Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 02.02.1996 № 38ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 2 февраля 1996 г. N 38 Утратилo силу - Распоряжение Президента Республики Марий Эл от 02.11.2006 г. N 285-рп О КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ В целях проведения единой государственной политики в области информатизации и совершенствования деятельности системы органов исполнительной власти и местного самоуправления Правительство Республики Марий Эл постановляет: 1. Утвердить концепцию информатизации Республики Марий Эл. 2. Администрации Президента Республики Марий Эл, Отделу информационных ресурсов Правительства Республики Марий Эл совместно с министерствами и ведомствами до 01.07.96 разработать и представить в Правительство Республики Марий Эл необходимые нормативные документы, регулирующие процесс создания и использования информационных ресурсов в Республике Марий Эл. 3. Отделу информационных ресурсов Правительства Республики Марий Эл разработать и представить в Правительство Республики Марий Эл до 01.03.96 Программу информатизации Республики Марий Эл на 1996 г. 4. Рекомендовать администрациям районов и городов предусмотреть в местных бюджетах выделение средств на информатизацию. 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Отдел информационных ресурсов Правительства Республики Марий Эл. Глава Правительства Республики Марий Эл В.ЗОТИН Утверждена постановлением Правительства Республики Марий Эл от 2 февраля 1996 г. N 38 КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ Данная концепция является основным документом для разработки программ информатизации органов государственной власти и местного самоуправления Республики Марий Эл. При разработке концепции использовались следующие материалы: Концепция информатизации Нижегородской области, материалы Нижегородского регионального фонда информатизации, Концепция информатизации чувашской Республики, материалы Комитета при Президенте Российской Федерации по информатизации, материалы ГУИР ФАПСИ, материалы Отдела информационных ресурсов Правительства Республики Марий Эл. ВВЕДЕНИЕ Целью концепции является определение основных принципов создания, развития и функционирования информационной системы (в дальнейшем именуемой "ИС") органов государственного управления и местного самоуправления Республики Марий эл. Задачи концепции: - сформировать единый подход к вопросам построения, функционирования и развития ИС в республике; - создать нормативную базу для ускоренного продвижения работ по проектированию ИС; - представить возможность потенциальным абонентам ИС определить варианты их участия и места в создаваемой ИС. Информационная система представляется как многоуровневая система, схема которой приведена на рис.1. Рис.1 Схема многоуровневой информационной системы ---------------- ---------------- ¦Информационные¦ ¦Информационные¦ - 5 уровень информации ¦ службы ¦ ¦ системы ¦ служб ---------------- ---------------- ----- ----- ----- ¦БД1¦ ¦БД2¦ ¦БДn¦ - 4 уровень информационных ----- ----- ----- ресурсов --------------------------- ¦Центр управления системой¦ - 3 уровень --------------------------- интегрированной системы ----- ----- ----- ¦LAN¦ ¦MAN¦ ¦WAN¦ - 2 уровень компьютерных ----- ----- ----- коммуникаций --¬ --¬ --¬ --¬ --¬ --¬ --¬ --¬ --¬- 1 уровень пользователей --- --- --- --- --- --- --- --- --- ИС LAN - Local Area Networks (Локальные сети) MAN - Metropolitan Area Networks (Городские сети) WAN - Wide Area Networks (Глобальные сети) БД - Базы данных, Базы знаний Работа каждого уровня в приведенной схеме строится с опорой на ресурсы уровней, расположенной ниже. Пользователи ИС осуществляют доступ к информации, хранящейся в база данных (базах знаний), используя компьютеры и средства коммуникации. Базы данных, в свою очередь, поддерживаются в актуальном состоянии соответствующими системами и службами. К настоящему моменту работы по созданию ИС в республике привели к реализации частного фрагмента этой схемы, содержащего уровень 1, уровень 4 и отдельные элементы уровня 2 и 3. Поэтому, в настоящей концепции описаны следующие уровни: уровень информационных ресурсов (4) уровень интегрированной системы (3) уровень компьютерных коммуникаций (2). предметом концепции не является подробное описание принципов внутренней организации уровней пользователей ИС и информационных служб. Для концепции существенны только общие положения, затрагивающие особенности формирования системы на этих уровнях. Уровень пользователей ИС (1) является предметом по большей части системного и технического проектов. Уровень информационных служб (5) - продукт самоорганизации и саморазвития системы (за исключением информационных служб, обеспечивающих Правительство и ведомства республики). Это ограничение позволит разрешить существующее противоречие между: - с одной стороны, жесткими требованиями к средствам компьютерных коммуникаций и способам представления в системе информационных ресурсов, обеспечивающим техническую, информационную и технологическую совместимость и единство системы, а также единство ее организационных принципов; - с другой стороны, свободой в развитии и выборе различных вариантов технических решений потребителями и поставщиками информации, аналитическими службами и другими информационными системами и т.д., что обеспечивает необходимую гибкость и динамичность системы. Кроме того, этот подход создает необходимые предпосылки для пользования информационной системы органов республиканского управления в качестве основы для создания информационной системы Республики Марий Эл, которая потенциально может охватывать самые разнообразные сферы деятельности. 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИНФОРМАТИЗАЦИИ Экономические реформы, происходящие в Республике Марий Эл, предъявляют новые требования к организации информационных систем. Изменяются формы представления информации и структура информации, меняется набор показателей, характеризующих ситуацию, периодичность их представления и т.д. В условиях становления рыночной экономики, нарастающего многообразия проблем, требующих оперативного решения, обоснованность и эффективность решений, принимаемых органами управления, во многом зависит от качества и оперативности информационно-аналитического обслуживания Правительства Республики Марий Эл. Происходит переход от фактографии к аналитико-прогнозному представлению материалов. Его особенность заключается в обеспечении многовариантности подходов к решению различных проблем (закрыть или укрупнить предприятие, ввести или отменить налог, определить куда лучше вложить средства и т.д.). Простого информирования для органов управления, получающих все больше информации в виде цифровых показателей, сейчас недостаточно. Эффективно управлять сегодня можно только с помощью оперативно действующего аналитического аппарата и достоверных прогнозов. Информация, как ресурс развития и управления в республике, используется недостаточно. Органы власти и управления ощущают дефицит необходимой и своевременно поставляемой информации. Необходимо учитывать также тесную взаимосвязь информатизации Правительства Республики Марий Эл с общим уровнем информатизации республики, необходимость тесных ее связей и контактов не только с органами власти и управления всех уровней, но и с предприятиями, коммерческими структурами и т.д., с прямым воздействием ее решений на все виды человеческой деятельности в республике. Данная концепция предполагает концептуальное описание информационной системы, которая позволит органам управления всех уровней республики решать стоящие перед ней вопросы на современном технологическом уровне. СФЕРА КОМПЕТЕНЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ Правительство Республики Марий Эл в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Марий Эл обеспечивает: исполнение Законов РФ, актов, принятых Президентом и Правительством РФ; исполнение Законов Республики Марий Эл, актов, принятых Президентом и Правительством Республики Марий Эл; осуществление программ социально-экономического развития; связь между органами государственной власти и управления РФ и органами местного самоуправления; привлечение населения, общественных организаций и объединений к управлению республикой. Полномочия Правительства Республики Марий Эл охватывают следующие сферы: разработка проектов и обеспечение выполнения планов и программ социально-экономического развития, республиканского бюджета; составление балансов денежных доходов и расходов населения, трудовых ресурсов, земельных и др.; формирование внебюджетных фондов, организация взимания налогов и сборов; управление республиканской собственностью, а также федеральной в пределах делегированных полномочий; взаимодействие с предприятиями, учреждениями и организациями различных форм собственности; разработка и выполнение республиканских программ развития сельского хозяйства, рационального использования земли и других ресурсов, охраны природы; организация проектирования и подготовка титульных списков по стройкам и объектам, находящимся в республиканской собственности; выдача разрешений на строительство на землях республиканского фонда; организация транспортного обслуживания населения, дорожного строительства, развитие систем связи, телерадиовещания; организация работы по коммунальному и торговому обслуживанию населения; создание и контроль за деятельностью предприятий в сфере социально-культурного обслуживания населения; разработка и реализация программ в сфере социальной защиты населения. НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ Структура Правительства Республики Марий Эл непостоянна, она может меняться с течением времени, могут создаваться или упраздняться министерства, комитеты, отделы. Поэтому информационная система не должна привязываться к жестко заданной схеме. Она должна быть ориентирована на основные направления деятельности органов управления и их функции, устанавливаемые Конституциями и законами Российской Федерации и Республики Марий Эл. К функциям Правительства Республики Марий Эл относятся: анализ социально-экономического положения; социально-экономическое прогнозирование; изучение уровня жизни различных слоев населения; решение экологических проблем; обеспечение продуктами питания и ТНП; налаживание внешнеэкономических связей; решение проблем управления народным хозяйством республики; решение проблем финансов и рынка; решение проблем здравоохранения; решение проблем социального обеспечения; решение проблем народного образования; связь с общественными организациями и политическими партиями; связь со средствами массовой информации; координация действий органов местного самоуправления; проведение в жизнь и контроль исполнения решений вышестоящих органов власти и управления. К функции Администрации Президента Республики Марий Эл относятся: подготовка указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, доведение их до исполнителей и контроль исполнения; подготовка указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, доведение их до исполнителей и контроль исполнения; подготовка распорядительных актов Президента, учет, контроль прохождения этих актов, прием граждан, учет писем и т.д. организация взаимодействия между министерствами, ведомствами и администрациями районов и городов Республики Марий Эл, а также с федеральными органами законодательной и судебной власти, исполнительными структурами регионов России. Указанная классификация направлений деятельности и выполняемых функций может уточняться и пополняться по мере функционирования Правительства Республики Марий Эл, но является первоначальной основой для концептуального понимания направлений ее информатизации. ЭЛЕМЕНТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ В структуре Правительства Республики Марий Эл подготовку аналитических обзоров по различным направлениям деятельности (по заказам Президента), подготовку прогностических, экспертных материалов для разрешения различных ситуаций, выявление характера тенденций в развитии республики, формирование предложений по их усилению или ослаблению выполняет Министерство экономики. В Министерстве экономики должны разрабатываться меры по внедрению готовых и разработке новых методов экономического анализа и прогнозирования, внедрению современного программного обеспечения для обработки информации, созданию баз и банков данных. Использование существующего опыта специалистов Министерства экономики и различных отраслевых министерств и ведомств в рамках Отдела информационных ресурсов Правительства Республики Марий Эл (ОИР) позволило бы поднять уровень информационного обеспечения Правительства Республики Марий Эл даже при существующей технической инфраструктуре. Координирует деятельность всех структур в республике, занимающихся вопросами информационного, технического и программного обеспечения ОИР в соответствии с его Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл. ОИР обеспечивает закупку лицензионных программных продуктов с целью создания единой информационной среды в республике. ОИР решает следующие задачи: - разработка и проведение государственной политики в сфере информатизации; - подготовка предложений о приоритетах в сфере информатизации; - проведения государственной экспертизы информационных, автоматизированных, информационно-вычислительных систем и сетей, систем баз и банков данных, а также государственного контроля за их созданием и использованием; - координация деятельности по разработке республиканских программ в сфере информатизации и участие в их реализации; - разработка предложений по совершенствованию механизма регулированию рынка информационных услуг; - осуществление функций государственного заказчика по республиканским системам информатизации; - инвентаризация информационно-вычислительных ресурсов республики, анализ их состояния и использования; - мониторинг и маркетинг в сфере информатизации, создание и ведение баз данных об информационных ресурсах предприятий, организаций и социальных служб; - распространение новых информационных технологий и передового опыта информатизации; - координация деятельности предприятий и служб инфраструктуры информатизации; - осуществление взаимодействия с местными органами власти и управления, ведомствами и организациями по реализации прав и регулированию экономических отношений юридических и физических лиц, участвующих в информатизации; ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (ИНФРАСТРУКТУРА) Развитие технической инфраструктуры информатизации Правительства республики и оперативное управление системой в целом обеспечивает ОИР. Оперативное управление компонентами системы осуществляют соответствующие службы в подразделениях Правительства Республики Марий Эл. Разработку технических планов, проектов развития технической инфраструктуры и их реализацию обеспечивает ОИР. Предлагается такой подход: не создавать новую организационную структуру, а укрепив и усилив уже имеющиеся, возложить на ОИР функцию Центра управления системой (центр сбора информации, ее аналитической обработки, технического и программного обеспечения информационной системы Правительства Республики Марий Эл). Структура системы представлена на рис.2. Рис.2. Организация инфраструктуры информатизации Правительства ------------------- ¦Президент, ---------------------------- ¦Правительство РМЭ¦ ¦ ------------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Министерство экономики ¦ -------------------- ----------------------- ¦ ¦Министерства, ¦ ¦Аналитическая ¦ ¦ ¦комитеты, ¦ ¦обработка информации,¦ ¦ ¦управления, отделы¦ ¦прогнозирование ¦ ¦ -------------------- ----------------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Центр управления системой (ОИР) ¦ ¦ -------------------------------------------- ¦ ¦Координирование развития ИС. Техническое и¦ ¦ ¦информационное обеспечение. Аналитическая ------- ¦обработка информации. ¦ -------------------------------------------- ¦ --------------------------------------------------------- ¦ ¦ ¦ ¦ --------------- --------------- ----------------- -------------- ¦Районные ¦ ¦Комитет ¦ ¦Предприятия, ¦ ¦Организации ¦ ¦и городские ¦ ¦по статистике¦ ¦организации ¦ ¦за пределами¦ ¦администрации¦ ¦ ¦ ¦различной формы¦ ¦республики ¦ --------------- --------------- ¦собственности ¦ -------------- ----------------- 3. БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ "Информация" - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления; "Информатизация" - организационный социально-экономической и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов; "Документированная информация (документ)" - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать; "Информационные процессы" - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации; "Информационная система" - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы; "Информационные ресурсы" - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах); "Информация о гражданах (персональные данные)" - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность; "Конфиденциальная информация" - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации; "Секретная документированная информация" - документированная информация ограниченного доступа, содержащая сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом "О государственной тайне". "Средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий" - программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы; должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию; "Собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения" - субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами; "Владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения" - субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных законом; "Пользователь (потребитель) информации" - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В процессе функционирования ИС (создания, эксплуатации и развития) решаются следующие задачи: Традиционные задачи: - информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений с опорой на внутрирегиональную информацию; - информационное обеспечение деятельности федеральных органов государственного управления. Задачи, актуальные в настоящее время: - установление горизонтальных информационных связей с субъектами Российской Федерации; - установление прямых информационных связей с зарубежными партнерами республики; - представление информации о деятельности Правительства Республики Марий Эл населению и действующим на территории республики субъектам. Перспективные задачи: - создание основ для построения информационной системы республики; - участие в создании единого информационного пространства Российской Федерации. Общие требования к ИС: - совместимость к системам регионального, межрегионального и федерального управления, с локальными, региональными, федеральными и международными отраслевыми информационными системами; - ориентированность на пользователя - руководителей и специалистов органов регионального управления; - исключение монополии на информацию со стороны какого бы то ни было звена федерально-региональной системы управления, а также нарушений прав интеллектуальной собственности, а также авторских прав; - обеспечение безопасности в отношении защиты государственной, коммерческой и частной тайны в соответствии с международными и федеральными нормами. Для этого должны быть предусмотрены и непрерывно действовать организационно-правовые механизмы и инженерно-технические средства; - обеспечение высокой степени ее живучести в угрожаемых и чрезвычайных ситуациях, эквивалентной степени живучести мобилизационной и оборонной инфраструктур региона; - обеспечение максимальной гибкости и способности к саморазвитию, - в процессе формирования ИС должен соблюдаться принцип разумной достаточности ресурсов, т.е. необходимо обеспечить постепенное поэтапное наращивание ресурсов; - в процессе эксплуатации ИС должен соблюдаться принцип "привлекательности" центра, т.е. необходимо обеспечить опережающее развитие уровня сервисных услуг в ядре системы, по отношению к возможностям ее абонентов и других ИС; - ИС должна обеспечивать высокую надежность и живучесть, т.е. отказ какой-либо компоненты не должен приводить к отказу всей системы. СУБЪЕКТЫ ИС Информационная системы является средой информационного взаимодействия субъектов ИС. С точки зрения ИС все взаимодействующие в ней субъекты подразделяются на две основные категории: Субъекты, являющиеся внутренними абонентами ИС: - подразделения органов исполнительной власти Республики Марий Эл, города Йошкар-Олы, районов и городов республики; - подразделения федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории Республики Марий Эл. Субъекты, являющиеся внешними абонентами ИС: - подразделения органов представительной власти Республики Марий Эл, города Йошкар-Олы, районов и городов республики; - предприятия и учреждения любой формы собственности и подчиненности, действующие на территории Республики Марий Эл; - население области; - другие ИС. В структуре ИС субъекты обеих категорий выступают в качестве: - органов, разрабатывающих стратегию развития ИС; - органов оперативного управления ИС; - источников и поставщиков информации; - потребителей информации; - органов, обрабатывающих информацию; - органов, реализующих проекты в ИС; - органов, контролирующих реализацию этих проектов. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ИС Генеральным заказчиком ИС является Правительство Республики Марий Эл. Координацию разработки стратегии и оперативное управление ИС осуществляет ОИР, структуру и организационные принципы которого определяет Генеральный заказчик. Порядок взаимодействия между внутренними абонентами ИС и ОИР регламентируются нормативными актами Президента и Правительства Республики Марий Эл. Порядок взаимодействия между внешними абонентами ИС и ОИР (или между собой) регламентируется договорными соглашениями. 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СИСТЕМЫ Принципы формирования информационных ресурсов: - первичная информация переводится на машинные носители однократно, т.е. дублирование информации или ее повторный ввод в ИС допускается только при специально проводимых мероприятиях по проверке достоверности тех или иных информационных источников; - вопросы выбора форматов обмена информацией решаются на основе использования международных и российских стандартов таких как, ASCII, GIF, IGES, DXF, HP-GL, КОИ-7, КОИ-8 и т.д.; - полученная и сконцентрированная в ИС информация в пределах, оговоренных регламентом доступа, предлагается для потребления внешним абонентам ИС. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА С учетом специфики организации работ в подразделениях органов государственного управления республики информационные потоки организуются по двухуровневой схеме: - уровень Правительства Республики Марий Эл, состоящий из двух подуровней: 1) уровень ОИР; 2) уровень министерства, ведомства; - уровень администрации района республики. В общем случае, информационный обмен в системе необходимо рассматривать как совокупность следующих потоков информации: Потоки с детерминированными маршрутами: - "восходящий" - обеспечивающий сбор первичной информации, отчетности и запросов на получение информационно-справочных материалов (Пример: район-республика-столица); - "нисходящий" - обеспечивающий доведение до исполнителей: директивных материалов, управленческих решений; - информационно-справочных материалов, необходимых для функционирования органов регионального управления определенного уровня (Пример: столица-республика-район). Потоки с непрогнозируемыми маршрутами: - "горизонтальный" поток внутри свободно организуемых отраслевых подсистем ИС; - произвольно-ориентированный поток прямой переписки субъектов ИС. "Горизонтальный" поток координирует доминирующий в отраслевой подсистеме орган (им может быть ведомство, предприятие, информационное агентство и т.д.). Часть "нисходящего" потока, связанного с доведением директивных материалов и управленческих решений координирует орган, инициирующий эти материалы. Другая часть "нисходящего" потока, связанная с поставкой информационных материалов, а также весь "восходящий" поток на уровне республиканского центра организуются по схеме на рис.3. Рис.3. Структура потоков информации ----------------------------- ------------- ---------¬ ¦ ОИР ---------потребитель¦ ¦источник------(центр управления системой)¦ ------------- ---------- ¦- - - - - - - - - - - - - -¦ ------------- ---------- ¦ ---------потребитель¦ ¦источник------¦ реестр ресурсов ¦¦ ------------- ---------- ¦ ¦ ---------- ¦- - - - - - - - - - - - - -¦ ------------- ¦источник------ ------распростра-¦ ---------- ----------------------------- ¦нитель ¦ ¦ ¦ ------------- ¦ ¦ -------------------------- ¦ ¦ ¦потребитель¦¦потребитель¦ ¦ ¦ -------------------------- -------- ----------- ----------------------------------------------------- ¦источник ¦ обработка инфомации ¦ потребитель¦ ----------------------------------------------------- ОИР обеспечивает: - координацию информационного обмена в системе; - оптимизацию информационных потоков; - взаиморасчеты между источниками и потребителями информации. В качестве источников и потребителей информации могут равноправно выступать внутренние и внешние абоненты ИС. Аналитические структуры выступают одновременно в роли потребителей и источников вторичной информации. Сам ОИР также выступает в роли структуры, перерабатывающей информацию, в случае необходимости изготовления специальных форм подачи информации (Специализированные базы данных, графическая интерпретация данных, компьютерная верстка печатных изданий и.т.д.). В отношениях "источник-потребитель" в случае, если они оба являются внутренними абонентами ИС, доминирующим является вышестоящее подразделение или орган управления. Во всех других случаях доминирующим является источник. Условия предоставления информации: - частота (периодичность); - достоверность; - формат представления; - объем (номенклатура данных); - указания по дальнейшему использованию или реакции; - регламент доступа (с перечнем обязательных адресатов); - цена; определяется доминирующим партнером связки "источник-потребитель" и могут корректироваться ОИР только по согласованию с ним. В качестве распространителей в ИС могут выступать подразделения органов государственного управления, обеспечивающих связь с общественностью, средства массовой информации и действующие на информационном рынке информационные агентства и фирмы. На районном уровне информационный обмен должен обеспечиваться районным отделением ОИР, связанным прямым информационным каналом с ОИР и функционирующим по схеме аналогичной рис.2. ОИР проводит анализ информационного рынка с учетом заказов, полученных от потребителей информации. По найденным материалам на основании договоров с источниками информации ОИР формирует реестр информационных ресурсов системы. Если по требованию источника информации ОИР не имеет права представлять полученную информацию абонентам ИС, договор с источником заключает непосредственно потребитель. По ресурсам с подобными ограничениями в реестре делаются особые пометки. В случае, если затребованный информационный материал не может быть получен от источника в электронном представлении или соответствующем формате, работы по его переводу в требуемый формат могут производиться ОИР по отдельным соглашениям с потребителями. В реестре, по каждому включенному в него пункту, указываются данные по его востребованности другими потребителями. Потребители информации на основе договоров, заключенных с ОИР, получают доступ к информационным ресурсам системы. Часть потребителей получают информацию через сеть распространителей. Если информационные ресурсы с нерегламентированным доступом заказываются более чем одним потребителем, они могут помещаться в центральную базу данных. Районное отделение ОИР ведет собственный реестр информационных ресурсов для своего уровня. Часть этого реестра после агрегатирования и переработки первичной информации включается в реестр республиканской ИС. ФИНАНСИРОВАНИЕ Формирование реестра информационных ресурсов производится за счет средств потребителей информации и соответствующих статей местного и республиканского бюджета (через программы ОИР). Информационный обмен между внутренними абонентами системы строится на безвозмездной основе. Гарантией получения информации в этом случае является выполнение утверждаемой Правительством республики структуры их информационных обязательств. Доходы от коммерческого использования информационных ресурсов внутренних абонентов ИС аккумулируются в ОИР и могут быть использованы, по согласованию с источником доходов: - для удовлетворения информационных потребностей подразделений Правительства Республики Марий Эл информацией, получаемой от внешних коммерческих источников; - в инвестиционных программах ОИР. Прочие доходы от оказания информационных услуг внешним абонентам ИС используются для финансового обеспечения работы ОИР. Для исключения дублирования затрат внутренних абонентов на информационные материалы не рекомендуется производить их закупку от внешних источников без согласования ОИР. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ Устойчивость информационных ресурсов обеспечивается следующими мероприятиями: Адаптация к изменению ситуации. В соответствии с изменяющейся структурой органов регионального управления и изменением их информационных потребностей, производится постоянная корректировка системы информационных обязательств внутренних абонентов и обновление реестра информационных ресурсов. Поддержание регламента доступа к ресурсам. ОИР обеспечивает контроль за соблюдением полномочий субъектов ИС на операции с информацией, находящейся в центральных базах данных (права на чтение, запись, удаление). В отношении баз данных, находящихся под управлением субъектов ИС, контроль за соблюдением полномочий абонентов осуществляется администрациями соответствующих баз. ЭТАПНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ 1. Проведение исследования информационных потоков для формирования системы информационных обязательств внутренних абонентов ИС. 2. Развитие системы сбора первичной информации на базе отделов республиканской статистики и служб социологических исследований (в том числе и в районах республики). 3. Разработка свода методик аналитической обработки информации. Использование в качестве экспертов специалистов соответствующих подразделений Правительства Республики Марий Эл и, при необходимости, создание служб системного анализа. 4. Создание и развитие в районных центрах информационных служб (районных отделений ОИР), передачей им отработанных элементов информационных технологий. 5. КОММУНИКАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СИСТЕМЫ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ Коммуникационные ресурсы должны организовываться на принципах открытых систем, т.е. базовые технологии, обеспечивающие функционирование ИС, являются общедоступными. Коммуникационные ресурсы должны быть организованы по иерархическому принципу. ИС должна быть интегрирована в мировые информационные системы и сети. ИС должна иметь возможность интегрировать в себя самостоятельные подсистемы, имеющие собственную информационную и техническую политику и административное управление. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА Часть оборудования и каналов связи, находящихся в собственности ОИР или им арендованных, и обеспечивающих функционирование ИС, являются централизованными коммуникационными ресурсами ИС. Управление ими осуществляет коммуникационная служба ОИР, которая выполняет следующие функции: 1. Решение задач сетевого соединения и маршрутизации: - соединение с российскими, европейскими и всемирными сетями и информационными системами и представление в них интересов ИС Республики Марий Эл; - развитие информационной инфраструктуры в Республике Марий Эл; - проектирование схем маршрутизации соединений и информационных потоков в ИС. 2. Обеспечение работоспособности коммуникационных ресурсов. 3. Создание и поддержание базы данных ресурсов ИС и управляющей информации этих ресурсов. 4. Поддержание единого адресного пространства и единого пространства имен объектов и ресурсов ИС. 5. Координация работ, ведущихся в рамках создания ИС. 6. Разработка регламента взаимодействия с абонентами системы, администрациями подсистем ИС и внешними ИС. Прочие коммуникационные ресурсы ИС управляются при взаимодействии с ИС администраторами систем, сетей и абонентских пунктов в соответствии с регламентом, согласованным с коммуникационной службой ОИР. Телекоммуникационная система ИС строится по иерархической схеме, в которой корневым элементом является ЛВС Правительства Республики Марий Эл, включающая в себя централизованные ресурсы (в дальнейшем называемая "центральной ЛВС"). Варианты выхода абонентов ИС на центральные коммуникационные ресурсы приведены на рис.4. Рис.4. Схема телекоммуникационной системы ИС ---- ---- ---- ---- ---- ---- ------ ------ ------ ------ ------ ------ ------ ------ ------ ------ ------ ------ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ------------------ ------------------------------------------ ¦ ---Центральная ЛВС (ЛВС Правительства РМЭ) ¦ ¦ ------------- ------------------------------------------ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Шлюзы и ¦ ¦ ¦ ------------------ другие ¦ ¦ ¦ ------Коммуникационная---------\ИС и --- --- --- --- ¦служба ЦУС (ОИР)---------/ср-ва ¦7¦ ¦2¦ ¦1¦ ¦4¦ ------------------ связи. --- --- --- --- ¦ ¦ ¦ Выход в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гло- ¦ ¦ ----------------- --- ------------------ бальные ¦ ¦ ¦ЛВС абонента ИС¦ ¦3¦ ¦Подчиненный ¦ ИС. ¦ ¦ ----------------- --- ¦коммуникационный¦ Выход в ¦ ¦ ¦ ---- ¦ ¦узел ¦ магис- ¦ ¦ ---- ---- ¦ ------ ¦ ------------------ трали ¦ ¦ ------------ ¦ ------ ¦ --- ¦ --- город- ¦ ¦ ------------ ¦ ------- ¦6¦ ¦ ¦5¦ ских ¦ ---- ¦ ¦ --- ¦ --- сетей. ¦ ¦ ---------------- ¦ ¦ ---- ¦ ¦ ¦ ¦ ------ ¦ ¦ ¦ ¦ ------ ¦ --- --- ---- ¦ ¦7¦ ¦7¦ ¦ --- --- ¦ ¦ ¦ ¦ --------------------------------- ------------Передающая эфирная система ¦ --------------------------------- ЛВС - локальная вычислительная сеть ЦУС - центр управления системой Вариант 1 предполагает объединение кабельных систем центральной ЛВС и ЛВС абонентов ИС путем соединения файловых серверов этих сете. Он обеспечивает регламентированный доступ с любой рабочей станции ЛВС абонента к любой рабочей станции центральной ЛВС и других, соединенных таким образом ЛВС, а также к центральным коммуникационным ресурсам. Наиболее предпочтителен для объединения удаленных на небольшое расстояние друг от друга ЛВС (подразделения Правительства Республики Марий Эл внутри Дома Правительства). Вариант 2 предполагает выход на центральные коммуникационные ресурсы с рабочей станции ЛВС абонента. Прохождение электронной почты в этом случае требует участия оператора на этой рабочей станции. Этот вариант не имеет технического обоснования, но может быть принят, как промежуточный перед использованием варианта 1. Варианты 1 и 2 организационно требуют согласования регламента работы серверов объединяемых сетей. Варианты 3 и 4 - абонент подключается по телефонной линии непосредственно к центральным коммуникационным ресурсам. Этот вариант обеспечивает соединение для территориально удаленных абонентов ИС, для, соответственно, одиночного компьютера или ЛВС абонента. Варианты 5 и 6 аналогичны вариантам 3 и 4, но производятся с использованием промежуточного подчиненного коммуникационного узла. Вариант 7 основывается на односторонней (от коммуникационной службы к абонентам) передаче информации с использованием радио - или телепередающих устройств. Поступление информации на эти устройства организовано по прямому каналу между ними и коммуникационной службой ОИР. Все варианты соединения и передачи информации предполагают возможность передачи адресной и закрытой информации независимо от физического качества каналов передачи. Для внутренних абонентов ИС вопросы выбора типа коммуникационного оборудования и варианта выхода на центральные коммуникационные ресурсы решаются только по согласованию с ОИР. Внешние абоненты по этим вопросам могут обратиться за рекомендациями и консультациями в ОИР. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ Обеспечение устойчивости коммуникационных ресурсов обеспечивается за счет: - создания системы безопасности и защиты данных в ИС, контроля и оперативного уведомления о возникающих проблемах и способах их разрешения, - введения избыточных элементов, т.е. резервирования каналов связи и наиболее ответственных элементов коммуникационного оборудования, - обеспечение непрерывного обслуживания централизованных ресурсов; - сбора статистической информации о работе с ИС с целью прогнозирования ее функционирования, планирования развития и оптимизации управления; - применения адаптивных алгоритмов маршрутизации сообщений. ЭТАПНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ 1. Монтаж центральной ЛВС. 2. Организация выхода в глобальные сети через коммуникационные ресурсы центральной ЛВС. 3. Объединение ЛВС абонентов ИС внутри Дома Правительства по варианту 1 (в порядке исключения - по варианту 2). 4. Подключение удаленных абонентов ИС по телефонным линиям непосредственно к центральным коммуникационным ресурсам, в том числе, администраций районов республики (варианты 3 - 4). Для районов с высокой интенсивностью информационного обмена и большим количеством абонентов организовать подчиненные коммуникационные узлы (варианты 5 - 6). 5. Организация взаимодействия на районном уровне всех абонентов ИС с районными администрациями по телефонным линиям или кабельным системам, для вывода их на прямую связь по одному каналу с центральными коммуникационными ресурсами ИС. 6. Переход, по мере загрузки коммутируемых телефонных каналов, к организации некоммутируемого соединения. 7. Перевод части регулярного "нисходящего" информационного потока на передающую эфирную системы (вариант 7). В качестве обратной связи для этой системы использовать ранее отработанные варианты с 3 по 6. 8. Организация на формирующейся сети подчиненных коммуникационных узлов горизонтальных межузловых связей, повышающих надежность и гибкость системы. Схема внутриреспубликанского фрагмента телекоммуникационной системы ИС на конечном этапе развития показана на рис.5. На схеме цифрами обозначены различные подразделения органов республиканского управления на уровне республиканского центра и соответствующие им службы в районах республики (ими могут быть администрации всех уровней, органы статистики, социального обеспечения, налоговой инспекции и т.д.). Аналогично могут быть подключены к системе любые внешние абоненты ИС, имеющие отделения или филиалы в районах республики. Рис.5. Схема внутриреспубликанского фрагмента телекоммуникационной системы 3 ¦ 2 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ 1 ¦ ¦ ¦ 5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---------- 1 -------------- район 1 ¦ 1 ¦ ¦ ---------------------- ¦ 2 ¦ ¦ ¦ | | ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ | ---------- ¦ ¦ ----------------- | ----------- 3----республиканский------------------------ район 2 ----3 ¦центр ---------------------------------- ----------------- | | ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ | | ¦ 4 4 ¦ ¦ ¦ | | ¦ ¦ ¦ ¦ | ---------- 5 5 ¦ ¦ | | ¦ ----------------------- --------------- район N ¦ ----------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 5 ¦ ¦ ¦ 1 ¦ ¦ ¦ 4 ¦ 2 ¦ 3 ¦ ¦ - основные коммуникационные каналы ¦ --- ----- | - межузловые связи | ----- ¦ - связь абонента с подчиненным узлом ¦ ----- ФИНАНСИРОВАНИЕ Развитие центральных коммуникационных ресурсов финансируется генеральным заказчиком ИС из соответствующих статей республиканского бюджета и внебюджетных фондов. Это обеспечивает приобретение необходимого компьютерного, коммуникационного оборудования и оплату каналов связи. Финансирование развития подчиненных коммуникационных узлов производится за счет средств абонентов ИС. Оплата аренды каналов связи с подчиненными коммуникационными узлами производится на основе договоров между ОИР, абонентом ИС и собственником каналов АО "Мартелком". Доступ к центральным коммуникационным ресурсам оплачивается в зависимости от категории абонента и вида коммуникационных услуг. Общий прейскурант тарифов на коммуникационные услуги по ценам и номенклатуре определяется исходя из соглашений ОИР администрациями глобальных сетей и шлюзов, на которые организован выход ИС. При использовании кабельных систем третьей стороны, их эксплуатация оплачивается по условиям договора их эксплуатации. Договор эксплуатации с собственником кабельных систем может заключать ОИР, с последующим распределением расходов на обслуживаемых абонентов ИС. Все внешние абоненты используют центральные коммуникационные услуги на основе общего прейскуранта ОИР. По результатам деятельности вводятся льготы по оплате использования коммуникационных ресурсов для внешних абонентов ИС, являющихся медицинскими учреждениями или учебными заведениями. Варианты 5 и 6 подключения к ИС через коммуникационные узлы регламентируются договорными отношениями между узлами и подключаемыми абонентами ИС. Отношения самих коммуникационных узлов с ОИР, в свою очередь, регулируются межузловыми соглашениями и договорами. Получение информации удаленными абонентами через эфирную передающую систему для внутренних абонентов осуществляется бесплатно, для внешних абонентов оплачивается согласно действующего прейскуранта. 6. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СИСТЕМЫ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Для обеспечения совместимости программно-технических ресурсов следует придерживаться следующих принципов: - при закупках вычислительной техники следовать рекомендациям ОИР; - закупки и разработки прикладных программных средств согласовывать с ОИР. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ - создаваемые и используемые программно-технические средства должны иметь сетевую поддержку, возможность работы с удаленными и распределенными базами данных и в единой технологии ИС; - создаваемые программно-технические средства должны иметь согласованные форматы представления данных и протоколы обмена данными; - структура баз данных должна быть полностью описана и быть общедоступна. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ Основными целевыми функциями представления информации на обращенном к человеку уровне являются: - повышение информационной емкости и мощности представления; - обеспечение дружественности представления (естественность, наглядность, эффективность, персонифицированность формы представления под конкретного человека); - усиление интерактивности представления; - введение и усиление культурного уровня представлений (фоновые заставки, формы представления документов, сводных отчетов, аналитических и прогнозных обзоров, разработанных в том или ином художественном стиле). Образная дружественно-графическая компонента представления, как наиболее мощная и естественная для человека, должна быть учтена на всех уровнях ИС. При сборе информации с объектов и субъектов управления статистическая информация должна быть представлена наряду с вербально-цифровой формой в виде деловой графики, картографическая информация - в виде схем, чертежей и предметно-образном виде. Важным фактором, усиливающим правополушарную обработку информации (образные, эмоциональные, ситуативные, эмпатические моменты) является культурный уровень, в том числе художественный стиль графических и образных форм представления информации, особенно важный в случае публичного разъяснения управленческих решений. Новое поколение неоренессансных управленческих интегрированных систем требует и несколько иного, хотя и преемственного, технического обеспечения. Необходим комплекс графической периферии, средств мультимедиа и соответствующих программных продуктов. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА Все вычислительные ресурсы делятся на: - вычислительные ресурсы ОИР; - вычислительные ресурсы абонентов ИС. Вычислительные ресурсы ОИР служат для удовлетворения информационных и вычислительных потребностей всех абонентов ИС и обеспечивают: - поддержание работоспособности всей системы; - хранение и работу с центральными базами данных; - работу программных средств, требующих большого объема вычислений. Вычислительные ресурсы абонентов ИС служат для удовлетворения информационных и вычислительных потребностей ограниченного числа пользователей и обеспечивают: - работу прикладных задач абонента; - хранение и работу с локальными базами данных. Контроль за процессом создания и эффективностью работы вычислительных ресурсов первой группы осуществляет персонал ОИР. Аналогичный контроль за вычислительными ресурсами абонентов ИС осуществляется самими абонентами (или их компьютерными подразделениями) совместно с ОИР. Контроль за функционирование центральных баз данных осуществляет администратор баз данных ОИР. Аналогичный контроль за базами данных, установленных у абонентов ИС, осуществляют соответствующие службы абонентов. ФИНАНСИРОВАНИЕ Финансирование создания, развития и эксплуатации вычислительных ресурсов осуществляется: для вычислительных ресурсов ОИР: из республиканского бюджета, бюджета ОИР, федерального бюджета и других источников; для вычислительных ресурсов абонентов ИС: из бюджета самих абонентов и других источников. При использовании вычислительных ресурсов какого-либо абонента ИС другими абонентами взаиморасчеты могут осуществляться через ОИР. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ Обеспечение устойчивости информационного обеспечения системы осуществляется следующими мероприятиями: - резервированием вычислительных систем; - резервным копирование данных; - регламентными профилактическими мероприятиями; - защитой информации и обеспечением безопасности (аналогично коммуникационным ресурсам); - применением современных криптографических алгоритмов. ЭТАПНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ 1. Установка у всех потенциальных абонентов ИС совместимых между собой компьютеров и программных средств общего пользования. 2. Установка сервера центральных баз данных в ОИР. 3. Организация документального обмена между абонентами ИС посредством электронной почты. 4. Организация локальных сетей абонентов ИС и установка на них специализированных баз данных. 5. Организация доступа к центральным и специализированным базам данных через межсетевое соединение, либо через средства удаленного доступа. 6. Организация распределенных баз данных в ИС. 7. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Центральным звеном переработки информации при принятии решений в организационной системе является лицо, принимающее решение (ЛПР) и решающее следующие задачи: распределение ограниченного ресурса, планирование, контроль, разработка регулировочных и управленческих мероприятий. Концептуально ИС за один цикл выработки и реализации управленческого решения выполняет три основных функции: 1. Информационную, в которой ИС выполняет функции сбора, агрегатирования и представления первичной информации. 2. Советующую, в которой ИС решает задачи обработки первичной информации в рамках справочно-аналитических и экспертных систем. 3. Управляющую, в которой ИС решает задачу оперативного доведения управленческих решений до исполнителей и контроля за выполнением этих решений. На рис.6 представлена функциональная схема автоматизированной системы принятия решений, представляющая последовательность этапов и фаз решения задач управления. Этап 1. На этапе оценки состояния вопроса через последовательность фаз сбора первичной информации, определение целей управляющих воздействий и критериев их эффективности, формируются задания исходных данных для автоматизированной системы поддержки, а также необходимый объем первичной информации для ЛПР, которое принимает непосредственное участие в определении целей и критериев эффективности. Этот этап реализуется ЛПР вместе со своим аппаратом сотрудников. Сбор первичной информации осуществляется из локальных баз данных, которые могут находиться на различных иерархических уровнях ИС. Этап 2. На этапе выработки возможных вариантов решения на основе исходных данных, полученных на этапе 1, используется система генерации решений. Целью является представление ЛПР возможных вариантов решения рассматриваемого вопроса. Этот этап выполняется соответствующей подсистемой ИС в режиме диалога "ЭВМ-оператор", где в качестве оператора выступает сотрудник аппарата ЛПР (Исполнитель 2). Рис.6. Функциональная схема автоматизированной системы принятия решения ---------- -------------------------------------- ¦Влияние ¦ ¦Лица, принимающие решения (ЛПР) ¦ ¦иных ---------(Президент, Зам.Главы Правительства,------- ¦факторов¦ ¦руководители министерств, комитетов,¦ ¦ ---------- ¦отделов) ¦ ¦ -------------- -------------------------------------- ¦ ¦Базы знаний,¦ ---------------------------------------- -------- ¦экспертные ¦ | ----------- -------------- | ¦этап 3¦ ¦системы --|---Генерация-------- ¦Разработка ¦ | -------- -------------- | ¦возможных¦ ¦ ¦приказов и ¦ | | ¦вариантов¦ ¦ ¦распоряжений¦ | | ¦решений ¦ ¦ -------------- | | ----------- ¦ ¦ ¦ | -------------- ¦ -------- ¦ ----| | ¦ ¦этап 2¦ ¦ ¦| | ¦ -------- ¦ ¦| | ¦ ¦ ¦| | ------------------------ -------------------- ¦|---------- | ¦Определение целей ¦ ¦Доведение приказов¦ ¦|¦Телеком-¦ | ¦управления и критериев--- ¦и распоряжений до --¦|-муни- ¦ | ¦эффективности ¦ ¦ ¦исполнителя ---|¦кальные ¦ | ------------------------ ¦ -------------------- ¦|¦системы ¦ | ¦ ¦ ¦ ¦|---------- |Аппарат ¦ -------- ¦-----|-- ¦ | ЛПР ¦ ¦этап 1¦ ¦¦этап|4¦ ¦ ---------------- ¦ -------- ¦-----|-- ¦ | ¦ ¦ ------------ ¦ ------------- | -------------------- | ------------- ¦Базы данных---|---Сбор информации по¦ | ¦Исполнитель¦ ------------- | ¦данному вопросу ¦ | ------------- ¦ | -------------------- | ¦ ¦ --------------------------- ¦ ---------------------------------------------- ------------ ¦ ¦- фазы принятия и реализации решения, осуществляемые ------------ с использованием ИС Этап 3. Этап принятия решения заключается в выборе из возможных вариантов решения данного вопроса окончательного решения. Этот выбор осуществляет ЛПР - Президент, Заместитель Главы Правительства, руководитель министерства или ведомства. Реализация принятого решения замыкает цикл управления и состоит из следующих фаз: фазы разработки на основе принятого решения приказов и распоряжений, а также выбора состава исполнителей (эту фазу осуществляет Администрация Президента), фазы доведения этих приказов и распоряжений до конкретных исполнителей (эта фаза реализуется по каналам ИС), фазы реализации приказов и распоряжений конкретными исполнителями. Для автоматизированного контроля за ходом обработки управляющего воздействия исполнителя дают в ИС сообщение о его получении с указанием срока получения, информацию о ходе выполнения задания и достигнутых результатах. Такой замкнутый процесс принятия решения можно реализовать, применяя следующие принципы: принцип информационной полноты, т.е. возможность получения через ИС всей необходимой первичной информации для выработки решения; принцип реализуемости управленческого решения, наличия методов поиска возможных вариантов ответа на поставленный вопрос, а также сил и средств на выполнение принятого решения. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ Правовое обеспечение информационных процессов и информатизации в республике основывается на законодательстве РФ и нормативных и распорядительных актах, принятых Государственным собранием, Президентом и Правительством Республики Марий Эл. Законы РФ: 1. Об информации, информатизации и защите информации; 2. О средствах массовой информации; 3. О государственной тайне; 4. Об архивах и архивном фонде; 5. О федеральных органах правительственной связи и информатизации; 6. О коррупции; 7. Об интеллектуальной собственности; 8. О принципах регулирования информационных отношений в государствах - участниках СНГ; 9. Об авторском праве; 10. О сборе за патентование и сертификацию программного обеспечения; 11. О правовой охране программ для ЭВМ и БД; 12. О президентской программе по правовой информатизации. (Указ Президента Российской Федерации от 04.08.95 N 808). Президентом РФ издан Указ "О мерах по реализации правовой информатизации России" и утверждена Концепция правовой информатизации России (распоряжение от 28.06.93 N 966). Проекты Законов РФ: 1. О коммерческой тайне; 2. О связи; 3. О научно-технической информации; 4. Об информационном обеспечении экономического развития и предпринимательской деятельности; 5. О внесении изменений и дополнений в Кодексы РФ в части установления ответственности за правонарушения в работе с информацией; 6. Об охране прав граждан в условиях информатизации; 7. Об участии в международном информационном обмене и контроле за эксплуатацией информационной продукции; 8. Об информационном обеспечении региональной информатизации; 9. Об авторском праве и смежных правах. На республиканском уровне: Постановления Правительства Республики Марий Эл: 1. Об информационном обеспечении органов госуправления (от 07.06.93 N 203); 2. Об информатизации Республики Марий Эл (от 24.08.93 N 209); 3. О совете по информатизации при Правительстве Республики Марий Эл (от 04.04.94 N 100); 4. Об отдельных вопросах создания республиканской инжиниринговой сети (от 30.05.94 N 172); 5. О создании Отдела информационных ресурсов (от 26.06.95 N 192); 6. Об информационном обеспечении предпринимательств в Республике Марий Эл (от 30.06.95 N 197). Распоряжения Правительства Республики Марий Эл: 1. Об основах государственной политики в сфере информатизации (от 15.03.94 N 163-рп); 2. О мерах по реализации правовой информатизации в Республике Марий Эл (от 20.04.94 N 260-рп); 3. Об Указе Президента Российской Федерации "О совершенствовании информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти и порядке их взаимодействия при реализации государственной политики в сфере информатизации" (от 02.08.94 N 490-рп); 4. О контрольно-информационном отделе Администрации Президента Республики Марий Эл (от 24.10.94 N 670-рп); 5. О создании эталонного банка данных правовой информации Республики Марий Эл (от 04.04.95 N 179-рп); 6. О переходе на компьютерный выпуск нормативных документов органов исполнительной власти Республики Марий Эл (от 23.05.95 N 309-рп); 7. О государственной политике в сфере информатизации (от 04.09.95 N 562-рп). 9. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ Степень обеспечения безопасности и защиты данных в ИС должна быть адекватна степени угрозы, а также ценности самой информации. Для обеспечения безопасности и защиты данных ОИР производит анализ риска и на его основе строит и проводит политику безопасности. Для защиты информации разрабатывается и реализуется план защиты, а также осуществляется постоянный контроль за работой системы в целях предотвращения нарушения защиты. Абоненты ИС, имеющие собственные информационные ресурсы, могут проводить самостоятельную политику безопасности, не противоречащую политике безопасности ОИР. Отнесение информации к определенному уровню конфиденциальности производится на основании действующего законодательства РФ. На начальных этапах функционирования в ИС не допускается присутствие секретной информации. Контроль за этим обеспечивают специальные службы Министерства безопасности РФ и ФСБ Республики Марий Эл, соответствующих подразделений республиканской и районных администраций. На последующих этапах развития ИС все технические и программные средства, обрабатывающие документированную информацию с ограниченным доступом, а также средства защиты этой информации подлежат обязательной сертификации в организациях: Государственный информационный регистр Комитета Российской Федерации по информатизации, Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Конфиденциальная информация может быть помещена в ИС только с согласия ее источника. При возникновении разногласий между внутренними абонентами ИС по правомерности отнесения информации к этой категории, этот вопрос решается на основе заключения специальной комиссии Республики Марий Эл. Определение информации, как содержащей коммерческую тайну, кроме случаев, оговоренных действующим законодательством, производится на основе лицензионных соглашений. 10. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ Для реализации положений концепции необходимо обеспечить на начальном этапе следующую последовательность действий: 1. Довести материалы концепции до руководителей всех подразделений Правительства Республики Марий эл, глав администраций городов и районов республики. 2. Обеспечить в популярном изложении публикацию основных положений концепции в средствах массовой информации региона. 3. Руководителям подразделений Правительства Республики Марий Эл, главам администраций городов и районов республики обеспечить проведение работ по следующим направлениям: - анализ информационных потребностей своих подразделений; - разработка предложений по переквалификации персонала; - инвентаризация программно-технических средств, находящихся на балансе подразделений, а также приступить к организации информационно-коммуникационных служб внутри своих подразделений с численностью персонала, соответствующей их информационным потребностям. 4. С учетом полученных от подразделений правительства Республики Марий Эл материалов, ОИР приступить к выполнению следующих работ: - подготовке материалов системного и технических проектов ИС; - установлению связей с потенциальными разработчиками элементов ИС; - предварительному анализу необходимости финансирования начального этапа работ по системному проектированию; - разработке проектов документов, необходимых для создания и эксплуатации ИС. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|