Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Мордовия от 31.07.2015 № 456 ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 31 июля 2015 года № 456 г.Саранск О внесении изменений в государственную программу Республики Мордовия «Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014-2020 годы Правительство Республики Мордовия постановляет: 1. Внести в государственную программу Республики Мордовия «Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014-2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 г. № 451 «Об утверждении государственной программы Республики Мордовия «Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014-2020 годы» (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 12 мая 2014 г. № 216, от 17 июля 2014 г. № 327, от 11 августа 2014 г. № 375, от 9 сентября 2014 г. № 434, от 9 сентября 2014 г. № 438, от 20 октября 2014 г. № 517, от 8 декабря 2014 г. № 608, от 2 марта 2015 г. № 121), изменения, изложив ее в следующей редакции: «Утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 г. № 451 (изложена в редакции постановления Правительства Республики Мордовия от 31 июля 2015 года № 456) Государственная программа Республики Мордовия «Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014-2020 годы (Утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 г. № 451) Паспорт государственной программы Республики Мордовия «Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014-2020 годы
Раздел 1. Общая характеристика системы образования: основные проблемы и прогноз ее развития Настоящая Госпрограмма разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года (утверждена Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. № 94-З «О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года»). Основной целью развития Республики Мордовия является повышение конкурентоспособности территории за счет инновационного сектора экономики и повышения качества жизни населения. Инновационный путь развития, как отмечается в Послании Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия от 25 января 2013 г., это «радикальное изменение менталитета, это, прежде всего, иной образ мысли, действия на опережение, это новые идеи и технологии, это производство продуктов и услуг, превосходящих мировые аналоги». Отрасль образования выступает в качестве одной из основных отраслей, призванных обеспечить высокое качество жизни населения. Ключевые позиции стратегической и бюджетной политики развития образования базируются на общей стратегии развития государства (инвестиции в человека, повышение качества жизни населения на основе развития приоритетных отраслей экономики и модернизации социальной сферы), на проводимой в республике бюджетной политике (применение механизмов, стимулирующих организацию к повышению качества оказания услуг, снижение объемов неэффективных расходов, концентрация ресурсов в программной части бюджета образования). В настоящее время в республике обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки ее дальнейшего развития. В системе образования Республики Мордовия 803 государственных и муниципальных образовательных организации с контингентом обучающихся и воспитанников 135745 человек. В целях повышения эффективности функционирования образовательных организаций в новых социально-экономических и демографических условиях за счет эффективного использования материально-технических, финансовых и кадровых ресурсов продолжается работа по оптимизации сети общеобразовательных организаций. Распоряжениями глав администраций муниципальных районов и городского округа Саранск утверждены программы муниципальных систем развития образования и программы развития сети общеобразовательных организаций муниципальных районов, городского округа Саранск. За последние годы сеть общеобразовательных школ значительно оптимизирована. Однако при этом 61% школ остается малокомплектным. В целях обеспечения равного доступа к качественному образованию всеми обучающимися создано 155 базовых школ, 24 ресурсных центра профильной подготовки, где сконцентрированы лучшие кадровые и материальные ресурсы, ведется целенаправленная работа, позволяющая обеспечить предоставление качественных образовательных услуг. Развивается сетевое взаимодействие образовательных организаций. Формируется банк данных образовательных организаций, являющихся ресурсными центрами. В результате социально-экономического развития республики и реализации мероприятий Госпрограммы будет выполнен прогноз развития системы образования Республики Мордовия, представленный в подпрограммах Госпрограммы. На новый уровень вышел процесс выстраивания системы оценки качества работы образовательных организаций. При Министерстве образования Республики Мордовия создан Общественный совет по независимой оценке качества работы образовательных организаций, в который вошли представители общественных организаций, Общественной палаты Республики Мордовия, Государственного Собрания Республики Мордовия, духовенства, работники высшей школы. Реализация Госпрограммы позволит расширить возможности для получения качественного образования на всех уровнях, независимо от места жительства, с учетом потребностей разных групп населения, рынка труда, индивидуальных запросов. Глава 1. Дошкольное, общее и дополнительное образование По состоянию на 1 сентября 2013 г. в республике функционируют 236 дошкольных образовательных организаций с контингентом 27 925 человек и 199 групп кратковременного пребывания с контингентом 1703 человека. Охват детей дошкольным образованием составляет 66,5%. В целях обеспечения доступности дошкольного образования для всех категорий граждан развивается сеть образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, за счет строительства новых зданий, возврата и реконструкции зданий, ранее используемых не по назначению, эффективного использования имеющихся площадей. В течение 2011-2013 годов построено 4, реконструировано 6, капитально отремонтировано 24 дошкольных образовательных организации, в т. ч. 6 зданий, используемых ранее не по назначению, возвращены в систему дошкольного образования. Активно развиваются вариативные формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, консультативные пункты. Выстраивается сеть частных организаций, оказывающих услуги дошкольного образования. Однако 24221 ребенок в возрасте 0-7 лет не охвачен услугами дошкольного образования, в том числе 7773 в возрасте от 3 до 7 лет. Республика Мордовия с 2011 года участвует в реализации проекта модернизации системы общего образования. В ходе реализации вышеуказанного проекта значительно повышена готовность общеобразовательных организаций к введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (включая нормативное и финансовое обеспечение введения в основную образовательную программу начального общего образования занятий по внеурочной деятельности). С 2009 года 100% муниципальных общеобразовательных организаций переведены на принципы нормативного подушевого финансирования и новую систему оплаты труда, ориентированную на результат, направленную на повышение доходов учителей. Введение нормативного подушевого финансирования способствовало доведению средств непосредственно в общеобразовательные организации и их эффективному использованию. Каждый учащийся дает школе дополнительные средства, достаточный фонд оплаты труда не только для выплаты гарантированной части заработной платы, но и стимулирующих выплат. Оптимизированы сеть, штатные расписания образовательных организаций. Достигнута наполняемость классов в общеобразовательных организациях: в городской местности-до 23,6 человека, в сельской местности-до 8,8 человека. Соблюдается принцип государственно-общественного управления в деятельности образовательных организаций. 100% общеобразовательных организаций имеют органы государственно-общественного управления (управляющие советы, попечительские советы и т. д.). В целях эффективного перехода всех школ республики на ФГОС начального общего образования функционируют 15 пилотных школ по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 18 школ определены «пилотными» по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, действуют 2 федеральные стажировочные площадки. В ходе модернизации общего образования значительно улучшены инфраструктура, материально-техническое оснащение общеобразовательных организаций в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Проект модернизации системы общего образования позволил увеличить количество автоматизированных рабочих мест учителя и учащихся 1-2 классов, обеспечить их интерактивными пособиями и учебным оборудованием для проведения практических работ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. 54% учащихся начальной школы обучаются в современных условиях. Решена проблема обеспечения 100% учащихся школ бесплатными учебниками. Повышена транспортная доступность образовательных услуг современного качества для учащихся школ, расположенных в сельской местности. За последние два года приобретены 62 транспортные единицы для подвоза учащихся. В 2012-2014 учебном году осуществляется подвоз 4560 учащихся в 155 базовых школ на 256 транспортных средствах. За последние 3 года в 70% школ проведен текущий ремонт. Капитально отремонтировано 69 школ (48% от имеющейся потребности). Реконструировано 5 и построено 3 новых школьных здания. В республике формируется система дистанционного обучения. Продолжена работа по апробации и внедрению новых форм взаимодействия организаций, развитию инфраструктуры социальной мобильности обучающихся на основе развития дистанционных форм обучения. В нее включено 3455 учащихся (5% от общей численности обучающихся), в том числе 165 детей-инвалидов. Для этого в республике созданы Центр дистанционного обучения детей-инвалидов и Центр дистанционного образования. В 25,6% школ идет апробация дистанционного обучения учащихся, в том числе детей-инвалидов. Продолжается работа по обеспечению безопасности образовательных организаций за счет оснащения современными средствами пожаротушения и совершенствования школьных коммуникаций, ввода механизмов энергосбережения. Увеличилась доля образовательных организаций, реализующих программы инклюзивного образования. Однако еще далеко не во всех организациях детям с ограниченными возможностями обеспечивается необходимый уровень психолого-медико-социального сопровождения. Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в сфере образования, культуры, спорта и др. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения. В системе образования сеть организаций дополнительного образования представлена 61 организацией, в которой занимаются более 47000 детей в возрасте от 5 до 18 лет. Таким образом, в целом в масштабах республики обеспечен высокий уровень доступности образования на всех уровнях: раннее развитие, дошкольное образование, непрерывное образование. Растет внимание к возможностям этих сфер в социализации подрастающего поколения, для удовлетворения потребностей граждан и развития человеческого потенциала. Вместе с тем негативные тенденции в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия) продолжают иметь место и свидетельствуют о необходимости усиления участия образования в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок. Одним из важнейших направлений деятельности на сегодняшний день является профилактика социального сиротства. В настоящее время в республике разработан и успешно реализуется комплекс мер, направленный на устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на различные формы семейного воспитания, как приоритетного направления в решении проблем социального сиротства. Совершенствуются и предпринимаются все методы сохранения ребенка в кровной семье. Созданы службы помощи семье и детям, службы сопровождения, кризисные центры. Функционируют консультации с родителями по основам семейного, административного, гражданско-правового, уголовного законодательства Российской Федерации. Благодаря этому уменьшилось количество детей, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах. Это привело к оптимизации сети организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В системе образования республики функционируют 13 детских домов и школ-интернатов. В 4 из них обучаются и воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Особую значимость в современных условиях приобретает создание системы постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе. В интернатных организациях предстоит создать современные условия для воспитания, получения качественных образовательных услуг, дальнейшей социальной адаптации и успешной интеграции в общество. Глава 2. Профессиональное образование Созданная в Мордовии система профессионального образования предоставляет молодым людям разнообразные возможности продолжения обучения и получения профессии. Профессиональное образование в Республике Мордовия представлено следующими уровнями: средним профессиональным, высшим профессиональным, послевузовским профессиональным образованием, системой переподготовки и повышения квалификации. В республике функционирует 31 организация профессионального образования, в которых обучаются свыше 14 тысяч студентов. Подготовка осуществляется по 32 программам профессиональной подготовки и 65 программам среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Лидирующие позиции занимает подготовка кадров для промышленных предприятий и строительства (28%), сельского хозяйства (20%), продовольственной и перерабатывающей отрасли (11%). В целом политика в сфере профессионального образования региона направлена на решение проблем подготовки кадров для ведущих отраслей экономики. С целью проведения анализа рынка труда, формирования прогнозируемой потребности экономики республики в трудовых ресурсах в 2012 году в республике реализован проект по созданию и внедрению системы прогнозирования кадровой потребности Республики Мордовия на базе специализированного программного комплекса. Проблема соответствия перечня специальностей потребностям региона еще более обращает на себя внимание в связи с созданием учебных центров прикладных квалификаций, которые призваны реализовать принцип «образование через всю жизнь». На базе государственного бюджетного образовательной организации Республики Мордовия среднего профессионального образования «Кемлянский аграрный колледж» создан многофункциональный центр прикладных квалификаций, главной целью которого является подготовка и переподготовка рабочих кадров и специалистов среднего звена для агропромышленного комплекса. В 2013-2014 учебном году в организациях профессионального образования обучается 262 ребенка с ограниченными возможностями здоровья по 17 профессиям и 41 специальности. Получение такими детьми качественного профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Начиная с 2007 года в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования в Республике Мордовия активно проводится модернизация системы среднего профессионального образования. За последние семь лет, наряду с бюджетным финансированием, удалось привлечь значительные инвестиции в развитие системы профессионального образования республики. Объем инвестиций составил 274,0 млн. рублей. Данные средства направлены на обновление учебно-материальной базы ряда профессиональных образовательных организаций. Основными проблемами в системе профессионального образования Республики Мордовия являются: дефицит педагогических кадров по специальным дисциплинам технического профиля; учебно-материальная база организаций профессионального образования не соответствует требованиям современных производственных технологий; низкая активность участия работодателей в процессе подготовки кадров; не обеспечен в полной мере доступ лиц с ограниченными возможностями здоровья к образовательным ресурсам для получения профессионального образования. Глава 3. Кадры системы образования Важным фактором, определяющим качество системы образования, является состояние кадрового потенциала на всех его уровнях. С целью усиления объективности оценки деятельности педагогических и руководящих работников в республике приказами Министерства образования от 26 июня 2013 г. № 169, от 19 сентября 2013 г. № 847 утверждены примерные критерии оценки деятельности педагогических и руководящих работников системы образования Республики Мордовия в зависимости от результатов и качества труда. С учетом данных критериев во всех общеобразовательных организациях приняты новые положения о стимулирующих выплатах, распределение которых осуществляется с участием управляющих советов. В системе образования республики остается высокой доля учителей пенсионного возраста. Это требует разработки и реализации дополнительных мер, направленных на привлечение в отрасль молодых специалистов. С целью привлечения молодых учителей со стажем до 5 лет в школы установлены ежемесячные надбавки от 2000 до 4500 тыс. рублей в зависимости от стажа работы. В республике действует программа, предусматривающая льготное кредитование для педагогов по приобретению жилья или строительству нового: подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Постановлением Правительства Республики Мордовия от 17 сентября 2012 г. № 347 «О внесении изменений в Республиканскую целевую программу «Жилище» на 2011-2015 годы» утверждена подпрограмма «Предоставление мер социальной поддержки молодым учителям на возмещение части затрат в связи с получением ипотечного кредита» на 2012-2015 годы. Данная подпрограмма направлена на получение молодыми учителями ипотечного кредита на приобретение (строительство) жилого помещения, банковская процентная ставка по которому составляет 8,5% годовых, и субсидирование первого взноса в объеме 20% от суммы ипотечного кредита. В результате проведенных мероприятий доля молодых специалистов в общеобразовательных организациях республики увеличилась до 8,5%. Финансовая поддержка лучших образцов отечественного образования осуществляется на муниципальном, региональном и федеральном уровнях: 86 педагогов получают ежемесячно премию за подготовку призеров и победителей олимпиад различного уровня в размере от 5 до 32 тыс. рублей. Одним из стимулов профессионального роста учителей является аттестация. В целях повышения качества проведения аттестации Министерством образования Республики Мордовия разработаны необходимые нормативные правовые документы. Республика Мордовия одна из первых в стране приступила к аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности. Обновляется система подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров системы образования. Приказом Министерства образования Республики Мордовия от 4 декабря 2012 г. № 1365 утверждена ведомственная целевая программа модернизации системы педагогического образования на 2013-2015 годы. Госпрограмма реализует системный подход к модернизации системы непрерывного профессионального педагогического образования и включает комплекс мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации учителей и руководителей общеобразовательных организаций в соответствии с современными требованиями: нормативное правовое регулирование, развитие кадрового потенциала, обновление финансово-экономических механизмов и материально-техническое обеспечение системы педагогического образования и дополнительного профессионального педагогического образования. Приоритетами системы повышения квалификации являются готовность педагогов и управленцев к реализации федерального государственного образовательного стандарта; подготовка педагогов к использованию информационно-коммуникационных технологий и современного учебного оборудования; обучение работников системы общего образования, включенных в кадровый резерв; профессиональная переподготовка специалистов по программе «Менеджмент в образовании». Отрабатываются элементы персонифицированной системы повышения квалификации. Доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевших возможность выбора программ обучения, от общей численности учителей составляет 18,1%. Развиваются дистанционные формы переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных организаций. Разработаны, прошли экспертизу и утверждены 150 программ-модулей, обеспечивающих педагогическим и управленческим работникам образования возможность выбора наиболее актуальных для них модулей и самостоятельного определения индивидуального учебного плана для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста. На базе ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования» функционирует стажировочная площадка с сетью базовых площадок для распространения моделей образовательных систем, обеспечивающих доступное и качественное общее образование. В целях повышения профессиональной компетентности педагогов осуществляется сотрудничество с организациями высшего профессионального образования республики. На базе ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» функционирует Центр коллективного пользования «Мордовский базовый центр педагогического образования», что способствует обновлению педагогического корпуса. Раздел 2. Приоритеты государственной политики в сфере образования Республики Мордовия на период до 2020 года, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Госпрограммы, сроков и этапов ее реализации Глава 4. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Госпрограммы Приоритеты государственной политики в сфере образования Республики Мордовия на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, представленных в следующих стратегических документах: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р); Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р); Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212); Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации 12 мая 2009 г. № 537); Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р); Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р); Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р; план действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р); федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61); федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011-2015 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 492 «О федеральной целевой программе «Русский язык» на 2011-2015 годы»); Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия»; Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Закон Республики Мордовия от 8 августа 2013 г. № 53-З «Об образовании в Республике Мордовия». Миссией образования является реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала, и в конечном итоге-социально-экономическое развитие России, Республики Мордовия. Для этого сфера образования должна обеспечивать доступность качественных образовательных услуг на протяжении жизни каждого человека. Задачи доступности образования на основных уровнях (общее образование, среднее профессиональное и высшее образование) в России, в том числе и в Республике Мордовия, в значительной степени сегодня решены. Исключением пока остается дошкольное образование. Поэтому приоритетом государственной политики на данном этапе развития образования является обеспечение доступности дошкольного образования. Другим системным приоритетом является повышение качества результатов образования на разных уровнях и обеспечение соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным задачам развития социально-экономического развития общества и экономики. Речь идет не только об усредненных индивидуальных образовательных результатах, но и о качественных характеристиках всего поколения, формируемого системой образования, о равенстве возможностей для достижения качественного образовательного результата. В контексте этого приоритета актуальной является задача переосмысления представлений о "качественном" образовании на всех его уровнях, определение того, какие индивидуально усвоенные и коллективно распределенные знания, компетенции, установки являются ключевыми для личной успешности, социально-культурной и экономической модернизации страны. Госпрограмма должна обеспечивать реализацию государственной политики человеческого развития не только через традиционные институты, но и через всю среду образования и социализации человека. В этой связи системным приоритетом Госпрограммы становится развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека. Современное качество и гибкость могут достигаться только при активном участии всех заинтересованных лиц, включая самих обучающихся, их семьи, работодателей. Поэтому к системным приоритетам системы образования относится модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в развитие системы образования и управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность. Этот приоритет отражает не только задачи строительства в России и Республике Мордовия открытой экономики и открытого общества, но и высокий образовательный потенциал российских семей и организаций, который до сих пор эффективно не использовался. Вместе с тем на различных уровнях образования выделяются свои приоритеты, отвечающие сегодняшним проблемам и долгосрочным вызовам. Они подробно описаны в соответствующих подпрограммах Госпрограммы. Основные мероприятия подпрограмм отражают актуальные и перспективные направления государственной политики в сфере образования по реализации указанных приоритетов и эффективно дополняют основные положения Госпрограммы. Наряду с перечисленными приоритетами при формировании основных мероприятий Госпрограммы учитывались изменения, отраженные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», реализация которого началась с 1 сентября 2013 года. Стратегической целью региональной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного социально ориентированного развития страны. Реализация региональной политики в данной сфере деятельности будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям: вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи; формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи; гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи. Глава 5. Цель, задачи и инструменты Госпрограммы Цель Госпрограммы сформулирована с учетом положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) и изменений, произошедших в системе образования за последние годы, Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года (утверждена Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. № 94-З «О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года»). Целью Госпрограммы является обеспечение высокого качества образования в Республике Мордовия в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики. Задачи Госпрограммы: первая задача-формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Республики Мордовия, посредством: изменения его структуры, обеспечивающей гражданам возможность получения непрерывного образования (постепенный перевод программ профессионального обучения на короткие образовательные программы прикладных квалификаций, введение прикладного бакалавриата); развития эффективных финансово-экономических механизмов управления (внедрение нормативного финансирования, учитывающего результативность работы организаций профессионального образования; введение эффективного контракта с педагогическими и научно-педагогическими кадрами); повышения роли работодателей и частно-государственного партнерства в развитии профессионального образования; радикального обновления методов и технологий обучения; вторая задача-развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей, включает: обеспечение доступности качественного общего образования независимо от места жительства, социального и материального положения семей и состояния здоровья обучающихся; создание современных условий обучения; развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций; внедрение и совершенствование современных организационно-экономических механизмов управления образованием; третья задача-модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования, направленная на всестороннее развитие детей и достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации. Она предусматривает стимулирование качественного труда педагогических работников, внедрение современных стандартов общего образования, обновление содержания, технологий и материальной среды образования, в том числе развитие информационных технологий; четвертая задача-обновление республиканской системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия. Реализация задачи предусматривает разработку и внедрение мониторинговых исследований в образовании, развитие участия в международных сопоставительных исследованиях качества образования и создание инфраструктуры по выработке решений по повышению качества образования на основе результатов участия, расширение участия работодателей и общественности в оценке качества образования. Цель и задачи Госпрограммы взаимосвязаны с целями и задачами ряда республиканских целевых программ. Основными инструментами реализации Госпрограммы являются: дифференцированное финансовое обеспечение государственных заданий образовательных организаций; поддержка муниципальных систем образования в обмен на обязательства по модернизации; конкурсная поддержка программ развития и инициативных проектов образовательных организаций, общественных организаций; конкурсная поддержка лучших практик и проектов их распространения; стимулирование инициативы, активности и самостоятельности отдельных организаций и инновационных сетей. Степень достижения цели и задач Госпрограммы будет определяться на основе целевых индикаторов и показателей, перечень которых приведен в приложении 1 к Госпрограмме. Глава 6. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Госпрограммы Реализация мероприятий Госпрограммы позволит достичь следующих основных результатов: обеспечение охвата общим и профессиональным образованием 99,4% населения в возрасте 5-18 лет; обеспечение доступности дошкольного образования для 100% детей в возрасте от 3 до 7 лет; обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях (644 места на 1000 детей); обеспечение охвата 40% детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет дошкольными образовательными организациями; увеличение доли детей 5-18 лет, охваченных программами дополнительного образования, до 75%; доведение отношения среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена до 1,7 процента; предоставление возможности обучаться в соответствии с основными современными требованиями для 100% обучающихся общеобразовательных организаций; увеличение доли детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в семейные детские дома и патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) организациях всех типов до 88%; увеличение численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в регионе до 33%; увеличение доли образовательных организаций республики, реализующих программы духовно-нравственной направленности до 100%. Глава 7. Сроки и этапы реализации Госпрограммы Реализация Госпрограммы будет осуществляться в 3 этапа: 1 этап-2014-2015 годы; 2 этап-2016-2018 годы; 3 этап-2019-2020 годы. На первом этапе основные мероприятия Госпрограммы будут направлены на создание на всех уровнях образования условий для равного доступа граждан к качественным образовательным услугам. Будет завершено формирование и внедрение финансово-экономических механизмов обеспечения обязательств государства в сфере образования. Будет обеспечен вывод инфраструктуры школьного образования на базовый уровень условий образовательного процесса, отвечающих современным требованиям. Будут реализованы адресные меры ликвидации зон низкого качества образования. Будет осуществлен переход на эффективный контракт с педагогами общего и дошкольного образования. Будут внедрены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного и основного общего образования. При этом федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования не будет содержать требования к результатам освоения образовательных программ дошкольного образования. Для них будут разработаны основы мониторинга системы дошкольного образования, включая мониторинг дошкольной образовательной организации как части данной системы, определены ориентиры и средства построения индивидуальной образовательной траектории ребенка дошкольного возраста. Результатом Госпрограммы на данном этапе станет внедрение новых моделей управления и оценки качества в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий. Наряду с этим на первом этапе Госпрограммы будет осуществлена поддержка инновационных сетей, включающих исследователей и коллективы инновационных школ, в разработке новых образовательных программ и технологий общего образования как в областях отставания, так и в областях потенциального международного лидерства. Особое внимание будет уделено вопросам повышения качества управления образовательными организациями. Именно уровень управления организацией становится самым критичным для успехов, планируемых на первом и последующих этапах преобразований. Поэтому должна быть практически выстроена система переподготовки и укрепления управленческих кадров организаций образования. Будет завершена реорганизация организаций начального профессионального и среднего профессионального образования. Будет решена задача обеспечения информационной прозрачности системы образования для общества. Это позволит стабилизировать ситуацию в республиканской системе образования и создать условия для ее устойчивого развития в соответствии с изменяющейся социальной, культурной и технологической средой. Второй этап Госпрограммы будет ориентирован на полноценное использование созданных условий для обеспечения нового качества и конкурентоспособности республиканского образования. Переход на эффективный контракт с педагогическими работниками, модернизация системы педагогического образования и повышения квалификации обеспечат на этом этапе качественное обновление педагогического корпуса. Будут сформированы механизмы опережающего обновления содержания образования, а также будет создана высокотехнологичная образовательная среда. Будут сформированы основные компоненты целостной республиканской системы оценки качества образования, которая станет основой саморегуляции системы образования и деятельности отдельных институтов. Будет сформирована с участием общественности независимая система оценки качества работы образовательных организаций, включая введение публичных рейтингов их деятельности. Будут сформированы современные сети организаций общего, дополнительного и профессионального образования. На третьем этапе реализации Госпрограммы акцент будет сделан на развитии сферы непрерывного образования, развитии образовательной среды, дальнейшей индивидуализации образовательных программ. В центре внимания окажется система дополнительного образования, которая будет обеспечивать охват детей и молодежи программами позитивной социализации, поддерживать их самореализацию. В результате сеть образовательных организаций, федеральные государственные образовательные стандарты, система информационной открытости и оценки учебных достижений будут обеспечивать максимальные возможности для выбора и реализации индивидуальных образовательных траекторий. Раздел 3. Обобщенная характеристика основных мероприятий Госпрограммы В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям Республики Мордовия относятся вопросы, касающиеся: обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования; организации предоставления среднего профессионального образования; организации предоставления дополнительного профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных государственных образовательных организациях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации); проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций); обеспечения и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего общего образования, и иные полномочия. Исходя из перечисленных полномочий, в Госпрограмме предусмотрены основные мероприятия по реализации в Республике Мордовия федеральной государственной образовательной политики в области образования в разрезе подпрограмм (приложение 2). Подпрограммы Госпрограммы состоят из основных мероприятий, которые отражают актуальные и перспективные направления региональной политики в сфере образования и эффективно дополняют основные положения республиканских целевых программ. В Госпрограмме определены стратегические направления развития республиканской системы образования, в соответствии с которыми выделены отдельные основные мероприятия по: развитию профессионального образования (подпрограмма 1); развитию системы дошкольного и общего образования (подпрограмма 2); обеспечению реализации Госпрограммы и прочих мероприятий в области образования (подпрограмма 3); развитию системы дополнительного образования детей (подпрограмма 4); духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи (подпрограмма 5). Рядом основных мероприятий предусмотрено проведение традиционных и формирование новых республиканских мероприятий, направленных на развитие творческой, научной, спортивной составляющей деятельности обучающихся. В сфере дошкольного, общего и дополнительного образования полномочиями по организации и финансовому обеспечению обладают также органы местного самоуправления. В этой связи соответствующими основными мероприятиями определены основные направления развития данных уровней образования. Обеспечение высокого качества образования связано не только с созданием организационных, кадровых, инфраструктурных, материально-технических и учебно-методических условий. Важной составляющей обеспечения устойчиво высокого качества образовательных услуг и его повышения является объективная и охватывающая все уровни образования система оценки качества. На формирование и развитие системы оценки качества, в том числе формирование системы обратной связи, участие в различных исследованиях качества образования, включение общественности в управление образовательными организациями, повышение качества контроля за реализацией образовательных программ направлены основные мероприятия подпрограммы 2. Наряду с перечисленными мерами при формировании основных мероприятий Госпрограммы учитывались изменения, отраженные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Законе Республики Мордовия «Об образовании в Республике Мордовия», и мероприятия, которые необходимо осуществить с целью его реализации, а также мероприятия по обеспечению реализации Госпрограммы. Перечень основных мероприятий Госпрограммы представлен в подпрограммах. В рамках реализации основных мероприятий названных подпрограмм из федерального бюджета будет выделена субсидия республиканскому бюджету Республики Мордовия для стимулирования развития доступности и повышения качества дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей и профессионального образования (условием предоставления такой субсидии будет положительное решение о выделении из федерального бюджета единой субсидии субъектам Российской Федерации на развитие региональных образовательных систем): повышение заработной платы педагогических работников образовательных организаций; обеспечение распространения результатов комплексных проектов модернизации образования; реализация региональных программ модернизации профессионального и дополнительного профессионального образования; внедрение вариативных моделей дошкольного образования; разработка, апробация и распространение механизмов улучшения работы школ с низкими результатами обучения; развитие доступного и эффективного дополнительного образования детей и молодежи (продвижение культуры, спорта), адаптация детей-мигрантов и так далее. Финансирование и реализация соответствующих мероприятий в рамках Госпрограммы, а также республиканских целевых программ будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия. За счет средств федерального бюджета осуществляется софинансирование расходных обязательств в рамках заключаемых с Министерством образования и науки Российской Федерации соглашений. При конкурсном распределении средств федерального бюджета будут учитываться достигнутые Республикой Мордовия результаты по развитию образования и уровень выполнения ранее заключенных с Министерством образования и науки Российской Федерации соглашений. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|