Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Мордовия от 16.06.2014 № 275

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 16 июня 2014 года № 275

г. Саранск

 

 

Об утверждении Инвестиционной стратегии

Республики Мордовия до 2020 года

 

(В редакции Постановления Правительства Республики Мордовия

от 13.01.2017 № 6)

 

В целях повышения инвестиционной привлекательности Республики Мордовия, исполнения Указа Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности" и внедрения в Республике Мордовия Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата Правительство Республики Мордовия

 

постановляет:

 

1. Утвердить прилагаемую Инвестиционную стратегию Республики Мордовия до 2020 года.

2. Определить Министерство экономики Республики Мордовия уполномоченным органом по мониторингу реализации Инвестиционной стратегии Республики Мордовия до 2020 года.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Председатель Правительства

Республики Мордовия В. Сушков

 

 

 

Утверждена

постановлением Правительства

Республики Мордовия

от 16 июня 2014 года № 275

 

ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ДО 2020 ГОДА

 

(В редакции Постановления Правительства Республики Мордовия

от 13.01.2017 № 6)

 

1. Оценка стратегически значимых количественных и

качественных характеристик экономики региона,

доступных ресурсов ее развития

 

Экономический потенциал региона

Мордовия расположена в центре Европейской части России, входит в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории 26,1 тыс. км2.

На севере республика граничит с Нижегородской областью, на юге - с Пензенской, на западе - с Рязанской, на востоке - Ульяновской областью, на северо-востоке - с Чувашской Республикой.

Среднегодовая численность постоянного населения республики в 2013 году составляла 815,4 тыс. чел. (0,6% населения России), средний возраст которого - 40,7 лет, соответствует характеристикам наиболее трудоспособного состояния. Плотность населения - 31,3 человека на км2.

Административно-территориальная структура республики включает 22 муниципальных района, 1 городской округ, 17 городских и 347 сельских поселений. Доля городского населения составляет 61,0%, сельского - 39,0%. Административным центром республики является город Саранск с численностью населения 298,3 тыс. чел. К крупным городам относятся Рузаевка (46,8 тыс. чел.), Ковылкино (21,1 тыс. чел.), Краснослободск (9,8 тыс. чел.), Ардатов (9,1 тыс. чел.).

Республика Мордовия расположена в густонаселенном и хозяйственно освоенном центре России (рисунок 1).

Рисунок 1 - Население регионов, находящихся в 500 километровой зоне транспортной доступности, смотрите в оригинале документа.

В радиусе экономически выгодной доступности рынков сбыта большинства видов продукции (500 км от г. Саранска) расположено 10 субъектов Российской Федерации и проживает около 40 млн. чел. Удаление от г. Москвы составляет 642 км. Потребительский рынок в указанных зонах характеризуется достаточно высокой покупательной способностью населения. В 500 километровой зоне от Саранска уровень среднедушевых потребительских расходов находится пределах от 10 до 20 тысяч руб., что соответствует среднероссийскому уровню потребления.

Республика Мордовия является индустриально-аграрным регионом с кластерной структурой промышленного производства. В структуре ВРП республики основная доля добавленной стоимости создается на предприятиях промышленности - 25,7%, строительства - 12,1%, сельского и лесного хозяйства - 12,1%. Прирост среднедушевого ВРП в Республике Мордовия за последние 5 лет составил 11,5% (к 2013 году в ценах 2008 года).

Республики Мордовия активно осуществляет внешнеэкономическую деятельность, участниками которой являются более 60 стран мира. Экспортируются машиностроительная продукция (в том числе, подвижной состав и его комплектующие), алюминий, фанера и изделия из нее, резина, электрические машины и оборудование, черные металлы, продукты переработки овощей. Основными страны-партнеры республики: Германия, Италия, США, Нидерланды, Япония, Казахстан, Швейцария, Беларусь, Казахстан и др.

Позитивными предпосылками для наращивания производственного потенциала, повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивого развития региона являются использование преимуществ специализации экономики региона, создание привлекательных условий для развития бизнеса, организация новых рабочих мест, повышение комфорта и безопасности социальной среды.

 

Промышленный потенциал региона

К основным направлениям специализации промышлености региона относятся транспортное машиностроение (вагоностроение), электро- и светотехника, производство строительных материалов, пищевая промышленность. Республика достигла лидирующих позиций по объемам производства специализированных вагонов и цистерн (60% рынка России), светотехнической (30%) и кабельной продукции (10%), силовой электроники (10%), строительных материалов (8%).

Основной объем промышленной продукции в Республике Мордовия создается на предприятиях, производящих пищевые продукты, неметаллическую минеральную продукцию, электрооборудование, электронное и оптическое оборудование, транспортные средства и оборудование, машины и оборудование.

Кластерная структура промышленности республики позволяет аккумулировать и эффективно осваивать привлекаемые ресурсы в базовых отраслях производственной специализации региона. В Мордовии выделены и развиваются следующие кластеры:

- энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением;

- транспортное и сельскохозяйственное машиностроение;

- электротехника и приборостроение;

- агропромышленный кластер.

Базой роста промышленного потенциала Республики Мордовия являются предприятия, обеспеченные высокотехнологичными мощностями и производящие инновационную продукцию.

Существенным производственным потенциалом обладает агропромышленный комплекс республики, обеспечивающий потребности населения региона в продуктах питания и осуществляющий вывоз продовольствия в соседние регионы. Предприятия комплекса производят молоко, мясо скота и птицы, яйца, зерно, тепличную продукцию, масло- и сыродельную продукцию, кондитерские и другие продукты питания.

Научно-технический потенциал и система подготовки высококвалифицированных кадров

Научно-технический потенциал Республики Мордовия определяется концентрацией в республике крупных научно-исследовательских центров, опытных производств, учебных заведений.

В настоящее время в республике формируется уникальная кластерная структура инновационного развития. В структуре инновационного кластера ведущая роль принадлежит следующим организациям: АУ "Технопарк-Мордовия", национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, ООО "Центр нанотехнологий и наноматериалов Республики Мордовия", Бизнес-инкубатор Республики Мордовия, Республиканский центр одаренных детей, венчурным и иным фондам поддержки инновационного бизнеса.

В развитии научно-технического потенциала республики важную роль играет система образования.

Развитая сеть профессиональных образовательных учреждений всех уровней позволяет осуществлять подготовку кадров по всем отраслям экономики. Система образования Республики Мордовия представлена:

- 235 учреждениями дошкольного образования;

- 419 учреждениями общего образования;

- 22 учреждениями начального профессионального образования;

- 2 государственными высшими учебными заведениями;

- 1 негосударственным высшим учебным заведением;

- 35 государственными средними специальными учебными заведениями.

Начальное звено инновационной экономики региона - это Республиканский Лицей-Центр для одаренных детей. Задача этого образовательного учреждения - формирование кадрового потенциала в сфере высоких технологий. Лицеисты получают профильное образование и ежегодно занимают призовые места на международных олимпиадах по прикладным наукам.

На 10 000 жителей республики приходится 500 студентов, 10% обучающихся приезжают в республику из соседних субъектов России. Более 1000 студентов Мордовских вузов - граждане иностранных государств.

Развитие малого и среднего предпринимательства

В Республике Мордовия зарегистрировано 1269<1> средних и малых предприятий, на которых занято 48,4 тыс. человек или 11% экономически активного населения региона.

К наиболее распространенным видам экономической деятельности среди субъектов среднего предпринимательства относятся сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (35,5% от общего количества средних предприятий), строительство (19,0%), обрабатывающие производства (17,4%). Малые предприятия республики занимаются преимущественно оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств и бытовых изделий (24,5% от общего количества малых предприятий), операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (19,6%), строительством (16,1%).

В Республике Мордовия созданы необходимые условия, позволяющие поддерживать стабильность функционирования организаций среднего и малого бизнеса. Финансовая поддержка оказывается в формах поручительств по банковским кредитам, субсидирования части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам и лизингу, выдачи микрозаймов. Создана инфраструктура финансовой поддержки субъектов предпринимательства, включающая АУ "Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия", НО "Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия", АУ "Региональный центр микрофинансирования Республики Мордовия", ООО "Дом малого бизнеса", ООО "СМП", ГУП Республики Мордовия "Развитие села", НО "Фонд поддержки предпринимательства Республики Мордовия".

Оказанием организационной, консультативной, информационной, юридической помощи малому бизнесу в республике занимаются ООО "Инновационно-технологический центр Республики Мордовия", ГКУ "Бизнес-инкубатор Республики Мордовия", ООО "Бизнес-центр", а также информационно-правовые центры поддержки малого предпринимательства в муниципальных районах республики. В Республике действуют Совет предпринимателей при Главе Республики Мордовия и 4 общественных объединения предпринимателей.

_________________

<1>Без микропредприятий

 

Потребительский рынок

В последние пять лет в Республике Мордовия наблюдается устойчивый рост доходов населения. Среднедушевые денежные доходы населения в регионе составили в 2013 году 14,3 тыс. руб. Рост доходов населения республики способствует сокращению удельного веса численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (18,3% в 2012 году).

Рост доходов населения обеспечивает предпосылки для развития отраслей и сфер потребительского рынка. В Республике Мордовия динамично развивается сфера торговли. Объем розничного товарооборота во всех каналах реализации в 2013 году составил 63943,6 млн. рублей, или 78100,0 рублей на душу населения. На территории республики функционирует 4617 торговых точек, из них 1346 продовольственных, 1581 - непродовольственных, 1369 смешанных магазинов, а также 335 нестационарных торговых объектов, а также 8 розничных рынков, из которых семь универсального типа и один, специализирующийся на продаже продовольственных товаров. Обеспеченность покупателей торговой площадью составляет 405,1 м2 на 1000 жителей.

Основная доля оптового товарооборота в республике (62%) формируется крупными и средними организациями оптовой торговли. Оборот оптовой торговли в 2012 г. в фактически действовавших ценах составил 56258,4 млн. рублей.

В Республике Мордовия развивается сфера общественного питания. В 2012 году оборот общественного питания составил 2121,4 млн. рублей, в расчете на душу населения - 2580,8 рублей.

 

Финансовый сектор

Инфраструктура финансового рынка Республики Мордовия включает в себя:

- 4 региональных банка, имеющих 5 филиалов, из которых 4 расположены за ее пределами.

- 8 филиалов банков, головные офисы которых расположены в других регионах 134 дополнительных офиса, 143 операционные кассы вне кассового узла, 6 кредитно-кассовых офисов, 15 операционных офисов и 2 представительства иногородних кредитных организаций.

- более 40 филиалов иногородних страховых компаний;

- 10 профессиональных участников на рынке ценных бумаг;

- филиалы негосударственных пенсионных фондов других регионов Российской Федерации.

Финансовая инфраструктура республики развивается, отмечаются положительные тенденции к расширению банковского сектора, увеличивается общее число пунктов банковского обслуживания, растет филиальная сеть страховых организаций, улучшается качество предоставления финансовых услуг.

Доля кредитов банков в источниках финансирования инвестиций в 2012 году составила 11,9%.

 

Строительство

Предприятиями строительной отрасли республики производятся работы по сооружению промышленных и социальных объектов, дорожно-строительные работы, прокладка газовых, водопроводных и электрических сетей, линий связи. В строительной отрасли региона действуют более 1140 строительных организаций, в которых занято 7,7% от общей численности занятых в экономике.

В республике создана собственная индустрия строительных материалов, специализирующая на производстве цемента, асбестоцементных и железобетонных изделий и конструкций, стеновых и теплоизоляционных материалов, пользующихся спросом на российском рынке и в странах СНГ. Выпускаются и используются в строительстве высококачественные энергоэффективные материалы: ячеистый бетон, трехслойные стеновые панели, теплоизоляционные материалы из минерального сырья, пенополистирол, стеновые и кровельные "сэндвич"-панели, оконные и дверные блоки со стеклопакетами из ПВХ и алюминиевого профиля. Применяются произведенные в регионе сухие строительные смеси, металлочерепица и профиль, сайдинги, тротуарные и облицовочные плитки, фиброцемент, изделия из стеклокомпозита, гипсокартона.

За последние пять лет, строительными организациями проведены работы по сооружению и вводу в эксплуатацию 5305 зданий жилого и 769 нежилого назначения, общей площадью 2673,1 тыс. м2. Построены объекты производственной и коммунальной инфраструктуры: 418,8 км автодорог с твердым покрытием, 257,7 км газовых сетей, 334,9 км водопроводных и 16,6 км канализационных сетей.

Активно строились объекты социальной инфраструктуры. Возведены больничные учреждения общей мощностью на 730 коек, амбулаторно-поликлинические учреждения - на 1390 посещений в смену, общеобразовательные школы - на 848 ученических мест, театры - на 1033 места, стадионы - на 5438 мест, торгово-развлекательные центры общей площадью 12,0 тыс. м2.

Дальнейшее развитие строительной отрасли в республике, увеличение объемов и качества строительных работ требуют привлечения инвестиций на комплексное технологическое перевооружение строительных организаций, реализацию проектов кооперации региональных предприятий, решение проблем энергоемкости строительных работ, повышение квалификации управленческих и рабочих кадров, снижение аварийности работ и улучшение условий труда.

 

Инженерная и жилищно-коммунальная инфраструктура

Республика Мордовия оснащена объектами инженерной инфраструктуры. Современный инженерный и коммунальный комплекс включает 0,8 тыс. км тепловых, 3,6 тыс. км водопроводных, 0,84 тыс. км канализационных, 11,1 тыс. км газовых сетей, отопительные котельные, водозаборы, очистные сооружения канализации и другие объекты, предназначенные для производства и поставки коммунальных услуг потребителям.

В жилищно-коммунальном хозяйстве работает 9 тыс. человек. Объем оказанных населению платных жилищных и коммунальных услуг в 2008-2012 гг. возрос в 2,0 раза и достиг 7071,9 млн. руб., что соответствует 8604 руб. на душу населения. Тем не менее техническое состояние объектов коммунальной инженерной инфраструктуры остается неудовлетворительным в связи с высоким уровнем их износа. По состоянию на 01.01.2012 года в замене нуждаются более 44% водопроводных, 57% канализационных, 17% тепловых и паровых сетей, что потребует значительных капитальных вложений.

Работа по модернизации и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства в республике проводится с привлечением средств частных инвесторов на условиях государственно-частного партнерства.

 

Доступность энергетических ресурсов

Энергосистема Республики Мордовия входит в Объединенную энергосистему Средней Волги. Охватывая территорию региона, она имеет связи со смежными энергосистемами Нижегородской, Пензенской, Ульяновской, Рязанской областей и Чувашской Республики. Общая генерирующая мощность энергосистемы составляет 437 МВт, протяженность электрических сетей - 4,0 тыс. км.

Производственные и социальные объекты полностью оснащены приборами учета энергоресурсов. Внедряется автоматизированная система коммерческого учета потребления энергоресурсов.

Республика Мордовия является энергодефицитным регионом. В 2012 году было потреблено 3412 млн. кВтч электроэнергии, произведено - 1652 млн. кВтч. Дефицит составил 51,6%, или 1760 млн. кВтч. За период с 2008 по 2012 год недостаток выработки электрической энергии в регионе возрос в 1,8 раза.

Нарастание дефицита энергоресурсов в 2008-2012 гг. было вызвано существенным - в 1,4 раза, ростом потребления электричества в республике при недостаточном увеличении (в 1,1 раза) и нестабильной динамике выработки электроэнергии. Недостаток собственного производства электроэнергии в республике сопровождался увеличением ее приобретения из энергосистем соседних регионов.

Современное состояние энергетического комплекса характеризуется высокой степенью износа основных фондов, что повышает риски энергобезопасности региона. Наиболее изношенными видами основных производственных средств являются трансформаторное оборудование и коммутационные аппараты (износ свыше 85%), высоковольтные линии электропередач (около 80%).

Решение этих задач требует значительного инвестирования средств в развитие энергосистемы республики.

 

Транспортно-телекоммуникационная инфраструктура

Республика Мордовии имеет достаточно развитую базовую транспортную инфраструктуру. По территории республики проходят железнодорожные, трубопроводные и автомобильные магистрали. Региональная транспортная система Мордовии в настоящее время имеет структуру моноцентрического типа, основанную на развитии транспортных узлов и коридоров федерального, межрегионального и регионального значения.

Регион располагает сетью железных дорог общего пользования, их эксплуатационная длина - 544 км, из них электрифицировано более 60%. По железным дорогам Республики Мордовия осуществляются транспортные связи Центра и Юга России с регионами Поволжья, с Южным Уралом, Сибирью, Казахстаном, Средней Азией, Дальним Востоком. Куйбышевская железная дорога, проходящая по территории республики обеспечивает потребность в межрегиональных пассажиро- и грузоперевозках высокой интенсивности.

По территории республики проходит 12,6 тыс. км автомобильных дорог, из них 6,7 тыс. км (52,8%) с твердым покрытием. Из общей протяженности автодорог 392 км - федеральные (М-5 "Урал" Москва - Самара - Уфа - Челябинск, 1Р-158 Нижний Новгород - Арзамас - Пенза - Саратов). По доле автодорог с усовершенствованным покрытием республика занимает 17-е место в России. Автомобильным транспортом в 2008-2012 гг. перевезено 27,4 млн. тонн грузов и 182,5 млн. пассажиров.

Авиационный транспорт в республике представлен компанией ОАО "Авиалинии Мордовии", осуществляющей перевозки грузов на внутренних (федеральных) воздушных линиях России. Аэропорт Саранск принимает самолеты грузоподъемностью до 100 тонн.

В республике формируется информационное общество. 82,2% организаций имеют выход в глобальные информационные сети, 58,4% - широкополосный доступ в Интернет, 64,0% - используют электронный документооборот, 59,4% - проводят финансовые расчеты в электронной форме. В регионе действуют 22 станции сети NG№ и 2 325 узлов широкополосного доступа в Интернет. Цифровыми каналами связи по оптоволоконным линиям и цифровым телевещанием обеспечены не только города, но и все муниципальные районы республики.

Современная информационно-коммуникационная инфраструктуры в Республике Мордовия создает благоприятные предпосылки для развития экономики региона и повышение качества жизни населения. Несмотря на положительную динамику в развитии связи требуется дальнейшее совершенствование услуг связи и расширение информационно-коммуникационного пространства, что потребует инвестиций на улучшение технологий и поддержание качества услуг связи на мировом уровне, доступность современных видов связи и ресурсов сети Интернет в любой точке территории региона, подключение к информационному пространству всех организаций и граждан, защиту данных, информатизацию всех сфер экономической и социальной жизни республики.

 

Физическая культура, спорт

Республика Мордовия является одним из регионов-лидеров Российской Федерации в области организации массового спорта и спорта высших спортивных достижений. Сфера физической культуры и спорта представлена 1938 различными спортивными сооружениями. В республике построено около 100 объектов (в том числе многофункциональные залы, возведенные в районных центрах, стадионы, ледовые дворцы, бассейны). Некоторые из спортивных объектов не имеют аналогов в мире (республиканский лыжно-биатлонный комплекс, Центр по велоспорту-ВМХ). В городе Саранск построены крупный спортивный комплекс "Мордовия", Ледовый дворец и Дворец водных видов спорта.

Столица Республики Мордовия - город Саранск - выбрана в качестве одного из городов-организаторов Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России. В рамках подготовки к Чемпионату предстоит создать единую современную инфраструктуру, включающую в себя спортивные и культурно-развлекательные комплексы, новые дороги и транспортные развязки, благоустроенные парковые зоны, комфортные и безопасные места для пребывания гостей и участников Чемпионата, построить стадион, соответствующий международным требованиям, что потребует значительных инвестиционных вложений.

 

Минерально-сырьевые ресурсы

В сравнении с соседними регионами потенциал минерально-сырьевых ресурсов Мордовии незначителен. На ее территории нет крупных, стратегически важных месторождений полезных ископаемых.

Минерально-сырьевая база Республики Мордовия включает в себя следующие виды полезных ископаемых: различные виды глины, суглинки, диатомиты для производства теплоизоляционных материалов; пески для бетона; пески для силикатных изделий; камни строительные; карбонатные породы для строительной извести; мел, мергели для цемента; сырье для минеральных красок. В республике открыты и используются 120 месторождений сырья для производства строительных материалов. Разрабатываются месторождения легкоплавких глин, суглинков и супесей для производства кирпича и черепицы, величина балансовых запасов которых оценивается в 50 млн. м3. Обнаружено 15 глинопроявлений с прогнозными запасами около 132 млн. м3. Разведано 8 месторождений, открыты 6 перспективных участков глин и суглинков для производства керамзитовых изделий с объемом залежей в 12,5 млн. м3 и 26,0 млн. м³ соответственно. Общие запасы песков для бетона, силикатных изделий, строительных, штукатурно-кладочных растворов оцениваются в 150 млн. м3.

Объем запасов стекольных формовочных песков, используемых для производства светотехнической продукции, оценивается в 2,3 млн. м³. Разведаны 12,7 млн. м3 строительного камня - доломитов и известняков, найдено 5 участков песчаников объемом 4,4 млн. м³.

Одним из главных богатств недр республики является цементное сырье. Запасы мергельно-меловых пород и опоки (357,6 и 156,2 млн. м3 соответственно) Балансовые запасы диатомита оцениваются в 6,6 млн. м3.

На территории Республики Мордовии имеются 530 месторождений торфа общей площадью 19,6 тыс. га, запасы которого оцениваются в 35,8 млн. тонн.

Собственная минерально-ресурсная база покрывает потребности республики в сырье для развития строительной индустрии.

 

Земельно-почвенные ресурсы

Одним из главных природных богатств Республики Мордовия являются плодородные почвы. В земельном фонде региона площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 1656,7 тыс. га., или 63,4%, из них пашня 65,5%, сенокосы и пастбища - 30,1%. Посевная площадь сельскохозяйственных культур составляет 720 тыс. га.

Около 37% сельхозугодий региона расположены на среднеплодородных серых почвах, 35% - на выщелоченных и оподзоленных плодородных черноземах, 11% - на высокопроизводительных аллювиальных пойменных почвах. Такая структура почвенного покрова позволяет успешно выращивать различные зерновые, овощебахчевые и технические культуры, кормовые травы, развивать мясное и молочное скотоводство.

 

Биоклиматические ресурсы

Природно-климатические условия Республики Мордовия определяются умеренно-континентальным климатом с теплым летом и холодной морозной зимой. Средняя годовая температура воздуха составляет +4,1... +4,4 °С. В зимний период она варьируется в пределах от -11,1 до -11,6 °С, в летний - от +18,7 до +19,1 °С. Среднее годовое количество атмосферных осадков достигает 550 мм, относительная влажность воздуха - 75-76%. Период активной вегетации растений длится с начала мая по конец сентября и насчитывает в среднем 145 дней.

Одним из важнейших ресурсов Республики Мордовия являются леса. По состоянию на начало 2013 года общая площадь лесов республики составила 725,9 тыс. га, или 27,8% территории региона, из которых 657,4 тыс. га находятся на землях лесного фонда, 68,5 тыс. га - в пределах охраняемых природных территорий Государственный национальный природный парк "Смольный" и Мордовский государственный природный заповедник им. П.Г. Смидовича. В среднем показатель лесистости составляет 27%. Доминируют мягколиственные породы, на долю которых приходится 54,6% площади лесов. Хвойные породы занимают 30,8% площади лесофонда.

Недревесные ресурсы лесов Мордовии довольно богаты и представлены большим количеством пищевых, лекарственных, кормовых, медоносных, декоративных видов растений и грибов. Растительность Мордовии служит источниками различного технического сырья: дубильных, красильных веществ, эфирных масел, смол, а также материалами для народных художественных промыслов.

Разнообразие биологических ресурсов Республики Мордовия создает благоприятные условия для развития рекреационной деятельности, включая организацию досуга и отдыха, проведение спортивно-туристических мероприятий, что требует инвестиций в развитие инфраструктуры.

 

Человеческие ресурсы

Человеческий капитал является наиболее ценным активом, обеспечивающим конкурентоспособность территории.

По индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП), рассчитанному в "Докладе о развитии человеческого потенциала в регионах Российской Федерации на 2013" в рамках Программы развития ООН Республика Мордовия занимает 49 место среди регионов РФ, а по индексу образования занимает достаточно высокую позицию (0,911).

Проблемной областью в развитии человеческих ресурсов является сокращение совокупного предложения рабочей силы на рынке труда и несоответствие профессиональной структуры безработных структуре спроса на рабочую силу. В связи с этим, решение имеющихся проблем потребует не только увеличения инвестиционных ресурсов, но и их переориентации на повышение качества человеческого капитала и соответствия потребностям региона.

 

Рекреационные и историко-культурные туристические ресурсы

Важнейшей составляющей рекреационного потенциала Республики Мордовия являются природные условия, благоприятная экологическая ситуация, а также уникальные естественные объекты и особо охраняемые природные территории. На территории республики выделены рекреационные районы, каждый из которых обладает специфическими природными, экологическими и социально-значимыми характеристиками.

Культурные ресурсы региона включают 859 охраняемых памятников архитектуры и истории, из которых 122 - памятники архитектуры и градостроительства, 70 - памятники археологии, 553 - памятники истории, 114 - памятники искусства. Статус памятников федерального значения имеют 48 объектов. В Республике Мордовия действуют пять театров. 83 историко-культурных объекта требуют реставрации.

На территории республики находятся более 300 православных храмов, 13 монастырей, 8 монастырских подворий. Шесть городов республики входят в перечень исторических городов России - это Саранск, Ардатов, Инсар, Краснослободск, Рузаевка, Темников.

Музей мордовской народной культуры включен в туристические маршруты общероссийских туристических фирм. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи принимает участие в проекте "Большое Золотое кольцо России". Большой интерес у гостей Мордовии вызывает посещение этнографического музея "Крестьянская усадьба" в селе Старая Теризморга.

Поддержание существующих и строительство новых объектов культуры и туризма требуют значительных инвестиций.

 

2. Общие положения и область применения Стратегии

 

2.1 Видение, миссия, цели и задачи Стратегии

Видение:

Республика Мордовия - регион инновационного развития и устойчивого роста.

 

Миссия инвестиционной стратегии Республики Мордовия - создание предпосылок для устойчивого развития посредством формирования благоприятного инвестиционного климата и повышения инновационной активности в регионе.

Основными целями Инвестиционной стратегии являются:

- повышение инвестиционной привлекательности региона, как для отечественных, так и зарубежных инвесторов;

- рост инвестиционной активности в регионе за счет внутренних и внешних инвестиционных ресурсов;

- развитие инновационных кластеров и повышение конкурентоспособности существующих отраслей на основе эффективного использования мобилизованных инвестиционных ресурсов;

- развитие человеческого потенциала региона, рост уровня и качества жизни населения;

- устойчивое развитие территорий Республики Мордовия.

Система целей и задач Инвестиционной стратегии Республики Мордовия представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 - Система целей и задач Инвестиционной стратегии Республики Мордовия

 

№ п/п

Цели

Задачи

1

Повышение инвестиционной привлекательности региона для отечественных и зарубежных инвесторов

- ликвидация административных барьеров для развития;

- обеспечение инвесторов доступной инфраструктурой для размещения производственных и иных объектов;

- совершенствование системы финансово-имущественной, организационной и информационно-методической государственной поддержки инвестиций;

- развитие имиджевой политики региона, создание системы регионального брендинга

2

Рост инвестиционной активности в регионе за счет внутренних и внешних инвестиционных ресурсов

- развитие государственно-частного партнерства;

- привлечение средств институтов развития федерального и международного уровня;

- создание и развитие особых экономических зон и индустриальных парков;

- развитие межрегиональной кооперации;

- привлечение средств федерального бюджета с целью создания современной инфраструктуры (в рамках подготовки к проведению крупных международных мероприятий)

3

Развитие инновационных кластеров и повышение конкурентоспособности существующих отраслей на основе эффективного использования мобилизованных инвестиционных ресурсов

- увеличение доли инновационных предприятий;

- модернизация действующих предприятий на инновационной основе;

- активное вовлечение региональной научно-образовательной сферы в формирование и реализацию инвестиционных проектов;

- развитие конкурентной среды в регионе;

- создание новых конкурентоспособных производств в привлекательных сегментах кластеров;

- поддержка экспортоориентированных отраслей и производств;

- развитие малого и среднего предпринимательства

4

Развитие человеческого потенциала региона, рост уровня и качества жизни населения

- формирование условий для преумножения человеческого потенциала и его закрепления на территории региона;

- повышение доступности основных социальных благ для всех категорий населения, в том числе строительства качественного жилья и повышение качества жилищно-коммунальных услуг;

- формирование благоприятной институциональной среды для реализации экономически и социально эффективной политики в сфере труда и занятости;

- повышение качества человеческого капитала, подготовка трудовых ресурсов для реализации ключевых инвестиционных проектов развития экономики Республики Мордовия;

- создание эффективных механизмов профессиональной подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями высокотехнологичных и инновационных производств

5

Устойчивое развитие территорий Республики Мордовия

- повышение эффективности использования комплексного потенциала территорий Республики Мордовия;

- повышение инфраструктурной обеспеченности территорий;

- сглаживание диспропорций экономического и социального развития территорий Республики Мордовия, в том числе создание территорий опережающего социально-экономического развития;

- обеспечение рационального природопользования и благоприятного состояния окружающей среды

 

2.2 Прогнозный сценарий развития экономики

Республики Мордовия до 2020 года

 

Инвестиционная стратегия направлена на повышение инвестиционной привлекательности региона и обеспечение его устойчивого социально-экономического развития. При разработке Инвестиционной стратегии были учтены факторы, влияющие на социально-экономическое развитие Республики Мордовия в 2013-2020 годах (рисунок 4).

Рисунок 4 - Факторы, оказывающие воздействие на социально-экономическое развитие Республики Мордовия, смотрите в оригинале документ.

Существенное влияние на социально-экономическое развитие региона в 2013-2020 годах будут оказывать такие факторы как, рост внутреннего рынка страны, вступление России в ВТО, изменение структуры базовых секторов экономики региона под воздействием экономической модернизации и глобальной конкуренции.

Таблица 2 - Прогноз динамики основных макроэкономических показателей Республики Мордовия в 2014-2020 годах


Показатель

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

ВРП, млн. руб. в текущих ценах

142472,3

162183,9

186640,3

215787,6

247977,7

284971,0

379782,3

434806,7

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования

53698,7

61688,2

71123,3

82300,3

97122,8

115452,6

176989,8

200525,5

 

Объем инвестиций в основной капитал, за исключением бюджетных средств, млн. руб

44501,2

50607,3

58241,2

67393,8

79459,7

94286,1

131876,6

151380,7

Индекс потребительских цен, % к предыдущему году

107,1

105,4

104,9

104,9

104,8

104,7

104,6

104,5

Индекс физического объема ВРП, % к предыдущему году в сопоставимых ценах

105,4

109,8

110,0

107,9

107,5

107,4

107,4

107,4

Инвестиции в основной капитал, % к предыдущему году

102,8

109,2

109,7

110,1

108,8

108,6

108,5

107,8

Производительность труда, % к предыдущему году

110,5

111,0

111,5

108,2

108,4

108,3

108,3

108,3

Расходы и сбережения, % к предыдущему году в сопоставимых ценах

105,2

106,3

106,8

106,8

106,9

107,0

107,1

107,2


2.3 Определение конкурентных позиций Республики

Мордовия для привлечения инвестиций

Конкурентоспособность экономики

Республики Мордовия

 

1. Мордовия - это территория устойчивого и планомерного экономического развития.

Стратегия экономического развития Мордовии, главным образом, направлена на повышение конкурентоспособности и кластерное развитие производств. В целом, за 2001-2013 годы наблюдался рост основных социально-экономических показателей:

- валовой региональный продукт - в 2 раза;

- промышленное производство - в 3,3 раза;

- инвестиции в основной капитал - в 4,1 раза

- валовая продукция сельского хозяйства - в 1,4 раза;

- объем работ по виду деятельности "Строительство" - в 3 раза;

- оборот розничной торговли - в 2,5 раза;

- внешнеторговый оборот - в 8 раз, в т. ч. экспорт - в 10 раз, импорт - в 6,6 раза.

Республика входит в число лидеров по росту индекса валового регионального продукта, и занимает 1-е место среди субъектов Приволжского федерального округа по данному показателю.

Промышленность Мордовии имеет кластерную структуру.

Республика Мордовия осуществляет широкую внешнеэкономическую деятельность: ее участниками является более 60 стран мира, среди которых Германия, Италия, США, Нидерланды, Беларусь, Казахстан и др.

2. Мордовия - регион со значительным научно-исследовательским потенциалом.

Научно-исследовательский потенциал Мордовии - это 11 Высших учебных заведений и их филиалов. На 10 000 жителей республики приходится около 500 студентов, 10% обучающихся приезжают в республику из соседних субъектов России. Более 1000 студентов Мордовских вузов - граждане иностранных государств. Один из крупнейших ВУЗов России, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, является признанным центром подготовки научных и педагогических кадров для всей страны: здесь функционируют 14 докторских диссертационных совета по 72 специальностям. В 2010 году университету официально установлена категория "национальный исследовательский университет".

3. Мордовия - регион инновационных кластеров.

Инновации - это один из основных приоритетов развития современной экономики Мордовии. В 2012 году в регионе был создан Федеральный Технопарк в сфере высоких технологий. Его основная задача - организация полного инновационного цикла экономики Мордовии. Технопарк объединяет существующую инновационную инфраструктуру и предприятия Республики Мордовия в единый механизм, создает дополнительные стимулы для развития малого и среднего бизнеса, включая малые научные предприятия при вузах и НИИ. Его специализация - это: светотехника и оптоволокно, полупроводниковая элементная база, оптоэлектроника и кабели, нанотехнологии и наноматериалы, биотехнологии, энергосберегающие осветительные приборы, IT-технологии. (Добавить информацию по инжиниринговому центру, центр проектирования инновации и кластерам)

4. Мордовия - регион с привлекательным инвестиционным климатом.

Инвестиционная политика Мордовии основывается на принципах поддержки инвесторов и обеспечения взаимовыгодного и комфортного партнерства. О благоприятном инвестиционном климате республики свидетельствует то, что город Саранск занял 2-е место по показателям легкости ведения бизнеса в рейтинге субнационального исследования Всемирного банка "Ведение бизнеса в России - 2012" (Doing Business-2012).

Основными мерами поддержки инвесторов в регионе являются: политическая стабильность региона; благоприятная для инвесторов нормативно-правовая база; принятая инвестиционная декларация Республики Мордовия; налоговые льготы; развитая инвестиционная инфраструктура; высокая транспортная доступность; информационная поддержка; возможность обеспечения предприятий энергоресурсами в объеме до 500 МВт электроэнергии и до 3 млрд. куб. м. газа в год; кадровое обеспечение инвестиционной деятельности

5. Мордовия - регион с комфортными условиями проживания.

Мордовия - многонациональная республика. На сегодняшний день в регионе проживает около миллиона человек, 43% из которых являются сельскими жителями. Республика Мордовия характеризуется доступностью жилья. За 2001-2012 годы введено около 2,5 млн. кв. м жилья, более 30% - за счет ипотечных кредитов. Социальная инфраструктура Мордовии характеризуется достаточностью образовательных и медицинских учреждений, культурно-развлекательных, спортивных и оздоровительно-рекреационных объектов. За последнее время построено и реконструировано 45 школ на 8 тыс. уч. мест, 16 больниц на 1386 койко-мест, 12 поликлиник на 2,6 тыс. посещ. в смену, свыше 90 спортивных сооружений. Необходимую инфраструктуру для полноценного отдыха формируют городские парки, театры и музеи, концертные залы, а также торгово-развлекательные комплексы и ночные клубы. В городе и республике планомерно обновляется спортивная инфраструктура: возводятся объекты, рассчитанные на проведение соревнований и игр мирового уровня.

Столица региона в 2011 году была официально признана самым благоустроенным городом России, а в 2013 году Саранск получил статус одного из самых экологичных городов во всей стране. В Республике Мордовия отмечен низкий уровень преступности и наркотизации.

6. Мордовия - регион с развитой сетью информационных технологий и связи.

В Саранске и Мордовии развита сеть информационных технологий и связи: территория региона охвачена широкополосным доступом в Интернет и цифровым телевизионным вещанием. К концу 2013 года в Мордовии будет внедрена мобильная связь четвертого поколения стандарта LTE.

 

2.4 Комплексная оценка инвестиционного развития

Республики Мордовия

 

Инвестиционное развитие определяет общее состояние экономики Республики Мордовия. В структуре инвестиций в нефинансовые активы в регионе преобладают инвестиции в основной капитал (98,2%, что соответствует среднероссийскому уровню). Наблюдается увеличение объемов инвестиций в объекты интеллектуальной собственности и затрат на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.

В 2000-2008 гг. объем инвестиций в основной капитал в Республике Мордовия непрерывно увеличивался. В 2009 г. в связи с мировым финансово-экономическим кризисом объемы инвестиций значительно сократились до 77,1% к уровню предыдущего года. В 2010-2012 гг. рост инвестиций в основной капитал возобновился. В целом за 2008-2012 гг. инвестиции в основной капитал по республике возросли на 131%.

Динамика основных показателей, характеризующих инвестиционную деятельность в Республике Мордовия, представлена в табл. 4.

 

Таблица 4 - Основные показатели инвестиционной деятельности в Республике Мордовия в 2008-2012 гг.

 

Показатель

2008

2009

2010

2011

2012

Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млн. руб.

39254

31968

40778

48673

49825

Инвестиции в основной капитал на душу населения, руб.

46911

38527

48746

56185

60219

Индексы физического объема инвестиций в основной капитал, в процентах к предыдущему году

117,2

77,1

125,5

113,6

102,1

Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. кв. м.

284,1

276,6

289,0

298,1

265,8

 

За пятилетний период с 2008 по 2012 гг. объем инвестиций в основной капитал увеличился более чем в 1,3 раза. За это время в экономику республики было вложено более 210 млрд. рублей. Большую часть из них составили вложения в капитальное строительство, приобретение и установку машин и оборудования. Для структуры инвестиций Республики Мордовия характерна высокая доля обрабатывающих производств (23,2%), транспорта и связи (22,7%). Учитывая специализацию региона в последние годы реализован ряд важных инвестиционных проектов в обрабатывающих отраслях экономики. Наиболее приоритетными направлениями инвестиционной деятельности в секторах обрабатывающих производств являются производство кабельно-проводниковой продукции, полупроводниковых приборов и силовой преобразовательной техники, развитие вагоностроения, светотехники, цементного производства, пищевых перерабатывающих производств, освоение выпуска новых видов строительных изделий и материалов.

Ведется активное сотрудничество с федеральными институтами развития: ГК "РОСНАНО", ГК "Внешэкономбанк", Инвестиционным фондом Российской Федерации, Российской венчурной компанией, ГК "Ростехнологии" и целым рядом других организаций.

Разработаны комплексные инвестиционные планы модернизации монопрофильных населенных пунктов республики (пгт. Кадошкино, Тургенево, Атяшево, Комсомольский, Умет и г. Рузаевка),

За последние пять лет доля собственных средств предприятий и организаций в структуре инвестиций в основной капитал изменилась незначительно (рис. 5).

Рисунок 5 - Удельный вес собственных и привлеченных средств предприятий и организаций в инвестициях в основной капитал в 2008-2012гг., смотрите в оригинале документа.

В 2012 г. удельный вес бюджетных инвестиций в регионе составил 37,1%, в том числе доля средств из федерального бюджета - 25,5% и бюджета субъекта Федерации - 9,8%. В последние два года возросла роль амортизационных отчислений в структуре инвестиций в основной капитал при снижении удельного веса банковских кредитов (рис. 6).

Рисунок 6 - Удельный вес амортизационных отчислений и кредитов банков в структуре инвестиций в основной капитал в 2008-2012 гг., смотрите в оригинале документа.

В структуре инвестиций в основной капитал по видам основных фондов большая часть инвестиций за период с 2008 по 2012 годы направлялась на техническое перевооружение и модернизацию производства, о чем свидетельствуют следующие наиболее финансируемые статьи: здания и сооружения (41,4%) и машины и оборудование, транспортные средства (37,8%) (рис. 7). Именно это направление обеспечивает максимальную эффективность вложенных средств, модернизацию экономики, рост производства. Кроме того, за счет реализации программ, направленных на развитие жилищного строительства, в регионе наблюдается увеличение доли инвестиций в жилье.

Рисунок 7 - Видовая структура инвестиций в основной капитал (%), смотрите в оригинале документа.

Важной задачей региональной инвестиционной политики является привлечение зарубежных инвестиций. В 2012 г. в республику поступило 152,5 млн. долл. (рис. 8).

Рисунок 8 - Динамика поступления иностранных инвестиций в Республику Мордовия в 2008-2012 гг., млн. долларов США, смотрите в оригинале документа.

 

Положительной тенденций является рост темпов поступления иностранных инвестиций в регион. Республика Мордовия занимает 8-е место среди регионов Приволжского федерального округа по абсолютным объемам иностранных инвестиций. На регион приходится 0,1% зарубежных инвестиций, привлеченных в Россию.

В 2012 г. в экономику республики поступили инвестиции из 39 стран. Основные страны-инвесторы: Германия, Латвия, Беларусь, Казахстан. Приоритетными направлениями вложения зарубежных инвестиций выступают обрабатывающие производства, среди которых лидируют: производство транспортных средств (47,8% от общего объема инвестиций в обрабатывающие виды деятельности), производство прочих неметаллических минеральных продуктов (24,8%) и обработка древесины и производство изделий из дерева (10,3%).

Республика Мордовия имеет определенные успехи в улучшении регионального инвестиционного климата. В рейтинге бизнес-климата Всемирного банка "Doing business i№ Russia" (ведение бизнеса в России) Саранск является лидером по критерию "Подключение к электросетям" среди 30-ти российских городов (табл. 5).

В республике реализуется Программа повышения инвестиционной привлекательности Республики Мордовия на 2011-2015 годы (утв. постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. № 213). Цель данного документа - рост жизненного уровня населения через ускорение инвестиционного развития республики, повышающего ее инвестиционную и инновационную привлекательность в конкурентной среде российских регионов.

В рамках реализации стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, разработанного Агентством стратегических инициатив, а также в целях повышения инвестиционной привлекательности Республики Мордовия и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности" утверждена инвестиционная декларация.

Инвестиционная декларация Республики Мордовия разработана в целях улучшения инвестиционного климата на территории региона и определяет обязательство Главы Республики Мордовия по проведению мероприятий, направленных на снижение административных барьеров при осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности. Субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности могут непосредственно руководствоваться положениями Инвестиционной декларации при взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия и обращаться непосредственно к Главе Республики Мордовия по вопросам, связанным с ее исполнением.

В соответствии с Указом Главы Республики Мордовия от 26 июля 2013 г. № 156-УГ создан Совет по улучшению инвестиционного климата в целях создания благоприятного инвестиционного климата и обеспечения стабильных условий осуществления инвестиционной деятельности в регионе. Совет по улучшению инвестиционного климата в Республике Мордовия является постоянным координационным и совещательным органом при Главе Республики Мордовия, образованным в целях содействия созданию благоприятного инвестиционного климата, обеспечению стабильных условий осуществления инвестиционной деятельности на территории Республики Мордовия.

Инвестиционное развитие Республики Мордовия характеризуется следующими положительными тенденциями: рост общего объема инвестирования; увеличение объемов инвестиций в создание объектов интеллектуальной собственности и затрат на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы; улучшение структуры инвестиций в основной капитал за счет повышения доли инвестиций частной формы собственности; рост объемов зарубежных инвестиций, направляемых на развитие экономики республики.

В то же время остаются проблемы, многие из которых характерны для России в целом: неустойчивый рост инвестиций (динамика инвестиций не носит устойчиво прирастающий и прогнозируемый характер); сравнительно низкая роль собственных средств предприятий и организаций в инвестициях в основной капитал (наблюдается высокая доля бюджетных инвестиций); высокая степень износа производственных фондов по многим видам экономической деятельности; неблагоприятная структура иностранных инвестиций (преобладание торговых кредитов); высокие финансовые риски региона.

Кроме того в республике на достаточно низком уровне развития находятся площадки с необходимой инфраструктурой для организации производств, а также остаются сложности, связанные с высокой трудоемкостью и длительным сроком получения разрешений для строительства объектов производства, жилья и инфраструктуры.

 

2.5 Законодательная база как инструмент

привлечения инвестиций

 

С целью активизации инвестиционной деятельности в Республике Мордовия федеральные и региональные органы власти, органы местного самоуправления используют различные нормативно-правовые инструменты, финансовые и нефинансовые меры поддержки инвесторов.

В целом основные финансовые и нефинансовые инструменты привлечения инвестиций в регион систематизированы в таблице 7.

 

Таблица 7 - Инструменты привлечения инвестиций в Республику Мордовия

 

Инструмент

Существо инструмента

Основания применения

1

2

3

1. Предоставление инвесторам государственной поддержки

основные формы и методы господдержки: предоставление льгот по налогам и сборам; предоставление субсидий; предоставление инвестиционного налогового кредита, государственных гарантий Республики Мордовия, бюджетных кредитов, инвестиций и др.

Закон Республики Мордовия от 20 февраля 2006 г. № 6-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия"

2. Предоставление льгот по налогу на имущество организаций

от уплаты налога на имущество организаций освобождаются организации, реализующие инновационные и приоритетные инвестиционные проекты

Закон Республики Мордовия от 27 ноября 2003 г. № 54-З "О налоге на имущество организаций"

3. Предоставление льгот по налогу на прибыль организаций

налог на прибыль организаций в части суммы налога, подлежащей зачислению в республиканский бюджет, уплачивается по ставке 13,5% организациями, реализующими приоритетные инвестиционные проекты

Закон Республики Мордовия от 25 ноября 2004 г. № 77-З "О снижении ставок по налогу на прибыль организаций"

4. Освобождение инвесторов от уплаты земельного налога

по решению органов местного самоуправления инвесторы могут быть освобождены от уплаты земельного налога, зачисляемого в местный бюджет

в соответствии с решениями органов местного самоуправления

5. Предоставление субсидий на возмещение части затрат по оплате процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций и возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей

субсидии предоставляются в целях модернизации действующих и создания новых конкурентоспособных производств (размер субсидий - 2/3 ставки рефинансирования Центробанка РФ, но не более 2/3 от суммы фактически уплаченных процентов);

предоставление субсидий осуществляется по проектам, включенным в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2013-2018 годы

 

1. Постановление Правительства Республики Мордовия от 18 марта 2013 г. № 88

2. Постановление Правительства Республики Мордовия от 18 марта 2013 г. № 89

6. Предоставление субъектам инвестиционной деятельности государственных гарантий

государственные гарантии Республики Мордовия предоставляются юридическим лицам и муниципальным образованиям безвозмездно на конкурсной основе

Закон Республики Мордовия от 21 февраля 2008 г. № 5-З "О предоставлении государственных гарантий Республики Мордовия"

7. Залоговое обеспечение под привлекаемые кредиты

юридическим лицам и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, реализующим проекты в приоритетных сферах экономики Республики Мордовия, на конкурсной основе предоставляется государственная поддержка в обеспечении исполнения их обязательств перед кредитными организациями в форме залога имущества Республики Мордовия

1. Закон Республики Мордовия от 24 декабря 2010 г. № 106-З "О Залоговом фонде Республики Мордовия"

2. Постановление Правительства Республики Мордовия от 21 февраля 2011 г. № 60 "Об утверждении Порядка формирования и учета залогового фонда Республики Мордовия"

3. Постановление Правительства Республики Мордовия от 23 апреля 2007 г. № 181 "Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по вопросам предоставления государственного имущества в залог"

8. Предоставление инвесторам участков и помощь в создании необходимой инфраструктуры

подбор необходимых в строительстве земельных площадок и оказание помощи в части создания необходимых объектов транспортной, инженерной и энергетической инфраструктуры

соглашения об инвестиционном сотрудничестве между инвестором и Правительством Республики Мордовия

9. Включение проекта в Перечень приоритетных инвестиционных проектов Республики Мордовия. Кураторство крупного инвестиционного проекта

 

на включение в Перечень приоритетных инвестиционных проектов Республики Мордовия могут претендовать инвестиционные проекты юридических лиц, осуществляющих инвестиционную

деятельность на территории Республики Мордовия, отвечающие критериям Закона Республики Мордовия от 20 февраля 2006 г. № 6-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия"

1. Постановление Правительства Республики Мордовия от 23 ноября 2006 г. № 510

2. Соглашения об инвестиционном сотрудничестве между инвестором и Правительством Республики Мордовия

3. Распоряжение Правительства Республики Мордовия от 28 января 2013 г. № 32-Р

10. Предоставление субъектам малого предпринимательства государственной поддержки в форме снижения налоговой нагрузки и предоставления субсидий

предусмотрено снижения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес с 15 до 5%, в зависимости от видов экономической деятельности.

Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим критериям, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Республики Мордовия.

 

1. Закон Республики Мордовия М от 4 февраля 2009 г. № 5-З "О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения"

2. Постановление Правительства Республики Мордовия от 27 декабря 2010 г. № 515

3. Постановление Правительства Республики Мордовия от 4 июля 2011 г. № 236

4. Постановление Правительства Республики Мордовия от 4 июля 2011 г. № 237

11. Предоставление государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям

для осуществления государственной поддержки сельского хозяйства в Республики Мордовия применяются субсидии и социальные выплаты, предоставление государственного имущества в залог, информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и др.

1. Закон Республики Мордовия от 26 мая 2009 г. № 41-З "О государственной поддержке сельского хозяйства в Республике Мордовия"

2. Постановление Правительства Республики Мордовия от 25 февраля 2013 г. № 59

12. Оказание содействия инициаторам инвестиционных проектов и потенциальным инвесторам

на сайте Министерства экономики Республики Мордовия (http://mineco.e-mordovia.ru) представлены инвестиционные предложения предприятий Республики Мордовия в отраслевом разрезе, а также перечень свободных площадок для организации производства (производственные площадки и земельные участки)

Закон Республики Мордовия от 20 февраля 2006 г. № 6-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия"

 

13. Содействие формированию благоприятного инвестиционного климата, снижение

административных барьеров

подготовка рекомендаций на государственном уровне, направленных на улучшение инвестиционного климата РМ и выработка предложений по организации взаимодействия всех участников инвестиционного процесса, включая сопровождение инвесторов исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия

1. Указ Главы Республики Мордовия от 26 июля 2013г. № 155-УГ "Об утверждении инвестиционной декларации Республики Мордовия"

2. Указ Главы Республики Мордовия от 26 июля 2013 г. № 156-УГ "О совете по улучшению инвестиционного климата в Республике Мордовия"


Информация по документу
Читайте также