Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Мордовия от 30.08.2010 № 347
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2010 года № 347 г.Саранск
Об утверждении Республиканской целевой программы "Чистая вода" на 2010-2015 годы (В редакции Постановлений Правительства Республики Мордовия от 15.11.2010 г. № 446; от 25.07.2011 г. № 275; от 25.06.2012 г. № 222; от 23.07.2012 г. № 280; от 24.12.2012 г. № 510; от 18.03.2013 г. № 79; от 04.10.2013 г. № 431; от 13.03.2014 г. № 107; от 28.07.2014 г. № 353; от 20.10.2014 г. № 521; от 02.02.2015 № 41; от 25.05.2015 № 298;
В целях обеспечения населения республики чистой питьевой водой и создания условий для более качественного доступа к системам водоснабжения и водоотведения Правительство Республики Мордовия
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Чистая вода" на 2010-2015 годы. (В редакции Постановления Правительства Республики Мордовия от 04.10.2013 г. № 431) 2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия Е.И. Дергунова.
Председатель Правительства Республики Мордовия В. Волков
Утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 30 августа 2010 года № 347 (в редакции постановления Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 года № 431)
Республиканская целевая программа
"Чистая вода" на 2010-2015 годы
(В редакции Постановлений Правительства Республики Мордовия
от 13.03.2014 г. № 107; от 28.07.2014 г. № 353; от 20.10.2014 г. № 521;
от 02.02.2015 № 41; от 25.05.2015 № 298; от 28.12.2015 № 736)
Паспорт
Республиканской целевой программы
"Чистая вода" на 2010-2015 годы
<*> Прогноз.
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение
которой направлена Программа
Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье граждан и качество жизни. Отсутствие чистой воды и канализации является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, увеличения степени риска возникновения "воднозависимых патологий" и усиления воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. До 20% всех заболеваний может быть связано с неудовлетворительным качеством воды. В отдельных случаях отсутствие доступа к чистой воде и канализации приводит к массовым заболеваниям и распространению эпидемий. Разработка Программы осуществлялась в соответствии с потребностями, возможностями и конкретной ситуацией в республике. Качество питьевой воды в Республике Мордовия, ее гигиенические нормативы по санитарно-микробиологическим показателям остаются крайне низкими. Около половины водоводов, водопроводных и канализационных сетей республики требует капитального ремонта или реконструкции. По информации Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия, из 1531 водоисточника (артезианской скважины) не отвечают санитарным требованиям 269 (17,6%), в том числе из-за отсутствия зон санитарной охраны 265 (17,3%). Качество питьевой воды в источниках централизованного водоснабжения (артезианских скважинах) по микробиологическим показателям во всех исследуемых 1069 пробах соответствует нормативным требованиям санитарных норм. В водопроводной сети процент проб питьевой воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-микробиологическим показателям, в сравнении с 2008 годом снизился на 1,7 процента. Республика Мордовия расположена в центре Русской равнины между 42°11' и 46°45' восточной долготы и 53°38' и 55°11' северной широты. Максимальная протяженность с запада на восток 298 км, с севера на юг 140 километров. Площадь Мордовии 26 121 кв. км. Природа республики отличается высоким ландшафтным разнообразием. Большая ее часть находится в лесостепи пластово-ярусной Приволжской возвышенности, которая на западе республики переходит в лесную провинцию Окско-Донской низменности. Республика расположена на юго-западной периферии бассейна Волги в междуречье Мокши и Суры. Сура (правый приток Волги) протекает вдоль юго-восточной границы, ее основные притоки в Мордовии - Алатырь, Большая Кша, Чеберчинка, Штырма, Меня. Мокша (правый приток Оки) течет по западной части Мордовии, к ее бассейну относятся реки Вад, Сивинь, Исса, Сатис, Урей, Уркат. Республика Мордовия входит в состав Приволжского федерального округа, граничит с Рязанской, Нижегородской, Ульяновской, Пензенской областями и Чувашской Республикой, имеет хорошую транспортную связь с соседними областями. Столицей Республики Мордовия является г. Саранск. В республике 22 муниципальных района, городской округ Саранск. В состав муниципальных районов входят 6 городов, 10 поселков городского типа, 423 муниципальных поселения. Население республики насчитывает 833 тыс. человек. В связи с удаленностью рек Мокша и Сура от мест расположения объектов экономики и основной части населения республики, а также высокой степенью их загрязненности водные ресурсы используются в небольшом количестве и не могут служить в качестве основных источников питьевого водоснабжения. Основным эксплуатируемым водоносным горизонтом на территории Республики Мордовия является среднекаменноугольно-пермский карбонатный горизонт, на подземных водах которого базируется крупное централизованное питьевое, хозяйственное, промышленное и сельскохозяйственное водоснабжение. Подземные воды эксплуатируются водозаборами и одиночными скважинами. Прогнозные эксплуатационные ресурсы подземных вод составляют 2 604,6 тыс. куб. м/сутки, в том числе подземных вод питьевого качества (с минерализацией менее 1,0 г/л) - 1 584,9 тыс. куб. м/сутки. Обеспеченность прогнозными ресурсами питьевого качества составляет 3,04 куб. м/сутки на одного человека. На сегодняшний день в Республике Мордовия выявлены и разведаны эксплуатационные запасы по 18 участкам месторождений пресных подземных вод. Степень освоения разведанных эксплуатационных запасов составляет 31,4 процента. Обеспеченность разведанными эксплуатационными запасами подземных вод на 1 человека составляет 0,52 куб. м/сутки. Режим уровня эксплуатируемого водоносного среднекаменноугольно-пермского карбонатного горизонта в многолетнем разрезе определяется интенсивностью его эксплуатации. Длительный и сосредоточенный водоотбор, превышающий утвержденные эксплуатационные запасы подземных вод, и неравномерное распределение нагрузки привели к снижению уровня подземных вод эксплуатируемого водоносного горизонта и образованию крупной депрессионной воронки радиусом более 80 км с центром на территории Саранского городского водозабора, спровоцировали истощение и загрязнение пресных подземных вод. За время эксплуатации произошло снижение уровня подземных вод на 79,35 метра. Интенсивная эксплуатация подземных вод Саранского месторождения привела не только к истощению запасов пресных подземных вод, но и к ухудшению их качества в результате подтока вод нижележащего водоносного горизонта, что проявляется в увеличении минерализации, общей жесткости и солевого состава. Подземные воды эксплуатируемого водоносного горизонта в природном состоянии не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 в восточных и южных районах республики (по минерализации, общей жесткости, содержанию железа общего, частично по уровню сульфатов, хлоридов). По содержанию фторидов превышение в природном состоянии отмечено практически на всей территории Республики Мордовия. Ни на одном коммунальном водопроводе не имеется сооружений по доочистке питьевой воды. Значительная часть сельского населения продолжает использовать в питьевых целях воду из сооружений и систем децентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Вода колодцев и родников не имеет надежной защиты от загрязнения и представляет в связи с этим высокую эпидемиологическую опасность для населения. Проверкой Прокуратуры Республики Мордовия исполнения законодательства об обеспечении населения питьевой водой, об охране водных объектов при сбросе в них загрязняющих веществ выявлены существенные нарушения, создающие угрозу жизни и здоровью людей, причиняющие серьезный вред окружающей природной среде: по мере поступления к потребителю качество воды ухудшается в связи с низким санитарно-техническим состоянием водопроводных сооружений и сетей, высоким процентом износа водопроводного оборудования, что отрицательно сказывается на качестве водопроводной воды; несмотря на неблагополучную обстановку с обеспечением населения качественной питьевой водой, в большинстве муниципальных образований не приняты муниципальные программы об обеспечении населения водой надлежащего качества, средства на их реализацию не выделяются; эксплуатирующими организациями не разработаны рабочие программы производственного контроля качества питьевой воды; пользователями источников водоснабжения не осуществляется контроль и санитарное обследование территории, прилегающей к водозаборным сооружениям, не организованы зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения; зачастую ЗСО источников водоснабжения имеют значительные разрушения. Такие нарушения выявлены во многих муниципальных образованиях; владельцами водопроводов не выполняются необходимые санитарные мероприятия в пределах 1-3 поясов ЗСО; в неудовлетворительном состоянии находятся очистные сооружения, главным образом, предприятий ЖКХ, в результате чего сточные воды в водные объекты сбрасываются без должной очистки, загрязняются реки. Сточные воды являются основным источником микробного загрязнения объектов окружающей среды, наличие возбудителей кишечных инфекций в воде при сбросе необеззараженных сточных вод может привести к возникновению массовых заболеваний населения; выявлены бесхозяйные артезианские скважины, контроль за которыми никем не осуществляется. Проблема обеспечения населения Республики Мордовия питьевой водой, как важнейшего фактора, определяющего качество жизни каждого человека, требует комплексного подхода к ее решению, который возможен только при сочетании инициативы населения, органов местного самоуправления и органов государственной власти Республики Мордовия. Оценка состояния водоснабжения и водоотведения населения по Республике Мордовия представлена в таблице 1.
Таблица 1
Оценка состояния водоснабжения и водоотведения населения
по Республике Мордовия
Предусматриваются следующие варианты решения указанных проблем, а также оценка преимуществ и рисков. Первый вариант решения проблемы - инерционный (существующее положение дел), без использования программно-целевого метода. Данный вариант приведет в конечном итоге не к улучшению, а ухудшению состояния систем водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах республики (повышение уровня износа инфраструктуры, ухудшение качества подаваемой в сеть питьевой воды, снижение числа населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества). Второй вариант представляет собой комплексное решение всех поставленных задач в рамках реализации Программы. Только в этом случае представляется возможным расширение рамок по всем направлениям привлекаемых источников финансирования. Реализация второго варианта решения проблемы позволит обеспечить выполнение основных индикаторов Программы. Основные риски, связанные с реализацией Программы, определяются следующими факторами: неопределенностью конъюнктуры и неразвитостью институтов рынка водоснабжения и водоотведения; незавершенностью реформирования водного сектора и предстоящими изменениями в управлении отраслью на федеральном уровне; зависимостью регионального рынка водного сектора от состояния и конъюнктуры российского и мирового рынков водного сектора; отсутствием у потребителей заинтересованности в экономии водных ресурсов. Наиболее целесообразным является второй вариант решения проблемы, при котором основные усилия будут направлены на максимальное расширение источников финансирования по всем программным мероприятиям. Программа соответствует положениям Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года, утвержденной Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. № 94-З. Ускоренное внедрение передовых отечественных достижений по подготовке питьевой воды позволит достичь современных санитарных норм, устранить факторы риска для здоровья населения и получить существенную экономию финансовых средств за счет сокращения объемов работ по восстановлению для Республики Мордовия технологий водоподготовки. Реализация программных мероприятий, совместная работа исполнителей Программы позволят решить организационно-правовые, медико-социальные и инженерно-конструкторские задачи, что приведет к улучшению и стабилизации механизма водоснабжения населения Республики Мордовия.
Раздел 2. Основные цель и задачи Программы, этапы ее
реализации, целевые индикаторы
Целью Программы является обеспечение населения Республики Мордовия питьевой водой, соответствующей установленным требованиям, а также развитие систем водоснабжения и водоотведения жилищно-коммунального комплекса, организаций социальной сферы. Программа направлена на реформирование и модернизацию сектора водоснабжения и водоотведения. Основными задачами Программы являются: бесперебойное, гарантированное удовлетворение потребностей жителей Республики Мордовия в чистой питьевой воде в необходимом количестве, повышение качества и надежности услуг водоснабжения и водоотведения при обеспечении доступности услуг для населения; создание привлекательной бизнес-среды в водном секторе, формирование благоприятных условий для привлечения внебюджетных средств для финансирования проектов реконструкции и модернизации объектов водоснабжения и водоотведения; вовлечение общественных организаций и граждан в процесс реализации Программы, создание новой модели поведения, образования и просвещения в водном секторе, привлечение к процессу реализации Программы средств массовой информации. Целевые индикаторы Программы представлены в таблице 2.
Таблица 2
Целевые индикаторы Программы
Настоящая Программа рассчитана на среднесрочный период (2010-2015 годы). Реализация Программы не предусматривает выделения отдельных этапов, поскольку программные мероприятия рассчитаны на реализацию в течение всего периода действия Программы. На республиканском и муниципальном уровнях будет осуществляться: выделение, направление и мониторинг расходования средств на реализацию проектов, финансируемых в рамках Программы; совершенствование нормативно-правовой базы и институциональных условий; оценка эффективности целевых программных мероприятий. На местном уровне будет осуществляться непосредственная реализация проектов, финансируемых в рамках Программы, а также: организация локального и объектного мониторинга на существующих и вновь проектируемых водозаборах, обустройство - замена оголовков, цементация устьев, ограждений, ремонт - чистка, прокачка и переоборудование скважин; проведение инвентаризации водного сектора Республики Мордовия с целью выявления технически неисправного оборудования; проведение агитационно-разъяснительной и информационной работы. Прекращение действия Программы наступает в случае завершения ее реализации, а досрочное прекращение - в случае признания неэффективности ее реализации в соответствии с решением Правительства Республики Мордовия согласно Порядку разработки и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия, утвержденному постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 августа 2006 г. № 384.
Раздел 3. Перечень программных мероприятий
В соответствии с поставленными целями и задачами реализация Программы включает в себя работу по трем направлениям: организационные мероприятия; технические мероприятия; экономические мероприятия. Организационные мероприятия: определение схемы организации системы водоснабжения и водоотведения в зависимости от градации населенных пунктов Республики Мордовия по отношению к существующим схемам систем водоснабжения и водоотведения; разработка комплекса необходимых мероприятий системы обеспечения питьевой водой на территории республики; районов, схем водоснабжения и водоотведения поселений, просветительских мероприятий, комплектов проектной документации, а также оснащение индивидуальными и групповыми локальными установками доочистки воды малой производительности наиболее социально значимых и уязвимых групп потребителей (детсады, школы, медицинские учреждения) и организация сервисного обслуживания этих установок; разработка мероприятий по применению концессионных соглашений; оформление прав муниципальной и государственной собственности Республики Мордовия на объекты коммунального комплекса. Мероприятия предполагают регистрацию права собственности в установленном порядке на объекты коммунального комплекса (водоснабжения и водоотведения, очистки воды), включая проведение дорогостоящих работ по изготовлению технической и кадастровой документации на каждый объект. В перечень планируемых технических мероприятий Программы включено строительство: артезианских скважин, водонапорных башен, установка водоочистного оборудования; новых водопроводных сетей, колодцев шахтного типа; малогабаритных очистных сооружений канализации, новых канализационных коллекторов в муниципальных районах Республики Мордовия. При модернизации систем водоснабжения и водоотведения будут использованы следующие технологические решения: традиционные решения; инновационные решения с использованием современных технологий очистки воды и стоков, комплектно-блочных, автоматизированных установок и устройств, неметаллических разводящих сетей с монтажом локальных установок доочистки воды малой производительности непосредственно в местах ее потребления. Экономические мероприятия включают в себя совершенствование нормативно-правовой базы в сфере водообеспечения, в том числе в сфере имущественных отношений, и преобразования в сфере тарифного регулирования организаций коммунального комплекса. Основным из таких преобразований является переход к применению метода индексации установленных тарифов на воду. Предельные индексы предполагают установление в среднем по Республике Мордовия и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженных в процентах индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования. Перечень программных мероприятий и объемы их финансирования приведены в приложении 2.
Раздел 4. Обоснование ресурсного
обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет поступающих из федерального бюджета средств и внебюджетных источников, средств республиканского бюджета Республики Мордовия. Основным направлением финансирования Программы является предоставление бюджетных субсидий организациям жилищно-коммунального хозяйства. Организационные мероприятия в рамках Программы предполагают обеспечение эффективного использования имеющихся бюджетных финансовых ресурсов, а также привлечение средств собственников, займов и частных инвестиций. Основная часть программных мероприятий должна быть реализована на республиканском и муниципальном уровнях при методическом и техническом содействии на федеральном уровне. Объем финансирования Программы приведен в приложении 1.
Раздел 5. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком-координатором Программы является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия, государственными заказчиками являются Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия и Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия. Разработчиком Программы является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия. Текущее управление Программой осуществляет государственный заказчик-координатор - Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия, который выполняет следующие функции: осуществляет координацию деятельности по реализации Программы в целом; проводит мониторинг реализации мероприятий Программы, оценку их достигнутой эффективности; обеспечивает ежеквартальную подготовку отчетов о ходе реализации Программы; совместно с Министерством финансов Республики Мордовия и Министерством экономики Республики Мордовия с учетом хода выполнения мероприятий Программы, мер по привлечению внебюджетных источников финансирования, возможностей республиканского бюджета Республики Мордовия определяет государственную поддержку Программы по объемам централизованных капитальных вложений, прочим текущим расходам и вносит в Правительство Республики Мордовия предложения о финансировании Программы на очередной год; организует размещение в сети Интернет текста Программы, нормативных правовых актов в сфере управления реализацией Программы, информации о ходе реализации Программы. Задачи государственного заказчика: поддержание эффективных направлений использования бюджетных средств для достижения целей Программы; принятие решений об использовании бюджетных средств в соответствии с принципами, определенными в Программе; мониторинг целевого использования бюджетных средств; представление отчетов об использовании бюджетных средств и реализации Программы в целом. Ответственными за формирование, реализацию и исполнение основных мероприятий Программы являются: Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия; Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия. Предложенная форма организации управления и контроля за ходом выполнения Программы соответствует особенностям реализации ее мероприятий. Содержание системы управления и контроля, осуществляемых государственными заказчиками, способно обеспечить своевременное и полное осуществление мероприятий и проектов Программы. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|