Расширенный поиск
Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 12.02.1997 № 1040ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН Природа и ее богатства являются достоянием многонационального народа Республики Татарстан, средой обитания и жизнеобеспечения человека, естественной основой его устойчивого социально-экономического развития. Настоящий Закон призван обеспечить защиту прав человека на благоприятную для его жизни и здоровья окружающую природную среду, способствовать формированию правовых, экономических и социальных основ охраны окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений и направлен на обеспечение экологической безопасности и организацию рационального природопользования. РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Законодательное регулирование отношений в области охраны окружающей природной среды Отношения в области охраны окружающей природной среды в Республике Татарстан регулируются Конституцией Республики Татарстан, настоящим Законом и иным законодательством, действующим на территории Республики Татарстан. Статья 2. Задачи законодательства Республики Татарстан об охране окружающей природной среды Задачами законодательства Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды являются регулирование отношений в области охраны окружающей природной среды в целях ее сохранения, обеспечения экологической безопасности и охраны прав граждан, рационального использования природных ресурсов республики, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений. Статья 3. Основные принципы охраны окружающей природной среды Охрана окружающей природной среды в Республике Татарстан осуществляется в соответствии с основными принципами: - защиты природной среды, природноресурсной базы, жизнедеятельности природных систем, человека; - обеспечения порядка, в соответствии с которым решения, способные вызывать ухудшение состояния природной среды, принимаются открыто, с обязательной информацией о них заинтересованных сторон или тех, чьи интересы затрагиваются непосредственно и в первую очередь, и в котором предусматриваются справедливые и равноправные возможности для пересмотра и исправления неправильно принятых решений; - предоставления в соответствии с законодательством равных возможностей для обеспечения безопасной, здоровой и качественной жизни нынешнему и будущему поколениям граждан Республики Татарстан, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на ее территории; - обеспечения эффективной деятельности систем информации об изменениях в состоянии социально-экономической системы и окружающей природной среды; - сочетания экологических интересов граждан с необходимостью развития общества при осуществлении ими хозяйственной деятельности; - платности специального и бесплатности общего природопользования, возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде, рационального использования природных ресурсов Республики Татарстан путем лицензирования, квотирования природопользования и нормирования уровней влияния хозяйственной деятельности на окружающую природную среду в соответствии с законодательством; - соблюдения требований природоохранительного законодательства, неотвратимости наступления ответственности за их нарушения; - взаимодействия с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач, а также международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды. Статья 4. Объекты охраны окружающей природной среды 1. Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, уничтожения и иного нерационального и бесхозяйственного использования на территории Республики Татарстан подлежат: - земля, ее недра, леса, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир во всем его многообразии, типичные и редкие ландшафты, курортные зоны, особо охраняемые природные территории, климат, озоновый слой атмосферы и иные природные объекты как компоненты естественных экологических систем и биосферы. 2. Охране от вредных воздействий хозяйственной и иной деятельности подлежат жизнь и здоровье человека. (Исключен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) Статья 6. Экологические программы Республики Татарстан 1. Для организации эффективной и целенаправленной деятельности по обеспечению качества окружающей природной среды и ее оздоровления разрабатываются и осуществляются государственные экологические программы Республики Татарстан, а также экологические программы городов и районов. 2. Разработка государственных экологических программ осуществляется Кабинетом Министров Республики Татарстан, а программ районов и городов республиканского подчинения - местными органами государственного управления и органами местного самоуправления. РАЗДЕЛ II. ПРАВА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Статья 7. Право граждан на качественную окружающую природную среду 1. Каждый гражданин Республики Татарстан и лица, проживающие на ее территории, имеют право на качественную окружающую природную среду. Это право обеспечивается государством и реализуется путем: - участия в обсуждении проектов законов и других нормативных правовых актов в области охраны окружающей природной среды; - участия в разработке и осуществлении мер по охране окружающей природной среды, рациональному и комплексному использованию природных ресурсов; - общего и специального природопользования; - объединения в общественные природоохранные организации; - получения полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и здоровья населения; - участия в проведении общественной экологической экспертизы; - возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных воздействий; - обжалования неправомерных действий должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, в результате деятельности которых причинен вред здоровью, имуществу граждан; - проведения мер по поддержанию, воспроизводству природных ресурсов и улучшению состояния окружающей природной среды; - различных видов страхования; - возложения обязанностей на министерства, государственные комитеты, ведомства, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности неукоснительно соблюдать требования законодательства, оказывать содействие общественным экологическим движениям и организациям (объединениям) в осуществлении их природоохранной деятельности; - осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства об охране окружающей природной среды; - установления ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды. 2. Деятельность, ведущая к нарушению прав граждан на качественную окружающую природную среду, может быть прекращена в порядке, установленном законодательством. РАЗДЕЛ III. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Статья 8. Компетенция Государственного Совета Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды К ведению Государственного Совета Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды относятся: (Исключен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) - определение основных направлений государственной политики в области охраны окружающей природной среды; - утверждение государственной экологической программы; - осуществление контроля за исполнением природоохранительного законодательства; - контроль за деятельностью Экологического фонда Республики Татарстан. Государственный Совет Республики Татарстан рассматривает и другие вопросы республиканского значения в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности на территории Республики Татарстан. Статья 9. Компетенция Кабинета Министров Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды Кабинет Министров Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды: - разрабатывает государственные экологические программы и представляет их на утверждение в Государственный Совет Республики Татарстан; - устанавливает дифференцированные ставки платы за пользование природными ресурсами, за выбросы и сбросы вредных веществ в соответствии с законодательством; - принимает решения об организации территорий и объектов природно - заповедного фонда республиканского значения; - объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов и ведомств в области охраны окружающей природной среды и природных ресурсов Республики Татарстан; - организует учет и оценку природных ресурсов; - определяет порядок пользования природными ресурсами, отнесенными к собственности Республики Татарстан; - утверждает перечень особо ценных природных ресурсов, отнесенных к собственности Республики Татарстан, и порядок их изъятия; - утверждает запасы природных ресурсов республиканского значения; - устанавливает квоты на использование объектов животного (в том числе рыбных запасов) и растительного мира, отнесенных к собственности Республики Татарстан; - устанавливает порядок образования и использования средств Экологического фонда Республики Татарстан в соответствии с законодательством; - назначает представителей для участия в работе по рассмотрению и разрешению вопросов, возникающих между Республикой Татарстан и Российской Федерацией, а также субъектами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и природопользования; - организует подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее оздоровлению; - организует непрерывное экологическое воспитание и образование граждан; - обеспечивает население необходимой экологической информацией. Кабинет Министров Республики Татарстан может осуществлять и иные полномочия в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов в соответствии с законодательством. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) Статья 10. Компетенция специально уполномоченных государственных органов управления в области использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды 1. К ведению специально уполномоченных государственных органов управления в области использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды относятся: - руководство деятельностью в области природопользования и охраны окружающей среды, проведение единой научно - технической политики по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов; - установление допустимых норм и нормативов антропогенных воздействий на окружающую природную среду, определение научно обоснованных квот и лимитов на добычу, использование и вовлечение в производство всех видов природных ресурсов, осуществление лицензирования в области природопользования и обращения отходов; - разработка инструктивных и нормативно - методических материалов в области охраны окружающей среды, природопользования, обеспечения экологической безопасности; - организация ведения экологического мониторинга; - организация и проведение государственной экологической экспертизы; - осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования; - управление природно - заповедным фондом Республики Татарстан, ведение Красной книги Республики Татарстан, организация природно - заповедного дела; - осуществление международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности; - принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности объектов, вредно воздействующих на окружающую природную среду; - осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством. 2. Специально уполномоченные государственные органы управления в области использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды несут ответственность за состояние окружающей природной среды и охраны природных ресурсов. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) (Исключен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) Статья 12. Компетенция местных органов государственной власти и управления в области охраны окружающей природной среды 1. К ведению местных Советов народных депутатов относятся: - обеспечение соблюдения прав и законных интересов граждан в области охраны окружающей природной среды; - рассмотрение вопросов охраны окружающей природной среды; - рассмотрение и утверждение экологических программ; - осуществление контроля за соблюдением природоохранительного законодательства и выполнения соответствующих экологических программ; - обеспечение мер, направленных на сохранение объектов природно-заповедного фонда; - принятие решений о проведении экологической экспертизы; - представление, изъятие природных ресурсов в соответствии с законодательством; - осуществление иных полномочий, установленных законами Республики Татарстан. 2. К ведению местных администраций относятся: - защита прав граждан в области охраны окружающей среды; - разработка проектов экологических программ; - утверждение, с учетом требований экологической безопасности, градостроительной документации; - разработка и реализация мер по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов; - координация и контроль за деятельностью подведомственных предприятий, учреждений и организаций в области охраны окружающей среды; - оказание содействия проведению общественных экологических экспертиз. РАЗДЕЛ IV. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Статья 13. Экономическое регулирование природопользования и охраны окружающей среды Экономическое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в Республике Татарстан осуществляется путем: - обеспечения выполнения природоохранительных мероприятий за счет различных источников финансирования; - установления лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, образования и размещения отходов, установления нормативов платы и на их базе взимание платежей в установленном порядке за использование природных ресурсов и на их воспроизводство; - предоставления в соответствии с законодательством предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды; - возмещения в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека, и другими мерами в соответствии с законодательством. Статья 14. Счет и социально-экономическая оценка природных ресурсов 1. Специально уполномоченные государственные органы управления в области использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с органами государственной статистики, природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определяют их социально-экономическое значение. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) 2. Ведение государственных эколого-экономического, земельного, водного, лесного кадастров, государственных кадастров недр, животного мира, особо охраняемых территорий и объектов возлагается на специально уполномоченные государственные органы Республики Татарстан. Статья 15. Планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды 1. Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию в Республике Татарстан осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственной экологической программы, с учетом природоресурсного потенциала отдельных территорий. 2. Территориальное планирование в области охраны окружающей природной среды осуществляется местными органами государственной власти и управления. 3. Отраслевое планирование в области охраны окружающей природной среды осуществляется министерствами, государственными комитетами и ведомствами на основе показателей республиканского и территориального планирования в соответствии с законодательством. 4. Финансирование экологических программ и мероприятий производится за счет средств: - федерального бюджета, Республиканского бюджета Республики Татарстан, местных бюджетов; (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) - предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности; - Экологического фонда Республики Татарстан; - отчисляемых природопользователями на воспроизводство минерально - сырьевой базы; (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) - кредитов банков; - добровольных взносов граждан, иностранных юридических и физических лиц, а также других источников в соответствии с законодательством. 5. Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды в Республиканском бюджете Республики Татарстан и местных бюджетах производится по отдельной статье. Статья 16. Виды и условия природопользования 1. Использование природных ресурсов в Республике Татарстан осуществляется в порядке общего и специального природопользования. 2. Общее природопользование гражданами Республики Татарстан и иными лицами, проживающими на ее территории, без закрепления за ними природных ресурсов осуществляется бесплатно. Специально уполномоченными государственными органами управления в области использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды и местными органами государственного управления в отдельных случаях могут быть установлены условия общего природопользования в соответствии с законодательством. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) 3. В порядке специального природопользования для осуществления хозяйственной деятельности природные ресурсы передаются в пользование (в том числе аренду) на основе договора и лицензии. 4. Основными условиями специального природопользования являются установление платы за пользование природными ресурсами, платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов производства предприятий, учреждений, организаций и граждан, иностранных юридических и физических лиц, использующих природные ресурсы или оказывающих воздействие на природную среду. 5. Внесение платы за специальное природопользование не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного нарушением природоохранительного законодательства. 6. Предоставление ресурсов в специальное пользование и соблюдение экологических требований по охране окружающей природной среды определяются природоохранительным законодательством и договором о природопользовании. Статья 17. Договор и лицензия на комплексное природопользование 1. Договор на комплексное природопользование заключается между природопользователями и местными администрациями на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии. 2. Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование выдается природопользователю в соответствии с законодательством. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) (Исключен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) Статья 18. Лимиты на природопользование 1. Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям - природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и образования и размещения отходов производства. 2. Лимиты на природопользование устанавливаются предприятиям - природопользователям специально уполномоченными государственными органами управления в области использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды, исходя из необходимости поэтапного достижения нормативных объемов использования (изъятия) природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и нормативных объемов образования и размещения отходов производства с учетом экологической обстановки (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899). 3. Срок достижения нормативных объемов природопользования и лимиты по годам устанавливаются в соответствии с утвержденными показателями государственной и местных экологических программ. Статья 19. Платность природопользования 1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия. 2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается: за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов. 3. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за: выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов; выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов. 4. Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке в соответствии с федеральным законодательством. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) (Исключен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) Статья 21. Плата на охрану и воспроизводство природных ресурсов, за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов производства и потребления 1. Плата на охрану и воспроизводство природных ресурсов взимается путем установления ставок и других нормативов платы. 2. Нормативы платы (ставки) на охрану и воспроизводство природных ресурсов, а также порядок исчисления и применения нормативов платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, образование и размещение отходов производства и потребления устанавливаются в соответствии с законодательством (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899). 3. Нормативы платы устанавливаются на основе единой методики и дифференцируются с учетом местных условий, состава и свойств выбрасываемых вредных веществ, особенностей природных комплексов. Статья 22. Экологический фонд Республики Татарстан 1. Для решения природоохранительных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда, финансирования целевых экологических программ, проектов и мероприятий создается Экологический фонд Республики Татарстан. 2. Фонд является юридическим лицом и образуется как некоммерческая организация. 3. Средства Экологического фонда Республики Татарстан формируются и расходуются в порядке, установленном законодательством. 4. Запрещается расходование средств Экологического фонда Республики Татарстан на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью. 5. Фонд вправе осуществлять финансирование работ на безвозмездной и возвратной основах. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) Статья 23. Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей природной среды В Республике Татарстан в соответствии с законодательством стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей природной среды осуществляется путем: - установления налоговых и иных льгот, предоставляемых в соответствии с законодательством предприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности при внедрении малоотходных и безотходных технологий производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект; - передачи частично средств экологических фондов по договорам предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам для выполнения природоохранных мероприятий; - введения специального налогообложения за выпуск экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий; - введения других видов экономического стимулирования. Статья 24. Экологическое страхование 1. Экологическое страхование может осуществляться в виде добровольного страхования физических и юридических лиц, объектов их собственности и доходов на случай покрытия непредвиденных расходов, связанных с ликвидацией последствий, возникающих в результате техногенных аварий или сверхнормативного загрязнения окружающей природной среды выбросами (сбросами) и размещением отходов предприятиями (организациями), а также обязательного экологического страхования риска гражданской ответственности юридических лиц за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц. 2. Порядок и условия обязательного экологического страхования устанавливаются законом. РАЗДЕЛ V. НОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Статья 25. Основные требования к нормированию качества окружающей природной среды 1. Нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности. 2. При нарушении требований нормативов качества окружающей природной среды выброс, сброс вредных веществ или иные виды воздействия на окружающую природную среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию специально уполномоченных государственных органов управления в области использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также санитарно - эпидемиологического надзора. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) Статья 26. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ 1. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воду, почву, устанавливаются с учетом производственных мощностей объекта, массы выбрасываемых токсикантов, данных об иных вредных последствиях сбросов и выбросов по каждому источнику загрязнения, согласно действующим нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей природной среде и потенциальных возможностей экосистем. (Исключен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) 3. Завышение установленных нормативов качества окружающей природной среды, замена их на временные нормы не допускаются. Статья 27. Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружающую природную среду, и утверждаются в соответствии с законодательством. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) Статья 28. Нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия Нормативы предельно допустимого уровня безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания, предельно допустимого уровня радиационного облучения населения устанавливаются в величинах, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда человека, и утверждаются в соответствии с законодательством (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) Статья 29. Предельно допустимые нормы применения агрохимикатов Предельно допустимые нормы применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других химикатов устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в почвах и продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира, и утверждаются в соответствии с законодательством. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) Статья 30. Нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания Нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания устанавливаются путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здоровья человека, по каждому используемому химическому веществу, при их суммарном воздействии и утверждаются в соответствии с законодательством. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) Статья 31. Экологические требования к продукции 1. О стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, способную оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду и здоровье человека в процессе производства, хранения, транспортирования и использования, устанавливаются экологические требования, обеспечивающие соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду. 2. Экологические требования к продукции производства и потребления должны обеспечивать соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую природную среду в процессе производства, хранения, транспортирования и использования продукции. (Исключен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) Статья 32. Предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду При формировании территориально-производственных комплексов развития промышленности, сельского, лесного хозяйств, строительства и реконструкции городов, других населенных пунктов (Исключен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899)устанавливаются предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду с учетом потенциальных ее возможностей, необходимости рационального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде. Статья 33. Нормативы санитарных и защитных зон Нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются специально уполномоченными государственными органами управления в области использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также санитарно - эпидемиологического надзора для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно - оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнения и иных вредных воздействий реализации объекта экологической экспертизы. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) Для предприятий, учреждений, организаций с технологическими процессами, являющимися источниками выделения вредных веществ в окружающую природную среду, предусматривается создание санитарно-защитных зон. РАЗДЕЛ VI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Статья 34. Цели и принципы государственной экологической экспертизы 1. Государственная экологическая экспертиза устанавливает соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определяет допустимость реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципах обязательности и объективности, независимости, научной обоснованности и законности ее выводов, вневедомственности, широкой гласности. 2. Осуществление и финансирование работ по проектам и программам без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещаются. 3. Порядок проведения государственной экологической экспертизы регулируется законодательством. Статья 35. Объекты государственной экологической экспертизы. Экологическая паспортизация 1. Объекты, подлежащие государственной экологической экспертизе, устанавливаются законом. 2. Все объекты, эксплуатация которых может оказать неблагоприятное воздействие на состояние окружающей природной среды, обязаны иметь экологический паспорт. 3. Экологическая паспортизация проводится в соответствии с законодательством (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899). Статья 36. Ответственность за невыполнение требований государственной экологической экспертизы и ответственность экспертов 1. Руководители предприятий, учреждений, организаций, другие должностные лица, а также граждане несут ответственность за невыполнение требований заключения государственной экологической экспертизы в соответствии с законодательством. 2. Председатель и члены экспертных комиссий несут ответственность за правильность и обоснованность своих заключений в соответствии с законодательством. Решения экспертной комиссии могут быть обжалованы в суд. Статья 37. Общественная экологическая экспертиза 1. Результаты общественной экологической экспертизы, проводимой научными коллективами, общественными объединениями по их инициативе, обязательны для рассмотрения соответствующими органами государственной экологической экспертизы. 2. Председатель и члены общественных объединений экспертов несут ответственность за правильность и обоснованность своих экспертных заключений в соответствии с законодательством. РАЗДЕЛ VII. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ, ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕКОНСТРУКЦИИ, ВВОДЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ Статья 38. Общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов 1. При размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние природной среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматриваться мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды. 2. Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление или прекращение противоправной деятельности юридических и физических лиц в соответствии с законодательством. 3. Определение мест строительства предприятий, сооружений и иных объектов производится при наличии положительного заключения специально уполномоченных государственных органов управления в области использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также санитарно - эпидемиологического надзора, решения местных органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством. При размещении объектов, затрагивающих экологические интересы населения, решение принимается с учетом мнения населения или результатов референдума. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) Статья 39. Экологические требования к технико-экономическому обоснованию и проектированию предприятий и сооружений, иных объектов 1. При технико-экономическом обосновании проекта, проектировании предприятий, сооружений и иных объектов должны учитываться состояние окружающей среды, современный уровень научно-технического прогресса и предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду, предусматриваться надежные и эффективные меры предупреждения образования и размещения отходов производства и потребления, устранения загрязнения окружающей природной среды вредными отходами, их обезвреживание и утилизация, внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий и производств, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, оздоровление окружающей природной среды. 2. Проекты, не удовлетворяющие экологическим требованиям, не подлежат утверждению, а работы по их реализации не финансируются учреждениями соответствующих банков. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) Статья 40. Экологические требования к строительству, реконструкции предприятий, сооружений и иных объектов 1. Строительство, реконструкция предприятий, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, в строгом соответствии с природоохранительными, санитарными, а также строительными нормами и правилами. Не допускается изменение утвержденного проекта или стоимости проектных работ в ущерб требованиям экологической безопасности. 2. При выполнении строительных работ принимаются меры по охране окружающей природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, рекультивации земель, благоустройству территорий и оздоровлению окружающей природной среды. 3. Нарушение требований, изложенных в настоящем Законе, влечет приостановление строительных работ до устранения отмеченных недостатков по предписанию специально уполномоченных государственных органов управления в области использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также санитарно - эпидемиологического надзора. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) Статья 41. Экологические требования при вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов 1. Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, по актам приемочных комиссий, создаваемых с участием представителей специально уполномоченных государственных органов управления в области использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также санитарно - эпидемиологического надзора. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) 2. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными ресурсосберегающими, малоотходными и безотходными технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ до уровня допустимых нормативов, средствами контроля за загрязнением окружающей природной среды, без завершения запроектированных работ по охране природы, рекультивации земель, оздоровлению окружающей природной среды. 3. Председатель и члены приемочных комиссий несут ответственность за нарушение порядка приемки объектов в соответствии с законодательством. РАЗДЕЛ VIII. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ, ИНЫХ ОБЪЕКТОВ И ВЫПОЛНЕНИИ ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 42. Общие экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов 1. Предприятия, учреждения, организации, их должностные лица, граждане обязаны соблюдать требования установленных нормативов качества окружающей природной среды на основе утвержденных технологий, внедрения экологически безопасных технологий и производств, надежной и эффективной работы очистных сооружений, технологического оборудования, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов, проведения мероприятий по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. 2. Выброс и сброс вредных веществ, размещение отходов в пределах утвержденных нормативов и лимитов допускаются на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными государственными органами управления в области использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899). В разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, переработка, утилизация и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей природной среды и здоровье человека. 3. Несоблюдение установленных нормативов выбросов и сбросов, образования и захоронения вредных веществ и других условий и требований охраны окружающей природной среды, предусмотренных разрешением на выброс, сброс, захоронение вредных веществ, а также возникновение угрозы здоровью человека могут повлечь за собой по представлению специально уполномоченных государственных органов управления в области использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также санитарно - эпидемиологического надзора приостановление выбросов и сбросов, захоронение вредных веществ и иной деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и здоровью населения, вплоть до приостановления деятельности предприятий, учреждений, организаций в порядке, установленном законодательством. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) 4. Перепрофилирование деятельности экологически вредных объектов производится по согласованию со специально уполномоченными государственными органами управления в области использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также санитарно - эпидемиологического надзора. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) Статья 43. Экологические требования в сельском хозяйстве 1. Размещение, проектирование, строительство и эксплуатация энергетических предприятий, установок и иных объектов осуществляются в соответствии с требованиями законодательства. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) 2. Животноводческие фермы и комплексы, предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, обязаны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, поверхности водосборов и атмосферного воздуха. Нарушение указанных требований, причинение вреда окружающей природной среде и здоровью человека влечет за собой приостановление либо прекращение экологически вредной деятельности сельскохозяйственных и иных объектов в порядке, установленном законодательством. Статья 44. Экологические требования при планировании, проектировании, выполнении мелиоративных работ 1. Предприятия, учреждения, организации, их должностные лица и граждане обязаны при планировании, проектировании, выполнении мелиоративных работ и эксплуатации мелиоративных систем принимать все необходимые меры по соблюдению водного баланса, рациональному использованию земель, экономному использованию вод, охране земель, лесов и иной растительности от истощения, затопления, подтопления, засоления и предупреждения других вредных последствий для окружающей природной среды. 2. Нарушение указанных требований влечет приостановление проектирования, строительства либо эксплуатации этих систем до устранения недостатков или прекращение таких работ в порядке, установленном законодательством. Статья 45. Экологические требования к энергетическим объектам 1. Размещение, проектирование, строительство и эксплуатация энергетических предприятий, установок и иных объектов осуществляются в соответствии с требованиями статей 38 - 42 настоящего Закона. 2. При размещении, проектировании, строительстве гидроэлектростанций должны быть полностью учтены реальные потребности в электроэнергии данного региона, рельеф местности для размещения объекта, приняты меры по максимальному сохранению земель и лесов, населенных пунктов, памятников природы, истории, культуры, эффективной охране рыбных запасов и плодородного слоя почвы, своевременной утилизации древесины при расчистке и затоплении ложа водохранилища, по недопущению отрицательных влияний в окружающей природной среде. 3. При проектировании и строительстве тепловых электростанций необходимо предусматривать оснащение их высокоэффективными фильтрами и другими средствами для очистки вредных отходов, сбросов и выбросов, использование экологически безопасных видов топлива, внедрение замкнутой системы водоснабжения, оснащение средствами автоматического контроля за выбросами и сбросами вредных веществ. 4. При проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов атомной энергетики принимаются меры по обеспечению полной радиационной безопасности окружающей природной среды и населения в соответствии с международными правилами. Запрещается размещение, проектирование, строительство объектов атомной энергетики на территориях с большой концентрацией населения, курортных, рекреационных, лечебно-оздоровительных зон и округов санитарной охраны, в сейсмически опасных зонах, вблизи крупных водоемов республиканского значения. 5. Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление проектирования, строительства, работы энергетических объектов до устранения отмеченных недостатков или прекращение таких работ в порядке, установленном законодательством. Статья 46. Экологические требования при проектировании, строительстве, реконструкции, благоустройстве и озеленении городов и других населенных пунктов 1. Проектирование, строительство, реконструкция, благоустройство и озеленение городов и других населенных пунктов должны обеспечивать благоприятную для жизни и здоровья населения окружающую природную среду. Промышленные и другие хозяйственные объекты должны размещаться таким образом, чтобы исключить неблагоприятное влияние вредных факторов на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни населения. 2. При планировке и застройке городов и других населенных пунктов должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей природной среды. 3. В целях охраны окружающей природной среды вокруг крупных городов и промышленных центров, крупных экологически опасных объектов создаются лесопарковые, зеленые, защитные зоны, изъятые из интенсивного хозяйственного использования с ограниченным природопользованием. 4. При проектировании и строительстве городов, дорог и других объектов, занимающих значительные площади, должны быть предусмотрены "зеленые" коридоры и специальные сооружения, обеспечивающие миграцию и беспрепятственное перемещение диких животных. Статья 47. Экологические требования при использовании ядерных материалов, радиоактивных веществ и других источников ионизирующих излучений 1. Предприятия, учреждения, организации, их должностные лица и граждане обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, использования, утилизации, удаления и захоронения ядерных материалов, радиоактивных веществ и других источников ионизирующих излучений, немедленно информировать специально уполномоченные государственные органы управления в области использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также санитарно - эпидемиологического надзора о превышении норм радиации, опасных для здоровья человека и окружающей природной среды, принимать меры к их снижению и ликвидации очагов радиационного заражения. 2. Разрешения на захоронение радиоактивных отходов выдаются специально уполномоченными государственными органами управления в области использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также санитарно - эпидемиологического надзора в соответствии с законодательством. 3. Предприятия, учреждения и организации, не обеспечивающие соблюдение правил обращения с источниками ионизирующих излучений, нарушающие условия действия лицензии, по представлению специально уполномоченных государственных органов управления в области использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также санитарно - эпидемиологического надзора могут лишаться права на деятельность по использованию источников ионизирующих излучений в соответствии с законодательством. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) Статья 48. Экологические требования при использовании химических веществ 1. Предприятия, учреждения, организации, их должностные лица и граждане обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском и лесном хозяйстве в качестве средств защиты растений, стимуляторов роста, минеральных удобрений, в иных отраслях промышленности, выполнять установленные нормативы их использования и принимать меры к предупреждению вредных последствий их применения для здоровья человека, окружающей природной среды. 2. Список химических препаратов, разрешенных для применения в сельском хозяйстве, и предельно допустимые нормы содержания остаточных химических веществ в продуктах питания утверждаются в соответствии с законодательством. 3. Применение новых химических веществ, способных оказать прямое или косвенное влияние на здоровье человека или отрицательно воздействующих на объекты растительного и животного мира, допускается в порядке, установленном законодательством. Запрещается применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду, активно влияющих на организм человека и окружающую природную среду. Правила охраны окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека от экологически вредного воздействия химических веществ, применяемых в промышленности и других хозяйственных объектах, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами управления в области использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также санитарно - эпидемиологического надзора. 4. Нарушение указанных правил, создающее угрозу здоровью человека, растительному и животному миру химическим загрязнением окружающей природной среды, влечет за собой запрещение производства, хранения, транспортировки, применения соответствующих химических препаратов по решению специально уполномоченного государственного органа управления в области санитарно - эпидемиологического надзора. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) Статья 49. Охрана окружающей природной среды от вредного биологического воздействия 1. При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, технологий, оказывающих вредное воздействие на окружающую природную среду, должны соблюдаться нормативы предельно допустимой концентрации в природной среде микробов, грибков, вирусов и иных видов микроорганизмов и биологических веществ, которые утверждаются в соответствии с законодательством. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) 2. Предприятия, учреждения, организации или граждане, способные оказывать биологическое воздействие на окружающую природную среду, обязаны обеспечивать экологически безвредное производство, хранение, транспортировку и удаление микроорганизмов и биологических веществ, разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвращению аварий и катастроф, предупреждению и ликвидации последствий вредного биологического воздействия на окружающую природную среду, здоровье человека и его генетический фонд. 3. Запрещается применение и разведение биологических объектов, не свойственных природе соответствующего региона, а также полученных искусственным путем, без разработки эффективных мер предотвращения их неконтролируемого размножения. 4. Наблюдение, учет источников и контроль за уровнем биологического воздействия на окружающую природную среду осуществляются специально уполномоченными государственными органами управления санитарно - эпидемиологического надзора и специально уполномоченными государственными органами управления в области использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) 5. Превышение установленных нормативов предельно допустимых уровней биологического воздействия на окружающую природную среду, нарушение порядка производства, хранения, использования биологических видов микроорганизмов и веществ влекут за собой приостановление или прекращение работ предприятий, иных объектов, являющихся источниками данного загрязнения, в порядке, установленном законодательством. Статья 50. Охрана окружающей природной среды от шума, вибрации, электромагнитных полей и иных вредных физических воздействий 1. Местные органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать необходимые меры по предупреждению вредного воздействия и устранению интенсивного производственного шума, вибрации, вредного воздействия электромагнитных полей и других вредных физических воздействий на окружающую природную среду в производственных, общественных, жилых зданиях, на улицах, во дворах, на площадях городов и других населенных пунктов, в загородных зонах отдыха населения, местах массового скопления и размножения диких зверей и птиц. 2. Запрещается превышение нормативов предельно допустимых уровней воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду производственного и транспортного шума, вибрации, электромагнитных полей и иных вредных физических воздействий. Меры, гарантирующие соблюдение указанных нормативов, разрабатываются при планировке и застройке городов и других населенных пунктов, проектировании строительства и реконструкции предприятий, цехов, технологических линий, создании и освоении новой техники, реконструкции и проектировании, эксплуатации средств наземного, водного и воздушного транспорта. 3. Нарушение указанных нормативов влечет за собой приостановление или прекращение работы предприятий, цехов, агрегатов, иного оборудования, эксплуатации транспортных средств, иных источников вредного воздействия, шума, вибрации, магнитных полей и других видов физического воздействия до устранения обнаруженных недостатков в порядке, установленном законодательством. Статья 51. Охрана окружающей природной среды от производственных, бытовых и иных отходов 1. Местные органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, их должностные лица и граждане обязаны принимать эффективные меры по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов, соблюдать экологические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические нормы и правила. 2. Образующиеся в процессе хозяйственной и иной деятельности отходы производства и потребления подлежат паспортизации, обезвреживанию, переработке и повторному использованию, утилизации, складированию или захоронению. 3. Ответственность за образование и удаление отходов, образовавшихся в результате хозяйственной и иной деятельности, несут предприятия, учреждения, организации, их должностные лица и граждане. 4.4. Складирование и захоронение отходов производится в местах, определяемых решениями местных органов государственного управления, органов местного самоуправления и Кабинета Министров Республики Татарстан по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также санитарно - эпидемиологического надзора. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) 5. Запрещается сброс отходов в водоемы общего пользования, подземные водоносные горизонты. 6.6. Захоронение потенциально опасных и особо токсичных отходов производится в соответствии с законодательством. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) 7. Запрещается захоронение вредных отходов на территории и вблизи городов, других населенных пунктов, в районах с высокой концентрацией населения, водных объектах, курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных зонах и иных местах, где может быть создана опасность ухудшения состояния окружающей природной среды и здоровья населения. 8. Нарушение указанных правил влечет за собой приостановление или прекращение деятельности предприятий и иных объектов в порядке, установленном законодательством. Статья 52. Экологические требования к военным и оборонным объектам, военной деятельности Экологические требования, предъявляемые законодательством, в полной мере относятся к военным и оборонным объектам, военной деятельности, осуществляемой на территории Республики Татарстан, к дислокации войск и военной техники. Статья 53. Экологические требования, предъявляемые к лесному, лесопромышленному хозяйству Предприятия, учреждения, организации, граждане, ведущие лесное и лесопромышленное хозяйство, обязаны соблюдать экологические требования и нормативы, осуществлять комплекс мер, направленных на охрану лесных природных комплексов, обеспечивающих воспроизводство лесных ресурсов и возможности их продолжительного использования, не противоречащих средообразующему и ресурсному значению лесов. Статья 54. Охрана климата и озонового слоя Земли Охрана окружающей природной среды от экологически вредных изменений климата и озонового слоя Земли обеспечивается запрещением производства и использования в промышленности и быту химических и иных веществ, разрушающих озоновый слой. РАЗДЕЛ IX. ЗОНЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ, ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ И КАТАСТРОФ Статья 55. Зоны чрезвычайной экологической ситуации 1. Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются отдельные территории Республики Татарстан, где в результате хозяйственной деятельности, разрушительного влияния стихийных сил природы, имевшей место аварии происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью людей, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. 2. В зоне чрезвычайной экологической ситуации приостанавливается деятельность вызвавших эту ситуацию предприятий, учреждений, организаций (цехов, агрегатов, оборудования), вредно влияющих на окружающую природную среду, проводятся меры по отселению людей, восстановлению и оздоровлению окружающей природной среды. 3. Финансирование мероприятий по оздоровлению зон чрезвычайной экологической ситуации производится, в первую очередь, за счет средств министерств, государственных комитетов и ведомств, предприятий, учреждений, организаций, непосредственных виновников деградации природной среды, аварий или катастроф, а также целевых средств Республиканского бюджета Республики Татарстан. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) Статья 56. Зоны экологического бедствия и катастроф 1. Зонами экологического бедствия и катастроф объявляются отдельные территории Республики Татарстан, где в результате природных или антропогенных процессов произошли резкие глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение состояния здоровья населения, нарушение природного равновесия, имеющие устойчивую тенденцию к ухудшению. 2. В зонах экологического бедствия и катастроф прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство, реконструкция хозяйственных объектов, ограничиваются все виды природопользования, принимаются меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды, проводятся меры по отселению людей. 3.3. Финансирование мероприятий по оздоровлению зон экологического бедствия и катастроф производится, в первую очередь, за счет средств министерств, государственных комитетов, ведомств, предприятий, учреждений, организаций - непосредственных виновников деградации природной среды, аварий или катастроф, а также целевых средств федерального бюджета и Республиканского бюджета Республики Татарстан, Экологического фонда Республики Татарстан и отчислений природопользователей на воспроизводство минерально - сырьевой базы. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) Статья 57. Льготы и компенсации гражданам Республики Татарстан в зонах экологического бедствия Граждане, оказавшиеся в зонах экологического бедствия и пострадавшие в результате экологического бедствия (катастрофы), имеют право на получение компенсаций и льгот в соответствии с законодательством. РАЗДЕЛ Х. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ И ОБЪЕКТЫ Статья 58. Природно-заповедный фонд Республики Татарстан 1. Государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, зеленые зоны, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные, отнесенные к видам, занесенным в Красную книгу Республики Татарстан, образуют природно-заповедный фонд Республики Татарстан и обеспечиваются особой охраной государства в интересах настоящего и будущего поколений людей. 2. Природно-заповедный фонд Республики Татарстан может находиться в ведении органов государственной власти Республики Татарстан, органов государственной власти Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных законодательством, в совместном ведении органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Татарстан. 3. Режим охраны природно-заповедного фонда и его составных частей определяется законодательством. Статья 59. Государственные природные заповедники 1. На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. 2. Государственные природные заповедники являются природоохранными научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. 3. Государственные природные заповедники образуются в порядке, установленном законодательством. 4. На территории государственного заповедника запрещается хозяйственная, рекреационная и иная деятельность, противоречащая целям заповедования или причиняющая вред окружающей природной среде. Научно-исследовательские, противопожарные работы не должны противоречить целям заповедования. 5. Для обеспечения заповедного режима вокруг территории заповедника создаются охранные зоны, в пределах которых запрещается деятельность, вредно влияющая на заповедные природные комплексы. 6. Соблюдение режима охраны заповедников обеспечивается службами охраны заповедника. Руководство и контроль за деятельностью природных заповедников осуществляются Миспециально уполномоченными государственными органами управления в области использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) Статья 60. Национальные парки 1. Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. 2. Национальные парки образуются в порядке, установленном законодательством. 3. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам. 4. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. 5. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования. Статья 61. Природные парки 1. Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Республики Татарстан, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. 2. Природные парки образуются в порядке, установленном законодательством. 3. На природные парки возлагаются следующие задачи: а) сохранение природной среды, природных ландшафтов; б) создание условий для отдыха (в том числе массовости) и сохранение рекреационных ресурсов; в) разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков. 4. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Татарстан по представлению Минспециально уполномоченных государственных органов управления в области использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) Статья 62. Государственные природные заказники 1. Государственным природным заказником объявляется природный комплекс, предназначенный для сохранения или воспроизводства одних видов природных ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других видов природных ресурсов. 2. Г2. Порядок организации и деятельности государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды устанавливается законодательством. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) 3. На территории заказника запрещается хозяйственная, рекреационная и другая деятельность, если она противоречит целям организации заказника или причиняет вред окружающей природной среде. Статья 63. Памятники природы 1. Памятниками природы объявляются отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой охране государства. 2. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы в порядке, установленном законодательством. 3. На территориях, на которых имеются природные объекты и комплексы, являющиеся памятниками природы, запрещается любая деятельность, причиняющая вред памятнику природы и окружающей его природной среде или ухудшающая его состояние и охрану. 4. Предприятия, учреждения, организации, на территории которых имеются объекты и комплексы, объявленные памятниками природы, несут полную ответственность за их состояние и охрану. Статья 64. Дендрологические парки и ботанические сады 1. Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим парком, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады. 2. Находящиеся на балансе дендрологических парков и ботанических садов здания, сооружения и помещения приватизации не подлежат. 3. Дендрологические парки и ботанические сады образуются в порядке, установленном законодательством. Статья 65. Лечебно-оздоровительные местности и курорты 1. Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, лечебный климат, пляжи, части акваторий и другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям. 2. Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств. 3. Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном законодательством. 4. Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами. Статья 66. Охрана зеленых зон 1. Вокруг городов и других населенных пунктов образуются зеленые зоны, в том числе лесопарковые защитные пояса, как территории, выполняющие средозащитные (средообразующие, экологические), санитарно-гигиенические и рекреационные функции, предназначенные для организованного или массового отдыха и туризма населения. 2. Зеленые зоны, представляющие особую ценность для здоровья населения, по представлению местных органов государственного управления, решением Кабинета Министров Республики Татарстан могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям. 3. В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций. 4. Границы зеленых зон и режим использования определяются Кабинетом Министров Республики Татарстан. Статья 67. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных 1. Для охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных учреждается Красная книга Республики Татарстан. Порядок ведения Красной книги определяется положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Татарстан. 2. Растения и животные, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного пользования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений и животных, ухудшающая среду их обитания. 3. Предприятия, учреждения, организации, иные землепользователи, на территории которых имеются растения и животные, занесенные в Красную книгу, обязаны принимать меры по охране и воспроизводству этих видов растений и животных. РАЗДЕЛ XI. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Статья 68. Система и задачи экологического контроля 1. Система экологического контроля в области охраны окружающей природной среды состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственного, производственного и общественного контроля. 2. Контроль в области охраны окружающей природной среды включает в себя наблюдение за состоянием и изменением окружающей природной среды под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверку выполнения планов и мероприятий по охране окружающей природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды и требований законодательства об охране окружающей природной среды. Статья 69. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды 1. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, ведомствами с целью наблюдения за уровнем параметров и динамикой изменения состояния атмосферного воздуха, почвы и водных объектов, последствиями их влияния на здоровье человека, растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде, предупреждениями и прогнозами о состоянии природной среды. 2. Порядок организации и деятельности государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды определяется положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Татарстан. Статья 70. Государственный экологический контроль 1. Г1. Государственный экологический контроль в Республике Татарстан осуществляется Государственным Советом Республики Татарстан, Кабинетом Министров Республики Татарстан, специально уполномоченными государственными органами управления в области использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды, санитарно - эпидемиологического надзора и соответствующими правоохранительными органами в соответствии с их компетенцией. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) 2. Должностные лица органов, осуществляющих государственный экологический контроль в пределах своей компетенции, имеют право: - в установленном порядке посещать предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и подчинения, включая воинские части, специальные объекты и службы Министерства обороны, органов внутренних дел и государственной безопасности, знакомиться с документами, анализами, иными материалами, связанными с вопросами охраны окружающей среды и природных ресурсов, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей; - проверять производства и технологические процессы, работу технологических установок, очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средства их контроля, соблюдение нормативов качества, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды; - выдавать разрешения на право выброса и сброса вредных веществ, размещение отходов; - согласовывать лицензии на природопользование; - устанавливать лимиты на природопользование; - назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключений; - требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предоставленных прав обязательные для исполнения указания или заключения; - привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека нарушениями природоохранительного законодательства; - принимать решения о на(Исключен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899)иостановлении и прекращении работ предприятий, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека. 3. Решения государственных органов экологического контроля и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Статья 71. Производственный экологический контроль 1. Производственный контроль в области охраны окружающей природной среды осуществляется предприятиями, учреждениями, организациями и ставит своей задачей обеспечение ведения всех технологических процессов с соблюдением установленных для них уровней загрязнения окружающей среды, а также проверку выполнения планов и мероприятий по охране окружающей природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, проверку соблюдения нормативов качества окружающей природной среды. 2. П2. Порядок организации и деятельности органов производственного контроля регулируется положениями, утвержденными предприятиями, учреждениями и организациями. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) Статья 72. Общественный экологический контроль 1. О1. Общественный экологический контроль осуществляется профессиональными союзами и иными общественными объединениями, трудовыми коллективами, гражданами и ставит своей задачей проверку выполнения требований настоящего Закона и федерального законодательства министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) 2. Порядок проведения общественного экологического контроля регулируется настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами. РАЗДЕЛ XII. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Статья 73. Всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования Система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования охватывает дошкольное, общеобразовательное и профессиональное образование, специальное экологическое образование руководящих работников, подготовку профессиональных специалистов - экологов, повышение квалификации работников госуспециально уполномоченных государственных органов управления в области использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и охраны окружающей средызнакомление населения с основными положениями и задачами природоохранной деятельности, привлечение к конкретной деятельности по охране окружающей природной среды. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) Статья 74. Преподавание основ экологических знаний в учебных заведениях 1. Минимум экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается преподаванием основ экологических знаний. 2. В соответствии с профилем в специальных средних и высших учебных заведениях предусматривается преподавание специальных курсов по охране окружающей природной среды и рациональному природопользованию. Статья 75. Профессиональная экологическая подготовка руководящих работников и специалистов 1. До1. Руководители министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций, иные должностные лица и специалисты, граждане, связанные с деятельностью, оказывающей вредное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку, которая учитывается при назначении на должность, аттестации и переаттестации работников. (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) (Исключен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) 3. Лица, не имеющие необходимой подготовки, не допускаются к выполнению работы, требующей соответствующих экологических знаний. Статья 76. Научные экологические исследования 1. Академия наук Татарстана, государственные органы по охране окружающей природной среды, образованию, министерства, государственные комитеты, ведомства, научные учреждения, высшие учебные заведения разрабатывают и утверждают комплексные программы и планы научных исследований в области охраны и оздоровления окружающей природной среды, рационального природопользования и воспроизводства природных ресурсов и создают необходимые условия для эффективных экологических исследований и внедрения полученных результатов. 2. Ученые и специалисты научных учреждений и природоохранных организаций принимают участие в разработке и реализации комплексных, целевых экологических программ (республиканских, региональных), проектных работах, входят в составы научно-технических и экспертных советов, дают заключения по экологической экспертизе проектов, участвуют в формировании экологической культуры общества и несут персональную ответственность за научные результаты своих разработок. РАЗДЕЛ XIII. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Статья 77. Разрешение споров в области охраны окружающей природной среды между предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами Споры в области охраны окружающей природной среды между предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами разрешаются в порядке, установленном законодательством. РАЗДЕЛ XIV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ Статья 78. Ответственность за экологические правонарушения На нарушение природоохранительного законодательства, в результате которого причинен вред окружающей природной среде и здоровью человека, предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане несут ответственность в соответствии с законодательством. Статья 79. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, собственности других предприятий, учреждений, организаций загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в порядке, установленном законодательством. РАЗДЕЛ XV. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Статья 80. Принципы международного сотрудничества Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды Республика Татарстан осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды на основе следующих принципов: - соблюдения норм международного права, признания прав человека на здоровую и благоприятную окружающую среду, прав государств на охрану и использование окружающей природной среды, природных ресурсов, находящихся в пределах их юрисдикции; - приоритета общечеловеческих ценностей в обеспечении экологической безопасности и охране природы Земли; - обмена информацией о состоянии и изменении окружающей природной среды, передовых природосберегающих технологиях, авариях, катастрофах; - выполнения взятых на себя международных обязательств по охране окружающей природной среды; - оказания помощи в чрезвычайных экологических ситуациях. (Исключен - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 27.06.2001 г. N 899) Статья 82. Участие Республики Татарстан в разработке и реализации международных экологических программ Республика Татарстан принимает участие в деятельности международных организаций по охране окружающей природной среды, подготовке и проведении международных конференций, разработке и реализации международных экологических программ, обменивается делегациями специалистов в области охраны окружающей природной среды. Статья 83. Обязанности иностранных юридических и физических лиц, лиц без гражданства по соблюдению природоохранительного законодательства Республики Татарстан Иностранные юридические и физические лица, лица без гражданства обязаны на территории Республики Татарстан соблюдать требования настоящего Закона и иных природоохранительных законодательных актов и несут ответственность за их нарушение в соответствии с законодательством. Президент Республики Татарстан М.ШАЙМИЕВ Казань, 12 февраля 1997 года N 1040 Утратил силу - Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 28.06.2004 г. N 38-ЗРТ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|