Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Мордовия от 05.10.1998 № 461ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.10.98 N 461 г.Саранск Утратилo силу - Постановление Правительства Республики Мордовия от 04.05.2010 г. N 184 О Республиканской целевой программе улучшения условий и охраны труда в Республике Мордовия на 1998-2000 годы Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1997 г. N 1409 "О Федеральной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы" и в целях реализации государственной политики в области охраны труда работников на производстве Правительство Республики Мордовия ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу улучшения условий и охраны труда в Республике Мордовия на 1998-2000 годы (далее именуется - Программа). 2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство труда и занятости населения Республики Мордовия. 3. Министерству экономики Республики Мордовия и Министерству финансов Республики Мордовия при разработке прогнозов и бюджетов на 1999 и последующие годы осуществлять финансирование мероприятий Программы. 4. Министерствам, ведомствам, администрациям районов и городов республики принять необходимые меры по выполнению мероприятий Программы, созданию здоровых и безопасных условий труда работникам, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. 5. Министерствам и ведомствам республики разработать и принять соответствующие программы улучшения условий и охраны труда. Рекомендовать администрациям районов и городов республики разработать и принять аналогичные программы. 6. Министерствам, ведомствам, администрациям районов и городов республики ежегодно, до 15 января, информировать Министерство труда и занятости населения Республики Мордовия о ходе выполнения настоящего постановления. Министерству труда и занятости населения Республики Мордовия ежегодно, до 15 февраля, представлять в Правительство Республики Мордовия обобщенную информацию о ходе выполнения настоящего постановления. 7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на отдел науки и новых технологий Аппарата Правительства Республики Мордовия. Первый зам. Председателя Правительства Республики Мордовия А.КОЛЬБОВ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Республики Мордовия от 5 октября 1998 г. N 461 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА 1998-2000 ГОДЫ ПАСПОРТ Республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда в Республике Мордовия на 1998-2000 годы Наименование Программы - Республиканская целевая программа улуч- шения условий и охраны труда в Респуб- лике Мордовия на 1998-2000 годы Основание для разработки - Основы законодательства Российской Фе- Программы дерации об охране труда, постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. N 222 "О программе социальных реформ в Российской Федера- ции на период 1996-2000 годов", от 10 ноября 1997 г. N 1409 "О Федеральной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы", поста- новление Правительства Республики Мор- довия от 8 апреля 1996 г. N 176 "О ме- рах по улучшению условий и охраны тру- да" Государственный заказчик - Министерство труда и занятости населе- Программы ния Республики Мордовия Основные разработчики - Министерство труда и занятости населе- Программы ния Республики Мордовия, Министерство экономики Республики Мордовия, Минис- терство финансов Республики Мордовия, Федерация профсоюзов Республики Мордо- вия Цели и задачи Программы, - создание безопасных условий труда ра- важнейшие целевые ботникам; показатели предупреждение несчастных случаев и профессиональных заболеваний на произ- водстве; обеспечение совместных действий орга- нов законодательной, исполнительной власти республики, объединений работо- дателей, профессиональных союзов по улучшению условий и охраны труда; подготовка и реализация правовых и нормативных актов в области условий и охраны труда; контроль за соблюдением норматив- но-правовых актов по условиям и охране труда, предоставлением работникам орга- низаций предусмотренных законодательст- вом льгот и компенсаций за тяжелые ра- боты и работы с вредными и опасными ус- ловиями труда; обследование 1500 рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, проведение аттестации по условиям труда 9 тысяч рабочих мест; совершенствование системы обучения и проверки знаний руководителей и специа- листов в области условий и охраны тру- да; осуществление 600 экспертиз на 195 предприятиях по предоставлению работаю- щим льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, высво- бождение 150 женщин с тяжелых физичес- ких работ, обучение и проведение про- верки знаний по охране труда 3 тысяч руководителей и специалистов; создание системы информирования рабо- тающих о состоянии условий и охраны труда на предприятиях и в организациях республики Перечень основных - совершенствование нормативно-правовой мероприятий Программы базы и организационно-методического ру- ководства условиями и охраной труда; организация обучения и проверки зна- ний в области охраны труда; создание системы информирования о состоянии условий и охраны труда в рес- публике Исполнители основных - Министерство труда и занятости населе- мероприятий Программы ния Республики Мордовия, заинтересован- ные органы исполнительной власти рес- публики, Федерация профсоюзов Республи- ки Мордовия, администрации районов и городов, предприятия и организации рес- публики Сроки реализации Программы - 1998-2000 годы Источники финансирования - республиканский бюджет Республики Мор- Программы довия, средства предприятий и организа- ций Ожидаемые конечные - завершение формирования системы госу- результаты Программы дарственного управления охраной труда; улучшение координации и методического руководства работой служб охраны труда; уменьшение удельного веса работающих, занятых в неблагоприятных условиях тру- да; снижение количества случаев произ- водственного травматизма, профессио- нальной заболеваемости, сохранение здо- ровья работающих и сокращение на этой основе государственных расходов по ль- готам и компенсациям работающим в неб- лагоприятных условиях труда; упорядочение действующей системы ль- гот и компенсаций, повышение обоснован- ности их предоставления Организация контроля за - Министерство труда и занятости населе- исполнением Программы ния Республики Мордовия совместно с за- интересованными органами исполнительной власти, Федерацией профсоюзов Республи- ки Мордовия, администрациями районов и городов. 1. Введение Республиканская целевая программа улучшения условий и охраны труда в Республике Мордовия на 1998-2000 годы (далее именуется - Программа) разработана Министерством труда и занятости населения Республики Мордовия, органами исполнительной власти республики в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране труда, постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. N 222 "О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов" и от 10 ноября 1997 г. N 1409 "О Федеральной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы". Программа нацелена на создание системы государственного управления охраной труда, соответствующей новым экономическим и трудовым отношениям, обеспечение работникам условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, государственных гарантий и правовой защиты работающих в области условий и охраны труда, предупреждение и профилактику производственного травматизма, профессиональных заболеваний. Данная Программа обеспечивает преемственность Программы первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда на предприятиях и в организациях Республики Мордовия на 1996-1997 годы в части реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда. В Программе учтены предложения министерств, ведомств, Федерации профсоюзов Республики Мордовия, органов надзора и контроля за соблюдением законов и нормативных актов по охране труда. 2. Характеристика состояния условий и охраны труда в Республике Мордовия В последние годы ситуация в области условий и охраны труда остается сложной, несмотря на то, что удельный вес работающих в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в 1996 году по сравнению с 1995 годом снизился на 0,8 пункта. В 1996 году на предприятиях промышленности, строительства, транспорта и связи численность работников, занятых на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, составила 20680 человек, или 15,8 процента от всех занятых в этих отраслях. 11786 человек работали в условиях запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны, 8705 человек - повышенного уровня шума. Удельный вес работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в промышленности составил 20,5 процента, строительстве - 7,4 процента, на транспорте - 5,0 процентов, в связи - 0,6 процента. Наиболее тревожное положение отмечается в промышленности, где в неблагоприятных условиях трудится каждый пятый работающий, причем в черной металлургии - каждый третий, полиграфии - каждый второй. 1206 человек выполняли тяжелую физическую работу, испытывая перегрузки, причем из них 832 - работали в промышленности, 311 - в строительстве. На предприятиях смешанной формы собственности удельный вес работающих, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в 2 раза больше, чем на государственных, и составляет 19,6 процента. По-прежнему много женщин занято в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиенических нормам. В таких условиях трудятся 8780 женщин, или 42,4 процента. Неблагоприятное положение дел в области условий труда отмечено на предприятиях и в организациях городов Саранска и Рузаевки, Торбеевского, Кадошкинского, Инсарского и Атяшевского районов. В 1996 году на производстве от травм пострадало 1895 человек, 93 человека стали инвалидами, 61 человек получил профессиональные заболевания. Потери рабочего времени по временной нетрудоспособности из-за травм составили 50842 человеко-дней. За 1996 год, по данным статистической отчетности, погибло 46 человек на производстве, или на 17 человек больше, чем в 1995 году, из них 26 - на сельскохозяйственных предприятиях, 8 - на промышленных, 10 человек - в строительных организациях. Наиболее высокий уровень производственного травматизма отмечается в сельском хозяйстве, который превышает среднереспубликанский показатель в 2,3 раза, и на него приходится 64,3 процента всех несчастных случаев. В пять раз увеличилось число несчастных случаев со смертельным исходом в строительстве. На предприятиях частной собственности в результате несчастных случаев пострадало 1143 человека, или 60,3 процента от общего количества пострадавших, 25 из них погибли. Причины травматизма в различных отраслях экономики имеют свои особенности, но общими для всех являются: изношенность основных фондов, нарушения технологической и производственной дисциплины, неудовлетворительная организация работ и рабочих мест, недостатки в обучении безопасным приемам труда, отсутствие служб охраны труда в организациях. Освобожденные специалисты по охране труда имеются всего лишь в 101 организации. В 1996 году число больных с установленным впервые диагнозом профессионального заболевания составило 61 человек, из них - 27 женщин. Показатель заболеваемости в расчете на 10 тысяч работающих в 1996 году составил 2,6 случая (в 1995 году - 1,67). Профзаболеваемость среди женщин составила 44,2 процента от общего числа случаев. Наиболее высокие уровни профзаболеваемости регистрируются на предприятиях автомобильной и электротехнической промышленности. Основными причинами профзаболеваемости являются: несовершенство технологических процессов - 63,9 процента, конструктивные недостатки машин и оборудования - 18 процентов, а также несовершенство средств индивидуальной и коллективной защиты. О неблагополучном положении дел в области условий и охраны труда свидетельствуют данные о численности работников, пользующихся льготами и компенсациями за работу в неблагоприятных условиях. В 1996 году льготы и компенсации предоставлялись 47541 работающему в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи, или 36,3 процента от общей численности работающих в этих отраслях. Причем в промышленности хотя бы один вид льгот или компенсаций имеет почти каждый второй работающий, на транспорте - каждый третий. Проведенный анализ фактического состояний условий труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях республики выдвигает необходимость разработки и осуществления Республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда. 3. Итоги выполнения республиканской Программы первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда на предприятиях и в организациях Республики Мордовия на 1996-1997 годы Министерством труда и занятости населения Республики Мордовия проведены работы по выполнению постановления Правительства Республики Мордовия от 8 апреля 1996 г. N 176 "О мерах по улучшению условий и охраны труда" и Программы первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда на предприятиях и в организациях Республики Мордовия на 1996-1997 годы. В соответствии с указанным постановлением и Программой в 18 районах, городах республики, в 14 министерствах, ведомствах были разработаны и утверждены соответствующие программы. Проведен комплекс мероприятий по стабилизации положения дел в области условий и охраны труда в Республике Мордовия. В целях создания правовой базы в области условий и охраны труда в республике подготовлены проекты законов Республики Мордовия "Об охране труда в Республике Мордовия", "О внесении дополнения в Закон Республики Мордовия "О местном самоуправлении в Республике Мордовия" в части возложения функций государственного управления охраной труда на органы местного самоуправления. Разработан проект Республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда в Республике Мордовия на 1998-2000 годы. На заседаниях коллегии Министерства труда и занятости населения Республики Мордовия рассмотрено восемь вопросов по проблемам условий и охраны труда, в том числе "О мерах по улучшению условий и охраны труда в Чамзинском районе", "О состоянии условий труда на предприятиях перерабатывающей промышленности", "Об итогах работы по выполнению постановления Правительства Республики Мордовия от 8 апреля 1996 г. N 176 "О мерах по улучшению условий и охраны труда". Ежегодно на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях и в организациях Республики Мордовия готовится доклад, который направляется Главе Республики Мордовия и Правительству Республики Мордовия. Министерству труда и социального развития Российской Федерации направлены предложения по проблемам условий и охраны труда. В 1996 году выпущен информационный бюллетень "Состояние условий и охраны труда в Республике Мордовия за 1991-1995 годы". Проделана работа по организационно-методическому обеспечению министерств, ведомств, органов местного самоуправления районов и городов, предприятий и организаций в области условий и охраны труда. Подготовлены и направлены более 40 рекомендаций, типовых программ и других документов. Проведено 12 совещаний и семинаров по проблемам безопасности труда, Дни охраны труда в г. Ковылкино, Чамзинском, Краснослободском, Темниковском районах, более чем 200 предприятиям и организациям оказана методическая помощь. Проведена необходимая подготовительная работа по сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда. Постановлением Правительства Республики Мордовия от 14 января 1997 г. N 12 "О проведении эксперимента по сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда в Республике Мордовия" утверждена Программа проведения эксперимента по сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда в Республике Мордовия. В пределах штатной численности Министерства труда и занятости населения Республики Мордовия образованы отдел сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда и лаборатория государственной экспертизы условий труда. Разработаны и направлены в Министерство труда и социального развития Российской Федерации пакеты документов, необходимые для их аккредитации, материал на сертификацию 11337 рабочих мест. Определены предприятия, участвующие в проведении эксперимента, на них проведены необходимые работы по сертификации. Совместно с предприятиями и организациями проведена аттестация более 20 тысяч рабочих мест по условиям труда. В целях защиты конституционных прав работников на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на 120 предприятиях и организациях республики проведено 557 экспертиз: правильности применения Списков N 1 и 2, по которым устанавливаются пенсии на льготных основаниях; предоставления работникам льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда; обеспечения работающих средствами индивидуальной защиты. Выявлено 145 человек, незаконно включенных в Списки на получение льготной пенсии, 851 - не получающих доплаты за вредные и опасные условия труда, 770 - бесплатное молоко, 2239 человек - специальную одежду. Проведено 960 проверок по соблюдению законодательства о труде и охране труда, выявлено 496 организаций, где нет совместных комитетов (комиссий) по охране труда, 211 коллективных договоров, в которых отсутствуют мероприятия по охране труда, 280 руководителей, не прошедших обучение и проверку знаний по охране труда. Министерством труда и занятости населения Республики Мордовия совместно с Государственной инспекцией труда по Республике Мордовия проведена комплексная проверка работы служб охраны труда на предприятиях и в организациях гг. Саранска, Ковылкино, Чамзинского района, расследовано 26 несчастных случаев со смертельным исходом. Федерацией профсоюзов Республики Мордовия, руководителями предприятий и организаций создано 380 совместных комитетов (комиссий) по охране труда. Продолжена работа по совершенствованию системы обучения и проверки знаний руководителей и специалистов различных отраслей экономики республики. За два года в 12 учебных центрах по обучению и проверке знаний по охране труда прошли обучение более 2 тысяч руководителей и специалистов. Постоянно использовались средства массовой информации для информирования населения о состоянии условий и охраны труда в республике, районах и городах, организациях. На укрепление материально-технической базы Управления охраны и экспертизы условий труда Министерства труда и занятости населения Республики Мордовия Правительством Республики Мордовия направлено более 30 млн. рублей. Выполненные мероприятия Программы позволили в 1997 году сократить на 30 процентов число несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, наметились положительные тенденции снижения удельного веса работающих в неблагоприятных условиях труда в общей численности занятых в ведущих отраслях экономики. Анализ основных показателей по условиям труда в республике показывает, что они несколько лучше, чем по Российской Федерации. Так, удельный вес работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в 1996 году в промышленности республики составил 20,5 процента (по России - 21,2 процента), в строительстве - 7,4 процента (по России - 8,9 процента), транспорте - 5,0 процентов (по России - 10,0 процентов), в связи - 0,6 процента (по России - 3,2 процента). Из 21 мероприятия, предусмотренного Программой, в 1996-1997 годах полностью выполнено 17, три мероприятия находятся в стадии выполнения, из-за недостатка финансовых средств перенесены сроки проведения республиканского совещания по улучшению условий и охраны труда в Республике Мордовия. Вместе с тем в 1996-1997 годах не удалось добиться коренных изменений в области условий и охраны труда. В большинстве организаций Республики Мордовия условия труда продолжают оставаться неудовлетворительными, уровень производственного травматизма - высоким. В Республике Мордовия за 1996-1997 годы произошло 86 несчастных случаев со смертельным исходом, практически каждый шестой работающий трудится в неблагоприятных условиях труда. Решение многих проблем по охране труда сдерживается недостатками законодательной и нормативной базы, незавершенностью формирования государственной системы управления охраной труда. Не отработан экономический механизм, побуждающий работодателей принимать более эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда. 4. Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели Целью Программы является создание безопасных условий труда работникам, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на предприятиях и в организациях республики. К числу первоочередных задач Программы относятся подготовка и реализация правовых, организационных, социально-экономических и других мер, обеспечивающих работникам государственные гарантии и правовую защиту в области условий и охраны труда в условиях рыночной экономики. Основными задачами являются: подготовка и реализация правовых и нормативных актов в области условий и охраны труда, совершенствование системы государственного управления охраной труда в республике, координация и методическое руководство работой служб охраны труда организаций; контроль за соблюдением нормативно-правовых актов по условиям и охране труда, предоставлением работникам организаций предусмотренных законодательством льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда; совершенствование системы обучения и проверки знаний руководителей и специалистов в области условий и охраны труда; проведение совместных действий органов государственного управления охраной труда с работодателями, профсоюзами по улучшению условий и охраны труда. В этих целях предстоит разработать проект закона "Об охране труда в Республике Мордовия" в новой редакции, ряд постановлений Правительства Республики Мордовия и рекомендаций по совершенствованию системы государственного управления охраной труда, обследовать более 1500 рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, провести аттестацию 9 тысяч рабочих мест, осуществить более 600 экспертиз на 195 предприятиях по предоставлению работающим льгот и компенсаций. 4.1. Правовое и нормативное обеспечение условий и охраны труда Важнейшее значение в работе по созданию системы охраны труда в республике имеет создание и совершенствование законодательной, нормативно-правовой и методической базы системы безопасности труда, пересмотр действующих и разработка новых норм и правил по охране труда, гигиенических нормативов, санитарных норм и правил в целях обеспечения реализации Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, их распространение и применение непосредственно на предприятиях республики. Предусматривается разработка законодательных и нормативных актов, обеспечивающих, с одной стороны, заинтересованность и ответственность работодателей в улучшении условий и охраны труда, с другой - государственные гарантии права на охрану труда и необходимый уровень социальной защиты работников, участвующих в трудовом процессе. Планируется разработать проект закона "Об охране труда в Республике Мордовия" в новой редакции, документы по сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда, упорядочению действующей системы льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда, создание Межведомственной комиссии по охране труда. Реализация мероприятий данного направления позволит создать законодательную и нормативную базу, соответствующую новым экономическим и трудовым отношениям, надежно защищающую права и интересы работников в условиях рыночных отношений и закрепляющую законодательно функции и ответственность работодателя за состояние охраны труда и безопасность работников на производстве. 4.2. Организационно-методическое обеспечение условий и охраны труда Мероприятия данного раздела Программы нацелены прежде всего на совместные действия органов государственной власти, работодателей, профсоюзов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний посредством организационных, методических и практических мер. В этих целях предполагается разработка программ по улучшению условий и охраны труда на 1998-2000 годы в министерствах и ведомствах, районах и городах, в организациях; образование Межведомственной комиссии по охране труда; создание Центра охраны труда для руководителей и специалистов организаций малого бизнеса; модельного кабинета по охране труда и постоянной выставки средств индивидуальной защиты. Предстоит провести большую работу по сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда на основе аттестации рабочих мест, осуществить не менее 600 экспертиз правильности предоставления льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, состояния условий труда работающих женщин. Важное место отводится организационно-методическим, контрольно-экспертным, аналитическим и консультационным функциям по вопросам обеспечения здоровых и безопасных условий труда. Ожидаемые результаты реализации данного направления позволят улучшить: взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления с работодателями, профсоюзами в реализации государственной политики в области условий и охраны труда, методическую помощь предприятиям и организациям в области условий и охраны труда, обеспеченность работников средствами индивидуальной и коллективной защиты; повысить ответственность министерств, ведомств, администраций районов, городов, работодателей за состояние условий и охраны труда работников, особенно женщин. 4.3. Обучение работников, подготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов по охране труда Главная цель этого направления - повышение и проверка уровня знаний по охране труда у всех участников производства и на этой основе снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Предусматривается создание системы непрерывного обучения в области охраны труда на всех уровнях образования и профессиональной деятельности работника, охватывающей все ведущие отрасли экономики, предприятия и организации, создание и организация работы республиканского учебно-методического центра профессиональной подготовки, обучения и аттестации руководителей и специалистов предприятий и организаций по охране труда. Реализация мероприятий позволит провести обучение и проверку знаний по охране труда 3 тысяч руководителей и специалистов, улучшить работу учебных центров по охране труда, создать учебные центры по охране труда во всех ведущих отраслях экономики, обеспечить обучение, инструктаж и проверку знаний, правил и инструкций по охране труда работников, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда. 4.4. Информационное обеспечение в области условий и охраны труда Мероприятия данного раздела предусматривают создание на республиканском, районном (городском) уровнях системы информирования работников о состоянии условий и охраны труда на предприятиях, о полагающихся работникам льготах и компенсациях за работу в неблагоприятных условиях труда, средствах индивидуальной защиты. Мероприятия предусматривают разработку и внедрение системы информационного обеспечения и анализа условий охраны труда, травматизма, профзаболеваний, средств индивидуальной и коллективной защиты, формирование банков данных по актуальным проблемам условий и охраны труда, проведение республиканских совещаний, семинаров, выставок по охране труда, издание бюллетеней и справочников, использование средств массовой информации. Выполнение намеченных мероприятий позволит активнее распространять передовой опыт по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на производстве, удовлетворять потребности предприятий и организаций в информации по условиям и охране труда, обеспечить снижение числа несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости. 4.5. Техническое обеспечение условий и охраны труда Главной целью данного направления является обновление основных производственных фондов, техническое перевооружение производства на предприятиях республики, обеспечивающие здоровые и безопасные условия труда в различных отраслях экономики республики. Мероприятия предусматривают разработку и внедрение в производство безопасных технологических процессов, средств производства и контроля за безопасностью технологических процессов, модернизацию, механизацию и автоматизацию производственных процессов и рабочих мест. Реализация данного направления будет выражаться прежде всего в предупреждении производственного риска, сохранении здоровья и повышении работоспособности работающих, а также экономии средств, связанных с расходами по возмещению работникам ущерба, причиненного травмами и профессиональными заболеваниями. 5. Оценка эффективности и социально-экономических результатов реализации программы В результате реализации Программы будет закончено формирование системы государственного управления охраной труда в республике, продолжатся работы по созданию нормативно-правовой базы, экономического механизма, побуждающего работодателя принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на производстве. Программа сформирована и реализуется как единый комплекс организационных, методических, производственных, санитарно-гигиенических, учебно-пропагандистских и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Правовые акты, методические рекомендации, инструкции, учебная литература и другие материалы, разработанные в ходе реализации Программы, используются заинтересованными органами исполнительной власти Республики Мордовия и органами местного самоуправления районов и городов Республики Мордовия, предприятиями и организациями независимо от форм собственности. Основное внимание при разработке Программы уделено минимизации затрат на ее реализацию при одновременной ориентации на достижение социального эффекта при осуществлении программных мероприятий. Предприятия и организации, осуществляющие меры по улучшению условий и охраны труда, получают экономический эффект за счет сокращения штрафов за нарушение требований действующего законодательства. Их реальная выгода может быть достоверно определена только по фактическим результатам. Ожидается, что выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда позволит на 10-20 процентов снизить государственные затраты на профессиональную и социальную реабилитацию пострадавших на производстве. Общеэкономический эффект от улучшения условий и охраны труда проявится в увеличении доходов предприятий и организаций, а также налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в результате сокращения выплат пособий по временной нетрудоспособности, единовременных ежемесячных выплат пострадавшим на производстве или их родственникам в связи с потерей кормильца, уменьшения расходов на специальный медицинский уход, санаторно-курортное лечение, протезирование и обеспечение инвалидов труда приспособлениями для трудовой деятельности и транспортными средствами. Ожидается за счет контроля правильности применения Списков N 1 и 2 на льготное пенсионное обеспечение за вредные и опасные условия труда уменьшить расходы на 1 млн. рублей. Социальный эффект от выполнения Программы проявится в снижении производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости на 10-20 процентов, повышении социальной защищенности работников. Осуществление Программы создаст благоприятные предпосылки для снижения смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте. 6. Организация управления, механизм реализации программы и контроль за ее выполнением Государственным заказчиком, возглавляющим управление реализацией Программы, является Министерство труда и занятости населения Республики Мордовия. Оперативное управление Программой (исполнительские функции) осуществляет Министерство труда и занятости населения Республики Мордовия. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда организаций республиканского подчинения осуществляется в пределах бюджетных ассигнований на основную деятельность, а также от административных штрафов, взыскиваемых Государственной инспекцией труда по Республике Мордовия за нарушения законодательства о труда и об охране труда. Информация о ходе выполнения мероприятий Программы заслушивается на заседаниях Межведомственной комиссии по охране труда, Мордовской республиканской трехсторонней комиссии по социально-трудовым вопросам. 7. МЕРОПРИЯТИЯ по улучшению условий и охраны труда на предприятиях и в организациях Республики Мордовия на 1998-2000 годы ----T------------------------------T-------------------T-------------¬ ¦ ¦ ¦ Сроки проведения ¦ ¦ ¦ N ¦ Наименование мероприятий ¦ работ ¦ Исполнители ¦ ¦п/п¦ +---------T---------+ ¦ ¦ ¦ ¦ начало ¦окончание¦ ¦ L---+------------------------------+---------+---------+-------------- I. Правовое и нормативное обеспечение условий и охраны труда 1. Разработать и представить в Правительство Республики Мор- довия: проект закона Республики 1998 г. Минтруд Мордовия "Об охране труда в Республики Республике Мордовия" в новой Мордовия редакции; проекты постановлений Пра- -"- -"- вительства Республики Мордовия "О Межведомственной комиссии по охране и условиям труда" и "О порядке проведения оценки соответствия лицензионной дея- тельности организаций и физи- ческих лиц условиям безопас- ности труда" 2. Осуществлять взаимодействие с -"- 2000 год -"- Министерством труда и социаль- ного развития Российской Феде- рации по вопросам совершенс- твования законодательной и нормативной базы в области ус- ловий и охраны труда 3. Обеспечить доведение до предп- -"- 2000 год Минтруд риятий и организаций всех форм Республики собственности нормативных пра- Мордовия вовых актов Российской Федера- ции и Республики Мордовия по условиям и и охране труда 4. Разработать и направить в ор- -"- -"- -"- ганизации не менее 30 рекомен- даций по условиям и охране труда 5. Совместно с Минтрудом России -"- -"- -"- принять участие в упорядочении действующей системы льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда, повышение обос- нованности их предоставления 6. Разработать недостающие и пе- 1998 г. 2000 год руководители ресмотреть устаревшие инструк- предприятий и ции, нормы и правила по охране организаций труда по профессиям и видам работ II. Организационно-методическое обеспечение условий и охраны труда 7. Завершить формирование в Рес- 1998 г. 2000 год Минтруд публике Мордовия системы госу- Республики дарственного управления усло- Мордовия виями и охраной труда 8. Обеспечить разработку и ут- -"- министерства, верждение программы по улучше- ведомства, нию условий и охраны труда на администрации 1998-2000 годы в министерс- районов и го- твах, ведомствах, в районах и родов, орга- городах республики, организа- низации циях всех форм собственности 9. Способствовать образованию в 1998 г. 2000 год Минтруд организациях всех форм собс- Республики твенности службы охраны труда, Мордовия созданию необходимых условий для их работы, предусматривая в финансовых планах выделение средств на проведение меропри- ятий по охране труда 10. Обеспечить координацию и орга- -"- -"- -"- низационно-методическое руко- водство работой служб охраны труда министерств, ведомств, объединений работодателей и профсоюзов, организаций всех форм собственности 11. Рассматривать на коллегиях ми- -"- -"- министерства, нистерств и ведомств, в адми- ведомства, нистрациях районов и городов и администрации организациях состояние условий районов и го- и охраны труда родов, пред- приятия 12. Провести республиканское сове- 1999 г. Минтруд щание по условиям и охране Республики труда Мордовия 13. Обеспечить государственный 1998 г. 2000 год -"- надзор и контроль за ежегодным обследованием условий труда на 500 рабочих местах с вредными и опасными производственными факторами 14. Создать модельный кабинет по 1998 г. Минтруд охране труда на базе кабинета Республики по охране труда ОАО "Саранский Мордовия, завод "Резинотехника" ОАО "Саранс- кий завод "Ре- зинотехника" 15. Организовать при Республиканс- 1998 г. Минобразова- ком институте повышения квали- ние Республи- фикации работников образования ки Мордовия базовый методический кабинет по охране труда 16. Создать каталог спецодежды, -"- 2000 год Минтруд спецобуви и средств индивиду- Республики альной защиты Мордовия 17. Сформировать резерв специалис- 1999 г. -"- тов по охране труда для прив- лечения их к работе на дого- ворной основе в соответствии со статьей 8 Основ законода- тельства Российской Федерации об охране труда и провести их переподготовку 18. Проводить сертификацию произ- 1998 г. 2000 год Минтруд водственных объектов на соот- Республики ветствие требованиям по охране Мордовия, труда на основе аттестации ра- предприятия, бочих мест организации 19. Обеспечить ежегодно проведение -"- -"- Минтруд аттестации по условиям труда 3 Республики тыс. рабочих мест по новой Мордовия Инструкции Министерства труда и социального развития Рос- сийской Федерации для дальней- шей сертификации постоянных рабочих мест на соответствие требованиям по охране труда 20. Обеспечить контроль за пра- 1998 г. 2000 год Минтруд вильностью предоставления ра- Республики ботникам организаций предус- Мордовия мотренных законодательством льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями тру- да, в этих целях ежегодно про- водить 200 экспертиз на 65 предприятиях и в организациях 21. Организовать общественный 1998 г. 2000 год Федерация контроль за охраной труда со профсоюзов стороны уполномоченных (дове- Республики ренных) лиц по охране труда Мордовия, профессионального союза или предприятия и трудового коллектива согласно организации статьи 25 Основ законодатель- ства Российской Федерации об охране труда 22. Осуществлять оценку соответс- -"- -"- Минтруд твия лицензионной деятельности Республики организаций условиям безопас- Мордовия ности труда 23. Обеспечить в уставах, соглаше- -"- -"- Минтруд Рес- ниях и коллективных договорах публики Мордо- предприятий и организаций на- вия, админист- личие мероприятий по улучшению рации районов условий и охраны труда, их фи- и городов, нансирование и предусматривать Федерация льготы и компенсации за работу профсоюзов в неблагоприятных условиях Республики труда Мордовия, руководители предприятий, организаций 24. Осуществлять контроль за вы- 1998 г. 2000 год Минтруд полнением организационных и Республики технических мероприятий, нап- Мордовия равленных на введение новых норм предельно допустимых наг- рузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную, в соответствии с постановлени- ем Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 г. N 105 25. Принять участие в реализации -"- -"- -"- республиканского плана дейс- твий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года, для че- го ежегодно осуществлять конт- роль за состоянием условий труда женщин на предприятиях всех организационно-правовых форм 26. Расширить сферу взаимодействия 1998 г. 2000 год Минтруд и сотрудничества в области ох- Республики раны труда, проводить совмест- Мордовия, но комплексные проверки состо- Госинспекция яния условий и охраны труда на труда по Рес- предприятиях, семинары и сове- публике Мордо- щания вия, Центр Госсанэпиднад- зора в Респуб- лике Мордовия 27. Ежеквартально проводить про- -"- -"- Минтруд верку предприятий и организа- Республики ций по обеспечению работников Мордовия средствами индивидуальной и коллективной защиты, работа без которых запрещена норма- тивными правовыми актами 28. Участвовать в установленном 1998 г. 2000 год Минтруд порядке в расследовании нес- Республики частных случаев на производс- Мордовия тве 29. Провести регистрацию лаборато- 1999 г. -"- -"- рий предприятий и организаций, занимающихся замерами и анали- зом вредных и опасных факторов условий труда 30. Приостанавливать или запрещать 1998 г. -"- -"- производственную деятельность организаций и структурных под- разделений за нарушение требо- ваний по охране труда 31. Проводить экспертизу проектов -"- -"- -"- строительства новых и реконс- трукции действующих производс- твенных объектов, технологий, оборудования, средств коллек- тивной и индивидуальной защиты на соответствие требованиям по охране труда 32. Проводить регулярно День охра- -"- -"- администрации ны труда в районах, городах, районов, горо- на предприятиях и в организа- дов, предприя- циях республики тия и органи- зации 33. Возродить на предприятиях и в 1998 г. 2000 год Минтруд организациях систему трехсту- Республики пенчатого контроля охраны тру- Мордовия, Фе- да дерация проф- союзов Респуб- лики Мордовия руководители предприятий, организаций 34. Продолжить работу по укрепле- -"- -"- Минтруд нию материально-технической Республики базы Управления охраны и экс- Мордовия пертизы условий труда Минтруда Республики Мордовия III. Обучение работников, подготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов по охране труда 35. Создать при Минтруде Республи- 1998 г. Минтруд ки Мордовия республиканский Республики учебно-методический центр под- Мордовия готовки, обучения и аттестации руководителей и специалистов предприятий и организаций по охране труда 36. Продолжить совершенствование -"- 2000 год Минтруд работы учебных центров по обу- Республики чению и проверке знаний по ох- Мордовия, ране труда, обучить в них не учебные цент- менее 3 тысяч человек, обеспе- ры по охране чивать их методическими прог- труда раммами, пособиями 37. Проводить обучение, инструктаж 1998 г. 2000 год министерства, и проверку знаний норм, правил ведомства, и инструкций по охране труда, предприятия, не допускать к работе лиц, не организации прошедших обучение и проверку знаний по охране труда 38. Продолжить выдачу разрешений -"- -"- Минтруд учебным заведениям на обучение Республики и проверку знаний по охране Мордовия труда руководителей и специа- листов предприятий и организа- ций независимо от форм собс- твенности и видов деятельности 39. Создать Республиканский центр 1998 г. Минтруд охраны труда на базе учебного Республики центра по обучению и проверке Мордовия, знаний по охране труда при ма- машинострои- шиностроительном техникуме тельный тех- никум IV. Информационное обеспечение в области условий охраны труда 40. Разработать и внедрить систему 1998 г. 2000 год Минтруд информационного обеспечения и Республики анализа условий и охраны тру- Мордовия да, травматизма, профзаболева- ний, средств индивидуальной и коллективной защиты 41. Проводить ежегодный анализ -"- -"- Минтруд состояния условий и охраны Республики труда, причин несчастных слу- Мордовия, чаев на производстве и профес- министерства, сиональной заболеваемости в ведомства, республике в разрезе районов, администрации городов, отраслей экономики и районов, го- организаций, разрабатывать родов предложения по их предупрежде- нию 42. Представлять ежегодные доклады 1998 г. 2000 год Минтруд о состоянии и мерах по улучше- Республики нию условий и охраны труда в Мордовия Республике Мордовия Главе Рес- публики Мордовия и Правитель- ству Республики Мордовия 43. Продолжить работу по формиро- -"- -"- -"- ванию банка данных информаци- онно-аналитических сведений по условиям и охране труда 44. Проводить совещания по улучше- -"- -"- -"- нию условий и охраны труда в Республике Мордовия с руково- дителями органов самоуправле- ния районов и городов, предп- риятий и организаций республи- ки 45. Издавать ежегодный бюллетень -"- -"- -"- "Состояние условий и охраны труда в Республике Мордовия" 46. Разработать и выпустить инфор- 2000 г. -"- мационный справочник "Состоя- ние условий и охраны труда в Республике Мордовия за 1996-2000 годы" 47. Регулярно информировать работ- 1998 г. 2000 год министерства, ников о состоянии условий и ведомства, охраны труда на рабочем месте, предприятия, о полагающихся работникам ль- организации готах и компенсациях за работу в неблагоприятных условиях труда, средствах индивидуаль- ной защиты 48. Изучать, обобщать и распрост- -"- -"- Минтруд ранять передовой опыт работы в Республики области условий и охраны труда Мордовия, министерства, ведомства 49. Организовывать проведение кон- -"- -"- -"- ференций, семинаров, выставок, конкурсов по охране труда 50. Регулярно информировать насе- -"- -"- Минтруд ление через средства массовой Республики информации о состоянии условий Мордовия, охраны труда, о предоставлении руководители льгот и компенсаций за работу предприятий и в неблагоприятных условиях организаций труда V. Техническое обеспечение условий и охраны труда 51. Разработка и внедрение безо- 1998 г. 2000 год министерства, пасных технологических процес- ведомства, сов в производство предприятия и организации 52. Внедрение и освоение новых, -"- -"- -"- более совершенных средств про- изводства 53. Модернизация, механизация и -"- -"- -"- автоматизация производственных процессов и рабочих мест 54. Разработка и внедрение средств -"- -"- предприятия и контроля за безопасностью тех- организации нологических процессов 55. Разработать и внедрить средс- -"- АО "Завод "Са- тва контроля и экономии по ти- рансккабель" пу изделий фирмы "Бета" 56. Приобрести и смонтировать ста- 1999 г. АО "Биохимик" ционарные газоанализаторы на аммиак в цехе N 4 АО "Биохи- мик" 57. Разработать и внедрить прог- 2000 г. ОАО "Мордов- рамму по безопасной эксплуата- энерго" ции теплотехнического оборудо- вания на ТЭЦ-2 58. Внедрить офсетный способ печа- 1998 г. 2000 год Минпечати ти в целях устранения воздейс- Республики твия на работников опасных и Мордовия вредных производственных фак- торов 8. Финансовое обеспечение Программы ------------------------T----------------T-------------------T-------¬ Наименование разделов ¦ Финансовые ¦В том числе по ¦ ¦ мероприятий ¦ затраты ¦источникам финанси-¦ ¦ ¦ (тыс.руб.) ¦рования, (тыс.руб.)¦ ¦ ¦ +---------T---------¦ Испол-¦ ¦ ¦республи-¦средства ¦ нитель¦ ¦ ¦канский ¦организа-¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ций ¦ ¦ ------------------------+----------------+---------+---------+-------- 1. Правовое и норматив- Всего - 602,0 44,4 557,6 минис- ное обеспечение ус- 1998 год - 221,8 - 221,8 терства, ловий и охраны труда 1999 год - 255,2 39,7 215,5 ведомс- 2000 год - 125,0 4,7 120,3 тва, предпри- ятия и органи- зации 2. Организационно-мето- Всего - 933,0 215,0 718,0 -"- дическое обеспечение 1998 год - 344,0 - 344,0 условий и охраны 1999 год - 319,5 107,5 212,0 труда 2000 год - 269,5 107,5 162,0 3. Обучение работников, Всего - 1804,5 79,3 1725,3 -"- подготовка и повыше- 1998 год - 586,7 - 586,7 ние квалификации ру- 1999 год - 622,6 45,9 576,7 ководителей и специ- 2000 год - 595,3 33,4 561,9 алистов по охране труда 4. Информационное обес- Всего - 1138,7 93,8 1044,9 -"- печение в области 1998 год - 381,3 - 381,3 условий и охраны 1999 год - 405,7 61,8 343,8 труда 2000 год - 351,7 31,9 319,8 5. Техническое обеспе- Всего - 241227,5 26442,0 214785,5 -"- чение условий и ох- 1998 год-72448,5 - 72448,7 раны труда 1999 год-85441,2 13581,0 71860,2 2000 год-83337,6 12861,0 70476,6 --------------------------------------------------------------------- ИТОГО 245705,8 26874,5 218831,3 1998 год 73982,5 - 73982,5 1999 год 87044,2 13836,0 73208,2 2000 год 84679,1 13038,5 71640,6 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|