Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Мордовия от 26.03.2012 № 94

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 26 марта 2012 года N 94

г.Саранск

 

 

О внесении изменений в Республиканскую целевую

программу развития образования в Республике Мордовия

на  2011-2015 годы

 

 

Правительство Республики Мордовия

 

постановляет:

 

1. Внести в Республиканскую целевую программу развития образования в Республике Мордовия на 2011-2015 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 декабря 2010 г. N 519 "Об утверждении Республиканской целевой программы развития образования в Республике Мордовия на 2011-2015 годы", изменения, изложив ее в следующей редакции:

 

"Утверждена

постановлением Правительства

Республики Мордовия

от 27 декабря 2010 года N 519

(изложена в редакции

постановления Правительства

Республики Мордовия

от 26 марта 2012 года N 94)

 

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

НА 2011-2015 ГОДЫ

 

Паспорт

Республиканской целевой программы развития

образования в Республике Мордовия

на 2011-2015 годы

 

Наименование программы

Республиканская целевая программа развития образования в Республике Мордовия на 2011-2015 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

распоряжение Правительства Республики Мордовия от 20 декабря 2010 г. N 727-Р

Государственный заказчик Программы

Министерство образования Республики Мордовия

Основной разработчик Программы

Министерство образования Республики Мордовия

Цели и задачи Программы

целями Программы являются обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям социально ориентированного инновационного развития Республики Мордовия, повышение роли образования в социальной консолидации общества. Задачи: модернизация образования как института социального развития; развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

целевыми индикаторами Программы являются: уровень доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от места жительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья; уровень соответствия образования современным стандартам. Основные показатели Программы, отражающие ход ее реализации: удельный вес педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; доля педагогических работников, применяющих инновационные образовательные технологии в процессе обучения и воспитания учащихся; доля детей-инвалидов, получающих общее образование на дому в дистанционной форме; доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье); доля учащихся, занимающихся по программам углубленного изучения предметов; доля школьников, охваченных дополнительным образованием; удельный вес количества обучающихся, прошедших независимую оценку академических достижений, компетенций и способностей

Сроки и этапы реализации Программы

Программа рассчитана на 2011-2015 годы и реализуется в три этапа. На первом этапе ( 2011-2012 годы) будут реализованы мероприятия, направленные на развитие и внедрение результатов Программы развития образования Республики Мордовия на 2007-2010 годы, создание новых моделей и технологий развития образования по различным направлениям, апробацию и экспериментальное внедрение результатов. На данном этапе будут осуществлены также мероприятия, направленные на завершение строительства и реконструкции объектов образования, предусмотренных Программой развития образования Республики Мордовия на 2007-2010 годы. На втором этапе ( 2013-2014 годы) предполагается провести мероприятия по доработке моделей и технологий развития образования с учетом результатов первого этапа по различным направлениям. На третьем этапе (2015 год) предусмотрена реализация мероприятий, направленных в основном на практическое внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах Программы

Перечень подпрограмм

подпрограмма "Развитие общего образования в Республике Мордовия" на 2011-2015 годы; подпрограмма "Одаренные дети" на 2011-2015 годы

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансовых средств на реализацию Программы составит 2046280,44 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:

республиканский бюджет Республики Мордовия - 2031510,67 тыс. руб., в том числе по годам:

2011 год - 424375,60 тыс. руб.;

2012 год - 500115,00 тыс. руб.;

2013 год - 319336,50 тыс. руб.;

2014 год - 390323,50 тыс. руб.;

2015 год - 397360,07 тыс. рублей;

местные бюджеты - 14769,77 тыс. руб., в том числе по годам:

2011 год - 1855,31 тыс. руб.;

2012 год - 3512,15 тыс. руб.;

2013 год - 2802,21 тыс. руб.;

2014 год - 3262,97 тыс. руб.;

2015 год - 3337,13 тыс. рублей.

Указанный объем носит прогнозный характер и подлежит уточнению в установленном порядке при формировании бюджетов всех уровней

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности

увеличение доли педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, которые пройдут повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, до 50%; увеличение доли педагогических работников, применяющих инновационные образовательные технологии, до 80%; обеспечение возможности получения общего образования на дому в дистанционной форме 95% детей-инвалидов; устройство 84% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье); увеличение удельного веса детей, занимающихся по программам углубленного изучения предметов, до 17,5%; увеличение охвата обучающихся дополнительным образованием до 90%; увеличение удельного веса количества обучающихся, прошедших независимую оценку академических достижений, компетенций и способностей, до 20%. Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить достижение следующих социально- экономических эффектов: обеспечение инновационного характера функционирования базового образования; создание современных моделей образования, обновление сети образовательных учреждений; создание и внедрение новых образовательных программ на всех уровнях образования и для различных категорий граждан; взаимодействие и интеграция учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждений и детско-юношеских общественных объединений по реализации требований федерального государственного образовательного стандарта; создание условий для развития школьной инфраструктуры, обеспечивающей обучение школьников в современных условиях; внедрение и эффективное использование в системе образования новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения для различных категорий граждан; внедрение процедур независимой оценки учреждений и процессов системы образования; создание ресурсов и программ для талантливой молодежи и одаренных детей; внедрение электронного мониторинга в системе образования; совершенствование специального образования и охрана прав детства; внедрение и поддержка механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности учреждений; расширение общественного участия в управлении образованием

Система организации управления и контроль за исполнением Программы

контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с разделом 7 Порядка разработки и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 августа 2006 г. N 384 "О разработке и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия". Государственный заказчик Программы организует управление реализацией Программы, проведение мониторинга хода реализации, подготовку и направление в Министерство экономики Республики Мордовия годовых отчетов (до 1 февраля года, следующего за отчетным).

 

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ

КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

 

Результаты анализа современного состояния российского образования свидетельствуют о том, что отечественная образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия.

Важным фактором, влияющим на развитие российского образования, в том числе в Республике Мордовия, продолжает оставаться демографическая ситуация.

За последние 5 лет численность школьников в Республике Мордовия сократилась на 43,5 процента. В ближайшие годы последствия демографического спада будут по-прежнему заметны на различных уровнях системы образования.

Численность детского населения Республики Мордовия в возрасте до 17 лет включительно в общей структуре населения продолжает сокращаться. Удельный вес детей в общей структуре населения составляет 16,8 процента.

В системе образования республики работают 5 процентов молодых специалистов, 13 процентов педагогических работников пенсионного возраста, 59 процентов педагогов со стажем работы свыше 20 лет.

Реализация Программы развития образования Республики Мордовия на 2007-2010 годы и участие в масштабных федеральных и республиканских проектах в рамках приоритетного национального проекта "Образование" обеспечили необходимые условия для успешной реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и позволили республиканской системе образования продвинуться в решении следующих проблем:

расширение самостоятельности школ путем перевода общеобразовательных учреждений на нормативное подушевое финансирование и внедрения новых экономических и финансовых механизмов, ориентированных на результативность и качество предоставляемых услуг;

дифференциация доходов учителей за счет введения новой системы оплаты труда работников общего образования;

расширение общественной составляющей в управлении образованием на всех уровнях;

создание конкурентной среды в системе образования;

укрепление и модернизация учебно-материальной базы образовательных учреждений;

создание многоуровневой системы поддержки инновационной деятельности образовательных учреждений, учителей;

создание системы выявления и поддержки талантливых детей и молодежи.

В качестве приоритетных на 2011-2015 годы ставятся следующие задачи:

модернизация образования как института социального развития;

создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.

Вместе с тем, результаты анализа современного состояния республиканской системы образования свидетельствуют о том, что при достижении определенных положительных результатов по целому ряду системообразующих направлений, а также, несмотря на демонстрацию внешней целостности, в образовании сохраняются проблемы и противоречия. Уровни системы образования не согласованы между собой, эффективные связи между ними выражены слабо.

К общесистемным проблемам развития республиканской системы образования относятся:

недофинансирование системы образования при недостаточной эффективности бюджетных расходов на образование;

"старение" кадров в системе образования;

слабая материально-техническая база образовательных учреждений;

отсутствие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Одним из важнейших приоритетов в деятельности Министерства образования Республики Мордовия является укрепление материальной базы образовательных учреждений республики, строительство новых объектов, удовлетворяющих современным требованиям, а также оснащение образовательных учреждений самыми современными средствами обучения. Существует ряд объектов, которые находятся в аварийном состоянии и требуют срочной реконструкции или капитального ремонта. Вместе с тем дефицит финансовых средств не позволяет выполнить намеченные мероприятия по строительству, реконструкции и капитальному ремонту в полном объеме.

Показатели качества общего образования свидетельствуют о значительных различиях в темпах развития муниципальных систем образования, недостаточной ориентированности существующей модели школьного образования на использование компетентностного подхода.

В последние годы в республике активно развиваются профильное обучение и предпрофильная подготовка. Однако преобладающей моделью реализации профильного обучения является внутришкольная профилизация, что не всегда соответствует современным требованиям к качеству подготовки выпускника на старшей ступени.

Остается нерешенным вопрос организации сетевого взаимодействия в профильном обучении с применением дистанционных технологий.

Одним из приоритетных направлений деятельности республиканского образования остается работа с одаренными детьми. Сегодня востребованы дальнейшее стимулирование раннего выявления и поддержки детской одаренности, развитие олимпиадного движения, охват данным движением большего числа школьников, построение разветвленной системы поиска и поддержки одаренных детей, а также сопровождения в течение всего периода становления личности, что невозможно без использования программно-целевого метода.

В Республике Мордовия реализуется целый ряд мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Республика дважды становилась победителем федерального конкурса по реализации экспериментальных проектов совершенствования организации школьного питания среди общеобразовательных учреждений. За последние годы значительно выросло число современных спортивных объектов и сооружений, в том числе пришкольных. В школах стартовал проект "Спортивная суббота". Совместно с органами местного самоуправления принимаются меры по модернизации школьных медицинских кабинетов. Работа в этом направлении должна продолжаться и приобрести системный характер.

Дополнительное образование детей как неотъемлемая часть единого образовательного процесса должно обеспечивать профессиональную успешность личности. С этой целью требуется реализация комплекса мер по инновационному развитию системы образования детей на основе республиканских и муниципальных программ развития дополнительного образования, ориентированной на поддержку технического творчества обучающихся, инженерно-конструкторской и изобретательской деятельности.

В республиканской образовательной сети намечены перспективы интеграции системы дополнительного образования и системы общего образования с точки зрения поставленных перед ними задач.

Особого внимания требует ситуация в сфере реализации права на образование детей и молодежи из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, других категорий детей и молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Начата работа по реализации направления "Дистанционное образование детей-инвалидов" в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Обеспечение доступа детей-инвалидов к дистанционному обучению предполагает техническую оснащенность лицензионным программным обеспечением, высокое качество оказываемых Интернет-услуг, подготовку педагогов к осуществлению дистанционного обучения.

Актуальными остаются проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для решения проблем социального и психолого-педагогического характера создаются профессиональные службы сопровождения замещающих семей, задачей которых является психодиагностика, подготовка и консультирование замещающих родителей. Однако на сегодняшний день в республике данная работа находится на стадии становления.

Планируется реализация мероприятий, направленных на деинституциализацию учреждений для детей-сирот, включая развитие семейных форм устройства, сокращение числа детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях, сокращение количества и перепрофилирование этих учреждений. Предполагается сохранение зданий в системе образования и перепрофилирование их в службы сопровождения семей, центры содействия по помещению детей-сирот в семьи, блоки постинтернатного сопровождения.

Одной из наиболее остро стоящих проблем в республике является обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В настоящее время принят закон Республики Мордовия, предусматривающий замену безвозмездной субсидии на строительство и приобретение жилья для данной категории граждан внеочередным предоставлением жилых помещений по договору социального найма, а также передачу этих полномочий органам местного самоуправления.

Образование должно являться сферой наименьшего проявления нетерпимости и должно, соответственно, быть одним из ведущих факторов формирования толерантности и профилактики ксенофобии, а также профилактики других асоциальных проявлений в образовательной среде (ВИЧ-инфекция, наркомания, алкоголизм, табакокурение, правонарушения и т.д.).

Многонациональный состав населения Республики Мордовия предполагает существование в рамках ее образовательной системы целого комплекса специфических национальных проблем образования от определения языка обучения до реализации целей воспитания на этнической, культурной основе.

Кроме того, одной из важных задач республиканской образовательной политики является этнокультурное развитие мордовской диаспоры в России, укрепление ее связей с Республикой Мордовия.

Не менее актуальной остается проблема эффективного развития школ с преобладающим контингентом учащихся мордовской (мокша, эрзя) национальности, для решения которой необходима реализация комплекса мер, в том числе:

сохранение и развитие мордовского (мокшанского и эрзянского) языка как языка воспитания и обучения в системе общего образования;

формирование этнокультурного и языкового самосознания учащихся;

развитие олимпиадного движения по мордовскому (мокшанскому и эрзянскому) языку, мордовской литературе, истории и культуре мордовского народа;

укрепление учебно-материальной базы национальной школы для совершенствования образовательного процесса;

создание электронных учебников, учебно-методических пособий для преподавания мордовского (мокшанского и эрзянского) языка, мордовской литературы, истории и культуры мордовского народа;

совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих в школах с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения.

Обозначенные проблемы требуют решения программно-целевым методом, в условиях отсутствия которого будет усиливаться неравный доступ к качественному образованию, что станет одним из факторов, усугубляющих складывающееся социальное неравенство.

Реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" позволит в полной мере обеспечить право граждан на выбор образовательного учреждения, дающего современное качественное образование.

Реализация Программы развития образования в Республике Мордовия на  2011-2015 годы будет способствовать устранению существующих в образовании противоречий, решению многих стоящих перед ним задач.

Из возможных вариантов решения проблем республиканской системы образования программно-целевой метод обладает очевидными преимуществами, делающими актуальным его применение для решения проблем образования:

индикативный характер Программы. Сроки реализации Программы находятся в прямой зависимости от их обеспеченности необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, представляя собой "индикаторы успешности" реализации Программы;

системный характер основных целей и задач Программы по решению сложных комплексных проблем образования;

обеспечение единства методологических подходов к решению проблем образования на всем образовательном пространстве;

способность концентрировать организационные, финансовые и иные ресурсы в процессе решения ключевых проблем образования;

возможность обеспечения общественного и административного контроля при формировании целей и задач программного развития и использовании ресурсного обеспечения.

Несмотря на явные преимущества программно-целевого метода, его использование для решения проблем сферы образования связано с рядом внешних и внутренних рисков.

Одним из внешних рисков является риск сокращения бюджетного финансирования, выделенного на выполнение Программы, что отрицательно повлияет на социально-экономическую ситуацию в республике.

В этом случае может возникнуть необходимость реструктуризации Программы по ходу ее реализации. Не исключается осуществление пересмотра поставленных стратегических задач Программы с точки зрения или их сокращения, или снижения ожидаемых эффектов от их решения.

При использовании программно-целевого метода для решения проблем образовательной сферы могут возникнуть риски, связанные с недостатками в управлении Программой, отсутствием должной координации действий участников реализации Программы.

Последствиями недостаточной координации могут стать:

отсутствие единого понимания участниками Программы ее целей и задач, а также своей роли в выполнении Программы;

необъективное распределение ресурсов Программы и нерациональное, нецелевое их использование.

При применении программно-целевого метода могут также возникнуть риски снижения эффективности результатов Программы, связанные с отсутствием должного внимания к результатам хода реализации Программы.

Для минимизации возможных отрицательных последствий решения проблемы программно-целевым методом будет предпринят ряд мер, включая такие как:

мониторинг хода реализации мероприятий и проектов Программы, выполнения Программы в целом;

широкое привлечение общественности и научно-педагогического сообщества к разработке мероприятий Программы, а также к реализации и оценке результатов реализации Программы;

публичность годовых и промежуточных отчетов о ходе реализации Программы.

 

Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ,

СРОКИ И ЭТАПЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ, ПЕРЕЧЕНЬ ЦЕЛЕВЫХ

ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОТРАЖАЮЩИХ

ХОД ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

 

Целями Программы являются обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям социально ориентированного инновационного развития Республики Мордовия, повышение роли образования в социальной консолидации общества.

Задачами Программы являются:

модернизация образования как института социального развития;

развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Программа будет реализована в 2011-2015 годах в три этапа, при этом на всех этапах будет обеспечена преемственность Программы по отношению к Программе развития образования Республики Мордовия на 2007-2010 годы.

На первом этапе (2011-2012 годы) будут реализованы мероприятия, направленные на развитие и внедрение результатов Программы развития образования Республики Мордовия на  2007-2010 годы, на создание новых моделей и технологий развития образования по различным направлениям, апробацию и экспериментальное внедрение результатов. На данном этапе будут осуществлены также мероприятия, направленные на завершение строительства объектов образования, предусмотренных Программой развития образования Республики Мордовия на  2007-2010 годы.

На втором этапе (2013-2014 годы) предполагается провести мероприятия по доработке моделей и технологий развития образования с учетом результатов первого этапа по различным направлениям.

На третьем этапе (2015 год) предусмотрена реализация мероприятий, направленных в основном на практическое внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах Программы.

На всех этапах будут проведены мероприятия, направленные на строительство новых объектов системы образования, и мероприятия по информационному сопровождению выполнения Программы.

Степень достижения целей и задач Программы будет определяться на основе целевых индикаторов и показателей, перечень которых приведен в приложении 1.

 

Раздел 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

 

Решение задач Программы обеспечивается путем проведения соответствующих мероприятий по направлениям Программы (приложение 2).

С учетом анализа проблем, стоящих перед системой образования республики, и в соответствии с направлениями, обозначенными в Концепции Программы, объемы финансирования рассчитаны по следующим основным направлениям:

реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";

распространение на всей территории республики моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей;

обеспечение современного качества образования за счет внедрения с участием профессионально-педагогических сообществ электронных образовательных ресурсов, адекватных механизмов оценки и стимулирования деятельности учителей и преподавателей;

формирование системы взаимодействия учреждений высшего профессионального образования и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, создание организационно-правового поля для программ, ориентированных на поддержку талантливой молодежи;

создание и внедрение независимой системы измерений качества образования, позволяющей оценить на всех ступенях и уровнях образования результаты деятельности образовательной системы и учреждений, индивидуальных образовательных достижений;

создание основанной на информационных и коммуникационных технологиях системы управления качеством в системе образования;

централизованное приобретение и поставка оборудования для государственных образовательных учреждений;

осуществление централизованного капитального и текущего ремонта государственных образовательных учреждений;

проведение проектных работ, нового строительства, реконструкции и ремонта для государственных и муниципальных образовательных учреждений;

создание условий для повышения объективности, независимости и прозрачности государственной аккредитации образовательных учреждений.

Все мероприятия Программы реализуются в рамках общих подходов к осуществлению национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в Республике Мордовия, в процессе реализации подпрограммы "Развитие общего образования в Республике Мордовия" на 2011-2015 годы, подпрограммы "Одаренные дети" на  2011-2015 годы.

В рамках подпрограммы "Развитие общего образования в Республике Мордовия" на 2011-2015 годы запланированы мероприятия:

переход на новые образовательные стандарты;

изменение школьной инфраструктуры через продолжение оптимизации сети общеобразовательных учреждений, грантовую поддержку на конкурсной основе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы;

создание и функционирование центра мониторинга за передвижениями школьных автобусов на основе глобальной навигационной системы (ГЛОНАСС);

сохранение и укрепление здоровья школьников через введение в 100% муниципальных общеобразовательных учреждений третьего часа физической культуры (дополнительная ставка учителя физической культуры), реализацию проекта "Спортивная суббота" в пилотных общеобразовательных учреждениях;

ремонт и оснащение столовых муниципальных общеобразовательных учреждений технологическим оборудованием и мебелью;

оснащение медицинских кабинетов в образовательных учреждениях в соответствии с нормативными требованиями;

поддержка на конкурсной основе учреждений дополнительного образования детей, внедряющих инновационные образовательные программы;

развитие республиканских образовательных, организационно-финансовых и нормативно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей;

создание условий для успешной социализации детей в учреждениях, реализующих программу дополнительного образования, через поставку оборудования и материалов для учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждений и детско-юношеских общественных объединений с целью реализации воспитательных и образовательных проектов и программ в условиях города и села, а также внедрения вариативной части базисного учебного плана федеральных государственных образовательных стандартов;

исполнение системы мер по поддержке школ, реализующих модели этнокультурного образования;

обеспечение доступа к сети Интернет учреждений системы образования;

создание и внедрение независимой системы измерений качества образования, позволяющей оценить на всех ступенях и уровнях образования результаты деятельности образовательной системы и учреждений, индивидуальных образовательных достижений;

создание условий для повышения объективности, независимости и прозрачности государственной аккредитации образовательных учреждений.

Также предусмотрены строительство, реконструкция и капитальный ремонт образовательных учреждений.

В процессе создания условий, обеспечивающих успешную социализацию детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, их реабилитацию и социальную адаптацию средствами образования, Программой предусмотрены следующие мероприятия:

развитие и поддержка сети учреждений и организаций, работающих с детьми-инвалидами, нуждающимися в обучении на дому: заработная плата учителям, трафик учителям и обучающимся, приобретение, ремонт и обслуживание техники, организационно-методические семинары и повышение квалификации дистанционных учителей, обучение детей-инвалидов и их родителей технологиям дистанционного образования;

поддержка на конкурсной основе муниципальных моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей, индивидуальных программ развития здоровья школьников в муниципальных районах и городском округе Саранск;

разработка модели дополнительного образования, включающего обеспечение занятости обучающихся через формирование государственных (муниципальных) заданий на реализацию досуговых и образовательных программ по месту жительства, организацию трудовой и иной общественно полезной деятельности;

оснащение центра дистанционного обучения детей-инвалидов.

Программа направлена на реализацию мероприятий по пропаганде и внедрению различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе на:

проведение республиканских мероприятий по популяризации семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (создание видеороликов, телевизионных репортажей, подготовка и размещение в средствах массовой информации социальной рекламы по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи);

обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа;

обеспечение функционирования кадетских классов;

разработка и внедрение в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на законопослушное поведение несовершеннолетних.

В процессе совершенствования учительского корпуса будут созданы:

стажировочные площадки для обучения и повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования в области модернизации муниципальных систем образования, а также для распространения моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования;

площадки для обучения и повышения квалификации работников системы образования в целях распространения моделей государственно-общественного управления образованием.

Повышение квалификации педагогических и руководящих работников системы образования будет, в том числе, включать повышение квалификации специалистов для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и предполагать внедрение персонифицированных моделей повышения квалификации с развитием системы переподготовки и повышения квалификации учителей информатики общеобразовательных учреждений в соответствии с едиными требованиями.

На базе стажировочных площадок запланировано создание центров справочно-методической и технической поддержки общеобразовательных учреждений по использованию информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в учебном процессе.

В Программе предусмотрены мероприятия по расширению самостоятельности школ:

обеспечение подготовки и повышения квалификации профессиональных менеджеров образования;

развитие сети образовательных учреждений новых организационно-правовых форм (новые бюджетные учреждения, автономные учреждения), внедрение методик и рекомендаций, проведение семинаров, экспертно-аналитическое сопровождение, мониторинг;

развитие системы частно-государственного партнерства в общем и дополнительном образовании: внедрение методик и рекомендаций, проведение семинаров, экспертно-аналитическое сопровождение, мониторинг.

Подпрограмма "Одаренные дети" на  2011-2015 годы включает систему мероприятий, направленную на:

развитие и поддержку участия детей в олимпиадах, конкурсах, конференциях, семинарах и прочих мероприятиях различного уровня;

внедрение норматива подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития талантливых детей;

проведение Единого государственного экзамена в Республике Мордовия;

ежегодные выплаты государственных премий талантливой и способной молодежи;

организацию круглогодичных сборов для победителей и призеров республиканского и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников;

развитие системы работы с педагогами общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, работающими с одаренными детьми.

 

Раздел 4. ОБОСНОВАНИЕ РЕСУРСНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Программа реализуется за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия и средств местных бюджетов.

Общий объем финансовых средств на реализацию Программы составит 2046280,44 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:

республиканский бюджет Республики Мордовия - 2031510,67 тыс. руб., в том числе по годам:

2011 год - 424375,60 тыс. руб.;

2012 год - 500115,00 тыс. руб.;

2013 год - 319336,50 тыс. руб.;

2014 год - 390323,50 тыс. руб.;

2015 год - 397360,07 тыс. рублей;

местные бюджеты - 14769,77 тыс. руб., в том числе по годам:

2011 год - 1855,31 тыс. руб.;

2012 год - 3512,15 тыс. руб.;

2013 год - 2802,21 тыс. руб.;

2014 год - 3262,97 тыс. руб.;

2015 год - 3337,13 тыс. рублей.

Из них средства на проектные работы и работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов образовательных учреждений составят 1497169,77 тыс. руб., в том числе по годам:

2011 год - 370455,31 тыс. руб.;

2012 год - 456312,15 тыс. руб.;

2013 год - 218802,21 тыс. руб.;

2014 год - 223262,97 тыс. руб.;

2015 год - 228337,13 тыс. рублей.

Указанный объем носит прогнозный характер и подлежит уточнению в установленном порядке при формировании бюджетов всех уровней.

Финансирование по подпрограммам, годам реализации и централизованным расходам приведено в приложении 3.

 

Раздел 5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Реализация мероприятий Программы, финансируемых из бюджетов всех уровней, предусматривает конкурсный отбор исполнителей в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городского округа Саранск на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов образовательных учреждений осуществляется в пределах утвержденных бюджетных ассигнований Министерству образования Республики Мордовия на очередной финансовый год и в порядке, установленном приложением 4.

Министерство образования Республики Мордовия как государственный заказчик является ответственным за подготовку и реализацию Программы, осуществляет управленческие и контрольные функции, в установленном порядке обеспечивает целевое эффективное использование финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы за счет всех источников финансирования.

Методика оценки эффективности Программы представлена в приложении 5.

Государственный заказчик согласовывает объемы финансирования мероприятий Программы на очередной финансовый год в Министерстве экономики Республики Мордовия и Министерстве финансов Республики Мордовия.

Государственный заказчик разрабатывает меры по привлечению дополнительных источников финансирования, готовит предложения по перечню первоочередных мероприятий, подлежащих финансированию в очередном финансовом году, с обоснованиями, представляет технико-экономические обоснования и другие рабочие материалы по реализации мероприятий Программы и принимает по ним решения.

Ежегодно на заседаниях коллегии Министерства образования Республики Мордовия рассматриваются вопросы о ходе реализации программных мероприятий, целевом и эффективном использовании финансовых средств.

 

Раздел 6. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

 

По прогнозным оценкам к 2016 году реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение ряда положительных эффектов.

Эффективность реализации Программы будет обеспечена за счет синергетического эффекта от внедрения новых подходов, методик и технологий на всех уровнях системы образования путем инвестиций в научно-исследовательские проекты и проекты по внедрению данных работ, а также за счет использования принципов программно-целевого подхода и "управления, направленного на результат".

Реализация Программы позволит обеспечить улучшение качества и условий получения образовательных услуг, тем самым повысить доступность качественного образования в соответствии с современными стандартами и требованиями инновационного социально ориентированного развития Республики Мордовия для всех категорий граждан независимо от места жительства, социального и имущественного статуса, состояния здоровья.

При этом будет обеспечено:

создание и внедрение новых образовательных программ на всех уровнях образования и для различных категорий граждан;

взаимодействие и интеграция учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждений и детско-юношеских общественных объединений по реализации требований федерального государственного образовательного стандарта;

создание условий для развития школьной инфраструктуры, обеспечивающей обучение школьников в современных условиях;

внедрение и эффективное использование в системе образования новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения для различных категорий граждан;

внедрение процедур независимой оценки учреждений и процессов системы образования;

создание ресурсов и программ для талантливой молодежи и одаренных детей;

предоставление части государственных услуг в области образования в электронном виде.

В ходе реализации Программы будет обеспечено инновационное развитие системы образования республики в соответствии с социально-экономическим развитием Республики Мордовия и страны в целом.

При этом будет обеспечено:

создание и внедрение новых механизмов функционирования региональной системы профессионального образования, которая будет приведена в соответствие с кадровыми потребностями промышленного сектора республики;

использование в учебном процессе современных технологий обучения (тренажеров, проектных форматов обучения, игровых методов);

повышение показателей академической мобильности студентов и преподавателей, позволяющей обеспечить новые уровни взаимодействия различных образовательных и экономических систем;

взаимодействие учреждений профессионального образования с внешней средой для формирования устойчивых двухсторонних связей по совершенствованию подготовки специалистов и содействию трудоустройству выпускников.

При выполнении Программы особое внимание будет уделено вопросам повышения экономической эффективности системы образования. Средства, высвобождаемые за счет экономии, можно будет использовать на модернизационные процессы в системе образования. Распространение элементов частно-государственного партнерства обеспечит приток дополнительных инвестиций в систему образования.

При этом будет обеспечено:

внедрение и поддержка механизмов частно-государственного партнерства, обеспечивающих эффективное расходование бюджетных средств;

внедрение и поддержка механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности учреждений;

подготовка кадров для экономики по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий.

Эффективность Программы определяется на основе системы целевых индикаторов и показателей, позволяющих оценить ход и результативность решения поставленных задач по ключевым направлениям развития образования и определить его влияние на социально-экономическое развитие Республики Мордовия.

 

 

 

Приложение 1

к Республиканской целевой программе

развития образования в Республике

Мордовия на 2011-2015 годы

 

Динамика

целевых индикаторов и показателей республиканской

целевой программы развития образования в Республике

Мордовия на 2011-2015 годы

 

N

п/п

Индикаторы и показатели

Базовое

значение

(2010 год)

2011

год

2012

год

2013

год

2014

год

Конечное

значение

(2015 год)

1.

Уровень доступности

образования в

соответствии с

современными

стандартами для всех

категорий граждан

независимо от

местожительства,

социального и

имущественного статуса

и состояния здоровья, %

95,5

95,6

95,7

95,8

95,9

96

2.

Уровень соответствия

образования современным

стандартам, %

85

88

90

92

94

95

3.

Доля образовательных

учреждений общего

образования,

функционирующих в

рамках национальной

образовательной

инициативы "Наша новая

школа", в общем

количестве

образовательных

учреждений общего

образования в

Республике Мордовия, %

80

100

100

100

100

100

4.

Удельный вес

педагогических и

управленческих кадров

общеобразовательных

учреждений, прошедших

повышение квалификации

для работы в

соответствии с

федеральными

государственными

образовательными

стандартами, %

2

10

20

30

40

50

5.

Доля детей-инвалидов,

получающих общее

образование на дому в

дистанционной форме, от

общей численности

детей-инвалидов,

которым это показано, %

17

17

50

50

95

95

6.

Доля детей, оставшихся

без попечения

родителей, переданных

на воспитание в семьи

граждан Российской

Федерации (на

усыновление

(удочерение) и под

опеку (попечительство),

в том числе по договору

о приемной семье), %

82,5

82,5

83

83,5

83,7

84

7.

Доля одаренных детей,

участвующих в

мероприятиях

республиканского,

всероссийского и

международного уровней

(от общего количества

детей школьного

возраста, учащихся

учреждений начального

профессионального

образования и среднего

профессионального

образования), %

81

82

83

85

86

87

8.

Доля обучающихся,

охваченных

дополнительным

образованием (от общего

количества детей

школьного возраста), %

82

83

84

86

88

90

9.

Удельный вес детей,

занимающихся по

программам углубленного

изучения предметов, %

10

11,5

13

14,5

16

17,5

10.

Доля педагогических

работников, применяющих

инновационные

образовательные

технологии в процессе

обучения и воспитания

учащихся, %

55

60

65

70

75

80

11.

Удельный вес количества

обучающихся, прошедших

независимую оценку

академических

достижений, компетенций

и способностей, %

0

0

5

10

15

20


Информация по документу
Читайте также