранного государства. На стенде размещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе. В информационных материалах не должны содержаться агитационные призывы. (Дополнен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 21.07.99 г. N 2305) 2. Ответственность за организацию голосования, обеспечение тайны волеизъявления избирателей, оборудование помещений несет участковая избирательная комиссия. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. Статья 30. Избирательные бюллетени 1. Для выборов народных депутатов Республики Татарстан каждый избиратель получает избирательные бюллетени, тексты и формы которых устанавливаются Центральной избирательной комиссией. Избирательные бюллетени печатаются на государственных языках Республики Татарстан, а также могут печататься на языках, которыми пользуется население, входящее в тот или иной избирательный участок. Избирательные бюллетени для голосования в административно - территориальных избирательных округах печатаются по распоряжению соответствующих окружных избирательных комиссий. Избирательные бюллетени для голосования в территориальных избирательных округах печатаются по распоряжению Центральной избирательной комиссии и должны быть доставлены окружным избирательным комиссиям не позднее чем за 20 дней до выборов. Участковые избирательные комиссии (председатель и один член комиссии) получают бюллетени от окружных избирательных комиссий по акту (ведомости) не позднее чем за два дня до выборов. По каждому избирательному округу число комплектов избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по участку избирателей более чем на четырепроцента. На обороте полученных бюллетеней ставятся печать участковой избирательной комиссии или подписи двух ее членов. 2. В избирательные бюллетени может быть включено любое число зарегистрированных по избирательному округу кандидатов в народные депутаты, которые печатаются в алфавитном порядке с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, рода занятий и постоянного места жительства кандидата в народные депутаты, а также кем он выдвинут. 3. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня. 4. При выбытии отдельных кандидатов в народные депутаты до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, окружные или участковые избирательные комиссии по указанию соответствующих избирательных комиссий вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах в народные депутаты либо изготовляют новые избирательные бюллетени. Статья 31. Порядок голосования 1. Голосование в день выборов народных депутатов Республики Татарстан проводится с 7 до 21 часа. О времени и месте голосования участковая избирательная комиссия оповещает избирателей не позднее чем за десять дней до выборов. 2. В случае необходимости с учетом местных условий окружная избирательная комиссия по согласованию с Центральной избирательной комиссией может изменить время голосования. 3. Избиратель, который в период, начиная с 10 дней до выборов, уедет и в день выборов не будет пребывать в месте постоянного или временного проживания, может проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в помещении окружной (за 10 - 3 дня до выборов) или участковой (за 2 дня до выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. В первом случае на обороте избирательных бюллетеней, выдаваемых избирателю, ставится печать соответствующей окружной избирательной комиссии. Заполненные избирательные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно окружной или участковой избирательной комиссии либо подписи двух членов участковой избирательной комиссии. Окружные избирательные комиссии при выдаче по акту (ведомости) участковым избирательным комиссиям комплектов избирательных бюллетеней передают им список проголосовавших избирателей, если таковые имеются, и конверты с их бюллетенями. Данная процедура отмечается в акте (ведомости) отдельной строкой. Соответствующая участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке избирателей, проголосовавших таким образом. 4. В день выборов в 7 часов утра председатель участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и присутствующим на избирательном участке избирателям и наблюдателям избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными избирательными бюллетенями, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями, и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики. Число конвертов при этом оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии. Только после этого избиратели приглашаются получать избирательные бюллетени. 5. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирательной комиссией на основании списков избирателей избирательного участка по предъявлении паспорта или иного удостоверения личности. В получении избирательных бюллетеней избиратель расписывается лично. 6. Избирательный бюллетень заполняется голосующим в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении избирательного бюллетеня запрещается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования другое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя. 7. В каждом избирательном бюллетене для голосования избиратель вычеркивает фамилии кандидатов в народные депутаты, против которых он голосует. 8. Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. 9. В случаях, когда отдельные избиратели по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не могут прибыть на избирательный участок для голосования, участковая избирательная комиссия поручает двум членам комиссии организовать голосование в месте пребывания этих избирателей по их письменному или устному заявлению. При этом используются переносные избирательные ящики, которых на избирательном участке должно быть не более двух. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям избирателей, получают под роспись количество избирательных бюллетеней, соответствующее числу письменных или устных заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших вне избирательных участков, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором он расписывается в получении избирательного бюллетеня, а член участковой избирательной комиссии - в его выдаче. Статья 32. Подсчет голосов на избирательном участке 1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. 2. Перед началом подсчета голосов участковая избирательная комиссия подсчитывает и погашает все неиспользованные избирательные бюллетени. Их число оглашается и заносится в протокол. После чего проверяется целостность печатей или пломб на избирательных ящиках, в том числе и переносных, и вскрывает их. Все извлеченные из избирательных ящиков избирательные бюллетени распределяются по избирательным округам. 3. По каждому избирательному округу отдельно определяются недействительные избирательные бюллетени. Таковыми признаются избирательные бюллетени неустановленного образца, без печати окружной или участковой избирательной комиссии, либо без подписей двух членов участковой избирательной комиссии на обороте избирательного бюллетеня, а также избирательные бюллетени, в которых при голосовании оставлено более одного кандидата в народные депутаты. При возникновении сомнений в действительности избирательного бюллетеня вопрос разрешается участковой избирательной комиссией путем голосования. 4. Участковая избирательная комиссия по итогам голосования на основании списков избирателей, избирательных бюллетеней, находившихся в избирательных ящиках, по каждому избирательному округу (в пределах данного избирательного участка) устанавливает и указывает в протоколе: а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному участку; б) число неиспользованных погашенных избирательных бюллетеней; в) число избирателей, получивших избирательные бюллетени в день выборов и проголосовавших ранее; г) число избирателей, принявших участие в голосовании (по бюллетеням, извлеченным из избирательных ящиков); д) число недействительных избирательных бюллетеней; е) число бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; Кроме того указываются: фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов в народные депутаты; число голосов, поданных за каждого из кандидатов в народные депутаты; число голосов, поданных против каждого из кандидатов в народные депутаты. К протоколу прилагаются также поступившие в участковую избирательную комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения. 5. Протокол заседания участковой избирательной комиссии составляется в двух экземплярах и подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами участковой избирательной комиссии. Член участковой избирательной комиссии, несогласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе выразить свое особое мнение, которое прикладывается к каждому экземпляру протокола. 6. По одному экземпляру протокола участковая комиссия направляет в соответствующие окружные избирательные комиссии, вторые экземпляры протоколов вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранятся у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания ее работы. 7. Избирательная документация, включая бюллетени, передается в соответствующие окружные избирательные комиссии не позднее чем через 5 дней после официального объявления итогов выборов. Статья 33. Определение результатов выборов в избирательном округе 1. Соответствующая окружная избирательная комиссия по получении протоколов участковых избирательных комиссий избирательного округа производит подсчет голосов, поданных по округу, путем сложения данных, содержащихся в этих протоколах. 2. Соответствующая окружная комиссия составляет протокол, в котором указывает: а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному округу; б) число неиспользованных погашенных избирательных бюллетеней; в) число избирателей, получивших избирательные бюллетени в день выборов и проголосовавших ранее; г) число избирателей, принявших участие в голосовании (по избирательным бюллетеням, извлеченным из избирательных ящиков); д) число недействительных избирательных бюллетеней; е) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов в народные депутаты и число голосов, поданных за каждого из них, число голосов, поданных против каждого из них; ж) одно из следующих решений: - признание избранным кандидата в народные депутаты, получившего более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании; - признание выборов по избирательному округу недействительными из-за допущенных в ходе выборов нарушений настоящего Закона, что не позволяет с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; - признание выборов по избирательному округу несостоявшимися, если в них приняло участие менее 35 процентов избирателей, внесенных в списки избирателей, а также в связи с выбытием кандидата в народные депутаты, если по избирательному округу был зарегистрирован один кандидат в народные депутаты; з) общее число избирательных бюллетеней, полученных Центральной избирательной комиссией; и) к протоколу прилагаются также поступившие в окружную избирательную комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения. 3. Протокол составляется в двух экземплярах, подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами окружной избирательной комиссии. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в Центральную избирательную комиссию, а другой хранится у секретаря окружной избирательной комиссии до окончания ее работы. Данные протокола сообщаются в Центральную избирательную комиссию по телефону или телеграфу. 4. Соответствующая окружная избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного народным депутатом Республики Татарстан. В соответствии с требованиями статьи 20 настоящего Закона кандидат, избранный народным депутатом Республики Татарстан, должность которого или род занятий несовместимы с мандатом народного депутата Республики Татарстан, в двухнедельный срок в письменном виде обязан сообщить в соответствующую окружную избирательную комиссию о сложении с себя этих обязанностей. 5. Сообщение о результатах выборов по избирательному округу публикуется в печати Центральной и соответствующей окружной избирательными комиссиями в сроки, установленные Центральной избирательной комиссией. В сообщении указываются данные, отмеченные в пункте 2 настоящей статьи. Статья 34. Установление общих итогов выборов, регистрация избранных народных депутатов Республики Татарстан 1. На основании протоколов окружных избирательных комиссий по административно - территориальным и территориальным избирательным округам Центральная избирательная комиссия регистрирует избранных народных депутатов Республики Татарстан. Не позднее чем в двадцатидневный срок после выборов она определяет и публикует общие итоги выборов, а также список избранных народных депутатов Республики Татарстан с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, занимаемой должности (занятия), места работы и жительства, избирательного округа, кем выдвинут. 2. Центральная избирательная комиссия может признать выборы недействительными по отдельным избирательным округам, если установит, что допущенные в этих избирательных округах при проведении выборов нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. 3. Окружная избирательная комиссия после опубликования в печати списка народных депутатов Республики Татарстан, зарегистрированных Центральной избирательной комиссией, выдает каждому избранному народному депутату Республики Татарстан соответствующее удостоверение. ГЛАВА VII. ПОВТОРНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ, ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ И ВЫБОРЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ВМЕСТО ВЫБЫВШИХ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Статья 35. Повторное голосование Если по избирательному округу баллотировалось более двух кандидатов в народные депутаты и ни один из них не был избран, соответствующая окружная избирательная комиссия принимает решение о проведении в избирательном округе повторного голосования по двум кандидатам в народные депутаты, получившим наибольшее число голосов. При равенстве их у нескольких кандидатов в народные депутаты в избирательный бюллетень включаются два кандидата в народные депутаты, зарегистрированные раньше других. Об этом решении окружная избирательная комиссия сообщает в Центральную избирательную комиссию и информирует избирателей округа. Повторное голосование в избирательном округе проводится не позднее чем в двухнедельный срок с соблюдением требований настоящего Закона. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в печати. Избранным считается кандидат в народные депутаты, получивший при повторном голосовании наибольшее число голосов при условии, что число избирателей, принявших участие в голосовании, составило не менее четверти от числа зарегистрированных избирателей округа. При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат в народные депутаты, зарегистрированный раньше. Статья 36. Повторные выборы Если по избирательному округу баллотировалось не более двух кандидатов в народные депутаты и ни один из них не был избран либо выборы по избирательному округу были признаны несостоявшимися или недействительными, Центральная избирательная комиссия назначает в этих округах повторные выборы, которые проводятся не позднее чем в в четырехмесячный срок (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 21.01.2000 г. N 37) после общих выборов. При этом она может принять решение о необходимости проведения выборов окружными и участковыми избирательными комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по тем же спискам избирателей. В случае проведения повторных выборов кандидатами в народные депутаты не могут вновь баллотироваться граждане, не набравшие необходимого числа голосов в ходе общих выборов в данном избирательном округе, за исключением тех округов, выборы в которых признаны недействительными. При этом подписные листы кандидатов остаются в силе. Статья 37. Проведение выборов народных депутатов Республики Татарстан вместо выбывших Если народный депутат Республики Татарстан, избранный по административно - территориальному округу, выбывает на постоянное жительство за пределы избирательного округа, он освобождается решением Государственного Совета Республики Татарстан от исполнения депутатских обязанностей. В этом, а также в других случаях досрочного выбытия народного депутата Центральная избирательная комиссия назначает в течение 30 дней после выбытия народного депутата в соответствующем избирательном округе новые выборы, которые проводятся с соблюдением требований настоящего Закона. В случае выбытия народного депутата Республики Татарстан менее чем за 6 месяцев до истечения срока полномочий выборы народного депутата вместо выбывшего не проводятся. ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 38. Последствия фальсификации подписных листов В случае обнаружения недействительных подписей в подписных листах, если количество оставшихся подписей меньше установленного числа для регистрации согласно требованиям настоящего Закона, регистрация избранного народного депутата аннулируется в судебном порядке. Статья 39. Ответственность за нарушение законодательства Республики Татарстан о выборах народных депутатов Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем свободному осуществлению гражданином Республики Татарстан права избирать и быть избранным народным депутатом Республики Татарстан, вести предвыборную агитацию, а также члены избирательных комиссий, должностные лица государственных и общественных органов и иные лица, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения настоящего Закона, несут ответственность, установленную законом. К ответственности привлекаются также лица, опубликовавшие или иным способом распространившие заведомо ложные сведения о кандидате в народные депутаты. При нарушении кандидатом в народные депутаты настоящего Закона он предупреждается соответствующей окружной избирательной комиссией, а при повторном нарушении Центральная избирательная комиссия по представлению окружной избирательной комиссии может отменить решение о регистрации этого кандидата в народные депутаты, о чем доводится до сведения населения соответствующего избирательного округа. Заявления о нарушениях законодательства о выборах, поступившие в избирательные комиссии, государственные и общественные органы в период подготовки к выборам или после выборов, должны рассматриваться в пятидневный срок, а поступившие накануне или в день выборов - немедленно. Президент Республики Татарстан М.ШАЙМИЕВ Казань, 29 ноября 1994 года N 2244-XII Приложение N 1 к Закону Республики Татарстан от 29 ноября 1994 г. N 2244-XII ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в народные депутаты Республики Татарстан по Кировскому административно - территориальному избирательному округу N ______ г. Казани Иванова Ивана Ивановича, родившегося 13 марта 1940 г., директора школы, проживающего в Кировском районе г. Казани. --------------T------------T-----------T------------------T----------¬ ¦ Фамилия, ¦ Дата ¦ Адрес ¦ Паспорт ¦ Подпись ¦ ¦ инициалы ¦ рождения ¦ ¦ (удостоверение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ личности) ¦ ¦ +-------------+------------+-----------+------------------+----------+ 1. 2. Подписной лист удостоверяю: __________________________________________ ______________________________________________________________________ (данные паспорта и подпись лица, собирающего подписи) Кандидат:_______________________________________________ (Иванов И.И.) (Дата и место) Приложение N 2 к Закону Республики Татарстан от 29 ноября 1994 г. N 2244-XII ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в народные депутаты Республики Татарстан по _____________ административно - территориальному избирательному округу N _____ г. ______ Иванова Ивана Ивановича, родившегося 13 марта 1940 г., директора школы, проживающего ____________________. --------------T------------T-----------T------------------T----------¬ ¦ Фамилия, ¦ Дата ¦ Адрес ¦ Паспорт ¦ Подпись ¦ ¦ инициалы ¦ рождения ¦ ¦ (удостоверение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ личности) ¦ ¦ +-------------+------------+-----------+------------------+----------+ 1. 2. Подписной лист удостоверяю: _________________________________________ ______________________________________________________________________ (данные паспорта и подпись лица, собирающего подписи) Кандидат:_______________________________________________ (Иванов И.И.) (Дата и место) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|