Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Мордовия от 12.12.2011 № 452 ПРАВИТЕЛЬСТВО
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2011 года N 452
г.Саранск
Утратило силу - Постановление
Правительства Республики Мордовия
от 16.09.2013 № 396
О Республиканской целевой
программе содействия занятости
населения Республики Мордовия
на 2012-2014 годы
(В редакции Постановления Правительства Республики Мордовия
от 22.10.2012 г. N 367; от 24.12.2012 № 480;
от 05.08.2013 № 313; от 16.09.2013 № 396;
от 11.11.2013 № 489; от 30.12.2013 № 588)
В целях содействия занятости населения и обеспечения защиты граждан на рынке труда республики Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу содействия занятости населения Республики Мордовия на 2012-2014 годы (далее - Программа). 2. Определить государственным заказчиком Программы Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения. 3. Министерству экономики Республики Мордовия и Министерству финансов Республики Мордовия при формировании проектов республиканского бюджета Республики Мордовия на соответствующие годы включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, ежегодно уточнять объемы ассигнований на ее реализацию. 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства - Министра торговли и предпринимательства Республики Мордовия В.В. Руженкова. 5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Председатель Правительства
Республики Мордовия В. Волков Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 12 декабря 2011 года N 452
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
НА 2012-2014 ГОДЫ
(В редакции Постановления Правительства Республики Мордовия
от 22.10.2012 г. N 367)
Паспорт
Республиканской целевой программы содействия занятости населения
Республики Мордовия на 2012-2014 годы
Наименование программы - Республиканская целевая программа содействия
занятости населения Республики Мордовия на
2012-2014 годы (далее - Программа)
Дата принятия решения о - распоряжение Правительства Республики
разработке Программы Мордовия от 12 сентября 2011 г. N 563-Р
(наименование и номер
соответствующего
нормативного акта)
Государственный - Государственный комитет Республики Мордовия
заказчик Программы по труду и занятости населения
Основной разработчик - Государственный комитет Республики Мордовия
Программы по труду и занятости населения
Цель Программы - создание условий для эффективного развития
рынка труда, рационально обеспечивающего
граждан соответствующей работой, а
работодателей необходимой рабочей силой;
повышение качества предоставляемых
государственных услуг в области содействия
занятости населения; обеспечение защиты от
безработицы, поддержание социальной
стабильности в обществе
Задачи Программы - повышение качества информирования населения
и работодателей по вопросам занятости;
обеспечение реализации системы мероприятий
по содействию занятости населения;
повышение конкурентоспособности безработных
граждан на рынке труда путем проведения
мероприятий по профессиональной ориентации,
профессиональному обучению, переподготовке и
социальной адаптации на рынке труда;
поддержка предпринимательской инициативы
граждан, содействие развитию их
способностей;
регулирование трудовой миграции;
способствование началу трудовой деятельности
и приобретению опыта работы выпускников
образовательных учреждений;
повышение конкурентоспособности на рынке
труда женщин в период отпуска по уходу за
ребенком до достижения им возраста трех лет
путем профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации;
обеспечение временной занятости женщин,
имеющих детей, на рабочие места,
организованные работодателем с применением
гибких форм занятости, включая надомный
труд;
обеспечение социальной поддержки безработных
граждан
Целевые показатели - уровень регистрируемой безработицы к 2014
году не более 1,2%;
коэффициент напряженности на рынке труда к
2014 году не более 1,3;
численность граждан, трудоустроенных при
содействии органов службы занятости
населения (2012 год - 21700 чел.; 2013 год -
21800 чел.; 2014 год - 21900 чел.);
доля трудоустроенных граждан в общей
численности граждан, обратившихся в органы
службы занятости с целью поиска подходящей
работы (2012 год - 71,0%; 2013 год - 72,0%;
2014 год - 73,0%)
Сроки и этапы - Программа предусматривает достижение цели в
реализации Программы течение 2012-2014 годов. С учетом того, что
в рамках Программы ежегодно решаются
аналогичные задачи, целесообразно отдельным
этапом реализации Программы определять
календарный год. По итогам года проводится
анализ эффективности реализации мероприятий,
расходования средств на основе оценки
основных целевых индикаторов и показателей,
а также определяются промежуточные
результаты реализации Программы
Перечень основных - мероприятия Программы сгруппированы в десять
мероприятий подразделов, характеризующих основные
направления содействия занятости населения:
1. Информирование населения и работодателей
о положении на рынке труда.
2. Содействие трудоустройству граждан,
ищущих работу, в том числе:
2.1. Организация ярмарок вакансий и учебных
рабочих мест.
2.2. Организация проведения оплачиваемых
общественных работ, включая организацию
общественных работ, временного
трудоустройства работников системообразующих
и градообразующих предприятий, находящихся
под угрозой увольнения, а также признанных в
установленном порядке безработными граждан и
граждан, ищущих работу, проживающих в
монопрофильных населенных пунктах с
напряженной ситуацией на рынке труда.
2.3. Содействие самозанятости безработных
граждан.
2.4. Содействие занятости граждан, особо
нуждающихся в социальной защите и
испытывающих трудности в поиске работы, в
том числе организация временного
трудоустройства.
3. Профессиональная ориентация населения.
4. Психологическая поддержка безработных
граждан.
5. Организация профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
безработных граждан.
6. Социальная адаптация безработных граждан
на рынке труда.
7. Регулирование внутренней и внешней
трудовой миграции.
8. Организация стажировки выпускников
образовательных учреждений в целях
приобретения ими опыта работы.
9. Организация профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
женщин в период отпуска по уходу за ребенком
до достижения им возраста трех лет.
10. Организация временного трудоустройства
женщин, имеющих детей, на рабочие места,
организованные работодателем с применением
гибких форм занятости, включая надомный
труд.
11. Оказание социальной поддержки
безработным гражданам
Объемы и источники - объем финансирования Программы на 2012-2014
финансирования годы составит 815753,6 тыс. рублей (2012 год
Программы - 274046,2 тыс. рублей, 2013 год - 268633,6
тыс. рублей, 2014 год - 273073,8 тыс.
рублей), в том числе:
средства республиканского бюджета Республики
Мордовия (в виде субвенций из федерального
бюджета на осуществление переданных
полномочий в области содействия занятости
населения) - 601468,1 тыс. рублей;
средства республиканского бюджета Республики
Мордовия - 157285,5 тыс. рублей;
средства внебюджетных источников - 57000,0
тыс. рублей
Ожидаемые конечные - реализация мероприятий Программы позволит
результаты реализации создать условия для позитивного развития
Программы ситуации на региональном рынке труда, окажет
положительное влияние на ситуацию с
занятостью населения в республике, позволит
снизить социальную напряженность на
локальных рынках труда, повысить
конкурентоспособность граждан на рынке труда
республики
Система организации - управление реализацией Программы
управления и контроль осуществляет Государственный комитет
за исполнением Республики Мордовия по труду и занятости
Программы населения.
Государственный комитет Республики Мордовия
по труду и занятости населения
ежеквартально, в срок до 20 числа месяца,
следующего за отчетным кварталом,
представляет в Правительство Республики
Мордовия и Министерство экономики Республики
Мордовия отчет о ходе реализации Программы.
Контроль за ходом исполнения Программы
осуществляет Правительство Республики
Мордовия.
РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ,
НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
Объективной причиной выработки новых подходов к реализации
государственной политики содействия занятости населения является
переход экономики Республики Мордовия на инновационный путь развития.
В соответствии с приоритетами развития Российской Федерации в
прогнозируемый период в республике предусматривается реализация
основных направлений: улучшение инвестиционного климата; модернизация
базовых отраслей; реализация перспективных инвестиционных проектов;
развитие инноваций, перспективных технологий (нанотехнологий,
биотехнологий, новых материалов);
улучшение условий для развития малого и среднего бизнеса,
снижение административных барьеров.
Реализация указанных направлений будет способствовать
перераспределению рабочей силы между секторами экономики, видами
экономической деятельности и сопровождаться сокращением неэффективных
рабочих мест и высвобождением работников. Реализация перспективных
инвестиционных проектов будет способствовать созданию новых рабочих
мест и возникновению новых профессий, сокращению оттока
квалифицированной рабочей силы в другие российские регионы.
Вместе с тем одним из сдерживающих факторов экономического
развития в среднесрочной перспективе может стать продолжение
сокращения совокупного предложения рабочей силы на рынке труда.
Под влиянием демографических факторов (превышение числа умерших
над числом родившихся) за счет снижения численности населения в
трудоспособном возрасте, а также за счет миграционного оттока в
течение 2012-2014 годов в республике ожидается сокращение численности
трудовых ресурсов. В 2014 году численность трудовых ресурсов составит
477,2 тыс. человек.
Усугублению проблемы дефицита трудовых ресурсов способствует
современное распределение производительных сил - концентрация спроса и
предложения в городском округе Саранск и Рузаевском муниципальном
районе.
Модернизация производства, расширение применения и развитие новых
наукоемких технологий приводит к изменению
профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда,
повышению требований работодателей к качеству рабочей силы.
В настоящий момент ощущается нехватка квалифицированных кадров по
отдельным профессиям и специальностям.
Между тем структура профессионального образования смещена в
пользу высшей школы. Доля лиц, имеющих высшее профессиональное
образование, в экономически активном населении с 2009 по 2011 год
возросла с 26,2 до 27,6 процента. Однако потребность работодателей в
специалистах с высшим профессиональным образованием ниже, чем
соответствующее предложение на рынке труда. Рынок образовательных
услуг не готов оперативно реагировать на изменение спроса, что не
позволяет решить проблему дефицита квалифицированных рабочих кадров и
ликвидировать диспропорцию спроса и предложения на рынке труда.
Негативное влияние на республиканский рынок труда оказывают также
такие факторы, как недостаточная информированность молодежи о
профессиях и специальностях, пользующихся спросом на рынке труда;
наличие значительной дифференциации в уровне оплаты труда между сферой
услуг и производственной сферой, бюджетным и внебюджетным сектором;
низкое качество рабочих мест в отдельных отраслях. Низкий уровень
оплаты труда привел к оттоку квалифицированных кадров в другие секторы
экономики, а также к снижению спроса на профессиональное образование
по низкооплачиваемым специальностям, то есть невозможности восполнить
кадровый дефицит в перспективе.
Усугублению проблемы дефицита трудовых ресурсов способствует
повышенная миграционная активность населения. За январь-август 2011
года миграционная убыль составила 1816 человек. Республика Мордовия
теряет своих постоянных жителей за счет межрегиональной миграции: в
другие регионы России убывает людей в 1,6 раза больше, чем приезжает в
республику.
Меры, принятые органами службы занятости населения Республики
Мордовия в рамках реализации мероприятий Республиканской целевой
программы содействия занятости населения Республики Мордовия на
2009-2011 годы, а также дополнительных мероприятий по снижению
напряженности на рынке труда позволили решить определенные задачи в
области занятости населения:
снизить численность безработных граждан, а также уровень общей и
регистрируемой безработицы;
подобрать работу или помочь открыть собственное дело 68,3 тыс.
граждан, ищущих работу;
повысить конкурентоспособность на рынке труда путем
профессионального обучения, повышения квалификации, переподготовки 7,8
тыс. человек;
организовать временное трудоустройство в свободное от учебы время
28,1 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
организовать оплачиваемые общественные работы для 27,7 тыс.
граждан.
Однако приоритетные задачи социально-экономического развития
республики потребовали модернизации механизмов реализации
государственной политики на рынке труда республики, внедрения
инновационных методов государственного регулирования в области
занятости населения.
Как показывает отечественный опыт, одним из наиболее эффективных
методов государственного регулирования рынка труда является
программно-целевой метод. Программно-целевой метод в реализации мер по
повышению гибкости рынка труда и обеспечению социально-трудовых прав и
гарантий доказал свою эффективность на республиканском уровне в
прошедшие годы.
Необходимость комплексного решения проблем занятости и
безработицы в рамках Программы обусловлена рядом объективных причин:
многообразием, сложностью и масштабностью задач по созданию
благоприятных условий для смягчения ситуации на республиканском рынке
труда;
необходимостью разработки и реализации комплекса мероприятий,
увязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и
исполнителям;
необходимостью выполнения в рамках Программы крупных по объему и
требующих длительных сроков реализации мероприятий.
Применение программно-целевого метода в решении задач в области
содействия занятости позволит:
обеспечить адресность, последовательность, преемственность и
контроль инвестирования государственных средств в сферу занятости
населения;
выявить основные направления и круг приоритетных субъектов
целевого инвестирования Программы;
минимизировать период безработицы;
увеличить объем ВРП за счет роста занятости населения в
экономике.
Программа является инструментом налаживания взаимодействия,
выработки общих подходов всех заинтересованных исполнительных органов
государственной власти Республики Мордовия к реализации эффективных
мер по социальной поддержке безработных и улучшению ситуации на
республиканском рынке труда.
Вероятными последствиями отказа от использования
программно-целевого метода при решении вопросов улучшения ситуации на
рынке труда могут стать:
несистемное решение стоящих задач в области занятости,
разрозненные усилия исполнительных органов государственной власти
республики, снижение их ответственности;
распыление средств бюджетов всех уровней, незначительное
привлечение средств внебюджетных источников для решения проблем
безработных и ищущих работу граждан;
повышение уровня регистрируемой безработицы, приближение его в
большинстве муниципальных районов республики к критической отметке;
ухудшение соотношения спроса и предложения рабочей силы, рост
напряженности на республиканском рынке труда;
увеличение проблемных социально-демографических групп среди
безработных: лиц со сниженной мотивацией к труду, длительно и ранее не
работавших, не имеющих профессионального образования, инвалидов,
выпускников профессиональных учебных заведений различных уровней и
т.д.;
снижение возможностей социальной адаптации для безработных
граждан;
отказ от превентивных мер по предупреждению безработицы, особенно
среди молодых людей, делающих профессиональный выбор.
Отказ от программно-целевого метода в решении проблемы занятости
населения, осуществления в необходимом объеме мероприятий не только
пассивной, но и активной политики занятости может привести к
увеличению уровня безработицы на 1-2 процентных пункта как на полном
рынке труда, так и в его регистрируемом секторе, росту социальной
напряженности, а также негативно скажется на развитии демографической
ситуации, поставит под угрозу выполнение показателей
социально-экономического развития республики.
Отсутствие комплексных, превентивных мер, системности
профориентационной работы и информационных услуг сделает невозможным
эффективное оказание государственных услуг клиентам службы занятости.
Отсутствие программно-целевого метода в реализации политики в
сфере занятости в интересах отдельных категорий граждан, испытывающих
трудности в поиске работы, не позволит обеспечить необходимый уровень
их социальной поддержки, оказания психологической, профориентационной
помощи. Особые опасения вызывает ситуация на сельском рынке труда:
решение проблем эффективного трудоустройства сельских жителей
невозможно без комплексного и системного подхода.
Отказ от использования программно-целевого метода также не
позволит обеспечить комплексное решение проблем молодежной занятости,
тогда как именно молодежный сегмент относится к одному из наиболее
сложных на республиканском рынке труда. Представляется проблематичным
обеспечить дальнейшее развитие различных форм занятости "трудных"
подростков, склонных к совершению противоправных действий и
представляющих реальную угрозу создания криминогенной обстановки в
летнее время.
Вероятными последствиями отказа от использования
программно-целевого метода при решении вопросов профессиональной и
трудовой адаптации может быть усиление таких негативных социальных
явлений, как нерациональное использование трудового потенциала
человеческих ресурсов, снижение или потеря квалификации рабочей силы,
обучение не востребованным рынком труда профессиям и специальностям,
усиление дисбаланса на рынке труда; снижение мобильности рабочей силы;
увеличение уровня бедности населения.
Таким образом, отказ от использования программно-целевого метода
неизбежно приведет к снижению темпов социально-экономического развития
республики.
Вместе с тем на процесс реализации Программы могут повлиять
внешние факторы, сложившиеся в обществе под воздействием
социально-экономических проблем, отражающихся на занятости населения.
В качестве основных факторов риска могут выступить:
общее замедление социально-экономического развития Российской
Федерации и Республики Мордовия;
существенное превышение прогнозируемого уровня инфляции, падение
роста производства, активизация процессов ликвидации и банкротства
предприятий, снижение доходов населения;
изменения законодательства, ухудшающие ситуацию в сфере занятости
населения и рынка труда по сравнению с действующим законодательством.
К числу наиболее значительных рисков можно отнести риск
бюджетного недофинансирования разработанной Программы.
Существует три варианта реализации Программы.
Первый вариант предусматривает финансирование Программы в полном
объеме, что позволит достичь запланированных целевых индикаторов и
показателей реализации Программы в 2012-2014 годах.
Второй вариант предусматривает реализацию Программы с уменьшенным
объемом финансирования (от 50 до 80% заявленного объема
финансирования).
Сокращение финансирования Программы приведет к снижению объемов
мероприятий активной политики занятости, ухудшению качества и
доступности государственных услуг по содействию занятости граждан.
Третий вариант предусматривает финансирование Программы в объеме
менее 50% запланированной суммы, что ставит под сомнение эффективность
реализации Программы.
При таком варианте необходимо сосредоточить финансирование на
наиболее результативных, но в то же время менее затратных
мероприятиях.
В перспективе риски могут снизить эффективность ранее
предпринимавшихся действий по улучшению ситуации на республиканском
рынке труда и повлечь увеличение расходов в будущем для достижения
современного уровня функционирования системы социальных гарантий в
сфере труда и занятости.
В целом уровень риска можно считать допустимым, что
свидетельствует о целесообразности и необходимости принятия Программы.
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ,
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
Особенности и прогнозируемые тенденции развития экономики
Республики Мордовия, а также ключевые проблемы республиканского рынка
труда обусловили основную цель Программы: создание условий для
эффективного развития рынка труда, рационально обеспечивающего граждан
соответствующей работой, а работодателей необходимой рабочей силой;
повышение качества предоставляемых государственных услуг в области
содействия занятости населения; обеспечение защиты от безработицы,
поддержание социальной стабильности в обществе.
Цель Программы базируется на основных положениях государственной
политики занятости, социальном партнерстве и координации усилий
органов власти и управления всех уровней, работодателей, способных
оказывать влияние на ситуацию с занятостью населения.
Для достижения поставленной в Программе цели необходимо решение
следующих задач:
обеспечение информирования населения и работодателей по вопросам
занятости;
обеспечение реализации системы мероприятий по содействию
занятости населения;
повышение конкурентоспособности безработных граждан на рынке
труда путем проведения мероприятий по профессиональной ориентации,
профессиональному обучению, переподготовке и социальной адаптации на
рынке труда;
поддержка предпринимательской инициативы граждан, содействие
развитию их способностей;
регулирование трудовой миграции;
способствование началу трудовой деятельности и приобретению опыта
работы выпускников образовательных учреждений;
повышение конкурентоспособности на рынке труда женщин в период
отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет путем
профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
обеспечение временной занятости женщин, имеющих детей, на рабочие
места, организованные работодателем с применением гибких форм
занятости, включая надомный труд;
обеспечение социальной поддержки безработных граждан.
Уровень достижения цели и решения задач, предусмотренных
Программой, выражается посредством системы количественных показателей,
отражающих конкретные результаты и эффект от реализации Программы.
Система показателей позволяет осуществлять мониторинг реализации
Программы по годам и оперативное внесение изменений. Показатели
основаны на государственном статистическом наблюдении.
Основные целевые индикаторы Программы к 2014 году:
непревышение уровня регистрируемой безработицы 1,2%;
непревышение коэффициента напряженности на рынке труда 1,3;
увеличение численности граждан, трудоустроенных при содействии
органов службы занятости, до 21900 человек;
повышение удельного веса трудоустроенных граждан в общей
численности граждан, обратившихся в органы службы занятости в поисках
работы, до 73 процентов.
Динамика основных показателей реализации Программы приведена в
приложении 1.
Программа рассчитана на период с 2012 по 2014 год.
Предусматривается реализация комплекса взаимосвязанных мероприятий по
содействию продуктивной занятости населения и защите от безработицы на
протяжении всего срока действия Программы, в связи с чем отдельные
этапы ее реализации не выделяются.
РАЗДЕЛ 3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Достижение цели и решение поставленных задач осуществляются через
мероприятия. Система программных мероприятий является совокупностью
организационных, информационных, научно-методических и правовых
действий на рынке труда, выполнение которых обеспечивает реализацию
Программы. Основу программных мероприятий составляет социальное
партнерство в сфере социально-трудовых отношений, в первую очередь с
работодателями на договорной основе.
Мероприятия Программы характеризуют основные направления
содействия занятости населения:
1. Информирование населения и работодателей о положении на рынке
труда.
2. Содействие трудоустройству граждан, ищущих работу, в том
числе:
2.1. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
2.2. Организация проведения оплачиваемых общественных работ,
включая организацию общественных работ, временного трудоустройства
работников системообразующих и градообразующих предприятий,
находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном
порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, проживающих в
монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке
труда.
2.3. Содействие самозанятости безработных граждан.
2.4. Содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной
защите и испытывающих трудности в поиске работы, в том числе
организация временного трудоустройства.
3. Профессиональная ориентация населения.
4. Психологическая поддержка безработных граждан.
5. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и
повышения квалификации безработных граждан.
6. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда.
7. Регулирование внутренней и внешней трудовой миграции.
8. Организация стажировки выпускников образовательных учреждений
в целях приобретения ими опыта работы.
9. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и
повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до
достижения им возраста трех лет.
10. Организация временного трудоустройства женщин, имеющих детей,
на рабочие места, организованные работодателем с применением гибких
форм занятости, включая надомный труд.
11. Оказание социальной поддержки безработным гражданам.
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении 2.
3.1. Информирование населения и работодателей
о положении на рынке труда
Потребность в информационных услугах остается устойчиво высокой,
что связано со стабильным движением рабочей силы, заинтересованной в
получении информации о возможности трудоустройства.
Реализация данного направления позволяет не только удовлетворять
информационные запросы потребителей, но и информировать все субъекты
рынка труда об изменениях этого рынка, об услугах и возможностях
службы занятости, о реализации намеченных планов и задач.
В республике действует информационная система службы занятости,
включающая информационные залы, консультационные пункты в центрах
занятости населения. Органы службы занятости населения активно
сотрудничают со средствами массовой информации, используют
Интернет-технологии, издают различную печатную продукцию для граждан,
ищущих работу, и работодателей.
Работа по информированию населения по вопросам занятости
осуществляется в соответствии с административными регламентами,
определяющими сроки и последовательность действий работников службы
занятости населения, а также содержит стандарты качества и
комфортности предоставления государственных услуг в области содействия
занятости населения.
Подраздел включает в себя следующие мероприятия:
информирование населения о ситуации на республиканском рынке
труда через средства массовой информации (пресса, радио, телевидение),
информационные залы и консультационные пункты центров занятости
населения;
разработка и издание типографским способом материалов
информационно-аналитического характера по всем основным направлениям
работы службы занятости населения;
организация проведения таких активных форм взаимодействия с
работодателями, как День работника кадровых служб, "круглый стол",
встречи, совещания.
Справочно-методические и информационные материалы будут
распространяться через центры занятости населения, а также
непосредственно направляться безработным и работодателям, участникам
ярмарок вакансий и других информационно-пропагандистских мероприятий,
которые проводятся центрами занятости населения. Предполагается, что
90% экономически активного населения будут получать информацию через
средства массовой информации, сеть Интернет, информацию, размещаемую
на стендах, а также печатную продукцию, издаваемую органами службы
занятости. При этом определенный круг лиц (15,0 тыс. человек) ежегодно
получит информацию непосредственно при личном обращении в учреждения
службы занятости населения.
Социальный эффект от реализации мероприятия:
повышение качества и доступности для населения государственных
услуг по информированию о положении на рынке труда;
увеличение численности занятого населения не менее чем на 10000
человек, так как из сложившейся практики каждый второй, получивший
информационные услуги, нашел работу (доходное занятие);
рост удельного веса граждан, обратившихся в службу занятости, по
отношению к экономически активному населению от 6 до 7 процентов;
обеспечение сокращения периода заполнения вакансий, заявленных в
учреждения службы занятости населения, на 0,3-0,5 месяца.
Общая сумма средств на реализацию мероприятий составит 1505,2
тыс. рублей (средства республиканского бюджета Республики Мордовия).
3.2. Содействие трудоустройству граждан, ищущих работу
Предполагается, что в 2012-2014 годах по вопросам трудоустройства
в органы службы занятости населения республики обратятся около 90,0
тыс. человек. Для обеспечения их занятости, а также для удовлетворения
потребности работодателей в рабочей силе предусматривается:
повышение эффективности системы формирования и использования
банка вакансий;
усиление взаимодействия службы занятости населения и
работодателей по таким направлениям, как:
предоставление работодателям базы данных о профессиональном
составе безработных граждан;
ведение банка высококвалифицированных специалистов и их
рекламирование;
подбор персонала для работодателей по заявленным требованиям с
использованием профориентационных методик.
3.2.1. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест
Ярмарки вакансий и учебных рабочих мест дают возможность
безработным и ищущим работу гражданам решить вопрос трудоустройства
при непосредственной встрече с руководителями кадровых служб, получить
информацию о вакансиях, о профессиональном обучении по новой
специальности, а также консультацию юриста и психолога. Ярмарки
вакансий помогают определиться в выборе новой профессии, сфере
деятельности, наиболее рациональном применении своих способностей и
возможностей.
Мероприятие реализуется путем:
подбора работодателей, имеющих свободные рабочие места, для
участия в ярмарках вакансий;
подбора учебных заведений, желающих провести презентацию
специальностей и профессий, по которым в них проводится обучение;
подготовки, издания информационных и методических материалов по
организации и проведению ярмарок вакансий, в том числе
специализированных, отраслевых;
рекламно-информационного оформления помещений для проведения
ярмарок вакансий.
В 2012-2014 годах намечается проведение 720 ярмарок вакансий и
учебных рабочих мест во всех муниципальных районах республики и
городском округе Саранск. Предусматривается проведение общих ярмарок
вакансий, носящих универсальный характер, отраслевых (для граждан,
ищущих работу и имеющих квалификацию, опыт работы в конкретной
отрасли), специализированных, направленных на решение проблем
занятости отдельных категорий населения (молодежи, женщин и инвалидов,
граждан, желающих работать на условиях дополнительной занятости,
гибкого, скользящего графика работы, неполного рабочего дня).
Социальный эффект от реализации мероприятия выразится в
сокращении периода заполнения вакансий, повышении уровня
трудоустройства, содействии трудоустройству не менее 3,0 тыс. человек.
Общая сумма средств на реализацию мероприятия составит 1402,1
тыс. рублей (средства республиканского бюджета Республики Мордовия).
3.2.2. Организация проведения оплачиваемых общественных
работ, включая организацию общественных работ, временного
трудоустройства работников системообразующих и
градообразующих предприятий, находящихся под угрозой
увольнения, а также признанных в установленном порядке
безработными граждан и граждан, ищущих работу, проживающих
в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией
на рынке труда
Несмотря на улучшение состояния экономики, обеспечение
постоянными рабочими местами трудоспособного населения республики
остается проблемным, особенно в сельской местности. В этой связи
важным резервом для трудоустройства населения являются временные
работы, среди которых оплачиваемые общественные работы занимают особое
место. Проведение общественных работ позволяет в более сжатые сроки
выполнять ремонтно-строительные и полевые работы, приводить в порядок
населенные пункты, подготавливать объекты жизнеобеспечения к зиме,
более качественно организовывать отдых и оздоровление детей и уход за
одинокими престарелыми гражданами, участниками Великой Отечественной
войны, проводить выборные и другие кампании.
На процессы, происходящие на рынке труда республики, большое
влияние оказывает ситуация на градообразующих предприятиях и в
населенных пунктах, имеющих монопрофильную структуру экономики.
К числу территорий, имеющих монопрофильную структуру экономики,
отнесено шесть населенных пунктов: поселки городского типа Атяшево,
Кадошкино, Комсомольский, Умет, Тургенево и город Рузаевка.
В этих населенных пунктах разработаны комплексные инвестиционные
планы, в рамках которых были обозначены ключевые инвестиционные
проекты на долгосрочную перспективу (2010-2020 годы) и представлен
перечень мероприятий по их выполнению.
Численность официально зарегистрированных безработных граждан в
монопрофильных населенных пунктах составила на 1 ноября 2011 г. 693
человека и снизилась с начала года на 167 человек, или на 19,4
процента.
Уровень регистрируемой безработицы варьируется от 1,1%
(п.г.т.Комсомольский Чамзинского района) до 2,9% (п.г.т.Умет
Зубово-Полянского района), среднереспубликанский уровень
регистрируемой безработицы - 1,2 процента. Коэффициент напряженности
(отношение безработных граждан на одну вакансию) по монопрофильным
населенным пунктам также варьируется от 0,3 до 5,3
(среднереспубликанский показатель - 1,2).
То есть, несмотря на улучшение положения на рынке труда в
монопрофильных пунктах, ситуация в некоторых из них отличается от
среднереспубликанской.
В случае усиления напряженности на рынке труда монопрофильных
населенных пунктов и возникновения угрозы увольнения работников
системообразующих и градообразующих предприятий Программой
предусматривается проведение общественных работ для работников
системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под
угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке
безработными граждан и граждан, ищущих работу, проживающих в
монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке
труда.
Развитие общественных работ имеет социальную значимость как для
предприятий, так и для самих безработных и будет являться смягчающим
фактором роста безработицы. В напряженной ситуации общественные работы
и другие виды временных работ будут востребованы и помогут людям
адаптироваться в нестабильной обстановке.
Мероприятие реализуется путем:
подготовки и принятия решений по организации оплачиваемых
общественных работ с указанием в них приоритетных видов, источников
финансирования, перечня предприятий и организаций, нуждающихся во
временных работниках, в том числе перечня системообразующих и
градообразующих предприятий, работники которых находятся под угрозой
увольнения;
оказания информационно-методической помощи органам местного
самоуправления, работодателям по вопросам проведения оплачиваемых
общественных работ и обеспечения временной занятости граждан;
информирования населения о возможностях и условиях проведения
оплачиваемых общественных работ;
заключения договоров с работодателями различных форм
собственности на организацию общественных работ, в том числе для
работников, находящихся под угрозой увольнения;
обеспечения материальной поддержки доходов безработных граждан,
принимающих участие в оплачиваемых общественных работах;
возмещения затрат работодателям на заработную плату гражданам,
принимающим участие в общественных работах (с учетом страховых взносов
в государственные внебюджетные фонды).
Численность участников общественных работ за 2012-2014 годы
составит 29,0 тыс. человек.
Работа по данному направлению будет проводиться при тесном
сотрудничестве с органами местного самоуправления и работодателями.
Социальный эффект от реализации мероприятия выразится в создании
не менее 29,0 тыс. временных рабочих мест для трудоустройства ищущих
работу граждан и безработных, повышении общего уровня трудоустройства
не менее чем на 6-7%, сохранении мотиваций к труду у граждан,
потерявших работу, а также сохранении занятости работников
системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под
угрозой увольнения, и граждан, проживающих в монопрофильных населенных
пунктах.
Общая сумма средств на реализацию мероприятия составит 62528,6
тыс. рублей, в том числе средства республиканского бюджета Республики
Мордовия - 26528,6 тыс. рублей, средства из внебюджетных источников -
36000,0 тыс. рублей.
3.2.3. Содействие самозанятости безработных граждан
Одним из наиболее реальных и перспективных вариантов смягчения
ситуации на рынке труда становится вовлечение граждан в сферу
предпринимательства, содействие их трудоустройству через
самозанятость. Такие мероприятия особенно незаменимы в условиях
сельской местности. Развитие малого бизнеса способствует
восстановлению и расширению социальной инфраструктуры сел, дает
возможность получения населением бытовых и других услуг
непосредственно в месте проживания.
Направления развития бизнеса, организованного безработными
гражданами, представлены достаточно разнообразно: животноводство,
растениеводство, услуги в области бытового, коммунального
обслуживания, организации покупки, продажи товаров и услуг, услуг
транспорта.
При организации собственного дела служба занятости может оказать
безработному гражданину финансовую помощь.
Мероприятие реализуется путем:
обеспечения взаимодействия с республиканскими структурами,
поддерживающими средний и малый бизнес, с целью расширения
номенклатуры и повышения эффективности организационно-консультационных
услуг, а также обеспечения необходимого качества
справочно-информационных материалов для безработных, желающих
организовать собственное дело;
предоставления организационно-информационных материалов и
консультационных услуг по организации предпринимательской деятельности
и самозанятости;
содействия в подготовке бизнес-планов безработным гражданам;
содействия безработным гражданам в получении навыков, необходимых
для осуществления предпринимательской деятельности, ведения
крестьянского (фермерского) хозяйства, реализации самозанятости у
индивидуальных предпринимателей, фермеров;
оказания финансовой помощи безработным гражданам на подготовку
документов, представляемых при государственной регистрации юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей, оплату государственной пошлины,
оплату нотариальных действий и услуг правового и технического
характера, приобретение бланочной документации, изготовление печатей,
штампов;
предоставления единовременной финансовой помощи гражданам,
признанным в установленном порядке безработными, и гражданам,
прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение
квалификации по направлению органов службы занятости, в случае их
регистрации в качестве юридического лица, индивидуального
предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства.
В 2012-2014 годах услуги в области малого предпринимательства
будут оказаны 1800 безработным гражданам.
Численность граждан, признанных в установленном порядке
безработными, и граждан, прошедших профессиональную подготовку,
переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы
занятости, получивших единовременную финансовую помощь в случае их
регистрации в качестве юридического лица, индивидуального
предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, ежегодно
составит 1068 человек.
Социальный эффект от реализации мероприятия выразится в создании
новых рабочих мест, снижении уровня регистрируемой безработицы на
0,01%, сокращении периода поиска работы.
Общая сумма средств на реализацию мероприятия составит 48416,7
тыс. рублей (средства республиканского бюджета Республики Мордовия).
3.2.4. Содействие занятости граждан, особо нуждающихся в
социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы
Одной из современных проблем в сфере занятости и на рынке труда
республики является низкая конкурентоспособность отдельных категорий
граждан. Трудоустройство молодежи, впервые вступающей в трудовые
отношения, инвалидов, лиц предпенсионного возраста, граждан, уволенных
с военной службы, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих
несовершеннолетних детей, остается сложным даже в условиях начавшегося
экономического роста. С одной стороны, растут требования безработных,
особенно молодежи, к условиям и оплате труда, в то же время
работодатели сохраняют дифференцированный подход при приеме на работу
в зависимости от возраста, трудового стажа и опыта работы, состояния
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|