Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Мордовия от 22.07.1997 № 307 ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
от 22.07.97 N 307
г.Саранск
Утратило силу - Постановление
Правительства Республики Мордовия
от 06.03.2013 № 70
Об утверждении Программы информатизации
Республики Мордовия до 2000 года
(В редакции Постановлений Правительства Республики Мордовия
от 07.08.2000 г. N 389; от 30.07.2001 г. N 366)
В целях повышения уровня информационной поддержки органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности, информационного обслуживания населения, создания на территории республики единого информационного пространства и во исполнение Указа Главы Республики Мордовия от 13 июня 1997 г. N 68 "О концепции информатизации Республики Мордовия" Правительство Республики Мордовия ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить представленную Республиканским центром информатизации органов государственной власти при Правительстве Республики Мордовия и принятую Координационным советом по информатизации Программу информатизации Республики Мордовия до 2000 года (прилагается). 2. Определить государственным заказчиком Программы информатизации
Республики Мордовия до 2000 года Республиканский центр информатизации
органов государственной власти при Правительстве Республики Мордовия.
В качестве первоочередных задач определить создание автоматизированной информационной системы органов государственной власти и местного самоуправления Республики Мордовия, республиканского банка данных, информационно-аналитической системы поддержки принятия управленческих
решений, развитие телекоммуникационных систем. 3. Министерству финансов Республики Мордовия обеспечить в 1997г. финансирование приоритетных направлений Программы в объеме 2.5млрд.руб., предусмотренное в республиканском бюджете текущего года. 4. Министерству финансов Республики Мордовия при формировании республиканского бюджета предусмотреть финансирование указанной Программы в объеме 7.730 млрд.руб. (на 1998 г. - 3.130 млрд.руб., на 1999-2000 годы - 4.600 млрд.руб). 5. Министерствам и ведомствам Республики Мордовия в установленном
порядке передавать в школьные учреждения Министерства образования Республики Мордовия высвобождающуюся компьютерную технику. 6. Научно-методическое руководство и контроль за выполнением Программы информатизации Республики Мордовия до 2000 года возложить на Координационный совет по информатизации Республики Мордовия. Председатель Правительства
Республики Мордовия В.ВОЛКОВ Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия от 22 июля 1997 г. N 307
ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ДО 2000 ГОДА.
(Первая очередь) СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация
Паспорт Программы
1. Характеристика проблемы
2. Цели, этапы и принципы реализации Программы
3. Основные направления информатизации республики
4. Государственная политика информатизации
5. Механизм реализации Программы
6. Ресурсные показатели Программы
7. Оценка ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий от реализации Программы
8. Перечень основных работ по информатизации Республики Мордовия на 1997-2000годы
АННОТАЦИЯ
Программа информатизации Республики Мордовия до 2000года (далее -
Программа) подготовлена Республиканским центром информатизации органов государственной власти при Правительстве Республики Мордовия, одобрена Координационным советом по информатизации Республики Мордовия, доработана с учетом замечаний и предложений, высказанных на заседании
Координационного совета по информатизации и на рабочих совещаниях представителей ведомств и учреждений, принимающих участие в реализации Программы. Программа направлена на создание территориальной автоматизированной информационной системы, региональной телекоммуникационной инфраструктуры, республиканских информационных ресурсов. В качестве основного направления Программа предусматривает информатизацию органов государственной власти и местного самоуправления При подготовке Программы были использованы: Концепция информатизации Республики Мордовия, утвержденная Указом Главы Республики Мордовия от 13 июня 1997 г. N68, Программа информатизации России, Федеральная Программа экономического и социального развития Республики Мордовия на 1996-2000годы, материалы разработки и функционирования территориальных информационных систем Республики Татарстан, Республики Чувашия, Свердловской области, Ленинградской области, Нижегородской области. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
Программа информатизации Республики Мордовия до 2000года
Основание для разработки
Программа разработана во исполнение решения Координационного Совета по информатизации Республики Мордовия от 13 ноября 1996г. и Программой действий Правительства Республики Мордовия по реализации положений Послания Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия и выполнению прогноза социально-экономического развития Республики Мордовия на 1997 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 мая 1997года N 223. Заказчики и разработчики Программы
Государственным заказчиком Программы является Правительство Республики Мордовия в лице Республиканского центра информатизации органов государственной власти при Правительстве Республики Мордовия (далее - Республиканский центр информатизации). Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления городов и районов, предприятия, организации и учреждения Республики Мордовия являются заказчиками конкретных проектов информатизации и пользователями информационных ресурсов. Разработчики проектов информатизации - научно-исследовательские, проектные и другие предприятия и организации независимо от форм собственности, специализирующиеся в области информатики. Цели Программы. Важнейшие целевые показатели
Конечной целью Программы является создание региональной информационной системы и единой информационной среды, охватывающих все отрасли социально-экономической сферы Республики Мордовия, которые должны существенно повысить качество процессов управления республикой
за счет предоставления органам управления всех уровней оперативной и достоверной информации, создающей возможности оптимизации принимаемых
решений и контроля их выполнения. Основными составляющими конечной цели являются:
информационно-аналитическая поддержка процессов государственного управления; создание на территории Республики Мордовия единого информационного пространства, представляющего собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей передачи данных, функционирующих на основе единых принципов; создание государственной системы обеспечения информацией в условиях рыночной экономики органов государственной власти и местного
самоуправления, предприятий, организаций, учебных и научных учреждений всех форм собственности, граждан и частных лиц. создание условий для интеграции в российское и мировое информационное пространство. Приоритетные направления Программы
Программа включает работы по приоритетным направлениям информатизации, выполнение которых влияет в первую очередь на эффективность создания, внедрения и использования современных информационных технологий в различных сферах жизни Республики Мордовия. Программой предусматривается разработка и реализация проектов информатизации, а также создание и использование информационных ресурсов по следующим направлениям: развитие региональной индустрии программных средств обработки данных; создание и развитие систем телекоммуникаций и связи;
разработка и развитие новых информационных технологий;
создание банков данных с организацией доступа к ним территориально-удаленных пользователей; развитие региональной инфраструктуры информатизации;
подготовка и переподготовка пользователей информационных ресурсов; разработка правовых и хозяйственных механизмов информатизации;
кооперация и межрегиональное сотрудничество в области информатизации. Сроки и этапы реализации Программы
Программа содержит в себе ряд этапов: На первом этапе (1996-1997гг.) осуществляются организационно-методические мероприятия; разработка программы информатизации Республики Мордовия; внедрение электронной почты;
проведение предпроектного обследования органов государственной власти и местного самоуправления; отбор на конкурсной основе системных проектов;
уточнение состава информационных ресурсов и их формирование;
переход на единую систему ведения республиканских кадастров, регистров и реестров. На втором этапе (1998-2000гг.) производится разработка и внедрение в деятельность органов государственной власти и управления,
городов и районов республики информационной системы в полном объеме и
осуществление мероприятий, способствующих дальнейшему развитию информатизации в республике. Основные проекты и программные мероприятия на 1997-2000 годы
Организационно-методическое и правовое обеспечение информатизации: разработка концепции информатизации Республики Мордовия;
разработка программы информатизации Республики Мордовия;
разработка нормативно-правовой и методической документации;
внедрение электронной почты;
проведение предпроектного обследования органов государственной власти и местного самоуправления; отбор на конкурсной основе системных проектов;
уточнение состава информационных ресурсов и их формирование;
переход на единую систему ведения республиканских кадастров, регистров и реестров; формирование нормативно-технической базы.
Создание информационных ресурсов:
разработка и создание информационного портрета Республики Мордовия; разработка базы данных кооперированных материалов, поступающих в республику по отраслевой и межотраслевой кооперации; создание и ведение базы данных внешнеэкономической деятельности;
создание базы данных "Население";
создание базы данных органов государственной власти и местного самоуправления; регистра юридических лиц;
регистра физических лиц;
создание земельного кадастра;
создание водного кадастра;
создание кадастра растительного и животного мира;
разработка республиканского градостроительного кадастра.
Развитие региональной телекоммуникационной инфраструктуры:
разработка проекта скоростной информационной магистрали; создание скоростной информационной магистрали; создание коммутационного узла связи при Правительстве Республики Мордовия; развитие локальной вычислительной сети в Администрации Республики
Мордовия. Разработка автоматизированной информационной системы органов государственной власти и местного самоуправления: разработка системы правовой поддержки органов государственной власти и местного самоуправления; разработка и внедрение программно технического комплекса по ведению делопроизводства в структурных подразделениях Администрации Республики Мордовия; разработка и внедрение автоматизированной информационной системы Фонда имущества; разработка проекта информационной безопасности и комплексной защиты данных в информационных системах: Аппарата Главы Республики Мордовия, Правительства Республики Мордовия, Государственного Собрания Республики Мордовия, Штаба Гражданской обороны и Чрезвычайных ситуаций, Военкомата; разработка и внедрение республиканского электронного документооборота; развитие автоматизированной информационной системы Министерства здравоохранения Республики Мордовия; развитие информационной системы ЗАГС;
разработка и создание информационной системы Архивного управления
при Правительстве Республики Мордовия и Государственного архива Республики Мордовия; разработка информационной системы Министерства образования Республики Мордовия; разработка информационной системы Министерства культуры Республики Мордовия; геоинформационный мониторинг природно-социально-экономических систем Республики Мордовия; разработка типовых информационных систем в администрациях районов; разработка информационной системы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия. Интеграция региональной информационной системы в общероссийское и
мировое пространство: создание республиканского WEB-сервера органов государственной власти и местного самоуправления. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
До 2000 года предусмотрено создание единого информационного пространства республики, создание автоматизированных информационных систем, комплекса подсистем ведения региональных и территориальных информационных кадастров, регистров, реестров, разработка и реализация проектов информатизации органов управления, социальной сферы. В результате реализации Программы должны быть обеспечены:
техническая и математическая база информатизации органов государственного управления, субъектов экономики Республики Мордовия; повышение обоснованности решений, принимаемых органами государственного управления, исполнительной власти, производственной и социальной сферы; формирование рынка информационных продуктов и услуг для юридических лиц и населения республики; совместимость с международными информационными сетями и доступ к мировым информационным ресурсам; формирование нормативно-правовой, организационно-методической, инструментальной и технологической базы информатизации. Повышение оперативности, обоснованности и корректности принимаемых решений по регулированию различных сфер общественной жизни органами государственной власти и местного самоуправления. Обеспечение свободного доступа к существующим в электронном виде информационным ресурсам со стороны государственных пользователей. Создание условий для обеспечения правовой, экономической, социальной, экологической и иной информацией граждан, негосударственных предприятии и организаций, учебных и научных учреждений. Объемы и источники финансирования
Финансирование Программы осуществляется за счет федерального и республиканского бюджетов, а также местных бюджетов и внебюджетных источников. За счет республиканского бюджета финансируется только информатизация деятельности государственных органов, частично - информатизация социальной сферы, региональная информатизация, создание и развитие новых информационных технологий и современной информационной инфраструктуры. К реализации проектов двойного (государственного и коммерческого)
использования наряду с бюджетными источниками привлекаются средства субъектов экономики Республики Мордовия, а также средства внебюджетных фондов и федеральные источники. На реализацию программы должно быть затрачено около 13 млрд.руб.
Система контроля за исполнением Программы
Контроль за ходом реализации Программы возлагается на Координационный Совет по информатизации Республики Мордовия. 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ 1.1. Общая характеристика проблемы информатизации
Республики Мордовия
Информатизация и переход к широкомасштабному применению современных информационных технологий и систем во всех сферах деятельности общества для обеспечения потребителей наиболее полной, достоверной и своевременной информацией приобретает в настоящее время
особую актуальность. Основными сферами информатизации в республике являются социальная
сфера, сфера управления и реализации реформ, материальное производство. В каждой из этих сфер выделяются отдельные программы информатизации и проекты по видам деятельности. В настоящее время общее состояние уровня информатизации в Республике Мордовия характеризуется следующим образом: большинство информационных систем функционирует на базе локальных
вычислительных сетей; используются разнородные аппаратно-программные средства, часто не
совместимые между собой, не прошедшие сертификацию на соответствие стандартам по совместимости и качеству; интеграция локальных сетей через системы телекоммуникаций носит, в основном, экспериментальный характер; слабо используются мировые стандарты в области открытых систем;
нормативно-правовая база информатизации не получила должного развития; также не получила должного развития подготовка пользователей к внедрению современных информационных технологий. Программой предусмотрено в период 1997-2000 годы придать новый импульс внедрению перспективных информационных технологий в Республике Мордовия. Для эффективного проведения экономических реформ и обеспечения устойчивого развития экономики республики, управления фондами и ресурсами территории, развития региональной инфраструктуры и решение хозяйственных задач предусматривается обеспечить многоаспектную информацию, включающую информацию о хозяйствующих субъектах, земельных и природных ресурсах, характеристики недвижимости, региональной инфраструктуры, экологическую, социально-демографическую информацию. Этот комплекс проблем решается путем создания интегрированного республиканского банка данных Республики Мордовия. В Программе предусмотрены разработка концептуальных положений научно-технической политики в области информатизации, разработка концепции и технических решений по развитию существующих и внедрению перспективных сетей связи и передачи данных на основе единого нормативно-технического обеспечения. Программа определяет ряд важнейших сфер информатизации, к которым
относятся: управление регионом на всех уровнях (Аппарат Главы Республики Мордовия, Государственное Собрание Республики Мордовия, Правительство
Республики Мордовия, министерства и ведомства, главы городских и районных администраций); социальная сфера;
материальное производство (промышленность, сельское хозяйство, капитальное строительство, финансово-кредитная деятельность, транспорт, энергетика). Основу информатизации этих сфер составляют информационные технологии, реализующие качественно новые и более эффективные процедуры сбора, обработки, хранения, передачи и предоставления информации. Работы по созданию и применению новых информационных технологий и
систем, поддерживаемые государством, осуществляются в рамках ведомственных, отраслевых, республиканских и федеральных программ информатизации. В условиях быстро меняющейся социально-экономической ситуации важно обеспечить оперативное информационно-аналитическое обслуживание
органов государственной власти и управления. Одной из основных проблем в процессе информатизации их деятельности является обеспечение взаимодействия и комплексного использования существующих межведомственных и ведомственных автоматизированных информационных систем и их информационных ресурсов, проблемы информатизации сферы управления финансами, денежного обращения и системы налогообложения. Для успешного решения комплексной задачи информатизации сферы управления в республике сложились объективные предпосылки: созданы и функционируют локальные вычислительные комплексы и сети
ряда основных управленческих структур Республики Мордовия (Аппарат Главы Республики Мордовия, Правительство Республики Мордовия, Государственное Собрание Республики Мордовия, отдельные министерства и ведомства, администрации городов и районов республики); имеется начальная инфраструктура для развития телекоммуникаций, в
т.ч. для реализации глобальной республиканской сети передачи данных; сохранены немногие государственные предприятия и организации, работающие в сфере информатизации, создан также ряд новых структур. Состояние инфраструктуры информатизации определяется наличием и уровнем развития: технических и программных средств вычислительной техники, средств
связи и передачи данных, обеспечивающих построение вычислительных комплексов, информационно-вычислительных сетей, систем телекоммуникаций, автоматизированных рабочих мест пользователей; информационных ресурсов (баз данных и баз знаний), необходимых для содержательного наполнения оказываемых пользователям информационно-вычислительных услуг; информационных центров, оказывающих широкий спектр информационно-вычислительных и телекоммуникационных услуг предприятиям, организациям и населению. Для определения уровня развития информационной инфраструктуры в регионе были обследованы министерства, ведомства, организации, учреждения республиканского и федерального подчинения. Анализировались корпоративные информационные системы. Анализ позволил произвести классификацию корпоративных информационных систем на три условные группы. К первой группе отнесены автоматизированные информационные системы с развитой региональной информационной инфраструктурой, отвечающей современным тенденциям развития информационных технологий и удовлетворяющие корпоративные информационные потребности. К таким системам можно отнести автоматизированную информационную систему Национального банка Республики Мордовия, Министерства внутренних дел Республики Мордовия, Государственного комитета по статистике Республики Мордовия, акционерное общество "Связьинформ". Характерным для этих систем является применение новейших информационных технологий, программно-технологических комплексов, сетевого и телекоммуникационного оборудования. К второй группе можно отнести автоматизированные информационные системы с развитой внутренней информационной инфраструктурой и менее развитой системой передачи данных по каналам связи со своими подразделениями на территории Республики Мордовия. К таковым относятся автоматизированные информационные системы Министерства экономики Республики Мордовия, Министерства финансов Республики Мордовия, Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, Министерства труда и занятости населения Республики Мордовия, Государственной налоговой инспекции по Республике Мордовия, Управление Федерального казначейства Российской Федерации по Республике Мордовия, крупных предприятий и акционерных обществ, высших учебных заведений. Развитые вычислительные центры этих ведомств обеспечивают возрастающие потребности управленческого персонала в аналитической и нормативно-правовой информации. Информация извне поступает в информационную систему ведомства преимущественно на технических носителях, а в ряде случаев - по модемной связи. Из-за отсутствия финансирования проектов информатизации работы в этих ведомствах по созданию автоматизированных систем приостановлены и развитие систем замедлилось. К третьей группе относятся автоматизированные информационные системы ведомств, в которых отсутствуют перспективные программы и решаются чисто отдельные прикладные задачи информатизации не объединенные единой нормативно-справочной базой, локальной вычислительной сетью и целенаправленной методологией развития. К таким информационным системам можно отнести системы Министерства здравоохранения Республики Мордовия, Министерства культуры Республики
Мордовия, Министерство образования Республики Мордовия, Министерство печати и информации Республики Мордовия, Министерство промышленности Республики Мордовия, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, Министерство экологии и природопользования Республики Мордовия, Министерство юстиции Республики Мордовия, государственные комитеты, органы местного самоуправления и многие другие учреждения и ведомства Республики Мордовия. В этих ведомствах и учреждениях, как правило, отсутствуют целевые
программы и проекты информатизации и отсутствуют структурные подразделения, осуществляющие целенаправленную деятельность по созданию корпоративных информационных автоматизированных систем. Системный анализ информационного пространства региона показал, что по составу, структуре, технологии формирования и доступа, способам защиты информационных ресурсов отсутствует единый подход, однако при создании информационных хранилищ значительного объема наметилась тенденция в применении СУБД ORACL 7.0 и мощных файловых серверов с программной платформой UNIX. Состояние средств связи и телекоммуникаций в республике не отвечает современным требованиям к созданию информационно-вычислительной базы всех структур и механизмов хозяйствования и управления. Усилиями ряда организаций (преимущественно коммерческих) создаются ограниченные по масштабам сети передачи данных с коммутацией пакетов, которые, как правило, базируются на телефонной сети общего пользования. Что касается территории районов республики, и особенно сельской местности, то следует отметить неразвитость местных первичных сетей связи. Ограниченная номенклатура и высокая стоимость телекоммуникационных услуг является серьезным препятствием к созданию
территориальных информационно-вычислительных сетей, разработке и широкому использованию современных информационных технологий. Вместе с тем, в настоящее время в области телекоммуникаций активно действуют акционерное общество "Связьинформ" и ряд специализированных организаций. Эти организации предоставляют своим пользователям возможность выхода на российские сети "Иаснет", "Роснет", "Роспак", "Инфотел", международные сети "Спринт", "Internet" и оказывают услуги
по проведению телеконференций, передаче данных по системе "электронной почты". В целом сложилась потребность в обмене компьютерной информации между городами и районами Республики Мордовия. Органы государственной
власти и управления, налоговые службы, правоохранительные органы, межведомственные структуры, учреждения здравоохранения, государственные и коммерческие банки и т.д. не могут эффективно вести
свою деятельность без развитой республиканской инфраструктуры телекоммуникаций. Решение первоочередных задач информатизации в Республике Мордовия
невозможно без использования и интеграции информационных ресурсов, организованных в виде локальных и распределенных баз данных общего пользования и специализированных баз данных, ведение которых осуществляется организациями различных ведомств, региональными и коммерческими структурами. В республике формируется рынок информационных продуктов и услуг в
области банков данных. Наблюдается тенденция роста числа баз данных, содержащих информацию, связанную с коммерческой деятельностью организаций на внутреннем рынке, а также с внешнеэкономической деятельностью российских и республиканских фирм. Программой предусмотрена разработка нормативных документов по закреплению прав собственности на информацию и разработка механизма приватизации информационных ресурсов, включая оценку стоимости баз данных и баз знаний. Другим важным компонентом республиканской инфраструктуры информатизации являются вычислительные центры промышленных предприятий. Такие информационно-вычислительные центры имеют обширные
предметные базы и банки данных, хорошо отлаженное прикладное программное обеспечение, квалифицированный обслуживающий персонал. По своим возможностям, по степени технического оснащения самым современным оборудованием, по значимости решаемых задач, вычислительные центры таких предприятий как акционерное общество "Лисма", акционерное общество "Орбита", акционерное общество "Резинотехника" и некоторых других сравнимы и даже превосходят многие
информационно-вычислительные центры государственных органов не только
в республике, но и на федеральном уровне. Особое значение имеют вычислительные центры учебных заведений Республики Мордовия. Они не только обеспечивают подготовку и переподготовку специалистов в области информационных технологий, но и
образуют своеобразные полигоны по освоению и внедрению самых передовых программно-аппаратных средств вычислительной техники. К таким можно отнести Центр новых информационных технологий Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарева. 1.2. Организационные и правовые проблемы информатизации
Широкое распространение информационных технологий обусловило необходимость законодательного решения проблем обеспечения безопасности компьютерной информации, ее целостности и сохранности. Решение организационно-правовых проблем информатизации в республике должно опираться на: Закон Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N24-ФЗ "Об информации, Информатизации и защите информации"; Указ Президента Российской Федерации от 20 января 1995 года N170 "Об основах государственной политики в сфере информатизации"; Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 1995 года N361
"О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации". Нормативно-правовое обеспечение процесса информатизации требует также разработки ряда республиканских нормативных актов, регламентирующих: порядок предоставления в органы государственной власти информации, необходимой для принятия решений; порядок доступа юридических и физических лиц к необходимой информации; права граждан в условиях информатизации общества (права, связанные с содержащейся в базах данных информацией, имеющей личный характер); права на интеллектуальную собственность;
и ряда других.
1.3. Стандартизация и сертификация
Объективная ориентация на концепцию открытых систем в информатизации Республики Мордовия диктует необходимость строго придерживаться совокупности стандартов и протоколов в виде государственного профиля взаимодействия открытых систем на базе международных стандартов. Это обеспечит наряду с системами сертификации и лицензирования формирование парка средств вычислительной техники и связи, отвечающего мировому уровню. Предусмотрено производить увязку отечественных стандартов с международными в части требований по совместимости и унификации средств вычислительной техники, программных средств, средств передачи
данных, локальных вычислительных сетей, баз и банков данных и т.п., а
также требований по надежности, безопасности, охране здоровья, экологии. При реализации Программы будут развиваться и совершенствоваться комплексы стандартов и других нормативно-технических документов в соответствии с международной практикой по всем основным направлениям инфраструктуры информатизации. В целях повышения качества и конкурентоспособности отечественных информационных технологий, продуктов и услуг необходима работа по их сертификации. 2. ЦЕЛИ, ЭТАПЫ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Главной целью Программы является создание условий для наиболее полного удовлетворения информационных потребностей общества во всех сферах деятельности, улучшение условий жизни населения, повышение эффективности общественного производства, содействие стабилизации социально-политических отношений в Республике Мордовия. Достижение этой цели предполагает решение первоочередных проблем создания в республике современной информационно-технологической среды, обеспечивающей реализацию проектов информатизации основных сфер и объектов деятельности. Программа в качестве важнейшей задачи предусматривает создание единого информационного пространства на территории Республики Мордовия. Программа, как и процесс информатизации республики, не является самоцелью, а служит важнейшей составляющей программ социально-экономического развития Республики Мордовия, и только в сочетании с этими программами, способствуя всестороннему развитию региона, информатизация может быть эффективной. Программа предусматривает следующие направления развития информатизации в Республике Мордовия до 2000 года: развитие информационных технологий и их широкое применение во всех сферах деятельности общества и человека; создание развитой инфраструктуры информатизации;
сохранение и развитие научно-технического потенциала республики в
области информационных систем и технологий; развитие перспективных систем телекоммуникаций и связи;
формирование научно-технических, правовых, организационно-экономических условий развития информатизации и цивилизованного рынка информационных продуктов и услуг; подготовка и переподготовка пользователей информационных ресурсов
и новых информационных технологий. На первом этапе реализации Программы предусмотрена информатизация
функциональной деятельности органов государственной власти и управления, городов и районов Республики Мордовия. Планируется начать
переход на единую систему ведения региональных и территориальных кадастров, регистров и реестров, а также создание и внедрение отдельных пилотных подсистем первой очереди территориальной информационной системы Республики Мордовия. Планируется провести проектные работы по созданию информационно-справочной системы паспортов городов и районов, системы
анализа и прогнозирования эффективности управленческих решений, геоинформационной системы, автоматизированной информационно-управляющей системы предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях. В итоге будет сформирована нормативно-техническая и организационно-методическая база информатизации. На втором этапе (1998-2000 гг.) планируется разработать и осуществить мероприятия, способствующие дальнейшему развитию информатизации в Республике Мордовия, проведению полномасштабного внедрения всех разрабатываемых систем. Программой предусмотрено:
отработка новых информационных технологий, методов организации информационных процессов и переход к новой идеологии их применения - информационной технологии деятельности - на объектах различных сфер деятельности; создание в районах республики опорных зон, определение и отработка в процессе их функционирования первоочередных информационных технологий деятельности для дальнейшего широкого распространения; формирование программно-технических и информационно-аналитических
баз, обеспечивающих республиканские и местные органы управления информацией по всем видам жизнедеятельности республики, необходимой для обоснованного принятия решений; создание систем оперативного контроля за изменением социально-экономической, санитарной и экологической обстановки, прогнозирования, предупреждения и действий в условиях чрезвычайных ситуаций; стимулирование естественно развивающихся коммерческих процессов информатизации (рынка информационных услуг, технологий и продуктов) и
поддержку тех направлений, где рыночные механизмы пока не могут дать результатов, необходимых для стабилизации экономики и развития региона; формирование индустрии информационных ресурсов, как одной из базовых отраслей народного хозяйства, их предоставление и использование. Для реализации первого этапа Программы необходимо использовать всю совокупность действующих общегосударственных и ведомственных сетей связи, систем передачи данных и обмена данными с коммутацией пакетов (сообщений). При реализации новых сетей передачи данных приоритет будет отдаваться наиболее перспективным технологиям (Fast Ethernet, корпоративные сети с многофункциональными концентраторами - хабами для протоколов FDDI, ATM, глобальные сети типа Internet, Роснет). При реализации проектов информатизации система связи обеспечит:
автоматизированный обмен данными между удаленными пользователями,
доступ пользователей к удаленным информационным ресурсам; обмен данными между вычислительными средствами различных классов и типов - вычислительными комплексами на базе мультипроцессорных систем, UNIX-серверов, мощных рабочих станций и персональных ЭВМ, локальными и глобальными вычислительными сетями; надежность передачи деловой корреспонденции (рукописи, печатные тексты, изображения, чертежи и т.п.) на основе факсимильной связи; организацию службы электронной почты и внедрение на ее основе безбумажной технологии. Программа информатизации должна базироваться как на развитии и совершенствовании существующих систем связи, так и на вновь разрабатываемых, включая создание единой республиканской цифровой сети связи с интегральным обслуживанием, реализующей передачу информации в
режимах коммутации каналов и коммутации пакетов. Особое внимание должно быть уделено цифровым методам коммуникации
и передачи данных с использованием волоконно-оптических и спутниковых
систем связи на основе перспективных телекоммуникационных протоколов. Основными принципами реализации Программы являются:
преемственность;
координация;
приоритетность.
Принцип преемственности означает, что Программа реализуется во взаимосвязи и в развитие ранее утвержденных инновационных программ информатизации и телекоммуникаций, создания информационно-телекоммуникационных систем, разработки и внедрения информационных систем в области здравоохранения, образования, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, природоохранной деятельности и экологической безопасности, развития систем научнотехнической информации, совершенствования государственной статистики. Важным принципом Программы является координация по целям, этапам,
ресурсам и объектам работ в области информатизации, осуществляемых по
отраслевым, ведомственным, региональным и другим программам по созданию, производству и применению средств и систем информатики и связи. Программа позволит осуществлять скоординированную государственную
политику разработки и широкого внедрения в практику работы соответствующих республиканских и ведомственных органов и служб современных средств и методов сбора, накопления, обработки и использования данных, необходимых для удовлетворения социальных потребностей общества и принятия обоснованных решений на всех уровнях
управления, путем разработки нормативных документов, типовых проектных решений, кооперации в создании крупных информационных систем и информационных технологий в условиях переходного периода к рыночной экономике. Принцип приоритетности предполагает, что Программа в первую очередь включает крупные проекты и работы по приоритетным направлениям и сферам деятельности, частично или полностью финансируемые из республиканского бюджета, в том числе выполняемые в рамках ранее утвержденных целевых программ. Приоритеты развития и применения информационных технологий на первый этап определяется как: информатизация деятельности органов государственной власти и управления республиканского и муниципального уровня; поддержка развития процесса информатизации и информационной инфраструктуры в городах и районах республики; стимулирование создания и развития новых информационных технологий, соответствующим мировым стандартам; создание условий максимального сохранения научно-технического и производственного потенциала, обеспечивающего реализацию процессов информатизации; информатизация науки, культуры, образования, здравоохранения.
В качестве основы для достижения главной цели Программой предусматривается: Разработка единой методологической, правовой, организационной, технологической основы создания распределенных и центральных баз данных республиканского и федеративного уровней. Создание сети информационно-вычислительных центров, пунктов информатизации, узловых пунктов, выполняющих всю работу по формированию баз данных, информационных фондов, регистров информации,
в которых могут быть реализованы государственные гарантии обеспечения
целостности, полноты и достоверности информации. Создание в Республике Мордовия единого информационного пространства, представляющего собой совокупность баз и банков данных различной тематики и назначения, технологий их создания, сопровождения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан. Обеспечение использования республиканской телекоммуникационной среды (включая существующие и разрабатываемые государственные и коммерческие сети и системы передачи данных) всеми пользователями на основе единого комплекса взаимосвязанных информационных технологий. Обеспечение координации работ по созданию информационных ресурсов
республиканского и федерального уровней. Создание государственной системы защиты информации от разрушения,
искажения и несанкционированного доступа. 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
В качестве основных направлений информатизации, по которым будут вестись работы, в Программе определены создание: современной телекоммуникационной инфраструктуры на основе каналов
связи различной природы; распределенных иерархических компьютерных сетей, объединяющих информационные системы федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, организаций и фирм; системы информационных ресурсов, построенных по технологии Интранет и включающих регистры, кадастры, банки данных федерального и
регионального уровней; комплексной системы информационной безопасности, предотвращающей угрозу разрушения системы, несанкционированного доступа к данным и распространение общественно опасной информации; развертывание региональных сетей передачи данных, взаимоувязанных
с межрегиональными и мировыми сетями; переход органов государственной власти и местного самоуправления на унифицированные электронные системы обмена информацией; построение отраслевых региональных информационных систем и ресурсов в архитектуре Интернет. В разделе 8 приводится перечень основных работ по информатизации Республики Мордовия на 1997-2000годы. 3.1. Развитие региональной телекоммуникационной
инфраструктуры.
Основные компоненты региональной телекоммуникационной инфраструктуры: центральный телекоммуникационный узел, обеспечивающий интеграцию информационных потоков и связь по магистральным каналам с российскими
и мировыми информационными ресурсами; городская информационная магистраль, объединяющая на основе высокоскоростных каналов информационные системы регионального уровня; региональная телекоммуникационная сеть, обеспечивающая массовое подключение пользователей на всей территории Республики Мордовия. Городская информационная магистраль столицы Республики Мордовия на основе системы выделенных высокоскоростных каналов: волоконно-оптическое кольцо, объединяющее комплексы передачи данных городских цифровых АТС; кабельная сеть в центральной части города на основе волоконно-оптических и коаксиальных каналов, объединяющая локальные сети органов власти, расположенных в правительственном квартале, по стандарту Ethernet; сеть передачи данных на основе радиооборудования, реализованного по схеме с центральным узлом и обеспечивающей подключение к магистрали удаленных информационных систем. Развитие городской информационной магистрали будет происходить в направлении расширения сети радиальных волоконно-оптических каналов, исходящих от кольца SDN, с подключением пользователей по протоколу АТМ. Региональная телекоммуникационная сеть будет обеспечивать массовое подключение пользователей на всей территории Республики Мордовия. В настоящее время акционерное общество "Связьинформ" производит модернизацию телекоммуникационной сети Республики Мордовия
с переходом на протоколы Х.25 и TCP/IP. По мере перевода городской телефонной сети на цифровые технологии будет решаться проблема организации массового доступа пользователей по коммутируемым телефонным каналам. Для организации эффективного доступа пользователей из районных центров на всех районных узлах связи будут устанавливаться маршрутизаторы, которые по внутризоновым выделенным телефонным каналам подключаются к центральному телекоммуникационному узлу. Это позволит организовать одновременный вход в сеть нескольких пользователей из района, как по коммутируемым, так и по выделенным местным телефонным линиям. 3.2. Создание информационных ресурсов. При формировании информационных ресурсов Республики Мордовия на базе технологии Интранет будут решаться следующие задачи: установление в локальных и глобальных телекоммуникационных сетях Республики Мордовия единого стандарта создания территориальных информационных ресурсов и системы доступа к разнородным банкам данных
и информационным ресурсам средствами Web-серверов с использованием универсальных Internet протоколов TCP/IP; создание эффективной территориальной системы сертификации информационных технологий и услуг, лицензирование информационной деятельности для обеспечения качества и достоверности информационных ресурсов; обеспечение функционирования комплексной системы защиты информационных ресурсов. Создание информационных кадастров:
кадастры природных ресурсов (земельный, лесной, водный, месторождений и проявлений полезных ископаемых, экологический, растительного мира, животного мира, рыбных ресурсов, особо охраняемых
природных территорий); кадастры недвижимости (инженерных сетей и коммуникаций, застройки
(жилые и нежилые помещения), транспортных магистралей, улично-дорожных сетей, строящихся объектов и объектов незавершенного строительства, градостроительный). Создание регистров юридических и физических лиц, административно-территориальных образований (населения (физических лиц), предприятий (юридических лиц), субъектов Российской Федерации, городских и сельских поселений, других территорий местного самоуправления). 3.3. Разработка автоматизированных информационных систем
Информатизация управления и реализации экономических реформ динамично меняющаяся социально-политическая и финансово-экономическая
ситуация требует от органов власти осуществления повседневной деятельности по анализу и оценке складывающейся ситуации во всех сферах и отраслях жизнедеятельности общества, принятию соответствующих нормативных и распорядительных актов и решений на республиканском уровне, доведению этих решений до исполнителей местных уровней управления, контроля полноты, точности и своевременности их исполнения. Информатизация управления и реализации экономических реформ предусматривает осуществление проектов информатизации на республиканском и местном уровнях, связанных с деятельностью: органов государственной власти и управления, включая Аппарат Главы Республики Мордовия, Государственного Собрания Республики Мордовия, Правительства Республики Мордовия, администраций городов и районов, правоохранительных органов; финансовых и банковских структур, налоговых и таможенных органов и служб; отраслевых комплексов народного хозяйства;
статистической информационной системы.
Особенностями проектов этой сферы является сложность их реализации, связанная, во-первых, с большим объемом многоаспектной информации от значительного количества источников, во-вторых, с повышенными требованиями к оперативности, достоверности, актуальности
и виду предоставления информации пользователям. Выполнение этих требований возможно за счет интеграции существующих и создаваемых систем ведомственного, республиканского и местного уровней, создания аналитических ситуационных центров для обобщения, анализа и предоставления информации пользователям на основе применения новейших средств информационных технологий. Самостоятельными задачами данного направления информатизации являются решение проблемы передачи и получения необходимой информации, а также разработка программно-реализуемых экономико-математических и логико-семантических моделей, описывающих происходящие или прогнозируемые процессы в реформируемой экономике. Предполагается реализация моделей в виде экспертных систем с применением методов эвристического программирования. Сложность и многомерность этой проблемы требует привлечения научного потенциала ученых-экономистов и
практиков-управленцев. Информатизация указанных процессов на основе единой научно-технической политики разработки и создания современных автоматизированных информационно-управленческих систем, аналитических
центров и банков данных обеспечит деятельность органов власти при решении проблем реформирования общества. С этой целью в Программе предусматривается проведение научно-исследовательских и поисковых работ, научно-технических семинаров в целях разработки концепции информатизации соответствующих
органов и структур. В рамках данного направления в качестве основных шагов первого этапа предусматривается разработка проектов и внедрение корпоративной
сети органов государственной власти и управления республики, а также ее компонентов - информационных систем отраслей и ведомств. 3.4. Районный уровень информатизации
Проекты и программные мероприятия данного направления работ по Программе обеспечивают информационную поддержку процессов социально-экономического развития городов и районов на основе разработки и широкого тиражирования типовых проектных решений по информатизации базовых объектов и процессов социальной сферы, сферы управления и реализации экономических реформ, создания инфраструктуры
информатизации территориальных опорных зон. В качестве основного подхода к информатизации в городах и районах
в Программе принят принцип выделения территориальных опорных зон, которые выбираются по согласованию с администрацией, исходя из уровня
развития информатизации конкретной территории, готовности объектов территориальных органов управления и кадрового состава специалистов разработчиков и пользователей к дальнейшему развитию информатизации. Информационная система района обеспечивает информационную поддержку органов власти местного самоуправления, связь с информационными системами предприятий и организаций на территории района и накопление достоверной и актуальной первичной информации для
использования в районных, республиканских и федеральных управляющих структурах. Назначение системы - это использование новейших информационных технологий, республиканских и местных информационных ресурсов для решения задач, стоящих перед органами власти местного управления. Сущность предложений по информатизации органов власти местного самоуправления заключается в объединении имеющегося в районах информационного задела в единое местное информационное пространство и
интеграция его в республиканское и федеральное информационное пространство на основе применения унифицированных и типовых решений, прошедших опытную эксплуатацию и рекомендованных к внедрению и распространению Республиканским центром информатизации. В процессе информатизации городов, районов республики существенное значение имеет создание пилотных проектов, подлежащих тиражированию после опытной эксплуатации в одном из городов или Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|