Расширенный поиск

Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 11.12.2004 № 65-ЗРТ

                               Закон
        Республики Татарстан от 11 декабря 2004 г. N 65-ЗРТ
      "Об утверждении Программы реформирования и модернизации
 жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004-2010
                               годы"
    (В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан   

                        от 24.12.2009 № 68-ЗРТ)                       

 

 

 

     Принят Государственным Советом РТ 11 ноября 2004 года

 

     Статья  1.  Утвердить  Программу  реформирования  и  модернизации
жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004-2010 годы
(далее - Программа) (прилагается).

 

     Статья 2. Кабинету Министров Республики Татарстан:
     предусматривать средства для реализации Программы при  разработке
проектов  законов  Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан
на 2005-2010 годы;
     привести  свои  нормативные  правовые  акты  в   соответствие   с
настоящим    Законом,    разработать    нормативные   правовые   акты,
предусмотренные Программой.

 

     Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.

 

 

Президент Республики Татарстан                         М.Ш.Шаймиев
г.Казань, 11 декабря 2004 года, N 65-ЗРТ

 

 

 

 

                                                          Приложение 1
                                         к Закону Республики Татарстан
                                        от 11 декабря 2004 г. N 65-ЗРТ

 

    Программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального     
 комплекса Республики Татарстан на 2004-2010 годы (с изменениями от 5 
            августа 2008 г., 29 июня, 24 декабря 2009 г.)             

 

Паспорт Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального 
           комплекса Республики Татарстан на 2004-2010 годы           

 

-------------------T----------------------------------------------------¬
¦Наименование  Про-¦Программа реформирования и модернизации жилищно-ком-¦
¦граммы            ¦мунального    комплекса   Республики   Татарстан  на¦
¦                  ¦2004-2010 годы                                      ¦
+------------------+----------------------------------------------------+
¦Государственный   ¦Кабинет Министров Республики Татарстан              ¦
¦заказчик Программы¦                                                    ¦
+------------------+----------------------------------------------------+
¦Основной разработ-¦Министерство строительства, архитектуры и   жилищно-¦
¦чик Программы     ¦коммунального хозяйства Республики Татарстан        ¦
+------------------+----------------------------------------------------+
¦Цели и      задачи¦Основными целями  Программы  являются:   обеспечение¦
¦Программы         ¦стандартов  качества  предоставления  жилищно-комму-¦
¦                  ¦нальных услуг, повышение эффективности, устойчивости¦
¦                  ¦и  надежности  функционирования жилищно-коммунальных¦
¦                  ¦систем жизнеобеспечения  населения  с  одновременным¦
¦                  ¦снижением  нерациональных  затрат,  создание системы¦
¦                  ¦адресной социальной защиты населения при оплате  жи-¦
¦                  ¦лищно-коммунальных услуг.                           ¦
¦                  ¦Для достижения этих целей необходимо решить  следую-¦
¦                  ¦щие задачи:                                         ¦
¦                  ¦повысить качество жилищно-коммунальных услуг;       ¦
¦                  ¦совершенствовать механизмы финансирования отрасли;  ¦
¦                  ¦обеспечить адресную социальную защиту населения  при¦
¦                  ¦оплате жилищно-коммунальных услуг;                  ¦
¦                  ¦обеспечить государственную поддержку процесса модер-¦
¦                  ¦низации жилищно-коммунального комплекса;            ¦
¦                  ¦создать конкурентную среду с организацией  государс-¦
¦                  ¦твенного контроля над локальными монополиями        ¦
+------------------+----------------------------------------------------+
¦Срок    реализации¦2004-2010 годы:                                     ¦
¦Программы         ¦1-й этап - 2004-2005 годы                           ¦
¦                  ¦2-й этап - 2006-2007 годы                           ¦
¦                  ¦3-й этап - 2008-2010 годы                           ¦
+------------------+----------------------------------------------------+
¦Мероприятия  Прог-¦Формирование многообразия собственников  в  жилищной¦
¦раммы             ¦сфере и конкурентной среды;                         ¦
¦                  ¦демонополизация обслуживания жилищного фонда и  фор-¦
¦                  ¦мирование рынка услуг;                              ¦
¦                  ¦обеспечение ресурсосбережения в жилищно-коммунальном¦
¦                  ¦комплексе, включая стимулирующие механизмы;         ¦
¦                  ¦обеспечение финансовой  стабилизации  жилищно-комму-¦
¦                  ¦нального комплекса;                                 ¦
¦                  ¦формирование рыночных  механизмов   функционирования¦
¦                  ¦жилищно-коммунального  комплекса и условий для  при-¦
¦                  ¦влечения инвестиций;                                ¦
¦                  ¦обеспечение зависимости оплаты  жилищно-коммунальных¦
¦                  ¦услуг от их качества и оказания в установленные сро-¦
¦                  ¦ки;                                                 ¦
¦                  ¦обеспечение соответствия оплаты труда работников жи-¦
¦                  ¦лищно-коммунальной сферы качеству, своевременности и¦
¦                  ¦количеству оказываемых услуг;                       ¦
¦                  ¦регулирование деятельности  естественных   локальных¦
¦                  ¦монополий по поставке коммунальных услуг;           ¦
¦                  ¦совершенствование системы  предоставления  субсидий,¦
¦                  ¦льгот  гражданам при оплате жилищно-коммунальных ус-¦
¦                  ¦луг;                                                ¦
¦                  ¦введение эффективного механизма рассмотрения жалоб и¦
¦                  ¦обращений граждан,  предусматривающего стандарты ка-¦
¦                  ¦чества предоставления жилищно-коммунальных  услуг  и¦
¦                  ¦обеспечивающего  правовую защиту потребителей отрас-¦
¦                  ¦ли;                                                 ¦
¦                  ¦формирование новых подходов к строительству жилых  и¦
¦                  ¦социальных объектов;                                ¦
¦                  ¦повышение эффективности градостроительных решений  и¦
¦                  ¦ответственности за их принятие;                     ¦
¦                  ¦организация   и  проведение  собраний  собственников¦
¦                  ¦помещений  в  многоквартирных   домах  по   избранию¦
¦                  ¦способов    управления    комплексами    недвижимого¦
¦                  ¦имущества  многоквартирного  дома,   государственная¦
¦                  ¦поддержка  в   формировании  комплексов  недвижимого¦
¦                  ¦имущества   многоквартирного  дома  и  передача их в¦
¦                  ¦управление товариществам собственников жилья        ¦
+------------------+----------------------------------------------------+
¦Объем и  источники¦Объем финансирования  Программы   составляет   33196¦
¦финансирования    ¦млн.руб.                                            ¦
¦Программы         ¦Источники финансирования:                           ¦
¦                  ¦средства федерального  бюджета,  бюджета  Республики¦
¦                  ¦Татарстан,   местных  бюджетов,  организаций  жилищ-¦
¦                  ¦но-коммунального  комплекса,   потребителей   жилищ-¦
¦                  ¦но-коммунальных услуг, инвесторов, заемные средства,¦
¦                  ¦в том числе зарубежных банков                       ¦
+------------------+----------------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные¦В результате реализации Программы  будут  обеспечены¦
¦результаты  реали-¦повышение  эффективности  и  качества жилищно-комму-¦
¦зации Программы   ¦нального обслуживания,  надежность работы инженерных¦
¦                  ¦систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность¦
¦                  ¦условий проживания,  социальная защита населения при¦
¦                  ¦оплате жилищно-коммунальных услуг                   ¦
+------------------+----------------------------------------------------+
¦Исполнители  Прог-¦Министерство строительства,  архитектуры  и   жилищ-¦
¦раммы             ¦но-коммунального хозяйства Республики Татарстан,    ¦
¦                  ¦Министерство экономики Республики Татарстан;        ¦
¦                  ¦Министерство финансов Республики Татарстан,         ¦
¦                  ¦Министерство экологии и природных ресурсов Республи-¦
¦                  ¦ки Татарстан,                                       ¦
¦                  ¦Министерство земельных  и  имущественных   отношений¦
¦                  ¦Республики Татарстан,                               ¦
¦                  ¦Министерство сельского  хозяйства  и  продовольствия¦
¦                  ¦Республики Татарстан,                               ¦
¦                  ¦Министерство  труда,  занятости  и социальной защиты¦
¦                  ¦Республики Татарстан,                               ¦
¦                  ¦Министерство юстиции Республики Татарстан,          ¦
¦                  ¦Министерство информатизации    и   связи  Республики¦
¦                  ¦Татарстан,                                          ¦
¦                  ¦Министерство  промышленности и   торговли Республики¦
¦                  ¦Татарстан,                                          ¦
¦                  ¦Комитет Республики Татарстан по тарифам,            ¦
¦                  ¦Центр экономических и социальных  исследований  Рес-¦
¦                  ¦публики Татарстан,                                  ¦
¦                  ¦Агентство Республики Татарстан по массовой  коммуни-¦
¦                  ¦кации "Татмедиа",                                   ¦
¦                  ¦администрации городов и районов   Республики  Татар-¦
¦                  ¦стан    (до    формирования     органов     местного¦
¦                  ¦самоуправления в  соответствии с законодательством),¦
¦                  ¦Агентство по развитию предпринимательства Республики¦
¦                  ¦Татарстан,                                          ¦
¦                  ¦Агентство по государственному заказу, инвестиционной¦
¦                  ¦деятельности и межрегиональным связям Республики Та-¦
¦                  ¦тарстан,                                            ¦
¦                  ¦Торгово-промышленная палата Республики Татарстан    ¦
+------------------+----------------------------------------------------+
¦Система  организа-¦Государственный контроль: формы и методы организации¦
¦ции   контроля  за¦контроля за исполнением Программы определяются Каби-¦
¦исполнением  Прог-¦нетом Министров Республики  Татарстан;  общественный¦
¦раммы             ¦контроль:  осуществляется общественными организация-¦
¦                  ¦ми, общественными объединениями, гражданами         ¦
L------------------+-----------------------------------------------------
    1. Анализ состояния жилищно-коммунального комплекса Республики    
                              Татарстан                               

 

     Жилищный фонд Республики Татарстан  на  01.01.2004  г.  составлял
74,3 млн.кв.м. На балансе жилищных организаций находится 42,0 млн.кв.м
жилищного фонда государственной,  частной  (включая  приватизированные
жилые помещения) форм собственности.
     Обеспеченность жильем на 01.01.2004 г. в  среднем  по  Республике
Татарстан на одного человека составляла 19,5 кв.м.
     Обслуживанием жилищного фонда  и  оказанием  жилищно-коммунальных
услуг  занимаются 444 организации различных форм собственности, из них
260 организаций  участвуют  в  мониторинге,  проводимом  Министерством
строительства,    архитектуры    и   жилищно-коммунального   хозяйства
Республики  Татарстан.  Численность  работников  жилищно-коммунального
комплекса (далее - ЖКК) превышает 65,0 тыс. человек.
     Теплоснабжение населения и объектов социально-бытового назначения
республики   осуществляется   от   систем  теплоснабжения,  в  составе
которых:
     1490 котельных, в том числе 1101 коммунального хозяйства;
     4189 км тепловых сетей,  в  том  числе  2884,2  км  коммунального
хозяйства;
     379 центральных тепловых пунктов.
     Суммарная  мощность  котельных  коммунального  хозяйства  -  5780
Гкал/час,  из  них  работают на твердом топливе - 4%, жидком топливе -
4%, газообразном топливе - 92%.
     Годовая  выработка  тепловой  энергии  котельными   коммунального
хозяйства составляет 8246,0 тыс.Гкал, 7752,5 тыс.Гкал тепловой энергии
покупается у других ведомств, в том числе у ОАО "Татэнерго"  -  7535,0
Гкал.
     В  общем  числе  отопительных   котельных   преобладают   мелкие,
малоэффективные,  оснащенные  котлоагрегатами  устаревших моделей, КПД
которых составляет не более 70%, удельный вес таких  котлоагрегатов  -
45%.  Кроме  того,  в  эксплуатации  находятся более 350 котлов (общее
количество  в  коммунальном  хозяйстве  -  3066   ед.),   выработавших
нормативные  сроки эксплуатации, и 370 км ветхих тепловых сетей (общее
количество коммунальных тепловых сетей - 2884,2 км).
     За счет увеличения бюджетных вложений в  коммунальную  энергетику
за  2001-2003 годы износ теплоэнергетического оборудования снизился до
53%, к началу 2001 г. он достигал 60%.
     Большой износ оборудования сохраняется  в  связи  с  приемкой  от
ведомств  большого количества объектов теплоэнергетического хозяйства,
которые, как  правило,  находятся  в  аварийном  состоянии  или  имеют
сверхнормативный износ. За период с 1999 г. по 2003 г. число котельных
коммунальных предприятий увеличилось с 496 до 1101  единицы,  тепловых
сетей коммунального хозяйства - с 2478,2 до 2884,2 км.
     Анализ  состояния  водохозяйственных  объектов  показывает,   что
ежесуточно  в  республике  реализуется 1960 тыс.куб.м питьевой воды, в
том числе населению  -  636  тыс.куб.м,  прочим  потребителям  -  1324
тыс.куб.м.  Предприятиями ЖКК реализуется 1249 тыс.куб.м питьевой воды
в сутки, в том  числе  населению  -  547  тыс.куб.м  в  сутки,  прочим
потребителям  - 702 тыс.куб.м в сутки. Мощность водозаборов республики
составляет 3192 тыс.куб.м в сутки, в том  числе  коммунальных  -  1849
тыс.куб.  метров в сутки. При этом существует дефицит воды в отдельных
регионах в объеме 29 тыс.куб.м в  сутки.  Протяженность  водопроводных
сетей  в  республике  составляет  13238 км, в том числе коммунальных -
9247 км.
     Основные проблемы в обеспечении населения  качественной  питьевой
водой:
     дефицит  производства  воды  питьевого  качества,   связанный   с
нехваткой мощностей водозаборов и сооружений по очистке;
     неудовлетворительное    техническое     состояние     действующих
водопроводных сетей и сооружений. Износ водопроводных сетей составляет
43,4%  (4013  км),  утечки  и  неучтенные  расходы  воды  в   системах
водоснабжения  отдельных  населенных пунктов достигают до 40% (в целом
по республике -  19,6%),  14,1%  объектов  водоснабжения  не  отвечают
санитарным требованиям (в 2001 г. - 17,4%).
     Мощность очистных сооружений канализации в республике  составляет
1686  тыс.куб.м  в  сутки, в том числе коммунальных - 1375 тыс.куб.м в
сутки. Протяженность канализационных сетей в республике - 3670  км,  в
том числе коммунальных - 3462 километра.
     Ежесуточно  в   республике   очищаются   очистными   сооружениями
канализации   970   тыс.куб.м   сточных  вод  в  сутки,  в  том  числе
коммунальными - 822 тыс.куб.м в сутки.
     Обеспеченность некоторых городов и населенных пунктов  в  очистке
сточных  вод  биологическими  очистными  сооружениями канализации ниже
необходимой  и  составляет  в  среднем  по  республике  71,6%.   Износ
канализационных  сетей  составляет  27,6%  (1018 км), а износ очистных
сооружений канализации и канализационных насосных станций - до 50%.
     За      счет      увеличения      бюджетных      вложений       в
водопроводно-канализационное   хозяйство   за   2001-2003  годы  износ
основных фондов водопроводно-канализационного  хозяйства  снизился  до
51%    началу  2001  г. он достигал 53%). Высокий износ оборудования
сохраняется в связи с приемкой от ведомств  большого  объема  объектов
водопроводно-канализационного   хозяйства,   находящихся  в  аварийном
состоянии или имеющих сверхнормативный износ. За период с 2001 по 2003
г.  включительно  принято на баланс водохозяйственных организаций 3396
км водопроводных и 622 км канализационных сетей.
     Среднесуточный отпуск воды  на  одного  человека  составляет  170
литров,  в  том  числе  в  городской местности - 193 литра, в сельской
местности - 101 литр.
     В  республике  с  2000   г.   реализуется   программа   оснащения
государственного  жилищного  фонда объектовыми приборами учета расхода
воды. В соответствии с данной программой установлено 12680  водомерных
узлов   (оснащенность  государственного  жилищного  фонда  объектовыми
приборами учета расхода воды на 01.04.2004 г. составила 72,9%).
     Установка объектовых приборов учета расхода воды позволяет  вести
учет  потребления  воды и взимания платы с населения за ее фактическое
потребление.
     В  2003  г.  завершена   реализация   Государственной   программы
"Питьевая  вода Республики Татарстан". Финансирование данной программы
осуществлялось  за  счет   средств   федерального   бюджета,   бюджета
Республики  Татарстан,  Экологического  фонда  Республики  Татарстан и
собственных средств предприятий.
     Выполнялись мероприятия по обеспечению населения  питьевой  водой
согласно  Схеме  развития  водоснабжения  и  водоотведения  городов  и
районов на период до 2005 года: замена ветхих  сетей,  укомплектование
городских   водоочистных   сооружений  реагентами,  обеззараживающими,
фильтрующими материалами, оснащение средствами  учета  и  контроля  за
водопотреблением, мероприятия по энергоресурсосбережению и другие.
     В  настоящее  время  разрабатывается  государственная   программа
"Питьевая вода Республики Татарстан на 2004-2010 годы", основной целью
которой является строительство водопроводных и канализационных  сетей,
строительство   очистных  сооружений,  поисково-оценочные  работы  для
водоснабжения населенных пунктов.
     Уровень централизованного снабжения жилищного фонда по республике
составляет:  водой  - 80,1%, канализацией - 73,2%, отоплением - 91,5%,
горячей водой - 66,3%, газом - 98,46%.
     Многие проблемы в обеспечении городов и других населенных пунктов
республики  теплом,  водой  и  другими  коммунальными услугами вызваны
отсутствием в большинстве из них комплексных схем инженерных сетей.
     Наиболее  проблемными   вопросами   в   обеспечении   надлежащего
состояния   территорий   городов   и   населенных   пунктов   являются
организованный  сбор,  транспортировка,   утилизация   и   переработка
образующихся бытовых отходов.
     Отсутствие производственных мощностей по сортировке и переработке
бытовых  отходов,  неразвитость  сети  селективного  сбора  отходов от
населения, недостаточность мест по утилизации отходов создают  условия
для несанкционированного складирования отходов.
     В  крупных  городах  (Казань,   Набережные   Челны,   Нижнекамск,
Зеленодольск)  отсутствуют  полигоны  для  захоронения твердых бытовых
отходов. В республике отсутствует система селективного сбора  отходов,
производственная  база  по  сортировке  и переработке отходов является
слабой, в связи с чем перерабатывается менее  1%  бытовых  отходов  от
объема образующихся.
     Средств  Экологического  фонда  Республики  Татарстан  и  местных
бюджетов  недостаточно  для  решения  проблем  комплексного  подхода к
утилизации и сортировке бытовых  отходов.  Существующий  экономический
механизм в этой сфере не привлекателен для малого и среднего бизнеса.
     Недоремонт государственного  жилищного  фонда  по  республике  на
01.01.2004 г. составил 13,5 млн.кв.м, или 6,1 млрд.руб.
     На 1 января 2004 г.  в  республике  насчитывалось  1146  тыс.кв.м
ветхого жилья, основная часть ветхого жилищного фонда республики - 847
тыс.кв.м  -  находится  в  государственной  собственности.  На  момент
издания  Указа Президента Республики Татарстан от 23.10.95 г. N УП-720
"О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих  в  ветхом
жилищном  фонде, и реконструкции кварталов ветхого жилья" в республике
насчитывалось 1750 тыс.кв.м  ветхого  жилья  (2,7%  от  общей  площади
жилищного фонда).
     Проблемы жилищного фонда республики:
     достаточно высокий процент ветхих, потенциально  аварийных  жилых
домов  (граждане,  проживающие в них, не заинтересованы в сохранении и
правильном содержании своего  жилища,  а  иногда,  в  целях  получения
отдельного  жилья,  наоборот,  заинтересованы в ухудшении технического
состояния дома и квартир. Бесхозность мест общего пользования в  домах
с коммунальными квартирами и в общежитиях приводит к сверхнормативному
(интенсивному)  износу,  ветхости,  разрушению  конструкций   и,   как
следствие, к аварийному состоянию жилищного фонда);
     дома первых массовых серий, построенные в основном в шестидесятые
годы.  Квартиры  в  таких домах имеют, как правило, проходные комнаты,
небольшие  кухни,  совмещенные  санузлы,  узкие   коридоры,   что   не
соответствует  современным  требованиям. Низкие теплозащитные качества
наружных ограждений пятиэтажных домов являются основной причиной того,
что  удельный  расход  топлива  на 1 кв.м общей площади в нашей стране
превышает аналогичный показатель  стран  Западной  Европы  и  Северной
Америки в три раза.
     В жилищном  фонде  республики  эксплуатируются  8950  лифтов,  из
которых более 1400 отслужили нормативный срок эксплуатации. До 2010 г.
потребуется  заменить  2900  лифтов,   увеличить   объемы   работ   по
диспетчеризации, модернизации лифтов, продлению срока их эксплуатации,
изготовлению запасных частей на предприятиях республики.
     Анализ  реализации  социальной   политики   показывает,   что   в
республике    с    2003    г.    внедрена    новая    система   оплаты
жилищно-коммунальных  услуг;  включающая  компенсации   малоимущим   и
наиболее  уязвимым  слоям  населения  в  виде  предоставления адресных
жилищно-коммунальных субсидий.
     В  республике  на  2004  г.  установлены   следующие   стандарты,
действующие при оплате жилищно-коммунальных услуг:
     предельной стоимости предоставляемых  жилищно-коммунальных  услуг
на  1  кв.м  общей  площади  жилья  в  месяц  (в среднем по Республике
Татарстан в размере  20  руб.)  и  по  административно-территориальным
единицам Республики Татарстан (приложение 1),
     стоимости капитального ремонта жилищного фонда на  1  кв.м  общей
площади жилья в размере 2,6 руб. в месяц;
     уровня платежей граждан за  предоставляемые  жилищно-коммунальные
услуги в среднем по Республике Татарстан (в размере 90%, фактически по
республике     в     2003     году     составил     71%)     и      по
административно-территориальным    единицам    Республики    Татарстан
(приложение 1);
     максимально  допустимой  доли  собственных  расходов  граждан  на
оплату  жилищно-коммунальных услуг (по социальным нормам) в совокупном
семейном доходе, в размере 16%;
     социальной  нормы   площади   жилья,   определенной   федеральным
законодательством  в размере 33 кв.м одиноко проживающим гражданам, 42
кв.м - семье из двух человек, 18 кв.м - на каждого в семье из  трех  и
более человек.
     Для осуществления адресной социальной защиты населения при оплате
жилищно-коммунальных   услуг  в  каждом  районе  и  городе  республики
созданы банки данных населения,  организован  информационный  обмен  с
органами   социальной   защиты.   Оплата   жилищно-коммунальных  услуг
населением производится по единому  платежному  документу,  в  котором
отражаются  суммы  предоставляемой гражданину социальной помощи в виде
льгот  и  субсидий.  Величина  компенсационных   выплат   определяется
органами  социальной  защиты в установленном порядке, с учетом полноты
предоставления жилищно-коммунальных услуг. Во всех районах  и  городах
республики  действуют  комиссии,  в  функции которых входит разрешение
спорных вопросов, возникающих при назначении  субсидий,  в  том  числе
установление   порядка   оплаты   сверхнормативных   площадей  одиноко
проживающими пенсионерами и другими категориями населения.
     Анализ финансового  состояния  организаций  ЖКК  показывает,  что
объемы  предоставленных  организациями жилищно-коммунального хозяйства
услуг за 2003 год составили 15,1 млрд.руб.
     Сравнительный анализ структуры доходов отрасли свидетельствует об
увеличении   доли   платежей   населения  и  других  потребителей  при
одновременном снижении бюджетной составляющей.
     За 2003 год перечислено в бюджеты  всех  уровней  и  внебюджетные
фонды  более  1,8  млрд.руб.  Предприятия  с  учетом  реструктуризации
оплачивают текущие платежи по всем видам налогов. Около 50% полученных
дотаций  возвращается  в  бюджет Республики Татарстан в виде налогов и
отчислений во внебюджетные фонды.
     Средняя заработная плата  по  отрасли  возросла  по  сравнению  с
началом  2003  г.  на  36% за счет собственных источников. Сегодня она
составляет на одного работника  ЖКК  по  предприятиям,  находящимся  в
ведении    министерства,    в    среднем    4191    руб.,   что   ниже
среднереспубликанского уровня на  10%.  При  этом  высокая  заработная
плата  сохраняется  на  предприятиях  тепловых сетей - 5,2 тыс.руб., а
низкая - в жилищном комплексе - 3,3  тыс.руб.  Это  сдерживает  приток
квалифицированных кадров в жилищную сферу.
     Принимаемые  в  течение  2003  года  совместно  с   Министерством
финансов  Республики Татарстан, администрациями городов и районов меры
по своевременной  выплате  заработной  платы  позволили  ликвидировать
задолженность работникам предприятий ЖКК за 2003 год.
     Стабилизации финансово-экономического состояния отрасли в 2003 г.
способствовала  новая  система  оплаты за жилищно-коммунальные услуги.
Ранее выделяемая из  местных  бюджетов  дотация  на  покрытие  убытков
предприятий  заменена  субсидией-дотацией  населению  на разницу между
экономически  обоснованным  тарифом,  включающим   рентабельность,   и
регулируемым  тарифом  для населения. В результате предприятия отрасли
получили  финансовые  средства  своевременно   в   объеме   фактически
оказанных  услуг.  Это  стало  возможным  благодаря  созданию в каждом
районе и городе управляющих компаний и единых расчетных центров.
     В результате принятых мер по финансовому  оздоровлению  снизилась
кредиторская и дебиторская задолженности, сократился разрыв превышения
кредиторской задолженности над дебиторской.
     Действующими  предприятиями,  оказывающими   жилищно-коммунальные
услуги,  в  2003  г.  получена прибыль в размере 26 млн.руб., с учетом
предприятий-банкротов убытки в целом по отрасли составили 86 млн.руб.
     В целом  по  отрасли  собираемость  платежей  за  предоставленные
жилищно-коммунальные  услуги  составляет  около  100%,  в  том числе с
населения - 93%.
     Серьезно влияет на финансовое состояние отрасли приемка  объектов
жилищно-коммунального  хозяйства от других министерств и ведомств, так
как  денежные  средства  выделяются  только  на   текущее   содержание
объектов, а физический износ передаваемых объектов достигает 70-80%, в
отдельных случаях - 90%. При утверждении финансовых планов расходы  на
реконструкцию  и  капитальный  ремонт  объектов  жилищно-коммунального
хозяйства не предусматриваются.
     Тарифы для населения за жилищно-коммунальные услуги в  Республике
Татарстан   ниже   по  сравнению  с  другими  субъектами  Приволжского
федерального округа (приложение 2).
     Для ЖКК сельской местности характерны:
     малый  объем  государственного  жилья   и   невысокая   плотность
населения;
     небольшие объемы  и  дефицит  специализированных  эксплуатирующих
организаций    не    позволяют    создать    конкурентную    среду   в
жилищно-коммунальной сфере в сельской местности и затрудняют  создание
условий для привлечения частных инвестиций.
     Как правило, в населенных пунктах сельской  местности  существует
одно     многопрофильное     предприятие,     оказывающее     комплекс
жилищно-коммунальных  услуг.  Эти  предприятия  часто   находятся   на
значительном  удалении  от  большинства сельских населенных пунктов, в
основном их деятельность убыточна вследствие  изношенности  и  ветхого
состояния   инженерных   коммуникаций  и  других  объектов  ЖКК.  Имея
небольшие объемы работ и выручки, предприятия не могут  аккумулировать
свои средства и привлечь инвестиции для модернизации и развития ЖКК.

 

                      2. Цели и задачи Программы                      

 

     Основные  цели  Программы  -  обеспечение   стандартов   качества
предоставления  жилищно-коммунальных  услуг,  повышение устойчивости и
надежности      функционирования      жилищно-коммунальных      систем
жизнеобеспечения  населения  с  одновременным снижением нерациональных
затрат, создание системы  адресной  социальной  защиты  населения  при
оплате жилищно-коммунальных услуг.
     Основными задачами Программы являются:
     в области реформирования ЖКК:
     повышение качества жилищно-коммунальных услуг;
     совершенствование механизмов финансирования отрасли;
     усиление социальной политики в сфере ЖКК;
     разработка и реализация комплекса мер по формированию  комплексов
недвижимого  имущества  многоквартирного  дома  и созданию условий для
образования и деятельности объединений собственников жилья;
     в области модернизации ЖКК:
     изменение  технической  и  технологической  основ   отрасли   как
технической базы реформирования, обеспечение государственной поддержки
процесса модернизации ЖКК;
     формирование   инвестиционной   привлекательности    коммунальной
инфраструктуры.

 

     Мероприятия Программы и сроки их реализации:
     Программа будет выполняться поэтапно в течение 2004-2010 годов.
     На первом этапе (2004-2005 годы) будут реализованы первоочередные
мероприятия,  рассчитанные  на  получение  положительного  эффекта  по
улучшению качества жилищно-коммунальных услуг, к  числу  важнейших  из
них относятся:
     финансовая стабилизация ЖКК;
     демонополизация   обслуживания    жилищного    фонда,    создание
конкурентной среды и формирование рынка услуг в жилищной сфере;
     формирование многообразия собственников в жилищной сфере;
     переход на реальные договорные отношения в ЖКК;
     дальнейшее   совершенствование   механизмов   социальной   защиты
населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
     На первом этапе должно быть  завершено  формирование  необходимой
нормативно-правовой  базы для осуществления намеченных задач. Наряду с
мероприятиями, рассчитанными на немедленное получение эффекта, в  этот
период   будет   начата  реализация  мероприятий,  эффект  от  которых
ожидается в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
     На втором этапе (2006-2007 годы) будет реализован  основной  блок
мероприятий  по  реформированию ЖКК, в том числе развитие конкурентных
отношений в жилищном хозяйстве, переход к профессиональному управлению
жилищным   фондом,   создание   системы   регулирования   естественных
локальных монополий.
     Указанные мероприятия могут быть в полной мере реализованы  после
завершения  комплекса  первоочередных мер. На данном этапе будет также
завершено   создание   нормативной   правовой   базы,    стимулирующей
привлечение частных инвестиций в ЖКК.
     На третьем  этапе  (2008-2010  годы)  в  республике  должны  быть
обеспечены  качество  жилищно-коммунального обслуживания потребителей,
надежность  работы  инженерно-коммунальных  систем   жизнеобеспечения,
комфортность и безопасность условий проживания граждан.

 

             3. Мероприятия по реализации основных задач              

 

     В  области  реформирования  ЖКК  для  реализации  основных  задач
Программы необходимо:
     3.1. Сформировать многообразие собственников в жилищной сфере,  в
том числе путем создания товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ)
в границах единого  комплекса  недвижимого  имущества,  включающего  в
себя  земельный  участок  и  расположенное  на  нем  жилое здание, что
является одним  из  наиболее  эффективных  способов  защиты  их  прав,
влияния  на  стоимость  и  качество  предоставляемых услуг и позволяет
создавать   условия   для   привлечения   дополнительных    источников
финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья путем:
     содействия  формированию  ТСЖ  в  существующем  жилищном   фонде;
пропаганды  ТСЖ  как  эффективного способа управления собственностью в
жилищной сфере в средствах массовой информации;
     упрощения и удешевления процедуры регистрации ТСЖ;
     предоставления  налоговых  льгот  в  соответствии  с  действующим
законодательством;
     как правило, организации ТСЖ на этапе нового строительства,  если
возводимое жилье предполагается реализовывать различным собственникам;
     предоставления земельных участков в общую  долевую  собственность
членов товарищества;
     передачи в управление ТСЖ объектов нежилого фонда, находящихся  в
государственной  и  муниципальной  собственности  и  входящих в состав
комплексов недвижимого имущества многоквартирного дома, предоставления
информации   об   арендаторах   и   собственниках  нежилых  помещений,
находящихся    в    границах    комплекса    недвижимого     имущества
многоквартирного дома;
     организации обучения членов правлений ТСЖ, специалистов для  ТСЖ,
профессиональных управляющих жилищным фондом;
     направления  не   менее   15%   от   объема   денежных   средств,
предусмотренных  в  бюджете  Республики  Татарстан, на реконструкцию и
модернизацию жилищного фонда с учетом ликвидации  его  недоремонта,  в
том числе жилищного фонда ТСЖ;
     проведения  расчетов  населения,  в   том   числе   собственников
помещений  в  многоквартирных  домах,  состоящих  в ТСЖ, с поставщиком
электроэнергии по общему счетчику по тарифам для населения со  скидкой
12,5%,  а  при  наличии  в ТСЖ раздельного учета расхода электрической
энергии - по дифференцированной двухтарифной системе расчетов: в  часы
ночного  минимума  нагрузок    23.00  ч.  до  7.00  ч.) - по тарифу,
составляющему 25% от  уровня  действующего  тарифа  для  населения,  в
остальное время суток - по полному тарифу, с учетом 12,5%-ной скидки;
     создания Республиканской межведомственной  комиссии  по  развитию
самоуправления в жилищной сфере;
     определения   администраций   районов    и    городов    центрами
ответственности за организацию деятельности по формированию комплексов
недвижимого имущества многоквартирного дома, образованию  и  поддержке
ТСЖ, общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах по
избранию  способов  управления   комплексами   недвижимого   имущества
многоквартирного дома, в которых более 50% площади помещений находятся
в  частной   собственности,   создание   консультативно-информационных
центров и методических кабинетов по обмену опытом деятельности ТСЖ.
     Министерству строительства, архитектуры  и  жилищно-коммунального
хозяйства Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных
отношений Республики Татарстан совместно с администрациями  районов  и
городов  и  органами  местного  самоуправления  организовать  обучение
членов  правлений  ТСЖ,  специалистов  для  ТСЖ   и   профессиональных
управляющих   жилищным  фондом,  готовых  предложить  свои  услуги  по
управлению комплексами недвижимого имущества многоквартирного дома.

 

     3.2.   Демонополизировать   обслуживание   жилищного   фонда    и
сформировать рынок услуг путем:
     разделения функций заказчика  и  подрядчика  жилищно-коммунальных
услуг   и   передачи   их   самостоятельным  хозяйствующим  субъектам;
демонополизации и разгосударствления служб заказчика и подрядчика.
     Выбор  способа  управления  недвижимостью  в  жилищной  сфере   и
обслуживающей   организации   является   исключительной   прерогативой
собственника (нанимателя).
     Исходя  из  того,  что  значительная  часть  жилищного  фонда   в
настоящее   время   находится   в  государственной    муниципальной)
собственности, управляющие компании должны учреждаться  при  поддержке
государства  и муниципальных образований, при непосредственном участии
в этом и ТСЖ.
     Однако в процессе реформирования необходимо создать  условия  для
привлечения организаций различных форм собственности в указанную сферу
деятельности,   сократив   вмешательство    государственных    органов
управления в деятельность управляющих организаций.
     Качественному  улучшению  деятельности  по  управлению   жилищной
сферой  будет способствовать переход на профессиональное управление на
конкурсной основе,  делегирование  собственником  жилищного  фонда  на
конкурсной  основе  функций  управления  и  обслуживания  недвижимости
жилищным организациям.
     Система управления ЖКК рассматривается как трехуровневая:
     собственник жилищного фонда и других объектов недвижимости;
     заказчики жилищно-коммунальных услуг;
     подрядные     организации,     обеспечивающие      предоставление
жилищно-коммунальных услуг;
     формирования службы заказчика (управляющей компании) как субъекта
рыночных  отношений,  которая должна быть максимально ориентирована на
удовлетворение  нужд  нанимателей  и  собственников  жилья   в   части
предоставления им жилищно-коммунальных услуг.
     Основными задачами службы заказчика являются:
     выбор подрядчика по предоставлению жилищных и коммунальных  услуг
на вверенном ему в управление жилищном фонде;
     заключение договоров с выбранными подрядчиками на  предоставление
жилищных  и  коммунальных  услуг  нормативного  количества, качества и
стоимости;
     обеспечение системы контроля  за  предоставлением  этих  услуг  и
оплаты их по факту предоставления.
     Сегодня, при только формирующихся экономических  взаимоотношениях
в  сфере  обслуживания  жилья,  основными  интересами службы заказчика
являются:
     расширение объема обслуживания жилищного фонда;
     получение заказов на обслуживание других объектов недвижимости  в
социальной сфере (школ, детских садов);
     заключение  договоров  на  обслуживание  комплексов   недвижимого
имущества многоквартирного дома с ТСЖ;
     минимизация      задолженности      населения      по      оплате
жилищно-коммунальных услуг;
     выбор на конкурсной основе самого эффективного подрядчика;
     эффективный контроль за деятельностью подрядных организаций.
     Для решения каждой  из  указанных  задач  необходимо  разработать
механизм экономического стимулирования данной деятельности;
     проведения  конкурсного  отбора  заказчиков  и  подрядчиков,  что
позволит   резко   повысить   эффективность   используемых  финансовых
ресурсов.
     Главные условия успешного проведения конкурсов:
     оптимально сформированные наборы домов, выставляемых на конкурс;
     активная информационная кампания;
     полностью формализованная процедура подведения итогов, строгие  и
четкие критерии отбора.
     Основными критериями выбора победителя должны быть:
     опыт работы организации (или ее работников) в жилищной сфере;
     заявленная стоимость выполнения работ;
     обоснованный бизнес-план осуществления деятельности по управлению
жилищным фондом и предоставлению жилищно-коммунальных услуг;
     установления  процедуры  передачи  жилищного  фонда   управляющим
организациям   (составление   документации,   содержащей   техническую
характеристику объекта, в том числе инженерного  оборудования,  сетей,
придомовой       территории,       количественные       характеристики
жилищно-коммунальных услуг, потребляемых объектом жилищного фонда);
     разработки  комплекса  мер  по  обеспечению  управления  жилищным
фондом  управляющей  компанией:  проведение  инвентаризации  жилищного
фонда,  объектов  нежилого  фонда,  кредиторской  задолженности  перед
подрядными  организациями,  определение  порядка  и  условий погашения
долгов и т.д.;
     осуществления контроля за деятельностью управляющих  компаний,  в
том  числе  путем совершенствования системы показателей мониторинга их
деятельности,  получения  собственником   оперативной   информации   о
техническом   состоянии   жилищного   фонда,  переданного  управляющей
компании;
     оценки   качества   работы   управляющей   компании   на   основе
предварительно согласованных критериев оценки, которыми являются:
     сбор платежей за жилищно-коммунальные и прочие услуги;
     своевременное осуществление платежей по заключенным  договорам  с
подрядными организациями;
     снижение задолженности перед подрядными организациями, наличие  и
исполнение   подомовых   перспективных   и  текущих  планов  работ  по
содержанию жилищного фонда;
     снижение количества жалоб населения на содержание и  обслуживание
жилищного фонда и т.д.
     Осуществление   указанных   мер   позволит    обеспечить    право
собственников   и   нанимателей   жилых   помещений   на  качественное
жилищно-коммунальное обслуживание;
     формирования системы эффективных договорных отношений по оказанию
жилищно-коммунальных услуг.
     Для формирования эффективных договорных отношений необходимо:
     привести действующие договоры управляющих жилищных организаций  с
ресурсоснабжающими,  ремонтно-эксплуатационными  и специализированными
организациями в соответствие с законодательством, для  чего  в  первую
очередь   необходимо   инициировать   процедуру  внесения  в  договоры
изменений,  в  том  числе  обеспечивающих  защиту  прав  и   интересов
потребителей;
     применять  формы  примерных   договоров   социального   найма   и
предоставления   жилищно-коммунальных   услуг,   содержащие  следующие
условия:
     перечень параметров качества жилищно-коммунальных услуг и порядок
снижения  оплаты  в  случае их нарушения или ссылки на устанавливающий
их нормативный правовой акт;
     порядок оплаты потребителями жилищно-коммунальных услуг;
     порядок защиты  прав  и  законных  интересов  потребителей  перед
исполнителем,  порядок  выявления  и устранения ненадлежащего качества
жилищно-коммунальных услуг;
     ответственность управляющей организации  перед  потребителями  за
предоставление жилищно-коммунальных услуг;
     ответственность нанимателей, арендаторов, собственников помещений
за неоплату жилищно-коммунальных услуг;
     другие условия, предусмотренные Гражданским  кодексом  Российской
Федерации,  иными  федеральными и республиканскими законами, правилами
предоставления жилищных и коммунальных услуг;
     установление  постоянного   контроля   качества   предоставляемых
жилищно-коммунальных услуг;
     изменение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении
коммунальных   услуг  ненадлежащего  качества  и (или)  с  перерывами,
превышающими установленную продолжительность, осуществлять в  порядке,
установленном   уполномоченным   Правительством  Российской  Федерации
федеральным органом исполнительной власти;
     рассмотрение  претензий  граждан  на   качество   предоставляемых
жилищно-коммунальных   услуг  осуществлять  в  порядке,  установленном
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти;
     усиление контроля Государственной жилищной  инспекции  Республики
Татарстан:
     за соблюдением условий договоров между  гражданами,  управляющими
жилищными       организациями       и       организациями-поставщиками
жилищно-коммунальных услуг с публикацией отчетов в средствах  массовой
информации    путем   оптимизации   совместных   действий   инспекций,
осуществляющих     контроль     за      качеством      предоставляемых
жилищно-коммунальных услуг.
     Уровень   (объемы   и   качество)   жилищно-коммунальных    услуг
формируется на стадиях проектирования жилого дома и его строительства.
     Надзорными функциями на стадиях проектирования,  строительства  и
эксплуатации   жилых   зданий   наделены   Управление  государственной
вневедомственной   экспертизы    Республики    Татарстан,    Инспекция
государственного    архитектурно-строительного    надзора   Республики
Татарстан и Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан.
     Для проведения единой государственной политики в целях  повышения
качества  жилища  и  увеличения  охвата  контролируемых  объектов  при
существующих  штатах   целесообразно,   при   сохранении   юридической
обособленности,  объединить  указанные надзорные органы в единый Центр
качества строительства и эксплуатации с образованием единых  филиалов,
обслуживающих    несколько    административно-территориальных   единиц
республики;
     совершенствования нормативной правовой базы в  целях  привлечения
виновных  в  нарушении  жилищного  законодательства к административной
ответственности;
     разработки и широкого внедрения формализованных процедур контроля
за   деятельностью  подрядных  организаций,  что  обеспечит  процедуру
оплаты только реально выполненных работ или поставленных услуг;
     совершенствования  системы   расчетов   за   жилищно-коммунальные
услуги;
     создания и внедрения  автоматизированной  информационной  системы
управления     ЖКК    -    комплекса    организационных    мероприятий
нормативно-правового,   методического   и    кадрового    обеспечения,
телекоммуникационных  и программно-технических средств, обеспечивающих
автоматизированный   сбор,   хранение,    актуализацию,    анализ    и
представление  потребителям  информации  о  состоянии  ЖКК,  ходе  его
реформирования  и  модернизации,  структуре  потребителей   и   оплате
жилищно-коммунальных услуг.
     3.3. Обеспечить ресурсосбережение в ЖКК, для чего необходимо:
     реализовать программы обеспечения приборного учета потребления  и
расходования  энергоресурсов  и  воды,  создать в городах и населенных
пунктах  республики  сервисные  службы  по  обслуживанию,  метрической
поверке,  снятию  показаний и обработке результатов измерений приборов
учета;
     объединить  тепловые   сети   акционерных   обществ   энергетики,
электрификации, коммунальных тепловых сетей (от коллекторов источников
тепловой  энергии   до   конечного   потребителя   в   рамках   одного
предприятия);
     сформировать  внебюджетные  источники  финансирования  работ   по
ресурсосбережению;
     разработать    рекомендации    по    выбору    технологий     для
ресурсосбережения в жилищном фонде;
     организовать   методическое   обеспечение    тарифной    политики
ресурсоснабжающих  организаций  в  связи  с проведением мероприятий по
ресурсосбережению;
     ввести  дифференцированные  двухставочные   тарифы   на   услуги,
оказываемые предприятиями ЖКК;
     повысить  эффективность   функционирования   энергоисточников   и
тепловых сетей за счет снижения издержек;
     разработать  перспективные  схемы  развития  тепло-,  электро-  и
водоснабжения населенных пунктов;
     создать малые предприятия по утилизации отходов населения в ЖКК;
     провести    энергетическое     обследование     ресурсоснабжающих
организаций.  Целесообразно  с  2004 г. независимую экспертизу тарифов
для водо- и энергоснабжающих предприятий объединять  с  энергетическим
обследованием  этих  предприятий,  что  позволит сэкономить финансовые
ресурсы  и  даст  возможность  предприятиям  разработать   эффективные
мероприятия по энергоресурсосбережению, разделив их на категории:
     а) малозатратные мероприятия - устранение потерь  энергоносителей
при   транспортировке   и   хранении,   соблюдение   энергоэкономичных
технологических   режимов,   замена   энергооборудования    избыточной
мощности,   оснащение   потребителей   приборами   учета   потребления
энергоресурсов;
     б)  капиталоемкие  мероприятия,  требующие  значительных  целевых
инвестиций;
     в) сопутствующие мероприятия, выполняемые в процессе технического
перевооружения  отрасли - изменение структуры используемых материалов,
технологий конечных продуктов;
     продлить срок эксплуатации котельных  агрегатов,  снижать  расход
топлива     и     эксплуатационных    расходов    путем    оптимизации
водно-химического режима работы котлов с  применением  комплексонов  и
установок  водоподготовки.  Первоочередная  задача - замена 861 котла,
выработавшего нормативные сроки эксплуатации;
     продлить срок  службы  трубопроводов  тепловых  сетей  и  снижать
потери  путем  применения конструкции "труба в трубе" с предварительно
нанесенной   изоляцией   на   основе   пенополиуретана,   бесканальной
прокладки.  Первоочередная  задача  -  замена  790  км ветхих тепловых
сетей;
     внедрить частотные преобразователи, устройства плавного пуска для
экономии  электроэнергии  и  увеличения  срока  эксплуатации насосного
оборудования, устранения гидравлических ударов в водопроводных сетях;
     внедрить новые аэрационные системы для улучшения качества очистки
сточных   вод,   экономии   электроэнергии,   улучшения  экологической
обстановки;
     использовать  вторичные   ресурсы   (биоэнергетика,   эффективное
сжигание твердых бытовых отходов (далее - ТБО) с получением тепловой и
электрической энергии, рекультивация земель  с  использованием  иловых
осадков очистных сооружений);
     оптимизировать     существующие     системы     централизованного
теплоснабжения  за  счет  их  максимальной  загрузки, в первую очередь
крупных  источников  открытого  акционерного   общества   "Татэнерго",
перевести  их  на  комбинированную  выработку электрической и тепловой
энергии, перейти на децентрализованное теплоснабжение жилищного  фонда
в  населенных  пунктах,  где отсутствуют ТЭЦ и эффективные квартальные
котельные (до 2010 г. необходимо установить 80 автономных котельных  в
населенных пунктах сельской местности);
     осуществить подбор эффективных, экономичных, наиболее  безопасных
для   здоровья   химреагентов,  используемых  на  станциях  подготовки
питьевой воды;
     усовершенствовать и реконструировать станции по очистке  воды  за
счет применения эффективных фильтрующих материалов;
     внедрить оборудование для обезвоживания осадков сточных  вод  для
улучшения экологической обстановки;
     провести утепление  всех  ограждающих  конструкций  (стен,  окон,
балконных  дверей,  покрытий,  перекрытий  над холодными подпольями) и
модернизацию  систем  инженерного  оборудования   в   соответствии   с
изменившимися    нормативными    требованиями    по    теплозащите   и
энергосбережению.
     В комплексе эти мероприятия позволят снизить теплопотребление  на
отопление не менее чем на 40%.
     Реализация комплекса  энергосберегающих  мероприятий  может  быть
осуществлена в полной мере только при системном подходе к модернизации
и реконструкции существующего жилищного фонда.  Максимально  возможные
результаты  могут  быть получены, если объектом реконструкции будет не
отдельное здание, а комплекс жилых домов вместе с объектами социальной
и инженерной инфраструктуры.
     Реализация этих мер позволит:
     поддерживать  жилищный  фонд  в  удовлетворительном   техническом
состоянии,   снизить  размеры  выбытия  объектов  жилищного  фонда  по
ветхости, улучшить условия проживания;
     достичь  значительного  градостроительного   эффекта   обновления
городской среды;
     получить дополнительные площади жилья;
     повысить качество жилья;
     снизить на 25-30% расходы материально-технических  ресурсов,  что
будет способствовать снижению стоимости эксплуатации зданий, ускорению
приватизации  квартир  в  типовых   пятиэтажных   домах,   образованию
комплексов недвижимого имущества многоквартирного дома.
     Основным источником финансирования указанных мероприятий являются
внебюджетные средства.
     3.4. Обеспечить финансовую стабилизацию ЖКК путем:
     реструктуризации и ликвидации задолженности предприятий ЖКК,  для
чего необходимо:
     а) создать рабочие  комиссии  на  уровне  городов  и  районов,  в
которые   должны   войти   депутаты   местных  советов,  представители
финансовых органов, органов управления ЖКК, представители  предприятий
ЖКК, органов внутренних дел, налоговых органов;
     б) провести инвентаризацию  задолженности  потребителей  товаров,
работ  и  услуг  с  целью  подписания  актов  сверки  задолженности  с
дебиторами  и   определения   размеров   задолженности,   признаваемой
бюджетами;
     в) провести работу  с  кредиторами,  результатом  которой  должны
стать:  частичное  списание  долгов,  их  частичное  погашение за счет
дополнительных    бюджетных    доходов,    использование     механизма
рефинансирования, реструктуризация задолженности в течение двух лет;
     оптимизации финансовых потоков в  ЖКК,  определения  обоснованных
расходов   на  предоставление  жилищно-коммунальных  услуг  на  основе
экспертизы затрат;
     разработки и внедрения единой автоматизированной  методики  учета
на предприятиях ЖКК, обеспечения возможного эффективного использования
новых    информационных    технологий    в    рамках    корпоративного
информационного поля жилищно-коммунальной отрасли;
     совершенствования механизма оплаты жилищно-коммунальных  услуг  с
целью  своевременного  перечисления  средств населения непосредственно
поставщикам коммунальных услуг со снижением платежей  за  ненадлежащее
оказание этих услуг;
     проведения ежегодного независимого аудита предприятий;
     совершенствования нормативной базы формирования  и  использования
бюджетных средств;
     ликвидации  дотационности  ЖКК  и  обеспечения   стабильности   и
достаточности    финансовых    средств   на   покрытие   расходов   на
предоставление жилищно-коммунальных услуг;
     ежегодного утверждения  республиканских  стандартов  перехода  на
новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
     3.5.  Сформировать  рыночные  механизмы  функционирования  ЖКК  и
условия для привлечения инвестиций путем:
     создания рынка жилищного фонда и его  эффективного  собственника,
разделения  функций  заказчика  и  подрядчика, формирования договорных
отношений  между  собственниками,  уполномоченными  ими   управляющими
компаниями и подрядными жилищными организациями;
     реформирования в области тепло-, водоснабжения и водоотведения  с
учетом  того, что организации, обеспечивающие поставку энергоресурсов,
должны  быть  специализированными,   поскольку   являются   субъектами
естественных   локальных   монополий,  деятельность  которых  подлежит
регулированию;
     замены конкуренции на  рынке  конкуренцией  за  рынок  на  основе
привлечения  малого  и  среднего бизнеса к оказанию населению жилищных
услуг;
     создания  условий  для  привлечения  инвестиций   и   направления


Информация по документу
Читайте также